Исключение из СРО: причины, восстановление членства, закрытие, приостановление, некоммерческие структуры

Порядок исключения из СРО

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. В каких случаях могут исключить из СРО
  2. Финансовые обязательства между СРО и участниками
  3. Незаконное исключение из СРО
  4. Чем грозит исключение из СРО?
  5. Порядок исключения из СРО

Доступ в саморегулируемые организации (СРО) предоставляется на неограниченный период. Однако лицо может выйти из организации в добровольном или принудительном порядке. Во втором случае исключение выполняется только при наличии оснований, установленных законом.

В каких случаях могут исключить из СРО

Основания для исключения установлены частью 2 статьи 55.7 ГрК РФ. Однако формулировка закона достаточно расплывчата. Не вполне ясны следующие моменты:

  • Является ли приведенный перечень исчерпывающим? Момент этот разъясняется пунктом 4 статьи 8 Закона о некоммерческих структурах. В нем указано, что некоммерческие структуры могут исключать участников на основании положений, указанных в учредительных документах. Однако это правило не относится к СРО. Объединения могут исключать из своих рядов только на основании перечня, утвержденного законом. Поэтому основания, приведенные в части 2 статьи 55.7 ГрК РФ, являются исчерпывающими. Одновременно с этим в статье 55.7 ГрК РФ указано, что объединение имеет право устанавливать собственные основания для исключения. Они должны быть вписаны в локальные акты объединения.
  • Обязано ли объединение исключать участников СРО? Право исключения – это право, а не обязанность СРО. Однако однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Объединению при наличии оснований все-таки рекомендуется исключить фирму. Связано это с тем, что СРО выполняет контролирующие функции. Фактически она заменяет контроль со стороны государства. Потому организация должна пресекать все обнаруженные правонарушения. Компания, нарушающая закон, не должна иметь членства в объединении, так как это членство дает право на занятие деятельностью с повышенной ответственностью.

Рассмотрим перечень оснований для исключения участника СРО, установленный статьей 55.7 ГрК РФ:

  1. Несоблюдение условий технических регламентов, что спровоцировало причинение ущерба третьим лицам.
  2. Несколько нарушений стандартов, регламентов в течение одного года или одно грубое нарушение.
  3. Неуплата обязательных взносов (в том числе в компенсационный фонд) или внесение средств с опозданием.
  4. Отсутствие свидетельства о допуске к деятельности, которую ведет фирма. К примеру, СРО выдало доступ на занятие определенной работой. Однако субъект занимается не только ей, но и деятельностью, на которую нет доступа.
  5. Неоднократное нарушение миграционных норм на протяжении 12 месяцев.

Важно! Участник при вступлении в СРО наделяется рядом обязанностей. В частности, это присутствие на общих собраниях. Если представители фирмы регулярно саботируют собрание, исключить их из объединения нельзя. При данном нарушении правил придется применять другие дисциплинарные меры.

Финансовые обязательства между СРО и участниками

Компания при вступлении в СРО обязана уплачивать взносы. Если не будет уплачен взнос в компенсационный фонд, свидетельство о допуске не выдается на основании 55.6 ГрК РФ. Кроме того, объединение может взыскать с фирмы образованную задолженность. В статье 309 ГК РФ указано, что участник СРО должен надлежащим образом осуществлять все платежи. В статье 310 ГК РФ прописано, что одностороннее изменение условий невозможно. То есть участник не может просто перестать платить.

Можно ли взыскать задолженность с фирмы, которая уже исключена из СРО из-за невыплаты взносов?

Задолженность взыскивается объединением через суд. Возможность взыскания долга подтверждается судебной практикой (к примеру, постановление ФАС по делу №А57 от 4 апреля 2012 года). Долг взыскивается на основании исполнительного листа, выдаваемого банком.

В свою очередь, обязательства могут возникнуть у СРО перед своими участниками. Можно ли вернуть взносы, ранее направленные в объединение? Только в некоторых случаях, приведенных в Градостроительном кодексе. В частности, это выход из СРО, обусловленный тем, что деятельность компании перестала входить в перечень работ, подлежащих обязательному получению доступа. Однако в полной мере исключением из объединения назвать это нельзя. Поэтому можно сказать, что при исключении из СРО взносы вернуть невозможно.

Незаконное исключение из СРО

На данный момент в сфере деятельности СРО наблюдается множество правонарушений. В частности, это касается незаконного исключения из объединения. Как это происходит? СРО осуществляет проверку деятельности своих участников. Партнерство вполне имеет на это право. Однако проверки проводятся без предупреждения. Фирмы просто не успевают подготовить все требуемые документы. По итогам проверки проводится массовое исключение участников. Чем обусловлена эта тенденция? Над СРО довлеют государственные структуры.

Читайте также:
Гриф конфиденциальности: проставление штампа секретности и коммерческой тайны, содержание грифа и доступ к документам

Если их представители сочтут, что саморегулируемые органы не выполняют свои функции, последние могут быть ликвидированы. Поэтому проверки ужесточаются и проводится глобальное исключение.

Что делать компании, чтобы уберечься от незаконного исключения? Нужно внимательно следить за графиком проверок. Размещен он на официальном сайте объединения. Если неожиданная проверка все-таки проведена и по ее итогам обнаружены правонарушения, фирма не сможет оспорить свое исключение. При оспаривании сослаться на то, что субъект не успел подготовить документы, нельзя. Если же исключение произошло действительно незаконно, фирме нужно обращаться в суд. В каких случаях исключение признается неправомерным? В двух случаях:

  • Оно произошло на основаниях, не включенных в перечень из статьи 55.7 ГрК РФ.
  • Оно проведено на законных основаниях, однако фактически фирма не совершала никаких правонарушений.

Особенности составления иска зависят от того, какое именно правонарушение совершила СРО. Фирма может обратиться с иском в третейский, арбитражный суд.

Чем грозит исключение из СРО?

Последствия исключения из объединения зависят от того, подлежит ли деятельность компании обязательному получению доступа. Если подлежит, фирма лишается права на занятие деятельностью. Однако и в обратной ситуации исключение из СРО несет за собой негативные последствия:

  • Снижение лояльности со стороны контрагентов и клиентов.
  • Ухудшение положения на рынке.
  • Уменьшение конкурентоспособности.
  • Утрата информационной и консультационной поддержки.
  • Необходимость компенсировать ущерб третьим лицам самостоятельно.
  • Если возникнет сложная ситуация, фирме придется самостоятельно представлять себя в суде.

Исключение из СРО может повлечь за собой утрату доверия со стороны инвесторов. Все перечисленные факторы приводят к уменьшению прибыли. Однако все перечисленные исходы не являются неизбежными. Все зависит от изначального положения фирмы. Если оно устойчиво, выход из партнерства никак не повлияет на состояние компании.

Порядок исключения из СРО

Особенности исключения оговорены статьей 55.7 ГрК РФ. Актуален следующий порядок:

  1. Решение об исключении принимает коллегиальный орган управления партнерством.
  2. В течение 3 дней после принятия решения об исключении фирмам отправляется соответствующее уведомление.
  3. Бывшему участнику не возвращаются взносы, если обратное не предусмотрено ФЗ.

Учреждение может восстановиться в объединении. Однако сделать это можно не ранее чем через год после исключения. Соответствующее правило задано в пункте 6 статьи 55.7 ГрК РФ.

Исключение из СРО: причины, восстановление членства, закрытие, приостановление, некоммерческие структуры

ГрК РФ Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Членство индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации прекращается по основаниям и в случаях, которые указаны в Федеральном законе “О саморегулируемых организациях”, в том числе в случае присоединения одной саморегулируемой организации к другой саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация имеет право установить внутренними документами саморегулируемой организации дополнительные основания для исключения из членов саморегулируемой организации.

2. Саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица также:

1) при неисполнении двух и более раз в течение одного года предписаний органов государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;

2) в иных случаях, установленных внутренними документами саморегулируемой организации.

3. Членство в саморегулируемой организации считается прекращенным с даты внесения соответствующих сведений в реестр членов саморегулируемой организации.

4. Не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решения об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации, саморегулируемая организация уведомляет в письменной форме об этом:

1) лицо, членство которого в саморегулируемой организации прекращено;

2) Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация.

5. Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

6. В случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

7. Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации, перечень оснований для исключения из членов саморегулируемой организации, установленный внутренними документами саморегулируемой организации, могут быть обжалованы в арбитражный суд, а также в третейский суд, сформированный соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

Читайте также:
Штраф по закону о защите прав потребителей: статья ЗПП

8. В случае, предусмотренном частью 17 статьи 55.6 настоящего Кодекса, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, созданную в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя.

(часть 8 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ)

9. Указанное в части 8 настоящей статьи заявление может быть подано в течение тридцати дней со дня принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации, созданной в субъекте Российской Федерации по месту их регистрации. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации, созданной в субъекте Российской Федерации по месту их регистрации.

(часть 9 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ)

10. Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, членство в которой было прекращено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с частью 17 статьи 55.6 настоящего Кодекса, в течение семи дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 9 настоящей статьи, обязана перечислить в саморегулируемую организацию, созданную в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя, денежные средства в размере внесенного указанными юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации. Со дня поступления денежных средств в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, созданной в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя, такая саморегулируемая организация несет ответственность по обязательствам указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя, возникшим до дня поступления таких денежных средств, в случаях, предусмотренных статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса.

(часть 10 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ)

Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ статья 55.7 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 55.7 Градостроительного кодекса РФ

1. Членство индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации прекращается по основаниям и в случаях, которые указаны в Федеральном законе “О саморегулируемых организациях”, в том числе в случае присоединения одной саморегулируемой организации к другой саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация имеет право установить внутренними документами саморегулируемой организации дополнительные основания для исключения из членов саморегулируемой организации.

2. Саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица также:

1) при неисполнении двух и более раз в течение одного года предписаний органов государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;

2) в иных случаях, установленных внутренними документами саморегулируемой организации.

3. Членство в саморегулируемой организации считается прекращенным с даты внесения соответствующих сведений в реестр членов саморегулируемой организации.

4. Не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решения об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации, саморегулируемая организация уведомляет в письменной форме об этом:

1) лицо, членство которого в саморегулируемой организации прекращено;

2) Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация.

5. Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

6. В случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

7. Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации, перечень оснований для исключения из членов саморегулируемой организации, установленный внутренними документами саморегулируемой организации, могут быть обжалованы в арбитражный суд, а также в третейский суд, сформированный соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

Читайте также:
Подсистема "Меркурий.СВХ": вход в личный кабинет и порядок работы в системе, что это такое, функции и задачи
Информация об изменениях:

Статья 55.7 дополнена частью 8 с 30 декабря 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ

8. В случае, предусмотренном частью 17 статьи 55.6 настоящего Кодекса, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, созданную в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Информация об изменениях:

Статья 55.7 дополнена частью 9 с 30 декабря 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ

9. Указанное в части 8 настоящей статьи заявление может быть подано в течение тридцати дней со дня принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации, созданной в субъекте Российской Федерации по месту их регистрации. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации, созданной в субъекте Российской Федерации по месту их регистрации.

Информация об изменениях:

Статья 55.7 дополнена частью 10 с 30 декабря 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ

10. Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, членство в которой было прекращено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с частью 17 статьи 55.6 настоящего Кодекса, в течение семи дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 9 настоящей статьи, обязана перечислить в саморегулируемую организацию, созданную в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя, денежные средства в размере внесенного указанными юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации. Со дня поступления денежных средств в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, созданной в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя, такая саморегулируемая организация несет ответственность по обязательствам указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя, возникшим до дня поступления таких денежных средств, в случаях, предусмотренных статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса.

Выход из СРО и смена СРО

Если вы решили самостоятельно прекратить членство в СРО, то это совсем не сложно, достаточно подать заявление о выходе из СРО. При этом необходимо иметь в виду ряд юридических последствий, которые возникнут после добровольного прекращения членства:

  1. Вы лишаетесь правана выполнение соответствующих видов работ.
  2. Никакие взносы, уплаченные в СРО,не возвращаются (исключения — ниже).
  3. В течение 1 года организация не может быть вновь принята в члены СРО.

Если же вы все-таки решились на выход из СРО, но в течение года, возможно, захотите возобновить деятельностьи вновь стать членом той или инойсаморегулируемой организации, то следует прекратить членство не добровольно, а добиться исключения вас из членов по инициативе самой СРО. Основанием для этого может стать неуплата членских взносов в течение нескольких месяцев, не прохождение плановой проверки и т.п. Данные действия можно в любом случае согласовать с самой СРО и прийти к взаимовыгодному компромиссу.

Какие могут быть причины прекращения членства в СРО и исключения из членов СРО?

Градостроительный кодекс РФ Статья 55.7. содержит основания для прекращения членства в саморегулируемой организации.

  1. Членство индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации прекращается по основаниям и в случаях, которые указаны в Федеральном законе “О саморегулируемых организациях”, в том числе в случае присоединения одной саморегулируемой организации к другой саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация имеет право установить внутренними документами саморегулируемой организации дополнительные основания для исключения из членов саморегулируемой организации.
  2. Саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица также:
    1. при неисполнении двух и более раз в течение одного года предписаний органов государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
    2. в иных случаях, установленных внутренними документами саморегулируемой организации.
  3. Членство в саморегулируемой организации считается прекращенным с даты внесения соответствующих сведений в реестр членов саморегулируемой организации.
  4. Не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решения об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации, саморегулируемая организация уведомляет в письменной форме об этом:
    1. лицо, членство которого в саморегулируемой организации прекращено;
    2. Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация.
  5. Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
  6. В случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.
  7. Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации, перечень оснований для исключения из членов саморегулируемой организации, установленный внутренними документами саморегулируемой организации, могут быть обжалованы в арбитражный суд, а также в третейский суд, сформированный соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Читайте также:
Запрет на въезд в РФ: как снять иностранным гражданам

Процедура выхода из СРО

Процедура не представляет ничего сложного. Достаточно лишь обратиться в СРО с заявлением о выходе из СРО и членство будет прекращено в ближайшее время.

Возврат взносов в компенсационный фонд

Возврат взносов, внесенных в компенсационный фонд СРО его членам возможет только в случае прекращения существования СРО. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Статья 6 данного закона гласит: «При исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае, установленном частью 3 настоящей статьи, права владельца счета, на котором размещены средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, переходят к Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо при исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае, установленном частью 3 настоящей статьи, и при принятии таких индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены другой саморегулируемой организации, соответствующей требованиям, установленным частями 1 – 4 статьи 554 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в такое Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра, на счет саморегулируемой организации, в члены которой приняты такие индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Переход из одной СРО в другую

Законодательством не предусмотрен вариант перехода в другую СРО с сохранением и переводом оплаченных взносов. Таким образом, если вы по каким-либо своим соображениям хотите поменять одну СРО на другую, то нужно быть готовым выйти из одной организации с потерей всех взносов и вступить в другую. Раздел о выходе из СРО представлен выше.

Смена адреса и субъекта РФ — требуется ли смена СРО?

Особенно внимательными следует быть строительным организациям, планирующим поменять юридический адрес на адрес в другом субъекте РФ. Дело в том, что именно для строителей установлен принцип территориальности нахождения в СРО в том субъекте РФ, где зарегистрирована компания. И если компания меняет адрес на адрес в другом субъекте РФ, то она уже не имеет права оставаться членом СРО в субъекте РФ по предыдущему адресу. Членство должно быть прекращено. В этом случае смена СРО и перевод компенсационного фонда, оплаченного членом СРО, законодательством не предусмотрены.

Проектные и изыскательные организации могут состоять в любой СРО на территории РФ, и, соответственно, беспрепятственно менять адреса на адреса в других субъектах РФ, без необходимости менять при этом саму СРО.

Добровольное закрытие НКО

Прекратить свое существование НКО может как по доброй воле, так и принудительно. Какие действия нужно предпринять, чтобы самостоятельно закрыть НКО?

В отличие от принудительного закрытия НКО, инициатором добровольной ликвидации выступают ее собственники. Процесс ликвидации предполагает выполнение ряда последовательных действий и, как правило, занимает не меньше 5-6 месяцев.

Все ли НКО можно закрыть в добровольном порядке?

Порядок ликвидации НКО прописан в Законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Читайте также:
Лицензия на алкоголь в 2021 году: цена на оптовую и розничную продажу, штрафы за торговлю без лицензии для ИП, бара и общепита

Не каждое НКО можно закрыть «по собственному велению без шума и пыли». Например, фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда по искам заинтересованных лиц, если (п. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ):

  • имущества для полноценной работы такого вида НКО недостаточно и нет финансовых возможностей его восполнить;
  • цели фонда, которые прописаны в его учредительных документах, не могут быть достигнуты и нет возможности внести необходимые изменения;
  • фонд осуществляет деятельность, которая противоречит уставу;
  • в иных случаях.

К последним могут относиться неоднократные грубые нарушения, например, непредставление в Минюст в течение нескольких периодов сведений о деятельности фонда (п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

Учредители фонда добровольно закрыть НКО могут только через суд (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64). Например, это возможно сделать, если не хватает имущества фонда для осуществления хозяйственной деятельности и получить его нереально. Поэтому «просто так» закрыть фонд не получится.

Какие шаги нужно предпринять для закрытия НКО?

В целом, процедура закрытия НКО состоит из нескольких шагов. А собранные документы подаются в Минюст РФ или в территориальные подразделения.

При наличии работников в штате НКО, процедура усложняется. Нужно заблаговременно уведомить работников о предстоящей ликвидации, при необходимости поставить в известность службу занятости.

Работников нужно уведомить о предстоящей ликвидации НКО не менее чем за 2 месяца. Если этого не сделать, то НКО может быть оштрафовано, а работники могут потом восстановится через суд и взыскать с работодателя компенсацию морального вреда (п. 2 ст. 391, п. 9 ст. 394 ТК РФ).

1 шаг. Принятие решения о ликвидации НКО и формирование ликвидационной комиссии или ликвидатора.

Решение либо протокол о ликвидации должно быть оформлено на бумаге.

В нем должны содержатся следующие пункты: о ликвидации НКО, о составе ликвидационной комиссии, о порядке и сроках ликвидации, об избрании лица, ответственного за регистрацию ликвидации в Минюсте.

В тексте решения либо протокола указывается повестка дня, общее количество членов НКО, кто и как голосовал по каждому вопросу повестки дня.

2 шаг. После даты принятия решения в течение 3-х рабочих дней нужно заполнить заявление по установленной форме.

Заявление по форме №Р15016 утверждено приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

Заявление подписывает назначенный ликвидатор либо руководитель ликвидационной комиссии.

Данное заявление уведомляет контролирующий орган о начале процедуры ликвидации НКО.

3 шаг. Публикация сообщения о ликвидации НКО и установление сроков для предъявления требований кредиторов. Срок для предъявления требований не может быть меньше двух месяцев.

Такое сообщение публикуется в специальном журнале – «Вестник государственной регистрации».

4 шаг. Расчеты с кредиторами и формирование промежуточного ликвидационного баланса НКО.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор НКО по окончанию срока для предъявления требований кредиторов составляет ликвидационный баланс, в котором содержатся сведения о составе имущества и обязательствах кредитора.

Ликвидационный баланс утверждается либо учредителями НКО, либо ликвидационной комиссией. На этом же этапе НКО оформляется решение или протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Именно на основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией проводятся расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ.

Но может возникнуть ситуация, когда имеющихся денежных средств НКО недостаточно для расчетов с кредиторами. Тогда ликвидационная комиссия выставляет на публичные торги имущество НКО (Федеральный закон от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

5 шаг.Спустя 2 месяца после публикации сообщения о ликвидации НКО в журнале «Вестник государственной регистрации» необходимо заполнить заявление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме № Р15016.

6 шаг. Формирование ликвидационного баланса НКО и оформление решения либо протокола об его утверждении.

Ликвидационный баланс – это уже окончательный вариант баланса, для его составления нет специальных правил. Поэтому он составляется по тем же правилам, что и «обычный» баланс.

Окончательный ликвидационный баланс также утверждается либо учредителями НКО, либо ликвидационной комиссией (п.6 ст.19 Закона №7-ФЗ).

Также должен быть оформлен протокол или решение об утверждении ликвидационного баланса.

7 шаг. Оформление заявления о завершении ликвидации НКО по форме № Р15016.

В этом заявлении необходимо подтвердить, что произведены все расчеты с кредиторами НКО, а также выплачены все пособия и компенсации работникам.

Читайте также:
Подакцизные товары: какие ими признаются, перечень на 2021 год, ставки

8 шаг. Ликвидация НКО.

НКО считается завершенной после внесения соответствующей записи в лист ЕГРЮЛ (ст. 21 Закона № 7-ФЗ).

Ликвидация НКО не дает ей право уничтожить первичные документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО, а также документы по работникам. Всю документацию необходимо сдать в государственный архив, если срок хранения таких документов еще не истек.

Верховный Суд разъяснил вопросы правопреемства саморегулируемых организаций

27 февраля Верховный Суд вынес определение по делу о возможности процессуальной замены национальным объединением СРО его члена, исключенного из реестра саморегулируемых организаций, в споре о перечислении последним взноса в компенсационный фонд новой организации, куда он перешел.

Обстоятельства дела

Общество «Адеко» обратилось в арбитражный суд с иском к ассоциации СРО «Солидарность», в котором требовало перечислить на счет другой ассоциации СРО («РОС “Развитие”») ранее внесенный взнос в компенсационный фонд ответчика в размере 300 тыс. руб. Суд удовлетворил требования истца, который получил исполнительный лист после вступления судебного акта в силу.

Впоследствии по заявлению истца суд произвел замену должника на общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ) в порядке ст. 48 АПК РФ.

Апелляция отменила определение первой инстанции, отказав обществу в удовлетворении его требования. Вторая инстанция отметила, что перечисление исключенной из госреестра СРО средств компенсационного фонда на специальный банковский счет НОСТРОЙ не влечет правопреемство последнего в материальных правоотношениях. Следовательно, отсутствуют основания для замены стороны в порядке процессуального правопреемства. Свою правовую позицию апелляция обосновала ссылками на ст. 48 АПК и п. 14 ст. 55.16 ГрК РФ.

Кассация отменила данное постановление, оставив в силе определение первой инстанции. При этом окружной суд исходил из того, что НОСТРОЙ является правопреемником ассоциации «Солидарность», поэтому ответчик обязан перечислить средства компенсационного фонда на счет новой СРО, в которую вступило общество по региональному признаку. Суд подчеркнул, что права на средства компенсационного фонда исключенной из реестра организации переходят к национальному объединению, членом которого она являлась, поэтому обязанность по перечислению денежных средств из компенсационного фонда ассоциации «Солидарность» перешла к НОСТРОЙ.

Выводы ВС

Не согласившись с судебными актами, ассоциация НОСТРОЙ обратилась в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой указала, что вступившее в силу решение арбитражного суда в настоящее время исполнено путем списания денежных средств с ее счета, а не со специального банковского счета, на котором денежные средства отсутствовали, поскольку ассоциация СРО «Солидарность» из 622,6 млн руб. средств компенсационного фонда перечислила только 1,4 млн руб.

Представители заявителя также пояснили, что в нарушение установленного порядка ООО «Адеко» не обращалось в НОСТРОЙ с заявлением о перечислении денежных средств компенсационного фонда на счет третьего лица. В свою очередь представитель общества не оспаривал, что НОСТРОЙ не является универсальным правопреемником ассоциации СРО «Солидарность».

Изучив обстоятельства дела № А40-56088/2017, Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС18-19739, которым отменил судебные акты первой и кассационной инстанций, оставив в силе постановление апелляции.

Верховный Суд отметил, что перемена лица в обязательстве может быть результатом общего (универсального) правопреемства, в результате которого все права и обязанности лица, возникшие в силу различных оснований, переходят к другому лицу (лицам). Универсальное правопреемство, отмечается в определении, имеет место в случаях, прямо указанных в законе, – например, в случае смерти гражданина, а также прекращения юрлица в результате реорганизации.

Суд добавил, что единичное (сингулярное) правопреемство, т.е. в отдельном материальном правоотношении, влечет процессуальное правопреемство, когда по закону допускается переход отдельных субъективных прав (права собственности, уступка требования, перевод долга).

ВС подчеркнул, что замена судом в порядке процессуального правопреемства должника, не исключенного из ЕГРЮЛ и продолжающего осуществлять деятельность, на ассоциацию НОСТРОЙ была продиктована тем, что сведения об ассоциации СРО «Солидарность» были исключены из госреестра СРО приказом Ростехнадзора. В указанном случае средства компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств СРО в недельный срок с даты исключения сведений зачисляются на специальный банковский счет национального объединения СРО, членом которого являлась такая организация. Указанные средства могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности СРО по обязательствам членов такой организации (ч. 14 ст. 55.16 ГрК в редакции Закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ).

Читайте также:
Право на фирменное наименование: исключительное, распоряжение, когда возникает, защита, как передается

В случае исключения сведений о СРО из госреестра и принятия ИП или юрлица в члены другой саморегулируемой организации, указанные лица вправе обратиться в национальное объединение СРО с заявлением о перечислении зачисленных на его счет средств компенсационного фонда на счет новой организации.

ВС пояснил, что из положений ГрК не следует, что к национальному объединению СРО переходят все права и обязанности исключенной из реестра организации. Следовательно, НОСТРОЙ не может быть признан ее универсальным правопреемником и отвечать перед кредиторами указанной организации полностью и своим имуществом, а также не является ее правопреемником в отдельном материальном правоотношении, поскольку средства компенсационного фонда поступают на его специальный банковский счет в силу закона – он не может отказать в их зачислении и использовать в иных целях, кроме предусмотренных законом.

Кроме того, размер обязательства по перечислению средств на счета других СРО, принявших в свой состав членов исключенной из реестра организации, не может превышать размер средств, фактически поступивших на счет национального объединения. При ином подходе, отмечается в определении, обязанность по перечислению таких средств за счет имущества национального объединения будет фактически носить характер субсидиарной ответственности по обязательству исключенной организации, в то время как такая ответственность должна быть прямо предусмотрена законом.

Мнения экспертов

Комментируя позицию высшей судебной инстанции, адвокат МКА «СЕД ЛЕКС» Валерия Аршинова отметила, что в подобных случаях суд не может произвести замену должника, поскольку отсутствуют как материально-правовые основания для замены ответчика, так и основания, предусмотренные ст. 48 АПК. По словам эксперта, ВС поддержал ранее озвученную в Определении от 21 января 2019 г. № 307-ЭС18-23943 (в деле с похожими обстоятельствами) позицию о невозможности процессуального правопреемства.

«ВС исходит из того, что исключение ответчика из реестра СРО не повлекло переход к НОСТРОЙ, являющейся национальным объединением саморегулируемых организаций, установленной ч. 13 ст. 3.3 Закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ обязанности по перечислению ранее внесенных обществом средств в компенсационный фонд новой саморегулируемой организации, в которую общество перешло по региональному принципу, – пояснила адвокат. – Учитывая, что ответчик не исключен из ЕГРЮЛ, перемены лиц в обязательстве не произошло, следовательно, оснований для правопреемства не имеется».

По мнению Валерии Аршиновой, ВС четко разъяснил, что в таких спорах национальное объединение саморегулируемых организаций не может быть признано универсальным правопреемником СРО и отвечать перед ее кредиторами полностью и своим имуществом. «Для устранения различного толкования ст. 55.16 ГрК и во избежание дополнительных судебных тяжб необходимо внесение соответствующих изменений в законодательный акт, основанных на практике ВС», – полагает эксперт.

Юрист Содружества земельных юристов Зинаида Слепцова отметила, что согласно сложившейся практике при исключении СРО из государственного реестра права и обязанности в отношении средств компенсационного фонда переходят к национальному объединению саморегулируемых организаций. «При такой трактовке суды неоднократно отказывали в перечислении денежных средств компенсационного фонда в новую СРО на основании того, что национальное объединение не указано в качестве ответчика (соответчика) по делу», – пояснила она.

При этом эксперт добавила, что данный вывод необоснованно возлагает на национальные объединения безоговорочную обязанность по перечислению денежных средств компенсационного фонда в новую саморегулируемую организацию, в том числе, за счет собственного имущества объединения. «Однако, как справедливо отметил ВС, п. 14 ст. 55.16 ГрК не подразумевает правопреемства национального объединения по обязательствам исключенной СРО», – подчеркнула она.

Вместе с тем, отметила Зинаида Слепцова, п. 16 ст. 55.16 ГрК предусматривает право членов исключенной СРО на обращение в национальное объединение с заявлением о перечислении денежных средств, зачисленных на его счет, в новую СРО. «Представляется разумным, что такие денежные средства могут быть перечислены только при их фактическом зачислении на счет национального объединения. В противном случае ответственность за неперечисление средств компенсационного фонда на счет новой СРО должна лежать на исключенной организации», – резюмировала эксперт.

СРО: вопросы и ответы

Что представляют собой саморегулируемые организации?

Саморегулируемая организация представляет собой особый тип юридического лица. В её состав входят другие юридические лица и индивидуальные предприниматели, объединённые по признаку профессиональной деятельности.

Читайте также:
Лицензия на пассажирские перевозки: транспортная деятельность, автотранспорт, как получить, международная

Согласно ст. 55.3 ГрК РФ по видам профессиональной деятельности выделяются следующие типы СРО:

— Саморегулируемые организации, работающие в сфере инженерных изысканий.

— Саморегулируемые организации, работающие в сфере проектирования сооружений и зданий.

— Саморегулируемые организации, выполняющие реконструкцию, строительство или капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Следовательно, по видам деятельности подразделяются и свидетельства, которые может получить организация. Существуют следующие типы свидетельств:

— Свидетельство о допуске к выполнению различных работ в сфере инженерных изысканий.

— Свидетельство о допуске к выполнению различных работ в сфере проектирования.

— Свидетельство о допуске к выполнению различных работ на объектах капитального строительства, а именно: их реконструкции, строительства, капитального ремонта.

Если какая-либо организация работает в нескольких из перечисленных выше сферах деятельности, ей придётся вступать в соответствующее количество СРО. Например, компания, которая занимается инженерными изысканиям и реконструкцией объектов капитального строительства, должна будет вступить в два СРО.

Также вступить в отдельное профессиональное СРО нужно, если организация занимается проведением энергоаудита. Следует учитывать, что процедура вступления в каждую саморегулируемую организацию оформляется отдельно и может занять определённое время.

Какие организации должны вступать в СРО?

Согласно ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, в СРО в обязательном порядке должны вступать организации, которые занимаются строительными, проектными и изыскательскими работами, влияющими на безопасность объектов капитального строительства.

Перечень видов работ для каждой профессиональной области деятельности устанавливается Приказом Минрегионразвития РФ № 624 от 30.12.2010г. и п. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ.

Существует ряд случаев, в которых организация не обязана вступать в СРО, в частности если:

— Организация не выполняет какие-либо из видов работ, перечисленных в Перечне Минрегионразвития и при этом влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

— Организация выполняет те виды работ, для осуществления которых не нужно получать разрешение на выполнение строительства (эта норма закреплена в п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). В число таких работ входят: строительство или реконструкция объектов, не относящихся к категории объектов капитального строительства (например, навесов), строительство на земельном участке, принадлежащем физическому лицу и не используемом для осуществления коммерческой деятельности, вспомогательных строений и сооружений, а также гаража. Также без получения специального разрешения можно выполнять работы на объектах капитального строительства, если при этом не изменяются характеристики их безопасности, надёжности, конструктивные особенности, соблюдаются допустимые границы разрешённого строительства или реконструкции, зафиксированные в градостроительном регламенте. Возможны и другие случаи, предусмотренные законодательством.

Может ли одна организация получать допуск двух или нескольких СРО?

Это возможно, если речь идёт о выдаче свидетельств на разные виды работ. При этом для вступления в каждое СРО будет необходимо оплачивать взносы. Величина компенсационного взноса определяется Градостроительным кодексом. Величина других взносов (членских, вступительных и иных) определяется решением Общего собрания членов конкретного СРО. О порядке начисления компенсационных взносов, их размерах, а также о порядке возврата компенсационных взносов в некоторых случаях при выходе организации из состава СРО вы можете прочитать ниже.

Что в первую очередь нужно учитывать при выборе видов работ?

1) К какому типу можно отнести объекты, на которых выполняются работы?

Если объект относится к категории особо опасных или технически сложных, понадобится провести повышение квалификации персонала или же его аттестацию. Кроме того, для работы на таких объектах может понадобиться большее количество персонала, чем в других случаях.

2) Для некоторых видов работ вступление в СРО требуется только тогда, когда они выполняются на технически сложных или особо опасных объектах. Для проведения таких работ на обычных объектах вступать в СРО не нужно. Однако вступление в СРО может понадобиться, если наряду с этими работами будут проводиться и какие-либо другие.

3) Также существуют некоторые виды работ, которые выполняются только на объектах, относящихся к категории особо опасных или технически сложных.

4) В организации должно иметься достаточное число сотрудников, обладающих нужной квалификацией для выполнения заявленного вида работ. Отдельная саморегулируемая организация может выдвигать дополнительные требования к прохождению сотрудниками повышения квалификации или аттестации. Например, если организация хочет получить допуск на выполнение подготовительных работ, в ней должно быть минимум три сотрудника, имеющие высшее образование, или пять сотрудников, имеющих среднее техническое образование по направлению «Промышленное и гражданское строительство». Кроме того, все эти сотрудники должны пройти повышение квалификации на специальность «Деятельность по строительству зданий и сооружений».

Читайте также:
Судебная защита прав потребителей: способы, претензия, споры, орган, куда обратиться, исковое заявление

Перечень документов, которые нужно предоставить для вступления в СРО, закреплён в статье 55.6 Градостроительного кодекса РФ. Хотя в законе приведён исчерпывающий перечень документов, следует обратить внимание на пункт 2 ст. 55.6 ГрК РФ. В нём указывается, что организация должна предоставить документы, которые подтверждают её соответствие требованиям к выдаче свидетельства о допуске. Эти требования, в свою очередь, разрабатывает сама СРО. Следовательно, в различных СРО перечень необходимых документов может отличаться, и их подготовка нередко влечёт за собой дополнительные затраты средств и времени. Подготовка документов в каждом случае требует особой тщательности и индивидуального подхода.

5) Если речь идёт о заявлении Генерального подрядчика или Генерального проектировщика, уделите большое внимание сумме подрядного договора. Исходя из этой суммы, определяется размер компенсационного взноса, который вы должны будете уплатить.

6) Заявлять сразу большое количество видов работ не рекомендуется. Как правило, более выгодным решением будет сначала заявить те виды работ, которыми организация занимается на данный момент. Впоследствии в допуск можно будет внести дополнения, добавив в него новые виды работ. Для осуществления процедуры переоформления допуска на выполнение работ также можно воспользоваться услугами специалистов.

Из чего складываются размеры взносов, и от чего они зависят?

Чтобы правильно определить сумму взносов, надо понимать, как формируется каждый из них.

Компенсационный взнос предназначен для формирования компенсационного фонда. Если в результате действий организации по выполнению работ, на которые у неё был допуск данного СРО, был нанесён некий ущерб, он будет возмещаться из средств этого фонда. Порядок несения субсидиарной ответственности саморегулируемыми организациями определяется ст. 55.16, ст. 60 ГрК РФ.

Однако если организация-член СРО заключала договор страхования гражданской ответственности на выполняемые ей виды работ, порядок выплаты возмещения будет иным. Ущерб, возникший в результате недостатков работ, возмещается за счёт организации или индивидуального предпринимателя-члена СРО, а также за счёт средств, полученных по страховому договору. Компенсационный фонд также может быть использован для возмещения ущерба, но лишь в некоторых случаях:

1) Если средств, которые были получены по договору страхования, не хватает, чтобы возместить ущерб, причинённый в результате недостатков работ.

2) Если организация, выполнявшая работы, отказывается оплачивать возмещение ущерба или не даёт ответа на требование заказчика или иного лица о возмещении ущерба в течение разумного срока.

Компенсационный взнос в большинстве случаев составляет 300 000 рублей. Исключением являются следующие виды работ, указанные в Перечне:

п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

п. 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

В этих случаях компенсационный взнос определяется в зависимости от суммы подрядного договора. Если заключается договор страхования гражданской ответственности, соответствие между суммой контракта и компенсационным взносом будет следующим:

Сумма контракта Размер компенсационного взноса
5 000 000 руб. 150 000 руб.
25 000 000 руб. 250 000 руб.
50 000 000 руб. 500 000 руб.
До 300 000 000 руб. 1 000 000 руб.
300 000 000 руб. и более 1 500 000 руб.
Сумма контракта Размер компенсационного взноса
10 000 000 руб. 300 000 руб.
60 000 000 руб. 500 000 руб.
500 000 000 руб. 1 000 000 руб.
3 миллиарда руб. 2 000 000 руб.
До 10 миллиардов руб. 3 000 000 руб.
10 миллиардов руб. и более 10 000 000 руб.

Также существуют другие типы взносов.

Вступительный взнос выплачивается единовременно при подаче документов на получение допуска в саморегулируемую организацию.

Членский взнос – это регулярные платежи, которые выплачивают все организации, являющиеся членами СРО. Его величина определяется в соответствии с внутренними документами СРО.

Целевой взнос – под это определение подпадают различные поступления, предусмотренные уставом конкретного СРО. Чтобы получить более подробную информацию о них, также следует изучать внутреннюю документацию саморегулируемой организации, её устав.

Читайте также:
Коммерческий подкуп: что это такое, отличие от взятки, статья, уголовная ответственность

Размеры вступительного, членского и целевого взноса могут отличаться в разных СРО. Они утверждаются на Общем собрании членов саморегулируемой организации. Эти взносы являются источником финансирования саморегулируемой организации и формирования её имущества.

Если организация выходит из состава СРО, то в соответствии с п. 4 ст. 55.7 ГрК РФ она не может претендовать на полный или частичный возврат взносов, внесённых ею в пользу СРО. В некоторых случаях из этого общего правила могут делаться исключения. Порядок возврата взносов и случаи, когда это становится возможным, определяются ст. 4 Федерального закона № 240-ФЗ от 02.08.2010г. Возврат взноса может осуществляться в следующих ситуациях. Согласно законодательству, саморегулируемая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере инженерных изысканий, проектирования или работ на объектах капитального строительства, обязана возвращать взносы в компенсационный фонд индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, прекратившим членство в саморегулируемой организации, при соблюдении следующих условий:

1) Если член СРО получил свидетельство, разрешающее проведение работ по подготовке проектной документации, инженерным изысканиям, строительству, ремонту и реконструкции объектов капитального строительства, оказывающим влияние на их безопасность, а впоследствии виды работ, на которые был получен допуск до 1 августа 2010 года, были исключены из Перечня работ, выполнение которых требует членства в СРО.

2) Если предприниматель или юридическое лицо «не имеет свидетельство о допуске к иным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением предусмотренных пунктом 1 настоящей части (т.е. ст.4 п.1 ФЗ №240 от 02.08.2010 г.) видов работ»;

3) Если членство индивидуального предпринимателя или организации в СРО было прекращено в соответствии с п.1 ч. 1 или п.5 ч. 2 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ, причём это произошло не раньше чем через два и не позднее чем через шесть месяцев после того, как эти работы были исключены из Перечня работ по архитектурно-строительному проектированию, инженерным изысканиям, строительству, реконструкции и ремонту объектов капительного строительства, влияющих на их надёжность и безопасность.

Также законодательно регламентирован и порядок возврата компенсационного взноса в описанных выше случаях. СРО обязана выплатить организации или индивидуальному предпринимателю, вышедшим из её состава, уплаченный ими компенсационный взнос в течение десяти дней после того, как было прекращено членство в саморегулируемой организации. После того, как взнос был возвращён, саморегулируемая организация уже не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в связи с действиями компании, вышедшей из её состава.

Как осуществляется прекращение членства в СРО?

Порядок прекращения членства в СРО определяется ст. 55.7 ГрК РФ.

1) В добровольном порядке выход организации из состава СРО осуществляется посредством подачи письменного заявления. Членство прекращается в день поступления такого заявления в саморегулируемую организацию.

2) Также организация может быть исключена из СРО по решению Общего собрания членов саморегулируемой организации. Это становится возможным в следующих случаях:

  1. Если организация-член СРО допустила несоблюдение технического регламента, следствием которого стало причинение вреда.
  2. Если организация в течение года неоднократно допускала нарушения требований стандартов и правил СРО, требований к выдаче допусков и разрешений, технических регламентов, правил контроля, или же если было однократно допущено грубое нарушение вышеперечисленных требований.
  3. Если организация в течение года более одного раза нарушала сроки уплаты членских взносов или не уплачивала их.
  4. Если организация в установленный срок не внесла взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
  5. Если организация или индивидуальный предприниматель не имеет допуска хотя бы к одному виду работ. Исключением является случай, если некоммерческое партнёрство организаций ещё не получило статус СРО. В этом случае на выдачу члену СРО свидетельства о допуске отводится месяц с момента получения партнёрством статуса саморегулируемой организации. Решение об исключении организации из состава СРО по этому пункту может быть принято не только на Общем собрании, но и решением коллегиального органа управления СРО.

3) Также прекращение членства в СРО может осуществляться на основании смерти индивидуального предпринимателя или в тех случаях, когда юридическая организация была ликвидирована.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: