Московская область озолотится на налоге на недвижимость?

Документ

РЕШЕНИЕ

О земельном налоге на территории городского округа Красногорск Московской области

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Красногорск Московской области, Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Установить на территории городского округа Красногорск Московской области земельный налог и ввести его в действие с 01.01.2018.

2. Установить следующие налоговые ставки:
2.1. 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
1) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
2) приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
3) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
4) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2.2. 0,7 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
1) предназначенных для размещения объектов гаражного назначения;
2.3. 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
1) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства;
2) в отношении прочих земельных участков.

3. Определить следующий порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу:
3.1. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
3.2.Налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
3.3. Сумма налога, подлежащая уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

4. Установить налоговые льготы для следующих категорий налогоплательщиков-организаций:
4.1. Муниципальные учреждения, учредителем которых является муниципальное образование «городской округ Красногорск» Московской области, – в размере 100%.
4.2. Государственные учреждения Московской области, вид деятельности которых направлен на сопровождение процедуры оформления права муниципальной собственности и собственности Московской области на объекты недвижимости, включая земельные участки, – в размере 100%.

5. Установить налоговые льготы для следующих категорий налогоплательщиков-физических лиц:
5.1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы – в размере 100%.
5.2. Инвалиды, имеющие I и II группы инвалидности, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий – в размере 100%.
5.3. Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 №3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», – в размере 100%.
5.4. Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах,- в размере 100%.
5.5. Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, – в размере 100%.
5.6. Лица, признанные участниками Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ, – в размере 100%.
5.7. Родители и супруга (супруг), не вступившая в повторный брак, погибших (умерших) военнослужащих – участников Великой Отечественной войны и боевых действий – в размере 100%.
5.8. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, – в размере 100%.
5.9. Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы – в размере 100%.
5.10. Пенсионеры, получающие пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, и постоянно зарегистрированные в городском округе Красногорск, – в размере 50%.
5.11. Пенсионеры, доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров, – в размере 50%.
5.12. Члены многодетных семей, признанных таковыми в соответствии с законом Московской области от 12.01.2006 №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», если среднедушевой доход семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения, – в размере 50%.
5.13. Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения, – в размере 50%

6. Установить следующие основания и порядок применения налоговых льгот, установленных пунктами 4, 5 настоящего решения:
6.1. Налогоплательщики, претендующие на налоговую льготу в соответствии с п.4 настоящего решения, по истечении налогового периода вместе с налоговой декларацией представляют Расчет налога и суммы средств, высвобождающихся в результате льготного налогообложения (приложение 1 к настоящему решению), согласованный в порядке, установленном администрацией городского округа Красногорск.
6.2. Льготы по земельному налогу в соответствии с п.5 настоящего решения предоставляются гражданам, имеющим земельные участки, для следующих видов разрешенного использования:
1) для индивидуального жилищного строительства;
2) для ведения личного подсобного хозяйства;
3) ведение садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
4) размещение индивидуальных гаражей.
6.3. В случае если налогоплательщик относится к нескольким категориям, предусмотренным п.5 настоящего решения, льгота по земельному налогу предоставляется по одному из оснований.
6.4. Если налогоплательщик, имеющий право на льготу в соответствии с п.5 настоящего решения, обладает несколькими земельными участками на территории городского округа Красногорск, льгота может применяться только к одному земельному участку. При этом налогоплательщик должен самостоятельно определить, в отношении какого земельного участка будет применяться льгота.
6.5. Расчет среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина и дохода пенсионера производится исходя из суммы доходов за последний квартал года, предшествующего налоговому периоду, по которому предоставляется льгота, в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Читайте также:
Медведев не считает, что «Платон» увеличил налоговую нагрузку

7. Установить, что решение Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района от 23.01.2008 №244/29 «Об утверждении Положения об установлении земельного налога на территории городского поселения Красногорск» (в ред. от 20.08.2008 №308/35, от 15.07.2009 №447/45, от 20.10.2010 №145/13, от 16.02.2011 №206/17, от 20.04.2011 №227/19, от 17.10.2012 №473/37, от 16.10.2013 №631/49, от 20.11.2013 №657/51, от 22.10.2014 №33/2, от 18.02.2015 №83/8, от 20.05.2015 №124/12, от 16.03.2016 №243/25, от 23.11.2016 №334/33), решение Совета депутатов городского поселения Нахабино Красногорского района от 19.08.2008 №60/1-9 «Об утверждении Положения об установлении земельного налога на территории городского поселения Нахабино» (в ред. от 02.12.2008 №91/1-9, от 27.01.2009 №12/1-9, от 27.10.2010 №85/1-9, от 30.03.2011 №20/1-9, от 22.08.2012 №52/1-9, от 30.07.2013 №38/1-9, от 21.08.2013 №44/1-9, от 30.10.2013 №57/1-9, от 26.02.2014 №8/1.3, от 23.04.2014 №20/1.3, от 22.04.2015 №15/1.3, от 04.06.2015 №25/1.3, от 23.03.2016 №9/1.3, от 25.05.2016 №20/1.3), решение Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района от 24.10.2007 №172/24 «Об утверждении Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ильинское» (в ред. от 28.05.2008 №235/31, от 27.08.2008 №258/34, от 22.10.2008 №278/36, от 12.11.2008 №286/37, от 25.11.2009 №15/4, от 17.12.2009 №28/5, от 25.08.2010 №98/13, от 27.10.2010 №121/15, от 26.11.2010 №133/16, от 27.04.2011 №171/20, от 23.06.2011 №184/22, от 26.10.2011 №231/25, от 24.10.2012 №349/37,от 28.11.2012 №361/38, от 13.02.2013 №379/40,от 23.10.2013 №433/47, от 27.11.2013 №441/48, от 25.07.2014 №502/57, от 29.04.2015 №72/7, от 25.11.2015 №119/13,от 27.04.2016 №146/17, от 26.10.2016 №182/22) и решение Совета депутатов муниципального образования «Сельское поселение Отрадненское» Красногорского муниципального района от 27.05.2015 №89/3-14 «Об утверждении Положения об установлении земельного налога на территории сельского поселения Отрадненское» (в ред. от 27.04.2016 №186/3-14, от 17.08.2016 №203/3-14) прекращают свое действие исчислением и уплатой налогоплательщиками земельного налога за налоговый период 2017 года.

8. Настоящее решение вступает в силу с 01.01.2018, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

9. Опубликовать настоящее решение в газете «Красногорские вести» и разместить на официальном сайте Совета депутатов.

Налог на имущество (недвижимость) в Московской области в 2021-2020 годах

В соответствии с законом Московской области от 18.10.2014 N 126/2014-ОЗ “О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения” (принят постановлением Мособлдумы от 16.10.2014 N 4/102-П) на территории области с 01 января 2015 г. применяется налог на недвижимость, рассчитываемый от кадастровой стоимости (об особенностях расчета и уплаты налога можно прочитать по ссылке).

Такой порядок применяется во всех населенных пунктах области. Крупные города и населенные пункты: Балашиха, Бронницы, Дзержинский, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Егорьевск, Жуковский, Звенигород, Ивантеевка, Кашира, Коломна, Королёв, Котельники, Красноармейск, Лобня, Лосино-Петровский, Лыткарино, Мытищи, Орехово-Зуево, Подольск, Протвино, Пущино, Реутов, Рошаль, Серпухов, Фрязино, Химки, Черноголовка, Электрогорск.

Одновременно к расчету сумы налога от кадастровой стоимости перешли г. Москва, Республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Коми, Татарстан, Мордовия, Удмуртия, Амурская, Архангельская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на недвижимость за 2020 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2021 г., за 2021 г. – до 1 декабря 2022 г., а за 2022 год – до 1 декабря 2023 года.

Срок уплаты налога на недвижимость в 2021 году в Московской области – 1 декабря

Неуплата налога в установленные сроки влечет за собой начисление пени в соответствии с действующим законодательством.

Если нарушить срок уплаты налога, то налогоплательщику придется заплатить пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования.

Ставки налога

Особенностями уплаты налога является то, что ставка налога на имущество в Московской области устанавливаются для каждого муниципального образования.

Изучение действующих ставок налога установлено, что практически по всей Московской области ставки в отношении квартир и комнат составляют 0,1 % от кадастровой стоимости, в отношении частных домов, гаражей и машиномест – 0,3 %.

Читайте также:
ПФР хочет работать с электронными документами по будущим пенсионерам

Отличие инвентаризационной стоимости имущества от кадастровой стоимости

Кадастровая оценка максимально приближена к рыночной стоимости объекта недвижимости и значительно выше инвентаризационной.

Как правило, текущая инвентаризационная оценка домов старого фонда в несколько раз ниже, чем рыночная. В домах современной постройки разница значительно меньше. Например, инвентаризационная стоимость двухкомнатной квартиры в доме 1980-х годов в г. Химки составляет 800 тыс. рублей, а кадастровая стоимость такой квартиры приближается к отметке 4 млн. рублей.

Порядок расчета налога

Сумма налога рассчитывается от кадастровой стоимости, установленной на 1 января текущего налогового периода пропорционально периоду владения.

При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрены налоговые вычеты (уменьшение кадастровой стоимости) на величину кадастровой стоимости:

  • 10 кв.м. в отношении комнаты,
  • 20 кв.м. в отношении квартиры,
  • 50 кв. м. в отношении жилого дома.
  • 1 миллион рублей – в отношении единого недвижимого комплекса с жилым домом.

Законодательством предусмотрено, что если вычет больше, чем площадь квартиры/дома/комнаты, то налоговая база принимается равной нулю.

Например, площадь квартиры составляет 56 кв. м, налоговый вычет по квартире – 20 кв. м, с учетом налогового вычета облагаться налогом будет только 36 кв. м. По комнате 15 кв. м – облагаться налогом будет только 5 кв. м.

Поправочные коэффициенты

В связи с тем, что сумма налога, рассчитанная от кадастровой стоимости, как правило, значительно выше рассчитываемой от инвентаризационной стоимости, установлены поправочные коэффициенты на 5 лет, применяемые при расчете суммы налога:

  • 0,2 – при расчете налога за 2015 г.;
  • 0,4 – при расчете налога за 2016 г.;
  • 0,6 – при расчете налога за 2017 г.;
  • 0,8 – при расчете налога за 2018 г.;

Начиная с 2019 г. поправочный коэффициент не применяется.

При этом сумма налога рассчитывается по формуле:

Н = (Н1 – Н2) x К + Н2, где

Н – сумма налога, подлежащая уплате;

Н1 – сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости без учета поправочного коэффициента;

Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;

К – поправочный коэффициент.

Расчет налога на имущество

Для расчета налога необходимо знать кадастровую стоимость объекта налогообложения. Определить кадастровую стоимость квартиры (дома, земельного участка) можно на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request), указав кадастровый номер объекта недвижимости, а затем самостоятельно с помощью калькулятора рассчитать сумму налога по формуле.

Н = ((КС –КСвычета) x С)- Н2) x К + Н2, где

  • Н – годовая сумма налога на недвижимость;
  • КС – кадастровая стоимость объекта;
  • КСвычета – установленный размер уменьшения кадастровой стоимости, рассчитанный по формуле (КС / S объекта)* S вычета;
  • С – ставка налога, установленная органом местного самоуправления;
  • Н2 –сумма налога, исчисленная от инвентаризационной стоимости (за 2014 год);
  • К – понижающий коэффициент.

Пример расчета налога на имущество

Рассчитаем сумму налога на квартиру общей площадью 70 кв. м., расположенную в г. Люберцы в районе Красной Горки по Проспекту Победы с кадастровой стоимостью 5 млн. рублей. Сумма налога за 2014 г., исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, составляет 850 рублей.

1. Итак, налоговый вычет составляет 20 кв.м., то есть налоговая база равна:

5 000 000 / 70 кв.м. * 20 кв.м. = 1 428 571,42 рублей;

2. Ставка налога на данную квартиру составляет 0,1 %.

(5 000 000 – 1 428 571,42) * 0,1 % = 3571,42 рублей.

Применяем формулу расчета налога с учетом поправочного коэффициента:

Н = (Н1 – Н2) x К + Н2

Сумма налога к уплате за 2015 г. = (3571,42-850)*0,2+850 = 1394,28 рублей

Сумма налога к уплате за 2016 г. = (3571,42-850)*0,4+850 = 1938,56 рублей

Сумма налога к уплате за 2017 г. = (3571,42-850)*0,6+850 = 2482,85 рублей

Сумма налога к уплате за 2018 г. = (3571,42-850)*0,8+850 = 3027,13 рублей

Сумма налога к уплате за 2019 г. и последующие годы = 3571,42 рублей.

Льготы по налогу на недвижимость в Московской области

Льготы по уплате налога на имущество имеют категории граждан, перечисленные в Налоговом кодексе Российской Федерации (федеральные льготы). К ним относятся:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • инвалиды с детства;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • чернобыльцы;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • пенсионеры по старости и другие.

Законодательством установлено, что дополнительные льготы могут вводиться нормативными актами муниципальных образований.

Например, на территории г. Люберцы установлены дополнительные льготы для многодетных малообеспеченных семей – они не освобождены от уплаты налога, а малоимущие граждане имеют льгота в виде уменьшения на 50 % подлежащей уплате суммы налога.

В г. Мытищи льготы имеют дети, находящиеся под опекой (попечительством), состоящие на учете в Управлении опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Мытищи и не получающие пенсии по случаю потери кормильца, многодетные родители, малоимущие семьи, физические лица, носящие звание “Почетный гражданин Мытищинского муниципального района” и другие.

Законодательством городов Химки, Подольск, Балашиха дополнительных льгот по уплате налога на недвижимость на местном уровне не предусмотрено.

Новое. Если прежнее законодательство предусматривало полное освобождение от уплаты налога по всем видам объектов для льготной категории лиц, то с 2016 г. льгота предоставляется по выбору налогоплательщика на один объект одного вида: 1) квартира, комната; 2) жилой дом; 3) специально оборудованные творческие мастерские, ателье, студии; 4) гараж или машино-место и т.д.

Например, если у пенсионера по старости или у инвалида в собственности имеется квартира, комната, жилой дом и гараж, то налогоплательщик имеет право на льготу: на один объект по выбору – квартиру или комнату (так как указанное жилье входит в один вид объектов), жилой дом и гараж.

Для получения льгот необходимо обратиться с письменным заявлением (по ссылке можно скачать форму заявления на льготу) в налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, и документы, подтверждающие право на льготу.

Читайте также:
ВС за борьбу с уклонением от уплаты НДФЛ

Налог на недвижимость в 2021 году

Налоговые изменения

Изменения коснутся нескольких аспектов сразу. Есть как позитивные моменты, так и негативные.

Подробнее об изменениях в налоге на недвижимость для физических лиц в 2021 году:

  1. Возможность продажи квартиры без уплаты налогов в краткие сроки

Если собственник продаёт жильё (единственное имеющееся у него) и распоряжается им меньше 3 или 5 лет, он заплатит НДФЛ по ставке 13 %. Теперь срок владения квартирой начнется только после полной оплаты долевого договора. Распространяется закон на лиц, состоящих в ЖСК, а также покупающих жильё через уступку прав требования по договору долевого участия.

Преимущество нововведения — быстрая продажа недвижимости без уплаты НДФЛ.

  1. При оформлении ипотеки на жильё налоговый вычет можно оформить быстрее

Чтобы получить данное право, вам нужно подать заявление онлайн. ФНС автоматически запросит все необходимые данные и отправит банку запрос на выдачу кредита.

Преимущества: сокращение сроков проверки личных данных и оформления заявки, возвращение вычета через 3 месяца.

  1. Повышение НДФЛ не повлияет на продажу жилья

С 1 января 2021 года налоговая ставка повысится на 15 %, но не будет соотноситься с нерегулярными или разовыми доходами. Ставка кратная 13 % будет влиять на граждан с доходом более 5 млн. руб. в год (продажа жилья или другого личного имущества) и для собственников жилья в течение 3-5 лет.

Преимущества: продавцы, имеющие в собственности недвижимость сроком от 5 лет, освобождаются от уплаты НДФЛ и налогового вычета.

  1. Изменения правил перерасчёта и проведения льготных операций

Если у гражданина возникла льгота, которая не была учтена раньше, то она будет начислена с момента начала периода появления данного права, следовательно, платежи будут уменьшены.

Преимущества: льготы в первую очередь касаются пенсионеров, ветеранов, инвалидов. Они полностью освобождаются от уплаты налога на имущество. Правило распространяется только на один объект каждого вида имущества.

  1. Налог на имущество по кадастру возрастет

База расчёта в 2021 году — это кадастровая стоимость объекта недвижимости. Теперь себестоимость и инвентаризационная стоимость жилья не учитывается при расчёте ставки. Повышение налога теперь составит не более 10 % в год.

Помимо этого, в платежках необходимо будет указывать новые реквизиты.

Какие объекты облагаются налогом на недвижимость в 2021 году?

Все объекты налогообложения подтверждены главой 32 статьей 401 НК РФ. Согласно документу в эту группу входят:

  • Квартира / комната;
  • Жилой дом;
  • Гараж или другое помещение для стоянки машин;
  • Единый недвижимый комплекс;
  • Объект, на котором не завершено строительство;
  • Иные сооружения и здания.

Все строения, находящиеся на земельных участках для ведения личного хозяйства (огород, сад, другое индивидуальное жилищное строительство) считаются жилым домом. Имущество, входящее в состав многоквартирного дома, считается общим и не подлежит налогообложению.

Действующие ставки в 2021 году

Ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований, но они не должны превышать общие нормы:

  • 0,1 % — для всех жилых домов и их отдельных частей; гаражей; сооружений с площадью до 50 кв. м., предназначенных для ведения личного хозяйства;
  • 2 % — для коммерческой недвижимости и других объектов стоимостью выше 300 млн. руб.;
  • 0,5 % для прочих объектов.

Регионы вводят свои ставки и имеют возможность изменять данный базовый тариф от 0 до 0,3 %. Государство же оценивает недвижимость по определённым параметрам и вычисляет стоимость в соответствии с рыночными тенденциями. Регулярно происходит переоценка кадастровой цены жилья.

Следовательно, ставка налога на недвижимость в 2021 году рассчитывается на основе двух параметров: кадастровой стоимости недвижимости и наличия льгот у плательщика. Льготы в свою очередь учитываются не с момента подачи физическим лицом заявления в ИФНС, а с момента получения права на налоговый вычет.

Теперь процесс осуществляется намного точнее и корректнее, чем расчёт по инвентаризации жилья. Рассмотрению для расчёта ставки подлежат следующие аспекты:

  • Месторасположение;
  • Инфраструктура;
  • Доступность транспорта рядом;
  • Площадь, тип, размер, год постройки объекта и стоимость материалов.

Как можно снизить налоговую нагрузку?

Существует два законных способа уменьшения суммы налоговых платежей: вычет и льготы.

Вычет — это базовая площадь, определенная государством, за которую не нужно платить:

  • 20 кв. м. — для квартир;
  • 10 кв. м. — для комнаты в коммунальной квартире;
  • 50 кв. м. — для частных домов.

Налоговый вычет уменьшает площадь недвижимости и сумму кадастровой стоимости в целом. Он производится автоматически, подавать заявление не требуется.

Льготы по налогам на недвижимость в 2021 году предоставляются отдельным категориям граждан, с учётом федеральных и региональных поддерживающих мер. На них имеют право инвалиды, пенсионеры и другие лица, закрепленные на региональном уровне.

В том числе необходимо учитывать следующие условия пользования льготами:

  • Льгота распространяется только на один объект недвижимости по выбору налогоплательщика;
  • Льгота не предоставляется на имущество, использующееся в предпринимательской деятельности;
  • Цена недвижимости, рассчитывающей на льготы не может превышать 300 млн. руб.;
  • Если льготу начислили не сразу, то делается перерасчёт в ФНС после предоставления подтверждающих документов.

Помимо этого, налогоплательщик может запросить перерасчёт из-за понижения кадастровой стоимости недвижимости. Завышенные параметры можно оспорить при обращении в соответствующие органы.

Как рассчитать налог на недвижимость в 2021 году?

Налоговая самостоятельно рассчитывает общую сумму налога, на основе таких факторов, как:

  • Налоговый вычет от общей площади;
  • Стоимость 1 кв. м.;
  • Кадастровая стоимость имущества с учётом вычета;
  • Коэффициент периода и доля владения объектом;
  • Региональная налоговая ставка.
Читайте также:
Минфин уверен, что новые преференции нефтяникам неоправданные

В итоге получается следующая формула: (кадастровая стоимость — налоговый вычет) * коэффициент периода владения * доля владения * ставка = налог на имущество.

Физические лица же освобождаются от самостоятельного проведения налоговых расчетов. Они получают квитанции от налоговой службы. Но существует более простой и удобный способ отслеживания налоговых начислений на имущество через портал «Оплата госуслуг», пройдя по ссылке оплата налогов по ИНН. Здесь вы можете оплатить не только имущественные налоги, но и транспортные. С подробностями о выплатах по транспортным налогам вы можете ознакомиться в разделе «Важно знать» по ссылке.

Налоги на недвижимость для физических лиц можно оплатить:

  • по ИНН налогоплательщика (более удобен для поиска налогов с истекшим сроком оплаты);
  • по УИН (подходит для поиска любого вида налогов).

В первую очередь вы должны выбрать налоговое начисление на имущество, затем указать способ оплаты и адрес вашей электронной почты для отправки расчётной квитанции.

Если по каким-то причинам вы внесли сумму больше положенной, то поводов для беспокойства не будет. Вы сможете выбрать два варианта развития событий: оставить средства на счёте налогоплательщика на портале nalog.ru. (это будет учитываться при проведении будущих оплат по имущественным налогам), либо оформить возврат. Подать соответствующее заявление нужно в личном кабинете онлайн или при посещении налоговой инспекции.

Обновление данных на сайте «Оплата госуслуг» производится ежедневно в ГИС ГМП и ФНС. Изменение статуса и остаток задолженности по оплаченным налогам обновляются в течение 7-10 рабочих дней с момента проведения вами оплаты налога на недвижимость в 2021 году. В случае частичной оплаты срок может увеличится до 15 рабочих дней. На официальном сайте ФНС данные об оплате в свою очередь обновляются в течение 14 рабочих дней с момента оплаты налога.

Зарегистрироваться на сайте и пользоваться мобильным приложением «Оплата госуслуг» при оплате имущественных налогов в 2021 году безопасно и легко. Сервис станет вашим надёжным помощником в решении всех вопросов.

Темная сторона кадастра: с москвичей возьмут повышенный налог на недвижимость

В 2021 году в Москве с опозданием на год прошла очередная государственная кадастровая оценка (ГКО) недвижимости. Процедура была запланирована на 2020 год, но помешала пандемия. В результате кадастровая стоимость квартир выросла в среднем на 21% — сказался беспрецедентный 40%-ный рост рыночных цен. Многих москвичей ждет сюрприз: в прошлый раз переоценка проводилась в 2018 году, и тогда кадастровая стоимость их недвижимости в среднем снизилась на 10%.

В Москве установлена прогрессивная налоговая шкала на жилую недвижимость: чем дороже квартира, тем выше ставка налога. По минимальной ставке 0,1% рассчитывается налог для квартир, чья кадастровая стоимость составляет до 10 млн рублей включительно. У квартир стоимостью от 10 млн до 20 млн рублей ставка уже 0,15%, от 20 млн до 50 млн рублей — 0,2%, от 50 млн до 300 млн рублей — 0,3%. Для любой недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн рублей, применяется повышенная налоговая ставка в 2%.

Чем дороже квартира, тем выше налог. Но резкое повышение оценки приводит к тому, что жилье переходит из одной категории в другую. То есть растет не только налоговая база, но и ставка налога. Допустим, до переоценки кадастровая стоимость квартиры была 8,5 млн рублей. К ней применялась налоговая ставка 0,1%, то есть собственник платил 8500 рублей в год.

По итогам переоценки стоимость квартиры выросла на 20% и составила 10,2 млн рублей. Согласно московским законам, ставка налогообложения для такой квартиры будет уже не 0,1%, а 0,15%. И владельцу, по идее, нужно платить 15 300 рублей — то есть почти вдвое больше. Правда, закон страхует от такого резкого роста налогов, поэтому выплачиваемая государству сумма будет расти постепенно, не быстрее чем на 10% в год, пока не дорастет до 15 300 рублей.

До недавнего времени 77% московских квартир имели кадастровую стоимость ниже 10 млн рублей и облагались налогом на имущество по ставке 0,1%. Сегодня количество таких квартир сократилось до 70%, объясняет общественный уполномоченный в Москве по вопросам судебной экспертизы, кадастровой оценки и оспариванию кадастровой стоимости Кирилл Кулаков.

«Если учесть, что всего в Москве почти 4 млн квартир, то, значит, с нового года платить по ставке налога 0,15% будут 1,2 млн семей, что на 280 000 семей больше, чем сейчас», — подчеркнул он.

По оценкам эксперта, знакомого с результатами кадастровой оценки, 480 000 собственников квартир, которые перешли в категорию «дороже 10 млн рублей», — это жители ЦАО. 150 000 из них владеют «однушками». Еще порядка 700 000 владельцев недвижимости в пределах от 10 млн до 20 млн рублей — это владельцы квартир в «новой вторичке», то есть недавно построенных ЖК по всей Москве.

Еще более драматичное повышение налога ожидает собственников высокобюджетного жилья, которое в результате ГКО «перешагнуло» порог кадастровой стоимости в 300 млн рублей. Их налоговая ставка вырастет почти в семь раз — с 0,3% до 2%. За квартиру стоимостью 290 млн рублей владелец платил 870 000 рублей. При подорожании на 20% стоимость квартиры становится 348 млн, а налог — 2%, то есть государству нужно будет отдавать 6,96 млн рублей.

Партнер и руководитель практики оценки активов Consul Group Александр Вереин проанализировал результаты ГКО и выяснил, что в Москве 204 объекта жилой недвижимости, кадастровая стоимость которой выше 300 млн рублей: 141 квартира и 63 апартамента. Причем количество квартир из «клуба 300 млн рублей» в результате переоценки увеличилось всего на шесть лотов, а вот апартаментов — вдвое, с 30 до 63.

Читайте также:
С садоводов не будут брать пошлину за добычу воды

Неприятный сюрприз ждет и владельцев квартир, которые в результате ГКО получат кадастровую стоимость более 50 млн рублей: для них налоговая ставка вырастет с 0,2% до 0,3%, а непосредственно налоговый платеж, по оценке члена правления AREA Дмитрия Халина, — в 1,8-2 раза. Халин полагает, что в Москве порядка 15 000 таких жилых единиц: это могут быть премиальные квартиры в ЦАО площадью 80-100 кв. м, жилье бизнес-класса на 120-150 кв. м и даже многокомнатные квартиры комфорт-класса площадью 180-250 кв. м.

Другие эксперты называют большие цифры. К домам премиальных сегментов можно отнести около 500 строений, в них находится около 45 000-50 000 квартир, то есть около 1% от жилого фонда столицы, подсчитал руководитель «Циан.Аналитика» Алексей Попов. Анна Раджабова, директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум», считает, что такого жилья в Москве порядка 25000 лотов.

Назвать точное количество пока нельзя. На запрос Forbes представитель пресс-службы управления Росреестра по Москве ответил, что ведомство внесет данные ГКО в реестры не ранее января 2022 года, поэтому сейчас не может проанализировать, для каких квартир в результате переоценки поднимется налоговая ставка. Однако собственники, знающие кадастровый номер своего имущества, могут выяснить это самостоятельно: обновленные данные о кадастровой стоимости уже выложены на портале правительства Москвы.

У аудиторов намечается недостача

Рэнкинг российских аудиторских организаций и групп обнаружил начавшуюся рецессию в отрасли

Юбилейный, 25-й выпуск рейтингов крупнейших российских аудиторских организаций и групп, составленный рейтинговым агентством RAEX («РАЭКС-Аналитика»), выявил начавшуюся рецессию на этом рынке финансовых услуг. Смягчить негативные тенденции аудиторам удалось за счет клиентов, которых заказывать проверки впрямую обязывает закон.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ / купить фото

Спокойно, мы падаем

Суммарная выручка топ-100 российских аудиторских организаций составила в 2019 году 38,24 млрд руб. против 39 млрд руб. годом ранее, снизившись за год на 2%. Этого оказалось недостаточно, чтобы обогнать инфляцию, которая, по Росстату, в прошлом году составила 3% Таким образом, за последние три года ведущие аудиторы страны лишь в 2018 году смогли существенно нарастить свои обороты (+9%), ведь и в 2017-м в этом сегменте наблюдался спад (–5%).

Вниз рынок тянут, как ни странно, суммарные показатели лидеров — компаний «большой четверки». В 2019 году на их долю пришлось 72% от всей выручки по рэнкингу — 27,38 млрд руб. (–4,8% к прошлому рэнкингу, когда «четверке» удалось заработать 28,76 млрд руб.). А вот за вычетом этих компаний совокупный доход других участников рэнкинга увеличился на 6% — более 60 компаний из рейтинга завершили год увеличением своих доходов.

Это видимое противоречие объясняется довольно просто. На рынке аудита выделяются два основных сектора: проверки обязательные (от них нельзя уклониться — закон принуждает) и инициативные (то есть добровольные). В 2019 году общее число этих проверок (на профессиональном языке — аудиторских заключений), по данным компаний—участниц рейтинга, в целом возросло на 5,3% (до 18 324). При этом заключений по обязательному аудиту стало на 6,9% больше (16 415), а по инициативным проверкам меньше — на 6,7% (1909). Во-первых, это свидетельствует о том, что в 2019 году аудиторы стали работать интенсивнее за меньшие деньги. А во-вторых, часть «подневольных» клиентов могла предпочесть заказать аудит тем, у кого это стоит дешевле.

Сила обязательств

Общая выручка от аудита (обязательный и инициативный аудит плюс сопутствующие аудиту услуги — согласно форме №2-аудит) у участников рейтинга аудиторских организаций за год снизилась на 3% и составила 21,787 млрд руб. Доходы от консалтинга (услуги, связанные с аудиторской деятельностью) снизились на 1% и составили 16,451 млрд руб. (консалтинг в области финансового, налогового и бухгалтерского учета, юридические консультации, оценка, автоматизация). Сюда же входит и аутсорсинг учетных функций: почти у половины компаний из списка текущего топ-100 есть услуги данного направления.

Самый больший по размерам и самый устойчивый сектор — обязательный аудит, который проводится в силу законов, по итогам 2019 года увеличился на 2% (то есть все равно ниже инфляции) и составил 16,314 млрд руб. Число аудиторских заключений составило 16 415, увеличившись на 6,9%. Чтобы вывести рынок в плюс, этого оказалось недостаточно, так как на 22% — до 2,745 млрд руб.— снизилась выручка участников рейтинга, полученная от инициативных проверок, одновременно при снижении числа заключений в этом секторе до 1909 (–6,7%). Упали и доходы в сегменте сопутствующих аудиту услуг (например, проверки промежуточной консолидированной отчетности или аудит нефинансовой отчетности). По итогам 2019 года выручка здесь составила 2,729 млрд руб., уменьшившись год на 3%.

Налицо стремление клиентов сократить расходы на инициативных процедурах, необходимых для получения объективной информации — менеджментом и собственниками, инвесторами и кредиторами.

Сеанс групповой терапии

Схожие тенденции выдает анализ итогов и другого рэнкинга рынка аудита — в разрезе крупнейших аудиторских групп. Участниками этого отдельного списка стали 70 аудиторских групп, которые позволяют пристальнее посмотреть на деятельность не только самих аудиторских организаций, но и связанных с ними консалтинговых компаний. Здесь также наблюдается формальный рост на 1% (выручка участников увеличилась за 2019 год до 74,49 млрд руб.), оказавшийся ниже инфляции.

Более трети выручки 2019-го у крупнейших аудиторских групп приходится на аудит — 26,83 млрд руб. (36%). По данным участников рейтинга, это на 1,5% меньше, чем годом ранее (27,25 млрд руб. за 2018-й). Консалтинговые услуги принесли участникам рейтинга больше — всего 47,66 млрд руб., на 2,5% больше, чем в 2018-м (46,51 млрд руб.).

Читайте также:
Бюджетное правило не играет на пользу рублю

Как мы считали

Самый небольшой сегмент — оценочная деятельность — принес участникам рэнкинга 1,581 млрд руб. (рост за год на 7,9%).

Объем услуг налогового и юридического консалтинга у аудиторских групп составил по итогам 2019 года 1,291 млрд (6,5%) и 1,181 млрд (5,9%) руб. Спрос преобладал на консультации по текущим вопросам деятельности и сопроводительные консультации в ходе налоговых проверок, обжалование решений налоговых органов, налоговый аудит и анализ налоговых рисков.

По словам участников рэнкинга, в текущем году востребованными остались абсолютно все услуги в области налогового консалтинга. «Понятным образом на время сократилась возможность и необходимость лично присутствовать на допросах, при представительстве интересов наших клиентов на различных мероприятиях в ФНС, при выемках и иных операциях, ограниченных в связи с текущим режимом повышенной готовности. Но добавилось большое число обращений, где нужна проработка вопросов, возникающих при обращении за господдержкой. Плюс перед нами возник огромный пласт работы по изучению и сопоставлению федерального и регионального нормотворчества в области налогообложения и иных преференций от государства. Также, несмотря на сокращение выездных проверок, у налоговых органов пока не сократился интерес к обычной деятельности компаний, поэтому важно вовремя отвечать на большое число запросов по предоставлению документов или информации, поступающих налогоплательщикам. Более того, застывшие на время карантина судебные дела наконец сдвинулись с мертвой точки. Мы ожидаем повышенный спрос на услуги по сопровождению налоговых споров, который объективно возникнет, когда закончится мораторий на проведение налоговых проверок и начнется активная стадия рассмотрения результатов, вынесения решений и так далее»,— говорит Клара Валентина Воробьева, руководитель практики налогового консультирования МЭФ PKF.

Спрос ожидается и на услуги юридического характера. «Очевидна огромная волна споров, которая накроет суды в ближайшее время. Два месяца простоя бизнеса повлекут за собой накопленные претензии, что перерастет в споры об изменении и отказе от договоров, взыскании дебиторской задолженности, трудовые споры и споры в области аренды. После первой волны будет вторая — оспаривание сделок по выводу имущества. В мае были востребованы практики трудового и административного права, также для крупных компаний был важен и вопрос о том, можно ли включиться в список системообразующих предприятий, которые смогут рассчитывать на поддержку государства»,— рассказывает Ольга Савина, управляющий партнер Parallel Legal Consulting.

Наиболее емкие секторы консалтинговых услуг — ИТ-консалтинг и финансовый консалтинг. В структуре доходов крупнейших аудиторских групп они составляют 3,424 млрд (доля — 17,2%) и 2,948 млрд (14,8%) руб. соответственно*. «Интенсивное развитие компьютерных технологий, потребность в автоматизации финансово-хозяйственной и производственной деятельности приводят к необходимости разработки и сопровождения программных комплексов. При участии специалистов нашей компании на платформе «1С: Предприятие» разработаны и активно используются в практической деятельности различные решения для автоматизации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета на предприятиях различных отраслей промышленности,— комментирует Наталья Бородина, первый заместитель генерального директора компании «Аудит-НТ».

Опыт, полученный во время карантина, развитие удаленных форматов деятельности может привести к активизации спроса на системы электронного документооборота и для работы с большими данными.

Современные технологи окажут влияние и на сферу аудиторской деятельности. «В новой реальности у аудиторов не остается альтернативы тому, чтобы начать работать с технологиями, связанными со сбором, обработкой, консолидацией и анализом новых форм данных и больших объемов информации»,— говорит Наталья Бородина. Она приводит пример одного из решений в этой области — автоматизированной информационной системы «Аудит», разработанной в соответствии с МСА для автоматизации бизнес-процессов аудиторских компаний: «Применение АИС “Аудит” позволяет использовать методологию организации-пользователя, стандартизировать процесс документирования (от подготовки к проведению аудита до составления аудиторского заключения), автоматизировать максимальное количество аудиторских процедур, минимизировать время работы аудитора, в том числе на формирование рабочих документов и с помощью автозаполнения рабочих документов из учетных систем и файлов, а также повысить качество благодаря уменьшению риска человеческого фактора».

Что дальше

Описанные выше тенденции показывают, что в начавшийся общемировой финансово-экономический кризис, усугубленный остановкой экономики на карантинную паузу, отечественный рынок аудита вошел не в самой лучшей форме. И негативные проблемы, как ожидают сами игроки рынка аудита, будут только нарастать.

«COVID-кризис не ограничился сферой защиты здоровья граждан, он привел к масштабной дестабилизации всей экономической системы. Уже последовали и еще будут происходить серьезные “афтершоки”. В то же время в области профессиональных услуг существует известная инерционность: в апреле—мае мы наблюдали спрос на наши услуги практически на докризисном уровне. Это не должно вызывать иллюзий — главные проблемы, в частности у консультантов, еще впереди. На этом фоне, конечно, будет происходить объективное снижение стоимости консультационных услуг. Но какое и как надолго — пока невозможно предсказать»,— делится мнением Сергей Шапигузов, президент, управляющий партнер ФБК Grant Thornton.

Армен Даниелян, старший партнер и директор по стратегическому развитию группы «Деловой профиль», утверждает, что «к работе в условиях карантина не готов был никто. Пострадали компании, ориентированные на импорт комплектующих, когда срывались поставки, терпели убытки экспортеры, столкнувшиеся с резким падением спроса, большие потери понесли отечественное производство и торговля непродовольственными товарами. Сфера аудита и консалтинга тоже ощутила потери: заказчики сворачивают инвестиционные программы, откладывают выход на новые рынки, сокращают непроизводственные издержки. В краткосрочной перспективе, в поисках выхода из возникшего кризиса, все это может привести к спросу на услуги антикризисного консалтинга в части поиска источников финансирования, реструктуризации обязательств, оптимизации затрат».

Читайте также:
Маршрутки предлагается перевести на безналичный расчет для большей налоговой прозрачности

Проводить аудит стало сложнее

Режим изоляции и карантина, а также перенос сроков утверждения отчетности оказали свое влияние на механизмы проведения аудиторских проверок (подробнее см. результаты опроса на сайте RAEX).

С одной стороны, в текущих обстоятельствах заказчики аудита получили возможность скрупулезно отнестись к замечаниям аудиторов и завершить аудит в «спокойном» режиме, так как, согласно закону №115-ФЗ от 7 апреля 2020 года, срок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности участниками и акционерами обществ был продлен до 30 сентября 2020 года.

В то же время карантин спровоцировал общие сложности, с которыми столкнулись аудиторские компании. Во-первых, не все клиенты оказались одномоментно готовы к полноценной работе в условиях дистанционного режима, что затруднило предоставление удаленного доступа к документам и информационным базам. Во-вторых, сокращение очного взаимодействия с клиентами для получения аудиторских доказательств ограничило аудиторов в выборе необходимых аудиторских процедур.

Суммарно это повышает вероятность не выявить у аудируемой компании нарушения, затрудняет сбор доказательств для формирования мнения о ее деятельности и в конечном счете усложняет соблюдение международных стандартов аудита. Например, в части оценки препятствий при проведении проверки, оценке рисков, подтверждения принципов непрерывности деятельности и прогнозов событий. Это создает предпосылки для невозможности безоговорочно положительного мнения о достоверности отчетности в аудиторском заключении.

Таким образом, с одной стороны, требуемый дополнительный и глубокий анализ мер поддержки экономики и воздействия текущих усилий на деятельность аудируемых компаний приведет к росту трудозатрат аудиторов, а также к необходимости совершенствования технологий аудита, профессионального опыта и дистанционных форматов работы. А с другой — к возможности снижения качества проверок и усилению демпинга, перебоям в занятости специалистов, поскольку в условиях ограничения аудиторских процедур некоторые аудиторские заключения перенесены на поздние сроки.

*Здесь и далее распределение выручки приводится без учета «большой четверки» и «Финэкспертизы» из-за отсутствия структуры выручки от консалтинговых услуг для отражения в рейтинге.

Рэнкинг крупнейших российских аудиторских организаций (субъектов аудиторской деятельности) по итогам 2019 года

Представлены первые 100 компаний—участниц рэнкинга. Полная версия таблицы размещена на сайте www.raex-a.ru.

*Суммарная выручка организации по форме №2-аудит.

**Выручка от аудита означает сумму выручки от обязательного и инициативного аудита, а также услуг, сопутствующих аудиту.

***Для целей рэнкинга приведена доля выручки от аудита и сопутствующих аудиту услуг, которая включает в себя выручку от проведения аудита, обзорных проверок в отношении любых видов финансовой информации, согласованных процедур и заданий, обеспечивающих разумную/ограниченную уверенность, как для российских, так и для иностранных компаний в соответствии с любыми национальными или внутрисетевыми стандартами, отличными от стандартов аудита, принятых на территории РФ, выручку от оказания услуг, связанных с выдачей писем-подтверждений по проспектам эмиссии.

****Среднее число сотрудников и аудиторов за 2019 год приводится с учетом штатного персонала и персонала, работающего по гражданско-правовым договорам.

Расширенная версия рэнкинга и его методика размещены на сайте www.raex-a.ru.

Источник: RAEX, по данным участников рэнкинга.

Рэнкинг крупнейших аудиторских групп и сетей по итогам 2019 года

*В рэнкинге представлены: группы аффилированных лиц, группы юридических лиц, являющихся членами международной аудиторской сети.

**Выручка от аудита означает сумму выручки от обязательного и инициативного аудита, а также услуг, сопутствующих аудиту, по форме №2-аудит.

***Для целей рэнкинга приведена доля выручки от аудита и сопутствующих аудиту услуг, которая включает в себя выручку от проведения аудита, обзорных проверок в отношении любых видов финансовой информации, согласованных процедур и заданий,обеспечивающих разумную/ограниченную уверенность, как для российских, так и для иностранных компаний в соответствии с любыми национальными или внутрисетевыми стандартами, отличными от стандартов аудита, принятых на территории РФ, выручку от оказания услуг, связанных с выдачей писем-подтверждений по проспектам эмиссии.

****Общее число сотрудников на 31.12.2019.

Источник: RAEX, по данным участников рэнкинга.

Взаимоотношения аудиторов и компаний станут сложнее

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Определен перечень общественно значимых организаций

Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)

УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Читайте также:
Производства получат каникулы по земельно-имущественному налогу?

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке

Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.

Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:

  • об аудиторских организациях на финансовом рынке – как лицах, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
  • их должностных лицах;
  • иных лицах, в отношении которых получает персональные данные.

Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм

Введены новые обязанности аудиторских фирм

СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ

НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Расширен предмет аудита

Дополнительно предметом аудита определены:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
  • консолидированная финотчетность, предусмотренная ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).

Аудиторская тайна

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.

В связи с этим аудиторская организация не вправе:

  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • есть квалификационный аттестат аудитора, выданный СРО аудиторов в соответствии с этим ФЗ;
  • член СРО аудиторов.

Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:

  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
  • особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.

Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

Читайте также:
Бизнес-омбудсмен предложил послабления для малого бизнеса

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).

Вот ещё требования, которых ранее не было:

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕ 01.01.2023

Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ОКАЗЫВАЮЩАЯ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.

Отмена аудиторских проверок — это хорошо, или в будущем возможны проблемы?

Многие уже успели порадоваться изменениям, внесенным 19 декабря 2020 года в Закон «Об аудиторской деятельности». Давайте разбираться, в чем суть.

Изменения устанавливают, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия проводится в случаях:

  • если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

Действительно, изменения, с одной стороны, снимают финансовую нагрузку на предприятия с относительно небольшой выручкой. Но для главных бухгалтеров наличие положительного аудиторского заключения подтверждало их правомерные действия по ведению учета и составлению отчетности, что являлось (и является) очень весомым аргументом в случае возможного привлечения главбуха к субсидиарной ответственности.

При этом мало кто обратил внимание на Распоряжение Правительства РФ № 3709-р от 31 декабря 2020 года. Этим распоряжением была утверждена «Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года» (далее — Концепция).

Это Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3709-р «Об утверждении Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года»

Если отбросить общие слова и декларативные высказывания, то в Концепции можно выделить несколько основных моментов, которые окажут влияние не только на аудиторские организации, но и на ведение бизнеса в целом.

Подводные камни

В Концепции указывается, что главной целью дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ является формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг. При этом целевая модель организации, регулирования, осуществления аудиторской деятельности, а также контроля (надзора) за аудиторской деятельностью основывается на современных международно признанных стандартах.

Для достижения указанной цели должны быть реализованы следующие меры.

1. Введут понятие «общественно значимые организации» и «общественно значимые организации на финансовом рынке».

2. Планируется вновь (!) пересмотреть сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательного подтверждения достоверности информации, проводимого в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов.

Читайте также:
Пенсии должны двукратно превышать инфляцию

3. Будет проведена дифференциация аудиторских организаций в зависимости от общественной значимости информации об обслуживаемых ими аудируемых лицах. В частности, будет повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно значимые организации (прежде всего, на финансовом рынке), совершенствование процедур регистрации таких аудиторских организаций.

Скорее всего, это подготовка условий для нового передела рынка аудиторских услуг.

3. Введут в законодательство РФ понятие «руководитель задания по аудиту» и установят требования к лицам, назначаемым руководителями заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций. Фактически, это лицо, назначенное для персональной ответственности за качество аудиторской проверки.

4. Пвысят вовлеченность аудиторского сообщества в национальную систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в борьбу с коррупцией, в том числе с подкупом иностранных должностных лиц. Боюсь даже представить, насколько будут вовлечены аудиторы в эту борьбу.

5. Усиление ответственности субъектов экономической деятельности за недостоверность их бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также за уклонение от проведения обязательного аудита этой отчетности, совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности аудиторских организаций, аудиторов перед заказчиками аудиторских услуг и иными лицами, заинтересованными в этих услугах.

Возможно дальнейшее увеличение штрафов для организаций.

6. Совершенствование методик проверки аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами исполнения организациями, которым оказываются аудиторские услуги, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также требований антикоррупционного законодательства, в том числе по противодействию подкупу иностранных должностных лиц.

А важнейшими факторами обеспечения такого поведения являются своевременное выявление случаев недобросовестного поведения и неотвратимость соразмерного наказания в отношении недобросовестных аудиторских организаций, аудиторов.

Как говорится, без комментариев.

7. Предлагается развитие членской базы аудиторов, в том числе посредством, привлечения в качестве членов саморегулируемой организации аудиторов представителей, связанных (смежных) видов экономической деятельности (специалистов по бухгалтерскому учету, иных специалистов).

Интересно, если главный бухгалтер станет членом саморегулируемой организации аудиторов будет ли он обязан сообщать в Росфинмониторинг обо всех подозрительных сделках?

Для усиления ответственности аудиторов предлагается:

  • совершенствовать институт признания аудиторских заключений заведомо ложными, а также разработать процедуры признания аудиторских заключений ненадлежащими в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности;
  • ввести административную ответственность аудиторских организаций, аудиторов за грубые нарушения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности;
  • совершенствовать механизм уголовной ответственности за преступления в сфере аудиторской деятельности.

В качестве «пряника»

В Концепции декларируется укрепление обеспечивающего основу взаимоотношений аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц института аудиторской тайны, имея при этом в виду общественную значимость услуг, оказываемых этими субъектами.

Как вы понимаете, об аудиторской тайне можно просто забыть.

Кроме того, уточнят перечень случаев, в которых неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение 3 последовательных календарных лет не влечет аннулирование его квалификационного аттестата аудитора.

И наконец, провозглашается пересмотр программ повышения квалификации аудиторов в области оказания аудиторских услуг кредитным и не кредитным финансовым организациям, ориентация таких аудиторов в первую очередь на развитие компетенций и навыков, необходимых для оказания аудиторских услуг в финансовой сфере.

Главное

Главное, что заложено в Концепции: при организации и осуществлении управления качеством, контроля внутри аудиторской профессии особое внимание должно уделяться исполнению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований законодательства РФ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требований законодательства о противодействии коррупции, в том числе в случаях выявления подкупа иностранных должностных лиц.

В этой связи совершенствованию и укреплению подлежат формы и методы взаимодействия саморегулируемой организации аудиторов, Федерального казначейства и Банка России с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Конечно же, только в целях развития отечественного аудита в 2022 году начнет функционировать единый рынок аудиторских услуг в Евразийском экономическом союзе. В связи с этим в краткосрочной перспективе должно быть принято Соглашение об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза. Законодательство РФ об аудиторской деятельности должно быть приведено в соответствие с этим Соглашением, государствами — членами Евразийского экономического союза должны быть устранены барьеры и ограничения доступа на национальные рынки аудиторских услуг.

Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России нужно обеспечить реализацию Концепции, в 3-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции.

Выводы

Произойдет передел рынка аудиторских услуг.

Многие, особенно мелкие, аудиторские фирмы просто исчезнут, а оставшиеся будут более тесно сотрудничать с государством.

При проведении аудиторской проверки в соответствии с международными стандартами предприятию будет сложнее получить безусловно положительное заключение по итогам проверки.

В случае вовлечения главных бухгалтеров в качестве членов саморегулируемой организации аудиторов, скорее всего, для них установят ответственность за сокрытие сведений по применению предприятием схем налоговой оптимизации.

Для тех, кто думает работать, государство дает время для исправления «ошибок» при ведении бизнеса, а для остальных, как говорится — кто не спрятался, я не виноват.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: