IT-гиганты могут столкнуться с многомиллиардными налогами

Шесть технологических гигантов не заплатили $100 млрд налогов

За последнее десятилетие шесть крупных технологических компаний в совокупности не доплатили налогов на $100,2 млрд. Об этом в докладе под названием «Кремниевая шестерка и глобальная недоплата налогов в $100 млрд» сообщила британская независимая компания Fair Tax Mark.

Речь идет об интернет-гигантах Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google и Microsoft, которых вместе часто называют «Кремниевой шестеркой». Эксперты Fair Tax Mark проанализировали их годовые отчеты, поданные в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Выяснилось, что суммы, о которых отчиталась шестерка, не соответствуют фактическим выплатам.

В докладе сказано, что «Кремниевая шестерка» сокращала суммы налогов, перемещая доходы и прибыли в так называемые налоговые убежища, особенно на Бермудские острова, в Ирландию, Люксембург и Нидерланды, а также в страны с низкими ставками налогов.

Сколько не доплатил Amazon

Наибольшую разницу Fair Tax Mark обнаружила у компании Джеффа Безоса Amazon. В минувшем десятилетии интернет-гигант заплатил в виде подоходного налога $3,4 млрд, в то время как выручка компании составила в целом $960,5 млрд, а прибыль $26,8 млрд.

Это означает, что в процентах Amazon выплатил 12,7% от прибыли. Между тем большую часть десятилетия налоговая ставка в США составляла 35%. Президент США Дональд Трамп понизил ставку корпоративного налога с 35% до 21% лишь в 2017 году. В Fair Tax Mark назвали Amazon наиболее безответственным налогоплательщикам из шести компаний.

«Компания наращивает доминирование на рынке по всему миру, пользуясь доходами, почти не облагаемыми налогами. Тем самым компания может несправедливо подорвать бизнес локальных компаний, которые придерживаются более ответственного подхода к налогам», – считают в Fair Tax Mark.

В Amazon обвинения отрицают. «Amazon представляет около 1% мировой розничной торговли. При этом везде, где мы работаем, присутствуют более крупные конкуренты, а эффективная ставка налога на прибыль в 2010-2018 годах составляла 24%», – сообщила пресс-служба Amazon по запросу CNBC.

«Amazon – это, прежде всего, ретейлер с низкими показателями прибыли. Поэтому сравнение с технологическими компаниями, у которых показатели операционной прибыли превышают 50%, нецелесообразно. Правительства пишут налоговые законы, а Amazon платит все причитающиеся налоги, а также вкладывает много миллиардов в создание рабочих мест и инфраструктуру. В сочетании с низкой маржой эти инвестиции ведут к снижению ставки налога», – добавили в интернет-гиганте.

Кто из шести наиболее ответственно отнесся к налогам

На втором месте в списке Fair Tax Mark оказался Facebook. Далее идут Google, Netflix и Apple. Самым ответственным налогоплательщиком в Fair Tax Mark считают Microsoft. За десятилетие эта технологическая компания выплатила в виде налогов $46,9 млрд. Это ошеломляющая разница, особенно если учесть, что доход Amazon за этот период превысил доход Microsoft почти на $80 млрд.

Выручка Microsoft за это время составила $278,5 млрд, а прибыль $882,5 млн. Тем не менее, в процентах от прибыли налог компании не превысил 16,8%. Налоговые обязательства Microsoft сильно росли до 2019 года, достигнув $13,1 млрд в год. Это самый высокий показатель из всей шестерки в течение большей части десятилетия.

Консенсус Refinitiv в среднем рекомендует покупать акции всех компаний, входящих в «Кремниевую шестерку». При этом аналитики, вошедшие в консенсус, ожидают наибольшего роста от акций Amazon. Они полагают, что на горизонте года бумаги интернет-гиганта подорожают на 22%, до $2167,56 за штуку.

Хотя ценные бумаги Microsoft выглядят одними из наиболее недооцененных, консенсус прогнозирует, что они вырастут всего на 7%, до $ 160,16 за акцию. Самые недооцененные по мультипликатору P/E акции – Apple. Однако Refinitiv в среднем предполагает, что акции производителя Айфонов за год подешевеют на 3%, до $257,36 за бумагу.

Читайте также:
Путин призвал к формированию предсказуемой налоговой системы

Консенсус также ожидает, что на горизонте года акции Alphabeth (материнской компании Google) вырастут на 14%, до $1462,02, а котировки Netflix – на 16%, до $360,59 за акцию.

Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. Популярный показатель для оценки стоимости акций и поиска недооцененных и переоцененных компаний Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее

Минфин: Google, Apple, Facebook и другие IT-гиганты должны делиться доходами от работы в России

По мнению российского Министерства финансов, крупные интернет компании вроде Google и Facebook должны отправлять налоги за право работать в России в бюджет РФ. Сейчас же средства уводятся от налогообложения, так что бюджет несет потери.

Один из вариантов получить дополнительные источники дохода — обязать интернет-корпорации делиться доходами от российской аудитории с бюджетом России. Сейчас эти компании платят налоги лишь в месте регистрации основного офиса.

Основная причина того, что главный офис международных компаний размещается в низконалоговых регионах — возможность платить меньше налогов. Так, в Ирландии, где налоговая ставка на прибыль составляет 12,5%, зарегистрированы Google, Facebook и Microsoft. В итоге Ирландия получает около $100 млрд в качестве низконалогового региона. В 2015 году международные компании перевели в регионы, подобные Ирландии около 40% прибыли.

В принципе, не только Россия, но и другие страны требуют, чтобы цифровые компании выплачивали налоги во всех регионах, где находятся их пользователи. В этом случае налоги будут распределяться справедливо, а бюджет не будет терять деньги.

«Существенные недостатки в принципах налогообложения цифровых компаний приводят в настоящее время к тому, что эффективная ставка обложения прибыли таких компаний оказывается значительно меньше, чем для компаний других отраслей», — комментируют ситуацию в Минфине.

Что касается временных рамок реализации закона, то об этом пока ничего неизвестно. Представители Минфина заявили, что до появления новых законов вопрос налогообложения иностранных компаний придется детально рассматривать.

В Европе обеспокоились тем, что налоги технологических компаний распределяются несправедливо еще несколько лет назад. В 2015 году было предложено несколько идей, которые могли бы исправить эту ситуацию. Первая идея — обязать иностранные компании показывать часть прибыли в странах проживания пользователей, причем даже в том случае, если у компании нет офиса в этом регионе. Второй способ — признавать местом создания нематериальных активов регион, в котором работает компания. Так, страна, где эти активы создаются, могут облагать налогом всю прибыль или часть ее. Остаток предлагается распределять между подразделениями компании по правилам трансфертного ценообразования. Третий способ — определение степени активности компании в конкретном регионе. Основа — размер выручки, количество пользователей, объем онлайн-продаж и т.п.

Читайте также:
Госдума пошла навстречу офшорам

Но все, что озвучено выше — это только предложения, единого подхода для регулирования развивающейся цифровой экономики пока нет. Еврокомиссия в 2018 году предложила ввести трехпроцентный цифровой налог с местной выручки цифровых гигантов. Ну а первая страна, которая ввела этот налог — Франция. Налог по ставке около 3% платят интернет-компании, чей доход превышает 750 млн евро. При этом во Франции следят лишь за частью дохода компаний, который генерируется во Франции.

В этом году Франция может получить дополнительные 500 млн евро в бюджет — как раз за счет нового налога с интернет-компаний. К слову, для того, чтобы определить, в какой стране находятся пользователи того или иного сервиса интернет-компании необходимо отслеживать их IP-адреса.

«Это своеобразный налог за контакт с потребителями, которые с экономической точки зрения фактически приравниваются к нематериальным активам», — прокомментировал эксперт ситуацию. При этом совершенно неважно, где находится штаб-квартира интернет-компании, главное — где находится потребитель товаров или услуг.

Глядя на успехи Франции, аналогичный налог планируют начать собирать и в других странах, включая Великобританию и Италию. Первая начнет собирать налоги в 2020 году, вторая — в 2021, затем, скорее всего, вступят в игру и другие государства.

Правда, ОЭСР планирует добиться согласования налоговых мер в странах Европы. Если действовать несогласованно, то эксперты считают, что это может привести к сдерживанию инвестиций и экономического роста.

«Во многом выработку единого подхода подрывают такие низконалоговые страны, как Ирландия и Люксембург, где аккумулируют прибыль многие ИТ-гиганты. Они не хотят добровольно отказываться от таких инвестиций», — отмечает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

Основная проблема как раз в том, чтобы рассчитать долю прибыли интернет-компании для каждой страны. По словам экспертов, сложно определить, что важнее — исходный код или страна, где он был доработан. В случае России помочь может международный обмен данным об операциях транснациональных компаний CbCR (Сountry-by-Country reporting). ФНС РФ получает эти отчеты, в них указываются основные финансовые показатели для разных стран присутствия интернет-компаний. К сожалению, страны обмениваются лишь отчетами о деятельности с годовым оборотом не менее 750 млн евро. Огромное количество других данных не попадает в отчеты.

Правда, существует опасность двойного налогообложения, и в этом вопросе необходимо соблюдать осторожность. Так, в 2017 году в РФ появился «налог на Google», т.е. иностранные компании обязали платить НДС в России, так что тысячи иностранных компаний были вынуждены зарегистрироваться в российских налоговых органах.

Обложили со всех сторон. Что такое глобальный налог для корпораций

Глобальная эпидемия, глобальный кризис, а теперь еще и глобальный налог. Звучит устрашающе, но рядовым гражданам его бояться не стоит. Что это за нововведение и кого оно затронет, расскажем в статье.

  • Глобальный налог на прибыль корпораций – что это
  • Как было до сих пор
  • Как будет с введением глобального цифрового налога
  • Как введение новой системы затронет Россию
  • Плюсы и минусы глобального налога

Глобальный налог на прибыль корпораций – что это

В мировой налоговой системе грядут серьезные изменения. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 38 стран, планирует ввести глобальный налог для корпораций в размере 15% с прибыли. На сегодняшний день идею поддержали более 130 государств, в том числе и Россия.

Читайте также:
России не обязательно ступать на путь существенной перестройки фискально системы

Основная цель нововведения – положить конец гонке за минимальными налоговыми ставками. Многие транснациональные компании платят налоги не по месту получения прибыли, а по месту регистрации, выбирая страны с более щадящей системой налогообложения. Это приводит к явным перекосам в распределении налоговых поступлений.

Вы вкладываете много сил и средств в собственный бизнес. А Совкомбанк позаботится о том, чтобы финансирование дела приносило выгоду. Уже знаете точную сумму? Рассчитайте ее онлайн на калькуляторе и заполните онлайн-заявку на кредит для бизнеса.

Как было до сих пор

За введение единой системы налогообложения для корпораций ОЭСР борется с 2013 года. Главным «подстрекателем» является США. Из-за хитрых финансовых схем крупных IT-гигантов американская казна недополучает десятки миллиардов долларов в год. Речь идет о компаниях Apple, Google, Facebook, Amazon.

Согласно расследованию, проведенному американским сенатом, названные фирмы аккумулировали большую часть своей прибыли в Ирландии с помощью дочерних компаний. Налоговая ставка в этой стране одна из самых низких в Европе – 12,5%. Но даже она показалась бизнес-гигантам слишком высокой.

Apple еще в 2007 году договорилась с властями Ирландии выплачивать с прибыли всего 1,9%. Сделка была оформлена с помощью сложной схемы, для реализации которой были созданы дочерние фирмы в Ирландии и на Бермудских островах.

В применении похожих схем были замечены Google и Facebook. Так, например, в 2017 году Google заплатила всего 3,4 млн налога с многомиллиардной прибыли. Недовольны были как американские, так и европейские власти.

Также размытой и несправедливой является система распределения сборов между государствами. Сегодня крупные корпорации платят налоги по месту регистрации без учета фактического нахождения конечных потребителей товаров и услуг.

К примеру, доходы, которые получает компания Amazon от продажи товаров российским потребителям, облагаются налогом по месту нахождения представительства компании. Местная казна недополучает десятки тысяч долларов – и это только с одной компании.

Как будет с введением глобального цифрового налога

Введение налога поможет искоренить хитрые схемы в системе налогообложения. Его называют цифровым, так как он затронет в первую очередь IT-сферу. Однако сами авторы проекта никакого разграничения по отраслям не предполагают.

Основные изменения проработаны и изложены в рамках концепций Pillar 1 и Pillar 2.

  • Pillar 1

Транснациональные корпорации должны будут платить налоговые сборы в тех странах, где они получают прибыль, даже если физически там не присутствуют. Нововведение коснется крупных бизнес-структур, чистая маржинальность которых составляет не менее 10%, а оборот – более 20 млрд евро в год. Исключения – компании, добывающие природные ресурсы и предоставляющие финансовые услуги.

  • Pillar 2

Планируется введение минимальной налоговой ставки в размере 15% для компаний с выручкой более 750 млн евро. Фирма будет обязана уплатить ее, независимо от того, где она зарегистрирована и где получает доход.

К примеру, если у компании головной офис находится в США, а налогооблагаемая прибыль формируется в Ирландии (со ставкой ниже минимальной единой ставки), то США может взыскать недостающие проценты в свой бюджет. Данный шаг позволит устранить конкуренцию между странами за крупных налогоплательщиков путем установления низких ставок.

Как введение новой системы затронет Россию

Российские эксперты единогласно поддерживают внедрение концепции Pillar 1. Россия – крупный рынок для транснациональных корпораций. Выгоду от перераспределения налоговых сборов Минфин оценивает в десятки миллиардов рублей.

Читайте также:
Госпрограммная покупка автомобилей освободится от НДФЛ

А вот с концепцией Pillar 2 не все так однозначно. В РФ ставка подоходного налога составляет 20% – это на 5% больше, чем планируемая глобальная ставка. Тем не менее, для отдельных отраслей действуют льготные условия налогообложения. В частности, для IT-сферы – 3%, а для сельхозпроизводителей – 0%.

Поэтому существует риск роста налоговой нагрузки для компаний из этих сфер. В рабочих группах ОЭСР Россия отстаивает внесение определенных изменений в концепцию Pillar 2, чтобы такого рода преференциальные налоговые режимы не попали под ее действие.

Совкомбанк осуществляет льготное кредитование бизнеса в соответствии с действующим законодательством РФ. Можно получить кредит по ставке от 1% годовых. Вы можете ознакомиться с программами и оставить заявку на сайте.

Плюсы и минусы глобального налога

Основным минусом нововведения можно назвать сложность его реализации. Пока непонятно, как будет работать единая налоговая система.

Формально подоходный налог должен быть уплачен в казну той страны, в которой получена прибыль. В случае с цифровыми продуктами однозначно определить это не всегда возможно.

Представим ситуацию. Алексей поехал на отдых в Арабские эмираты. В последний день отпуска он скачал платную игру в App Store, чтобы скоротать время в самолете. По прилету он продолжил играть в игру уже в России. В казну какой страны должен быть уплачен налоговый сбор? Пока вопрос открытый.

Есть еще несколько минусов.

  • Усложнение схем снижения налоговой нагрузки.

Реакция руководства IT-гигантов оказалась весьма сдержанной. «Мы заинтересованы в том, чтобы новая налоговая реформа прошла успешно, хотя понимаем, что налоговое бремя повысится», — заявил вице-президент Facebook Ник Клегг. Не исключено, что корпорации придумают новые, более изощренные способы уклонения от налогов.

  • Возникновение международных разногласий.

Согласятся ли страны, которые сегодня получают налоговые платежи со своих «богатых» резидентов, делиться прибылью? Практика покажет.

  • Риск двойного налогообложения.

Есть вероятность, что государства, не желающие ратифицировать соглашение, будут продолжать взимать налоговые сборы по своей схеме. Тогда некоторым компаниям придется платить дважды.

  • Риск отмены льгот для социально значимых отраслей.

В России, например, действует льготная налоговая ставка для IT-сектора и сельхозпроизводителей. Пока непонятно, позволят ли сохранить льготы, или условия будут едиными для всех.

  • Повышение цен.

Крупные компании наверняка попытаются переложить налоговое бремя на плечи потребителей. Хотя авторы проекта и обещают не допустить этого, на практике это вряд ли удастся.

Положительных моментов тоже немало:

  • прозрачная и четкая единая система для всех корпораций;
  • справедливое распределение налоговых сборов по странам без перекосов;
  • увеличение поступлений в бюджет;
  • ликвидация хитрых схем уклонения от налоговых сборов.

Замминистра финансов РФ Алексей Сазанов сравнил введение глобального налога с полетом человека в космос. Подобных прецедентов история еще не видела. Если эксперимент окажется удачным, в будущем нас ждет расширение практики всемирного налогообложения.

Что задумал минфин США: глобальным компаниям глобальные налоги?

В мире, похоже, зреет глобальная налоговая реформа. Если в России в очередной раз озадачились механизмами взимания налогов с IT-гигантов, не имеющих представительств в России: на этот раз спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что крупнейшие интернет-компании, пользуясь отсутствием своих представительств в России и зарабатывая в нашей стране гигантские деньги, не платят налоги в бюджет страны, что снижает конкурентоспособность отечественных игроков рынка, то США, традиционно преследуя глобальные цели, подумывает провести масштабную налоговую реформу, приняв или установив единые для стран, входящих в ОЭСР, правила. Известно, что Россия — не единственная страна, активно поднимающая тему налогообложения IT-гигантов. Как отметила Матвиенко, данная проблема имеет глобальный характер и вопрос о предоставлении прав на взимание налогов с цифровых компаний теми юрисдикциями, на рынках которых они работают, без их физического присутствия, обсуждается на мировом уровне. Возможно, предположила спикер Совета Федерации, такой подход окажется перспективным.

Читайте также:
Самозанятых предлагают посадить на шестипроцентный налог

А тем временем, как сообщает издание ИноСМИ, возник документ министерства финансов США, в котором в общих чертах изложены налоговые планы Джо Байдена. Сам по себе заголовок документа носит весьма противоречивый характер: «Мировому демпинговому соперничеству должен быть положен конец». Собственно на противоречивость, к слову, не сулящую другим странам с низким спросом по причине невысокой численности населения ничего хорошего, намекает сама суть документа, а главное — повод или обоснования предлагаемых налоговых новшеств. Как указывает ИноСМИ, в документе говорится, что за прошедшие 20 лет США в борьбе за конкурентоспособность постоянно снижали корпоративные налоги, а вот теперь, утверждается, этому будет положен конец. То есть тот самый демпинг, «организованный долларом» и в результате которого выросли транснациональные «монстры», не только называется демпингом мировым, но и собственно признается штатами таковым. При этом документ уже направлен минфином США в другие государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

БУДЬТЕ В КУРСЕ
  • 12.05.21 Рынок США: риски повышения ставок сдерживают покупателей
  • 27.04.21 Рынки США переоценили новости о росте налогов
  • 15.03.21 Привлечь Google к ответу не мешает уже ничего – Washington Examiner

Если коротко, то суть документа сводится к тому, что предлагается ввести некий единый мировой корпоративный налог с минимальной ставкой в 21% для всех без исключения транснациональных корпораций, а не только на цифровые концерны. Причем, отметим, не стоит забывать про приставку «пока». То есть пока, в случае, конечно же, единого порыва всех стран ОЭСР ввести глобальный налог, он будет распространяться на транснациональные корпорации, а там глядишь — и на иные крупные компании. Заметим при этом, четкого определения, что есть транснациональная компания, не приводится. И если фантазировать, то можно задаться вопросом — могут ли в данном случае российские экспортеры, допустим, газа и нефти, попасть под глобальный налог, как и ряд других крупнейших экспортеров страны?! И, несмотря на то, что сотрудничество России с ОЭСР проходит в формате техническом, ответ на этот вопрос имеет значение. Потому как по предлагаемому минфином США плану налогообложение транснациональных компаний будет частично ориентироваться на товарооборот в той или иной стране. В будущем, как сообщается, это не позволит компаниям прибедняться и практически не платить налогов в стране, хотя там они хорошо зарабатывают. Пока же, отметим, в отсутствии такого конкретного определения, видимо, стоит ориентироваться на Global Top 100 companies, который ежегодно составляет PricewaterhouseCoopers (PwC). Газета «Хандельсблатт», на которую ссылается издание ИноСМИ, пишет, что немецкая экономика при переходе на глобальный налог может столкнуться с лимитированием оборотов, но сможет смириться с этим. Из-за высоких оборотных лимитов многие компании будут продолжать платить налоги в Германии. В мировом масштабе новые планы затронут лишь 100 концернов. При этом потери больших концернов могут компенсироваться дополнительными доходами от Google и ему подобных, если все члены ОЭСР примут одну модель налогообложения. Только вот никто, замечу, при этом не обозначил — не придется ли, допустим, странам, в частности — Китаю, покончить со своим суверенным интернетом и укротить свое желание в развитии собственных цифровых гигантов, если так называемую разницу в доходах от налогов можно будет компенсировать лишь за счет налогов от «Google и ему подобных».

Читайте также:
Транспортная налоговая недоимка растет

О каких потерях идет речь? Немецкая газета пишет, что до сих пор компании платили налоги там, где были зарегистрированы их штаб-квартиры. Поэтому, например, самый крупный автопроизводитель Германии Volkswagen (VW) платит налоги преимущественно в Германии. В будущем при налогообложении предприятия значительную роль будет играть и место, где оно получает доходы, а также их размер. В случае с VW, например, это означает, что концерн будет платить больше налогов в Китае, потому что Народная Республика является для производителя автомобилей важным рынком сбыта. С другой стороны, это означает также, что VW будет платить меньше налогов в Германии.

«Вопрос, не нанесет ли новая реформа ущерб немецкой казне, спорный», — предостерегают промышленные союзы. По их оценкам, в казне Германии из-за нового глобального перераспределения налогов ежегодно будут недосчитываться миллиардов евро.

Вот и получается, что прежде чем вводить глобальный корпоративный налог, странам стоило бы определиться в том числе с понятием «транснациональных компаний», на которых «пока» он может распространяться в случае единодушного порыва по его введению. Иначе, предположим, может выйти так, что им придется «молиться», условно, на Google, так как их собственные промышленные предприятия и прочие крупные компании могут предпочесть переезд на непосредственные рынки сбыта. Но это лишь предположения.

Между тем газета «Известия» тоже изучило предлагаемую Байденом глобальную налоговую реформу и публикует мнения российских экспертов по этому поводу. «Не совсем понятно, как технически будет реализован минимальный налог на прибыль, — заявил в интервью изданию ведущий методолог рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Прокудин. — Либо предложат поднять этот налог всем странам до некоторого минимального уровня, либо компании обяжут доплачивать разницу в месте ведения основного бизнеса. Вероятно, речь идет о первом варианте, что устранит давнюю проблему с занижением налогов, если удастся воздействовать на офшоры».

Вполне вероятно, что найдется управа на тех, кто в таком соглашении участвовать не захочет, пишут «Известия». По словам доцента факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергея Хестанова, механизм будет прост: против «отказников» введут импортные пошлины, что вынудит их уступить. В свою очередь, Антон Прокудин считает, что проблема с минимизацией налогов на самом деле глубже и не сводится к одним лишь ставкам.

«Даже всеобщее выравнивание налога на прибыль не сможет привести к полному устранению проблемы: у разных стран есть разные налоговые льготы. И крупные корпорации часто эксплуатируют именно эти льготы, а не только заниженную ставку налога», — подчеркивает Прокудин.

Что касается России, далее пишет газета, то эксперты сходятся во мнении, что особенного эффекта (во всяком случае, прямого) глобальная налоговая реформа на нашу страну не окажет.

«Ставка в 20% в России не сильно отличается от ставок в ЕС. Большинство стран установили налог на прибыль в диапазоне 20−30%. Поэтому это едва ли затронет РФ», — отмечает Прокудин.

Сергей Хестанов считает, что для России сейчас гораздо важнее вводимый странами ЕС (с которыми РФ торгует намного больше, чем с США) углеродный налог, если учитывать зависимость страны от экспорта углеводородов. Тем не менее данный вопрос в стране практически не обсуждается.

Читайте также:
Курортному сбору быть

Об НДС и НДФЛ при приобретении российской организацией у иностранных лиц услуг по аренде движимого имущества в РФ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 15.11.2018 г. N 03-07-14/82255

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации услуг в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 4 пункта 1 данной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом необходимо иметь в виду, что на основании статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендой имущества признается предоставление имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

На основании положений статьи 161 Кодекса при реализации услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается российской организацией, выступающей в качестве налогового агента.

Согласно статье 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели.

Учитывая изложенное, при приобретении российской организацией услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранного физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем по законодательству Российской Федерации, данной российской организации уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не следует.

В случае если услуги по аренде движимого имущества, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, оказываются иностранной организацией, российская организация, приобретающая такие услуги, исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента на основании пункта 1 и 2 статьи 161 Кодекса.

По вопросу применения налога на доходы физических лиц сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 главы 23 “Налог на доходы физических лиц” Кодекса объектом налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации. При этом согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса доходы в виде вознаграждения, в частности, за оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Таким образом, доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от оказания услуг в Российской Федерации подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. В связи с этим российская организация, выплачивающая иностранному физическому лицу вознаграждение за оказанные услуги, признается налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном статьей 226 Кодекса.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Читайте также:
Минфин заявил об отсутствии планов на экологические налоги

Аренда имущества у иностранной организации приводит к НДС

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2019 г. N 03-07-08/51296 О применении НДС при оказании услуг по сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, местом реализации которых в целях применения этого налога признается территория РФ, иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе РФ по месту нахождения указанного имущества

Вопрос: Иностранная организация (страна регистрации Китай, Гонконг) владеет на праве собственности недвижимым имуществом (нежилое здание и земельный участок), расположенным на территории РФ.

Иностранная компания поставлена на учет в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества. Компании присвоен ИНН и КПП. ОГРН отсутствует. Представительств и филиалов у иностранной организации в РФ нет.

Иностранная компания сдает вышеуказанное недвижимое имущество в аренду российской организации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 148 НК РФ место реализации услуг по аренде недвижимого имущества определяется по месту нахождения этого имущества.

У кого в данном случае возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет РФ?

Какая из организаций обязана подавать налоговую декларацию по НДС в ИФНС РФ?

У кого в данном случае возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на прибыль в бюджет РФ?

Какая из организаций обязана подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль в ИФНС РФ?

Также просим пояснить следующее:

Начиная с налогового периода 1 квартала 2014 года налоговая декларация по НДС представляется в электронном виде.

С 1 января 2015 года декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, но представлена на бумажном носителе, не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Согласно информации от ООО (аккредитованный удостоверяющий центр) выдача ЭЦП иностранной организации невозможна без наличия ОГРН.

Поясните процедуру получения ЭЦП для иностранной организации согласно действующему законодательству РФ, если иностранная организация обязана представлять налоговую декларацию по НДС без наличия ОГРН.

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, местом реализации которых в целях применения этого налога на основании статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) признается территория Российской Федерации, иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации по месту нахождения указанного имущества, и сообщает следующее.

На основании положений пункта 1 и пункта 2 статьи 161 Кодекса налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации.

Читайте также:
Думовцы считают Налоговый кодекс не соответствующим реалиям

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.11.2016 N 2518-О, разрешение вопроса об уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией либо налоговым агентом – ее контрагентом зависит от постановки на учет в российском налоговом органе иностранной организации (ее представительства).

Таким образом, из вышеуказанного судебного акта следует, что если иностранная организация, состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, в том числе по месту нахождения недвижимого имущества, то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении реализуемых иностранной организацией товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, должна исполняться самой иностранной организацией.

По вопросу налога на прибыль организаций сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 246 Кодекса иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Пунктом 1 статьи 310 Кодекса предусмотрено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

При этом сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 4 статьи 287 Кодекса.

Что касается представления в налоговые органы деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций, то по данному вопросу следует обращаться в ФНС России.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Если иностранная организация состоит на налоговом учете в России, в том числе по месту нахождения недвижимости, то она сама должна уплачивать НДС в отношении реализуемых в России товаров (работ, услуг).

Налог с доходов иностранной организации от источников в России исчисляет и удерживает налоговый агент. Сумма налога перечисляется в бюджет в рублях.

Аренда имущества у иностранца

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-14/82255 от 15.11.2018

Минфин России в письме от 15.11.2018 г. № 03-07-14/82255 разъяснил об уплате НДС и НДФЛ при приобретении российской организацией у иностранных лиц услуг по аренде движимого имущества в России.

По общему правилу услуги (работы), оказанные на территории России, облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если услуги оказаны не на территории России, то НДС начислять не нужно.

Поэтому, чтобы узнать, облагается ли услуга НДС, нужно правильно определить место реализации этой услуги.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Пример. Определение места реализации услуги

АО «Ренессанс» ремонтирует компьютеры и офисную оргтехнику. Ремонтная мастерская «Ренессанса» находится в Москве.

Поскольку эти работы связаны с движимым имуществом, находящимся на территории России, место реализации этих работ – Россия. Следовательно, реализация этих работ облагается НДС.

Так, услуги по сдаче в аренду движимого имущества (кроме наземных автотранспортных средств) облагают НДС, если арендатор осуществляет свою деятельность в России.

Пример. Услуги по сдаче в аренду движимого имущества

Читайте также:
Минтруд разъяснил опасности для работодателей, нарушающих требования трудовой охраны

Акционерное общество «Возрождение» сдало в аренду украинской фирме «Киевстрой» башенный кран.

Если «Киевстрой» зарегистрирован в России (или осуществляет свою деятельность в России через постоянное представительство), то «Возрождение» на арендные платежи должен начислить НДС.

Если же фирма «Киевстрой» не зарегистрирована в России (и не имеет в России постоянного представительства, места управления или места нахождения исполнительного органа), то считается, что услуги оказаны за рубежом. Следовательно, «Возрождение» на арендные платежи НДС не начисляет.

Если услуги по аренде движимого имущества, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, оказываются иностранной организацией, российская организация, приобретающая такие услуги, исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента.

Пример. Услуги по аренде движимого имущества у иностранной фирмы

Акционерное общество «Возрождение» арендует у австрийской фирмы «АПТ» башенный кран. «АПТ» не зарегистрирована в России.

«Возрождение» с арендных платежей должен исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость как налоговый агент.

Ежемесячная арендная плата установлена в размере 10 000 руб. без учета НДС. Таким образом, арендная плата с учетом НДС составляет 11 800 руб. (10 000 руб. + 10 000 руб. × 18%) в месяц. Платежи производятся ежемесячно.

Бухгалтер должен делать такие проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60

– 10 000 руб. – отражена стоимость аренды (без учета НДС);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 1800 руб. – учтен НДС по арендной плате;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– 1800 руб. – удержан НДС с суммы арендной платы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – перечислены деньги арендодателю за минусом удержанной суммы налога.

Не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, бухгалтер «Возрождения»:

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 51

– 1800 руб. – удержанный НДС перечислен в бюджет;

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 19

– 1800 руб. – фактически уплаченный налоговым агентом НДС принят к вычету.

Минфин России отметил, что при приобретении российской организацией услуг у иностранного физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем по законодательству Российской Федерации, данной российской организации уплачивать НДС в качестве налогового агента не нужно.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса доходы в виде вознаграждения, в частности, за оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Так, доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от оказания услуг в Российской Федерации подлежат налогообложению в России.

Организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, российская организация, выплачивающая иностранному физическому лицу вознаграждение за оказанные услуги, признается налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: