Образец акта приема-передачи ГСМ в 2021 году. Акт приема-передачи талонов на ГСМ

Как отражать топливные карты в бухгалтерском учете

Особенности работы с топливными картами

Топливная карта — это особое платежное средство, которое позволяет приобрести ГСМ. Воспользоваться этим сервисом могут только юридические лица. Карточная оплата топлива широко используется многими крупными продавцами ГСМ. Это не совсем платежное средство — оно не позволяет оплачивать какие-либо иные товары и услуги. Воспользоваться ими можно только на определенных заправочных станциях.

Такой порядок оплаты ГСМ очень удобен любой организации: и занимающейся транспортными перевозками, и имеющей большой автопарк, и той, которая имеет только один автомобиль в собственности. Карты, в зависимости от порядка работы сервиса, могут быть:

  • денежными: на них зачисляется определенная денежная сумма, которую можно расходовать на приобретение ГСМ;
  • литровыми: зачисляется определенное количество топлива, доступного для заправки на АЗС.

Большее распространение получили денежные карточки для приобретения топлива. Именно такие предлагают большинство крупных сетей АЗС.

Порядок работы сервиса

Все крупные продавцы нефтепродуктов предлагают такой сервис. Например, информация о нем, а также о подключении к программе представлена Лукойлом.

Списание топлива по топливным картам юридического лица происходит в порядке, который будет прописан в договоре, заключенном между покупателем и поставщиком АЗС.

В личном кабинете можно в оперативном режиме отслеживать все операции и контролировать их:

  • перечисление аванса поставщику ГСМ;
  • списание денежных средств в оплату;
  • отчет о количестве и стоимости приобретенного топлива;
  • остатки денежных средств.

Для работника-водителя этот порядок приобретения ГСМ также удобен, поскольку не нужно получать деньги подотчет, собирать подтверждающие их расход документы и сдавать авансовый отчет.

Как учитывать топливные карты в бухгалтерском учете

Смарт-карта на приобретение топлива может предоставляться сетью АЗС платно или бесплатно. Именно от этого зависит порядок, на каком счете учитывать топливные карты.

Бесплатно получаемые носители не отражают на балансе организации. Для их учета целесообразно открыть отдельный забалансовый счет, присвоив ему свободный номер (не указанный в Плане счетов бухучета), например 012. Также целесообразно организовать аналитический учет в разрезе каждого носителя и лиц, которые будут ответственны за его использование.

Если поставщик ГСМ взимает плату за изготовление электронных носителей, их при поступлении целесообразно отразить в составе ТМЦ, а затем списать их стоимость на текущие расходы организации.

В любом случае необходимо отразить, на каком счете и каким образом учитываются топливные карты в учетной политике организации.

Проводки по учету электронных носителей АЗС

Содержание операции Дебет Кредит
Приобретение за плату
Получен акт приема-передачи (накладная) на смарт-карты 10 60
Получен счет-фактура (при применении поставщиком НДС) 19 60
Стоимость смарт-карт учтена в сумме расходов текущего периода 20, 25, 26, 44 10
Перечислена оплата поставщику 60 51
НДС принят к возмещению 68 19
Забалансовый учет (и платное, и бесплатное поступления)
Приняты на забалансовый учет электронные носители 012склад
Выдана смарт-карта АЗС ответственному сотруднику 012работник 012склад
Ответственным сотрудником смарт-карта возвращена организации 012склад 012работник
Списан более не используемый электронный носитель 012склад

Выдача топливных карт сотрудникам: как оформить

Выдачу электронных носителей сотрудникам необходимо оформить. Для этого организация сама может разработать форму документа. Назвать его можно, например, акт-приема передачи.

Образец акта приема-передачи

Аналогичным образом оформляется и возврат электронного носителя от ответственного сотрудника, который более не будет ее использовать. Ту же смарт-карту выдать другому сотруднику.

При большом количестве носителей и ответственных сотрудников каждый раз оформлять выдачу и возврат отдельным документом неудобно — для учета движения смарт-карт можно использовать журнал учета выдачи и возврата.

Выбор порядка документального оформления предоставлен организации. Его порядок и формы документов необходимо закрепить в локально-нормативном акте.

Обычно электронные носители имеют срок своего использования. После его окончания невозможные для дальнейшего использования смарт-карты нужно списать с забалансового учета. Для документального подтверждения списания оформляется акт на списание.

Акт на списание топливных карт: образец

Учет бензина по топливным картам в бухгалтерии

Электронные носителя являются частью договора на поставку топлива. Для отражения расчетов с поставщиком ГСМ предназначен счет 60 Плана счетов бухучета. Приобретенные ГСМ учитываются в составе ТМЦ на счете 10. Поступление отражается на основании документов, предоставленных поставщиком. Он должен передать организации:

  • накладную (акт приема-передачи);
  • счет-фактуру;
  • отчет по топливным картам об отпущенном топливе.

Для отражения списания ГСМ с учета и отражении их стоимости в затратах используются общие правила. Для подтверждения расхода ГСМ необходимо утверждение нормативов списания и оформление путевых листов.

Проводки по бухучету ГСМ с использованием электронных носителей

Содержание операции Дебет Кредит
Пополнен баланс смарт-карты сети АЗС 60авансы 51
Приняты к учету ГСМ, отпущенные с использованием электронных носителей 10 60
Отражен НДС по поступившим ГСМ 19 60
Зачтен ранее перечисленный аванс поставщику 60 60авансы
Стоимость ГСМ учтена в составе расходов 20, 25, 26, 44 10
НДС принят к вычету 68 19

Как учитывать бензин по топливным картам в бюджетном учреждении

Бюджетные учреждения используют в бухучете особенный план счетов. Но учет топливных карт в целом аналогичен бухучету в коммерческой организации. Об этом недавно высказался Минфин в Письме от 02.10.2018 № 02-07-10/70752.

По мнению контролирующего органа, чтобы отразить топливные карты, учет в бухгалтерии нужно организовать на забалансовом счете. Это обусловлено тем, что они не являются самостоятельным объектом бухучета. Дальнейшее перечисление денежных средств и их расходование для приобретения топлива будет отражаться на счете 20600 «Расчеты по выданным авансам».

Акт на списание ГСМ

Применение акта на списание горюче-смазочных материалах (ГСМ) происходит на всех предприятиях и организациях, которые имеют на балансе транспортную технику, держат в штате водителей и несут затраты на приобретение необходимых расходных средств для автомобилей. В понятие «горюче-смазочные материалы» входят:

  • бензин,
  • масло,
  • тормозная жидкость,
  • различного рода смазки и т.д.,

то есть, по сути, все те жидкости, без которых не может обойтись ни одна транспортная единица.

Для чего нужен акт на списание ГСМ

Акт относится к первичной документации и имеет большое значение для бухгалтерского и налогового учета организации. Он позволяет подсчитать расходы, произведенные компанией на горюче-смазочные материалы, чтобы впоследствии минусовать их из прибыли, снизив таким образом базу налогообложения.

Следует отметить, что помимо акта на списания для проведения этой процедуры необходимо иметь еще один документ: путевой лист водителя, который подробнейшим образом отражает сведения о затраченных горюче-смазочных материалах, пройденном километраже, времени, проведенном в дороге и прочие данные.

Путевые листы должны выдаваться в начале рабочего дня, после которого водители обязаны передавать их в бухгалтерию (с авансовым отчетом, в котором регистрируются траты наличных средств, выданных на ГСМ, а также чеками и квитанциями).

Утверждение комиссией

Для того, чтобы законно провести списание горюче-смазочных материалов, а также правильно оформить акт, в организации должна быть создана специальная комиссия в составе не менее двух человек. Для ее назначения руководитель предприятия выпускает отдельный приказ. В состав комиссии должны входить сотрудники различных подразделений, а также материально-ответственное лицо. При этом желательно выделить в комиссии председателя и рядовых членов.

В задачи комиссии входят сверка фактических расходов ГСМ с установленными в компании нормами (при этом следует отметить, что для каждого вида транспорта они свои и должны утверждаться отдельно), проведение тестовых выездов с водителями для проверки размеров ежедневного расхода горючего, масла и т.п., а также сбор путевых листов за отчетный период.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Создание комиссии требуется только в крупных организациях, предприятия малого бизнеса могут обходиться без этого: здесь для списания ГСМ достаточно простого решения руководителя фирмы оформленного в письменном виде.

Правила составления акта на списание ГСМ

Стандартного унифицированного, обязательного к применению образца акта на списание горюче-смазочных материалов нет. Организации и предприятия имеют полное право выбрать один из двух основных способов:

  • каждый раз по мере надобности составлять документ в произвольном виде (но это не очень-то удобно),
  • исходя из своих потребностей разработать шаблон документа самостоятельно (в этом случае его следует утвердить в учетной политике фирмы).

Однако, вне зависимости от того, какой именно вариант оформления бланка акта для списания ГСМ будет выбран, в его заполнении нужно придерживаться некоторых правил. В частности, в нем надо обязательно указывать:

  • наименование предприятия,
  • дату составления документа,
  • данные о водителе,
  • данные о марке и государственном номере автомобиля,
  • полный перечень списываемых товаров (с указанием количества и цены).

При этом информацию о списываемых горюче-смазочных материалах лучше всего оформлять в виде таблицы.

К заполнению акта важно относиться очень внимательно и даже щепетильно, нужно стараться избегать ошибок, не вносить в документ недостоверные сведения, которые могут привести к наказанию со стороны надзорных органов.

Правила оформления акта

Акт может быть оформлен на фирменном бланке организации или же не обычном листе А4 формата – это роли не играет, как и то, составлен он в рукописном виде или же напечатан на компьютере.

Непреложное условие одно: он должен содержать оригиналы подписей ответственных за списание лиц.

Печать на акте ставить также необязательно, так как с 2016 года юридические лица освобождены от необходимости применения печатей и штампов в своей деятельности.

После составления акта на списание ГСМ и принятия его в бухгалтерском и налоговом учете компании, документ передается на хранение в архив предприятия, где он должен содержаться установленное законом время.

Пример составления акта на списание ГСМ

  1. Вначале акта справа или слева (не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем компании, укзывают название предприятия и дату составления акта.
  2. Далее посередине вписывается наименование документа и коротко обозначается его смысл (в данном случае это «списание ГСМ»).
  3. После этого в акт вносится состав комиссии с указанием должностей сотрудников, а также их персональных данных.
  4. Следующее, что нужно отметить: период, за который происходит списание горюче-смазочных материалов, а также марку и гос номер конкретного автомобиля.
  5. Ниже идет таблица. В нее вписываются
    • горюче-смазочные материалы, подлежащие списанию,
    • их количество (в литрах),
    • утвержденная на предприятии норма их расходования,
    • фактический расход,
    • стоимость.

В тех строках, которые остаются незаполненными, нужно поставить прочерки.

  • Под таблицей следует отметить направление расхода: в данном случае, это «нужды организации», а также прилагаемые к акту документы (здесь указаны путевые листы в хронологическом порядке по номерам).
  • В завершение акт следует удостоверить подписями всех членов комиссии с расшифровками автографов.
  • Инструкция: составляем приказ о передаче топливной карты сотруднику

    Приказ о закреплении топливных карт за сотрудниками — это распоряжение директора, которое определяет особый порядок расчета за горюче-смазочные материалы и устанавливает лимиты платежей. Локальный акт помогает оптимизировать расходы на ГСМ и упростить их бухгалтерский учет.

    Как правильно выдать карту водителю

    Прежде чем оформить закрепление топливных карт за водителями, руководителю учреждения необходимо разработать специальный норматив, в котором регламентирован порядок работы с ТК. Допустимо прописать нормативный регламент в трудовом договоре с работником, либо оформить дополнительное соглашение к трудовому контракту.

    Когда вопрос о нормативном регулировании решен, следуйте алгоритму, как выдать водителю топливную карту, из трех шагов:

    Шаг 1. Издайте приказ о передаче ТК.

    Специальной формы распорядительного документа нет. Подготовьте приказ в произвольной форме.

    При составлении учтите, что ТК допустимо закрепить не только за работником, но и за транспортным средством. Например, если за одним автомобилем закреплено несколько водителей.

    Шаг 2. Оформите акт приема-передачи.

    Акт оформите в произвольной форме. В документе отразите факт передачи ТК от руководителя работнику. Удостоверьте факт передачи подписями сторон.

    Если в учреждении топливные карточки часто передаются от одного сотрудника другому, то каждый раз оформлять акт приема-передачи нецелесообразно. Рекомендуем завести журнал учета движения топливных карт и оформить закрепление топливной карты за автомобилем — такой вариант удобен, если к управлению одним транспортным средством допущено несколько водителей, которые работают посменно. В таком случае шофер, завершивший смену, передает ТК ответственному и делает запись в журнале учета. Сотрудник, заступающий на смену, получает карточку и делает соответствующую отметку в регистре.

    Шаг 3. Обеспечьте учет ГСМ.

    Это последний шаг инструкции, как закрепить топливную карту за сотрудником. Движение ГСМ по топливным картам придется отражать в разрезе каждой ТК учреждения:

    1. Пополнение баланса карточки — это выплата аванса поставщику.
    2. Очередная заправка водителем по ТК — это покупка топлива. Оформляем зачет аванса.
    3. Путевой лист водителя — это основание для списания ГСМ.

    В противном случае принять топливные расходы к бухгалтерскому и налоговому учету нельзя.

    Зачем составляют приказ

    Раньше использовался такой порядок расчетов за ГСМ:

    1. Водитель писал заявление о выдаче подотчетных средств.
    2. Приобретал топливо.
    3. Составлял авансовые отчеты и прикладывал чеки.

    Эта схема позволяла исказить реальные цифры, шоферы могли использовать служебные машины в личных целях и заправлять их на деньги работодателя. Теперь процесс полностью автоматизирован и бухгалтер полностью отслеживает оборот ГСМ посредством ТК.

    Система позволяет увидеть фактические расходы ГСМ и суммы, потраченные на заправку. Для организации процесса необходимо разработать специальное положение и издать приказ о закреплении топливной карты за автомобилем или за сотрудником.

    Ознакомьте водителя с новой системой оборота ГСМ в учреждении. Его подпись под распоряжением означает согласие работать по новым правилам. После этого необходимо внести изменения в трудовой договор: включите в него новые функциональные обязанности служащего или составьте дополнительное соглашение. Как только оно подписано, составьте акт приема-передачи и выдайте ТК.

    Содержание приказа

    Для учреждения выпускают два типа ТК — основную для бухгалтерии и персональную для водителя. Распоряжение готовим для личной карточки шофера. Помимо факта передачи зафиксируйте и ограничения по суммам на каждый месяц. Отдельный приказ об установлении лимитов по топливным картам не нужен.

    Необходимые составляющие приказа:

    1. Сведения об организации (используется фирменный бланк), основные реквизиты (номер, дата, место выпуска).
    2. Основания для издания: оптимизация затрат на горюче-смазочные материалы, контроль за оборотом топлива в учреждении.
    3. Суть распоряжения: использование в организации ТК, закрепление их за водителями или автомобилями.
    4. Список пользователей: перечислите всех служащих, которым выдадут индивидуальные карточки.
    5. Информация по каждой ТК: наименование, номер, лимиты и срок действия.
    6. Меры ответственности за нарушение установленных лимитов (при необходимости). Если эти меры не обозначены в допсоглашении к трудовому договору, пропишите нормативы здесь: обоснование превышения лимитированных затрат, компенсация нарушений и правила расходования остатков по карточке.
    7. Перечень ответственных за исполнение лиц.

    Вот примерный шаблон — образец приказа на выдачу топливных карт сотрудникам и определение расходных лимитов:

    г. ___________ «__» _______20 __ г.

    В целях оптимизации затрат на ГСМ и контроля за оборотом топлива

    Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2021 году

    • Понятие ГСМ
    • Что такое путевой лист
    • Учет расхода ГСМ в путевом листе
    • Бухгалтерский учет ГСМ
    • Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)
    • Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)
    • Пример списания ГСМ по путевым листам
    • Итоги

    Понятие ГСМ

    К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

    Что такое путевой лист

    Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

    Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.

    Документ вступил в силу с 01.01.2021. Основные нововведения:

    1. Путевой лист обязателен при любой эксплуатации автомобиля вне зависимости от вида и нюансов перевозки.
    2. Введен новый реквизит «Сведения о перевозке».
    3. Обязательно нужно указывать марку прицепа.
    4. Ответственное лицо обязано указывать время выезда ТС на линию и время его возвращения.

    С 01.09.2021 путевые листы заполняются с учетом новых правил технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9.

    Как заполнить путевой лист, пошагово рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

    Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

    С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.

    На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

    О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

    Задать вопрос и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».

    Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

    Учет расхода ГСМ в путевом листе

    Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

    Если же обратиться к приказу Минтранса № 368, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

    Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

    Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

    Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

    Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть и скачать на нашем сайте по ссылке ниже:

    Бухгалтерский учет ГСМ

    Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ФСБУ 5/2019 “Запасы”.

    Важно! С 2021 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым федеральным стандартом ФСБУ 5/2019 “Запасы” (он заменил ПБУ 5/01). О том, как изменились правила учета МПЗ, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Вы можете посмотреть разъяснения, если получите пробный доступ к правовой системе. Он бесплатный.

    Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

    • по средней себестоимости;
    • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

    Есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

    Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

    Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

    Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

    Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

    Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

    Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

    1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

    Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

    1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
    2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

    ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

    На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

    Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

    В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

    О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.

    Пример списания ГСМ по путевым листам

    Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

    ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

    При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

    Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

    В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

    Акт приема-передачи

    Юлия Меркулова
    Автор статьи
    Практикующий юрист с 2012 года

    Заключая любой договор, вам необходимо согласовать с партнером все существенные и дополнительные условия.

    Если предметом договора является передача определенного имущества, либо выполнение работ (услуг), то следует подготовить акт приема-передачи. Как его правильно составить — расскажем далее.

    Что такое акт приема-передачи?

    В законе отсутствует официальное понятие акта приема-передачи. Однако на его оформление указывается практически по любым видам сделок или договоров.

    Он составляется в следующих случаях:

    • если между сторонами заключен договор купли-продажи товаров, предметов или объектов — подтверждает фактическую передачу покупателю, а также указывает на отсутствие или наличие претензий к качеству;
    • при передаче заказчику результата выполненных работ или оказанных услуг — является основанием для оплаты работ и услуг, если заказчик подтвердит отсутствие претензий к качеству;
    • если договор не был заключен, то акт может составляться в случаях, когда закон разрешает совершение сделок в устной форме.

    Акт приема-передачи фиксирует переход объекта или результата оказанных услуг к покупателю или заказчику.

    Как правило, подписание акта происходит в присутствии сторон договора. Исключение составляют случаи, когда товар передается покупателю через посредников (например, транспортные компании), а подписанный акт возвращается продавцу после заполнения.

    Обязателен ли акт приема-передачи?

    В большинстве случаев, закон не устанавливает такого требования. Пункт о фактической передачи вещи можно включить в текст договора.

    Однако для отдельных видов договоров оформление акта является обязательным условием (например, при передаче готового объекта по договору долевого строительства).

    Акт приема-передачи не рассматривается законом как правоустанавливающий документ — стороны могут самостоятельно определять перечень его условий.

    Как составить акт приема-передачи?

    Так как он является документом, то составляется в письменной форме. Типовой образец акта приема-передачи законом не утвержден. Однако он должен содержать следующие сведения:

    Дату и место составления

    Реквизиты сторон

    Предмет

    Описание предмета

    Акт приема-передачи в обязательном порядке скрепляется подписями сторон или их представителей.

    Какие пункты можно включить в акт приема-передачи?

    Поскольку закон не содержит единой формы этого документа, в его содержание можно включать иные пункты. Например, акт приема-передачи:

    • автомобиля — содержит информацию о технических характеристиках машины, передаваемых госномерах и т.д.;
    • оборудования — дополняется пунктом о предоставлении покупателю всей технической документации;
    • выполненных работ — при наличии выявленных недостатков может содержать условие о снижении цены или о сроке устранения недоделок.

    Помимо совершения сделок, акт может использоваться для временной передачи имущества или ценностей. Например, акт приема-передачи помещения для аренды может содержать описание технического состояния объекта, перечень предметов мебели и оборудования, которые арендатор получит на весь срок пользования.

    Если передаются материальные ценности, то документ составляется на предприятии с участием лиц, уполномоченных на ответственное хранение, распоряжение или транспортировку товаров, продукции или иного имущества.

    При передаче обязанностей новому сотруднику или увольнения с должности составляется акт приема-передачи документов, связанных с исполнением трудовых обязанностей.

    Где применяется акт приема-передачи?

    Этот документ является одним из доказательств при предъявлении претензий о количестве или качестве товара (работы, услуги), а также при урегулировании возникшего спора. Кроме того, акт фиксирует дату фактической передачи, подтверждая соблюдение договорного срока.

    Акт приема-передачи является приложением к договору и подтверждает соблюдение или нарушение его условий.

    Выделим наиболее распространенные случаи применения и использования акта приема-передачи к договору:

    • является основанием для перечисления денежных средств поставщику, исполнителю или продавцу. Если по условиям договора был уплачен аванс, на основании акта перечисляется остаток оговоренной суммы;
    • если гражданину передается жилая недвижимость — является основанием для представления льготной ставки по ипотечному кредитованию или имущественного вычета;
    • подписанный акт приема-передачи работ или товара, если в нем содержится пункт об отсутствии претензий по качеству и срокам, позволит поставщику или исполнителю взыскать оплату по договору в принудительном порядке.

    Если передающая сторона сознательно не указала в акте на имеющиеся недостатки товара или услуг, при их выявлении договор может быть расторгнут. В этом случае документ следует приложить к исковому заявлению вместе с актом о выявленных недостатках.

    Резюме

    Хотя акт приема-передачи далеко не всегда является обязательным документом при заключении договора, его составление позволит зафиксировать момент поступления объекта во владение покупателя или заказчика. Он является приложением к договору, позволяя оплатить поставленный товар или выполненные работы.

    Если вы испытываете трудности при составлении акта приема-передачи, рекомендуем ознакомиться с представленными на нашем сайте образцами.

    Людмила Разумова
    Редактор
    Практикующий юрист с 2006 года

    Комментарии

    Вопрос следующий: приобрел квартиру с долевым участием. Дом построился. Сдачу квартиры просрочили больше чем на полгода. При осмотре квартиры были выявлены замечания, часть из которых были устранены, часть нет. Сейчас настало время подписывать акт приема-передачи. Хочу в этот акт внести все неустраненные замечания, а также прописать про просрочку сдачи квартиры. Но застройщик не хочет прописывать данные пункты в акте приема-передачи, просят написать заявление отдельно с указанием замечаний, отдельно по просрочке сдачи, а акт сделать чистым с формулировкой, что “квартира принимается в том виде, в котором она была на момент подписания данного акта”.

    В интернете читал, что акт приема-передачи можно от руки прописывать любые замечания. Почему застройщик не хочет этого делать?

    Настаивайте на подписании акта со всеми замечаниями, т.к. только данный документ будет свидетельствовать о всех недостатках и может являться основанием для взыскания компенсаций.

    Спасибо за ответ.

    А в праве ли застройщик отказать мне в подписании акта с моими замечаниями? Сейчас он руководствуется тем, что акт – это типовая форма, менять которую они не могут.

    Здравствуйте! Застройщик в одностороннем порядке направил мне акт приема-передачи помещения почтой. Обоюдно, подписать акт я отказалась так как имеются недостатки, о чём направлена претензия.

    1. Установлен ли законом срок подачи иска о признании недействительным односторонний акт приема-передачи недвижимости?

    2. Могу ли я оформить собственность, а после добиваться выполнения моих требований по претензии в суде? А в случае необходимости требовать расторжения договора долевого участия и признания одностороннего акта приема-передачи, а также регистрацию собственности недействительными (или как-нибудь по-другому).

    Здравствуйте! В вашем случае необходимо руководствоваться

    статьей5 ФЗ-214. Участник долевого строительства до подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства вправе потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие объекта долевого строительства требованиям, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.

    что касается сроков, в данном случае он составляет один год.

    1. Установлен ли законом срок подачи иска о признании недействительным односторонний акт приема-передачи недвижимости?
    Елена

    Признавать недействительным акт не нужно.

    Вам просто достаточно направить на него ответ о том, что от подписания Вы отказываетесь.

    2. Могу ли я оформить собственность, а после добиваться выполнения моих требований по претензии в суде? А в случае необходимости требовать расторжения договора долевого участия и признания одностороннего акта приема-передачи, а также регистрацию собственности недействительными (или как-нибудь по-другому).
    Елена

    Да, конечно можете, но заявить о недостатках в ответ на присланный акт лучше уже сейчас.

    С Уважением,
    Васильев Дмитрий.

    Здравствуйте, уважаемые юристы Pravoved.ru!

    Застройщик включил в Акт приема-передачи следующую формулировку: “Участник долевого строительства не имеет претензий к Застройщику по площади квартиры”

    Фактическая заявленная Застройщиком общая площадь квартиры больше проектной общей площади, но Дольщик не согласен с обмерами и хотел бы после передачи квартиры по Акту приема-передачи заказать повторный обмер БТИ и оспорить заявленную Застройщиком Дольщику к оплате разницу в площади квартиры, в сторону её увеличения.

    На какой пункт/статью в законодательстве Дольщик может ссылаться, чтобы потребовать у Застройщика исключить из Акта приема-передачи формулировку об отсутствии у Дольщика претензий по площади квартиры?

    Совершает ли Застройщик противозаконное действие, включив вышеуказанную формулировку в Акт приема-передачи объекта долевой собственности?

    Застройщик утверждает, что содержание Акта приема-передачи согласовано с юристами и Департаментом архитектуры и градостроительства города, и потому он не может в нём что-либо изменять. Действительно ли Департамент архитектуры и градостроительства города утверждает застройщикам содержание Акта приема-передачи?

    Как поступить дольщику, если Застройщик категорически отказывается исключить вышеуказанную формулировку из Акта приема-передачи, а других претензий у дольщика нет и он хотел бы принять квартиру, но не ущемить своё право оспорить претензию по площади квартиры?

    Здравствуйте, Людмила Тимофеевна!

    Уточните: Вы уже подписали Акт приема-передачи?

    Здравствуйте, Олег Юрьевич! Спасибо за отклик на мой вопрос.

    Акт приема-передачи не подписан.

    Насколько понимаю, Вы уже расписались за осмотр квартиры и Вам назначили день и время для подписания Акта приема-передачи? Так? Уточните.

    Нет, Акт осмотра также ещё не был подписан. Застройщик только уведомил Заказным письмом о завершении строительства и сроках передачи квартиры по Акту приема-передачи, а также сообщил о необходимости окончательных расчётов по оплате разницы между фактической общей площадью квартиры и проектной стоимостью – то есть оплата за повышение площади. Возражений нет в оплате разницы из-за повышения площади, согласно технической документации, полученной Застройщиком. Так как есть случаи, когда участник долевого строительства оплачивает разницу в повышении площади, а получив Акт приема-передачи – может вызвать кадастрового инженера БТИ для повторных обмеров и составления технического плана, и если площадь меньше фактической заявленной Застройщиком – то Застройщик возвращает часть уплаченных средств Дольщику. Но и новый технический план нужно ждать 40 дней. А по договору, квартиру нужно принять в течение 30 дней.

    Акт приема-передачи прислан для ознакомления – в нём формулировка об отсутствии претензий к Застройщику по площади и Застройщик отказывается эту формулировку исключать – несмотря на согласие Дольщика оплатить разницу за повышение площади, но вместе с тем, желание Дольщика оставить за собой право оспорить заявленную Застройщиком фактическую общую площадь квартиры.

    В принципе подписание Акта приема-передачи, несмотря на данную формулировку в Акте приема-передачи, не лишает Вас права на предъявление претензии по качеству квартиры, согласно Закону РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

    При этом Закон № 174-ФЗ и Закон № 2300-1 не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.

    Предлагаю Вам такой вариант: После подписания Акта приема-передачи и вступления в права собственности по получению выписки из ЕГРН обращаетесь в БТИ с заявлением о перезамерах площади квартиры. Затем после перезамеров находите какой-либо недостаток по качеству квартиры (желательно, чтобы это был скрытый дефект (искусственно его ни в коем случае не создавайте). Затем предъявляете в адрес застройщика, руководствуясь 5-летним гарантийным сроком, претензию по качеству квартиры, в которой также указываете реальную площадь квартиры, прилагая копию документа по перезамерам с БТИ и излагаете требования о возврате излишне уплаченных средств и уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, вследствие неосновательного обогащения. Затем, по истечении установленного в претензии срока, при отказе застройщика удовлетворить Ваши требования в добровольном порядке, следует подать в суд исковое заявление о возврате денежных сумм неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных средств и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

    Если нужна помощь в составлении необходимых документов, можем обсудить это в чате. Но составление документов является платной услугой.

    Уважаемый Олег Юрьевич, большое спасибо за столь подробный ответ. Но скрытых дефектов может и не быть – застройщик выполнял (в течение наблюдения за его работой почти весь срок возведения новостроя) с качественным подходом. Но в обмерах площади – вопрос отдельный и необходимый к перепроверке, в БТИ принимают заявление на вызов кадастрового инженера для повторного обмера и составления технического плана – если у Дольщика даже есть Акт приема-передачи, но пока не оформлена собственность. Смущает только формулировка – которую Застройщик предлагает подписать в Акте приема-передачи, отказывая в обсуждении этого пункта.

    Спасибо за отсылку к Закону № 2300-1 «О защите прав потребителей» – возможно, там мне удастся что-то найти для урезонивания Застройщика. Спасибо, посмотрю.

    Большое спасибо за Ваш интерес к данному проблемному вопросу и за Вашу консультацию!

    думается ссылка на согласование формы Акта с Департаментом строительства — это, конечно, лукавство. Но вот фиксирование изменения площади квартиры и соответственно цены договора — это существенно для ДДУ и чтобы не регистрировать отдельное Дополнительное соглашение Застройщики «заталкивают» эту информацию в Акт, который идет потом, как известно, на госрегистрацию. И убрать эту информацию из Акта невозможно. Перемерить квартиру — Ваше право, и если выявится расхождение с метражом на который Вы подписались в Акте или даже уже оплатили, то никто не отнимет у Вас права заявить Застройщику, скажем через месяц, свои претензии на возврат излишне уплаченного. Если вдруг откажут, то в суде легко получите и разницу, и проценты за пользование и затраты на обмеры и немножко морального вреда.

    Резюме. Смотрите в договоре сумму и порядок доплаты за лишние метры и сверяйте с предложением Застройщика. Принимайте квартиру. Заказывайте обмер. Если не сходится — требуйте возврата.

    Кстати, пару лет назад в Санкт-Петербурге состоялось несколько знаковых решений суда, согласно которым было указано, что лишние метры оплате вообще не подлежат, т.к. это проблемы Застройщика, который не сумел построить то, что запроектировал. Но, к сожалению, дальше эта практика не пошла и сегодня в Москве такая позиция не работает.

    Учет талонов на ГСМ в программе 1С: Бухгалтерия предприятия ред. 3.0

    Автомобиль сейчас есть практически в каждой организации, поэтому многие бухгалтеры сталкиваются с вопросами учета ГСМ. Ранее мы уже рассматривали учет ГСМ по топливным картам в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0, теперь пришла очередь талонов. В этой публикации подробнее остановимся на данном вопросе, объясним, почему здесь требуется корректировка долга и рассмотрим сквозной пример в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0.

    Организации, имеющие автомобили, при расчете за ГСМ могут использовать топливные карты или топливные талоны.

    Что это такое и в чем их отличие?

    Приведем небольшую сравнительную табличку.

    Топливный талон (или талон на бензин) – это не что иное, как денежный документ, который является бланком строгой отчетности.

    Он печатается на специальной бумаге с защитой от подделок и имеет определенный номинал – в литрах или рублях. Наиболее распространены «литровые» талоны: в них указано, сколько литров топлива можно заправить в обмен на данный талон.

    Использование топливных талонов удобно в случае, если предполагается выдача определенного количества топлива на определенные работы. И номинал топливного талона в литрах дает возможность зафиксировать цену на бензин, что удобно при ее повышении. Хотя поставщик в стоимость талона закладывает риск подорожания и зачастую цена по талону может быть немного завышена, относительно средних цен.

    Рассмотрим условный пример: ИП Круглова О.А. заключила договор с поставщиком ООО «Петровские зори», имеющую сеть заправок, на отпуск ГСМ по талонам и приобрела в январе 20 топливных талонов стоимостью 440 руб. за штуку на сумму 8800 руб. Номинал каждого талона 10 литров.

    Отразим оплату за топливные талоны ООО «Петровские зори».

    Шаг 1. Перейдите в раздел «Банк и касса» и сформируйте документ «Списание с расчетного счета» из журнала «Банковские выписки».

    Заполните все необходимые поля документа, указав «Вид операции» – «Прочее списание».

    Забегая вперед отметим, что «Вид договора» обязательно должен быть «Прочее». Иначе в дальнейшем программа его просто не увидит.

    Шаг 2. Проведите документ и посмотрите движения документа по кнопке .

    Из проводок бухгалтерского учета видно, что произведена предоплата поставщику за топливные талоны в размере 8800 руб.

    Оформим поступление талонов на бензин.

    Шаг 3. Перейдите в раздел «Банк и касса» – «Поступление денежных документов».

    Создадим «Поступление денежных документов».

    Шаг 4. В документе оставляем заполненные поля:

    • «Вид операции» – «Поступление от поставщика»;

    • «Счет учета» – 50.03 – «Денежные документы».

    Заполните реквизиты входящего документа, укажите контрагента и договор.

    Счет расчетов установите 60.01 – «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    Шаг 5. Перейдите на закладку «Денежные документы» и добавьте строку по кнопке «Добавить».

    В выпадающем окне можно нажать гиперссылку «Показать все» и там создать новый элемент или же создать сразу, нажав одноименную гиперссылку.

    Создайте карточку денежного документа.

    Шаг 6. Заполните данные:

    • «Наименование» – «Талон на бензин АИ-92»;

    • «Вид документа» – Талоны на ГСМ;

    Если денежных документов много, их можно объединять в группы. Для этого создаются папки и в карточке можно задать принадлежность к группе.

    Шаг 7. Укажите количество и сумму поступивших талонов.

    В нашем примере оприходовано 20 талонов на бензин на сумму 8800 руб.
    Проведите документ и посмотрите сформированные проводки .

    На счете 50.03 учтены приобретенные талоны на бензин.

    У опытных бухгалтеров однозначно возникнет вопрос: «А где зачет аванса поставщику? Ведь оплата прошла по счету 60.02, а оприходование денежных документов – по счету 60.01». Ваши подозрения не напрасны, однако документ «Поступление денежных документов» не производит зачета аванса поставщику, так как предметом договора являются не талоны на ГСМ, а само топливо. Зачет аванса будет проведен в конце месяца документом «Корректировка долга» в момент получения документов на поступление ГСМ. Мы вернемся к этому моменту в конце текущей статьи.

    Из журнала «Поступление денежных документов» для печати доступны следующие формы:

    Шаг 8. Нажмите кнопку «Печать» и выберите форму «Реестр документов».

    Отчет формируется за любой период, заданный пользователем.

    Данные по талонам на ГСМ, по количеству и сумме пользователь может увидеть, сформировав отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету – 50.03».

    Шаг 9. Перейдите в раздел «Отчеты» и выберите «Оборотно-сальдовая ведомость по счету». Укажите счет, задайте период и нажмите «Сформировать».

    Итак, у нас числится 20 талонов на бензин на сумму 8800 руб.

    Продолжим наш пример: выданы подотчет талоны водителю Боброву С.М. в количестве 2 штук, 12 января 2021 года. Номинал одного талона – 10 литров. Он приезжает на АЗС, отдает талоны оператору и получает нефтепродукт в количестве, указанном на талонах. Назад он получает отрывную часть талона со штампом АЗС, на основании которого составляет далее авансовый отчет.

    Отразим выдачу топливного талона.

    Шаг 10. Перейдите в журнал документов «Выдача денежных документов» в разделе «Банк и касса» и нажмите кнопку «Создать».

    Шаг 11. Заполните документ, указав:

    • «Вид операции» – «Выдача подотчетному лицу»;

    • «Подотчетное лицо» – в нашем примере, водитель – Бобров С.М.

    Шаг 12. Перейдите на закладку «Денежные документы» и укажите сколько талонов на бензин ему выдано.

    Шаг 13. Проведите документ и посмотрите проводки .

    Талоны на бензин списаны с кредита счета 50.03. Подотчетник Бобров С.М. должен отчитаться за талоны.

    В журнале документов «Выдача денежных документов» доступны печатные формы:

    Шаг 14. Нажмите кнопку «Печать» и выберите форму «Расходный ордер». Она имеет следующий вид.

    Шаг 15. Сформируйте «Оборотно сальдовую ведомость по счету 50.03».

    «Талон на бензин АИ-92» – списано 2 штуки на сумму 880 руб., в остатке – 18 талонов на сумму 7920 руб.

    Далее водителю необходимо отчитаться по талонам.

    Шаг 16. Перейдите в раздел «Банк и касса» – «Авансовые отчеты».

    Шаг 17. Нажмите кнопку «Создать» и выберите вид документа «Авансовый отчет».

    Шаг 18. Выберите подотчетное лицо – Бобров С.М.

    На закладке «Авансы» укажите документ аванса, выбрав из списка документов «Выдача денежных документов».

    Шаг 19. Перейдите на закладку «Товары».

    Заполните табличную часть по кнопке «Добавить».

    Укажите номер чека, выберите номенклатуру из справочника, заполните количество и сумму принятого бензина. Если поставщик предоставил счет-фактуру – внесите ее данные.

    Счет учета 10.03.2 – «Топливо в баке».

    Шаг 20. Проведите документ.

    Документом сформированы следующие проводки: по дебету счета 10.03.2 отражена сумму бензина, которым заправился водитель, по кредиту счета 71.01 – сумма, на которую отчитался подотчетник Бобров С.М.

    Проанализируем счета, задействованные в операции.

    Шаг 21. Сформируйте «Оборотно-сальдовую ведомость по счету» – 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

    Водитель Бобров С.М. отчитался за выданные талоны на бензин.

    «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» 10.03.2 – «Топливо в баке» отражает остаток заправленного водителем бензина.

    Сформируйте «Оборотно-сальдовую ведомость по счету» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    Если оплата поставщику произведена авансом и при проведении документа оприходования топливных талонов зачет аванса не произведен, то в «Оборотно-сальдовой ведомости» возникнет «перехлест» между субсчетами.

    Шаг 22. Для зачета аванса воспользуемся документом «Корректировка долга» в разделе «Покупки» или «Продажи».

    Если до этого шага вы все сделали корректно, то вам достаточно выбрать вид операции «Прочие корректировки» и нажать кнопку «Заполнить».

    Программа сама заполнит все необходимые поля.

    И в оборотно-сальдовой ведомости теперь полный порядок!

    Автор статьи: Ольга Круглова

    Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

    Сотрудники используют личный транспорт в служебных целях: оформление аренды или безвозмездного использования для списания ГСМ

    Организация ежемесячно заправляет по топливной карте личные транспортные средства сотрудников (главный инженер, прораб, инженер по охране труда и т.д.). Сотрудники используют личный транспорт в производственных целях (несколько строительных объектов), не в рамках командировок. Организация не является автотранспортной. Использование личного транспорта в служебных целях планируется оформить договором аренды или договором безвозмездного пользования. Можно ли списать ГСМ на затраты в целях налогообложения (налог на прибыль) с учетом возможных последствий по НДФЛ и страховым взносам? Нужны ли при этом приказы, распоряжения, договоры? Какой документооборот должен быть в данной ситуации?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    При заключении договора аренды или договора безвозмездного пользования расходы на ГСМ могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. Особенности налогообложения и документального подтверждения изложены ниже.

    Обоснование вывода:

    Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Положениями главы 25 НК РФ не устанавливается конкретный перечень документов, которые налогоплательщик должен оформить для подтверждения осуществленных расходов, что позволяет преодолевать неоправданные ограничения налогоплательщиков в возможности выбора способов доказывания осуществленных хозяйственных операций для целей налогообложения (определение КС РФ от 24.09.2012 N 1543-О).

    Аренда

    По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). При этом арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

    По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). При этом арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ).

    При оформлении использования личного транспорта работника в служебных целях договором аренды важно иметь в виду следующее:

    доход физического лица по договору аренды (арендная плата и вознаграждение за услуги по управлению и технической эксплуатации по договору аренды с экипажем; арендная плата по договору аренды без экипажа) облагается НДФЛ (пп.пп. 4, 6 п. 1 ст. 208, ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ), а организация – арендатор признается налоговым агентом по НДФЛ (п.п. 1, 2 ст. 226 НК РФ);

    арендная плата как по договору аренды с экипажем, так и по договору аренды без экипажа не является объектом обложения страховыми взносами (п. 4 ст. 420 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 01.11.2017 N 03-15-06/71986);

    при заключении договора аренды с экипажем выплаты и иные вознаграждение за услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации являются объектом обложением страховым взносами (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ), но в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством они не включаются в базу для исчисления страховых взносов (пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ). При заключении договора аренды с экипажем в целях избежания разногласий с контролирующими органами целесообразно разграничивать арендую плату (не облагаемую страховыми взносами) и плату за услуги по управлению и техническую эксплуатацию (облагаемую страховыми взносами);

    при заключении договора аренды без экипажа существуют риски переквалификации такого договора контролирующими органами в договор аренды с экипажем в целях начисления страховых взносов (смотрите постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.06.2017 N Ф08-3727/17 по делу N А53-27263/2016, определение ВС РФ от 30.10.2017 N 308-КГ17-15395).

    Арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Для документального подтверждения расходов на аренду необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе заключенный договор аренды (субаренды), документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества. При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей для целей налогообложения прибыли не требуется, если иное не предусмотрено договором (смотрите, например, письма Минфина России от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75483, от 15.06.2015 N 03-07-11/34410, от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763).

    По договору аренды транспортного средства с экипажем, заключенным с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, расходы в виде платы за услуги по управлению транспортным средством в соответствии с п. 21 ст. 255 НК РФ могут учитываться в составе расходов на оплату труда. Согласно разъяснениям Минфина России для подтверждения расходов в виде платы за услуги по управлению транспортным средством необходимо наличие документов, подтверждающих факт оказания таких услуг налогоплательщику, – таким документом может быть, например, акт приема-передачи услуг (письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780).

    Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).

    Таким образом, как при аренде транспортного средства с экипажем, так и без экипажа на арендатора по общему правилу возлагаются расходы на оплату топлива.

    Расходы на ГСМ могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    В последние годы Минфин России исходит из того, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ – при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе (не обязан) учитывать Методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”, введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12).

    Мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация вправе не руководствоваться нормами расхода, предусмотренными указанными выше методическими рекомендациями. В целях избежания возможных претензий со стороны налогового органа организация может самостоятельно разработать нормы расхода, например, на основании данных завода-изготовителя, но с учетом условий фактической эксплуатации транспортных средств (установленные по организации лимиты утверждаются приказом руководителя).

    Затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей. Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист (письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@).

    Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”).
    В письме Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 указано, что порядок, предусмотренный приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли организаций. Организации, на которых положения приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. При этом налогоплательщик также вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ.

    В рассматриваемой ситуации организация не является автотранспортной, поэтому она вправе разработать свою форму путевого листа, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (письмо Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51).

    Полученные по договорам аренды транспортные средства закрепляются приказом за работниками организации (собственником или иным лицами), которые будут использовать их в служебных целях. Для целей налогообложения учитываются расходы на топливо только при использовании автомобиля в служебных целях.

    Безвозмездное пользование

    По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).

    Налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества (п. 8 ст. 250, п. 2 ст. 248 НК РФ, письма Минфина России от 14.06.2017 N 03-03-07/36870, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8746).

    При передаче транспортного средства по договору безвозмездного пользования у физического лица не возникает доходов (экономической выгоды – п. 1 ст. 41 НК РФ), облагаемых НДФЛ. Отсутствуют в таком случае выплаты и иные вознаграждения, признаваемые объектом обложения страховым взносами в соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ.

    Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ).

    Соответственно, организация вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с использованием и содержанием имущества, полученного в безвозмездное пользование, при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

    Расходы на ГСМ учитываются в том же порядке, как и при заключении договора аренды.

    Полученные по договорам безвозмездного пользования транспортные средства закрепляются приказом за работниками организации (собственником или иными лицами), которые будут использовать их в служебных целях. Для целей налогообложения учитываются расходы на топливо при использовании автомобиля в служебных целях.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Арыков Степан

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Читайте также:
    Образец договора купли-продажи по доверенности в 2021 году
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: