Инструкция по бюджетному учету 157н, 174н, 162н, 33н, 191н, 183н, 65н, 148н, 25н и другие на 2021 и 2021 год

Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету

Инструкция по бухучету в бюджетных учреждениях — это законодательные нормативы, регулирующие порядок ведения БУ в организации. Приведем актуальные нормативно-правовые акты для скачивания и использования в работе.

Важные изменения

Минфин России приказом от 14.09.2020 № 198н обновил приказ 157н и единый план счетов. Приказ отправлен на регистрацию в Минюст и еще не вступил в силу. Планируется, что все изменения начнут действовать с 01.01.2021 и будут применяться при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Обновленная инструкция по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях выглядит так:

  1. Коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830 при завершении года по счетам с остатками не обнуляются.
  2. Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в учете. В финансовом результате текущего года суммы учитывают по счету 401 41. Остальные суммы отражают по счету 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
  3. Вновь принятый к учету объект основных средств (ОС) после разукомплектования инвентарной группы отмечается новым инвентарным номером. Внутренние инвентарные номера по объектам в составе группы в дальнейшем не используются.
  4. На забалансовом счете 27 подлежат регистрации ОС в личном использовании работников. Это имущество организации, которое они используют, в том числе, за пределами учреждения и вне рабочего времени — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты.

Единый план счетов

В 2020 действующая редакция инструкции 157н по бюджетному учету — это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальная инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2021 году с последними изменениями:

Памятка по актуальным изменениям

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

В нормативах указано, могут ли бюджетные и автономные учреждения вести бюджетный учет по инструкции № 162н, — да, бюджетники и автономные учреждения ведут бухучет по этой инструкции. Полный перечень организаций, которые вправе применять 162н, перечислен в п. 4 приказа.

Напомним, что госучреждения вправе использовать дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это устанавливается учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

Приказ 52н регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н).

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Но такие решения согласовывают с вышестоящими РБС. Приказ 52н не обязателен к применению.

Отчетность бюджетников

Полный перечень отчетных форм для бюджетников регламентирован специальными НПА Минфина. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, внебюджетные фонды) действует инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений — № 191н (приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность, используя приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В 33н сроки не регламентированы. Конкретные даты предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Минфин выпустил приказ № 292н от 30.11.2020. Норматив внес изменения в инструкцию № 33н и порядок составления основных отчетов. Приказ вступает в силу 16.02.2021 и утверждает новый порядок заполнения отчетных форм, начиная с отчетности по итогам 2020 года. Минфин утвердил изменения в следующих формах:

  1. Пояснительная записка (ф. 0503760). В таблице № 1 теперь отражают только те виды деятельности, которые учреждение запустило или, наоборот, закрыло в отчетном году. А в таблице № 4 следует раскрывать сведения об учетной политике.
  2. Сведения об исполнении ПФХД (ф. 0503766). Это ежеквартальная форма, но за 1 квартал ее не сдают. Отчет составляют по КФО 5,6. В раздел расходования средств вносят показатели, которые ниже плана исполнения: 45% — по состоянию на 01.07, 70% — по состоянию на 01.10, 95% — на 01.01.2021.
  3. Сведения о кредиторской задолженности (ф. 0503769). Изменили порядок заполнения сч. 304 06. Показатель на конец года включается в состав незавершенных расчетов после регистрации итоговых оборотов. Дебетовый остаток отражается в графах 2, 9 и 12 формы, но со знаком минус.
  4. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773). Внесли блок с корректировками по забалансу.
  5. Баланс (ф. 0503730). Скорректировали справку о наличии имущества и обязательств по забалансу и включили счета 38, 39, 45. Установили новое требование к ОКВЭД в кодовой части формы — организации ставят основной вид экономической деятельности, по которому производится большая часть расходов и платежей за год.
  6. Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721). Добавили новую детализацию по КОСГУ 340 и 440. Заполнять детализирующие сроки необходимо только для подстатей 347 и 447.
Читайте также:
Акт сверки взаиморасчетов: образец заполнения и правила составления

Часть изменений вступает в силу не сразу, а с отчетности 2021 года. По новым правилам сдавайте формы за 2 квартал 2021 (по состоянию на 01.07.2021):

  1. Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Суммы по обязательствам, принятым по извещениям о закупке у единственного поставщика, не включаются в графу 5. Для закупок по 44-ФЗ такие извещения не формируют, а по 223-ФЗ эти суммы больше не отражают на счете 0 502 07 000.
  2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769). В разрядах 24 и 25 номера счета в графе 1 раздела 1 ставятся нули. В КОСГУ указывается только разряд 3.
  3. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775). В разделе 4 не учитываются обязательства по извещениям на закупку у единственного поставщика.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н регламентирует порядок формирования сведений и правила обмена этой информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2021 году.

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.

Автор: Инна Хлевняк, главный бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, апрель 2021

В 2021 г. в Инструкцию №157н внесены поправки (Приказ Минфина РФ от 14.09.2020 г. №198н). Уже сейчас надо учитывать имущество, которым пользуются сотрудники даже в нерабочее время, все медизделия, а не только медикаменты.

В каких случаях поможет проводка 0.401.10.172, когда не стоит применять «красное сторно», какие новые счета появились – об этом и другом более подробно.

Счета учета

Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.

Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».

На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.

По счету 105.01 помимо медикаментов учитывайте все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ.

В отношении некоторых поправок есть расхождения в датах начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию № 157н ввели счета 114.87 и 114.88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 г., однако новые счета действуют с учета за 2021 г. Согласно поправкам к планам счетов № 162н, № 174н и № 183н данные счета нужно применять с отчетности за 2020 год. Таким образом, новшество надо внедрить с текущего года.

Новшества в аналитическом учете

Требования к аналитическому учету скорректировали для счетов 101.00, 106.00, 205.00, 206.00, 208.00, 209.00, 210.03, 210.10, 302.00, 304.01 и 304.03. Приведем наиболее существенные поправки.

Основные средства

Восстанавливайте объекты на балансе проводкой по счету 0.401.10.172. В инструкциях привели два случая, когда делают такую проводку.

Первая ситуация: на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению.

Вторая ситуация: имущество учитывается на забалансовом счете 21 и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.

При передаче основных средств работникам в личное пользование отражайте имущество на забалансовом счете 27. Подобные объекты стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжайте учитывать на счете 0.101.00.000, отразив по нему внутреннее перемещение.

Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте.

Материальные запасы

Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 036fa5;” target=”_blank”>02, 03 и 07, восстанавливайте на счете 0.105.00.000 проводкой по счету 0.401.10.172. Поступайте так, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению.

Читайте также:
Что такое УИН в платежном поручении: какой уникальный идентификатор начисления указывать на 2021 и 2021 года, где взять, как расшифровывается, образец

В аналогичном порядке учитывайте возврат материальных запасов, которые находились в личном пользовании сотрудников и числились на забалансовом счете 27.

Стоимость израсходованных материальных запасов относите в том числе на счета 0.401.20.214, 0.401.20.223, 0.401.20.263, 0.401.20.265 и 0.401.20.267.

При изменении назначения матзапаса изменяйте его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0.105.00.000.

Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.

Земельные участки

Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0.401.10.176, уменьшение – по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяйте.

Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.

Расчеты по операциям финансирования из бюджетов

Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Другие объекты учета

Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.

При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».

Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.

Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.

Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.

На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.

Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).

Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.

В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные – коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.

Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.

Права пользования нематериальными активами

Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).

Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.

Какие поправки нужно учитывать с 2021 г.

В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.

Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:

Читайте также:
Образец заявки на приобретение товара: материалы внутри организации, как составить, служебная записка

N – научные исследования (научно-исследовательские разработки);

R – опытно-конструкторские и технологические разработки;

I – программное обеспечение и базы данных;

D – иные объекты интеллектуальной собственности.

Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.

Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.

На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.

Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:

304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;

304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;

401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;

401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;

401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;

401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».

Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.

В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.

Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).

Скорректировали требования к аналитическому учету на некоторых балансовых и забалансовых счетах. Учреждения и органы вправе учесть эти поправки в течение 2020 г. Решение нужно закрепить в учетной политике.

Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 – в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.

В забалансовом учете требования к аналитике обновлены по счетам 01, 02, 04, 05, 21, 22, 25, 26, 27. К примеру, по трем последним счетам ведите аналитику в том числе по кодам КОСГУ.

Технические поправки к Инструкции

Часть поправок предусматривает порядок учета, который учреждения и органы уже могли применять на практике.

Например, на счете 103.00 непроизведенные активы учитывают в разрезе ответственных лиц, местонахождения и идентификационных номеров (кадастровых, реестровых, учетных). Учреждения и органы могли и ранее отражать эти данные в инвентарной карточке.

К спецодежде на счете 105.05 относят только запасы, которые учреждение использует в целях охраны труда, соблюдения техники безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС.

На счете 105.06 отражают в том числе БСО. Исключение – бланки, которые выданы со склада для оформления сотрудникам или которые поступили последним, минуя склад. Такие бланки учитывают на забалансовом счете 03. Минфин уже предписывал применять этот подход в учете.

К забалансовому учету подарков Минфин предъявлял аналогичные требования. Их также закрепили в инструкции по забалансовому счету 07.

Предусмотрели поправки и в отношении операций, которые совершает малое число организаций бюджетной сферы. К примеру, ввели недостающие счета для учета концессии и операций по долгосрочным договорам стройподряда.

Порядок перехода на новые правила

В Приказе об изменении Инструкции указано только то, что новые правила нужно применять при формировании отчетности на 1 января 2021 г. Полагаем, проводки надо отразить в учете в один день с заключительными операциями.

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

  • Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета
  • Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету
  • Счета учета в государственных организациях
  • Итоги

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Читайте также:
Отчет о финансовых результатах по форме №2: пример и бланк, как заполнить, структура

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

С 2021 года планируют внести правки в некоторые КОСГУ. Какие нововведения планирут ввести узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Читайте также:
Дивиденды в 2021 и 2021 годах: что это такое простыми словами, значение и политика

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Бюджетный учет в 2021 году

  • С начала 2021 года нужно применять в учете еще 7 федеральных стандартов бухучета. Также появятся изменения в плане счетов и КБК. Рассмотрим изменения.

    Новые ФСБУ для бюджетных организаций 2021

    Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

    С 1 января 2021 в дополнение к указанной инструкции и другим ФСБУ появилось семь новых:

    1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
    2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
    3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
    4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
    5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
    6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
    7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

    Изменения в плане счетов

    В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

    Читайте также:
    Счет 40 в бухгалтерском учете: проводки, операции по дебету и кредиту

    Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

    Новые электронные формы первичных документов

    Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

    Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

    Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

    Изменения в КБК

    В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

    В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

    Система казначейских платежей

    С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

    У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

    Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

    Сдавайте отчетность в контролирующие органы в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

    Инструкция по бюджетному учету 157н, 174н, 162н, 33н, 191н, 183н, 65н, 148н, 25н и другие на 2021 и 2021 год

    (с изменениями на 14 сентября 2020 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    приказом Минфина России от 29 августа 2014 года N 89н (Российская газета, N 251, 05.11.2014) (применяется при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета);

    приказом Минфина России от 6 августа 2015 года N 124н (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 13.08.2015) (о порядке применения см. пункт 2 приказа Минфина России от 6 августа 2015 года N 124н. Переход в 2015 году на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета, но не позднее 1 октября 2015 года);

    приказом Минфина России от 1 марта 2016 года N 16н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.03.2016, N 0001201603300018) (применяется при формировании показателей объектов учета в 2016 году);

    приказом Минфина России от 16 ноября 2016 года N 209н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2016, N 0001201612190019) (о порядке применения см. пункт 8 приказа Минфина России от 16 ноября 2016 года N 209н);

    приказом Минфина России от 27 сентября 2017 года N 148н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.10.2017, N 0001201710180025);

    приказом Минфина России от 31 марта 2018 года N 64н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.04.2018, N 0001201804270012) (применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года);

    приказом Минфина России от 28 декабря 2018 года N 298н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.01.2019, N 0001201901300026) (применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 года);

    приказом Минфина России от 14 сентября 2020 года N 198н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2020, N 0001202010060007) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 14 сентября 2020 года N 198н).

    На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2005, N 1, ст.8; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 “Вопросы Министерства финансов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478; N 49, ст.4908; 2007, N 45, ст.5491; 2008, N 5, ст.411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями

    1. Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

    Читайте также:
    Списание основного средства: проводки и порядок оформления, образец приказа, протокола комиссии и решения, служебной записки

    2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

    3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

    3.1. Настоящий приказ распространяется на:

    а) Государственную корпорацию по атомной энергии “Росатом”, Государственную корпорацию по космической деятельности “Роскосмос” в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;

    б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств..

    (Пункт 3.1 дополнительно включен с 16 ноября 2014 года приказом Минфина России от 29 августа 2014 года N 89н; в редакции, введенной в действие с 12 сентября 2015 года приказом Минфина России от 6 августа 2015 года N 124н, применяется при формировании показателей объектов учета в 2015 году. – См. предыдущую редакцию)

    4. Признать утратившими силу:

    приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 148н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 года, регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта);

    Заместитель Председателя
    Правительства Российской Федерации –
    Министр финансов Российской Федерации
    А.Кудрин

    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    30 декабря 2010 года,
    регистрационный N 19452

    Приложение N 1
    к приказу
    Министерства финансов
    Российской Федерации
    “Об утверждении Единого плана счетов
    бухгалтерского учета для государственных
    органов власти (государственных
    органов), органов местного
    самоуправления, органов управления
    государственными внебюджетными фондами,
    государственных академий наук,
    государственных (муниципальных)
    учреждений и
    Инструкции по его применению”
    от 1 декабря 2010 года N 157н
    (В редакции, введенной в действие
    с 10 февраля 2019 года
    приказом Минфина России
    от 28 декабря 2018 года N 298н,
    применяется при формировании
    учетной политики и показателей
    бухгалтерского учета, начиная с 2019 года.
    – См. предыдущую редакцию)

    Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений

    Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила

    • Что относить к нематериальным активам с 2021 года?
    • На каких счетах учитывать нематериальные активы?
    • Порядок учета нематериальных активов
    • Пример отражения в учете прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав)

    С 2021 года изменился порядок учета нематериальных активов. Это связано с началом применения с 1 января 2021 года Федерального стандарта “Нематериальные активы”. В целях единообразия ведения учета нематериальных активов были внесены изменения в Инструкции №№ 157н, 162н, 174н и 183н, а также в Порядок № 209н *(1). Кроме того, Минфин России системным письмом от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 довел Методические рекомендации по применению Стандарта “Нематериальные активы”.

    Исходя из положений названных нормативных правовых актов и системного письма, рассмотрим в статье, как учитывать нематериальные активы с 2021 года.

    Что относить к нематериальным активам с 2021 года?

    Согласно п. 6 Федерального стандарта “Нематериальные активы”, п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

    • исключительные права;
    • права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

    Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.

    Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:

    • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
    • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
    • не иметь материально-вещественной формы;
    • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
    • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
    • иметь полезный потенциал;
    • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
    • не предназначаться для последующей перепродажи;
    • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
    • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
    • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).
    Читайте также:
    Тара и упаковка: ГОСТ 15846 2002, знаки, учет и маркировка, требования, брутто и нетто

    Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

    • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
    • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

    На каких счетах учитывать нематериальные активы?

    Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.

    Право Счет учета Пример
    Исключительное право 0 102 ХN 000 “Научные исследования (научно-исследовательские разработки)”

    0 102 XR 000 “Опытно-конструкторские и технологические разработки”

    0 102 XI 000 “Программное обеспечение и базы данных”

    0 102 XD 000 “Иные объекты интеллектуальной собственности”

    Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;

    Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000;

    Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000;

    Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000

    Неисключительное право 0 111 6N 000 “Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)”

    0 111 6R 000 “Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками”

    0 111 6I 000 “Права пользования программным обеспечением и базами данных”

    0 111 6D 000 “Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности”

    Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;

    Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000;

    Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000;

    Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000.

    Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 “Особо ценное движимое имущество учреждения”, 3 “Иное движимое имущество учреждения” или 9 “Имущество в концессии”.

    Например, на счете 102 91 “Программное обеспечение и базы данных в концессии” подлежит отражению информация об являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин, базах данных, информационных системах и (или) сайтах в сети Интернет или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.

    Группировка по видам имущества, обозначаемым буквами N, R, I или D, соответствует подразделам классификации, установленным ОКОФ *(3) (п. 67 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 17.09.2020 № 02-07-10/81813). А именно, ОКОФ предусматривает следующие группы объектов интеллектуальной собственности (код ОКОФ 700):

    • научные исследования и разработки (код ОКОФ 710);
    • программное обеспечение и базы данных (код ОКОФ 730);
    • другие объекты интеллектуальной собственности (код ОКОФ 790).

    Например, мультимедиа-приложения поименованы в группе “Программное обеспечение и базы данных” — код ОКОФ 732.00.10.08. Следовательно, исключительное право на данный объект, относящийся к иному движимому имуществу, учитывается на счете 102 3I. А если учреждение обладает неисключительным правом на мультимедиа-приложения, то оно будет отражаться на счете 111 6I.

    Порядок учета нематериальных активов

    В 2021 году исключительные права учитываются в том же порядке, что и ранее. Самые заметные изменения — это детализация по видам нематериальных активов счетов, так или иначе касающихся учета исключительных прав. Как было сказано выше, был детализирован сам счет 102 00. А также детализации подверглись “сопутствующие” счета:

    104 00 106 00 114 00
    0 104 XN 000 “Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок” 0 106 XN 000 “Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)” 0 114 XN 000 “Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)”
    0 104 XR 000 “Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок” 0 106 XR 000 “Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки” 0 114 XR 000 “Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок”
    0 104 XI 000 “Амортизация программного обеспечения и баз данных” 0 106 XI 000 “Вложения в программное обеспечение и базы данных” 0 114 XI 000 “Обесценение программного обеспечения и баз данных”
    0 104 XD 000 “Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности” 0 106 XD 000 “Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности” 0 114 XD 000 “Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности”

    То есть с 2021 года отражение операций с исключительными правами осуществляется в привычном порядке, но с детализацией счетов по видам нематериальных активов.

    А вот учет неисключительных прав изменился кардинальным образом. Об этом поговорим подробнее.

    Во-первых, с 2021 года неисключительные права учитываются на соответствующем счете 111 60 и больше не отражаются на забалансовом счете 01 “Имущество, полученное в пользование”.

    Во-вторых, для отражения расходов по приобретению неисключительных прав больше не применяется счет 401 50 “Расходы будущих периодов”.

    Так как объекты, в отношении которых организация бюджетной сферы обладает неисключительными правами, теперь относятся к нематериальным активам, то и порядок их учета чем-то напоминает учет нефинансовых активов: они учитываются на балансе (на счете 111 60), амортизируются (с применением соответствующего счета 104 60 “Амортизация прав пользования нематериальными активами”), вложения в них при необходимости формируются на соответствующем счете 106 60 “Вложения в права пользования нематериальными активами”.

    Но есть в учете прав пользования нематериальными активами и свои особенности.

    1. Если срок использования объекта, в отношении которого у организации бюджетной сферы возникло неисключительное право, составляет 12 месяцев или менее, он не отражается в составе нематериальных активов. А расходы списываются на затраты текущего года (в дебет счетов 0 401 20 226 или 0 109 ХХ 226).

    2. Амортизация начисляется по объектам нематериальных активов с определенным сроком полезного использования. Если срок полезного использования не определен, то амортизация не начисляется до момента реклассификации объекта в подгруппу объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования (п. 26 Федерального стандарта “Нематериальные активы”).

    Согласно п. 6 Федерального стандарта “Нематериальные активы” нематериальный актив с определенным сроком полезного использования — это объект, в отношении которого может быть определен и документально подтвержден срок полезного использования. Если же в отношении объекта срок полезного использования не может быть определен и документально подтвержден, то можно говорить о нематериальном активе с неопределенным сроком полезного использования.
    В соответствии с Методическими рекомендациями срок полезной службы считается неопределенным, если анализ всех значимых факторов указывает на отсутствие предвидимого предела у периода, в течение которого от данного актива ожидается поступление экономических выгод (полезного потенциала).

    3. Согласно положениям Инструкций №№ 162н, 174н, 183н начисление амортизации на объекты учета права пользования нематериальными активами (неисключительными правами) отражается по дебету счетов 0 401 20 226 “Расходы по прочим работам, услугам”, 0 109 00 226 “Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг”.

    4. Начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости (п. 39 Федерального стандарта “Нематериальные активы”).

    5. Согласно Порядку № 209н права пользования нематериальными активами (неисключительные права) отражаются с применением следующих подстатей КОСГУ:

    • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования – подстатьи 352 “Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования” КОСГУ; 452 “Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования” КОСГУ;
    • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования – подстатьи 353 “Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования” КОСГУ; 453 “Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования” КОСГУ.

    Данные коды отражаются в 24-26 разрядах номеров счетов 111 60, 104 60, 106 60, 114 60.

    Одновременно с этим кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования относятся на подстатью 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ.

    Пример отражения в учете прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав)

    Условия примера 1: бюджетное (автономное) учреждение приобретает у коммерческой организации неисключительные права пользования базой данных сроком на 3 года (36 мес.) стоимостью 90 000,00 руб. Платеж осуществляется единовременно на всю сумму договора.

    По истечении срока действия договора должностными лицами учреждения принято решение о списании объекта с учета по причине морального износа.

    В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:

    1. Дебет 0 111 6I 352 Кредит 0 302 26 734 — принят к учету объект, в отношении которого у учреждения возникли неисключительные права.
    2. Дебет 0 302 26 834 Кредит 0 201 11 610, увеличение 18 (226 КОСГУ) — отражена оплата по договору на сумму 90 000,00 руб.
    3. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 104 6I 452 — начислена 100% амортизация на объект, стоимость которого ниже 100 000,00 руб.
    4. Дебет 0 104 6I 452 Кредит 0 111 6I 452 — при принятии решения о списании объект списан с бухгалтерского учета.

    Условия примера 2: казенное учреждение приобретает у коммерческой организации неисключительные права пользования программным обеспечением сроком на 3 года (36 мес.) стоимостью 108 000,00 руб. Платеж осуществляется единовременно на всю сумму договора. Также приобретаются у физического лица услуги по установке и настройке программного обеспечения стоимостью 18 000,00 руб., которые включаются в первоначальную стоимость объекта нематериальных активов. Первоначальная стоимость объекта составит 126 000,00 руб.

    Условиями договора предусмотрен возврат средств при досрочном расторжении договора. Договор был расторгнут досрочно, средства были возвращены в текущем году.

    В бюджетном учете отразятся следующие записи:

    1. Дебет 1 106 6I 352 Кредит 1 302 26 734 — отражены вложения в объект нематериального актива в части стоимости неисключительного права.
    2. Дебет 1 106 6I 352 Кредит 1 302 26 737 — отражены вложения в объект нематериального актива в части стоимости услуг по установке и настройке программного обеспечения.
    3. Дебет 1 111 6I 352 Кредит 1 106 6I 352 — принят к учету объект, в отношении которого у учреждения возникли неисключительные права.
    4. Дебет 1 302 26 834 Кредит 1 304 05 226 — отражена оплата по договору на сумму 108 000,00 руб.
    5. Дебет 1 302 26 837 Кредит 1 304 05 226 — отражена оплата за услуги по установке и настройке программного обеспечения в сумме 18 000,00 руб.
    6. Дебет 1 401 20 226 (1 109 ХХ 226) Кредит 1 104 6I 452 — ежемесячно отражается начисление амортизации в сумме 3 500,00 руб. (126 000,00 руб.:36 мес.).
    7. Дебет 1 104 6I 452 Кредит 1 111 6I 452 — списана начисленная амортизация при досрочном расторжении договора.
    8. Дебет 1 302 26 834 Кредит 1 111 6I 452 — списана остаточная стоимость при досрочном расторжении договора.
    9. Дебет 1 304 05 226 Кредит 1 302 25 734 — отражен возврат средств на лицевой счет казенного учреждения при досрочном расторжении договора.

    Мы рассмотрели нормативные правовые акты, на которые следует опираться при отражении в учете объектов нематериальных активов, к которым с 2021 года относятся не только исключительные, но и неисключительные права.

    _______________________________________
    *(1) Имеются в виду:

    – Федеральный стандарта “Нематериальные активы”, утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н;
    – Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
    – Инструкция, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н;
    – Инструкция, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
    – Инструкция, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
    – Порядок, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н.

    *(2) Например, патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т. п.

    *(3) Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008) “Общероссийский классификатор основных фондов”, принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

    Статья подготовлена

    Изменения в Инструкции № 157н: новое в учете нефинансовых активов

    Учет нефинансовых активов (основных средств, материальных запасов, нематериальных активов, непроизведенных активов и других объектов учета) ведется по правилам, установленным федеральными стандартами и положениями Инструкции № 157н [1] . С 01.01.2021 вступают в силу СГС «Нематериальные активы» [2] , «Непроизведенные активы» [3] , в связи с чем Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н (далее – Приказ № 198н) положения Инструкции № 157н были приведены в соответствие требованиям данных федеральных стандартов. Большая часть изменений применяется при формировании учетной политики начиная с 2021 года, за исключением отдельных положений, которые учитываются при формировании отчетности за 2020 год. В рамках этой статьи поговорим о новшествах, которые произошли в учете нефинансовых активов.

    Основные средства.

    Приказом № 198н внесены изменения в правила присвоения инвентарных номеров объектам основных средств. По общим правилам, установленным п. 46 Инструкции № 157н, каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее – инвентарный номер) – независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.

    Каждому объекту, входящему в комплекс объекта основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом (далее – инвентарная группа), присваивается внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы, формируемый как совокупность инвентарного номера инвентарной группы и порядкового номера объекта, входящего в комплекс (применяется с 01.01.2021).

    Присвоенный объекту инвентарный номер (внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы) обозначается лицом, ответственным за сохранность объекта имущества и (или) использование его по назначению (применяется с 01.01.2021). Ранее в этой норме говорилось не о лице, ответственном за сохранность объекта, а о материально ответственном лице. Объекту основных средств, принятому к учету в результате разукомплектации объекта основных средств, присваивается новый инвентарный номер (норма действует начиная с отчетности на 01.01.2021).

    Положениями СГС «Обесценение активов» [4] установлена обязанность при проведении инвентаризации перед составлением годовой отчетности проводить оценку обесценения актива и определять расчетным путем убыток от обесценения актива. На счетах бухгалтерского учета отражаются операции по накопленному убытку от обесценения актива. При выбытии объекта с учета списываются сумма начисленной на объект амортизации, сумма остаточной стоимости объекта и величина накопленных убытков от обесценения актива. Положения п. 51 Инструкции № 157н были дополнены нормой, уточняющей действия бухгалтера при списании объекта, в отношении которого были выявлены признаки обесценения актива. В новой редакции данного пункта сказано, что в бухгалтерском учете выбытие объекта основных средств отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 101 00 «Основные средства». Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 104 00 «Амортизация» подлежит списанию с балансового учета сумма накопленных амортизационных отчислений и накопленных убытков от обесценения по этим объектам (норма применяется на 01.01.2021).

    Балансовая стоимость транспортного средства – 800 000 руб., сумма начисленной амортизации – 360 000 руб. Автомобиль попал в ДТП. Комиссией учреждения были проведены мероприятия на предмет выявления размера убытка от обесценения актива. Комиссией было установлено, что размер справедливой автомобиля после ДТП – 300 000 руб. Убыток от обесценения актива составил 140 000 руб. (800 000 ‑ 360 000 ‑ 300 000).

    На счетах бухгалтерского учета операции по обесценению актива с дальнейшим выбытием имущества отражаются так:

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: