Минтранс готов поддержать нулевой транспортный налог для электрокаров

Кто имеет льготы по транспортному налогу в 2020 – 2021 годах?

  • Налоговые льготы на транспортный налог: где искать перечень
  • Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ
  • Кто освобождается от уплаты транспортного налога региональными законами
  • Льготы по уплате транспортного налога (освобождение от уплаты) в Москве
  • Где найти образец заявления на льготу по транспортному налогу
  • Итоги

Налоговые льготы на транспортный налог: где искать перечень

Транспортный налог (ТН) — налог региональный, поэтому НК РФ задает только общие рамки налогообложения. Особенности же уплаты могут устанавливать органы власти субъекта РФ своими законами. В том числе они вправе вводить налоговые льготы по транспортному налогу и определять основания для их использования налогоплательщиками — об этом прямо сказано в ст. 356 НК РФ.

Поэтому для того, чтобы выяснить, кто имеет льготы на транспортный налог, нужно обратиться к закону соответствующего региона, найти который можно на сайте ФНС. Но для начала стоит установить, является ли транспортное средство объектом обложения ТН.

О том, как по регионам может различаться величина ставок налога, читайте в материале «Ставки транспортного налога по регионам – таблица 2021».

Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:

  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска и до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

С 03.07.2016 по 31.12.2018 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Подробнее о вычете читайте в статье «Транспортный налог и система Платон (нюансы)».

Кто освобождается от уплаты транспортного налога региональными законами

Льготы по транспортному налогу регион может вводить как для физических лиц, так и для организаций. В основном они имеют социальную направленность, и к льготникам обычно относят инвалидов, пенсионеров, участников войны, лиц, имеющих госнаграды и т. п. Льготы могут быть предоставлены как в виде полного освобождения от налога, так и в виде снижения ставки.

Установлены ли льготы по транспортному налогу для многодетных семей? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Льготы по уплате транспортного налога (освобождение от уплаты) в Москве

Рассмотрим перечень льготников на примере московского закона о транспортном налоге. В столице порядок уплаты транспортного налога регулирует закон г. Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33. Льготам посвящена ст. 4 этого закона.

Согласно этой статье в Москве право на льготы по транспортному налогу в 2020-2021 годах имеют:

  1. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, — по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).
  2. Резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» — по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны.
  3. Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней.
  4. Ветераны и инвалиды ВОВ.
  5. Ветераны и инвалиды боевых действий.
  6. Инвалиды I и II групп.
  7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
  8. Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида.
  9. Лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (51,49 кВт) включительно, — на одно зарегистрированное на них транспортное средство.
  10. Один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
  11. Физлица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, федеральными законами «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 № 175-ФЗ и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ.
  12. Физлица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  13. Физлица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
  14. Один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.
  15. Организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и осуществляющие деятельность в целях реализации соглашений об управлении ОЭЗ, — в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанные организации, с момента заключения с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашений об управлении особыми экономическими зонами. Льгота предоставляется сроком на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства.
  16. Управляющие компании Международного медицинского кластера и участники проекта, заключившие соглашения об осуществлении проекта с управляющей компанией Международного медицинского кластера и осуществляющие на территории Международного медицинского кластера деятельность по реализации проекта (с 01.01.2018 по 31.12.2027 — ст. 4 закона № 33 в редакции закона г. Москвы о внесении изменений в отдельные законы г. Москвы в сфере налогообложения от 29.11.2017 № 45).
  17. С 01.01.2020 по 31.12.2024 — лица, имеющие транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями.
Читайте также:
Эксперт объяснил, почему Минфин решил не повышать «роскошный» налог

Физлицам льготы предоставляются только на одно зарегистрированное на них транспортное средство. При этом следует помнить, что льготы не действуют в отношении автомобилей с мощностью двигателя более 200 л. с. Данное правило не распространяется лишь на родителей многодетной семьи.

Где найти образец заявления на льготу по транспортному налогу

Тот, кто освобожден от транспортного налога, должен заявить об этом в ИФНС и подтвердить свое право на освобождение (снижение) налога.

Форма заявления на льготу по транспортному налогу для физлиц утверждена приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

Можете увидеть его на нашем сайте.

В заявлении можно выбирать:

  • представить документы, подтверждающие право на льготу;
  • или только сообщить реквизиты таких документов.

В последнем случае налоговики сами направят запрос туда, где были выданы указанные налогоплательщиком документы-основания, а затем проинформируют заявителя о решении о предоставлении льготы.

Образец заявления на льготу по ТН для физлица вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в пример заполнения документа.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, а также через личный кабинет налогоплательщика.

Плательщики — юрлица с 2020 года также подают в ИФНС заявления о льготах (приказ ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@). Бланк заявления вы можете скачать по ссылке. За периоды до 2020 года льгота отражается в декларации.

Образец заполнения заявления на льготу для организации тоже можно посмотреть в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Итоги

Льготы по транспортному налогу делятся на федеральные (они перечислены в НК РФ) и региональные (их устанавливают в региональных законах).

О своем праве на льготу необходимо заявить в ИФНС (подать заявление в рекомендуемой налоговиками форме), а также представить подтверждающие документы или сообщить налоговикам их реквизиты.

Зеленый для электрокара

По прогнозам экспертов, к 2030 году 31% продаж новых автомобилей и 20% мирового автопарка будут электрическими. Уже сейчас в Европе продаются десятки тысяч электрокаров, а в отдельных странах на их долю приходится больше 50% автомобильного рынка. В России же владельцами “машин будущего” являются всего несколько сотен человек. Похожая ситуация и в других странах Евразийского союза. Стимулирование рынка электромобилей необходимо, считают в Евразийской экономической комиссии.

Постепенный переход на электротранспорт – общий мировой тренд. В крупных европейским странах объемы продажи электромобилей исчисляются в десятках тысяч штук. Один из лидеров по продажам электрокаров – Норвегия – рассчитывает к 2025 году полностью перейти на автомобили на электрической тяге. Продажа авто, работающих на дизеле и бензине, окажется под запретом.

По данным аналитического агентства “Автостат”, число проданных электрических автомобилей в мире выросло на 46% и достигло более 1,1 млн единиц только за первое полугодие 2019 г. Их доля в глобальных продажах составила 2,5%.

В России продажи электрокаров растут удвоенными темпами, но объемы рынка по-прежнему остаются на крайне низком уровне. “На их долю приходится менее 0,1% всего авторынка нашей страны, – говорит Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы “Автостата”. – Вряд ли с отменой ввозных пошлин продажи электрокаров в РФ резко пойдут вверх. Во-первых, новые электромобили сами по себе стоят дорого, а отмена пошлин не сделает их весьма привлекательными в ценовом плане для большинства россиян, к тому же еще и в нынешнее непростое время. Во-вторых, в России не так много благоприятных климатических зон для постоянной эксплуатации электромобилей (они довольно теплолюбивы). В-третьих, кроме Jaguar, ни один автопроизводитель официально не продает электрокары в РФ. Поэтому можно предположить, что в ближайшее время их продажи могут расти, но не столь резко, как в других странах”.

Читайте также:
ФНС России начала администрирование страховых взносов

Согласно данным “Автостата”, в 1 полугодии 2019 года было продано всего 147 электромобилей. Впрочем, это в 2,8 раза больше, чем за тот же период прошлого года (52 шт.) По итогам всего 2019 года объем рынка новых электромобилей в России составил 353 единицы (+145% к прошлому году). Среди наиболее популярных моделей лидерство делят электрический кроссовер Jaguar I-Pace и Nissan Leaf. На их долю приходится около 75% продаж. Географически большая часть продаж приходится на Москву и Приморский край.

Всего в России, согласно “Автостату”, парк легковых автомобилей с электрическим двигателем составляет немногим более 4,6 тысячи (данные на 1 июля 2019 г). Почти три четверти таких машин в возрасте 6-9 лет.

Несмотря на небольшой объем рынка в России, очевиден тренд на увеличение спроса на эти транспортные средства, говорит Андрей Крайний, заместитель председателя правления ЕАБР. “И очень популярна “зеленая” тема в целом, – добавляет он. – Пока основными факторами, сдерживающими развитие этого рынка в России, являются отсутствие инфраструктуры для электромобилей – зарядных станций, дороговизна новых моделей и ограниченность предложения бюджетных электрических моделей отечественных производителей”.

Обнуление пошлин, по его мнению, приведет к снижению цен, что сделает автомобили доступными, подстегнет инвестиции в инфраструктуру и создаст новые конкурентные условия для российских автоконцернов. Сейчас таможенная пошлина составляет 15%.

Ранее в отношении электромобилей уже применялась нулевая ставка ввозной таможенной пошлины – она действовала с сентября 2016 года по август 2017 года. За это время импорт в Белоруссию увеличился в физическом отношении почти в 4 раза, в стоимостном – в 8 раз, говорится в сообщении пресс-службы ЕЭК. Однако в других странах ЕАЭС применение нулевой ставки не позволило достичь планируемых результатов по формированию рынка электромобилей.

Алексей Муханов, ведущий аналитик сервиса Авто.ру, рассказывает, что хотя нулевые таможенные пошлины на ввоз электромобилей действовали до 2017 года, максимальные продажи новых автомобилей на электрической тяге были достигнуты, именно в 2019 году. Кроме того, значительный объем импорта осуществляется в обход официальных дилеров, считают представители рынка.

Ввозные пошлины – не единственная проблема, которая, по мнению экспертов, тормозит развитие рынка электромобилей в России. “Необходимо упрощение процедуры сертификации таких машин, развитие инфраструктуры, дополнительные льготы для владельцев, – считает Алексей Муханов. – Если льготные пошлины распространятся и на физических лиц, это может значительно увеличить продажи, но на фоне общего объема рынка электромобили продолжат занимать едва заметную долю”.

Введение нулевой пошлины – это всего лишь одна из мер развития рынка электрокаров на территории ЕАЭС. В 2018 году Евразийский межправсовет разработал план мероприятий по стимулированию производства и использованию электромобилей. План предусматривает, помимо прочего, предоставление грантов на разработку и производство электромобилей в государствах-членах ЕАЭС, а также снижение ставок ввозных пошлин на комплектующие и базовые компоненты для производства электромобилей, зарядной и сервисной инфраструктуры.

“Прежде всего для формирования рынка электромобилей ЕАЭС опережающими темпами должна создаваться инфраструктура и зарядные станции. Второй вопрос – производство собственных электромобилей. Три страны уже активно этим занимаются”, – говорит Михаил Мясникович, глава Коллегии ЕЭК.

Ездят на налоговых стимулах

Главными драйверами расширения рынка электрокаров в мире были и остаются меры государственной поддержки отрасли. Они включают в себя не только налоговые льготы на пользование электромобилем, субсидии на его покупку, но также другие финансовые и нефинансовые стимулы, связанные с эксплуатацией машины. Например, в XXI веке почти во всех странах ЕС усилилось политическое влияние зеленых партий, которые активно продвигают программы перехода на электрокары. Для европейского автовладельца доля налогов – НДС, регистрационного и дорожного – за пять лет может достигать от 18 до 160% от базовой цены автомобиля. Причем этот процесс продолжается. Но есть и обратный эффект. Эти меры поддержки компенсируются за счет увеличения налоговой нагрузки на владение традиционным транспортным средством. Например, во Франции ввод экологических налогов, которые, как предполагалось, должны помочь человечеству бороться с глобальным потеплением, ударили по беднейшим слоям населения и увеличили социальное расслоение. Беспорядки с участием так называемых желтых жилетов во многом были спровоцированы политикой государства в сфере налогообложения нефтепереработки, а также эксплуатации машин на бензине и дизеле.

Сейчас начался откат в другую сторону. Во многих государствах меры поддержки электротранспорта стали сокращаться. Это касается даже абсолютного лидера по количеству электрокаров – Китая. Весьма показателен пример Дании, когда в 2016 году налоговые стимулы на покупку электрокаров здесь были отменены, их продажи по сравнению с предыдущим годом рухнули на 80%.

Мы не верим в электричество

В России электробусы производят группа “КАМАЗ”, группа “ГАЗ” и “Волгабас”. Легковые электрокары в нашей стране пока не выпускаются, однако в конце января в России зарегистрирован первый промышленный образец российского электрокара – Зетта. Запуск его серийного производства запланирован на 1 квартал 2020 года.

Читайте также:
Задержка зарплаты обойдется большей компенсацией

В России промышленное производство электромобилей пока представлено общественным транспортом – в городах ходят электробусы. Разработки легковых и грузовых электромобилей только ведутся, рассказал “РГ” завкафедрой дизайна средств транспорта Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова Никита Розанов. “Например, разработку электромобилей ведут в НАМИ”, там создана специальная группа, занимается этим вопросом КАМАЗ, компания имеет представительство в Сколково. Также занимаются этим вопросом в Московском государственном техническом университете им. Баумана и других институтах”, – перечисляет эксперт.

Беспошлинный ввоз электромобилей в Россию никак не помешает таким разработкам. Скорее, напротив, поможет улучшить восприятие электромобилей как абсолютно конкурентоспособного вида транспорта. “В России существует колоссальное недоверие к электромобилям, связанное с объективными причинами, например, с климатическими особенностями. Это необходимость обогрева из-за холодного климата, необходимость чаще включать осветительные приборы, что плохо влияет на аккумуляторы”, – говорит Розанов. Будет хорошо, если удастся с помощью предпринимаемых мер побороть такое восприятие, добавляет он.

Транспортный налог в 2021 году: таблица, ставки, изменения

Организации и ИП, на которых зарегистрированы транспортные средства, должны платить транспортный налог. При этом во многих случаях для правильного расчета налога недостаточно просто умножить ставку на мощность двигателя. Требуется учитывать дополнительные параметры. Например, дату приобретения или продажи машины, а также ее стоимость. Наша статья поможет разобраться, как правильно рассчитать и заплатить транспортный налог в 2021 году.

  1. Кто должен платить транспортный налог
  2. Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год
  3. Таблица транспортного налога
  4. Повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога
  5. Льготы по транспортному налогу
  6. Расчет транспортного налога в 2021 году
  7. Отчетность по транспортному налогу в 2021 году
  8. Сроки уплаты транспортного налога

Кто должен платить транспортный налог

Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили. Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по транспортному налогу за 2020 год

ВАЖНО

Что касается водного транспорта, то налогом облагаются также несамоходные (буксируемые) суда — баржи, платформы, плавучие доки и т.п. А вот в отношении прицепов к наземным транспортным средствам платить налог не нужно, даже если прицеп оснащен мотором, необходимым для работы установленного на нем оборудования (письмо Минфина от 16.02.11 № 03-05-05-04/03).

Надо ли платить налог с квадрокоптеров? Все зависит от максимальной взлетной массы летательного аппарата. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, официальная регистрация необходима, если указанная масса «беспилотника» превышает 30 кг. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг включительно подлежат не госрегистрации, а учету (п. 3.2 ст. 33 ВК РФ).

Эта разница в терминологии имеет существенное значение для целей уплаты транспортного налога. Как было сказано выше, им облагаются только зарегистрированные транспортные средства. Поэтому в отношении «беспилотников» со взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг платить транспортный налог не нужно (письмо ФНС от 11.02.19 № БС-4-21/2295@).

ВНИМАНИЕ

Уклонение от регистрации транспортного средства (ТС) не освободит его владельца от необходимости перечислять транспортный налог (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.12 № 14341/11).

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе

Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год

Напомним: с 2020 года у организаций появилась новая обязанность. Они должны сообщать в ИФНС об имеющихся льготах по транспортному налогу по специальной форме (утв. приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/377@; см. « Утверждена форма заявления о льготах для организаций по транспортному и земельному налогам »).

Ранее такого заявления не требовалось — все сведения о льготах отражались непосредственно в налоговой декларации. ФНС пояснила, что подавать заявление нужно только за налоговые периоды, начиная с 2020 года. За предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года (например, если компания ликвидирована или реорганизована), отдельное заявление о льготах не требуется (письмо от 12.09.19 № БС-4-21/18359@).

ВНИМАНИЕ

Срок подачи заявления о льготах не установлен. Но, очевидно, что сделать это лучше до даты уплаты налога или первого авансового платежа по нему. Поэтому если у организации имеется льгота по уплате налога (авансовых платежей) за 2021 год, то желательно не затягивать с направлением заявления. Хотя, заметим, что ФНС не возражает против более поздней подачи заявления (в 2022 году), то есть уже после уплаты налога и получения от ИФНС сообщения об исчисленной (без льготы) сумме налога (письмо ФНС от 03.12.19 № БС-4-21/24690@; см. «В ФНС рассказали, как организациям применять льготы по транспортному и земельному налогам с 2020 года»).

Читайте также:
Пониженные тарифы страховых взносов распространяются на СНТ на УСН

Подать заявление о льготе в 2020 году через интернет Подать бесплатно

Сдавать в 2021 году декларацию по транспортному налогу за 2020 год не нужно. Она отменена Федеральным законом от 15.04.19 № 63-ФЗ (см. « Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц »). Именно с этим связано введение отдельного заявления о льготах.

Еще одно изменение затронет владельцев дорогостоящих автомобилей. При расчете налога за 2021 год они должны учитывать новый перечень машин, по которым применяются повышающие коэффициенты (см. «Опубликован перечень дорогих автомобилей для расчета транспортного налога за 2021 год»).

ВАЖНО

Организации самостоятельно рассчитывают авансовые платежи и налог по итогам года и вносят их в бюджет в установленные сроки. С 2021 года налоговики также определяют сумму налога (на основании имеющихся у них сведений) и рассылают организациям сообщения по форме, утвержденной приказом ФНС от 05.07.19 № ММВ-7-21/337@ . Сообщение присылают не позднее 6 месяцев после даты уплаты налога. Если налогоплательщик считает, что инспекторы рассчитали налог неверно, он может выразить свое несогласие. В этом случае нужно направить в ИФНС пояснения и подтверждающие документы.

Получать от ИФНС уведомления о сумме транспортного налога и формировать платежки в один клик Сформировать бесплатно

Таблица транспортного налога

Единой ставки по транспортному налогу не существует. В каждом субъекте РФ установлены свои размеры (но в большинстве случаев они не могут отличаться от установленных в НК РФ ставок более, чем в 10 раз). Ставка зависит от типа транспортного средства (наземное, водное, воздушное), наличия у него мотора и его мощности.

Информацию об актуальных ставках транспортного налога в том или ином регионе можно найти при помощи специального сервиса на сайте ФНС. Для этого нужно указать в соответствующих полях данные о налоговом периоде (год, за который платится налог) и регионе. После этого надо нажать кнопку «Найти» и перейти по ссылке «Подробнее» (находится напротив появившихся сведений о региональном законе).

Повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога

Налог с дорогостоящих машин рассчитывается с учетом повышающего коэффициента (п. 2 ст. 362 НК РФ). Он составляет:

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также в отношении легковых автомобилей стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Перечень таких автомобилей на 2021 год размещен на сайте Минпромторга. При использовании данного списка надо учитывать, что в отношении некоторых из них введены дополнительные ограничения. Речь идет о графе «Количество лет, прошедших с года выпуска» таблицы. К примеру, по автомобилям BMW M240i xDrive с бензиновым двигателем объемом 2 998 куб. см. коэффициент применяется только в том случае, если с даты выпуска прошло от 2 до 3 лет включительно.

Как определить количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля? НК РФ не содержит четких разъяснений на этот счет. На практике выработаны два подхода к расчету возраста машин.

Первый основывается на разъяснениях, приведенных в письме ФНС от 02.03.15 № БС-4-11/3274@. В нем сказано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении машины 2011 года количество лет, прошедших с года ее выпуска, составляет 4 года. То есть число лет, истекших с года выпуска автомобиля, определяется в целых годах. Следовательно, возраст только что выпущенного заводом автомобиля равен одному году (за период до конца того календарного года, в котором он изготовлен).

А значит, транспортный налог за 2021 год по дорогостоящему автомобилю 2021 года нужно рассчитывать с учетом того, что количество лет, прошедших с года его выпуска, составляет 1 год. Такая машина подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно». Следовательно, придется применить повышающий коэффициент.

Второй подход также основывается на официальных разъяснениях. В письме Минфина от 11.06.14 № 03-05-04-01/28303 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС от 07.07.14 № БС-4-11/13195@) указано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении автомобиля 2014 года количество лет, прошедших с года его выпуска, составит не более 1 года.

Получается, что для автомобиля 2021 года количество лет, прошедших с года его выпуска, будет не более 1 года. Следовательно, такой автомобиль не подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно», и при расчете налога за 2021 год применять повышающий коэффициент не требуется.

Читайте также:
ГД освободила самозанятых от НДФЛ

К сожалению, арбитражной практики по данному вопросу нет. Поэтому налогоплательщику придется самому решить, какой из названных подходов применить при подсчете возраста авто. Также можно обратиться в налоговый орган по месту учета с письменным запросом о порядке исчисления транспортного налога в отношении конкретного автомобиля ( подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Следование этому разъяснению освободит от налоговой ответственности и станет основанием для неначисления пеней (подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ).

Получать требования и направлять запросы в ИФНС через интернет

Льготы по транспортному налогу

Так же как и ставки, льготы определяются на уровне субъектов РФ. В статье 361.1 НК РФ ., которая называется «Налоговые льготы», установлен лишь общий порядок их использования. В частности, в ней сказано, что для применения льготы налогопательщику нужно подать в ИФНС заявление. Однако, если заявление о льготе не подано, налоговики должны применить ее самостоятельно на основании имеющихся у них данных.

ВАЖНО

ИП платят транспортный налог как обычные физлица. Это значит, что они должны перечислить транспортный налог на основании уведомления об уплате, полученного из налоговой инспекции. В него включат налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Сведения для расчета налоговики получают из органов, которые регистрируют транспортные средства. Если за период владения транспортом ИП не получил уведомление об уплате налога, необходимо сообщить в инспекцию об объекте обложения.

Сформировать платежку на уплату налога (пеней, штрафа) в один клик на основании полученного из ИФНС требования

Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, в отношении которых вообще не надо платить налог. Речь идет не о льготе, а об исключении ТС из объекта налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ) . А значит, что такому транспорту подавать заявление о льготе не нужно — освобождение от уплаты налога действует автоматически.

Так, на всей территории РФ можно не платить налог, если транспортное средство находится в розыске, либо розыск прекращен. Налог не нужно перечислять с месяца начала розыска. При этом факт угона (кражи) подтверждается документом, выданным органом полиции (ГИБДД), либо сведениями, которые ИФНС получает в порядке межведомственного информационного обмена (ст. 85 НК РФ). Также см.: « В каком случае угнанные транспортные средства не облагаются налогом ».

Также не облагаются налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания). Освобождение действует, если ТС зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельхозработах.

Бесплатно подать уведомление о переходе на ЕСХН и сдать отчетность по налогу

Кроме этого, под налог не попадают промысловые морские и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. Организациям и ИП, которые осуществляют пассажирские и (или) грузовые перевозки, не надо платить налог за пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в их собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Расчет транспортного налога в 2021 году

Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.

Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.

При прекращении регистрации ситуация обратная. Если машина снята с учета с 1 по 15 число месяца включительно, то за этот месяц налог не платится. А если дата снятия с учета приходится на период с 16 по последнее число месяца, то налог придется заплатить за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Региональными законами для организаций могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае по итогам каждого отчетного периода (первый, второй и третий кварталы) уплачивается сумма, равная ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

У организации в собственности есть два автомобиля. Грузовой с мощностью двигателя 300 л. с., который был приобретен и поставлен на учет 16 марта 2021 года. И легковой с мощностью двигателя 205 л. с, который был куплен в прошлом налоговом периоде. Эта машина входит в перечень дорогостоящих (стоимость от 3 млн. до 5 млн. включительно).

На основании регионального закона налоговая ставка по грузовому автомобилю составляет 100 руб./л.с., а по легковому — 50 руб./л. с. Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах. Региональным законом установлены авансовые платежи по налогу.

Читайте также:
Аренда имущества у иностранной организации приводит к НДС

Рассчитаем налог по грузовому автомобилю.

Поскольку машина приобретена в середине 2021 года, требуется определить количество месяцев, за которые платится налог. Так как дата постановки на учет выпадает на период с 16 числа месяца, значит, месяц регистрации (март) при расчете налога не учитывается. А в январе и феврале машины у организации не было.

Таким образом, за первый квартал сумма авансового платежа не формируется, так как коэффициент владения (Кв) за этот период составит 0/3, то есть будет равен нулю. За второй и третий кварталы нужно будет заплатить по 7 500 руб.(1/4 × 300 л.с. × 100 руб./л. с.). И еще столько же придется доплатить по итогам года, так как годовой Кв составит 9/12 или 0,75. (300 л. с. × 100 руб./л. с. × 0,75 — 7 500 руб. × 2) = 7 500 руб.

Рассчитаем налог по легковому автомобилю.

Кв всегда будет равен единице, так как машина в течение всего 2021 года находилась во владении компании. К сумме налога и авансового платежа нужно дополнительно применить «дорогостоящий» коэффициент 1,1.

Получается, что за каждый квартал организация заплатит по 2 819 руб. Приведем расчет: 1/4 × 205 л.с. × 50 руб./л.с.×1,1 = 2 818,75 руб.; по правилам пункта 6 статьи 52 НК РФ данная сумма округляется в большую сторону до полного рубля. Налог по итогам года составит 11 275 руб.(205 л.с. × 50 руб./л.с. ×1,1). Следовательно, доплатить придется 2 818 руб.(11 275 руб. – 2 819 руб. × 3).

Итого, по двум автомобилям организация должна заплатить:

  • за I квартал — 2 819 руб.(0 + 2 819).
  • за II квартал — 10 319 руб.(7 500 + 2 819)
  • за III квартал — 10 319 руб.(7 500 + 2 819)
  • по итогам года — 10 318 руб. (7 500 + 2 818).

Общая сумма транспортного налога за 2021 год составит 33 775 руб.(22 500 руб. + 11 275 руб.).

Отчетность по транспортному налогу в 2021 году

«Транспортную» декларацию за 2020 год нужно сдать только тем компаниям, которые были реорганизованы или ликвидированы до конца этого года (см. «Налоговики сообщили, какие организации должны сдать декларацию по транспортному налогу за 2020 год»). «Промежуточные» декларации (расчеты) по итогам отчетных периодов не предусмотрены.

С 1 января 2021 года статья 363.1 НК РФ, устанавливающая обязанность по представлению «транспортной» декларации, прекращает действовать (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.04.19 № 63-ФЗ). Следовательно, сдавать отчетность по окончании 2020 года и более поздних периодов не надо.

ВАЖНО

Для ИП никакой отчетности по транспортному налогу не предусмотрено.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по транспортному налогу за 2020 год

Сроки уплаты транспортного налога

С 2021 года срок уплаты – единый для всей страны: организации перечисляют налог до 1 марта следующего года (п. 68 ст. 2 Федерального закона от 29.09.19 № 325-ФЗ). Это правило начало действовать с уплаты налога за 2020 год.

Индивидуальные предприниматели должны заплатить сумму налога, указанную в уведомлении, не позднее 1 декабря следующего года.

Авансовые платежи по транспортному налогу вносят только организации и только в тех регионах, где эти платежи введены соответствующим законом. Начиная с 2021 года, срок перечисления стал единым для всей страны — вносить авансовые платежи нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Налог на электромобили в России

  1. Есть ли налог на электромобиль в России
  2. Как рассчитывается сумма налога
  3. Коэффициент для разных регионов в 2020 году
  4. Льготы для владельцев электротранспорта
  5. Порядок уплаты транспортного налога на электромобиль в России в 2020 году

Один из пунктов расходов автолюбителей — ежегодная обязанность уплаты налоговых взносов. Обязаны ли собственники электротранспорта платить государству наравне с обладателями авто с ДВС? Как происходит начисление и внесение платежей? Давайте разбираться в хитросплетениях законодательства.

Есть ли налог на электромобиль в России

К сожалению для владельцев электрокаров, российское законодательство не делает различий между авто на электротяге, гибридами и транспортом с двигателем внутреннего сгорания. На уровне законов страны никакие исключения по уплате налоговых взносов собственникам безвредного для окружающей среды транспорта не предусмотрены.

Налоговый кодекс РФ — основной нормативный акт, устанавливающий порядок внесения обязательных платежей. В нем указано, что налогообложение предусмотрено для всех машин, зарегистрированных на территории России. В кодексе содержится перечень типов ТС, владельцы которых освобождены от уплаты. Электрокары в этот перечень не входят (по состоянию на март 2020 года). Исключение составляют машины, находящиеся в розыске.

На федеральном уровне обсуждается тема отмены налога. Это должно повысить спрос на экологичный транспорт. Однако эти дискуссии ведутся с 2015 года, а налоговые платежи по-прежнему взимаются на большей территории страны.

Как рассчитывается сумма налога

Размер платежа зависит от трех основных показателей:

  • мощности транспортного средства в л. с.;
  • года выпуска автомобиля;
  • региона, в котором зарегистрировано ТС.
Читайте также:
Трамп пообещал обрушить налоги в США

Налоговый Кодекс устанавливает базовую ставку на каждую единицу мощности, в зависимости от общего показателя для автомобиля. Чем мощнее средство передвижения, тем выше ставка.

Мощность электрокара в л. с. Базовая ставка в НК РФ за 1 л.с.
до 100 2,5
100–150 3,5
150–200 5
200–250 7,5
более 250 15

Значения всех упомянутых показателей перемножаются, уплате подлежит итоговая сумма.

В качестве примера рассчитаем сумму налогового платежа за 2019 год для Tesla Motors Model S с мощностью двигателя 367 л.с. 2016 года выпуска по базовой ставке:

367 * 15 * 3 = 16 515 руб.

Такая сумма подлежит уплате за полный год. Если же собственник приобрел электрокар в середине календарного года, то он оплачивает взнос только за те месяцы, в течение которых владел автотранспортом. К примеру, если та же «Тесла» куплена в апреле 2019 года, то в 2020 необходимо будет внести:

16 515 / 12 * 8 = 11 010 руб.

Еще один важный момент. Если ТС зарегистрировано до 15 числа текущего месяца, в расчетный период этот месяц не включается. Если же авто поставлено на учет после 15 числа, месяц засчитывается в общий срок владения.

Отдельно стоит упомянуть о так называемом повышающем коэффициенте, который учитывается с 2018 года. Его применение необходимо при расчете налога на дорогостоящие автомобили, средняя цена которых превышает 3 млн руб. Существует оговорка: модель транспортного средства должна быть внесена в перечень, ежегодно составляемый Минпромторгом. Список публикуется на сайте ведомства. В тех случаях, когда авто отсутствует в списке, коэффициент не применяется.

Показатель зависит не только от среднего ценника, но и от года выпуска. Законом предусмотрено три значения:

  • 1,1 — для ТС стоимостью от 3 до 5 млн, не старше 3 лет;
  • 2 — авто ценой от 5 до 10 млн, выпущенное максимум 5 лет тому назад;
  • 3 — транспорт с расценками от 10 до 15 млн, сошедший с конвейера не более 10 лет тому назад, и все автомобили дороже 15 млн, выпущенные более 20 лет тому назад.

На заметку: 28.02.2020 утвержден перечень для определения налоговой базы в отчетном периоде за 2020 год. В списке присутствуют только две модели электрокаров стоимостью до 5 млн — оба варианта относятся к марке BMW.

Коэффициент для разных регионов в 2020 году

Следует учитывать, что субъекты РФ могут самостоятельно менять ставку ― как в большую, так и в меньшую сторону. Правда, региональный показатель может превышать федеральное значение максимум в 10 раз. Эта же планка установлена для максимально низкой ставки в регионах.

Ниже приведена таблица с максимально и минимально допустимыми значениями:

Мощность электрокара в л. с. Минимальная ставка за 1 л.с. Максимальная ставка за 1 л.с.
до 100 25
100–150 35
150–200 0,5 50
200–250 0,75 75
более 250 1,5 150

Поскольку кодекс не определяет минимальной границы для транспорта мощностью до 150 л.с., владельцев могут освободить от обязанности вносить платежи.

Чтобы рассчитать размер налога, необходимо для начала уточнить ставку в регионе регистрации.

Льготы для владельцев электротранспорта

По состоянию на март 2020 года особых исключений и налоговых преференций для собственников электротранспорта на федеральном уровне не предусмотрено. Впрочем, перечень льготников по уплате налога на машины с ДВС также утверждается на уровне субъектов федерации.

Послабления могут быть введены для физических лиц и организаций. Чаще всего они носят социальный характер и предусмотрены для инвалидов, пенсионеров, опекунов и прочих категорий граждан, нуждающихся в соцзащите. В зависимости от местного законодательства, собственник либо освобождается от уплаты взноса полностью, либо перечисляет налоги по ставке с понижающим коэффициентом.

Чтобы налоговый орган посчитал сумму выплат с учетом льгот, необходимо направить в ИФНС соответствующее заявление. Сделать это можно, в том числе, воспользовавшись услугами МФЦ, а также ― через портал «Госуслуг» или кабинет плательщика. Кроме того, заявление допустимо отправить почтой или принести в приемную ИФНС.

В ряде регионов власти отменили налог на электротранспорт. К числу таких субъектов относится Москва. Кроме столицы, в список субъектов входят:

  • Московская область,
  • Санкт-Петербург,
  • Кабардино-Балкарская республика,
  • Калужская область,
  • Липецкая область,
  • Амурская область,
  • Курская область,
  • Калининградская область,
  • Тюменская область,
  • Иркутская область.

Чтобы повысить спрос на транспорт, не наносящий вреда окружающей среде, в ведомствах ведется активное обсуждение повсеместной отмены транспортного налога.

Порядок уплаты транспортного налога на электромобиль в России в 2020 году

Процедура внесения платежа немного отличается ― в зависимости от типа плательщика. Для физических лиц, ИП и организаций предусмотрен разный порядок.

Физические лица избавлены от необходимости самостоятельно рассчитывать размер платежа. Но знать, из каких элементов состоит окончательная сумма нужно обязательно. Правильность цифр, указанных в платежке, необходимо проверять.

Итак, налоговый орган посчитает сумму и направит уведомление почтой или в онлайн-кабинет плательщика. Внести платеж следует до 1 декабря года, следующего за отчетным. То есть, платеж за 2019 год нужно внести до 01.12.2020.

Читайте также:
Депутат объяснил, к какой налоговой системе должна стремиться Россия

Важный момент. Если уведомление не поступило, плательщик обязан обратиться в ИФНС с просьбой рассчитать сумму или подсчитать все самостоятельно. Внести деньги можно через порталы «Госуслуг» или налоговой службы, посредством интернет-банкинга, в отделении банка или через терминал.

С юридическими лицами дело обстоит иначе.

  • Сумму налога компания считает самостоятельно.
  • Учитываются авансовые платежи, которые вносятся после отчетного налогового периода.
  • Срок уплаты налога устанавливается региональным законодательством, но должен проводиться не ранее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Начиная с 2021 года, последний пункт изменится. Для всей страны будет действовать единая дата оплаты ― 1 марта (до этого момента организации обязаны отчитаться о налогах за 2020 год). С этого же года предполагается отмена декларирования ТС юрлицами. То есть, налоговики будут направлять компаниям бланки уведомлений.

Тем не менее, такие документы носят, скорее, информационный характер, и сумму все же придется подсчитывать самостоятельно ― хотя бы для проверки достоверности данных ИФНС.

Итак, схема имеет свои нюансы и, несмотря на внешнюю простоту базовой формулы, таит в себе массу нюансов. У автолюбителей все же теплится надежда на отмену налога для всех обладателей электромобилей. В этом случае о «головной боли», связанной с налоговыми расчетами, можно будет забыть как о страшном сне.

Но, в любом случае, новости по налогообложению всегда лучше отслеживать. А сделать это можно как с помощью нашего сайта, так и с помощью Telegram-канала. Подписывайтесь и будьте в курсе событий!

Выплата от ПФР тем, кто родился до 1966 года и после: отвечаем на вопросы

На тему выплат пенсионных накоплений поступает очень много вопросов. Разбираемся, как на них ответить.

Как узнать, положена мне выплата или нет?

Проверить это можно, запросив в ПФР выписку из лицевого счета. Информация о пенсионных накоплениях содержится в разделе 3 или 4 выписки (в 3-м разделе — если накопления у вас хранятся в ПФР, в 4-м — если они переведены в негосударственный ПФ).

Но если пенсия вам уже назначена, данные выписки «обнуляются». Тогда получить информацию о ваших пенсионных накоплениях можно только при непосредственном обращении в ПФР с таким запросом.

Однозначно имеют право на выплату пенсионных накоплений те, кто родились после 1966 года. За них работодатели отчисляли взносы на накопительную часть пенсии вплоть до того, как ввели мораторий на ее формирование (в 2014 году). Поэтому взносы на их лицевых счетах копились в течение этого времени.

Поэтому у тех, кто входит в эти возрастные группы и работал официально в 2002 году и позже, право на выплату, скорее всего, есть. А те, кто старше, могут получить выплату, если в свое время участвовали в программе государственного софинансирования и добровольно отчисляли взносы на накопительную часть пенсии.

В выписке указаны три разные суммы пенсионных накоплений — какая из них мне положена?

Куда обращаться за выплатой?

А если перевели — выплатить должен соответствующий негосударственный пенсионный фонд. Узнать, где хранятся накопления, можно опять-таки по выписке из лицевого счета.

В ПФР сказали, что мне ничего не положено. Почему?

  • либо вы уже получили свои пенсионные накопления (если сотрудник ПФР при приеме заявления о назначении пенсии сразу проставил вам галочку напротив этой выплаты). Повторно получить выплату можно, если на ваш лицевой счет снова поступили взносы на накопительную часть пенсии. Но сделать это можно не раньше, чем через 5 лет;
  • либо у вас не возникло право на эту выплату (т. е. на лицевом счете нет взносов на накопительную часть пенсии или еще не наступил возраст, с которого полагается выплата).

Хочу получить свои взносы единовременно, а в ПФР мне предлагают написать заявление на пожизненную выплату. Законно ли это?

  • когда по достижении предпенсионного возраста у гражданина не набирается необходимой продолжительности стажа и баллов (в этом году, в частности, требуется 11 лет стажа и 18,6 баллов);
  • когда суммы его пенсионных накоплений недостаточно, чтобы назначить накопительную пенсию пожизненно. То есть не преодолевается 5%-ный порог в соотношении с суммой страховой и накопительной пенсией вместе взятых.

А вот когда и стажа, и взносов достаточно, гражданину полагается накопительная пенсия, которая выплачивается пожизненно. Поэтому действия ПФР в данном случае законны: он уведомляет вас, что нужно назначить накопительную пенсию.

Могут ли получить эту выплату наследники?

Исключение составляет лишь срочная пенсионная выплата: если гражданин не получил по ней все взносы до конца, то остаток могут получить его правопреемники.

Пенсионные накопления по закону переходят к близким родственникам (в первую очередь — это супруг, дети, родители, а при их отсутствии, во вторую очередь могут получить взносы братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки).

Гражданин вправе изменить этот порядок наследования, направив в пенсионный фонд заявление о назначении других правопреемников.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Читайте также:
Российские лагеря для детей частного формата предлагается освободить от налогов

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

ПФР не торопится назначать пенсию по решению суда

Что делать, если суд обязал Пенсионный фонд назначить пенсию, но ее все никак не начислят?

«Муж судился с Пенсионным фондом из-за отказа в установлении пенсии. Суд обязал ПФР пенсию назначить. Когда ее начислят? Решение суда вступило в силу 7 октября. Документы в ПФР подали 11 октября», – такой вопрос поступил в редакцию «АГ».

Заявление о назначении пенсии рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ (п. 38 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. № 884н). Это правило можно по аналогии применить к назначению пенсии на основании решения суда. Она должна быть начислена в течение 10 рабочих дней после обращения в ПФР.

Если по истечении этого времени пенсия не назначена, вот что можно сделать:

1. Обжаловать бездействие территориального органа Пенсионного фонда РФ в вышестоящий территориальный орган ПФР. Например, жалоба на бездействие районного управления ПФР подается в областное отделение.

2. Обжаловать бездействие Пенсионного фонда РФ в прокуратуру. Прокурор осуществляет надзор за исполнением закона и соблюдением прав граждан. В случае выявления нарушений – а неисполнение решения суда является нарушением, – прокурор выносит обязательные для исполнения протест или представление.

3. Запросить исполнительный лист, если в решении суда указано: «обязать ПФР включить…», «обязать ПФР назначить…» Для получения исполнительного листа следует обратиться в суд, принявший решение.

Статья 428 ГПК РФ устанавливает, что исполнительный лист суд выдает взыскателю по его заявлению после вступления решения в законную силу. Образец этого заявления можно посмотреть на сайте суда. Хотя в п. 9.3.2 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде предусмотрена обязанность выписывать исполнительные документы не позднее следующего рабочего дня после вступления в силу решения, на практике исполнительный лист выдается порой в течение 14 календарных дней и даже позднее. Потому об этом лучше позаботиться заблаговременно.

В заявлении о выдаче исполнительного листа можно попросить суд не только его выписать, но и направить на исполнение в службу судебных приставов. Однако проследить, когда это сделает суд, будет затруднительно. Тот, кто хоть раз пытался дозвониться до суда общей юрисдикции, знает, что порой эта «миссия невыполнима». Именно поэтому лучше получить исполнительный лист на руки.

Если пенсия не была назначена по истечении 10 рабочих дней с момента обращения в территориальный орган ПФР, то следует направить в службу судебных приставов заявление о принудительном исполнении решения суда. К заявлению нужно приложить подлинник исполнительного листа. Документы необходимо направить ценным письмом с описью вложения Почтой России. Если служба судебных приставов ведет прием граждан, можно подать документы через канцелярию. Не забываем, что в подтверждение передачи подлинника исполнительного листа в канцелярии на копии заявления должна быть проставлена отметка о получении.

После поступления заявления и исполнительного листа в службу судебных приставов будет принято постановление о возбуждении исполнительного производства. В нем ПФР предложат в течение 5 дней добровольно исполнить решение суда, т.е. произвести начисление пенсии. Если решение не будет исполнено, ПФР придется уплатить исполнительский сбор в размере 50 тыс. руб.

Рассмотрим еще один случай, о котором рассказала другая читательница «АГ»:

«Суд обязал Пенсионный фонд назначить мне пенсию, но решение не исполнялось в течение нескольких месяцев. Я обратилась за помощью к юристам. На бесплатной консультации мне пообещали, что пенсию помогут получить, но услуга эта будет стоить 70 тыс. руб. При мне состоялся телефонный разговор якобы с сотрудником ПФР, который сказал, что проблему можно будет решить за несколько дней, если я оперативно подготовлю необходимые документы. Юрист при мне составил несколько заявлений в разные органы госвласти и объяснил, что деньги, потраченные на юридическую помощь, мне перечислит ПФР вместе с пенсией. Он меня убедил, что есть статья в кодексе, которая обязывает Пенсионный фонд это сделать. »

Пенсию женщине все же назначили. Однако денежные средства, переданные юристу, Пенсионный фонд не начислит. Такая обязанность ПФР законом не предусмотрена. Взыскать денежные средства в судебном порядке тоже не получится, поскольку в данном случае оплата услуг юриста не является судебными расходами. К таким расходам закон относит государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ст. 88, 94 ГПК РФ).

Пенсионный фонд предложил новый механизм выплат накопительных пенсий

Пенсионный фонд России (ПФР) предложил поднять пороговую сумму пенсионных накоплений, ниже которой пенсионер будет получать всю сумму накопленной пенсии единовременно, а не в виде ежемесячных выплат. Предложения ПФР об изменении механизма расчета этого порога Минтруд разослал в заинтересованные ведомства для обсуждения. РБК ознакомился с письмом, в пресс-службе министерства подтвердили его содержание. Если предложение будет реализовано, доля выходящих на пенсию россиян, которые получат накопительную пенсию в виде единовременной выплаты, возрастет.

Читайте также:
Пенсионеры будут платить меньший транспортный налог?

Минтруд получил эти предложения от Пенсионного фонда, сообщил представитель министерства, и для выработки объективной позиции направил на экспертизу в Минфин, Минэкономразвития, ЦБ, Ассоциацию негосударственных пенсионных фондов и Национальную ассоциацию пенсионных фондов. Решение будет приниматься исходя из интересов граждан, заверил представитель Минтруда.

В Минфин письмо поступило, позиция ведомства формируется, сообщили в пресс-службе министерства. Банк России также отметил, что пока не сформировал позицию по предложению ПФР. РБК направил запросы в МЭР и профильные ассоциации.

Как предлагается изменить выплату накоплений

Сейчас выходящие на пенсию граждане получают пенсионные накопления единовременно, если рассчитанная для них накопительная пенсия (по состоянию на день назначения) меньше 5% от суммы общей пенсии (страховой пенсии по старости, единовременной выплаты к ней и собственно рассчитанной накопительной пенсии). Если сумма выше 5%, то человеку назначается накопительная пенсия. Чтобы такая пенсия была назначена, необходимо иметь около 177 тыс. руб. пенсионных накоплений, подсчитал глава аналитической службы НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис.

ПФР рассчитывает ежемесячную величину накопительной пенсии следующим образом: все накопленные средства гражданина делятся на период дожития, который сейчас составляет 252 месяца. В 2020 году он увеличится еще на шесть месяцев. По данным Росстата, средний размер назначенных пенсий в России в январе—июне составил 14135 руб. (5% от этой суммы — 700 руб.).

Пенсионный фонд предлагает изменить расчет пороговой величины, от которой зависит, будет гражданин получать накопительную пенсию ежемесячно или все накопления сразу: назначать накопительную пенсию лишь тем пенсионерам, у кого она будет выше 20% от федерального прожиточного минимума пенсионера. Федеральный прожиточный минимум пенсионера на 2019 год составляет 8846 руб. (20% от этой суммы — 1770 руб.).

К чему приведет изменение порога для накоплений

В случае реализации предложений ПФР для получения накопительной пенсии необходимо будет иметь на счету 450–500 тыс. руб., а такие суммы имеют единицы, рассказал Биезбардис. В 2014 году произошла заморозка накопительных пенсий, и они прирастают преимущественно за счет инвестиционного дохода, напомнил он. Средний счет застрахованного лица в НПФ сейчас составляет 73 тыс. руб., что соответствует выплатам менее 300 руб. в месяц. Без заморозки средний счет сегодня не превышал бы 200 тыс. руб., что примерно вдвое меньше, чем необходимо для назначения накопительной пенсии по предложенной схеме, рассчитал эксперт.

Предлагаемая Минтрудом методика приведет к увеличению числа единовременных выплат и практически к прекращению назначения накопительной пенсии, уверен Биезбардис.

Сейчас на пенсию выходит поколение россиян, которые участвовали в накопительной компоненте лишь в 2002 и 2003 годах, а в 2004 году их исключили из системы накоплений, оставив право участвовать в ней лишь гражданам 1967 года рождения и младше. В первый год их отчисления составили 1%, во второй — 2% от зарплаты, поэтому суммы выплат очень маленькие, отметил гендиректор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев.

Абсолютное большинство пенсионеров сегодня получают пенсионные накопления единовременной выплатой, поскольку эти средства формировались в течение короткого периода и составили сумму, которую целесообразнее выплатить полностью за один раз, рассказали в пресс-службе ПФР. На единовременные выплаты пенсионерам и выплаты правопреемникам накопительной пенсии сейчас приходится примерно 90% всех выплат, добавил Биезбардис. В случае принятия изменений получателей единовременной выплаты станет еще больше, сказали в ПФР.

Что думает пенсионный рынок

Расчет, предложенный Минтрудом, правильнее и удобнее, считает Якушев. По его словам, если рассчитанная накопительная пенсия маленькая, транзакционные издержки на ее выплату неоправданно высокие. Нет никакого смысла, если у человека на счете 30–50 тыс. руб., выплачивать их пожизненно или даже в течение десяти лет (срочная пенсия), полагает эксперт. Количество получателей накопительной пенсии существенно увеличится, когда женщины 1967 года рождения достигнут 55-летнего возраста в 2022 году (повышение пенсионного возраста на накопления не распространяется). Тогда возрастет и сумма выплат, оптимистичен Якушев.

Только если сформированы совсем небольшие накопления, единовременные выплаты выглядят предпочтительнее, настаивает Биезбардис из «Сафмар». Минтруд фактически рекомендует выплачивать пенсионные накопления единовременно вместо того, чтобы формировать накопительную пенсию. Между тем пенсия — это пожизненные выплаты, предназначенные для страхования человека от риска бедности, отметил эксперт, предложив наделить фонды правом по собственной инициативе увеличивать соотношение между страховой пенсией и расчетной накопительной, например с 5 до 10%. «Это создало бы элемент конкуренции, особенно за клиентов предпенсионного возраста», — заключил Биезбардис.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: