Обязанности инженера-эколога на предприятии: чем занимается, экологическая безопасность, охрана окружающей среды

Должностная инструкция эколога

Должностная инструкция эколога является юридически значимым документом, в котором закреплены основные параметры деятельности специалиста. Она широко применяется в бизнес-практике и при судебных разбирательствах по трудовым вопросам.

Образец должностной инструкции эколога

1. Общие положения

  1. Эколог нанимается и увольняется приказом директора компании.
  2. Эколог находится в подчинении у руководителя соответствующего структурного подразделения.
  3. На время отсутствия эколога (командировка, лечение заболевания и т.д.) профессиональные функции, которые закреплены за ним, выполняет другой специалист структурного подразделения, назначенный его руководителем.
  4. Эколог проходит периодический медосмотр, в соответствии с положениями действующего законодательства и корпоративными правилами.
  5. Претендент на данную позицию должен соответствовать нижеперечисленным критериям:
    • средне-специальное (высшее) профильное образование;
    • успешно пройденный медосмотр;
    • трудовой опыт по экологическому профилю от трех лет.
  6. Эколог должен понимать:
    • профильные законы, административные акты, отраслевые стандарты, затрагивающие природоохранную деятельность;
    • стандарты работы с профильной документацией;
    • нормы взаимодействия с представителями контролирующих инстанций;
    • теоретические основы природоохранной деятельности;
    • нормативы, применяющиеся для расчета допустимых экологических показателей;
    • факторы, оказывающие влияние на экологические показатели компании;
    • передовой опыт природоохранной деятельности в мире и РФ;
    • параметры технологий и оборудования, применяемых компанией;
    • этапа проведения экологической экспертизы;
    • стандарты проведения экологического мониторинга;
    • нормы проверки качества профильных расчетов и документов;
    • устройства и методы контроля за экологическими параметрами деятельности компании;
    • правила использования компьютера и профильного программного обеспечения;
    • экономические факторы природоохранной деятельности.
  7. Эколог ориентируется на:
    • действующие законы и административные акты;
    • профессиональные положения;
    • документы компании;
    • положения этого документа.

2. Функции

Эколог отвечает за решение следующих задач:

  1. Подготовка экологической документации для контролирующих инстанций.
  2. Мониторинг соблюдения экологических стандартов в компании.
  3. Взятие образцов и проб для последующей экологической экспертизы.
  4. Подготовка докладов и презентаций для менеджмента компании по экологическим вопросам.
  5. Планирование природоохранных мероприятий в компании.
  6. Проверка корректности проводимых компанией природоохранных мероприятий.
  7. Мониторинг появления новых экологических требований.
  8. Анализ экологических параметров производственных процедур и нового оборудования.
  9. Консультирование специалистов компании по экологическим вопросам.
  10. Подготовка экологических параметров технических заданий для сторонних исполнителей.
  11. Участие в проведении экспертиз и исследований по природоохранной тематике.
  12. Участие в переговорах с партнерами по экологическим аспектам договоров.
  13. Мониторинг работоспособности природоохранных устройств и сооружений компании.
  14. Отслеживание эффективности результатов экологических мероприятий.
  15. Анализ последствий экологических нарушений и выявление причин их появления.
  16. Подготовка предложений для руководства по устранению выявленных недостатков в экологической сфере.

3. Ответственность

Эколог может привлекаться к ответственности за:

  1. Правонарушения, совершенные в процессе исполнения профессиональных обязанностей, — в соответствии с положениями уголовного, трудового и административного права.
  2. Передачу конфиденциальной информации третьим лицам — в соответствии с правилами компании и статьями трудового законодательства.
  3. Невыполнение своих профессиональных функций — в границах, которые указаны в Трудовом кодексе и внутренней документации.
  4. Нанесение материального ущерба работодателю — в порядке, указанном в соответствующих разделах актуального законодательства.

4. Права

Работодатель представляет экологу следующие права:

  1. Предлагать руководству мероприятия по улучшению ситуации в своей сфере деятельности.
  2. Требовать от служащих компании информацию, востребованную в своей профессиональной деятельности.
  3. Требовать от менеджмента создания условий, обеспечивающих качественное выполнение своих обязанностей.
  4. Подписывать документы в пределах своей профессиональной компетенции.
  5. Распоряжаться средствами, выделенными на природоохранные цели, в пределах своей компетенции.
  6. Знакомиться с проектами корпоративных документов в сфере экологии.
  7. Иметь доступ к критериям, по которым руководство оценивает эффективность результатов (KPI).

Параметры написания документа

Для написания должностной инструкции компании-работодатели применяют подходящие профессиональные стандарты, параграфы квалификационных справочников и типовые образы инструкций, адаптируя их под свои потребности.

Стандартная структура документа:

  • Общие параметры.
  • Профессиональные функции.
  • Параметры ответственности.
  • Трудовые права.

В расширенном формате инструкции, который применяется в крупном бизнесе, а также для руководителей и уникальных специалистов, в документ могут быть добавлены следующие части:

  • Правила должностных взаимодействий.
  • Особенности работы.
  • Показатели эффективности работы (KPI).

Внимание! Разделы должностной инструкции не должны вступать в противоречие с положениями трудового договора, приложением к которому она фактически является.

Общие положения

Здесь перечислены основные аспекты профессиональной деятельности специалиста:

  • Порядок его кадровых перемещений.
  • Правила его временной замены.
  • Положения, которыми он обязан руководствоваться.
  • Ожидаемые от него опыт и образование.
  • Требуемые профессиональные умения.
  • Особенности деятельности у конкретного нанимателя.

Большая часть параграфов одинакова в разных компаниях. Значительные различия бывают у списка умений, которые могут различаться у разных работодателей, в зависимости от их отраслевой принадлежности, масштабов бизнеса, являются ли они частью международных компаний и других параметров.

Внимание! В крупных публичных компаниях, действующих на международном рынке, от эколога может потребоваться хороший уровень владения профильным английским языком. В этом случае данное требование отдельно прописывают в разделе.

Обязанности

Количество функций зависит от специфики компании-работодателя. В крупном бизнесе стремятся не перегружать специалистов решением второстепенных задач. В средних и малых компаниях от них может потребоваться выполнение многочисленных вспомогательных обязанностей. Значительную роль играет и кадровая политика нанимателя, его отраслевые особенности, уровень менеджмента и другие моменты.

Отдельную группу составляют базовые обязанности, одинаково важные для разных профессий: соблюдать дисциплину, положения по охране труда и пр.

Внимание! Для описания профессиональных функций может использоваться профстандарт 40.117 «Специалист по экологической безопасности», утвержденный Минтрудом 31.10.16.

Ответственность

Подробности наказаний за совершенные на работе правонарушения даны в соответствующих разделах законодательства. По правовым нормам вина сотрудника может быть установлена в результате юридических и административных разбирательств, после изучения документов, обстоятельств происшествий и других факторов. Поэтому раздел написан в общей форме, и перечень нарушений ограничен 3-4 пунктами.

Читайте также:
Должностная инструкция аналитика: обязанности менеджера, ведущего, инженера и аналитика отдела продаж

Права

Список прав, данных в разделе, не должен дублировать содержимое ст. 21 ТК. Скорее, его можно рассматривать в качестве дополнения к стандартным правам сотрудника, закрепленным в трудовом законодательстве. Объем данного раздела прямо зависит от важности решаемых вопросов и уникальности специалиста: чем значительнее ответственность, тем большими возможностями обладает работник.

После составления инструкции она должна быть проверена на соответствие трудовому законодательству, правилам делового документооборота и нормам компании. Поэтому её обсуждение проходит с юристом, начальником кадровой службы, будущими коллегами и руководителями специалиста. Только после их одобрения инструкция визируется главой организации. Сам специалист подписывает её при трудоустройстве, соглашаясь с положениями документа.

Внимание! Корректное оформление инструкции требует её распечатывания на фирменном бланке, с включением атрибутов деловой документации: расшифровкой подписей, датой составления, реквизитами компании и пр.

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды
[наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Инженер по охране окружающей среды (эколог) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды.

1.2. На должность инженера по охране окружающей среды (эколога) I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории не менее [значение] лет; на должность инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории – лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее [значение] лет; на должность инженера по охране окружающей среды (эколога) – лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Инженер по охране окружающей среды (эколог) непосредственно подчиняется начальнику отдела охраны окружающей среды.

1.4. Во время отсутствия инженера по охране окружающей среды (эколога) (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его должностные обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, который несет полную ответственность за качественное и своевременное их выполнение.

1.5. В своей деятельности инженер по охране окружающей среды (эколог) руководствуется:

– законодательными и нормативными актами по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

– методическими материалами по соответствующим вопросам;

– правилами трудового распорядка;

– приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);

– настоящей должностной инструкцией.

1.6. Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:

– экологическое законодательство Российской Федерации;

– нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

– системы экологических стандартов и нормативов;

– производственную и организационную структуру предприятия и перспективы его развития;

– технологические процессы и режимы производства продукции предприятия;

– порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;

– методы экологического мониторинга;

– средства контроля соответствия технического состояния оборудования предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования, действующие экологические стандарты и нормативы;

– передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

– порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;

– основы экономики, организации труда, производства и управления;

– средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

– правила и нормы охраны труда.

II. Функции

На инженера по охране окружающей среды (эколога) возлагаются следующие функции:

2.1. Осуществление контроля за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, иных нормативных документов.

2.2. Перспективное и текущее планирование охраны окружающей среды.

2.3. Участие и проведение научно-исследовательских и опытных работ по предотвращению загрязнения окружающей среды.

2.4. Составление технической документации.

2.5. Представление установленной отчетности.

2.6. [Вписать нужное].

III. Должностные обязанности

Инженер по охране окружающей среды (эколог) обязан:

3.1. Осуществлять контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствовать снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников.

3.2. Разрабатывать проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контролировать их выполнение.

3.3. Участвовать в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники.

3.4. Принимать участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.

3.5. Осуществлять контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализировать их работу, следить за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия.

3.6. Составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию.

3.7. Участвовать в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Читайте также:
Как получить пенсионные накопления умершего родственника, кому выплачивается накопительная часть пенсии после смерти, отца, мужа, жены

3.8. Составлять установленную отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, принимать участие в работе комиссий по проведению экологической экспертизы деятельности предприятия.

3.9. [Вписать нужное].

IV. Права

Инженер по охране окружающей среды (эколог) имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя предприятия).

4.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

V. Ответственность

Инженер по охране окружающей среды (эколог) несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды (эколога)

Автор: admin · Опубликовано 21.04.2020 · Обновлено 13.10.2020

I. Общие положения

1. На должность инженера по охране окружающей среды (эколога) назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена

высшее образование — бакалавриат.

2. Опыт практической работы не менее двух лет в должности техника-эколога при наличии среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена, без требований к опыту практической работы при наличии высшего образования — бакалавриата.

3. Дополнительные требования:

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Назначение на должность инженера по охране окружающей среды (эколога), а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

5. Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:

5.1. Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды

5.2. Устройство, принципы действия, технические характеристики систем и средств защиты окружающей среды в организации

5.3. Техническую документацию, регламентирующую правила и условия эксплуатации систем и средств защиты окружающей среды

5.4. Форму, содержание и порядок оформления паспорта газоочистных установок в организации

5.5. Порядок ведения реестра газоочистных установок в организации

5.6. Текстовые редакторы (процессоры): наименования, возможности и порядок работы в них

5.7. Порядок ввода в эксплуатацию оборудования с учетом требований в области охраны окружающей среды

5.8. Производственную и организационную структуру организации и перспективы ее развития

5.9. Технологические процессы и режимы производства продукции в организации

5.10. Перспективы развития техники и технологий в области защиты окружающей среды

5.11. Порядок работы с электронным архивом технической документации

5.12. Структуру государственного кадастра отходов

5.13. Порядок отнесения отходов к классу опасности

5.14. Порядок паспортизации отходов

5.15. Методические материалы по установлению нормативных уровней допустимого негативного воздействия на окружающую среду

5.16. Порядок нормирования и согласования уровней допустимого негативного воздействия на окружающую среду

5.17. Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам организаций

5.18. Состав проектной документации по обустройству санитарно-защитной зоны организации

5.19. Порядок использования земельных участков, расположенных в пределах санитарно-защитной зоны организации

5.20. Правила безопасности при работе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

5.21. Порядок проведения производственного экологического контроля в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды

5.22. Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности

5.23. Приоритетные экологические задачи для организации

5.24. Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности

5.25. Состав и порядок оформления документации для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности

5.26. Критерии отнесения организации к соответствующей категории по степени негативного воздействия на окружающую среду

5.27. Порядок и сроки предоставления необходимых материалов для получения разрешительной документации

5.28. Форму заявки и порядок постановки на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду

5.29. Форму заявки на получение комплексного экологического разрешения

5.30. Форму декларации о негативном воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения

5.31. Порядок получения комплексного экологического разрешения

5.32. Формы, правила заполнения, сроки представления статистической отчетности в области охраны окружающей среды

5.33. Форма, правила заполнения, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в организации

5.34. Виды экологических платежей

5.35. Нормативы утилизации продукции (товаров), утратившей свои потребительские свойства

5.36. Порядок представления отчетности по природоохранной деятельности организации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

5.37. Основные принципы риск-ориентированного подхода и порядок их применения при осуществлении государственного экологического надзора

5.38. Виды, периодичность и правила проведения проверок организации при осуществлении государственного экологического надзора

5.39. Обязательные требования, выполнение которых в организации является предметом плановых проверок при осуществлении государственного экологического надзора

Читайте также:
На какую карту перечисляют больничный в 2021 году. Карта «Мир» для больничного листа

5.40. Структуру и содержание контрольных листов

5.41. Причины проведения в организации внеплановых проверок при осуществлении государственного экологического надзора

5.42. Порядок ведения журнала учета проверок

6. Инженер по охране окружающей среды (эколог) подчиняется непосредственно ___________________.

7. На время отсутствия инженера по охране окружающей среды (эколога) (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

В обязанности инженера по охране окружающей среды (эколога) входит:

1. Планирование и документальное оформление мероприятий по эксплуатации средств и систем защиты окружающей среды в организации:

— Разработка инструкций по эксплуатации средств и систем защиты окружающей среды в организации

— Разработка и корректировка паспортов газоочистных установок в организации

— Ведение и корректировка реестра газоочистных установок в организации

— Разработка программы технического обслуживания, технического осмотра и проверки показателей и планово-предупредительного ремонта средств и систем защиты окружающей среды в организации

— Организация проведения испытаний средств и систем защиты окружающей среды в организации и документальное оформление их результатов

— Разработка и организация мероприятий по устранению обнаруженных неисправностей и отклонений показателей средств и систем защиты окружающей среды в организации

2. Ведение документации по нормированию воздействия производственной деятельности организации на окружающую среду:

— Подготовка документации для определения класса опасности и паспортизации отходов в организации

— Подготовка документации для расчетов нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в организации

— Подготовка документации для установления временно разрешенных выбросов и временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ в организации

— Подготовка документации для разработки технологических и технических нормативов

— Разработка графика достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов

— Подготовка документации для установления в организации нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

— Подготовка документации для установления нормативов допустимых уровней физического воздействия на окружающую среду в организации

— Подготовка документации для разработки проекта санитарно-защитной зоны организации

3. Планирование и документальное сопровождение деятельности по соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия на окружающую среду:

— Разработка положения об организации и осуществлении производственного экологического контроля в организации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и государственных стандартов в области производственного экологического контроля

— Разработка планов-графиков производственного эколого-аналитического контроля в организации

— Разработка программы производственного экологического мониторинга в организации

— Разработка инструкций для работников, осуществляющих производственный экологический контроль в организации

— Разработка плана мероприятий по охране окружающей среды в организации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды

— Разработка проекта программы повышения экологической эффективности в организации на основе требований нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды

— Формирование обосновывающих материалов к плану мероприятий по охране окружающей среды и к программе повышения экологической эффективности

4. Оформление разрешительной документации в области охраны окружающей среды:

— Оформление документации для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности

— Оформление документации для получения организацией комплексного экологического разрешения

— Оформление заявки на получение организацией комплексного экологического разрешения

— Оформление декларации о воздействии на окружающую среду в организации

— Подготовка заявки для постановки организации на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду

5. Оформление отчетной документации о природоохранной деятельности организации:

— Оформление и предоставление статистической отчетности в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды

— Подготовка отчетов о выполнении в организации программы экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды

— Оформление и представление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в организации

— Оформление отчетной документации по осуществлению деятельности по обращению с отходами в организации

— Формирование комплекта документации, содержащей сведения об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля

— Оформление и предоставление отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды

6. Ведение документации по результатам государственного и муниципального экологического надзора:

— Подготовка информации и документов, необходимых при проведении проверок государственного экологического надзора в организации

— Подготовка информации и документов для заполнения контрольных листов

— Ведение журнала учета проверок

— Оформление в письменном виде возражений в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных в организации нарушений в целом или его отдельных положений

— Разработка, проведение и документирование мероприятий и мер по устранению нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проверки в организации

— Контроль выполнения в сроки, указанные в предписании об устранении нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проверки в организации

III. Права

Инженер по охране окружающей среды (эколог) имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

Читайте также:
Расчет неустойки по алиментам, образец формулы, калькулятор для расчета пени, как рассчитывается неустойка за просрочку алиментов

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями.

IV. Ответственность

Инженер по охране окружающей среды (эколог) несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2020г. №569н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Должностная инструкция по специальности «Инженер по охране окружающей среды (эколог)»

Вы можете скачать должностную инструкцию инженера по охране окружающей среды (эколога) бесплатно. Должностные обязанности инженера по охране окружающей среды (эколога)

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

организационно – правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ИНЖЕНЕРА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ЭКОЛОГА)

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

1. Общие положения

1.1.Данная должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности инженера по охране окружающей среды (эколога)_____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения

-инженера по охране окружающей среды (эколога) принимается лицо с высшим профессиональным образованием (требований к стажу работы нет);

-инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории – лицо с высшим профессиональным образованием и стажем работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее 3 лет;

-инженера по охране окружающей среды (эколога) I категории – лицо с высшим профессиональным образованием и стажем работы в должности эколога II категории не менее 3 лет.

1.3.Инженер по охране окружающей среды (эколог) принимается на должность и освобождается от нее по приказу директора предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды.

1.4.Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:

-системы экологических стандартов и нормативов;

-производственную и организационную структуру предприятия и перспективы его развития;

-технологические процессы и режимы производства продукции предприятия;

-порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;

-нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

-методы экологического мониторинга;

-средства контроля соответствия технического состояния оборудования предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования, действующие экологические стандарты и нормативы;

-передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

-правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

-порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;

-основы экономики, организации производства, труда и управления;

-основы трудового законодательства;

-средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.

1.5.Инженер по охране окружающей среды (эколог) находится в подчинении у ____________.

1.6.В период отсутствия инженера по охране окружающей среды (эколога) (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности возлагаются на лицо, назначенное в установленном порядке, приобретающее соответствующие права и несущее ответственность за качественное и своевременной выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

2.1.Осуществлять контроль над соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствует снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников.

2.2.Разрабатывать проекты перспективных и текущих планов проведения мероприятий по охране окружающей среды, контролировать их выполнение.

2.3.Участвовать в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производства, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники.

2.4.Принимать участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.

2.5.Контролировать соблюдение технологических режимов природоохранных объектов, анализирует их работу.

2.6.Следить за соблюдением правил охраны природы, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия.

2.7.Составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию.

2.8.Принимать участиев проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования.

2.9.Составлять установленную отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.

2.10.Принимать участие в работе комиссий по проверке деятельности предприятия.

3.Права

3.1.Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2.Вносить на рассмотрение руководства свои предложения по усовершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкций обязанностями.

3.3.Сообщать своему руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.

3.4.Запрашивать лично, либо по поручению своего руководителя у руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.5.Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет, то только с разрешения руководства).

Читайте также:
Инженер по качеству: должностные обязанности, образец инструкции, чем занимается специалист в строительстве, ОТК на производстве

3.6.Требовать от руководства предприятия помощи в выполнении им его должностных обязанностей и осуществлении прав.

4. Ответственность

Эколог ответственен за:

4.1.Невыполнение (недолжноевыполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в определенных трудовым законодательством РФ рамках.

4.2.Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.

4.3.Причинение материального вредав определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)

Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.


Рис. Виды обращения с отходами на предприятии

Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  1. Оформление разрешительной документации.
  2. Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
  3. Организация экологической службы и производственного контроля.
  4. Обучение в области охраны окружающей среды.
  5. Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
  6. Представление экологической отчетности.
  7. Внесение экологических платежей.
  8. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

На первом этапе работы предприятия в поле зрения руководителя неизбежно должны оказаться вопросы организации экологической службы (определения лиц, ответственных за экологию) и производственного экологического контроля, обеспечения обучения надлежащих должностных лиц и работников в области экологической безопасности и обращения с отходами I-IV классов опасности, а также оформления разрешительной документации.

Разрешительная документация: оформление

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:

  • Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
  • Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
  • Размещение отходов производства и потребления.

Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Разрешительная документация: последствия неполучения

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.

Читайте также:
Извещение о несчастном случае на производстве: бланк, уведомление, форма

Постановка объекта на государственный учет

С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.

Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям

Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Следует отметить, что отнесение объекта к конкретной категории имеет максимальное значение для цели дальнейшего определения перечня требований, которые являются обязательными для соблюдения на соответствующем объекте хозяйственной деятельности (например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей, связанных с оформлением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платежей за НВОС, а также исключены из объектов, подлежащих плановому государственному экологическому надзору), ФЗ от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ.

Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.

При этом выполнение указанных положений законодательства на настоящим момент невозможно в связи с том, что до настоящего времени не утверждены подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:

  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.

Организация экологической службы и производственного контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).

В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.

Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников

При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.

Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.

Выбор данного варианта целесообразно сопровождать одновременным назначением должностного лица, ответственного за вопросы охраны окружающей среды, так как отсутствие такого лица возлагает на руководителя предприятия все бремя ответственности за нарушения хозяйствующим субъектом природоохранного законодательства (при решении государственного инспектора в области охраны окружающей среды о привлечении к административной ответственности не только юридического, но и должностного лица).

В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

Читайте также:
Материальная мотивация персонала: формы и виды стимулирования, примеры неденежной мотивации сотрудников

Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.

Обучение в области охраны окружающей среды

Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

  • подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ “Об охране окружающей среды”);
  • профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)

Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).

Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

Я б в экологи пошел! Стоит ли идти работать в экосферу?

⏱ Время прочтения — 5 минут

Тренд первый. Спрос на экологов растет

Ниже на графике показано, как менялось количество предложений о работе для экологов, опубликованных на hh.ru за неполные 3,5 года. Кривая роста изобилует значительными колебаниями (особенно резкий спад весной 2020 года объясняется пандемией). Однако общая тенденция очевидна: специалисты в сфере экологии становятся всё более востребованными.

Это связано как с кризисными явлениями в окружающей среде, так и с изменениями российского природоохранного законодательства: предприятия нанимают экологов, чтобы улучшить свои экологические показатели и не попадать под штрафные санкции.

Спрос на экологов продолжит расти и в будущем, уверена эксперт Карьерного центра Полина Брежнева:

Тренд второй. Самые востребованные — промышленные экологи

«Один из самых популярных запросов — инженер-эколог (инженер по охране окружающей среды, инженер по охране труда, промышленной и экологической безопасности), — рассказала Полина Брежнева. — Это преимущественно те позиции, без которых ряд предприятий и субъектов не имеют права осуществлять свою деятельность.

Также на рынке труда высока потребность в экологах-проектировщиках (Sustainability Developer), экологах-радиологах и экологах-разработчиках, менеджерах по продажам экологических услуг, преподавателях экологии в высшие и средние специальные учебные заведения.

В хозяйственных, строительных и производственных сферах востребована профессия гидролога. Эти специалисты изучают процессы, которые протекают в естественных и искусственных водоемах, состояние грунтовых вод.

Один из разделов гидрологии — океанология. Реальные вакансии океанологов пока единичны, однако запрос все-таки есть.

А в сфере правовых услуг формируется пока еще сравнительно скромный пул запросов на поиск юристов, специализирующихся на экологической защите. Они представляют интересы клиентов в надзорных органах и судах.

Отдельно хочется отметить достаточно новый профиль — консультанты, или менеджеры по устойчивому развитию. В корпорациях такие специалисты выполняют должностные функции, связанные с ответственностью компании за экологическое и социальное воздействие. Спектр задач широк: от снижения выбросов до развития территории присутствия».

Тренд третий. Главное требование — способность разбираться в предмете

В десятке главных требований к экологам закономерно лидируют профессиональные навыки в области экологической безопасности (16%). К ним относятся, например, знание экологического законодательства, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, умение ориентироваться в экологической документации, опыт выполнения специальных расчетов.

Второе место занимает уверенное владение компьютером (12%), а третье — навыки в области охраны труда и техники безопасности (10%).

Более узконаправленные навыки требуются реже. На взаимодействие с надзорными органами пришлось только 5%, по 4% заняли навыки в области охраны труда, пожарной и промышленной безопасности, а также умение работать в команде. На девятом и десятом местах — деловая переписка и знание AutoCAD (по 3%).

Тренд четвертый. Строительство, производство, ретейл — экологов ждут везде

Самый высокий спрос на специалистов по экологии продемонстрировала сфера строительства и недвижимости (почти 16% от всех вакансий). На компании, оказывающие услуги для бизнеса, пришлось 9,7%. Далее следовали добывающая промышленность (7,8%), производство продуктов питания (7,5%) и ретейл (7,4%). В середине рейтинга расположился нефтегазовый сектор (5,3%). Также экологов ищут предприятия металлургии, логистики и транспортных перевозок, энергетики, сельского хозяйства.

Читайте также:
Образец расписки об обязательстве выплатить деньги, возместить материальный ущерб от порчи имущества

«Эколог — на 100% профессия будущего, — заключает эксперт Карьерного центра Полина Брежнева. — Российские вузы активно наращивают образовательную базу в направлении защиты и восполнения ресурсов планеты. Если вы находитесь в процессе выбора или смены профессии и вам интересна забота о планете, подумайте о поступлении на факультеты экологии, биологии, лесного хозяйства, геологии, геодезии, географии, зоологии, агрономии и природопользования, океанологии и гидрологии».

Если в вашем багаже профессиональных умений уже есть перечисленные выше навыки, посмотрите подборку эковакансий, размещенных на hh.ru на момент выхода статьи, — возможно, среди них есть работа для вас:

Вакансия Регион
1 Заместитель начальника отдела экологии Бодайбо
2 Специалист по охране труда / эколог Москва
3 Ведущий инженер-эколог (инженерно-экологические изыскания) Москва
4 Эколог-разработчик Санкт-Петербург
5 Специалист по сертификации и экологии Архангельск
6 Специалист по охране труда, экологической и пожарной безопасности Калининград
7 Инженер по пожарной безопасности и экологии Тверь
8 Инженер-эколог Казань
9 Инженер по охране окружающей среды Екатеринбург
10 Инженер по охране окружающей среды отдела экологии и промышленной санитарии Омсукчан

Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫

Обязанности инженера-эколога на предприятии: чем занимается, экологическая безопасность, охрана окружающей среды

Экологическое законодательство РФ составляют:

Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.

Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «наблюдающий», «предостерегающий». Существует несколько современных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

  • глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
  • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
  • национальный — мониторинг в масштабах страны;
  • региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
  • локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
  • импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, снижение платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, выполнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ревизию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

  • выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
  • определение уровня экологичности компании;
  • функционирование систем экоуправления;
  • получение экологического сертификата;
  • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
  • составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

  • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
  • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
  • данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
  • компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

  • охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);
  • комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);
  • специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой природы, международных озер, рек, безопасность ядерных источников энергии и т. п.).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: