О новом администрировании взносов рассказали ФНС, ПФР и ФСС

Блокировка имущества налоговых должников, объединение ПФР и ФСС и заморозка пенсий – все новости прошедшей недели за 5 минут (20.12–26.12.2021)

Минфин и ФНС доработали закон об оперативной блокировке имущества должника по налогам. ПФР и ФСС планируют объединить к 1 января 2023 года. Рассказываем о главных новостях прошедшей недели. Будьте в курсе событий в стране.

Про объединения

В рамках российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений будет создана временная рабочая группа для обсуждения законодательных инициатив, связанных с объединением ПФР и ФСС. Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, которое планируется завершить к 1 января 2023 года.

Еще в феврале текущего года стало известно, что правительство может провести масштабную реформу внебюджетных фондов, в ходе которой будут объединены Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

Про разумное

Власти не планируют вводить какие-либо меры ответственности за отказ от вакцинации против коронавируса. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в ходе расширенной пресс-конференции. Глава государства напомнил, что в настоящее время уровень вакцинации составляет 59,4%.

Про поддержку

Правительство РФ продлило еще на год действие лицензий, которые истекут в 2022 году. Из-за пандемии коронавируса правительство определило перечни лицензий и разрешений, которые из-за эпидемии коронавируса будут автоматически продлеваться на 1 год (постановление от 03.04.2020 № 440). Документ продлил на 12 месяцев действие срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекли с 15 марта по 31 декабря 2020 года. Затем правительство продлило еще на 12 месяцев действие срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают в период с 1 января по 31 декабря 2021 г.

Теперь правительство решило продлить на 12 месяцев для отдельных видов деятельности действие срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекут в период с 1 января по 31 декабря 2022 года. Данная мера применяется в том числе в отношении лицензий и разрешений, которые продлены в 2021 году.

Про «замороженные» пенсии

Президент РФ Владимир Путин продлил до конца 2024 года так называемую заморозку накопительной части пенсии. С 2014 года законодательство предписывает направлять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в полном объеме (включая накопительную часть) на финансирование страховой пенсии. Это значительно уменьшает объем трансферта из федерального бюджета в ПФР. Применение данной меры было ограничено 2023 годом. Новые поправки продлили указанный подход учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2024 год.

Про блокировку

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, который позволит налоговым органам во время проверок блокировать имущество организаций и ИП для предотвращения возможного уклонения от уплаты налогов.

Новые нормы устанавливают порядок наложения налоговыми органами в отношении имущества должника предварительных обеспечительных мер в виде запрета на продажу, передачу собственности или передачу в залог. Такое решение налоговый орган может принять после составления акта камеральной проверки или вынесения решения о выездной проверке.

Указанный запрет может быть вынесен в отношении недвижимости, транспортных средств, «предметов дизайна служебных помещений», ценных бумаг. При этом блокировка имущества не будет применяться в отношении готовой продукции, сырья или материалов, чтобы не прерывать деятельность организации или ИП.

Про календари и тигров

Про риск и банки

Президент РФ Владимир Путин утвердил законодательные поправки, которые устанавливают правовые основы для функционирования на базе ЦБ РФ общероссийского информационного онлайн-сервиса «Знай своего клиента» (ЗСК).

Новые нормы предоставляют банкам право блокировать операции своих клиентов и «замораживать» их счета на основании сведений из ЗСК о присвоенной им категории риска.

Согласно закону, все клиенты банков будут разделены на три категории: низкая степень риска осуществления подозрительных операций, средняя и высокая. Соответственно, банки получат право (а в отдельных случаях будут обязаны) отказывать компаниям и ИП со средним и высоким уровнем риска в проведении операций.

Новые нормы будут вступать в силу поэтапно начиная с 21 марта 2022 года.

Подробно о новых правилах осуществления операций по банковским счетам организаций и ИП мы писали в статье «Антиотмывочная» платформа Центробанка: чего бояться и к чему готовиться бизнесу».

Про заботу

Глава департамента информационной безопасности ЦБ РФ Вадим Уваров сообщил, что финансовый регулятор предлагает ввести в законодательство новые правила возврата гражданам похищенных мошенниками денег. Речь идет о возврате похищенных средств, даже если мошенничество произошло с использованием методов социальной инженерии.

В настоящее время гражданин вправе претендовать на возврат похищенных со счета денежных средств, только если он не нарушил условия банковского договора, в частности, не передавал мошенникам индивидуальные банковские сведения (смс-код, номер платежной карты и пр.).

Про базовый доход

В Госдуму поступил закон о базовом доходе семей, имеющих детей, который устанавливает основания и порядок осуществления ежемесячной выплаты родителям в связи с рождением первого и последующих детей.

Законопроект № 42393-8 предлагает установить, что право на получение ежемесячной выплаты возникает у граждан РФ при наличии в семье одного и более ребенка.

Такая выплата должна производиться в размере 10 000 рублей на каждого ребенка с момента рождения до достижения им возраста 18 лет.

Про героев

БУХ.1С приглашает бухгалтеров стать героями интервью. Знаете такое выражение «проснуться знаменитым»? БУХ.1С решил делать знаменитыми бухгалтеров. Для этого мы открыли новую рубрику «Бухгалтер в ответе», в рамках которой будем беседовать о жизни, работе и 1С с самыми разными бухгалтерами (главными и не очень, работающими в больших компаниях и «на себя»).

Читайте также:
Минфин пояснил правила вычета по НДС за ввезенные товары

Пишите на buh@1c.ru с пометкой в теме письма ИНТЕРВЬЮ.

Про Новый год и распродажи

Стартовала новогодняя распродажа видеокурсов: 1С:Бухгалтерия, 1С:ЗУП, программирование в 1С, подготовка к 1С:Профессионал и многое другое со скидками до 60%.

Видеокурсы 1С – это доступ к видеоурокам по всем основным и востребованным направлениям 1С на 90 дней. Это общение с преподавателем по электронной почте с возможностью быстро и подробно получить ответы на любые вопросы. Наши видеокурсы – это идеальный вариант для тех, кто хочет изучать 1С самостоятельно и по своему графику.

Что изменится для ИП в 2022 году

Начиная со следующего года на деятельность ИП начнут влиять несколько важных изменений. В частности, вступит в силу закон о едином налоговом платеже, благодаря которому ИП смогут добровольно применять особый порядок уплаты налогов и сборов. Для новичков по-прежнему продолжат действовать налоговые каникулы.

Кроме того, ИП с сотрудниками смогут упростить работу с кадровыми документами, а некоторым предпринимателям представится возможность поучаствовать в эксперименте с введением нового спецрежима.

Обо всех ключевых изменениях расскажем подробнее.

1. Вступает в силу закон о едином налоговом платеже

С 1 июля по 31 декабря 2022 года организации и ИП смогут добровольно применять особый порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Это можно будет сделать посредством перечисления в бюджет единого налогового платежа (Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ).

Зачет средств в счет уплаты обязательных платежей будет производить налоговый орган на основе имеющейся у него информации.

Занимайтесь бизнесом, а Эльба возьмет на себя рутину. Год бесплатно для начинающих ИП!

Чтобы применять новый порядок уплаты, нужно осуществить сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, по результатам которой нет разногласий, и подать в налоговый орган соответствующее заявление с 1 по 30 апреля 2022 года, но не позднее одного месяца после осуществления сверки расчетов с бюджетом.

2. Продолжат действовать налоговые каникулы

Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ позволяет впервые зарегистрированным ИП на УСН или ПСН применять нулевые налоговые ставки. Эта преференция должна была действовать до конца 2020 года, но в связи с пандемией было принято решение поддержать бизнес и дать возможность предпринимателям-новичкам пользоваться налоговыми каникулами до конца 2023 года.

Как и раньше, решение о предоставлении налоговых каникул в 2022 году и последующих региональные власти принимают на местах. Они же могут выдвигать дополнительные условия. Поэтому важно отслеживать информацию по конкретному региону.

3. МРОТ снова вырастет

В 2021 году начал действовать новый порядок расчета прожиточного минимума и МРОТ. Теперь МРОТ зависит от медианной зарплаты и медианного дохода за предыдущий год.

МРОТ в 2022 году было решено проиндексировать на 8,6 %. На это повлияли различные экономические факторы, связанные с пандемией. Таким образом, в 2022 году величина МРОТ составит 13 890 руб. (Федеральный закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ).

4. Планируется эксперимент по установлению автоматизированной УСН

Госдума в первом чтении одобрила законопроект № 20281-8, который предполагает введение нового спецрежима АУСН. Как ожидается, он позволит бизнесу снизить непроизводственные издержки.

Плательщиков АУСН хотят освободить от уплаты взносов и сдачи отчетов. Рассчитывать налог будет сама ФНС на основании поступающих от банков и через ККТ сведений о доходах и расходах.

В период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года АУСН будет действовать в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области, Республике Татарстан.

5. Изменится форма 6-НДФЛ

Новая форма утверждена Приказом ФНС РФ от 28.09.2021 № ЕД-7-11/845@. Ее нужно будет применять, начиная с представления отчетности за 2021 год.

В обновленной форме при заполнении раздела 2 нужно учитывать суммы фактически полученного дохода. В этом разделе появились строки для отражения сведений о высококвалифицированных специалистах: в строке 115 — о доходах, в строке 121 — о численности, в строке 142 — о НДФЛ.

Помимо всего в строке 155 необходимо будет указывать сумму налога на прибыль, которая принимается в зачет при исчислении НДФЛ с доходов от участия в других организациях (п. 3.1 ст. 214 НК РФ).

6. Обновится форма декларации 3-НДФЛ

Новая форма утверждена Приказом ФНС РФ от 15.10.2021 № ЕД-7-11/903@. Ее нужно применять при декларировании доходов за 2021 год.

В форме учитываются такие новшества, как применение повышенной налоговой ставки к доходам физлиц, превышающих 5 млн руб., а также возможность получения налоговых вычетов в упрощенном порядке с 1 января 2021 года.

7. Увеличатся страховые взносы для ИП

Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ определил размеры фиксированных страховых взносов для ИП до 2023 года.

В 2022 году общая сумма страховых взносов составит 43 211 руб., из которых:

  • Фиксированный платеж за ОПС составит 34 445 руб. При доходе ИП за 2022 год свыше 300 000 руб. помимо фиксированных взносов придется заплатить дополнительный взнос — 1 % с дохода.
  • Фиксированный платеж за ОМС составит 8 766 руб.
Читайте также:
Отдаленные поселки освободят от применения ККТ

8. Изменились предельные базы по страховым взносам на 2022 год

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951, в 2022 году изменятся базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) и обязательное пенсионное страхование (ОПС).

Поскольку база для исчисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней зарплаты, то с 2022 года она увеличится на 6,9 % и в итоге составит:

  • Для взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1 032 000 руб. в год. Взносы нужно будет начислять до тех пор, пока облагаемая база не достигнет указанной суммы. Выплаты сверх данной суммы освобождаются от взносов.
  • Для взносов на ОПС — 1 565 000 руб. в год. Выплаты в пределах лимита базы облагаются по ставке 22 %, а сверх суммы — по ставке 10 %.

9. ИП, оказывающие услуги общепита, получат льготы

Они смогут применять пониженные тарифы страховых взносов. Ставка 15 % (10 % – на пенсионное страхование, 5 % – на медицинское, 0 % – на случай временной нетрудоспособности) будет распространяться на начисленные в пользу каждого работника выплаты, которые превышают МРОТ, установленный на начало календарного года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

Для применения льготы налогоплательщик должен соответствовать ряду условий:

  • быть субъектом МСП в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • работать по основному виду деятельности — «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» в рамках класса 56 ОКВЭД;
  • иметь среднесписочную численность не более 250 человек;
  • иметь доходы не более 2 млрд руб.;
  • удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов должен составлять не менее 70 %;
  • с 1 января 2024 года должен соблюдать условия о среднемесячном размере выплат сотрудникам не ниже размера среднемесячной начисленной зарплаты в субъекте РФ.

По закону, под деятельность по оказанию услуг общепита попадают рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии, а также общепит в формате выездного обслуживания.

10. Появится реестр турагентов

Федеральный закон от 24.03.2021 № 48-ФЗ определяет объем сведений, которые должен включать реестр.

Кроме того, закон вводит такое понятие, как субагент. Это юрлицо или ИП, которым турагент передал исполнение поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта и сведения о которых внесены в реестр турагентов.

Информация о турагенте и субагенте поступает в информационный ресурс автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Внесением этой информации занимается туроператор через личный кабинет на сайте Ростуризма.

Без внесения соответствующих сведений в реестр турагенты и субагенты не имеют права заниматься продвижением и реализацией туристского продукта.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 года. Информация о юрлицах и ИП, осуществляющих турагентскую деятельность на 1 января 2022 года, должны быть отображены в реестре до 30 июня 2022 года.

11. Вводится новая мера господдержки МСП

Эта мера — «зонтичные» поручительства — должна упростить получение кредитов тем компаниям, которым ранее банки отказывали.

Под поручительством следует понимать обязательство Корпорации МСП перед банком-партнером отвечать за исполнение субъектами МСП обязательств по кредитным договорам. Эти договоры заключает бизнес и банк-партнер, они заносятся в реестр кредитов, обеспеченных поручительством .

12. Р оссийское ПО можно будет приобрести за полцены

Постановление Правительства РФ от 28.06.2021 № 1031 определило правила предоставления субсидии. На нее смогут рассчитывать только те предприниматели, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов МСП.

Чтобы получить субсидию, нужно соответствовать критериям:

  • по среднесписочной численности работников — за предшествующий календарный год не более 250 человек;
  • по доходу за предшествующий календарный год — не более 2 млрд руб.

13. Кадровыми документами можно обмениваться в электронном виде

Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ внес важные поправки в Трудовой кодекс. Благодаря им в 2022 году ИП с работниками смогут упростить работу с документами и перейти на кадровый электронный документооборот (КЭДО).

То есть те документы, которые сейчас оформляются на бумаге, в том числе трудовой договор, можно будет заключать в электронном формате с помощью электронной подписи.

14. Банковским клиентам будут присваивать категории риска

На базе Банка России разрабатывается платформа «Знай своего клиента» (ЗСК), через которую кредитные организации будут получать информацию об уровне риска вовлеченности клиентов в совершение сомнительных операций (Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ).

Юрлиц и ИП, которые являются клиентами банков, будут распределять по уровням риска (высокий, средний и низкий). Критерии определяет Банк России по согласованию с Росфинмониторингом. Но банки тоже будут должны относить каждого клиента к одной из групп риска.

Для бизнеса внедрение платформы ЗСК имеет важное значение. От присвоенного риска зависят дальнейшие события. Например, высокий уровень риска будет означать запрет на совершение практически любых операций.

15. Под патент попадет больше видов деятельности

С патентом произошли некоторые изменения. Во-первых, появились новые виды деятельности: стоянки для транспорта, производство муки и крупы, ремонт игрушек, уход за домашними животными, вспашка огорода, изготовление и печать визиток, колка дров и др.

Читайте также:
Налоговики предлагают добровольный налог

Во-вторых, ИП на ПСН смогут воспользоваться налоговыми каникулами.

В-третьих, сумму налога разрешили уменьшать на налоговый вычет.

Новая форма заявления на получение патента и порядок ее заполнения утверждены Приказом от 09.12.2020 № КЧ-7-3/891@.

16. Порядок применения ККТ на рынках могут ужесточить

На рассмотрении Госдумы находится законопроект № 33099-8. Он пересматривает категории плательщиков, которые могут не применять ККТ, и устанавливает, что на рынках, ярмарках и в выставочных комплексах без кассовой техники могут осуществлять торговлю только плательщики ЕСХН, заключившие договор розничной купли-продажи, в процессе которой передача товара происходит в момент заключения такого договора.

Онлайн-передача фискальных данных с кассовой техники в налоговую в соответствии c требованиями законодательства.

Изменения касаются только розничных рынков, ярмарок и выставочных комплексов с торговых мест, общая площадь которых не более 15 кв. м. (с учетом мест для хранения товаров).

17. Сформирован порядок проведения плановых проверок в отношении малого бизнеса

Порядок прописан в Постановлении Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520 и распространяется на юридических лиц и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, сведения о них должны быть включены в Единый реестр субъектов МСП.

Например, документ предусматривает отсутствие плановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также плановых проверок в 2022 году в отношении малого бизнеса.

В то же время предусмотрены исключения для бизнеса, чья деятельность связана с высоким риском или предполагает соблюдение лицензионных требований.

18. Социальные пособия начнут выплачивать по проактивной схеме

Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 утвердило новые правила, согласно которым расчетом пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также рождению ребенка теперь будут заниматься не компании, а ФСС.

Взаимодействие страхователя с ФСС будет осуществляться через специальную платформу — социальный электронный документооборот (СЭДО).

19. Обновилась форма декларации УСН за 2021 год

Обновленная форма декларации по УСН утверждена Приказом ФНС от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958, применять ее придется начиная с отчетности за 2021 год. Правила заполнения декларации остались прежними.

В новой форме увеличилось количество страниц. В ней появились поля для отражения повышенных лимитов и ставок УСН.

В декларации по УСН указывается код ставки налога, которую применяет бизнес. Так, если применяются общие ставки, то вносится код «1», а если повышенные — «2».

В то же время Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ внес в ст. 80 НК РФ поправки, которые расширили основания для признания декларации непредставленной.

20. С 2022 года больничные листы будут только электронными

С 1 января 2022 года выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться только в электронном виде (Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ).

С 1 января 2022 года электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) станет основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. В связи с этим работодателям следует обеспечить прием и оплату ЭЛН, а также информировать своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных.

21. У ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда

Эти полномочия им дает новая ст. 214.2 ТК РФ. Теперь у работодателей появятся возможности:

  • Проводить дистанционную аудио- и видеосъемку производственного процесса. Записи можно хранить.
  • Вести электронный документооборот в области охраны труда.
  • Предоставлять региональным инспекциям труда доступ к наблюдениям за производственным процессом и к базам электронных документов в области охраны труда.

Ранее проводить дистанционную аудио- и видеосъемку можно было только в отдельных отраслях.

22. Начинают действовать требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188 требования предъявляются при разработке правил внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Правила утверждаются адвокатом, нотариусом, руководителем организации или ИП, которые оказывают юридические или бухгалтерские услуги, до начала осуществления операций с денежными средствами.

К 13 февраля 2022 года действующие правила внутреннего контроля нужно привести в соответствие с установленными требованиями.

23. Утверждены правила экономического обоснования затрат

Постановление Правительства РФ от 13.12.2021 № 2271 ввело с 1 января 2022 года порядок обоснования затрат, которые относятся на себестоимость работ и услуг, включаемых юрлицами и ИП в цену товара при предоставлении им целевых средств в рамках:

  • госконтрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения госнужд;
  • договоров, контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются бюджетные средства;
  • договоров о предоставлении субсидий юрлицам, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, договоров о предоставлении взносов из бюджетов в уставные капиталы юрлиц.

Также установлены критерии экономически обоснованных затрат, их классификация и порядок их отнесения на себестоимость работ и услуг по статьям затрат в соответствии с экономическим содержанием.

24. 2022 год объявлен переходным в рамках реформы электронной подписи и введения машиночитаемых доверенностей

По словам начальника Управления электронного документооборота ФНС России Федора Новикова, в течение переходного периода, то есть 2022 года, можно применять сертификаты электронных подписей на сотрудников компаний без необходимости формирования и направления машиночитаемой доверенности.

Читайте также:
Повышение НДС приведет к росту цен на полеты через Москву

Новая схема работы, в рамках которой сотрудники должны применять сертификаты физлица и электронные доверенности, станет обязательной с 1 января 2023 года.

ПФР и ФНС обмениваются данными о налогоплательщиках

ФНС России и ПФР заключили между собой Соглашение от 22 февраля 2011 года. Оно призвано урегулировать взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для обеих сторон. Эти сведения необходимы для выполнения непосредственных обязанностей указанных госструктур.

Взаимодействие проводится в электронном виде по каналам связи. Но если такой возможности нет, разрешено передавать сведения на магнитных носителях с учетом требований о защите информации.

Обмен информацией осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

Чем обмениваются на высшем уровне

На федеральном уровне сведения передает только ФНС России. В адрес ПФР направляются сводные отчеты по формам № 1-НМ и 4-НМ и передаются сведения о налоговых агентах, выплативших физическим лицам доход в предыдущем периоде.

Поясним, какая информация попадает в руки пенсионщиков. Это сведения о начисленных и поступивших платежах (отчет № 1-НМ) и о задолженности налогоплательщиков (отчет № 4-НМ) в части, относящейся к деятельности ПФР. Во внутренней статистической отчетности налоговиков к деятельности ПФР относятся, в частности, сведения ЕСН и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование до 2010 года, а также недоимках по страховым взносам, начисленным до введения в действие ЕСН.

Отчетность в налоговых органах ежемесячная, и сведения передаются также за каждый месяц. А вот информация о налоговых агентах (организациях, индивидуальных предпринимателях, частных нотариусах и адвокатах) направляется в ПФР раз в год. И служит она для целей сверки лиц, выплачивающих доход гражданам, так как с этого дохода помимо налога на доходы физлиц должны уплачиваться страховые взносы во внебюджетные фонды.

Остальной информацией стороны обмениваются на уровне региональных управлений. Для этого территориальные органы направляют информацию в свои управления. Управления в свою очередь полученные от оппонента данные передают подчиненным структурам.

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов, поступают в территориальные отделения ПФР из налоговых органов. Часть информации направляется регулярно, некоторая – по мере ее появления или по запросу ПФР.

Для обеспечения функции постановки на учет в качестве страхователей налоговики ежедневно в рамках “единого окна” передают сведения о юридических лицах и предпринимателях, внесенные в единые государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Именно поэтому вновь созданным организациям или зарегистрированным ИП не требуется лично проходить процедуру постановки на учет в качестве страховщиков.

Для контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов регулярно передается, к примеру, такая информация:

  • выписка из лицевого счета администратора доходов (ФНС России) о поступлении, уточнении, возврате и зачете платежей в части, относящейся к ПФР;
  • копии расчетов по авансовым платежам (декларациям) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (включая уточненные) с заявленными данными налогоплательщика и результатами проведенной камеральной проверки;
  • акты камеральных проверок;
  • выписки из актов выездных проверок;
  • решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за правонарушения по результатам камеральных, выездных, повторных проверок в части ЕСН.

Налоговые инспекторы не вправе передавать в органы Пенсионного фонда весь акт выездной проверки. Представляется только выписка из него, касающаяся интересов Пенсионного фонда, а также результативная часть в виде решения о привлечении (об отказе в привлечении). Далее сотрудники фонда самостоятельно выставляют требование об уплате и взыскивают свою часть.

Кроме того, регулярно и по запросу предоставляется информация об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих право применения пониженных тарифов по страховым взносам. К таким плательщикам относятся применяющие упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, сельскохозяйственные товаропроизводители, лица, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Таким образом, страхователям не приходится доказывать свой статус, проверяющие из ПФР получают эту информацию из налоговых органов.

По мере возникновения информации в ПФР передаются сведения в отношении ранее утвержденной реструктуризации долгов по ЕСН и страховым взносам. Налоговики информируют о сохранении права за юридическими лицами на реструктуризацию, о списании 85 процентов задолженности по пеням и штрафам при успешном выполнении условий соглашения о реструктуризации.

Если же налогоплательщик изменит свое место нахождения (жительства) и перейдет в другой налоговый орган, то из новой инспекции в пенсионный орган будет передано сальдо расчетов этого плательщика по страховым взносам (в отношении ЕСН).

Сведения, необходимые для администрирования налогов и сборов

А что передают пенсионщики налоговикам? Точно так же передаются копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды с 1 января 2010 года, информация о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Помимо этого ПФР извещает о расторжении соглашений о предоставлении отсрочек или рассрочек по уплате взносов, заключенных еще до 2001 года.

Часть информации, поступающей в налоговые органы, является возвратной. Как указано выше, налоговики передают сведения о начисленных ими страховых взносах по актам камеральных и выездных проверок. ПФР в свою очередь информирует ФНС России о том, взысканы или нет доначисленные суммы взносов.

Для полноты формирования учетных регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП) пенсионный орган регулярно сообщает налоговикам сведения о дате регистрации страхователей и их регистрационных номерах.

Читайте также:
Кому придется предоставить льготы сотрудницам с детьми

По запросу налогового органа пенсионные работники предоставляют сведения о фактах получения от страхователей индивидуальных персонифицированных данных на работников. Передаются также сведения о начисленных и уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии. Напомним, что для целей начисления налога на прибыль эти расходы налогоплательщика нормируются.

В рамках предоставления гражданам налогового вычета пенсионщики подтверждают факт направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий или получение образования. Такие сведения передаются по запросам налоговых инспекторов, проводящих проверку деклараций граждан, обратившихся за вычетом.

Информационный обмен предполагает и передачу налоговикам таких сведений о пенсиях физических лиц, как вид пенсии, дата и срок ее установления. Эти сведения, вероятно, тоже нужны для налогового контроля. К примеру, при проверках обществ, в которых работают инвалиды и др.

В рамках участия в процедурах банкротства лиц пенсионный орган уведомляет налоговый орган о наличии у потенциальных банкротов задолженности по страховым взносам с представлением подтверждающих эту задолженность документов.

Совместные мероприятия

Весь вышеуказанный документарный обмен проводится сторонами автономно по каналам электронной связи.

Но Соглашением предусмотрены и совместные мероприятия. Они способствуют информационной поддержке и организации слаженного взаимодействия сторон. В рамках такого взаимодействия могут проводиться совместные семинары, создаваться рабочие комиссии по различным направлениям взаимного интереса.

Привлечение налоговых органов к участию в выездных проверках пенсионщиков – это тоже своего рода совместные мероприятия. Опубликованным документом регламентирован порядок такого привлечения. Налоговики приглашаются для участия в совместных проверках, чтобы контролировать правильность применения пониженных тарифов по страховым взносам.

И. Акиньшина, редактор-эксперт

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

ФНС собирает страховые взносы вместо ПФР. Почему риски для бизнеса серьёзно увеличиваются?

Сегодня мы подготовили для вас статью об изменениях в уплате страховых взносов. Нельзя сказать, что это глобальные изменения. Их значение в том, что они идеально вписываются в происходящее с налогами в стране. Эти изменения — ещё один элемент в мозаику, которая описывает позицию государства по отношению к бизнесу.

Страховые взносы — один из видов обязательных платежей.

До 1 января 2017 года администрированием страховых взносов занимался ПФР. Но Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ внёс изменения в НК, и с 1 января 2017 года уже ФНС администрирует уплату страховых сборов. В конце статьи мы подумаем, зачем государству понадобились эти изменения.

Уже сейчас можно сказать: раньше ФНС могла заинтересоваться «серыми» схемами зарплат и доначислить 13% НДФЛ. Теперь же в «сферу интересов» налоговой попадают ещё и 30% страховых отчислений с зарплат.

4 марта вступил в силу Приказ ФНС от 16 января 2016 года №ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».

Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд…» с 1 января 2017 года утратил силу. Зато в НК появилась и начала действовать глава 34 «Страховые взносы», куда и «переехали» нормы, касающиеся взносов. Совокупная ставка осталась такая же — 30%.

Что нового?

Главное новшество Приказа мы уже оговорили — администрирование сбора страховых взносов перешло к ФНС.

Также налоговая теперь по-новому решает, менять ли срок уплаты НДФЛ, других налогов, пеней и штрафов физическому лицу, которое не является ИП или налоговым агентом. Новые правила:

  • решение об изменении срока принимает руководитель УФНС России по субъекту РФ;
  • руководитель УФНС согласовывает изменение срока с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма НДФЛ может быть любой.

Как это было раньше:

  • решение принимала территориальная ИФНС по месту жительства гражданина;
  • решение должно быть согласовано с УФНС, с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма должна превышать 100 000 рублей.

В Приказе сказано, что налоговая может отменить решение об изменении срока уплаты налогов, если налогоплательщик нарушит условия предоставления отсрочки. Эта норма есть и в Налоговом кодексе (п.3 ст.68 НК).

Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»

Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).

Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.

И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.

Здесь есть неясный момент, а именно: за 15 дней до опубликования письма ФНС Минфин опубликовал письмо № 03-02-07/1/556 от 12.01.2017. И в нём указал, что опоздание расчёта по страховым взносам — не причина блокировать счёт компании.

Читайте также:
Минфин отказался от нулевого НДС для онлайн-торговцев из РФ за рубеж

Учитывая, что никакой практики по этому вопросу нет, ситуация ещё больше запутывается.

Логика происходящего или что это значит

Пенсионный фонд собирал страховые взносы из рук вон плохо: к концу 2016 бизнес задолжал ПФР 251 миллиард рублей. Астрономическая цифра. Относительно 2011 года долг увеличился в 6 раз. Более того: проверки ПФР на предмет того, правильно ли предприниматели платят страховые взносы, даже не окупают затраты на проведение этих проверок.

С начала 2017 года сбор страховых взносов снизился: в январе 2017 собрали на 2,5% меньше, чем в январе 2016, хотя предполагалось, что соберут на 6,9% больше.

Понятно, что у сотрудников ФНС, умеющих «взять с бизнеса», такая работа могла вызывать только самодовольную и презрительную ухмылку.

Вот государство и отдало (скорее, вернуло) ФНС контроль над страховыми сборами. Кто лучше собирает, тот пусть и собирает, решили чиновники. С их позиции тут всё логично. ФНС будет работать, чтобы сократить дефицит ПФР.

Ещё в 2015 году Александра Саслина из Экономической экспертной группы прямо говорила, что возврат сборов страховых взносов в ФНС повысит собираемость.

Вообще вопрос о передаче ФНС администрирования сбора страховых платежей стоял давно: ещё в 2013 году в бюджетном послании Владимир Путин затрагивал этот вопрос.

Страховые взносы — это, по сути своей, налоги, пусть они и не называются налогами. Государство распоряжается ими почти так же свободно, как налогами. Пенсионные баллы — это условные единицы, призванные замаскировать, сколько денег государство должно пенсионеру. Это нужно, чтобы государство могло свободно распоряжаться деньгами ПФР по своему усмотрению.

Несколько выводов

Основная плохая новость для бизнеса в том, что в юрисдикцию налоговой теперь попадают не только 13% НДФЛ, но и 30% страховых взносов. Для ФНС это уже «интереснее», чем 13%. Соответственно, более тщательнее будут проводиться контрольные мероприятия по установлению выплат «серых» зарплат или «конвертных» схем.

Практики доначислений налоговой инспекцией страховых взносов пока нет. Как мы знаем, ФНС иногда творчески подходит к толкованию положений НК РФ и судебной практики.

Скорее всего, налоговая начнёт «экспериментировать» с доначислениями. И ещё не известно, на чьей стороне будут суды.

Бизнес будет отдавать больше налогов государству, чем сейчас. Это можно утверждать с серьёзной долей уверенности, потому что у ФНС намного сильнее техническая оснащённость и больше опыт взимания средств, чем у ПФР.

ФНС будет применять иную тактику взимания, чем ПФР.

Для бизнеса открывается ещё один фронт. Нужно готовиться держать оборону. Мы постоянно отслеживаем практику, и когда появятся новости по теме, быстро об этом сообщим.

Подписывайтесь на рассылку на нашем сайте, чтобы точно ничего не упустить.

Обратитесь к нам, в адвокатскую коллегию «Налоговые адвокаты».

– Адвокат адвокатской палаты г. Москвы, Реестровый номер 77/9869; Руководитель адвокатской коллегии “Налоговые адвокаты”;

  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Теперь ясно, как избавиться от безнадёжного долга, который «висел» на компании вечно и создавал проблемы

Как инспекции взыскивают налоги с взаимозавивимого бизнеса и людей?

С середины 2018 года ФНС будет знать всё о компаниях в офшорах?

Держать компанию на ОСН для участия в тендерах становится бессмысленно

Статья 51 Конституции на допросе в ФНС — спасение или ловушка?

Опционные соглашения — возможно, лучший инструмент тайного владения компанией

Напишите нам письмо

Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Также вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.

Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.

Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).

Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.

Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.

Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.

Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.

Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.

Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.

Читайте также:
Экономист из США назвал главные проблемы биткоина

Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Каков порядок вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности организации-налогоплательщика по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки? В какой срок выносится решение? Когда оно вступает в силу? Каков порядок апелляционного обжалования налогоплательщиком данного решения?

Акт налоговой проверки

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной ВНП уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Если нарушения налогового законодательства выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (КНП), акт составляется в течение 10 дней после ее окончания.

Примечание. В силу п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты его составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ этот срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт.

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Обратите внимание! Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Дополнительные мероприятия налогового контроля, в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, назначаются в случае необходимости получения дополнительных доказательств в целях подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. При этом указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений. Данный вывод следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 N 9-П. В нем отмечено, что целью дополнительных мероприятий налогового контроля является уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными налоговыми правонарушениями.

Примечание. Срок проведения мероприятий дополнительного контроля не может превышать один месяц (два месяца – при проверке КГН, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Согласно п. 6.1 ст. 101 НК РФ по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту, которое подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими эти мероприятия, не позднее 15 дней со дня их окончания. Затем в течение пяти дней дополнение к акту с приложением материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий, должно быть вручено налогоплательщику под расписку или передано иным способом, подтверждающим дату его получения.

Согласно п. 6.2 ст. 101 НК РФ в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки налогоплательщик может представить письменные возражения и документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.

Ознакомление проверяемого лица с материалами

Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, должно быть извещено о времени и месте рассмотрения ее материалов. Несоблюдение данного предписания нарушает право налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов и представление соответствующих пояснений по фактам, выявленным в ходе проверки, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является бесспорным основанием для отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом по процедурным основаниям.

Кроме того, налоговый орган обязан обеспечить проверяемому лицу возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Ознакомление с материалами (визуальный осмотр, изготовление выписок, снятие копий) осуществляется на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Процесс ознакомления оформляется протоколом, составляемым в соответствии со ст. 99 НК РФ.

К сведению. Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Рассмотрение материалов налоговой проверки

В соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

– объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

Читайте также:
Тюменская область будет пользоваться новой системой налогообложения недвижимости

– установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае их неявки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения;

– проверить полномочия представителя проверяемого лица, если такой представитель участвует в процессе рассмотрения материалов проверки;

– разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

– вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости – иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства (документы, ранее истребованные у проверяемого лица, документы, представленные в налоговые органы при проведении КНП или ВНП, иные документы, имеющиеся у налогового органа). В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении (в случае необходимости) к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. Процесс рассмотрения материалов проверки оформляется протоколом.

В силу п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает:

– совершало ли проверяемое лицо нарушения налогового законодательства;

– образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

– имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Решение по результатам рассмотрения материалов

Согласно п. 7, 9 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения всех материалов проверки руководитель налогового органа (его заместитель) принимает:

– либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Примечание. Решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня его вынесения.

Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены в ходе проведенной проверки, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с отражением статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обозначаются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

По общему правилу, установленному п. 9 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Обжалование решения налоговой инспекции

В силу п. 1 ст. 138 НК РФ налогоплательщик может обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с п. 2 ст. 139.1 НК РФ, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ:

– в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия решения по апелляционной жалобе (п. 1);

– в случае отмены решения нижестоящего налогового органа и принятия вышестоящим налоговым органом нового решения такое решение вступает в силу со дня его принятия (п. 2);

– в случае оставления апелляционной жалобы без рассмотрения решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п. 3).

Долг по акту проверки не включается в реестр требований кредиторов

Арбитражный суд «приструнил» налоговую службу в желании включить в реестр кредиторов по процедуре ликвидации (банкротства) должника требования по уплате налоговых платежей в сумме более 17 миллионов рублей на основании акта выездной налоговой проверки. По вынесенному решению суда требования инспекции не только «переехали» в конец очереди кредиторов, но и уменьшились. Судьи также указали, что акт выездной налоговой проверки не является основанием для уплаты, а выражает лишь мнение проверяющих.

О чем спор?

Общество в июне 2015 года было признано несостоятельным (банкротом). Основанием для вынесения такого решения послужила недостаточность активов общества для погашения задолженности. Кредиторская задолженность общества на момент признания банкротом составляла более 100 миллионов рублей, при этом активы общества оценивались в сумму более 40 миллионов рублей.

Читайте также:
МВФ боится, что нефтяные сверхдоходы будут направлены на майские указы

Узнав об этом, УФНС обратилось в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов общества требований по погашению обязательных платежей в сумме более 17 миллионов рублей. Заявление было составлено на основании акта выездной налоговой проверки, датированного сентябрем 2015 года. По этому акту общество привлечено к ответственности за неуплату налогов.

Акт проверки – это еще не решение налоговой инспекции, а только мнение инспекторов, которые проводили проверку.

Конкурсный управляющий, назначенный по процедуре банкротства, указал, что решение по указанному акту проверки было принято только в октябре 2015 года, то есть после подачи заявления о банкротстве. Следовательно, должник не обязан уплачивать доначисленные налоги, поскольку требование о включении в реестр заявлено позже установленного срока и не может быть исполнено.

Выводы суда

В реестр требований кредиторов могут быть включены только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности (п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. № 35).

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты признания должника банкротом (абз. 3 п. 1 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В данном случае УФНС пропущен срок обращения в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника.

Сведения о признании общества банкротом были опубликованы в открытом источнике в июле 2015 года, тогда как заявление от УФНС поступило в сентябре 2015 года.

При рассмотрении требований УФНС суд обратил внимание на порядок проведения налоговой проверки.

Согласно Налоговому кодексу, одним из результатов проведения выездной налоговой проверки является составленный в установленной форме акт налоговой проверки (п. 1, 6 ст. 100 НК РФ). В нем указываются все выявленные нарушения, ответственность за эти нарушения, выводы и предложения по устранению нарушений и применению санкций. Привлечь к ответственности может только руководитель (заместитель) налоговой инспекции в решении, которое выносится спустя месячный срок после составления акта проверки.

Требования об уплате платежей, возникших после признания должника банкротом, не подлежат включению в реестр требований кредиторов (п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Таким образом, основанием для предъявления требования о включении в реестр может являться только решение, принятое руководителем (заместителем) налоговой инспекции, так как именно оно является окончательным результатом проведенной выездной налоговой проверки.

Как подчеркивают судьи, на основании акта проверки у налогоплательщика не может возникнуть обязанность по уплате доначисленных налогов, пеней и штрафов, поскольку он только фиксирует нарушения и является мнением инспекторов. Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, он лишь обозначает факт неуплаты налогоплательщиком конкретных налогов. Следовательно, на основании акта нельзя подавать иск о включении задолженности по уплате налогов в реестр кредиторов должника.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вступило в силу лишь в ноябре 2015 года (далеко за пределами срока для включения в реестр требований), а значит, только с этого момента у общества возникла обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам контрольных мероприятий.

Те требования кредиторов, которые заявлены после закрытия реестра, подлежат удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр, то есть в последнюю очередь.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты признания должника банкротом (абз. 3 п. 1 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Требования об уплате платежей, возникших после признания должника банкротом, не подлежат включению в реестр требований кредиторов (п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Судом установлено, что задолженность общества на сумму штрафа по неуплаченным налогам в сумме более двух миллионов рублей была скорректирована налоговым органом после признания должника банкротом, следовательно, эта сумма не подлежит удовлетворению за счет имущества должника.

Таким образом, суд определил, что требования УФНС в реестр кредиторов не включаются, но часть требований об уплате налогов в сумме чуть более 13 млн рублей должны быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами третьей очереди.

Определение АС Республики Алтай от 19 февраля 2016 года по делу № А02-1081/2015

Бухгалтерия.ру рекомендует

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>

Если у Вас есть вопрос – задайте его здесь >>

Читайте также по теме:

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Из-за каких ошибок ФНС суд отменил решения налоговой

Что случилось?

Каждый бизнесмен, бухгалтер и тем более юрист должны знать, что порядок проведения любых проверок налоговой инспекцией строго регламентирован нормами законов и нормативно-правовых актов. Более того, существует даже судебная практика и позиция Пленума ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 30.07.2013 N 57. Так на что же обращать особое внимание налогоплательщикам при камеральных и выездных проверках, а также при оформлении их результатов налоговиками? Для начала рассмотрим, что говорит Пленум ВАС РФ. Вот из-за каких недочетов со стороны проверяющих можно легко оспорить не только результаты проверки, но и сам факт ее проведения:

  • отсутствие возможности у налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
  • отсутствие у налогоплательщика представить объяснения налоговикам;
  • неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения соответствующих материалов;
  • вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки или иных мероприятий налогового контроля не тем руководителем (либо заместителем руководителя) органа ФНС, который рассматривал указанные материалы.
Читайте также:
Налог на добавленный доход будет со строго положительным эффектом

Но судебная практика значительно расширяет и уточняет этот список. Вот, что говорят суды.

Представитель по доверенности вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки

Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017 отменил решение органа ФНС, который не допустил для участия в рассмотрении материалов проверки представителя налогоплательщика по доверенности. Налоговики указали, что в доверенности представителя отсутствовали полномочия на участие в рассмотрении материалов проверки. Но суд признал их несостоятельными, поскольку из положений пункта 3 статьи 29 НК РФ и гражданского законодательства следует, что:

В доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с налоговыми органами. При этом ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предусматривают необходимость специального указания в выдаваемой налогоплательщиком доверенности полномочий представителя на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Таким образом, суд сделал вывод, что налоговый орган неправомерно не допустил представителя налогоплательщика к участию в рассмотрении материалов налоговой проверки, и, следовательно, не обеспечил ему возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов, чем существенно нарушил права и законные интересы налогоплательщика.

Несоблюдение сроков уведомления нарушает права налогоплательщика

Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017 также отменил решение ИФС по результам проверки налогоплательщика. Но на этот раз причиной послужило нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, определенных в п.14 статьи 101 НК РФ . Речь идет о нарушении срока отправки уведомления о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое уведомление было направлено налоговиками в адрес налогоплательщика за 3 рабочих дня до даты рассмотрения. Но, как выяснилось, заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки в день рассмотрения материалов еще не было вручено представителям организации. При этом, как указал суд, заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на 6-й день со дня его отправки. Поэтому судьи сделали вывод, что ИФНС не известила налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Тем самым организация была лишена возможности выдвинуть свои возражения.

Отсутствие у налогоплательщика материалов проверки

Одиннадцатый апелляционный суд указал, что если проверяющие из ИФНС вместе с актом проверки не вручили налогоплательщику копии документов, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами, то и рассматривать материалы смысла не имеет. В спорной ситуации налогоплательщик полностью получил результаты проверки только в судебном разбирательстве. В связи с этим организация не смогла ознакомиться с документами в ходе проверки и оценить их, а также обоснованность доводов акта проверки. Вследствие этого налогоплательщик не смог представить свои объяснения.

Суд счел такую ситуацию существенным нарушением процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки, а значит, и прав налогоплательщика. Поскольку, по мнению суда, ИФНС приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки, оно было отменено. Аналогичные выводы делали и другие суды.

Проверяющий один, а подпись в акте проверки — другого сотрудника

Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 29.04.2015 N Ф06-23225/2015 по делу N А49-5413/2014 указал, что акт проверки обязан подписать именно тот сотрудник ИФНС, который ее проводил. Это, в частности, предусмотрено нормами приказа ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, которым утверждены требования к составлению акта налоговой проверки.

В спорной ситуации акт камеральной проверки проверяющий инспектор ФНС не подписал, так как его не было в этот день на работе. Вместо него акт проверки подписал другой инспектор. При этом сотрудник не использовал свою обычную подпись, а решил скопировать подпись проверяющего. Таким образом, фактически подпись была подделана. В связи с этим судьи пришли к выводу, что акт проверки не является надлежащим доказательством. При этом они отклонили и новый акт, подписанный уже настоящим проверяющим, указав, что составление двух актов по результатам одной налоговой проверки не предусмотрено законодательством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: