Нилов призывает быть разумнее в вопросе с самозанятыми

Работодатель и самозанятые: как избежать штрафов и допросов от ФНС

Предприниматели при заключении договоров ГПХ с самозанятыми, все чаще попадают в зону повышенного внимания со стороны ФНС: налоговики подозревают бизнесменов в подмене трудовых отношений и принудительном переводе сотрудников на НПД. Если правонарушение докажут, компании доначислят налоги, штрафы и пени. Расскажем, как избежать неприятного сценария.

Кто под подозрением у ФНС?

В недавнем письме налоговая рассказала об основных признаках незаконных схем с участием самозанятых. Теперь каждый налогоплательщик может оценить как свою деятельность, так и выбор контрагентов по предлагаемым критериям.

Под подозрение попадают следующие случаи:

наличие статуса самозанятого — обязательное условие для заключения ГПД: если гражданин готов выполнить работу, будучи в другом статусе, заказчик отказывается заключать договор;

заказчик в договоре определяет режим работы самозанятого: прописывает длительность рабочей смены, «назначает» выходные дни;

заказчик выделил куратора, который должен контролировать и направлять деятельность самозанятого;

самозанятый трудится в офисе или на объекте заказчика, при выполнении своей работы использует материалы, инструменты и оборудование заказчика;

выплаты вознаграждения самозанятому совпадают с выплатами зарплаты на предприятии заказчика;

суммы вознаграждений зафиксированы в договоре, равно как и даты выплат.

Количество самозанятых, работающих с компанией, не играет роли – ФНС может пригласить для дачи пояснений предпринимателя, у которого заключен договор с единственным самозанятым, так и другого бизнесмена, который привлекает к работе десятки плательщиков НПД. Жалобы на подобные действия поступали и в 2020 году, и в 2021.

Особое внимание уделяют самозанятым, которые сотрудничают только с одной компанией. Их стали активнее вызывать на допрос в налоговую. Инспекторов интересует:

как самозанятый узнал о вакансии и компании, с которой сотрудничает;

какие услуги и в каком объеме оказывает;

кто контролирует качество работы;

когда налогоплательщик получил статус самозанятого и когда подписал ГПД с данной организацией;

содержание договора ГПХ: на какой срок заключен, какие обязанности, как осуществляется выплата вознаграждения;

бывал ли самозанятый в офисе компании, пользовался ли предоставленными ими материалами, расходниками, инструментами, оборудованиями;

кто оплачивает расходы на интернет, мобильную связь, электричество;

с кем еще работает самозанятый, помимо данной компании;

прописана ли в договоре ответственность за невыполнение работы, предусмотрены ли дисциплинарные взыскания.

Чек-лист для оценки рисков при работе с плательщиками НПД

Если вы уже сотрудничаете с самозанятыми или только планируете заключить ГПД с одним из них, проверьте возможные риски по предложенному чек-листу.

Действительно ли подрядчик является самозанятым? Статус можно проверить на сайте ФНС. Если исполнитель окажется физическим лицом без статуса самозанятого, заказчику придется заплатить за него зарплатные налоги, штрафы и пени.

Может ли самозанятый выполнять ту работу, которую ему планирует поручить заказчик в рамках договора? Перечень запрещенных видов деятельности на спецрежиме опубликован в ст. 4 Федерального закона № 422 от 27.11.2018 г.

Где работал подрядчик в течение последних 2 лет: если он состоял в трудовых отношениях с заказчиком, то вознаграждение по ГПД не попадает под НПД.

Куда устроился сотрудник после того, как отказался от статуса плательщика НПД: если он сначала выполнял работу для компании в качестве самозанятого, а затем устроился туда работать, то этот факт налоговые инспекторы могут рассматривать как испытательный срок, оформленный в виде работы по ГПД.

Есть ли в штатном расписании заказчика должность, предполагающая выполнение тех же обязанностей, что возложены на самозанятого? Если да, то у налоговой есть повод заподозрить предприятие в уходе от налогов и применении мошеннических схем.

Содержит ли ГПД положения, указывающие на наличие трудовых взаимоотношений: например, в документе указана должность или профессия самозанятого, прописан график работы и отдыха, не указан срок выполнения работ, назначен руководитель из числа должностных лиц предприятия. О различиях между трудовыми отношениями и услугами самозанятого вы можете узнать из памятки ФНС.

Кто обеспечивает самозанятого ресурсами и инструментами для выполнения работы по ГПД? Если это делает заказчик, то налоговая может заподозрить намеренную замену трудовых отношений договорами ГПХ.

Как правильно оформить договор с самозанятым

Для работы с самозанятым нужно оформить договор гражданско-правового характера: подряда, возмездного оказания услуг, перевозки или авторского заказа. Нанимать плательщика НПД как посредника или агента нельзя, равно как и заключать с ним договор комиссии или поручения.

В самом документе указывают:

дату заключения договора и срок его действия;

права и обязанности сторон;

описание процедуры сдачи и приемки работы, правила подписания передаточного акта;

последствия оказания услуг ненадлежащего качества;

стоимость услуг и способ их оплаты;

порядок изменения отдельных положений договора;

порядок разрешения споров;

реквизиты подрядчика и заказчика.

При желании в тексте можно уточнить, что исполнитель работает в статусе самозанятого, вследствие чего заказчик освобождается от обязательств по уплате налогов и взносов. Полезно будет указать, что в случае прекращения деятельности в качестве самозанятого, исполнитель обязан будет предупредить об этом заказчика заранее.

Если сумма сделки менее 10 тыс. руб., либо работа выполняется тут же, в момент заключения сделки, можно обойтись устной договоренностью. Яркий пример: вы пригласили сантехника для устранения протечки крана в офисном санузле.

Частые ошибки при работе с самозанятыми

Некоторые формулировки ГПД налоговая однозначно рассматривает как признак нечестных схем ухода от налогов. Рассмотрим их подробнее:

В договоре указывается, что работу исполнитель должен выполнить лично. Такая формулировка – признак трудового договора. На самом деле, самозанятый имеет право привлекать помощников по договору ГПХ. Если заказчика такой вариант не устраивает, можно добавить в соглашение пункт о том, что исполнителю на подобные действия нужно письменное согласие заказчика.

Не указан срок действия договора – а это одно из основных условий для договора подряда. Кстати, и перезаключение договора с одним и тем же исполнителем – это тоже большой риск. В качестве альтернативы можно предусмотреть автоматическую пролонгацию документа, если исполнитель не отправит соответствующее письмо заказчику за 2 недели до окончания срока действия договора.

Указана ежемесячная оплата в фиксированной сумме. В марте 2021 года ФНС заявила о запуске скоринговой системы, которая будет анализировать периодичность и источники выплат вознаграждений самозанятым. Любые регулярные выплаты – это автоматическое попадание в зону риска. Чтобы исключить подобный сценарий, в договоре нужно сделать акцент на процедуре сдачи готовой работы, после которой исполнитель может получить денежное вознаграждение.

Читайте также:
Аренда имущества у иностранной организации приводит к НДС

В договоре прописаны признаки трудовых отношений. То есть, заказчик установил для самозанятого график или место работы, либо использовал формулировки, характерные для трудового договора.

Таким образом, чтобы избежать внимания со стороны ФНС и приглашения на «беседу», нужно перед заключением ГПД проверить статус самозанятого, а в тексте самого договора не использовать формулировки, указывающие на трудовые отношения. После оплаты не забудьте взять у самозанятого чек, но при этом сами не выписывайте ему каких-либо расчетных листков или иных документов, которые обычно выдаете штатным сотрудникам.

Личный опыт: как я стала самозанятой, а теперь жалею об этом

Год назад в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях был запущен эксперимент по налогу для самозанятых. Теперь его распространили ещё на 19 регионов. Журналист Евгения Корытина рассказала, как зарегистрировалась в качестве самозанятой, завербовала в это людей и почему теперь жалеет о содеянном.

Эксперимент удался: налог на профессиональный доход принёс в бюджет за 2019 год больше миллиарда рублей, самозанятыми зарегистрировались 330 тысяч человек. Я — одна из них.

Почему я стала самозанятой

Я стала самозанятой, потому что люблю платить налоги. Да, у каждого свои странности. Я вовремя оплачиваю счета и штрафы, гашу кредиты (вру, я их просто не беру), делаю взносы в пенсионный и благотворительный фонд и вообще внимательно отношусь к счетам. Отчасти — это воспитание, в чём-то — мистическое сознание (долги портят карму, ребята!), и во многом — гражданская позиция: я плачу налоги и могу легально возмущаться, что их не туда потратили.

Поэтому мне всегда было некомфортно получать деньги за свою работу в конверте. Надо признать, такое бывало крайне редко — давала пару-тройку медиаконсультаций в год, а весь остальной фриланс был на серьёзные организации — с договором, всеми налогами и отчислениями.

И вот весной 2019 года мне предложили возглавить интересный проект — новое медиа, интересная тема, амбициозная задача. Но никаких трудовых договоров, только ГПХ (гражданско-правовой характер). Заказчик — что-то окологосударственное (я знаю, что, но обещала не говорить лишнего), подрядчик — ИП без наёмных сотрудников, а я, получается, субподрядчик. «Хочешь в проект, тогда оформляй ИП или самозанятость», — сказали мне. И я оформила самозанятость.

Как это делается

Между ИП и самозанятостью я выбрала второе. Это примерно как выбрать между «оформите заявление по форме Р21001 » и «скачайте приложение». Надо признать, стать самозанятым оказалось действительно просто. Настолько просто, что я сделала это двумя способами. Для обоих потребуется вспомнить свой ИНН и паспортные данные.

Первый способ — через Сбербанк. Там у меня уже был счёт, стояло приложение в телефоне. Следуя инструкции, я зашла во вкладку «платежи», выбрала там «своё дело», мне сказали, что никакого дела у меня пока нет, и предложили завести. Не дело, а карту. Специальную карту, куда будут зачисляться только деньги, заработанные в режиме самозанятости. На любую сумму, упавшую на этот счёт, будет автоматически выдаваться чек и выписываться налог. Я заказала эту карту буквально в два клика. «В какое отделение заказывали, в таком и забирайте» случилось уже на следующий день. Быстро, удобно, с регистрацией, СМС и годовым обслуживанием стоимостью 750 ₽ .

Второй способ — через приложение «Мой налог» (остерегайтесь подделок, проверьте, что в авторах приложения значится именно ФНС России). Его я тоже скачала, зарегистрировалась по инструкции, оно мне никаких карт заводить не предлагало и долго не давало никакой счёт к нему привязать. Зато сулило налоговый бонус в 10 000 ₽ .

Оба приложения похожи, интуитивно понятны, разобраться в них просто, самое трудное — выбрать сферу деятельности. Это не то что код ОКВЭД, как у настоящих предпринимателей, если ошибётесь — ничего за это вам не будет, в основном это нужно для статистики.

В итоге я пользовалась приложением «Мой налог». В «Сбере» я не сразу разобралась, как формируются и где хранятся чеки.

За год существования этого налога написана добрая сотня инструкций, самая исчерпывающая — на сайте налоговой , я пользовалась именно ей.

Нюансы

Так как моему опыту самозанятости уже полгода, возможно, он уже устарел, как кнопочный телефон. Пока я писала эту заметку, нашла в сети множество историй, публикаций и видеоинструкций с ответами на возникшие тогда вопросы. А вопросы были вот такие:

1. Когда выдавать чек — до или после платежа? С одной стороны, логично делать это после получения денег, как в магазине. Но с другой — некоторые просят выставить счёт. Чек — это счёт? Нет, чек — это чек. Утром деньги — вечером чек. Налог придётся платить с суммы, указанной в чеке. Если деньги не придут, то заплатите из своих, как некоторые.

2. Что делать, если выдал чек, а клиент не заплатил? Правильный ответ — аннулировать чек. Во всех приложениях есть такая кнопка. Но сделать это нужно быстро, а не ждать, вдруг всё-таки клиент опомнится. Опомнится — дадите новый чек, ошиблись — сразу отмените. А не как некоторые.

3. Откуда такая сумма налога? Автоматически при регистрации самозанятому выдаётся налоговый бонус в 10 000 ₽ . Сначала кажется, что пока не наберётся налогов на эту сумму — платить не нужно. На самом деле всё устроено иначе.

Стандартная ставка налога на самозанятость — 4% с доходов от физлиц, 6% с доходов от юрлиц и ИП. Первое время, пока действует налоговый вычет, вы фактически платите вместо 4% — 3%, а ставка 6% уменьшается до 4%.

Например, вы только что зарегистрировались самозанятым и в этом месяце заработали 100 000 ₽ от физлица. Должны были заплатить налог 4% (4000), а заплатите 3% (3000), то есть вычет составит 1000 ₽ . И так будет до тех пор, пока суммарно не набежит налоговых вычетов на 10 000 ₽ , а после этого начнёте платить по полной.

Вот что меня сбило с толку: налог нужно заплатить до 25 числа следующего месяца. Первая «продажа» у меня была 25 июня, и я рассчитывала тут же заплатить налог. Этого не произошло, но я подумала, что дело не в дате, а в волшебном налоговом вычете. Потом была ещё одна продажа, и в июле мне начислили налог на обе сделки разом. Я была неприятно удивлена. При этом сумма никак не билась, логике не поддавалась, интернет молчал. А посчитали мне тогда (А+Б)*4% вместо (А+Б)*6%, это я только сейчас понимаю.

Читайте также:
Как ведется амортизация неотделимых улучшений

4. Что будет, если не выдать чек? Это сейчас на сайте Налоговой написано про санкцию в 20% от суммы, но тогда я этого не знала, и в договоре с клиентом у меня указана неустойка в 30%. Мотивирует!

5. Как составить договор и какую сумму там указать? Так как я оказывала услуги по производству контента, проект был масштабный и долгосрочный, то с клиентом нужно было заключить договор. На самом деле договор не сильно отличается от любого другого, только в этом отдельно прописано, что я являюсь плательщиком налога на профессиональный доход, и если не выдам чек, то полагается штраф в 30% от суммы заказа.

Гораздо сложнее было согласовать с клиентом цену договора. Раньше если мы договаривались с кем-то на гонорар в 10 000 ₽ «чистыми», то сумму «грязными» вычислял плательщик и меня это мало волновало. Теперь же пришлось вспоминать математику за пятый класс.

Как считал мой клиент: 10 000 ₽ + 10 000*0,06 = 10600
Но меня это не очень удовлетворило, т. к. при таких расчётах увеличивается налогооблагаемая база, а значит, и сумма налога, и «чистыми» остаётся уже 9964 ₽ . Клиент уверял, что это «просто так устроена жизнь, ты всегда остаёшься в проигрыше, это же налоги».

Как считала я: 10 000/0,94 =10 638. Эта формула берётся из простой пропорции
х — 100%
10 000 — 94%

В итоге сошлись на моей цене, хотя каждый остался при своём мнении. В этот момент я кое-что поняла про предпринимательство: если ты не учил математику, не знаешь правил пропорции и не умеешь считать проценты — просто закладывай нормальную маржу в тело контракта. Хочешь получить 10 000 ₽ — выставляй цену в 15 000, а лучше 20 000, и тогда уже неважно, кто и по какой формуле считает.

6. Как [потратить] использовать деньги? Здесь оказалось всё просто, в отличие от ИП, самозанятые считаются по-прежнему физическими лицами, а значит, могут распоряжаться своими деньгами как угодно, без комиссий и переплат: можно легко переводить деньги с карты на карту или расплачиваться карточкой, привязанной к счёту самозанятого.

Кстати, то, что самозанятый — физлицо и его счёт значится в банках в соответствующей категории, стало для моих контрагентов неприятным сюрпризом. Один мой приятель-ИП решил сэкономить на налогах и комиссиях, заключил договор с самозанятым и разорился (по крайней мере так он мне объясняет, почему не возвращает долг). Действительно, в Сбербанке, Альфа-Банке и ВТБ мне подтвердили, что за перевод со счёта ИП на счёт самозанятого взымается такая же комиссия, как при переводе на счёт физлица. Между юрлицами и ИП никаких комиссий нет.

Эмоции

Моё восприятие самозанятости замутнено тем, что мне не заплатили, я досрочно вышла из проекта и уже больше трёх месяцев пытаюсь добиться исполнения договора со стороны заказчика. Видимо, придётся идти в суд. Возможно, самозанятость тут ни при чём, но осадочек остался.

Самозанятость не позволила мне чётко осознать свою роль в проекте: вот я работаю как главный редактор, собираю команду, руковожу долгосрочным проектом, но при этом я не сотрудник, а сама по себе. Или, может быть, я предприниматель, малюсенький, но настоящий? Тогда почему мне кто-то диктует, во сколько я должна быть в офисе и сколько дней отпуска могу себе позволить?

Людей, которых я собирала в команду, тоже нужно было убедить регистрироваться самозанятыми или ИП — с разовыми авторами было довольно просто, но тех, кто работал с 9 до 19 (на самом деле — до 22 и более), оформиться по такой схеме пришлось уговаривать. Я рада, что приняла решение не сдёргивать с насиженных мест тех, кто работал по трудовому договору. Мне было бы сейчас ужасно стыдно, если бы они, как и я, оформляли иск в суд в попытках получить обещанное. Самозанятость — не тот журавль, ради которого в данном случае надо было отпускать синицу.

Ожидания vs. реальность

Самозанятость — возможность выйти из тени для фрилансеров — и мне это было приятно. Конверты и серые схемы — это не моё.

Самозанятость — возможность уйти в тень для опытных предпринимателей. Говорят — это и есть бизнес, детка. Налоговая оптимизация, нужно уметь вертеться. Наверное, суммы моих налогов были не такими большими, чтобы я завертелась, поэтому я многого не осознала. Но я точно почувствовала себя частью схемы налоговой оптимизации, и это было очень некомфортно.

Налоговый эксперимент организован просто отлично: приложение удобное, сервис развивается, банки подхватили тему и стали развивать собственные пакеты услуг для самозанятых. Думаю, это большой шаг в сторону развития предпринимательства как такового, простой и удобный способ попробовать начать своё дело, оказаться в шкуре бизнесмена. Те, кому понравится — пойдут дальше. Мне также кажется, что самозанятость — хорошая возможность для микропредпринимателей сделать шаг назад: вот был ты ИП, старался, вертелся, но зарабатывал мало, а деклараций и отчётов сдавал много. Устал. Но вместо того чтобы плюнуть на всё, перерегистрировался самозанятым, и стало легче, можно отдышаться и набраться сил для рывка.

Самозанятость я использую сейчас в случае, когда работаю с надёжными проверенными клиентами на коротких проектах, особенно если они связаны с социалкой и благотворительностью — в таком случае мне совершенно не жалко облегчить их налоговое бремя.

Главное, я поняла, что люблю платить налоги, но ещё больше я люблю, когда за меня их платит работодатель.

С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход можно будет платить на территории 23 регионов России (а было всего 4). Вот их список:

Самозанятость в России в 2022 году

Самозанятость – это особый налоговый режим, введенный в качестве эксперимента в 2019 году. Официально он называется «налог на профессиональный доход», сокращенно НПД. Стать самозанятыми в 2022 году могут жители всех регионов России, а также некоторые иностранцы – граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

Читайте также:
Эксперты оценили справедливость повышения табачных и алкогольных акцизов

Индивидуальные предприниматели тоже могут перейти на НПД, не теряя статуса ИП. Для этого им нужно зарегистрироваться самозанятым и в течение 30 дней подать заявление об отказе от спецрежимов – упрощенной системы налогообложения (УСН) или единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), если они их применяли. Индивидуальным предпринимателям, работающим по патенту, нужно либо подождать, пока закончится патент, либо сначала отказаться от патента и уже потом становиться самозанятым.

Стать самозанятым можно при соблюдении нескольких условий. Для этого нужно:

  • зарабатывать не более 2,4 миллиона рублей в год;
  • работать самостоятельно, без наемных сотрудников;
  • заниматься разрешенной для этого режима деятельностью.

Виды деятельности

Самозанятые могут предоставлять разного рода услуги, продавать вещи собственного производства и сдавать в аренду жилье. Этот налоговый режим подходит для многих профессий из разных областей. Вот несколько примеров.

IT-сфера: программист, веб-разработчик, компьютерный мастер, аналитик данных, системный администратор.

Помощь по дому и ремонт: сантехник, электрик, уборщик, мастер по ремонту бытовой техники, строитель, столяр, плотник.

Здоровье и спорт: диетолог, логопед, массажист, тренер, инструктор, психолог, сиделка.

Информационные услуги и маркетинг: переводчик, копирайтер, маркетолог, блогер, автор статей, SMM-менеджер, таргетолог.

Красота и мода: модель, парикмахер, стилист, мастер тату, косметик, мастер маникюра, швея, модельер, дизайнер.

Развлечения и творчество: аниматор, ведущий свадеб, гид, артист, музыкант, оператор, фотограф, художник, мастер по пошиву кукол или другим видам декоративно-прикладного искусства.

Финансы и юридические услуги: бухгалтер, юрист, налоговый консультант, финансовый консультант.

Образование: учитель, репетитор, тренер, няня, автор курсов, продюсер онлайн-школы.

Кулинария: повар, кондитер, пекарь.

Один человек может совмещать несколько видов деятельности сразу. Перечислять все можно бесконечно, поэтому проще указать, чего самозанятым делать нельзя. Эта информация указана в Федеральном законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”» 1. Итак, самозанятым запрещено:

1) Продавать подакцизные товары и товары, подлежащие маркировке. К ним относятся: алкоголь, табак, бензин, легковые автомобили, некоторые виды одежды, обувь, духи, ювелирные изделия и другие.

2) Перепродавать любые товары не собственного производства. К примеру, нельзя купить готовую игрушку и перепродать ее, можно только сшить ее и продать как товар собственного изготовления.

3) Добывать и (или) реализовывать полезные ископаемые – уголь, нефть, газ, песок, известь и так далее.

4) Работать по договору поручения, комиссии или агентскому договору, то есть быть посредником и совершать какие-то действия в интересах другого человека за вознаграждение.

5) Сдавать в аренду коммерческую недвижимость, продавать недвижимость и транспортные средства.

6) Быть курьером и принимать деньги от клиентов в интересах продавца товара. Однако курьер может быть самозанятым, если продавец товаров выдал ему онлайн-кассу для расчета с покупателями или если клиент заранее оплатил товар, а курьеру его нужно просто доставить.

Кроме того, самозанятыми не могут быть нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты и медиаторы. Есть ограничения и для государственных и муниципальных служащих: им разрешается применять новый режим только для доходов от сдачи в аренду жилых помещений.

Налоги

Самозанятые могут сотрудничать как с физическими, то есть с обычными гражданами, так и с юридическими лицами и ИП. При работе с физическим лицом ставка, по которой рассчитывается налог, – 4% от суммы дохода, а при работе с компанией или ИП – 6%.

Самозанятые платят налоги только с доходов от своей деятельности. Если дохода не было, то и платить ничего не надо. Перевод зарплаты с основного места работы, денежные подарки от родственников или возврат долга НПД не облагаются. Однако такие переводы нужно будет суметь объяснить налоговой в случае проверки.

Каждую продажу самозанятый вручную регистрирует в приложении «Мой налог» и указывает, кто клиент. Если клиент – компания или ИП, то дополнительно потребуется ввести его ИНН. Приложение автоматически рассчитывает налог за каждую продажу, но оплатить его можно только за месяц. Общая сумма налога за отработанный месяц появляется в приложении с 9 до 12 числа следующего месяца, а оплату нужно произвести до 25 числа. Если не оплатить налог вовремя, за каждый день просрочки начисляются пени.

Рассмотрим пример. Самозанятый репетитор за июнь провел 20 уроков по английскому языку и заработал 20 тысяч рублей. Половину уроков он провел обычным гражданам без статуса ИП, поэтому налог рассчитывается по ставке 4% и за весь месяц составит 400 рублей. А другую половину дохода он получил от уроков с корпоративными клиентами – сотрудниками фирмы, которая и оплачивала ему уроки с своего расчетного счета. За уроки с корпоративными клиентами репетитор заплатит налог 6%, то есть 600 рублей. Всего за июнь репетитор должен заплатить 1000 рублей налога. Сумма и опция «оплатить налог» появятся в приложении до 12 июля, а оплатить его нужно до 25 июля.

Каждый самозанятый при регистрации получает так называемый налоговый вычет в 10 тысяч рублей. Вычет нельзя снять или перевести на личный счет, он используется только для снижения процентной ставки налога. При работе с обычными гражданами вычет уменьшает налог с 4% до 3%, а при работе с компаниями или ИП – с 6% до 4%. Вычет дается только один раз за всю жизнь на неограниченный срок: когда он израсходуется, ставки станут прежними. Так, если репетитор по английскому из примера выше еще не израсходовал вычет, он заплатит не 1000 рублей, а всего 700.

Других обязательных налогов у самозанятых нет. Часть от уплаченного налога (37%) автоматически идет на обязательное медицинское страхование, поэтому самозанятые имеют право на бесплатную медицинскую помощь по полису ОМС. Дополнительно ничего платить не нужно.

С взносами в Пенсионный фонд все иначе. Взносы в ПФР можно делать добровольно, чтобы копить стаж и баллы для пенсии. Если работать только самозанятым и взносов не делать, теряются годы трудового стажа. Если человек совмещает самозанятость и основную работу по трудовому договору, работодатель делает за него взносы в ПФР, поэтому с пенсией проблем не будет.

Читайте также:
Пенсионный возраст остался без референдума

Что касается взносов в Фонд социального страхования (ФСС) на случай временной потери трудоспособности или материнства, то их могут делать только самозанятые со статусом ИП. Остальным плательщикам НПД данная опция пока недоступна, поэтому никаких выплат во время болезни или декрета они не получают.

Вам пришло письмо из налоговых органов о взаимоотношениях с самозанятыми?

В. Н. Шамрей
автор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению

Многие организации в последнее время массово стали получать требования из налоговой инспекции с просьбой предоставить документы об их взаимоотношениях с самозанятыми для «исключения фактов прямых нарушений Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее НПД)».

Налогоплательщики в недоумении, почему они должны разъяснять данные факты и откуда такой повышенный интерес. Давайте разберемся, что происходит, как с этим жить и что делать.

Еще 27 ноября 2019 года была опубликована Информация ФНС России “Гражданско-правовые договоры между работодателями и самозанятыми могут быть переквалифицированы в трудовые”. Данный документ предупреждает организации, что «ФНС России и Роструд договорились об одновременных проверках работодателей, которые фактически нанимают самозанятых в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам». Получается, что государственные органы предупредили налогоплательщиков заранее, еще два года назад. А предупрежден, значит, вооружен. А кто не «вооружился», тому пора этим заняться.

Предыстория

27.11.2018 Федеральным законом N 422-ФЗ был введен новый специальный налоговый режим «Налога на профессиональный доход». Регионы постепенно включались в эксперимент по применению данного режиме. Он тут же привлек внимание и организаций, и физических лиц. Целью было легализовать, т.е. «вывести из тени» доходы от определенных видов предпринимательской деятельности физических лиц, но возможность сэкономить была моментально оценена и юридическими лицами тоже.

Очевидно, что для организаций сотрудничество с самозанятыми – это один из довольно выгодных законных способов налоговой оптимизации. А любой предприниматель всегда ищет возможности сэкономить. Перечислять достоинства можно долго, напомним самые основные:

  • организация не является налоговым агентов по НДФЛ, т.к. обязанность по уплате налога «ложится» на само физическое лицо;
  • не надо уплачивать страховые взносы с дохода выплачиваемого самозанятым;
  • не надо сдавать отчетность в налоговые органы и внебюджетные фонды по доходам, выплачиваемым самозанятым;
  • нет трудовых отношений, т.е. нет обязанности соблюдать требования трудового кодекса, вести кадровую документацию и предоставлять гарантии как своим работникам.

Для физических лиц преимущества заключаются в:

  • пониженной налоговой ставке, вместо 13% НДФЛ, 4% при получении дохода от физлиц и 6% от юридических лиц;
  • отсутствие отчетности;
  • простота и удобство использования;
  • легализация доходов.

Вот тут-то мы и подобрались к основной цели и причине тех самых проверок, которые проводит Роструд совместно с налоговыми органами.

Что проверяют и что ищут

Как было указано выше, организации тут же оценили все преимущества нового налогового режима и стали, в целях экономии, подменять трудовые отношения отношениями с самозанятыми. Это и стало основной причиной проверок.

В Информации ФНС России от 27.11.2019 все предельно ясно написано: «По закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Однако налоговые органы выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры на оказание услуг, фактически работают у них. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.

Выявление признаков трудовых отношений является основной причиной проверок и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. В частности, в соответствии с КоАП предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

При наличии признаков трудовых отношений между работодателем и самозанятым работодатель может избежать негативных последствий в виде доначислений НДФЛ и страховых взносов, а также пени и штрафов, представив соответствующие налоговые декларации (расчеты)».

Что делать

В ответ на требование налоговой необходимо предоставить документы, примерный перечень которых обычно указан в самом требовании, и пояснения в свободной форме, с аргументированным ответом о том, что ваши отношения с самозанятыми не содержат признаков трудовых отношений. А именно, что «действительным экономическим смыслом деятельности привлекаемых обществом предпринимателей/физических лиц не является осуществление ими трудовых функций в качестве наемных работников» и обоснования причин необходимости привлечения к работам или услугам вышеуказанных лиц.

На какие критерии обращают внимание проверяющие

Налоговые службы в данном вопросе помогают и подсказывают. Например, 16-го сентября выпущено письмо ФНС N АБ-4-20/13183@) «Об оценке налоговых рисков при выборе контрагентов, в частности при привлечении к выполнению работ граждан, применяющих НПД, и о передаче плательщиком НПД чека покупателю (заказчику)», в котором перечислены основные критерии, они разбиты на две группы:

Это выявляют по данным фактам:

  • регистрация в качестве плательщика НПД — обязательное условие заказчика;
  • заказчик распределяет самозанятых по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
  • заказчик определяет режим работы плательщика НПД (продолжительность рабочего дня, смены, время отдыха и т.д.);
  • сотрудник заказчика руководит работой самозанятых, контролирует ее.

– инфраструктурная зависимость, о ней можно судить по тому, что плательщик НПД выполняет работу, используя только материалы, инструменты и оборудование заказчика.

А также о подмене гражданско-правового договора трудовым «говорит» порядок оплаты услуг самозанятого и их учет, аналогичный предусмотренному ТК РФ

Судебная практика и опыт дополняет, что проверяющие обращают внимание на следующие факты:

  • Отсутствие ранее (менее двух лет назад) трудовых отношений с теми физическими лицами, с которыми заключены гражданско-правовые договора как с самозанятыми.

Вводя режим НПД, сразу было понятно, что некоторые работодатели захотят сэкономить, расторгнуть со своими сотрудниками трудовые договоры и заключить с ними гражданско-правовые договоры как с самозанятыми. Поэтому прямо в законе есть ограничение, что если работодатель привлекает самозанятых, с которыми у него были трудовые отношения, и с даты их увольнения прошло менее 2 лет, то специальный налоговый режим применяться не будет (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ).

  • Наличие убедительных и объективных аргументов, почему привлечены именно «люди со стороны».

Привлечение компаниями самозанятых граждан должно иметь разумное обоснование данного сотрудничества.

Читайте также:
Госдума отклонила законопроекты по транспортному налогу

Не рекомендуется использовать в качестве аргумента экономическую составляющую, такую как налоговая оптимизация (НДФЛ, страховые взносы), т.к. это только усугубит ситуацию и проверяющие скорее этот аргумент используют против вас.

Необходимо обосновать разумную деловую цель, например, конкурентные преимущества по срокам, наличие специальных навыков или более высокого профессионального уровня для выполнения определенных работ или оказания услуг конкретным самозанятым, отсутствие подходящей штатной единицы на предприятии и т.д.

  • Отсутствие массового заключения договоров с самозанятыми.

Особое внимание может привлечь массовое заключение договоров с самозанятыми лицами в отношении деятельности, не предполагающей разовый характер.

  • Отсутствие должным образом оформленных документов.
    • Статус самозанятого лица должен быть подтвержден информацией с официального сайта налоговой службы.
    • Наличие своевременно и правильно оформленного чека от самозанятого за оказанные услуги или выполненные работы.
    • Наличие актов оказания услуг или выполненных работ, подписанных с двух сторон, об оказанных услугах и выполненных работах не с общими фразами, а с конкретным описанием объема оказанных услуг или выполненных работ.
    • Наличие подписанного гражданско-правового договора, в котором:

– указан статус самозанятого, даты регистрации,

– обязанности самозанятого по выдаче чека,

– наличие направленности деятельности самозанятого на конечный результат, а не на наличие иных признаков систематической деятельности с признаками трудовой,

– отсутствие указаний на наличие графика работы, материальной ответственности, подчинения трудовому распорядку, указания на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции,

– отсутствие указания на должность, специальность,

– право пользоваться принадлежащими организации помещениями, оборудованием безвозмездно (решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.05.2016 по делу N А58-547/2016);

При отсутствии экономического обоснования сотрудничества формальный статус физических лиц, а также наименование договора не значат ничего, всегда рассматривается реальная суть взаимоотношений. Об этом неоднократно напоминала ФНС России (Письма ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@).

Установленных требований к порядку заключения договора с самозанятыми в Законе 422-ФЗ не содержится, поэтому при заключении договоров необходимо опираться на нормы гражданского кодекса с учетом особенностей Закона о НПД.

Что нам «за это будет»

Если будет доказано иное, то считается, что трудовые отношения между вами возникли с того момента, как физическое лицо допустили к работе (ст. 19.1 ТК РФ).

Соответственно, организации грозит, помимо ранее перечисленного:

  • приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • недоимку по страховым взносам в зависимости от того, с кем вы заключили ГПД:
    • если договор заключен с ИП или самозанятым – по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ. Это связано с тем, что при выплате доходов этим лицам вы не начисляли взносы в принципе (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 15 Закона о налоге на профдоход);
    • если договор заключен с обычным физлицом – по взносам по ВНиМ. При выплате доходов таким гражданам вы должны были начислять и уплачивать взносы на ОПС и ОМС (п. 1 ст. 420, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ);
  • недоимку по НДС, если вы принимали к вычету “входной” налог по сделкам с ИП, поскольку в рамках трудовых отношений НДС не начисляется;
  • недоимку по НДФЛ, так как не удерживали и не перечисляли этот налог (п. 9 ст. 226 НК РФ);
  • пени на сумму задолженности;
  • штрафы за неуплату налогов и взносов.
  • административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 и 27.1 КоАП РФ).

Не хотелось бы пугать организации и наводить на мысль, что стоит отказаться от заключения договоров с самозанятыми. Гражданско-правовые отношения с физическими лицами в статусе НПД разрешены и законны. Законопослушным и добросовестным компаниям при экономически обоснованном и грамотном юридическом оформленном взаимоотношении, вышеуказанные риски не страшны.

Вам пришло письмо из налоговых органов о взаимоотношениях с самозанятыми?

Найдите все ответы в КонсультантПлюс. Вам одобрен доступ на 3 дня бесплатно.

В. Н. Шамрей
автор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

#Бухгалтер #Юрист #Проверки контролирующих и надзорных органов

Расчет налоговой нагрузки в 2020 – 2021 годах (формула)

  • Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки
  • Что такое налоговая нагрузка
  • Кому нужно знать величину налоговой нагрузки
  • Как рассчитать налоговую нагрузку
  • Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
  • Итоги

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Читайте также:
Семейный бизнес могут включить в список самозанятости

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в этом материале.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

ВАЖНО! Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 с формулами расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС отменено, полагаем, что эти формулы все также целесообразно использовать для самоконтроля.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы уплаченных по данным отчетности налоговых органов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).

Для расчета нагрузки по отдельным налогам можно использовать следующие формулы:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ получите бесплатно.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Проверить свои расчеты налоговой нагрузки по НДС, а также долю вычетов на предмет налогового риска, вы можете с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Доступ к К+ можно получить бесплатно, прямо сейчас.

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

Читайте также:
На переобучение пожилых потратят пять миллиардов рублей

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Для упрощения расчетов предлагаем вам использовать калькулятор налоговой нагрузки с сайта ФНС. С его помощью вы не только подсчитаете свою нагрузку, но получите сравнение со средними показателями по отрасли. Где найти и как пользоваться калькулятором, мы рассказывали здесь.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Итоги

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

Налоговая нагрузка — один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. ФНС на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 год. Татьяна Амелина, генеральный директор компании «Невская Перспектива», рассказывает, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

Читайте также:
ТОР-овские резиденты напитали дальневосточную экономику

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

деятельность трубопроводного транспорта

деятельность водного транспорта

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов ÷ Доходы × 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 рублей. При этом страховые взносы составили 330 000 рублей. Выручка компании — 9,5 миллиона рублей (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми за 2019 год. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам — 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов — предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) ÷ Выручка × 100, где:

  • сумма НДС берется из строки 40, раздел 1 декларации НДС;
  • величина налога — из строки 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка — из строки 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ ÷ Общая сумма налогооблагаемого дохода × 100, где:

  • НДФЛ берется из строки 40, раздел 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода — из строки 60, раздел 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога ÷ Сумма полученного дохода × 100, где:

  • сумма налога берется из строки 133, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 273, 280, раздела 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов — из строки 113, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 213, раздела 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога ÷ Сумма полученных доходов × 100, где:

  • величина налога берется из строки 50, раздел 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из строки 10, раздел 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:

  • сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
  • сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ ÷ Общая сумма доходов от этой деятельности × 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.

Также просматриваются суммы страховых взносов — не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Читайте также:
Госдума решила, как будет классифицировать гостиницы

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году

Судя по новостям о налоговой политике последних месяцев, в ней наметился своеобразный «разворот». Если в кризисном II квартале принимались налоговые послабления в виде отсрочек выплат налогов и снижения ряда выплат для малого бизнеса, то теперь практически все меры налоговой политики на 2021 год, о которых было объявлено, направлены на повышение налоговой нагрузки. В итоге к мерам по повышению налога на доходы физических лиц добавилось резкое увеличение акцизов на табачные изделия, повышение НДПИ для широкого круга добывающих отраслей, а также пересмотр налогообложения контролируемых иностранных компаний. Не стоит забывать, что в 2021 году все это будет происходить на фоне ранее запланированных мер — индексации акцизов на бензин, автомобили, алкогольную продукцию, повышения пороговых уровней оплаты труда для начисления страховых взносов, отмены ЕНВД (что означает необходимость смены налогового режима для более чем 1,9 млн налогоплательщиков), завершения действия «коронавирусных» отсрочек по налогам и постепенного сокращения налоговых льгот.

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Не секрет, что такая «перезагрузка» во многом связана с попытками сгладить текущую бюджетную ситуацию — минимизировать дефицит бюджета. Однако последствия такой налоговой политики для экономики могут оказаться куда более серьезными, чем просто увеличение выплат со стороны тех или иных групп налогоплательщиков. Крайне важно, что вся ситуация с изменением налоговой политики дает обществу четкий сигнал: налоговая политика непредсказуема, и в текущей ситуации она только усиливает общую нестабильность в экономике.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Сам факт, что в течение последних месяцев был выдвинут целый ряд предложений о повышении налогов, уже свидетельствует об отказе от принципа «налоговой стабильности», о котором раньше говорилось как о нашем преимуществе. Так, в мае 2018 года Антон Силуанов заявил: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги». И хотя примеры повышения налоговой нагрузки — то есть, по сути, нарушения этого обещания — были и в 2018-2019 годах (включая повышение НДС до 20%, индексацию акцизов и т. д.), все же предложения по повышению налогов возникали не с такой частотой, как это происходит сейчас.

Читайте также:
Для самозанятых граждан придумали штраф

Важно и то, что новые налоговые меры оказались для участников экономики неожиданными. Например, ни одна из мер налоговой политики, предложенных в последние месяцы, не фигурировала в «Основных направлениях бюджетной политики» на 2019-2021 годы — документе, призванном определять перспективные направления корректировки налоговой системы на перспективу.

Более того, по риторике публичных выступлений официальных лиц все чаще заметно видение налоговой политики не как инструмента по достижению социально-экономических целей, а всего лишь как способа пополнения бюджета, притом за счет тех участников экономики, которые имеют на это средства. Например, при обосновании новых мер налоговой политики представители правительства все чаще используют аргументы о «сложной ситуации», необходимости «всем участвовать в решении проблем», говорят о необходимости повышения налогообложения для так называемых доходных отраслей. По сути это говорит о том, что череда мер по повышению налогов может продолжаться и далее, поскольку «сложная ситуация» пока что далека от разрешения.

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Рост налоговой нагрузки и непредсказуемость налоговой политики может стать серьезным негативным препятствием для восстановления деловой активности, и особенно инвестиционной. Информационный фон, созданный вокруг «налоговой повестки», и реальные факты о принятии мер, повышающих налоговую нагрузку, — все это является негативным сигналом как для российских, так и для иностранных инвесторов, снижающим их интерес к российской экономике. Нарушение обещаний не повышать налоговую нагрузку — это дополнительный неблагоприятный фактор инвестиционного климата с точки зрения инвестора, накладывающийся на наличие административных барьеров, низкий уровень защиты прав собственности и т. п.

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

Необходимо также учитывать, что повышение налогов на одни рынки или секторы экономики не проходит бесследно для других. Так, резкое повышение акцизов на табачные изделия, по оценкам участников рынка, приведет к расширению доли «теневого сектора» на табачном рынке, а следовательно, и к ограничениям продаж у тех компаний, которые являются добросовестными налогоплательщиками. Повышение НДПИ на твердые полезные ископаемые (в том числе и на сырье для металлургической промышленности) будет оказывать сдерживающее влияние на перерабатывающие производства, работающие на этом сырье. Например, основная часть железорудной продукции направляется не на экспорт, а на переработку внутри страны. Нужно принимать во внимание и высокую материалоемкость металлургических производств. Например, по отчетам производителей черных металлов, стоимость материалов может составлять более 70% от себестоимости продукции, при этом доля железной руды — более 10-12%.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: