Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2021 году. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2021 году. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2021 г. “Новый закон о занятости: электронные услуги и новые гарантии для инвалидов”

Совет Федерации одобрил изменения в закон о занятости. Благодаря новым нормам, центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе, а квота по трудоустройству граждан с инвалидностью будет считаться выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. Кроме того, изменения в закон о занятости позволят выстроить работу центров занятости согласно единому федеральному стандарту.

“Дистанционный и максимально простой формат предоставления услуг сегодня востребован гражданами. Поправки в закон о занятости позволят перевести в электронный формат услуги, связанные с регистрацией в центрах занятости и поиском работы, на постоянной основе. Еще одна крайне важная новация связана с гарантиями для граждан с инвалидностью. После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге. Изменения нормативной базы дадут больше возможностей для реализации своего трудового потенциала граждан с инвалидностью”, – отметил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

До начала пандемии услуги центров занятости предоставлялись исключительно в очном режиме. В апреле прошлого года был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Законом такой формат вводится на постоянной основе. При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью потребуется единственный документ – заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем. При этом принятие закона не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости – гражданин сможет обращаться за помощью в удобном ему формате.

Напомним, для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в пределах 3% среднесписочной численности работников. Теперь с вступлением нового закона такая квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью.

Кроме того, законом закрепляется статус портала “Работа в России” как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше. Сейчас работодатели должны ежемесячно представлять в службу занятости информацию о вакансиях на бумажном носителе или через порталы как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицирует этот механизм.

Изменения также закрепляют обязанности центров разделять потоки граждан, которые обращаются в центры занятости для поиска работы, в зависимости от их мотивации. Это обеспечит адресный подход к каждому соискателю при формировании для него индивидуального плана мероприятий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки. Так, обязанность для работодателей предоставлять сведения в том числе о вакансиях через портал “Работа в России”, а для центров занятости предоставлять услуги по единому стандарту вводится с 1 января 2022 года. Новые требования к квотированию рабочих мест для инвалидов вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Обзор документа

Центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе, а квота по трудоустройству граждан с инвалидностью будет считаться выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. Работа центров занятости будет выстроена по единому федеральному стандарту.

Закрепляется статус портала “Работа в России” как единой цифровой платформы в сфере занятости.

Читайте также:
Дополнительный отпуск по уходу за ребенком-инвалидом согласно ТК РФ

Изменения вступили в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений. Обязанность для работодателей предоставлять сведения через портал “Работа в России”, а для центров занятости предоставлять услуги по единому стандарту вводится с 1 января 2022 г. Новые требования к квотированию рабочих мест для инвалидов вступят в силу с 1 марта 2022 г.

Изменения в законе о занятости – 2021: как повысились требования к работодателям

Поправки в закон унифицировали механизм представления в службу занятости информации о вакансиях, регламентировали процесс приема на работу соискателей от центров занятости населения и усовершенствовали механизм установления и выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ внес изменения в два закона – Закон РФ от 19.04.91 № 1032-I (далее — Закон о занятости) и Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее — Закон о социальной защите инвалидов), в связи с чем у работодателей появились дополнительные обязанности.

Остановимся на ключевых изменениях, которые повлияют на трудоустройство кандидатов с инвалидностью, а также усовершенствуют взаимодействие работодателей с центрами занятости населения (далее –ЦЗН) и передачу сведений через портал «Работа в России».

Уточнение понятий

Внесена корректировка в понятие «занятые граждане». Ранее ими считались, помимо работающих в найме, зарегистрированных в качестве ИП и других категорий, указанных в ст. 2 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, обучающиеся по очной форме, включая обучение по направлению органов службы занятости.

Поправки сделали исключение: теперь занятыми считаются обучающиеся по очной форме, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения.

Иной смысл получило понятие «граждане, испытывающие трудности в поиске работы». Если ранее под эту категорию попадала молодежь в возрасте от 18 до 20 лет со средним профессиональным или высшим образованием, которая впервые ищет работу, то новый закон увеличил возраст этой категории — от 18 до 25 лет — и зафиксировал период поиска работы — в течение года с даты выдачи им документа об образовании и квалификации (ст. 5 Закон РФ от 19.04.91 N 1032-I).

Подача сведений о вакансиях через портал «Работа в России»

В ст. 25 Закона о занятости появился новый п. 3.1. С 1 января 2022 года работодатели со среднесписочной численностью работников более 25 человек должны будут публиковать информацию о вакансиях в единой базе «Работа в России».

Это требование также распространяется на юрлиц, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования; на федеральные, региональные и местные органы власти и государственные и муниципальные учреждения.

Закон закрепляет статус портала «Работа в России» как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше.

Сейчас работодатели ежемесячно представляют в службу занятости информацию о вакансиях на бумаге или через порталы как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицирует этот механизм.

Информация, которую будут с 2022 года подавать работодатели, включает данные:

  • о потребности в работниках;
  • об условиях привлечения работников;
  • о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Работодатели должны гарантировать полноту, достоверность и актуальность информации.

Квота для приема на работу инвалидов

Для работодателей с численностью работников более 100 человек законодательством субъекта РФ установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек такая квота может устанавливаться в пределах 3 % среднесписочной численности.

После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге.

Антон Котяков
министр труда и социальной защиты РФ

Изменения в Закон о занятости устанавливают, что квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью.

Это требование начнет действовать с 1 марта 2022 года.

Уведомление службы занятости

В законе появилось уточнение по уведомлению ЦЗН (п. 5 ст. 25 Закона о занятости). Изменение вступило в силу с 1 июля 2021 года.

Читайте также:
Характеристика на водителя с места работы: образец, для награждения грамотой

Если работодатель принимает на работу кандидата, направленного центром занятости, то он должен сообщить об этом. Уведомление отправляется:

  • в течение 5 дней;
  • в электронной форме — через портал «Работа в России».

Работодателю нужно указать в уведомлении день приема на работу или вернуть направление, выданное соискателю, в ЦЗН, если он не зарегистрирован на портале «Работа в России».

Уведомить службу занятости через единую цифровую платформу нужно и о факте отказа в приеме на работу. В этом случае информация передается о дне проведенных с соискателем собеседований, указывается причина отказа. Либо работодатель возвращает кандидату направление, если у него нет личного кабинета на портале «Работа в России».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Что такое квотируемое рабочее место (нюансы)?

  • Что значит «квотируемое рабочее место»?
  • Квота рабочих мест для инвалидов: основные НПА
  • Законы о квотировании рабочих мест для инвалидов: ответственность
  • Итоги

Квотируемое рабочее место – что это такое? Многие фирмы почти ничего не знают об этом. И совершенно зря – ведь оно является разновидностью социальных гарантий, предоставлять которые работодателей обязует государство. Для каких категорий работников выделяются данные квоты и в каком количестве – узнаете из данной статьи.

Что значит «квотируемое рабочее место»?

Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.

Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.

На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.

Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:

  • размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
  • величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.

Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.

В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).

Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.

Квота рабочих мест для инвалидов: основные НПА

Итак, квотирование рабочих мест для инвалидов регламентируется двумя федеральными НПА. Изучим их ключевые положения подробнее.

В законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 легитимизирована гарантия предоставления гражданам с ограниченными возможностями рабочих мест по квотам (пп. 1, 2 ст. 13). Работодатели, в свою очередь, обязуются данные квоты предоставлять (п. 1 ст. 25 закона). Кроме того, они должны направлять в органы занятости достоверные сведения о соответствующего типа рабочих местах, а также сведения, отражающие то, как выполняется предусмотренная законом квота (п. 3 ст. 25 закона).

Читайте также:
Заработная плата министров РФ в 2021 году

Другой отмеченный нами НПА – закон от 24.11.1995 № 181 – уже более детально регламентирует то, каким образом граждане могут реализовывать свое право на работу по рассматриваемым квотам.

Так, в соответствии с положениями ст. 21 закона № 181 предоставление работы людям с ограниченными возможностями по квотам обязательно для фирм, имеющих штат более 100 человек. Величина квоты для таких фирм составляет 2–4% от общего количества рабочих мест. Конкретный показатель определяется правовыми актами субъекта РФ. Кроме того, закон дает право региональному законодателю устанавливать квоту в пределах 3% для фирм с численностью штата от 35 до 100 человек.

Более того, в рамках квотируемых рабочих мест для инвалидов фирма может иметь обязательство по обустройству специальных рабочих мест с установкой необходимого оборудования (ст. 22 закона № 181). Минимальное количество соответствующего типа мест определяется в НПА, издаваемых исполнительными органами в субъектах РФ. Кроме того, работодатели обязаны обеспечивать инвалидам условия труда, соответствующие программам реабилитации (п. 2 ст. 24 закона № 181).

Законы о квотировании рабочих мест для инвалидов: ответственность

Несмотря на то, что рассмотренные законы приняты довольно давно, многие работодатели ничего не знают о квотируемых рабочих местах – что это такое, для каких фирм они обязательны, и потому допускают нарушения законодательных норм.

Если компания — намеренно или в силу незнания законов — не будет соблюдать положения федеральных, корреспондирующих с ними региональных НПА в части квотирования рабочих мест, и это выяснится в ходе проверки трудинспекции, на предприятие может быть наложен штраф, величина которого определяется различными статьями КоАП РФ. Например, ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает штраф за неправомерный отказ в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями от 5 000 до 10 000 рублей, выписываемый на должностных лиц. А если, например, фирма не предоставит в органы сведения, отражающие то, как выполняются квоты, то она может быть оштрафована в соответствии с положениями ст. 19.7 КоАП РФ на сумму от 3 000 до 5 000 рублей.

Иные санкции могут быть предусмотрены нормами региональных законов. Кроме того, в НПА, принимаемых на уровне субъектов РФ, могут быть предусмотрены штрафы за нарушение законов, регламентирующих предоставление квот также и для других категорий граждан.

Итоги

Итак, теперь мы знаем, что это такое – квотируемые рабочие места и каким образом законодатель регулирует их выделение. Наибольшей защищенностью в данном аспекте обладают граждане с ограниченными возможностями. Их право на рабочее место по квоте закреплено в федеральных законах. В свою очередь, в субъектах РФ аналогичное право установлено также для многих других категорий граждан. Неисполнение фирмой требований законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов может повлечь штрафные санкции в соответствии с положениями КоАП РФ, а также принятыми нормами регионального законодательства, которые к тому же могут отражать факт наличия соответствующих привилегий у других категорий граждан.

Узнать больше о специфике принимаемых законодателем и работодателями мер социальной поддержки сотрудников предприятий вы можете в статьях:

Платить за инвалидов не нужно

Обязанность фирм принимать на работу инвалидов всегда вызывала массу споров. Начиная с достаточно расплывчатого определения квоты и заканчивая отсутствием реальной ответственности за ее невыполнение. И это не говоря о пресловутой «компенсационной стоимости рабочих мест», в сути которой долгое время никто не мог разобраться. В этом году ситуация немного прояснилась.

Сначала небольшой экскурс в историю. Понятие «квотирование» впервые появилось в Законе от 19 января 1991 г. №1032-1 «О занятости населения». Однако более подробно законодатели расшифровали его в 1995 году – в Законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». С тех пор этот документ неоднократно претерпевал изменения. Последние из них чиновники внесли в конце 2004 года. Несмотря на то что с тех пор прошло уже почти полгода, проблемы с применением квотирования в 2005 году не утряслись до сих пор. Итак, каковы правила работы с инвалидами на сегодняшний момент?

Читайте также:
Акт приема-передачи трудовых книжек: бланк и образец заполнения

Компании, в которых работает более 100 человек, должны быть готовы принять на работу несколько инвалидов. Заметим, что раньше под эту «повинность» попадало больше фирм. В 2004 году для этого было достаточно, чтобы на предприятии числилось более 30 человек.

Количество мест, которое фирма должна «зарезервировать» для инвалидов, в каждом регионе разное. Размер квоты региональные власти устанавливают отдельными нормативными актами. Однако делают они это в пределах лимита. Как и раньше, он составляет не менее 2 и не более 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Заметим, что, кроме «инвалидных», в регионах существуют и другие виды квот. Например для несовершеннолетних детей, детей-сирот, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования и т. п. Как правило, их размеры власти устанавливают в том же нормативном акте (региональном или местном), которым введена квота для инвалидов.

А теперь обратите внимание на важный момент. Понятие квотирования подразумевает, что работодатель обязан «создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов» (п. 1 ст. 24 Закона «О социальной защите инвалидов»). Это значит, что фирма не должна самостоятельно разыскивать безработных инвалидов и принимать их на работу. Как правило, с просьбой трудоустроить инвалида в компании обращаются общественные организации или местные власти, в обязанности которых входит забота о судьбе инвалидов. Если квотируемые рабочие места на фирме не заняты, отказать инвалиду в приеме на работу нельзя.

Компенсация ищет лазейки

На практике возможна и такая ситуация: компания готова устроить на работу нужное количество инвалидов. Однако ни они, ни их попечители на предприятие не обращаются. Раньше в таких случаях нужно было ежемесячно уплачивать в бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида.

Суть этого платежа долгое время оставалась для всех загадкой. Чиновники объясняли ее так. Обязательная плата – это компенсационная стоимость рабочего места инвалида. Фирмы, которые не выполняют квоту, должны перечислять ее в бюджет – чтобы государство могло самостоятельно создавать рабочие места для инвалидов.

У юристов было другое мнение. Некоторые из них вообще считали обязательную плату незаконной. Ведь ни в Налоговом кодексе, ни в действующем раньше Законе «О налоговой системе» такой платеж предусмотрен не был.

Налоговые инспекторы трактовали обязательную плату по-своему. Так, УМНС по г. Москве утверждало, что она является ни чем иным, как «санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования» (письмо от 27 апреля 2002 г. № 26-12/20483).

С 1 января 2005 года все эти споры остались позади. Дело в том, что требования перечислять обязательную плату при невыполнении квоты в последней редакции Закона «О социальной защите инвалидов» больше нет. Соответственно платить в бюджет за нетрудоустроенных инвалидов теперь не нужно. Этот факт нам подтвердила Наталья Яковлева, советник аппарата Комитета по социальной политике Совета Федерации: «Действительно, часть статьи 21 Закона «О социальной защите инвалидов» с этого года утратила силу, – пояснила она. – Поэтому фирмы, которые не выполняют квоту, больше не должны перечислять в бюджет компенсационную стоимость рабочих мест».

Большинство регионов уже привели свои нормативные акты о квотировании в соответствие с этим изменением. Некоторые сделали это в конце прошлого года (Москва и Подмосковье, Владимирская область, Астраханская область и др.) а некоторые – только в начале этого (Республика Мордовия, Коми-Пермяцкий автономный округ и др.). Но обратите внимание: даже если в вашем региональном законе условие об обязательной плате еще присутствует, перечислять ее с 1 января 2005 года не нужно. Ведь региональное законодательство не может противоречить федеральному.

Казалось бы, теперь все стало понятно. И вопросы о необходимости обязательной платы должны отпасть. Но не тут-то было. Власти Москвы подкинули столичным фирмам еще одну головоломку. Дело в том, что в новом Законе г. Москвы от 22 декабря 2004 г.

№ 90 «О квотировании рабочих мест» взамен отмененного требования об обязательной плате появилась новая интересная формулировка. Дословно она выглядит так: «Выполнением квоты. (наряду с трудоустройством работника) считается ежемесячная уплата. компенсационной стоимости квотируемого рабочего места».

Читайте также:
Виды и понятие трудовых споров по ТК РФ: классификация и структура

Установлена и сумма платежа – в размере прожиточного минимума (в Москве он сейчас равен 4190,13 руб.). Заметим, что сумма обязательной платы, которую фирмы должны были перечислять до 2005 года, была установлена в том же размере. Что бы это значило? По-видимому, московские власти не устраивает отмена обязательной платы. Поэтому они попытались оставить ее в законе «под другим соусом». Но есть ли у них на это законные основания?

«Возможность уплатить компенсационную стоимость рабочего места вместо того, чтобы принять на работу инвалида, Законом «О социальной защите инвалидов» не предусмотрена, – комментирует юрист Геннадий Велехов. – Поэтому выполнять дополнительные требования московского закона фирмы не обязаны». К тому же делать это не имеет смысла еще и потому, что никакой ответственности за невыполнение квоты (и уж тем более за неуплату несуществующей больше компенсационной стоимости) в законодательстве не предусмотрено.

Не прогоняйте инвалида

Единственная причина для санкций за нарушение «инвалидного» законодательства это отказ в трудоустройстве инвалида. За такой поступок руководителя фирмы могут оштрафовать на сумму от 2 до 3 тысяч рублей (ст. 5.42 КоАП).

Ситуация, в которой это может произойти, может выглядеть примерно так. Допустим, служба занятости выдала состоящему у нее на учете инвалиду направление на трудоустройство в вашей фирме. Однако, когда он пришел устраиваться на работу, вы его не взяли. В этом случае в бланке направления придется сделать отметку. В ней вы укажете день явки инвалида и причину отказа (ст. 25 Закона «О занятости населения»).

«Отмеченное» направление будет служить доказательством того, что вы не соблюдаете закон. За это вас могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 рублей (ст. 5.42 КоАП). Протокол по этому нарушению составляет инспекция труда (п. 1 ст. 23.1 КоАП). Однако окончательное решение том, достойны ли вы наказания, будет принимать суд (подп. 16 п.2 ст. 28.3 КоАП).

Заметим, что в регионах могут быть установлены и другие меры ответственности за нарушение условий квотирования. Например, московские фирмы, которые отказываются создавать или выделять рабочие места для инвалидов, рискуют «нарваться» на штраф в сумме 50 тысяч рублей, а руководители этих фирм могут потерять пять тысяч рублей (Закон г. Москвы «О квотировании рабочих мест»).

Перед кем ответ держать

Теперь перейдем к вопросам отчетности. В Законе «О занятости населения» по этому поводу всего одна короткая фраза. Ее смысл таков. Фирмы должны ежемесячно отчитываться перед учреждениями занятости «о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов» (п. 3 ст. 25 закона). Никаких пояснений, на каких бланках нужно составлять отчеты и какие именно сведения в них указывать, в законе нет. Поэтому большинство фирм сдает отчеты по квотированию по тем правилам, которые установлены в региональном законодательстве. А они в каждом регионе абсолютно разные. Например, в Москве территориальные отделы Центра квотирования хотят видеть информацию о выполнении предприятиями квоты не ежемесячно, а ежеквартально. Составлять отчет нужно на специальном бланке.

В Алтайском крае фирмам приходится сдавать целых три бумажки:

  • о среднесписочной численности работников – на начало каждого календарного года;
  • о выполнении фирмой квоты – ежемесячно;
  • о движении квотируемых рабочих мест – не позднее трех дней после того, как на фирме появилось или исчезло рабочее место для инвалида.

А что будет, если фирма не отчитывается по квотированию? Ответственности за это ни в Законе «О социальной защите инвалидов», ни в Законе «О занятости населения» не предусмотрено. Подходящая статья для этого проступка есть только в Кодексе об административных правонарушениях – это статья 19.7. По ней фирму и ее руководителя могут оштрафовать за то, что они не предоставили государству сведения, предусмотренные законом. Сумма штрафа для фирмы – от 3 до 5 тысяч рублей, для руководителя – от 300 до 500 рублей. Протоколы за нарушение по статье 19.7 Кодекса об административной ответственности теоретически должна составлять милиция (подп. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП). А выносить окончательное решение о штрафе — судьи (подп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП). Однако на практике встретить милиционера, проверяющего отчетность по квотированию пока мало кому удавалось. И несмотря на то, что ответственность за непредставление отчетов и существует, шанс пострадать за это нарушение не так уж и велик.

Дубшан БАБУДОРЖИЕВ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

министерства труда и социального развития Краснодарского края

О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы

07.12.2021 Обычная важность

Законом Краснодарского края от 3 ноября 2021 г. № 4563-КЗ внесены изменения в Закон Краснодарского края от 08.02.2000 г. № 231-КЗ “О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае”. Изменения вступили в силу 14 ноября 2021 г., за исключением пунктов 1 и 3 статьи 1, вступающих в силу с 1 марта 2022 г.Новый механизм выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов, введенный законом № 4563-КЗ, будет действовать в Краснодарском крае с 1 марта 2022 г., а именно:
1. В случае невозможности создания или выделения рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты работодатель вправе заключить соглашение об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места с другой организацией.

2. Работодателям со среднесписочной численностью работников более 100 человек необходимо учесть новую категорию работников. Категория “граждане в возрасте от 18 до 23 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые” изменена на категорию «граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации».

Ответы на некоторые вопросы

Какие рабочие места относятся к созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов?

Рабочее место считается созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов с момента определения его соответствующего статуса локальным нормативным актом работодателя.
При этом, не может быть отнесено к категории созданного или выделенного для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой рабочее место, замещаемое в настоящее время работником, не имеющим инвалидности.
К рабочим местам, созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов можно отнести только вакантные рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, или рабочие места, замещенные в настоящее время инвалидами.

Что понимается под специальным рабочим местом для трудоустройства инвалида?

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест.

Особенности производственной деятельности не позволяют принимать на работу граждан, имеющих инвалидность. Существуют ли альтернативы квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов? Возможно ли, учитывая специфику организации, освободить работодателя от выполнения квоты?

Обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов возлагается на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края и имеющих численность работников более 35 человек, без исключения.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ).
В свою очередь Закон Краснодарского края от 08.02.2000 г. № 231-КЗ “О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае” предусматривает, что работодатели, в случае отсутствия у них возможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов, имеют право арендовать квотируемые рабочие места у другого работодателя, либо создавать и (или) выделять рабочие места иными способами в соответствии с законодательством.

Под иными способами квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, рассматривается, в том числе возможность заключения работодателем соглашения об организации квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов у другого работодателя.
В рамках соглашения работодатель (направляющая сторона), в целях выполнения установленной ему квоты для приема на работу инвалидов, за счет собственных средств создает или выделяет рабочие места для трудоустройства инвалидов у другого работодателя (принимающей стороны).

Соглашением закрепляются обязанности работодателя – направляющей стороны по финансированию организации квотируемого рабочего места для трудоустройства инвалида (приобретение, адаптация оборудования, компенсация расходов на заработную плату трудоустроенного инвалида и т.п.), работодателя – принимающей стороны – по трудоустройству инвалида и соблюдению в отношении него всех норм трудового законодательства.

Организация такого трудоустройства считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов.

Когда обязанность работодателя по созданию квотируемых рабочих мест для инвалидов считается исполненной?

Выполнением работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов считается создание или выделение указанных рабочих мест в количестве, соответствующем размеру установленной квоты.
В это количество входят как уже замещенные инвалидами рабочие места, так и вакантные рабочие места, заявленные в установленном порядке в Центр занятости населения.
Выполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство инвалидов на все рабочие места, созданные или выделенные в рамках квоты.

Будет ли считаться исполнением квоты самостоятельное трудоустройство работодателем инвалида на вакансию, которая была заявлена в Центр занятости населения?

Самостоятельное трудоустройство работодателем инвалидов в счет установленной квоты может считаться исполнением квоты.

Организация формально отчитывается по квоте, подает сведения о вакантных местах, но в приеме на работу инвалидам отказывает. Какая ответственность за это предусмотрена?

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса об административных правонарушениях отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

По всем возникающим вопросам обращаться в ГКУ КК «Центр занятости населения Каневского района» по телефону: +7 (86164) 7-42-46.

ГКУ КК «Центр занятости населения Каневского района»

Что означает квотируемое рабочее место

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Что такое рабочая квота?
  2. Законодательное регулирование квотирования
  3. Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?
  4. Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
  5. Квотирование для работодателя
  6. Права квотирующего работодателя

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  • Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
  • Другие возможные категории для квотирования

    В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

    • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
    • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
    • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
    • родителям-одиночкам, особенно матерям;
    • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
    • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
    • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
    • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
    • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

    ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

    Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

    Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

    Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

    • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
    • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
    • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
    • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

    Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

    К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

    Квотирование для работодателя

    Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

    Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

    Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

    • свидетельство о государственной регистрации (копия);
    • устав (копия);
    • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
    • письмо из Единого госрегистра;
    • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

    После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

    Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

    За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

    Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

    Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

    • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
    • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
    • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

    Права квотирующего работодателя

    Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

    • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
    • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

    Ярославская областная Дума

    Официальный сайт с 1 декабря 2020 года

    Ярославская областная Дума

    Официальный сайт с 1 декабря 2020 года

    Версия для слабовидящих

    150000, г.Ярославль, Советская пл., д.1/19.

    Телефон (4852)40-18-13, Факс (4852)32-77-75

    150000, г.Ярославль, Советская пл., д.1/19.

    Телефон (4852)40-18-13, Факс (4852)32-77-75

    • Общие сведения
      • Основы деятельности
      • История
      • Дума VII созыва
      • Обязательная информация
    • Состав и структура
      • Председатель Думы
      • Заместители Председателя Думы
      • Совет Думы
      • Представитель от Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
      • Полномочные представители Думы
      • Комитеты
      • Депутатские объединения
      • Депутаты Думы
      • Аппарат Думы
    • Деятельность
      • Мероприятия
      • Планы и отчёты
      • Награды
      • Проекты правовых актов, внесенные в Думу
      • Законы и постановления, принятые Думой
      • Оценка регулирующего воздействия
      • Инициативы и обращения Думы в федеральные органы власти
    • Информация и аналитика
      • Обзоры заседаний Думы
      • Информационно-аналитические материалы
      • Бюджетная аналитика
    • Формируемые органы
      • Контрольно-счетная палата
      • Собрание молодых законодателей Ярославской области
      • Уполномоченные по правам
    • Взаимодействие
      • Межпарламентское сотрудничество
      • Местное самоуправление Ярославской области
      • Общественная палата Ярославской области
    • Обращения граждан
      • Порядок рассмотрения обращений
      • Справочная информация
      • График приема граждан депутатами Думы
      • Обращения в Думу
      • Запрос информации
      • Анализ работы с обращениями граждан
    • Контакты
      • Руководство Думы
      • Комитеты и фракции
      • Депутаты
      • Аппарат Думы
      • Информация для СМИ

    О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области

    • Дата принятия : 26 марта 2019
    • Заседание :Очередное заседание Ярославской областной Думы 26.03.2019
    • Внесены изменения : Законом Ярославской области от 28.09.2021 № 67-з
    Дополнительные материалы
    Закон № 21-з
    Правовой акт

    Ярославская областная Дума

    седьмого созыва

    Ярославской области

    О квотировании рабочих мест

    для трудоустройства несовершеннолетних граждан

    в Ярославской области

    Принят Ярославской областной Думой

    26 марта 2019 года

    Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

    Настоящий Закон в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Ярославской области для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих на территории Ярославской области (далее – несовершеннолетние граждане).

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

    1) квота для приема на работу несовершеннолетних граждан (далее также – квота) – минимальное количество рабочих мест в процентах от среднесписочной численности работников, которые работодатель обязан выделить (зарезервировать) и (или) создать для трудоустройства несовершеннолетних граждан;

    2) квотирование рабочих мест – выделение (резервирование) и (или) создание рабочих мест в соответствии с квотой для приема на работу несовершеннолетних граждан.

    Статья 3. Квота для приема на работу несовершеннолетних граждан

    1. Квота для приема на работу несовершеннолетних граждан устанавливается для юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей (далее – работодатели), осуществляющих деятельность на территории Ярославской области и имеющих среднесписочную численность работников не менее чем 50 человек, в размере 1 процента от среднесписочной численности работников, за исключением работодателей, указанных в части 5 настоящей статьи.

    2. Среднесписочная численность работников определяется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При исчислении квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, а также работники, выполняющие работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.

    3. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников с учетом требований части 1 настоящей статьи.

    4. При определении размера квоты округление производится до целого числа в большую сторону.

    5. Квота не устанавливается для:

    1) юридических лиц, находящихся в стадии банкротства, ликвидации или реорганизации, индивидуальных предпринимателей, находящихся в стадии банкротства;

    2) общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

    3) религиозных организаций;

    4) органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

    Статья 4. Права и обязанности работодателей

    1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа исполнительной власти Ярославской области в сфере занятости населения информацию, необходимую для квотирования рабочих мест.

    2. Работодатели обязаны выделять (резервировать) и (или) создавать рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних граждан в соответствии с квотой.

    3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять в государственные учреждения службы занятости населения информацию о трудоустройстве несовершеннолетних граждан на квотируемые рабочие места в порядке, установленном Правительством Ярославской области.

    4. Работодатели обязаны соблюдать особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, установленные федеральным законодательством.

    Статья 5. Трудоустройство несовершеннолетних граждан

    1. Трудоустройство несовершеннолетних граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно, в том числе с учетом направлений государственных учреждений службы занятости населения.

    2. Подбор подходящей работы осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в порядке, установленном федеральным законодательством.

    3. Контроль за квотированием рабочих мест осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере занятости населения.

    4. Порядок осуществления контроля за квотированием рабочих мест устанавливается Правительством Ярославской области.

    Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: