Минздрав постоянно работает над повышением налога на алкоголь

7 нарушений прав работников, о которых работодатели не всегда знают

Работодатели помнят, что надо оформлять сотрудников по трудовому договору, вовремя платить зарплату и отпускать на выходной. Но по Трудовому кодексу у работников гораздо больше прав, чем обычно знают работодатели. Такое незнание — риск получить от Роструда штраф до 100 000 ₽ и бестолковый судебный кейс. Рассказываем, как делать нельзя, и как надо по закону.

1. Не индексировать зарплату

❌ Принять работника в штат, установить размер зарплаты и годами не повышать его. Или повышать, но за увеличение обязанностей или карьерный рост.

✅ Чтобы работники не страдали от инфляции, работодатели обязаны периодически индексировать зарплату. Это обязанность из ст. 134 ТК РФ.

Индексация зарплаты — это её повышение исходя из роста розничных цен на товары и услуги. При этом работник продолжает выполнять ту же работу.

Для госслужащих индексация прописана в законе. А вот частники должны сами решить, как часто и на какой процент будут индексировать зарплату персонала. Порядок прописывают в трудовом договоре или локальном акте, например, положении об индексации зарплаты. Если порядок прописан — уже полдела. Осталось соблюдать его и вовремя повышать зарплату.

Если работодатель не установил сроки и размер индексации, это не повод её не проводить. Периодичность можно взять любую — раз в полгода или в год. Коэффициент повышения можно рассчитать исходя из индекса потребительских цен за прошлый год. К примеру, за 2019 год инфляция составила примерно 5 %. На столько можно увеличить зарплату.

Регулярные премии и надбавки не заменяют индексацию. Эти выплаты входят в систему оплаты труда. Они зависят от качества и количества работы, а рост цен на продукты тут ни при чём. Это позиция Верховного суда РФ из Определении № 89-КГ18-14.

Индексировать можно оклад или переменную часть зарплаты — например, процент от продаж. Главное, чтобы в итоге повысился реальный размер зарплаты.

2. Штрафовать

❌ Штрафовать работников за недостачу, опоздания, разговор с клиентом не по скрипту. Суммы штрафов удерживать из зарплаты.

✅ Поддерживать дисциплину и наказывать персонал можно только тремя способами из ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор и увольнение по статье. А деньги за недостачу и сломанную мебель надо вычитать по правилам о материальной ответственности из ст. 238 ТК РФ.

Штрафовать работников нельзя. Мы уже рассказывали об этом в нашей статье.

Как за витиеватую систему штрафов, так и за разовое наказание работодатель сам рискует получить штраф от инспектора Роструда. А от работника — иск о взыскании недополученной из-за штрафов зарплаты.

3. Обязать пройти проверку на полиграфе

❌ Поставить работника в условия, когда он не может не согласиться пройти проверку на детекторе лжи. Если окажется, что он ворует или сливает информацию конкурентам, вычесть из зарплаты недостачу, уволить по статье или намекнуть написать заявление по собственному.

✅ Считается, что полиграф по телесным реакциям способен показать, врёт человек или нет.

Проверять работников на полиграфе не запрещено. Делать выводы и принимать меры, в принципе, тоже. Но тут есть два требования закона.

Работник должен дать согласие на проверку. Тест на полиграфе по своей сути — медицинская экспертиза. Ее можно проводить только с согласия человека. Об этом сказано в ст. 21 Конституции РФ.

Согласие должно быть добровольным. То есть работник подписывает его без давления. Хитрить и предлагать подписать согласие на «психологическое тестирование» тоже нельзя. Работник должен чётко понимать, что соглашается именно на устройство с подключением к телу проводов и конкретные вопросы. Отказаться от проверки работник может в любой момент, хоть в середине опроса. Уволить, оштрафовать или вычесть из зарплаты расходы на выезд полиграфолога нельзя.

Если работник в суде докажет, что согласился на полиграф под угрозой увольнения или плохих рекомендаций для эйчаров, работодатель оплатит моральный ущерб. Шанс доказать принуждение большой. Любые сомнения суды трактуют в пользу работника.

Проверка на полиграфе не должна заменять объяснительную, ревизию, акт об ущербе, докладную записку и приговор суда. Результаты теста на полиграфе юридически не доказывают, что работник нарушил закон. Трудовой кодекс не знает такой процедуры. Если работник оспорит увольнение или удержание из зарплаты, сослаться на полиграф не получится. На языке судопроизводства это называется недопустимым доказательством.

Для вычетов из зарплаты, надо соблюсти процедуру привлечения к материальной ответственности из главы 39 ТК РФ. Это создание комиссии, подсчёт ущерба, объяснение работника и приказ об удержании. Полная пошаговая инструкция есть в нашей статье.

Чтобы уволить за воровство, обращаются в полицию и дожидаются приговора суда. Так сказано в ч. 6 ст. 81 ТК РФ.

За слив коммерческой тайны, прогулы и пьянство увольняют после оформления дисциплинарного взыскания по ст. 193 ТК РФ. Инструкция здесь.

4. Заставить работать сверхурочно, в выходной или в ночь

❌ Перевести работника на ночную смену, заставить задержаться, назначить инвентаризацию на выходной. Согласие не спрашивать, за переработку не доплачивать.

✅ Работник обязан быть на работе в часы, которые прописаны в трудовом договоре и правилах трудового распорядка. Рабочее время не должно превышать 40 часов в неделю — ст. 91 ТК РФ.

Для работы сверх нормы с работника берут письменное согласие и добавляют к зарплате.

Сверхурочная работа — это работа после смены, дополнительная смена или работа в выходной. Продолжительность ограничена: не больше 4 часов за две недели и 120 часов в год. Правило — из ст. 99 ТК РФ.

Сама по себе переработка не запрещена. Но должна быть цель: выгрузить скоропортящиеся продукты, заменить невышедшего баристу, починить прорванную трубу. Привлекать к допработе нельзя беременных и несовершеннолетних. А инвалиды и матери детей до трех лет могут отказаться.

Читайте также:
Бюджет федерального уровня набирает на треть больше поступлений

За сверхурочную работу доплачивают. За первые два часа — в полтора раза больше, за последующие часы — в два раза. Вместо доплаты работник может выбрать выходной — ст. 152 ТК РФ.

В ночное время работают с 22 до 6 часов. Ночная смена короче дневной на один час. Для разового выхода в ночь с работника берут письменное согласие. Чтобы полностью перевести работника на ночной режим, оформляют допсоглашение к трудовому договору. Подробности — в ст. 96 ТК РФ.

Каждый час ночной работы оплачивается больше на 20 %.

Часто в трудовой договор записывают, что рабочий день ненормированный. Это значит, работника можно иногда оставлять после смены и обязывать выйти в выходной. Брать письменное согласие не нужно. Объём допчасов записывают в трудовой договор.

Если переработка выпала на выходной или праздник оплату удваивают. Либо — по желанию работника — надбавку заменяют лишним выходным. Правила из ст. 153 ТК РФ.

5. Оставить работника без перерыва на обед

❌ Не прописать в документах время обеда. Провести в обед совещание. Не обеспечить место для еды, если в помещении постоянный поток клиентов.

✅ В течение дня работнику полагается перерыв для еды и отдыха — ст. 108 ТК РФ.

Обед длится не меньше 30 минут, но не больше двух часов. Точное время прописывают в трудовом договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Роструд штрафует, если точного времени нет, плавающие обеды не считаются.

В обеденный перерыв работник может уйти гулять и по магазинам. Запрещать нельзя, это его время — ст. 106 ТК РФ.

Работников с рабочим днём меньше четырёх часов можно оставить без обеда. Но если по документам он есть, надо отпускать.

Особый случай — когда по характеру работы человек не может оторваться и уйти поесть. В таком случае работодатель организует отдельное место для еды и кратковременную замену другим сотрудником.

6. Не выдать при увольнении справку 2-НДФЛ

❌ При увольнении не выдать справку 2-НДФЛ, хотя работник просил письменно.

✅ Справка 2-НДФЛ показывает, сколько работник заработал, а работодатель — удержал налога.

2-НДФЛ нужна уволенному, чтобы встать на учёт по безработице, отдать в бухгалтерию на новом месте для расчёта пособий. Ещё — для оформления кредита. Справку делает работодатель. Но человек может сформировать её самостоятельно через личный кабинет налоговой инспекции — если у него есть аккаунт.

В день увольнения работнику вместе с трудовой книжкой выдают справку 2-НДФЛ за текущий год и два предшествующих. Для этого работник пишет заявление. Так сказано в ст. 84.1 ТК РФ и ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ.

Уже уволенному и забытому сотруднику справку выдают в течение трёх дней после письменной просьбы или в этот же срок отправляют почтой. Это сказал Минтруд в Приказе № 182н.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

7. Запретить менять банк для зарплатной карты

❌ Выбрать зарплатный проект и платить работникам только на карту этого банка. Отказать работнику получать зарплату на карту другого банка. Причина — бухгалтерии неудобно, бизнесу невыгодно.

✅ Работодателю не запрещено выбирать банк для зарплат всему коллективу сразу. Если сотрудника устраивают условия обслуживания, всё нормально. Но если работник хочет поменять банк, отказать нельзя. Придётся платить на карту, которую выбрал работник. Так сказано в ст. 136 ТК РФ.

Работник обязан сообщить, что меняет банк и дать новые реквизиты для перевода не позже 15 календарных дней до дня зарплаты. Если протянет с сообщением, можно платить на карту в старом банке. Но следующий перевод делают уже на новую.

Работник вправе менять банк и карту сколько угодно, ограничений нет.

Аргументы, что бухгалтерии удобно платить через один банк, а не терять деньги на межбанковской комиссии, не сработают. Право работника на смену банка безусловно. Вычитать из зарплаты комиссию за перевод нельзя. У работника есть право получить полную зарплату, а комиссия — издержки работодателя на бизнес.

Статья актуальна на 08.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.11.2021 № 29 “О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)”

Документ является поправкой к

Зарегистрирован 12.11.2021 № 65801

Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 16.11.2021 г.

Вступает в силу с 17 ноября 2021 г.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2019, № 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 “Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

1. Внести изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” (зарегистрировано Минюстом России 26.05.2020, регистрационный № 58465) с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.11.2020 № 35 (зарегистрировано Минюстом России 16.11.2020, регистрационный № 60909) и от 11.10.2021 № 25 (зарегистрировано Минюстом России 14.10.2021, регистрационный № 65406), согласно приложению.

Читайте также:
Что будет при повышении НДС до 20 процентов

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

А.Ю.Попова

Приложение к постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. № 29

Изменения, вносимые в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”

1. В пункте 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” (далее – Постановление) цифры “2022” заменить цифрами “2024”.

2. В санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”, утвержденных Постановлением:

1) в подпункте 3.1.1:

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

“- лиц с диагнозом “внебольничная пневмония”, “острая респираторная вирусная инфекция” и “грипп”;”;

б) дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

“- лиц, поступающих в стационар медицинской организации для оказания им медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в организации социального обслуживания для детей и взрослых.”.

2.2. Пункт 3.2 дополнить абзацем следующего содержания:

“Время доставки материала для исследования на COVID-19 в лабораторию не должно превышать 24 часов с момента его отбора.”.

2.3. В абзаце втором пункта 3.4 слово “Роспотребнадзора” заменить словами “федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),”.

2.4. Абзац первый пункта 3.5 изложить в следующей редакции:

“3.5. Медицинская организация, установившая предварительный или заключительный диагноз COVID-19, направляет в установленном порядке” в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), по месту выявления заболевания, экстренное извещение в отношении пациента, у которого выявлено заболевание COVID-19.”.

2.5. Дополнить сноской 1 следующего содержания:

1 пункты 24-27 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 “Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней”, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4 (зарегистрировано Минюстом России 15.02.2021, регистрационный № 62500), действующим до 1 сентября 2027 года.”.

2.6. Пункт 3.7 дополнить абзацем следующего содержания:

“При проведении в медицинской организации лечебно-диагностических процедур лицу с заболеванием COVID-19, находящемуся на амбулаторном лечении, такой организацией должен обеспечиваться режим, исключающий контакт с иными лицами, за исключением лиц, являющихся работниками медицинской организации.”.

2.7. Пункт 3.8 изложить в следующей редакции:

“3.8. Лицо, контактировавшее с больным COVID-19, должно находиться в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания).

Изоляции не подлежат лица, прошедшие полный курс вакцинации против COVID-19 в течение последних шести месяцев, и лица, переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев, при отсутствии у них симптомов заболевания.

Выявление лиц, контактировавших с больным COVID-19, осуществляется по месту их фактического проживания территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также медицинской организацией в очаге по месту жительства больного COVID-19 с последующей передачей информации в указанный территориальный орган.

Отбор проб биологического материала у лица, контактировавшего с больным COVID-19, проводится при установлении факта контакта с больным вне зависимости от наличия симптомов заболевания и иммунного статуса. Лабораторное исследование биологического материала проводится любым из методов, определяющим генетический материал или антиген возбудителя COVID-19 с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выписка лиц, контактировавших с больным COVID-19, у которых не появились клинические симптомы в течение периода медицинского наблюдения, проводится после получения отрицательного результата лабораторного исследования материала на COVID-19 методом, определяющим генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отбор материала для лабораторного исследования должен проводиться на 10 – 12 день со дня последнего контакта с больным COVID-19.”.

2.8. В пункте 3.12 слово “Роспотребнадзора” заменить словами “федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)”.

2.9. В пункте 3.15 слово “Роспотребнадзора” заменить словами “федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),”.

2.10. В пункте 4.2:

1) абзац восьмой дополнить словами “, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям 2 .”;

2) дополнить сноской 2 следующего содержания:

2 Статья 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (Собрание законодательства, 1998, № 38, ст. 4736; 2013, № 48, ст. 6165), подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2021, № 27, ст. 5185), приложение № 2 к приказу Минздрава России от 21.03.2014 № 125н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям” (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014, регистрационный № 32115) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 16.06.2016 № 370н (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2016, регистрационный № 42728), от 13.04.2017 № 175н (зарегистрирован Минюстом России 17.05.2017, регистрационный № 46745), от 19.02.2019 № 69н (зарегистрирован Минюстом России 19.03.2019, регистрационный № 54089), от 09.12.2020 № 1307н (зарегистрирован Минюстом России 16.12.2020, регистрационный № 61502), от 03.02.2021 № 47н (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2021, регистрационный № 62438).”;

3) в подпункте 4.2.1 слово “Роспотребнадзора” заменить словами “федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),”.

2.11. В пункте 4.6 слова “(далее – ОРВИ)” исключить.

2.12. Пункт 6.2 дополнить абзацами следующего содержания:

Читайте также:
С компенсационных выплат вахтовикам платить НДФЛ не нужно

“Хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров общественным транспортом городского, пригородного и местного сообщения (включая такси), должно обеспечиваться не реже 2 раз в сутки проведение с применением препаратов вирулицидного действия:

обработки поверхностей пассажирского салона, с которыми осуществляется непосредственный контакт руками человека;

влажной уборки пола пассажирского салона.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими эксплуатацию помещений железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэровокзалов, в аэропортах, морских, речных портах, должно обеспечиваться не реже 2 раз в сутки проведение с применением препаратов вирулицидного действия:

обработки поверхностей, указанных помещений, с которыми осуществляется непосредственный контакт руками человека;

Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году

Судя по новостям о налоговой политике последних месяцев, в ней наметился своеобразный «разворот». Если в кризисном II квартале принимались налоговые послабления в виде отсрочек выплат налогов и снижения ряда выплат для малого бизнеса, то теперь практически все меры налоговой политики на 2021 год, о которых было объявлено, направлены на повышение налоговой нагрузки. В итоге к мерам по повышению налога на доходы физических лиц добавилось резкое увеличение акцизов на табачные изделия, повышение НДПИ для широкого круга добывающих отраслей, а также пересмотр налогообложения контролируемых иностранных компаний. Не стоит забывать, что в 2021 году все это будет происходить на фоне ранее запланированных мер — индексации акцизов на бензин, автомобили, алкогольную продукцию, повышения пороговых уровней оплаты труда для начисления страховых взносов, отмены ЕНВД (что означает необходимость смены налогового режима для более чем 1,9 млн налогоплательщиков), завершения действия «коронавирусных» отсрочек по налогам и постепенного сокращения налоговых льгот.

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Не секрет, что такая «перезагрузка» во многом связана с попытками сгладить текущую бюджетную ситуацию — минимизировать дефицит бюджета. Однако последствия такой налоговой политики для экономики могут оказаться куда более серьезными, чем просто увеличение выплат со стороны тех или иных групп налогоплательщиков. Крайне важно, что вся ситуация с изменением налоговой политики дает обществу четкий сигнал: налоговая политика непредсказуема, и в текущей ситуации она только усиливает общую нестабильность в экономике.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Сам факт, что в течение последних месяцев был выдвинут целый ряд предложений о повышении налогов, уже свидетельствует об отказе от принципа «налоговой стабильности», о котором раньше говорилось как о нашем преимуществе. Так, в мае 2018 года Антон Силуанов заявил: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги». И хотя примеры повышения налоговой нагрузки — то есть, по сути, нарушения этого обещания — были и в 2018-2019 годах (включая повышение НДС до 20%, индексацию акцизов и т. д.), все же предложения по повышению налогов возникали не с такой частотой, как это происходит сейчас.

Важно и то, что новые налоговые меры оказались для участников экономики неожиданными. Например, ни одна из мер налоговой политики, предложенных в последние месяцы, не фигурировала в «Основных направлениях бюджетной политики» на 2019-2021 годы — документе, призванном определять перспективные направления корректировки налоговой системы на перспективу.

Более того, по риторике публичных выступлений официальных лиц все чаще заметно видение налоговой политики не как инструмента по достижению социально-экономических целей, а всего лишь как способа пополнения бюджета, притом за счет тех участников экономики, которые имеют на это средства. Например, при обосновании новых мер налоговой политики представители правительства все чаще используют аргументы о «сложной ситуации», необходимости «всем участвовать в решении проблем», говорят о необходимости повышения налогообложения для так называемых доходных отраслей. По сути это говорит о том, что череда мер по повышению налогов может продолжаться и далее, поскольку «сложная ситуация» пока что далека от разрешения.

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Рост налоговой нагрузки и непредсказуемость налоговой политики может стать серьезным негативным препятствием для восстановления деловой активности, и особенно инвестиционной. Информационный фон, созданный вокруг «налоговой повестки», и реальные факты о принятии мер, повышающих налоговую нагрузку, — все это является негативным сигналом как для российских, так и для иностранных инвесторов, снижающим их интерес к российской экономике. Нарушение обещаний не повышать налоговую нагрузку — это дополнительный неблагоприятный фактор инвестиционного климата с точки зрения инвестора, накладывающийся на наличие административных барьеров, низкий уровень защиты прав собственности и т. п.

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

Читайте также:
Месторождениям снижают налоговые ставки

Необходимо также учитывать, что повышение налогов на одни рынки или секторы экономики не проходит бесследно для других. Так, резкое повышение акцизов на табачные изделия, по оценкам участников рынка, приведет к расширению доли «теневого сектора» на табачном рынке, а следовательно, и к ограничениям продаж у тех компаний, которые являются добросовестными налогоплательщиками. Повышение НДПИ на твердые полезные ископаемые (в том числе и на сырье для металлургической промышленности) будет оказывать сдерживающее влияние на перерабатывающие производства, работающие на этом сырье. Например, основная часть железорудной продукции направляется не на экспорт, а на переработку внутри страны. Нужно принимать во внимание и высокую материалоемкость металлургических производств. Например, по отчетам производителей черных металлов, стоимость материалов может составлять более 70% от себестоимости продукции, при этом доля железной руды — более 10-12%.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть I

льготы по налогам, применение налоговых вычетов.

Часть 1 . Налоговые льготы, льготные ставки и порядок их применения при осуществлении медицинской деятельности

В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На основании пп.2 п.2 ст.149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость медицинские услуги, к которым относятся:

  • услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сбор у населения крови (по договорам с медицинскими организациями, которые оказывают медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях);
  • услуги скорой медицинской помощи населению;
  • дежурство медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патологоанатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 ( далее Перечень)

Эта льгота унаследована Налоговым кодексом от Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”.

В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

Региональные льготы. Налог на имущество

При оплате налога на имущество, если организация уплачивает его исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых для медицинской деятельности, налогоплательщик имеет право уплачивать налог в размере 25% от кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций». Такая льгота может быть установлена и в других регионах Российской Федерации, поскольку право предоставления данной льготы закреплено за субъектами РФ абз. 2 п. 3 ст. 56 НК РФ.

Читайте также:
Волонтеров могут освободить от подоходного налога

Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

В целом порядок применения льгот и последствия их утраты приведен в Таблице 1. «Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты».

Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.

Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.

Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.

– если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ

– если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

– если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

– если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
(п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

– плательщики НДФЛ – получатели доходов, облагаемых по ставке 13% (п.1. ст.219 НК РФ)

Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги

Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.

Второй особенностью является то, что Перечень льготируемых услуг свой для каждого из налогов НДС, НДФЛ, Налогу на прибыль. Следовательно, бухгалтер должен организовать несколько видов учета , чтобы обеспечить получение льготы по каждому из налогов.

Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.

Разъяснения контролирующих органов и судебные решения касаются в основном налога на добавленную стоимость, и сводятся к тому, что услуги исполненные подрядчиком также льготируется при наличии у подрядчика лицензии на соответствующий вид деятельности, в пределах стоимости услуг у подрядчика (Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ Письмо ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/313@,Постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2005 по делу N КА-А40/1214-05).

При большом объеме и номенклатуре оказываемых услуг и привлечении нескольких исполнителей с разными тарифами встает проблема расчета стоимости собственно медицинской части услуг – в пределах стоимости подрядчиков и дополнительного дохода – суммы превышающей стоимость подрядчика; а также правильного оформления договоров и документов.

Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.

Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.

Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.

Читайте также:
Омбудсмены ратуют за перенос внедрения онлайн-касс на 2021

Вологодчина планирует снижение инвестиционного порога для налоговых льгот

Одной из основных форм государственной поддержки является предоставление налоговых льгот.

В настоящее время предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество и транспортному налогу осуществляется организациям (юридическим лицам, не индивидуальным предпринимателям), реализующим приоритетный инвестиционный проект.

Под приоритетным инвестиционным проектом понимаются инвестиционные проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов (далее также – Перечень), реализуемых на территории области по определенным Правительством области видам экономической деятельности одним из следующих субъектов инвестиционной деятельности:

1) осуществляющим вид или несколько видов экономической деятельности, определенных Правительством области, и зарегистрированным на территории области не более чем за три года на дату подачи заявки о включении в перечень (за исключением созданных путем реорганизации) или не зарегистрированным на территории области и имеющим единственное обособленное подразделение, расположенное на территории области, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ не более чем три года на дату подачи заявки о включении в перечень (за исключением созданного путем реорганизации), которым осуществляется (будет осуществлено) строительство и (или) приобретение основных средств, ранее не бывших в употреблении (эксплуатации), общей стоимостью инвестиций более 50 миллионов рублей.

Налог на имущество

Налог на прибыль до 1 января 2023 года

Налог на транспорт

50-100 млн. рублей

Снижение ставки до 13,5 % (снижение на 3,5%)

500 млн.- 1 млрд. руб.

3 года – 100% освобождение;

4 год – снижение на 50%

Снижение ставки до 13,5 % (снижение на 3,5%)

Более 1 млрд. руб.

3 года – 100% освобождение;

4 и 5 годы – снижение на 50%

Снижение ставки до 13,5 % (снижение на 3,5%)

Организация может применять инвестиционный налоговый вычет (вместо льготы по налогу на прибыль).

Применение вычета позволит инвестору уменьшать налог на прибыль, зачисляемый в бюджет области, на сумму 50% расходов на приобретение, строительство (модернизацию) основных средств, предусмотренных инвестиционным соглашением, в течение 5 последовательных лет. При этом он будет обязан уплатить налог на прибыль в бюджет области по ставке 5%.

2) осуществляющим вид или несколько видов экономической деятельности, определенных Правительством области (при этом доля дохода от реализации по соответствующему виду деятельности за год, предшествующий году подачи заявки о включении в перечень, должна составлять не менее 50% в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг)), и зарегистрированным на территории области, которым осуществляется (будет осуществлено) строительство и (или) приобретение основных средств, ранее не бывших в употреблении (эксплуатации), и (или) осуществляется (будет осуществлена) модернизация (реконструкция) основных средств организации общей стоимостью не более 100 млн. рублей;

Минимальная общая стоимость инвестиций устанавливается Правительством области в зависимости от вида экономической деятельности, определенного Правительством области. Вложение инвестиций должно быть осуществлено в течение не более двух календарных лет подряд с момента ввода в эксплуатацию одного из основных средств.

минимальная общая стоимость проекта

– 10 млн. рублей – производство пищевых продуктов (10)

– 15 млн. рублей – растениеводство и животноводство (01)

производство компьютеров, электронных и оптических изделий (26)

– 20 млн. рублей – обработка древесины (16)

– 25 млн. рублей – производство машин и оборудования (28)

– 30 млн. рублей – производство электрического оборудования (27)

Вид льготы – освобождение от уплаты налога на имущество.

Срок предоставления – от 3 до 6 лет (в зависимости от объема инвестиций и места реализации проекта).

Льгота по налогу на имущество

(в зависимости от места реализации проекта)

Г. Череповец, Вологодский, Череповецкий, Шекснинский районы

Бабаевского, Белозерского, Вашкинского, Верховажского, Вожегодского, Вытегорского, Грязовецкого, Кадуйского, Кирилловского, Междуреченского, Сокольского, Сямженского, Усть-Кубинского, Устюженского, Харовского, Чагодощенского районов

Бабушкинский, Великоустюгский, Кичменгско-Городецкий, Никольский, Тарногский, Тотемский, Нюксенский

ВС защитил право инвестора на налоговую льготу

Откуда считать

В 2014–2020 годах «Северсталь — Сортовой завод Балаково» построила и запустила собственный завод строительных металлоизделий в Балаково. На это компания потратила более 650 млн руб. Эту сумму в 2010 году отразили в бухгалтерии как незавершенное строительство. Капитальные вложения в основные фонды показали в балансе за 2013 год после ввода в эксплуатацию объектов предприятия. В декларации по налогу на прибыль за 2017 год общество заявило льготу, предусмотренную законом Саратовской области для инвесторов. Ставка составляет 13,5%.

Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам 7 февраля 2019 года доначислила заводу 172 млн руб. недоимки, решив, что льготу применили неправильно. Налоговая сочла, что ставка могла применяться в течение пяти налоговых периодов с 2010 года, то есть с момента капитальных вложений. И тогда льгота заканчивалась в 2015 году. «Северсталь» с этим не согласилась и оспорила решение с налоговой (дело № А40-248146/2019).

Три инстанции — Арбитражный суд Москвы (30 июля 2020 года), 9-й ААС (24 декабря 2020 года) и АС МО (13 апреля 2021) — поддержали выводы инспекции, указав, что под капитальными вложениями следует понимать затраты, отраженные в бухгалтерском учете. Судьи отклонили доводы «Северстали», что прибыль от завода может быть получена только после его ввода в эксплуатацию. Они при этом отметили, что само по себе строительство уже дает положительный экономический эффект: создает рабочие места, дает прибыль финансовым организациям, продавцам товаров и услуг.

Судьи указали, что льгота по закону № 131-ЗСО Саратовской области предназначена для поощрения капиталовложений. Она предоставляется новым организациям-инвесторам. Поэтому норма о пониженной ставке налога должна реально освободить инвесторов от части налога на прибыль, которая будет получена от использования новых объектов.

Коллегия отметила, что по действующим правилам бухучета только принятые в эксплуатацию объекты считаются законченным строительством. И в рассматриваемом случае к пониженной ставке налога имеют отношение именно завершенные капитальные вложения, а не затраты на строительство. Суд отметил, что иной подход «по существу противоречит законной цели предоставления льготы и нарушает принцип равенства налогоплательщиков». Инвестор оказывается в уязвленном положении, поскольку теряет возможность полноценного использования льготы, что недопустимо.

Читайте также:
Бензину прогнозируют еженедельное подорожание

Что касается экономического эффекта, на который обратили внимание нижестоящие суды, то он действительно был, но для Саратовской области, а не для инвестора.

Судебная коллегия ВС отменила состоявшиеся судебные акты и разрешила спор по существу, удовлетворив требование «Северстали».

Более четкие правила

По словам Марии Спиридоновой, управляющего партнера Легес Бюро Легес Бюро Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × , решение ВС дает надежду на установление более четких правил применения региональных законов и ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ». Там ясно речь идет о применении налоговых льгот при капитальных вложениях, но это не всегда соблюдается.

Налоговые органы постоянно нарушают нормы, установленные самим налоговым кодексом, и основываются на нормах бухгалтерского учета, подменяя одни понятия другими.

Мария Спиридонова, управляющий партнер «Легес-Бюро»

Давид Капианидзе, партнер налоговой практики BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг. × , отмечает, что в случае долгого строительства часто возникали проблемы, подобные указанному в деле. Практика ВС была на стороне инвесторов, и хорошо, что он не стал менять ее.

Уже хорошо то, что ВС не стал менять практику в спорах о применении таких льгот, тем более правительство вновь планирует активно использовать такие льготы для инвестиций.

Сергей Филиппов, юрист фирмы Арбитраж.ру Арбитраж.ру Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) Профайл компании × , говорит, что в рассмотренном деле ВС продолжает развивать тренд о приоритете бухгалтерских и налоговых правил над иными нормативными правовыми актами в налоговых спорах. Это соответствует мысли Конституционного суда, выраженной в определении от 18.01.2005 № 24-О, и позволяет налогоплательщикам рассчитывать на правовую определенность.

Важность учета разумных правовых ожиданий налогоплательщика стала одним из базисов настоящего определения. Думается, что судебная практика на местах будет скорректирована позицией Верховного суда.

Советник BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Международные судебные разбирательства группа Фармацевтика и здравоохранение группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Уголовное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 4 место По выручке 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По количеству юристов Профайл компании × адвокат Денис Савин считает, что поскольку этот спор носит методологический характер и не связан с налоговыми злоупотреблениями, можно предполагать, что ВС задаст уверенный вектор в рассмотрении аналогичных споров.

Определение дает позитивный сигнал инвесторам, так как добавляет определенности в вопросах периодов применения налоговой льготы.

Адвокат юрфирмы «Генезис» Сергей Тимошенко полагает, что это определение непременно должно внести ясность в вопрос, как следует трактовать законодательство субъектов РФ, предоставляющих налоговые льготы в связи с реализацией инвестиционных проектов. Оценить влияние позиции ВС на возможность получения дополнительного объема налоговых льгот следует инвесторам, которые работают не только в Саратовской области, но и в других российских регионах, где используется аналогичный подход к установлению льготного периода налогообложения прибыли от инвестиционных проектов, подчеркивает Денис Храмкин, старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × .

Нечеткость формулировок привела к различному толкованию закона, стала причиной возникшего спора. Законодатель не учел, что термин «реализация инвестиционного проекта» может быть истолкован неоднозначно.

Инвествычет по налогу на прибыль

С 1 января 2018 года для плательщиков налога на прибыль введена дополнительная льгота — возможность применения инвестиционного налогового вычета. О том, что это такое, когда этот вычет выгодно применять и когда от него лучше отказаться, мы поговорим в этой статье.

НК РФ дополнен новой ст. 286.1, соответствующие поправки внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Что такое инвестиционный налоговый вычет

Уникальность инвестиционного налогового вычета (далее — ИНВ, вычет) состоит в том, что впервые в практике налогообложения прибыли законодатель разрешил уменьшать на суммы произведенных налогоплательщиком расходов не налоговую базу, а непосредственно сумму налога, подлежащего уплате. Таким образом, сумму налога можно уменьшить не на 20 % понесенных расходов определенного вида, а на полную сумму таких расходов. Однако есть и некоторые ограничения:

  • не использованную в текущем налоговом периоде сумму ИНВ не всегда можно перенести на будущее;
  • в некоторых случаях всю сумму ранее использованного вычета придется восстановить с доплатой налога и пеней.
Читайте также:
Госдума предложит налоговые льготы по текущему пенсионному возрасту

Условия применения инвестиционного налогового вычета

Применение ИНВ — это право налогоплательщика, а не обязанность. Для этого нужно включить соответствующее положение в учетную политику для целей налогообложения (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). Перечислим основные условия применения вычета.

1. Вычет применяется в отношении:

  • расходов на приобретение основных средств, их сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования;
  • расходов на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и т.п.

Использованная в норме п. 2 ст. 286.1 НК РФ конструкция «и (или)» позволяет считать, что налогоплательщик может выбрать, применять ли ему ИНВ в отношении только одной из двух перечисленных групп расходов или в отношении расходов всех видов. Однако здесь лучше дождаться официальных разъяснений.

2. Вычет применяется в отношении всех осуществленных расходов, относящихся к основным средствам, включенным в 3–7-ю амортизационные группы, и в отношении всех основных средств.

3. Вычет применяется только в случае, если региональным законом введена возможность его использования. При этом субъект РФ может ограничить право применения ИНВ в отношении определенных категорий налогоплательщиков и (или) в отношении определенных категорий основных средств.

4. Вычет в любом случае не могут применять консолидированные группы налогоплательщиков, а также участники региональных инвестиционных проектов и иные лица, указанные в п. 11 ст. 286.1 НК РФ.

5. Принятое решение об использовании вычета или об отказе от его использования можно изменить не ранее чем через три года, если региональным законом не установлен иной срок. Отказаться от применения ИНВ ранее установленного срока невозможно.

Быстро и безошибочно определяйте амортизационную группу в справочнике ОКОФ

Механизм применения вычета

Сразу отметим, что «внутри» налогового периода весь расчет фактически выполняется каждый раз заново, так как сумма налога (авансовых платежей) считается нарастающим итогом.

Шаг 1. Определяем сумму расходов, включаемых в состав вычета

Эта сумма будет равна сумме расходов на приобретение (сооружение и т.п.) и (или) модернизацию (реконструкцию) и т.п. основных средств, в отношении которых возможно применение ИНВ, за отчетный (налоговый) период. Далее будем называть эту сумму «суммой инвестиционных расходов».

Шаг 2. Определяем сумму, которая относится на уменьшение «федерального» налога на прибыль

Эта сумма составляет 10 % величины расходов, определенных в шаге 1, но не более суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Разница между суммой, на которую фактически уменьшен налог на прибыль, и 10 % суммы инвестиционных расходов не может быть использована в следующих налоговых периодах.

Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2018 год составила 3 млн ₽. По итогам года налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, определен в сумме 270 тыс. ₽. В этом случае сумма вычета, уменьшающая налог в «федеральной» части, составит лишь 270 тыс. ₽. Вычет в размере 30 тыс. ₽ (3 млн ₽ × 10 % – 270 тыс. ₽) использовать не удастся, эти расходы «пропадут» для налога на прибыль.

Шаг 3. Определяем предельную сумму вычета для «регионального» налога на прибыль

Для налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ, предельная величина вычета определяется так:

Предельная величина вычета (ПВВ)

Налог по ставке, установленной НК РФ

Налог по ставке
5 %

Отметим, что субъект РФ при введении инвестиционного налогового вычета может установить иное (отличное от 5 %) значение ставки налога для расчета предельного размера вычета.

Шаг 4. Определяем сумму вычета, которая относится на уменьшение «регионального» налога на прибыль

Величина, которая уменьшает налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ, составляет 90 % суммы инвестиционных расходов. К этой величине также добавляется сумма вычета (в «региональной» части), перенесенная с прошлых периодов. При этом налог может быть уменьшен не более чем на ПВВ.

Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2018 год составила 5 млн ₽. По итогам года налоговая база составила 30 млн ₽, ПВВ = 30 млн ₽ × 17 % – 30 млн ₽ × 5 % = 3,6 млн ₽. «Региональная часть» ИНВ составит 90 % инвестиционных расходов, то есть 5 млн ₽ × 90 % = 4,5 млн ₽.

Значит, в 2018 году сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, будет уменьшена на 3,6 млн ₽ и составит 1,5 млн ₽ (30 млн₽ × 17 % – 3,6 млн ₽). Остаток «регионального вычета» в сумме 4,5 – 3,6 = 0,9 (млн ₽) может быть перенесен на 2019 и последующие годы применения вычета.

Пример расчета

ООО «Бета» в октябре 2018 года приобрело и ввело в эксплуатацию производственную линию (4-я амортизационная группа) стоимостью 15 000 тыс. ₽. Срок ее полезного использования — 61 месяц. В феврале 2019 года приобретен станок стоимостью 2 500 тыс. ₽. Его срок полезного использования — также 61 месяц. Иных инвестиционных расходов в 2018 году и в I квартале 2019 года не было.

В субъекте РФ, в котором зарегистрировано ООО «Бета», принят закон, позволяющий применять инвестиционный налоговый вычет. Предельная величина вычета (для «регионального» налога) рассчитывается с применением ставки в размере 5 %. Общество исчисляет ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли.

Налоговая база определена организацией в следующих размерах:

  • за январь — сентябрь 2018 года — 43 000 тыс. ₽;
  • за январь — октябрь 2018 года — 46 000 тыс. ₽;
  • за январь — ноябрь 2018 года — 51 000 тыс. ₽;
  • за 2018 год в целом — 58 000 тыс. ₽;
  • за январь 2019 года — 2 000 тыс.₽;
  • за январь — февраль 2019 года — 16 000 тыс.₽;
  • за январь — март 2019 года — 23 000 тыс.₽.
Читайте также:
Чужой ребенок – не повод для выплаты пособия

Расчет суммы инвестиционных расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и суммы налога (авансовых платежей) к уплате в каждой из его частей за названные периоды приведен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Налоговая база, суммы налога и инвестиционные расходы, тыс. ₽

Таблица 2. Расчет расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и сумм налога (авансовых платежей) к уплате, тыс. ₽

Дадим краткие пояснения.

За период январь — сентябрь 2018 года инвестиционных расходов не было. Это значит, что суммы авансовых платежей (нарастающим итогом) за период составят, соответственно, 1 290 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 3 %) в федеральный бюджет и 7 310 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 17 %) в бюджет субъекта РФ.

За период январь — октябрь 2018 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 15 000 тыс. ₽. Из них на 1 500 тыс. ₽ можно уменьшить налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, и на 13 500 тыс. ₽ — налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ. Фактически же налог уменьшается только в сумме, не превышающей предельную величину.

Таким образом, налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет по итогам 10 месяцев 2018 года, уменьшается на 1 380 тыс. ₽ — до нуля. Все ранее уплаченные в 2018 году авансовые платежи становятся излишне уплаченными (и могут быть возвращены или зачтены в общем порядке). Расходы в размере 120 тыс. ₽ в этом отчетном периоде использовать для уменьшения федерального налога не удастся.

Налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в региональный бюджет, по итогам 10 месяцев 2018 года уменьшается на 5 520 тыс. ₽ и составит 2 300 тыс. ₽. Расходы в размере 7 980 тыс. ₽ остаются неиспользованными.

За период январьноябрь 2018 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но увеличивается налоговая база, а значит, и возможная величина уменьшения налога (авансовых платежей). По итогам этого отчетного периода расходы в «федеральной» части будут использованы полностью — в сумме 1 500 тыс. ₽, а налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 30 тыс. ₽ (1 530 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог (авансовый платеж) в региональный бюджет уменьшится на 6 120 тыс. ₽ и составит 2 550 тыс. ₽ (8 670 тыс. ₽ – 6 120 тыс. ₽).

За 2018 год в целом сумма инвестиционных расходов остается той же, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога (инвестиционные расходы в федеральной части уже использованы полностью). По итогам года (налогового периода) налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 240 тыс. ₽ (1 740 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог в региональный бюджет уменьшится на 6 960 тыс. ₽ и составит 2 900 тыс. ₽ (9 860 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽). Не использованная в 2018 году сумма инвестиционных расходов в размере 6 540 тыс. ₽ (13 500 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽) переносится на следующие налоговые периоды.

За первый отчетный период (январь) 2019 года инвестиционные расходы у ООО «Бета» отсутствуют. Поэтому налог (авансовый платеж) в федеральный бюджет подлежит уплате в полной исчисленной сумме — 60 тыс. ₽. А вот в региональной части авансовый платеж можно уменьшить на инвестиционные расходы, перенесенные с прошлого года, но опять же не более чем до минимального размера, определенного законом. Таким образом, «региональный» налог (авансовый платеж) уменьшается на 240 тыс. ₽ и составляет 100 тыс. ₽.

За период январь — февраль 2019 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 2 500 тыс. ₽. Поэтому «федеральный» авансовый платеж уменьшается на 250 тыс. ₽ и составляет 230 тыс. ₽ (в «федеральной» части инвестиционные расходы будут использованы полностью). «Региональный» авансовый платеж уменьшается на 1 920 тыс. ₽ и составляет 800 тыс. ₽, при этом использовать перенесенные с прошлого года расходы по итогам этого отчетного периода в целом (поскольку налог исчисляется нарастающим итогом) не удастся.

В этой ситуации возможна и иная логика (в таблице мы эти значения отметили *). Поскольку в предыдущем отчетном периоде часть «перенесенных» расходов уже использована, то уменьшать эту использованную часть оснований нет. Однако в этом случае сумма расходов текущего периода, уменьшающих налог (авансовый платеж), уменьшится на ту же величину, то есть сумма налога (авансового платежа) к уплате в любом случае не будет менее 5 % налоговой базы, а неиспользованная сумма все равно будет перенесена на будущее. Иными словами, итоговый результат при любом варианте рассуждений будет одинаковым, разным будет лишь распределение использованного вычета между конкретными основными средствами, которое важно при досрочном выбытии ОС.

Конкретный порядок использования инвестиционных расходов необходимо определить в учетной политике для целей налогообложения.

Тем не менее представляется, что более корректным является именно тот вариант, который отражен в таблице: по аналогии с переносом убытков на будущее сначала используются все инвестиционные расходы текущего периода, а лишь затем — остаток вычета, перенесенный с прошлых лет.

За период январь — март 2019 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога. Авансовый платеж к уплате в федеральный бюджет составит 440 тыс. ₽ (690 тыс. ₽ – 250 тыс. ₽). Расходы, принимаемые в уменьшение «регионального» авансового платежа, составят 2 760 тыс. ₽, в том числе 2 250 тыс. ₽ расходов текущего периода и 510 тыс. ₽ из суммы, перенесенной с 2018 года. Таким образом, авансовый платеж, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ по итогам отчетного периода, составит 1 150 тыс. ₽.

Читайте также:
Месторождениям снижают налоговые ставки

Последствия применения инвествычета

Важно, что по основным средствам, по которым применен вычет, нельзя ни начислять амортизацию, ни применять «амортизационную премию» в соответствующей части расходов. Этот запрет сохраняется, даже если вычет уменьшил сумму налога (авансового платежа), подлежащую уплате, только частично или не уменьшил ее вовсе.

Пример 1

ООО «Альфа» применило ИНВ в отношении расходов на приобретение основного средства. Фактически только часть расходов на приобретение основных средств была использована в уменьшение налога, подлежащего уплате.

Вне зависимости от этого, на оставшиеся расходы на приобретение этого основного средства нельзя ни начислять амортизацию, ни применять амортизационную премию.

Если в будущем это основное средство будет модернизировано и расходы на модернизацию не будут включены в состав ИНВ (например, к этому времени ООО «Альфа» откажется от применения вычета), то расходы на модернизацию можно будет амортизировать, также в отношении таких расходов можно будет применять амортизационную премию.

Если же расходы на модернизацию также будут включены в состав ИНВ (вне зависимости от того, уменьшат ли эти расходы сумму налога, и если уменьшат, то в какой части), то начисление амортизации и применение амортизационной премии будет невозможно и по расходам на модернизацию.

Пример 2

ООО «Гамма» применило ИНВ в отношении расходов на модернизацию основного средства, в отношении расходов на его приобретение вычет не применялся.

В этой ситуации основное средство продолжает амортизироваться в части расходов на приобретение (то есть фактически в прежнем порядке, как будто модернизации не было), а по расходам на модернизацию нельзя ни применять амортизационную премию, ни начислять амортизацию.

Кратко назовем также иные последствия применения вычета.

1. При камеральной налоговой проверке декларации, в которой заявлено применение вычета, налоговый орган вправе требовать пояснения или документы, подтверждающие правомерность применения вычета (п. 8.8 ст. 88 НК РФ). Напомним, что в общем случае требовать пояснения при камеральной проверке можно лишь в строго ограниченном числе случаев, а требовать документы вообще нельзя.

2. Снижается порог признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами: если хотя бы одна из сторон применяет вычет, то достаточно, чтобы общая сумма сделок превысила 60 млн ₽ (в общем случае 1 млрд ₽; пп. 1, 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Восстановление инвествычета

Если организация продаст основное средство, в отношении которого она использовала инвествычет, до окончания срока его полезного использования, то нужно восстановить сумму налога, недоплаченного в связи с применением вычета, и уплатить ее в бюджет с пенями. То же самое нужно сделать и при любом ином выбытии ОС, кроме ликвидации.

Пени рассчитываются со дня, следующего за сроком уплаты недоплаченного налога.

Отметим, что в норме (п. 12 ст. 286.1 НК РФ) речь идет именно о налоге, но не об авансовом платеже, то есть недоплаченная сумма налога определяется только по итогам года (налогового периода), а не отчетных периодов.

Распределение вычета между ОС при его неполном использовании

Как мы видим, при досрочном выбытии основного средства недоплаченный налог, подлежащий доплате, определяется только по этому объекту. Это означает, что налогоплательщику необходимо вести учет инвестиционных расходов, уменьшающих сумму уплаченного налога, по каждому объекту основных средств в отдельности.

Если расходы на приобретение или модернизацию ОС полностью использованы для уменьшения налога, то проблемы с определением суммы, подлежащей восстановлению и доплате, не возникает. Но как быть если они использованы не полностью и при этом учтены сразу по нескольким объектам ОС?

Никакого порядка для этого случая НК РФ не устанавливает, поэтому налогоплательщику необходимо разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Представляется, что здесь возможны два варианта:

1. Распределять суммы по всем основным средствам, по которым используется вычет, пропорционально их стоимости. Полагаем, что этот вариант несет наименьшие риски претензий налогового органа, он не вызывает вопросов с точки зрения экономического смысла и логики.

2. Использовать инвестиционные расходы для уменьшения налога последовательно по объектам основных средств, то есть считать, что пока не полностью «покрыто» одно ОС, расходы по другим вообще не используются. Однако этот вариант представляется менее логичным, так как в этом случае формально можно считать нарушенным требование п. 8 ст. 286.1 НК РФ: инвествычет применяется ко всем объектам основных средств.

Воспользуйтесь поиском по региональному законодательству и узнайте, можно ли применять инвествычет в вашем регионе

Применять или не применять

В заключение попробуем ответить на вопрос, когда применение ИНВ выгодно, а когда лучше применять традиционный механизм в виде амортизации. Безусловно, вычет дает возможность получить налоговую выгоду в большем размере, чем «классическая» амортизация. Однако это справедливо только для случая, когда организация платит значительные суммы налога на прибыль.

Иными словами, если доходы организации почти равны ее расходам или даже есть убытки в налоговом учете, применение инвествычета будет невозможно, организация просто «потеряет» расходы на приобретение (модернизацию) ОС. Таким образом, применение инвествычета имеет смысл только тогда, когда есть достаточная для этого налоговая база и, соответственно, сумма налога к уплате.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: