Наличие обособленных подразделений меняет отчеты по взносам

Обособленные подразделения в 2020 и 2021 году

Обособленные подразделения должны уплачивать взносы на страхование и сдавать отчеты в налоговую только в том случае, если их сотрудники-физлица получали вознаграждения. Раньше обязанность возникала, если ОП имели собственные банковские счета и отдельный баланс. Но это уже в прошлом — теперь только при наличии вознаграждений.

Головные организации должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения о том, что их ОП могут выплачивать зарплату сотрудникам и вознаграждения физическим лицам или, наоборот, этого права теперь лишены. На сообщение ИФНС дает месяц со дня изменений.

Небольшая справка об обособленных подразделениях

Обособленное подразделение бывает только у организаций. Это помещение, здание или другой объект, который находится по адресу, отличному от адреса организации в ЕГРЮЛ.

Необходимость в регистрации ОП появляется, если возникает хотя бы одно дополнительное рабочее место, которое организация оборудовала для сотрудника. При условии, что оно находится на отдельном от головной компании адресе и открыто на срок более 1 месяца.

Обособленным может стать склад, дополнительный офис, переговорная комната и пр. ОП открывается отдельно от головного офиса и платит налоги уже по месту своей регистрации. Согласно российскому законодательству, любая компания может открыть столько обособленных подразделений, сколько захочет.

Как зарегистрировать обособленное подразделение

Чтобы создать филиал или представительство, понадобится решение участников организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Другие виды ОП могут быть открыты только по приказу руководителя организации.

Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) в течение 30 дней после открытия сообщением по форме С-09-03-1. Если ОП будет начислять и перечислять выплаты работникам со своего банковского счета, дополнительно нужно в течение месяца со дня наделения его такими полномочиями подать в инспекцию отдельное сообщение по форме КНД 1112536 (ст. 23 НК РФ).

В ПФР регистрировать ОП не надо. Всю информацию в фонд передаст ИФНС, а он уже поставит на учет ОП, которые платят зарплату и имеют банковский счет.

В ФСС ставить ОП на учет придется самостоятельно. Это также касается только ОП со счетом, которые платят вознаграждения работникам. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения. В отделение ФСС по месту нахождения ОП представьте заявление о регистрации, справку об открытии счета и приказ, подтверждающий право ОП платить зарплату самостоятельно.

Отличие ОП от филиала или представительства:

Ошибка, которую допускают многие, — считать филиалы и представительства обособленными подразделениями. Это не так.

  • Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
  • О создании ОП нужно уведомить налоговую инспекцию, о создании филиалов и представительств — нет.
  • Сведения о филиалах и представительствах указываются в ЕГРЮЛ, по остальным ОП — не указываются.
  • Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.

Различия по налогам и отчетности между головной компанией и ОП

Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.

  • По доходам работников ОП надо платить НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета ОП, но только в том случае, если ОП само начисляет и выплачивает им вознаграждения.
  • Страховые взносы платят и сдают отчетность по ним только по месту учета того ОП, которое само начисляет и выплачивает деньги работникам со своего расчетного счета.
  • Транспортный налог по месту учета ОП платится за автомобили, зарегистрированные на ОП.
  • Налоги на землю и имущество уплачиваются по месту нахождения земли или недвижимости. Платить налог и отчитываться по месту нахождения ОП нужно только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости. Если у ОП есть свой расчетный счет, то его оплата налога не станет нарушением.
  • Региональная часть налога на прибыль ОП перечисляется по месту его учета. Если ОП в том же регионе, можно платить налог по месту учета головной организации.
  • НДС рассчитывается в целом по организации без разбивки по ОП. Декларации подавать отдельно тоже не надо.

В обособленных подразделениях, которые проводят операции с наличными, имеются собственные кассовые книги. Все эти книги передаются в головную организацию. В кассовой книге головной организации сведения по операциям с наличкой ОП не отражаются, если только ОП не сдает наличные в кассу организации по ПКО.

С января 2020 года в силу вступила новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ. Этот пункт установил, что если организация и ее обособленные подразделения или только подразделения находятся в одном муниципальном образовании, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по ним можно сдавать в налоговую по месту учета одного из ОП или по месту нахождения организации. Чтобы воспользоваться этим правом, обособленным подразделениям нужно не позднее 1-го числа налогового периода уведомить о своем выборе все налоговые органы, где они в настоящее время стоят на учете.

Что касается страховых взносов, то сообщать о наделении полномочиями начислять и платить зарплату или лишении таких полномочий юрлицу-страхователю нужно будет только если у филиала или другого обособленного подразделения есть расчетный счет в банке. Без счета подразделение не сможет взаимодействовать с ФСС, например получать возмещение средств на оплату больничных. Наделение подразделений такими полномочиями — право, а не обязанность.

Читайте также:
ФНС РФ рассказала, у кого есть право на земельный вычет

Кроме того, законодатели уточнили, что отчитываться и перечислять взносы необходимо именно по месту нахождения такого наделенного полномочиями подразделения. Раньше, если у подразделения не было расчетного счета, взносы платили по месту нахождения головного офиса.

Штраф за незарегистрированные ОП увеличат в 2021 году

За опоздание с подачей сообщения о создании ОП предусмотрен штраф 200 рублей для организации и 300-500 рублей для директора. Нарушение срока постановки ОП на учет в ФСС грозит штрафом 5 000 рублей при просрочке до 90 дней и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

Также за несдачу отчетности по незарегистрированному подразделению налоговики вправе оштрафовать организацию. Штраф составит 5% от подлежащей уплате суммы по декларации за каждый месяц просрочки, но не больше 30% и не меньше 1 000 рублей.

Вам нужно вести удобный учет по предприятию с обособленными подразделениями? Попробуйте бухгалтерский онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. В нем удобно начислять зарплату, отправлять отчетность, готовить и уплачивать налоги. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей!

Инструкция: как сдавать отчетность обособленному подразделению

Отчетность по обособленным подразделениям в 2021 году:

  • справки и расчеты по НДФЛ;
  • РСВ, но только если ОП выделено на отдельный баланс;
  • декларации по имущественным налогам, если облагаемый актив зарегистрирован и расположен в месте нахождения ОП.

Обособленное подразделение — это особая структурная часть юридического лица, которая осуществляет деятельность за пределами местонахождения головного офиса. ОП подлежит обязательной регистрации в ФНС, если оно создано на срок более 1 месяца и в нем оборудованы рабочие места для персонала.

Российским законодательством предусмотрен особый алгоритм сдачи отчетности обособленного подразделения без выделенного баланса в 2021 году. Порядок определяется в зависимости от применяемого режима обложения, организации бухгалтерского учета (выделения на баланс) и места нахождения ОП (ОКТМО).

Новые формы сообщений для ИФНС

Федеральная налоговая служба России издала Приказ от 04.09.2020 №ЕД-7-14/632@, в соответствии с которым с 25.12.2020 организации по-новому подают все сообщения об обособленных подразделениях. Утверждены новые формы для информирования налоговой службы:

  • о наделении полномочиями производить выплаты в пользу физлиц и о лишении таких полномочий;
  • о создании ОП и об изменениях в ранее направленных сведениях;
  • о закрытии обособленного подразделения.

Изменилась форма уведомления о выборе налоговой инспекции для постановки юридического лица на учет по месту нахождения одного из его обособленных подразделений.

Отчетность ОП по налогам

Актуальный бухгалтерский вопрос: нужно ли сдавать отдельно отчетность по обособленному подразделению и как это делать? Ответ зависит от системы обложения, применяемой организацией в отчетном периоде:

  1. Если фирма применяет ОСНО:
    • налог на прибыль — ОП обязано уплачивать налог и сдавать декларацию в части прибыли, которая приходится на это ОП, но только в части региональной доли налога;
    • НДС — отчитывается только головное учреждение, никаких дроблений по ОП при заполнении декларации по ДС не допускается.
  2. Если организация применяет упрощенный режим обложения. Декларация по УСН сдается в ФНС только по месту нахождения головного офиса. ОП не отчитываются по упрощенке перед инспекцией.
  3. Налог на землю, транспорт и имущество: как проходит сдача отчетности в 2021 году, если есть обособленное подразделение у организации. Если объект обложения находится на территории ОП, зарегистрирован на ОП (филиал) и используется им для ведения деятельности, то отчитываться придется в ИФНС по месту нахождения подразделения. Платить придется тоже по отдельности.
  4. Акцизы. Порядок напрямую зависит от категории подакцизной продукции:
    • при реализации природного газа платежи и декларация будут проходить по месту нахождения предприятия;
    • при реализации алкогольной продукции — по месту ее реализации;
    • по нефтепродуктам и остальным подакцизным товарам следует отчитываться как по месту принадлежности головной организации, так и всех ее ОП.

Как сдавать

Если несколько ОП юрлица расположены в одном муниципальном образовании (в пределах одного ОКТМО), то можно сдавать отчетность в одну налоговую, если есть обособленные подразделения юридического лица в 2021 году. ФНС разрешает направлять отчеты в централизованном порядке. Для этого фискальные формы подайте в территориальное отделение инспектуры по месту нахождения одного из ОП юрлица. Если в пределах одного ОКТМО расположено еще и головное учреждение, отчитаться перед ФНС разрешается по месту нахождения ГУ.

Обратите особое внимание на то, что переходить на централизованную подачу допустимо только после уведомления инспектуры. В обоих случаях необходимо уведомить налоговый орган, в котором ответственный состоит на учете (Федеральный закон №325-ФЗ от 29.09.2019; Приказ ФНС №ММВ-7-11/622@ от 06.12.2019).

Срок подачи уведомления по форме КНД 1150097 — до 9 января (ст. 230 НК РФ).

Отчеты по НДФЛ и страховым взносам

При наличии работников вопрос о сдаче отчетности и уплате налогов обособленным подразделением определяется в ином порядке.

По страховым взносам

Если в трудовом договоре с работником указано, что его рабочее место находится в пределах ОП, то НДФЛ придется платить по месту расположения ОП. Следовательно, придется отчитываться по отдельности — сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ отдельно по ГУ и ОП

Обязанность по уплате и отчетности у ОП возникает только при выполнении следующих условий:

  • ОП самостоятельно начисляет и выплачивает заработную плату персоналу;
  • имеет обособленный расчетный счет в банке для совершения операций.

Например, РСВ по обособленному подразделению без отдельного баланса, которое не платит зарплату работникам, подается через головное учреждение. Норма закреплена п. 11 ст. 431 НК РФ

Читайте также:
Минэкономразвития не возражает против новых ТОР

Бухгалтерская отчетность

Перечень финансовых форм и отчетов зависит от места ведения бухучета (выделения на баланс). Бухгалтерский учет в филиале, выделенном на отдельный баланс, в 2021 году ведется по общим правилам: такие ОП составляют отдельную бухотчетность. Это формы и перечень показателей, самостоятельно разработанные фирмой для формирования баланса ОП для управленческих нужд (письмо Минфина №03-06-01-04/273 от 02.06.2005). Отдельный бухгалтерский баланс не предоставляется в налоговую инспекцию, это внутренний финансовый документ организации.

В законодательных нормативах разъясняется, какие отчеты сдает обособленное подразделение без отдельного баланса в 2021 году: если ОП не ведет бухучет в отдельности, то состав и формы отчетности определяется головным учреждением. Это оперативная финансовая информация о показателях деятельности, имущественных активах и других объектах учета.

В любом случае бухотчетность по ОП не предоставляется контролерам. Эти сведения используются для подготовки консолидированной отчетности по всей организации и для управленческих нужд.

Для бюджетников нет отдельных правил ведения бухучета по ОП. Для них действуют общие нормативы: в бюджетном учреждении обособленные подразделения сами не сдают баланс распорядителю или главному распорядителю бюджетных средств. Обобщенную отчетность по всем подразделениям представляет головная организация.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

ФНС России от 22.10.2019 N БС-4-11/21648@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 22 октября 2019 г. N БС-4-11/21648@

Федеральная налоговая служба по вопросу представления расчетов по страховым взносам по месту нахождения обособленного подразделения (далее – ОП), наделенного полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (далее – полномочия) и не наделенных соответствующими полномочиями, сообщает следующее.

Исходя из положений пунктов 7 и 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Принятие решения о наделении ОП, созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.

При этом, если организация не уполномочила ни одно из своих ОП начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам должно осуществляться самой организацией по месту своего нахождения.

1. В случае если ОП не наделено соответствующими полномочиями, но расчеты представлены в налоговый орган по месту нахождения данного ОП, то организации необходимо направить уточненный расчет за соответствующие расчетный (отчетный) периоды с “нулевыми” показателями всех разделов расчета в территориальный налоговый орган по месту нахождения ОП, не наделенного полномочиями.

Для обеспечения приема уточненных расчетов с “нулевыми” показателями по всем разделам расчета, представляемых по месту нахождения ОП, не наделенного полномочиями, при заполнении титульного листа расчета указывается:

– в поле “ИНН” и “КПП” указываются реквизиты обособленного подразделения, по которому ранее представлялись расчеты;

– в поле “Номер корректировки” указывается соответствующий номер;

– в поле “По месту нахождения (учета) (код)” указывается код “222” – “по месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения”;

– реквизит “ИНН/КПП реорганизованной организации” не заполняется;

– в поле “форма реорганизации (ликвидация) (код)” указывается код “9” – “лишение полномочий (закрытие) обособленного подразделения”.

Кроме того, организация обязана представить уточненный расчет за соответствующий расчетный (отчетный) период в налоговый орган по месту своего нахождения, включив персонифицированные сведения по всем застрахованным лицам, в том числе, работникам ОП.

В уточненном расчете, представляемом организацией за соответствующий расчетный (отчетный) период, отражаются сведения по всем разделам расчета с учетом ранее представляемой информации о суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов и исчисленных страховых взносах ОП, не наделенным полномочиями.

2. В случае лишения ОП полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, в том числе, по причине закрытия обособленного подразделения, наделенного такими полномочиями, уточненные расчеты за расчетные (отчетные) периоды, в которых обособленное подразделение было наделено полномочиями, представляются организацией в налоговый орган по месту организации:

– в полях “ИНН” и “КПП” указываются реквизиты организации;

– в поле “По месту нахождения (учета) (код)” указывается код “214” – “по месту нахождения российской организации”;

– реквизит “ИНН/КПП реорганизованной организации” указывается ИНН/КПП ОП;

– в поле “форма реорганизации (ликвидация) (код)” указывается код “9” – “лишение полномочий (закрытие) обособленного подразделения”.

ФНС России поручает провести разъяснительную работу с плательщиками страховых взносов с учетом положений, изложенных в настоящем письме.

Обособленные подразделения: разбираем практические вопросы

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. По порядку рассчитайсь!
  2. Надо – не надо: не гадайте на ромашке
  3. Наделение правами и регистрация
  4. Перемещение имущества: бухгалтерский учет
  5. Как обособленные подразделения влияют на систему налогообложения
  6. Вместо ОП открыта новая организация

Расширение организации говорит о развитии бизнеса, необходимости охвата новых территорий, клиентов и сегментов рынка. Когда открывается очередная торговая точка, помещение отеля или булочная, значит, открывается обособленное подразделение.

В законодательстве многие моменты работы с ОП раскрыты не достаточно полно, налогоплательщикам часто приходится ориентироваться на арбитражную практику. Мне хотелось бы сделать акцент на разборе практических ситуаций.

Читайте также:
Стипендии для «внештатников» нельзя отнести к расходам

По порядку рассчитайсь!

Обособленные подразделения бывают трех видов:

  1. Филиал.
  2. Представительство.
  3. Иные.

Объединяющие все три вида признаки — это территориальная обособленность и наличие созданных более чем на месяц рабочих мест. Это общее определение ОП, данное НК РФ в статье 11. Налоговый кодекс не раскрывает понятия «филиал» и «представительство». Их определение придется искать уже в гражданском законодательстве.

Статья 55 ГК РФ указывает на то, что представительство представляет интересы юридического лица, а также осуществляет их защиту. Филиал имеет более широкие права: осуществляет все или часть функций юрлица, включая те, что есть у представительства. Проще говоря, если организация открывает офис, куда клиент может обратиться за консультацией, заключить договор, написать претензию, сделать заказ, то это представительство, если этот офис поставит клиенту товар по заключенному договору, то это уже филиал.

Прочие подразделения попадают в категорию «иных». Важно правильно определить, какой вид ОП открывается. Это имеет значение не только с юридической точки зрения, но и с точки зрения Налогового кодекса.

Надо – не надо: не гадайте на ромашке

Если сомневаетесь, нужно ли открывать ОП или нет, скорее всего, ответ – да, нужно. Обратите внимание, что ни НК, ни ГК не содержат каких-либо ограничений по количеству сотрудников обособленного подразделения, а также отсутствию во внутренних документах распоряжения на его создание.

Существуют сложные ситуации, когда и правда непросто понять: возникает ОП или нет:

    Нанимаем сотрудника в другом городе для оказания услуг или выполнения работ на территории клиентов (заказчиков). Допустим, компания оказывает клининговые услуги в другом городе, нанимает уборщиц. В этом случае не возникает обособленного подразделения, ведь нет стационарных рабочих мест. Аналогичный подход применяется к ситуации, когда рабочий (электрик, отделочник) выезжает к заказчику на объект. В зависимости от должности и рода занятий сотрудника оформляют как обычным трудовым договором, так и договором о надомной или дистанционной работе.

Обратите внимание! Надомники и дистанционные сотрудники однозначно не имеют подконтрольных работодателю рабочих мест.

Производятся строительные работы. Здесь нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию индивидуально.

Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП.

Пример №2: рабочие приезжают ежедневно на стройплощадку из дома, за безопасностью на объекте следит не работодатель (субподрядчик), а генподрядчик, он же контролирует ход строительства. Исходя из определения рабочих мест (ст. 209 ТК) их в данном случае нет, поскольку стройка неподконтрольна работодателю.

Надо отметить, что в большинстве случаев налоговые органы независимо от обстоятельств считают, что стройплощадка требует создания обособленного подразделения.

  • Выполняются дорожные работы. В данном случае ФНС считает, что ОП создавать не нужно. Работы ведутся «в поле», ни о каком стационарном месте речи не идет.
  • Арендуется или приобретается складское помещение. Это один из частых предметов споров. На складе присутствуют постоянные сотрудники: кладовщик, сторож, грузчики, значит, однозначно потребуется зарегистрировать ОП.

    А если это просто помещение, куда привозят, сгружают товар или материалы, а забирают их при необходимости приезжающие водители и экспедиторы? Несмотря на то что сотрудники не находятся постоянно на складе, считается, что рабочие места есть, а время нахождения на них не имеет значение.

    Кстати! Подобный подход справедлив в ситуации, если организация сняла или купила офис, но сотрудник использует его эпизодически.

  • Помещения в одном и том же здании. Компания снимает кабинет в бизнес-центре и решает открыть на другом этаже кафе. С одной стороны оба помещения находятся в одном здании и, естественно, относятся к одной налоговой, поэтому логично предположить, что в открытии ОП нет нужды. Судьи подтверждают эту точку зрения, поскольку считают одним из признаков территориальной обособленности отнесение к отличной от головного предприятия налоговой инспекции. С другой, налоговые органы не всегда согласны с арбитражной практикой. Их позиция – даже если фактически юридический адрес организации и кафе отличается незначительно, например, номером помещения, то формально такое отличие уже причина для регистрации обособки. Вывод сделан из определения ОП в статье 11 НК, понятий, установленных статьей 55 ГК РФ и определения места нахождения юридического лица (по пункту 2 статьи 54 ГК это место государственной регистрации). Придется либо обращаться за разъяснениями в ФНС, либо действовать на свой страх и риск.
  • Сотрудник работает в режиме коворкинга. Популярный способ работы вне дома. Обычно к нему прибегают фрилансеры. Смысл в том, чтобы заниматься какой-то деятельностью в помещении, где собираются такие же «свободные художники», возможно, в процессе обмениваться мнениями, достижениями и опытом или просто работать в спокойной обстановке. Представим, что для работника арендуется место по договору коворкинга, равноценно ли это аренде офиса, требуется ли организовать ОП? На самом деле этот вариант подразумевает краткосрочную аренду, обычно на несколько часов в день, а работодатель не может контролировать такое рабочее место. Значит, признать его стационарным нельзя и создание обособленного подразделения не требуется.
  • После того как компания определилась с созданием ОП, нужно подготовить документы, регламентирующие его деятельность, и зарегистрировать в ИФНС.

    Наделение правами и регистрация

    Оговорюсь, что если речь идет о третьем виде подразделений (иные), то необходимо просто подать заявление по форме С-09-3-1. Решение о создании представительства или филиала принимает собрание участников (п.1 ст. 5 Федерального закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») не менее 2/3 голосов, если иное не указано в уставе общества. На собрании принимается положение, выбирается руководитель, а директор организации издает приказ.

    Читайте также:
    Белоруссия переходит на цифровую экономику

    Положение должно включать следующие пункты:

    • Местоположение и наименование.
    • Функции, права и обязанности.
    • Функции руководителя, полномочия (стоит указать, кому непосредственно — собранию участников, директору, генеральному директору, другому должностному лицу — подчиняется руководитель).
    • Информация об имуществе.
    • Наличие или отсутствие собственного счета, баланса.
    • Где производится расчет заработной платы, в головном офисе или в подразделении.

    Также можно указать другие моменты: внутреннюю отчетность, правила перемещения ТМЦ, денежный оборот и прочее.

    Обратите внимание! Срок регистрации – один месяц со дня создания (п. 1 Приказа Минфина №114н от 05.11.2009 г.). Филиал или представительство отражаются в ЕГРЮЛ после государственной регистрации.

    За несвоевременную регистрацию подразделения компании грозят штрафы: 200 рублей – п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в срок сведений и 10% от полученных доходов (минимум 40 000 рублей) – п. 2 ст.126 НК РФ за деятельность без постановки на учет в налоговом органе.

    В 2019 году рассматривался законопроект об увеличении ответственности за непредставление (несвоевременную подачу) в ИФНС сведений об открытии ОП и увеличении их до уровня, указанного в п. 2 ст. 126 НК, но в ноябре 2019 года он был отклонен при рассмотрении Государственной Думой.

    Перемещение имущества: бухгалтерский учет

    При перемещении ТМЦ, основных средств и денег между головным и остальными подразделениями способ ведения бухгалтерского учета зависит от того, есть ли у ОП выделенный баланс.

    Важно! Все подразделения ведут бухгалтерский учет согласно учетной политике «головы».

    Отдельного баланса нет

    В этом случае при перемещении, например, оборудования (ОС) следует провести внутреннюю переброску в аналитике.

    Пример №3: Фирма «А» передает подразделению «А-1» токарный станок, первоначальной стоимостью 150000 и начисленной на момент перемещения амортизацией в сумме 54000:

    • Д 01 «А-1» К 01 «А» — 150000, проведено перемещение.
    • Д 02 «А» Д 02 «А-1» – 54000, перенесена амортизация по переданному станку.

    Аналогично следует поступить с другими ТМЦ. Денежными средствами, когда подразделение не имеет отдельного баланса, оперирует центральная бухгалтерия, расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся через нее. В этом случае выполняются обычные проводки.

    Пример №4: Организация «Б» передает подразделению «Б-2» материалы, предназначенные для ремонта помещения, в котором расположено ОП, стоимостью 20000 рублей. Для их перевозки «Б» нанимает транспортную компанию (ТК), ее услуги обходятся в 3000 рублей:

    • Д 10.8 материалы на складе в «Б-2» К 10.8 материалы на складе «Б» – 20000, переданы материалы в ОП «Б-2».
    • Д 23 (23, 25, 20, 44) К 76 – 3000, отражены затраты на перевозку материалов для ремонта.
    • Д 76 К 51 – 3000, оплачены услуги ТК.

    Отдельный баланс есть

    В этом случае используется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» для перемещения имущества и денежных средств.

    При передаче основных средств в учете головного офиса необходимо провести следующие проводки (используем данные из примера № 3):

    • Д 79-1 «А-1» К 01 «А» — 150000, отражена передача оборудования.
    • Д 02 «А» Д 79-1 «А-1» – 54000, передана амортизация по станку.

    Проводки при передаче ТМЦ и оплате расходов на их доставку (используем данные примера № 4): Д 79-1 «Б-2» К 10-8 – 20000, переданы материалы для ремонта. Далее проводки зависят от наличия у подразделения расчетного счета.

    Счета нет (услуги заказаны и оплачены центральной бухгалтерией):

    • Д 23 (…) К 76 – 3000, расходы на перевозку.
    • Д 76 К 51 – 3000, оплата транспортной компании.

    Счета нет (заказ услуг сделан ОП, а оплата головной организацией):

    • Д 79-2 К 76 – подразделение передало задолженность перед ТК «голове». В учете самой обособки проводки будут такими: Д 23 (…) К 76 – 3000, затраты по транспортировке, Д 76 К 79-2 – передан долг ТК в головной офис.
    • Д 76 К 51 – оплачены услуги ТК

    Счета нет (ОП самостоятельно заказало и оплатило услуги):

    • У подразделения «Б-2»: Д 23 (…) К 76 – 3000, отражены расходы на перевозку, Д 76 К 51 – перечислена оплата ТК.
    • ОП может предварительно получить средства на расходы, тогда в проводках «Б-2» будет проводка Д 51 К 79-2 – поступили денежные средства от центральной бухгалтерии на расчеты. При этом в БУ «головы» отразится проводка Д 79-2 К 51.

    В большинстве случае проводки выглядят зеркально, как вы, вероятно, заметили. Понесенные затраты передаются в центральный офис проводкой Д 79-2 К 20, 25, 23, 44. Обратная проводка, соответственно, у головной бухгалтерии.

    Подробно о налогообложении в обособленном подразделении можно прочитать здесь.

    Как обособленные подразделения влияют на систему налогообложения

    Одно из самых неприятных ограничений для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, — невозможность открыть филиалы (в подпункте 1 п. 3 статьи 346.12 НК о других видах подразделений, включая представительства, речи не идет).

    Если создать такое ОП в середине года, то упрощенец обязан начать применять общую систему. Однако некоторые организации напротив поворачивают этот пункт в свою пользу. Например, фирме на УСН предлагают выгодный контракт, но работать с ней клиент готов, только при наличии НДС. Тогда открывается филиал, фирма теряет право на применение УСН и переходит на ОСНО.

    Читайте также:
    Крымчанам предложат безпошлинную перерегистрацию недвижимости

    Важно! Создание обособленного подразделения должно быть реальным. Оно должно не только существовать на бумаге, но и иметь штат персонала, действующего руководителя, фактический адрес и вести деятельность.

    Надо отметить, что если ФНС найдет признаки формальности действия, то существует высокий шанс признания маневра обманом. С целью получения налоговой выгоды, в том числе. Придется пересчитывать налоги, платить пени, пересдавать отчеты, да и клиент рад не будет.

    Что касается ЕНВД, то и тут возникают некоторые вопросы. Открыла организация новый магазин, нужно ли вставать на учет, если он находится в том же городе, что и другие действующие торговые точки? Ответ находится в п. 2 ст. 346.28 НК РФ: если деятельность ведется в разных городских округах, муниципальных районах, на внутригородских территориях и при этом их обслуживают разные отделения ФНС, то встать на учет нужно в одной из инспекций (в той, которой подведомственно первое в заявлении место деятельности).

    Если речь идет о разных муниципальных образованиях, то нужно подать заявление в каждом (только раз, а дальше действовать так, как описано выше). Также придется подать заявление ЕНВД-2, если организация начинает новый вид деятельности на вмененке.

    Вместо ОП открыта новая организация

    Некоторые предприниматели прибегают к способу организовать бизнес на новом месте без открытия обособленных подразделений. Просто регистрируют новое юридическое лицо. Вариант не креативный и имеет ряд серьезных минусов:

    • Для передачи имущества или денежных средств придется заключить договора поставки, купли-продажи, займа и т.п. В отличие от варианта с ОП, когда это происходит на основании внутренних положений.
    • Каждая компания заплатит налог с проводимых операций (ведь, скорее всего, понадобится и обратная передача денег или ТМЦ). Перемещение между ОП не влияет на налогообложение.
    • Если необходимо перевести часть сотрудников в новую компанию, делать это придется через увольнение, с выплатой в старой организации компенсаций, да и не все работники могут согласиться на подобные манипуляции. Перевод персонала внутри компании происходит по более простым правилам.
    • Если ФНС решит, что бизнес произвел дробление с целью исключительно оптимизации налогообложения (уплата единого налога на УСН, вместо налога на прибыль и НДС, например), то организации грозят немалые штрафы. Налоговый кодекс в п. 3 ст. 122 предусматривает наказание в виде 40% от неуплаченных сумм налогов. Это не говоря о пени и прочих издержках. Когда речь о многомиллионных суммах, то организацию может ждать банкротство.
    • Дробление бизнеса также может быть связано с получением каких-либо льгот и поддержки. Например, созданная отдельно компания может принимать участие в торгах в качестве субъекта малого предпринимательства, в то время когда «старая» фирма не могла принимать в них участие, т.к. не имела этого статуса.
    • Если между существующей и созданной организацией установят зависимость, то и сделки, проведенные между ними, станут объектом пристального внимания и оценки со стороны налоговых органов.

    Открытие обособленного подразделения – признак результативности и положительной динамики развития бизнеса. При этом сообщать об открытии ОП «на всякий случай», если вы не уверены в необходимости этого действия, не стоит. На подачу документов дается целый месяц. Достаточное время для изучения законодательства или обращения к юристу и принятия окончательного объективного решения.

    Транспортный налог и система Платон (нюансы)

    • Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»
    • Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ
    • Транспортный налог за 2019 – 2021 годы
    • Итоги

    Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»

    С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.

    Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:

    • транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;

    ВНИМАНИЕ! С 2021 года порядок уплаты транспортного налога изменился.

    Как организации проверить и заплатить транспортный налог с 1 января 2021 г., узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

    • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

    Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

    О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон – какие машины под нее попадают?».

    В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

    ВАЖНО! Данный порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.

    Об особенностях бухучета платы в «Платон» за большегрузы читайте в материале «Как отразить в бухучете плату в систему «Платон» — рекомендации Минфина».

    Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершил. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы следует платить и ТН, и авансы в «Платон». Подробности см. в материале “Вычет на “Платон” отменяется”.

    В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза имел право уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.

    Читайте также:
    Криптоматы изъяты на территории шести российских городов

    Если сумма платы в «Платон» превышала исчисленный транспортный налог, последний не платился вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежала только разница.

    Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представлял в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны были содержать данные:

    • о владельце транспортного средства;
    • большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
    • уплате платежей.

    ФНС для этих целей рекомендует использовать отчеты, сформированные непосредственно в системе «Платон» (письма от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, от 26.08.2016 № БС-4-11/15777).

    О том, как получить доступ в личный кабинет системы, читайте в статье «Система “Платон” — личный кабинет пользователя (нюансы)».

    Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.

    Транспортный налог за 2019 – 2021 годы

    С 1 января 2019 года, как было отмечено выше, вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 т причиняет дорогам федерального значения, отменен. То есть на сумму платежей в «Платон» больше нельзя уменьшить сумму налога.

    В связи с этим упразднено и ограничение на учет расходов по налогу на прибыль – теперь всю сумму платы в систему «Платон» можно учитывать в составе прочих расходов (закон “О внесении изменений. ” от 03.07.2016 № 249-ФЗ).

    Какими документами подтвердить платежи в Платон, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

    До 2018 года налогоплательщики не могли уменьшить налоговую базу по этому налогу на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами, зарегистрированными в системе “Платон” (п. 48.21 ст. 270, п. 2 ст. 362 НК РФ).

    Итоги

    Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка больше никто не озвучивал. В 2019 – 2021 годах нагрузка на владельцев большегрузов увеличена. Они теперь платят и в систему «Платон» и транспортный налог в полном объеме. Но есть и плюсы: сумму платы в «Платон» можно учесть в расходах при подсчете налогооблагаемой прибыли.

    Уменьшаем транспортный налог на «платоновскую» плату

    Как учесть «платоновскую» плату и транспортный налог (авансовые платежи) в налоговых расходах? Как отразить плату за «Платон» на счетах бухгалтерского учета? Какими документами можно подтвердить вычет транспортного налога на «платоновскую» плату?

    По итогам 2016 года компании – владельцы грузовых автомобилей с массой более 12 тонн получили возможность уменьшения суммы транспортного налога на сумму начисленной платы («платоновской» платы) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами (ст.361.1 НК РФ, п.2 ст.362 НК РФ).

    Таким образом, льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда.

    Вычеты на «платоновскую» плату предусмотрены для налоговых периодов 2016 – 2018 гг.

    А нужно ли уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу в отношении таких транспортных средств (большегрузов)?

    Авансовые платежи по транспортному налогу, начиная с 1 января 2016 года в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, не уплачиваются (абз.2 п.2 ст.363 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 22.11.2016 г. №БС-4-21/22163).

    Порядок взимания «платоновской» платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504 (далее – по тексту – Правила).

    Указанные правила устанавливают, в частности, порядок взимания указанной платы, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, а также порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства и оператора системы взимания платы.

    Учет в составе расходов транспортного налога и «платоновской» платы

    Внесенная сумма предварительного платежа в адрес оператора государственной системы взимания платы ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (далее по тексту – ООО «РТИТС») не является расходом и, соответственно, не отражается в налоговом учете (п.14 ст.270 НК РФ).

    Читайте также:
    Как ведется амортизация неотделимых улучшений

    В «прибыльных» расходах признается разница между «платоновской» платой и величиной транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузов – транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (п.48.21 ст.270 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 21.11.2016 г. №03-05-05-04/68317).

    Таким образом, у компаний возможны следующие ситуации:

    • сумма транспортного налога (авансового платежа), рассчитанного без вычета платы, меньше суммы «платоновской» платы.

    НАПРИМЕР

    Авансовый платеж по транспортному налогу составил 100 рублей, а «платоновская» плата – 120 рублей. В этом случае компания вправе включить по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев в налоговые расходы 20 рублей.

    • сумма транспортного налога (авансового платежа), рассчитанного без вычета платы, больше суммы «платоновской» платы.

    НАПРИМЕР

    Авансовый платеж по транспортному налогу составил 120 рублей, а «платоновская» плата – 100 рублей. В этом случае компания по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев не учтет разницу в части превышения транспортного налога над «платоновской» платой. И только по итогам года включит в налоговые расходы 20 рублей.

    По общему правилу уменьшить транспортный налог на сумму «платоновской» платы может одна компания. Например, если транспортные средства были переданы в лизинг, а большегрузы зарегистрированы на лизингодателя, то транспортный налог уменьшить на «платоновскую» плату, внесенную лизингополучателем, нельзя (Письмо Минфина РФ от 18.07.2016 г. №03-05-04-04/41940).

    То есть в данной ситуации (большегрузы зарегистрированы на лизингодателя), а не на лизингополучателя, лизингодатель не вправе уменьшить транспортный налог на сумму «платоновской» платы за большегруз.

    В «прибыльных» расходах учесть можно только фактически уплаченную сумму транспортного налога (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ, п.48.21 ст.270 НК РФ, п.2 ст.362 НК РФ). Это означает, что нельзя одновременно учесть в налоговых расходах и сумму начисленного транспортного налога, и вычет по «платоновской» плате.

    В том случае, если транспортное средство предоставляется в аренду, то собственник транспортного средства начислит и признает в полной сумме транспортный налог, а арендатор начислит и уплатит «платоновскую» плату и учтет ее в составе прочих расходов.

    Отражение транспортного налога и платы «Платон» в бухгалтерском учете

    Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и перечислению «платоновской» платы за проезд с последующим вычетом транспортного налога в отношении большегрузов рекомендован финансистами в Письме Минфина РФ от 28.12.2016 г. №07-04-09/78875.

    Внесенная сумма предварительного платежа в адрес оператора государственной системы взимания платы ООО «РТИТС» не является расходом и, соответственно, не отражается на счетах учета затрат, а учитывается в составе дебиторской задолженности (п.3, п.16 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н).

    Таким образом, перечисленная предварительная оплата денежных средств оператору «Платона» отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    В соответствии с п.16 ПБУ 10/99 расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Учитывая это, сумма «платоновской» платы, подлежащая уплате экономическим субъектом, в бухгалтерском учете признается расходом.

    Исходя из этого и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н, начисленная сумма «платоновской» платы отражается по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом.

    Это означает, что начисленная оператором ООО «РТИТС» плата за проезд в полной сумме включается в состав расходов по обычным видам деятельности в периоде начисления оператором платы за проезд (п.18 ПБУ 10/99).

    При отражении в бухгалтерском учете транспортного налога, причитающегося к уплате в бюджет по итогам налогового периода, в кредит счета учета расчетов с бюджетом относится сумма такого налога за вычетом фактически уплаченной в данном налоговом периоде суммы «платоновской» платы.

    То есть в отношении большегрузов, по которым уплачивается «платоновская» плата, транспортный налог отражается на счетах бухгалтерского учета по итогам года и в части превышения транспортного налога, начисленного по итогам календарного года, над начисленной в течение этого периода платой за проезд.

    НАПРИМЕР

    Компания перечислила оператору системы «Платон» авансовый платеж в размере 50 000 рублей. По данным отчета оператора ООО «РТИТС» плата за проезд за I квартал 2017 г. составила 20 000 рублей.

    На счетах бухгалтерского учета данные операции будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

    Дебет 76 «Расчеты с оператором ООО «РТИТС»

    Кредит 51 «Расчетный счет»

    Перечислен авансовый платеж оператору ООО «РТИТС»

    Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по плате «Платон»

    Учтена в составе расходов по обычным видам деятельности плата за проезд большегрузов

    Дебет 68 «Расчеты с бюджетом по плате «Платон»

    Кредит 76 «Расчеты с оператором ООО «РТИТС»

    Отражена уплата в бюджет плата за проезд большегрузов

    Примечание.

    Бухгалтерские записи приведены в отношении большегрузов, по которым перечисляется «платоновская» плата. В отношении остальных транспортных средств по-прежнему уплачиваются авансовые платежи (если Законом субъекта РФ предусмотрен такой порядок), которые отражаются ежеквартально на счетах бухгалтерского учета (в последний месяц отчетного квартала).

    Следует отметить, что порядок учета платы за проезд компания определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике (п.4 и п.7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н).

    Читайте также:
    Бюджетное правило не играет на пользу рублю

    Поэтому компания может использовать иную схему бухгалтерских записей.

    В какой величине будут отражены расходы в налоговом учете в I квартале 2017 г.?

    Как уже было отмечено, в целях исчисления налога на прибыль «платоновская» плата учитывается в составе прочих расходов с учетом ограничений, предусмотренных п.48.21 ст.270 НК РФ.

    Предположим, что сумма рассчитанных авансовых платежей по большегрузам (сумма определяется исключительно для расчета налоговых обязательств, но не отражается на счетах бухгалтерского учета) составила 5 000 рублей.

    Тогда за I квартал 2017 г. компания учтет в налоговых расходах 15 000 рублей (20 000 рублей – 5 000 рублей).

    А сами авансовые платежи по транспортному налогу компания не включает в состав налоговых расходов, поскольку авансовые платежи представляют собой предварительные платежи, уплата которых предусмотрена в течение налогового периода (п.3 ст.58 НК РФ), а значит учесть их на основании п.1 ст.264 НК РФ нельзя.

    То есть на каждое последнее число 3 месяца I, II и III квартала «платоновскую» плату, можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал.

    По итогам года транспортный налог уплачивается в следующем порядке:

    • если сумма «платоновской» платы превышает исчисленный транспортный налог, то транспортный налог не уплачивается, а разница не является переплатой по налогу;
    • если сумма «платоновской» платы меньше исчисленного транспортного налога, то транспортный налог уплачивается в региональный бюджет на сумму разницы.

    Как видим, при любом варианте, бюджет не страдает.

    Документальное подтверждение вычета транспортного налога

    Оператор в отношении каждого зарегистрированного большегруза в реестре системы взимания платы ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца):
    • маршрут, пройденный транспортным средством;
    • планируемый маршрут;
    • время и дата движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой;
    • операции по внесению владельцем транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления;
    • другие операции.

    Документальным подтверждением платы за проезд служат отчет оператора, в котором указан маршрут большегруза с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения большегрузов, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного большегрузов на соответствующем маршруте (Письма Минфина РФ от 11.01.2016 г. №03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 г. №03-03-06/1/76740).

    Для того чтобы признать расходы в целях исчисления налога на прибыль необходимо иметь в наличии документальное подтверждение расходов (п.1 ст.252 НК РФ).

    Таким образом, вычет транспортного налога на «платоновскую» плату применяется исходя из размера платы только за фактически пройденный большегрузом маршрут.

    Какие отчеты должен иметь бухгалтер при отражении в учете «платоновской» платы?

    Выписка операций из системы взимания платы «Платон».

    В выписке приводится следующая информация:

    • владелец ТС, расчетная запись, период, кем составлена выписка (ООО «РТИТС», ИНН 7704869777, ОГРН 1147746841340), дата и время составления выписки;
    • размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (руб.)

    НАПРИМЕР

    3,73 руб./км, коэффициент 0,41

    – путь, пройденный транспортными средствами, зарегистрированными в Реестре Системы взимания платы (км).

    Например, 4 975,311 км.

    Остаток на начало периода

    Начислено за период (руб.)

    Корректировка начисления (руб.)

    Зачислено денежных средств (руб.)

    Возврат/перенос зачисления (руб.)

    Остаток на конец периода (руб.)

    Размер платы, подлежащей внесению при движении большегруза по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

    Расчет выглядит следующим образом:

    3,73 руб./км х 0,41 х 4 975,311 км = 7 608,51 руб.

    При этом расчет учитывает суммы по отмененным маршрутным картам и произведенным корректировкам начислений по бортовым устройствам.

    Такой отчет формируется автоматически из государственной системы взимания платы «Платон». Подобный документ подготавливает оператор государственной системы взимания платы ООО «РТИТС», действующий на основании Распоряжения Правительства РФ от 29.08.2014 г. №1662, постановления Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504, от 18.05.2015 г. №474, от 03.11.2015 г. №1191.

    Выписка необходима для отслеживания состояния расчетов по «платоновской» плате.

    В ней нет информации о датах движения, номерах большегрузов.

    Для этого необходимо через личный кабинет компании заказать детализацию операций по дате проезда.

    Детализация операций по дате проезда.

    В этом отчете приводятся следующие данные:

    Номер расчетной записи, баланс, количество большегрузов и затем детализация операций в разрезе дат и большегрузов.

    Можно ли уменьшить транспортный налог платон в 2021 году?

    Содержание:

    • 1. Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2021 года
    • 2. Льгота за «Платон» отменена
      • 2.1. Нововведения, связанные с декларацией
    • 3. Пример
      • 3.1. До 1 января 2019 года
      • 3.2. После 1 января 2019 года
    • 4. Значение системы
    • 5. Принципы работы системы
      • 5.1. Как взимается плата
    • 6. Заключение

    Транспортный налог уплачивается как с легковых, так и с грузовых автомобилей. Владельцы грузовиков не понаслышке знают о системе Платон, через которую осуществляются переводы средств за большегрузные ТС. С 2016 по 2018 годы использование указанного сервиса предполагало наличие определенных выгод для собственников грузовых транспортных средств. Однако с января 2019 года ситуация изменилась. Ознакомиться с нововведениями автомобилисты могут в этой статье.

    Читайте также:
    Башкирия демонстрирует хорошую собираемость налогов

    Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2021 года

    До 1 января текущего года действовали иные правила, связанные с учетом автомобильного налога для владельцев большегрузных автомобилей. Собственники такого транспорта должны были уплачивать два вида взносов:

    1. Перевод средств в систему “Платон”, которые перенаправлялись на проведение ремонтных работ дорожного покрытия.
    2. Внесение платежей по региональному ТН, за счет которых дорожное покрытие содержится.

    Кроме этого до принятия изменений в законодательство водители, чьи транспортные средства имеют показатель разрешенной максимальной массы “Более 12 тонн”, вполне могли экономить на ТН. Причем экономия средств была на законных основаниях: транспортный налог уменьшался на размер суммы, которую налогоплательщик ранее перевел в Платон.

    Стоит указать, что к этому методу могли прибегать только водители большегрузов, которые прошли процесс регистрации в системе как официальные налогоплательщики ТН по конкретному авто. Данное требование было зафиксировано в письме НС, принятом 11.07.2018.

    До нововведений расчет налога проводился в соответствии со следующими нормами:

    • Транспортный налог начислялся за каждый автомобиль индивидуально. Снизить размер взносов за конкретное грузовое ТС было невозможно за счет размера средств, внесенных за другие грузовые авто.
    • Снижение размера бюджетных взносов было возможно только при условии, что автомобилист в течение отчетного года полностью откатал все внесенные авансы.
    • В случаях, если автомобилист внес недостаточную сумму по налогу за причинение вреда дорожному покрытия, необходимые дополнительные средства поступали из неиспользованных взносов в систему “Платон”.
    • Если перевод средств в Платон превышал норму, автомобилист числился освобожденным от обязательств. Также образовавшееся несоответствие между размером внесенных средств и ТН было можно вносить в налоговую базу по прибыли.

    Однако с начала 2019 года все облегчающие процесс уплаты налога правила были отменены. В текущем году снизить размер взноса по налогу за транспорт уже не получится. Также новые правила усложнили процесс учета расходов в системе “Платон”. Для того, чтобы автомобилист смог внести указанные расходы в перечень затрат, необходимо учитывать переводы в Платон отдельно.

    Льгота за «Платон» отменена

    В 2019 году автовладельцы грузового транспорта должны ознакомиться с новыми порядками, связанными с авто налогом. Теперь водители большегрузных транспортных средств должны рассчитывать свои средства без учета возможности пользования налоговыми льготами, которые были действительны до 31 декабря 2018 года.

    Теперь автомобилисты, управляющие грузовиками с массой более 12 тонн не могут претендовать на снижение налога. Платежи в Платон отныне не будут покрывать недостающую сумму отчислений по налогу за ТС. Данные требования были зафиксированы статьей номер 2 ФЗ №249, принятого 03 июля 2016 года.

    Указанное положение присутствовало во втором пункте статьи 361.1 НК и действовало в течение двух с половиной лет.

    Однако теперь устаревшие правила аннулированы:

    • Имеющие во владении грузовые ТС автомобилисты в 2019 году не могут воспользоваться правом получения освобождения от уплаты налога на транспорт, даже если отчисления на возмещение ущерба дорожному покрытию превышает размер налога за отчетный период.
    • Водители, чьи авто имеют массу более 12 тонн, не могут получить налоговый вычет с использованием системы Платон, даже если налог превосходит размер средств, уплаченных в данный отчетный год.

    До 1 января 2019 года водители большегрузов могли пройти регистрацию в Платоне и потребовать в установленном порядке предоставления льгот. Пройти процесс регистрации автомобилисты могли в личном кабинете на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации. При этом необходимо было учитывать, что налогоплательщик является физическим лицом.

    После авторизации на сайте необходимо было грамотно оформить текст заявления и собрать установленный пакет документов. Частные предприниматели и физические лица должны были документацией подтвердить свое право на получение льготных условий. Зачастую хватало лишь расчетной записи, которую можно было взять в личном кабинете сервиса “Платон”. С 1 января 2019 года система льгот по Платону более не подлежит применению.

    Нововведения, связанные с декларацией

    Федеральная налоговая служба Российской Федерации утвердила новую форму деклараций по взносам за владение транспортными средствами. Поправки были внесены в действующий приказ государственной налоговой службы, принятый 5 декабря 2016 года. Согласно нововведениям будет проведено обновление штрих-кодов.

    Владельцы большегрузного транспорта также должны ознакомиться с новым порядком заполнения данного документа. Изменения нельзя назвать глобальными, однако брать их в расчет необходимо. С 1 января 2019 года автомобилисты должны ставить прочерк в строках, в которых должны содержаться информация о внесении платежей в систему “Платон” (графы 280 и 290).

    Это объясняется тем, что на законодательном уровне был отменен вычет по налогу за большегрузы. До 1 января 2019 года платежи, осуществленные через систему “Платон” учитывались в декларации и подлежали фиксации в документе. Данная информация учитывалась за отчетные периоды, в течение которых был применен налоговый вычет.

    Этот регламент имеет следующую законодательную базу:

    • второй пункт статьи 362 Налогового кодекса;
    • подпункты 5.26 и 5.27 порядка заполнения декларации по ТН.

    Автомобилисты должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве и своевременно на них реагировать.

    Пример

    Разобраться в новой системе можно с помощью конкретного примера. Стоит смоделировать ситуацию: в собственности фирмы находится 6 транспортных средств с разрешенной максимальной массой 12 тонн. Все большегрузные автомобили используются организацией с целью получения прибыли. По истечению налогового периода фирма должна уплатить 250 тысяч рублей за езду по дорогам общего пользования и ТН в размере 50 тысяч. Далее для выявления явных различий стоит рассмотреть процесс внесения средств по старым и новым правилам.

    Читайте также:
    Пенсии должны двукратно превышать инфляцию
    До 1 января 2019 года

    Так как транспортные средства используются владельцем в коммерческих целях, организация числится среди участников системы “Платон”. Следовательно, отчисления за пользование государственными трассами (большегрузные авто наносят дорожной покрытию существенные повреждения) переводятся в указанную систему.

    Если все необходимые платежи за пользование федеральными трассами внесены вовремя и в полном размере, лицо будет освобождено от уплаты средств по транспортному налогу. Однако при данной системе вести учет необходимо по каждому автомобилю отдельно. Это означает, что платежи в “Платон” по каждому авто должны быть больше, чем размер налога за владение транспортным средством по этому же ТС.

    После 1 января 2019 года

    С учетом нововведений фирма не может рассчитывать на льготы при оплате. По этой причине вне зависимости от сопутствующих факторов организация будет обязана в полном размере уплатить налог на транспорт, а также в полном объеме внести средства за пользование федеральными трассами. Таким образом, рассматриваемая организация будет обязана в общей сложности внести 300 тысяч рублей.

    Значение системы

    Система “Платон” обеспечивает справедливое взимание средств для ремонта дорожного покрытия. Дело в том, что тяжеловесные транспортные средства массой более 12 т наносят серьезный ущерб государственным трассам. Чтобы оценить размер ущерба, причиняемого дороге одним тяжеловесом, достаточно обратиться к данным статистики: передвижение одного тяжеловеса сопоставим с движением по трассе 25 тысяч легковых авто.

    “Платон” создан для того, чтобы владельцы тяжелых транспортных средств самостоятельно возмещали причиняемый вред. Данные взносы являются своеобразным видом компенсации за разрушительное воздействие на дороги общего пользования.

    Собранные с помощью сервиса средства направляются в Федеральный бюджет Российской Федерации. Из бюджета они распределяются на ремонт дорожных покрытий общего пользования, а также развитие придорожной инфраструктуры. По этой причине обсуждаемые участки дорог называются федеральными трассами.

    Система позволяет властям собирать точную информацию о передвижении транспортных средств, масса которых более 12 тонн. Также “Платон” обеспечивает надежное хранение полученных сведений и может автоматически передавать их. При этом действие данного алгоритма распространяется на все федеральные дороги.

    Значение “Платона” заключается в контроле и улучшении эксплуатационного состояния дорог РФ. Стоит отметить оператора данной системы. Весь процесс создания “Платона” и регуляция его работы является заслугой РТИТС.

    Принципы работы системы

    “Платон” — это онлайн система, которая позволяет пользователям отслеживать состояние платежей без необходимости посещать офисы и сидеть в очередях. Выполнять операции владелец большегрузного транспорта сможет после регистрации на сайте и получения доступа к личному кабинету.

    После этого шага автомобилист также получит данные о реквизитах банка, которые позволят ему переводить средство за езду по находящимся дорогам федерального уровня на авто, чей вес превышает показатель 12 тонн. Перевод средств основывается на авансах. Схема работает следующим образом: автовладелец вносить в систему некую сумму, после чего оператор постепенно списывает с расчетной записи необходимую к уплате сумму.

    Некоторые большегрузные транспортные средства не предполагают внесения платежей за разрушительное воздействие на дорожное покрытие.

    К числу таких большегрузов относятся:

    • Авто, перевозящие пассажиров. Правило действует в отношении всех подобных ТС, кроме грузопассажирских фургонов.
    • Автомобили спецслужб: “Скорой”, полиции, пожарных, аварийно-спасательные. При этом такие транспортные средства должны быть оборудованы специальными опознавательными знаками: проблесковым маячком и звуковыми устройствами.
    • ТС, предназначенные для перевозки военного оборудования.

    Все прочие авто, не входящие в перечисленные категории должны своевременно пополнять баланс для оплаты проезда по федеральным трассам.

    Как взимается плата

    Оплата проезда большегрузов осуществляется с помощью установленного тарифа в размере 1,9 руб/км. Данное значение соответствует требованию Постановления, принятого 24.03.2017. Простые граждане могут ознакомиться с информацией о действующем тарифе на официальном сайте “Платон”.

    Размерность тарифа прямо указывает на принцип взимания платежей: значение тарифа умножается на число пройденных километров. Отследить движение большегруза для налоговых служб не составляет труда. Информация о количестве километров берется с помощью предназначенного для этого оборудования спутниковой навигации.

    Центр информподдержки предоставляется специальное устройство, которое позволяет определить координаты ТС. Обработка и отправка данных с бортового приспособления осуществляется в Центр обработки данных автоматическом режиме.

    В автоматическом режиме происходит и списание средств пользователя системы “Платон”. При отсутствии рамки стационарного отслеживания, будет произведено мобильное. Владельцы большегрузов вносят средства за проезд по федеральным трассам на справедливых основаниях.

    Принципы снятия средств автомобилиста в системе “Платон”:

    • платеж производится только за пройденный путь;
    • средства взимаются непрерывно;
    • мониторинг осуществляется с помощью спутниковых систем (GPS и ГЛОНАСС);
    • контроль над большегрузами регулярен благодаря использованию стационарного и мобильного контроля.

    Таким образом, владельцы ТС с массой более 12 тонн освобождены от неудобств при возмещении причиняемого большегрузами вреда дорожному покрытию. Практически весь процесс происходит в автоматическом режиме.

    Заключение

    С начала 2019 года владельцы транспортных средств, оказывающих разрушительное воздействие на дорожное покрытие, лишены возможности получения скидок при наличии регистрации в системе “Платон”. С 1 января 2019 собственники ТС с массой более 12 тонн обязаны вносить все установленные законом платежи: автомобильный налог и взносы за передвижение по федеральным трассам.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: