Минфин утвердил порядок уплаты налогов иными лицами

Правила нового налогового эксперимента: в 2022 году участвуйте в ЕНП

С 1 июля по 31 декабря 2022 года организации и ИП смогут принять участие в очередном налоговом эксперименте, который известен под названием «единый налоговый платеж». Его правила утверждены Федеральным законом от 29.11.2021 № 379-ФЗ. Участие в эксперименте добровольное. Но чтобы воспользоваться новыми правилами уплаты налогов, надо в установленный срок подать заявление.

Что такое единый налоговый платеж

Единый налоговый платеж – особый способ уплаты налогов. Он предусматривает, что организация перечисляет деньги в бюджет без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к конкретному бюджету. А налоговая инспекция сама зачтет поступившую сумму в счет текущих платежей или недоимки.

Поучаствовать в перечислении налогов единым платежом смогут организации и ИП, если они имеют статус:

  • налогоплательщика;
  • плательщика сбора;
  • плательщика страховых взносов;
  • налогового агента.

При этом налоги, сборы, взносы в рамках единого налогового платежа могут быть перечислены за организацию или ИП третьим лицом. Но в таком случае лицо, уплатившее налог за кого-либо, не сможет требовать возврата единого налогового платежа из бюджета.

Единым налоговым платежом организациям и ИП разрешено уплачивать:

  • налоги и авансовые платежи по ним;
  • сборы, за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой суд не выдал исполнительный документ;
  • страховые взносы;
  • пени, штрафы, проценты.

Единым налоговым платежом организации, индивидуального предпринимателя также признают, в том числе, излишне уплаченные организацией или ИП, которые применяют особый порядок уплаты, суммы налогов, сборов, авансовых платежей, страховых взносов, пеней, штрафов или процентов.

Как поучаствовать в едином налоговом платеже

Особый порядок уплаты налогов, сборов и взносов в рамках единого налогового платежа смогут организации и индивидуальные предприниматели, если они:

  • осуществили совместную сверку расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, по результатам которой не имеется разногласий;
  • и подали заявление о применении особого порядка уплаты налогов, сборов или взносов.

Заявление о применении особого порядка уплаты налогов, сборов или взносов надо подать в течение строго отведенного срока: с 1 по 30 апреля 2022 года, но позднее 1-го месяца после осуществления совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Заявление надо подать в ИФНС по месту нахождения организации или месту жительства ИП. Оно подается в электронной форме по ТКС. Форму и формат заявления предстоит утвердить ФНС.

Порядок уплаты налога, сбора или взноса в рамках единого налогового платежа

Налоговики зачтут деньги, поступившие в рамках единого налогового платежа, с соблюдением следующей последовательности в отношении обязанностей по уплате:

  • недоимки – начиная с наиболее ранней даты ее выявления;
  • налоги, авансовые платежи по ним, сборы, страховые взносы – с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов;
  • пеней;
  • процентов;
  • штрафов.

Если остатка денежных средств, признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и авансовых платежей по ним, сборов, страховых взносов, а сроки уплаты по ним совпадают, требования зачтут пропорционально суммам таких обязанностей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Выбор читателей

Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году

Правила оформления больничных с 1 января 2022 года

Кто обязан размещать вакансии и отчитываться на сайте «Работа в России» с 2022 года

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Уплата налогов третьим лицом: практические вопросы.

По общему правилу налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. При этом обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы. В данном случае под самостоятельной уплатой налогов понимается уплата налога налогоплательщиком от своего имени и за счет своих собственных средств (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Более года назад появилась возможность уплаты налога за налогоплательщика иным лицом. Соответствующие изменения в указанную норму вступили в силу 30.11.2016.

Как правильно оформить процедуру исполнения обязанности по уплате налога иным лицом? Какие налоговые последствия могут при этом возникнуть у налогоплательщика и иного лица? Читайте в предложенном материале.

Причины, по которым возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо.

Внося изменения в ст. 45 НК РФ, законодатель преследовал одну цель: улучшение условий исполнения обязанности по уплате налогов. Отметим, что в рассматриваемой ситуации интересы налоговиков, как главных сборщиков налогов и страховых взносов, и бизнеса (в лице организаций и индивидуальных предпринимателей) совпали:

  • во-первых, чем больше возможностей у налогоплательщика исполнить свои обязательства – в данном случае уплатить налоги, тем проще и удобнее это сделать;
  • во-вторых, на практике многие организации объединены в так называемые холдинги, хотя де-юре они состоят из самостоятельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И чтобы лишний раз не перекидывать деньги со счета на счет, проще сразу уплатить налоги за нужное лицо;
  • в-третьих, нередко встречается ситуация, когда необходимо срочно погасить налоговую задолженность, например, для участия в тендере, а денег на счете нет, но это готов сделать учредитель организации или контрагент.

Можно привести еще ряд причин, по которым у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо или иным лицом. В настоящее время такая возможность есть.

Читайте также:
Декларация 3-НДФЛ подверглась изменениям

К сведению:

НК РФ не предусмотрен зачет излишне уплаченных налогоплательщиком или излишне взысканных с налогоплательщика налогов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей или погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам иного лица (Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03‑02‑08/12572).

Правила уплаты налогов иным лицом.

Основные правила уплаты налогов иным лицом следующие:

1. Уплата налога (страховых взносов) может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. НК РФ не устанавливает никаких ограничений в отношении иного лица, соответственно, таким лицом может быть юридическое или физическое лицо, имеющее или не имеющее никакого отношения к налогоплательщику, то есть любое третье лицо (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@). В Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@ прямо сказано, что при определении понятия «иное лицо» необходимо руководствоваться п. 2 ст. 11 НК РФ об определении понятия «лица (лицо)» для целей применения актов законодательства о налогах и сборах, то есть под иным лицом понимаются организации и (или) физические лица.

2. Данный порядок применяется не только в отношении налогов, но и в отношении страховых взносов, сборов, пеней, штрафов и распространяется на плательщиков налогов, страховых взносов, сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Никаких исключений по видам налогов и сборов НК РФ не установлено. Напомним также, что действие НК РФ не распространяется на страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 ст. 2 НК РФ). Соответственно, эти страховые взносы страхователь должен уплатить только самостоятельно.

3. Уплата налога по конкретной операции реализации товаров (работ, услуг) Налоговым кодексом не предусмотрена (Письмо Минфина России от 09.06.2017 № 03‑02‑07/1/37101). Например, покупатель при приобретении у продавца товаров (работ, услуг) не может уплатить налог на прибыль с данной конкретной операции.

4. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета иного лица, в случае уплаты им налога за налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

5. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, в случае наличия ошибок в платежном поручении, также при отсутствии достаточных средств на счете.

6. Поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (далее – Приказ № 107н).

7. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Это означает, что с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в налоговый орган должен обратиться налогоплательщик, то есть лицо, в отношении которого был произведен платеж (Письмо Минфина России от 14.06.2017 № 03‑05‑06‑03/36715).

Обратите внимание:

Поскольку положение пп. 7 п. 3 ст. 45 НК РФ (возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями) дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов, налоговых агентов, оно на основании п. 3 ст. 5 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на платежи, внесенные третьими лицами за налогоплательщиков до вступления рассматриваемых изменений в силу, то есть до 30.11.2016.

Соответственно, обязанность налогоплательщика-предприятия по уплате налога считается исполненной в день уплаты налога за него иным лицом (например, генеральным директором этого предприятия) ранее 30.11.2016 (письма Минфина России от 28.02.2017 № 03‑02‑08/11089, ФНС России от 14.08.2017 № СА-18-22/749@).

Особенности заполнения платежных поручений при уплате налога за иное лицо.

В связи с предоставлением права уплаты налогов за иное лицо Приказом от 05.04.2017 № 58н были внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом № 107н. Это сделано в целях обеспечения достоверного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом: расчетный документ должен быть заполнен плательщиком правильно, чтобы на основании него можно было бы четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.

При заполнении платежного поручения на уплату налогов за иное лицо проблем с заполнением реквизитов получателя платежа не возникает – указываются реквизиты налогового органа, но нужно особое внимание обратить на заполнение реквизитов плательщика платежа (см. таблицу):

  • в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог;
  • поле «КПП» плательщика заполняется только при уплате налога за юридическое лицо;
  • в поле «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение;
  • для данной категории плательщиков не предусмотрен новый статус.

Таким образом, в реквизитах «ИНН» и «КПП» плательщика указываются значения ИНН и КПП плательщика, чья обязанность по уплате платежей в бюджетную систему РФ исполняется, а в реквизите «Назначение платежа» – значения ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж (Информационное письмо ЦБ РФ от 21.06.2017 № ИН-017-45/31).

Поле платежного поручения

«ИНН» плательщика (60)

ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется

Если у плательщика – физического лица ИНН отсутствует, то допускается указать ноль («0»), но при этом необходимо в поле «Код» проставить уникальный идентификатор начисления (УИН – индекс документа)

«КПП» плательщика (102)

Значение КПП плательщика, чья обязанность исполняется

Читайте также:
Севастополь наращивает налоги

При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите «КПП» плательщика указывают ноль («0»)

Информация о плательщике, осуществляющем платеж

– для юридических лиц – наименование юридического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ;

– для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках «ИП»;

– для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица

«Назначение платежа» (24)

ИНН и КПП лица (для индивидуальных предпринимателей, физических лиц только ИНН), осуществляющего платеж

Данная информация указывается первой в реквизите «Назначение платежа». Для разделения информации об ИНН и КПП используется знак «//».

Для выделения информации о плательщике от иной информации, указываемой в данном поле, используется знак «//».

Затем указывается наименование налогоплательщика, чья обязанность

исполняется (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «ИП», для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства)

«Статус плательщика» (101)

Статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется

При исполнении обязанности:

– юридического лица – «01»;

– индивидуального предпринимателя – «09»;

– физического лица – «13»

Если третье лицо, которое уплатило налог за налогоплательщика, допустило ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшую неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Отметим, что подать соответствующее заявление вправе только сам налогоплательщик, а не иное лицо, которое фактически произвело платеж.

Хотелось бы отметить еще один важный момент: независимо от того, кто фактически производит уплату налогов, лицу, за которое они уплачиваются, необходимо иметь копию (реквизиты) платежного поручения, на основании которого прошел платеж. В дальнейшем это значительно облегчит взаимодействие с налоговыми органами.

Документальное оформление отношений с иным лицом.

Если за налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) налоги (страховые взносы, сборы) уплачены третьим лицом, то между этими лицами должны быть оформлены документы, на основании которых был проведен платеж в бюджет.

Статья 45 НК РФ не предусматривает ограничений в части перечисления платежей в бюджетную систему РФ. При этом для целей учета налоговыми органами поступлений платежей, уплаченных иными лицами, не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика соответствующего платежа (Письмо ФНС России от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@).

Также законодательство РФ о налогах и сборах не содержит требований к источникам формирования средств, за счет которых должна осуществляться уплата налогов (страховых взносов) (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@).

Из приведенных тезисов следует, что НК РФ не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налогоплательщиком и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога за налогоплательщика. Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@, указанные отношения могут регулироваться исходя из гражданского законодательства с учетом принципа свободы в установлении участниками соответствующих отношений своих прав и обязанностей на основе договора (например, договора поручения и т. п.) и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора в соответствии со ст. 1, 421 ГК РФ.

Поскольку граждане и юридические лица свободны в заключении договора, на практике возможны разные варианты документального оформления взаимоотношений налогоплательщика и третьего лица, уплатившего за него налоги, например:

  • если в качестве иного лица выступает контрагент, являющийся дебитором налогоплательщика, то можно заключить договор поручения или соглашение на перечисление налога в бюджет за налогоплательщика, или налогоплательщик может просто написать письмо своему контрагенту с просьбой уплатить налог, который затем будет зачтен в счет погашения дебиторской задолженности;
  • если налогоплательщика и его контрагента не связывают в данный момент договорные отношения, то можно заключить договор займа (процентный или беспроцентный) на сумму уплаченного в бюджет налога;
  • если в качестве иного лица выступает учредитель организации, то можно заключить как договор займа, так и договор дарения с физическим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ) или договор безвозмездного целевого финансирования с организацией.

Отметим, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться обязательно в письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Документальному оформлению отношений с лицом, уплатившим за налогоплательщика налог, нужно уделить особое внимание, поскольку в зависимости от выбранного варианта документального оформления операции по уплате налога иным лицом будут разными налоговые последствия.

Рассмотрим, например, ситуацию, когда за организацию уплатило налог на прибыль иное лицо. Какие возможны последствия с точки зрения уплаты налога на прибыль в этом случае для налогоплательщика?

Первый вариант: иное лицо – контрагент, являющийся дебитором (не важно организация это или индивидуальный предприниматель), с которым имеются договорные отношения по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг). Налогоплательщик-организация заключает со своим контрагентом договор поручения на уплату налога или просто пишет ему письмо с просьбой уплатить налог на прибыль. В данном случае никаких дополнительных налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль не возникает ни для той, ни для другой стороны.

Читайте также:
Минфин Башкирии предлагает отмену льгот на транспортный налог

Второй вариант: организацию не связывают никакие договорные отношения с иным лицом, уплатившим за нее налог на прибыль, а для уплаты этого налога был заключен договор займа. В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, в нашем случае – с момента уплаты налога на прибыль за организацию в бюджет. По общему правилу договор денежного займа предполагает уплату заемщиком процентов, но стороны могут договориться и о предоставлении беспроцентного займа (ст. 809 ГК РФ).

Денежные средства, полученные по договору займа, а также суммы, полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе доходов (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, никаких налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль для организации и третьего лица также не возникает.

Третий вариант: иное лицо – учредитель организации. Если учредитель заключает с организацией договор займа, то действуют правила, приведенные во втором варианте.

Если учредитель – физическое лицо заключает договор дарения или учредитель – юридическое лицо оформляет договор безвозмездного целевого финансирования с организацией, то определяющим фактором будет размер доли этого учредителя (физического лица или организации). Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

а) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;

б) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации и на день передачи имущества получающая организация владеет на праве собственности указанным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде);

в) от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При соблюдении приведенных критериев предоставление безвозмездной помощи учредителем организации налогообложению не подлежит. Если приведенные условия не выполняются, то вся сумма уплаченного иным лицом налога на прибыль будет являться внереализационным доходом организации на основании п. 8 ст. 250 НК РФ как безвозмездно полученное имущество.

В 2017 году налоги, сборы, страховые взносы за налогоплательщика может уплатить иное лицо. Никаких ограничений по видам налогов и сборов, а также по суммам налогов и лицам, которые могут это сделать, НК РФ не установлены. При этом лицо, уплатившее за налогоплательщика налоги в бюджет, не вправе требовать возврата уплаченной суммы.

Приказом № 107н установлены особенности оформления платежного поручения при уплате налогов за иное лицо.

Важным моментом является документальное оформление взаимоотношений между налогоплательщиком и иным лицом, которое провело платеж в бюджет. От этого зависят налоговые последствия для целей уплаты налога на прибыль организации.

Единый налоговый платеж для организаций и ИП

  • Законодательное регулирование
  • Единый налоговый платеж для организаций и ИП — принцип работы
  • Как осуществить оплату единого налогового платежа
  • Как субъекты смогут воспользоваться единым налоговым платежом
  • Как уведомить инспекцию об исчисленных налогах, взносах и авансовых платежах
  • Можно ли внести единый платеж за другую организацию?
  • Итоги

Законодательное регулирование

Федеральным законом от 29.11.2021 № 379-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации были введены очередные изменения, среди которых включение в текст кодекса статьи 45.2 «Единый налоговый платеж организации, индивидуального предпринимателя. Особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов». Закон вступает в силу с 1 января 2022 года, однако воспользоваться механизмом уплаты единого платежа компаниям и предпринимателям можно будет только с 1 июля. До этого момента нужно осуществить определенные подготовительные процедуры.

Напомним, что для физических лиц единый налоговый платеж действует с 2019 года в части налогов на имущество, транспортного и земельного налогов. В 2020 году к ним добавили и НДФЛ. Граждане имеют право одной платежкой без всяких заявлений перечислить деньги в бюджет, а налоговики распределяют поступившую сумму по начислениям, недоимкам, штрафам и пеням. Для юридических лиц и для ИП единый налоговый платеж будет работать несколько по-иному. Как? Об этом расскажем далее.

Эксперты СПС «КонсультантПлюс» подготовили специальный обзор фактов и прогнозов ожиданий от новинок в налоговом законодательстве. Для просмотра материала оформите бесплатный пробный доступ к системе.

Единый налоговый платеж для организаций и ИП — принцип работы

Принцип работы единого платежа для юрлиц и ИП заключается в перечислении денег в бюджет одним платежным поручением. Погасить можно будет следующие виды обязательств:

  • налоги, уплачиваемые в качестве налогоплательщика (у ИП это могут быть любые налоги, кроме тех, которые он уплачивает через внесение единого налогового платежа для физлиц в порядке ст. 45.1 НК РФ);
  • налоги, уплачиваемые в качестве налогового агента.
  • авансовые платежи по налогам;
  • страховые взносы, администрированием которых занимается налоговая служба (на ОПС, ОМС и ВНиМ);
  • сборы, кроме госпошлины, по которой суд не выдавал исполнительный документ;
  • пени, штрафы и проценты по указанным платежам в бюджет.

Налоговики будут зачитывать платеж в следующей очередности:

  1. Недоимка по налогам, взносам, сборам.
  2. Предстоящие платежи по налогам.
  3. Задолженность по пеням.
  4. Задолженность по процентам.
  5. Задолженность по штрафам.
Читайте также:
Транспортная налоговая недоимка растет

Если суммы платежа не хватит для покрытия нескольких налогов с одной датой погашения, то ЕНП будет зачтен по каждому, но пропорционально остатку долга. Такое же правило будет действовать, если сумма платежа окажется недостаточной для оплаты пеней по нескольким налогам, по штрафам и по процентам.

Как осуществить оплату единого налогового платежа

Оплату единого платежа нужно будет производить на соответствующий счет Федерального казначейства. Реквизиты для оплаты, скорее всего, будут озвучены ближе к началу действия механизма. Законодатели считают оформление единого платежного поручения одним из огромнейших плюсов введения в 2022 году единого налогового платежа для ИП и организаций. Единственное поручение — это минимум времени на оформление и минимум рисков допустить ошибки, например, в КБК по нескольким налогам.

Но не только добровольное внесение средств с помощью механизма ЕНП будет засчитываться в счет погашения бюджетных обязательств. Также к единому платежу будут отнесены:

  • переплата по налогам, авансовым платежам, страховым взносам — с даты обнаружения, но не ранее 1 июля 2022 года;
  • излишне взысканные суммы налогов, сборов, авансовых платежей, страховых взносов, а также пеней, штрафов, процентов — с даты их выявления, но не ранее 1 июля 2022 года;
  • стандартные перечисления, осуществленные в период с 1 июля по 31 декабря 2022 года, если вместо ЕНП в платежке указан:
    • любой налог, кроме налогов физлиц, перечисленных в ст. 45.1 НК РФ;
    • авансовый платеж по налогу;
    • сбор, за исключением госпошлины, по которой суд не выдавал исполнительный документ;
    • страховые взносы на ОПМ, ОМС, по ВНиМ;
    • пени, штрафы, проценты.

После признания данных сумм в качестве ЕНП налоговики определят порядок их зачета по видам обязательств и срокам уплаты.

Как субъекты смогут воспользоваться единым налоговым платежом

Переход на погашение бюджетных обязательств при помощи механизма ЕНП для юридических лиц и ИП в 2022 году будет носить заявительный порядок и происходить в два этапа:

Этап 1 — проведение сверки расчетов с бюджетом в течение 1-го квартала 2022 года. По итогам сверки разногласия быть не должно.

Готовое решение от К+ поможет провести процедуру сверки расчетов с бюджетом от и до. Просто воспользуйтесь демодоступом к системе. Это бесплатно.

Этап 2 — подача в период с 1 по 30 апреля 2022 года заявления о применении особого порядка. Но поскольку 30 апреля в этом году выпадет на субботу, срок подачи заявления продлевается по 4 мая включительно. Основное условие — максимальный срок с момента проведения сверки расчетов до отправки заявления не должен превышать один месяц. Форма и формат заявления, скорее всего, появятся ближе к установленному сроку. На данный момент Налоговый кодекс определяет, что заявление должно подаваться в электронном виде по ТКС.

Как уведомить инспекцию об исчисленных налогах, взносах и авансовых платежах

За экономическими субъектами, перешедшими на уплату ЕНП, Налоговый кодекс закрепляет обязанность по уведомлению налоговой службы о начисленных налоговых обязательствах. Для этого организации и ИП должны будут направлять налоговикам следующие документы:

  • Уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, страховых взносов. Срок отправки — не позднее пяти рабочих дней до крайней даты их перечисления.
  • Уведомление о перечисленном в качестве налогового агента НДФЛ. Срок подачи — не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты физлицам доходов. При попадании указанной даты на выходной или праздничный день срок, как обычно, продлевается до ближайшего следующего за ним рабочего дня.

Именно из этих уведомлений налоговики будут получать информацию о суммах налоговых обязательств и на их основании принимать решение о зачете ЕНП.

Форма и формат уведомлений будут утверждены ФНС России.

Можно ли внести единый платеж за другую организацию?

Российское законодательство разрешает вносить авансовые платежи и погашать задолженность по бюджетным обязательствам за третьих лиц. Данное правило распространяется и на систему единого налогового платежа — его также можно внести за другую организацию. Но здесь нужно учитывать один нюанс: вернуть платеж (или его часть), внесенный за третье лицо, впоследствии будет невозможно. Тем компаниям и предпринимателям, которые перечисляют единый налоговый платеж за себя, в свою очередь, не составит труда вернуть нераспределенный остаток средств. Для этого понадобится написать заявление на возврат.

Итоги

Итак, в 2022 году единый налоговый платеж для ИП и организаций стал доступен наравне с единым платежом для физических лиц. Однако если последние могут воспользоваться механизмом ЕНП для погашения налоговых обязательств в беззаявительном порядке, то бизнес-субъекты должны для начала свериться с бюджетом, затем написать заявление о переходе на особый порядок уплаты налогов и лишь затем начать вносить платеж в бюджет.

Общий принцип работы ЕНП заключается во внесении денежных средств единым платежом и последующем его распределении налоговыми органами по задолженностям налогоплательщика и его предстоящим обязательствам.

Насколько удобно и интересно окажется данное новшество, покажет время, а пока что до 31 декабря 2022 года проект будет действовать в пилотном режиме.

Приказ Минфина России от 24.09.2020 № 211н “Об утверждении Порядка совершения операций по внесению авансовых платежей, уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей”

Документ полезен? m n

В соответствии с частью 10 статьи 28 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082) и пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2020, N 21, ст. 3274), приказываю:

Читайте также:
Какие у Пенсионного фонда есть основания лишить человека пенсии

1. Утвердить Порядок совершения операций по внесению авансовых платежей, уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа таможенными органами возложить на руководителя Федеральной таможенной службы Булавина В.И.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, но не ранее даты начала применения статьи 28 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

1. Настоящий Порядок регламентирует последовательность действий операторов таможенных платежей, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц при совершении операций по внесению авансовых платежей, уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (далее – денежные средства), с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.

2. Термины, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, установленных Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082; 2020, N 29, ст. 4504) и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N 925 “О требованиях к операторам таможенных платежей, порядке организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и Федеральной таможенной службой, порядке обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 285” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 27, ст. 4213).

3. Переводы денежных средств (по банковским счетам и без открытия банковских счетов) при проведении операций, предусмотренных настоящим Порядком, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2020, N 30, ст. 4738).

4. Внесение денежных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется с использованием электронных средств платежа, предназначенных исключительно для совершения операций по переводу денежных средств на счет Федерального казначейства (далее – таможенная платежная карта).

5. Внесение денежных средств с использованием электронных средств платежа физическими лицами осуществляется:

1) наличными денежными средствами в рамках переводов денежных средств без открытия банковских счетов;

2) путем использования национальных платежных инструментов, платежных карт международных платежных систем, а также таможенных платежных карт, если физическое лицо является держателем таможенной платежной карты.

6. Перевод на счет Федерального казначейства денежных средств, внесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами с использованием электронных средств платежа, осуществляется кредитными организациями, с которыми оператором таможенных платежей заключены соответствующие договоры.

7. Денежные средства, внесенные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами с использованием электронных средств платежа, подлежат зачислению на их лицевые счета, сформированные в соответствии с Порядком ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, утвержденным приказом ФТС России от 29 апреля 2019 г. N 727 “Об утверждении Порядка ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, и об определении таможенных органов, уполномоченных на принятие и рассмотрение заявления о представлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также об определении таможенных органов, уполномоченных на осуществление возврата авансовых платежей и возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июня 2019 г., регистрационный N 55014).

8. Внесение денежных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами с использованием электронных средств платежа считается завершенным, когда сформированный программно-аппаратным комплексом оператора таможенных платежей электронный документ, подтверждающий совершение операции по переводу денежных средств на счет Федерального казначейства (далее – электронный чек), поступил в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (далее – ЕАИС ТО), и информация о таком электронном чеке отражена на лицевом счете соответственно юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица.

9. Поступление электронного чека в ЕАИС ТО осуществляется незамедлительно в соответствии с технической документацией, регламентирующей взаимодействие информационных систем таможенных органов и информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, размещенной на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сайт ФТС России), порядок предоставления которой утвержден приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 “О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей “Интернет” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2008 г., регистрационный N 11201) (далее – техническая документация).

Читайте также:
Частное имущество принесет бурятам большую налоговую нагрузку

10. Примерный состав сведений электронного чека приведен в рекомендуемом образце согласно приложению к настоящему Порядку.

11. Передача оператором таможенных платежей в ЕАИС ТО электронного чека производится с применением усиленных квалифицированных электронных подписей в соответствии с технической документацией.

Минтруда надеется на спецоценку работодателей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2019 г. “Разъяснения Минтруда России по вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей”

1. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.

2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

3. В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.

4. В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.

5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценки условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации – 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных Государственной инспекцией труда субъекта Российской Федерации.

Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети “Интернет” https://www.rostrud.ru/ .

6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда – декабрь 2019 года.

7. В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона “О специальной оценке условий труда” Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.

Обзор документа

Минтруд России разъяснил вопросы проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) в организациях микро- и малого бизнеса, а также у ИП.

СОУТ проводится всеми работодателями. Приведены случаи, когда ИП вправе не проводить СОУТ.

В отношении рабочих мест, на которых по результатам СОУТ не выявлены вредные или опасные производственные факторы, подается декларация. Разъяснены порядок ее подачи и срок ее действия.

Также разъяснен срок проведения СОУТ в отношении вновь образованных в 2018 г. рабочих мест.

Даны пояснения по внедрению механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о СОУТ.

Спецоценка 2020: новые правила

  • 1 Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить
  • 2 Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года
  • 3 Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года
  • 4 Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ
  • 5 Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года
  • 6 Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
  • 7 Как работодателю использовать результаты СОУТ
  • 8 Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет
  • 9 Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ
  • 10 Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
  • 11 Автоматические штрафы СОУТ 2020
  • 12 Подводим итоги

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Читайте также:
Ведомства попросили не забывать о предупреждениях

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет

О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:

Читайте также:
Карелия смогла вернуть в республику налоги прибыльных предприятий

Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ

У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:

Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  • Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены:

Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.

Автоматические штрафы СОУТ 2020

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Читайте также:
Кудрин рассказал, когда ждать повышения пенсионного возраста

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Минтруда надеется на спецоценку работодателей

Изменениями предусмотрено, что:

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда (СОУТ), до начала выполнения работ, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора, обязана получить идентификационный номер предстоящей СОУТ и сообщить его работодателю.

Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя:

— на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
— в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется, в том числе, путем изучения представляемых работодателем:

— результатов, полученных при осуществлении производственного контроля за условиями труда (при наличии);
— результатов, полученных при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Индивидуальный номер рабочего места при внеплановой и (или) повторной СОУТ должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места.

4. Результаты проведения СОУТ должны быть оформлены в виде отчета, титульный лист которого должен содержать идентификационный номер. Отчет должен быть утвержден председателем комиссии по проведению СОУТ в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ.

Необходимые изменения внесены также в Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н, и Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 03.11.2015 № 843н. Изменения обусловлены необходимостью приведения вышеуказанных нормативных правовых актов Минтруда России в соответствие с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Обязательность проведения СОУТ установлена в ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Предлагаем вам принять участие в бесплатном вебинаре , организованном экспертами Департамента исследований условий труда Клинского института охраны и условий труда, по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» , который пройдет 29 января 2021 года в 10-00 по московскому времени. Записывайтесь на мероприятие!

В рамках вебинара — «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» — будут рассмотрены особенности оптимизации организационных процедур в процессе проведения специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), практические аспекты минимизации рисков возникновения социальных конфликтов в процессе проведения и внедрения результатов СОУТ, обобщена практика применения правовых норм в условиях изменений законодательства по СОУТ, а также исключения получения штрафных санкций со стороны надзорных органов. Вебинар в первую очередь адресован руководителям организаций, специалистам служб охраны труда, менеджерам отделов кадров, а также представителям работников.

Вебинар по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» проводит Андрей МЕНЯЙЛОВ , директор департамента исследований условий труда АО «Клинский институт охраны и условий труда», приглашенный спикер Всероссийской недели охраны труда в г. Сочи. Эксперт имеет более 12 лет практического опыта работы в области проведения аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, является одним из авторов обучающих программ в области внедрения передовых систем управления охраной труда.

В ПРОГРАММЕ ВЕБИНАРА:

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия, в состав которой включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда и представители работников (при наличии). Непосредственно идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, а также проведение инструментальных измерений и оценок на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ.

Более подробно о взаимодействии субъектов СОУТ вы узнаете в ходе бесплатного вебинара по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» .

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ

Организационный (подготовительный) этап. Приняв решение о проведении СОУТ, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена СОУТ, определяется созданной работодателем комиссией. Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена СОУТ, комиссия составляет график проведения процедуры. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации. При составлении данного графика следует учесть следующее. По общему правилу, кроме особо оговоренных в Законе № 426-ФЗ исключений, СОУТ проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Более подробно о проведении организационного (подготовительного) этапа СОУТ вы узнаете в ходе бесплатного вебинара по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» .

Проведение идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов. Чтобы провести СОУТ, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.). При проведении СОУТ специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Читайте также:
Какие у Пенсионного фонда есть основания лишить человека пенсии


Более подробно о проведении идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках СОУТ вы узнаете в ходе бесплатного вебинара по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» .

Этап исследований (измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов. Специалистами экспертной организации на рабочих местах проводятся измерения фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования условия труда на рабочих местах классифицируются по степени вредности и/или опасности как оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).


Об особенностях исследований (измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов при проведении СОУТ вы узнаете в ходе бесплатного вебинара по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» .

Согласование, оформление и передача отчета о СОУТ. По итогам проведения СОУТ экспертная организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами СОУТ, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету. Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета. В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении СОУТ работодателю следует разместить сводные данные о результатах СОУТ на своем официальном сайте — при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Использовать результат спецоценки можно после включения отчета о СОУТ в информационную систему Минтруда (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).


Об особенностях подготовки, оформления и передачи отчета о СОУТ вы узнаете в ходе бесплатного вебинара по теме «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» .

Порядок определения аналогичных рабочих мест, формирование перечня. Результаты СОУТ применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Аналогичные рабочие места — рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аналогичных рабочих мест определяется созданной работодателем комиссией. СОУТ при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).


В ходе вебинара — «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» — вам расскажут о том, как правильно выявить в организации аналогичные рабочие места и сэкономить значительные денежные средства предприятия при проведении СОУТ.

ПОРЯДОК ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Определение рабочих мест, подлежащих декларированию. Форма декларации, сроки подачи. Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.


Приняв участие в вебинаре — «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» — вы ознакомитесь с нюансами декларирования условий труда, узнаете обо всех «подводных камнях» проведения данной процедуры.

Обсуждение типичных ошибок при проведении СОУТ, приводящим к социальным конфликтам и штрафным санкциям со стороны надзорных органов. Анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий, проводимых экспертами Федеральной службы по труду и занятости, уже позволил выявить наиболее часто встречающиеся нарушения при проведении процедуры СОУТ.


Приняв участие в нашем вебинаре — «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» — вы узнаете о том, какие нарушения при проведении СОУТ можно назвать типичными, как нарушения при проведении СОУТ влияют на предоставление гарантий и компенсаций работникам. Также вы ознакомитесь с тем, какая ответственность предусмотрена за нарушения при проведении СОУТ.

Всем участникам вебинара — «СОУТ: как эффективно провести и использовать результаты оценки» — мы отправим пакет шаблонов организационно-распорядительных документов, позволяющих оформить процессы проведения СОУТ в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом последних изменений и дополнений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: