Органы валютного контроля юридических лиц в РФ: кем осуществляется, кто является агентами в Российской Федерации

Органы валютного контроля юридических лиц в РФ: кем осуществляется, кто является агентами в Российской Федерации

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития “ВЭБ.РФ”.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 406-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 285-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В период с 30.03.2020 по 30.09.2020 не применяются меры за нарушения уполномоченными банками сроков формирования и передачи информации органам валютного контроля (Информация Банка России от 26.06.2020).

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Центральный банк Российской Федерации вправе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), определить порядок представления резидентами, являющимися стороной внешнеторгового договора (контракта), предусматривающего передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в Центральный банк Российской Федерации информации о получении ими денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), либо об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидентов.

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ)

Перечень резидентов, которые обязаны представлять информацию, указанную в абзаце пятом настоящей части, формируется Центральным банком Российской Федерации по критериям, определенным Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), и размещается на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ)

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

Часть вторая статьи 22 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 9 декабря 2018 г. – Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития “ВЭБ.РФ”.

Читайте также:
Кассовые аппараты с функцией передачи данных: модернизация, порядок перехода, что можно сделать из кассового аппарата
Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 1 июля 2021 г. – Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 223-ФЗ

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Соглашение об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Москва, 1 августа 2008 г.)

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Центральный банк Российской Федерации вправе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), определить порядок представления резидентами, являющимися стороной внешнеторгового договора (контракта), предусматривающего передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в Центральный банк Российской Федерации информации о получении ими денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), либо об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидентов.

Перечень резидентов, которые обязаны представлять информацию, указанную в абзаце пятом настоящей части, формируется Центральным банком Российской Федерации по критериям, определенным Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), и размещается на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

  • Что относится к органам валютного контроля в РФ
  • Что относится к агентам валютного контроля в РФ
  • Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2021 – 2022 годах
  • Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ?
  • Итоги

Что относится к органам валютного контроля в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Узнать больше о специфике валютного контроля в отношении граждан и организаций вы можете здесь.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По закону № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Подробнее об особенностях валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, читайте здесь.

Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2021 – 2022 годах

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

Читайте также:
Акт на списание материалов: образец, причина списания, скачать бланк

Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили ключевые нюансы проведения валютного контроля. Получить бесплатный пробный доступ к специальному материалу на эту тему вы можете прямо сейчас.

Как уже отмечалось выше, Правительство РФ и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

  • Правительство РФ, находясь на уровне контроля I, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
  • ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
  • Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ?

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Но не стоит забывать, что фактически валютным контролем занимаются таможенные структуры. Подробнее об этом читайте в специальном материале от экспертов «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему.

Итоги

Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:

  • из Правительства РФ и ЦБ РФ, совмещающих функции регулирования и контроля;
  • органов отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органов валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений;
  • агентов валютного контроля — уполномоченных банков и приравненных к ним структур, а также Внешэкономбанка. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.

Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.

Тема 2. Валютное регулирование и валютный контроль внешнеэкономической деятельности

Цель — исследование законодательно-нормативных актов, регулирующих валютные операции для того, чтобы учесть принципы их проведения при осуществлении бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа операций в иностранной валюте.

Задачи:

Оглавление

2.1. Характеристика валютных операций и валютных ценностей

Основным нормативным документом, регулирующим порядок проведения валютных операций, является Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Закон № 173-ФЗ продолжает процесс либерализации государственной валютной политики. Динамичное развитие экономики РФ, воплощение в жизнь концепции ориентации на экспорт готовой продукции, вступление в ВТО, завоевание надежных позиций на международном рынке будут способствовать завершению процесса либерализации и переходу с 1 января 2007 г., как это заложено в идеологии Закона № 173-ФЗ, к практике проведения любых валютных операций без каких-либо регулирующих условий.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона к валютным операциям относятся следующие:

  • Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Закона).

Внутренние ценные бумаги — это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ, и иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ (подпункты 3 а, б пункта 1 статьи 1 Закона).

Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам (подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Закона).

  • Приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
  • Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
  • Перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ.
  • Перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ.
  • Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа в случаях, разрешенных законом.
Читайте также:
Ведение бухгалтерского учета: основные правила и способы, методы и требования для ООО

Из приведенного состава валютных операций следует, что одним из их видов являются операции с валютными ценностями между резидентами.

Однако Законом № 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены (пункт 1 статьи 9). Речь идет об исключениях, когда такие операции допускаются.

Валютные операции между резидентами в соответствии со статьей 9 Закона № 173-ФЗ допускаются в случаях:

  • расчетов между резидентами и уполномоченными банками (получение и возврат кредитов, банковские гарантии и вклады, купля и продажа иностранной валюты и др. — пункты 2-3 статьи 9; пункт 6 статьи 12; пункт 3 статьи 14);
  • расчетов между комитентом и комиссионером, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых контрактов (подпункт 3 пункта 1 статьи 9);
  • расчетов по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования по товарам, ввозимым и вывозимым за пределы РФ, а также по страхованию этих товаров (подпункт 4 пункта 1 статьи 9);
  • проведения операций с внешними ценными бумагами (подпункты 5-6 пункта 1 статьи 9);
  • по операциям, связанным с обязательными платежами (по налогам, уплачиваемым в иностранной валюте — подпункт 7 пункта 1 статьи 9);
  • расчетов в магазинах беспошлинной торговли и при реализации товаров и оказании услуг пассажирам при международных перевозках (подпункт 2 пункта 1 статьи 9).

2.2. Валютное регулирование и валютный контроль ВЭД, органы и агенты валютного контроля, их права и обязанности

Валютное регулирование осуществляется путем определения правил проведения валютных операций, издания нормативных актов, установления единых форм учета и отчетности, а также порядка и сроков их представления.

Федеральный закон № 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Валютное законодательство состоит из Федерального закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Органы валютного регулирования могут издавать соответствующие акты, отнесенные к их компетенции, только в случаях и в пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ.

В Законе № 173-ФЗ определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения, то есть операций, подлежащих регулированию и контролю.

Право регулирования ряда валютных операций, связанных с движением капитала, установление инструментов регулирования предоставлено Правительству РФ и Центральному банку РФ (ЦБРФ).

С 1 июля 2006 г. подлежат регулированию ЦБ РФ валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, которые предусматривают только требование об использовании спецсчетов и регистрации.

Инструкцией ЦБ РФ от 07.06.2004 г. № 116-И определены основные операции, которые резиденты (российские предприниматели и организации) должны проводить через специальные банковские счета:

  • при получении от нерезидента валютного займа или кредита, передаче нерезиденту внешних ценных бумаг;
  • при предоставлении нерезиденту валютного займа или кредита, приобретении у нерезидента внешних ценных бумаг.

Требование об использовании спецсчетов действует до 1 января 2007 г.

Закон № 173-ФЗ разрешает резидентам — юридическим лицам без ограничений с 18 июня 2005 г. открывать счета или вклады в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (пункт 1 статьи 12). Таких стран в настоящее время более 30. Открытие счетов в других государствах до 1 января 2007 г. осуществляется в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета (пункт 3 статьи 12).

Требование о предварительной регистрации счета в налоговых органах организациями и индивидуальными предпринимателями в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, установлено указаниями Банка России от 04.05.2005 г. № 1574-У.

Перечень необходимых документов указан в Правилах осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.10.2005 г. № 623.

За нарушение установленного порядка открытия счетов, расположенных за пределами территории РФ, предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц от 50 до 100 МРОТ, на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ.

Резиденты обязаны не позднее месяца со дня заключения или расторжения договора об открытии и закрытии счета в иностранном банке уведомить налоговые органы по месту своего учета (пункт 2 статьи 12 Закона № 173-Ф3). Кроме того, резиденты — юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам или вкладам в иностранных банках (пункт 7 статьи 12).

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 278.

Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра-регистраторы, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля (территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, налоговые, таможенные органы).

Читайте также:
Форма М-29 "Списание материалов" и акт: образец заполнения

Функции по осуществлению контроля органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом № 173-Ф3 распределены следующим образом: Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами; федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль за совершением валютных операций всеми остальными резидентами и нерезидентами, кроме кредитных организаций и валютных бирж.

Функции по координации деятельности в области валютного контроля возложены на Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию по валютным операциям, открытию и ведению счетов. Обязательной срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в соответствии с законодательством РФ обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

2.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Положение об ответственности за нарушение валютного законодательства предусмотрено статьей 25 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства установлена статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, в соответствии с этим Кодексом установлены следующие виды ответственности за нарушение валютного законодательства:

  • осуществление валютных операций, запрещенных законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета . влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц в размере от ¾ до одного размера суммы незаконной валютной операции;
  • нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц — от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ;
  • невыполнение в установленный срок резидентом обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентом товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные услуги, переданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от ¾ до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках;
  • невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной собственности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от ¾ до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ;
  • несоблюдение установленных порядка ведения или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ;
  • нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ.

Отдельно следует остановиться на основных положениях Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Данный Закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

В статье 2 определена сфера применения Федерального закона «Об экспортном контроле». Он распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных данным Федеральным законом.

Читайте также:
Отраслевой коэффициент в 2021 году. Методы отраслевых коэффициентов для юридических лиц

При этом списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указаниями Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее, чем через 3 месяца со дня их официального опубликования (статья 6 Закона).

Перечень методов осуществления экспортного контроля предусмотрен статьей 7 Закона. Среди них — идентификация контролируемых товаров и технологий, разрешительный порядок экспорта, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий, валютный контроль, применение мер ответственности к лицам, нарушившим порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении экспорта контролируемых товаров и технологий.

Реализация государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля в Российской Федерации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля, определенный Правительством Российской Федерации (статья 11 Закона). Эти функции осуществляет Министерство экономического развития и торговли. На Минэкономразвития России возложены в установленном порядке координация и регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе в сфере экспортного контроля.

Выдачу лицензий Минэкономразвития России осуществляет через своих уполномоченных в регионах.

Статья 23 Закона посвящена учету внешнеэкономических сделок. В данной статье устанавливается обязательство для российских участников внешнеэкономической деятельности — учет сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля. Срок хранения документов, относящихся к таким внешнеэкономическим сделкам (договоры, акты приемки-передачи, счета (инвойсы), транспортные, иные товаросопроводительные документы и др.) не может быть менее 3 лет.

Ответственность за нарушение законодательства в части экспортного контроля предусмотрена статьей 31 Закона. Данная статья предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность юридических лиц предусмотрена статьей 32.

Выводы

В результате изучения данной темы студенты должны:

  1. Знать содержание валютных операций, законодательно-нормативные документы, регулирующие их проведение; принципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности; меры ответственности за нарушение валютного законодательства.
  2. Уметь применять законодательно-нормативные документы, регулирующие валютные операций, при осуществлении бухгалтерского, учета и анализа ВЭД.

Валютный контроль 2021: что нужно знать

Автор: Екатерина Кищук Юрист 1С-WiseAdvice

Валютный контроль 2021: что нужно знать

Автор: Екатерина Кищук
Юрист 1С-WiseAdvice

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

Читайте также:
Как выплачивать зарплату за октябрь 2021 года. Оплата нерабочих дней с 28 октября

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Читайте также:
Чем отличается счет от счет-фактуры: в чем разница

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского обслуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

Что такое валютный контроль в банке

Сделки с участием иностранного капитала всегда были объектом пристального внимания государственных органов. Почему так важно соблюдать все требования и нормативы, и кто осуществляет контроль за инвалютой, расскажем в статье.

  • Законодательная база
  • Формы валютного контроля
  • Кто проводит валютный контроль
  • Какие сделки подлежат валютному контролю
  • Какие документы необходимы
  • Штраф за нарушение валютного контроля

Законодательная база

Владимир – директор небольшой, но перспективной ИТ-компании. Ему не составило труда найти первого иностранного клиента. Сотрудничество прошло отлично, но, когда встал вопрос о порядке оплаты, Владимир обратился к бухгалтеру. Оказывается, поступление иностранных денег на счет – вовсе не простая задача.

Поступление иностранной валюты на счет компании – это то, за чем пристально следят сотрудники банка. Нельзя просто взять и получить деньги от зарубежных коллег: существуют определенные правила, по которым проходят подобные сделки.

При этом не стоит полагать, что контроль призван ограничивать сделки с привлечением иностранного капитала. Напротив – такие сделки разрешены.

Цель валютного контроля состоит в том, чтобы обеспечить прозрачность и законность операции.

Подобный контроль включает в себя тщательную проверку документов и всех этапов соглашения, где фигурирует иностранный капитал. Делается это с целью выявить нарушения и сообщить об этом в Центробанк. А он, в свою очередь, уведомляет налоговые органы.

Проверку движения иностранных денежных единиц контролирует Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” N 173-ФЗ. Также существуют другие инструкции и нормативные акты, выпущенные Центробанком, которые регулируют деятельность организаций по контролю за валютами. Например, инструкция о правильном представлении отчетности по валютным операциям.

Действия, направленные на регулирование инвалюты, достаточно широки:

  1. регулирование оборота валюты на территории России;
  2. выдача лицензий на куплю-продажу валютных средств;
  3. контроль за поступлением инвалюты через границу страны;
  4. установление правил для соглашений по импорту и экспорту.

Под внимание банков попадают все операции, где задействованы иностранные деньги, причем сумма может быть любой. Даже если фигурирует всего 1$.

Компании говорят, что пополнение счета происходит дольше обычного. Почему?

На время проверки деньги поступают на так называемый транзитный счет. Они будут находиться там, пока вы не предоставите документы, по которым ведется сделка с иностранной компанией. И только после этого банк одобрит операцию, а затем переведет средства на валютный счет.

Читайте также:
Заполнение разделов 8 и 9 декларации по НДС в 2021 году

Также помимо внутренних мер регулирования существуют и международные соглашения по контролю сделок с участием иностранного капитала, в которых участвует и Российская Федерация. Например, это Соглашение о валютном регулировании со странами СНГ. При возникновении спорных случаев международные договоры имеют приоритет над внутренними нормативами и законами.

Вы вкладываете много сил и средств в собственный бизнес. А Совкомбанк позаботится о том, чтобы финансирование дела приносило выгоду. Уже знаете точную сумму? Рассчитайте ее онлайн на калькуляторе и заполните онлайн-заявку на кредит для бизнеса.

Формы валютного контроля

Пока бухгалтер готовила документы для проведения операции, Владимир занялся изучением основных положений. Ему не хотелось сталкиваться с проблемами, поэтому он решил узнать, что представляет собой процесс проверки.

Чтобы упорядочить работу по надзору за инвалютой, Правительство выделило несколько форм и методов контроля.

Форма в данном случае – это способ организации и проведения контрольных мер.

Регулирование инвалюты внутри страны можно поделить на три формы:

  • Предварительный.

Как видно из названия, эта форма контроля имеет место до начала валютной операции. Она включает в себя предупредительные меры, которые на первом этапе еще не связаны с нарушением, но призваны помочь их избежать.

Например, это могут быть:

  1. оформление паспорта сделки для учета операций с инвалютой;
  2. передача данных о заведении счета в иностранном банке;
  3. наличие документов, которые подтверждают валютные сделки.
  • Текущий.

Проводится во время сделки и операций с инвалютой. Сюда относятся пресекающие меры, которые направлены на выявление нарушений и на привлечение к ответственности, если порядок действий не соблюдался.

Например:

  1. распоряжение устранить имеющиеся нарушения;
  2. отказ в проведении операции с валютой.
  • Последующий.

Эта форма регулирует сделку после ее завершения. Она включает меры, предусмотренные законодательством в виде штрафов и даже уголовной ответственности.

Основные методы, которыми пользуются органы надзора – запрос и проверка.

Запрос Проверка
Распоряжение контролирующего органа предоставить документы и сведения о проведении валютных операций и открытых счетах. Анализ информации с целью выявить нарушение валютного законодательства, а также исправить это нарушение.

При этом виды контрольных мероприятий делят на три группы:

  1. Проверка следования нормативным актам и валютному законодательству;
  2. Проверка отчетности и учета валютной операции;
  3. Получение информации по проведению сделки с инвалютой.

Если у вас запросили документы по сделке, то на предоставление дается 7 дней со дня запроса.

Кто проводит валютный контроль

Владимиру было очевидно, что Центробанк, как главный по регулированию потока иностранного капитала, заинтересован в соблюдении законов больше всего. Кто же еще занимается проверкой?

Все верно. Центробанк является одним из органов, который проверяет соблюдение всех мер. Но не только он.

Помимо этого задействованы 3 уровня госорганов:

  • Правительство РФ;
  • Органы валютного контроля: Центробанк, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба;
  • Агенты валютного контроля: уполномоченные банки.

Чем же занимаются все участники проверки? У каждой организации есть свои права и обязанности.

Начнем с прав. У органов и агентов права схожи, но у органов они шире.

А вот обязанностей у агентов больше:

Какие сделки подлежат валютному контролю

У Владимира появился вопрос: как в будущем узнать, какие сделки попадают под процедуру контроля? Ведь это не первый его иностранный партнер. Всегда ли нужно проходить через все этапы? К тому же бывают разные виды сделок: например, когда юрлица из России в виде исключений расплачиваются не рублями.

В поле зрения закона попадают следующие виды операций:

  1. Поступление инвалюты и ценных бумаг через границу страны;
  2. Все виды операций между резидентами (физлицо или юрлицо РФ) и нерезидентами (участник иностранной стороны);
  3. Операции между нерезидентами в рублях;
  4. Операции между резидентами в валюте.

Какие документы необходимы

Когда Владимир обратился к бухгалтеру с просьбой оформить все документы, первым делом у него спросили сумму сделки и объяснили, что для разных сделок нужен разный набор документов. Все зависит от того, какой итог будет указан в договоре.

Какую отчетность нужно предоставить:

  • Сумма сделки в пределах 200 тысяч рублей: сообщите банку только код операции;
  • Если вы прописываете в договоре итог от 200 тысяч до 3 млн рублей, то банковскому работнику потребуется договор, акт или счет;
  • Если же на ваш счет импортом поступает от 3 млн до 6 млн рублей, или же вы берете кредит, то предоставьте договор;
  • В случае, если соглашение превышает 6 млн рублей, то вас тоже попросят предоставить договор.

Сумма в контракте должна быть указана в рублях. Для правильного перевода ориентируйтесь на курс Центробанка.

Штраф за нарушение валютного контроля

Алексей, знакомый Владимира, полагал, что главное – это подать документ, и ничего не случится, если он опоздает на пару дней. Но в итоге налоговая наложила на него штраф. Выходит, сроки все же нужно соблюдать?

Самый интересный вопрос, который волнует всех предпринимателей: что же будет, если вовремя не подать документы или же вовсе умолчать о такой сделке?

Главный источник информации, на который стоит ориентироваться в этом вопросе, это статья 15.25 “Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” N 195-ФЗ.

Конечно, незнание правил не освобождает от ответственности. Чтобы из-за отсутствия опыта не попасть под санкции, рассмотрим несколько примеров, которые являются нарушениями:

  • Вы участвуете в незаконных валютных сделках, запрещенных законодательством, а также в сделках, в которых совершены с нарушением норм закона (покупка или продажа инвалюты, чеков);
  • Предоставили в налоговую сведения об изменении статуса счета, изменении реквизитов счета или вклада позднее срока или с нарушением норм;
  • Вы не дали актуальную информацию о движении средства на счетах, открытых за пределами Российской Федерации;
Читайте также:
ЭКЛЗ касса: что это такое в кассовом аппарате, срок действия на 2021 и 2021 годы, когда заканчивается

Александр, директор завода, заключил с иностранной компанией соглашение на поставку нового оборудования. Сделка была оформлена по всем правилам, деньги ушли поставщику, но вот срок поставки прошел, а товар не завезли. Оказывается, за это время зарубежная компания разорилась и не сможет предоставить оборудование. Юрист Александра объяснил, что он нарушил один из пунктов:

  • Не вернули в РФ денежные средства, уплаченные иностранной стороне за товары или услуги, которые так и не были предоставлены на территории страны.

Что грозит не самому ответственному предпринимателю, если он нарушит хотя бы одно требование?

Его могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Регулируется Кодексом об административных правонарушениях:

Наказание зависит от того, кто совершил нарушение, физическое или юридическое лицо, а также от суммы сделки в договоре.

Штраф может достигать 50 тысяч рублей.

Регулируется Уголовным кодексом:

Уголовное наказание серьезнее: лишение свободы до 12 лет.

Как предпринимателю избежать проблем с налоговой и судами

Основные правила успешного заключения соглашения – это соблюдение сроков, предоставление всех отчетов и правильное их оформление, следование законодательной базе.

Если у вас нет опыта в ведении таких дел, то поищите грамотного специалиста в области внешнеэкономической деятельности. Он поможет:

  • Оформить специальный счет в банке-агенте;
  • С точностью составить документацию о деталях контакта (дата поступления, сумма);
  • Вернуть средства, поступившие на счет иностранного контрагента, если он не предоставил услуги или товары.

Валютный контроль всегда был важной частью проведения сделок с иностранными компаниями. Поэтому от предпринимателей требуется выполнение всех нюансов. Возможно, это покажется долго и сложно, но с опытом вы без труда будете ориентироваться во всех тонкостях закона.

Что представляет собой валютный контроль в РФ

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Понятие и нормативная основа процедуры
  2. Организация контроля валютных договоров
  3. Обязанности и права участников при проведении операций
  4. Документы для валютного контроля
  5. Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Международные торговые сделки связаны с рядом финансовых рисков. Для соблюдения согласованности сделок с национальными интересами страны предусмотрено применение специальных защитных инструментов, одними из которых служит проведение валютного контроля.

Вопрос: Организация является агентом (УСН, «доходы минус расходы»), приобретает товар в России и за границей для комитента. Может ли агент в состав расходов принять комиссию, которую удерживает банк за перевод денежных средств, и комиссию, уплачиваемую уполномоченному банку за выполнение функций агента валютного контроля?
Посмотреть ответ

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?
Посмотреть ответ

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?
Посмотреть ответ

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Обязанности и права участников при проведении операций

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Читайте также:
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами: формула, по балансу, норматив

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: