Минтруда установил нормы для главбухов

О главном бухгалтере

Автор: Куревина Л. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С начала года к нам в редакцию поступает много вопросов по поводу применения профстандартов. Дело в том, что до сих не понятно, обязаны ли государственные и муниципальные учреждения применять профстандарты. А больше всего вопросов, волнующих работодателей, связано с должностью главного бухгалтера: не у всех главбухов есть высшее образование. Должен ли главный бухгалтер иметь высшее образование, может ли эту должность замещать работник со средним образованием, нужно ли увольнять главбуха без высшего образования? На эти вопросы ответим в консультации.

Требования ЕКС и профстандарта к главному бухгалтеру

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 (в редакции от 27.03.2018), предусмотрены следующие требования к квалификации главного бухгалтера:

высшее профессиональное (экономическое) образование;

стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

А вот профессиональным стандартом «Бухгалтер», как старым, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н, так и новым, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н, для главного бухгалтера допустимо наличие среднего профессионального образования,а не высшего. При этом новым стандартом, в отличие от предыдущего, установлено несколько уровней для работника, в чьи трудовые обязанности входит сдача бухгалтерской отчетности, – 6, 7 и 8. И для каждого уровня свои требования к квалификации.

Для главного бухгалтера 6-го уровня – основной трудовой функцией является составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта – установлено два варианта квалификации:

высшее образование – бакалавриат и не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы;

среднее профессиональное и не менее 7 лет бухгалтерско-финансовой работы.

Главный бухгалтер 7-го уровня, который занимается составлением и представлением бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, у которого есть обособленные подразделения, должен иметь высшее образование – магистратура или специалитет – и не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.

А главбух 8-го уровня, составляющий и представляющий консолидированную отчетность, должен иметь высшее образование (магистратура или специалитет), а также:

из последних 7 лет – не менее 5 лет работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях);

из последних 5 лет – не менее 3 лет работы, в том числе на руководящих должностях, при наличии высшего образования в области экономики по специализации «Бухгалтерский учет» и (или) «Аудит».

К сведению: под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности определяется как группа (ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).

Если высшее или среднее образование у работников всех уровней непрофильное, они должны иметь дополнительное образование по программам профессиональной переподготовки.

Новое требование профстандарта заключается в том, что главные бухгалтеры всех уровней должны получать дополнительное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Обязательность профстандартов

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 определено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов. То есть согласно данному постановлению указанные организации должны были до начала 2020 года провести работу по внедрению профстандартов:

установить, какие стандарты и в отношении каких работников приняты;

провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие этим требованиям;

составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

При этом в ст. 195.3 ТК РФ сказано, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Таким образом, обязательными считаются только те требования профстандартов, которые предусмотрены или Трудовым кодексом, или федеральными законами, или иными нормативными актами. Для остальных случаев требования профстандартов носят рекомендательный характер. На сегодняшний момент нормативных документов, устанавливающих обязательность применения профстандартов государственными и муниципальными учреждениями в других случаях, нет. И решение о том, применять ли профстандарты в части требований к квалификации, не установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами, принимает работодатель. Если он так решит, положения профстандарта в части квалификации будут обязательны. При этом трудовые обязанности, установленные профстандартом, в любом случае носят рекомендательный характер и могут стать основой для составления должностных инструкций.

Читайте также:
Успели утвердить график отпусков?

Требования к квалификации главбуха, установленные законом

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета руководитель организации может возложить на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

иметь высшее образование;

иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;

не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Но соблюдать их должны только главные бухгалтеры открытых акционерных обществ, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компании паевых инвестиционных фондов и государственных внебюджетных фондов и их территориальных отделений. Государственные и муниципальные учреждения в данный перечень не входят.

Вопрос:

Нужно ли уволить главбуха, не соответствующего требованиям профстандарта?

Ответ:

Если работодатель государственного или муниципального учреждения внедрил в организации профстандарт для главного бухгалтера и установил, что квалификация сотрудника на этой должности не соответствует требованиям стандарта, уволить главбуха за это нельзя, поскольку законодательством не предусмотрено увольнение за несоответствие квалификации.

Если до начала применения профстандарта главный бухгалтер уже работал, уволить его можно только по результатам аттестации после того, как работодатель предложит ему пройти повышение квалификации. То есть до начала 2020 года его нужно было включить в план профессиональной подготовки работников.

Если работник, чей уровень не соответствует требованиям применяемого стандарта, откажется от обучения – в отношении него проводится аттестация. По ее результатам работника могут признать не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, и тогда его можно будет уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предложив предварительно перевод на другую имеющуюся работу, соответствующую его квалификации.

При этом работнику, не имеющему специальной подготовки или стажа работы, но обладающему достаточным практическим опытом и выполняющему качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, аттестационная комиссия может рекомендовать продолжать работать на соответствующей должности.

К сведению: соответствие работника требованиям профстандарта может быть установлено и в результате прохождения им с его согласия и по направлению работодателя независимой оценки квалификации, которая проводится в центрах независимой оценки.

Вопрос:

Можно ли в госучреждение временно перевести бухгалтера со средним образованием на должность главного бухгалтера с высшим образованием?

Ответ:

Считаем, что переводить временно на должность с более высокими квалификационными требованиями нельзя, если такие требования установлены федеральными законами или другими нормативными актами.

Но поскольку на государственные учреждения требование о наличии высшего образования, установленное Законом № 402-ФЗ, не распространяется и работодатель считает, что с обязанностями главного бухгалтера сотрудник справится, его можно временно перевести на эту должность.

Квалификационные требования к главному бухгалтеру

Многие ИП ведут бухучет по упрощенной системе и справляются с ним без привлечения бухгалтера. Юрлица обязательно имеют в штате данного специалиста или целый специализированный отдел.

Одной из ведущих должностей любой организации является главный бухгалтер, поэтому его прием на работу имеет некоторую специфику. К соискателю предъявляются особые требования, учитываются как профессиональные, так и личные качества соискателя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

Читайте также:
Налоговый маневр 22/22 отложили для обсуждения

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Все финансовые операции в компаниях проводятся по согласованию с главбухом. Он имеет широкие полномочия и ответственен за материально-финансовые сделки.

Особенности профессии

Главный бухгалтер — это руководящее должностное лицо организации. Чтобы занять эту должность, нужно соответствовать ряду требований, установленных работодателем.

Критерии отбора формируются на основании следующих факторов:

  • специфики работы;
  • сферы деятельности;
  • организационно-правовой формы;
  • численности персонала;
  • стиля управления производством;
  • целей работы предприятия и т. д.

К квалификации главбуха предъявляются следующие требования:

  • знать законодательства РФ по бухучету, налогам, труду, гражданскому праву;
  • работать на основании ПБУ, методических указаний, инструкций и т. д.;
  • соблюдать рекомендации по документальному оформлению бумаг;
  • уметь грамотно составлять бухгалтерские операции;
  • знать порядок проведения инвентаризации и расчетов с контрагентами;
  • применять в работе аналитические методы;
  • выполнять обязанности по профилю предприятия и т. д.

Нормативные документы

Основные требования к квалификации главбуха содержат следующие нормативные документы:

  • Закон о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.11 — Федеральный закон №402-ФЗ;
  • Положение о главбухах, утвержденное Постановлением Совмина СССР № 59 от 24.01.80 (далее — Положение);
  • Квалификационный справочник, Постановление Минтруда № 37 от 21.08.98 (далее — Справочник);
  • Профстандарт «Бухгалтер», приказ Минтруда № 1061н от 22.12.14 (далее — Стандарт).

В соответствии с Законом № 402 ФЗ главбух должен иметь высшее экономическое образование, бухгалтерский стаж от пяти лет из семи последних, не быть судимым за экономические преступления. Те же требования указаны в справочнике о квалификации и профстандарте.

Закон 402-ФЗ

Согласно Закону № 402-ФЗ требования к уровню образования предъявляются к главбухам следующих организаций:

  • ПАО, кроме банковской сферы;
  • страховых;
  • НПФ (негосударственных пенсионных фондов);
  • инвестиционных фондов и их управляющих структур;
  • торгующих ценными бумагами;
  • управляющих органов внебюджетных фондов РФ.

Закон предъявляет следующие требования к главному бухгалтеру:

  • высшее образование по профилю;
  • стаж бухгалтера или аудитора от 3 лет из последних пяти либо от 5-и лет из 7-и последних при отсутствии высшего образования;
  • отсутствие непонятной или непогашенной судимости за экономические преступления.

Список требований к главбуху открыт и может дополняться иными предписаниями, установленными федеральным законодательством. Итак, Закон № 402-ФЗ определяет требования к квалификации главбухов определенных категорий юр. лиц.

Центральный банк установил требования к главбухам кредитных и не кредитных финансовых структур. Человек должен иметь высшее образование экономиста или юриста, опыт на руководящей должности в кредитной компании, занимающейся банковскими операциями, от года, а при окончании иного ВУЗа — от двух лет.

Руководитель микрофинансовой организации (МФО) не может вести бухучет самостоятельно, он обязательно должен возложить эти обязанности на главбуха.

Набор требований к позиции главбуха

Положение

В Положении указано, что главбухом может стать человек без высшего образования и со стажем от трех лет по решению руководства компании. Однако Верховный Суд в 2020 году объявил эти нормы недействительными и противоречащими федеральному законодательству. Такие разъяснения приведены им в Решении № АКПИ14-965 от 22.10.14.

В судебных разбирательствах, касающихся, в частности, правомерности увольнения главбуха, не имеющего достаточный уровень образования, судьи руководствуются нормами Закона № 402-ФЗ.

Требования к главному бухгалтеру при приеме на работу в 2020 году

Перечень требований к соискателю устанавливает директор компании в зависимости от вида деятельности фирмы и ее размера. Их определяют на основании ст. 195.3 ТК, согласно которой нужно руководствоваться профстандартом и Справочником.

Любая организация должна использовать указанные документы для всех сотрудников в качестве образца и на их основании утвердить конкретные требования к работе специалиста:

  • практический стаж;
  • трудовые обязанности;
  • необходимость дополнительного обучения;
  • функции.

По профстандарту

Профстандарт действует с 07.02.15. Он содержит минимальные требования к главному бухгалтеру. Специалист должен высшее или среднее образование по данному профилю либо знать дополнительные программы повышения квалификационного уровня и профпереподготовки.

Последние 5 из семи лет он должен трудиться в сфере бухучета, составления отчетности или аудитором. Для окончивших ВУЗ граждан этот период сокращается до трех лет из пяти последних.

Эти правила обязательны для бухгалтеров всех предприятий.

Обязательно ли им руководствоваться

Многие организации сейчас используют профстандарт «Бухгалтер» в качестве рекомендаций. Исключением являются случаи, связанные с предоставлением сотруднику дополнительных компенсаций и льгот либо для работы в данной должности имеются ограничения. Претендовать на нее вправе кандидат, подходящий под предписания Стандарта или справочника.

В трудовое соглашение наименование должности должно вноситься так, как оно записано в Стандарте (ст. 57 ТК).

Если ТК РФ и иными федеральными законами определены профессиональные требования, необходимые для выполнения трудящимся своих функций, то работодатель должен обязательно применять Стандарт в части этих требований (ст. 195.3 ТК). То есть к обязательным относятся требования Стандарта, предусмотренные федеральным законодательством, ТК РФ и иными нормативами.

Читайте также:
Рейсы в обход Москвы могут обнулить

Образец оформления должностной инструкции по ГОСТу вы можете увидеть тут.

В ст. 4 Закона № 122-ФЗ от 02.05.15, внесшего изменения в ТК РФ, сказано, что Правительство может устанавливать особенности использования Стандартов для сотрудников следующих госорганизаций:

  • внебюджетных фондов;
  • муниципальных;
  • унитарных;
  • корпораций;
  • компаний;
  • хозяйственных обществ, большая часть уставного капитала которых принадлежит государству.

Таким образом, коммерческая фирма может взять на должность главбуха человека, не соблюдая требования Стандарта.

Квалификационные условия

При приеме гражданина главбухом главную роль играют квалификационные требования:

  • организация и ведение учета всех хозяйственных операций организации;
  • оценка учетных данных и предоставление необходимых консультаций;
  • формирование отчетности в соответствии с законодательством;
  • знание и применение на практике трудового, налогового, гражданского права;
  • использование в работе современных программных продуктов.

Дополнительно специалист должен умело использовать прикладные программы, онлайн-сервисы по подготовке и сдаче документов в налоговую и фонды.

Каждое крупное предприятие предъявляет к главбуху особые требования, зависящие от специфики его деятельности.

К особым умениям, которыми должен обладать соискатель, относятся:

  • работа с большим объемом данных;
  • аккуратность в ведении документов;
  • способность разбираться в бумагах финансового, бухгалтерского, налогового, кадрового назначения и их грамотное сопоставление;
  • своевременное выполнение поставленных задач.

Из личных качеств главбуху должны быть присущи исполнительность, аккуратность, тактичность, оперативность, честность и порядочность. Он должен уметь правильно организовать работу бухгалтерской службы и четко контролировать труд вверенных ему специалистов.

Вакансия требует от человека математического склада ума, трудолюбия, способности к анализу.

Коммуникабельность, грамотность и знание своего дела нужны для взаимодействия главбуха с представителями контрагентов, государственных и налоговых структур.

Для бюджетных учреждений

Квалифицированная организация учета требуется не только частным организациям, но и государственным учреждениям.

Помимо основных, к главбуху бюджетного учреждения выдвигаются дополнительные требования:

  • знание Конституции РФ и законодательства, определяющего деятельность государственного сектора;
  • понимание специфики ведения учета в бюджете и составления отчетности;
  • умение правильно начислить заработок с учетом доплат и надбавок представителям министерств и ведомств;
  • знание порядка формирования бюджета госоргана, порядка образования и расходования финансовых ресурсов.

Деятельность бюджетных учреждений неразрывно связана с проведением тендеров. Главбух должен четко разбираться в этом вопросе.

Права и обязанности согласно должностной инструкции

В работе главбух должен руководствоваться должностной инструкцией. Документ тщательно разрабатывается руководством организации при участии кадровиков и юристов.

В инструкцию включаются функции специалиста по ведению учета, составлению отчетности, соблюдению кассовой и финансовой дисциплин, устанавливается ответственность за неисполнение возложенных на него обязанностей.

Главбух должен решать управленческие задачи: разрабатывать учетную политику, организовывать и контролировать работу бухгалтерии.

Главбух ООО должен выполнять следующие должностные обязанности, зафиксированные в инструкции:

  • организация и ведение учета, обеспечение заинтересованных структур достоверными данными о финансово-хозяйственной работе компании и финансовых результатах;
  • создание учетной политики на основании актуальных законодательных норм с учетом особенностей деятельности, условий работы, структуры фирмы;
  • формирование рабочего перечня бухгалтерских счетов, разработка и утверждение форм первички и локальных регистров учета;
  • применение единой системы бухучета, синхронизация ее функционирования с другими видами учета;
  • своевременное составление проводок для корректного отражения всех операций на счетах;
  • контроль над правильностью оформления бумаг и порядком их оборота;
  • утверждение схемы проведения инвентаризаций;
  • контроль над соблюдением установленных правил обработки данных и их сохранности;
  • оказание руководству компании помощи в принятии грамотных управленческих решений;
  • своевременные расчеты с бюджетом и фондами;
  • контроль правильности исчисления заработка и расходования средств фонда оплаты труда;
  • наблюдение за соблюдением персоналом финансовой и кассовой дисциплин;
  • подготовка и своевременная сдача отчетности;
  • организация архивного дела;
  • анализ финансовой работы, внесение предложений по ее оптимизации;
  • руководство бухгалтерской службой.

В должностной инструкции следует отразить порядок взаимоотношений главбуха с руководством компании, кому непосредственно он должен подчиняться, помимо директора, и по каким вопросам. Этот пункт поможет избежать конфликтов и разграничит правомочия административного персонала.

В документе нужно отразить, кто исполняет обязанности главбуха в период его отсутствия. Это может быть его заместитель либо кто-то из администрации предприятия.

Текст инструкции должны одобрить лица, в подчинении которых находится главбух. Документ является приложением к трудовому соглашению, издается он в двух экземплярах, один из которых находится у кадровиков, второй — у главбуха.

Читайте также:
Новосибирск хочет обзавестись особым статусом

Итак, требования, предъявляемые к главбуху при трудоустройстве, являются гарантией приема на работу высококвалифицированного специалиста, имеющего необходимые знания, профессиональные навыки и личные качества для организации и ведения учета. Требования к претенденту выдвигаются на основании положений законодательства РФ.

Возможно ли получить дополнительный отпуск 1 сентября — смотрите тут.

Как оформляется работа по совместительству при наличии основной — мы расскажем.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

“Типовые нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях. ШИФР 14.08.01” (утв. ФГБУ “НИИ ТСС” Минтруда России 07.03.2014 N 003)

государственным бюджетным учреждением

“Научно-исследовательский институт труда

и социального страхования”

Министерства труда и социальной защиты

N 003 от 7 марта 2014 года

Разработаны Институтом труда

ВРЕМЕНИ НА РАБОТЫ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И ФИНАНСОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ

Настоящие Нормативные материалы предназначены для расчета необходимых трудозатрат и численности работников по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений с учетом возложенных на них функций.

Настоящие Нормативные материалы основаны на результатах исследований, проведенных Институтом труда за 2012 – 2013 гг., а также на ранее утвержденных сборниках и носят рекомендательный характер. При необходимости следует использовать другие нормативы или разрабатывать местные нормативы с учетом специфики учреждений.

1.1. Типовые нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности рекомендуются к применению в государственных (муниципальных) учреждениях при расчете трудозатрат и определении численности работников, установления их должностных обязанностей и распределения работы между исполнителями.

1.2. В основу разработки типовых нормативов времени положены:

фотографии (самофотографии) рабочего времени, хронометражные наблюдения и экспертная оценка;

материалы изучения существующей организации труда и прогрессивных методов работы бухгалтерий;

данные оперативного учета и отчетности.

1.3. Сборником предусматривается применение документов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Сборник содержит нормативы времени в минутах на принятую единицу измерения объема работы.

1.4. Нормативы времени разработаны на следующие виды бухгалтерских работ:

учет основных средств, учет материальных запасов, учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов, учет затрат на производство и другие цели, учет денежных средств, учет внутриведомственных расчетов по финансированию, учет расчетов денежных и кредитных операций, учет расходов, учет финансирования из бюджета, учет фондов и средств целевого назначения, учет реализации продукции, учет доходов, учет краткосрочных ссуд из бюджета, учет средств, переданных и полученных, учет результатов исполнения бюджета, учет забалансовых счетов, учет кассовых операций, составление отчетности.

На работы, носящие разовый характер и не учтенные в нормативах времени, применяется К = 1,05 к трудоемкости работ, рассчитанной по нормативам.

1.5. Нормативы времени по бухгалтерскому учету охватывают все виды бухгалтерских работ, выполняемых с применением специализированных программных продуктов.

1.6. Наименование должностей в настоящем сборнике указано в соответствии с действующим тарифно-квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Выполнение работ исполнителями другого должностного наименования не может служить основанием для каких-либо изменений нормативов времени.

1.7. Нормативы времени, приведенные в нормативной части сборника, установлены для оптимальных организационно-технических условий выполнения работ по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности.

1.8. На работы, не предусмотренные сборником, а также при внедрении более совершенной, чем это предусмотрено организации труда, нормативы времени следует разрабатывать методом технического нормирования и вводить в установленном порядке, соответствующие более высокой производительности труда.

1.9. Расчет общей трудоемкости работ, выполняемых работниками бухгалтерии и финансовых подразделений, проводится по направлениям их деятельности по формуле:

где То – общая трудоемкость работ, выполняемых в бухгалтерии, финансовом подразделении;

Читайте также:
Титов предлагает собирать более высокий НДФЛ с хороших зарплат

Тр – затраты времени на соответствующее направление деятельности, охваченное нормативами;

n – количество видов выполняемых работ;

К – коэффициент, учитывающий трудоемкость работ, носящих разовый характер и не охваченных нормативами.

1.1. Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:

где Нвр – норма времени;

Vi – объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

1.2. Штатная численность работников определяется по формуле:

где Фn – фонд рабочего времени одного работника за год, устанавливается ежегодно;

Кн – коэффициент, учитывающий невыходы работников по уважительным причинам, как средний показатель за прошедшие 2 года, определяется по формуле:

где % невыходов – невыходы работников по уважительным причинам, как средний показатель за прошедшие 2 года, определяется по данным бухгалтерского учета.

1.3. При расчете штатной численности рекомендуется производить округления только итоговой численности.

Пример расчета штатной численности приведен в Приложении.

2. Организация труда

Должностные обязанности работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями, стандартами.

В зависимости от объемов работ за группой работников или одним работником закрепляется определенный участок бухгалтерского учета (учет основных средств, учет материальных запасов, учет затрат на производство и др. цели).

При распределении работ между исполнителями следует учитывать их квалификацию, опыт и деловые качества, что будет способствовать ускорению выполнения заданий.

Помещение бухгалтерии должно быть специально оборудовано. В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете следует исключить доступ к рабочему материалу лиц, не работающих в учетном аппарате.

Площадь помещения бухгалтерии должна отвечать установленным санитарным нормам, учитывающим требования рационального оборудования. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должна находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами.

На столе должно находиться минимально необходимое количество документов для оперативной работы в течение рабочего дня.

Для хранения специальной и справочной литературы, а также папок с отчетными и другими документами рекомендуется шкаф.

В соответствии с Положением о ведении кассовых операций кассовое помещение должно быть изолированным. Окна кассового помещения оборудуются металлическими решетками. Двери кассового помещения в течение рабочего дня должны запираться внутренним замком.

Рабочее место кассира оборудуется столом и стулом. Для хранения денежных средств и других ценностей в кассовом помещении устанавливается металлический шкаф (сейф).

Работники бухгалтерии регулярно осуществляют инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности средств и материальных ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

В целях лучшей организации работы бухгалтерии с посетителями следует разработать график, предусматривающий их прием в утренние часы и перед окончанием работы.

Режим труда и отдыха работников бухгалтерии устанавливается исходя из распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работников отмечается высокая устойчивая трудоспособность.

3. Нормативная часть

3.1. Учет основных средств:

учет наличия основных средств при проведении инвентаризации;

учет движения основных средств;

учет фонда в основных средствах;

учет операций по выбытию и перемещению основных средств;

учет износа основных средств.

Нормативы времени представлены в таблице 1.

Письмо Минтруда России от 10.11.2021 № 14-1/ООГ-10634

Вопрос: Об установлении заработной платы работников.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 ноября 2021 г. N 14-1/ООГ-10634

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел обращение и по компетенции в части вопроса выплаты заработной платы сотруднику организации сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В соответствии с частью второй статьи 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор.
Начиная с 1992 года в условиях развития рыночных отношений размер оплаты труда работников внебюджетных организаций устанавливается данными организациями самостоятельно за счет собственных средств с учетом мнения выборного профсоюзного органа организаций.
В условиях экономической самостоятельности субъектов хозяйствования главным механизмом регулирования оплаты труда является коллективно-договорной.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Таким образом, установление системы оплаты труда (определение ее состава, включающего доплаты и надбавки) отнесено к компетенции работодателя с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно статье 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Следует отметить, что сверх МРОТ осуществляется начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П).
Учитывая изложенное, при заключении трудового договора с работником ему необходимо предусмотреть заработную плату не ниже МРОТ.
Если работник отработал неполное рабочее время (меньше установленной в его трудовом договоре нормы рабочего времени за месяц), например, в связи с ежегодным отпуском, служебной командировкой, временной нетрудоспособностью, то оплата его труда производится пропорционально отработанному им времени. Работникам, принятым на работу, например, на 0,5 ставки, оплата труда осуществляется пропорционально от установленной оплаты труда за работу на полную ставку. При этом не ниже МРОТ в пересчете на полную ставку.

Читайте также:
Перейти на УСН станет проще

Заместитель директора Департамента
оплаты труда, трудовых отношений
и социального партнерства
А.В.ФРОЛОВА
10.11.2021

Какие планы у ФНС на 2017 год?

Министр финансов РФ, Антон Силуанов, утвердил план деятельности ФНС России на 2017 год. Все, о чем говорили и задумывали планируется осуществить в ближайшем будущем. Соответствующий документ опубликован на сайте ФНС России. «Налоговый» прогресс не стоит на месте: грядет модернизация фискальной системы. В приоритете, как всегда, прозрачность и честность налогоплательщиков, а со стороны налоговиков улучшение качества работы по выполнению своих прямых функций. Итак, что планируют налоговики:

  • Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
  • Совершенствование программных средств, применяемых при осуществлении выездных налоговых проверкок. Запланирована реализация 21-го технологического процесса в автоматизированной информационной системе «Налог-3»;
  • Создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. А также проведение совместной работы с ФТС по выявлению рисковых компаний;
  • Взаимозависимые лица: проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми компаниями;
  • Разработка программного обеспечения по интеграции информационных ресурсов ФНС и Росалкогольрегулирования;
  • Участие в эксперименте по маркировке контрольными знаками отдельных лекарственных препаратов;
  • Совершенствование системы администрирования страховых взносов;
  • Организация и проведение работ по созданию и функционированию системы tax-free;
  • К сентябрю 2017 планируется разработать и реализовать «Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации за год»;
  • Разработка плана совместных работ ФНС и ФССП по повышению эффективности взыскания задолженности, в том числе по взысканию задолженности за счет имущества должников;
  • Осуществление валютного контроля и повышение его эффективности;
  • Создание федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ФГИС «ЕГР ЗАГС»).

На самом деле, как и в любой стратегии развития компании, план деятельности ФНС не ограничивается только перечисленными пунктами. В нем 46 страниц всевозможных аспектов, направленных на повышение качества обслуживания налогоплательщиков, повышения собираемости налоговых и неналоговых платежей, повышения эффективности взыскания задолженностей. Сценарий работ налоговиков на ближайшее будущее понятен и в совокупности с уже внесенными изменениями в Налоговый кодекс можно предположить, что 2017 год будет гораздо тяжелее уходящего.

Читайте также:
Эксперт рассказал о перспективности нового бюджетного маневра

8 шагов на пути к легализации

Руководство компании «Туров и Партнеры» ввиду последних ошеломляющих событий (401-ФЗ) приняло решение: помочь по максимуму всем предпринимателям страны. Помочь легализоваться – ведь это единственный выход… Вступить в новый год с новыми силами, новыми знаниями, и новыми взглядами.

И, чтобы бизнесу «заново родиться», пересмотреть свое прошлое, и понять, что, работая по правилам можно экономить на налогах и зарабатывать столько и даже больше, чем во времена «теневой» работы, мы устроили, так называемую, «распродажу» или почти «благотворительную» акцию… Комплект всего, что нужно для легализации бизнеса, а также материалов для повышения эффективности работы компании, адаптации к новым законам, и конечно же, участие в семинаре Владимира Турова (за половину стоимости) всего за 89 000 рублей. Итак, что входит в этот комплект по легализации:

  1. Курс «Легализация: как снизить налоги законно и безопасно в 2017 году»
  2. Курс «Юридическая защита бизнеса. Новые правила»
  3. Курс «Кадры, приносящие деньги. Как найти и мотивировать лидеров»
  4. Курс «Финансовый анализ и бюджет предприятия»
  5. Курс «Антикризисное управление. Способы усиления позиций на рынке»
  6. Курс «Элементарное налогообложение»
  7. Курс «Практическое налогообложение»
  8. Индивидуальный промокод на скидку 50% на участие в любом семинаре Владимира Турова в течение 2017 года в г. Москва или г. Казань

Предложение действует до 31 декабря 2016 года. Узнать подробнее и начать легализацию.

Новые полномочия ИФНС с 2022 года

На сайте Минфина опубликованы «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов».

В числе прочих моментов на основании документа предлагается предоставить ФНС право предварительно арестовывать счета, взыскивать налоги с дебиторов неплательщиков и блокировать специальные счета.

Предварительный арест имущества и счетов

Одним из основных нововведений является тот факт, что с нового года расширятся правомочия налоговиков. В НК вводится институт предварительных обеспечительных мер. На данный момент такие меры (арест имущества и блокировка счета) назначаются после вынесения решения о доначислении налоговой задолженности по результатам проведенной проверки (п. 10 ст. 101 НК).

С момента начала налоговой проверки до вынесения по ее результатам соответствующего решения может пройти довольно много времени. В этот период налогоплательщики успевают скрыть имущество или снять деньги с банковских счетов. Когда ИФНС получит законную возможность применять обеспечительные меры, ей уже, как правило, нечего арестовывать или блокировать. Для исключения такой возможности злоупотреблений со стороны налогоплательщиков Минфин планирует закрепить в Налоговом кодексе право ИФНС принимать предварительные обеспечительные меры.

Такими мерами предлагается установить денежный либо имущественный залог в счет неуплаченной налоговой задолженности. В таком случае налоговики смогут частично арестовывать имущество налогоплательщиков-должников и блокировать их расчетные счета не по результатам выездной проверки, а с момента принятия решения о ее проведении. При этом такое решение будет ограничиваться определенной суммой, которая рассчитывается как разница между общей суммой налогов исходя из средней налоговой нагрузки по отрасли и общей суммой налогов, которые налогоплательщик заплатил сам за проверяемый период.

1С:Налоговый мониторинг

Оперативное согласование с налоговым органом позиций по налогообложению планируемых и совершенных операций

  • Поддержка обновления с 1С:Бухгалтерия 8 КОРП;
  • Взаимодействие с налоговым органом;
  • 100% налоговых показаний с НДС и без;
  • Импорт документов из внешних учетных систем.

Взыскание налоговой задолженности с дебиторов налогоплательщика

Планируется, что обеспечительные меры будут заключаться не только в аресте счета и имущества, но и в закреплении за ИФНС права на взыскание задолженности налогоплательщика с его дебиторов. Иными словами, с компаний и ИП, у которых перед налогоплательщиком есть финансовая задолженность.

При установлении факта наличия долга компании или ИП перед налогоплательщиком ИФНС будет вправе вынести решение взыскать с них его налоговую задолженность. Долги будут взыскиваться с денежных средств и драгметаллов на банковских счетах. Это решение будет вынесено при условии подтверждения дебиторской задолженности и самим налогоплательщиком, и его дебиторами.

Предположительно решение о взыскании налоговой задолженности с дебиторов будет исполняться добровольно через перечисление средств на указанный в решении налоговиков счет задолжавшего налогоплательщика. При несогласии будет следовать принудительное взыскание долгов судебными приставами.

Блокировка спецсчетов

Дополнительное нововведение связано с предоставлением инспекторам ИФНС права приостанавливать операции налогоплательщиков-должников по спецсчетам и списывать с них денежные средства в счет задолженности по налогам. В данном случае под специальными подразумеваются счета, открываемые:

  • компаниями — участниками госзакупок;
  • компаниями — исполнителями гособоронзаказа;
  • для приема оплаты ЖКХ услуг;
  • эскроу-счета для приема денежных средств от участников долевого строительства.
Читайте также:
Медведев рассказал о планах на офшоры

На данный момент права ИФНС в части блокировки этих спецсчетов в НК не указаны. Поэтому инспекторы не могут приостанавливать операции по спецсчетам и списывать с них финансы для погашения налоговой задолженности. Данный пробел в законодательстве будет устранен на основании готовящихся поправок в НК.

Прочие изменения

Кроме указанных изменений планируется ввод прочих поправок, в частности смягчение действующего порядка приостановки операций по расчетным счетам налогоплательщиков-должников.

В частности, ведомство предлагает исключить из Налогового кодекса ограничение по открытию организациями новых расчетных счетов, если имеется решение о приостановке операций по уже открытым счетам. В таком случае на вновь открываемые расчетные счета также будет распространяться обеспечительная мера в форме приостановки операций по ним.

Также у налоговиков будет право частично отменять наложенные обеспечительные меры в ситуации частичного исполнения налогоплательщиком решения ИФНС. Например, когда организация погасит часть налоговой недоимки, инспекторы смогут разблокировать ее счета либо снять арест с имущества или его части. На данный момент пока не сказано, каким образом это будет реализовано в законодательстве — для этого Минфин готовит соответствующие поправки в НК.

Сервисы, помогающие в работе, вы можете приобрести здесь.

ФНС России определилась с планом деятельности

ФНС России определилась с планом деятельности на 2017 год

Министром финансов РФ Антоном Силуановым был утвержден План, по которому будет регламентироваться деятельность российской ФНС в будущем году. Целью данного Плана является решение задач, которые были поставлены президентом страны в рамках Указов и Послания Федеральному собранию. Также учитываются положения программных правительственных документов, госпрограмм и прочих документов, имеющих стратегический характер.

В рамках Плана деятельности предусмотрено множество задач, из которых можно выделить:

  • совершенствование администрирования и инструментов для повышения качества контроля налоговиков;
  • разработку и утверждение первичных учетных и других документов в электронном формате;
  • совершенствование взаимодействия между ведомствами информационной направленности;
  • внедрение новых подходов в деятельность контрольно-надзорной направленности.

Также в документе предлагается развивать инструменты и методы, которые не позволят уклоняться от налоговой оплаты. В том числе речь идет о развитии инструментов аналитического спектра, которые позволят выявлять налоговые нарушения. Для контрольно-кассовой техники предлагается внедрять автоматизированные системы, совершенствовать работу налоговиков по администрированию налога на имущество физлиц.

Также в новом году ФНС будет стремиться к искоренению коррупции в своих рядах, повышению эффективности взыскания и урегулирования задолженности в бюджет страны. Планируется усовершенствовать работу с налогоплательщиками, простимулировать развитие документооборота в электронном формате. Также планируется обеспечить высокое качество предоставления госуслуг и повысить уровень удовлетворенности налогоплательщиков в рамках взаимодействия с налоговиками.

В Плане деятельности также предлагается ряд мероприятий, которые будут способствовать реализации новых задач и функций, которые ставятся перед налоговиками российским президентом и Правительством страны. В частности, заявлено создание единого механизма, который позволит администрировать таможенные и налоговые платежи. Планируется интегрировать информационные российские ресурсы и Росалкогольрегулирования. В качестве эксперимента предлагается маркировать отдельные лекарственные препараты с помощью контрольных знаков, которые облегчат дальнейший мониторинг.

С помощью нововведений планируется администрировать страховые взносы, осуществлять валютный контроль, повышая при этом его эффективность. Дополнительно планируется создать и вывести на должный уровень функционирования систему tax-free. Весь план представлен на 46 страницах.

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

План проверок и предпроверочный анализ

Один из наиболее эффективных инструментов налогового контроля – это выездная налоговая проверка. Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно. Разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения.

В рамках указанных мероприятий изучается информация, полученная как из внешних, так и внутренних источников:

  • из других налоговых и государственных органов Российской Федерации,
  • из иностранных налоговых органов,
  • из банков,
  • от физических и юридических лиц (конкурентов).
Читайте также:
Рейсы в обход Москвы могут обнулить

Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Довольно часто контролеры используют информацию из неофициальных источников, поступающую, например, от уволенных недовольных сотрудников компании, а иногда и конкурентов фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет ресурсах или в средствах массовой информации. Для полноты картины, в обязательном порядке запрашивается у банка расширенная выписка за проверяемый период, и внимательно изучаются ваши контрагенты.

В России сложилась бесспорная группа компаний, обязательно включаемых в план проверок:

  • крупнейшие организации (примерно, 1 раз в 2 года),
  • ИП, нотариусы и адвокаты с доходом 100 млн. рублей и более,
  • организации – по особым «рекомендациям» органов внутренних дел и различных комиссий налоговой службы по легализации налоговой базы (комиссии по НДФЛ и з/плате, по НДС, по убыткам и пр.),
  • компании в процедуре реорганизации/ликвидации.

Какие контрагенты заинтересуют инспекторов в первую очередь

Помимо налоговой нагрузки, на основании расширенной банковской выписки (в том числе по «закрытым» счетам), налоговики непременно проверят финансовые потоки компании и на их основе составят схемы движения денег, проанализируют сделки с контрагентами, которые, с точки зрения налоговиков, являются сомнительными. Кроме того, их может заинтересовать, если имеется малое количество сотрудников в штате компании; у компании низкая налоговая нагрузка по данным отчетности; отсутствует материально-техническая база; массовый учредитель, директор или массовый адрес; вид деятельности не соответствует поставляемой продукции; неоднократная смена адресов регистрации контрагентом.

Статьей 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

То есть, преследуя цель извлечения прибыли, налогоплательщик сам определяет вектор развития собственного бизнеса (хочет он заключать договор поставки либо заниматься оказанием услуг). В то же время, налоговым инспекциям предоставлено законодательное право по проведению проверок полноты исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налога в бюджет. А заключение сомнительных (с точки зрения контролирующих органов) сделок, может повлечь за собой негативные финансовые последствия в виде доначислений неуплаченных налогов, сумм пени, а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.

В письме ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 отмечено: учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление неблагоприятных последствий для него. Иными словами, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговое правонарушение может быть совершено в двух формах – умышленно и по неосторожности.

Разграничивающим фактором в данном случае является вина налогоплательщика, т.е. осознавал ли он нарушение норм законодательства и умышленно ли совершал действия, направленные на неуплату налога.

Согласно положениям ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Т.е. наличие вины является обязательным и необходимым условием для привлечения к налоговой ответственности. Очевидно, что большинство совершенных в форме умысла правонарушений осуществляется в форме незаконных схем ухода от налогообложения (получения необоснованной налоговой выгоды), в т.ч., с использованием недобросовестных организаций.

Доказывание вины налогоплательщик имеет свою специфику в каждом конкретном случае.Право на уменьшение налоговой базы возникает у налогоплательщика при соблюдении им условий, установленных законодательством для составления первичных документов необходимых для подтверждения права на налоговую выгоду, связанную с уменьшением налогооблагаемой базы и соответственно с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Со временем требования к представляемым в подтверждение данных налоговой отчетности документам были дополнены судебной практикой и разъяснениями контролирующих органов. Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» определил основные критерии правомерности учета расходов налогоплательщиков:

  • затраты должны иметь документальное подтверждение (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.08.2013 по делу № А03-14608/2012);
  • налогоплательщиком должна быть проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента (постановление ФАС Московского округа от 14.05.2013 по делу № А40-81666/12-108-86);
  • должна быть доказана реальность взаимоотношений юридических лиц.
Читайте также:
Перейти на УСН станет проще

Если в рамках договора купли-продажи приобретается продукция, требующая специальных условий хранения или транспортировки, то в рамках встречной проверки контрагента также будут проведены мероприятия по проверке наличия соответствующих условий и технологий и самое главное знал ли налогоплательщик (либо в силу определенных обстоятельств должен был знать) о допущенных контрагентом нарушениях.

Рассматривая степень рисковости деятельности налогоплательщика необходимо, прежде всего, ориентироваться на открытые данные ФНС России. Так, Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» обнародовало список показателей, которые налоговые органы анализируют при отборе организаций для составления плана проведения выездных налоговых проверок.

По сути, сравнив показатели своего бизнеса с указанными критериями, налогоплательщик сможет сделать прогноз о возможности проведения в отношении него налоговой проверке, вызове на комиссию по НДС, обращению дополнительного внимания при проведении камеральных проверок и т.д.

Показатели деятельности налогоплательщика, которые могут свидетельствовать о совершении налогового правонарушения

Применительно к конкретным результатам проведения налоговых проверок, можно выделить следующие признаки совершения налогоплательщиком умышленного правонарушения и занижения уплачиваемой суммы налога:

  1. Формальное применение специальных налоговых режимов (к примеру, вывод сотрудников бухгалтерии в штат отдельного юридического лица, применяющего УСН без изменения рабочего места и функционала сотрудников).
  2. Формальное заключение посреднических договоров, с целью отражения в прибыли только сумм комиссионного вознаграждения. В п. 8 приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ указано, что одним из оснований признания налоговой выгоды необоснованной может являться построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  3. Отсутствие реальности сделки. Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 по делу № А21-4402/2011 суд, отказывая налогоплательщику в вычетах по НДС, указал в т.ч. на отсутствие в материалах дела доказательств реального исполнения сделок по приобретению товаров у поставщиков (отсутствие особых условий хранения, транспортировки, подтверждения соответствующими сертификатами приобретения соответствующей продукции и т.д.).
  4. Необоснованное применение положений международных договоров об избежание двойного налогообложения. Так, стандартная схема оптимизации налогообложения при применении расчета процентов по займам с иностранными компаниями заключается в регистрации нерезидента в государстве, соглашение об избежание двойного налогообложения с которой предусматривало возможность отнесения в полном объеме процентов по займам при предоставлении сертификата налогового резидентства иностранного юридического лица. Задачей налогового органа в данном случае является необходимость доказывания фактического предоставления займа аффилированным лицом (постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8654/11 по делу № А27-7455/2010).
  5. Взаимодействие налогоплательщика с «фирмами-однодневками» (постановление ФАС Московского округа от 29.05.2013 по делу № А40-94438/12-99-518).
  6. Неправомерное использование налоговых льгот.
  7. Уклонение налогоплательщика от предоставления необходимых для налогового контроля документов.
  8. Формальное занижение уплачиваемых на таможне обязательных платежей.

Из изложенного следует, что доказывание вины налогоплательщиков носит субъективный характер.

Только соответствующая всем требованиям налогового законодательства деятельность может служить безусловным основанием для непривлечения к налоговой ответственности. Налоговая безопасность является основой стабильного и эффективного развития компании. Угроза налоговых доначислений может поставить налогоплательщика на грань банкротства и потери собственником бизнеса в целом. Очевидно, что неэффективно построенная система налоговой безопасности в компании может повлечь за собой значительные риски и экономические потери. Построение структуры налогового учета и структуры бизнеса в целом должно осуществляться с привлечением профессиональных юристов и аудиторов, что позволит в будущем избежать привлечения к налоговой ответственности.

Наш опыт говорит о том, что именно ошибки, допущенные непосредственно как при подготовке, так и в ходе самой налоговой проверки, как правило, заканчиваются самыми долгими и зачастую убыточными для налогоплательщика судебными процессами. Важно понимать, что модель поведения и защиты налогоплательщика должна быть построена изначально верно, а большой массив налоговых претензий гораздо проще и дешевле предотвратить на стадии самой проверки, чем обжаловать их в дальнейшем.

Все фото, использованные в материале, предоставлены компанией КСК групп.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: