Госдума получила проект об освобождении многодетных от имущественного налога

Отмену имущественного налога для многодетных семей оценили в Госдуме

Российские многодетные семьи могут освободить от имущественного налога до совершеннолетия младшего ребенка. С таким предложением выступила член Общественной палаты России, глава Национального родительского комитета Ирина Волынец. Она направила обращение на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина.

«Прошу вас отменить имущественный налог для многодетных семей (трое и более детей) до совершеннолетия младшего ребенка», — говорится в документе.

В беседе с «Политикой Сегодня» Волынец рассказала, что инициатива стала следствием множества обращений в Национальный родительский комитет от россиян, которые воспитывают более трех детей. Для таких семей в стране должны действовать особенные экономические послабления, уверена общественница.

«Мы предлагаем убрать налог на недвижимость для многодетных семей полностью. Мне кажется, что это очень поможет таким семьям, ведь они должны стать не только надеждой и опорой нашей страны, но и ее элитой. А для этого многодетным семьям нужно иметь особые преференции. А в России, к сожалению, до сих пор нет федерального закона о статусе многодетной семьи. И поэтому все льготы, которые они могли бы получать от государства, не приведены ни к какому единому знаменателю», — заявил глава Национального родительского комитета.

Если инициативу одобрят в Госдуме, то многодетные семьи не будут выплачивать налог на имущество до совершеннолетия младшего ребенка. Сейчас в этой части предусмотрены льготы при осуществлении платежей: налогом не облагается площадь в 50 квадратных метров для частного дома, 20 квадратных метров для квартиры и 10 квадратных метров для комнаты.

Этой помощи не хватает более полутора миллионам многодетных семей России, привела цифру Волынец. Те из них, кто обладает жилым имуществом, выплачивают крупные налоги несмотря на льготы, которые предоставляются правительством.

«Интересы этих людей почти никак не защищены. Они очень часто остаются наедине со своими проблемами. С такой инициативой мы не говорим, что нужно разбрасывать с вертолета деньги, как это представляют себе многие люди. Это довольно конкретная поддержка семьям, которые уже являются многодетными или планируют ею стать», — добавила глава Национального родительского комитета.

Волынец обратила внимание, что ее предложение поспособствует увеличению числа многодетных семей в стране, так как улучшит социальные условия.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член фракции «Единая Россия» Ольга Окунева согласилась, что предложение Волынец сильно поможет многодетным семьям, но перед принятием решения по данной инициативе нужно решить вопрос с восполнением средств, которых лишится российский бюджет.

«Многодетным семьям всегда нужна поддержка. Каждую подобную инициативу нужно внимательно просчитывать и следить за ее исполнением, если ее одобрили. Ряд налогов зачисляется не только в федеральный бюджет страны, но и в региональные бюджеты. Прежде чем принимать решение по предложению Волынец нужно понять, за счет каких источников деньги, не попавшие в бюджеты из-за отмены имущественного налога, будут замещены. Но многодетные семьи всегда должны быть во внимании власти, потому что когда в семье много детей, то возрастают и расходы», — заявила Окунева.

Руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Сергей Неверов также воздержался от точных прогнозов по инициативе главы Национального родительского комитета.

«К нам такая инициатива пока не поступала, Михаилу Мишустину – может быть. Когда поступит, тогда мы ее и обсудим. Мы готовы рассмотреть предложение, которое касается многодетных семей, конечно, мы это обсудим. Там нужно смотреть, прежде всего, на количество детей», — сказал Неверов в комментарии «Политике Сегодня».

Ранее Ирина Волынец предложила российскому правительству увеличить минимальную скидку для многодетных семей на услуги ЖКХ. Для семей, в которых воспитывают до семи детей, скидка должна составить до 50%, от семи до десяти детей — до 70%. Сейчас минимальная скидка для таких семей 30% и 50% соответственно.

Читайте также:
Госдума согласилась на амнистию капитала

Многодетные семьи предложили освободить от налога на имущество. Но всем ли нужна эта помощь?

Национальный родительский комитет предложил отменить имущественный налог для многодетных, пока младшему ребенку не исполнится 18 лет. Имеющихся в России льгот, по мнению главы комитета, члена Общественной палаты Ирины Волынец, недостаточно. В Госдуме и Совфеде ее точку зрения поддержали.

Член Общественной палаты России, председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец предложила правительству отменить многодетным имущественный налог, пока младшему ребенку не исполнится 18 лет. Сейчас в России живут всего 1,6 миллиона многодетных семей. Их гораздо меньше, чем тех, где воспитывается один или двое детей, сообщила «360» Волынец.

Некоторые многодетные семьи испытывают серьезные трудности, и имеющихся налоговых льгот им недостаточно. Но, опасаясь органов опеки, они боятся подавать заявления как малоимущие. Поэтому общественники предлагают отменить налог для всех многодетных, не унижая их проверкой уровня достатка.

«У нас в стране бывают ситуации, когда старшему ребенку исполняется 18 лет, в семье есть другие дети, но льготы перестают действовать. Причем, так как у нас нет федерального закона о статусе многодетной семьи, критерии многодетности в разных регионах действуют разные», — рассказала Волынец.

В зависимости от региона некоторые имеют льготы до достижения 18 лет старшим либо младшим ребенком. Последний вариант общественники считают единственно верным. Тогда к статусу многодетных будут стремиться и демографическая ситуация в стране будет улучшаться.

Нужная поддержка

В свете тяжелой демографической ситуации в стране любая помощь многодетным имеет смысл, считает первый зампредседателя комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Хотя и не экономический — вряд ли освобождение от одного налога даст серьезную выгоду. Однако мера нужна в качестве моральной и психологической поддержки.

«Это не потребует сверхвысоких затрат со стороны бюджета страны в силу того, что емкость этой льготы не такая большая. Спорной, по моему мнению, будет являться тема с льготой по младшему. На сегодняшний день все льготы действуют по старшему. Это нужно обсуждать. Сейчас вся система настроена несколько в ином варианте. А так идея, в общем, нормальная», — добавил сенатор.

Схожее мнение выразил глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Он заявил, что поддерживает любые меры поддержки многодетных семей, так как они помогают решать демографическую проблему, повышают качество и продолжительность жизни.

Социальная несправедливость

Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию и проблемы с занятостью населения, председатель исполкома общественной организации «Российский союз налогоплательщиков» Артем Кирьянов инициативу Волынец не поддержал. Не все многодетные семьи являются малообеспеченными, пояснил он.

Многолетнее освобождение от налога нарушит принципы социальной справедливости. Многие миллионеры имеют трех и более детей. А отменять налоги, например на рублевскую недвижимость, будет неправильно.

«Действовать надо исходя из конкретного положения домохозяйства, из конкретной ситуации, возникающей в многодетной семье. И для этого есть субсидии и вопросы прямой поддержки государством многодетных семей. В этой связи такой подход по отмене имущественного налога разделить не могу», — уточнил Кирьянов.

Имущественные льготы

Многодетные семьи имеют право на вычет. Для них налогом не облагаются 20 квадратных метров квартиры, 50 «квадратов» дома и 10 «квадратов» комнаты. А есть россияне, полностью освобожденные от уплаты имущественного налога на одну квартиру или ее часть, дом или часть дома, комнату, гараж или некоторые постройки по выбору.

К льготной категории относятся Герои СССР и России, обладатели ордена Славы трех степеней, инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, участники ВОВ и других боевых действий по защите СССР, ветераны, бывшие партизаны, участники боевых действий времен Советского Союза. Туда же входят ликвидаторы аварии в Чернобыле и на ядерных установках, отслужившие в армии 20 и более лет, потерявшие кормильца семьи военнослужащих, пенсионеры и так далее.

Читайте также:
Дворкович не считает планируемое повышение НДФЛ существенным

С 1 апреля по 30 июня 2020 года от сбора освобождены индивидуальные предприниматели, работающие в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях. С полным перечнем льготников можно ознакомиться на сайте ФНС.

ГД отклонила поправку об освобождении многодетных семей от налога на имущество

Государственная Дума РФ отклонила законопроект, согласно которому предлагалось освободить многодетные семьи от уплаты налога на имущество физических лиц, пишет rapsinews.ru .

Инициатором документа выступает депутат от КПРФ Тамара Плетнева.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящее время отношения по социальной поддержке многодетных семей регулируются указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Названным указом для многодетных семей установлены различные меры социальной поддержки.

При этом на федеральном уровне отсутствует централизованное законодательство о социальной поддержке многодетных семей. В частности, Налоговый кодекс РФ не предусматривает налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц в отношении данной категории граждан.

Настоящим проектом федерального закона предлагается предоставить членам многодетных семей право на налоговую льготу в отношении налога на имущество физических лиц, дополнив статью 407 Налогового кодекса РФ соответствующими положениями.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам ранее не поддержал законопроект, указав в заключении, что согласно данному указу, субъекты РФ с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона определяют категории семей, которые относятся к многодетным. «В связи с этим проектируемое положение приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет круг лиц, подпадающих под определение многодетной семьи на территории соответствующего региона», — говорится в документе.

Также предлагаемый механизм не соответствует принципам налоговой политики, в соответствии с которыми основной задачей является укрепление финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований.

Читайте также последние новости по социальной поддержке граждан

Изменения в региональный закон о правилах предоставления жилья для детей-сирот внесли в Вологодской области. Площадь таких квартир будет увеличена до 45 квадратных метров.

Страховые пенсии с 1 января 2022 года вырастут на 5,9%. Средний размер страховой пенсии в новом году превысит 17 тысяч рублей, что почти на тысячу больше, чем в 2021 году.

Семьи льготников, получивших квартиры от правительства Севастополя в 2014 году, не выгонят на улицу. Об этом заявил губернатор города Михаил Развожаев сегодня на итоговой пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента “РГ”.

Парламентарии от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект о предновогодних выплатах пенсионерам.

В новогодние праздники отделения “Почты России” будут работать по измененному графику, рассказали “Российской газете” в компании.

В Челябинской области в полтора раза увеличено финансирование программы по обеспечению жильем детей-сирот. Об этом во вторник на совещании в правительстве региона сообщил губернатор Алексей Текслер.

В 2022 году оформить страховую пенсию смогут женщины в возрасте 56,5 года и мужчины в возрасте 61,5 года. Об этом напоминают в отделении Пенсионного фонда по Москве и Московской области.

По достижении 80 лет гражданин автоматически получает прибавку к страховой пенсии. Обращаться в ПФР не нужно. Об этом Пенсионный фонд России напомнил на своей странице в соцсети “ВКонтакте”.

Бюджет города Орла принят с сохранением социальных обязательств. Депутаты Орловского горсовета поддержали окончательный вариант проекта бюджета областной столицы на 2022 год. Напомним, верстался главный финансовый документ города сложно.

Минтруд напомнил о праве беременных сотрудниц менять дату отпуска по своему усмотрению вне установленного графика. Работодатель в этом случае не вправе отказать будущей маме, следует из сообщения, опубликованного в официальном Instagram-канале ведомства.

Читайте также:
Электромобили и отмена транспортного налога: что ждет Сочи?

Льготы многодетным семьям по налогам — рассматриваем во всех подробностях

Госдума одобрила в третьем чтении законопроект по льготам для многодетных, и он заработает в ближайшее время. Теперь семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми смогут снизить размер налога на имущество

Какая семья считается многодетной

Сразу необходимо отметить, что на федеральном уровне в России нет определения многодетности. Каждый регион самостоятельно определяет данную категорию лиц и полагающиеся им социальные привилегии. За редким исключением.

В большинстве случаев, согласно действующей в регионах нормативно-правовой базе, к многодетным относят все семейства, где воспитываются дети до 16-18 лет в количестве 3 и более человек.

Это относится в равной степени к:

  • биологическим родителям;
  • усыновителям;
  • опекунам и попечителям.

Исключением в ограничении возраста являются случаи, когда молодой человек получает образование в высшем учебном заведении и является инвалидом. За него родители получают налоговый вычет до достижения им 24-летнего возраста.

Когда речь идет о налоговом вычете, государственная система не делит детей на родных и приемных.

Кто может обратиться за льготой для многодетных

Данный вид помощи оказывается людям, участвующим в воспитании и содержании детей. Это означает, что получить ее могут:

  • непосредственно родители, ведущие совместное хозяйство;
  • разведенные, но уплачивающие алименты);
  • опекуны, имеющие соответствующие документы;
  • усыновители.

Что за документ?

Законопроект под номером 607168-7 прошёл финальное третье чтение. Теперь его осталось подписать президенту, но это лишь вопрос времени.

Документом вводятся поправки в Налоговый кодекс, среди которых как раз и присутствуют меры, которые ранее предложил Владимир Путин.

Что такое многодетная семья

Семейный кодекс РФ не определяет, какую семью относить к категории многодетной. Каждый субъект использует свою трактовку понятия в соответствии с региональным законодательством и обычаями.

Дети, которых не учитывают для признания семьи многодетной:

  • достигшие 18 лет, исключая тех, кто учится очно в возрасте до 23 лет;
  • в отношении которых родители лишены прав или ограничены в них;
  • находящиеся под опекой;
  • на государственном обеспечении.

Присвоение статуса многодетности не связано с тем, является ли ребенок родным или приемным.

Государственные гарантии социального характера могут быть денежными и натуральными. Число детей при этом определяет виды соцгарантий и их размеры.

Как получить льготу по налогу на недвижимость для многодетных?

Для того, чтобы получить льготу, налогоплательщику будет необходимо направить в налоговую заявление о предоставлении льготы с подтверждением. Если заявление не предоставлено, то льгота будет предоставляться на основании сведений, которые уже есть в распоряжении налогового органа. Но всё равно будет не лишним уточнить непосредственно в самой налоговой о том, какие данные у них уже содержатся.

Действие закона распространено на 2018 год, то есть льготой можно будет воспользоваться уже в 2019 году.

Если многодетная семья ранее не пользовалась налоговыми льготами, то необходимо обратиться с заявлением по установленной форме в налоговую инспекцию до 1 июля текущего года, то есть до начала массового расчета имущественных налогов за 2018 год.

Перечень налоговых льгот

Многодетные семьи имеют право оформить следующие налоговые преференции:

  • транспортные;
  • земельные;
  • имущественные;
  • льготы НДФЛ;
  • иные.

Рассмотрим каждый из них отдельно.

Транспортная льгота

Проблема предоставления льгот по транспортному налогу для многодетных семей полностью возложена на местные власти.

То есть каждый регион самостоятельно решает, нужно предоставлять данную льготу или нет. Из-за этого в каждом субъекте многодетные семьи уплачивают транспортный сбор по-разному.

Рассмотрим на примерах:

  • В Санкт-Петербурге соответствующая льгота предоставляется лишь тем семьям, у которых 4 и более ребенка. При этом мощность авто не должна быть больше 150 л. с.
  • В Москве и Московской области от уплаты транспортного налога освобожден только один из родителей (на кого авто зарегистрировано). То есть, если второй родитель имеет машину, то он должен будет платить сбор в полном размере.
  • Транспортные льготы (50%) распространяются на все многодетные семьи, которые проживают в Краснодаре, Татарстане и Алтайском крае.
  • Полное освобождение многодетных семей от транспортного налога предусмотрено только в Ростовской области.
  • Читайте также:
    С российских майнеров начнут собирать налоги

    Если в вашем регионе данная льгота утверждена, то заявить о ней нужно всего один раз. В дальнейшем специалисты данное право будут учитывать вплоть до продажи авто или потери статуса многодетных.

    Земельная льгота

    Налог на землю для многодетных семей назначается на региональном уровне. К примеру:

    1. От уплаты земельного сбора освобождены в Краснодарском крае.
    2. В Москве и области, Санкт-Петербурге данный налог уменьшается для одного из супругов.
    3. В Саратовской области налог не платится за 1000 кв. м. земли.

    Чтобы подробнее узнать о земельных льготах в своем регионе обратитесь в местный налоговый орган.

    Имущественная льгота

    Обязанность уплачивать сборы за владение недвижимостью установлена статьей 407 НК РФ.

    Данная норма не предусматривает предоставление льгот на налог на имущество многодетным семьям.

    Это право опять, как в предыдущих случаях, отдано региональным властям, но реализуется оно в единичных регионах. Примеры:

    1. Сбор за недвижимое имущество не уплачивают многодетные граждане в Нижегородской области.
    2. Также от уплаты освобождены льготники в Краснодарском крае и Новосибирске.

    Льготы НДФЛ

    Данная льгота предоставляется по месту службы всем многодетным родителям, которые:

    • официально трудоустроены;
    • работают на контрактной основе;
    • работают по трудовому либо гражданскому договору.

    Если в семье только один родитель, то его налоговый вычет увеличивается в 2 раза. То же самое происходит, если второй супруг официально откажется от своей льготы (подтверждается соответствующей справкой с места работы).

    Интересен момент, если родитель вдруг по каким-то причинам вовремя не обратился за вычетом, то работодатель должен сделать перерасчет. Однако сроки не должны превышать больше 3-х лет с момента подачи заявки.

    П.4 ст. 218 НК РФ устанавливает, что за каждый месяц налоговый вычет распространяется на родителя в следующем размере:

    • 1400 руб. – на 1-го и 2-го ребенка;
    • 3000 руб. – на 3-го и последующих детей;
    • 12000 руб. – на каждого ребенка, если один из них является инвалидом либо учащимся очной формы обучения; для усыновителей и попечителей данная сумма снижена до 6000 рублей.

    Иные льготы

    Среди таковых преференций можно выделить:

    • льготы на проезд в общественном транспорте в размере 50%;
    • льгота на оплату коммунальных услуг в размере 50%;
    • трудовые льготы;
    • возможность бесплатно получать медицинские препараты для детей, не достигших 6 лет;
    • возможно бесплатно взять путевку на санаторно-курортное лечение.

    Последние изменения

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Налоговые льготы многодетным семьям

    Есть нюанс

    В новых поправках сказано, что правом на льготу обладают граждане, имеющие трёх несовершеннолетних детей. Это означает, что как только один ребенок достигает совершеннолетия, то налогоплательщик уже теряет право на получение льготы. В новых изменениях не предусматривается, что льготы продолжат сохраняться.

    Новые тезисы ФНС о необоснованной налоговой выгоде

    Автор: Анна Архипова, заместитель директора ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация», налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов

    Уже четвертый год складывается правоприменительная практика по статье 54.1 НК РФ. Вопросов накопилось больше, чем ответов. И вот ФНС выпустила письмо, которое зрело в ведомстве около года. Специалисты по налоговому праву называют это письмо «манифестом ФНС» или «письмом года», настолько значимый документ получился. Разберем, почему.

    Как ФНС установит необоснованную налоговую выгоду в 2021 году

    Письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ – по сути инструкция для налоговых инспекций по применению ст. 54.1 НК РФ. У него сложный юридический язык. Это обобщение судебной практики, основные тезисы и тренды в применении ст. 54.1 НК РФ, как это видит себе ФНС. Налогоплательщиков могут отпугнуть хитросплетения юридической и налоговой терминологии, тем не менее для компаний и ИП это письмо полезно. Оно устанавливает довольно четкие правила, по которым будет играть налоговая ближайшие годы и которые вы не найдете в НК или других законах.

    Читайте также:
    Госпрограммная покупка автомобилей освободится от НДФЛ

    Давайте разбираться: чем примечательно мартовское письмо?

    ФНС разъясняет, что налоговая выгода обоснована, если соблюдаются три условия:

    налогоплательщик не допустил искажения сведений об операции;

    обязательства по сделке исполнены надлежащим лицом (кто указан в договоре) ;

    налоговая выгода – не основная цель операции.

    В письме ФНС приводит и примеры искажений:

    чтобы не платить налог на имущество, компания не учитывает основное средство, которое уже построили,

    налогоплательщик намеренно разделяет единый бизнес между отдельными лицами, которые самостоятельны лишь на бумаге. Деление бизнеса – формальное, только для того, чтобы эти новые компании могли проходить по установленным лимитам и применять спецрежимы.

    Критерии, по которым ФНС будет оценивать сделки:

    реальность операции, то есть, была ли сделка в действительности или ее провели только на бумаге,

    было ли выполнено обязательство надлежащим лицом,

    какой был действительный экономический смысл операции,

    наличие деловой цели.

    Рассмотрим подробно тезисы письма.

    Реальность и нереальность

    Если говорить начистоту , налогоплательщик всегда знает, реальна операция или нет. Если операция не реальна, то есть существует только на бумаге, снимут и расходы по налогу на прибыль, и вычеты по НДС. Про какие-либо налоговые преференции можно вообще забыть.

    Чтобы установить нереальность операции, инспекторы удостоверятся, есть ли у контрагента опыт подобных операций, есть ли ресурсы для исполнения сделки.

    Налоговики могут допросить руководителя контрагента. Если он не разбирается в соответствующей терминологии по сделке, не знает о существовании вашей компании, вообще не ведет деятельность или ведет не ту, про которую написано в договоре, дела плохи.

    Исполнение сделки надлежащим лицом

    Сделку должна исполнить сторона, указанная в договоре. Требуя это, ФНС борется тем самым с фирмами-однодневками. В письме их называют «технические компании».

    Возможны ситуации, когда операция реальна, но контрагент оказался технической компанией, которая не могла выполнить условия договора. Тогда ФНС будет рассматривать поведение налогоплательщика и его осведомленность о том, кто фактически исполнял договор.

    Налогоплательщик не вправе проводить в учете документы от технической компании.

    Доказать, что тех ническая компания не исполняла договор, должен налоговый орган. Именно контролеры будут доказывать соответствующие обстоятельства:

    местонахождение контрагента не установлено,

    у контрагента отсутствуют ресурсы – нет персонала, склада, транспорта, лицензии,

    контрагент находится в другом регионе или не мог исполнить договор в определенное время,

    расходы по счету не соответствуют выполняемым операциям,

    вообще отсутствуют признаки ведения хозяйственной деятельности,

    отсутствует сайт и какие-либо активности в сети Интернет,

    в ЕГРЮЛ указаны недостоверные сведения.

    Умысел

    Если один из участников сделки – техническая компания, ИФНС будет разбираться с тем, умышленно или по неосторожности налогоплательщик заключил с ней договор.

    Какие факты свидетельствуют об умысле налогоплательщика?

    Обналичивание денежных средств

    Использование одних IP-адресов

    Печати и документы технической компании в офисе налогоплательщика

    Ошибки в документах, свидетельствующие о формальном их составлении

    Если умысел инспекция доказала, расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС получится провести при одном условии. Надо, чтобы налогоплательщик раскрыл, кто фактически исполнял договор, а также представил сведения и документы, подтверждающие это. Это называется налогов ой реконструкцией.

    Читайте также:
    Силуанов обещает не вводить налог с продаж

    Фактический исполнитель (поставщик, подрядчик) тоже должен подтвердить, что договор исполнял именно он.

    Если налогоплательщик исполнил обязательство сам и признался в этом, налоговая может учесть расходы и вычеты по НДС по приобретенным материальным и иным ресурсам, не связанным с оплатой труда.

    Коммерческая осмотрительность

    На что обращать внимание, выбирая себе контрагента? Как доказать, что контрагента реально выбирали и проверяли? Выиграть в споре получится, если:

    налогоплательщик осведомлен о местонахождении контрагента, его складских, торговых и иных площадях, нужных в бизнесе;

    у контрагента есть необходимые лицензии, членство в СРО;

    должностные лица налогоплательщика знают, почему сделку заключили именно с этим контрагентом;

    должностные лица налогоплательщика взаимодействовали с должностными лицами контрагента;

    у налогоплательщика есть анализ сведений о контрагенте;

    информацию о контрагенте можно найти в открытом доступе. ФНС призывает пользоваться открытыми данными, размещенными на сайте ФНС о контрагентах. Там достаточно сведений, чтобы оценить, сможет ли контрагент исполнить сделку;

    у налогоплательщика есть информация о том, откуда появился контрагент;

    у налогоплательщика составлено досье на контрагента.

    Налоговую насторожит, если:

    налогоплательщик заключил сделку с нарушением своих внутренних регламентов;

    сделка непрофильная или высокорисковая;

    стороны вписали в договор условия, не свойственные деловому обороту;

    цена по сделке выше или ниже рыночной;

    у налогоплательщика нет документов по сделке , предусмотренных действующим законодательством;

    нет оплаты по сделке, или должник использовал неликвидные векселя, или была уступка прав требования;

    налогоплательщик никак не защищал свои права, нарушенные неисполнением сделки.

    Налогоплательщик выиграет, если налоговая убедится: он не знал о том, что заключил договор с технической компанией. При этом ФНС отмечает: степень коммерческой осмотрительности должна быть разной. Одно дело – покупка основного средства за миллионы. Другое – закупка картриджей или бумаги для офиса.

    Если налоговая докажет, что налогоплательщик должен был знать, что связался с технической компанией, возможна налоговая реконструкция. И тут возможны две ситуации.

    Ситуация 1. Установили то лицо, которое реально выполнило обязательства по договору. В этом случае можно учесть расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС.

    Ситуация 2. Установить реального исполнителя не представляется возможным. Тогда вычеты по НДС налоговики не разрешат, а вот расходы – пропустят, если налогоплательщик сможет доказать их размер, посчитав расчетным методом. То есть налогоплательщику нужно будет доказать, что у него есть аналогичные операции по такой же цене, провести экспертизу, представить документы, подтверждающие реальную стоимость товаров работ, услуг.

    Если налогоплательщик не докажет, что понес расходы, он может взыскать убытки со своего контрагента в рамках гражданского иска. В этом должны помочь налоговые оговорки, включенные в договор.

    Ответственность

    Ситуация

    Последствия

    Налогоплательщик умышленно заключил договор с технической компанией .

    Штраф по п. 3 ст. 122 НК РФ. Это 40% от суммы неуплаченного налога .

    Налогоплательщик не доказал должную коммерческую осмотрительность. То есть налоговая установила: он не знал, но должен был знать, что контрагент – техническая компания и не могла исполнить сделку .

    Штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Это 20% от суммы неуплаченного налога. При неосторожной форме вины можно рассчитывать на снижение штрафа, если ходатайствовать о применении обстоятельств, смягчающих ответственность .

    Налогоплательщик доказал, что проявил должную коммерческую осмотрительность. То есть он не знал и не должен был знать, что заключил договор с тех нической компанией .

    Состава правонарушения нет и штрафовать тут не за что .

    Переквалификация

    Часто налогоплательщики уменьшают свои налоговые обязательства, маскируя одну сделку другой. Как и раньше, инспекторы будут рассчитывать налоги исходя из экономического содержания сделки. Сама по себе неверная квалификация не подлежит оценке по ст. 54.1 НК РФ. Если налогоплательщик допустил такую ошибку, но отчетность не исказил, грозит штраф 20% по п. 1 ст. 122 НК РФ.

    Читайте также:
    Схема использования пониженных взносов участникам СЭЗ в Крыму

    Дробление бизнеса

    На что смотрит налоговая, если бизнес ведет группа компаний на спецрежимах? Инспекторы оценивают: ведут ли компании бизнес самостоятельно, с использованием собственных ресурсов, или такие компании действуют лишь формально, а фактически бизнес за них ведет другое лицо.

    компании не выполняют реальные функции и только оформляют документы от своего имени;

    в группе компаний одни и те же работники и единые ресурсы;

    фирмы тесно взаимодействуют друг с другом;

    компании ведут разные бизнесы, но это единый производственный процесс, который направлен на получение общего результата.

    Три оргвывода по мартовскому письму ФНС про необоснованную налоговую выгоду

    Письмо хорошо тем, что ФНС признала возможность опираться на судебную практику, которая сформировалась до вступления в силу ст. 54.1 НК РФ. В письме многочисленные отсылки к «старым» судебным актам, в том числе постановлениям Пленума ВАС РФ.

    ФНС закрепляет письмом такую процедуру, как налоговая реконструкция. С оговоркой, что она доступна при соблюдении определенных условий.

    Появилось понятие коммерческой осмотрительности и условий ее проявления. При должном проявлении коммерческой осмотрительности, если налогоплательщик не подозревал о том, что связался с плохой компанией, его не могут лишить права на вычеты и расходы.

    Главный совет налогоплательщикам

    Лучше проверять своих контрагентов. Если нужно, внесите изменения в действующие регламенты проверки контрагентов. У кого таких регламентов до сих пор нет, пора наконец их подготовить и четко следовать им. Отступать уже некуда. Необходимо назначить лиц, ответственных за проверку контрагентов, внести в договоры налоговые оговорки.

    Из-за каких ошибок ФНС суд отменил решения налоговой

    Что случилось?

    Каждый бизнесмен, бухгалтер и тем более юрист должны знать, что порядок проведения любых проверок налоговой инспекцией строго регламентирован нормами законов и нормативно-правовых актов. Более того, существует даже судебная практика и позиция Пленума ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 30.07.2013 N 57. Так на что же обращать особое внимание налогоплательщикам при камеральных и выездных проверках, а также при оформлении их результатов налоговиками? Для начала рассмотрим, что говорит Пленум ВАС РФ. Вот из-за каких недочетов со стороны проверяющих можно легко оспорить не только результаты проверки, но и сам факт ее проведения:

    • отсутствие возможности у налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
    • отсутствие у налогоплательщика представить объяснения налоговикам;
    • неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения соответствующих материалов;
    • вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки или иных мероприятий налогового контроля не тем руководителем (либо заместителем руководителя) органа ФНС, который рассматривал указанные материалы.

    Но судебная практика значительно расширяет и уточняет этот список. Вот, что говорят суды.

    Представитель по доверенности вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки

    Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017 отменил решение органа ФНС, который не допустил для участия в рассмотрении материалов проверки представителя налогоплательщика по доверенности. Налоговики указали, что в доверенности представителя отсутствовали полномочия на участие в рассмотрении материалов проверки. Но суд признал их несостоятельными, поскольку из положений пункта 3 статьи 29 НК РФ и гражданского законодательства следует, что:

    В доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с налоговыми органами. При этом ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предусматривают необходимость специального указания в выдаваемой налогоплательщиком доверенности полномочий представителя на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.

    Таким образом, суд сделал вывод, что налоговый орган неправомерно не допустил представителя налогоплательщика к участию в рассмотрении материалов налоговой проверки, и, следовательно, не обеспечил ему возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов, чем существенно нарушил права и законные интересы налогоплательщика.

    Читайте также:
    Минтранс вынудили пойти на скидки

    Несоблюдение сроков уведомления нарушает права налогоплательщика

    Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017 также отменил решение ИФС по результам проверки налогоплательщика. Но на этот раз причиной послужило нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, определенных в п.14 статьи 101 НК РФ . Речь идет о нарушении срока отправки уведомления о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое уведомление было направлено налоговиками в адрес налогоплательщика за 3 рабочих дня до даты рассмотрения. Но, как выяснилось, заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки в день рассмотрения материалов еще не было вручено представителям организации. При этом, как указал суд, заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на 6-й день со дня его отправки. Поэтому судьи сделали вывод, что ИФНС не известила налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Тем самым организация была лишена возможности выдвинуть свои возражения.

    Отсутствие у налогоплательщика материалов проверки

    Одиннадцатый апелляционный суд указал, что если проверяющие из ИФНС вместе с актом проверки не вручили налогоплательщику копии документов, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами, то и рассматривать материалы смысла не имеет. В спорной ситуации налогоплательщик полностью получил результаты проверки только в судебном разбирательстве. В связи с этим организация не смогла ознакомиться с документами в ходе проверки и оценить их, а также обоснованность доводов акта проверки. Вследствие этого налогоплательщик не смог представить свои объяснения.

    Суд счел такую ситуацию существенным нарушением процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки, а значит, и прав налогоплательщика. Поскольку, по мнению суда, ИФНС приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки, оно было отменено. Аналогичные выводы делали и другие суды.

    Проверяющий один, а подпись в акте проверки — другого сотрудника

    Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 29.04.2015 N Ф06-23225/2015 по делу N А49-5413/2014 указал, что акт проверки обязан подписать именно тот сотрудник ИФНС, который ее проводил. Это, в частности, предусмотрено нормами приказа ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, которым утверждены требования к составлению акта налоговой проверки.

    В спорной ситуации акт камеральной проверки проверяющий инспектор ФНС не подписал, так как его не было в этот день на работе. Вместо него акт проверки подписал другой инспектор. При этом сотрудник не использовал свою обычную подпись, а решил скопировать подпись проверяющего. Таким образом, фактически подпись была подделана. В связи с этим судьи пришли к выводу, что акт проверки не является надлежащим доказательством. При этом они отклонили и новый акт, подписанный уже настоящим проверяющим, указав, что составление двух актов по результатам одной налоговой проверки не предусмотрено законодательством.

    Как обжаловать налоговую проверку в 2021 году: куда обратиться, сроки, как не получить отказ

    Нередки ситуации, когда в итоге налоговой проверки, выездной или камеральной, инспекторы налоговой службы делают вывод, что компания нарушила налоговое законодательство. В этом случае проверяющий фиксирует нарушение, составляет соответствующий акт и передает его налогоплательщику.

    Но, даже в том случае, когда ИФНС доначислила большие суммы налогов, да еще выписала штраф, руки опускать не стоит. Предприниматель может обжаловать такое решение, если считает, что его права нарушены. Как это сделать и в какие сроки, рассказываем ниже.

    Действия налоговой службы может обжаловать любой человек, который считает, что они были неправомерны. Для этого нужно обратиться в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС). Причиной для жалобы может служить:

    • Несогласие с суммой начисленного налога.
    • Несогласие с выводами выездной проверки в офисе компании или после камеральной в налоговом органе.
    • Несогласие с применением пени и штрафов к организации.
    • Нарушение ФНС сроков возврата излишне уплаченных налогов.
    • Несоблюдение проверяющими сроков проведения налоговой проверки.
    • Проведение по одним и тем же основаниям повторной проверки.
    • Неправомерное требование лишних документов во время проведения проверки.
    • Рассмотрение документов с превышением допустимого срока (более 3 лет).
    • Непринятие возражений на проверочный акт.
    Читайте также:
    За роскошь придется платить дороже

    Мы перечислили основные положения законодательства, которые позволяют жаловаться на проверяющих и итоги проведенной проверки. На практике таких случаев гораздо больше. Поэтому, если предприниматель считает, что проверка была проведена не в соответствии с законодательством, он имеет право обжаловать ее результат, а также действия или бездействие должностных лиц, которые нарушили его права.

    По закону предприниматель имеет право подать жалобу в течение одного года с того момента, когда он узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены. УФНС может продлить этот срок в том случае, когда руководитель компании вовремя не подал заявку по уважительной причине, например, по состоянию здоровья.

    Важно! Предприниматель имеет право отозвать свою жалобу, если передумал. При этом повторно ее подать по тем же самым основаниям будет уже нельзя.

    Помимо экономической целесообразности, это стоит сделать по следующим причинам:

    • Для дальнейшего рассмотрения жалобы в суде.
    • Это бесплатная возможность отстоять свои права.
    • Не нужно освобождать время для разбирательств. Присутствие инициатора жалобы не обязательно при ее рассмотрении.
    • Можно понять причину в отказе обжалования и тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде, если в жалобе отказали.
    • Если решение налоговой удалось обжаловать, его действие приостановят.

    Кроме перечисленных причин нужно иметь в виду, что без обжалования в вышестоящую инстанцию нельзя подать в суд. Он ее просто не примет. Поэтому иногда это буквально необходимая мера.

    Жалобу можно составить как в бумажном, так и в электронном варианте. Бумажный документ можно передать в ФНС лично или отправить по почте, а электронный — через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru или через оператора электронного документооборота.

    В самой жалобе обязательно должны быть следующие сведения:

    • Полное наименование и юридический адрес с индексом организации, которая подает жалобу или ФИО предпринимателя, а также ИНН.
    • Наименование ИФНС, которая в ходе проверки нарушила права юридического лица.
    • Данные о том, что конкретно хочет обжаловать предприниматель. Например, какой-то определенный акт, сумму доначисленного налога или неправомерно выписанный штраф. Важно! Если заявитель не укажет в заявлении одно из нескольких нарушений, суд в дальнейшем его учитывать не будет.
    • Ссылки на законодательные акты, согласно которым предприниматель считает, что его права были нарушены.
    • Указание на то, что в итоге хочет получить инициатор жалобы — отмену штрафа, изменение суммы налога, возмещение морального вреда и т.д.
    • Каким способом юридическое лицо хочет получить решение УФНС по его вопросу: в бумажном виде, электронном или в личном кабинете налогоплательщика.

    Кроме того, в жалобе нужно указать номер телефона и адрес электронной почты, по которой сотрудники ФНС при необходимости могут связаться с предпринимателем. Также желательно приложить любые документы, которые могут подтвердить, что действия проверки были незаконны. Важно не забыть поставить в заявлении личную подпись.

    Примечание: даже в том случае, когда жалоба подается по нескольким основаниям, не обязательно на каждое из них составлять отдельное заявление. Можно указать все в одном документе.

    Статьей 138 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на обжалование решения инспекции в вышестоящем налоговом органе или в суде. Однако обратиться сразу в суд не получится, заявление предпринимателя просто не примут. Для обжалования нужно обращаться в тот налоговой орган, который вынес неправомерное решение или в вышестоящий налоговый орган.

    Читайте также:
    Дворкович не считает планируемое повышение НДФЛ существенным

    Обратиться в вышестоящий налоговый орган можно, если документы по проверке подписаны начальником налогового органа или его заместителем. Если они подписаны другими сотрудниками налоговой, например, самим инспектором, проводившим проверку или начальником отдела, обжаловать их можно только в том же налоговом органе, который вынес это решение.

    У налоговой инспекции по закону есть один месяц на рассмотрение жалобы. По итогам проверки предпринимателя уведомляют о принятом решении или сообщают, что срок рассмотрения продлили до одного месяца. Чаще всего продляют не более чем на 15 дней. УФНС может как признать факт нарушения, так и опровергнуть его. Если предприниматель не согласен с принятым решением, он может обжаловать его с помощью апелляционной жалобы.

    УФНС не всегда рассматривает направленные жалобы. По какой причине это происходит?

    • Инициатор жалобы не подписал заявление или не указал, каким образом были нарушены его права.
    • Жалоба уже подавалась ранее на тех же основаниях или допустимый срок ее подачи истек.
    • Налоговая инспекция уже устранила все нарушения, указанные в обращении, до принятие УФНС решения.

    Если предпринимателя не удовлетворило решение УФНС, он имеет право его обжаловать, подав апелляционную жалобу. Она пишется по таким же правилам, как и первая. Подать ее нужно в течение 3 месяцев с момента вынесения УФНС решения. Суд может продлить этот срок при наличии уважительной причины.

    Для подачи апелляции нужно обратиться в арбитражный суд в том же регионе, в котором находится налоговый орган. В заявлении указывают наименование организации, от имени которой составляется жалоба, номер акта, который обжалуется, а также ссылки на законы, в соответствии с которыми были нарушены права юридического лица. Кроме того, как и в первом случае, к заявлению нужно приложить подтверждающие документы. Их список есть в ст.126 АПК РФ.

    По общепринятым правилам жалобу рассматривают без участия ее инициатора. Исключением будут только те ситуации, когда в материалах, представленных ИФНС, будут обнаружены противоречия или несоответствия.

    До того момента, как будет принято решение, налогоплательщик имеет право:

    • Предоставить дополнительные документы для обоснования своей позиции.
    • Подать письменное заявление в УФНС, чтобы частично или полностью отозвать жалобу. Важно! По части отозванных пунктов подать в дальнейшем повторную жалобу будет невозможно.

    По итогам рассмотрения жалобы УФНС может не удовлетворить ее и оставить без изменений первоначальное решение ИФНС или отменить первоначальное решение частично или полностью. Кроме того, налоговый орган может полностью отменить первоначальное решение и принять новое. В течение 3 дней с момента принятия окончательнонго решения по жалобе УФНС должно вручить налогоплательщику или направить ему свое решение.

    Налогоплательщик может обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде в регионе нахождения инспекции. Сделать это он может в следующих случаях:

    • Жалоба была оставлена без удовлетворения.
    • Решение ИФНС отменено частично.
    • УФНС не приняло решение по жалобе в установленные сроки.

    Напомним, обжаловать решение ИФНС в суде можно только в той части, в которой оно обжаловалось в УФНС. В том случае, когда УФНС по итогам рассмотрения жалобы отменила решение ИФНС и приняло другое решение, обжалованию в суде подлежит новое решение.

    Обратиться в суд можно не позднее 3 месяцев с момента принятия решения УФНС.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: