Международные стандарты аудита: классификация на 2020-2021 годы, внутренний международный аудит

Международные стандарты аудита в 2020 ― 2021 году

Международные стандарты аудита — понятие и виды

Правовой основой применения международных стандартов (далее по тексту также — МСА) на территории РФ является закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В силу ст. 7 указанного закона международные стандарты являются обязательными для применения на территории РФ после прохождения процедуры признания в установленном законодателем порядке. Процесс перехода на международные принципы и правила осуществления аудиторской деятельности был начат в 2014 году и происходит поэтапно. В частности, с 1 января 2018 года была отменена группа федеральных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 23.09.2002 № 696, что обусловило повсеместное применение международных правил.

Международные стандарты аудита – это принципы и правила осуществления аудиторской деятельности, разработанные и утвержденные Международной федерацией бухгалтеров. Основная цель введения единых нормативов при проведении аудиторских проверок заключается в повышении профессионального уровня аудиторов и улучшении качества проводимых работ.

Классификация МСА

Международные стандарты вводятся в действие на основании приказа Минфина России «О введении…» от 09.01.2019 N 2н. При этом действующие МСА условно подразделяются на следующие группы:

  1. Регламентирующие общие принципы оказания услуг и обязанности субъектов аудиторской деятельности (МСА группы 200).
  2. Позволяющие оценить существующие риски и определить мероприятия по их преодолению (МСА группы 300).
  3. Определяющие порядок аудита обслуживающими организациями, а также оценки искажений, выявленных в ходе аудита (МСА группы 400).
  4. Определяющие особенности, виды и применение на практике аудиторских доказательств (МСА группы 500).
  5. Закрепляющие порядок использования услуг третьих лиц для достижения определенных результатов, а также определяющие порядок внутреннего аудита (МСА группы 600).
  6. Содержащие порядок формирования аудиторских выводов и подготовки результатов проведенной работы (МСА группы 700).
  7. Регулирующие отдельные аспекты проведения аудита и оказания смежных услуг (МСА группы 800).

Процесс перехода от федеральных правил осуществления аудиторской деятельности к системе международных стандартов аудита практически завершен. Ввиду того, что внутренних документов, регламентирующих процедуру проведения аудиторских проверок, почти не осталось, все они утрачивают силу с началом применения МСА.

Международный профессиональный стандарт внутреннего аудита

Внутренний аудит осуществляется в различных организациях независимо от целей деятельности, размеров и структурных особенностей. Процедура регламентирована МСА 610.

Международный стандарт внутреннего аудита содержит основополагающие принципы и определяет методологические основы обеспечения качественных и профессиональных проверок службой, создаваемой внутри организации. Правила характеризуются универсальностью, что позволяет применять их при проведении проверок в организациях независимо от отрасли основной деятельности и правового поля страны, в которой организация зарегистрирована.

При этом внутренний аудит не может осуществляться без внешнего аудитора, который определяет, насколько внутренняя служба компетентна и каков объем ее полномочий при осуществлении будущих проверок. Это связано с тем, что внешний аудитор в силу п. 11 МСА 610 несет личную ответственность за деятельность внутренней службы. Он вправе не использовать результаты ее работы, если придет к выводу о том, что:

  • показатели необъективны;
  • аудиторы недостаточно квалифицированы;
  • служба не применяет систематический и упорядоченный подход, включая контроль качества.

Международные стандарты аудита в России — порядок и основания признания

В силу ст. 7 ФЗ № 307 международные стандарты являются обязательными и подлежат применению на всей территории РФ после прохождения процедуры признания, установленной положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 (далее — Положение). Данный акт закрепляет не только порядок признания МСА, но и содержит перечень документов, принятых Международной федерацией бухгалтеров, на признание которых направлено действие Положения:

  • международные стандарты контроля качества;
  • международные стандарты финансовых сведений;
  • международные отчеты относительно практики проведения аудита;
  • международные стандарты заданий по проведению обзорных и иных проверок;
  • международные стандарты сопутствующих и смежных услуг;
  • иные документы, издаваемые Международной федерацией бухгалтеров.

Под признанием, согласно п. 3 Положения, следует понимать процедуру введения международного документа в действие на территории России.

Процесс признания включает следующие этапы:

  1. Получение в официальном порядке документа из Международной федерации бухгалтеров.
  2. Проведение экспертизы и оценку его на применимость в российском правовом поле.
  3. Принятие решения о введении в действие.
  4. Опубликование принятого решения и документа.

После признания документ подлежит обязательному исполнению субъектами аудиторской деятельности.

Стандарт внешнего государственного аудита СГА 302 как внутренний документ, используемый при проведении проверок Счетной палатой РФ

Функции по осуществлению внешнего государственного аудита возложены, в соответствии со ст. 4 закона «О Счетной палате…» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, на Счетную палату РФ. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется как международными стандартами, так и стандартами, разработанными и утвержденными ей самой.

Стандарт внешнего государственного аудита Счетной палаты РФ (СГА 302), утвержденный протоколом Коллегии Счетной палаты РФ от 21.04.2016 № 17К (1092), регламентирует порядок и вопросы, связанные с проведением аудита в сфере закупок. Проверки осуществляются Счетной палатой в рамках полномочий, предоставленных ч. 12 ст. 14 ФЗ № 41. О проведении аудита в сфере закупок читайте в другой нашей статье.

Читайте также:
Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах в 2021 году. Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах

Цель разработки и утверждения стандарта заключается в осуществлении счетной палатой экспертно-аналитической, контрольной, информационной деятельности посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Контрольная деятельность осуществляется посредством проведения различного рода контрольных мероприятий, в том числе проверок, ревизий, анализа, обследования и мониторинга. Возможно проведение как камеральных проверок (на основании представленных документов), так и выездных.

Итак, к 2021 года в России введена в действие система международных стандартов аудита. Это позволяет осуществлять эффективный аудит и обеспечивать надлежащий уровень профессионализма всех субъектов аудиторской деятельности.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .

Международные стандарты аудита: классификация на 2020-2021 годы, внутренний международный аудит

Международные стандарты аудита (МСА)

МСА 200 “Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 210 “Согласование условий аудиторских заданий”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 220 “Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 240 “Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 250 (пересмотренный) “Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности” и Согласующиеся поправки к другим международным стандартам

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 260 (пересмотренный) “Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 265 “Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 300 “Планирование аудита финансовой отчетности”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) “Выявление и оценка рисков существенного искажения”

Также см. Согласующиеся поправки к другим международным стандартам

Приказ Минфина России от 27.10.2021 N 163н

МСА 320 “Существенность при планировании и проведении аудита”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 330 “Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 402 “Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 450 “Оценка искажений, выявленных в ходе аудита”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 501 “Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 510 “Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 540 (пересмотренный) “Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации”

Приказ Минфина России от 30.12.2020 N 335н

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 560 “События после отчетной даты”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 570 (пересмотренный) “Непрерывность деятельности”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 600 “Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) “Использование работы внутренних аудиторов”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 620 “Использование работы эксперта аудитора”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 700 (пересмотренный) “Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности”

Приказ Минфина России от 09.11.2021 N 172н

МСА 701 “Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении”

Приказ Минфина России от 09.11.2021 N 172н

МСА 705 (пересмотренный) “Модифицированное мнение в аудиторском заключении”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 706 (пересмотренный) “Разделы “Важные обстоятельства” и “Прочие сведения” в аудиторском заключении”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 710 “Сравнительная информация – сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 720 (пересмотренный) “Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 800 (пересмотренный) “Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 805 (пересмотренный) “Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности”

Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н

МСА 810 (пересмотренный) “Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности”

Читайте также:
Что делать, налоговая обнулила декларацию по НДС в 2021 году

Применение международных стандартов аудита

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Что собой представляют МСА
  2. Классификация МСА
  3. Основные цели Международных стандартов аудита
  4. Изменения
  5. Применение аудита по МСА на предприятиях

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

Вопрос: Учитываются ли для целей налога на прибыль расходы на подготовку и аудит отчетности по международным стандартам у организаций, которые не обязаны ее вести (пп. 17 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Посмотреть ответ

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Вопрос: Какие существуют организационно-методические аспекты аудита прогнозной финансовой информации с учетом требований международных стандартов аудита?
Посмотреть ответ

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Как производится стандартизация внутреннего контроля в страховых компаниях в соответствии с международными стандартами аудита?

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Читайте также:
Статистическая форма П-2 (инвест) квартальная: скачать бланк на 2021 и 2021 годы, инструкция по заполнению

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.

Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  • Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.
  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

    Кто вправе провести аудит по МСА

    На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

    • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
    • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
    • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

    Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.

    Международные стандарты аудиторской деятельности

    • Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России
    • Классификация международных стандартов, их содержание
    • Соответствие ФПСАД и МСА
    • Международные стандарты обзорных проверок (МСОП)
    • Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
    • Международные стандарты сопутствующих услуг (МССУ)
    • Иные международные акты, связанные с аудиторской деятельностью
    • Структура МСА
    • Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита
    • Аудит по международным стандартам финансовой отчетности

    Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России

    Согласно действующей редакции ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — закон № 307-ФЗ) аудиторская деятельность ведется только в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые признаны в России (порядок признания вводится Правительством РФ).

    МСА обязательны для всех:

    • аудиторов;
    • аудиторских организаций;
    • СРО аудиторов и работников таких СРО.

    В 2019 приказом Минфина от 09.01.2019 № 2н, которым введены в действие на территории РФ все МСА (опубликованы на официальном сайте ведомства).

    Обратите внимание! В 2021 году продолжают действовать МСА, введенные приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н, кроме старой версии МСА 540 “Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации” (отменена Приказом Минфина России от 30.12.2020 № 335н, начиная с 16.02.2021).

    В 2021 году введена (с 05.02.2021) новая версия МСА 540 “Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации”.

    Классификация международных стандартов, их содержание

    Аудит бывает разных видов, кроме того, аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. Перечень последних утвержден приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.

    Свод международных стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих услуг состоит:

    • из 1 стандарта МСКК (Международного стандарта контроля качества);
    • 37 стандартов МСА (Международных стандартов аудита);
    • 2 стандартов МСОП (Международных стандартов обзорных проверок);
    • 5 стандартов МСЗОУ (Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность);
    • 2 стандартов МССУ (Международных стандартов сопутствующих услуг);
    • 1 стандарта МОПА (Международного отчета о практике аудита).

    Обратите внимание! МСКК посвящен внутреннему контролю качества в организациях, оказывающих аудиторские услуги. В нем описываются элементы системы контроля качества, оценивание работ, устранение недостатков и т. д.

    МСА можно сгруппировать по содержанию:

    1. Раскрытие терминов, цель аудита, обязанности аудитора (МСА 200, 220 и др.).
    2. Работа аудитора: согласование условий выполняемых заданий, планирование, выборка и т. д. (МСА 210, 300, 530…).
    3. Риски аудитора, работа с ними (МСА 240, 315, 330, 450).
    4. Аудиторские доказательства, правила работы с информацией, полученной от других аудиторов или сторонней организации (МСА 500, 501, 505, 610).
    5. Регулирование отдельных моментов, например порядка взаимодействия с управленцами предприятия (МСА 260) и т. п.
    Читайте также:
    Образец годового отчета акционерного общества за 2021 год

    Важно! Кроме перечисленного, существуют разработанные международными организациями стандарты внутреннего аудита. Ими может пользоваться компетентное подразделение организации в своей работе.

    Соответствие ФПСАД и МСА

    Ранее в области аудита действовали:

    • Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
    • Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
    • Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

    Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610. Другая часть стандартов имела отличия.

    С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.

    Какими МСА были заменены ФПСАД

    Кроме того, появились МСА, не имеющие аналогов в отечественной практике (МСА 265, 330, 450 и т. д.).

    Вывод! Таким образом, нормативное регулирование аудиторской деятельности стало полным и современным.

    Далее расскажем подробнее о каждом из видов стандартов.

    Международные стандарты обзорных проверок (МСОП)

    В 2020 действуют 2 МСОП:

    • задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов (МСОП 2400);
    • обзорная проверка промежуточной финансовой информации (МСОП 2410).

    Важно! МСОП 2400 распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:

    • изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
    • представить письменное заключение.

    МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.

    Обратите внимание! МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.

    Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)

    Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.

    В чем суть МСЗОУ 3000:

    1. Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
    2. Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
    3. Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
    4. В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.

    МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).

    МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.

    Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.

    И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.

    Международные стандарты сопутствующих услуг (МССУ)

    Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.

    МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).

    Согласно МССУ 4410:

    • это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
    • руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.

    В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.

    Иные международные акты, связанные с аудиторской деятельностью

    Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:

    1. Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
    2. Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
    3. Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
    4. Словарь терминов, применяемых в МСА.
    5. Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
    6. Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

    Структура МСА

    Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:

    1. В начале документа — его полное название.
    2. Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
    3. Порядок применения стандарта.
    4. Дата вступления акта в силу.
    5. Термины с определениями, используемые в данном акте.
    6. Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
    7. Контроль качества руководителем.
    8. Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
    9. Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
    10. Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.
    Читайте также:
    Как составить бухгалтерский баланс пример для чайников

    Обратите внимание! Практически в каждом стандарте есть ссылки на другие стандарты, т. е. аудитор (или специалист) должен ориентироваться в своей работе на правила нескольких МСА.

    Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита

    Итак, в России международные стандарты аудита являются обязательными, единственными к применению в 2020.

    Рассмотрим, как это относится к так называемым внутренним аудиторам. Внутренние аудиторы — это собственные проверяющие организации. Их деятельность к деятельности аудиторов в понимании закона № 307-ФЗ не относится. Об этом прямо говорится в ч. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ.

    Выше уже упоминались международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. Вкратце осветим их содержание:

    1. Цели, полномочия и ответственность внутренних аудиторов определяются локальным актом предприятия.
    2. К внутренним аудиторам устанавливаются те же требования, что и к аудиторам по закону № 307-ФЗ: независимость, объективность, профессионализм, осмотрительность, непрерывность деятельности.
    3. Отдельная глава посвящена руководству и управлению отделом внутренних аудиторов.
    4. Дается краткая инструкция к деятельности: составление плана задания, его цели, объем, содержание и т. д.
    5. Составляется итоговое заключение, обозначаются риски.

    В отечественном законодательстве имеется профстандарт «Внутренний аудитор», утв. приказом Минтруда РФ от 24.06.2015 № 398н, согласно которому внутренний аудитор занимается контролем системы управления рисками, корпоративного управления, следит за сохранностью активов организации и достоверностью информации, поступающей руководству, соблюдением законодательства.

    Вывод! Таким образом, говорить о том, что внутренние аудиторы должны строго следовать правилам МСА, было бы некорректно. Внутренний аудит выполняет более широкие контрольные функции в отношении своей организации, проверяя не только финотчетность, но и другие области.

    Аудит по международным стандартам финансовой отчетности

    В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.

    Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них стала обязательной к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).

    Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:

    1. Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
    2. Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
    3. Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
    4. Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.

    Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.

    В 2020 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:

    • вводятся профессиональные термины, даются им определения;
    • перечисляются обязанности аудиторов;
    • регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
    • приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.

    Кроме непосредственно аудиторской деятельности, отдельными международными актами регулируются сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки и т. д.).

    На внутренних аудиторов правило об обязательном применении МСА не распространяется, поскольку их деятельность осуществляется в соответствии с локальным актом организации.

    Что такое внутренний аудит – важные изменения в законодательстве России с 1 января 2021 года

    С 1 января 2021 г. в России вступаило в силу требование Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», которое звучит так: «Для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит». В связи с этим возникают вопросы к понятию внутреннего аудита, необходимости внутреннего аудита (далее ВА) и перспективах развития, которые мы затронем в этой статье.

    Что такое внутренний аудит?

    Если компанию сравнить с человеческим организмом, то внутренний контроль или управление рисками компаний похожи на здоровье или иммунную систему человека, защищающие организм от опасных внешних воздействий, позволяющие успешно и качественно жить и трудиться, а не выживать и существовать. Точно так же, как человеку свойственны хронические болезни, в компаниях могут быть широко распространены проблемы с отчетностью, типичными ошибками принятия решений и работа в режиме хронических авралов. Так же как среди людей встречается преждевременная смерть, так и среди компаний происходят банкротства, обходящиеся инвесторам в миллиарды рублей, € и $.

    Читайте также:
    Что такое ККТ в налоговой: как проводится проверка аппарата инспекцией, проверка чека на сайте ФНС

    Внутренний аудит компании при таком сравнении – это как спасающие жизни медицинские тесты для людей, на ранних стадиях диагностирующие проблемы и болезни, а также медицинские рецепты и рекомендации, позволяющие не только дать своевременное лечение, но и предотвратить от повторения первопричины проблем. Не использовать в компаниях современные методы внутреннего контроля, управления рисками и внутреннего аудита – все равно, что в медицине возвращаться к устаревшим методам Средневековья.

    Именно поэтому внутренний аудит становится все более актуальным не только для компаний, котирующихся на бирже, не только для публичных акционерных обществ, но и для абсолютно любых компаний, заинтересованных в повышении эффективности своей операционной деятельности и информированном управлении рисками.

    Зарождение профессии внутреннего аудитора

    Основоположником профессии внутреннего аудита считается Международный институт внутренних аудиторов (the Institute of Internal Auditors) (далее ”The IIA”), существующий с 1941 г. и объединяющий более 200 000 человек из более чем 170 стран мира.

    За 90 лет существования The IIA накоплена колоссальная теоретическая база и практический опыт, объединенные в Международных основах профессиональной практики (МОПП).

    МОПП включает:
    1. Миссию ВА,
    2. Обязательные руководства: определение содержания деятельности ВА, принципы ВА, кодекс этики ВА и стандарты, как критерии качества организации служб ВА и профессиональной деятельности ВА, и
    3. Рекомендуемые руководства: 56 Руководств по применению и >59 дополнительных руководств.

    Официальные миссия и определение ВА сформулированы ИВА следующим образом:

    Миссия ВА:

    Сохранение и повышение стоимости организации посредством:
    • проведения объективных внутренних аудиторских проверок на основе риск-ориентированного подхода (assurance),
    • предоставления консультационных услуг (advice) и
    • понимания сущностных причин и взаимосвязей (insight).

    Определение ВА: «Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.»

    Согласно 7му Изданию Внутренний аудит по Сойеру, роли и виды услуг, оказываемых внутренними аудиторами, могут различаться. Они зависят как от зрелости самих организаций, так и зрелости внутреннего аудита:

    Уровень Зрелости

    Виды услуг ВА (Type of Services)

    Роль Аудитора

    Требующиеся Ресурсы ( Resources Required )

    Результат ( Type of Products )

    Профессиональные сертификации

    Уровень 5 – Оптимизированный

    1. ВА признается в качестве ключевого партнера и агента изменений.

    2. Прикладывает усилия по управлению рисками в контексте конкретных бизнес-целей под риском. Базируется на предыдущих уровнях.

    Аудитор, ориентированный на достижение целей

    Навыки: Способность дейстовать как катализатор перемен, внедрять управление изменениями, приводить внутренний аудит в соответствие с корпоративным управлением, рекомендации по ключевым решениям, глубокое знание разработки бизнес-целей, навыки измерения и распространения, проницательность в корпоративном управлении и управлении рисками.

    Ресурсы: Бизнес-модели, обучение по согласованию управления рисками с надзором за бизнесом, развитием операционной деятельности.

    Усилия в управлении рисками помещаются в контекст конкретных бизнес целей под риском.

    Оценки рисков интегрированы с усилиями по управлению рисками.

    Аудиторские проверки и консультационные услуги нацелены на оказание помощи в успешной реализации бизнес-целей путем совершенстовавания управления рисками как на первой, так и на второй линии защиты.

    Сертификация в области корпоративного управления и в других специальных отраслях.

    Управляемый

    1. ВА предоставляет общие гарантии в отношении внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления ( GRC ).

    2. Оценка ожиданий от управлении рисками первоначально проводится при оценке рисков и разработке программ аудитов, ориентированных на усиление контроля по принципу сверху вниз «top down».

    Аудитор, ориентированный на управление рисками Risk Management – Based Auditor

    Навыки: Осведомленность о развитии структуры корпоративного управления, управления рисками предприятия, как контроли разрабатываются и внедряются в естественном ходе ведения хозяйственной деятельности.

    Разработка структуры корпоративного управления ( governance ), управления рисками предприятия,

    Ресурсы: Концепции управления рисками ( ERM ), контроля, управления рисками и корпоративное управления ( GRC ).

    Оценки рисков сфокусированы на топ стратегических и операционных рисках.

    Аудиторские проверки и консультационные услуги фокусируются на ожидания в

    управлении рисками и внутреннем контроле по принципу сверху вниз «top down».

    Уровень 3 – Определенный

    1. ВА выполняет проверки и оказывает консультационные услуги.

    2. Оценка рисков проводится как минимум 1 раз в год.

    3. Задания планируются и недостатки выявляются с учетом вероятности и воздействия рисков.

    Risk – Based Auditor

    Навыки: Хорошее понимание оценки рисков, ранжирования рисков и операционной деятельности.

    Ресурсы: Концепции управления рисками, примеры и инструменты анализа рисков.

    Оценки рисков включают важные операционные области.

    Риск-ориентированные отчеты ВА с ранжированием недостатков.

    Читайте также:
    Забалансовый счет 007 в бухгалтерском учете: проводки, списание дебиторской задолженности, исковая давность

    QIAL , ученая степень, CRMA , CISA , CGAP , EHS , CFSA и другие соответсвующие профессиональные сертификаты

    Уровень 2 – Повторяющийся

    ( Repeatable )

    ВА проводит оценки финансовых и важных операционных контролей уровня бизнес-процессов.

    Аудитор внутреннего контроля (уровень бизнес-процессов)/ Internal Control Process Auditor

    Навыки: Описания процессов / Блок-схем процессов, матриц рисков и контрольных процедур (МРиКП).

    Ресурсы: блок схемы и описания процессов, матрицы рисков и контрольных процедур (МРиКП).

    Отчеты ВА больше фокусируются на анализе первопричин недостатков, в том числе недостатков процессов в части:

    1.Достоверности финансовой отчетности и данных для принятия управленческих решений

    Уровень 1 – Первоначальный ( Initial )

    ВА осуществляют подтверждение: 1. Достоверности фин. отчетности.

    2. Соблюдения стандартов/ норм. требований.

    3. Соблюдения внутренних политик и процедур.

    Финансовый и комплаенс аудитор /

    Internal – External Auditor

    Навыки: Финансовый учет, внутренний контроль, нормативные документы, регламенты, политики.

    Ресурсы: Стандарты бухгалтерского учета, регламенты, политики.

    Отчеты ВА сфокусированы на замечаниях связанных с нарушениями:

    1.Искажениями финансовой отчетности.

    2. Нарушениями законодательства и внутренних нормативных документов.

    Зачем нужен внутренний аудит

    Единственный шанс избежать ошибок в будущем — это учить историю и усваивать ее уроки. (Кармен Рейнхарт, Кеннет Рогофф. “На этот раз все будет иначе. Восемь веков финансового безрассудства”)

    Главные уроки многократно подтверждены:

    • Международной историей скандалов и банкротств, в том числе: Enron – $65 млрд., Wordcom – $180 млрд., Wirecard (2020) – €24 млрд.;
    • Трижды доказаны нобелевскими премиями по нейроэкономике – иррациональным механизмам принятия управленческих решений:
    2017 Richard Thaler, 2002 Daniel Kahneman, 1978 Herbert Simon;
    • Ежегодно подтверждаются статистикой исследований ACFE, Ассоциация “Объединение сертифицированных специалистов по расследованию хищений” из 125 стран мира.

    Компании, не обеспечивающие надежных функций внутреннего контроля, риск-информированного принятия решений и внутреннего аудита, остаются беззащитными перед:

    1. искажениями финансовой и управленческой отчетности,
    2. обманом инвесторов и кредиторов,
    3. ошибками принятия решений и злоупотреблениями сотрудников,
    4. банальной низкой эффективностью и результативностью операционной деятельности.

    Именно поэтому, более 30 последних лет в мире (более 7 последних лет в России) мега трендом являются внутренний контроль, управление рисками и внутренний аудит, как средства для: защиты инвесторов от обмана и злоупотреблений, и повышения вероятности достижения поставленных целей.

    Развитие требований регуляторов и расширяющаяся практика использования внутреннего аудита подтверждают этот тренд:

    Источник: Вебинар по внутреннему контролю, управлению рисками и внутреннему аудиту на тему «Взгляд Председателя комитета по аудиту при совете директоров» с Евгением Плаксенковым, профессором Московской школы управления СКОЛКОВО, независимым директором в составе Советов директоров российских и международных компаний, председателем комитетов по аудиту. https://bit.ly/37Y84eS

    • С 2002 г. в США действует Закон Сарбейнса — Оксли (англ. Sarbanes-Oxley Act, SOX), усиливший требования к внутреннему контролю над подготовкой финансовой отчетности, корпоративному управлению и надзору над внешним аудитом финансовой отчетности.
    • C 2004 г. внутренний аудит стал обязательным для всех компаний, акции которых котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (англ. New York Stock Exchange, NYSE). На другой – 2й по популярности бирже США – NASDAQ, также 60% котировавшихся компаний имели внутренний аудит при том, что ВА для листинга NASDAQ не обязателен.
    • В 2006 г. Европарламентом и Советом ЕС была принята 8я директива об аудите финансовой отчетности, повысившая требования к внутреннему контролю и внутреннему аудиту, а также надзору над ними со стороны комитета по аудиту при СД. На LSE – London Stock Exchange, даже при необязательности внутреннего аудита, 60% компаний предпочитали иметь внутренний аудит.
    • С 2013 г. обязательные требования к внутреннему контролю и внутреннему аудиту введены Московской биржей как условия для включения акций публичных компаний в 1й и 2й котировальные уровни.
    • С 2018 г. в России действуют требования к организации управления рисками и внутреннего контроля для всех публичных акционерных обществ (ПАО).
    • А с 2021 г. также для ПАО становятся обязательными внутренний аудит и комитет по аудиту при совете директоров.
    • В 2020 г. разработан (готовится к обсуждению и внедрению) проект Концепции перехода от внутреннего финансового аудита к внутреннему аудиту и для организаций бюджетной сферы в РФ.

    Рекомендации новичкам во внутреннем аудите

    Как мы разобрали выше, внутренний аудит – уже давно обязательный элемент защиты компаний, котирующихся на биржах. Мы ожидаем, что изменения п.87.2 статьи Закона 208-ФЗ «Об акционерных обществах», вступающие 1 января 2021 г. в силу для публичных акционерных обществ (ПАО) повысят востребованность профессии внутреннего аудита на российском рынке труда. Также предполагаем, что самые прогрессивные и передовые компании, заинтересованные в эффективном функционировании управления рисками и непрерывных изменениях будут инициативно внедрять внутренний аудит, как инструмент повышения эффективности деятельности.

    Внутренних аудиторов в России и в мире будут объединять несколько условий: для того, чтобы выполнять внутренний аудит качественно и профессионально, нужно уметь пользоваться стандартами внутреннего аудита и Международными основами профессиональной практики.

    Читайте также:
    Управление запасами на предприятиями: система, оптимизация, товарные и производственные

    Как указано в 7м Издании Внутреннего аудита по Сойеру, для того, чтобы служба внутреннего аудита могла подняться в уровне своего развития выше низшего уровня зрелости (Уровень 1 – Первоначальный/ Initial) критично наличие сертификации Дипломированный внутренний аудитор (CIA), признаваемой в >10 странах мира.

    Из собственного опыта скажу, что профессия внутреннего аудитора является прекрасным продолжением карьеры для внешних аудиторов, финансовых специалистов и бухгалтеров. В профессию ВА также сравнительно легко прийти из внутреннего контроля и управления рисками. Сертификация во ВА, безусловно, будет полезна для специалистов по менеджменту качества (СМК) и специалистов LEAN.

    В России одним из первых учебных провайдеров, занимающихся подготовкой к сдаче экзамена CIA, является учебный центр HOCK Training. С 2002 года благодаря высоким стандартам обучения, высококлассному преподавательскому составу с большим практическим опытом слушатели программы CIA сдают экзамены на внутреннего аудитора с первого раза.
    Более подробно с программами обучения CIA, которые включают в себя очные, онлайн и дистанционные курсы, вы можете ознакомиться по ссылке.

    Если Вас заинтересует консультационное направление деятельности внутреннего аудита по развитию внутреннего контроля также рекомендуем углубленный практикум DEEP DIVE по «Системе внутреннего контроля»:

    Автор: Павел Викторов, к.э.н., CIA

    Консультант председателей комитетов по аудиту, СД и руководителей СВК в АО и ПАО
    Ведущий преподаватель курса Дипломированный внутренний аудитор (CIA) в HOCK Training
    Разработчик углубленного практикума DEEP DIVE по «Системе внутреннего контроля»: Как своими руками сделать 80% работы за консультантов и сэкономить десятки миллионов рублей

    Приходите на бесплатную презентацию программы подготовки к экзамену CIA (Сертификат «Дипломированный внутренний аудитор») и запишитесь на подготовку к экзаменам весенней сессии 2021 в HOCK Training.

    Международные стандарты аудита (МСА)

    Международный стандарт аудита (МСА) представляет собой справочник, в котором приведены общепринятые нормы проведения аудита.

    Международный стандарт аудита был создан для гармонизации стандартов аудита на международном уровне. Основными целями его создания были следующие:

    • расширить круг пользователей финансовой отчетности,
    • облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран,
    • дать возможность оценить компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

    Статус Положений о международной аудиторской практике

    Разработкой положений МСА занимается достаточно большое число организаций. Среди основных: Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. и Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ).

    МСА используется при разработке любого вида отчетности, не только лишь финансовой. Помимо Сборника стандартов аудита при его проведении широко используются соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. При этом проведении отчетности по МСА не исключает выполнения аудита по другим стандартам, принятым в каждом конкретном государстве.

    Особенности международного стандарта аудита

    26 октября 2000 г. в Москве было представлено первое официаль­ное русское издание Международных стандартов аудита (англ. – In­ternational Standarts of Auditing – ISAs) и Кодекса этики Междуна­родной федерации бухгалтеров.

    МЦРСБУ играет ведущую роль в процессе внедрения в россий­скую практику международных стандартов финансовой отчетности и аудита.

    • основные принципы;
    • необходимые процедуры;
    • рекомендации по применению принципов и процедур.

    Обеспечено единство структуры стандартов; МСА включают в себя:

    • введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используе­мых терминов;
    • разделы, излагающие суть стандарта;
    • приложения (для некоторых стандартов).

    Аудит финансовой отчетности – это процесс, в ходе которого ау­дитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существен­ным аспектам, в соответствии ли с установленными основами фи­нансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответст­вии с:

    • Международными стандартами финансовой отчетности;
    • национальными стандартами финансовой отчетности;
    • другими нормативными актами, указанными в отчетности.

    При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изло­женными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», при­нятом МФБ. Этих принципов семь (в скобках приводится их тол­кование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ).

    1. Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независи­мости).
    2. Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость).
    3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллекту­ально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).
    4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовест­ность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщатель­ностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профес­сиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
    5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставле­ния профессиональных услуг).
    6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).
    7. Следование техническим стандартам (предоставление профес­сиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, на­пример, МСА, внутренними стандартами профессиональных ауди­торских объединений и другими нормативными документами).
    Читайте также:
    Учет поступления основных средств: особенности поступления от поставщика, приобретение ОС, покупка бывшего в эксплуатации, проводки, документация

    Данные актуальны на конец 2019 г.

    Юридическая сторона вопроса

    При проведении аудита с использованием международного стандарта, руководствуются Сборником стандартов, выпущенным Советом по международным стандартам аудита. Сборник МСА (на момент выпуска официального перевода в редакции 1999 г. – в количестве 36) делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП (Положения по международной аудиторской практике), имеющие четырехзначную нумерацию.

    Наиболее часто востребованные главы Сборника носят следующие названия:

    • МСА 200 “Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита”.
    • МС 320 “Существенность при планировании и проведении аудита”.
    • МСА 450 “Оценка искажений, выявленных в ходе аудита”.
    • МСА 260 “Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление”.
    • МСА 240 “Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности”.
    • МСА 210 “Согласование условий аудиторских заданий”.
    • МСА 800 “Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения”.
    • МСА 220 “Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности”.
    • МСА 500 “Аудиторские доказательства

    Данные стандарты вступили в силу после 15 декабря 2009 года.

    Что такое МСФО и кому они нужны. Как Россия переходит на международные стандарты бухучета

    Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО, International Financial Reporting Standards, IFRS) в России обязательны для использования только некоторым организациям (о них расскажем в статье). В то же время Минфин активно реализует программу по развитию бухгалтерского учета и отчетности в России на основе МСФО, в том числе, через внедрение положений МСФО в федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ). Так что больше узнать об МСФО будет полезно всем.

    Что входит в понятие МСФО

    МСФО — это набор нормативных документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности организациями коммерческого сектора экономики. МСФО ориентированы не на менеджмент, а на пользователей финансовой отчетности, так как им необходима качественная отчетность для принятия решений.

    МСФО представляют собой совокупность взаимосвязанных документов, которые включают: предисловие к положениям МСФО; концептуальные основы финансовой отчетности; собственно, стандарты; разъяснения к стандартам или интерпретации. Все они образуют единую систему и не могут применяться по отдельности, вместе с тем каждый документ как элемент системы имеет определенное назначение.

    МСФО разрабатываются Советом по МСФО (ранее — Комитет по МСФО) — независимым органом Фонда международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), созданным в 2001 году. Члены СМСФО отвечают за разработку и публикацию МСФО, а также за утверждение их интерпретаций. В процессе разработки публикуются документы для обсуждения, проекты стандартов, по которым принимаются комментарии. Основные члены Совета — высококвалифицированные аудиторы и бухгалтеры из разных стран.

    МСФО обеспечивают сопоставимость финансовой отчетности между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей, например, банков, финансовых фондов, инвесторов, владельцев бизнеса из различных юрисдикций.

    Единые стандарты отчетности способствуют экономической эффективности, помогают инвесторам определять инвестиционные возможности и риски, тем самым снижая стоимость привлечения инвестиций и улучшая процесс распределения капитала между компаниями, отраслями экономики, и географическими регионами.

    Совет по МСФО сообщает, что МСФО обязательны к применению в 145 странах по всему миру для всех или почти всех национальных компаний с публичной отчетностью либо для финансовых институтов, в 12 странах компании имеют право применять МСФО на добровольной основе; МСФО обязательны к применению в 15 странах-членах группы G20.

    Стандарты МСФО в 2021 году

    По состоянию на начало 2021 года действует 18 стандартов финансовой отчетности (МСФО/IFRS) и 26 стандартов бухгалтерского учета (МСБУ/IAS).

    IAS называются стандарты, которые издавались Комитетом по МСФО (International Accounting Standards Committee, IASC).

    В 2001 году Совет по МСФО выпускает стандарты, которые именуются International Financial Reporting Standards (IFRS). Но по существу и юридической силе IAS и IFRS равнозначны.

    Помимо стандартов, обязательными для применения являются интерпретации, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов, подготовленные Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО/ IFRIC) и утвержденные Советом по МСФО.

    МСФО в России

    В России МСФО в полном объеме обязателен к применению только некоторым организациям (ст. 2 Закона 208-ФЗ):

    • кредитным учреждениям;
    • страховым компаниям, за исключением ОМС;
    • негосударственным пенсионным фондам;
    • управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; клиринговым компаниям;
    • ФГУП, включенным в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ;
    • акционерным обществам, акции которых принадлежат государству;
    • компаниям, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

    Большинство российских компаний в настоящее время используют национальные российские стандарты бухгалтерского учета, которые включают Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402, а также Положения по бухгалтерскому учету и новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета.

    Одной из задач Минфина РФ является успешная реализация программы внедрения новых федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), которые разрабатываются с учетом положений МСФО. ФСБУ становятся основными нормативными документами в области регулирования бухгалтерского учета в РФ.

    Читайте также:
    Учет поступления основных средств: особенности поступления от поставщика, приобретение ОС, покупка бывшего в эксплуатации, проводки, документация

    Таким образом, отчетность российских организаций становится более понятной, сопоставимой и полезной для всех внешних пользователей, что особенно важно при выходе компаний на зарубежные фондовые рынки.

    Консультирование и подготовка отчетности по МСФО и US GAAP от экспертов СберРешения — наши специалисты имеют необходимую квалификацию для подготовки отчетности. Мы не только подготовим отчеты, но и будет сопровождать их аудит.

    Чем МСФО отличается от привычных РСБУ

    Российская и международная система учета имеют большое количество отличий, основные из которых приведены в таблице ниже:

    Отличие

    МСФО

    РСБУ

    Применение профессионального суждения

    «Профессиональное суждение» – понятие, которое широко используется в МСФО. Оно означает, что ответственное за ведение учета лицо оценивает возможность принятия объекта к учету, наличие выгод от его использования, точность оценки и т.д. То есть значение имеет, наряду с другими факторами, и мнение эксперта.

    Нет данного понятия в национальных стандартах. Есть рекомендация Р-96/2018-КпР
    «Профессиональное суждение» Фонда «НРБУ «БМЦ»

    Классификация активов и обязательств

    Классификация основана на экономическом содержании элементов финансовой отчетности (производные финансовые инструменты признаются активами или обязательствами)

    Классификация основана на исторически сложившихся подходах к представлению и оценке

    Применение справедливой стоимости

    «Принцип справедливой стоимости» активно используется в МСФО. По этому принципу компания ориентируется на рыночную стоимость активов.

    В РСБУ основным способом оценки для большинства объектов учета продолжает оставаться учет по исторической стоимости, т.е. оценка происходит на основании данных бухучета — амортизации и т.п. При этом рыночная стоимость от «бухгалтерской» может отличаться в разы. Вместе с тем в новых ФСБУ 5/2019 «Запасы». С 2022 года обязательны к применению ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» используется оценка по справедливой стоимости

    Внедрение новых стандартов (ФСБУ) в РФ — приближение отчетности к МСФОЗдесь представлены основные отличия в учете между МСФО и РСБУ, однако их значительно больше. Для полного списка необходимо предметно рассматривать каждый стандарт МСФО.

    Минфин РФ постепенно отменяет положения по бухгалтерскому учету, вводя новые стандарты ФСБУ для учета российскими организациями. Ежегодно обязательными к применению для всех компаний в России становятся 2-3 стандарта. Рассмотрим подробнее.

    С 2021 года стали действовать на территории России следующие ФСБУ:

    • 26/2020 «Капитальные вложения». Компании могут использовать данный ФСБУ в 2021 году в добровольном порядке. С 2022 года обязателен к применению.
    • 6/2020 «Основные средства». Компании могут использовать в работе данный ФСБУ в 2021 году в добровольном порядке. С 2022 года данный ФСБУ обязателен к применению.
    • 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Компании могут использовать в работе данный ФСБУ в 2021 году в добровольном порядке. С 2022 года данный ФСБУ обязателен к применению.
    • 5/2019 «Запасы». Данный стандарт заменил ПБУ 5/01 и является обязательным с 1 января 2021 года.
    • 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Данный ФСБУ вступает в силу с 2022 года. Организации имеют право досрочного применения стандарта.

    Таким образом, обязателен к применению в 2021 году только ФСБУ 5/2019 «Запасы». С 2022 года обязательными станут — ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

    Если в вашей бухгалтерии нет порядка, эксперты СберРешений восстановят учет, разработают индивидуальную учетную политику и будут в дальнейшем сопровождать работу вашего бизнеса.

    Зачем России переходить к новым стандартам

    Применение ФСБУ позволит российским организациям формировать отчетность по правилам наиболее приближенным к требованиям МСФО.

    Отчетность, составленная по МСФО, полезна широкому кругу пользователей по всему миру, способствует принятию участниками рынка экономически обоснованных решений; является важным источником глобально сопоставимой финансовой информации как для инвесторов, так и регулирующих органов по всему миру.

    Автор: Татьяна Терешко, Руководитель управления методологии финансового аутсорсинга СберРешений

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: