Кудрин заявил, что правительство выполнит обещания по пенсиям

«Я против увеличения пенсионного возраста»: как Путин пересидел свои обещания Статьи редакции

Президент был твёрдо против реформы, но это было давно.

В четверг 14 июня глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил о планах поднять пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 для женщин — мере, при помощи которой государство хочет урезать расходы на бюджетников. Решение не окончательное, но так близко к поднятию пенсионного возраста ещё не подходили — правительство внесёт в Госдуму свой законопроект.

На фоне анонса реформы СМИ и пользователи соцсетей стали припоминать прошлые цитаты Путина, в которых он явно высказывался против реформы. На вопрос о текущем отношении Путина его пресс-секретарь и вовсе открестился: мол, «президент не участвует в проработке этого вопроса», а его цитата была сделана 13 лет назад, за которые страна поменялась. TJ разбирался, как менялась страна и отношение Путина к повышению пенсионного возраста.

Тема поднятия пенсионного возраста обсуждается в России последние 20 лет. Крайне непопулярная реформа пугала граждан и, похоже, саму власть. За повышение позволяли себе высказываться эксперты и чиновники из экономического блока правительства, но не политики. Главный политик страны Владимир Путин публично был против этой инициативы. Теперь ему об этом всё чаще напоминают.

Нынешний возраст выхода на пенсию по старости был установлен в 1928 году. В 1968-м он стал всеобщим – колхозникам понизили планку до уровня рабочих и служащих. Какая в России тогда была ожидаемая продолжительность жизни при рождении — вопрос спорный. По имеющейся статистике, всё же выше пенсионного (около 69 лет). Но жизнь мужчин была в среднем на 10 лет короче, чем у женщин, и из-за более высокой смертности в молодом возрасте шансов дожить до пенсии они имели значительно меньше. Спустя 50 лет эта разница между полами почти не изменилась.

В 2000 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении равнялась 65,3 года. Путин тогда стал президентом. За два его первых президентских срока продолжительность увеличилась на два года. В таких условиях политикам всерьёз говорить о резком увеличении пенсионного возраста было бы странно. Увеличивать постепенно на перспективу тоже не стали.

В последние дни широко цитируется обещание Путина от 2005 года, что при нём повышения возраста не будет. Аргументация в пользу повышения тогда была примерно такая же, как сейчас: доля пенсионеров становилась больше, а доля работающих — меньше.

Я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет. И вообще считаю, что у нас нет необходимости повышать срок выхода на пенсию.

Нужно стимулировать людей, которые считают, что после достижения трудового возраста выхода на пенсию они могут продолжить трудовую деятельность, по состоянию здоровья. Вот стимулировать, создавать экономические условия заинтересованности продолжения трудовой деятельности можно, но не ущемляя их пенсионных прав.

В те годы Путин не заявлял, что будет идти на третий и четвёртый президентские сроки. Вопрос о третьем сроке подряд с изменением ради этого Конституции неоднократно задавался, но получал отрицательный ответ. На той же «Прямой линии» в 2005 году Путин говорил, что не видит свою задачу в том, чтобы «вечно сидеть в Кремле» и чтобы «на экранах телевизоров всё время показывали одну и ту же физиономию». До 2008 года обещание не увеличивать возраст он сдержал — а потом перешёл на должность премьер-министра.

Читайте также:
В каких случаях убытки от кражи списываются

В 2010 году на уровне правительства о повышении заговорили активнее. Дефицит пенсионного фонда рос. На тот момент министр экономики Алексей Кудрин заявил, что повышение неизбежно : «Пенсионный возраст будет увеличен. Это даже трудно обсуждать. Когда мы это решим — через год, через два, через пять — не так важно сейчас, но это придется сделать».

Путин публично ответил на это предложение тем, что повышение в России пока невозможно: средняя продолжительность жизни в России ниже, чем в Европе. Через полгода во время «Прямой линии» Путин подтвердил, что этот вопрос не рассматривается . Непопулярную меру отложили.

Что касается пенсий, повышения пенсионного возраста, снятия льгот. Ничего подобного не планируется. [. ] Эти вопросы даже не рассматриваются, и поэтому никаких опасений по этому поводу быть не может.

В предвыборных статьях Путина начала 2012 года тема пенсионного возраста почти не обсуждалась. Он только подтвердил, что всё ещё настроен против повышения. В том же году ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигла 70 лет. Впервые по этому показателю мужчины стали условно «доживать» до пенсии по старости.

В 2015 году Путин дал расширенный ответ Алексею Кудрину, который тогда уже являлся просто авторитетным экспертом, а не министром. Ответ президента вполне объясняет, почему сейчас, спустя три года, пенсионный возраст действительно могут повысить.

Во-первых, тогда Путин согласился, что это «теоретически, конечно, правильно». Во-вторых, заявил, что повышение возраста возможно при поддержке власти гражданами : «Если мы сохраним доверие граждан, то они тогда будут поддерживать всё, что мы делаем, и где-то, как коллеги говорят, готовы будут и потерпеть». В-третьих, считал, что поднятие не должно быть резким.

Если мы будем действовать, не обращая внимания на то, что происходит в реальной жизни, тогда, мне кажется, мы очень быстро можем скатиться к ситуации начала 90-х годов. […]

Можем ли мы, готовы ли к тому, чтобы сейчас взять и резко повысить пенсионный возраст? Я считаю, что нет. Скажу почему. Потому что, да, у нас растёт продолжительность жизни, но всё-таки для мужчины — 65 с половиной лет. Если мы в 65 поставим возраст выхода на пенсию, — вы меня извините за простоту выражения, это отработал, в деревянный макинтош — и поехал? Это невозможно. […]

Если какие-то и делать изменения по возрасту, то они не должны касаться тех, кто уже практически заработали свои пенсионные права. Людей предпенсионного возраста это точно не должно касаться. Это должно быть мягкое вхождение в эту систему уже зрелых, но ещё достаточно молодых людей, которые будут понимать, что их ожидает лет через 10–15. И это должны быть отложенные решения. Но, повторяю ещё раз, это очень важно, все эти вещи должны открыто обсуждаться и в конечном итоге быть принятыми обществом.

В 2018 году почти все перечисленные выше Путиным пункты выполнены. На выборах он получил результат выше, чем в 2012 году, рейтинг одобрения его работы тоже высок. Это можно интерпретировать как доверие граждан, которые готовы потерпеть — своими голосами они дали Путину некий карт-бланш.

Поднятие возраста не планируют сделать резким: утверждается, что оно затронет тех, кто пока к пенсии по старости не близок. По словам Путина из последнего послания Федеральному собранию, «к концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран „80 плюс“, где продолжительность жизни превышает 80 лет». То есть и тут он себе не противоречит.

Читайте также:
Медведев подтвердил планы на МРОТ

Теперь повышению предстоит пройти открытое обсуждение обществом. По опросам прошлых лет подавляющее большинство россиян против повышения, но митингов протеста против законопроекта не предвидится. Социологи фиксируют в 2018 году низкий уровень протестной активности. В отличие от истории с монетизацией льгот, будущих пенсионеров законопроект касается хоть и напрямую, но в далёкой перспективе. Тем более не все они уверены, что доживут хотя бы до нынешней отметки. Многих через СМИ успокоят многочисленные эксперты, рассказав, что выбора и альтернативы в этом вопросе нет. В конце концов, Путин сможет сослаться на западный опыт: даже в благополучной Швейцарии недавно население проголосовало против повышения. Непопулярные реформы везде непопулярные.

Происходящее в «реальной жизни» тоже можно обратить в пользу повышения. В начале июня на «Прямой линии» Путин заявил о росте реальных доходов граждан. Тогда же Центральный банк ранее рассказал, что молодёжь не спешит вкладывать деньги в пенсионную систему, тем самым угрожая ей. К «реальной жизни» можно отнести и долю работающих пенсионеров — их около 22%. Значит, пускай и те, и другие копят дольше.

Путин может и просто устраниться от публичного принятия решения, переведя все «стрелки» на правительство. Дмитрий Песков уже заявил, что президент не участвует в проработке этой темы. Похожая ситуация была с возможным повышением НДС с 18% до 20% . В 2012 году Путин говорил, что снижение НДС – это правильно. Спустя четыре года анонсировал «настройку налоговой системы» к 2019 году. В марте 2018-го он сказал, что не знает, как изменить НДС, есть разные варианты, которые обсуждаются. В итоге повышение НДС публично может стать не решением Путина, а результатом обсуждения правительства: он был бы не против снизить, но доверяет экспертам.

Последний раз подробно на вопрос о пенсионном возрасте Путин отвечал в декабре 2017 года — он всё ещё был настроен скептически, но уже говорил о «других соображениях». Тогда он добавил к вопросу своё мнение о влиянии распространения автоматизации на занятость пожилых людей.

Результат в экономике и на предприятиях, в сфере реального производства, который достигается, условно говоря, применяя тысячу работающих, завтра на этих предприятиях, может быть, потребуется не больше ста, да плюс ещё возраст выхода на пенсию мы снесём вправо до 63 или 65 лет, некоторые предлагают. А куда девать этих людей, которые высвободятся от работы? Что будет с рынком труда? Есть и другие соображения. Для того чтобы принять окончательно, нужно всё это просчитать реально.

Но Путин действительно давал обещание не поднимать пенсионный возраст, пока является президентом. Если законопроект будет принят и подписан Путиным, то своё обещание он не сдержит. Он настолько долго находится у власти, что успели наступить другие времена.

Кудрин заявил, что правительству нечем платить пенсии – комментарий

Экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин в интервью изданию «Аргументы и факты» заявил, что не видит альтернативы повышение пенсионного возраста для россиян. По его словам, у правительства не осталось других ресурсов, чтобы платить хотя бы нынешнюю пенсию. Руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелев разделяет опасения бывшего министра финансов. По его словам, ситуация в экономике действительно тяжелая, и государству все сложнее выполнять свои социальные обязательства. Однако, повышение пенсионного возраста не решит проблему, заявил Шмелев в интервью радиоSputnik.

Читайте также:
Океанариумы, санатории и профсоюзы обзаведутся льготами

«Ситуация в экономике страны напряжённая. Предшествующие два года охарактеризовались падением производства, уменьшением ВВП, соответственно, уменьшением доходной части бюджета. Сейчас фактически мы переживаем стадии рецессии, есть небольшой рост ВВП, но он незначительный, и не в состоянии перекрыть те потери, которые уже были в предшествующие годы. Государство, в этих условиях, с большим напряжением выполняет свои социальные обязательства, в том числе и в области пенсионного обеспечения. Я думаю, что Кудрин прав, когда говорит, что государство с большим напряжением выполняет свои обязательства. Перспективы впереди, к сожалению, не радостные. Поскольку до 2020-2021 года, никакого существенного роста экономики не будет происходить, соответственно нет возможности для пополнения Пенсионного фонда. Он и так у нас дефицитен, и государство его финансирует из других источников. Рецепт, который предлагает Кудрин, и который опирается на рекомендации МВФ, не в состоянии решить текущих проблем Пенсионного фонда страны, потому что повышение пенсионного возраста растянется на многие годы. И фактически будет касаться будущих поколений, которые будут выходить на пенсию через 10, 15, 20 лет. А проблема должна быть решена сегодня. Поэтому, тот рецепт, который предлагает Кудрин, не в состоянии помочь государству справиться с проблемой, с которой оно сталкивается.

Политика по повышению пенсионного возраста, или возраста выхода на пенсию мужчин и женщин проводится в целом ряде европейских государств. Эта политика также проводится и в Белоруссии. Об этом сейчас говорят и на Украине и в западноевропейских странах эта же проблема обсуждается. Расчёты показывают, что увеличение пенсионного возраста, не решает проблем наполнения пенсионного фонда. Здесь не должно быть никаких иллюзий. Главная здесь задача государства – обеспечить устойчивый, стабильный рост экономики со сравнительно высокими темпами её роста. Только в этом случае можно обеспечить наполняемость бюджета и соответственно, наполняемость Пенсионного фонда. Можно тогда обеспечить людей работой, и тогда увеличатся поступления средства в Пенсионный фонд.

Много внимания должно быть сейчас уделено поиском новых драйверов развития экономики. А пока эти драйверы не ясны, не выявлены. Соответственно, нет чёткой экономической политики. Мы её не видим. Решаются какие-то текущие проблемы, а стратегическая линия не просматривается. И здесь нужно искать ответ на вопрос о том, как обеспечить стабильные выплаты пенсий гражданам РФ. А выплаты эти будут увеличиваться, потому что число выходящих граждан на пенсию каждый год растёт, соответственно увеличиваются расходы на обеспечение пенсий. Надо сказать, что пенсии в России – мизерные. На них практически жить невозможно,это где-то на уровне бедности, нищеты. Это позор для РФ, потому что даже при социализме, минимальный размер пенсии был – 60, 70 рублей, и позволял человеку как-то нормально существовать. А то, что сейчас государство платит – это деньги, которые обеспечивают самые минимальные потребности человека. И выход на пенсию для многих означает – попадание в нищету, в бедность, в беспросветность», – сказал экономист.

Читайте также:
Счета инвестиционного типа начинают расти

Выплаты пенсионерам, индексация пенсий с 1 января 2022 года: Путин вновь потребовал от Правительства выполнить обещание, итоги конференции

Завершилась 17-я итоговая пресс-конференция президента РФ Владимира Путина. Несмотря на коронавирусную пандемию в этом году она прошла в офлайн-режиме. Ради этого организаторы приняли тщательные меры безопасности журналистов, присутствующих на конференции, обработали частицами серебра, а набалдашники микрофонов регулярно менялись. На пресс-конференции присутствовали 507 корреспондентов.
На прошедшей пресс-конференции президента одной из основных социально значимых тем стала индексация пенсий.

Так что же сказал Владимир Путин об индексации пенсий пенсионерам?

Уровень инфляции в России за 2021 год уже превысил заложенные в государственном бюджете с начала года 5,9%. Именно на этот процент и были проиндексированы ежемесячные выплаты всем пенсионерам России. Однако за неполные 12 месяцев рост цен уже преодолел отметку в 8%.

Президент, отвечая на вопрос, планируется ли компенсация пенсионерам, еще раз подчеркнул, что страховые пенсии обязательно будут индексированы в 2022 году по уровню фактической инфляции.

Путин также отметил, что Правительство Российской Федерации должно сделать всё для того, чтобы выполнялись обещания прошлых лет.

“До сих пор нам в целом удавалось это сделать, и мы обязательно это сделаем”-заверил президент.

По словам эксперта, проректора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, правительство может выбрать один из двух вариантов решения. Ежемесячная прибавка к пенсии на протяжении 2022 года или единовременные выплаты пенсионерам.

В этой ситуации правительству нужно будет проводить еще одну дополнительную индексацию пенсий, примерно на уровне 3%. На это потребуется порядка 200-300 млрд рублей,– объяснил Сафонов KP.RU.

Единовременная выплата 10000, 15000 рублей к Новому году, будет или нет?

Президент РФ Владимир Путин назвал новый бюджет 2022 года, социально направленным и анонсировал повышение социальных выплат в России.

«Социальные выплаты миллионов россиян вырастут. Это отражается и на индексации пенсий», — заявил Владимир Путин.

Многие пенсионеры ждали, что на Новый год президент им выдаст единовременные выплаты по 10000 или 15000 рублей, как это было в августе перед выборами. Об этом много говорили и писали в сми. Однако надежды пенсионеров на такие выплаты не оправдались. Президент ничего об этом не сказал. Возможно все еще изменится, ведь до Нового года еще есть время.

Что пообещал семьям с детьми президент Путин на пресс-конференции 23 декабря 2021?

Власти РФ введут новые выплаты для семей, чтобы обеспечить поддержкой детей всех возрастов, от рождения до окончания школы. Сказал президент России Владимир Путин на большой пресс-конференции.

«Поднять на ноги малыша — это довольно сложное дело, в финансовом отношении очень непростое. Все наши меры направлены на то, чтобы выстроить всю цепочку, связанную с поддержкой материнства и детства. На каждом шаге примем соответствующие меры поддержки. Закроем все разрывы, касающиеся возраста ребенка. И сделаем это в перспективе ближайших полутора лет. Делать это нужно ярко и тонко, а государство будет поддерживать большие семьи материально”,-заявил президент РФ Владимир Путин

Повышение зарплат военнослужащим и силовикам в 2022 году: Путин пообещал увеличить военные пенсии

Президент не обошёл вниманием и силовые структуры, включая военных и правоохранительные органы. В своем ответе об индексации пенсий, он добавил, что государство должно поддержать и силовиков, увеличив им заработную плату, что прямо скажется и на пенсиях военнослужащих, ведь они рассчитываются от оклада, думаю, что эти тонкости знают сами военные пенсионеры.

Читайте также:
Подмосковье предлагает сервис для проверки коммерческой недвижимости

Что сказал Путин о принудительной вакцинации

Президент России Владимир Путин, обсуждая вопрос о принудительной вакцинации от коронавируса в России, заявил, что люди всегда найдут способ обойти ограничения. Единственный способ простимулировать вакцинацию, по его мнению,— «терпеливо объяснять» необходимость этой процедуры. Он также выступил против преследования противников вакцинации.

Кудрин признался, что у правительства закончились деньги на выплату пенсий

Деньги на выплату пенсий россиянам у правительства закончились. Об этом заявил бывший министр финансов, глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин в интервью газете «Аргументы и факты»

Он напомнил, что в 2016 году государство впервые нарушило свои обязательства и не провело индексацию пенсий, была лишь однократная выплата в размере пяти тысяч рублей. Кроме того, сегодня Госдума и правительство обсуждают вопрос об ограничении выплат работающим пенсионерам. Кудрин уверен, что это прямо свидетельствует об острой нехватке средств в Пенсионном фонде России. Причем, залатать дыру за счет других источников не удастся, заявил он.

«Сравните масштабы трат: за последние семь лет расходы на пенсии выросли на 3% ВВП. В нынешних ценах это примерно 2,5 трлн рублей в год — почти столько же, сколько мы тратим на всё образование в стране», — отмечает Кудрин. Экс-министр финансов подчеркивает, что для выплаты нынешних пенсий власти придется полностью отказаться от инвестиций в образование, медицину, строительство новых дорог.

По его мнению, повышение пенсионного возраста — необходимая мера, связанная с увеличением периода активной жизни примерно на 10 лет. «Выход на пенсию сейчас означает резкое — в три раза — снижение качества жизни. Это такая «жесткая посадка» для человека, который выходит на пенсию», — полагает глава совета ЦСР.

Пенсионный фонд России в комментарии «Газете.Ru» заявил, что расходы на пенсии гарантированы бюджетом ПФР.

«У нас есть трехлетний бюджет, в котором все расходы на пенсии и социальные выплаты обеспечены доходами ПФР. Бюджет ПФР — это гарантия наших социальных выплат», — заявили в фонде.

31 октября Госдума приняла в первом чтении бюджет ПФР. Расходы фонда составляют 8,44 трлн рублей на пенсии и социальные выплаты. Доходы обеспечиваются пенсионными взносами (4,9 трлн рублей) и трансфером из бюджета (3,5 трлн рублей).

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев указал на то, что Кудрин и ранее говорил о необходимости сокращения расходов на оборону и силовые структуры.

«Обоснование необходимости изменения бюджетных приоритетов можно связать и с проблемой пенсий. Тема проблем с выполнением обязательств перед пенсионерами всплывает не в первый раз. Но из уст Кудрина она звучит особенно весомо. Рассуждения же на тему необходимости повышения пенсионного возраста готовят общество к неизбежности решения этого вопроса в среднесрочной перспективе. В краткосрочной же Кудрин дает понять, что правительство зашло в тупик, что нынешний экономический курс требует серьезной корректировки, что нужны те, кто готов провести в жизнь непопулярные решения», — пояснил Калачев.

Финансовый аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин пояснил, что пенсионная система России не рассчитана даже на тот скромный относительно развитых стран объем выплат, который сейчас производится: «Для того, чтобы хоть как-то выполнять свои обязательства перед пенсионерами, правительство вынуждено пополнять Пенсионный фонд напрямую из федерального бюджета, жертвуя в том числе такими немаловажными статьями расходов, как образование, здравоохранение и оборона. Но последние пару лет и этого источника доходов перестало хватать из-за роста числа получателей пенсий на фоне процесса старения населения. Правительство вынуждено было сначала лишить работающих выплат в накопительную часть пенсии, потом перейти на расчеты будущей пенсии в баллах, а недавно — и вовсе отказаться от индексации пенсий для некоторых категорий получателей».

Читайте также:
1С попал под санкции на Украине

По мнению эксперта, ситуация ухудшается с каждым годом и в какой-то момент придется повысить пенсионный возраст, или денег на всех действительно не хватит. «Весь вопрос в том, кому это придется делать. Окно возможностей будет после выбора президента в 2018 году», — резюмировал Нигматуллин.

По данным Пенсионного фонда РФ, прогнозируется, что в течение 2017 года численность пенсионеров по линии ПФР увеличится с 43,3 млн до 43,9 млн человек. Увеличение по сравнению с 2016 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в стране.

Ярослав Нилов разъяснил позицию ЛДПР относительно вариантов легализации самозанятых граждан

Заместитель Руководителя фракции ЛДПР, председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявил, что публикации в ряде СМИ о легализации самозанятых искажают смысл инициативы ЛДПР.

«К сожалению, о чем я неоднократно говорил, общество сегодня нередко воспринимает информацию фрагментарно. Взгляд цепляется за броский заголовок, который порой не отражает ни основного содержания, ни самой темы материала. В сознании и подсознании остаются только отдельные фразы и «послевкусие» смысла громкого заголовка – тем более, если пользователь прочел статью не полностью», — заявил Нилов.

По его мнению, в случае перепечатки публикации или из первоисточника, или, что даже нагляднее, повторной перепечатки, часто искажается, либо вообще теряется изначальный посыл: «Вероятно, мое предложение по несовершеннолетним самозанятым рассматривается через призму вызвавшего широкий общественный резонанс (большей частью – негативный) законопроекта, принятого в первом чтении и предполагающего регулирование сферы самозанятых граждан. Я, как и вся фракция ЛДПР, этот законопроект не поддержал. Считаю предложенный эксперимент малоэффективным. Более того, убежден – разговаривать с самозанятыми посредством репрессий, штрафов и угроз абсолютно непродуктивно».

Ярослав Нилов обозначил основные тезисы своего предложения:

– Еще при рассмотрении законопроекта, изменяющего возрастные параметры пенсионной системы (эту инициативу, как известно, фракция ЛДПР также не поддержала), мы говорили о том, что у нас самозанятых сегодня порядка 20 млн человек, и повышение пенсионного возраста является для них явно демотивирующим фактором в плане перспектив легализации.

– Согласно действующему Трудовому кодексу, гражданин с 14 лет имеет право работать – с согласия родителей, без ущерба учебе и здоровью. В том случае, если он работает и получает заработную плату, работодатель обязательно начисляет подоходный налог, который уходит в бюджет, а также направляет взносы во внебюджетные фонды. То есть молодые люди, работая с 14 лет и получая доход, сегодня и так платят налоги. Иными словами, НДФЛ уплачивают все, независимо от возраста. Поэтому ничего нового или революционного с точки зрения налогообложения я не предложил.

– Концепция того самого законопроекта о самозанятых, принятого в первом чтении, предполагает разделение взимаемого налога: часть направляется в бюджет субъекта федерации, а часть – в фонд обязательного медицинского страхования. Если же гражданин имеет статус безработного, взносы в фонд ОМС за него направляет субъект. И этому гражданину в данном случае совершенно не принципиально, легализован он или нет. Медицинские услуги ему все равно будут оказываться, поскольку бюджет фонда ОМС в любом случае получает взносы. А вот пенсионный фонд со стороны безработного никаких взносов не получает. И при самостоятельной занятости такие взносы возможны только в случае добровольного формирования пенсионных накоплений. Это, на мой взгляд, также нелогично и уничтожает любую мотивацию – легализация самозанятых граждан должна проходить через информационную составляющую, через понятные и убедительные разъяснения о возможности формирования будущих пенсионных накоплений.

– Что касается 14-летних, то мы предложили дать им право исключительно добровольно (здесь еще раз подчеркну – ДОБРОВОЛЬНО!) в этом возрасте получить свой статус. Или он захочет зарегистрироваться на общих основаниях в качестве индивидуального предпринимателя, но только по отдельным видам деятельности и в рамках Трудового кодекса, без ущерба здоровью или учебе, или самозанятого. Если у молодого человека возникает осознанное желание формировать свой будущий трудовой стаж, свои будущие пенсионные права, что никак не учтено в концепции того же законопроекта о самозанятых, то только в этом случае гражданин может добровольно принять решение и зарегистрироваться. Тем самым, достигнув возраста полноценной занятости, он получит возможность подтвердить будущему работодателю, деловым партнерам или иным сторонам свой официальный стаж работающего человека. Таким образом, установленную Трудовым кодексом конструкцию и предложение ЛДПР с точки зрения самозанятых предлагалось распространить на лиц 14-летнего возраста – исключительно на добровольных началах, без какого-либо принуждения.

– При этом самозанятых мы предложили легализовывать через иную систему – патентную. Гражданин приобретает патент, который, во-первых, должен быть недорогим, доступным с точки зрения соотношения с будущими доходами, и, во-вторых, позволяет ему на законных основаниях трудиться, получать доход и при этом формировать свою будущую пенсию. Концептуально наша инициатива абсолютно противоречит нашумевшему законопроекту о самозанятых и, что важно, была впервые озвучена гораздо раньше.

– К сожалению, некоторые СМИ предпочли не разбираться в этих нюансах, а смешать все в один материал и подать в разрезе обсуждаемого законопроекта под броским заголовком. В итоге это в корне изменило и исказило суть самой идеи.

6 правил работы с самозанятыми

Управляющий партнер компании TAXBURO, налоговый консультант

Читайте также:
ФНС может отменять выгодные решения УФНС

специально для ГАРАНТ.РУ

Самозанятость – один из новых для России режимов ведения коммерческой деятельности, который, с одной стороны, имеет определенные преимущества для самого самозанятого и заказчика его услуг, с другой – характеризуется рядом существенных недостатков. При этом нарушение норм законодательства, регулирующих применение этого режима, может привести к тому, что заказчик услуг самозанятого гражданина будет привлечен к ответственности. А это значит – штрафы, проверки и судебные иски. Избежать этого помогут шесть главных правил, которым необходимо следовать при работе с самозанятыми.

Правило № 1 – не нанимайте ваших бывших работников

Основное ограничение деятельности, связанной с самозанятыми гражданами, – это запрет на подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Опыт других государств и некоторых российских хозяйствующих субъектов показывает, что иногда работодатели используют упрощенные режимы налогообложения для того, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку. А именно – требуют от своих сотрудников увольнения с последующим заключением гражданско-правовых договоров с ними как с субъектами предпринимательской деятельности.

Это незаконно: нормы Федерального закон от 27 ноября 2018 г. № 422 “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее – Закон № 422-ФЗ) как основного нормативно-правового акта, регулирующего данный режим налогообложения, подразумевают запрет на заказ услуг у лиц, которые в течение двух последних лет являлись сотрудниками вашего предприятия (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ). Что это значит для бизнеса? Вы не можете заключать договоры гражданско-правового характера с лицами, которые на протяжении двух последних лет были вашими штатными работниками, то есть работали у вас по трудовому договору. При этом не имеет значения, был ли данный трудовой договор срочным или бессрочным.

Правило № 2 – никаких работников у самозанятых

Работая с самозанятыми лицами в качестве исполнителей, следует понимать, что они, хотя и являются субъектами предпринимательской деятельности, все же в первую очередь – физические лица, самостоятельно исполняющие работы по договорам. У них не может быть наемных сотрудников, поэтому следует тщательно оценивать объем предстоящих работ и учитывать данный фактор.

Читайте также:
Банки с проблемами больше не будут проблемой налогоплательщиков

В то же время законодательство не содержит прямых ограничений на использование подряда и субподряда самими самозанятыми. Однако это порождает дополнительные сложности и может стать предметом пристального внимания контролирующих органов как к самозанятому лицу, так и к другим сторонам договоров, заключенных данным лицом.

Нормы, которые регулируют этот вопрос, содержатся непосредственно в ч. 7 ст. 2 и п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ.

Правило № 3 – никаких других режимов налогообложения

Следует помнить, что законодательство жестко ограничивает права самозанятых лиц. Так, они не могут одновременно с налогом на профессиональный доход применять какие-либо другие налоговые режимы. Поэтому прежде чем начинать сотрудничать с самозанятым лицом, необходимо как можно более тщательно проверить его историю и наличие сведений о нем в открытых реестрах субъектов предпринимательской деятельности, чтобы избежать излишних рисков.

Отдельно стоит отметить, что п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ предполагает возможность применения этого способа налогообложения в течение последнего месяца ведения деятельности на УСН или сельхозналоге. Однако для большей безопасности взаимодействия с самозанятыми лучше не рисковать и избегать работы с лицами, все еще числящимися плательщиками данных налогов.

Правило № 4 – арбитражный суд не поможет

Несмотря на то что самозанятые граждане являются полноценными субъектами предпринимательской деятельности, значительная часть их прав и обязанностей не регламентируется действующим законодательством, применимым к полноценному бизнесу. Так, АПК РФ, определяющий порядок деятельности арбитражных судов в России, не содержит упоминания о том, что в юрисдикцию данных судов входят вопросы деятельности самозанятых граждан как плательщиков налога на профессиональный доход.

Из-за этого возникающие в рамках договорных отношений с самозанятыми гражданами спорные ситуации не могут быть решены в порядке арбитражного судопроизводства в отличие от споров с другими контрагентами-предпринимателями.

Для заказчика услуг самозанятого гражданина это может стать значительной неприятностью – в случае конфликта с самозанятым лицом нужно обращаться в суды общей юрисдикции, что предполагает в том числе иные сроки рассмотрения споров.

Правило № 5 – ограничение дохода

Если вы рассчитываете на длительное сотрудничество с самозанятым, следует помнить о том, что данная категория налогоплательщиков имеет жесткие ограничения на объем получаемого в течение года дохода. Он не может превышать 2,4 млн руб. (п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ). Поэтому в ряде случаев, когда самозанятое лицо является высококвалифицированным и дорогостоящим специалистом, данный режим налогообложения может не подходить для взаимодействия. Как только доходы самозанятого превышают данный показатель, он утрачивает право осуществлять свою деятельность в данном формате.

Читайте также:
Налоговый вычет получается у работодателя без заполнения декларации

Правило № 6 – ограничение видов деятельности

Есть сферы деятельности, в которых вы в принципе не сможете воспользоваться услугами самозанятых граждан. Так, запрещается использование данного режима налогообложения в целях:

  • реализации подакцизных товаров и товаров, нуждающихся в особой маркировке и идентификации;
  • перепродажи имущественных прав;
  • добычи или реализации полезных ископаемых;
  • представления интересов иных лиц.

Стоит ли нанимать самозанятого?

В целом привлечение самозанятых граждан является достаточно удобным способом сотрудничества заказчика и исполнителя. Заказчик фактически получает эффективного специалиста, способного оказать необходимые услуги, но не несет при этом стандартных обязательств работодателя. И сам документооборот с самозанятым будет значительно меньше: нет необходимости заключать трудовой, коллективный договоры, подписывать должностные инструкции и прочую документацию, присущую трудовым отношениям.

Однако необходимо помнить о запрете на подмену трудовых отношений иными способами сотрудничества и избегать при заключении договора на оказание услуг с самозанятым повторяющихся единообразных платежей за одни и те же услуги. Следует менять спектр услуг по договорам, количество договоров, а также даты и объемы выплат, чтобы у контролирующих органов точно не возникло претензий к такого рода отношениям.

И последний аргумент в пользу самозанятого – наниматель не платит за него НДФЛ и страховые взносы. Самозанятый обязан самостоятельно уплачивать налоги за свою деятельность, но, чтобы у налоговой и других контролирующих органов не возникло вопросов к нанимателю, за любую финансовую операцию с самозанятого необходимо требовать чек.

Ярослав Нилов: «Пугать самозанятых штрафами и репрессиями, чтобы заставить платить налог – контрпродуктивно»

Фото: из личного архива Я.Нилова

Госдума одобрила в первом чтении введение налога на самозанятых. Для тех, кто оказывает услуги или продает товары физлицам, налоговая ставка составит 4%, юрлицам – 6%. Воспользоваться налоговым режимом смогут те физлица, доходы которых от деятельности не превышают 200 тысяч рублей в месяц, они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Эксперимент на первом этапе будет проводиться в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года, в дальнейшем новый режим налогообложения планируется распространить ​на всю страну. Насколько эффективно введение нового налога в условиях стагнации экономики? Насколько экономически обоснован этот налог, учитывая, что самозанятых нельзя назвать богатыми людьми? Поможет ли эта мера вывести самозанятых из тени?

Ярослав Нилов, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, заместитель руководителя фракции ЛДПР:

«Фракция ЛДПР воздержалась от голосования. Мы считаем, что данный эксперимент надо было предлагать реализовывать по-другому.

Во-первых, с одной стороны надо понимать, что действительно государство – это определенная система общества и в том случае, если государство обеспечивает гражданину возможность заработка, то он соответственно должен платить налог. Это основополагающая вещь для работы системы. Но при этом мы понимаем, что самозанятых граждан у нас большое количество – порядка 15-20 миллионов человек. И много лет этот вопрос не решался, он был запущен.

Читайте также:
Многодетных родителей снова предлагают освободить от налогов

Постепенно государство пыталось этот вопрос решить, предлагая уже несколько лет подряд добровольно вставать на учет в налоговые органы, при этом не было необходимости платить подоходные налоги и взносы во внебюджетные фонды. Но тот курс, который выбран, особенно после пенсионной реформы, а новые параметры пенсионной системы явно являются демотивирующими для самозанятых граждан для того, чтобы выходить из тени и платить налоги. Поэтому наша установка, наша позиция: такие вопросы надо решать только через разъяснения, через создание, с одной стороны, мотивационных предпосылок для того, чтобы гражданин понимал, что ему это нужно делать. С другой стороны, это все должно быть не обременительно, не забюрократизировано и финансово ненакладно для гражданина.

Сегодня существует патентная система. Например, те же таксисты, используя патентную систему, получая лицензию, используют транспортное средство, предоставляя услуги. Мы предложили, давайте такую же патентную систему будем развивать: эксперимент должен заключаться в том, что изначально это надо делать, предоставляя такую возможность недорого и очень просто.

Что получается концептуально при принятии закона? Получается, что гражданин, который является сегодня самозанятым, может официально числится безработным (при этом быть самозанятым), может работать на одной работе и быть параллельно самозанятым, его обязывают установить приложение на смартфон или на компьютере. Во-первых, не все умеют пользоваться интернетом, не все хотят пользоваться интернетом, не у всех есть смартфоны и компьютеры. Далее гражданину, каждый раз оказывая услуги, получая деньги, предлагается завести счет, который благодаря этому приложению будет формироваться. Теперь представим себе: предпенсионного возраста уборщица или няня приходит к своему клиенту, допустим, убрать квартиру или посидеть с ребенком и приносит с собой смартфон получать деньги, формирует чек. Ситуация представляется достаточно неоднозначной в плане реализации.

Далее: куда этот налог идет? Налог на самозанятых частично идет в региональный бюджет, а частично – в Фонд медицинского страхования (ФОМС). Но если гражданин безработный. то в ФОМС за него платит субъект. То есть гражданину по большому счету все равно, идет эта часть налога в ФОМС или не идет. Но при этом, исходя из этого налога, у гражданина не формируются пенсионные права.

Если бы наоборот формировались пенсионные права, когда часть средств использовалась бы для направления во внебюджетный фонд, пенсионный фонд, тогда хотя бы была мотивация. А сейчас мотивация отсутствует. И с одной стороны, надо конечно, повышать и финансовую грамотность, необходимо выводить из серой плоскости все виды получения дохода. Но путь, выбранный для отдельных субъектов, нам кажется, можно было бы выбрать другой: с мотивирующими элементами и параллельно разъяснительной работой, почему гражданам это нужно делать, почему это выгодно для них. А пугать какими-то штрафами и репрессиями в данном случае контрпродуктивно.»

Валентин Шурчанов: «Если государство о человеке не заботится, почему человек должен быть ему чем-то обязан?»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: