Обновлены формы по взысканию задолженности с налогоплательщиков

Новый порядок списания безнадежной налоговой недоимки

Приказ Федеральной налоговой службы № ММВ-7-8/164@ от 02.04.2019

С 05.05.2019 действует новый порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, которые налоговая инспекция признает безнадежными к взысканию. Уточнили список платежей, подлежащих списанию, форму справки о суммах недоимки и форму решения о списании, которые оформляет инспекция. Перечень документов, необходимых для признания долгов безнадежными, зависит от причины списания.

Новый порядок утвержден приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/164@ от 02.04.2019 (далее – Порядок). Одновременно утратил силу старый приказ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@.

«Судьба» недоимки

Перечислять налоги нужно вовремя, иначе возможны последствия – это недоимка по налогам, а также штрафы и начисление пеней.

При пропуске срока уплаты налогов или страховых взносов происходит нарушение налогового законодательства (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ). У налогоплательщика образуется долг перед бюджетом – недоимка по налогам (страховым взносам) (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налоговая недоимка возникает на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Бывают также ситуации, когда инспекторы обнаруживают излишне возмещенные фирмам суммы налогов из бюджета, например, по НДС или акцизам. Такие суммы тоже образуют недоимку (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • в день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога на расчетный счет;
  • в день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога.

Недоимку можно погасить добровольно, вместе с пенями. Если этого не происходит, налоговики будут взыскивать эти суммы в принудительном порядке.

Но бывают ситуации, когда взыскать недоимку с налогоплательщика не возможно. Тогда контролирующие органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Кто спишет безнадежный долг

Порядок списания безнадежных налоговых долгов (общий для недоимки по федеральным, региональным и местным налогам) утверждает ФНС (п. 5 ст. 59 НК РФ).

Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть предусмотрены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам.

Решение о списании безнадежной задолженности принимает налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Когда спишут недоимку по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку. А задолженность так и будет числиться за ним.

Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно статье 59 НК РФ налоговые долги признаются безнадежными, в частности, в таких ситуациях:

  • ликвидация юрлица, когда его имущества оказывается недостаточно для погашения долга и долг по каким-либо причинам не может быть погашен учредителем (участником);
  • банкротство ИП или физлица при недостаточности имущества для погашения долгов;
  • смерть физлица или объявление его умершим;
  • принятие судом решения о невозможности взыскания долга из-за истечения срока, отведенного на эту процедуру, или об отказе в восстановлении такого срока;
  • вынесение судебным приставом постановления о завершении исполнительного производства по истечении 5-летнего срока с момента образования долга, если его размер недостаточен для возбуждения дела о банкротстве или производство по делу о банкротстве прекращено из-за недостаточности у должника средств на оплату судебных расходов;
  • снятие с учета по инициативе налогового органа иностранного юрлица, представившего недостоверные сведения о себе либо не уплачивающего налоги или не подающего необходимых документов;
  • списание со счета плательщика средств для уплаты налога банком, не переведшим их в бюджет и впоследствии ликвидированным;
  • иных случаях.

Для списания недоимки нужны документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о ликвидации юридического лица или его исключении из ЕГРЮЛ по иным причинам;
  • копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ;
  • копия вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о завершении реализации имущества гражданина;
  • выписка из ЕГРИП, содержащая сведения о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом);
  • другие документы.

Это общий порядок.

Какие долги спишут

В соответствии с новым Порядком, списанию подлежат:

  • недоимки и задолженности по пеням и штрафам, в том числе задолженности по налоговым санкциям за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ взимались в бесспорном порядке, и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года;
  • проценты при изменении срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа и процентов при заявительном порядке возмещения из бюджета НДС;
  • недоимки по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящиеся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, задолженность по пеням и штрафам;
  • суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов плательщиков в банках, но не перечисленные в бюджет.

Такие долги инспекция будет списывать после их признания безнадежными к взысканию в случаях, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 НК РФ.

В пункте 1 статьи 59 НК РФ речь идет о ликвидации компании – в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных из-за недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) этой организации. Потребуются документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ лиц, содержащая сведения о ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством РФ или по решению регистрирующего органа;
  • копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа;
  • сведения, полученные от компетентных органов иностранного государства и (или) содержащиеся в их информационных ресурсах (базах данных), о ликвидации организации в соответствии с законодательством иностранного государства.

А в соответствии с пунктом 4 статьи 59 НК РФ налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки с должника в связи с истечением установленного срока их взыскания. В этом случае потребуются заверенные гербовой печатью суда:

  • копия вступившего в законную силу акта суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания;
  • копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности.

Согласно Порядку, инспекция списывает такие долги самостоятельно.

Сроки списания

После того как все документы поступят в инспекцию, налоговики должны в течение 5 рабочих дней оформить справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно по форме из приложения № 1 к Порядку.

Далее ИФНС в течение одного рабочего дня принимает решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Читайте также:
В Приамурье предложили возмещение инвесторам трат на дорожный ремонт налоговыми льготами

После этого все указанные суммы списываются с лицевого счета налогоплательщика.

И с этого момента требовать оплаты и применять любые меры принудительного взыскания такой недоимки налоговые органы не имеют права.

Однако заявление в налоговый орган о списании недоимки все же может потребоваться. Это может быть в ситуации, когда налоговики своевременно не списали безнадежные суммы. Например, вследствие технической ошибки.

Информация о наличии задолженности может появиться на сайте судебных приставов. Или вдруг компания получает требование об уплате «старых» налогов по устаревшим КБК.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Взыскание недоимки налоговыми органами

Принудительное исполнение налоговой обязанности регулируется Налоговым кодексом. Предусмотренная им процедура взыскания призвана создать дополнительные гарантии защиты прав собственности налогоплательщика. Нарушение порядка взыскания может влечь списание задолженности налогоплательщика как безнадежной. Вопросам принудительного исполнения обязанности по уплате налога с учетом практики применения соответствующих положений НК РФ посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какое значение имеет направление налогоплательщику требования об уплате налога?

Требование — это извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности по ее уплате (статья 69 НК РФ).

Только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога, могут применяться собственно меры взыскания.

Но напомню, что правоприменительная практика признает уплату налогоплательщиком сумм, причитающихся по любому решению налогового органа, как принудительное взыскание. Если в результате рассмотрения последующей жалобы решение инспекции будет отменено, налогоплательщик, «добровольно» уплативший сумму налога, вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на проценты, начисленные на уплаченную сумму по день возврата.

Должно ли требование об уплате налога быть подписано начальником налоговой инспекции?

Нет. Форма требования, утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, вообще не предусматривает подписи должностного лица налогового органа. Указывается только ФИО исполнителя.

Каким налоговым органом налогоплательщику направляется требование?

Требование направляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым в соответствии со статьей 101.4 НК РФ обнаружено налоговое правонарушение.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации или индивидуальному предпринимателю (их законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если требование было направлено по почте, когда оно считается полученным?

Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В силу прямого указания НК РФ соответствующая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования. Обращайте внимание на дату фактического получения требования, когда она приходится в пределах отведенных 6 дней. Для ситуации, связанной с моментом определения даты получения требования о представления документов, судебные органы занимают позицию, согласно которой при получении требования в пределах отведенных 6 дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования (Определения ВАС РФ от 23.03.2012 № ВАС-2652/12, от 24.05.2013 № ВАС-6232/13).

Представляется, что для отсчета сроков применения последующих процедур взыскания к определению даты получения требования об уплате налога можно использовать указанный подход судебных органов по аналогии.

Каковы сроки направления требования?

Сроки направления различаются в зависимости от оснований выявления задолженности. По результатам налоговой проверки требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения (независимо от суммы).

Требование об уплате недоимки, выявленной вне проверки, направляется не позднее трех месяцев со дня ее обнаружения. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, то требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (статья 70 НК РФ).

При направлении требования учтена особенность уплаты страховых взносов, связанная с проверкой Фондом соцстраха обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения?

Для направления требования об уплате страховых взносов по результатам проверки ФСС налоговому органу отводится 10 рабочих дней. Данный срок исчисляется со дня получения решения органа ФСС о непринятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Форма решения территориального органа ФСС приведена в приложении № 7 к Приказу ФСС России от 25.01.2017 № 10. Форма решения предусматривает вручение его организации (индивидуальному предпринимателю), что позволяет проконтролировать соблюдение сроков взыскания.

Как оформляется выявление недоимки вне рамок проверки?

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме приложения №1, утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Налоговый орган направлять налогоплательщику документ о выявлении недоимки не обязан. Но сам по себе срок, когда недоимка должна быть выявлена, не является произвольным. Например, под днем выявления недоимки, указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа). В случае представления налоговой декларации, расчета авансового платежа с нарушением установленных сроков — следующий день после их представления. Такой вывод сделан в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

В какой срок направляется требование об уплате штрафа по нарушению, выявленному вне рамок налоговой проверки?

НК РФ такой срок четко не устанавливает. По аналогии со сроками в статьях 100 и 101 НК РФ можно предположить, что требование об уплате штрафа должно быть направлено в течение 20 дней со дня вручения решения о привлечении к ответственности (26 дней — в случае отправки такого решения по почте).

Что относится к повторному требованию?

В случае изменения обязанности по уплате налога после направления требования, налоговый орган обязан направить уточненное требование (статья 71 НК РФ).

Изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании, в частности, поправок в НК РФ, имеющих обратную силу, проведения зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм после направления налогоплательщику первоначального требования, предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.

Направление требование является самостоятельной стадией в процедуре взыскания налога. Истечение срока, указанного в требовании, влечет переход к следующим действиям налогового органа по бесспорному взысканию.

Нужно отличать уточненное требование от повторного. Требование не может направляться повторно на одни и те же суммы, поскольку это приводит к восстановлению или продлению пропущенных налоговым органом сроков взыскания. Поэтому новое требование на те же суммы (или отличающее увеличившимся размером пеней) является неправомерным.

Читайте также:
Трудовой кодекс не коснется самозанятых

Какой срок отводится на исполнение требования?

Значение требования состоит и в том, что налогоплательщику устанавливается срок для добровольного погашения возникшей недоимки.

Обычно требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения. Данный срок исчисляется в рабочих днях.

В требовании может быть указан более продолжительный период времени для уплаты налога. НК РФ не ограничивает максимальную продолжительность срока исполнения, которая может быть установлена налоговым органом.

Из каких стадий складывается процедура взыскания?

Принудительное взыскание налоговым органом задолженности состоит из взаимосвязанных этапов. При взыскании налога надлежит соблюдать последовательность стадий: направление требования, обращение взыскания на счета, на иное имущество.

Налоговый орган, по общему правилу, не вправе принять решение об обращении взыскания на имущество, если им в порядке статьи 46 НК РФ не выносилось решение о взыскании на денежные средства на счетах.

Налоговым органом пропущен срок направления требования. Последующие действия по взысканию не проводятся?

Не совсем так. Нарушение срока направления требования не приводит к увеличению других сроков, установленных для принудительного взыскания налога. В подобной ситуации для целей взыскания срок на добровольную уплату налога, установленный в требовании, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого такое требование должно было быть направлено налогоплательщику.

Иными словами, направление требования с пропуском установленного в статье 70 НК РФ срока имеет смысл, при условии, что с учетом срока исполнения такого требования сроки совершения налоговым органом действий по взысканию не истекли. В частности, не истек срок на принятие налоговым органом решения о взыскании за счет денежных средств.

При этом, если требование направляется с пропуском установленного срока, то при расчете срока взыскания следует исходить из срока исполнения требования, равного 8 рабочим дням.

Как осуществляется взыскание за счет денежных средств организации или индивидуального предпринимателя?

Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 2 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. В банк, в котором открыты счета налогоплательщика, направляется поручение на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании доводится до сведения организации или индивидуального предпринимателя в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

В случае пропуска срока принятия решения налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Срок подачи заявления в суд составляет 6 месяцев.

Как взыскивается недоимка за счет имущества?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя), при отсутствии информации о счетах, налог погашается за счет иного имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия регламентируются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Какой срок отводится на принятие решения о взыскании недоимки за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя?

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий:

предварительное направление налогоплательщику требования об уплате налога;

неуплата налогоплательщиком в установленный срок суммы налога;

вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;

отсутствие на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств.

Предыдущий этап может быть пропущен при отсутствии у налогового органа информации о счетах налогоплательщика или при осуществлении в отношении налогоплательщика исполнительного производства в отношении налоговой задолженности.

При невыполнении указанных условий решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований (пункт 11 Приложения к письму ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и не исполняется. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании. Заявление может быть подано в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования.

В случаях принудительного взыскания налога как определяется момент погашения недоимки?

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Денежные суммы, списанные банком со счетов налогоплательщика, не могут быть включены в размер недоимки.

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Когда на имущество в целях его реализации уже наложен арест, может ли задолженность налогоплательщика продолжать взыскиваться за счет другого имущества?

Повторное возложение на налогоплательщика обязанности погасить задолженность по уплате налога, если именно в этих целях у него уже было арестовано (описано) и изъято имущество, из пункта 5 статьи 47 НК РФ не следует. Этот вывод был сделан Конституционным судом в Определении от 17.10.2001 № 238-О.

Причем, если в результате действий третьих лиц в ходе принудительного взыскания средства в бюджет фактически не поступили, то это не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком своих налоговых обязанностей.

Начатый процесс взыскания длится до полного погашения долга?

Да, хотя завершить его погашением в силу ряда причин не всегда возможно.

Поручения налогового органа на списание денежных средств в уплату налога могут быть приостановлены или отозваны. Скажем, в случаях представления уточненных деклараций к уменьшению.

Процедура взыскания может прекратиться, если соответствующая задолженность признана безнадежной. К таким случаям статья 59 НК РФ относит в том числе вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если:

невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества;

Читайте также:
РСПП предлагает снизить налоги для бизнеса

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В названных случаях списание производится, когда с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более 5 лет, и:

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством о несостоятельности для возбуждения производства по делу о банкротстве (для организаций — от 300 тысяч рублей);

или судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Какие сроки давности взыскания?

В отношении налоговой недоимки не используются установленные Гражданским кодексом сроки исковой давности, а применяются самостоятельные сроки взыскания. Срок принудительного взыскания складывается из следующих временных промежутков:

выставление требования — 3 месяца (или 20 рабочих дней);

срок добровольной уплаты — 8 рабочих дней (по общему правилу).

Сроки последующих действий исчисляются со дня истечения срока исполнения требования.

Принятие решения о взыскании за счет денежных средств — 2 месяца. При пропуске срока — 6 месяцев на обращение в суд с заявлением о взыскании.

Принятие решения о взыскании налога за счет имущества (при условии принятия решения о взыскании за счет денежных средств) — один год (при пропуске срока — 2 года на обращение в суд с заявлением о взыскании).

Пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом. Например, такой причиной может признаваться обжалование решения налогового органа налогоплательщиком.

Что еще помимо исключительно судебной перспективы взыскания означает пропуск налоговым органом сроков на бесспорное взыскание?

Если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени на указанную задолженность не начисляются (письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192, Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 № 8241/07).

При пропуске срока на взыскание за счет денежных средств отсутствуют основания для взыскания за счет имущества в порядке статьи 47 НК РФ.

Зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога. По этой причине налоговые органы не вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена в силу истечения установленных НК РФ сроков взыскания (Определение Конституционного суда от 08.02.2007 № 381-О-П).

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов формируется программным обеспечением налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС. В справке о состоянии расчетов с бюджетом должно содержаться (при наличии соответствующих обстоятельств) указание на утрату налоговым органом возможности взыскании недоимки. Об этом было сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09.

Однако в форме справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, утвержденной Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@, подобная строчка не предусмотрена.

При наличии судебного решения, в котором в мотивировочной или резолютивной части содержится положение об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании, такая задолженность согласно статье 59 НК РФ должна быть признана налоговым органом безнадежной и списана.

«Беда Клонов»: о силе налоговых органов с «зависимых лиц» недоимки взыскивать

Многие налогоплательщики до сих пор не избавились от манеры относиться к предъявляемым им налоговым доначислениям «по-английски» – «приподнимают шляпу и уходят». А именно, совершают действия по переводу своей финансово-экономической деятельности на новое юридическое лицо (уступают ему права требования по действующим договорам с контрагентами, перезаключают договоры, осуществляют перевод активов и сотрудников и т.д.), оставляя налоговому органу фактически прекратившую деятельность компанию, пускай, дескать, взыскивает.

Но не тут-то было, налоговые органы давно не восприимчивы к подобным «изысканным жестам» и стараются непременно нагнать каждого такого налогоплательщика и хорошенько его «потрясти». А суды активно поддерживают налоговые органы в их стремлении взыскивать задолженность «брошенных компаний», причем не только с учредителей (участников) организации в ходе привлечения их к субсидиарной ответственности, но и с тех самых «компаний – клонов», по выявлению которых инспекциями ведется отдельная плотная работа.

Содержание работы налоговых органов в этом направлении мы приоткроем в конце статьи, а сперва теория.

Налоговым кодексом прямо установлена возможность взыскания в судебном порядке недоимки, возникшей по итогам налоговой проверки и числящейся более трех месяцев, с «зависимых лиц», которым от задолжавшей организации поступает выручка, отчуждается имущество и иные активы

Итак, первое условие для запуска этого механизма – зависимость компаний или физических лиц, установленная в судебном порядке

Начнем с уточнения, что к категории зависимых лиц в рамках рассматриваемой нормы могут быть отнесены, как организации, так и физические лица. При этом не имеет значение, зарегистрированы данные физические лица в качестве индивидуальных предпринимателей или нет.

Далее, зависимость компаний или физических лиц устанавливается исключительно в судебном порядке.

У налоговых органов и судов есть возможность толковать это понятие весьма широко, поскольку помимо четко прописанных формальных параметров взаимозависимости «дочерних» и «материнских» организаций (на них мы останавливаться не будем, с ними и так все понятно), статьей предусмотрено право суда определять зависимость лиц и по «иным основаниям».

Под «иными основаниями» уже традиционно понимается возможность какого-либо лица оказывать сколько-нибудь существенное влияние (даже неформальное) на принимаемые обществом решения. Это зафиксировано в главе V.I НК РФ, посвященной налоговому контролю сделок и цен между взаимозависимыми лицами (ст. 105.1 НК РФ), а также используется для признания лиц, контролирующими должника, с целью их привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дел о банкротстве (ст. 61.10 ФЗ «О банкротстве»).

Начиная с 2014г. налоговые органы при поддержке судов распространили данный подход и на взыскания задолженностей по налогам с «зависимых лиц» в рамках п. 2 ст. 45 НК РФ, хотя данной нормой он прямо и не предусмотрен.

Точку в этом вопросе поставил Верховный суд своим Определением от 16.09.2016г. № 305-КГ16-6003 по делу № А40-77894/2015 (ООО «Интерос»), в котором указал, что что используемое в п. 2 ст. 45 НК РФ понятие «иной зависимости» между налогоплательщиком и лицом, к которому предъявлено требование о взыскании налоговой задолженности, имеет самостоятельное значение и должно толковаться с учетом цели данной нормы – противодействие избежанию налогообложения в тех исключительных случаях, когда:

Читайте также:
«Личный кабинет» дошел до полмиллиона ИП

действия налогоплательщика и других лиц носят согласованный (зависимый друг от друга) характер;

приводят к невозможности исполнения обязанности по уплате налогов их плательщиком, в том числе при отсутствии взаимозависимости, предусмотренной ст. 105.1 НК РФ.

При наличии этих обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 45 НК РФ, налоговая обязанность следует судьбе переданных налогоплательщиком в пользу зависимого с ним лица денежных средств и иного имущества, к которому для целей обращения взыскания следует относить и имущественные права.

Таким образом, получаем следующее условие – налоговые органы должны доказать суду, что действия налогоплательщика и лиц, на которые выводится его выручка и отчуждаются имущественные активы, носят согласованный (зависимый друг от друга) характер и приводят к невозможности исполнения обязанности по уплате доначислений налогоплательщиком.

Делать это инспекции научились достаточно хорошо, так они собирают яркие эмоциональные доказательства, на основании которых у суда создается убеждение в том, что новая компания является лишь клоном старой, и переводя на нее активы собственники бизнеса хотят лишь избежать уплаты налогов в бюджет. В частности, в качестве таких доказательств могут быть использованы следующие факты:

уменьшение активов существующей компании с момента проведения налоговой проверки;

регистрация вновь созданной операционной компании в период проведения выездной налоговой проверки существующей операционной компании;

наличие общего учредителя и руководителя у компаний либо взаимное участие компаний в уставных капиталах друг друга (к слову, совсем не обязательный признак);

вновь созданная компания начинает работать с контрагентами первой операционной компании на тех же самых договорных условиях;

первоначальная компания уступает свои права по заключенным договорам вновь созданной операционной компании или расторгает ранее заключенные договоры со всеми или большинством своих контрагентов, а вновь созданная компания заключает с ними аналогичные договоры за короткий промежуток времени;

переход всех сотрудников (или значительной их части) из существующей компании во вновь созданную компанию;

имущество выводится на зависимую компанию, имеется возможность влияния на принятие решений;

перечисление контрагентами выручки в адрес вновь созданной компании, перечислявшейся до этого в адрес существующей операционной компании;

компании имеют одинаковые фактические адреса, контактные телефоны, электронные адреса, интернет-сайты, виды деятельности, товарный знак и т.п.;

счета открыты в одних банках;

прочие обстоятельства, свидетельствующие о том, что новое общество является клоном старого, задолжавшего после налоговой проверки бюджету.

Данные доказательства могут применяться налоговым органом в различных сочетаниях в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела, главное, что все они сводятся к тому, что действия первоначальной компании («должника») направлены на создание условий для перевода всей деятельности на иное лицо – компанию – «двойника» – с уклонением от уплаты налогов, при этом в действиях отсутствует деловая цель.

Т.е., на сегодняшний день можно констатировать, с момента назначения налоговой проверки, перевод финансово-хозяйственной деятельности на другую, даже всячески формально независимую операционную компанию, с сокрытием фактических ее владельцев, вряд ли сможет спасти налогоплательщика от уплаты задолженности по налогам. Налоговые органы и в этом случае могут предъявить в суд требование о признании новой операционной компании «зависимой» и вполне успешно взыскать за счет ее выручки всю сумму числящейся за «брошенной» компанией налоговой задолженности.

Второе обязательное условие, которое необходимо доказать налоговой инспекции, – поступление выручки налогоплательщика-должника на счета «зависимого» лица

И речь идет не только о простом получении зависимой компанией выручки «по письму» в адрес третьего лица. Как видно, даже неизбежное расторжение договоров и заключение их с прежними контрагентами от имени новой организации на сопоставимых условиях также соотносится с «условием зависимости»! И это сложно скрыть, контрагентов налоговый орган легко устанавливает по банковским выпискам, а также по книгам покупок и продаж (наверное, не стоит напоминать, что их данные сейчас содержаться в декларациях по НДС).

Практически вся судебная практика по рассматриваемому вопросу складывается в пользу налоговых органов. Конечно, можно найти несколько дел, где суды приняли сторону налогоплательщика, дав шанс защитить предприятие от уплаты долгов предыдущего.

Например, в постановлении от 10.12.2015 по делу № А69-1185/2015 несмотря на все усилия инспекции арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в признании налогоплательщика взаимозависимым с организацией, налоговые долги которой налоговые органы хотели с него взыскать, апелляция поддержала доводы предыдущего решения.

Ситуация довольно типична: Общество было признано банкротом. Налоговый орган не смог взыскать с Общества средства в оплату налоговой задолженности в бесспорном порядке и, полагая, что Общество фактически ведет предпринимательскую деятельность через два вновь созданных юридических лица, обратился в суд с требованием о признании их зависимыми с Обществом и взыскании с них задолженности по пп. 2 п. 2 ст. 45 НК. При этом инспекция опиралась на то, что:

при взаимодействии с ней от всех трех организаций на контакт выходило одно и то же физическое лицо, которое являлось директором Общества и учредителем или представителем по доверенности зависимых обществ;

юридические адреса зависимых от основной компании организаций совпадали;

учредителем одной из зависимых компаний являлся работник основной организации, а директором другой является бывший сотрудник основной организации, в пользу которого отчуждалось имущество от основной компании на основании купли-продажи;

основное Общество передало часть помещений жене директора этого Общества по договору купли-продажи, а она в последствии передала их директору вновь созданного лица, в результате чего не произошло передачи имущества напрямую зависимой организации.

Остальные доказательства инспекции сводились к тому, что два новых общества являются зависимыми между собой (совпадение работников, уплата одним обществом по кредиту другого и т.д.).
Однако суд не поддержал налоговый орган, посчитав, что доказательств недостаточно:

Не доказан факт вывода имущества налогоплательщика в пользу взаимозависимых лиц, т.к. нет подтверждения того, что эти лица получили экономическую выгоду от сделок, совершенных с имуществом налогоплательщика. Имущество от основного Общество передавалось физическим лицам по договорам купли-продажи, что не доказывает получение зависимыми компаниями выгоды;

Не доказано, что зависимые общества обогащались за счет фиктивных сделок с налогоплательщиком;

То, что на контакт с налоговым органом выходит одно физическое лицо, не говорит о невозможности взыскания недоимки с налогоплательщика в связи с операциями по передаче имущества либо выручки в адрес зависимых лиц;

Совпадение юридического адреса не свидетельствует о взаимодействии компаний с целью создания схемы по уклонению от уплаты налогов;

Читайте также:
Движимому имуществу нужно альтернативное налогообложение

Фактура дела свидетельствовала, что должник неплатежеспособен, однако прямой связи с новыми компаниями установить не удалось.

Впрочем, такого рода случаи, особенно на фоне озвученной позиции Верховного Суда РФ, скорее являются погрешностью, и с нашей стороны будет крайне безответственно выводить из них какие-то утешительные закономерности.

Поспешим расстроить и тех безнадежно оптимистично настроенных налогоплательщиков, рассчитывающих на авось, вдруг налоговый орган пропустит момент передачи активов. Не пропустит, поскольку работа по обеспечению эффективного использования положений п. 2. ст. 45 НК РФ, ведется налоговыми инспекциями на всех стадиях мероприятий налогового контроля, начиная с предпроверочного анализа, когда вы еще «ни сном, ни духом» не подозреваете о грядущей проверке. Уже на этом этапе на налогоплательщика составляется специальная справка с анализом общего состояния его платежеспособности, который включает:

Сведения о состоянии его расчетов с бюджетом, с другими кредиторами, о возбужденных и неоконченных исполнительных производствах, заявлениях о банкротстве;

Сведения о рисках неплатежеспособности (не поступления сумм, предполагаемых к доначислению по планируемой проверке), исходя из финансового состояния предприятия;

Сведения о том, созданы ли похожие лица, находящиеся по тому же адресу;

Анализ бухгалтерской и налоговой отчетности, демонстрирующий уменьшение активов налогоплательщика, изменение структуры дебиторской и кредиторской задолженности;

Сведения о бенефициарах (выгодоприобретателях), контролирующих лицах налогоплательщика с указанием информации об их имуществе;

Сведения о совершенных сделках, направленных на вывод активов;

Информация и выводы об источниках поступления предполагаемых к доначислению сумм с указанием предполагаемых сумм взыскания по каждому источнику (за счет имущества, применения субсидиарной ответственности, взыскания дебиторской задолженности, в том числе по незавершенным государственным контрактам, отраженным на сайте госзакупки.рф, и др.).

Динамика изменений показателей платежеспособности налогоплательщика с определенной периодичностью отслеживается и далее, как в процессе проведения налоговой проверки, так и в периоды досудебного и судебного урегулирования спора, и вплоть до тех пор, пока за ним будет висеть задолженность.

Бдительность налоговых органов по этой части хорошо иллюстрирует арбитражное дело №А56-7279/2017 (Группа компаний «Ладога»):

У налогоплательщика все основные производственные активы были обособлены на отдельной копании («Хранитель активов») еще задолго до назначения налоговой проверки, и на них инспекция не могла распространить взыскание недоимки по п. 2 ст. 45 НК РФ. Перевод использующей данные активы операционной деятельности на новую компанию начался в период подготовки акта проверки и вынесения решения по нему, тогда как выручка от покупателей на нее стала поступать только по прошествии четырех с лишним месяцев с момента, когда прошли все суды по доначислениям инспекции (успешно проигранные налогоплательщиком). Инспекция внешне никак не реагировала на все эти «телодвижения» ровно до тех пор, пока на счет новой компании не поступила выручка в объемах, покрывающих задолженность налогоплательщика (более 700 млн. руб.), который к тому моменту находился в процессе банкротства и не вел никакой деятельности. Тут же был подан соответствующий иск в суд о признании этой компании зависимой с налогоплательщиком и взыскании с нее долгов налогоплательщика за счет поступившей выручки. АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2017 удовлетворил иск в своем Решении от 11.04.2017г. по тем самым основаниям, которые мы подробно рассмотрели в статье.

В общем, уйти «по-английски» никак не удастся. Нужно четко понимать, что обеспечение налоговой безопасности в группе компаний должно быть нацелено, в первую очередь, не на то, чтобы скрыться от уплаты уже произведенных налоговых доначислений, а на то, чтобы у налогового органа не было возможности произвести такие доначисления. Обособление ценных активов от высокорисковой операционной деятельности может обезопасить их от возможных притязаний налоговых органов только, если это сделано заблаговременно, до назначения налоговой проверки.

Ну, а если налоговая проверка назначена, то вся эта «движуха» с перетаскиванием активов и перенаправлением потоков выручки вряд ли даст хоть сколько-нибудь позитивный результат. Более того, начало подобных действий в процессе проверки «тянет» на отдельную уголовную статью, предусматривающую ответственность за «Сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» (ст. 199.2 УК РФ).

В такой ситуации лучше опустить «забрало», окружить себя юристами и сосредоточиться на битве с налоговыми органами в досудебном и судебном порядках, и начинать аккумулировать средства, чтобы в случае чего (юристы не волшебники) закрыть доначисления.

Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году

Под налоговой недоимкой подразумевается определенная сумма налога, которую не внесли в определенный законодательством сроку. При наличие такой задолженности выдвигается требование об уплате налога.

Извещение с требованием об уплате налога содержит в себе информацию о сумме долга, учитывая накопившиеся пени, срок исполнения требования и меры по взысканию долга.

По правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога необходимо отправить должнику в течение 20 дней с момента вступления в силу данного решения. Решение суда по данному вопросу вступает в силу по истечению одного месяца со дня вручения лицу, относительно которого оно было вынесено.

Этапы взыскания налогов с юридических лиц

  • Направление требования об уплате налога. После выявления недоимки, не позднее 3-х месяцев, налогоплательщику направляют требование об уплате, в котором указана неуплаченная сумма. Данный документ отправляется в течение 10 дней с даты вступление решения в силу.
  • Обращение взыскания на денежные средства на счетах организации или ИП в банках. При неуплате в установленный срок, данная обязанность исполняется принудительно по решению налогового органа. Решение о взыскании должно быть принято не позднее 2-х месяцев после того, как закончился указанный в требовании срок. Поручение направляет в банк, где открыты счет организации или ИП. В течение месяца со дня принятия решения банк исполняет его в установленной гражданским законодательством РФ очередности.
  • Взыскание налога за счет имущества организации или ИП. Если для оплаты долга не хватает средств на счетах, то налоговый орган имеет право взыскать налог за счет другого имущества налогоплательщика.
  • Обращение в суд для возбуждения процедуры банкротства. Если у организации нет имущества или доходов, с которых можно было бы взыскать долг, налоговый орган может обратиться в суд с требованием возбуждения процедуры банкротства. Главное условие арбитражного суда для начала процедуры банкротства – соблюдение требований:
  • Долг юридического лица – не меньше 100 тыс. руб.
  • Долг гражданина не меньше 10 тыс. руб.

Внесудебное взыскание

Налоговый орган имеет право взыскать недоимку:

С банковского счет. После вынесения соответствующего решения, оно передается налогоплательщику. После этого сотрудники налоговой отправляются в банк, где находятся счета налогоплательщика. Взыскание налога осуществляется с рублевых счетов и с валютных счетов. Если на момент взыскание на счету не хватает средств, взыскание будет проходить постепенно.

Читайте также:
Эксперты высказали мнение об амнистии капитала

За счет имущества. При отсутствии денежных средств на счетах или отсутствие данной информации, налог могут взыскать с имущества налогоплательщика, в том числе и за счет наличных денежных средств. Такое решение выносит налоговый орган. Взыскание может быть обращение на движимое и недвижимое имущество в порядке очереди согласно п. 5 ст. 47 НК РФ. Перейти к взысканию за счет имущества налоговый орган может только после принятия необходимых мер по взысканию за счет денежных средств. Решение о данном виде взыскания принимается в течение года после срока, установленного в требовании.

При нарушении какого-либо сроков, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, может начаться взыскание налога через суд. Взыскание осуществляется:

  • За счет денежных средств налогоплательщика. Заявление необходимо подать в течение 6 месяцев после истечения срока, прописанного в требовании.
  • За счет имущества. Заявление подается в течение двух лет после истечения срока исполнения.

Утрата права контролеров на взыскание недоимки не является причиной для прекращения обязанностей налогоплательщика и исключения записей из лицевого счета. До признания недоимки по налогу безнадежной для взыскания, ее суммы учитывает налоговый орган и не исключает их из ресурсов ФНС. В суде может быть указано, что в следствии пропуска налоговым органом срока взыскания недоимки появляется препятствие для списания со счетов налогоплательщика долга по налогам.

Срок исковой давности по недоимке юридических лиц составляет 8 дней, если в документе не указан другой период.

Связаться с нами можно по телефону или с помощью официального сайта. Офисы компании расположены в Самаре и Тольятти.

Пособия за счет ФСС будут назначаться по новым реестровым формам

Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010

Комментарий

С 01.01.2022 вступает в силу обновленная редакция Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” (далее – Закон № 255-ФЗ). Поправки в нее внесены Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Обзор поправок см. в комментарии.

Согласно новой ч. 17 ст. 13 Закона № 255-ФЗ Правительство РФ устанавливает:

  • состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий;
  • порядок получения документов органами ФСС России для прямых выплат пособий, в т. ч. в электронной форме.

Постановлением от 23.11.2021 Правительство РФ утвердило правила получения отделениями ФСС России таких сведений и документов (далее – Правила). Они начинают действовать с 01.01.2022 (за исключением отдельных положений, которые вступят в силу 01.01.2023).

Основные изменения связаны с тем, что с 01.01.2022 ФСС России переходит на беззаявительный (иначе говоря, проактивный) порядок выплаты пособий. Его суть в том, что информацию о страховом случае, в связи с которым назначается пособие, фонды будут получать не от работодателя (за одним исключением), а на основании сведений об открытии и закрытии листков нетрудоспособности, а также от иных ведомств в порядке обмена данными (в частности, от органов ЗАГС).

Напомним, что с 2022 года листки нетрудоспособности начнут оформлять только в электронном виде. См. об этом здесь. На бумажном носителе больничные листы продолжат выдавать только тем гражданам, сведения о которых составляют государственную (иную охраняемую законом) тайну, а также лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты (новая ч. 28 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). На упомянутых лиц положения комментируемых Правил не распространяются (п. 2 Правил).

Процедура заполнения электронного больничного листа и взаимодействия работодателя с ФСС России

Согласно Правилам взаимодействие работодателя с фондом в части передачи документов и сведений для расчета и выплаты пособий будет осуществляться через систему социального электронного документооборота – СЭДО. Внедрение этого сервиса ФСС России анонсировал еще летом 2021 года (см. информацию на сайте отделения фонда). СЭДО – это бесплатный сервис, интегрированный в бухгалтерские программы. Подключиться к нему можно и через 1С (см. об этом статью).

В соответствии с п. 17 – 18 Правил медицинская организация формирует для физлица листок нетрудоспособности в электронном виде и размещает его в информационной системе ФСС России – ЕИИС “Соцстрах”. После этого от ФСС России поступает запрос в ПФР о предоставлении сведений о застрахованном физлице и о работодателе (отсутствует ли работодатель у физлица или нет, его ИНН и КПП). В течение одного календарного дня с даты получения запроса ПФР размещает запрашиваемые данные в информационной системе ФСС России.

Далее информация об открытии электронного больничного (далее – ЭЛН) поступает работодателю, а также в личный кабинет физлица на портале государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, работодателю и физлицу поступают от ФСС России следующие сведения:

  • о продлении, закрытии, аннулировании ЭЛН;
  • о направлении физлица на медико-социальную экспертизу;
  • о дополнении ЭЛН сведениями о проведении медико-социальной экспертизы.

Работодатели заполняют свою часть ЭЛН в течение 3 рабочих дней с даты получения информации о закрытии ЭЛН (п. 22 Правил). Сведения, которые работодатель должен внести, отражаются в запросе от фонда. Это могут быть, к примеру, сведения о:

  • продолжительности страхового стажа;
  • замене календарных лет;
  • районном коэффициенте;
  • продолжительности рабочего времени.

Если сведения (или документы) работодатель подаст не в полном объеме, фонд в течение 5 рабочих дней с даты их получения направит работодателю извещение о предоставлении недостающих данных.

Получение извещения нужно подтвердить. Срок для этого – 3 рабочих дня со дня получения извещения. Если указанные действия работодатель не выполнит, фонд направит извещение заказным письмом. Оно будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней с даты отправления (абз. 3, 4 п. 10 Правил). В течение 5 рабочих дней с даты получения извещения необходимо предоставить недостающие сведения и документы (абз. 5 п. 10 Правил).

Также если фонд обнаружит нарушения в порядке заполнения больничного листа работодателем, то в течение 5 рабочих дней с даты закрытия больничного листа фонд направит извещение с указанием перечня необходимых исправлений. Внести исправления в ЭЛН работодатель должен не позднее 5 рабочих дней со дня получения извещения (п. 11 Правил).

Если на дату назначения пособия работник не сможет представить работодателю справку о сумме заработка, полученного в расчетный период от иных нанимателей, фонд назначит физлицу пособие исходя из информации о том заработке, который получен от этого работодателя. При этом сотрудник не лишен возможности впоследствии предоставить работодателю указанную справку и одновременно с этим заявление о перерасчете пособия. Форму такого заявления должен утвердить ФСС России.

В п. 13 Правил указано, что сведения из справки о сумме заработка и заявление физлица о перерасчете пособия работодатель должен передать в фонд в течение 5 рабочих дней с даты их получения от сотрудника.

Читайте также:
Аренда за участки будет приравнена к земельному налогу?

Если на дату назначения пособий сотрудник не написал заявление о замене лет (года) расчетного периода, а фонд в число запрашиваемых сведений не включил такое заявление, работник вправе сделать это после получения пособий от фонда. Сведения о замене лет (года) работодателю потребуется передать в фонд не позднее 5 рабочих дней со дня получения от физлица заявления о такой замене (п. 14, 22 Правил).

Из этого следует, что фонд пересчитает и доплатит пособие.

В Правилах не сказано о санкциях за непредставление в фонд документов и (или) нарушение сроков такого представления. Однако ответственность за названные действия закреплена в ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ в редакции от 01.01.2022.

  1. за отказ от представления документов, необходимых для назначения пособий – штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
  2. за представление недостоверных сведений и документов или их сокрытие, которые повлекли выплату пособия в излишнем размере – штраф в размере 20 % от суммы излишне понесенных фондом расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.;
  3. за нарушение установленного срока представления запрашиваемых сведений – штраф в размере 5 000 руб.

Но работодатели должны привыкнуть к новому порядку. Именно поэтому (по данным ФСС России) первое время чиновники никого штрафовать не будут.

Порядок назначения единовременного пособия при рождении ребенка

Пособие при рождении ребенка орган ФСС России выплатит на основании сведений от органов ЗАГС (п. 26 Правил). Никакие документы работодателю сотрудник представлять не должен.

Отметим, что в целях назначения пособия фонд вправе запросить у работодателя данные о районном коэффициенте, который применяется к выплатам работника (п. 31 Правил). Передать сведения об этом работодатель должен в течение двух рабочих дней с даты получения такого запроса (п. 32 Правил).

Порядок назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен предоставить работодателю одновременно (п. 34 Правил):

  • заявление о назначении указанного пособия;
  • заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

Отметим, что с 2022 года работникам больше не потребуется представлять справку с места работы второго супруга о том, что указанное пособие ему не назначено. Такого требования нет ни в Правилах, ни в будущей редакции Закона № 255-ФЗ.

В течение трех рабочих дней с даты подачи сотрудником указанных документов работодатель обязан направить в отделение фонда следующие сведения, подписанные усиленной квалифицированной ЭП (п. 35 Правил):

  • о дате начала и дате окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде, если работник подал заявление на такую замену;
  • о продолжительности рабочего времени, если на момент начала отпуска по уходу за ребенком сотруднику установлено неполное рабочее время.

Перечисленные сведения нужно передать в фонд через СЭДО.

Также возможно, что фонд направит работодателю запрос на представление дополнительных сведений. В числе запрашиваемых сведений могут быть сведения о:

  • суммах выплат и иных вознаграждений в пользу физлица, которые включались в базу для начисления взносов на ОСС в расчетном периоде;
  • районном коэффициенте;
  • количестве календарных дней, которые не учитываются при исчислении среднего дневного заработка.

Если сотрудник в период получения ежемесячного пособия утратит право на него, работодатель должен сообщить об этом в фонд в срок не позднее трех рабочих дней с даты, когда ему стало известно о таком факте (п. 43 Правил).

Порядок назначения пособий по нетрудоспособности и по беременности и родам

Для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам сотрудникам с 2022 года не требуется подавать работодателю какие-либо документы. Такие пособия будут выплачиваться только на основании листка нетрудоспособности. А он в электронном виде размещается в информационной системе “Соцстрах” (п. 16 Правил).

По запросу фонда работодатель обязан предоставить дополнительные сведения для исчисления пособий в том объеме, который запросит фонд. Перечислим данные, которые вправе запросить орган ФСС России (п. 22 Правил).

Для расчета пособия по нетрудоспособности фонд может запросить сведения:

  1. о продолжительности страхового стажа работника на день наступления временной нетрудоспособности;
  2. о суммах выплат в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование;
  3. о замене календарных лет;
  4. о районном коэффициенте;
  5. о продолжительности рабочего времени сотрудника, если на момент наступления временной нетрудоспособности он трудится неполное рабочее время;
  6. о периоде освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты или без оплаты (в т. ч. о периоде ежегодного оплачиваемого отпуска); отстранения сотрудника от работы без оплаты в соответствии с законодательством РФ; о периоде проведения судебно-медицинской экспертизы работника; о периоде простоя, если нетрудоспособность приходится на упомянутые периоды;
  7. о размере сохраняемой за период простоя зарплаты, если временная нетрудоспособность, наступившая до простоя, продолжается в период простоя;
  8. о периоде отсутствия сотрудника на работе в связи с временной нетрудоспособностью;
  9. о наступлении временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения работником вреда своему здоровью или попытки самоубийства, а также в результате совершения работником умышленного преступления;
  10. о том, что сотрудник приступил к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01.01.2007 и продолжает работать в этих районах и местностях при условии, что страховой стаж составляет менее 8 лет. Указанные сведения работодатель обязан предоставить, если располагает ими.

Для расчета пособия по беременности и родам фонд может запросить сведения:

  1. о дате начала отпуска по беременности и родам;
  2. о продолжительности страхового стажа сотрудницы на день начала отпуска по беременности и родам;
  3. о суммах выплат в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование;
  4. о количестве календарных дней, которые не учитываются при определении среднего дневного заработка;
  5. о замене календарных лет;
  6. о районном коэффициенте.

Работодатель должен передать в фонд запрашиваемые сведения не позднее трех рабочих дней со дня поступления в систему информации о закрытии листка нетрудоспособности (п. 22 Правил). Обратите внимание на следующий момент. Сотрудница вправе уйти в отпуск по беременности и родам позже даты открытия больничного листа. В настоящее время о предоставлении такого отпуска женщина пишет заявление. С учетом даты начала отпуска, указанной в заявлении, рассчитывается пособие. Так, пособие может быть рассчитано не за 140 календарный дней отпуска (при обычной беременности), а за меньшее число дней.

Несмотря на то что с 2022 года Закон № 255-ФЗ не требует в рассматриваемом случае писать заявление на отпуск, сотрудницу следует попросить все же составить его. Это необходимо для определения продолжительности периода выплаты пособия, тем более что сведения о дате начала и окончания отпуска по БиР ФСС России вправе запросить у работодателя (пп. “б” п. 22 Правил).

Читайте также:
В ближайшее время счета компаний подпадут под массовую «заморозку»?
Особенности получения пособия лицами, которые добровольно платят взносы на социальное страхование

Напомним, что право на получение пособий имеют не только лица, работающие по трудовому договору, но и те граждане, которые добровольно платят взносы на ОСС. В частности, это предприниматели, адвокаты, нотариусы. Они платят взносы на обязательное страхование исходя из стоимости страхового года (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790). Право на получение пособий у названных лиц возникает, если за год, предшествующий году наступления страхового случая, они полностью уплатили взносы (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790).

По Правилам с 2022 года названные лица в целях получения пособий подают документы, необходимые для их назначения, в орган ФСС России по месту регистрации в качестве страхователя (п. 9 Правил). В числе документов, в частности, справка о сумме заработка за расчетный период, заявление о замене лет расчетного периода. Полагаем, что лица, добровольно уплачивающие взносы на ОСС, справку о сумме заработка подают в фонд, если в расчетном периоде они вели не только предпринимательскую деятельность, но и работали по найму.

Фонд также вправе запросить у таких лиц дополнительные документы, если они представлены не в полном объеме. Об этом в адрес физлица направят извещение. Предоставить недостающие документы необходимо в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения (п. 14 Правил).

Обратим внимание, что с 01.01.2023 лица, добровольно уплачивающие взносы на ОСС, получат право подавать документы для получения пособий через единый портал Госуслуг (п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, п. 9, 10, 13, 14 Правил).

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

ФСС утвердил формы реестров, которые работодатели сдают в Фонд для прямых выплат пособий

Фонд социального страхования приказом от 04.02.21 № 26 ввел бланки документов, применяемых для выплаты больничных, «детских» и иных пособий. Среди них — сведения о застрахованном лице и заявление о перерасчете ранее назначенного пособия. Этим же приказом утвержден формы и порядок заполнения реестров сведений, необходимых для выплаты пособий.

Как известно, с 2021 года все регионы перешли на прямые выплаты пособий из Фонда социального страхования.

Алгоритм взаимодействия работников, работодателя и фонда изложен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.12.20 № 2375. Там сказано, что, получив от работника подтверждающие документы, бухгалтерия должна передать в ФСС сведения (в частности, реестры больничных), необходимые для назначения и выплаты пособия.

В связи с этим ФСС утвердил формы документов, применяемых для выплаты пособий. Всего в комментируемом приказе содержится 17 бланков. В их числе:

  • заявление о перерасчете ранее назначенного пособия (приложение №1);
  • сведения о застрахованном лице (приложение №2);
СПРАВКА

В данной форме, в частности, указываются сведения о работнике и о документе, удостоверяющем личность, данные о месте регистрации и проживания, а также банковские реквизиты для перечисления пособия. Согласно постановлению № 2375, работник должен представить сведения о себе, необходимые для назначения и выплаты пособия, по месту работы. Это можно сделать при трудоустройстве или в период осуществления трудовой деятельности.

  • опись представленных документов (сведений) (приложение №3);
  • уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приложение № 4);
  • заявление о возмещении расходов на выплату пособия ‎по временной нетрудоспособности (приложение № 5);
  • извещение о представлении недостающих документов (сведений) (приложение № 6);
  • извещение о внесении исправлений в листок нетрудоспособности (приложение № 7);
  • решение об отказе в назначении и выплате пособия ‎по временной нетрудоспособности (приложение № 8);
  • заявление о возмещении расходов на выплату социального пособия на погребение (приложение № 9);
  • заявление о возмещении расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами (приложение № 10);
  • заявление о возмещении стоимости услуг по погребению (приложение № 11);
  • решение об отказе в рассмотрении документов (сведений) (приложение № 12);
  • справку-расчет о размере оплаты отпуска (приложение № 13).
  • заявление о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (приложение № 14).

Этим же приказом утверждены формы и порядок заполнения трех видов реестров для следующих выплат:

  • пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также пособие женщинам при ранней постановке на учет по беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
ВАЖНО

Способ передачи сведений (реестров больничных) зависит от среднесписочной численности физических лиц, которым были перечислены выплаты в предшествующем расчетном периоде. Если этот показатель превышает 25 человек, сведения нужно направить в электронном виде. Если составляет 25 человек или менее — сведения можно сдать на бумаге (о том, как рассчитать среднесписочную численность, см. «Шпаргалка по расчету среднесписочной численности работников»).

Напомним, что отделения ФСС назначают и выплачивают работающим гражданам следующие виды пособий:

  • по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием);
  • по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Также по системе прямых выплат оплачивается дополнительный отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого) работнику, пострадавшему на производстве.

Новые формы начнут действовать со 2 мая 2021 года. С этой же даты утратят силу приказы ФСС от 24.11.17 № 578 и 579. Этими приказами были утверждены формы документов, которые применялись в рамках пилотного проекта.

Как будут работать проактивные выплаты

О том, что порядок оформления и выплаты пособий изменится, стало известно еще летом. Сейчас появились подробности. Как будет работать новая схема выплаты пособий и что по каждому виду пособий требуется от бухгалтера, рассказываем в нашей статье-инструкции.

Из статьи вы узнаете:

Если останутся вопросы, приходите 16 декабря на вебинар с представителями ФСС.

Суть новой схемы

Сейчас действует заявительный порядок выплаты пособий:

  • сотрудник приносит больничный и заявление;
  • бухгалтерия направляет реестр в ФСС;
  • сотрудник получает деньги.
Читайте также:
По мнению экспертов, экологический налог для табачников является дискриминацией

С 1 января 2022 года будет проактивная схема начисления. Изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ вносит Закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Суть нового порядка работы в том, что не компания, а ФСС иницирует начисление пособия, ориентируясь на внешние события — триггеры:

  • для пособий по временной нетрудоспособности триггер — открытие и закрытие больничного;
  • для пособий по беременности и родам — закрытие больничного;
  • для пособий по рождению ребенка — запись в Едином госреестре ЗАГСа;

Для пособия по уходу за ребенком сохранится заявительный порядок: процедура будет начинаться с заявления сотрудника на пособие. Триггером для ФСС будут служить сведения для расчета, которые отправит работодатель.

Чтобы новая схема заработала, больничные полностью переведут в электронный вид. Так ФСС сможет узнавать о том, что сотрудники ходят на больничные, от больниц, минуя этап с заявлением.

Ниже мы подробно рассмотрим, как будет выглядеть документооборот по каждому виду пособий. Мы опираемся на Закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ и Постановление Правительства от 23 ноября 2021 года № 2010.

Чтобы отправлять данные в ФСС, нужно подключиться к СЭДО

СЭДО (социальный электронный документооборот) — это универсальный сервис ФСС. Сейчас через СЭДО фонд отправляет извещения. Этот документ используется, когда в реестре не хватает каких-то данных для расчета пособия.

Присоединиться к СЭДО можно через систему отчетности, которой вы пользуетесь. Например, в Экстерне это можно сделать, выбрав «Пособия ФСС» → «Настройка СЭДО».

Как подключиться к СЭДО компаниям с филиальной сетью

Когда компания регистрируется в ФСС, ей присваивают регистрационный номер страхователя, или РНС. По этим РНС фонд и рассылает свои извещения и запросы: один РНС — один «почтовый ящик».

Компаниям, в которых есть филиалы, схема с одним «почтовым ящиком» может быть неудобна: документы по всем КПП будут приходить одним потоком.

Алгоритм действий зависит от того, как вы работаете сейчас:

  • Филиалы уже сейчас отчитываются за себя с отдельным РНС (он называется дополнительным кодом). В этом случае филиалы просто должны подключиться к СЭДО со своим допкодом.
  • «Голова» отчитывается за все филиалы или же филиалы отчитываются из-под головы, не регистрируясь в ФСС. Подумайте, будет ли вам удобно получать все документы на один «ящик» в 2022 году, когда документооборот с ФСС увеличится. Если неудобно, филиалы должны зарегистрироваться в ФСС и получить свой допкод — по сути, еще один РНС.

Порядок действий по новым сотрудникам

Если сотрудник устраивается на работу или в его данных что-то меняется, работодатель передает в ФСС форму «Сведения о застрахованном лице».

На это есть 3 рабочих дня. Они считаются с момента, как сотрудник подпишет аналогичный документ в компании — на бумаге или в электронном виде с помощью простой электронной подписи.

Как будет работать проактивная схема по каждому виду пособий

Для удобства мы собрали действия всех участников документооборота в таблицы. Это типичные сценарии.

Пособие по временной нетрудоспособности

Первый триггер — открытие больничного. Как только это случается, сотрудник медорганизации оформляет, подписывает и направляет электронный лист нетрудоспособности (далее — ЭЛН) в ФСС.

После этого ФСС отправляет запрос в ПФР, чтобы выяснить, где трудоустроен застрахованный. ПФР в течение одного календарного дня отвечает, после этого ФСС отправляет уведомления:

  • работодателям, трудоустройство у которых подтвердил ПФР;
  • самому застрахованному через госуслуги.

Получив уведомление об открытии ЭЛН, работодатель будет в курсе, что сотрудник на больничном, даже если он сам не сообщил, что болеет.

Следующий триггер — больничный закрыт, продлен или же сотрудника отправили на медико-социальную экспертизу.

ФСС сообщает об этом застрахованному через госуслуги и параллельно общается с компанией — уведомляет, что ЭЛН закрыт или продлен и запрашивает сведения, которых не хватает для расчета пособия. Это могут быть:

  • стаж на дату начала нетрудоспособности из ЭЛН;
  • ЗП за два предыдущих года;
  • количество дней в расчетном периоде;
  • информация о замене расчетных годов, если есть заявление от сотрудника;
  • районный коэффициент;
  • ставка, если сотрудник работает неполный рабочий день;
  • периоды освобождения работы с сохранением зарплаты;
  • периоды отстранения от работы без сохранения зарплаты;
  • периоды простоя;
  • наличие льгот (радиация, условия крайнего севера. ).

У работодателя есть три рабочих дня со дня получения данных о закрытии ЭЛН, чтобы отправить эти данные.

Когда пособие выплатят, ФСС направит уведомление и работодателю, и застрахованному.

К январю 2022 года в Экстерне появится возможность принимать сведения от ФСС и высылать недостающие данные для расчета.

Пособие по беременности и родам

Триггер для пособия по беременности и родам — это тоже ЭЛН. Он формируется на 140 дней сразу закрытым. Как только он появляется, ФСС запрашивает у работодателя сведения для начисления пособия.

Но здесь есть подводный камень: сотрудницы не всегда уходят в отпуск по беременности в положенное время. Многие продолжают работать до тех пор, пока состояние здоровья это позволяет.

Поэтому отправлять данные для расчета пособия нужно не сразу, а после того, как сотрудница напишет заявление на отпуск по беременности и родам. Если она оформит отпуск меньше чем на 140 дней, нужно будет отразить это в реестре.

Пособие по рождению ребенка

Триггер — запись из Единого госреестра ЗАГСа. Узнав о рождении ребенка, ФСС:

  • направляет запрос в ПФР, чтобы выяснить, где трудоустроены родители;
  • проверяет, не выплачивается ли уже пособие на этого ребенка.

Если трудоустроены оба родителя, по умолчанию приоритет отдается маме. Если трудоустроен один из родителей, то пособие получает он. Если оба безработные — пособие выплачивается через органы соцзащиты.

Дальше ФСС проверяет, достаточно ли у него сведений по трудоустроенным родителям, чтобы назначить пособие. Может недоставать, например, районного коэффициента.

Если данных не хватает, ФСС направляет запрос работодателю. Работодатель отвечает в течение двух рабочих дней со дня получения запроса.

Пособие по уходу за ребенком до трех лет

Триггер для ФСС здесь — уведомление от работодателя о том, что появился сотрудник, имеющий право на такое пособие. Работодатель узнает об этом от самого сотрудника, когда он заполняет два заявления — на отпуск по уходу за ребенком и на назначение ежемесячного пособия.

Не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления работодатель отправляет в ФСС форму «Сведения для назначения пособия». После этого ФСС назначает пособие и выплачивает его весь срок. Отправлять реестр ежемесячно не нужно.

Когда нужно пересчитать пособие

Если сотрудник написал заявление о перерасчете пособия, работодатель не позднее 5 рабочих дней с момента, когда сотрудник подписал это заявление, передает в ФСС данные для перерасчета.

Читайте также:
Эксперты высказали мнение об амнистии капитала

Как ФСС будет проверять работодателей

После перехода на новый порядок ФСС будет внимательно проверять полноту и достоверность сведений, полученных от работодателей. Ведь именно от них зависит сумма пособия. Если во время проверки фонд найдет ошибки, он сможет запросить пояснения и документы у страхователя, а также обратиться к другим госорганам.

Когда ошибка подтверждена, в выплате пособия могут отказать или отменить решение о его представлении. Может случиться, что ошибка найдена после выплаты, тогда работодатель должен будет возместить фонду лишние расходы. Эксперты Контура рассказали подробнее о том, как будут проверять работодателей.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Александр Бондаренко, добрый день Александр.
Попробую донести целевую картинку к которой хочет перейти ФСС в перспективе.
Целевая картинка:
1) со стороны застрахованного не требуется ни каких телодвижений для того чтобы получить оплату по больничному (никаких заявлений писать, и т.д.)
2) организация (бухгалтер) вообще не принимает участие в расчете сумм, которые должны выплачиваться из бюджета ФСС. Только обсчитывает и оплачивает свои 3 дня.

Что уже есть:
1) ЭЛНы для части больничных
2) Долговременно действующие “Анкеты застрахованного лица” (у страхователя!), где есть информация о застрахованном, в т.ч. куда и как перечислять суммы по больничным.

Что еще требуется сделать:
1) ЭЛНы для всех больничных
2) Долговременно действующие “Анкеты застрахованного лица” хранящиеся в электронном виде у ФСС
3) Провести ревизию тех данных, что сейчас собираются ведомствами (ПФ, ФНС, ФСС) с тем, чтобы привести эти данные в соответствие с необходимыми для расчета больничных.

Пункты 1 и 2 запускаются с 1 января. ЭЛНы будут выписываться для всех больничных (если сотруднику нужен бумажный вариант, ему его дадут в виде распечатки). Ну то есть принцип будет как с ЭТК (те кто не отказался от бумажных трудовых книжек, у него есть и бумажный вариант, но при этом в ПФ отправляется и электронный вариант этих же данных)

пункт 3 сложнее. Для расчета нужны минимум 2 прошлых календарных года и если там сейчас нет достоверной информации для расчета (а ее там точно нет для некоторых застрахованных) то ФСС не сможет сделать правильный расчет. Нужна помощь страхователей. Надеюсь, что при этом где-то будет накапливаться та самая “недостающая информация” и тем самым, чем дальше, тем меньше страхователь будет привлекаться к участию в этом процессе.

Да, я согласен, что сокращение сроков с 5 дней до 3 и попутное введение штрафов вызывает настороженность. Хотелось бы, чтобы на переходный период, когда все будут привыкать к новой системе, ФСС ввел “мораторий” по штрафам.

Александр Зазыгин, раньше в рамках ПВСО вы делали “заявление застрахованного” для каждого страхового случая.
В этом году перешли от заявлений к каждому случаю к “сведениям о застрахованных” (создаются один раз, для новых сотрудников при приеме на работу, и меняются, только если изменяются какие-то данные в них). Но эти сведения сейчас хранятся у страхователя. ФСС данные из этих сведений видит только в получаемых от страхователя реестрах ПВСО.
В проактивных выплатах сведения о застрахованных страхователь будет отправлять в ФСС при приеме на работу (об этом написано в статье).

Вообще же, в теории, возможно ФСС перейдет на схему, что сведения о застрахованном для выплат ФСС человек сможет заполнять через госуслуги и оплата больничных от всех страхователей будет идти по реквизитам из этой анкеты. И только если подобных сведений нет, ФСС запросит их у страхователя.

Александр Зазыгин, указанные сведения вводятся и могут быть распечатаны скорее всего у всех разработчиков бухгалтерского ПО.
А то, что они никуда отдельно не передаются, это, в настоящий момент, не из-за разработчиков ПО, а из-за того, что регламент обмена данными с ФСС и не подразумевает отсылки только сведений о застрахованном вне рамок реестра для прямой выплаты по конкретному больничному.
Ну то есть “да” – кроме как как в реестре ПВСО эти сведения сейчас никак к ФСС не попадают. Но никто в этом не “виноват”, просто такой сейчас регламент.

Одно из изменений регламента состоит в том, что кроме обмена “расчетной” информацией по больничному, отдельно предполагается обмен информацией о застрахованном в обязательном порядке при приеме на работу и далее, если какие-то из сведений меняются (про это указано в статье) в рамках СЭДО.

ФСС допускает возможность переходного периода до полугода, во время которого сведения для прямых выплат будут приниматься “по-старому” реестрами ПВСО

“Статья 14.1. Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя

1. Назначение и выплата застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за первые три дня временной нетрудоспособности (далее – пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности) осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Выплата пособия осуществляется в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы.

2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему каждым из страхователей в случае, указанном в части 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, когда пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страховщиком также по каждому страхователю.

3. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной, иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности).

4. Исчисление пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.”;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: