Лимиты на размещение отходов: что устанавливают в 2021 году, что это такое, сроки подтверждения, как определяется понятие лимита, кто должен получать лимиты, порядок переоформления

Плата за грязь: важные разъяснения Минприроды

Эксперт-юрист «Что делать Консалт»

Минприроды РФ выпустило разъяснения по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставления соответствующей декларации. Кто должен платить за грязь, а кто нет, и какие изменения были внесены в правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, рассказала эксперт-юрист «Что делать Консалт» Оксана Шафигулина.

Минприроды РФ в конце 2019 года выпустило разъяснения по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставления соответствующей декларации (Письмо Минприроды России от 19.12.2019 № 19-50/16689-ОГ).

За грязь надо платить

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям качества окружающей среды.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — это экологический сбор, который взимается государством с фирм или предпринимателей, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды.

Плату за такое негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все субъекты, чья деятельность ухудшает состояние окружающей среды, в том числе и ведущие на территории Российской Федерации деятельность зарубежные компании.

К таким субъектам относят организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Письмо Минприроды от 14.12.2017 № 09-47/34954).

Виды объектов

Утверждено четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):

– объекты I категории оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду;

– объекты II категории — умеренное негативное воздействие;

– объекты III категории — незначительное негативное воздействие;

– объекты IV категории — минимальное негативное воздействие.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утверждён полный перечень видов деятельности и других критериев, при которых организация должна платить за НВОС.

К перечню таких видов деятельности, к примеру, относят производство нефтепродуктов, производство стекла и керамических изделий, обработку, утилизацию и захоронение отходов и другие.

Только одно образование и накопление отходов не является критерием отнесения объекта к объекту какой-либо из четырёх категорий негативного воздействия на окружающую среду.

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учёт Росприроднадзором на основании заявки о постановке на государственный учёт, которая подаётся в уполномоченные органы не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

После чего объекту НВОС будет присвоена категория вредности (от I до IV) исходя из установленных критериев.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Нормативом образования отходов является установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимитом на размещение отходов признаётся предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки на данной территории (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления).

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.

Они разрабатываются не всеми юридическими лицами, а только осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Для объектов НВОС, осуществляющих деятельность на объектах I категории, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 № АА-10-02-36/29629).

Объекты НВОС, осуществляющие деятельность на объектах II категории, один раз в семь лет должны представить декларацию о воздействии на окружающую среду по форме, утверждённой Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, п. 1, 6, 7 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Читайте также:
Отходы класса Д: что к ним относят, порядок вывоза, обезвреживания и утилизации медицинских отходов, как образуются, классификация по цветам и классам, цвет мешка (пакета)

Одновременно с подачей такой декларации требуется предоставить расчёт нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Объекты НВОС, осуществляющие деятельность на объектах III категории, с 01.01.2020 наделены обязанностью представления отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчёта ПЭК (а не в уведомительном порядке, как это было предусмотрено до 01.01.2020) в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

А вот ведение деятельности на объектах IV категории не требует разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также сдачи отчётности (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Кроме того, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не установлена.

Должны вносить плату малые предприятия?

Малые предприятия, как и иные юридические лица, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, являются плательщиками за НВОС. Какие-либо государственные преференции малым предприятиям в указанной сфере не устанавливаются.

При этом лица, субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от внесения авансовых платежей при оплате за НВОС (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Необходимость сдачи малым предприятием различного вида отчётности в Росприроднадзор поставлена в зависимость только от вида деятельности и категории объекта, на котором осуществляется деятельность.

Кто не должен платить?

Как разъяснил Росприроднадзор, при отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) офисные помещения, организации, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению, относятся к IV категории объектов HBOC (от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). То есть это объекты, которые производят не более 10 тонн отходов в год, не имеют радиоактивных выбросов, не загрязняют подземные или поверхностные водоёмы.

Письмом Минприроды России от 19.12.2019 № 19-50/16689-ОГ была поставлена точка в вопросе внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду для таких категорий объектов.

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие офисные помещения, при наличии свидетельства о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве объекта IV категории не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие, не должны подавать и соответствующую декларацию.

А вот в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определённым законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370 ).

Какие поправки внесены в правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с изменением законодательства в сфере?

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», на день написания статьи, не приведены в соответствие с изменениями в Закон Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части вопросов выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчётности лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории.

При этом Минприроды России уже обновило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказ Минприроды России от 30.12.2019 № 899 с обновлённой формой декларации о плате за грязь вступил в силу 8 марта 2020 года.

С указанной даты НВОС должны отображать в декларации раздельный учёт сумм за размещение отходов производства и твёрдых коммунальных отходов.

В форме декларации появились строки для отражения суммы платы, которая была зачтена в предыдущем отчётном периоде в счёт будущего.

Читайте также:
Утилизация светодиодных ламп: компонентный состав отхода, куда сдавать, как правильно утилизировать на предприятии, класс опасности отхода, куда сдавать светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) в целях приведения формы декларации в соответствии с новшествами в законодательстве заменены на нормативы допустимых выбросов (НДВ) и технологические нормативы (ТН).

Кроме того, в расчётах теперь необходимо учитывать новые коэффициенты, например поправочный коэффициент (Кинд).

Как провести закупку с оплатой и исполнением в следующем году

Переходящие контракты на другой бюджетный год по 44-ФЗ — договоры, которые заключают в текущем периоде, а исполнение обязательств по взаиморасчетам переносят на следующий.

Ключевые правила финансирования и планирования закупок

Для эффективного ведения закупочной деятельности государственные и муниципальные заказчики в процессе проведения закупок используют положения БК РФ (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ). Каждая организация-заказчик ежегодно разрабатывает, утверждает и публикует планы-графики — это основа закупочной деятельности. В ст. 16 44-ФЗ строго закреплено, вправе ли заказчик по 44-ФЗ провести закупку, если она не включена в план-график, — нет, заказчики проводят торги только в соответствии с планом-графиком. За проведение незапланированного заказа должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).

Плановый документ актуален в течение периода действия закона о бюджете (федеральном, муниципальном и внебюджетных фондов) на следующий отчетный и плановый периоды (ч. 5 ст. 16 44-ФЗ). Это позволяет заказчикам заключить как соглашение на один год, так и двухгодичный контракт по 44-ФЗ или более долгосрочный госконтракт. План-график составляется и публикуется в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, принятым на следующий период (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать с планом-графиком без штрафов и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

В 44-ФЗ указано, как в плане-графике закупок разместить контракт на 2022 год, заключенный в 2021 году: включить его в план 2022. Информация о закупке подлежит включению в плановые документы того периода, в котором исполнят этот контракт. По новым правилам, вступившим в силу с 01.10.2019, план-график формируется не на один, а на три финансовых периода. В 2021 формируем план на 2022 и плановые 2023-2024 годы.

Оплата закупок за счет средств бюджета 2021-2022

Бюджетным кодексом (ч. 1 ст. 72) предусмотрено, что приобретение товаров, работ, услуг на обеспечение государственных и муниципальных нужд производится только при соблюдении норм и правил действующего законодательства — Федерального закона № 44 и положений БК РФ.

Учреждения вправе заключать госконтракты на основании актуального плана-графика и оплачивать их в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на отчетный период (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Заказчики имеют возможность заключить договор концом предыдущего периода, если финансирование перечислят в следующем. По действующему бюджетному и контрактному законодательству, заказчик вправе совершить закупочную процедуру для определения поставщика товаров, работ или услуг в 2021 с целью дальнейшего заключения и исполнения госконтракта в 2022.

Получатель бюджетных средств (ПБС) принимает доведенные обязательства в рамках установленных ЛБО (п. 3 ст. 219 БК РФ). Лимиты определяются не только на текущий период, но и на два последующих. Цифры подтверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности и плане-графике, которые составляются на три года. Если заказчику утвердили текущие и будущие плановые показатели, то он вправе заключить переходящий договор на следующий год (в 2021 — на 2022).

Каждый госконтракт в обязательном порядке включает пункты о сроках поставки и приемки, порядке и способах оплаты приобретенных товаров, работ, услуг (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Укажите в договоре условие, что услуги прошлого контракта будут оплачены в рамках следующего года, иначе у заказчика возникнут проблемы, если лимиты на оплату доведут не в полном объеме: придется расторгнуть текущий контракт или обновить его условия в дополнительном соглашении.

Если заказчик собирается провести закупку за счет бюджетных средств, запланированных на 2022, но не учтенных в выделенных бюджетных обязательствах на 2021-2023 гг., то процесс определения поставщика товаров, работ, услуг возможен только после доведения до учреждения средств бюджета на 2021-2023 гг. (письмо Минфина РФ № 24-03-07/67425 от 16.10.2017). Такой заказ вносят в план, действующий в 2021, только после непосредственного доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие (исполнение) таковых обязательств. В 44-ФЗ определено, после размещения плана-графика когда можно заключать договор в 2021 году (или публиковать извещения), — не раньше чем через 1 день после изменения плана-графика (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).

Таким образом, заказчик имеет возможность включить сведения о закупках с периодом исполнения в 2022 г. в плановую документацию текущего, 2021. Учреждение обязано соблюдать нормы, установленные ст. 72 БК РФ, то есть заключать переходящие договоры по 44-ФЗ при наличии выделенных на них бюджетных средств. Все закупки, запланированные в текущем 2021 на 2022, проводятся только под фактически доведенные обязательства.

Читайте также:
ТКО и ТБО: в чем разница в 2021 году, основные отличия и расшифровка, чем отличаются и регламентируются твердые бытовые и коммунальные отходы

Запомните важное правило: переходящие контракты указывайте в плане года их исполнения. Вот как перенести закупку на следующий период исполнения:

  1. Откройте актуальный план-график.
  2. В графе «Планируемый срок окончания исполнения контракта» отразите период исполнения контракта.
  3. Разделите платежи по годам.
  4. Заключите переходящий контракт. В реестре госконтрактов ЕИС укажите такой же срок исполнения, что и в регистре планирования.
  5. Запомните ИКЗ (код присваивается в соответствии с годом начала исполнения) и указывайте его во всех платежах и сопроводительных документах.

Особенности для унитарных предприятий

Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) — исключение из положений ч. 3 ст. 2 223-ФЗ в связи с тем, что они имеют значительный вклад в обеспечение прав, безопасности и интересов граждан РФ. Для УП допускается заключение переходящих контрактов на следующий год в текущем. У предприятия утверждены плановые показатели бюджета, поэтому переходящие закупки являются полностью обоснованными.

Унитарные предприятия работают по нормам федеральной контрактной системы при получении субсидии из бюджета в рамках ст. 15 44-ФЗ. Основная закупочная деятельность строится на нормах 223-ФЗ. Информация о плане закупок по 223-ФЗ федерального государственного (муниципального) унитарного предприятия формируется в ЕИС на текущий финансовый год и плановый период.

Отражение переходящего контракта в плане-графике

Заключение переходящих контрактов допускается и в рамках Федеральной контрактной системы, и по нормативам БК РФ. Незарегистрированные соглашения оплате не подлежат. Это касается не только переходящих, но и текущих госконтрактов. Пока договор не зарегистрируют, его не профинансируют и не оплатят (ст. 72 БК РФ).

Заключают переходящие контракты точно так же, как и обычные госконтракты. Сначала заказчик планирует заказ, затем проводит закупку и определяет победителя. С победителем госзаказа заключается договор на условиях, предусмотренных извещением и закупочной документацией. Напоминаем, что с 01.01.2022 закупочная документация становится необязательной, а вся информация о заказе приводится в извещении (360-ФЗ от 02.07.2021).

Информацию о заключенном контракте указываем не только в ЕИС, но и в плане-графике, сформированном в ГИИС «Электронный бюджет». Вот как отразить суммы, переходящие по контрактам с прошлого года, в «Электронном бюджете»:

  1. Заполняем плановые документы за год фактического исполнения соглашения.
  2. Указываем корректный идентификационный код закупки, совпадающий с периодом выполнения обязательств.
  3. Предложение на закупку формируем текущим, 2021, годом. Ставим фактический период оплаты — 2022. Отражаем заказ в фактическом ПФХД (2022 — время исполнения).

Если заказчик — казенное учреждение, то заполняем плановые документы на долгосрочные контракты по 44-ФЗ по инструкции.

Шаг 1. Выбираем актуальный ПГ — раздел «Закупки».

Шаг 2. Детализируем заказ по КБК.

Шаг 3. Проводим разбивку по периодам выполнения.

Шаг 4. Структурируем по КВР — коду вида расходов.

Шаг 5. Добавляем сведения о нормативно-правовом акте и объемах финансирования по годам.

Сохраняем введенную информацию.

После этого в ПГ отобразятся сведения о нормативно-правовых актах и связанных с ними ЛБО.

Бухгалтерский учет переходящих контрактов

Для отражения переходящих контрактов, заключенных на средства, выделенные в 2021, но с плановым исполнением в 2022, в бухучете используется счет 1 502 11 000. Образовавшийся остаток на будущие периоды не переносится.

Проведите перерегистрацию обязательств и отражайте фактические операции в новом финансовом периоде (Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010). Смотрите в таблице, как отражать принимаемые обязательства прошлого года в казенном учреждении при изменении срока исполнения контракта на следующий год, и по аналогии проводите операции БУ и АУ:

КРБ 1 501 23 000

КРБ 1 501 13 000

Перенос утвержденных ЛБО заказчика с прошлого на текущий финансовый период

КРБ 1 501 15 000

КРБ 1 501 25 000

Перенос доведенных ЛБО с очередного финансового периода на текущий

КРБ 1 502 21 000

КРБ 1 502 11 000

Перенос принятых и неисполненных ЛБО с очередного на текущий финансовый период

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Требования к регистрации опасных объектов в государственном реестре в 2021 году

–>С 1 января 2021 года начали действовать новые требования к регистрации ОПО.

Ранее регистрация опасных производственных объектов регулировалась двумя документами – Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» и Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 года N 140 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

Приказ Ростехнадзора от 8 апреля 2019 года № 140 продолжает действовать, а приказ от 25 ноября 2016 года № 495 отменен. Вместо него регистрация ОПО с наступлением нового 2021 года регулируется Приказом от 30.11.2020 № 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

Читайте также:
Экологическая экспертиза проектной документации с 2021 года: в каких случаях проводится, порядок проведения, сроки прохождения и виды экологической экспертизы

Ростехнадзором были заново утверждены:

– требования к регистрации объектов в реестре
– порядок ведения реестра;
– форма свидетельства о регистрации объекта в госреестре.

При регистрации ОПО сведения об объектах и эксплуатирующих их организациях вносятся в государственный реестр. Объектам присваиваются регистрационные номера и выдаются свидетельства о регистрации. Согласно Приказа от 30.11.2020 № 471, для регистрации ОПО в реестре необходимо не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта предоставить в регистрирующий орган документы на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Если документы эксплуатирующая ОПО организация представляет в регистрирующий орган по принципу «одного окна» или почтовым отправлением, то должны быть представлены электронные образы (копии) документов на съемном электронном носителе информации.

Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации. В приказе от 30.11.2020 № 471 указаны особенности идентификации ОПО. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:

  • проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);
  • обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);
  • декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
  • технологических регламентов (при наличии);
  • генерального плана расположения зданий и сооружений;
  • сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификации установленного оборудования;
  • документации на технические устройства, применяемые на объекте;
  • данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.

По результатам идентификации эксплуатирующая организация в соответствии с признаками опасности (Приложение N 1 к Требованиям Приказа № 471) наиболее полно характеризующими деятельность, осуществляемую на объекте, присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именнойкод). Перечень именных кодов в новом Приказе существенно расширен.

Для регистрации ОПО в реестре организация представляет в регистрирующий орган:

– Сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, заполненные на основании анализа документов, приведенных выше (пункт 8 Требований Приказа №471), результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащих такие данные, как: наименование, местонахождение, признаки опасности, классификация, реквизиты, краткая характеристика и т.д. (пункт 14 Требования Приказа № 471).

– Копии документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). В случае, если соответствующие права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений. На опасных производственных объектах, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных абзацами 1 и 2 подпункта 2 пункта 14 Требований, эксплуатирующая организация вправе предоставить в регистрирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого опасного производственного объекта на его эксплуатацию.

– Документы, которые содержат обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

– Копии текстовой части подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы, утверждения и (или) регистрации данной экспертизы в органах исполнительной власти).

Регистрирующий орган в срок, не превышающий двадцать рабочих дней проверяет документы, ведомственную принадлежность объекта, правильность идентификации и т.п. и вносит сведения об объекте и эксплуатирующей его организации в государственный реестр, присвоив ему регистрационный номер, а также выдает Свидетельство о регистрации и первый экземпляр сведений, характеризующих ОПО.

В Приказе № 471 сокращен срок исправления регистрирующим органом по заявлению эксплуатирующей организации в свидетельстве о регистрации опечаток или ошибок. Ранее переоформленное свидетельство выдавалось в срок до 8 рабочих дней, теперь срок сокращен до 5 рабочих дней.

В Приложении №1 Приказа № 471 содержится форма Свидетельства о регистрации опасного объекта с приложением в виде Перечня опасных производственных объектов.

Читайте также:
Санитарно-защитные зоны 2021 года: СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 с изменениями, последняя новая редакция, санитарная классификация

Опасные производственные объекты: перечень 2021 года от Ростехнадзора, наименование ОПО для целей регистрации, порядок учета опасных производственных объектов, подлежащих регистрации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

от 30 ноября 2020 года N 471

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

18 декабря 2020 года,

регистрационный N 61590

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 30 ноября 2020 года N 471

Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов

I. Общие положения

1. Настоящие Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее – Требования) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860) (далее – Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”), постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 “О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5938; 2018, N 10, ст.1514) и от 30 июля 2004 г. N 401 “О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 27, ст.4248).

2. Требования устанавливают порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – государственный реестр).

3. Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предприниматели, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее – эксплуатирующая организация).

Требования являются обязательными для исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5938; 2018, N 10, ст.1514) (далее – федеральные органы исполнительной власти, Правила регистрации соответственно), и Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” (далее – Госкорпорация “Росатом”), осуществляющими регистрацию подведомственных опасных производственных объектов в государственном реестре и ведение отдельных ведомственных разделов государственного реестра в части подведомственных объектов.

4. Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую в соответствии с пунктом 8 Правил регистрации ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.

Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.

Ведомственные разделы государственного реестра ведут федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация “Росатом”, которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов.

5. Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.

II. Общие требования к идентификации опасных производственных объектов

6. Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.

7. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

8. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:

проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);

обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);

декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);

технологических регламентов (при наличии);

генерального плана расположения зданий и сооружений;

сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;

спецификации установленного оборудования;

документации на технические устройства, применяемые на объекте;

данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.

9. На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.

10. При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Читайте также:
Что такое ТКО: расшифровка понятия "твердые коммунальные отходы", какие отходы входят в ТКО, полный перечень и определение, порядок сбора, захоронения и утилизации, состав образующихся ТКО, вывоз мусора

При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.

11. По результатам идентификации эксплуатирующая организация в соответствии с признаками опасности, указанными в приложении N 1 к Требованиям, наиболее полно характеризующими деятельность, осуществляемую на объекте, присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код).

Приведение в соответствие с приложением N 1 к Требованиям типового наименования (именного кода) зарегистрированного опасного производственного объекта, не соответствующего Требованиям, осуществляется при первом внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении указанного опасного производственного объекта.

12. Правильность проведенной идентификации, присвоения наименования и установления класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией “Росатом”) (далее – регистрирующий орган) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.

III. Требования к регистрации объектов

13. При регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (далее – свидетельство о регистрации) в соответствии с формой, приведенной в приложении N 1 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору “Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов”.

14. Для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра:

1) сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные:

а) наименование и место нахождения опасного производственного объекта;

б) признаки опасности опасного производственного объекта;

в) класс опасности опасного производственного объекта;

г) классификация опасного производственного объекта;

д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта;

е) полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей организации;

ж) реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа;

з) наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта;

и) краткая характеристика опасности опасного производственного объекта;

к) наименование опасного вещества, его вид в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”; наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе (при наличии), заводские номера и (или) инвентарные номера (при наличии) технических устройств;

л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений);

м) числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта.

Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформляются в виде документа отдельно для каждого опасного производственного объекта.

Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформленные на бумажном носителе, подписанные руководителем эксплуатирующей организации либо уполномоченным представителем эксплуатирующей организации и заверенные печатью (при наличии), представляются в регистрирующий орган в двух экземплярах.

Сведения, характеризующие опасный производственный объект, представленные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представляются в регистрирующий орган в одном экземпляре;

2) копии документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”).

В случае, если соответствующие права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений.

На опасных производственных объектах, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных абзацами 1 и 2 подпункта 2 пункта 14 Требований, эксплуатирующая организация вправе предоставить в регистрирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого опасного производственного объекта на его эксплуатацию.

Читайте также:
Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году: размеры ставок за НВОС согласно нормативно-правовому законодательству, таблица, чем и как руководствоваться

3) документы, которые содержат обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”);

4) копии текстовой части подраздела “Технологические решения” проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы, утверждения и (или) регистрации данной экспертизы в органах исполнительной власти).

В случае если проектная документация опасного производственного объекта, разработанная до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст.744; 2020, N 18, ст.2916), не содержит подраздела “Технологические решения”, заявителем представляются документы, содержащие сведения об объекте капитального строительства, в объеме, установленном для подраздела “Технологические решения” Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

15. В случае представления заявительных документов непосредственно в регистрирующий орган по принципу “одного окна” или почтовым отправлением эксплуатирующая организация представляет электронные образы (копии) документов, указанных в пункте 14 Требований, на съемном электронном носителе информации.

Содержание текстовых документов и чертежей электронных копий должно быть идентично бумажному оригиналу.

16. При осуществлении регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре регистрирующий орган в срок, не превышающий двадцать рабочих дней:

1) проверяет представленные в соответствии с пунктом 14 Требований документы на полноту и достоверность их заполнения, а также ведомственную принадлежность объекта регистрирующему органу;

Опасные производственные объекты: перечень 2021 года от Ростехнадзора, наименование ОПО для целей регистрации, порядок учета опасных производственных объектов, подлежащих регистрации

С 1 ­января 2021 вступают в силу новые Требования к регистрации в Ростехнадзоре опасных производственных объектов, утвержденные Приказом Ростехнадзора №471 от 30.11.2020 г.

Нормативный акт заменяет собой отмененный Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 №495.

Текст нормативного акта можно посмотреть и скачать в разделе Законодательство на нашем сайте.

Ниже мы приводим обзор основных изменений, регламентированных новым документом, при проведении идентификации и регистрации опасных производственных объектов в Ростехнадзоре .

Значительные изменения произошли в системе классификации опасных объектов. Конкретизированы типы (типовые наименования) опасных объектов в каждой классификационной подгруппе. При составлении сведений, характеризующих ОПО, более не указывается цифровой код объекта. С 01 января для целей классификации будут применяться исключительно именные коды, перечень которых существенно расширен.

В новых Требованиях более полно раскрыты особенности идентификации опасных объектов. Обозначены границы, характерные для каждого типа опасных производственных объектов.

При проведении идентификации объекта учитываются данные о количестве опасных веществ, которые могут находиться, как на самом ОПО, так и на объектах в радиусе 500 метров от идентифицируемого ОПО, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.

При заполнении сведений об ОПО должны будут указываться проектные (эксплуатационные) характеристики и даты ввода в эксплуатацию не только технических устройств и оборудования, но также зданий и сооружений.

При подаче документов в Ростехнадзор наряду с пакетом документов на бумажном носителе необходимо будет предоставить электронные копии представляемых документов на съемном электронном носителе.

В новом приказе более развернуто представлены основания для внесения изменений в сведения ОПО :

1) изменения характеристик опасного производственного объекта:

1.1) параметров, количества и места эксплуатации или исключение из него предприятий или их цехов, участков, площадок, наружных установок, зданий и сооружений, технических устройств;

1.2) состава опасного производственного объекта;

1.3) состава технических устройств (замена оборудования или реконструкция, модернизация, исключение, использование на ОПО новых (дополнительных) технических устройств;

1.4) технологического процесса;

1.5) признаков или класса опасности ОПО;

1.6) типового наименования (именного кода) ОПО.

2) изменения, связанные с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации;

3) адреса места нахождения опасного производственного объекта;

4) сведений об эксплуатирующей организации, собственнике опасного производственного объекта.

По некоторым основаниям изменены сроки проведения регистрационных действий. Так, срок внесения в государственный реестр изменений, касающихся характеристик ОПО или смены эксплуатирующей организации (пункты 1 и 2) остался прежним и составляет 20 рабочих дней.

Регистрация в реестре изменений некоторых сведений об эксплуатирующей организации, а именно: изменения названия или организационно-правовой формы, ФИО или данных паспорта индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН или ОГРНИП с нового года будет занимать не 10, а 5 рабочих дней.

На регистрацию изменения места нахождения опасного производственного объекта потребуется 10 рабочих дней.

С 8 до 5 дней сокращен срок исправления ошибок и опечаток, допущенных регистрационным органом при оформлении свидетельства ОПО.

Читайте также:
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду: образец на 2021 год, кто сдает, как заполнять декларацию по плате за НВОС, кто должен сдавать, порядок предоставления

В новой редакции Требований исключена норма, предписывающая проводить регистрационные действия в отношении опасных производственных объектов по месту нахождения эксплуатирующей их организации.

Практика 2021 года покажет, можно ли будет за регистрацией ОПО в реестре обращаться в любое территориальное управление Ростехнадзора, что Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору авансировала уже давно, но до сих пор не реализовала.

Регистрация (перерегистрация) опасных производственных объектов в государственном реестре

  • Об услуге
  • В стоимость входит
  • Полезная информация

Группа компаний «Норматив» оказывает профессиональную помощь в регистрации опасных производственных объектов (ОПО) в государственном реестре ОПО на территории г. Москвы и Московской области.

Вы направляете нам техническую документацию по списку, который мы согласуем в Техническом задании к договору, и подписываете заявку в Ростехнадзор. Наши специалисты проведут работу по идентификации ОПО по классу опасности, подготовят комплект для обоснования в ведомстве и организуют процесс постановки на учет.

Вы получите свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в реестре с приложениями по требованиям приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471.

Кому нужно ставить на учет ОПО?

Услуга будет полезна организациям и индивидуальным предпринимателям, которые эксплуатируют здания, сооружения, производственные площадки из сферы действия Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности».

Приложение 1 к Закону определяет шесть критериев отнесения к ОПО или исключения из перечня:

Используются стационарные грузоподъемные механизмы, эскалаторы в метро, канатные дороги и фуникулеры. Исключение составляют лифты и подъемники для маломобильных групп. Также не относят к ОПО объекты электросетевого хозяйства.

Работают с оборудованием под избыточным давлением более 0,07 МПа пара, газа, воды при температуре больше 115°С или других жидкостей с температурой выше точки кипения. К ОПО не относятся сети газораспределения и газопотребления природного газа или СУГ с давлением до 0,005 МПа включительно.

Есть опасные вещества — токсичные и высокотоксичные, горючие, окисляющие, воспламеняющиеся, взрывчатые, вредные для окружающей среды.

Образуются расплавы черных и цветных металлов массой более 500 кг.

Хранится или перерабатывается растительное сырье со взрыво- и пожароопасными свойствами.

Ведутся горные работы или обогащение полезных ископаемых. Исключение составляют разработки месторождений открытым способом, без проведения взрывных работ.

По степени опасности различают четыре класса ОПО:

I — чрезвычайно высокая,

IV — низкая опасность.

Один производственный объект может иметь несколько признаков ОПО, и идентифицировать его опасность под силу только эксперту. На учет ОПО ставят по наивысшему классу из перечня установленных рисков.

Организация или ИП — владельцы опасного производственного объекта на законном основании (собственность, аренда, лизинг), подают заявление о его регистрации не позднее 10 рабочих дней от начала эксплуатации. Иначе они рискуют понести административное, а иногда и уголовное наказание за невыполнение требований промышленной безопасности.

Когда ОПО подлежат перерегистрации?

Опасные объекты подлежат перерегистрации в реестре:

при изменении критериев отнесения к ОПО, требований к их идентификации, и, соответственно, класса опасности;

при смене владельца.

Какие документы нужно представить для постановки ОПО на учет?

Регистрацию опасных производственных объектов осуществляют по ведомственной принадлежности заявителей федеральные органы исполнительной власти:

а также госкорпорация «Росатом».

С 1 января 2021 года по 1 января 2027 года действует порядок регистрации опасных производственных объектов в редакции приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471. Заявители, по требованиям этого акта, отправляют в ведомство:

Сведения о каждом опасном производственном объекте по п. 14.1 приложения к приказу № 471. Они идентифицируют ОПО по классу опасности, содержат данные о лицензируемых видах деятельности на нем. Раздел готовят по результатам анализа проектной и разрешительной документации, спецификации оборудования, генплана расположения ЗиС, паспортов технических устройств и пр.

Копии документов, которые подтверждают законность владения ОПО и земельным участком, где он расположен. Это свидетельства о праве собственности, договоры аренды, оперативного управления и пр.

Обоснование безопасности ОПО с реквизитами положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. Документ нужен только для объектов, в которых есть отступления от федеральных норм и правил (п. 4 ст. 3 Закона № 116-ФЗ).

Копию текстовой части подраздела «Технологические решения» проекта ОПО.

Комплект документов направляют в бумажном виде, либо в форме электронного документа с УКЭЦП. Ростехнадзор проводит камеральную проверку сведений, вносит объект в государственный реестр ОПО и выдает заявителю свидетельство о регистрации опасного производственного объекта.

Можно ли подготовить документы для регистрации ОПО самостоятельно?

Правительство РФ дает владельцам ОПО всего 10 рабочих дней на подачу заявления о постановке на учет — смотрите ПП от 24.11.1998 № 1371. За это время эксплуатирующая организация должна:

идентифицировать опасный производственный объект по признакам, указанным в Законе № 116-ФЗ;

описать характеристики ОПО, все технологические процессы и технические устройства на нем;

определить класс опасности, присвоить объекту именной код по приказу РТН № 471;

Читайте также:
План мероприятий по охране окружающей среды: порядок разработки плана в целом и его раздела в частности, программа повышения экологической эффективности, образец плана, правила разработки, пример

оформить комплект документов для Ростехнадзора.

Эксперты по промышленной безопасности выполнят эту работу без ошибок и в срок. Если вам не повезло иметь их в штате, обратитесь к нам. Конечно, вы можете самостоятельно разобраться во всех нормативных требованиях и подготовить сведения об ОПО. Результаты вашего труда потом оценят инспекторы Ростехнадзора при проверке деятельности.

Если вы «забудете» указать какой-то объект или занизите класс его опасности, легально использовать его вы не сможете. Это грозит ответственностью за нарушение требований промышленной безопасности или незаконное предпринимательство. Штрафы в этом случае будут в несколько раз выше, чем стоимость услуг независимых экспертов.

Преимущества группы компаний «Норматив»:

мы действуем с 2010 года — поставили на учет более 300 опасных производственных объектов и актуализировали сведения для них;

у нас работают эксперты с опытом работы на ОПО I — IV класса опасности, а также бывшие сотрудники Ростехнадзора;

решим задачу комплексно: у нас в штате есть специалисты «промежуточных» областей: экологи, специалисты по охране труда и пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, а также собственный учебный центр;

назначим каждому клиенту персонального менеджера;

оказываем помощь и консультируем бесплатно и после закрытия договора — более 500 постоянных клиентов могут это подтвердить.

Рассчитайте цену услуг на сайте или напишите менеджеру в чате, чтобы узнать условия договора!

Цена договора зависит от количества опасных производственных объектов, которые нужно зарегистрировать, и направлений их использования. Чем сложнее ОПО, тем выше стоимость.

Наши специалисты:

Проанализируют проектную и техническую документацию по объекту, которую получат от Заказчика. Перечень информации и требования к ней мы согласуем в договоре.

Идентифицируют все признаки опасности по нормативным требованиям, опишут их количественные и качественные характеристики. Дадут рекомендации, как можно законно снизить класс объекта.

Например, количество разных опасных веществ на ОПО на расстоянии менее 500 м друг от друга, независимо от принадлежности одной или нескольким организациям, суммируется. Передвижные склады ОВ, которые установят стационарно, также становятся опасными производственными объектами. Эти нюансы увеличивают класс объекта, и наши эксперты учтут их при подготовке обоснований и рекомендаций.

Опишут все технологические процессы на ОПО, виды деятельности для лицензирования. Присвоят именные коды.

Сформируют сведения о каждом объекте, подпишут их у Заказчика и направят документы в Ростехнадзор.

Обеспечат сопровождение камеральной проверки в ведомстве, защиту сведений об ОПО.

Результат работы — свидетельство о государственной регистрации опасного производственного объекта, сведения с характеристиками ОПО в реестре.

В этом разделе вы найдете ответы на наиболее частые вопросы по государственной регистрации опасных производственных объектов.

Какие ОПО подлежат государственной регистрации?

К ОПО не относятся отдельные устройства (например, подъемные сооружения или сосуды под давлением), если они не входят в состав производственного комплекса. Опасным объект становится при его использовании людьми в технологическом процессе. Поэтому к ОПО относят здания, цеха, площадки, которые имеют признаки по Приложению 1 к Закону № 116-ФЗ.

Все опасные производственные объекты вносят в государственный реестр.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие регистрации ОПО?

Организация заплатит штраф по п. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в размере до 300 тыс. рублей или получит административную приостановку деятельности до 90 дней. Уголовное наказание последует, если предприниматель будет эксплуатировать ОПО без лицензии, или на объекте произойдет авария с пострадавшими (ст. 171, 217 УК РФ).

В какие сроки регистрируют опасный производственный объект?

Ростехнадзор вносит запись в реестр и выдает свидетельство о регистрации ОПО в течение 20 рабочих дней от даты приема документов. Заявитель также получает от ведомства первый экземпляр сведений, которые характеризуют объект (п. 16 приложения к приказу РТН № 471).

Для чего нужен реестр ОПО?

Государственный реестр содержит сведения обо всех опасных производственных объектах, которые эксплуатируются в Российской Федерации, и их владельцах. Сведения из него используют:

при выдаче лицензий на деятельность по использованию ОПО;

для планирования надзорных проверок;

при поиске виновных в промышленной аварии;

для определения объема мероприятий, которые должна выполнять эксплуатирующая организация в зависимости от уровня опасности объекта.

Например, владельцы ОПО I и II классов обязаны внедрить систему управления промышленной безопасности, представить декларацию.

Когда в реестр ОПО вносят изменения?

Регистрационный номер опасного производственного объекта остается неизменным на весь срок использования в одной организации. Изменения вносят в сведения об ОПО в случаях:

уточнения, дополнения характеристик объекта, в том числе, класса опасности;

места нахождения ОПО;

изменения в реквизитах эксплуатирующей организации (кроме реорганизации).

Объекту присваивают новый номер в реестре, если владелец сменился. Процедура занимает 20 рабочих дней.

ОПО снимают с государственного учета, если он ликвидирован или исключен из эксплуатации, либо утратил признаки опасности.

Группа компаний «Норматив» поможет вам в государственной регистрации опасного производственного объекта, внесении изменений в сведения о нем в реестре, перерегистрации ОПО и исключении из реестра.

Читайте также:
Опасные производственные объекты: перечень 2021 года от Ростехнадзора, наименование ОПО для целей регистрации, порядок учета опасных производственных объектов, подлежащих регистрации

Идентификация опасных производственных объектов (ОПО)

Идентификация опасных производственных объектов (ОПО) – это отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Идентификацию опасных производственных объектов проводит организация, эксплуатирующая эти объекты, а ответственность за правильность идентификации лежит на руководителе организации.

Идентификация опасных производственных объектов проводится в целях:

  • Регистрации опасных производственных объектов.
  • Страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
  • Выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, путём определения его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
  • Выявления опасных производственных объектов организации вне зависимости от места их эксплуатации.

Согласно статье 2, пункт 3 Федерального закона № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:

  • I класс опасности – чрезвычайно высокая степень опасности объекта;
  • II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности;
  • III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности;
  • IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Предварительно должны быть проведены процедуры анализа и оценки объекта, отнесения объекта к той или иной категории опасности.

Критерии идентификации опасного производственного объекта изложены в Приложении №8 к Административному регламенту по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606.

Идентификация ОПО позволяет отнести объект к той или иной категории опасности, а так же выявить его соответствие требованиям промышленной безопасности. На основании данных сведений, организация заполняет карту учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (приложение 6 к Административному регламенту).

Для запуска процесса идентификации в организации издается приказ, который устанавливает сроки проведения идентификации, сроки и порядок представления сведений в регистрирующий орган, определяет лиц, ответственных лиц за проведение всех этих процедур.

Идентификация опасных производственных объектов включает следующие этапы:

  1. Выявление и отнесение объекта к категории опасного на основании Приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
  2. Определение признаков опасности производственного объекта, с учетом требований в области промышленной безопасности, а именно:
  • анализа состава предприятия;
  • проектной документации;
  • деклараций промышленной безопасности;
  • технологических регламентов;
  • иных материалов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
  1. Определение типа опасного производственного объекта в зависимости от количества опасного вещества (см. Приложение 2 к №116-ФЗ).
  2. Определение наименования опасного производственного объекта в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, разработанным Ростехнадзором.

При идентификации опасного производственного объекта следует учесть то, что отдельный механизм, техническое устройство, емкость с опасным веществом или сосуд под избыточным давлением не является опасным производственным объектом. Опасным производственным объектом является определенная производственная площадка, на которой при осуществлении определенной деятельности применяется то или иное техническое устройство.

В случае если на территории предприятия эксплуатируется сразу несколько объектов, при этом только один из них обладает признаками опасности, то в качестве ОПО рассматривается только этот объект, а не вся территория предприятия.

Проведение идентификации объекта проходит на основании анализа следующих документов организации:

  • структура предприятия;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений предприятия;
  • данные о применяемых технологиях, основных и вспомогательных производств;
  • спецификация установленного оборудования;
  • документация на технические устройства, используемые на ОПО;
  • информация о количестве опасных веществ, обращаемых на производстве;
  • учредительные документы предприятия;
  • документы, подтверждающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности и разрешений на применение соответствующего оборудования.

Опасные производственные объекты I, II и III классов опасности прошедшие идентификацию подлежат плановым проверкам. На основании статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” в пункте 5.1. установлена периодичность проведения плановых проверок для организаций, эксплуатирующих ОПО.

При осуществлении перерегистрации ОПО процедура идентификации проводится по всем опасным производственным объектам, эксплуатируемым в ее составе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: