Операторы связи настаивают на налоговых льготах

Операторы связи попросили налоговый вычет на инвестиции в сети

Операторы связи предложили распространить инвестиционный налоговый вычет на цифровую инфраструктуру — сети связи, центры обработки данных и т.д. Это следует из новой версии проекта «дорожной карты» стимулирования инвестиционной активности для развития сетей связи на основе передовых технологий. Документ разрабатывают Минцифры и участники рынка, он обсуждался на совещании операторов с ведомством 15 июня (копия проекта есть у РБК, ее подлинность подтвердили два участника совещания).

Инвестиционный налоговый вычет позволяет уменьшить сумму налога на прибыль по расходам на приобретение, изготовление, модернизацию и реконструкцию основных средств (оборудования). При налоговых платежах в региональный бюджет компании могут списать до 90% расходов на инвестиции в основные средства, в федеральный бюджет — до 10% расходов.

Каждый регион устанавливает свои правила, кто может претендовать на инвестиционный налоговый вычет и на каких условиях. Например, в Москве налоговый вычет полагается компаниям, которые зарегистрированы в столице, работают в сфере обрабатывающего производства (включая производство пищевых продуктов, одежды, металлов, стройматериалов, различных электронных устройств и др.) и имеют статус московского инвестора. Ежегодный объем инвестиций в основные средства должен составлять не менее 200 млн руб. В Санкт-Петербурге инвестиционный налоговый вычет распространяется на обрабатывающее производство и железнодорожный транспорт (ж/д компании должны инвестировать в модернизацию оборудования не менее 1,5 млрд руб. в течение трех лет).

Зачем операторам налоговый вычет

По словам двух собеседников РБК, с идеей ввести инвестиционный налоговый вычет выступил оператор «Эр-Телеком Холдинг». Вычет должен быть предусмотрен «для всех сетей связи и независимо от типа оборудования, чтобы подстегнуть развитие сетей, дата-центров и цифровой инфраструктуры». В рамках обсуждения идею конкретизировали — распространить действие льготы только на российское оборудование и на сети связи нового поколения. Налоговый вычет вместе с другими мерами стимулирования позволит построить на 10–15% больше инфраструктуры в рамках планируемых бюджетов, привел расчет один из собеседников РБК.

Согласно решению правительства, строить сети пятого поколения мобильной связи (5G) в России можно только на российском оборудовании, которого пока не существует. Эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) ранее оценивали совокупные инвестиции на развитие таких сетей в период с 2021 по 2027 год в 1–1,1 трлн руб. МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» (бренд «Билайн») и «Ростелеком» (владеет Tele2 в России) в совместном докладе указали, что, если им придется строить 5G в диапазоне 4,8–4,99 ГГц, который для этого определило правительство, их капитальные и операционные затраты только для городов с населением более 1 млн человек составят 723,3 млрд руб. до 2030 года и не окупятся минимум в ближайшие 20 лет.

Другой собеседник отметил, что появление в документе новых инициатив может задержать процесс его принятия, потому что их придется отправлять на новый круг согласования с другими ведомствами. Несколько участников рабочей группы предлагали принять базовые, ранее обсужденные меры, а потом думать над поправками. В итоге операторам дали неделю на доработку предложений.

Представитель Минцифры подтвердил РБК, что ведомство обсудило с операторами положения проекта «дорожной карты». «Минцифры находится в диалоге с операторами по всем указанным инициативам, которые выдвинули компании, и заинтересовано в выработке решений», — отметил он. По словам представителя ведомства, планируется вскоре вынести доработанный документ на рассмотрение президиума правительственной комиссии по цифровому развитию.

Представитель «ЭР-Телеком Холдинга» отказался от комментариев. Также поступили представители «Ростелекома», МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома».

Директор по налоговым услугам предприятиям в области связи, информационных технологий и СМИ PwC в России Василий Голованов считает, что инвестиционный налоговый вычет на инфраструктуру позволит софинансировать расходы на ее строительство со стороны государства, а регионы, предоставляя такой вычет, смогут активнее бороться за размещение сетей. «До этого регионы могли привлекать инвестиции в цифровую инфраструктуру в основном только через снижение в допустимых пределах региональной части налога на прибыль», — указал он.

По словам Голованова, в зависимости от формулировок закона эта мера теоретически позволит сэкономить до 100% от суммы инвестиций: ее можно вычитать из сумм налога, а не налоговой базы. Эксперт PwC отметил, что пока инвестиционный налоговый вычет используется мало, поскольку в каждом регионе России, где принято соответствующее законодательство, действуют свои детализированные критерии, устанавливающие, какие объекты каких компаний могут под них подпасть.

По открытым данным ФНС, на конец 2020 года вычетом воспользовались всего 77 компаний на территории 22 регионов, отметил директор департамента налогов и права Deloitte в СНГ Эмиль Бабуров. «Действующая редакция Налогового кодекса и так позволяет применять инвестиционный налоговый вычет ко многим объектам цифровой инфраструктуры, но региональные власти, внедряя этот инструмент на локальном уровне, как правило, не включают телекоммуникационную отрасль в перечень тех, кто его может применять», — пояснил Бабуров. Он назвал подобную льготу «наиболее эффективной инвестиционной из всех потенциально доступных», оценив возможную экономию также в размере «до 100% от суммы инвестиций в соответствующие объекты основных средств».

Как еще планируют поддержать операторов

Среди других обсуждаемых мер поддержки «дорожной карты»:

  • упростить операторам согласование размещения средств связи на аэродромах и в границах приаэродромных территорий;
  • пересмотреть санитарно-эпидемиологические нормативы для увеличения предельно допустимого уровня излучения базовых станций;
  • упростить доступ операторов в многоквартирные жилые дома, чтобы они могли размещать на общедомовой территории сети связи и оказывать услуги жильцам.

В предыдущих версиях «дорожной карты» предлагалось перенаправить средства, которые операторы платят за использование частот (около 20 млрд руб. в год), на освобождение пригодного для запуска 5G-диапазона от средств военных, писал «Коммерсантъ». Сейчас эта плата после поступления в бюджет страны используется на общие цели, однако это предложение не сохранилось в новой версии «дорожной карты». Зато в последнюю версию попали предложения, которые ранее вызывали разногласия у ведомств: снизить плату за радиочастотный спектр для операторов, внедряющих 5G, и увеличить стоимость ресурса для тех, кто развивает устаревшие технологии (но теперь формулировка скорректирована на «создать механизм повышения размеров платы» за частоты для владельцев средств, препятствующих внедрению 5G и в отношении которых власти приняли решение прекратить их использование).

Читайте также:
ФНС разъяснила, как крымским организациям учитывать курсовые разницы

По секрету всему свету. Налоговая требует выдать сведения об абонентах сотовой связи

Налоговики хотят знать не только куда народ тратит деньги, но и с кем общается. С этим вопросом они пришли к сотовым операторам. Однако «Мегафон», «Билайн» и МТС отказались сотрудничать. С этого момента началась долгая история с штрафами и судебными разбирательствами. На кону информация об абонентах и соблюдение норм Конституции РФ.

Создаётся судебный прецедент

Госорганы регулярно пытаются получить у операторов сотовой связи данные об абонентах, но терпят неудачу.

В 2013−2014 годах Центробанк запрашивал сведения о детализации разговоров и идентификационных номерах устройств, с которых совершались звонки, по абонентам «Мегафон» и МТС. Операторы отказались раскрывать сведения. Суд принял сторону сотовых операторов, пояснив, что запрашиваемые сведения составляют тайну телефонных переговоров, которая охраняется ст. 23 Конституции РФ и законом «О связи». Чтобы получить эти сведения, надо иметь постановление суда.

Наступил 2018 год. К сотовым операторам опять пришли ходоки за детализацией. На этот раз от налоговой службы. «Мегафон», «Билайн» и МТС вновь отказали, за что и получили штраф. Операторы пошли в суд, чтобы оспорить решение ФНС.

Большая тройка объединилась против ФНС. Фото: sevastopol.su

Однако Арбитражный суд Москвы принял сторону налоговой. Все три оператора, каждый по своему отдельному делу, получили отказы.

Позиции сторон

Как сообщает «Коммерсант», «Вымпелком» (ТМ «Билайн») ссылается на позицию Конституционного и Верховного суда о тайне телефонных переговоров. То есть, придерживается описанной выше логики. Детализация звонков относится к тайне телефонных переговоров, а значит, защищена конституцией и законом «О связи». МТС и «Мегафон» придерживаются такой же позиции. На стороне операторов Роскомнадзор и Минкомсвязи.

ФНС же считает, что никакой тайны в детализации нет, поскольку это обезличенные данные. Запрашиваемые сведения им нужны, чтобы проверить правильность начисления налогов. Как это связано между собой, в налоговой службе не уточняют. Можем предположить, что по детализации можно отследить круг общения человека и на основании этого сделать выводы о рабочих контактах. Так вычисляются цепочки взаимосвязанных фирм и раскрываются «обнальные» схемы.

Налоговая не рассказывает, зачем ей детализации. Фото: connectedcarewatch.com

Мотивы суда пока не известны. По словам операторов, после того, как будет получено обоснование, они продолжат оспаривать штраф от ФНС и решение Арбитражного суда.

Независимые эксперты расходятся во мнении. Одни на стороне операторов и считают, что нельзя разглашать данные абонентов, если на это нет судебного решения. В противном случае будет нарушен закон. Другие же юристы считают, что требование налоговой обосновано. Раскрытия тайны в данном случае нет, поскольку ФНС полученные сведения не разгласит. У них тоже есть предписания к хранению данных. К тому же, налоговая и так имеет доступ ко многим сведениям. Например, информации по банковским счетам.

Абонентская база сотовых операторов — информационный клад. По закону каждый номер должен быть верифицирован, то есть содержать полные сведения об абоненте. Получается, что кто имеет доступ к операторским данным, будет знать о человеке всё: паспортные данные, прописку, взаимодействия с другими людьми, состояние счёта, активности в интернете и разговорах.

Операторам приходится постоянно держать оборону. У них утекают данные в сеть из-за уязвимости систем и халатности сотрудников, госорганы через суд пытаются получить данные, а банки предлагают создать единую базу абонентов, чтобы проверять заёмщиков. Пока успеха добились только мошенники, крадущие базы данных.

Льготы, отсрочки и налоговые послабления: как защитят бизнес во время коронавируса

Ограничительные меры серьезно повлияли на работу бизнеса. Москва готова помочь предпринимателям, для этого разработали систему поддержки — уже приняты три пакета мер. Налоговые льготы, освобождение от арендной платы или возмещение затрат: на что еще может рассчитывать бизнес — в материале mos.ru.

Первая помощь для бизнеса

24 марта столичные власти утвердили первый пакет мер поддержки бизнеса. Так, до 31 декабря продлили срок уплаты торгового сбора за первый квартал 2020 года. На этот же срок продлили уплату авансовых платежей за первый квартал 2020 года по налогу на имущество и земельному налогу для организаций, работающих в сфере общественного питания, туризма, культуры, спорта, досуга и гостиничного бизнеса. Именно компании, занятые в этих отраслях, больше всего пострадали в сложившейся ситуации.

Организации, которые арендуют землю и недвижимость у города и приостановили свою деятельность на время ограничений, освобождены от платы за аренду на этот период. Это касается организаций, занятых в сфере культуры, спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной и социально-воспитательной деятельности.

Владельцы нестационарных торговых объектов в переходах метро будут платить на 50 процентов меньше по договорам на осуществление торговой деятельности. Эта мера действует на время ограничений. Кроме того, арендаторы земельных участков и объектов в московском метро могут подать заявку на отсрочку по аренде.

Следующий шаг

31 марта столичное Правительство утвердило второй пакет мер по поддержке бизнеса.

Отсрочку по налогу на имущество и земельному налогу распространили на компании, которые занимаются торговлей, предоставлением бытовых услуг, а также на предприятия в сфере общественного питания.

От платежей по аренде городских земельных участков и недвижимости дополнительно освободили предприятия торговли, туризма, общественного питания, бытовых услуг и гостиничного бизнеса, которые приостановили свою деятельность. Мера будет действовать с первого числа месяца прекращения работы до 1 июля 2020 года. Чтобы получить эту льготу, нужно обратиться в Департамент городского имущества.

Как получить отмену платежей по аренде

Еще одна мера касается владельцев помещений, которые сдают в аренду объекты торговли, общепита и бытового обслуживания. Антикризисный грант получат собственники коммерческих площадей, которые минимум вдвое сократят ставку аренды своей недвижимости на весь срок действия ограничений, связанных с коронавирусом.

Грант предоставляется в виде компенсации суммы налогов на имущество и земельных платежей и предназначен для собственников недвижимости, которая используется под торговлю, бытовые услуги, общественное питание и гостиницы. Таким образом, городом разработана уникальная мера поддержки — компенсация собственнику части недополученных платежей.

Читайте также:
Спонсорам спортклубов-профессионалов предлагают льготы по налогаV

Для того чтобы получить грант, собственнику необходимо снизить своим арендаторам арендную плату за второй квартал на двукратный размер компенсации, но не менее чем на 50 процентов от первоначальной ставки аренды.

Кроме того, в рамках третьего пакета мер поддержки аналогичный инструмент был разработан и для тех собственников коммерческой недвижимости, которые не сдают площади в аренду, а используют их самостоятельно. В этом случае город компенсирует 50 процентов налога на имущество и земельных платежей за весь период приостановки работы предприятия.

Кроме того, получателям грантов продлен до 31 декабря 2020 года срок уплаты авансовых платежей за II квартал 2020 года по налогу на имущество и земельному налогу.

Поддержка резидентов, а также малых и средних предприятий в сфере гостиничного бизнеса

Второй пакет мер поддержки также предполагает помощь резидентам Московского инновационного кластера, занятым в ИТ-сфере, промышленности и науке, а также малым и средним предприятиям в сфере гостиничного бизнеса. Субъекты малого и среднего бизнеса имеют право на субсидии на возмещение следующих затрат. При покупке оборудования за свой счет компании могут получить компенсацию до 25 процентов от стоимости зарубежного оборудования и до 35 процентов от стоимости российского. Если предприниматели берут кредит, им смогут компенсировать процентную ставку (в пределах ключевой ставки Центробанка), а при покупке отечественного оборудования процентная ставка кредита увеличивается на пять процентов. При работе с лизингом бизнесменам вернут до 25 процентов лизинговых платежей при покупке импортного оборудования и до 35 процентов — при покупке отечественного.

Предприниматели могут получить одну компенсацию или несколько, но размер возмещения составит не больше 10 миллионов рублей в год.

Выход на международный рынок

Во втором пакете мер большое внимание уделено поддержке столичных экспортеров. Представителям малого и среднего бизнеса возместят затраты на экспорт результатов интеллектуального труда, а также на разработку дизайна и интерфейса в ИТ-сфере, подготовку технической, тендерной, конкурсной документации и лицензионных соглашений, дублирование аудиовизуальной продукции и других операций, которые нужны для выхода товара или услуги на международный рынок.

Кроме того, учрежден грант в размере 10 процентов от выполнения экспортного контракта. Грант не может превышать 10 миллионов рублей или 50 процентов от объема налогов, уплаченных в городской бюджет. По сути, это экспортный кешбэк. Его размер будет зависеть от выручки, которую получит компания благодаря продаже своих товаров за границу.

Планируется, что в этом году объем поддержки экспорта вырастет почти в 2,5 раза, если сравнивать с прошлым годом — с 70 до 200 миллионов рублей. Это позволит удовлетворить больше обращений предпринимателей, в том числе заявки на новые виды субсидий.

Московские экспортеры смогут, как и раньше, компенсировать затраты на транспортировку своей продукции за рубеж, получение охранных документов, сертификацию систем менеджмента качества и подтверждение соответствия товаров зарубежным требованиям. Размер выплат по отдельным мерам финансовой поддержки может вырасти до трех миллионов рублей.

Субсидии по экспорту смогут получить субъекты малого и среднего бизнеса, зарегистрированные в столице не менее чем за полгода до подачи заявки.

Инжиниринг: предпочтение малому и среднему бизнесу

Во втором пакете мер расширен список получателей субсидии на инжиниринг — теперь она доступна участникам Московского инновационного кластера, которые зарегистрировались в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее чем за год до подачи заявки. Ранее этот срок составлял три года.

Субсидия покроет до 50 процентов затрат на изготовление конструкторской документации и опытных образцов, а также на приобретение оборудования. Компенсация не может быть больше 50 миллионов рублей. Оборудование должно быть установлено и эксплуатироваться в Москве.

При рассмотрении заявок предпочтение будут отдавать представителям малого и среднего бизнеса.

Поддержка франчайзи

Во втором пакете мер говорится также и о поддержке предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по договорам коммерческой концессии и субконцессии. Субсидии будут выделяться на возмещение затрат по приобретению оборудования, на оплату коммунальных услуг, выплату правообладателю паушальных взносов и роялти, а также на компенсацию процентов по кредитам и лизинговым платежам.

Размер возмещения в рамках одного договора коммерческой концессии (субконцессии) составит не более одного миллиона рублей.

Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса — производителей товаров, работ и услуг

Впервые вводятся субсидии для малого и среднего бизнеса — производителей собственных товаров, работ и услуг на продвижение их на торговых интернет-площадках и оплату услуг онлайн-сервисов по доставке еды. Возместить могут до 50 процентов комиссии, но не более 700 тысяч рублей до конца этого года.

Выплаты возможны при условии, что размер вознаграждения агрегаторов не превышает 20 процентов от стоимости товара или услуги.

Для молодых компаний

Компании, которым не больше трех лет и которые осуществляют деятельность в приоритетных отраслях, могут рассчитывать на льготные кредиты под восемь процентов годовых на пополнение оборотных средств или инвестиционные цели. Размер кредитов, на которые действует льгота, — от 500 тысяч до 15 миллионов рублей.

Для оперативного информирования предпринимателей о возможностях получения 12 видов субсидий из городского бюджета открыта единая линия поддержки. Она будет работать с понедельника по пятницу с 09:00 до 18:00. Номер телефона кол-центра: +7 (499) 961-01-20. Консультанты будут готовы ответить на вопросы о принятых Правительством Москвы мерах поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, специалисты объяснят порядок действий при оформлении заявок на получение субсидий.

Подробную информацию о действующих мерах финансовой поддержки малого и среднего бизнеса также можно получить в специальном разделе на портале «Московский предприниматель».

Чтобы бизнес смог не только адаптироваться к новым реалиям, но и развиваться дальше, на сайте mbm.mos.ru запущен специальный информационный проект «Коронавирус: важное для бизнеса».

Здесь можно своевременно узнать обо всех действующих и запускаемых мерах поддержки, оперативно получить квалифицированные консультации экспертов, послушать антикризисные вебинары и не только.

Читайте также:
Акцизы прямогонного бензина могут быть перераспределены

Помощь в кредитовании

Третий пакет включает еще несколько мер, которые дополняют и расширяют первый и второй пакеты. Так, до 31 декабря 2020 года вводится отсрочка уплаты авансовых платежей за первый квартал 2020-го по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Эту льготу получат кинотеатры, организации дополнительного образования, санатории и дома отдыха, организаторы выставок и конференций — в общей сложности около 300 организаций.

Кроме того, третий пакет мер поддержки столичного бизнеса касается помощи в кредитовании предпринимателей. Независимо от вида деятельности малый и средний бизнес получит субсидии от городского бюджета на оплату процентной ставки до шести процентов годовых по ранее взятым кредитам. По новым стабилизационным кредитам, которые брались для покрытия текущей деятельности, субсидии будут покрывать ставку до восьми процентов годовых.

Арендодатели, сдающие помещения для размещения гостиниц, получат компенсацию налога на имущество и земельных платежей за второй квартал 2020 года, если снизят ставку по аренде не менее чем на 50 процентов. По оценкам экспертов, эта мера поможет около 1,4 тысячи гостиниц.

50-процентную компенсацию налога на имущество и земельных платежей за второй квартал 2020 года получат собственники недвижимости, в которой располагаются предприятия торговли, общественного питания, гостиничного дела и предоставления бытовых услуг. В целом это касается около 2,6 тысячи организаций.

Строительный и девелоперский бизнес получит отсрочки платежей за изменение цели предоставления земельных участков и аналогичных выплат в городской бюджет.

Около 3,3 тысячи предпринимателей, которые арендуют у города недвижимость и ранее заключили договоры на ее выкуп, тоже получат отсрочку. Выкупные платежи за второй квартал перенесут на конец 2020 года.

Поддержка социальных предпринимателей

Компании, имеющие статус социального предприятия, могут претендовать сразу на три вида субсидий. Размер выплаты из городского бюджета для компенсации процентов по кредитам на поддержку и развитие деятельности, а также на приобретение зарубежного оборудования будет равен ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации. При оформлении займов на приобретение отечественного оборудования социальные предприниматели смогут возместить 11 процентов от размера уплаченных процентов.

С помощью субсидии на лизинг или приобретение оборудования за свой счет социальные предприятия смогут возместить до 25 процентов при работе с отечественным оборудованием и до 35 процентов — при установке на предприятии иностранного оборудования. Кроме того, социально ориентированные предприятия смогут покрыть до 70 процентов расходов на оплату коммунальных услуг по прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями.

Для оперативного информирования предпринимателей о возможностях получения 12 видов субсидий из городского бюджета открыта единая линия поддержки. Она будет работать с понедельника по пятницу с 09:00 до 18:00. Номер телефона кол-центра: +7 (499) 961-01-20. Консультанты будут готовы ответить на вопросы о принятых Правительством Москвы мерах поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, специалисты объяснят порядок действий при оформлении заявок на получение субсидий.

Подробную информацию о действующих мерах финансовой поддержки малого и среднего бизнеса также можно получить на специальном сайте.

Чтобы бизнес смог не только адаптироваться к новым реалиям, но и развиваться дальше, на сайте mbm.mos.ru запущен специальный информационный проект «Коронавирус: важное для бизнеса».

Здесь можно своевременно узнать обо всех действующих и запускаемых мерах поддержки, оперативно получить квалифицированные консультации экспертов, послушать антикризисные вебинары и не только.

Для получения оперативной информации о мерах поддержки бизнеса Правительством Москвы, изменениях в законодательстве и ответов на популярные вопросы запущены телеграм-каналы (@subsidii_msk) «Субсидии московским предпринимателям» и «Коронавирус: важное для бизнеса» (@vmeste_mbm).

С 16 марта работает горячая линия для предпринимателей. Ее специалисты помогают справиться с последствиями нестабильной экономической ситуации, которая сложилась из-за распространения коронавируса. Представители малого и среднего бизнеса могут задать интересующие их вопросы и пройти экспресс-анкетирование, которое позволит разработать новые меры поддержки.

Льготы для IT-компаний в 2021: кто и как может их получить

CEO S4 Consulting

Айгуль Шадрина, CEO S4 Consulting, рассказывает, какие льготы сможет получить IT-компания в 2021 году, как работать с ними и как это отразится на налоговой нагрузке бизнеса.

Налоговый маневр в IT отрасли

31 июля 2020 года был подписан закон о «налоговом маневре в IT отрасли» (п. 1 ФЗ-265 от 31.07.2020). Этот закон говорит о льготах по налогу на прибыль и страховым взносам, но вводит также ограничение на реализацию ПО и услуг по разработке без обложения НДС. Насчет этого в одно время поднялся большой шум в комьюнити IT-предпринимателей. Однако с НДС не все так просто, мы это разберем ниже.

Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

15%, как у обычных компаний (пункт 9 (а, б) статьи 2 №102-ФЗ от 01.04.2020). Льгота распространяется на всех сотрудников, от уборщиц до генерального директора.

  • Снижение налога на прибыль до 3% вместо 20% для IT-компаний на общей системе налогообложения.
  • Льгота по освобождению реализации от НДС работает, если организация внесет свое ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
  • Подробнее рассмотрим вопрос с НДС.

    Льгота по НДС регулируется п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До 31.12.2020 формулировка закона позволяет не облагать НДС реализацию от предоставления прав на использование ПО и при продаже исключительных прав на это ПО.

    Если перевести на понятный язык, то до 31 декабря 2020 года любая компания, которая разрабатывает программный IT-сервис и предоставляет доступ в этот сервис по лицензионному договору, может не облагать эту реализацию НДС. То же самое касается компаний, которые ведут разработку на заказ, только в их случае нужно передавать исключительные права на использование ПО (по сути передача интеллектуальной собственности).

    С 01.01.2021, чтобы воспользоваться этой льготой, потребуется включить разработанное ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 1 ФЗ-265 от 31.07.2020). Это будет дополнительное бюрократическое препятствие для получения льготы IT-компанией, особенно для компаний, которые осуществляют заказную разработку (аутсорсинг).

    Читайте также:
    Швейцарские налоги переходят на криптовалюту

    RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

    В этом законе отдельно отмечается, что льготой не смогут воспользоваться площадки, которые дают возможность рекламного размещения (например, рекламная площадка желтого поисковика).

    Дополнительные особенности работы с этим «льготным НДС»:

    1. IT-компания, работающая на ОСН (общей системе налогообложения) и реализующая свое ПО с помощью этой льготы без НДС, не сможет принять входящий НДС к вычету, который был направлен на эту реализацию (п. 1 ст. 171 НК РФ, п. 4 ст. 166 НК РФ). Если компания для разработки ПО пользовалась услугами и товарами подрядчиков с НДС, то она не сможет принять к вычету этот НДС от подрядчика.
    2. Однако в этом случае (пункт 1) компания на ОСН сможет учесть размер НДС в стоимости товаров и услуг, тем самым уменьшив налог на прибыль (п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Например, компания купила услугу у поставщика на ОСН за 120 рублей, в том числе 20 рублей НДС. Если реализация компании не облагается НДС, то организация примет в расходы 120 рублей (100 рублей стоимость услуг, 20 рублей НДС). Если организация облагает реализацию НДС, то организация примет в расходы 100 рублей (только стоимость товара), а НДС примет к вычету.
    3. Если покупателем IT-компании является компания на ОСН, которая требует входящий НДС, чтобы принять его к вычету, то IT-компания должна выставить реализацию с НДС по 20% ставке. Иначе покупатель не сможет принять НДС к вычету (отсылка к первому пункту).
    4. Если покупателем IT-компании является компания на УСН и IT-компания не будет пользоваться льготой (будет выставлять реализацию с 20% НДС), то в этом случае покупателю не будет выгодно сотрудничать с такой компанией, потому что она не сможет принять НДС к вычету. Если же IT-компания будет использовать льготу, то предложение для покупателя на УСН будет таким же, как от других подрядчиков на УСН.

    Если подытожить, то:

    1. Небольшие IT-компании в основном работают на УСН 6% или УСН 15%, поэтому маневр в НДС и по налогу на прибыль их будет мало касаться.
    2. IT-компании, которые работают на ОСН — это в основном крупные IT-компании, работающие с крупными заказчиками, которые так же на ОСН. Они, скорее всего, вообще не применяют эту льготу, чтобы давать НДС к вычету для своих покупателей.
    3. Компании на ОСН, которые оказывали услуги по разработке сайта для подрядчиков на УСН, не смогут применять льготу, потому что не смогут зарегистрировать сайт в реестре.

    Так что нельзя однозначно сказать, что условное «лишение льготы по НДС» значительно увеличит налоговую нагрузку компании на ОСН или отвернет множество клиентов. Нужно считать.

    Ниже приведена таблица с размером ставок до 2021 и после 2021 года.

    Как получить льготы и как с ними работать

    Для того чтобы применять льготы с 2021 года, организация должна получить аккредитацию Минцифры и включить свое ПО в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных:

    1. Выручка от реализации ПО и баз данных должна составлять не менее 90%. Причем для давно функционирующей организации выручка считается за девять месяцев предыдущего года (организация хочет применять льготы в 2021, значит, за 9 месяцев 2020 года у нее должна быть выручка от реализации ПО в 90%), а для недавно созданной — за последний квартал (организация открылась в 2021 году, сдала квартальную отчетность, и если выручка от реализации ПО составляет 90%, то она может применять льготы).
    2. Среднесписочное количество сотрудников должно составлять не менее семи человек, по максимальному количеству ограничений нет. Условия соблюдения критерия для давно функционирующих организаций и для недавно открытых такие же, как для выручки. Среднесписочное число рассчитывается следующим образом = [общее количество сотрудников за девять месяцев или за последний квартал, которые были в компании] / [девять месяцев или три месяца].
    3. Для получения льгот по НДС потребуется подать документы через сайт реестра. Главные условия получения льгот: чтобы ПО попадало в коды продукции (их можно найти в приложении №1 к официальной методичке с сайта реестра), чтобы ПО попадало в нужный класс программного обеспечения (приложение №2 из официальной методички), чтобы организация имела исключительные права на ПО, доля участия граждан РФ составляла более 50% (пункт 2). Полные официальные требования указаны в правилах ведения реестра, пункт 5.

    Как получить льготы

    Налог на прибыль и страховые взносы

    Чтобы получить льготы по страховых взносам и налогу на прибыль, нужно заполнить два документа для аккредитации в Минцифре:

    Отправить документы можно по почте либо курьером напрямую в министерство. Точные адреса указаны на сайте. Заявления рассматривают в течение 30 рабочих дней с даты получения документов (до шести недель = 1,5 месяца).

    С получением льготы по НДС придется попотеть:

    1. Нужен аккаунт организации в ЕСИА (по сути, Госуслуги). Если вы хоть раз сдавали отчетность по ООО, ваш бухгалтер уже должен был создать учетную запись.
    2. Нужна ЭЦП для подписи заявлений.
    3. Нужно подать заявление о регистрации ПО в реестр через сайт реестра (пункт 19). Авторизация в реестре происходит через ЕСИА. Вам потребуется зайти в личный кабинет и подать заявление: указать необходимые данные и приложить пакет документов. Список документов указан в официальной инструкции. Среди этих документов: устав; документы, подтверждающие исключительность права владения ПО; техническая документация и другие.
      Исчерпывающий список документов для подачи заявления представлен в этом документе (пункт 14 и 15).

    Решение о регистрации заявления принимается в течение 20 рабочих дней после подачи всех документов (пункт 36).

    Далее заявление рассматривается Экспертным советом по программному обеспечению Минцифры. Решение может приниматься до 65 рабочих дней (пункт 10), но обычно происходит быстрее.

    По регламенту общий срок включения ПО в реестр составляет до 85 рабочих дней (

    3,5 месяца), так что если вы хотите с 2021 применять освобождение от НДС, то лучше уже сейчас подавать документы на регистрацию (тем более что вас могут развернуть, если, например, подадите не те документы или не предоставите всю информацию).

    На сайте реестра можно посмотреть, какое ПО находится в реестре. Сейчас там порядка 8140 программных продуктов.

    Как работать после получения льгот, чтобы сохранить право их использования

    Налог на прибыль и страховые взносы

    Вам нужно будет соблюдать пропорцию по выручке на уровне 90% и поддерживать уровень среднесписочного количества сотрудников не менее чем из семи человек.

    В договорах нужно внимательно обратить внимание на наименование услуги. Оно должно содержать формулировку «Разработка программного обеспечения для электронно-вычислительных машин» или «Разработка базы данных для электронно-вычислительных машин». Формулировки можно взять прямо из условий применения льготы на сайте Минкомсвязи.

    В остальном нужно следить за первичкой так же, как по другим документам, чтобы были все подписи и печати, корректные реквизиты с суммами.

    Минцифра будет контролировать выполнение этих требований с помощью статистической отчетности, которую обязаны предоставлять юридические лица, прошедшие аккредитацию.

    Главный критерий освобождения от НДС — наличие ПО в реестре. Исключить ПО из реестра могут по следующим причинам (пункт 68):

    1. Если организация самостоятельно подаст сведения об исключении ПО из реестра.
    2. Если организация передаст исключительные права на ПО организации, которая имеет в своем капитале более 50% иностранного присутствия (подпункт (а) пункта 5 и 42 Правил).
    3. Если обнаружится факт передачи недостоверных данных организацией в реестр при подаче заявления о включении в реестр и при изменении сведений.
    4. Один раз в год уполномоченный орган будет проверять действительность данных в реестре. Если будут найдены несоответствия, то ПО исключат из реестра. Методика проведения проверки устанавливается уполномоченным органом. (Пункт 30(4) Правил).
    5. Если организация не уведомит об изменениях в ПО в течение пяти рабочих дней после вступления в силу этих изменений. Например, уведомлять нужно при изменении следующих параметров:
    • названия ПО;
    • кода продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;
    • адреса с документацией по ПО;
    • класса ПО;
    • адреса страницы, на которой размещена информация по стоимости ПО;
    • остальные пункты можно найти в пункте 30 и 4 Правил.

    Государство оставило возможность освобождения реализации от НДС при продаже ПО, но сделала процедуру получения «льготы» бюрократизированной. Компаниям придется потратиться на хорошего юриста и поддерживать актуальность данных в реестре. Юридические компании берут за эту услугу от 80 до 200 тысяч рублей.

    Таблица требований к организациям до 31.12.2020 и после 01.01.2021 года:

    Что поменяется для IT-компаний после налогового маневра

    Сравним, какая налоговая нагрузка будет у IT-компании в 2020 году и в 2021 году при условии наличия аккредитации в Минкомсвязи и отсутствии регистрации ПО в реестре.

    • Выручка = 50 млн рублей в год без учета НДС;
    • Расходы на подрядчиков и товары = 10 млн рублей в год без учета НДС;
    • Зарплата на руки по всем сотрудникам = 17,4 млн рублей в год;
    • НДФЛ = 2,6 млн рублей в год;
    • НДС с выручки = 50 * 20% = 10 млн рублей в год;
    • НДС входящий с подрядчиков = 10 млн * 20% = 2 млн рублей в год.

    Для ОСН

    Отдельно выделим комбо, которое может значительно сократить налоговую нагрузку IT-компании без пляски с включением ПО в реестр:

    1. Компании нужно получить аккредитацию Минцифры, чтобы получить льготы по страховым взносам.
    2. Компании нужно стать резидентом «Сколково». Подробно разберем этот кейс в следующей статье.

    Резидентство позволяет получить освобождение от уплаты НДС (п. 1, ст. 145.1 НК РФ) и налога на прибыль (п.1, ст. 246.1 НК РФ).

    Для общей системы налогообложения получатся следующие значения:

    Налоговая нагрузка для компаний на ОСН до и после 01.01.2021 года

    Если организация не будет регистрировать свое ПО в реестре и начнет выставлять НДС с реализации, то у организации появится НДС в размере 10 млн рублей в год. При этом организация сможет принять входящий НДС к вычету и уменьшить НДС к уплате (вместо 10 млн рублей уплатит 8 млн рублей).

    Отметим, что НДС — это не налог организации, а косвенный налог. Это значит, что НДС платит покупатель организации, а организация его только перечисляет в бюджет — является налоговым агентом.

    Если рассмотреть уплату в данном примере, то исходящий НДС в 10 млн рублей платит покупатель организации, а 2 млн рублей входящего НДС платит сама организация.

    Если рассматривать это в рамках рынка, то для клиентов ваши услуги станут дороже на 20%, если ранее им не требовался входящий НДС. Соответственно, вы можете их потерять, если они находятся на УСН, потому что им будет выгоднее обратиться к компании на УСН.

    Если у вас все клиенты ОСН, то для вас в плане НДС ничего не изменится. Если у вас множество клиентов на УСН, то в этом случае вы можете уменьшить стоимость услуг за счет прибыли компании (что нелогично делать), либо придется регистрировать ПО в реестре.

    Расход компании на страховые взносы после получения льготы уменьшится практически в два раза (с 14% до 7,6%). По налогу на прибыль выгода получается в

    семь раз (с 20% до 3%).

    Так что налоговый маневр для компаний на ОСН выходит не таким уж и плохим. Крупные компании все равно работают с НДС и льготу все же можно получить, но процесс значительно усложняется. Но существенный минус присутствует — для покупателей на УСН услуги станут на 20% дороже, если компания-разработчик не внесет свое ПО в реестр.

    Для УСН 6%

    Для компаний на УСН 6% будет значительная экономия на страховых взносах, сумма налога УСН 6% уменьшается на величину страховых взносов, но не более чем на половину от суммы налога УСН 6% (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ). Формула расчета налога такая:

    Сумма УСН 6% = [Выручка * 6%] — [сумма страховых взносов]

    Если сумма страховых взносов больше, чем [выручка * 6%]/2, то размер УСН 6% можно уменьшить только на [выручка * 6%]/2. Например такая ситуация вышла в нашем примере:

    • 50 000 000 * 6% = 3 000 000 рублей;
    • 3 000 000 / 2 = 1 500 000 рублей;
    • 1 500 000

    Для компаний на УСН 15% будет значительная экономия на страховых взносах, но налог на УСН 15% поднимается, потому что сумма страховых взносов уменьшилась, а страховые взносы входят в расходы. Формула примерно такая:

    Налог на УСН 15% = [Выручка] — [Расходы на подрядчиков] — [Страховые взносы]

    Чем меньше страховые взносы, тем больше налог на УСН 15%.

    Как достичь максимума

    Итоговая налоговая нагрузка IT-компаний до 2020 года и с 2021 года

    Ранее формулировка п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ позволяла делать сайты и не выставлять НДС (сайт попадает под определение программы для ЭВМ по статье 1261 ГК РФ), то с 01.01.2021 это будет невозможно. У вас просто не примут заявку на регистрацию этого ПО, вы не сможете вписать корректные коды продукции и класс ПО.

    Если вы работали на ОСН и ваши основные заказчики были на ОСН, то вы почувствуете сильное облегчение налоговой нагрузки из-за снижения страховых взносов и налога на прибыль (с НДС изменений не будет). Ваша налоговая нагрузка может получиться ниже, чем у компаний на УСН 6%.

    Если вы работаете на ОСН и пользовались льготой, чтобы делать реализацию без НДС для подрядчиков на УСН, то вам придется внести свое ПО в реестр. А если вы разрабатывали сайты, то вы больше не сможете применять льготу по НДС.

    Если вы на ОСН и ваши основные заказчики — иностранные компании не из России, ваша налоговая нагрузка будет практически нулевая или даже государство будет доплачивать вам (за счет вычетов по НДС). Зависит от структуры расходов.

    Если вы на УСН 15% или УСН 6%, то у вас будет значительная экономия — в два раза — на страховых взносах.

    Если вы хотите сократить свою налоговую нагрузку до минимума, получайте аккредитацию в Минцифре и становитесь участником «Сколково».

    Фото на обложке: Shutterstock/Akira Kaelyn
    Изображения в тексте предоставлены автором

    Налоговые каникулы ИП в 2022 году

    Периодически чиновники говорят о необходимости сокращения налоговой нагрузки и мерах поддержки небольшого бизнеса. Одной из таких мер стали налоговые каникулы. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ вновь зарегистрированные ИП смогут воспользоваться нулевыми налоговыми ставками до 2024 года.

    Налоговые каникулы существуют с 2015 года. Сначала предполагалось, что они будут действовать всего три года — до 2017-го. Но затем их периодически продлевали по экономическим причинам. На этот раз такой причиной стала затянувшаяся пандемия и связанный с нею кризис.

    Кто и при каких условиях может уйти на налоговые каникулы

    Налоговые каникулы — установленный законодательно срок, в течение которого впервые зарегистрированные ИП на УСН или ПСН могут применять нулевые налоговые ставки, установленные в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ о внесении изменений в ч. 2 НК РФ.

    Налоговыми каникулами в 2022 году смогут воспользоваться ИП, соблюдающие ряд требований:

    • ИП должен быть впервые зарегистрирован.
    • ИП должен использовать одну из двух систем налогообложения — УСН и ПСН. В случае применения общей системы налогообложения или спецрежимов вновь зарегистрированный предприниматель может в течение двух лет перейти на УСН или ПСН, чтобы воспользоваться льготой.
    • Деятельность ИП должна быть связана с производственной, социальной, научной сферой, бытовыми услугами (виды деятельности внутри каждой сферы субъекты могут устанавливать по своему усмотрению, нужно уточнять).

    В 2022 году на налоговые каникулы могут уйти предприниматели, предоставляющие помещения во временное пользование, то есть отели и гостиницы (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Известно, что воспользоваться этой возможностью с 1 января 2020 года могут малые отели и гостевые дома Крыма.

    • Доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0 %, должна составлять не менее 70 % от общего дохода.

    Налоговые каникулы действуют не более двух налоговых периодов с момента регистрации ИП.

    Год бесплатной Эльбы для начинающих предпринимателей

    Регионы наделены правом самостоятельно определять конкретные виды деятельности, которые подпадают под налоговые льготы, и устанавливать ограничения на их применение в зависимости от двух факторов:

    1. численность работников;
    2. предельный размер доходов.

    Важно помнить, что налоговые каникулы распространяются исключительно на налог, уплачиваемый при УСН и ПСН, при этом они не освобождают предпринимателей от других налогов (акцизы, земельный, транспортный налоги и др.). Также ИП, несмотря на налоговые каникулы, должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за себя и наемных работников.

    Следует обратить внимание на то, что по итогам года нужно сдать отчет по УСН с указанием ставки 0 %.

    Налоговые каникулы перестанут действовать 1 января 2024 года. Так что у предпринимателей-новичков есть два года на то, чтобы успеть воспользоваться ими и сэкономить деньги.

    ИП зарегистрировался повторно. Может ли он воспользоваться налоговыми каникулами в 2021 году?

    Бывает так, что предприниматель прекратил деятельность и снялся с учета, а затем снова зарегистрировался в качестве ИП, уже после вступления в силу регионального закона о введении нулевой ставки налога. Может ли он воспользоваться льготой?

    До недавнего времени этот вопрос был спорным. В частности, Минфин в Письме от 12.07.2016 № 03-11-11/40882 четко обозначил свою позицию: налоговая ставка в размере 0 % может устанавливаться законами субъектов РФ только для налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ, и не может применяться ИП, снявшимися с учета в связи с прекращением деятельности и вновь зарегистрированными (повторно или в очередной раз) после вступления в силу указанных законов субъектов РФ.

    Судебная практика показывает отсутствие единообразного подхода к разрешению споров, которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок вновь зарегистрированными субъектами предпринимательства, применяющими УСН или ПСН. Но точку в этом споре поставил Верховный суд.

    В п. 14 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства» отмечается, что нулевая налоговая ставка по УСН и ПСН, предусмотренная для впервые зарегистрированных ИП, распространяется в том числе на тех, кто ранее прекратил статус ИП и завершил ведение предпринимательской деятельности, но решил ее возобновить.

    Условия налоговых каникул установлены в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решивших возобновить свою деятельность. Верховный суд обращает внимание на то, что из буквального содержания п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ вытекает, что условием применения налоговой ставки 0 % является начало осуществления (возобновления) официальной предпринимательской деятельности гражданином впервые после начала действия соответствующего закона субъекта РФ, а не за весь период деятельности гражданина.

    На основании этого Верховный суд приходит к выводу, что физические лица, ранее обладавшие статусом ИП и прекратившие свою деятельность, но решившие возобновить ее впервые после начала действия закона субъекта РФ, устанавливающего налоговые каникулы, не исключаются из сферы применения положений п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК. «Иной подход не отвечал бы принципу равенства налогоплательщиков, приводя к не основанной на объективных критериях дифференциации их прав (п. 2 ст. 3 НК РФ)».

    Как воспользоваться налоговыми каникулами

    Новые ИП на УСН на этапе регистрации или в течение 30 дней с момента постановки на учет подают в налоговую заявление о применении УСН по форме 26.2-1.

    Налоговую ставку 0 % нужно будет указать при сдаче годовой декларации.

    Если вы проработали до конца первого календарного года и сдали отчетность с обычной налоговой ставкой, не воспользовавшись налоговыми каникулами, то вернуть налоги за этот год вы уже не сможете.

    Новые ИП на ПСН на этапе регистрации подают заявление по форме 26.5-1, указывают в нем налоговую ставку 0 % и региональный закон о налоговых каникулах.

    Налоговые каникулы: список субъектов РФ

    Решение о предоставлении налоговых каникул, в том числе о сроках их действия, принимают региональные власти. В каких-то регионах ИП получают три полных льготных года, в других — только один год. Также могут устанавливаться дополнительные ограничения на применение налоговой ставки в размере 0 %, в частности, в виде ограничения средней численности работников или предельного размера доходов от реализации, получаемых предпринимателем при осуществлении льготного вида деятельности.

    Ниже в таблице представлены субъекты, в которых налоговые каникулы действуют в 2022 году (в том числе в ней указаны субъекты, в которых каникулы были годами ранее, но закончились).

    Налоговые льготы в связи с коронавирусом

    С целью поддержки предпринимательства Правительство разработало ряд экстренных мер, направленных на снижение для компаний экономической нагрузки, в том числе налоговой. Льготы для бизнеса в связи с коронавирусом призваны смягчить ухудшающееся положение организаций и ИП. Новые законы уже опубликованы и вступили в силу. Расскажем о том, кто ими сможет воспользоваться.

    Кому предоставили льготы по налогам в связи с коронавирусом

    Большинство налоговых льгот в связи с коронавирусом предоставлены предприятиям и ИП малого и среднего бизнеса, занимающимся деятельностью в отраслях, которые признаны особенно пострадавшими. Некоторые изменения в законодательстве, например, о приостановлении налоговых проверок, относятся ко всем хозсубъектам.

    Отсрочка по уплате налогов

    Рассрочки и отсрочки по налоговым платежам были разрешены налоговым законодательством и раньше (ст. 64 НК РФ), но автоматически они не предоставлялись. Каждый случай рассматривался отдельно, и получить одобрение было довольно сложно. ИП и компании, в том числе крупный бизнес, вправе и в настоящее время запросить отсрочку или рассрочку по ст. 64 НК РФ. Возможно, что из-за сложившейся ситуации получить ее будет проще.

    Налоговые льготы из-за коронавируса, введенные постановлением Правительства РФ № 409 от 02.04.2020 г., позволят воспользоваться отсрочками при уплате обязательных платежей тем ИП и организациям, основная деятельность которых относится к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям, при условии, что они включены в Реестр малых и средних предприятий (МСП) по состоянию на 01.03.2020г. Никаких заявлений при этом подавать не надо.

    Также на 6 месяцев увеличены предельные сроки по направлению налоговиками требований об уплате налогов, страхвзносов, пеней, штрафов и принятию решений об их взыскании, и требований ФСС по уплате взносов на «травматизм».

    Кому и на какой срок автоматически отодвинули сроки уплаты налогов – смотрите в таблице.

    Таблица 1. Сроки уплаты налогов

    Налог

    Срок продления

    Для кого действует перенос срока уплаты

    Налог на прибыль организаций за 2019 год

    ИП и компании, относящиеся к микропредприятиям, малым и средним предприятиям, включенные в Реестр МСП по состоянию на 01.03.2020 г., деятельность которых относится к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавируса (согласно коду ОКВЭД по основной деятельности, указанному в ЕГРЮЛ/ЕГРИП на 01.03.2020г.)

    Единый сельхозналог за 2019 год

    Единый налог при УСН за 2019 год

    НДФЛ, уплачиваемый ИП за себя (п. 6 ст. 227 НК РФ) за 2019 год

    Все налоги (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) и авансовые платежи по налогам за:

    Налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, срок уплаты которого приходится на II квартал 2020 г.

    Авансовые платежи (если установлены законами субъектов РФ) по транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу за:

    Продлять сроки уплаты по НДС, налогу на самозанятых (НПД), НДФЛ, уплачиваемому за физлиц, Правительство не стало.

    Новые правила предоставления налоговой отсрочки пострадавшим и крупным компаниям

    Постановлением № 409 от 02.04.2020 также введены особые Правила по налоговым отсрочкам, заявление по которым может быть подано не позже 1 декабря 2020г. К кому они относятся:

    • компании, в том числе ИП, работающие в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии (принадлежность к отрасли определяется по основному коду ОКВЭД);
    • стратегические организации;
    • системообразующие и градообразующие предприятия.

    Отсрочка может предоставляться по налогам (кроме НДПИ и акцизов) и страховым взносам, по которым срок уплаты наступил в 2020 году. Пени за период отсрочки не начисляются.

    Условия получения предполагают наличие хотя бы одного из показателей:

    • снижение более чем на 10% доходов, выручки или доходов от реализации по операциям, облагаемых НДС по «нулевой» ставке;
    • наличие убытка в 2020 г. по налогу на прибыль (при условии, что в 2019 убытка не было).

    При расчете снижения размера дохода учитывают показатели за квартал, который предшествует кварталу подачи заявления об отсрочке, и сравнивают с аналогичным периодом 2019 года

    Для компаний, созданных в 2019 г.:

    • сравниваются показатели периода, за который запрашивается отсрочка, с двумя предшествующими кварталами;
    • убыток определяют по декларации за предыдущий квартал;
    • снижение облагаемых операций по нулевой ставке НДС учитывается, если общий объем таких сделок более 50%.

    Отсрочка представляется с учетом положений ст. 61-64 НК РФ об отсрочке в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, и может быть предоставлена на срок от 3-х месяцев до 1 года, в зависимости от уровня снижения доходов.

    Льготы по страховым взносам

    С 1 апреля 2020 г. при начислении страховых взносов с суммы ежемесячного заработка свыше МРОТ снижаются страховые тарифы – с 30 до 15 %. На доход в рамках МРОТ взносы исчисляют по общему тарифу 30% (закон № 102-ФЗ от 01.04.2020). Эта мера распространяется на всех страхователей.

    Льготы малому бизнесу в связи с коронавирусом коснулись и уплаты страховых взносов.

    Микропредприятиям, включенным в Реестр МСП и относящимся к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям, предоставлена отсрочка по уплате страховых взносов. Сроки перечисления страхвзносов зависят от периода их начисления.

    Новые сроки уплаты отражены в таблице

    Таблица 2. Сроки уплаты страховых взносов

    Плательщики

    Период начисления взносов

    На какой срок предоставляется отсрочка уплаты

    Микропредприятия, включенные в Реестр МСП по состоянию на 01.03.2020 г., деятельность которых относится к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавируса (согласно коду ОКВЭД по основной деятельности, указанному в ЕГРЮЛ/ЕГРИП на 01.03.2020г.), в т.ч.:

    ИП и компании по взносам с выплат в пользу физлиц (включая взносы на «травматизм»)

    март 2020 – май 2020

    июнь 2020 – июль 2020

    Индивидуальные предприниматели по взносам «за себя» с суммы доходов свыше 300 тыс. руб.

    Арендные платежи

    Сначала льготы по аренде из-за коронавируса были предоставлены только субъектам малого и среднего бизнеса, арендующим федеральное имущество (в некоторых регионах – арендаторам государственного и муниципального имущества). Уплату платежей можно было перенести на 2021 г. на основании заключенного допсоглашения.

    Закон № 98-ФЗ от 01.04.2020 и Постановление Правительства № 439 от 03.04.2020 г. ввели новые льготы и правила для сторон арендных отношений, в т.ч. по частной недвижимости. Они действуют в отношении договоров, заключенных до введения в действия законом субъекта РФ режима повышенной готовности или ЧС.

    Льготы вовремя коронавируса арендаторам

    Касаются новые льготы всех арендаторов, деятельность которых относится к сферам, наиболее пострадавшим от пандемии (за исключением аренды жилых помещений). Что предусматривается:

    • обязанность арендодателя заключить допсоглашение об отсрочке арендной платы в течение 30 дней после обращения к нему арендатора;
    • если в связи с режимом повышенной готовности или ЧС арендатор не может использовать помещение по назначению, он вправе попросить о снижении размера арендной платы;
    • 100%-ная отсрочка по платежам во время действия в регионе режима повышенной готовности или ЧС;
    • после завершения такого режима – 50%-ная отсрочка до 01.10.2020 г.;
    • штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами в период отсрочки не начисляются;
    • погашать задолженность нужно будет в период с 01.01.2021 до 01.01.2023 равномерными платежами, не превышающими 50%-ный размер арендной платы, не чаще 1 раза в месяц.

    Коммунальные платежи, если арендодатель не освобождается от них при ЧС, вносятся в полном объеме, отсрочка на них не распространяется.

    Льготы арендодателям в связи с коронавирусом

    Так как постановление рекомендует местным органам власти установить льготы по налогам из-за коронавируса арендодателям, заключившим допсоглашения об отсрочке, велика вероятность, что в ближайшее время власти субъектов примут соответствующие нормативные акты. Снижение каких налогов предусматривается:

    • на имущество организаций;
    • на имущество физлиц;
    • земельный налог.

    В постановлении сказано и о возможности снижения арендной платы за землю на период предоставления отсрочки.

    Налоговые проверки

    Налоговые льготы бизнесу из-за коронавируса коснулись правил проведения проверок. Что предусматривается Постановлением № 409 от 02.04.2020:

    • включительно до 31.05.2020 отменяется назначение выездных налоговых проверок и проверки между взаимозависимыми лицами;
    • уже назначенные проверки приостанавливаются до 31.05.2020 включительно;
    • приостанавливаются проверки в отношении соблюдения требований валютного законодательства, за исключением тех, по которым до 01.06.2020 истекает срок давности.

    Также налоговики до 31 мая включительно не будут блокировать расчетные счета.

    Штрафы и пени

    Правительство предоставило льготы из-за коронавируса по штрафам и пеням.

    Новые правила п. 7 Постановления № 409 предусматривают:

    • неприменение штрафов по ст. 126 НК РФ за непредставление налоговикам в срок документов в период с 01 марта по 31 мая 2020 г. (включительно);
    • также с 01 марта по 31 мая не будут применяться штрафы по ст. 26.31 закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 за непредставление документов по по страхвзносам на «травматизм» в ФСС.

    Кроме указанных льгот, из-за коронавируса были перенесены и сроки подачи большинства деклараций и отчетов.

    В регионах могут быть приняты свои, дополнительные меры поддержки. Кому из налогоплательщиков и на какой срок они предоставлены – следует уточнять, обратившись к нормативным актам субъекта РФ.

    Налоговые льготы малому бизнесу на примере Москвы

    Правительство г. Москвы старается снижать нагрузку на малый бизнес путем уменьшения налоговых ставок, введения перечня видов деятельности, подпадающих под льготный режим и пр. А Московская областная Дума приняла закон, продлевающий на территории региона до 31 декабря 2020 года «налоговые каникулы» для малого бизнеса.Рассмотрим, какими льготами могут воспользоваться столичные бизнесмены.

    Может ли малый столичный бизнес претендовать на нулевые ставки по отдельным налогам, например, по НДС? Какую поддержку получают предприниматели, предоставляющие рабочие места инвалидам в г.Москве? Как максимально уменьшить налог на имущество при его расчете с кадастровой стоимости объекта, используемого в предпринимательской деятельности?

    Кадастровые льготы столичным бизнесменам

    Налог с кадастровой стоимости (от него не освобождены и предприниматели-упрощенцы) составляет существенную величину и не каждый субъект малого предпринимательства сможет выжить. А предприниматели вынуждены увеличивать стоимость продукции и сокращать свою прибыль.

    Правительство г.Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

    Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций»от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

    Напомним, федеральные налоговые льготы предусмотрены в гл.30 НК РФ, а региональные налоговые льготы предусмотрены ст.4, 4.1 Закона №64.

    Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

    • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
    • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
    • за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.

    Компании уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

    • для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;
    • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

    Льгота предоставляется также в части административных зданий заводоуправлений.

    Суть льготы заключается в уменьшении налоговой базы на величину кадастровой стоимости площади объекта налогообложения, используемойбизнесменом для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность, с применением коэффициента 0,75 (ч. 2.1 ст. 4.1 Закона № 64). При этом льготируемая площадь:

    • используется для обеспечения производственной деятельности;
    • находится в нежилом здании, расположенном на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает только размещение объектов промышленности;

    На данном или прилегающем земельном участке также расположены производственные здания, находящиеся в собственности налогоплательщика или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения.

    Для того чтобы воспользоваться льготой компании должны иметь документы, подтверждающие право на льготу:

    • акт Госинспекции о фактическом использовании здания, в котором расположена льготируемая площадь;
    • акт Госинспекции о фактическом использовании для производственной деятельности здания, находящегося в собственности налогоплательщика или закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения и расположенного на том же, что и льготируемое здание, или смежном с ним земельном участке, и другие документы.

    Льготная ставка единого налога при применении УСН

    УСН относится к специальным налоговым режимам, которые устанавливаются НК РФ (ст. 18 НК РФ).

    Законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 346.20 НК РФ).

    Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

    Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов,плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

    Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.

    Указанные льготы действуют по 31 декабря 2020 года.

    Налоговые каникулы для бизнесменов Москвы

    Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве ИП и перешедших на УСН и (или) ПСН» вступил в силу 25.03.2015 г. (далее по тексту – Закон №10) и ввел нулевую ставку для ИП, перешедших на УСН и (или) ПСН и впервые зарегистрировавшихся в качестве ИП.

    Указанный закон также как и предыдущий, распространяется на ограниченный осуществляемыми видами деятельности круг ИП, например, деятельность в сфере производства пищевых продуктов, одежды, кожи и изделий из нее, резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, мебели, музыкальных инструментов; научные исследования.

    То есть ИП, работающий на патенте, вправе претендовать на бесплатное получение патента на определенный вид деятельности, а ИП-«упрощенец» – использовать ставку 0% в отношении полученного дохода.

    Условия применения налоговых каникул следующие:

    • ИП должен быть впервые зарегистрирован в качестве ИП после 25.03.2015 г.;
    • с даты регистрации ИП прошло не более двух лет;
    • численность наемных работников в ИП – не более 15 человек.

    Чтобы воспользоваться налоговыми каникулами, нужно заниматься определенными видами деятельности. Это производственная, социальная, научная, сфера оказания бытовых услуг населению.

    При этом доля доходов от этих видов деятельности должна быть не менее 70% (для УСН).

    Предпринимателям – «упрощенцам» никаких заявлений для применения 0 ставки налога подавать не нужно, а по итогам года сдается «упрощенная» декларация со ставкой 0%.

    Предпринимателям, которые предполагают работать на патенте, в заявлении на получение патента указывается ставка 0 % со ссылкой на п.2 ст.1 Закона №10.

    Налоговые каникулы доступны ИП со дня регистрации ИП и непрерывно в течение двух налоговых периодов.Продолжительность льготного режима при применении патента может быть меньше, чем при применении «упрощенки», поскольку она зависит от срока действия приобретенных патентов: льгота может быть действительна менее одного года, поскольку налоговым периодом может являться даже один месяц (если патент приобретен на такой срок).

    Льготы для бизнесменов, использующих труд инвалидов

    Если бизнесмены предоставляют рабочие места инвалидам в Москве, то они имеют право сразу на несколько налоговых льгот.

    Так, для общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и организаций, использующих труд инвалидов, установлена пониженная ставка налога на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджет г.Москвы (Закон г.Москвы от 05.03.2003 г. №12 «Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов», далее по тексту – Закон №12).

    Пониженная ставка налога на прибыль установлена в размере 12,5% и действует до 2020 г.

    Для того чтобы применять льготную ставку нужно выполнить ряд условий:

    • среднесписочная численность инвалидов среди работников должна составлять не менее 50%;

    При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

    • доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%;

    Кроме того, можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль задоплаты инвалидам, предусмотренные законодательством РФ (в соответствии с 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»)

    Льготная ставка действует и в части налога на имущество организаций. Льготная ставка в размере 0% применяется, если:

    • численность инвалидов в компании – не менее 50% от общего числа работников;
    • доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

    Компания освобождается от налогообложения земельным налогом (ст.3.1 Закона г.Москвы от 24.11.2004 г. №74 «О земельном налоге»), если:

    • среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов;
    • доля инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов.

    Освобождение действует в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утв. Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков).

    Льготы для инвестиционных приоритетных проектов г.Москвы

    Получение статуса инвестиционных приоритетных проектов (далее по тексту – ИПП), промышленного комплекса, технопарка, индустриального парка позволяет компаниям воспользоватьсяльготами по налогу на прибыль в бюджет Москвы, земельному налогу, арендным платежам за землю.

    Так, Законом г. Москвы от 07.10.2015 г. №52 установлена ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет г. Москвы, в размере 13,5 для управляющих компаний технопарков и индустриальных (промышленных) парков, якорных резидентов технопарков и индустриальных (промышленных) парков. Пониженная ставка применяется с первого числа отчетного периода, следующего за отчетным периодом, в котором организации присвоен или подтвержден статус управляющей компании технопарка или индустриального (промышленного) парка, якорного резидента технопарка или индустриального (промышленного) парка.

    В соответствии со ст.4 Закона г. Москвы от 07.10.2015 г. №55 «О промышленной политике г.Москвы» определение порядка присвоения статуса технопарка, индустриального парка, управляющей компании, якорного резидента и резидента технопарка и индустриального парка относится к полномочиям Правительства Москвы.Указанный Порядок утвержден постановлением Правительства Москвы от 11.02.2016 г. №38-ПП «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в г. Москве», согласно которому статус технопарка, индустриального (промышленного) парка, управляющей компании технопарка, индустриального (промышленного) парка, якорного резидента технопарка, индустриального (промышленного) парка присваивается правовым актом Правительства Москвы на срок 10 лет и подлежит обязательному ежегодному подтверждению.

    Присвоение статуса ИПП, Промышленного комплекса, Технопарка, Индустриального парка при соответствии требованиям, установленным Правительством Москвы

    Кто может претендовать на льготы?

    Например, статус Промышленного комплекса – собственники и обладатели права хозяйственного ведения на объекты капитального строительства, ведущие на них деятельность в сфере обрабатывающего производства или совмещающие научно-исследовательскую деятельность с производственной.

    Статус Технопарка – собственники и обладатели права хозяйственного ведения на объекты капитального строительства, используемые для ведения деятельности в области научных исследований и разработок, информации и связи и (или) обрабатывающего производства, технических испытаний, исследований, анализа и сертификации.

    Статус Индустриального парка – собственники и обладатели права хозяйственного ведения на объекты капитального строительства, ведущие на них деятельность в сфере обрабатывающего производства. Допускается осуществление деятельности в сфере науки, ИТ, связи, технических испытаний, исследований, анализа и сертификации в рамках технологического цикла обрабатывающего производства.

    В части промышленного комплекса уплачивается уплата 50% суммы исчисленного налога на имущество в отношении недвижимого имущества промышленных комплексов (ч.1.4 ст.4 Закона г.Москвы от 05.11.2003 г. №64).

    А статусы ИПП, Технопарка, Индустриального парка дают полное освобождение от уплаты налога в отношении недвижимого имущества, используемого в ходе реализации ИПП, а также в отношении недвижимого имущества Технопарка или Индустриального парка (п.27 ч. 1 ст.4 Закона г.Москвы от 05.11.2003 г. №64).

    Сведения о присвоении соответствующего статуса в Реестре инвестиционных приоритетных проектов города Москвы, размещенном в АИС г. Москвы «Управление инвестиционной деятельностью».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: