Как узнать категорию организации по ГО и ЧС в 2021 году

Категории организаций по ГО и ЧС

Как узнать категорию организации по ГО и ЧС:

  1. Составить письменный запрос в произвольной форме.
  2. Отправить его в отдел мобилизационной подготовки администрации города или района.
  3. Не позднее чем через месяц должен прийти ответ о наличии или отсутствии дополнительных обязанностей по гражданской обороне.

Основные положения

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

  • организовывать и вести работу по гражданской обороне;
  • быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.

Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:

  • сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
  • умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
  • обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
  • ограничение масштабов бедствия или катастрофы.

Действующее законодательство о гражданской обороне (система защиты населения и материальных активов на случай войны или природных, техногенных катастроф) предусматривает отнесение предприятий, имеющих мобилизационные объекты (заданий и запасов, необходимых на случай ЧС и представляющих опасность возникновения на них ЧС), к категориям ГО И ЧС в зависимости от степени их экономического и оборонного значения.

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по ГО;
  • готовиться к работе в военное время;
  • обучать работников.

В соответствии с законом 28-ФЗ от 12.02.1998 и подзаконными актами, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за собственный счет и силами работающих.

Классификация по гражданской обороне

В соответствии с правилами правительства РФ (постановление правительства 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории предприятий по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:

  • особой важности;
  • первая категория;
  • вторая категория.

Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:

  • показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
  • наличие мобилизационного заказа (задания);
  • степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • местоположение предприятия;
  • наличие уникальных историко-культурных объектов.

То есть категории по ГО устанавливаются для организаций, которые имеют большое значение для экономики, обороне, находятся на стратегически важной территории, имеют на балансе культурные ценности, обеспечены мобилизационными запасами или заданиями либо есть риск возникновения на них ЧС в военное или мирное время.

Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают специальный перечень. Такой перечень нигде не публикуется, но о включении в него организация извещается в течение месяца.

Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ. Статус присваивается по наивысшему показателю компании и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).

В законодательстве нет точного ответа на вопрос, к какой категории риска в области защиты от чрезвычайных ситуаций относится деятельность образовательной организации, все зависит от конкретных показателей, которые указаны в приказе МЧС РФ от 28.11.2016 № 632. Чаще всего ко второй или она не присваивается.

Отнесение к группе по ГО и ЧС осуществляется по виду деятельности и показателям деятельности. Кроме того, в соответствии с приказом МЧС РФ от 28.11.2016 № 632, организации, продолжающие работу на государство в военное время, при отсутствии основного и дополнительных показателей так соотносятся по группам:

  • к особой группе по гражданской обороне относятся предприятия с численностью работающих в военное время от 5001 более человек (от 10 000 и более — максимальный показатель) или имеющие на балансе культурные объекты мирового значения;
  • к первой группе относятся предприятия с числом работающих от 501 до 5000 и 1001 до 10 000 максимум или имеющие на балансе культурные ценности федерального значения;
  • ко второй группе по гражданской обороне относятся предприятия с числом работающих от 100 до 500 в среднем или от 200 до 1000 по максимальному показателю или имеющие в ведении объекты культуры регионального значения.

Третья группа не установлена нормативными документами, поэтому говорить, что к третьей группе по гражданской обороне относятся определенные предприятия, некорректно.

Узнать присвоенную категорию допускается по запросу, перечень предприятий с дополнительными обязанностями по гражданской обороне составляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать и провести вводный инструктаж по гражданской обороне. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как уточнить статус ГО

Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:

  • перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
  • список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
  • органы исполнительной власти региона координируют и проводят категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
  • органы местной исполнительной власти после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.

Вот несколько шагов, как определить категории организаций по гражданской обороне:

Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.

Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.

Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.

Обязанности категорированных МЧС юрлиц

От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:

  • нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
  • внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
  • локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
  • запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).
Читайте также:
Где купить трудовую книжку и ее стоимость: цена чистого бланка, оформление

Такие организации имеют специальный штат работников:

Численность работающих Количество освобожденных работников ГО, человек
До 500 человек 1
От 501 до 2000 человек 2-3
От 2001 до 5000 3-4
Свыше 5001 5-6

В письме МЧС России от 21.07.2017 № 11-1-2246 разъясняется, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО: допускается выполнение работы по ГО одним из сотрудников организации по совместительству или ее руководителем на основании приказа по организации. В то же время с 13.12.2020 вступил в силу приказ Минтруда от 27.10.2020 № 748н , которым утвержден новый профессиональный стандарт для специалистов по ГО. Работники с этого момента должны соответствовать ему. В документе приведены требования к образованию: курсы подготовки среднего звена для специалистов со средним профессиональным профильным образованием и дополнительно к ним программы повышения квалификации для специалистов со средним профессиональным непрофильным образованием, к знаниям и умениям. Содержится конкретный перечень трудовых функций: ведение плановых документов, проведение информационной и обучающей работы, курсов, инструктажей, выполнение мероприятий по ГО и защите от ЧС в организациях, разработка решений.

Приведены возможные наименования должностей: специалист по ГО, по защите в чрезвычайных ситуациях, по гражданской защите, по ГО и защите в ЧС, начальник отдела ГО и ЧС и т. д. В документе обозначена основная цель работы — подготовка работников и активов предприятия, производственных фондов к ситуации военного времени и ЧС, защита от опасностей таких форс-мажорных обстоятельств. Эти требования обязательны для работников на предприятиях с присвоенной категорией.

Категории организаций по гражданской обороне: как узнать свою

Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это предприятия, имеющие особое значение для экономики или культуры страны, мобилизационные здания или заказы. Классификация производится органами исполнительной власти субъектов РФ.

  • Как составить заявление на материальную помощь к отпуску
  • Пособие по безработице в 2022 году: размер и порядок оформления выплаты
  • Убыток в декларации по налогу на прибыль
  • Каким будет прожиточный минимум в 2022 году
  • Обзор законодательства за период с 27 по 31 декабря 2021 года

Нормативная база

В целях правильной подготовки организаций предприятий к военной или чрезвычайной ситуации (ЧС) все они делятся на организации с группой по гражданской обороне (ГО) или без нее. Первые внесены в специальный реестр органами исполнительной власти. Порядок классификации регулирует постановление правительства 804 от 16.08.2016, которого нет в свободном доступе. При определении обязанностей по ГО ориентироваться нужно на разъяснения МЧС и закон ФЗ-28 от 12.02.1998.

Принципы классификации

Они установлены в постановлении №804, категорию получают юрлица и ИП:

  • имеющие на балансе мобилизационные здания (отнесенные к этой группе в соответствии с планом мобилизации на случай войны или ЧС);
  • имеющие мобилизационные заказы по договорам с органами исполнительной власти на размещение оборудования, поставку и т. д.;
  • имеющие большое значение в экономике;
  • представляющие большую потенциальную опасность в случае войны или наступления ЧС, например эксплуатирующие опасные производственные объекты;
  • имеющие на балансе культурные объекты особого значения.

То есть категория присваивается юрлицам, имеющим большое значение непосредственно для гражданской обороны или для обеспечения ее материального базиса.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать обучение по гражданской обороне в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

В законодательстве не упомянут такой термин, как категория объекта по гражданской обороне, есть мобилизационные здания и культурные объекты, они отдельно не классифицируются. Если под объектом понимать саму организацию, то категорий три:

  • особая;
  • первая;
  • вторая.

Порядок отнесения к той или другой категории зависит от конкретных обстоятельств, при этом учитывается местоположение, численность работников, объем выпускаемой продукции и другие факторы.

Существует деление территорий по ГО:

  • к особой группе по гражданской обороне относятся два главных города страны — Москва и Санкт-Петербург;
  • к первой относятся территории городов при следующих показателях: численность населения — от полумиллиона до миллиона, наличие важных для ГО компаний в установленных пределах; более 50% населения попадают в зону поражения (химического, радиационного или затопления);
  • ко второй группе по гражданской обороне относятся города с той же численностью, но меньшей концентрацией важных для ЧС предприятий, и только если 30% населения попадает в зону поражения;
  • к третьей группе по гражданской обороне относятся города при численности населения от 250 000 до 500 000 человек при наличии хотя бы одной значимой для гражданской обороны компании.

Как узнать свой статус по ГО

Формируемый органами власти перечень нигде не публикуется, но предприятия, включенные в него, извещаются об этом факте в течение месяца. Для получения информации о включении в список допускается сформировать запрос в местное управление по делам ГО И ЧС.

Пошаговая инструкция, как узнать категорию организации по ГО и ЧС:

  1. Сформируйте запрос в свободной форме на имя руководителя местного управления ГО и ЧС.
  2. Отправьте его курьерской службой или по почте заказным письмом.
  3. Ожидайте ответа, в течение месяца любой госорган обязан предоставить информацию по письменному запросу.

В целях проверки готовности компаний к противостоянию ЧС и форс-мажорным обстоятельствам, выполнению задач в области ГО утвержден риск-ориентированный подход и периодичность проверок МЧС. Предприятия из группы высокого риска проверяют один раз в два года, значительного — один раз в 3 года, среднего — один раз в 5 лет. Предприятия с незначительными рисками не проверяют. К первым трем группам относятся предприятия и ИП, имеющие опасные объекты, сооружения ГО, присвоенную группу по ГО. В постановлении правительства №806 от 17.08.2016 не сказано, к какой катеогории риска в области защиты от чрезвычайных ситуаций относится деятельность образовательной организации, но совершенно очевидно что к последней. Если есть сомнения, проверка осуществляется по запросу или на сайте Роспотребнадзора.

Невозможно точно ответить на вопрос, к какой категории по гражданской обороне относится деятельность образовательной организации, все зависит от конкретных обстоятельств. Скорее всего, в этом случае она не присваивается.

Какие есть обязанности, если присвоена категория по ГО

В соответствии с законом категории по ГО устанавливаются для организаций, имеющих особое значение по своим активам или местоположению, поэтому для них устанавливаются особые обязанности (ч. 2 ст. 9 ФЗ-28):

  • они создают специальные формирования, не включенные в штат предприятия, выполняющие обязанности по ГО;
  • формируют запасы медицинских средств, продуктов, оборудования и т. д.;
  • создают специальные аварийные и спасательные формирования;
  • формируют и поддерживают в готовности специальные системы оповещения.

Как и все другие предприятия, они проводят обучение сотрудников и мероприятия по ГО и назначают ответственного. Это обученный сотрудник или целый отдел квалифицированных работников в зависимости от численности штата предприятия.

1 освобожденный работник

Для филиалов и представительств приказом МЧС №230 от 23.05.2017 предусмотрены иные цифры.

Есть ли особые обязанности у предприятий без категории

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ-28 все предприятия, независимо от присвоения категории, обязаны:

  • осуществлять обучение и подготовку работников в области ГО;
  • проводить соответствующие мероприятия по заранее утвержденному плану;
  • проводить мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование в случае войны или наступления ЧС.

То есть компании разрабатывают план обучения и проверочных мероприятий по примерным программам и реализуют его, создают материально-техническую базу для этого, проводят вводный инструктаж. Для выполнения этих задач назначается работник, который должен пройти обучение в образовательных организациях, осуществляющих обучение по программам МЧС. На предприятиях с небольшим штатом (до 200 человек) допускается выполнение такой работы по совместительству. Ни в законе, ни в разъяснениях МЧС не сказано конкретно, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, поэтому такие функции руководитель вправе возложить на любого сотрудника. Главное условие допуска к работе — прохождение дополнительных образовательных курсов.

В законодательстве не указано, как определить категории организаций по гражданской обороне самостоятельно. Это делается уполномоченными органами власти, которые алгоритм классификации не разъясняют. Но если компания не является крупным участником рынка, на балансе нет культурных объектов, не заключены договоры с местным управлением ГО И ЧС, не было уведомлений, то логично предположить, что в зону внимания МЧС она не попадает.

Инструкция: как узнать категорию организации по гражданской обороне

Категории предприятий по гражданской обороне — это специальная классификация организаций, которая налагает на них особые обязательства в области ГО. В эту классификацию включаются не все юридические лица, а только особо значимые, крупные или важные с точки зрения защиты государства или экономики.

Правовая база

  1. Федеральный закон №28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».
  2. Постановление правительства №804 от 16.08.2016.
  3. Методические рекомендации №2-4-71-69-11 от 11.11.2016, утвержденные заместителем министра МЧС А. П. Чуприяном.
  4. Письмо МЧС №11-15-1811 от 29.05.2020.

Классификация компаний по ГО

Нормативной основой, по которой осуществляется отнесение организаций к категориям по гражданской обороне, является ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ от 12.02.1998. В этой статье все юридические лица, функционирующие в России, подразделяются на те, которые входят в классификацию по ГО, и все остальные, при этом определенными обязанностями в области гражданской обороны обладают все российские компании независимо от их статуса.

Более конкретно категории объектов по ГО регулирует постановление правительства №804 от 16.08.2016. Этот документ имеет гриф «ДСП» — для служебного пользования, в связи с чем он не публикуется и недоступен в правовых системах.

МЧС, опираясь на постановление №804, разъясняет, что в классификацию по ГО входят следующие компании:

  • важные для обороны страны или ее экономики;
  • имеющие мобилизационные задания;
  • деятельность которых сопряжена с высоким риском возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время;
  • имеющие уникальные историко-культурные объекты.

Таким образом, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это особо важные, крупные или опасные, вероятность возникновения серьезных аварий для них выше.

Классификация по ГО содержит три класса:

  • особой важности;
  • первый;
  • второй.

Составление списков категоризированных компаний входит в компетенцию:

  • федеральных органов исполнительной власти;
  • госкорпораций;
  • госкомпаний, органов исполнительной власти субъектов РФ.

Перечисленные субъекты руководствуются постановлением №804 и методическими рекомендациями №2-4-71-69-11 от 11.11.2016, утвержденными заместителем министра А. П. Чуприяном. Этот документ тоже имеет гриф «ДСП», доступ к нему ограничен. При этом МЧС разъясняет, что категории по ГО для организаций устанавливаются в зависимости от степени влияния рассматриваемой компании на экономику страны и безопасность населения.

Как провести обучение по ГО

Чтобы все правильно организовать и зафиксировать результаты, используйте бесплатно руководство от экспертов КонсультантПлюс. На 2 дня доступ ко всей системе бесплатный.

Как определить статус по ГО

Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.

Если такого уведомления компания не получала, это значит, что в настоящий момент в классификацию она не входит.

Если у компании возникла необходимость проверить статус, легкого способа, как узнать категорию организации по ГО и ЧС, не существует: список категоризированных лиц не публикуется, т. к. содержит охраняемую законом тайну, а документы, на основании которых производится категоризация, имеют ограниченный доступ.

МЧС в письме №11-15-1811 от 29.05.2020 разъясняет, как определить категорию по гражданской обороне организации: для этого необходимо обратиться в отдел мобилизационной подготовки администрации субъекта РФ по месту нахождения компании. Обращение составляется в свободной форме, ответ придет в течение месяца.

Обязанности юрлиц, которые вошли в классификацию по ГО

Юридические лица, имеющие категории предприятий по гражданской обороне, обязаны:

  1. Создавать специальные подразделения, в обязанности которых входит проведение мероприятий по ГО.
  2. Создавать внештатные аварийно-спасательные формирования — это требуется от отдельных видов категорийных лиц. К таким относятся лица, в чьем ведении находятся опасные объекты, например радиационно опасные объекты или гидротехнические сооружения, а их деятельность связана с особыми рисками возникновения аварийных ситуаций.
  3. Иметь локальные системы оповещения. Это требование актуально только для отдельных лиц — тех же, которые обязаны иметь аварийно-спасательные формирования.

Обязанности юридического лица, не входящего в классификацию по ГО

Компании, не входящие в перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, тоже несут ряд обязанностей в области ГО. Эти обязанности перечислены в п. 1 ст. 9 28-ФЗ. В их числе:

  • планирование и проведение мероприятий по ГО;
  • проведение мероприятий по подготовке к работе в военное время;
  • подготовка работников;
  • создание и содержание запасов.

Таким образом, даже организации, не отнесенные к категориям по ГО, обязаны готовить сотрудников и материально-техническую базу к возможной работе в условиях чрезвычайной ситуации или военного положения.

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.

Категории организаций по гражданской обороне: как узнать свою

Нормативная база

«Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти», утв. МЧС №2-4-71-2-11 03.02.2017
«Организационно-методические указания по подготовке органов управления в области гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2021 год», утв. Минпромторгом 29.01.2017

В целях правильной подготовки организаций предприятий к военной или чрезвычайной ситуации (ЧС) все они делятся на организации с группой по гражданской обороне (ГО) или без нее. Первые внесены в специальный реестр органами исполнительной власти. Порядок классификации регулирует постановление правительства 804 от 16.08.2016, которого нет в свободном доступе. При определении обязанностей по ГО ориентироваться нужно на разъяснения МЧС и закон ФЗ-28 от 12.02.1998.

Кто и зачем делит организации на категории

Категории по ГО назначаются в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. Первостепенное значение имеет то, какую роль в государственной экономике играет деятельность предприятия, какое влияние оказывает на безопасность персонала и населения (Постановление Правительства 804 от 16.08.2016). Гражданская оборона предполагает разработку и реализацию системы мероприятий для защиты людей и стратегических объектов от опасностей, которые возникают во время войны и стихийных бедствий.

Перечень предприятий формируется федеральными службами, госкомпаниями и корпорациями. Он согласуется с МЧС РФ, сведения передаются в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся производственные объекты и учреждения.

В соответствии с этим списком организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это объекты, которые играют важную роль в защите государства, имеют стратегическое и экономическое значение. Такие предприятия имеют высокую степень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, как в мирное, так и военное время, выполняют мобилизационные задания. Категорийными являются уникальные исторические культурные объекты, которые находятся под защитой государства.

Разные категории по ГО устанавливаются для организаций по степени значимости для обороны либо сохранения культурно-исторического наследия страны, поэтому используется множество критериев для присвоения той или иной группы.

Обязательно назначается особый статус предприятиям, которые в случае возникновения угрозы войны или стихийных бедствий обязаны взять на себя основные задачи, например: эвакуацию населения, обеспечение средствами индивидуальной защиты, снабжение продовольствием и водой армии и граждан, изготовление оружия и снарядов, строительство защитных сооружений и т.п.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организации определить категорию по гражданской обороне. Используйте эти инструкции бесплатно.

Принципы классификации

Они установлены в постановлении №804, категорию получают юрлица и ИП:

  • имеющие на балансе мобилизационные здания (отнесенные к этой группе в соответствии с планом мобилизации на случай войны или ЧС);
  • имеющие мобилизационные заказы по договорам с органами исполнительной власти на размещение оборудования, поставку и т. д.;
  • имеющие большое значение в экономике;
  • представляющие большую потенциальную опасность в случае войны или наступления ЧС, например эксплуатирующие опасные производственные объекты;
  • имеющие на балансе культурные объекты особого значения.

То есть категория присваивается юрлицам, имеющим большое значение непосредственно для гражданской обороны или для обеспечения ее материального базиса.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать обучение по гражданской обороне в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

В законодательстве не упомянут такой термин, как категория объекта по гражданской обороне, есть мобилизационные здания и культурные объекты, они отдельно не классифицируются. Если под объектом понимать саму организацию, то категорий три:

  • особая;
  • первая;
  • вторая.

Порядок отнесения к той или другой категории зависит от конкретных обстоятельств, при этом учитывается местоположение, численность работников, объем выпускаемой продукции и другие факторы.

Существует деление территорий по ГО:

  • к особой группе по гражданской обороне относятся два главных города страны — Москва и Санкт-Петербург;
  • к первой относятся территории городов при следующих показателях: численность населения — от полумиллиона до миллиона, наличие важных для ГО компаний в установленных пределах; более 50% населения попадают в зону поражения (химического, радиационного или затопления);
  • ко второй группе по гражданской обороне относятся города с той же численностью, но меньшей концентрацией важных для ЧС предприятий, и только если 30% населения попадает в зону поражения;
  • к третьей группе по гражданской обороне относятся города при численности населения от 250 000 до 500 000 человек при наличии хотя бы одной значимой для гражданской обороны компании.

Подводим итоги

Подведем итог, как и где нужно обучать персонал требованиям гражданской обороны, по Постановлению Правительства РФ № 1485.

Руководители организации, председатели комиссий

  1. Проходят повышение квалификации при назначении на должность и далее раз в 5 лет в учебно-методических центрах ГО и ЧС субъектов Федерации.
  2. Обучаются на курсах в образовательных организациях, имеющих государственную лицензию, по программам МЧС России.
  3. Самостоятельно изучают требования законодательства в области ГО и ЧС.
  4. Участвуют в ежегодных тематических сборах, тренировках, учениях.

Специалисты ГО и ЧС

Проходят переподготовку (единожды), повышение квалификации, курсовое обучение при назначении на должность и далее раз в 5 лет, в образовательных организациях МЧС России, субъектов Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

В остальном к ним предъявляются такие же требования, как к руководителям предприятия.

Работники организации

  1. Проходят вводный инструктаж по гражданской обороне при приеме на работу и далее — ежегодно.Читайте подробнее про инструктаж по ГО здесь.
  2. Самостоятельно изучают требования ГО без отрыва от производства, по программам предприятий, разработанным на основе программы N 2-4-71-29-11.
  3. Участвуют в ежегодных учениях и тренировках.

Подготовка персонала по гражданской обороне — необходимый элемент обеспечения государственной безопасности. За игнорирование этого процесса законодатель установил штраф для организаций от 100 тыс. до 200 тыс. руб. — п. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. Обучайте трудовой коллектив вовремя, не дожидаясь санкций.
Cсылка на документ «Приказ Минтруда России № 748н от 27 октября 2020 г» Cсылка на документ «Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО и ЧС» Cсылка на документ «Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ» Cсылка на документ «Приказ МЧС России от 24 апреля 2021 г. N 262 » Cсылка на документ «Приказ МЧС России от 23 мая 2021 г. N 230» Cсылка на документ «Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701» Cсылка на документ «Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2021 г. № 1485» Cсылка на документ «Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ» Cсылка на документ «Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2013 г. N 707н»

Как узнать свой статус по ГО

Формируемый органами власти перечень нигде не публикуется, но предприятия, включенные в него, извещаются об этом факте в течение месяца. Для получения информации о включении в список допускается сформировать запрос в местное управление по делам ГО И ЧС.

Пошаговая инструкция, как узнать категорию организации по ГО и ЧС:

  1. Сформируйте запрос в свободной форме на имя руководителя местного управления ГО и ЧС.
  2. Отправьте его курьерской службой или по почте заказным письмом.
  3. Ожидайте ответа, в течение месяца любой госорган обязан предоставить информацию по письменному запросу.

В целях проверки готовности компаний к противостоянию ЧС и форс-мажорным обстоятельствам, выполнению задач в области ГО утвержден риск-ориентированный подход и периодичность проверок МЧС. Предприятия из группы высокого риска проверяют один раз в два года, значительного — один раз в 3 года, среднего — один раз в 5 лет. Предприятия с незначительными рисками не проверяют. К первым трем группам относятся предприятия и ИП, имеющие опасные объекты, сооружения ГО, присвоенную группу по ГО. В постановлении правительства №806 от 17.08.2016 не сказано, к какой катеогории риска в области защиты от чрезвычайных ситуаций относится деятельность образовательной организации, но совершенно очевидно что к последней. Если есть сомнения, проверка осуществляется по запросу или на сайте Роспотребнадзора.

Невозможно точно ответить на вопрос, к какой категории по гражданской обороне относится деятельность образовательной организации, все зависит от конкретных обстоятельств. Скорее всего, в этом случае она не присваивается.

Гражданская оборона и защита от ЧС

Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС).

Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.

Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:

Как определить к какой категории по ГО относится организация?

  • Если организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы, то значит организация не относится к категори по ГО. В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть тут), как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов. Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет «готовности»со стороны соответствующих органов особо тщательно .
  • В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).

Общее количество работников в организации

  • Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников. В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее) посетителей «объекта», или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.

Какие есть обязанности, если присвоена категория по ГО

В соответствии с законом категории по ГО устанавливаются для организаций, имеющих особое значение по своим активам или местоположению, поэтому для них устанавливаются особые обязанности (ч. 2 ст. 9 ФЗ-28):

  • они создают специальные формирования, не включенные в штат предприятия, выполняющие обязанности по ГО;
  • формируют запасы медицинских средств, продуктов, оборудования и т. д.;
  • создают специальные аварийные и спасательные формирования;
  • формируют и поддерживают в готовности специальные системы оповещения.

Как и все другие предприятия, они проводят обучение сотрудников и мероприятия по ГО и назначают ответственного. Это обученный сотрудник или целый отдел квалифицированных работников в зависимости от численности штата предприятия.

Численность штата Количество работников по ГО
До 500 1 освобожденный работник
От 501 до 2000 2-3
От 2001 до 5000 3-4
Более 5000 5-6

Для филиалов и представительств приказом МЧС №230 от 23.05.2017 предусмотрены иные цифры.

Требования к подготовке специалиста

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне приведены в новом профессиональном стандарте 12.009, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.10.2020 г. № 748н. Документ носит рекомендательный характер для частных организаций и обязательный — для государственных и муниципальных предприятий.
О применении профстандартов с 1 января 2021 года смотрите Постановление Правительства РФ от 27 июня 2021 г. N 584

Требования к уровню подготовки и стажу работников ГО и ЧС смотрите в таблице.

Специалист по ГО и ЧС

Среднее профессиональное непрофильное образование + дополнительное профессиональное по программам переподготовки, повышения квалификации

Ведущий специалист по ГО и ЧС

Высшее непрофильное образование + дополнительное профессиональное по программам переподготовки

Главный специалист по ГО и ЧС

Высшее непрофильное образование + дополнительное профессиональное по программам переподготовки, повышения квалификации

Начальник отдела ГО и ЧС

Начальник управления ГО

Высшее непрофильное образование + дополнительное профессиональное по программам переподготовки, повышения квалификации

В таблице приведены минимальные требования к уровню подготовки сотрудников ГО в организациях по профстандарту 12.009. ЕКС, утвержденный приказом Минтруда РФ от 03.12.2013 г. № 707н, к таким работникам более суров. Так, например, компетентность специалиста ГО II категории должна подтверждаться дипломом о высшем профессиональном образовании и стажем работы по направлению деятельности не менее 3 лет.

Руководитель организации сам решает, какие квалификационные требования записывать в трудовой договор и/или должностную инструкцию сотрудника по ГО. Главное, чтобы они не были ниже минимальных норм по профстандарту. То есть специалист ГО с непрофильным образованием должен проходить профессиональную переподготовку и/или повышение квалификации в области гражданской обороны.

а) «Гражданская оборона и защита населения от чрезвычайных ситуаций» 72 часа — повышение квалификации,

б) «Организация и ведение гражданской обороны, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» 256 часов — профессиональная переподготовка.

Есть ли особые обязанности у предприятий без категории

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ-28 все предприятия, независимо от присвоения категории, обязаны:

  • осуществлять обучение и подготовку работников в области ГО;
  • проводить соответствующие мероприятия по заранее утвержденному плану;
  • проводить мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование в случае войны или наступления ЧС.

То есть компании разрабатывают план обучения и проверочных мероприятий по примерным программам и реализуют его, создают материально-техническую базу для этого, проводят вводный инструктаж. Для выполнения этих задач назначается работник, который должен пройти обучение в образовательных организациях, осуществляющих обучение по программам МЧС. На предприятиях с небольшим штатом (до 200 человек) допускается выполнение такой работы по совместительству. Ни в законе, ни в разъяснениях МЧС не сказано конкретно, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, поэтому такие функции руководитель вправе возложить на любого сотрудника. Главное условие допуска к работе — прохождение дополнительных образовательных курсов.

В законодательстве не указано, как определить категории организаций по гражданской обороне самостоятельно. Это делается уполномоченными органами власти, которые алгоритм классификации не разъясняют. Но если компания не является крупным участником рынка, на балансе нет культурных объектов, не заключены договоры с местным управлением ГО И ЧС, не было уведомлений, то логично предположить, что в зону внимания МЧС она не попадает.

Обучение должностных лиц в области ГО и ЧС для «категорийных»

Авторы Постановления Правительства РФ № 1485 требуют, чтобы руководители организаций, председатели комиссий ГО и ЧС, специалисты ГО получали дополнительное профессиональное образование:

  1. Повышение квалификации — в течение года после назначения на должность и далее не реже раза в 5 лет.
  2. Курсовое обучение. Проводится с такой же периодичностью, как повышение квалификации. По приказу МЧС России № 262 курсовое обучение также проходит личный состав НФГО и НАСФ. (см. все наши курсы в сфере ГО и ЧС)
  3. Участие в ежегодных тренировках, учениях, тематических сборах.

Мы рекомендуем направлять на повышение квалификации по ГО и ЧС, курсовое обучение также членов комиссий, руководителей структурных подразделений. Тогда они будут понимать сами и смогут объяснить подчиненным, что мероприятия ГО — это не только знать свой размер противогаза и нести ежегодную повинность на учениях, а работающая система защиты людей и ресурсов.

Как узнать категорию организации по ГО и ЧС в 2021 году

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 июня 2021 года N 1007

О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны

В соответствии со статьей 13_1 Федерального закона “О гражданской обороне” Правительство Российской Федерации

2. Реализация полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу:

4. Установить, что включенные в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год плановые проверки в рамках государственного надзора в области гражданской обороны, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного надзора в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 года N 1007

Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны (далее – федеральный государственный надзор).

2. Объектом федерального государственного надзора (далее – объект надзора) является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).

3. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом “О гражданской обороне” и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее соответственно – органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, территориальные органы).

5. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия при осуществлении федерального государственного надзора документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

6. Федеральный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:

а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;

б) руководитель, заместители руководителя и должностные лица структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее – структурное подразделение центрального аппарата);

в) руководители и заместители руководителей территориальных органов;

г) руководители, заместители руководителей и должностные лица структурных подразделений территориальных органов, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее – структурные подразделения территориальных органов);

д) руководители, заместители руководителей и должностные лица территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов.

7. Должностные лица, указанные в подпунктах “б”, “г” и “д” пункта 6 настоящего Положения, являются инспекторами.

8. Инспектор при осуществлении федерального государственного надзора обязан:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны;

в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

г) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

д) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей – присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществлять консультирование;

е) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено федеральными законами;

ж) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

з) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

и) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

к) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

л) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

м) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

9. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;

б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны и о восстановлении нарушенного положения;

ж) обращаться в соответствии с Федеральным законом “О полиции” за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.

10. Инспектор при осуществлении федерального государственного надзора не вправе:

а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;

б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;

в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

г) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

д) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

е) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления федерального государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ж) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

з) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;

и) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

к) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами Российской Федерации и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.

11. Инспекторы органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Учет объектов надзора осуществляется посредством включения сведений об объектах надзора в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – автоматизированная система).

13. Учет объектов надзора также может осуществляться путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

14. Для учета объектов надзора инспекторами формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора (далее – контрольно-наблюдательные дела).

15. Контрольно-наблюдательные дела обязательно формируются на каждый объект надзора, подлежащий отнесению в соответствии с подпунктами “а”-“в” пункта 24 настоящего Положения к категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее – категории риска), и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, информацию об отнесении объекта надзора к соответствующей категории риска и информацию об изменении категории риска, копии решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, оригиналы или копии других документов по вопросам гражданской обороны за последние 5 лет.

16. Контрольно-наблюдательные дела формируются и ведутся с соблюдением хронологии событий.

17. Основанием для включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему и (или) формирования контрольно-наблюдательного дела является поступление (установление) информации об объекте надзора, не состоящем на учете.

18. В 10-дневный срок с момента поступления (установления) первичной информации об объекте надзора, не состоящем на учете, орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, направляет в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросы в адрес федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся необходимые документы и (или) информация, с целью включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему и (или) формирования контрольно-наблюдательного дела.

19. Соответствующие данные в месячный срок с момента формирования контрольно-наблюдательного дела вносятся в журнал учета объектов надзора.

20. Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, ежегодно, к 15 августа, обеспечивает актуализацию сведений о находящихся на учете объектах надзора и их закрепление для осуществления федерального государственного надзора за соответствующими инспекторами.

Скорректировано положение об уполномоченных по ГО

Автор: Фролов С. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

14.07.2017 вступил в силу Приказ МЧС РФ № 230, утверждающий новое Положение об уполномоченных по ГО. Как это отразится на работе учреждений?

Обязанности уполномоченного зависят от категории по ГО

Основное отличие нового Положения об уполномоченных по ГО от ранее действовавшего в том, что до 14.07.2017 организации делились на две основные категории: продолжающие работу в военное время и прекращающие работу в военное время. Тем, кто в военное время работал, задачи по гражданской обороне ставились более серьезные.

Сейчас деление на две группы осталось, но в его основе уже лежит категорийность: организации, отнесенные к категориям по ГО, и организации, не отнесенные к категориям по ГО (п. 4.1 и 4.2 Положения об уполномоченных по ГО).

Организация отнесена к категории по ГО

Обязанности у структурных подразделений (работников) по ГО в первой группе организаций почти не изменились – по-прежнему список из 23 пунктов. Более-менее значительные корректировки только в двух из них. Если ранее функции уполномоченных по ГО включали организацию эвакуационных мероприятий, то теперь эта обязанность конкретизирована: организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей, а также заблаговременной подготовки безопасных районов и производственной базы в безопасных районах (п. 4.1.3).

Уточнения внесены также в обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения – если ранее местом ее исполнения были районы размещения потенциально опасных объектов, то согласно новому документу местом исполнения данной обязанности являются организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (п. 4.1.13).

Организация не отнесена к категории по ГО

Обязанности уполномоченных в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, остались почти такими же, как и обязанности уполномоченных в организациях, прекращающих работу в военное время, с небольшими техническими уточнениями. Этих обязанностей по-прежнему только три.

Обратим внимание на обязанность по подготовке работников способам защиты и мероприятий по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (п. 4.2.3). Здесь стоит учесть, что в тексте употреблено слово «подготовка», а не «обучение». Скорее всего, при подготовке работников уполномоченным по ГО нужно руководствоваться не Программой обучения по ГО и ЧС, а п. 5 Положения о подготовке населения в области ГО, согласно которому организации разрабатывают программы курсового обучения личного состава формирований и служб, работников организаций в ГО; проводят курсовое обучение работников, личного состава формирований и служб в области ГО; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками вводного инструктажа по ГО; организуют и проводят вводный инструктаж по ГО с вновь принятыми работниками; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

Новое деление может вызывать вопросы. Например, в больнице с пациентами и персоналом – около 3 000 человек. Но она не отнесена к категории по ГО. В этом случае, скорее всего, будет назначена процедура повторного категорирования, Существует Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632, в приложении к которому приведены Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО. Рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих учет и (или) ведение перечней организаций, отнесенных к категориям по ГО. Можем предположить, что Приказ МЧС РФ № 230 станет поводом для обновления списков категорийных организаций.

Этот же приказ, вероятно, повлечет корректировку соответствующих ведомственных документов. Например, штатных нормативов структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Сколько работников по ГО должно быть в организации?

Волну обсуждений на профессиональных интернет-форумах вызвал п. 5 Положения об уполномоченных по ГО, регламентирующий нормы определения количества работников структурных подразделений (работников) по ГО организаций, а также отдельных работников по ГО в составе их представительств и филиалов. В организациях, отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников: до 500 человек включительно – 1 освобожденный работник (ОР); от 501 до 2 000 человек включительно – 2-3 ОР; от 2 001 до 5 000 человек включительно – 3-4 ОР; свыше 5 001 человека – 5-6 ОР (п. 5.1.1) Количество работников по ГО в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, регламентируется по следующим нормам: от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию – 1 ОР; от 501 до 1 000 включительно – 2 ОР; от 1 001 до 2 000 включительно – 3 ОР; от 2 001 до 5 000 включительно – 4 ОР; более 5 001 работников – 5 ОР (п. 5.2). Здесь, вроде, все понятно.

При этом согласно новой норме при определении количества работников по ГО в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения – число проходящих лечение больных в стационаре.

А вот п. 5.1.2 Положения об уполномоченных по ГО, регламентирующий назначение уполномоченных по ГО в организациях, не отнесенных к категориям ГО, вызвал бурю вопросов, поскольку согласно нормативу в таких организациях работа по ГО может выполняться по совместительству одним из работников организации. При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации. Получается, что в данных организациях назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, не обязательно? Да, это так, на что прямо указывает п. 5.3 Положения об уполномоченных по ГО.

Грядет ли сокращение освобожденных работников по ГО в некатигорированных организациях? Скорее всего – да. Означает ли это, что в некатегорированных организациях можно не вести работу по ГО? Нет.

Ни в п. 5.1.2, ни в п. 5.3 Положения об уполномоченных по ГО не говорится о необязательности ведения работы по ГО. Говорится только о том, что не обязательно назначать для выполнения этой функции освобожденного работника. То есть Положение об уполномоченных по ГО ведение работы по ГО в организациях не отменяет. Более того, действует п. 2 Постановления Правительства РФ № 782, согласно которому структурные подразделения (работники) по ГО создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления ГО в данных организациях. Итак, уполномоченный по ГО в некатегорийной организации должен быть. Но как его оформить, если не штатной единицей? Ответ – в п. 5.1.2: работа по ГО может выполняться по совместительству. А особенности труда на условиях совместительства регулируются ТК РФ.

Если же руководитель некатегорированной организации «при необходимости» решит увеличить количество работников по ГО, как это указано в абз. 2 п. 5.1.2 Положения об уполномоченных по ГО, то чем он сможет обосновать такую необходимость? Критериев необходимости увеличения количества работников по ГО в законодательстве нет. А потому указанный вопрос целесообразно задать учредителю, поскольку у каждого учредителя критерии данной необходимости свои.

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 459-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 15 декабря 2021 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2021 года

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529; N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3450; N 52, ст. 6969; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408; N 18, ст. 2622; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; N 7, ст. 919; N 26, ст. 3887; 2018, N 32, ст. 5113; 2019, N 27, ст. 3524; 2020, N 14, ст. 2028; N 26, ст. 3999; 2021, N 22, ст. 3690; N 24, ст. 4188) следующие изменения:

а) дополнить пунктами 2 4 и 2 5 следующего содержания:

“2 4 . Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом “а” пункта 2 настоящей статьи), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций соответственно федерального и межрегионального, регионального и межмуниципального, муниципального характера.

2 5 . Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций могут принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (независимо от характера чрезвычайных ситуаций) в отношении работников указанных органов и корпораций, а также подведомственных им организаций.”;

б) абзац первый пункта 10 после слов “Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности” дополнить словами “(Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом “а” пункта 2 настоящей статьи)”;

а) в части первой слова “, их последствиях,” заменить словами “и их последствиях, мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций,”;

б) в части третьей слова “администрация организаций” заменить словом “организации”;

в) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

“Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны своевременно представлять в установленном порядке в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.”;

г) часть четвертую считать частью пятой и ее после слов “должностными лицами” дополнить словами “и организациями”;

д) часть пятую считать частью шестой;

а) подпункт “к” после слова “власти,” дополнить словами “органами местного самоуправления и организациями,”;

б) подпункт “м” изложить в следующей редакции:

“м) определяет порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, в случае нарушения условий их жизнедеятельности либо утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации, а также порядок выплаты единовременных пособий при реализации мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;”;

в) дополнить подпунктом “т” следующего содержания:

“т) определяет порядок проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.”;

а) подпункт “в” пункта 1 изложить в следующей редакции:

“в) обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;”;

в подпункте “б” слова “о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение” заменить словами “организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций”;

дополнить подпунктом “п” следующего содержания:

“п) устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.”;

5) статью 13 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7. Федеральные органы исполнительной власти предоставляют на безвозмездной основе федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, постоянный доступ к информационным системам, содержащим информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

а) в подпункте “з” части первой слова “предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также” исключить;

б) часть вторую дополнить словами “, а также о проведении эвакуационных мероприятий”;

в) в части третьей слова “руководитель работ по” заменить словом “руководитель”;

7) статью 19 дополнить абзацем следующего содержания:

“эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий.”.

Президент Российской Федерации В. Путин

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: