Какие у Пенсионного фонда есть основания лишить человека пенсии

В каких случаях россиян могут лишить пенсии?

Одной из основных программ, можно даже сказать приоритетных, нового правительства страны (по их же словам) является всестороннее повышение благосостояния населения. В рамках этой программы уже увеличено финансирование демографического вопроса, введены новые выплаты и пособия. Входит в эту программу и повышение благосостояния пенсионеров. И первым шагом в данном направлении должно стать закрепление в Конституции права пенсионеров на обязательную индексацию пенсии.

Однако наше государство может не только назначить выплату пенсии и выплачивать ее пенсионерам, но может и отобрать ее, о чем мало кому известно. Видимо, это тоже является частью программы повышения благосостояния. Попробуем разобраться в нюансах.

Когда пенсионные выплаты могут быть прекращены

Выплаты назначенной пенсии могут быть прекращены временно или постоянно, что зависит от обстоятельств, но все случаи отмечены в соответствующих законодательных актах. Конечно же, выплата пенсии прекращается полностью в случае смерти пенсионера.

Но прекращение выплат может происходить и по другим причинам, в частности:
• Если пенсионер более 6 месяцев не является за пенсией.
• Пенсию по инвалидности могут перестать выплачивать в том случае, если получатель после установленного срока медико-социальной экспертизы не явился на нее в течение 3-х месяцев.
• Пенсию по потере кормильца прекращают платить в том случае, если получатель достиг возраста 18 лет и при этом не предоставил в инстанции документы, подтверждающие его обучение в учебном заведении по очной форме. Также выплаты будут прекращены, если студент старше 18 лет обучается за границей, но не предоставил об этом документы.
• Если пенсионер иностранец, то пенсию ему могут перестать платить в том случае, если у него истек срок действия документа, подтверждающего право на постоянное проживание в России.
• Прекращается выплата пенсий и в том случае, если пенсионер переехал жить в другое государство, с которым Россия заключала договор о пенсионном обязательстве. В этом случае пенсию человеку будет выплачивать зарубежный фонд по новому месту жительства.
• Если договора с другим государством нет, выплаты пенсии пенсионеру в случае переезда также будут прекращены в том случае, если он не предоставил в ПФР заявление о том, что переезжает за границу.
• Выплата социальных пенсий по старости при достижении пенсионерами возраста в 65 и 70 лет, также может быть временно прекращена. Например, для малочисленных народов Севера выплаты прекращаются на период их официального оплачиваемого трудоустройства.

Конечно, временно прекращенные выплаты пенсий можно восстановить путем предоставления необходимого пакета документов. Возобновление выплат будет проведено 1 числа месяца, следующего за месяцем, в течение которого человек предоставил в Пенсионный фонд требуемый пакет документов. При этом ему обязаны вернуть удержанные выплаты в полном объеме за весь период. В настоящее время для подачи заявления и документов необязательно обращаться в отделение ПФР, всю документацию можно подать через кабинет портала Госуслуг или сайт ПФР.

Выплата пенсии прекращается полностью

Выплата пенсии прекращается полностью не только в случае смерти получателя выплат. Прекратят выплачивать пенсию и в том случае, если пенсионер будет признан пропавшим без вести, или если он утратит право на получение выплат.

Утратить право на пенсию могут люди, которые подделали пакет документов для оформления пенсии, поданный в Пенсионный фонд. Утрачивают право на пенсию инвалиды, достигшие выздоровления.

Получатели пенсии по потере кормильца утрачивают на нее право сразу же, как только устроятся на официальную работу и начнут получать свой доход. Также право на пенсию утрачивают и те, кто в силу каких-либо причин сами отказались от назначенной страховой пенсии.

Восстановить выплаты в этих случаях можно будет только на основании решения суда.

Приостановление, прекращение и возобновление выплаты пенсии

Выплата пенсии приостанавливается в следующих случаях:

  • при неполучении установленной пенсии в течение шести месяцев подряд – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок.
  • при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы – на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев выплата этой пенсии прекращается;
  • при достижении лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения после достижения им возраста 18 лет – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения (статья 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • при истечении срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации ( вида на жительство), – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок указанного документа;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • непредставление ежегодного подтверждения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет, факта обучения по очной форме по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.
Читайте также:
2019 год – революция пенсионной системы

Порядок возобновления выплаты пенсии:

  • При устранении обстоятельств, повлекших приостановление выплаты пенсий, выплата пенсий возобновляется.
  • Возобновление выплаты пенсии (бланк заявления) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена. Подать заявление можно так же через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);

Выплата социальной пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам из числа малочисленных народов Севера приостанавливается на период осуществления ими оплачиваемой работы.

Выплата пенсии прекращается:

в случае смерти пенсионера, а также в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;

  • по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии. Выплата пенсии прекращается начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию. В том числе, в случаях:
    • обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
    • истечения срока признания лица инвалидом;
    • приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
    • поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с указанной нормой признаются один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с пунктом 1 – статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и не работают)..
  • В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

    Читайте также:
    Фискальщики подведут весь российский бизнес к уплате налогов

    в случае непредоставления пенсионером – иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок приостановления выплаты пенсии.

  • в случае отказа пенсионера (бланк заявления) от получения назначенной страховой пенсии. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
  • Выплата страховой пенсии по инвалидности, наряду с указанными выше случаями прекращается:

    • со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначенная ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

    Выплата пенсии восстанавливается:

    • в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или решения суда о признании пенсионера безвестно отсутствующим. Выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу соответствующее решение;
    • по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. В этом случае выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы;
    • при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты пенсии (бланк заявления) после отказа от ее получения, выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

    Пенсионеры лишаются части социальных доплат из-за действий Пенсионного фонда

    Законодательство в сфере пенсионного обеспечения граждан зачастую меняется, причем далеко не в пользу пенсионеров. Не перестает удивлять и непродуманность некоторых законодательных изменений. С одним из примеров таких законодательных новшеств мне пришлось столкнуться на практике.

    Гражданину исполнилось 60 лет 19 января 2018 г. Он обратился с заявлением о назначении пенсии 20 декабря 2017 г. Пенсионный фонд с целью проверки документов на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» 12 января 2018 г. приостановил срок рассмотрения заявления. Решение о назначении пенсии было получено им 5 апреля 2018 г., и через пять дней – 10 апреля 2018 г. – пенсионер с заявлением, а также копиями документов о назначении пенсии обратился в органы социального обеспечения, которые назначили ему социальную доплату с 1 мая 2018 г. Таким образом, за период, на который орган пенсионного фонда приостановил срок рассмотрения заявления (почти три месяца), пенсионер социальную доплату не получил.

    Читайте также:
    Единый платеж по имущественным налогам прошел второе чтение

    Обжалование и законодательное регулирование

    Гражданин обратился в органы социального обеспечения с просьбой компенсировать ему размер социальной доплаты и приложил документы, обосновывающие его заявление.

    Однако орган социального обеспечения ответил отказом, ссылаясь на норму подп. «д» п. 14 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которой региональная социальная доплата назначается: «в остальных случаях – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами» (п. 14 в редакции постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП). В постановлении правительства Москвы в предыдущей редакции было предусмотрено, что региональная социальная доплата назначалась с даты, когда пенсионеру начинается выплата пенсии. Но эта норма была изменена. Цель законодателя понятна – пресечь возникновение ситуации, когда пенсионер мог обращаться за получением региональной социальной доплаты после истечения года после назначения пенсии, и ему выплачивалась социальная доплата за весь период. Теперь такого быть не может, и это справедливо. Но как быть, если пенсионер не виноват в том, что не может своевременно предоставить документы в органы социального обеспечения? Указанная законодательная норма, на мой взгляд, существенно ущемляет права пенсионеров в г. Москве и ухудшает их положение.

    Пенсионер обратился также с аналогичным заявлением в Пенсионный фонд и снова получил отказ. Фонд указал в ответе, что действовал в рамках действующего законодательства РФ, так как в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря г. 2013 № 400-ФЗ (в ред. от 27 июня 2018 г.) «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредоставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, предоставления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

    Формально органы социального обеспечения действовали в рамках закона, поэтому оспаривать действия органа социального обеспечения не представляется возможным. В отношении органа пенсионного фонда еще можно ставить, например, вопросы, а была ли необходимость запрашивать сведения и запрашивались ли они в принципе, но ответы на них можно получить только в суде.

    Получается, что ни Пенсионный фонд, ни органы социального обеспечения не виноваты в сложившейся ситуации, а права пенсионера существенно нарушены.

    В данной ситуации кто-то скажет, что пенсионер мог сразу после достижения пенсионного возраста обратиться с заявлением в органы социального обеспечения за назначением социальной доплаты, а не ждать решения Пенсионного фонда.

    Но для назначения социальной надбавки одного только заявления недостаточно, нужны еще документы, подтверждающие назначение пенсии. Поэтому даже наличие указанного заявления с отметкой органа социального обеспечения о получении не гарантирует положительного решения данного вопроса.

    Получилось, что больше путей для получения утраченной социальной доплаты за период приостановления рассмотрения заявления нет. Единственный выход в данной ситуации – обращение в суд, а также принятие мер для внесения изменений в законодательство с целью устранения несправедливой нормы.

    Читайте также:
    Челябинцам снизят транспортный налог

    Обращение в компетентные органы

    В интересах доверителя принял следующие меры: обратился в прокуратуру, в правительство Москвы и в Правительство РФ, обратив внимание властных органов на несправедливость нормы действующего законодательства и с предложением изменить его.

    Ответа из прокуратуры пока нет, на письма в уполномоченные органы власти были даны формальные ответы об отсутствии нарушений действующего законодательства.

    Мной была изучена судебная практика, и я не нашел аналогичных споров по таким делам, тем не менее было принято решение обратиться в суд.

    При подготовке иска встал вопрос, кто же будет надлежащим ответчиком – орган пенсионного фонда или социального обеспечения? Поскольку в законодательстве нет прямой нормы, предусматривающей выплату пенсионеру компенсации не полученной своевременно социальной доплаты, я счел, что указание в качестве ответчика органа социального обеспечения – заведомо проигрышный вариант.

    Единственная норма, которую можно применить, – это п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которым суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (п. 38 в ред. постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП).

    В таком случае становится очевидным, что основной ответчик – территориальный орган пенсионного фонда, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлекается территориальный орган социального обеспечения.

    Иск в суд был заявлен о компенсации убытков, то есть о взыскании с органа пенсионного фонда компенсации региональной социальной доплаты, которую пенсионер не получил по вине органа пенсионного фонда.

    Требования мной обосновывались следующим образом:

    • в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);
    • согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия отнесена законодателем к доходам гражданина.

    Также в судебном заседании был поставлен вопрос, действительно ли у органа Пенсионного фонда было реальное основание для приостановления рассмотрения заявления. В судебном заседании представитель ответчика не представил никаких документов и доказательств, подтверждающих тот факт, что Пенсионный фонд действительно за период приостановления направлял запросы, ожидал ответов на них. Я полагал, что обсуждение этого вопроса – единственный шанс выиграть дело, установив, что Пенсионный фонд необоснованно приостановил срок рассмотрения заявления о назначении пенсии.

    Однако судебный спор моего доверителя завершился в Зеленоградском районном суде г. Москвы не в пользу пенсионера (дело № 02-2289/2018), суд исковые требования оставил без удовлетворения.

    Отказ суда в удовлетворении иска обоснован ссылкой на то, что вопросы о назначении региональной социальной доплаты не находятся в ведении ответчика, а разрешаются органами социальной защиты населения.

    Указанное решение будет обжаловаться мной вплоть до Верховного Суда РФ.

    Предложение по внесению изменений в законодательство

    Итак, по действующему законодательству пенсионер лишается минимум на три месяца региональной социальной доплаты и вынужден получать минимальную пенсию – ориентировочно 6 тыс. руб. на период рассмотрения Пенсионным фондом заявления о назначении пенсии, что существенно ниже минимального размера оплаты труда по г. Москве (в настоящий момент МРОТ по Москве составляет 18 742 руб.). При этом пенсионер никак не может повлиять на получение социальной доплаты за этот период.

    Считаю целесообразным внести дополнения в п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП и изложить его в следующей редакции:

    • п. 38. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по причине приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии органом пенсионного фонда, выплачиваются пенсионеру за период, равный сроку рассмотрения заявления.
    Читайте также:
    Проверки на выезде возможны даже в отношении непредпринимателей

    Сложившаяся ситуация требует того, чтобы законодатели обратили внимание на эту проблему и устранили несправедливую норму закона. Пока законодатели не внесут соответствующие изменения в законодательство, бороться с этим явлением остается только через суд.

    Когда и какие удержания могут сделать из пенсии

    В Пенсионном фонде России “РГ” пояснили, что пенсионные выплаты в меньших, чем обычно размерах, могут прийти по нескольким причинам. По закону о страховых пенсиях удержания производятся на основании: исполнительных документов; решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру; решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Проще говоря, если пенсионер вовремя не внес квартплату или не заплатил какие-нибудь штрафы, то дело о взыскании передается судебным приставам, и те списывают задолженность из пенсии до ее полного погашения.

    Пенсия по закону является доходом человека, поэтому сейчас никаких ограничений по взысканию из пенсионных денег нет. Обычно служба судебных приставов направляет пенсионеру уведомление, предупреждая о грядущем списании. Впрочем, бывает и так, что письмо не доходит.

    При удержании из пенсии по исполнительным документам за гражданином должно быть сохранено 50% от суммы пенсии. Но если взыскивают невыплаченные алименты на несовершеннолетних детей, суммы, которые назначены судами за различные преступления, то размер удержаний может достигать 70%.

    Если вдруг возникла переплата пенсии, то излишне выплаченные деньги ежемесячно возвращаются в ПФР. При этом удержания не могут превышать 20% установленной пенсии. Решения территориального органа ПФР о взыскании излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии могут быть обжалованы пенсионером в вышестоящем пенсионном органе или суде.

    Когда возникают переплаты пенсии? Например, когда человек утрачивает на нее право, но своевременно не информирует об этом пенсионные органы. Если, к примеру, трудоспособный получатель пенсии по потере кормильца завершает обучение, то он теряет право на пенсионное обеспечение. И он сам должен сообщить в ПФР, что закончил учиться.

    Сообщить о причинах, в результате которых может измениться размер пенсии либо полностью прекратиться право на ее выплату, следует не позднее следующего рабочего дня после их наступления. Сделать это можно с помощью заявления в свободной форме, подав его в любом территориальном органе Пенсионного фонда независимо от места регистрации или проживания, а также отправить заявление по почте или через личный кабинет на сайте ПФР (сервис подачи обращения). При отправке заявления по почте нотариальное заверение не требуется.

    В случае если пенсионеру не удалось вовремя проинформировать Пенсионный фонд об обстоятельствах, влияющих на получение пенсии, и в результате возникла переплата средств, необходимо обратиться в клиентскую службу или управление ПФР и подать заявление о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии. Если этого не сделать, вопрос взыскания средств будет решаться в судебном порядке.

    Еще один фактор, влияющий на уменьшение пенсии, – это переезд в другой город. Однако в этом случае изменения носят постоянный характер. Дело в том, что при переезде может измениться региональный коэффициент, который учитывается при расчете выплат. Здесь один из вариантов решения проблемы – при возможности сохранить регистрацию в том населенном пункте, где платили больше.

    Для того, чтобы узнать, на каком основании сделали вычет из пенсии, сначала надо обратиться за разъяснением в ПФР. Сделать это можно в любом удобном месте. Такую информацию клиентские службы Пенсионного фонда предоставляют без учета места постоянной регистрации.

    Что делать, когда Пенсионный фонд безосновательно прекращает выплаты инвалиду из-за наличия сомнений в инвалидности

    Недавно подобный вопрос из практики рассматривал Верховному Суду в своем июньском обзоре 2021 года.

    Читайте также:
    Ряд организаций ДФО остались с нулевым налогом

    Верховный Суд пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности. До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел.

    Истец обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности.

    Пенсионный орган, основываясь на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, своим решением прекратил выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

    Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, по доброй традиции, встали на сторону административного ответчика, пенсионного органа.

    Корректировать работу нижестоящих судебных органов пришлось Верховному Суду.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, указав следующее.

    Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением МСЭ.

    Признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

    Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    За существо принятого решения, за порядок принятия решения по инвалидности должно отвечать учреждение МСЭ, а не гражданин.

    Главой 5 «Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» (ст. 21−29) Федерального закона «О страховых пенсиях» определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.

    Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

    Выплата страховой пенсии по инвалидности может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.

    Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.

    Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом.

    До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, в данном случае об отсутствии у гражданина инвалидности, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выданной такому гражданину, а также решение о недействительности сведений о таком гражданине в федеральном реестре инвалидов.

    Читайте также:
    ГД прокомментировала идею отказа от налога на жилье для семей с детьми

    Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

    Как отмечает Верховный Суд РФ нижестоящие суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).

    Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

    Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

    Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что правомерность установления бюро МСЭ инвалидности не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ, недействительной не признана.

    Следовательно, пенсионный орган, не опровергнув факт инвалидности гражданина принял неправомерное решение о прекращении выплаты по страховой пенсии по инвалидности.

    Просто сомнения, хотя бы и документированные сомнения, не могут служить основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

    Относительно каких-то ошибок в процедурах принятия решения об инвалидности, например, в расхождениях в датах справки об инвалидности и в ЕИС МСЭ Верховный суд пояснил следующее.

    В соответствии с положениями абзаца пятого п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н, специалисты учреждений МСЭ несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в ЕИС МСЭ, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в ЕИС МСЭ возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная экспертиза.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также обратить внимание на то, что действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению гражданина, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.

    При этом судебные инстанции в нарушение задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о законности прекращения пенсионным органом выплаты инвалиду соответствующей пенсии, которая в числе иных мер относится к мерам социальной защиты инвалидов, цель которых обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности реализации прав.

    Суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, возложив на гражданина обязанность доказать законность установления ему инвалидности.

    Именно пенсионный орган обязан был доказать наличие установленного пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

    Читайте также:
    Территориальные налоговые органы займутся крупнейшими налогоплательщиками

    Определением № 41-КГ20-28-К4 от 15 марта 2021 дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Пенсия по старости в 2022 году

    Что такое пенсия по старости

    — Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, — объясняет Елена.

    Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие: пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и так далее.

    — Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, — указывает Воронина.

    Таким образом, страховая пенсия по старости — самый распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

    Условия назначения пенсии по старости

    По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

    1. Достижение возраста назначения пенсии.

    — 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, — говорит Елена. — Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2022 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины — в 62 года.

    Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах: они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно).

    — Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью, медицинские, педагогические работники и другие. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для которых помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

    Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохраняется и в 2022 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины, родившиеся во второй половине 1965 года, и мужчины 1960-го.

    2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

    Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а, например, в 2022 году нужен страховой стаж не менее 13 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например период ухода за ребенком:

    — С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

    3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

    Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2022 году с учетом переходного периода ИПК составляет 23,4. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.

    Какие у Пенсионного фонда есть основания лишить человека пенсии

    В общем порядке основанием для назначения страховой пенсии по возрасту является уведомление, которое ПФР в установленный срок направляет в адрес заявителя. При определенных условиях ПФР вправе отказать гражданину в назначении страховой пенсии. В каких случаях и в соответствии с какими основаниями Пенсионный фонд может отказать в пенсионных выплатах, можно ли оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

    Читайте также:
    Покупки в интернет-магазинах подпадут под налоги

    Согласно Федеральному закону №400-ФЗ «О страховых пенсиях», регламентирующему порядок оформления пенсионных выплат, страховая пенсия по возрасту может быть назначена при выполнении следующих условий:

    • достижение гражданином пенсионного возраста;
    • наличие трудового стажа;
    • ИПК не ниже минимально необходимого показателя.

    В случае, если одно (или несколько) из вышеперечисленных требований не выполнено, ПФР вправе отказать заявителю в назначении страховой пенсии по возрасту.

    Информация об отказе в пенсии направляется гражданину в виде уведомления. В случае, если условия назначения страховой пенсии не выполнены, ПФР направляет на электронную почту заявителя (или представителя) уведомление с информацией об отказе, с указанием законных оснований. Срок подачи уведомления – в течение 15 рабочих дней с момента обращения гражданина за пенсией.


    Отсутствие стажа

    Наиболее распространенной причиной, по которой ПФР отказывает гражданину в назначении страховой пенсии по возрасту, является отсутствие у заявителя необходимого страхового стажа. Граждане, которые обращаются в ПФР за пенсией в 2018 году, должны иметь стаж минимум 9 лет.

    При расчете стажа учитываются следующие периоды:

    • основная трудовая деятельность (работа в рамках трудовых/коллективных договоров);
    • периоды, в течение которых гражданин вел деятельность в качестве самозанятого лица (ИП, адвокат, нотариус, т.п.), при условии отчисления страховых взносов в ПФР в установленном порядке;
    • время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;
    • периоды нетрудовой деятельности, в течение которых заявитель ухаживал за инвалидом либо престарелым лицом (старше 80-ти лет);
    • срок воинской службы (в том числе по призыву, по контракту);
    • прочие периоды, включаемые в трудовой стаж на основании главы 3 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Основанием для подтверждения стажа является трудовая книжка с содержащимися в ней записями. Кроме того, подтвердить страховой стаж можно договорами гражданско-правового характера, актами выполненных работ в рамках таких договоров, справками, выданными муниципальными/государственными учреждениями в установленном порядке.

    В случае, если на момент обращения за пенсией общий страховой стаж гражданина составляет меньше 9 лет, то в назначении страховой пенсии по возрасту ему будет отказано.


    Показатель ИПК ниже установленного

    Положениями Пенсионной реформы 2015 года в действующее законодательство введено новое понятие – индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Данный показатель рассчитывается на основании суммы страховых взносов, перечисленных гражданином в ПФР в течение трудовой деятельности.

    Для приобретения права на страховую пенсию по возрасту в 2018 году гражданин должен иметь ИПК не ниже 13,8.

    Согласно формуле расчета, размер ИПК повышается прямо пропорционально размеру уплаченных страховых взносов, сумма которых, в свою очередь, зависит от официального заработка будущего пенсионера. Таким образом, чем больше зарплата гражданина, тем больше ИПК он накопит в течение трудовой деятельности.

    Аналогичное правило действует в отношении самозанятых лиц. Исключение составляют ИП, которые уплачивают страховые взносы за себя. Для данной группы предпринимателей размер взносов является фиксированным. Поэтому независимо от уровня дохода, ИПК для ИП, работающих самостоятельно, накапливается в установленном размере.

    Расчет показателя ИПК производится сотрудниками ПФР на основании отчетов, предоставленных ФНС. Если по итогам расчетов значение ИПК будет меньше 13,8 (при обращении в ПФР в 2018 году), то заявителю будет направлено уведомление об отказе в назначении страховой пенсии.


    Гражданин не достиг пенсионного возраста

    Одним из оснований для обращения за страховой пенсией по старости является достижение гражданином пенсионного возраста. По состоянию на 2018 году для того, чтобы получить право на пенсионные выплаты гражданину должно исполниться 55/60 лет (Ж/М).

    Если стаж и ИПК лица, обратившегося в ПФР с документами для назначения пенсии, соответствует необходимым требованиям, но возраст гражданина – менее 55/60 лет, то страховая пенсия по возрасту в его адрес назначена не будет. При этом законодательством предусмотрен ряд исключений, дающий право снизить пенсионный возраст для определенных категорий лиц (представители народов Крайнего Севера, работники с «горячим» стажем, учителя, медработники и т.п.).

    Читайте также:
    «Шесть соток» примут до конца года


    Недостоверность предоставленной в ПФР информации

    В ряде случаев отказ ПФР в назначении страховой пенсии может быть связан с недостоверностью информации, предоставленной заявителем при обращении в Пенсионный фонд. Если ПФР будет установлено, что документы, поданные гражданином в ПФР, содержат недостоверные сведения, то в его адрес поступит отказ в назначении страховой пенсии.

    Могут ли отказать в назначении страховой пенсии инвалиду?

    Граждане с инвалидностью могут оформить страховую пенсию вне зависимости от возраста при соблюдении следующих условий:

    • наличие страхового стажа от 1-го дня;
    • документальное подтверждение присвоенной группы инвалидности.

    Если инвалид не имеет стажа, то в назначении страховой пенсии по инвалидности ему будет отказано, вместо чего назначена социальная пенсия по инвалидности в фиксированном размере.

    Кроме того, возможно приостановление выплаты пенсии, ранее назначенной в связи с инвалидностью в случае, если гражданин не явился на очередное переосвидетельствования МСЭ.

    Как оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

    Если гражданин получил от ПФР уведомление об отказе в назначении страховой пенсии, но считает это решение несправедливым и необоснованным, он вправе оспорить отказ в досудебном порядке либо обратиться с иском в суд.


    Досудебный порядок

    Подтвердить свое право на получение страховой пенсии гражданин может на промежуточном этапе – после обращения с ПФР с документами, но до момента получения официального отказа от ПФР. Речь идет о случаях, когда для принятия решения о назначении пенсии недостает некоторых документов, либо те или иные бумаги оформлены с ошибками. В подобных ситуациях Пенсионный фонд направляет в адрес заявителя уведомление о необходимости исправления выявленных несоответствий. В тексте уведомления указывают, какие именно документы следует исправить, а какие – предоставить дополнительно. Срок поступления уведомления заявителю стандартный – в течение 15-ти рабочих дней с момента обращения.

    В случае если гражданин исправит все ошибки и несоответствия в течение 3-месячного срока с момент получения уведомления, ему будет назначена страховая пенсия в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем первоначального обращения.

    Гражданин может доказать свое право на получение пенсии в досудебном порядке даже в случае, если им от ПФР получен официальный отказ в назначении выплаты. Это возможно при условии наличия документов, подтверждающих стаж, суммы взносов, перечисленных в ПФР, а также прочих бумаг, которые подтверждают право заявителя на страховую пенсию.


    Судебная практика

    Нередки случаи, когда после получения отказа от ПФР в назначении выплаты, заявитель не может урегулировать вопрос в досудебном порядке, в связи с чем вынужден обращаться в суд.

    Решение вопросов о подтверждении права гражданина на получение страховой пенсии выноситься по результатам стандартного судебного производства. Для того чтобы отстоять свое право на пенсию, гражданину следует подать в суд иск, к которому приложить документы, подтверждающие право на пенсию (подтверждение стажа, перечисления взносов, т.п.). По итогам рассмотрения дела суд вынесет решение в пользу истца, либо подтвердить правомерность отказа ПФР в назначении выплаты.

    Судебная практика последних лет показывает, что решения о подтверждении права на пенсию все чаще выноситься в пользу рядовых граждан. Таким образом, при наличии достаточного количества документальных оснований, гражданин имеет все шансы отстоять свое право на пенсию в суде.

    Информация подготовлена с использованием материала Справочно-консультационного центра по пенсиям. Подробнее со статьей можно ознакомиться здесь.


    Отдел социальных гарантий ЦК Профавиа

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: