Налоговые органы собираются «срочно» взыскивать недоимки по страховым взносам

Ошибка в ОКТМО при перечислении налогов

Код ОКТМО это цифровое обозначение, которое присваивается каждому муниципальному образованию в РФ. Он указывает на территорию, где организация ведет свою деятельность и получает доход. ОКТМО – обязательный реквизит платежного поручения и ошибки в нем встречаются часто. Что делать, если вы допустили ошибку в ОКТМО при перечислении налогов, читайте в статье.

Если в платежке указан неверный ОКТМО

Ошибки в указании ОКТМО довольно опасны, поскольку неверное указание этого кода приведет к тому, что платеж будет отнесен в бюджет другого муниципалитета. То есть, перечисленные вами налоговые платежи аккумулируются на неверном ОКТМО, а на вашем, правильном, образуется задолженность. А это, в свою очередь, может запустить «механизм» неприятных налоговых последствий.

Если ошибку в ОКТМО вы обнаружили самостоятельно

Если вы обнаружите в своей платежке ошибку в ОКТМО, как можно скорее подайте в ИФНС заявление на уточнение платежа (ст. 45 НК РФ). Составить заявление можно в свободной форме, так как специальных бланков для него не предусмотрено.В заявлении укажите:

  • дату платежа, сумму, указанную в платежке, а также назначение платежа;
  • неверно указанный реквизит;
  • верное значение реквизита;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению.

К заявлению приложите копию платежного поручения, в котором была допущена ошибка, а также выписку из банка, подтверждающую перечисление платежа.

На основании вашего заявления инспекция может инициировать сверку уплаченных налогов или сразу вынести решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. Пени, начисленные по лицевому счету, будут пересчитаны.

Если ошибку в ОКТМО обнаружила налоговая

Если ошибку в ОКТМО в платежке обнаружит налоговая инспекция, вы сначала получите требование об уплате образовавшейся недоимки с начисленными пенями и штрафом. Заплатить недоимку нужно будет в течение восьми рабочих дней с даты получения требования. Если, конечно, в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога.

Если в установленный срок долг не будет погашен, ИФНС начнет процедуру взыскания недоимки. Это означает, что необходимую сумму налоговики спишут с вашего счета. И еще такую же сумму заблокируют под обеспечение уплаты недоимки.

Если требование не выставлялось, списывать налоги инкассо налоговики не вправе.

Как долго ваш счет будет заблокирован, сказано в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств

В течение нескольких дней вы не сможете распоряжаться своими деньгами, до тех пор пока платеж снова не будет «прикреплен» к вашему ОКТМО. За это время вы фактически дважды заплатите налог, а таже пени и штрафы, и у вас возникнет переплата.

К каким проблемам приведет ошибка в ОКТМО

Таким образом, неверный ОКТМО может создать вам серьезные проблемы.

Во-первых, вам придется срочно писать заявление на уточнение платежа.

Во-вторых, если налоговая обнаружит ошибку в ОКТМО раньше вас и вы не успеете в срок перевести деньги с одного ОКТМО на другой или погасить недоимку, ИФНС спишет их с вашего счета повторно.

В-третьих, в случае блокировки счета вы на несколько дней лишаетесь возможности распоряжаться деньгами в сумме, равной налоговой задолженности.

В-четвертых, у вас возникнет переплата по налогу, возвращать которую придется в течение месяца, а на практике иногда и дольше. При этом возвращать придется отдельно переплату по налогу и отдельно начисленные пени и штрафы.

Совет – будьте предельно внимательны при указании ОКТМО в платежке. А допустив ошибку, постарайтесь как можно скорее написать заявление на уточнение платежа в налоговую инспекцию, дабы не запустить описанный в статье алгоритм проблем.

Читайте в бераторе

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Возврат излишне уплаченного налога

Если организация переплатила налоги, то у неё есть три года, чтобы ими распорядиться. В статье расскажем, как узнать о переплате, на что можно её потратить и приведём алгоритм действий по возврату или зачёту.

  • Правила зачёта и возврата переплаты
  • Как возникает переплата по налогам
  • Как узнать о переплате
  • Как можно распорядиться переплатой
  • Возврат переплаты
  • Если переплате больше трёх лет
  • Порядок действий: что, когда и куда подать

Правила зачёта и возврата переплаты

С 1 октября 2020 года вступили в силу положения ФЗ № 325 от 29.09.2019 года, которые упростили порядок зачёта или возврата переплаты по налогам. До 1 октября 2020 года налоговики могли перераспределить излишне уплаченные налоги только внутри бюджета одного вида. Федеральный налог — в федеральный бюджет, региональный — в региональный, местный — в местный. Например, переплатой по НДС — федеральному налогу, нельзя закрыть долг по налогу на имущество — местному налогу.

При наличии задолженности по налогам в любой бюджет — федеральный, региональный или местный вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должник за счёт переплаты обязан сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Автоматизируем ваш учёт и отчётность за 10 минут

Как возникает переплата по налогам

Переплата возникает из-за ошибок либо самой организации, либо налогового органа.

Сами налогоплательщики ошибаются:

  • при расчёте налога. Бухгалтерия может допустить ошибку, когда считает налоговую базу, применяет неправильную ставку налога или не применяет налоговые льготы и вычеты;
  • при заполнении платёжных поручений на уплату налога, пеней, штрафов. Любая ошибка в КБК или сумме налога приводит к переплате по одному налогу и недоимке по другому.

Переплата может возникнуть из-за авансовых платежей. Например, компания в течение года перечисляла авансы по налогу на прибыль, но по итогам года налог оказался меньше суммы перечисленных авансов. Так у компании появилась переплата по налогу на прибыль.

Читайте также:
Работа с налоговыми документами накладывает ряд обязанностей

Налоговые инспекторы могут по ошибке дважды взыскать налог. Это происходит при одностороннем списании налога, штрафа или пеней с расчётного счёта. Например, налогоплательщик уже перечислил налоги, но деньги до налоговой инспекции ещё не дошли. И ФНС списывает суммы в безакцептном порядке. Тогда может возникнуть переплата.

Суды считают, что признание обязанности уплатить налог исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика вернуть или зачесть сумму такого налога.

Они подтвердили, что налогоплательщик не вправе компенсировать свои потери за счёт бюджета (Определение Верховного суда РФ № 307-КГ18-10845 от 8 августа 2018 г.)

Как узнать о переплате

Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС. В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.

Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ). Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу. Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.

Как можно распорядиться переплатой

Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.

Зачёт в счет недоимки

При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.

Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.

Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
  • со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
  • с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
  • со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
  • если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.

Зачёт в счёт будущих платежей

Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057. Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.

Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.

Воспользуйтесь аутсорсингом бухгалтерии — мы возьмём на себя ответственность за ваш бухгалтерский и налоговый учёт.

Возврат переплаты

Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки. Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счёт. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.

Если переплате больше трёх лет

Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога. Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога. А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.

Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд. При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства. И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла. А это не так-то просто.

Порядок действий: что, когда и куда подать

ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.

Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП. Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:

  1. Наименование и адрес ФНС.
  2. Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
  3. Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
  4. Дата составления заявления.
  5. Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.

Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки. Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС. Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.

Результат придёт туда же. Электронную подпись всем пользователям мы помогаем оформлять бесплатно.

Уплата налогов третьим лицом: практические вопросы.

По общему правилу налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. При этом обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы. В данном случае под самостоятельной уплатой налогов понимается уплата налога налогоплательщиком от своего имени и за счет своих собственных средств (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Читайте также:
Больничные на детей выдадут по новым правилам

Более года назад появилась возможность уплаты налога за налогоплательщика иным лицом. Соответствующие изменения в указанную норму вступили в силу 30.11.2016.

Как правильно оформить процедуру исполнения обязанности по уплате налога иным лицом? Какие налоговые последствия могут при этом возникнуть у налогоплательщика и иного лица? Читайте в предложенном материале.

Причины, по которым возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо.

Внося изменения в ст. 45 НК РФ, законодатель преследовал одну цель: улучшение условий исполнения обязанности по уплате налогов. Отметим, что в рассматриваемой ситуации интересы налоговиков, как главных сборщиков налогов и страховых взносов, и бизнеса (в лице организаций и индивидуальных предпринимателей) совпали:

  • во-первых, чем больше возможностей у налогоплательщика исполнить свои обязательства – в данном случае уплатить налоги, тем проще и удобнее это сделать;
  • во-вторых, на практике многие организации объединены в так называемые холдинги, хотя де-юре они состоят из самостоятельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И чтобы лишний раз не перекидывать деньги со счета на счет, проще сразу уплатить налоги за нужное лицо;
  • в-третьих, нередко встречается ситуация, когда необходимо срочно погасить налоговую задолженность, например, для участия в тендере, а денег на счете нет, но это готов сделать учредитель организации или контрагент.

Можно привести еще ряд причин, по которым у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо или иным лицом. В настоящее время такая возможность есть.

К сведению:

НК РФ не предусмотрен зачет излишне уплаченных налогоплательщиком или излишне взысканных с налогоплательщика налогов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей или погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам иного лица (Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03‑02‑08/12572).

Правила уплаты налогов иным лицом.

Основные правила уплаты налогов иным лицом следующие:

1. Уплата налога (страховых взносов) может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. НК РФ не устанавливает никаких ограничений в отношении иного лица, соответственно, таким лицом может быть юридическое или физическое лицо, имеющее или не имеющее никакого отношения к налогоплательщику, то есть любое третье лицо (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@). В Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@ прямо сказано, что при определении понятия «иное лицо» необходимо руководствоваться п. 2 ст. 11 НК РФ об определении понятия «лица (лицо)» для целей применения актов законодательства о налогах и сборах, то есть под иным лицом понимаются организации и (или) физические лица.

2. Данный порядок применяется не только в отношении налогов, но и в отношении страховых взносов, сборов, пеней, штрафов и распространяется на плательщиков налогов, страховых взносов, сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Никаких исключений по видам налогов и сборов НК РФ не установлено. Напомним также, что действие НК РФ не распространяется на страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 ст. 2 НК РФ). Соответственно, эти страховые взносы страхователь должен уплатить только самостоятельно.

3. Уплата налога по конкретной операции реализации товаров (работ, услуг) Налоговым кодексом не предусмотрена (Письмо Минфина России от 09.06.2017 № 03‑02‑07/1/37101). Например, покупатель при приобретении у продавца товаров (работ, услуг) не может уплатить налог на прибыль с данной конкретной операции.

4. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета иного лица, в случае уплаты им налога за налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

5. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, в случае наличия ошибок в платежном поручении, также при отсутствии достаточных средств на счете.

6. Поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (далее – Приказ № 107н).

7. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Это означает, что с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в налоговый орган должен обратиться налогоплательщик, то есть лицо, в отношении которого был произведен платеж (Письмо Минфина России от 14.06.2017 № 03‑05‑06‑03/36715).

Обратите внимание:

Поскольку положение пп. 7 п. 3 ст. 45 НК РФ (возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями) дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов, налоговых агентов, оно на основании п. 3 ст. 5 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на платежи, внесенные третьими лицами за налогоплательщиков до вступления рассматриваемых изменений в силу, то есть до 30.11.2016.

Соответственно, обязанность налогоплательщика-предприятия по уплате налога считается исполненной в день уплаты налога за него иным лицом (например, генеральным директором этого предприятия) ранее 30.11.2016 (письма Минфина России от 28.02.2017 № 03‑02‑08/11089, ФНС России от 14.08.2017 № СА-18-22/749@).

Особенности заполнения платежных поручений при уплате налога за иное лицо.

В связи с предоставлением права уплаты налогов за иное лицо Приказом от 05.04.2017 № 58н были внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом № 107н. Это сделано в целях обеспечения достоверного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом: расчетный документ должен быть заполнен плательщиком правильно, чтобы на основании него можно было бы четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.

При заполнении платежного поручения на уплату налогов за иное лицо проблем с заполнением реквизитов получателя платежа не возникает – указываются реквизиты налогового органа, но нужно особое внимание обратить на заполнение реквизитов плательщика платежа (см. таблицу):

  • в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог;
  • поле «КПП» плательщика заполняется только при уплате налога за юридическое лицо;
  • в поле «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение;
  • для данной категории плательщиков не предусмотрен новый статус.
Читайте также:
Минфин рассказал, как облагать НДС операции по реализации импорта в Беларусь

Таким образом, в реквизитах «ИНН» и «КПП» плательщика указываются значения ИНН и КПП плательщика, чья обязанность по уплате платежей в бюджетную систему РФ исполняется, а в реквизите «Назначение платежа» – значения ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж (Информационное письмо ЦБ РФ от 21.06.2017 № ИН-017-45/31).

Поле платежного поручения

«ИНН» плательщика (60)

ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется

Если у плательщика – физического лица ИНН отсутствует, то допускается указать ноль («0»), но при этом необходимо в поле «Код» проставить уникальный идентификатор начисления (УИН – индекс документа)

«КПП» плательщика (102)

Значение КПП плательщика, чья обязанность исполняется

При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите «КПП» плательщика указывают ноль («0»)

Информация о плательщике, осуществляющем платеж

– для юридических лиц – наименование юридического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ;

– для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках «ИП»;

– для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица

«Назначение платежа» (24)

ИНН и КПП лица (для индивидуальных предпринимателей, физических лиц только ИНН), осуществляющего платеж

Данная информация указывается первой в реквизите «Назначение платежа». Для разделения информации об ИНН и КПП используется знак «//».

Для выделения информации о плательщике от иной информации, указываемой в данном поле, используется знак «//».

Затем указывается наименование налогоплательщика, чья обязанность

исполняется (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «ИП», для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства)

«Статус плательщика» (101)

Статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется

При исполнении обязанности:

– юридического лица – «01»;

– индивидуального предпринимателя – «09»;

– физического лица – «13»

Если третье лицо, которое уплатило налог за налогоплательщика, допустило ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшую неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Отметим, что подать соответствующее заявление вправе только сам налогоплательщик, а не иное лицо, которое фактически произвело платеж.

Хотелось бы отметить еще один важный момент: независимо от того, кто фактически производит уплату налогов, лицу, за которое они уплачиваются, необходимо иметь копию (реквизиты) платежного поручения, на основании которого прошел платеж. В дальнейшем это значительно облегчит взаимодействие с налоговыми органами.

Документальное оформление отношений с иным лицом.

Если за налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) налоги (страховые взносы, сборы) уплачены третьим лицом, то между этими лицами должны быть оформлены документы, на основании которых был проведен платеж в бюджет.

Статья 45 НК РФ не предусматривает ограничений в части перечисления платежей в бюджетную систему РФ. При этом для целей учета налоговыми органами поступлений платежей, уплаченных иными лицами, не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика соответствующего платежа (Письмо ФНС России от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@).

Также законодательство РФ о налогах и сборах не содержит требований к источникам формирования средств, за счет которых должна осуществляться уплата налогов (страховых взносов) (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@).

Из приведенных тезисов следует, что НК РФ не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налогоплательщиком и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога за налогоплательщика. Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@, указанные отношения могут регулироваться исходя из гражданского законодательства с учетом принципа свободы в установлении участниками соответствующих отношений своих прав и обязанностей на основе договора (например, договора поручения и т. п.) и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора в соответствии со ст. 1, 421 ГК РФ.

Поскольку граждане и юридические лица свободны в заключении договора, на практике возможны разные варианты документального оформления взаимоотношений налогоплательщика и третьего лица, уплатившего за него налоги, например:

  • если в качестве иного лица выступает контрагент, являющийся дебитором налогоплательщика, то можно заключить договор поручения или соглашение на перечисление налога в бюджет за налогоплательщика, или налогоплательщик может просто написать письмо своему контрагенту с просьбой уплатить налог, который затем будет зачтен в счет погашения дебиторской задолженности;
  • если налогоплательщика и его контрагента не связывают в данный момент договорные отношения, то можно заключить договор займа (процентный или беспроцентный) на сумму уплаченного в бюджет налога;
  • если в качестве иного лица выступает учредитель организации, то можно заключить как договор займа, так и договор дарения с физическим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ) или договор безвозмездного целевого финансирования с организацией.

Отметим, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться обязательно в письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Читайте также:
Россиян просят платить налоги раньше

Документальному оформлению отношений с лицом, уплатившим за налогоплательщика налог, нужно уделить особое внимание, поскольку в зависимости от выбранного варианта документального оформления операции по уплате налога иным лицом будут разными налоговые последствия.

Рассмотрим, например, ситуацию, когда за организацию уплатило налог на прибыль иное лицо. Какие возможны последствия с точки зрения уплаты налога на прибыль в этом случае для налогоплательщика?

Первый вариант: иное лицо – контрагент, являющийся дебитором (не важно организация это или индивидуальный предприниматель), с которым имеются договорные отношения по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг). Налогоплательщик-организация заключает со своим контрагентом договор поручения на уплату налога или просто пишет ему письмо с просьбой уплатить налог на прибыль. В данном случае никаких дополнительных налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль не возникает ни для той, ни для другой стороны.

Второй вариант: организацию не связывают никакие договорные отношения с иным лицом, уплатившим за нее налог на прибыль, а для уплаты этого налога был заключен договор займа. В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, в нашем случае – с момента уплаты налога на прибыль за организацию в бюджет. По общему правилу договор денежного займа предполагает уплату заемщиком процентов, но стороны могут договориться и о предоставлении беспроцентного займа (ст. 809 ГК РФ).

Денежные средства, полученные по договору займа, а также суммы, полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе доходов (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, никаких налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль для организации и третьего лица также не возникает.

Третий вариант: иное лицо – учредитель организации. Если учредитель заключает с организацией договор займа, то действуют правила, приведенные во втором варианте.

Если учредитель – физическое лицо заключает договор дарения или учредитель – юридическое лицо оформляет договор безвозмездного целевого финансирования с организацией, то определяющим фактором будет размер доли этого учредителя (физического лица или организации). Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

а) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;

б) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации и на день передачи имущества получающая организация владеет на праве собственности указанным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде);

в) от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При соблюдении приведенных критериев предоставление безвозмездной помощи учредителем организации налогообложению не подлежит. Если приведенные условия не выполняются, то вся сумма уплаченного иным лицом налога на прибыль будет являться внереализационным доходом организации на основании п. 8 ст. 250 НК РФ как безвозмездно полученное имущество.

В 2017 году налоги, сборы, страховые взносы за налогоплательщика может уплатить иное лицо. Никаких ограничений по видам налогов и сборов, а также по суммам налогов и лицам, которые могут это сделать, НК РФ не установлены. При этом лицо, уплатившее за налогоплательщика налоги в бюджет, не вправе требовать возврата уплаченной суммы.

Приказом № 107н установлены особенности оформления платежного поручения при уплате налогов за иное лицо.

Важным моментом является документальное оформление взаимоотношений между налогоплательщиком и иным лицом, которое провело платеж в бюджет. От этого зависят налоговые последствия для целей уплаты налога на прибыль организации.

Взыскание недоимки по страховым взносам

Судебный приказ о взыскании недоимки по страховым взносам в ПФР отменен. Что дальше? Пенсионный фонд сам пересчитывает недоимку или ИП надо просить пересчитать сумму?

Муж был зарегистрирован в качестве ИП. Образовалась недоимка по страховым взносам. Пенсионный фонд обратился с заявлением к приставам за принудительным взысканием недоимки. Исполнительное производство возбуждено. Спустя месяца 3 муж умер. Со дня смерти прошел месяц. К нотариусу не обращалась. Подскажите, пожалуйста, недоимка по страховым взносам наследуется или нет?

Подскажите пожалуйста какой суд рассматривает взыскание недоимки по страховым взносам с адвокатов?

Была отмена приказа по пенсионным страховым взносам сейчас пенсионный фонд административное исковое заявление на взыскание недоимки по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату в размере 121 299. Что делать?

Меня интересует порядок взыскания недоимки по страховым взносам с гражданина, прекратившего статус индивидуального предпринимателя. Просьба с сылкой на закон.

Закрыл ИП в октябре 2017, пришло решение суда о взыскании суммы недоимки по страховым взносам. Какие возражения могу представить?

Правомерно ли взыскание недоимки и пеней по страховым взносам, если ИП закрыто?

ИП было открыто в 2010 году, с 2011 года деятельности не было, закрыто ИП было в 2016 году, 12.04.17 пришло требование из налоговой о том, что недоимка по страховым взносам составила около 300 000 рублей. И на них начислены пени. Причем в требовании указано, что сумма страховых взносов показана справочно, а пени необходимо уплатить. Поехали В ПФРФ, а там сказали, что сумму недоимки тоже нужно платить и она не списана. Так как все полномочия передались в этом году налоговой, они разводят руками и говорят, что необходимо уплатить пени, в ПФ – недоимку тоже.

Еще в 2016 году нам было выставлено требование от судебных приставов по уплате взносов и пени, в сумме 27 тысяч, которые были оплачены до 20.03, судебные приставы сказали, что вся задолженность закрыта.

Читайте также:
СГК считает, что сдерживать тарифы ЖКХ после роста НДС нельзя

Помогите, что делать?

Пришел долг по страховым взносам за ИП, подскажите работает ли в этом случае ст. 11 Федерального закона № 436 ФЗ, согласно которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам?

Есть ли срок давности взыскания пени по страховым взносам если недоимка взыскана по решению арбитражного суда в установленные сроки?

Здравствуйте. Я зарегистрирована в качестве ИП в 2000 году. В 2002-2005 годах допустила образование задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд. В 2010 году налоговый орган обратился в суд с иском о о взыскании с меня данной задолженности (недоимки, пени, штрафы), суд в удовлетворении требований налоговой отказал в связи с пропуском срока исковой давности. В настоящее время пенсионный фонд отказывает мне во включении периода с 2002 по 2005 год в страховой стаж, мотивируя отказ тем, что утрата права контролирующих органов на взыскание задолженности по страховым взносам не влечет возможности включения в страховой стаж периодов, за которые не уплачены страховые взносы. Прав ли пенсионный фонд? Кроме того, ФЗ № 436 от 28.12.2017 г. (ч. 1 ст. 11) установлено, что недоимка по страховым взносам признается безденежной и подлежит списанию. В этом случае период, за который имеется (имелась) задолженность по страховым взносам, списанная решением налогового органа, также не будет включен в страховой стаж?

Пенсионный фонд подал в суд на взыскание недоимки по страховым взносам. После этого мы оплатили как составить отзыв в пенсионный фонд чтобы он отозвал иск?

Пришло административное исковое заявление о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени за отчётный период 2015 г. , вопрос состоит в следующем: как погасить иск? куда нужно обратиться?

Зарегистрировали ИП, никакой деятельности не вели на протяжении всего времени, отчетности никакие не сдавали, страховые взносы не платили.

3 месяца назад пришла бумага от приставов о взыскании 20 000 рублей страховых взносов, не заплатили.

А буквально сегодня пришла бумага “Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам. ” всего 114 000 рублей.

Откуда взялась такая цифра?

Возможно ли не платить эту сумму?

Что делать в этой ситуации?

Нам сказали в ФНС что не можем закрыть ИП пока не заплатим это.

Получен иск от ПФР о взыскании недоимки по страховым взносам. ИП закрыто. Хочу составить встречный иск о зачете ранее уплаченных налогах в пользу недоимки по причине рождения ребенка и обязанности ухода за ним до 1.5 лет. Требуется срочно. Судебное заседение назаначено на 16.10.10 г.

В 2013 г закрыла ИП.09.12.2017 г от мирового судьи получила письмо налоговая подала в суд долг страховых взносов 5900 руб, 11.12 2017 г я пошла в пенсионнй мне выдали справку, что 11.08 2017 г о признание безнадежным к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам пении и штрафам. Как мне теперь поступить?

Можно ли обжаловать требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней штрафов, если в день открытия ИП оказался в Местах лишения свободы, возможности закрыть не было. Все недоимки накопились за три года. Будет ли это обстоятельством экстроординарного характера для суда, если обжаловать это требование и что нужно приложить к заявлению. Будет ли иметь значение Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 N 107 О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

1. Суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период.

При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.

Пенсионный фонд посоветовал подать в суд чтобы обжаловать требование.

Получил суд. приказ о взыскании недоимки по страховым взносам на пенс. И мед. страхование. При этом состою в трудовых отношениях с организацией (труд. Договор). Разве за работника страх. Взносы не организация должна платить?

Как отменить постановление ПФР и пристава о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и недоимки, предъявленных ИП (в ед.числе) с 2012 года (момент регистрации), деятельность не осуществлялась, р/с не открывался, ИП не закрыто?

Можно ли отменить заявление о возбуждении исполнительного производства от Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов? Испол. Производство уже открыто у суд. пристава, судебного приказа нет, как я понимаю. Спасибо.

Пришло требование от налоговой, в которой они выставили недоимку и пени на неё на налоги до 2013 года по страховым взносам. ИП закрыто, деятельности не было. Есть ли статья о сроках давности взыскания налогов именно по страховым взносам? И как скоро налоговая передаст исполнительный лист с суд. Если платить не будем?

Судебный приказ о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в Управление Пенсионного фонда (стояла на учете инд. предпринимателем, на данный момент и п закрыто). МОЖНО ЛИ НАПИСАТЬ ВОЗРАЖЕНИЕ И ЗАНЕСТИ СУДЬЕ? ДОПУСТИМА ЛИ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ФОРМА И ДОПУСТИМЫЙ СРОК ОТВЕТА.

Сегодня я получил по почте судебный приказ от мирового судьи о взыскании недоимки по страховым взносам в Пенсионный Фонд. С суммой недоимок согласен и готов ее оплатить по указанным реквизитам. Можно ли избежать возбуждения исполнительного производства и появления судебных приставов на пороге квартиры?

В 2013 г закрыла ИП, а в 2016 г в бухгалтерию моего работодателя поступило Постановление ПФР о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика от 01.04.2012 г. Законы ли действия ПФР. А бухгалтер удерживает с меня сумму задолженности.

Скажите, пожалуйста, можно ли судом доказать срок исковой давности 3 года по уплате страховых взносов в пенсионный фонд, если я была ИП с 2005 года и не платила взносы вообще, а узнала о своих долгах 8 летней давности, когда пришло постановление о взыскании страховых взносов на работу. Сейчас закрыла ИП,пошла в пенсионный фонд и узнала, что мне на адрес временной регистрации (студенческое общежитие) каждый год приходило требование об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от имени начальника ПФР.

Читайте также:
Взимать платежи с безработных без программы поддержки неправильно

Очень прошу Вас дать ответ на вопрос.

06 апреля 2005 года Министерством РФ по налогам и сборам, я был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Но предпринимательской деятельностью с 06 апреля 2005 и по сей день, не занимался. В мае 2007 года мне пришло письмо из районного отделения Пенсионного фонда РФ (далее ПФ РФ) с уведомлением о “решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя” за 2005 год. Основания взимания недоимки: п.2 ст.14, п.3 ст.25, ст.26, ст.28 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ”.

В случае несогласия страхователя с принятым решением предлагается разрешить спор в вышестоящем органе страховщика или в суде.

Мне позвонил судебный пристав с предложением оплатить вышеуказанную недоимку, в противном случае пообещал взыскать с меня недоимку. На мой вопрос о наличии решения суда по взысканию недоимки, он ответил, что имеет право взыскать недоимку на основании решения ПФ РФ.

Прошу Вас ответить на вопросы:

1.Имеет ли право судебный пристав взыскать недоимку на основании решения ПФ РФ, либо для этого необходимо решение суда?

2.Возможно ли оспорить данное решение? Если да, то на какие основания я могу ссылаться?

06 апреля 2005 года Министерством РФ по налогам и сборам, я был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Но предпринимательской деятельностью с 06 апреля 2005 и по сей день, не занимался. В мае 2007 года мне пришло письмо из районного отделения Пенсионного фонда РФ (далее ПФ РФ) с уведомлением о “решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя” за 2005 год. Основания взимания недоимки: п.2 ст.14, п.3 ст.25, ст.26, ст.28 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ”.

В случае несогласия страхователя с принятым решением предлагается разрешить спор в вышестоящем органе страховщика или в суде.

Мне позвонил судебный пристав с предложением оплатить вышеуказанную недоимку, в противном случае пообещал взыскать с меня недоимку. На мой вопрос о наличии решения суда по взысканию недоимки, он ответил, что имеет право взыскать недоимку на основании решения ПФ РФ.

Прошу Вас ответить на вопросы:

1.Имеет ли право судебный пристав взыскать недоимку на основании решения ПФ РФ, либо для этого необходимо решение суда?

2.Возможно ли оспорить данное решение? Если да, то на какие основания я могу ссылаться?

Возможно освобождение от уплаты страховых взносов ИП?

В период 2012 года, предпринимательская деятельность не осуществлялась. Если предоставить заверенные налоговым органом копии налоговых деклараций. В частности, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3 НДФЛ) и налоговые декларации по налогам, уплачиваемым самозанятыми физическими лицами в связи с применением специального режима налогообложения, не содержащие в соответствующих строках отчетных форм числовые показатели полученного дохода от предпринимательской и иной профессиональной деятельности, предоставляемые после окончания расчетного периода, за который не уплачивались страховые взносы.

Сослаться на ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 11 апреля 2006 г. N 107 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.1. Суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период.

При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.

Возможно ли болезнь посчитать обстоятельством экстраординарного характера?

Возможно освобождение от уплаты страховых взносов ИП?

В период 2012 года, предпринимательская деятельность не осуществлялась. Если предоставить заверенные налоговым органом копии налоговых деклараций. В частности, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3 НДФЛ) и налоговые декларации по налогам, уплачиваемым самозанятыми физическими лицами в связи с применением специального режима налогообложения, не содержащие в соответствующих строках отчетных форм числовые показатели полученного дохода от предпринимательской и иной профессиональной деятельности, предоставляемые после окончания расчетного периода, за который не уплачивались страховые взносы.

Сослаться на ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 11 апреля 2006 г. N 107 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.1. Суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период.

При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.

Возможно ли болезнь посчитать обстоятельством экстраординарного характера?

В 2013 г закрыла ИП, а в 2016 г в бухгалтерию моего работодателя поступило Постановление ПФР о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика от 01.04.2012 г. Законы ли действия ПФР. А бухгалтер удерживает с меня N сумму от задолженности. Укажите пожалуйства законы.

В нашу фирму пришло постановление из ПФР на сотрудника о взыскании с него недоимки по страховым взносам и штраф за неуплату (как ИП). Обязана ли наша фирма удерживать денежные средства из зарплаты в размере 25% или мы имеем право этого не делать? На основании чего?

Читайте также:
«Алкогольные» лицензии не будут давать должникам

Конвенция между Правительством Российской Федерацией и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 июня 1995 г.)

Конвенция
между Правительством Российской Федерацией и Правительством Королевства Бельгии
об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от налогообложения
в отношении налогов на доходы и имущество
(Москва, 16 июня 1995 г.)

ГАРАНТ:

Настоящая Конвенция прекращает действие в связи со вступлением в силу Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Брюссель, 19 мая 2015 г.) (не вступила в силу)

См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения

Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Бельгии,

желая заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество,

согласились о нижеследующем:

К моменту подписания Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество нижеподписавшиеся договорились о нижеследующем, что является составной частью Конвенции.

1. Политические подразделения или местные органы власти Договаривающегося Государства, в частности, включают:

а) применительно к России – органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

b) применительно к Бельгии – регионы, сообщества, провинции, агломерации, федерации общин и общины.

2. Применительно к России выражение “Министерство финансов” означает Министра финансов, его заместителей или уполномоченных ими представителей.

3. Проценты, заработная плата и другие вознаграждения, выплачиваемые предприятием одного Договаривающегося Государства, капитал которого полностью или частично, прямо или косвенно принадлежит или контролируется одним или несколькими резидентами другого Договаривающегося Государства, вычитаются при определении налогооблагаемых прибылей этого предприятия. Это положение применяется также к процентам, зарплате и другим вознаграждениям для определения налогооблагаемых прибылей постоянного представительства, которым располагает в первом Государстве предприятие другого Государства.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, на то должным образом уполномоченные их соответствующими правительствами, подписали настоящий Протокол.

Совершено в Москве 16 июня 1995 г. в двух экземплярах, на русском, французском и голландском языках, все три текста имеют одинаковую силу.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 июня 1995 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 18 декабря 1996 г. N 157-ФЗ

Конвенция вступила в силу 26 июня 2000 г.

Применяется к налогам с 1 января 2001 г.

Настоящая Конвенция применяется с учетом многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Париж, 24 ноября 2016 г.)

Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 августа 2000 г., N 34, ст. 3434, в Бюллетене международных договоров, ноябрь 2000 г., N 11

Настоящая Конвенция прекращает действие в связи со вступлением в силу Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Брюссель, 19 мая 2015 г.) (не вступила в силу)

Между Россией и Бельгией пропадет двойное налогообложение

________________
* Конвенция вступила в силу 26 июня 2000 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Бельгии,

желая заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество,

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Лица, к которым применяется Конвенция

Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2
Налоги, на которые распространяется Конвенция

1. Настоящая Конвенция применяется к налогам на доходы и имущество, взимаемым Договаривающимся Государством, его политическими подразделениями или местными органами власти, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доходы и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов, общей стоимости имущества, или с элементов дохода или имущества, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями, а также налоги на прирост стоимости имущества.

3. Действующими налогами, к которым применяется Конвенция, в частности, являются:

а) применительно к России – налоги, взимаемые в соответствии со следующими законами:

(i) “О налоге на прибыль предприятий и организаций”;

(ii) “О подоходном налоге с физических лиц”;

(iii) “О налоге на имущество предприятий”;

(iv) “О налоге на имущество физических лиц”,

(далее именуемые “российские налоги”);

b) применительно к Бельгии:

(i) налог с физических лиц;

(ii) налог с компаний;

(iii) налог с юридических лиц;

(iv) налог с нерезидентов;

(v) специальный сбор, приравненный к налогу с физических лиц;

(vi) дополнительный кризисный взнос,

включая авансовые удержания, дополнительные сборы к указанным налогам и удержаниям, а также дополнительные сборы к налогу с физических лиц

(далее именуемые “бельгийские налоги”).

4. Настоящая Конвенция применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут установлены после даты подписания Конвенции в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомляют друг друга о существенных изменениях, вносимых в их соответствующие налоговые законодательства.

Статья 3
Общие определения

1. Для целей настоящей Конвенции, если из контекста не вытекает иное:

а) выражения “одно Договаривающееся Государство” и “другое Договаривающееся Государство” означают, в зависимости от контекста, Россию или Бельгию;

b) термин “Россия” означает Российскую Федерацию; при использовании в географическом смысле он означает территорию Российской Федерации, включая внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также исключительную экономическую зону и континентальный шельф, в отношении которых Российская Федерация осуществляет суверенные права или свою юрисдикцию на основании федерального закона и в соответствии с международным правом;

Читайте также:
Голикова рассказала, чего ждать самозанятым

с) термин “Бельгия” означает Королевство Бельгии; используемый в географическом смысле, он означает территорию Королевства Бельгии, включая территориальное море, а также морскую зону и воздушное пространство, в отношении которых Королевство Бельгии осуществляет суверенные права или свою юрисдикцию на основании своего внутреннего закона и в соответствии с международным правом;

d) термин “лицо” включает физические лица, компании и любые другие объединения лиц;

е) термин “компания” означает любое юридическое лицо или любое образование, которое для налоговых целей рассматривается как юридическое лицо;

f) выражения “предприятие одного Договаривающегося Государства” и “предприятие другого Договаривающегося Государства” означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося Государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;

g) выражение “международная перевозка” означает любую перевозку морским, воздушным судном или железнодорожным или автомобильным транспортным средством, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское, воздушное судно или железнодорожное или автомобильное транспортное средство эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве;

h) термин “граждане” означает любых физических лиц, имеющих, в зависимости от ситуации, гражданство России или Бельгии;

i) выражение “компетентный орган” означает:

(i) применительно к России – Министерство финансов Российской Федерации;

(ii) применительно к Бельгии – Министра финансов или его уполномоченного представителя.

2. При применении Конвенции в любой момент Договаривающимся Государством любые термин или выражение, которые в ней не определены, имеют смысл, который им придается в настоящий момент законодательством этого Государства, если из контекста не вытекает иное. В случае расхождения между законодательством этого Государства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция, и другими областями законодательства этого Государства, будет превалировать законодательство в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция.

Статья 4
Резидент

1. Для целей настоящей Конвенции выражение “резидент Договаривающегося Государства” означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, местонахождения руководящего органа или любого другого критерия аналогичного характера. Однако, это выражение не включает лиц, подлежащих налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении находящегося в нем имущества.

2. В случае, когда в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, его положение определяется следующим образом:

а) оно считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Государство, в котором это лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, где оно обычно пребывает;

с) если оно обычно пребывает в обоих Государствах, или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, гражданином которого оно является;

d) если каждое Государство рассматривает это лицо в качестве своего гражданина, или если оно не является гражданином ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, тогда оно считается резидентом того Государства, в котором расположен его фактический руководящий орган.

Статья 5
Постоянное представительство

1. Для целей настоящей Конвенции термин “постоянное представительство” означает постоянное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет свою деятельность.

2. Термин “постоянное представительство”, в частности, включает:

а) место управления;

f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Строительная площадка или монтажный объект образуют постоянное представительство, только если продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.

4. Независимо от предыдущих положений настоящей статьи, считается, что термин “постоянное представительство” не включает:

а) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров, принадлежащих предприятию;

b) содержание запасов товаров, принадлежащих предприятию, исключительно в целях хранения, демонстрации или поставки;

с) содержание запасов товаров, принадлежащих предприятию, исключительно для целей переработки другим предприятием;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или для сбора информации для предприятия;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера (таких, как простая подготовка контрактов);

f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах от а) до е).

5. Независимо от положений пунктов 1 и 2, если лицо – иное, чем агент с независимым статусом, о котором говорится в пункте 6, – осуществляет деятельность от имени предприятия и имеет и обычно использует в Договаривающемся Государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в этом Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 4, которые, даже если и осуществляются через постоянное место деятельности, не образуют постоянного представительства в соответствии с положениями этого пункта.

6. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что компания, являющаяся лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, контролирует или контролируется компанией, являющейся лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, или которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (либо через постоянное представительство, либо каким-либо иным образом), сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство другой.

Читайте также:
Не заплатил страховые взносы, готовься к заморозке счетов

Статья 6
Доходы от недвижимого имущества

1. Доходы, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества (включая доход от сельского и лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, облагаются налогами в этом другом Государстве.

2. Термин “недвижимое имущество” имеет значение, которое ему придается законодательством Договаривающегося Государства, в котором находится данное имущество. Этот термин в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения частного права в отношении земельной собственности, узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов. Морские, речные, воздушные суда и железнодорожные или автомобильные транспортные средства не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

3. Положения пункта 1 применяются к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества.

4. Положения пунктов 1 и 3 применяются также к доходам от недвижимого имущества предприятия и к доходам от недвижимого имущества, используемого для осуществления независимых личных услуг.

Статья 7
Прибыль предприятий

1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

2. С учетом положений пункта 3, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

3. При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей этого постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как в Государстве, где находится постоянное представительство, так и за его пределами.

4. Если в Договаривающемся Государстве принято определять прибыль, относящуюся к постоянному представительству, на основе пропорционального распределения общей суммы прибыли предприятия между его отдельными подразделениями, ничто в пункте 2 не мешает этому Договаривающемуся Государству определить налогооблагаемую прибыль посредством такого распределения; выбранный метод распределения должен давать результаты, соответствующие основной цели, преследуемой настоящей Конвенцией.

Конвенция между Россией и Бельгией об устранении двойного налогообложения

На сегодняшний день отношения между Россией и Бельгией можно охарактеризовать следующим образом: активное торговое и экономическое сотрудничество, высокая динамика обменов и контактов в научно-технической и культурной областях. Несмотря на кризисную ситуацию в мире, в РФ успешно работает более 250 предприятий из Бельгии.

Перспективы и состояние валютно-финансового, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества двух государств находятся в центре внимания Смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству между Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом и Россией. Успешность развития российско-бельгийского сотрудничества возможно благодаря прочной договорно-правовой базе.

Пройдемся немного по цифрам. По итогам 2010 года совокупный объем товарооборотов между Россией и Бельгией составило более 9 миллиардов евро. Доля РФ во внешнеторговом обороте Бельгии – 1%, доля Бельгии во внешней торговле РФ – около 2%. В Бельгию из России экспортируется в основном нефтепродукты (60%), драгоценные, полудрагоценные камни и металлы (18%), черные металлы (13%). В Россию из Бельгии – химические продукты, оборудование и машины, продовольственные товары, транспортные средства, сельскохозяйственное сырье. Так, за первые 6 месяцев 2010 года в экономику Бельгии было инвестировано российскими предприятиями 24,4 миллиона долларов.

Для предотвращения двойного налогообложения и налаживания экономических связей государства подписали Конвенцию 16 июня 1995 года. Ее положения распространяют на налоги на прибыль предприятий и организаций, доходы физических лиц и имущество предприятий и физических лиц России, а также на налоги с компаний, юридических и физических лиц, нерезидентов Бельгии и ее дополнительный кризисный взнос, специальный сбор (который приравнивается к налогу физических лиц).

Налог с доходов от сдачи в аренду, прямого или иного использования недвижимости облагается налогом в том государстве, где она расположена. Налог от отчуждения недвижимости взимается по аналогичному принципу.

Налоги от отчуждения движимого имущества – части коммерческого имущества постоянного представительства или части постоянной базы, либо от отчуждения постоянного представительства или постоянной базы подлежит уплате в стране, где находится постоянное представительство/постоянная база.

Прибыль от международных перевозок, в рамках которых эксплуатируются морские/воздушные суда или другой вид транспорта, облагается налогами по месту резидентства предприятия, получающего прибыль. Доход от отчуждения такого имущества облагается налогом аналогичным способом.

К прибыли от международных перевозок также относится:

1) Доход от сдачи морских и воздушных судов без экипажа.

2) Доход от использования, сдачи в аренду, содержания контейнеров, используемых в международных перевозках, если данный доход – дополнительный или же побочный доход в отношении основных пунктов дохода.

3) Доход от участия в пуле, совместной или международной организации по использованию транспортных средств.

Раз мы начали говорить про предприятия и их прибыль, теперь определимся с принципом ее налогообложения. Прибыль облагается налогом в той стране, резидентом которой является предприятия, при условии, что прибыль получена в результате деятельности на территории этой страны. В другом случае, когда резидент России (Бельгии) получает прибыль через постоянное учреждение в Бельгии (России), такая прибыль облагается налогом в Бельгии (России), но только в том объеме, который имеет непосредственное отношение к постоянному представительству. Основные моменты:

1) Доход, полученные постоянным учреждением при приобретении товаров для головного учреждения, не относится к постоянному учреждению.

2) Прибыль постоянного учреждения рассчитывается по одной и той же схеме.

3) Если в России (Бельгии) при учете прибыли постоянного учреждения на основе пропорционального распределения общего размера прибыли между его подразделениями, прибыль может налогооблагаться по такой же схеме.

Читайте также:
Россиян просят платить налоги раньше

Где есть налогообложение прибыли, там почти всегда есть и корректировки. Они возникают в следующих ситуациях:

1) Предприятие России (Бельгии) прямо/косвенно участвует в управлении, либо контроле, либо имуществе предприятия Бельгии (России), или

2) одни и те же лица прямо/косвенно участвуют в управлении, либо контроле, либо имуществе предприятия России (Бельгии) и предприятия Бельгии (России),

В каждом из перечисленных случаев между 2 предприятиями в их взаимоотношениях создаются, либо устанавливаются условия, отличные от условий между 2 независимыми предприятиями. При этих условиях любой доход, который мог бы быть начислен предприятию из РФ (Бельгии), но в результате особых условий не начислен предприятию, такой доход включается в доход предприятия и облагается налогом.

Дивиденды облагаются налогом в стране резидентства фактического их получателя. Однако в некоторых случаях они подлежат налогообложению в стране резидентства выплачивающей дивиденды компании, но при условии резидентства их получателя в другой стране размер налоговой ставки не должен превышать 10%.

При наличии у получателя дивидендов в стране резидентства выплачивающей дивиденды компании постоянного учреждения или постоянной базы, принцип налогообложения такого дохода базируется на положениях в зависимости от обстоятельств на седьмой или четырнадцатой статьях Конвенции.

При получении прибыли резидентом России (Бельгии) с территории Бельгии (России) выплачивающая дивиденды компания освобождается от налогообложения дивидендов. Однако при выплате дивидендов резиденту Бельгии (России) или при условии участия, в отношении коего платятся дивиденды, связанного с постоянным учреждением/базой Бельгии (России), и нераспределенная прибыль не подлежат налогообложению даже в случае выплаты дивидендов, или же нераспределенная прибыль – полностью или же частично прибыль, полученная на территории Бельгии (России).

Проценты облагаются налогом в стране резидентства фактического их получателя. Однако в некоторых случаях они подлежат налогообложению в стране резидентства выплачивающей проценты компании, но при условии резидентства их получателя в другой стране размер налоговой ставки не должен превышать 10%.

Перечислим ситуации, когда проценты не облагаются налогами в стране их возникновения:

1) Когда проценты выплачиваются лицом из России (Бельгии) Бельгии (России), либо ее политическим подразделениям, либо местным органам власти.

2) Когда проценты выплачиваются резидентом России (Бельгии) резиденту Бельгии (России) на основе кредита или займа, гарантированного или обеспеченного Бельгией (Россией), либо ее политико-административными подразделениями, либо местными органами властями.

3) Когда это проценты по займам не представленные документами на предъявителя предоставленные банковскими учреждениями или же кредитными учреждениями Бельгии (России).

При наличии у получателя процентов в стране резидентства выплачивающей проценты компании постоянного учреждения или постоянной базы, принцип налогообложения такого дохода базируется на положениях в зависимости от обстоятельств на седьмой или четырнадцатой статьях Конвенции.

Проценты считаются возникшими в России (Бельгии) при условии, что плательщик правительство России (Бельгии), либо политическое подразделение, либо местные органы власти, либо резидент России (Бельгии). Однако в случае, когда выплачивающая проценты компания или физическое лицо, являющееся или нет резидентом России (Бельгии), имеет в России (Бельгии) постоянное учреждение/базу, в отношении которого (которой) возникла необходимость выплачивать проценты и несущее расходы по выплате данных процентов, принято считать, что доход возник в стране, где расположено постоянное учреждение/база.

При наличии особых отношений между выплачивающим проценты лицом и их получателем, либо между этими лицами и третьим лицом, имеющих отношение к обязательству по выплате процентов, в рамках которых размер суммы процентов превышает первоначальный размер, то положения Конвенции применяется только к первоначально согласованному размеру процентов. Избыточный же размер процентов облагается налогами в стране их возникновения согласно местному законодательству.

Роялти облагаются налогом в стране резидентства фактического их получателя. При наличии у получателя роялти в стране резидентства выплачивающей роялти компании постоянного учреждения или постоянной базы, принцип налогообложения такого дохода базируется на положениях в зависимости от обстоятельств на седьмой или четырнадцатой статьях Конвенции.

Роялти считаются возникшими в России (Бельгии) при условии, что плательщик правительство России (Бельгии), либо политическое подразделение, либо местные органы власти, либо резидент России (Бельгии). Однако в случае, когда выплачивающая роялти компания или физическое лицо, являющееся или нет резидентом России (Бельгии), имеет в России (Бельгии) постоянное учреждение/базу, в отношении которого (которой) возникла необходимость выплачивать роялти и несущее расходы по выплате роялти, принято считать, что доход возник в стране, где расположено постоянное учреждение/база.

При наличии особых отношений между выплачивающим роялти лицом и их получателем, либо между этими лицами и третьим лицом, имеющих отношение к обязательству по выплате роялти, в рамках которых размер суммы роялти превышает первоначальный размер, то положения Конвенции применяется только к первоначально согласованному размеру роялти. Избыточный же размер роялти облагается налогами в стране их возникновения согласно местному законодательству.

Прибыль от независимых личных услуг облагается налогом в стране резидентства лица при условии ведения своей деятельности только на территории этой страны. В случае наличия постоянной базы резидента России (Бельгии) в Бельгии (России) прибыль, относящаяся к постоянной базе, облагается налогом в Бельгии (России).

Прибыль от работы по найму облагается налогом в стране резидентства работающего лица при условии выполнения своей работы на ее территории. В ином случае, прибыль подлежит налогообложению в другой стране. Вознаграждение за выполняемую работу резидентом России (Бельгии) на территории Бельгии (России) облагается налогами в России (Бельгии) при условии пребывания лица в другой стране менее 183 дней в году, а также выплата вознаграждения осуществляется лицом/постоянным учреждением, не являющемся резидентом Бельгии (России). Вознаграждение за работу на транспортном средстве, задействованном в международных перевозках, облагается налогами по месту резидентства предприятия, выплачивающего вознаграждение.

Если вас заинтересовала регистрация и поддержка бизнеса в Бельгии, вы можете писать нам прямо сейчас по е-майлу: info@offshore-pro.info

В самое ближайшее время на страницах нашего блога вы найдете исчерпывающую информацию о регистрации и поддержке фирм в Бельгии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: