Минфин рассказал об имущественном вычете сотрудникам обособленного подразделения

НДФЛ: теперь по принципу «одного окна»

С 1 января 2020 года упростилось администрирование НДФЛ для организаций с обособленными подразделениями. Порядок уплаты налога и сдачи отчётности максимально приблизили к тому, что установлен для налога на прибыль. Разберёмся, кто и как может воспользоваться новшествами.

Новые правила уплаты налога

Новые правила уплаты НДФЛ и сдачи отчётности — справок 2-НДФЛ и расчётов 6-НДФЛ — установлены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ, который внес поправки в п. 7 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ. Обновлённые редакции вступили в силу 1 января 2020 года.

Компании с несколькими обособленными подразделениями

Теперь налоговые агенты — организации с обособленными подразделениями могут перечислять НДФЛ не по каждой «обособке», а централизовано — через ответственное подразделение или непосредственно через головную организацию. Но правило действует только в случае, если и сама организация, и обособленные подразделения (или несколько подразделений) находятся в одном муниципальном образовании, то есть имеют один ОКТМО.

А значит, новый порядок не действует, когда организация и подразделения или несколько подразделений находятся в разных районах городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (письмо ФНС России от 27.12.2019 № БС-4-11/27059@).

Также новый порядок не распространяется на ИП, поскольку у ИП не может быть обособленных подразделений.

Считается, что организация находится там, где размещается её постоянно действующий исполнительный орган: генеральный директор, директор, президент. Этот населённый пункт должен быть указан в уставе организации (ст. 54 ГК РФ).

А местом нахождения подразделения признаётся место, где организация ведёт деятельность через это обособленное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Если обособленные подразделения располагаются в том же муниципальном образовании, что и центральный офис, то назначить одно из них ответственным и перечислять через него НДФЛ по всем «обособкам» нельзя. В такой ситуации роль централизованного плательщика может выполнять только головная организация.

Назначить обособленное подразделение ответственным и переводить через него НДФЛ за все «обособки» по данному ОКТМО можно только в том случае, если сама организация находится в другом муниципальном образовании.

Компании с одним обособленным подразделением

В п. 7 ст. 226 НК РФ говорится только об организациях с несколькими обособленными подразделениями. Если строго следовать тексту НК РФ, выходит, что если у компании только одна «обособка» с тем же ОКТМО, что «голова», перейти на новый порядок уплаты НДФЛ она не может.

Исправлять эту недоработку законодателя пришлось ФНС. Ведомство уточнило, что компании с одним обособленным подразделением тоже могут перейти на централизованную уплату НДФЛ, если у подразделения тот же ОКТМО, что и у головной организации (п. 2 письма ФНС от 15.11.2019 № БС-4-11/23247).

В этом же письме ФНС пояснила, что при переходе на централизованную уплату НДФЛ налог надо перечислять в бюджет одной платёжкой — без разбивки по суммам — и с указанием ОКТМО ответственного плательщика: головной организации или ответственной «обособки».

Мы обобщили информацию по централизованной уплате НДФЛ в таблице.

Вариант централизованной уплаты НДФЛ Может перейти на централизованную схему Не может перейти на централизованную схему
Через центральный офис Если головная организация имеет тот же ОКТМО, что и ОП ОП расположено в другом муниципальном образовании или районе города федерального значения
Через ответственное ОП Обособленные подразделения имеют ОКТМО, отличный от ОКТМО центрального офиса Обособленные подразделения находятся в том же муниципальном образовании, что и «голова»

Новые правила отчётности

Один ОКТМО — один ответственный за отчёт

Схожий алгоритм законодатели попытались зафиксировать и в части отчётности. С 2020 года компании с обособленными подразделениями могут сдавать справки 2-НДФЛ и расчёты 6-НДФЛ централизованно через головную организацию или через ответственное обособленное подразделение (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Ограничения здесь те же самые: все подразделения, за которые отчетность сдается по принципу «одного окна», должны иметь одинаковый ОКТМО, т. е. находиться в одном муниципальном образовании. При этом если «обособки» находятся в том же муниципалитете, что и головная организация, то отчётность можно сдавать только через центральный офис. Назначить ответственное ОП в таком случае нельзя.

Причем здесь законодатели допустили ту же недоработку: в НК речь идет исключительно об организациях с несколькими обособленными подразделениями. Но эту оплошность ФНС России исправила уже упоминавшимся письмом от 15.11.2019 № БС-4-11/23247, указав, что компании с одной «обособкой» тоже могут сдавать отчётность централизованно через головной офис, если находятся в одном с ним муниципалитете.

Один расчёт или несколько?

Непосредственно из текста НК неясно, как подавать централизованную отчетность (п. 2 ст. 230 НК РФ). Нужно ли на каждое подразделение сдавать свой расчёт или всю информацию включать в единый документ?

Эти моменты специалисты ФНС или Минфина тоже пока не прояснили. Из писем ФНС можно сделать вывод, что подавать нужно один документ со сведениями обо всех доходах, которые выплатили «подведомственные» подразделения (см. письма от 27.12.2019 № БС-4-11/27059@, от 11.12.2019 № БС-4-11/25485@ и от 10.12.2019 № БС-4-11/25356@).

Это согласуется со ст. 230 НК РФ, где слова «расчёт» и «документ» используются в единственном числе. И, на первый взгляд, не противоречит Порядку заполнения 6-НДФЛ, где есть требование «разбивать» данные исключительно по ОКТМО (п. 1.10 Порядка заполнения 6-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@). А раз у всех «подведомственных» подразделений ОКТМО один, то можно заполнить и один расчёт 6-НДФЛ. Это с одной стороны.

С другой стороны, в п. 2.2 Порядка говорится: если расчёт заполняет организация с обособленными подразделениями, то на титульном листе указывается КПП по месту учёта организации по месту нахождения её ОП.

Получается, что указать на едином расчёте КПП ответственной «обособки» или «головы» при действующем Порядке заполнения невозможно. Придётся оформлять несколько комплектов расчёта.

Это противоречие ФНС попыталась устранить, отметив, что расчёт надо заполнять один — по ОКТМО, а в поле КПП указывать код по месту учёта ответственной «обособки» (письмо ФНС от 25.12.2019 № БС-4-11/26751@). Но это решает проблему лишь частично, т.к. не оговаривает ситуацию, когда расчёт за подразделения подаёт головная организация из того же муниципалитета. Будем надеяться, что и в этой части ФНС пойдет навстречу налоговым агентам, разрешив формировать единый расчёт с указанием КПП центрального офиса.

Учитывать ли договоры ГПХ?

Есть и ещё одна недоработка: устанавливая принцип «одного окна» для расчёта 6-НДФЛ, законодатель почему-то указал только на доходы работников подразделений. Тогда как по общему правилу в него включаются также данные о доходах по договорам ГПХ.

По этому поводу пока нет никаких, даже косвенных разъяснений. В своих письмах ФНС цитирует п. 2 ст. 230 НК РФ как есть, упоминая только про работников. В то же время в Порядке заполнения 6-НДФЛ не говорится, что нужно заполнять отдельный расчёт по выплатам ГПХ. Поэтому полагаем, что в «централизованный» 6-НДФЛ можно включать не только выплаты в пользу работников, но и доходы по договорам ГПХ.

Как перейти на новый порядок

Здесь тоже всё неоднозначно. О переходе на централизованную сдачу отчётности и уплату НДФЛ нужно уведомить все налоговые, в которых организация состоит на учёте по месту нахождения обособленных подразделений (п. 2 ст. 230 НК РФ). При этом не оговорено, что уведомлять нужно инспекции лишь на той территории, где будет применяться новый порядок.

Другими словами, строго по букве НК РФ, если у организации, к примеру, два подразделения в Иркутске и одно в Хабаровске, то при переходе на принцип «одного окна» она должна направить уведомления сразу в три ИФНС (в Иркутск по месту нахождения каждого из подразделений и в Хабаровск). Учитывая, что налоговые органы — единая и централизованная система (п. 1 ст. 30 НК РФ), такой порядок уведомления явно избыточен. Что и подтвердила ФНС России, которая указала, что подать уведомление о переходе на централизованную уплату НДФЛ нужно только один раз — в «ответственное» подразделение (головную организацию). Все дальнейшие извещения ИФНС разошлёт сама (письма ФНС России от 27.12.2019 № БС-4-11/27059@ и от 16.12.2019 № БС-4-11/25885@).

Что касается сроков подачи уведомления о переходе на централизованную уплату НДФЛ, то НК предписывает это делать до 1 января очередного года (п. 2 ст. 230 НК РФ). Но поскольку 1 января — всегда выходной день, то крайний срок переносится на первый рабочий день года (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). А в отношении 2020 года это можно было сделать аж до конца января (письмо ФНС России от 25.12.2019 № БС-4-11/26740). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 06.12.2019 № ММВ-7-11/622@.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как правильно платить НДФЛ при наличии обособленных подразделений

  • О каких подразделениях и о каком доходе идет речь
  • Нововведения в уплате НДФЛ за ОП с 2020 года
  • Кто должен платить НДФЛ по месту нахождения подразделения
  • Реквизиты платежного поручения
  • Итоги

О каких подразделениях и о каком доходе идет речь

Обособленным считается такое подразделение организации, которое территориально обособлено от нее и имеет стационарные рабочие места, созданные на срок более 1 месяца. Статус обособленного подразделение приобретает независимо от того, есть ли о нем упоминания в учредительных документах и присвоены ли ему полномочия (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Имеющие обособленные подразделения российские организации должны перечислять НДФЛ как по месту регистрации самой организации, так и по месту нахождения подразделения (абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ). Сумма налога, подлежащего перечислению по подразделению, определяется по доходу, начисляемому и выплачиваемому работникам этого подразделения (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ).

Это касается выплат как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Но нужно иметь в виду следующее. Платить НДФЛ в налоговую подразделения необходимо при условии, что:

  • работающий по трудовому договору считается работником этого ОП (это прямо записано в трудовом договоре, штатном расписании, трудовой книжке);
  • договор ГПХ заключен непосредственно с подразделением (при этом фактическое место осуществления деятельности значения не имеет).

Куда платить НДФЛ, если работник в течение месяца работает в разных подразделениях, трудится дистанционно или на дому? Ответы на эти вопросы вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Нововведения в уплате НДФЛ за ОП с 2020 года

Организация, у которой есть несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, теперь вправе уплачивать НДФЛ (Информация ФНС России):

  • по месту нахождения одного из ОП — если головная организация расположена в другом муниципалитете;
  • по месту нахождения одного из ОП или по месту нахождения организации — если головная компания находится в том же муниципалитете.

Ответственное за уплату НДФЛ подразделение нужно выбрать, направив налоговикам соотвествующее уведомление. Срок подачи — не позднее первого рабочего дня соответствующего налогового периода (п. 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ, письмо ФНС от 15.11.2019 № БС-4-11/23247). Как поясняет ФНС, подавать такое уведомление следует только в инспекцию того ОП, через которое вы будете перечислять НДФЛ и представлять НДФЛ-отчетность, инспекции остальных ОП будут проинформированы об этом в автоматическом режиме (письмо от 16.12.2019 № БС-4-11/25885@).

Подробнее об уведомлении мы рассказывали здесь и приводили его бланк.

Кто должен платить НДФЛ по месту нахождения подразделения

Если у обособленного подразделения есть расчетный счет и полномочия на уплату налогов, то оно может уплачивать НДФЛ самостоятельно (ст. 19, п. 3 ст. 29 НК РФ). Если нет, уплачивает головная организация (п. п. 1, 7 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@).

Как поступить, если НДФЛ за подразделение попал в инспекцию головного офиса, см. здесь.

Куда нужно платить НДФЛ, если обособленные подразделения находятся в одном муниципальном образовании (или в городах Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) на территориях разных налоговых органов, вы можете узнать из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ можно получить бесплатно.

Реквизиты платежного поручения

Если головная организации перечисляет НДФЛ по обособленному подразделению, то в платежном поручении следует указывать следующие сведения (письма Минфина от 29.05.2017 № 03-04-06/32972, ФНС от 12.03.2014 № БС-4-11/4431@):

  • ИНН организации (ОП собственного ИНН не имеет);
  • КПП обособленного подразделения;
  • плательщик — наименование головной организации или ее ОП — в зависимости от того, кто перечисляет налог;
  • получатель — реквизиты ИФНС, куда платится налог;
  • ОКТМО муниципального образования, где находится подразделение.

При централизованной уплате НДФЛ перечислять налог можно одним платежным поручением с указанием ОКТМО выбранного ответственного лица, обозначенного в уведомлении (п. 3 письма ФНС от 15.11.2019 № БС-4-11/23247).

О том, какие КБК необходимо указывать в платежных документах по НДФЛ, читайте в статье «Какие КБК по НДФЛ за сотрудников?».

Итоги

Уплачивать НДФЛ следует отдельно по каждому обособленному подразделению и отдельно по головному предприятию. С 2020 года есть возможность в некоторых случаях платить НДФЛ централизованно. Перечисление налога, как правило, осуществляет головная фирма. Но если подразделение выделено на самостоятельный баланс, то филиал вправе перечислять налог самостоятельно.

ФНС России от 18.11.2016 N БС-4-11/21918 “Об имущественном налоговом вычете”

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 18 ноября 2016 г. N БС-4-11/21918

ОБ ИМУЩЕСТВЕННОМ НАЛОГОВОМ ВЫЧЕТЕ

В территориальные налоговые органы ФНС России поступают запросы от органов прокуратуры о представлении информации в отношении сотрудников территориальных подразделений МВД России, получивших единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения и обратившихся в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета.

В этой связи ФНС России информирует о нижеследующем.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 2 000 000 рублей, в частности, на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты либо доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Согласно пункту 5 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктами 3 и 4 пункта 1 данной статьи, не применяется в случаях, если оплата расходов налогоплательщика на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них производится, в частности, из средств бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” сотрудник, имеющий стаж работы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы в органах внутренних дел.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 “О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации” предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной миграционной службе в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, с учетом положений статьи 220 Кодекса, налогоплательщик – сотрудник органов внутренних дел, получивший единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, не превышающем 2 000 000 рублей, уменьшенных на сумму денежных средств, полученных налогоплательщиком из федерального бюджета в виде единовременной социальной выплаты.

В целях недопущения необоснованного возврата из бюджета сумм налога на доходы физических лиц ФНС России просит довести до структурных подразделений МВД России особенности предоставления имущественного налогового вычета с учетом положений пункта 5 статьи 220 Кодекса.

Обособленные подразделения в 2020 и 2021 году

Обособленные подразделения должны уплачивать взносы на страхование и сдавать отчеты в налоговую только в том случае, если их сотрудники-физлица получали вознаграждения. Раньше обязанность возникала, если ОП имели собственные банковские счета и отдельный баланс. Но это уже в прошлом — теперь только при наличии вознаграждений.

Головные организации должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения о том, что их ОП могут выплачивать зарплату сотрудникам и вознаграждения физическим лицам или, наоборот, этого права теперь лишены. На сообщение ИФНС дает месяц со дня изменений.

Небольшая справка об обособленных подразделениях

Обособленное подразделение бывает только у организаций. Это помещение, здание или другой объект, который находится по адресу, отличному от адреса организации в ЕГРЮЛ.

Необходимость в регистрации ОП появляется, если возникает хотя бы одно дополнительное рабочее место, которое организация оборудовала для сотрудника. При условии, что оно находится на отдельном от головной компании адресе и открыто на срок более 1 месяца.

Обособленным может стать склад, дополнительный офис, переговорная комната и пр. ОП открывается отдельно от головного офиса и платит налоги уже по месту своей регистрации. Согласно российскому законодательству, любая компания может открыть столько обособленных подразделений, сколько захочет.

Как зарегистрировать обособленное подразделение

Чтобы создать филиал или представительство, понадобится решение участников организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Другие виды ОП могут быть открыты только по приказу руководителя организации.

Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) в течение 30 дней после открытия сообщением по форме С-09-03-1. Если ОП будет начислять и перечислять выплаты работникам со своего банковского счета, дополнительно нужно в течение месяца со дня наделения его такими полномочиями подать в инспекцию отдельное сообщение по форме КНД 1112536 (ст. 23 НК РФ).

В ПФР регистрировать ОП не надо. Всю информацию в фонд передаст ИФНС, а он уже поставит на учет ОП, которые платят зарплату и имеют банковский счет.

В ФСС ставить ОП на учет придется самостоятельно. Это также касается только ОП со счетом, которые платят вознаграждения работникам. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения. В отделение ФСС по месту нахождения ОП представьте заявление о регистрации, справку об открытии счета и приказ, подтверждающий право ОП платить зарплату самостоятельно.

Отличие ОП от филиала или представительства:

Ошибка, которую допускают многие, — считать филиалы и представительства обособленными подразделениями. Это не так.

  • Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
  • О создании ОП нужно уведомить налоговую инспекцию, о создании филиалов и представительств — нет.
  • Сведения о филиалах и представительствах указываются в ЕГРЮЛ, по остальным ОП — не указываются.
  • Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.

Различия по налогам и отчетности между головной компанией и ОП

Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.

  • По доходам работников ОП надо платить НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета ОП, но только в том случае, если ОП само начисляет и выплачивает им вознаграждения.
  • Страховые взносы платят и сдают отчетность по ним только по месту учета того ОП, которое само начисляет и выплачивает деньги работникам со своего расчетного счета.
  • Транспортный налог по месту учета ОП платится за автомобили, зарегистрированные на ОП.
  • Налоги на землю и имущество уплачиваются по месту нахождения земли или недвижимости. Платить налог и отчитываться по месту нахождения ОП нужно только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости. Если у ОП есть свой расчетный счет, то его оплата налога не станет нарушением.
  • Региональная часть налога на прибыль ОП перечисляется по месту его учета. Если ОП в том же регионе, можно платить налог по месту учета головной организации.
  • НДС рассчитывается в целом по организации без разбивки по ОП. Декларации подавать отдельно тоже не надо.

В обособленных подразделениях, которые проводят операции с наличными, имеются собственные кассовые книги. Все эти книги передаются в головную организацию. В кассовой книге головной организации сведения по операциям с наличкой ОП не отражаются, если только ОП не сдает наличные в кассу организации по ПКО.

С января 2020 года в силу вступила новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ. Этот пункт установил, что если организация и ее обособленные подразделения или только подразделения находятся в одном муниципальном образовании, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по ним можно сдавать в налоговую по месту учета одного из ОП или по месту нахождения организации. Чтобы воспользоваться этим правом, обособленным подразделениям нужно не позднее 1-го числа налогового периода уведомить о своем выборе все налоговые органы, где они в настоящее время стоят на учете.

Что касается страховых взносов, то сообщать о наделении полномочиями начислять и платить зарплату или лишении таких полномочий юрлицу-страхователю нужно будет только если у филиала или другого обособленного подразделения есть расчетный счет в банке. Без счета подразделение не сможет взаимодействовать с ФСС, например получать возмещение средств на оплату больничных. Наделение подразделений такими полномочиями — право, а не обязанность.

Кроме того, законодатели уточнили, что отчитываться и перечислять взносы необходимо именно по месту нахождения такого наделенного полномочиями подразделения. Раньше, если у подразделения не было расчетного счета, взносы платили по месту нахождения головного офиса.

Штраф за незарегистрированные ОП увеличат в 2021 году

За опоздание с подачей сообщения о создании ОП предусмотрен штраф 200 рублей для организации и 300-500 рублей для директора. Нарушение срока постановки ОП на учет в ФСС грозит штрафом 5 000 рублей при просрочке до 90 дней и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

Также за несдачу отчетности по незарегистрированному подразделению налоговики вправе оштрафовать организацию. Штраф составит 5% от подлежащей уплате суммы по декларации за каждый месяц просрочки, но не больше 30% и не меньше 1 000 рублей.

Вам нужно вести удобный учет по предприятию с обособленными подразделениями? Попробуйте бухгалтерский онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. В нем удобно начислять зарплату, отправлять отчетность, готовить и уплачивать налоги. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей!

Приморские власти отказались от курортного сбора в санаториях

Статья 7. Освобождение от уплаты курортного сбора

1. От уплаты курортного сбора освобождаются:

1) лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;

2) лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах”;

5) лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, лица, награжденные знаком “Житель осажденного Севастополя”;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) инвалиды войны;

8) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

9) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;

10) инвалиды I и II групп;

11) лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”;

12) малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;

13) лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;

14) больные туберкулезом;

15) лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;

16) лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;

17) лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;

18) лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;

19) спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

2. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора, с учетом предложений муниципальных образований, указанных в пункте 2 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

3. Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора, либо его копии, заверенной в установленном порядке. Освобождение от уплаты курортного сбора лиц, указанных в пункте 11 части 1 настоящей статьи, также может осуществляться на основании письменного заявления сопровождаемого лица или его законного представителя.

Что такое курортный сбор?

Ко всем претензиям отдыхающих на российских курортах добавилась еще одна: теперь при заселении в отель, гостевой дом, санаторий и т.д. туристы обязаны оплачивать курортный сбор. Ситуация действительно не самая приятная, особенно, если вы уже заплатили за отдых немалые деньги.

Мы расскажем, в чем заключается смысл нововведения, и сразу хотим вас предупредить: если вы считаете, что отель, туроператор или авиакомпания испортили вам отдых, обязательно позаботьтесь о защите своих прав. Разобраться в ситуации поможет профессиональный юрист.

Курортный сбор: главное

Само понятие «курортный сбор» (КС) возникло относительно недавно: эксперимент по сбору платежей с туристов стартовал с 2018 года. По сути, КС представляет собой туристический налог, который отдыхающие обязаны оплачивать за пользование курортной инфраструктурой. Вопрос о том, насколько справедлива эта мера, остается открытым.

По идее властей, средства будут направляться на развитие (а где-то на восстановление) курортов — следовательно, реализация идеи пойдет на пользу самим отдыхающим.

Правда, необходимость оплачивать сбор появилась не у всех туристов, которые отправляются в путешествие по России. Пока эксперимент проводится только в четырех регионах.

Но, конечно, нельзя исключить, что, если объемы поступлений в бюджет от уплаты туристического налога будут впечатляющими, территорию его действия расширят. В 2019 году свой вклад в развитие курортной инфраструктуры сделают те туристы, которые выберут для отдыха:

  • Краснодарский край;
  • Ставрополье;
  • Крым;
  • Алтайский край.

То есть если вы отправляетесь в круиз по Волге или хотите увидеть странное место Камчатку, платить сбор не придется. В особом положении также оказался Крым: несмотря на то, что он участвует в эксперименте, курортный сбор с отдыхающих здесь пока не взимается. По мнению властей полуострова, туристический налог отрицательно скажется на количестве туристов, поэтому и было принято решение об отсрочке.

Размер курортного сбора не очень большой. Так, например, если в ваших планах отдых на Черноморском побережье Краснодарского края (в Сочи, Анапе и т.д.), платить нужно будет 10 рублей в сутки (с человека).

При этом в Краснодарском крае размер туристического налога не изменяется в зависимости от сезона — 10 рублей вы заплатите и в апреле, и в августе. В Ставропольском крае (как и в Алтайском) платеж значительно выше — 50 рублей в сутки.

Важно! Федеральное законодательство предоставляет субъектам РФ право увеличивать размер платежей, а также изменять его в зависимости от сезона. Также при желании сбор вообще можно снизить до нуля (именно так сделали в Крыму).

Кто должен оплачивать сбор?

Обязанность платить курортный сбор возникает у всех совершеннолетних туристов, которые приезжают на отдых в регионы, где проводится эксперимент. Приехали вы по путевке (например, в санаторий) или купили тур в отель у туроператора, значения не имеет: платеж в любом случае обязателен. Также КС обязаны платить и те, кто отдыхает в частном секторе.

Важно! Гражданство на обязанность оплаты туристического налога никак не влияет: правила распространяют свое действие и на россиян, и на иностранцев. При этом обязанность возникает только у физических лиц (т.е. у обычных граждан).

Для некоторых категорий отдыхающих закон предусматривает льготы. Если, например, человек живет в Краснодаре и имеет там постоянную регистрацию, а приехал отдыхать в отель в Сочи, ему платить не придется. Также льгота (освобождение) предоставляется:

  • Героям СССР, Героям РФ, Героям труда РФ;
  • участникам ВОВ и ветеранам боевых действий;
  • инвалидам 1 и 2 групп;
  • малоимущим семьям и некоторым другим категориям.

Нужно обратить внимание, что у регионов есть право расширять перечень льготников, поэтому при планировании поездки нужно узнавать ситуацию по конкретному курорту. Еще один распространенный вопрос, который волнует в первую очередь отдыхающих пенсионного возраста — нужно ли платить курортный сбор пенсионерам?

Ответ, к сожалению, положительный, так как льгота для пенсионеров не предусмотрена. Избежать расходов можно только в том случае, если пенсионер одновременно является представителем льготной категории (например, инвалидом 2 группы). Для получения льготы следует иметь при себе подтверждающий документ.

Как оплачивается курортный налог?

Отдыхающие должны платить КС операторам курортного сбора. В качестве таковых выступают юридические лица и ИП, которые оказывают услуги по размещению туристов. Т.е. специально идти в какую-либо властную структуру для оплаты КС не придется: все расчеты производятся непосредственно в том месте, в которое вы заселяетесь (отель, пансионат, санаторий и т.д.).

Произвести оплату необходимо за все дни пребывания на курорте, за исключением дня заезда. Например, если вы вдвоем пробудете в Сочи 10 дней (без дня заезда), заплатить придется 200 рублей. КС оплачивается до выезда из отеля, но, как правило, туристам всегда предлагается произвести оплату в момент заселения. После оплаты отдыхающие получат подтверждающий документ.

А что будет, если не платить сбор?

Некоторые туристы, считающие нововведение незаконным, отказываются платить курортный сбор. Если вы оплатили проживание, отель в заселении вам, скорее всего, не откажет, однако проблемы могут возникнуть потом. Для того чтобы стимулировать отдыхающих оплачивать КС, власти в регионах предусматривают штрафы.

Так, например, летом 2019 года появилась информация о том, что те туристы, которые были на отдыхе в Краснодарском крае и отказались платить курортный сбор, получили уведомления о штрафе в размере 5000 рублей. Надеяться, что отель не сможет вас найти, не стоит: при заселении вы предоставляете паспорт, поэтому с назначением наказания сложностей у заинтересованных лиц не возникает.

Таким образом, введение курортного сбора, представляющего собой плату за пользование инфраструктурой курорта, стало не очень приятным сюрпризом для отдыхающих.

При этом оплата КС нередко бывает не самой большой проблемой на отдыхе: сложности возникают и с отелями, и с турфирмами, и с авиакомпаниями. Если переговоры с нарушителем ваших прав не привели ни к каким результатам, рекомендуем незамедлительно обращаться за помощью к юристу.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Курортный сбор: что нужно знать бухгалтеру

Несмотря на то, что взимание курортного сбора должно начаться не ранее 1 мая 2018 года, некоторая нормативная база субъектов РФ, участвующих в эксперименте, уже существует. Рассмотрим эти новые требования законодательства более подробно.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Пилотный эксперимент

Введение в 2018 году курортного сбора будет реализовано как пилотный проект в Республике Крым, в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

На федеральном уровне курортный сбор регулируется законом от 29.07.2017 № 214-ФЗ, а на региональном уровне определяется ставка, порядок и сроки его взимания и перечисления в региональный бюджет, порядок финансирования объектов курортной инфраструктуры. Перечисленные условия действуют на основании следующих нормативных актов:

  1. Закон Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017;
  2. Закон Алтайского края от 01.11.2017 № 76-ЗС;
  3. Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ;
  4. Закон Ставропольского края от 08.12.2017 № 130-КЗ.

Срок действия курортного сбора с 01.05.2018 по 31.12.2022 (ст. 2. Закона № 214-ФЗ).

Территории взимания курортного сбора и его плательщики

Каждый регион самостоятельно определяет те муниципальные образования, на которых вводится курортный сбор. Например, согласно ст. 2 закона Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017, территорией эксперимента признаются:

  • городской округ Алушта;
  • городской округ Евпатория;
  • городской округ Саки;
  • городской округ Судак;
  • городской округ Феодосия;
  • городской округ Ялта;
  • Черноморский район.

В 2018 году Крым отказался от применения курортного сбора и перенес его на 1 мая 2019 года. Решение принято Государственным советом республики. Соответствующие поправки приняты в региональный закон «О введении курортного сбора» от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017 – прим. редакции.

На Алтае — это город Белокуриха (ст. 1. закона от 01.11.2017 № 76-ЗС); в Ставропольском крае — города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск (ст. 3. закона от 08.12.2017 № 130-КЗ), а в Краснодарском крае к таким территориям относятся города Анапа, Геленджик, Сочи, Горячий Ключ и некоторые поселения Туапсинского района (ст. 5. закона от 27.11.2017 № 3690-КЗ).

Плательщиками курортного сбора являются физические лица (в том числе и иностранцы), достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов (ст. 6. Закона № 214-ФЗ).

Объект размещения — здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и проживанию (пп. 2 п. 1 ст. 3. Закона № 214-ФЗ).

Кто освобожден от уплаты сбора – всего 19 категорий физлиц, полный перечень можно найти в ст. 7 Закона № 214-ФЗ: это инвалиды I и II групп; сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов; малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие; прибывшие в целях получения медпомощи или медицинской реабилитации; постоянно работающие и проживающие на территории взимания сбора и другие категории физлиц.

Пример
Автоматически освобождаются от уплаты обязательного курортного сбора команды спортсменов вместе со своими судьями и тренерами, которые будут прибывать для участия в Чемпионате по футболу.

Кроме того, так же освобождаются от уплаты курортного сбора болельщики из тех стран, которые участвуют в чемпионате, представители СМИ и другие лица, принимающие участие в подготовке к запланированным мероприятиям.

Операторы курортного сбора

Закон № 214-ФЗ вводит новое понятие «оператор курортного сбора» — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие гостиничную деятельность. Обязанности те же, что и у налогового агента: исчислить, взыскать и перечислить в бюджет суммы курортного сбора (п. 1. ст. 10. Закона № 214-ФЗ). Оператор сбора взимает плату с отдыхающих не позднее момента выезда из объекта размещения. Кроме того, оператор обязан выдать физлицу документ, подтверждающий факт уплаты (п. 2. ст. 10. Закона № 214-ФЗ). Повторное взимание сбора за один и тот же период проживания не допускается.

Если удержать сбор невозможно, оператор обязан уведомить об этом местные власти, контролирующие уплату сбора.

К самим операторам законодательство устанавливает жёсткие требования: они должны быть включены уполномоченным органом субъекта РФ в реестр операторов курортного сбора, порядок ведения которого утверждается высшим исполнительным органом власти субъекта.

Операторы курортного сбора обязаны вести учет не только сумм сбора, но и самих плательщиков, а также освобождаемых от уплаты сбора лиц, с соблюдением требований федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

За неуплату сбора предусмотрен штраф для физлиц в размере от 500 до 2000 рублей. Нарушение оператором порядка и сроков исчисления и взимания сбора влечет наложение штрафа на юрлиц или ИП в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

Ставки сбора, порядок исчисления и перечисления

В зависимости от региона, ставка курортного сбора за одни сутки проживания плательщика в объекте размещения составляет:

  • в Республике Крым: с 1 мая до 30 сентября – 10 рублей; с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря – ноль рублей (ст. 3. закона от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017);
  • в Алтайском крае: в 2018 году – 30 рублей, в 2019-2022 годах – 50 рублей (ст. 2. закона от 01.11.2017 № 76-ЗС);
  • в Краснодарском крае – 10 рублей (ст. 6. закона от 27.11.2017 № 3690-КЗ);
  • в Ставропольском крае – 50 рублей (ст. 4 закона от 08.12.2017 № 130-КЗ).

Срок введения сбора во всех регионах — 1 мая 2018 года.

Порядок исчисления суммы, подлежащей уплате, определяется как произведение количества дней фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения (за исключением дня заезда) и соответствующего размера (ставки) курортного сбора (ст. 8. Закона № 214-ФЗ). Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Пример
Семья из четырех человек (мать, отец, сын 19 лет и дочь 8 лет) планирует отдохнуть в Ставропольском крае с 1 по 17 июня 2018 года. Сбор рассчитывается только за совершеннолетних отдыхающих, поэтому ребенок 8 лет освобождается от уплаты сбора. День заезда — 1 июня исключается из расчета. Итого расчетный период — 16 суток. Ставка сбора — 50 рублей/сутки. Рассчитаем сбор: (16 дн. x 50 руб.) x 3 чел. = 2400 руб.
Порядок и сроки перечисления сбора в бюджет субъекта эксперимента указаны в соответствующем региональном законе. У трех регионов это ежемесячный платеж в срок, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, а в Ставрополье — 28-е число месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление курортного сбора.

Налогообложение операторов курортного сбора

Перечисляемая оператору сумма курортного сбора не связана с расчетами по оплате проживания, кроме этого оператор является лишь посредником между туристом, вносящим сбор, и бюджетом. Следовательно, суммы курортного сбора, поступивших оператору — не доход гостиницы, поэтому не учитываются в УСН-базе, базе по налогу на прибыль, по НДС и по НДФЛ (Письмо ФНС от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@).

Особенности оформления командировки на территорию эксперимента

С 1 мая 2018 года дополнительно к квитанции, подтверждающей оказание гостиничных услуг, работник должен получить от оператора документ, подтверждающий факт уплаты им курортного сбора. После возвращения из командировки, работник прикладывает такой документ к своей служебной записке, для получения компенсации.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются на основании ст. 168 ТК РФ, в соответствии с условиями коллективных договоров или локальных нормативных актов организации-работодателя. Видимо, некоторым предприятиям будет необходимо откорректировать такие акты с учетом рассматриваемых изменений законодательства.

До внесения указанных изменений в локальные нормативные акты, работодатель может воспользоваться формулировкой абз. пятого ст. 168 ТК РФ, а именно: «иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя», включив расходы на курортный сбор в формулировку приказа о направлении в командировку.

Отчетность по курортному сбору

На момент написания данной статьи, формы отчетности по курортному сбору не приняты. Только Краснодарский край разместил 19.03.2018 проект «Порядка ведения реестра операторов курортного сбора и перечня сведений, содержащихся в нем».

Будет ли отчетность ежемесячной или ежеквартальной — пока неизвестно. Существует лишь несколько утвержденных нормативных актов, определяющих порядок представления отчетности:

Постановление Правительства РФ от 25.10.2017 № 1293 «Об утверждении правил представления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, в Правительство РФ проекта ежегодного отчета о ходе и результатах такого эксперимента за прошедший период»;

Приказ Минкавказа России от 14.11.2017 № 178 «Об установлении общих требований к отчетам о ходе эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, а также утверждении порядка и сроков представления таких отчетов в уполномоченный орган».

Статья подготовлена по материалам Эсаата Самединова

Читайте также:
Бизнес-омбудсмен вступился за управляющую компанию
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: