“КонсультантПлюс” продолжает работу в нерабочие дни

Нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года: отвечаем на вопросы бухгалтера и специалиста по кадрам

И. В. Морозова
автор статьи, ведущий эксперт по вопросам расчетов с персоналом и суммированному учету рабочего времени

Указом Президента от 20.10.2021 № 595 в стране введены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года. Причем в некоторых регионах такая мера может быть введена раньше, а также продлена и после 7 ноября.

Несмотря на то, что нерабочие дни в нашей стране вводятся уже не впервые, до сих пор такого понятия в ТК РФ нет. Поэтому работодателям приходится ориентироваться на разъяснения Минтруда, которые ведомство давало в предыдущие локдауны.

Вопрос

Предприятие не может в октябре – ноябре 2021 года всех работников освободить от работы. Как оформить необходимость работать с 30 октября по 7 ноября?

Ответ

Как установлено в тексте Указа Президента РФ от 20.10.2021 № 595, организации могут определить перечень работников, которые будут обеспечивать функционирование организации в период с 30 октября по 7 ноября 2021 года.

При этом список работающих сотрудников работодатель определяет по своему усмотрению. Надо распределить работников по категориям, и издать приказ, в котором будет установлено, что делать работникам каждой категории. В приказе надо перечислить:

  • какие именно дни являются нерабочими и на основании какого документа;
  • какие гарантии сохраняются за работниками в этот период;
  • как будут оплачиваться эти дни;
  • кто контролирует исполнение;
  • каким работникам придется работать в эти дни.

Брать письменные согласия на работу не нужно, поскольку нерабочие дни по Указу Президента – это не привлечение к работе в выходные дни.

Ознакомить сотрудников с приказом можно любым удобным способом. Приказ можно разместить на стенде, на корпоративном сайте или направить по электронной почте сотрудникам. Приказ будет основанием для бухгалтерии правильно рассчитать заработную плату сотрудникам.

Вопрос

Можно ли всех работников заставить работать в период с 30 октября по 7 ноября 2021 года?

Ответ

Запрет на работу в эти нерабочие дни не установлен. Это значит, что компании вправе сами решить, кто из сотрудников будет продолжать работать, а кто нет. Но если работодатель захочет вызвать всех работников, то ему надо быть готовым доказать необходимость их присутствия в организации в эти дни.

Вопрос

Меняется ли норма рабочего времени из-за нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября?

Ответ

Из-за нерабочих дней по Указу Президента норма рабочего времени в октябре-ноябре 2021 года не меняется. Норма рабочего времени определяется в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития от 13.08.2009 № 588н. Нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года не исключаются из нормы рабочего времени, она остается прежней.

Если ваша бухгалтерская программа автоматом уменьшила нормативное количество рабочих дней в октябре и ноябре, то для расчета зарплаты исправьте производственный календарь вручную.

Вопрос

Как вести табель в октябре и ноябре 2021 года?

Ответ

Какого-то специально установленного кода для табелирования нерабочих дней не предусмотрено. Работодатель может самостоятельно определить обозначение этих дней в табеле. Такого мнения придерживается Минтруд. Например, можно использовать код «НД» или «НОД».

Хотя нерабочие дни объявлены с 30 октября, но 30 и 31 октября — это выходные дни (по календарю пятидневной недели). Поэтому в табеле они будут обозначаться как обычный выходной — «В». Кроме того, ряд дней, попавших в нерабочий период, также являются выходными и праздничными. Таким образом, фактически нерабочими будут являться только дни с 1 по 3 ноября.

О предоставлении полного дня отдыха за неполный день работы в выходной

Сколько бы сотрудник ни отработал в выходной, за это ему нужно дать полный день отдыха.

Минтруд напомнил, что сотрудник может выбрать другой день отдыха за работу в выходной или в праздник. Независимо от количества отработанных часов нужно предоставить полный день отдыха.

При этом оплачивается труд в выходной или праздник пропорционально отработанному времени. Плата за день отдыха не полагается, но можно предусмотреть ее в локальных актах, трудовом или коллективном договорах.

Ранее подобную позицию высказывал Роструд.

Оформить привлечение к работе в выходные и праздники поможет путеводитель.

Вопрос: Работник по просьбе работодателя согласился выйти на работу в свой выходной день на неполный рабочий день (4 часа). Должен ли работодатель предоставить целый день отдыха согласно ч. 4 ст. 153 ТК РФ?

Читайте также:
В Госдуме рассказали об упразднении ПФР

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 октября 2020 г. N 14-2/ООГ-15728

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу о порядке оплаты за работу в выходной и нерабочий праздничные дни и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Условия и порядок привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни регулируются статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Порядок оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни регламентирован статьей 153 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 153 Кодекса работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

Работникам, получающим оклад (должностной оклад), оплата труда за работу в выходной день производится в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени).

Если работник работал в выходной или нерабочий праздничный день неполный день, ему оплачиваются фактически отработанные часы в одинарном или двойном размере.

В соответствии с частью 2 статьи 153 Кодекса конкретный размер оплаты за работу в выходные или нерабочие праздничные дни устанавливается в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 153 ТК РФ, а не часть 3.

Частью 3 статьи 153 Кодекса предусмотрено, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Таким образом, работодатель обязан компенсировать работу в выходной или праздничный день по выбору работника либо повышенной оплатой в размере, указанном в статье 153 Кодекса (или предусмотренном коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором), либо предоставлением дополнительного дня отдыха.

По общему правилу день отдыха оплате не подлежит, однако в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре могут быть предусмотрены положения, улучшающие условия оплаты труда работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом вне зависимости от количества отработанных часов в выходной день работнику предоставляется полный день отдыха.

“Ноябрьские каникулы” 2021 года: на что бухгалтеру и кадровику нужно обратить внимание

Президент объявил нерабочие дни по всей стране с 30 октября по 7 ноября включительно. Рассмотрим, как оформить выход на работу, как его оплачивать, когда платить налоги. Ответим на эти и другие сложные вопросы с учетом правил и разъяснений, которые появились весной прошлого года и в мае этого.

Обращаем внимание, что регионы могут установить нерабочие дни и раньше, как сделали, например, в Москве и Подмосковье, а также продлить их.

Выход на работу

Работодатель или наниматель может определить количество работников и служащих, которые смогут трудиться в этот период, чтобы обеспечить функционирование организации или органа власти. Списки сотрудников по нерабочим дням в мае рекомендовали оформлять приказом или распоряжением.

Отдельно установят режим работы учреждений культуры и здравоохранения.

Зарплата за октябрь

Нерабочие дни не относят к выходным или праздникам, поэтому оснований для переноса выплат нет. Следует учесть только то, что на этот период выпал праздник — 4 ноября.

Однако в нерабочие дни кредитные организации тоже вправе “отдыхать”. В отношении нерабочих дней в мае Минтруд советовал перечислить зарплату заранее.

Оплата труда в каникулы

По аналогии с “президентскими каникулами” в мае тем, кто продолжит трудиться в нерабочие дни, следует платить в одинарном размере. Такой позиции придерживался Минтруд. Аналогичные разъяснения Роструд давал в отношении лиц, на которых не распространялись прошлогодние указы. При этом работодатель может установить допвыплаты.

Читайте также:
Налоги и пенсия: школьников в регионах обучат грамотному обращению с финансами

Отдыхающим сотрудникам нужно выплатить зарплату по трудовому договору. Ранее Минтруд не разрешал снижать ее размер. Значит, те, кто не обязан трудиться в нерабочие дни, должны получить такую же оплату, как если бы они полностью отработали в этот период: выполнили норму рабочего времени при повременной оплате или норму труда при сдельной оплате.

Отпуск

В ежегодный отпуск не включают только нерабочие праздничные дни. Минтруд в отношении “майских каникул” разъяснял: для работников, у которых отпуск полностью или частично совпал с периодом нерабочих дней, время отдыха не продлевают. Полагаем, так как на период нерабочих дней выпал праздник, включать его в ежегодный отпуск не нужно.

Напомним, сотрудники могут перенести отдых с согласия работодателя.

В отпуск за свой счет, который ежегодно полагается отдельным работникам, например инвалидам, нерабочие дни включают. Иного законодательство не предусматривает.

Простой

Прошлой весной Роструд пояснял: при простое сотрудники получают меньшую оплату. А по указу за нерабочие дни работники должны получить среднюю зарплату. Значит, объявить простой на этот период у организации не получится.

Табель

Как весной отмечал Минтруд, в табеле за нерабочие дни можно отразить код, который работодатель создаст сам. Например, можно использовать тот, что указывали ранее для выходных в мае. Право ввести дополнительный код подтверждал и Роструд.

Увольнение

В нерабочие дни возможно уволить работника по его инициативе, соглашению сторон, в связи с истечением срока договора. На это указывал Роструд в отношении прошлых “президентских” выходных.

От увольнений по инициативе работодателя лучше воздержаться, если организация в данный период не работает. Так, Минтруд в прошлом году сообщал, что сокращение следует перенести на ближайший рабочий день.

Налоги и взносы

Все сроки, которые есть в НК РФ, продлевают на период нерабочих “президентских” дней. Значит, если заплатить налоги или подать отчетность требуется в период с 30 октября по 7 ноября включительно, сделать это нужно не позднее 8 ноября. Это касается, например:

  • перечисления НДФЛ с оплаты больничных и отпуска за октябрь;
  • сдачи 6-НДФЛ и расчета по взносам за 9 месяцев, а также декларации по НДПИ за сентябрь;
  • перечисления авансовых платежей по транспортному и земельному налогам за III квартал.

Обращаем внимание, что продлить должны и, например, срок исполнения требования представить документы.

Стоит отметить, что эти правила не распространятся на те дни, которые регионы сами объявят нерабочими. В таком случае переноса сроков нет.

Персонифицированный учет

Подать СЗВ-ТД на принятого на работу или уволенного сотрудника нужно на следующий рабочий день после приказа.

Таким образом, если документ подписали 29 октября или по каким-то причинам в нерабочие дни, сдать отчетность следует не позднее 8 ноября. Это справедливо для ситуации, когда регион не увеличил число нерабочих дней. Если же в субъекте РФ объявили дополнительные нерабочие дни, то сдать СЗВ-ТД нужно будет в первый рабочий день после их окончания.

Статистическая отчетность

Норм, по которым переносили бы сроки сдачи отчетности в Росстат, нет. Сами сроки можно проверить по календарю. Пока ведомство не разрешило подать статформы позже. Однако, например, в мае сроки сдвигали.

Напомним, за опоздание с отчетностью в Росстат должностному лицу грозит штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а юрлицу — от 20 тыс. до 70 тыс. руб. Если нарушение повторное, то санкция для организации может вырасти до 150 тыс. руб.

Вправе ли работодатель привлечь к работе в выходные и праздничные дни?

По общему правилу работа в выходные и праздничные дни запрещается. Исключение составляют отдельные случаи, предусмотренные ТК РФ. Работа в выходные или нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере либо компенсируется предоставлением другого дня отдыха.

Общие случаи привлечения к работе в выходные и праздничные дни

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни возможно в исключительных случаях, предусмотренных ТК РФ (ч. 1 ст. 113 ТК РФ).

Привлечение к работе в выходные и праздничные дни осуществляется, как правило, в чрезвычайных ситуациях или отдельных категорий работников.

В праздники допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ (ч. 6 ст. 113 ТК РФ).

Читайте также:
ФНС будет пользоваться другим подходом к налоговой уплате через проблемные банки

При пятидневной рабочей неделе традиционными выходными днями являются суббота и воскресенье. Однако, если согласно вашему графику работы выходными являются другие дни недели, суббота и воскресенье являются для вас в таком случае обычными рабочими днями. Работодатель обязан в особом порядке привлекать вас к работе и оплачивать ее в повышенном размере или предоставить другой день отдыха в установленные графиком выходные дни (ст. ст. 111, 153 ТК РФ; Доклад за 3 квартал 2017 г., утв. Рострудом; апелляционное определение Московского городского суда от 04.04.2014 по делу № 33-10957).

Отметим, что в связи с коронавирусной инфекцией в период с 30.03.2020 по 30.04.2020 и с 06.05.2020 по 08.05.2020 для значительной части работников были установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы. С 11.05.2020 деятельность отдельных организаций и ИП может быть приостановлена (ограничена) на основании решения главы субъекта РФ с сохранением зарплаты для работников. Кроме того, в связи с проведением Парада Победы 24.06.2020 объявлено нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы. Данные дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням и далее в материале не рассматриваются (п. 3 Указа Президента РФ от 29.05.2020 № 345; пп. “б” п. 1, п. 3 Указа Президента РФ от 11.05.2020 № 316; п. п. 1, 3 Указа Президента РФ от 28.04.2020 № 294; п. п. 1, 4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239; п. п. 1, 2 Указа Президента от 25.03.2020 № 206; п. п. 3, 4 Приложения к Письму Минтруда России от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696 «О направлении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206»).

Обратите внимание! В связи с проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения поправок в Конституцию 01.07.2020 объявлено нерабочим днем. При привлечении работников к работе оплата за этот день производится как за нерабочий (праздничный) день (п. 1 Указа Президента РФ от 01.06.2020 № 354; п. 5 ст. 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»; Информация Роструда от 15.06.2020 «За работу 1 июля россияне получат зарплату в двойном размере»).

Привлечение к работе в выходные и праздничные дни без вашего согласия

Вас могут привлечь к работе в выходные и праздники без вашего согласия в чрезвычайных ситуациях, в частности (ч. 3 ст. 113 ТК РФ):

• для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

• предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

• выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии, эпизоотии и пр.), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Привлечение к работе в выходные и праздничные дни с вашего согласия

Вас могут привлечь к работе в выходные и праздники с вашего письменного на то согласия (образец см. в конце публикации), если возникнет необходимость проведения заранее не предвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит нормальная работа организации. Во всех остальных случаях для привлечения вас к работе в выходные и праздники, кроме получения вашего письменного согласия, от работодателя потребуется учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, если таковой создан (ч. 2, 5 ст. 113 ТК РФ).

Работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, также могут привлекаться к работе в выходные и праздники. Однако независимо от обстоятельств, послуживших причиной привлечения к работе в выходные и праздники, такое привлечение возможно только на основании их письменного согласия (ч. 1 ст. 290 ТК РФ).

Обратите внимание! Если для привлечения к работе в выходной или праздничный день от вас требуется согласие на такую работу, работодатель не вправе привлечь вас к дисциплинарной ответственности за отказ от работы в эти дни.

Привлечение к работе в выходные и праздничные дни отдельных категорий работников

Отдельные категории работников можно привлечь к работе в выходные и праздники только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Привлекая к работе таких работников в выходной или праздник, работодатель должен ознакомить их под подпись с правом отказаться от данной работы.

Читайте также:
Профессии, запрещенные для женщин, будут пересмотрены

К таким работникам относятся (ч. 7 ст. 113, ч. 2, 3 ст. 259, ст. 264 ТК РФ; абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»; разд. 7 Рекомендаций Роструда, утв. Протоколом от 02.06.2014 № 1):

• женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

• матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;

• опекуны детей в возрасте до пяти лет;

• работники, имеющие детей-инвалидов;

• работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением;

• попечители несовершеннолетних в отдельных случаях.

Для некоторых категорий работников работодатель вправе установить особый порядок привлечения к работе в выходные и праздники, закрепив его на локальном уровне организации.

Особый порядок может быть предусмотрен (ч. 4 ст. 113, ст. 268, ч. 5 ст. 348.1, ч. 3 ст. 348.8 ТК РФ; Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252):

• у творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле-и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, в том числе в возрасте до 18 лет, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, указанных в соответствующих перечнях категорий этих работников;

• у спортсменов и тренеров, в том числе в возрасте до 18 лет.

Обратите внимание! Абсолютный запрет на работу в выходные и праздники установлен для работников в возрасте до 18 лет (кроме творческих работников, спортсменов, тренеров) и беременных женщин (ч. 4 ст. 113, ч. 1 ст. 259, ст. 268, ч. 5 ст. 348.1, ч. 3 ст. 348.8 ТК РФ; абз. 1 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1).

Свое решение о привлечении работников к работе в выходной или праздник работодатель должен оформить письменным распоряжением (ч. 8 ст. 113 ТК РФ).

Компенсация за работу в выходные и праздничные дни

Работа в выходной или нерабочий праздничный день должна быть компенсирована по общему правилу повышенной оплатой за эти дни (ч. 1 ст. 153 ТК РФ):

• сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;

• работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

• работникам, получающим оклад, – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Размер данной компенсации может быть повышен коллективным или трудовым договором, локальным нормативным актом для разных категорий работников, исходя из объективных различий в условиях и характере их деятельности (ст. 149, ч. 2 ст. 153 ТК РФ; п. 10 Обзора практики Конституционного Суда РФ за IV квартал 2019 г.).

Оплата в повышенном размере производится за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится только часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в этот день (ч. 3 ст. 153 ТК РФ).

Кроме того, по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха дополнительной оплате не подлежит (ч. 4 ст. 153 ТК РФ; разд. 5 Рекомендаций Роструда, утв. Протоколом № 1 от 02.06.2014).

Следует отметить, что по своей инициативе работодатель не может предоставить вам день отдыха взамен повышенной оплаты, поскольку день отдыха предоставляется по согласованию сторон.

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Образец согласия (подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

телефон: _______, факс: _____,

адрес эл. почты: _____________

телефон: _______, факс: _____,

адрес эл. почты: _____________

на привлечение к работе

в выходные и праздничные дни

Я, __________________________________________, занимающий (ая) должность

Читайте также:
Московские технопарки привлекут минимум миллиард рублей

______________________ в _________________________________________________,

(наименование структурного подразделения)

согласен на привлечение меня к работе в выходной (нерабочий праздничный)

день “___”________ ____ г. в связи с:

“___”__________ ____ г.

Информация для сведения:

В соответствии с абз. 2 и 8 ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Как отразятся на добыче нефти изменения налоговых условий в отрасли

По словам вице-премьера Юрия Борисова, правительство вынужденно пошло на изменение уже принятых правил налогообложения. “Надеемся, что это краткосрочные, пожарные меры, и после 2021-2022 года можно будет вернуться к преференциям”, – подчеркнул Борисов, выступая на Тюменском нефтегазовом форуме. Он отметил, что дополнительные расходы бюджета из-за пандемии в этом году составили примерно 4 трлн рублей. “Они требуют возмещения, и для Минфина, который отвечает за баланс нашего бюджета, такое решение наиболее простое”, – сказал вице-премьер.

Если вкратце говорить о предложенных изменениях, то они предполагают отмену целого ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), некоторых преференций по уплате экспортной пошлины на нефть и коэффициента выработанности запасов, который применялся при расчете налоговых выплат. Взамен компаниям, которые пока получают перечисленные фискальные послабления, предлагается перейти на налог на добавленный доход (НДД), пилот которого был запущен в 2019 году для 5 групп месторождений Западной и Восточной Сибири, Каспия и Арктики. Теперь, кроме этих регионов, применять НДД станет возможно для участков недр на Северном Кавказе, Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Но условия НДД также ужесточаются.

В пресс-службе Минфина “РГ” подчеркнули, что предлагаемая корректировка параметров НДД в долгосрочной перспективе не приведет к сокращению добычи нефти. Принимаемые меры позволят оптимизировать предоставление налоговых льгот в нефтяной отрасли, а также компенсировать выпадающие доходы бюджета, объем которых в 2019 году превысил запланированные показатели (по НДД) и составил порядка 200 млрд рублей.

“Переход участков с льготой по выработанности на НДД по-разному будет отражаться на активах”,- говорит директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. – Где-то это позволит ввести в разработку нерентабельные в текущих условиях запасы. Но в среднем по отрасли нагрузка немного вырастет.

В невыгодном положении оказались проекты по добычи сверхвязкой нефти в Волго-Уральском районе и Западной Сибири, а также отдельные месторождения сложные для разработки почти во всех нефтеносных провинциях нашей страны. Для них отмена льгот означает снижение рентабельности производства. Если принятые меры временные, то в период действия ОПЕК+ падение или даже остановка добычи на этих участках не окажет особого влияния на ее общие объемы. Но после окончания сделки в 2022 году, когда производство нужно будет наращивать, это способно сильно затормозить процесс восстановления.

“В переходе с многочисленных льгот на единый налоговый режим – НДД, есть здравое зерно”, – говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Но очередное изменение правил игры может серьезно сказаться на инвестициях в отрасль, которой необходима налоговая стабильность. В совокупности же, это поставит под удар все проекты так или иначе связанные с отменяемыми преференциями. Невозможно изъять из отрасли 200 млрд рублей без ущерба для нее. Если раньше мы говорили о перспективах роста добычи после сделки ОПЕК+, то теперь же в лучшем случае придется очень стараться хотя бы выйти на уровень 2018-2019 годов. Причем его еще нужно будет удержать, ведь если добыча начнет падать, то и налоговые поступления расти не будут, сказал Симонов.

Впрочем, с 2024 года в России планируется предоставлять нефтяным компаниям дополнительный вычет для выработанных месторождений, что может немного исправить положение. “С учетом этого, законопроект не окажет значительного влияния на большую часть планов по добыче после завершения сделки ОПЕК+”, – считает Дарья Козлова. Но, по ее мнению, этого может быть недостаточно для значительного увеличения объемов производства после 2022 года. Поэтому темпы восстановления будут зависеть от того удастся ли отрасли договориться с Минфином о новых стимулах через 3 года, сказала Козлова.

Читайте также:
Зарубежные бизнесмены считают, что Россия вернулась к докризисным показателям

Отдельных слов заслуживает еще то, что ожидаемое снижение инвестиций вероятнее всего приведет к отмене или переносу запуска части новых проектов компаний, связанных с трудноизвлекаемой нефтью, проектов на шельфе, а также работ по созданию инновационных технологий разведки и добычи. А это значит, что нововведения затронут рынок труда, промышленность, науку и негативно скажутся на выполнении программы импортозамещения.

В Минэнерго тему комментировать отказались.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

Налоговая нагрузка — один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. ФНС на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 год. Татьяна Амелина, генеральный директор компании «Невская Перспектива», рассказывает, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

деятельность трубопроводного транспорта

деятельность водного транспорта

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Читайте также:
Депутатам не понравилась идея регулировать цены на водку

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов ÷ Доходы × 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 рублей. При этом страховые взносы составили 330 000 рублей. Выручка компании — 9,5 миллиона рублей (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми за 2019 год. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам — 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов — предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) ÷ Выручка × 100, где:

  • сумма НДС берется из строки 40, раздел 1 декларации НДС;
  • величина налога — из строки 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка — из строки 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ ÷ Общая сумма налогооблагаемого дохода × 100, где:

  • НДФЛ берется из строки 40, раздел 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода — из строки 60, раздел 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога ÷ Сумма полученного дохода × 100, где:

  • сумма налога берется из строки 133, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 273, 280, раздела 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов — из строки 113, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 213, раздела 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога ÷ Сумма полученных доходов × 100, где:

  • величина налога берется из строки 50, раздел 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из строки 10, раздел 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:

  • сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
  • сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ ÷ Общая сумма доходов от этой деятельности × 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.

Также просматриваются суммы страховых взносов — не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Читайте также:
О смене электронного адреса нужно уведомлять налоговую инспекцию

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Читайте также:
Дополнительные вознаграждения по агентскому договору подпадают от НДС

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

В Госдуме указали на риски роста налоговой нагрузки на бизнес

Чрезвычайные меры по наполнению доходной базы федерального бюджета, хотя и объективно необходимы, приведут к фактическому росту налоговой нагрузки и нарушению стабильности фискальных условий для бизнеса. Об этом говорится в заключении комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству на проект федерального бюджета.

Рост фискальной нагрузки в кризис «несет риски сокращения производства и рабочих мест в добывающих регионах, а также снижения конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках», предупреждают депутаты.

От налоговых мер правительство планирует дополнительно получить 590 млрд руб. в 2021-м, 732 млрд руб. в 2022-м и 706,7 млрд руб. в 2023 году.

Правительство намерено:

  • отменить неэффективные льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяников;
  • увеличить поступления от налога на дополнительный доход (НДД), размер которого зависит от фактических экономических показателей проекта;
  • поднять в 3,5 раза выплаты по НДПИ при добыче металлов и сырья для удобрений.

От налоговых изменений в нефтяной отрасли в большей степени пострадают «Татнефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, в меньшей — «Роснефть» и «Газпром», заявлял вице-премьер Юрий Борисов. Основная нагрузка от увеличения НДПИ на руды металлов ляжет на «Норникель», оценил Goldman Sachs: повышение налога обойдется компании в $477 млн EBITDA в год. Для остальных компаний («ФосАгро», «Еврохим», «Уралкалий», НЛМК, UC Rusal) дополнительные расходы составят $1–30 млн в год.

Кроме того, с 2021 года до 15% вырастут налоги на выплаты доходов в так называемые транзитные юрисдикции — Кипр, Мальту, Люксембург, через которые капитал утекал в офшоры. С 13 до 15% вырастет НДФЛ для россиян с доходами выше 5 млн руб. в год (больше 416 тыс. в месяц). Появится 13-процентный налог на доходы с банковских вкладов выше 1 млн руб. Также планируется увеличить акцизы на табак сверх инфляции.

Обоснование Минфина

Корректировка НДД и отмена льгот по НДПИ за десять лет приведут к снижению добычи нефти на 600 млн т, падению доходов бюджета на 4,5 трлн руб. и потере 35 тыс. рабочих мест, жаловались главы крупнейших компаний президенту Владимиру Путину, писал «Коммерсантъ» (у РБК также есть копия их письма).

Выпадающие доходы бюджета по НДД в 2019 году более чем в 2,5 раза превысили прогноз, составив 215 млрд руб., аналогичный результат ожидается и в 2020 году, сообщили РБК в Минфине. «Корректировка режима НДД направлена на компенсацию доходов федерального бюджета и приведение параметров этого пилотного режима налогообложения в соответствие с плановыми значениями», — пояснило ведомство.

Что касается планов увеличить НДПИ при добыче металлов и минерального сырья, то среднемировой уровень изъятия природной ренты при добыче минерального сырья (включая твердые полезные ископаемые) зарубежными компаниями составляет около 3–5% от выручки против 0,6% в России, утверждает Минфин. При этом рентабельность продаж российских горнодобывающих предприятий находится на уровне 20%, а у некоторых этот показатель достигает величин 40–60%, приводит Минфин расчеты.

Увеличение НДПИ в отношении отдельных твердых ископаемых приблизит величину эффективной ставки к мировому уровню, а результирующее снижение рентабельности на 2–3% не приведет к сокращению добычи в долгосрочной перспективе, заверили в Минфине.

Регионам, которые утратят часть доходов из-за налоговых изменений, обещают компенсировать потери. Ко второму чтению проекта бюджета планируется дополнительно учесть на эти цели 100 млрд руб. на 2021 год. «После 2022 года вопрос налогообложения отраслей, добывающих сырье для удобрений и черных/цветных металлов, будет прорабатываться дополнительно», — добавили в Минфине.

Вопросы к долговой политике

Антикризисные расходы вместе с сокращением доходов привели к дефициту бюджета в 2020 году. При этом объем резервов правительства (Фонд национального благосостояния, ФНБ), по прогнозу Минфина, будет расти и к началу 2021 года достигнет 12,4 трлн руб. (10,8% ВВП) — втрое больше, чем в 2019 году. Однако правительство решило не задействовать ФНБ для финансирования антикризисных расходов (из фонда будет покрываться лишь недостача нефтегазовых доходов из-за низких цен на нефть и пониженных объемов нефтедобычи). «Использование этих резервов нельзя назвать эффективным», — считает комитет Думы по экономической политике.

Читайте также:
Иностранные авиастроители останутся без льгот

Вместо более активного использования средств ФНБ государство будет наращивать заимствования. Госдолг возрастет более чем вдвое за четыре года — с 13,5 трлн руб. в 2019-м до 28,4 трлн руб. в 2023 году.

Расширение дефицита финансируется за счет привлечения дополнительных госзаимствований в условиях снижения спроса на кредитные ресурсы со стороны внебюджетного сектора, ответил Минфин. «Таким образом, обеспечивается стимулирующая контрциклическая направленность бюджетной политики в период экономического спада», — подчеркнули в ведомстве.

Уже в 2021 году госдолг приблизится к черте 20% ВВП. По мнению депутатов комитета по экономической политике, такой долговой подход «требует дополнительных обоснований». Минфин считает, что это не опасный уровень, хотя переходить за него нецелесообразно. Госдолг будет оставаться вблизи уровня 20% ВВП в последующие годы, заявил Минфин в ответе РБК, «это будет также способствовать сохранению страновых рисков и уровня долгосрочных процентных ставок в экономике на устойчиво низком уровне».

Риск банкротств

Комитет отмечает риск роста банкротств, особенно в малом и среднем бизнесе, а также рост безработицы, снижение реальных доходов населения и оборота розничной торговли, сокращение спроса и новый виток сокращений производства и роста цен практически по всем секторам промышленности и сельского хозяйства.

При этом в прогнозе социально-экономического развития России на 2021–2023 годы, на основе которого сверстан бюджет, перечислены не меры на будущее, а уже предпринятые шаги. «Эти меры были направлены на «тушение пожара», то есть спасение, но никак не на развитие национальной экономики», — отметили депутаты в отдельном заключении на макропрогноз.

С учетом наступления второй волны пандемии принятых мер поддержки бизнеса недостаточно, считают депутаты. В качестве дополнительных шагов они предложили рассмотреть кредитные каникулы (аннулирование процентов за определенный период до конца 2021 года), налоговые каникулы, мораторий на налоговые проверки.

Критика прогноза

Комитет счел прогноз «излишне оптимистичным». Правительство оценило глубину падения ВВП в 2020 году в 3,9%. Более реальна, по мнению комитета, оценка 4,5–4,8%. Разработчики не учли вторую волну пандемии и вероятность введения новых санкций против России. «Компенсировать подобные санкции и ограничения будет сложно», — отметили депутаты.

После отравления оппозиционного политика Алексея Навального Евросоюз ввел ограничения против шести российских официальных лиц, включая директора ФСБ Александра Бортникова и первого замглавы президентской администрации Сергея Кириенко, из-за чего отношения России и ЕС «доведены до самого низкого уровня за последнее время», заявлял постпред России при ЕС Владимир Чижов. США пока не ответили на отравление Навального санкциями.

Возможное недоисполнение расходов

В части расходов бюджет остается консервативным, указали в комитете. Учитывая регулярное недоисполнение запланированных расходов в предыдущие годы, итоговые траты могут оказаться еще ниже, считают депутаты. В 2019 году не было потрачено 1,1 трлн руб., четверть из них — нераспределенные зарезервированные средства, которые могли бы работать на рост экономики, считают в комитете по экономической политике.

После рекордных трат 2020 года на борьбу с коронавирусом и его экономическими последствиями Минфин объявил вынужденный секвестр бюджета. Правительство сэкономит 1 трлн руб. в год благодаря отказу от индексации зарплат госслужащим, сокращению на 5% трат на госпрограмму вооружений и на 10% — всех «незащищенных» статей расходов (не связанных с обязательствами перед населением).

«Крайнюю озабоченность» комитета вызвало планируемое сокращение расходов на исследования и разработки в гражданских отраслях промышленности. Государство сокращает расходы на гражданские НИОКР на 6,3% по сравнению с докризисным бюджетом, писал РБК. Комитет предложил сохранить финансирование разработок для импортозамещения оборудования. В частности, дефицит средств на разработки по локализации критически важного оборудования для производства сжиженного природного газа (СПГ) «ставит под угрозу успешную реализацию проектов освоения производства оборудования, необходимого для строительства заводов средне- и крупнотоннажного производства СПГ и, соответственно, сделает невозможным поставку высокотехнологичной продукции на экспорт», указано в заключении на проект бюджета.

Вопросы разработок для импортозамещения в сфере СПГ «требуют дополнительного обсуждения с Минэнерго и Минпромторгом как профильными ведомствами», сообщили в Минфине, окончательное решение будет отражено в законе о бюджете на 2021–2023 годы. РБК также направил запрос в Минэкономразвития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: