Минфин рассказал, как будут облагаться налогами сделки по биткоинам

Закон о цифровой валюте в России: за криптовалюту нужно платить НДФЛ

С 1 января 2021 г. в России вступил в силу и действует закон «о цифровых финансовых активах и цифровой валюте» (сокращенно – закон о ЦФА или ФЗ 259). Какие действия с криптовалютой можно проводить, опираясь на вышеназванный документ, надо ли будет платить за нее налоги?

Закон о цифровой валюте в России был принят 31 июля 2020 года. С его вступлением в силу в российском правовом поле впервые даны определения понятий криптовалюта и блокчейн, называемых в ФЗ-259 «цифровая валюта» и «распределённый реестр».

Определение блокчейна в ФЗ-259:

под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).

Определение криптовалюты в ФЗ-259:

совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

Для сравнения: определение криптовалюты (‘virtual currency’) в Эстонии.

Согласно последней редакции эстонского Money Laundering and Terrorist Financing Prevention Act, криптовалютой в Эстонии считается цифровая форма ценности, которую возможно цифровым образом передать, сохранить или обменять, которая принимается физическими или юридическими лицами в качестве средства платежа, но которая не является законным платёжным средством какой-либо страны. (‘virtual currency’ means a value represented in the digital form, which is digitally transferable, preservable or tradable and which natural persons or legal persons accept as a payment instrument, but that is not the legal tender of any country).

Разница между цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой

Зачастую пользователи путают эти две формулировки, считая их синонимами. На самом деле, это разные понятия. По закону о ЦФА, цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Иными словами, цифровыми финансовыми активами являются цифровые права по эмиссионным ценным бумагам, долевому вложению в непубличное АО, денежные требования). Их первостепенное отличие – существование обязанного лица (эмитента).

Тогда как цифровой валютой называют электронные деньги, привязанные к национальной валюте, драгоценным металлам, используемые для покупки реальных товаров и услуг (в противовес, например, онлайн-играм). Она не является денежной единицей РФ либо иностранного государства, однако может применяться как средство платежа. Сюда относятся биткоин, эфириум, лайткоин, прочие монеты, запущенные на блокчейне. По отношению к ним отсутствует обязанное лицо.

Согласно статье 14 ФЗ, криптовалютой в России запрещено расплачиваться за предоставленные товары и услуги. Она признается имуществом, поэтому сделки с ней нужно декларировать.

Всем физлицам, российским, иностранным компаниям с 1 января 2021 надо предоставлять в налоговые органы отчет о полученном праве распоряжения криптовалютой, в т. ч. через третьих лиц, проведенных действиях, ее остатках. Подача декларации носит обязательный характер при сделках в криптовалюте, сумма которых превысит 600000 рублей в год. Срок подачи первой декларации – до 30 апреля 2022.

Справка: В Российской Федерации выпуск цифровых финансовых активов возможен только через занесенных в реестр Центробанка операторов.

Другие предложения правительства РФ

Минфином подготовлен законопроект о наказании за систематическое непредставление отчетности (за 2 и более отчетных периода), внесение в отчет заведомо ложных данных по крипте, ее остаткам. Для этого в УК предлагается ввести новую ст. 199.5, по которой предусмотреть следующее наказание:

за сокрытие сделок по криптовалюте в крупном размере – штраф от 100 тыс. рублей до заключения под стражу сроком до полугода;

за сокрытие в особо крупном размере – штраф от полумиллиона рублей до заключения под стражу сроком до 3-х лет.

В обоих случаях осужденный может лишиться права занимать определенные должности, осуществлять определенные виды деятельности до 3-х лет.

Читайте также:
При смене экологического сбора на налог не нужно ужесточать санкции

Под крупным размером будет пониматься сумма операций, совершенных за 3 года, свыше эквивалента в 15 млн. руб. Под особо крупным размером – более 45 млн. рублей. Сумма транзакций будет рассчитываться из рыночной цены крипты. В Кодекс об административных правонарушениях также предложено внести ряд изменений, касающихся установления административной ответственности и наложения штрафных санкций:

За незаконный выпуск ЦФА. Для граждан устанавливается в сумме 50.000-500.000 руб., для должностных лиц – либо штраф 100 тысяч-1 миллион рублей, либо дисквалификация от полугода до 1 года, для юрлиц – штраф 200 тыс.-2 млн руб.

За незаконное совершение сделок. Административное наказание аналогично п.1: для физлиц устанавливается штраф 50 тысяч-500 тыс. руб., для должностных лиц – штраф 100.000-1.000.000 руб. или дисквалификация от полугода до 1 года, для юр. лиц – штраф 200.000-2 миллиона рублей.

За нарушение правил совершения сделок и прием криптовалют в качестве оплаты за товары, работы, услуги. Штраф для физлиц составит 20.000-200.000 руб., для должностных лиц – 50.000-400.000 руб., для юр. лиц – 100.000-1.000.000 руб. Предмет правонарушения в таком случае конфискуется.

Сведения о транзакциях с криптовалютой потребуется представлять в Росфинмониторинг.

Это интересно: операции по купле-продаже криптовалюты, совершенные за пределами России, в банке другого государства, рассматриваются как проведенные на ее территории, подлежат налогообложению, при наличии на момент сделки у гражданина статуса российского налогового резидента (пребывал в Российской Федерации не менее 90 дней в течение 1 года и подал соответствующее заявление).

Что допускается совершать с криптой в России

Так как криптовалюта в РФ признана имуществом, с ней можно производить любые не запрещенные российским законодательством сделки, включая:

Отчитываемся в налоговую по криптовалюте

Какие налоговые обязанности возникают у граждан, проводящих операции по купле-продаже криптовалюты?

В настоящее время у граждан, осуществляющих сделки купли-продажи криптовалюты, нет обязанности предоставлять какие-либо отчеты в налоговую инспекцию.

Тем не менее, доход от продажи криптовалюты облагается НДФЛ (Письма Минфина РФ от 24.08.2020 № 03-03-06/1/73953, от 20.08.2019 № 03-04-05/63704). В этой ситуации физические лица должны самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ со стоимости полученного вознаграждения (ст. 228 НК РФ). Это означает, что если одно физическое лицо продает биткоины либо иную цифровую валюту другому физическому лицу, то граждане самостоятельно должны определить налоговую базу, исчислить и оплатить налог на доходы.

Физические лица в общеустановленном порядке декларируют такой доход, подавая в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ.

Налоговая база определяется так: доходы от продажи криптовалюты уменьшаются на сумму документально подтвержденных расходов на ее приобретение. Ставка по НДФЛ — 13%, а с суммы превышения 5 млн рублей — 15%.

Неуплата налога карается штрафом 20% от неуплаченного налога, а если налоговики увидят умысел в неуплате, то штраф возрастет вдвое.

Когда возникает обязанность отчитываться по криптовалюте в налоговую инспекцию?

Рынок цифровой валюты непрозрачен для контролирующих органов. Поэтому Минфином РФ был разработан Законопроект № 1065710-7 в части налогообложения цифровой валюты.

Как сказано в пояснительной записке к Законопроекту, криптовалюта зачастую используется для «отмывания доходов», полученных преступным путем, а также с целью уклонения от уплаты налогов.

А у налоговиков отсутствует информация об открытых российскими компаниями и физическими лицами криптовалютных кошельках и осуществляемых операциях по ним.

И это недоразумение решено было поправить.

Законопроект № 1065710-7 вводит новую обязанность для российских граждан, а также для иностранных граждан, которые проживают в России, имея ВНЖ и лиц без гражданства.

Такие категории граждан, а также российские компании, филиалы и представительства компаний и других структур, которые созданы согласно иностранному Законодательству, международные организации, созданные в России, должны предоставлять налоговикам сообщение.

Сообщение предоставляется в налоговую инспекцию, если есть право на распоряжение цифровой валютой, которая хранится на цифровых кошельках. Напомним, что с помощью кошельков можно хранить деньги и осуществлять платежи. Это своего рода альтернатива банковскому «пластику».

Новая обязанность сводится к предоставлению налоговикам сообщения о праве на цифровую валюту, обороте валюты и остатке, а также отчета по операциям с валютой, если оборот по поступлению или списанию валюты на календарный год превышает 600 тысяч рублей.

То есть если гражданин или компания, которые купили или продали цифровую валюту выше обозначенного лимита, должны раз в год сообщать об этом в налоговую инспекцию, а также предоставлять специальный отчет об операциях с цифровой валютой.

Читайте также:
G20 готовит IT-гигантам «подарок»

Лимит рассчитывается так: берется рыночная стоимость цифровой валюты на каждую дату совершенной операции.

Когда и каким способом подается сообщение в налоговую инспекцию?

Сообщение и отчет об операциях с цифровой валютой, предоставляется не позднее 30 апреля календарного года, следующего за отчетным годом. А первым отчетным календарным годом будет являться 2021 год.

Важно! Например, за 2021 год отчет и сообщение должны быть представлены в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля 2022 года.

Формат сообщения и форма отчета об операциях с цифровой валютой будут утверждены ФНС.

Сообщение, а также отчет об операциях с цифровой валютой, можно направить в налоговую инспекцию следующими способами:

  • в электронном виде, воспользовавшись личным кабинетом налогоплательщика;
  • в электронном виде с помощью телекоммуникационных каналов связи (ТКС).

Это актуально для налогоплательщиков — юридических лиц.

Как видим, «на бумаге» такие сведения направить нельзя. Единственным исключением является нерасторопность чиновников, которые могут не утвердить в указанный срок формат сообщения и отчета. Тогда допускается направить сообщение и отчет лично или через представителя, а также по почте заказным письмом.

Какая планируется ответственность за непредставление сообщения налоговым органам?

Новой обязанности корреспондирует и ответственность за ее неисполнение. Планируется статью 129.1 НК РФ дополнить новыми пунктами 4 и 5, которые связаны с «цифровыми» наказаниями.

Ответственность наступает не только за непредставление отчета об операциях с цифровой валютой, но и за недостоверность содержащихся в нем сведений.

Для такого деяния установлен штраф в размере: 10% от наибольшей из двух сумм — суммы поступления цифровой валюты или суммы списания. Штраф рассчитывается в рублевом эквиваленте.

Например, если сумма поступления составила 750 тысяч рублей, а сумма списания — 1 млн рублей, то размер штрафа составит 100 тысяч рублей.

Непредставление налоговикам в установленный срок сообщения и отчета об операциях с цифровой валютой обойдется налогоплательщику в 50 тысяч рублей.

То есть если будет нарушен срок представления хотя бы на один день, налогоплательщик заплатит 50 тысяч рублей.

Суровое наказание введено для тех налогоплательщиков, которые не заплатили сумму налога по операциям с криптовалютой и другой цифровой валютой.

Для этих целей введена специальная статья 129.15 НК РФ.

Наказание за «цифровую» неуплату более серьезное, чем за неуплату по обычным операциям — штраф в размере 40% от неуплаченного налога в отношении цифровых операций.

Налоги с криптовалюты

На сегодняшний день в соответствии с законом «О цифровых финансовых активах», вступивших в силу с 1 января 2021 года, криптовалюта приравнена к имуществу. Это приводит к целому ряду юридических последствий, о которых надо знать, чтобы избежать административной и даже уголовной ответственности за неуплату налогов.

Какие налоги надо платить с криптовалюты

Так как криптовалюта считается имуществом, то при ее продаже необходимо заплатить налог на доходы физических лиц, то есть НДФЛ, или на прибыль предприятия для юридических лиц. Размер налога определяется как разница между ценой покупки и продажи того или иного актива.

В настоящее время базовая ставка налога с физических лиц составляет 13 %, а с юридических — 20%.

При этом в отличие от товаров, в том числе наличных драгоценных металлов, налогом на добавленную стоимость криптовалюта не облагается. Также она не облагается, в отличие от недвижимости, и налогом на имущество.

Как заплатить налог

Для уплаты налога необходимо первым делом заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Сделать это надо до 30 апреля текущего года за год предыдущий.

Существует три пути подачи декларации:

  • Через кабинет налогоплательщика в Интернете.
  • В бумажной форме заполнить и отнести в налоговую лично.
  • Послать отчет по почте с уведомлением о вручении.
  • Затем до 15 июля требуется произвести оплату налога в бюджет по реквизитам, которые проще всего узнать на сайте налоговой.

Определение суммы налога

Сумма налога определяется как разница между ценой продажи криптовалюты и тем, во что обошлось ее приобретение.

При этом для того, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу на сумму затрат, необходимо документально подтвердить свои расходы.

Основанием для уменьшения налога могут служить чеки, платежные поручения и прочие документы, которые подтверждают расходы налогоплательщика на покупку криптовалюты.

При этом если криптовалюта была приобретена более года назад, затраты на нее все равно снижают размер налога. Так что подтверждающие документы необходимо сохранять в любом случае.

Сложности с уплатой налогов

Самая большая проблема, которая может возникнуть в связи с уплатой налога на доходы, полученные от операций с криптовалютой, заключается в том, чтобы подтвердить свои расходы.

Читайте также:
За нотариальное удостоверение договора, связанного с продажей недвижимости, нужно платить госпошлины

Если документы окажутся не принятыми, или их не окажется вовсе, то придется заплатить 13% от всей выручки. Поэтому не стоит соглашаться покупать криптовалюту, например, у знакомых за наличные.

Поймают или нет, если не платить налоги

Казалось бы, как можно поймать неплательщика налогов, если операции с криптовалютой зашифрованы, и сделки распознать чаще всего не могут даже спецслужбы при расследовании самых серьезных преступлений.

Но на самом деле, это далеко не так в настоящее время, по крайней мере, по отношению к инвесторам. По закону, да и в реальной жизни, люди покупают и продают криптовалюту, оплачивая ее со своих счетов, например, через того или иного брокера, биржу, и так далее, в рублях или в иной валюте.

Данные о таких трансакциях сохраняются банками, чем бы клиент ни расплачивался, картой или прямым переводом, или любым иным из возможных способов. И предоставляются по первому требованию налоговым органам.

Криптовалюта вместо денег

Единственный потенциально возможный уход от контроля — использование криптовалюты как средства платежа, когда что-то за нее покупается, продается и в ней же генерируется неучтенная прибыль.

Однако в настоящее время по закону «О цифровых финансовых активах» это запрещено. Криптовалюта не может использоваться в качестве средства платежа вместо денег. Фактически это означает, что до тех пор, пока операции проводятся в узком кругу, возможно, никто и не заметит. Но рекламировать такую торговлю нельзя.

Например, если подобный способ оплаты предложит интернет-магазин, то это наверняка станет поводом для визита проверяющих и наложения штрафов.

Наказания за неуплату налогов

По состоянию на апрель 2021 года по отношению неплательщиков налогов с доходов, полученных от торговли криптовалютами, действуют обычные штраф, как для уклонения от уплаты НДФЛ.

Если плательщик не подал декларацию, и это произошло впервые, то с него возьмут 5% от суммы причитающегося налога в месяц, но не более 30% и не менее 1 тыс. рублей. При повторном нарушении наказание удваивается.

Далее если налогоплательщик не уплатил НДФЛ. Разделяются две ситуации. Если налог был сокрыт неумышленно, то штраф составит 20% от недоплаты. А если умышленно, то 40%. Плюс пеня.

Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает от суммы, которая квалифицируется особо крупными размерами. По закону это 2 млн 700 рублей в течение трех лет.

Перспективы налогов на операции с криптовалютами

В настоящее время на законодательном уровне обсуждаются дополнительные меры, которые должны заставить граждан платить налоги на операции с криптовалютами. В частности, скорее всего, будет принят норматив, по которому операции на сумму более 600 тыс. рублей будут декларироваться в обязательном порядке, и так далее.

Однако пока это все-таки законодательная инициатива на уровне первого чтения, поэтому говорить об этом рано. Единственное, что можно сказать с уверенностью — контроль будет усиливаться, и это значит, что уже сегодня следует обратить особое внимание на то, чтобы собрать и сохранить все первичные документы по своим сделкам. Возможно, они в будущем потребуются, и сохранят инвесторам и нервы, и деньги.

А еще лучше — пока обратить больше внимания эмиссионным ценным бумага, таким, как акции и облигации, по которым можно получить налоговые льготы и вообще оптимизировать свое налогообложение.

Как платить налог с процентных доходов за 2021 год

Что изменилось

Если коротко, главные изменения такие:

До 2021 года С 2021 года
Процентные доходы по вкладам облагались налогом только если ставка в рублях была выше ключевой ставки ЦБ, увеличенной на 5 процентных пунктов. Для вкладов в валюте порог составлял 9% годовых. Налогом облагается суммарный процентный доход по всем вкладам и счетам, открытым в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Процентные (купонные) доходы по государственным и муниципальным облигациям не облагались налогом. С корпоративными облигациями всё было сложнее. По новым правилам, налогом 13% (или 15%, в зависимости от суммы дохода) облагается процентный доход по всем видам облигаций государственные, муниципальные и корпоративные, независимо от даты выпуска и размера купона.
Доходы физических лиц, независимо от размера, облагались по ставке 13%. Доходы физических лиц, превышающие 5 млн рублей год, облагаются по новой ставке — 15%.

Теперь давайте подробнее разберём всё, что важно знать вкладчикам и инвесторам.

Налог на процентные доходы по вкладам и счетам

Что облагается налогом

Налоги надо заплатить с процентных доходов, которые вы получили по вкладам и другим банковским счетам. Карточные счета тоже считаются, если на остаток средств на вашей карте начисляется доход.

Читайте также:
МВД предлагает налоговые поправки для граждан государств-членов ЕАЭС

Если счёт или вклад в рублях, доходы с него облагаются налогом только если ставка по нему превышала 1% годовых — весь год или хотя бы какое-то время в течение года, за который вы платите налоги.

Если вклад в валюте, процентные доходы по ним облагаются налогом независимо от размера ставки.

Важно понимать

Сами по себе сбережения на вкладах и счетах налогом не облагаются. Под налогообложение подпадает только процентный доход. Деньги на вашем вкладе или счёте — это ваше имущество, а не доход, поэтому они не облагаются налогом на доходы физлиц.

Не облагаются налогом проценты по рублёвым вкладам, если процентная ставка по ним в течение года не превышала 1% годовых. Большинство таких счетов — текущие и зарплатные. Кроме того, освобождены от налогов доходы по специальным счетам для покупателей недвижимости — эскроу.

Кто должен платить

Налог на процентный доход по вкладам и счетам платят граждане России — как налоговые резиденты (те, кто проводит на территории страны не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд), так и налоговые нерезиденты, которые получают процентные доходы в России.

Сколько платить

Для начала нужно понять, какая сумма процентного дохода по вкладам и счетам не облагается налогом. Для этого нужно 1 млн рублей умножить на ключевую ставку ЦБ на начало года, за который вы отчитываетесь.

Например, ключевая ставка ЦБ на 1 января 2021 года была 4,25%. Получается, для того, чтобы рассчитать налоги за 2021 год, из суммы ваших процентных доходов по вкладам и счетам нужно вычесть 42 500 рублей — сумму необлагаемого процентного дохода.

Пример. У вас хранятся 900 000 рублей в банке А на вкладе со ставкой 4% годовых. Кроме того, в банке Б у вас открыт депозит на сумму 500 000 рублей со ставкой 3,5% годовых. Ваш процентный доход в двух банках за 2021 год составит 53 500 рублей (36 000 в банке А и 17 500 в банке Б).

Из суммы дохода 53 500 вычитаем сумму необлагаемого процентного дохода 42 500 и получаем налогооблагаемую базу — 11 000 рублей. 13% от 11 000 — это 1430 рублей. Это и есть сумма налога, которую вы должны заплатить по итогам 2021 года на основании налогового уведомления.

При этом как только ваш совокупный доход за год (включая процентные доходы по вкладам) превысит 5 млн рублей, он будет облагаться по ставке 15%.

Дальневосточным инвесторам будут предложены особые льготы

9 Сентября 2021

Доходы от продажи ценных бумаг облагаются налогом по ставке 13%. Но можно не платить НДФЛ, если владеть акциями и облигациями более трех лет. За каждый год, в течение которого ценная бумага находится в портфеле, инвестор освобождается от налога с прибыли в размере 3 млн рублей. Независимый финансовый советник Наталья Смирнова рассказала, как работает эта льгота и как ею воспользоваться.

Если вы долгосрочный или хотя бы среднесрочный инвестор, то можете сэкономить на налогах за счет специальных льгот, в частности льготы долгосрочного владения ценными бумагами (ЛДВ).

На самом деле льгот долгосрочного владения несколько:

  • 1 год — для ценных бумаг высокотехнологичного сектора, которые обращаются на российской бирже. Льготой можно воспользоваться до 31 декабря 2022 года. Перечень ценных бумаг высокотехнологичного сектора доступен на сайте Московской биржи;
  • 3 года — для остальных ценных бумаг на российской бирже, которые вы купили начиная с 1 января 2014;
  • 5 лет — для ценных бумаг, не обращающихся на бирже.

Когда говорят о льготе долгосрочного владения, чаще всего имеют в виду трехлетнюю льготу.

Сколько можно сэкономить на налогах

За каждый год владения бумагами инвестору начисляются условные 3 млн рублей, с которых можно не платить НДФЛ. Так, по итогам трех лет можно освободить от налога:

3 года х 3 млн рублей = 9 млн рублей

По итогам четырех лет сумма будет уже: 4 года х 3 млн рублей = 12 млн рублей. И так далее по годам.

9 или 12 млн рублей — это доход, с которого не нужно платить НДФЛ. Значит, если инвестор купил ценные бумаги за 10 млн рублей и продал их по истечении трех лет за 15 млн, его доход составил 5 млн рублей. С них не нужно платить налог: 5 млн вписываются в предельную сумму льготы в размере 9 млн рублей.

Для льготы должно пройти именно 3 года или более с даты покупки, а не 2 года и 11,5 месяца. Иначе льгота не сработает.

Льгота распространяется на доходы от курсовой разницы. Допустим, инвестор купил еврооблигации на Мосбирже за 100 тысяч долларов, когда доллар стоил 65 рублей, а через 3 года настал срок их погашения, но курс доллара укрепился до 80 рублей. Его прибыль составит: 80 х 100 000 — 65 х 100 000 = 1,5 млн рублей, что полностью покрывается льготой долгосрочного владения.

Читайте также:
Правительство хочет освободить от НДФЛ выплаты по рождению детей

Какие нюансы стоит учитывать

Сумма вычета применяется к календарному году

Если размера льготы недостаточно, можно продать часть активов позже. Представим, что инвестор купил бумаги в 2018 году, за 3 года их цена значительно выросла — и он заработал при их продаже в 2021 году 11 млн рублей. В этом случае полученная прибыль будет больше льготы и ему придется заплатить налог:

Льгота: 3 года х 3 млн рублей = 9 млн рублей
Прибыль: 11 млн рублей
НДФЛ к уплате: (11 млн – 9 млн) х 13% = 260 000 рублей

Но если в 2021 году он продаст только часть и зафиксирует прибыль в 9 млн, а остальное — в следующем году, то сейчас налога не возникнет. Правда, здесь есть риск, что за год бумаги упадут в цене и прибыль снизится больше, чем составит экономия по налогам.

При расчете суммы льготы для бумаг разных компаний, которые были куплены в разное время, учитывается средний срок владения

Если инвестор владел акциями одной компании 3 года и заработал при их продаже 3 млн рублей, а бумаги второй компании держал в портфеле 4 года и получил доход в размере 4 млн рублей, то для расчета вычета нужно средний срок владения умножить на размер годовой льготы:

(3 года х 3 млн + 4 года х 4 млн) / (3 года + 4 года) х 3 млн = 11,57 млн рублей

Итого по двум компаниям льгота превышает 11,5 млн рублей. Поэтому инвестору не нужно платить налог с 3 и 4 млн рублей, которые он получил от продажи акций первой и второй компаний.

Для права на льготу бумаги не обязательно должны быть куплены на российской бирже

Если, например, акции Apple торгуются на Московской или Санкт-Петербургской бирже, то их можно купить и на NASDAQ и также воспользоваться льготой долгосрочного владения.

Какие есть ограничения

  1. Льготой долгосрочного владения могут воспользоваться только налоговые резиденты РФ (на момент продажи).
  2. Льгота не распространяется на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Хотя если закрыть ИИС и перевести бумаги на обычный брокерский счет, то льготой можно будет воспользоваться. При этом датой покупки бумаг будет считаться дата их покупки на ИИС.

Льгота долгосрочного владения распространяется на акции, облигации, открытые ПИФы и ETF. Этот налоговый вычет не действует в отношении интервальных и закрытых ПИФов (кроме случаев, когда они допущены к организованным торгам на российском рынке), драгоценных металлов, валюты, инструментов срочного рынка и так далее.

Для валюты как для имущества применяется имущественный вычет по статье 220 Налогового кодекса РФ (владение в течение трех и более лет освобождает от налога и подачи декларации, а если срок меньше, можно из суммы от продажи валюты вычесть либо подтвержденные затраты на ее покупку, либо фиксированную сумму 250 тысяч рублей).

  • Льгота долгосрочного владения применяется только к доходу в виде разницы между ценой покупки и продажи бумаги. Если инвестор купил акции или облигации и получает по ним дивиденды или купоны, то налоговый вычет к ним не применяется, они приходят на его брокерский счет уже за вычетом НДФЛ. Однако если купить ETF или БПИФ, которые реинвестируют дивиденды или купоны, то этот доход попадет под льготу долгосрочного владения.
  • Как воспользоваться льготой

    Льготой долгосрочного владения можно воспользоваться двумя способами:

    • Через налоговую — можно вернуть излишне уплаченный НДФЛ после продажи ценных бумаг. Для этого потребуется заполнить декларацию 3НДФЛ. За вычетом можно обратиться в течение трех лет после продажи бумаг.
    • Через брокера — для этого нужно уведомить брокера о желании воспользоваться вычетом до продажи бумаг и заполнить форму заявки на налоговый вычет. Только получив от брокера подтверждение, можно продавать бумаги. В этом случае декларация будет уже не нужна.

    Как выгоднее совмещать ИИС и ЛДВ

    Можно использовать льготу долгосрочного владения на обычном брокерском счете, а на ИИС типа Б покупать бумаги, которыми инвестор планирует владеть менее трех лет, а также облигации, чтобы убрать налог с купонов. Главное — не закрывать ИИС ранее трех лет, при этом ценные бумаги можно продавать с этого счета без ограничений по времени.

    Читайте также:
    Удмуртия решила позаботиться об инвесторах

    С ИИС типа А льготу долгосрочного владения тоже можно выгодно сочетать: так, при закрытии ИИС нужно перевести на обычный брокерский счет бумаги, которыми инвестор готов владеть более трех лет с даты покупки.

    Что еще почитать

    Последние новости

    Подпишитесь и оставайтесь в курсе!

    Мы будем присылать вам новости финансового рынка, новости ETF,
    новые публикации и ссылки на вебинары.

    ETF — биржевые инвестиционные фонды (exchange-traded funds). Эмитенты ФинЭкс Фандс АЙКАВ (FinEx Funds ICAV) и ФинЭкс Физикли Бэкт Фандз АЙКАВ (FinEx Physically Backed Funds ICAV) далее — Фонды. Управляющая компания ФинЭкс Инвестмент Менеджмент ЛЛП (FinEx Investment Management LLP) (регистрационный номер ОС407513, зарегистрированный офис: 2-й этаж 4 Хилл Стрит, Лондон, W1J 5NE). Фонд является лицом, обязавшимся акциям ETF. Информация раскрывается на сайте finexetf.com.

    Информация, представленная на данном сайте, носит исключительно ознакомительный характер, не содержит гарантий надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с указанными инвестициями, не является заявлением о возможных выгодах, связанных с методами управления активами; не является обещанием выплаты дохода, не является прогнозом роста курсовой стоимости ценных бумаг; не является рода офертой, в том числе побуждением к приобретению акций ETF; не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и ценные бумаги либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать инвестиционным целям инвестора. Определение соответствия ценной бумаги либо операции интересам и инвестиционным целям инвестора является задачей самого инвестора. Инвестиции в рынок ценных бумаг связаны с риском. Стоимость активов может увеличиваться и уменьшаться. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Группа Компаний FinEx, ее дочерние компании и аффилированные лица не дают гарантий или заверений и не принимают ответственности, в том числе за любые возможные убытки (прямые или косвенные, предвиденные и непредвиденные в отношении финансовых результатов, полученных на основании использования информации, размещенной на данном сайте и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.

    Данная информация не является предложением финансовых услуг и (или) индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать вашим инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции вашим личным обстоятельствам, инвестиционным целям, срокам инвестирования и уровню риска, который вы готовы принять при реализации своих инвестиционных решений, является исключительно задачей инвестора. Группа Компаний FinEx, ее дочерние компании и аффилированные лица не несут ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в упомянутые здесь финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.

    Представленная информация носит общедоступный характер, не предназначена для конкретной целевой аудитории и/или отдельного лица, не учитывает личные обстоятельства каждого инвестора (не основана на учете информации о нем) и не может рассматриваться в качестве подходящей для инвестирования конкретного лица, получившего к ней доступ.

    Любая информация, предоставляемая пользователем сайта, не используется в целях определения инвестиционного профиля этого лица. Предоставляемая информация используется исключительно для формирования набора данных, на основании которых может быть решена задача, обозначенная как целевая в соответствующем разделе.

    Почему инвесторов лишают льгот

    Без инвестиций сложно представить рост экономики. Их стимулирование – одно из главных направлений экономической политики. Об этом чиновники говорят постоянно на всех уровнях. В частности, в марте 2021 года президент Владимир Путин обсуждал с представителями деловых кругов способы повысить инвестиционную активность. Как подчеркивал Президент, опережающие вложения в инфраструктуру – это прочная база для экономического роста. А принципиальный вопрос для роста инвестиций – это долгосрочная предсказуемость условий реализации проектов, заявил Путин.

    «Принципиальный вопрос для роста инвестиций – это долгосрочная предсказуемость условий», – заявил Путин.

    Но, как показывают сразу несколько недавних судебных дел по теме налоговых льгот крупным инвесторам, иногда предсказуемости нет. Дело в том, что налоговые льготы, которые чаще всего региональные, вводятся законами субъектов, инвестконтракты заключаются на высоком региональном уровне. А проверяет условия их применения налоговая служба. «У каждого из ведомств свои задачи: одни привлекают инвестиции и отчитываются за их размеры, другие борются с «недобросовестными» налогоплательщиками, а их работа оценивается величиной недоимок», – объясняет партнер ФБК Право ФБК Право Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) Профайл компании × Надежда Орлова. Инвесторы, конечно, могут искать защиты в судах, но те, согласно общим тенденциям последних лет, все чаще занимают пробюджетную позицию.

    Читайте также:
    Весенняя сессия примет налоговые президентские инициативы

    Льгота ни для кого

    Одним из примеров может быть дело аэропорта «Сабетта» на полуострове Ямал, который заработал в 2014 году. Его построило ОАО «Ямал-СПГ», чтобы связать «большую землю» с газовыми месторождениями. Аэропорт возвели в рамках масштабного правительственного инвестиционного проекта по развитию региона, размер вложений превысил 18 млрд руб.

    Поскольку у «Ямал-СПГ» не было необходимых разрешений на эксплуатацию, после постройки компания передала объект дочернему обществу – ООО «Международный аэропорт Сабетта» с помощью договора купли-продажи. «Дочка», рассчитывая размер своих налогов, применила льготу согласно п. 6 ст. 376 НК. Эта норма позволяет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму законченных капитальных вложений на строительство аэропорта.

    Налоговики с этим не согласились. В 2019 году они доначислили «Сабетте» 1 млрд руб. налога на прибыль за 2016–2018 годы. Проверяющие пришли к выводу, что у компании не было права исключать стоимость аэропорта из-под налогообложения, поскольку она приобрела уже готовый объект.

    Налогоплательщик обжаловал решение в суде, но там согласились с ведомством. Суд толковал закон буквально: «Сабетта» ничего не вкладывала в строительство аэропорта, не занималась реконструкцией, модернизацией, достройкой. Она не реализовывала инвестиционных проектов, а купила уже готовый объект, который ввел в эксплуатацию «Ямал-СПГ», указал АС Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Александр Кустов).

    «Сабетта» обжаловала это решение в 8-й Арбитражный апелляционный суд. Она указала, что капитальные вложения – это не только затраты на создание основных средств, но и приобретение их по возмездным сделкам. «Дочерняя» компания купила аэропорт, потому что у «материнской» не было нужных разрешений и допусков. Но 8-й ААС отверг эти доводы. В частности, он сослался на письма Минфина от 27 июня 2019 года № 03-05-04-01/47384 и от 3 октября 2019 года № 03-05-04-1/76002. Там говорится, что если одна организация купила объекты у другой, которая вложилась в их строительство, – то покупателю не положены льготы, предусмотренные п. 6 ст. 376 НК. АС Западно-Сибирского округа согласился с позицией коллег и оставил решение по делу № А81-3063/2020 без изменения.

    Позиция ФНС, Минфина и судов приводит к тому, что льгота становится недоступной ни первоначальному инвестору, ни новому собственнику, рассуждает Денис Храмкин, старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × . «Вполне очевидно, что это не тот эффект и не та цель, которую преследовал законодатель при введении льготы,» – считает Храмкин.

    Действительно, нелогично: аэропорт есть, а льготы нет. «Сабетта» не согласна с таким положением дел и подала жалобу в экономколлегию Верховного суда.

    Читайте также:
    Систему налогообложения по патентам могут поменять

    Один закон, два понимания

    Есть и другие причины, почему инвесторы могут получать отказ в льготах. Проблема может быть в недостатках законодательной техники при подготовке региональных законов, отмечает Храмкин. Примером может служить дело «Северстали» № А40-248146/2019. В 2008–2017 годах холдинг вложил более 3 млрд руб. в строительство небольшого завода по производству сортового проката в городе Балаково (Саратовская область). «Северсталь» решила, что ей полагается льгота, предусмотренная законом Саратовской области от 1 августа 2007 года № 131-ЗСО. Норма этого закона разрешала платить 13,5% налога на прибыль вместо обычных 20% тем, кто инвестировал в строительство не менее 650 млн руб. Льготный период устанавливался в пять лет «с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе организации-налогоплательщика».

    Но «Северсталь» разошлась с налоговой во мнениях, как считать этот период, в споре о 172 млн руб. доначислений. Такой налог на прибыль ФНС предписала доплатить за 2017 год. Она указала, что инвестиционные расходы по капитальным вложениям в строительство превысили 650 млн руб. в 2011 году, что было отражено на счете для учета вложений во внеоборотные активы. Следовательно, объяснили чиновники, льготный период – это 2011–2015 годы. Налогоплательщик с ними спорил: по его мнению, вести отсчет следует с момента отражения произведенных капитальных вложений на счете для учета объектов основных средств. Но суды подтвердили правомерность доначислений. «Отражение расходов на незавершенное строительство подтверждает факт их несения», – так «тройка» 9-го ААС под председательством Людмилы Яковлевой парировала доводы налогоплательщика.

    «Северсталь» тоже пожаловалась в Верховный суд. «Но, исходя из фактических обстоятельств дела, налогоплательщику будет сложно рассчитывать на положительный исход», –прогнозирует Храмкин.

    «Чуть-чуть» не считается

    Не только двоякое толкование закона может подвести инвестора, но и экономические трудности, пусть даже временные. «Калужский завод путевых машин и гидроприводов» лишился льготы по налогу на прибыль за 2014 год. Закон Калужской области от 29 декабря 2009 года № 621-ОЗ дает инвесторам право на эту льготу при соблюдении ряда условий, одно из них – отсутствие задолженности по НДФЛ на конец каждого периода. Но в конце 2014 года была допущена просрочка: 6 млн руб. НДФЛ ушли в бюджет только 15 января 2015 года. Чтобы получить льготу, завод сообщил в налоговую, что на 31 декабря 2014 года задолженности по НДФЛ не было, но выездная проверка показала, что сведения не соответствуют действительности. Налогоплательщику доначислили 14,7 млн руб.

    «Калугапутьмаш» попытался оспорить решение в суде. Завод объяснил опоздание «недостатком денежных средств», обратил внимание, что добровольно уплатил пени и привел еще ряд доводов. Но четыре инстанции ему отказали. Поскольку на конец периода у «Калугапутьмаша» была задолженность по НДФЛ, это «в любом случае лишает заявителя права на получение налоговой льготы», указали суды. Никаких смягчающих обстоятельств в деле они не нашли.

    Налогоплательщик опоздал на две недели с уплатой НДФЛ из-за недостатка денежных средств,

    но суды решили, что это в любом случае лишает его льготы на весь год.

    Но, по мнению Храмкина, суды не уделили внимание тому, что опоздание было незначительным, а налогоплательщик уплатил пени за свою просрочку. Юрист считает наказание несоразмерным нарушению.

    Таким образом, в ситуации недостаточно точной юридической техники, неопределенных положений законодательства, в сложной экономической ситуации риски всегда будут лежать на налогоплательщике, учитывая формальный подход судов, подытоживает Орлова из ФБК Legal.

    Как исправить ситуацию

    Есть механизмы, которые помогут защитить инвесторов и гарантировать неизменные правила игры в продолжительных дорогостоящих проектах. На совещании в марте 2021 года президент Путин сообщил, что «российским и иностранным инвесторам уже предложили новый механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений, когда крупные, знаковые проекты получают так называемую дедушкину оговорку, то есть фиксированные налоговые условия на срок до 20 лет».

    В развитых странах уже есть подобный инструмент – это рулинг, индивидуальное налоговое решение «авансом», то есть до начала деятельности или захода в какой-либо проект, рассказывает Орлова: «В этом рулинге налоговые органы обозначают, какие льготы и специальные условия они готовы принимать. А в случае изменения экономической ситуации налогоплательщик при необходимости может обратиться за изменением рулинга вместо того, чтобы гадать, как потом оценят его действия». Главное преимущество, по словам Орловой, – согласованность финансового ведомства и других администраций, а также прозрачность правил игры.

    Но пока инвесторы только ждут прихода в российскую юрисдикцию прогрессивных инструментов, остается тщательнее структурировать инвестиционные проекты, а также оценивать формулировки законов субъекта на предмет возможных разночтений, не полагаясь на обещания представителей исполнительной власти региона. Ведь контролировать уплату налогов будут не они. Также надо строго следить, выполняются ли все условия, необходимые для получения льготы. Если возникают острые вопросы, Храмкин советует подумать о том, чтобы обратиться в региональный финансовый орган за разъяснением. «Как минимум, это освободит инвестора от налоговой ответственности, если возникнет налоговый спор», – подытоживает юрист.

    Читайте также:
    Налоговая тайна станет общедоступной с 1 апреля

    Состав льгот и преференций для бизнеса будет зависеть от объема вкладываемых инвестиций

    SergeyNivens / Depositphotos.com

    Президент РФ 1 апреля 2020 г. подписал Федеральный закон № 69-ФЗ “О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации”, которым предусмотрено, что для участия в инвестиционной деятельности заявитель, которым может стать как физлицо, так и юрлицо (группа юрлиц), осуществляющее инвестиционную и (или) хозяйственную деятельность, а также иностранный инвестор, вправе направить в уполномоченные органы госвласти субъекта (на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта) заявление об участии в таком проекте в порядке частной или публичной проектной инициативы, форма и порядок подачи которого дополнительно будет разработана Правительством РФ. Такое заявление и приложенные к нему документы планируется подавать в форме электронных документов, подписанных электронной подписью через личный кабинет.

    Соглашение о защите и поощрении инвестиций предполагает реализацию инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности: игорного бизнеса, по производству табачной, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа, оптовой и розничной торговли, деятельности финансовых организаций, строительства деловых, торговых центров и жилых домов.

    Устанавливается порядок заключения такого соглашения по инициативе инвестора (частная проектная инициатива). Для реализации проектной инициативы в указанном порядке заявитель должен будет, помимо заявления, представить проект самого соглашения о защите и поощрении капиталовложений по утвержденной форме, согласие органов местного самоуправления на заключение такого соглашения, информацию о заявителе (включая финансовую отчетность за последний год), бизнес-план с описанием проекта, размерами капиталовложений и сроками об их внесении, финансовую модель проекта, решение заявителя о капитальных расходах в рамках проекта (без учета расходов на проектно-сметную документацию, проектно-изыскательских, геологоразведочных работ), разрешение на строительство (если оно предполагается), перечень объектов, затраты на создание которых планируется возместить за счет средств бюджетов бюджетной системы, предложение о выборе нормативных правовых актов, которые не подлежат применению, а также справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам. В случае, если заявитель уже осуществляет инвестиционную деятельность на основании ранее заключенного договора (связанный договор), его копию необходимо приложить к заявлению. Правительством РФ могут быть установлены иные документы. Для иностранных инвесторов содержится требование по переводу таких документов на русский язык и их актуальности на дату рассмотрения заявления. Срок рассмотрения такого заявления составляет до 45 дней (30 дней – при отсутствии ходатайства об учете связанного договора).

    Публичная проектная инициатива предусматривает объявление на специальном сайте федеральными органами власти или органами власти субъектов РФ о планировании ими инвестиционных проектов с заключением соглашений о защите и поощрении капиталовложений путем публикации соответствующих деклараций. В указанной декларации указываются меры господдержки при наличии подтверждения источников такой господдержки со стороны федерального финансового органа или финансового органа субъекта РФ. Также должны содержаться требования к инвестиционному проекту (описание, целевые показатели, параметры товаров, работ, услуг, производимых или создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта), минимальный размер капиталовложений, меры господдержки и условия их предоставления, планируемое возмещение затрат и другие условия.

    Проект будет рассматриваться на конкурсной основе. Требования к содержанию заявок и приложенным документам определены такие же как и к заявкам и документам по реализации частной проектной инициативы. Победителем в конкурсе на участие в публичной проектной инициативе будет являться участник, предложивший наибольший объем капиталовложений, наименьший объем мер господдержки (либо их отсутствие) и кратчайшие сроки реализации проекта при наиболее высокой эффективности.

    В случае заключения соглашения в течение установленных законом сроков (стабилизационная оговорка) в отношении организации, реализующей инвестиционный проект, не должны применяться отдельные положения законодательства РФ и решения госорганов и органов местного самоуправления, ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта. Каждое публично-правовое образование, являющееся его стороной, обязано будет обеспечить инвестору неприменение в его отношении отдельных актов (решений) соответствующих органов госвласти, которые будут изданы, а муниципальное образование – актов органов местного самоуправления. При этом инвестор вправе требовать неприменения таких актов при реализации инвестиционного проекта.

    Читайте также:
    Весенняя сессия примет налоговые президентские инициативы

    Ухудшающими условия ведения предпринимательской деятельности признаются акты, увеличивающие сроки и количество процедур для реализации инвестиционного проекта, а также платежей по ним, устанавливающие дополнительные требования и запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта. Предусматриваются основания для неприменения в отношении инвесторов принятых органами госвласти (в том числе субъектов РФ) актов в течение установленных законом сроков. Например, не должны применяться акты, изменяющие меры господдержки (их сроки и объемы) в части условий по вопросам пользования земельными участками, по вопросам изменения порядка осуществления градостроительства в отношении соглашения, где стороной является субъект РФ и объем капиталовложений инвестора составляет не менее 200 млн руб. и не более 1 млрд руб., а если стороной является г. Москва или г. Санкт-Петербург – не менее 200 млн руб. Для новых инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта такой порог составляет не менее 250 млн руб., в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства – не менее 500 млн руб., для обрабатывающего производства – не менее 1,5 млрд руб., для новых проектов в иных сферах экономики – не менее 5 млрд руб.

    Если объем капиталовложений будет составлять не менее 10 млрд руб. к указанным пунктам неприменяемых актов по изменению законодательства, ухудшающих условия ведения бизнеса, добавится одна категория на выбор: по увеличению ставок вывозных таможенных пошлин, ставок экосбора или ставок по использованию лесных ресурсов. Так называемая, стабилизационная оговорка устанавливает сроки действия для каждого вида проекта и действующих для него фиксированных условий (в зависимости от объема вложенных инвестором средств): для проектов с объемом капиталовложений до 5 млрд руб. – не более 6 лет, от 5 млрд до 10 млрд руб. – не более 15 лет, от 10 млрд руб – не более 20 лет.

    Предусматриваются меры господдержки инвестиционных проектов в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений в виде возмещения за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ затрат на создание, реконструкцию объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур и уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания, модернизации, реконструкции объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности. Объем возмещаемых затрат не может превышать 50% фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры и 100% – для объектов сопутствующей инфраструктуры. Предусматриваются также предельные сроки для возмещения затрат.

    Закон устанавливает порядок заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, порядок его расторжения, а также порядок рассмотрения споров и ответственность по договору. Такое соглашение может быть заключено в период не позднее 1 января 2030 года. А не позднее 1 апреля года, следующего за годом, в котором наступил срок реализации очередного этапа проекта, уполномоченный орган федеральной власти должен представлять Правительству РФ отчет.

    Основные положения закона вступили в силу с момента его опубликования, то есть с 1 апреля. До введения в действие соответствующей информационной системы заявления и документы на участие в инвестиционных проектах в течение года после вступления в силу закона подлежат приему госорганами на бумажных носителях с подписями, составленными от руки.

    Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 70-ФЗ внесены корреспондирующие изменения в ст. 5 части 1 Налогового кодекса. Закон гарантирует для организации, которая является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, сохранение стабильных налоговых условий в течение всего периода действия этого соглашения при наличии о нем сведений в реестре, который ведет Казначейство России. В отношении налогоплательщиков-инвесторов не будут применяться положения последующих актов законодательства, изменяющие порядок определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Для того, чтобы обеспечить возможность предоставлять юрлицам субсидии на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными ими капитальными вложениями, были внесены соответствующие поправки и в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от апреля 2020 г. № 71-ФЗ 1 ).

    1 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 71-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации” можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010032).

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: