Госдума объяснила, как бюджету заработать больше

Депутаты Госдумы решили поднять зарплаты своим помощникам

Лента новостей

  • 17:15 Шойгу: все миротворцы покинут Казахстан к 19 января
  • 16:44 Рябков: Путин советовался с военными по ситуации вокруг Донбасса
  • 16:13 Учебники по финансовой грамотности внесены в федеральный перечень
  • 15:43 Лавров назвал планы новых санкций США «нервным срывом»
  • 15:24 Пенсии проиндексируют задним числом с начала года
  • 14:56 Имя Мохамед стало самым распространенным мужским именем в столице Бельгии
  • 14:24 Минобороны Германии: «Мы не должны втягивать «Северный поток — 2» в конфликт на Украине»
  • 13:54 Володин: законопроект о пожизненном заключении для педофилов-рецидивистов следует принять до 1 февраля
  • 13:25 Роспотребнадзор: пельмени в школах подавать можно, но сложно готовить
  • 13:11 Экс-мэр Ярославля Урлашов отозвал ходатайство об УДО
  • 13:00 В Кремле считают неудачными переговоры Россия — США
  • 12:54 Кудрин: России пора готовиться к энергопереходу
  • 12:38 Пожар в кафе в центре Москвы привел к обрушению крыши в административном здании
  • 12:24 «Известия»: Россия может отказаться от использования иностранных космических спутников
  • 11:58 Резкий рост: в РФ за сутки выявлено более 21 тысячи новых случаев коронавируса
  • 11:55 ДДТ собрала на свой новый альбом рекордные 25 млн рублей
  • 11:37 ТАСС: в центр Москвы в многоэтажку вызвали взрывотехников
  • 11:24 МВД предложило высылать иностранцев из РФ за грубые административные правонарушения
  • 10:56 Мишустин поручил до 14 января оценить готовность больниц к созданию резерва коек для больных ковидом
  • 10:52 Миротворцы ОДКБ начали передавать стратегические объекты Казахстана местным военным
  • 10:24 В Алма-Ате впервые после беспорядков для транспорта и прохода людей открыта площадь Республики
  • 09:55 Центр Гамалеи: вакцина для подростков поступит в оборот на следующей неделе
  • 09:52 В Костроме после убийства 5-летней девочки полицейских заподозрили в халатности
  • 09:25 Гололедица, сильный снег и ветер: москвичей предупредили о «желтом уровне» погодной опасности
  • 08:56 Столичные власти введут новые ограничения при высокой загрузке системы здравоохранения
  • 08:24 Глава СКР предложил вернуть контроль за оружием в МВД
  • 07:32 Посетителей массово эвакуируют из торговых центров Красноярска
  • 07:04 На Камчатке проводят проверку из-за смерти студентки после прививки
  • 00:33 Литва разрывает транспортный контракт с «Беларуськалием»
  • вчера, 23:29 Джонсон извинился за праздник в своей резиденции в разгар пандемии
  • вчера, 22:49 В Перми отменили традиционные крещенские купания
  • вчера, 22:24 Организаторы Берлинале подтвердили очный формат фестиваля
  • вчера, 21:53 Полякам рекомендовали не кипятить полный чайник для экономии газа
  • вчера, 21:21 Инфляция в США оказалась самой высокой за 40 лет
  • вчера, 21:13 РБК: опубликован проект санкций США против Путина и госдолга России
  • вчера, 20:49 КХЛ из-за стремительного распространения ковида меняет сетку чемпионата
  • вчера, 20:22 Фигурист Мозалев лидирует после короткой программы на ЧЕ в Таллине
  • вчера, 19:52 Российские военные оценили отношения с НАТО как «критические»
  • вчера, 19:51 В Госдуме назвали условие введения локдауна в России
  • вчера, 19:23 Суд в Киеве разрешил задержать Порошенко
  • вчера, 18:52 Европа израсходовала больше половины своих запасов газа
  • вчера, 18:21 Россия выпустила в небо новейшего «Белого лебедя» Ту-160М
  • вчера, 17:49 Тысячи жителей Софии протестуют против ковид-ограничений
  • вчера, 17:43 Американские сенаторы подготовили пакет санкций против Путина
  • вчера, 17:14 На Украине могут ввести продуктовые карточки
  • вчера, 16:39 Россия и НАТО восстанавливают работу своих миссий в Москве и Брюсселе
  • вчера, 16:13 Гинцбург: на долю «омикрона» в Москве приходится уже 30% заражений
  • вчера, 16:08 В Германии заявили, что вступление Украины в НАТО не обсуждается
  • вчера, 15:39 Токаев подтвердил вывод миротворцев из Казахстана 13 января
  • вчера, 15:29 Штамм «омикрон» уже может быть доминирующим в России

Все новости »

Законопроект принят сразу в трех чтениях. Инициатива предусматривает повышение общего месячного фонда оплаты труда помощников на 20%, до 387 тысяч рублей. Чем занимаются помощники и какие преференции имеют?

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС –>

Депутаты Государственной думы приняли закон о повышении зарплат своим помощникам и сенаторам. Фонд оплаты решено увеличить с нынешних 322 тысяч рублей в месяц до 387 тысяч. Как подсчитала газета «Коммерсантъ», это обойдется госбюджету в дополнительные 761 млн рублей.

Но заявленные 387 тысяч — это бюджет на всех помощников одного депутата. Зарплата каждого конкретного помощника куда скромнее, чем у парламентариев.

В архиве HeadHunter есть вакансия «Помощник депутата Госдумы». Требуемый опыт — от года до трех лет. Обязанности: подготовка и написание законопроектов, текстов для выступлений, работа с документооборотом, ведение мероприятий, переписки, работа с другими субъектами федерации, взаимодействие со СМИ. Из пожеланий к сотруднику: юридическое образование, знание политологии, политтехнологии, социологии. График 5/2. Оплата: от 40 тысяч рублей на руки.

Действующие помощники депутатов, к которым обращалась Business FM, от комментариев отказались. Бывшие говорят, что это хороший старт для недавних выпускников. Но больше всего ценятся помощники, работающие несколько созывов. Бывало, что помощниками устраивали близких к парламентарию людей. Один может отвечать на телефонные звонки, второй — пресс-секретарь, третий будет де-факто выполнять депутатские функции. То есть нагрузка и зарплата разнятся. О собственном опыте работы помощником парламентария в начале нулевых рассказывает политолог, доцент Шанинки Екатерина Шульман:

Екатерина Шульман политолог «В самом конце второго созыва я была помощником депутата, который был заместителем председателя комитета по информационной политике. И я была тем типом помощника, который работает вместо депутата. Он был занят избирательной кампанией, это был конец созыва, он был в Петербурге, в одномандатном округе баллотировался, а я за него ходила на комитет. Когда он выборы не выиграл, то я почти два месяца занималась сдачей его рабочего места. Это оказалось удивительно сложное, многоступенчатое занятие. Выборы проиграть легко, а формально перестать быть депутатом, оказывается, трудно — технику надо было сдавать, документы в архив. В третьем созыве, когда я работала в аппарате фракции «Отечество — вся Россия», то я была таким помощником, который знает, что он помощник, а работает на фракцию. То есть де-факто я была внутренним аналитиком для фракции, писала им всякие бюллетени, положения о содержании законопроектов, а значилась я помощником то одного депутата, то другого».

Читайте также:
«Формула-1» принесла «Лукойлу» 30 процентов налогов переплаты

У депутата может быть до 40 помощников на общественных началах и до семи — на контракте. Из преференций: отпуск в 42 календарных дня, бесплатный проезд в поездах и междугородних автобусах в пределах территории, определенной депутату, право пользоваться залами для официальных лиц и делегаций в аэропорту и на железнодорожном вокзале. По согласованию с депутатом — гибкий график.

С помощниками не раз происходили скандалы, которые негативно сказывались на репутации парламентариев. Например, депутат-справедливоросс Алексей Митрофанов попал под следствие, когда один из его помощников якобы получил взятку за обещания помочь в судебном споре бизнесмену.

В 2013-м возбудили уголовное дело в отношении помощников депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Сироткина. Оба, по версии следствия, пытались продать за полмиллиона рублей удостоверения помощников депутата на общественных началах. Но времена, когда корочка помощника депутата что-то значила, прошли, уверен руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв:

Константин Калачёв руководитель «Политической экспертной группы» «Мы вышли из этих историй еще в начале 2000-х. Некоторые люди, особенно сомнительной репутации и сомнительной деятельности, в свое время хотели иметь корочку помощника депутата как прикрытие для решения вопросов с правоохранительными органами да и не только. Сословно-корпоративное государство — статус играет большую роль, но это раньше помощник депутата воспринимался как крупная фигура. Мне кажется, любой человек в погонах сейчас воспринимается куда серьезнее, чем гражданский помощник депутата».

Депутаты — инициаторы законопроекта, выступая в Думе, ругали журналистов, некоторые из которых, не разобравшись, сначала написали, что 387 тысяч — это не общий фонд, а зарплата одного помощника. Впрочем, запутаться немудрено — с учетом, что средняя зарплата депутата в прошлом году, по данным Forbes, была 470 тысяч рублей.

Сколько России будет стоить новая Госдума: содержание партий, зарплаты и привилегии депутатов

Ходить на выборы – себе дороже. Но уж если идти, то голосовать желательно за партию, которая либо наберет больше 5%, либо меньше 3%. Если внимательно почитать законы, то становится ясно, что для бюджета страны так дешевле.

Дело в том, что по Федеральному закону от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях», право на выплаты из бюджета имеют не только те, кто прошел в парламент с результатом не менее 5% голосов, но и преодолевшие барьер в 3%. Так что на прошедших в сентябре выборах россияне проголосовали с финансовой точки зрения грамотно. «Трехпроцентников» у нас не оказалось, и государственное финансирование получат только парламентские партии. Так что как минимум до 2024 года кормить будем только тех, кому придется появляться в Охотном ряду.

Почему до 2024 года?

Статья 33 указанного закона предусматривает финансирование из бюджета, не только если федеральный список партии получил не менее 3% голосов. Есть еще один вариант – если зарегистрированный кандидат на должность президента РФ, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее тех же 3%.

Григорий Явлинский. Фото: Znak.com

Например, эта корректировка может произойти, если Григорий Явлинский будет баллотироваться в президенты в 2024 году и наберет-таки 3%.

Но сегодня дела обстоят таким образом

По результатам выборов Государственной думы VIII созыва каждая из пяти парламентских партий ежегодно будет получать содержание. Расчет ее будет производиться по простой схеме – сто пятидесят два рубля умножаются на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов .

За «Единую Россию» проголосовало, по данным ЦИК, 28 064 200 избирателей, а это значит, что ежегодно партия власти будет получать из бюджета 4 265 758 400 рублей.

За КПРФ10 660 669 избирателей, что даст партии ежегодное финансирование в размере 1 620 421 688 рублей.

ЛДПР собрала 4 252 252 галочек в бюллетенях и будет получать из федерального бюджета по 646 342 304 рубля.

Ежегодное финансирование «Справедливой России – За Правду» составит 638 665 088 рублей в год, так как за нее проголосовали 4 201 744 человека.

Партия «Новые люди» набрала 2 997 744 голосов и ежегодно будет получать из бюджета ближайшие 5 лет сумму 455 657 088 рублей.

Итого ежегодная сумма финансирования парламентских партий ежегодно составит 7 626 844 568 рублей.

КПРФ выбили себе лишних 600 миллионов

Нужно отметить, что госфинансирование коммунистов по сравнению с прошлым созывом Думы резко вырастет благодаря тому, что партия получила значительно больше голосов, чем после кампании 2016 года. Тогда за партию проголосовало примерно 7 млн человек, в 2021 – почти 10,7 млн избирателей. В результате государственное финансирование КПРФ увеличится с 1 млрд до 1,6 млрд рублей.

Читайте также:
Силуанов предлагает декриминализировать налоговые нарушения

Также на 140 млн рублей больше государственных средств получает партия «Справедливая Россия – За Правду».

А вот партия власти потеряет около 100 миллионов.

ЛДПР потеряет в довольствии еще больше – примерно 353 млн рублей. И это антирекорд.

А сколько зарабатывают депутаты ГД

Помимо прямого финансирования партий, казна тратится еще и на депутатов. В прошлом году Госдума приняла в третьем и окончательном чтении дефицитный на 2,75 трлн рублей бюджет. Зарплаты депутатов, согласно этому дефицитному бюджету, выросли и общей статьей финансового документа стали больше на 460 млн рублей. На оплату услуг народных избранников предусмотрели 6,418 млрд рублей.

Дмитрий Медведев. Фото: VLADIMIR RODIONOV/AFP/GettyImages

В результате в 2021 году средняя зарплата депутата Государственной думы, по некоторым данным СМИ, составила 500 тыс. рублей в месяц. В 2020 они получали в среднем около 450 тысяч. Если верить статье портала visasam.ru, зарплаты депутатов планомерно росли последние восемь лет, слегка сжавшись лишь в 2016 году, и равнялись:

При этом официальная ставка депутата, как считается, составляет 81 тыс. руб., но надбавки и премии очень сильно увеличивают эту сумму. В бюджете на каждого депутата и вовсе выделено 1,5 млн руб. в месяц. Как тут не вспомнить, что зарплата депутата СССР равнялась 0 рублей, 0 копеек. Зарплату они не получали.

Льготы для депутатов

Помимо неплохой зарплаты, для депутатов есть серьезные льготы в виде солидного соцпакета и обеспечения элементов «красивой жизни». Полный список привилегий составлял «Рамблер»:

– Оплата любого вида транспорта (в том числе и авиаперевозки);

– Надбавки и премии к заработной плате;

– Выплата расходов на заграничные поездки и командировки;

– Использование служебного автомобиля;

Кроме того депутатам полагается обеспечение служебным жильем в столичном регионе. Квартиру в городе в течение трех месяцев после избрания предоставляют парламентариям, не имеющим собственного жилья в Москве. Также они могут рассчитывать на:

– Бесплатную медицинскую страховку и помощь для себя и для членов своих семей в спец клиниках и больницах;

– Повышение квалификации, изучение иностранных языков, учебу в аспирантуре и магистратуре за счет государства;

– Бесплатную мобильную связь;

– Право пользоваться VIP-залами аэропортов.

Ну и конечно же, им положен иммунитет от уголовной и административной ответственности.

Госдума приняла проект федерального бюджета на 2022-2024 годы

Госдума приняла в третьем чтении проект закона о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. За принятие документа проголосовали депутаты «Единой России» (ЕР), ЛДПР и «Новых людей».

По предложению депутата ЕР Олега Морозова было принято решение переголосовать по проекту бюджета, поскольку многие не успели нажать кнопку. Председатель Госдумы Вячеслав Володин объявил замечание технической группе.

Глава Комитета по бюджету и налогам, депутат фракции «Единая Россия» Андрей Макаров рассказал о подготовке проекта бюджета к третьему чтению.

«Что для нас было главным, для Комитета по бюджету? Первое — это безусловное финансовое обеспечение Послания Президента. Потому что это социальные обязательства перед людьми. Второе, не скрою, это поручения президента, которые он дал в ходе съезда «Единой России», потому что на самом деле на этом строилась та народная программа, которую мы писали вместе с людьми, более 2,5 млн человек»,

Парламентарий напомнил, что президент сказал, что не важно, кто какие фракции представляет, важно эту программу выполнить.

«Он поставил нам эту задачу, и вопрос о том, как она обеспечена деньгами, тоже важнейший. Другой вопрос, смотрите, завершалось рассмотрение бюджета, президент вносит два важнейших закона, по повышению МРОТ и по повышению прожиточного минимума. Чтоб мы просто понимали: это более 16 млн человек, потому что это повышение касается всех социальных выплат»,

По словам главы комитета, можно говорить о сотнях, триллионах рублей — а можно вести речь о том, какой результат они принесут людям.

«Рассмотрение бюджета в Комитете по бюджету — это было сопоставление средств, которые выделяются, и тот результат, который они дают для повышения качества жизни людей и конкурентоспособности страны. Чтобы люди жили лучше, а страна становилась сильнее»,

Замглавы фракции ЛДПР, председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов отметил, что депутаты благодарны Комитету по бюджету и налогам за то, что поправки, подготовленные фракцией, были учтены в постановлении.

«Рассматривая сегодняшнее постановление, мы приняли решение проголосовать за это постановление. С точки зрения поручений и рекомендаций вопросов там быть не должно, и самое главное теперь нам проконтролировать, чтобы правительство продолжило диалог с парламентом и со всеми регионами для реализации тех рекомендаций, которые там указаны»,

По словам Нилова, в случае, если бюджет не будет принят, страна будет жить по бюджету 2021 года — а если сравнить предлагаемый бюджет и бюджет текущего года, «очевидно, что бюджет 2022 года предлагается существенно лучше».

«Посмотрите, все социальные обязательства выполняются, несмотря на то что по методике рассчитанный МРОТ и прожиточный минимум обеспечил прибавку, которая поглощается фактической инфляцией, президентом были внесены поправки, которые сегодня мы с вами рассмотрели и поддержали, и они позволили МРОТ и ПМ увеличить даже выше уровня прогнозной инфляции»,

Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» Валерий Гартунг объяснил, почему фракция не поддерживает трехлетний бюджет.

«Андрей Михайлович [Макаров] сказал, что приоритетом является выполнение задач, поставленных президентом. Задача, поставленная президентом: добиться темпов экономического роста выше среднемировых. Добились? – нет. Второе – добиться уровня снижения бедности. Добились? – нет. Дальше, есть прямое указание президента – обеспечить повышение пенсии военным пенсионерам на 2% выше инфляции, еще в 2013 году. Выполнено? – нет. Говорят, что этим бюджетом обеспечено выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, но тогда почему мы заморозили статьи законов, которые фактически возлагают на государство обязательства перед гражданами? Поэтому мы не можем голосовать за такой бюджет»,

подчеркнул депутат в ходе пленарного заседания.

Читайте также:
Минфин заявил об отсутствии планов на экологические налоги

Фракция «Новые люди» поддерживает проект федерального бюджета. Об этом заявил зампредседателя Госдумы, первый замруководителя фракции «Новые люди» Владислав Даванков.

«Мы обсуждали это на фракции и приняли решение все-таки бюджет поддержать, потому что мы выступаем за конструктивный диалог»,

сказал Даванков на пленарном заседании.

Вице-спикер отметил, что главная поправка от «Новых людей» была отклонена.

«Главная поправка, которая не была принята, это увеличение финансирования регионов, о котором мы говорили неоднократно. Мы видим, что в межбюджетных трансфертах доля дотаций не увеличена, а сейчас регионам, как никогда нужны деньги в текущей ситуации решать те проблемы, которые стоят перед ними»,

Вместе с тем, парламентарии фракции «продуктивно поработали» с правительством и комитетом Госдумы по бюджету и налогам.

«Часть наших поправок была частично одобрена или одобрена. Они касаются программы нашей партии: поддержка молодых, поддержка СП, экологии и медицины. Так, например, наша поправка по субсидиям в программу занятости молодежи в части развития предпринимательского образования составила 450 млн. Как никогда, сейчас важно поддержать молодых в их стремлении создать свое дел»,

Он добавил, что благодаря поправке НЛ регионы получат больше денег на ликвидацию незаконных свалок. В 2022 и 2023 годах это дополнительно 3 млрд рублей, продолжил вице-спикер.

Первый заместитель Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат от фракции КПРФ Михаил Щапов отметил, что комитет провел огромную работу при подготовке бюджета ко второму и третьему чтению.

«Отмечу также большую работу, проведенную над итоговым постановлением Госдумы, куда вошли многие наболевшие вопросы, которые необходимо было решать в срочном порядке»,

Он отметил, что КПРФ против принятия бюджета, потому что к нему есть большое количество вопросов.

«Мы не согласны с самой концепцией этого документа. Мы против того, чтобы дальше наполнять Фонд национального благосостояния и увеличивать госдолг. 7% ФНБ – достаточно на этом этапе, чтобы обеспечить стабильность бюджетного процесса. Деньги сейчас нужны в экономике, здравоохранении, образовании, социальной сфере. Если наложить мораторий на ФНБ в 2022 году, то бюджет получит дополнительно 2 трлн рублей, и эти средств хватило бы на финансирование всех предложений оппозиционных фракций»,

Глава Комитета по бюджету и налогам, депутат фракции «Единая Россия» Андрей Макаров отметил, что наступает момент истины.

«Вот только что мы с вами голосовали за законы, которые внес в Государственную Думу президент. Законы, которые предусматривают увеличение прожиточного минимума и МРОТ. Я назвал цифру — более 16 млн человек получат эти средства. Это те люди, которые на самом деле в этой поддержке больше всего нуждаются. И за это голосовали все фракции»,

Но напомнил, что президент внес не только эти инициативы, он одновременно с ними внес поправки с бюджет, чтобы обеспечить, наполнить этот закон деньгами.

«И одновременно в бюджет внесен механизм, каким образом эти деньги дойдут до тех, кто в них больше всего нуждается. И сейчас люди, которые 15 минут назад голосовали и кричали — мы за то, что говорил президент, сейчас делают одно: они делают так, чтобы деньги, которые предложил выделить президент нуждающимся людям, до них никогда не дошли»,

Ожидается, что доходы бюджета в следующем году составят 25,021 трлн рублей, в 2023 году — 25,540 трлн рублей, в 2024 году — 25,832 трлн рублей. Расходы в следующем году запланированы на уровне 23,694 трлн рублей, в 2023 году — 25,241 трлн рублей, в 2024 году — 26,354 трлн рублей. В 2022-2023 годах бюджет будет профицитным.

Также в документе заложено увеличение финансирования на здравоохранение, образование и культуру. На поддержку регионов будет выделено 3 трлн 228 млрд рублей. Как ранее отметил глава Комитета по бюджету и налогам, член фракции «Единая Россия» Андрей Макаров, такой поддержки регионы из федерального бюджета не получали никогда.

К проекту федерального бюджета поступило порядка 600 поправок, а также поправки президента о повышении минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

Отдельными поправками депутаты также предлагали увеличить финансирование на поддержку общественных организаций, устранение цифрового неравенства, льготные авиабилеты для жителей ДФО и капремонт общежитий вузов.

Читайте также:
Смартфон поможет налогоплательщикам оценить налоговиков

Депутаты помогут своим помощникам

Их зарплаты предложено увеличить из-за возросшей нагрузки на парламент

Представители всех пяти фракций Госдумы внесли в среду в нижнюю палату законопроект о повышении зарплаты помощникам депутатов. Бюджету это обойдется в 2022 году в дополнительные 761 млн руб. Авторы объясняют эти расходы увеличившейся нагрузкой на парламент в связи с принятыми в прошлом году поправками к Конституции. Зарплата помощников зависит от личных договоренностей с депутатом, а нагрузка — от работоспособности самого парламентария, отмечает эксперт.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Поправки в закон о статусе сенатора и депутата Госдумы внесли депутаты от всех фракций (такое произошло впервые в восьмом созыве нижней палаты): это единороссы Павел Крашенинников, Андрей Макаров и Вячеслав Макаров, Николай Коломейцев от КПРФ, Олег Нилов из «Справедливой России — За правду», Борис Чернышов из ЛДПР и Владислав Даванков от «Новых людей».

Они предложили увеличить общий фонд оплаты труда помощников депутатов и сенаторов с указанных в законе 300 тыс. руб. (с учетом индексации 2020 года эта сумма достигла 322,3 тыс. руб.) до 387 тыс. руб.

Необходимость такого повышения депутаты объясняют изменениями в Конституцию, одобренными на общероссийском голосовании летом 2020 года. «С учетом новых полномочий и задач парламента по контролю за выполнением социальных гарантий гражданам значительно увеличивается объем работы депутатов Госдумы в регионах и повышаются требования к ее качеству»,— говорится в пояснительной записке.

Напомним, по закону о статусе каждый депутат и сенатор может иметь до семи помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, при этом не более двух из них могут работать непосредственно в парламенте, а остальные — в регионе. Размеры оплаты труды каждому помощнику парламентарии устанавливают самостоятельно. Для помощников, работающих в местностях, где работникам бюджетных организаций установлены доплаты в виде районных коэффициентов и процентных надбавок, устанавливается такой же порядок начисления доплат к окладу.

Предполагается, что законопроект должен вступить в силу с 1 января 2022 года. Его принятие потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета: в 2022 году — 761,4 млн руб., в 2023-м — 794,8 млн руб., в 2024-м — 822,4 млн руб., подсчитали авторы документа. Они уточняют, что источники финансирования расходов в 2022 году будут определены в ходе исполнения закона «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

По словам главы комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослава Нилова (ЛДПР), размер зарплаты помощников составляет сейчас меньше 30 тыс. руб.

«Вопрос, связанный с помощниками, поднимается регулярно, потому что найти специалиста в Москве на такую зарплату крайне сложно»,— сказал депутат “Ъ”. Что касается функционала помощников, то тут, по словам господина Нилова, все зависит от депутата: «Кто-то три шкуры снимает и заставляет работать от заката до рассвета, кто-то более гибко подходит». По словам собеседника “Ъ” в Думе, как правило, у депутатов меньше семи разрешенных законом помощников, а зарплаты распределяются так: около 180 тыс. руб. на двух московских и по 40 тыс. руб. на трех региональных.

При этом ранее Дума ограничила проход в здание парламента помощников депутатов в целях борьбы с коронавирусом — по новым правилам проходить внутрь сможет только один из них. По мнению Дениса Парфенова (КПРФ), эта мера препятствует деятельности депутата и, в частности, приведет к задержке реагирования парламентариев на обращения граждан.

Зарплата помощников зависит от личных договоренностей с депутатом, а уровень нагрузки — от работоспособности парламентария, говорит руководитель Центра мониторинга правоприменения законодательства Павел Склянчук.

По его словам, должность помощника больше подходит политологам и юристам: именно их труд в части сопровождения законопроектной работы в комитете и взаимодействия с органами власти представляется наиболее ценным. В помощники идут за строчкой в трудовой книжке, возможностью роста вслед за начальником, а также за плавающим графиком — например, в регионе у них меньше работы, пока в Думе идут пленарные недели, добавляет эксперт.

Мария Макутина, Ксения Веретенникова

Думский комитет одобрил QR-коды для дополнительного обсуждения

Комитет Госдумы по промышленности и торговле рекомендовал принять в первом чтении два законопроекта правительства об использовании QR-кодов для посещения общественных мест и для путешествий на воздушном и железнодорожном транспорте. В то же время члены комитета, являющегося соисполнителем по данным документам, обратили внимание на некоторые их положения, которые, по мнению депутатов, «требуют дополнительного обсуждения».

Так, проектом предполагается, что гражданин будет обязан предъявлять сертификат о своем иммунном статусе дважды — при покупке билета и при посадке в транспорт. Но «предположить, что в момент покупки билетов, особенно осуществляемой дистанционно в электронном виде, потребитель может спровоцировать распространение заболевания у потенциальных пассажиров, было бы неверно», говорится в заключении комитета за подписью его председателя Владимира Гутенева («Единая Россия»). К тому же билеты часто покупают заблаговременно, а «требование об обязательном наличии сертификата о вакцинации в случае его отсутствия при приобретении туров или билетов может стать для некоторых запретом на отдых, так как в летний период приобретение билетов для многих граждан финансово становится недоступным», предупреждают депутаты, поясняя, что граждане вполне могут планировать привиться к моменту выезда. Открытым остается и вопрос, что будут делать представители перевозчиков в случае, если срок действия сертификата истек или человек ревакцинировался и идентификация сертификатов при покупке билетов и посадке на рейс не будет совпадать.

Читайте также:
С компенсационных выплат вахтовикам платить НДФЛ не нужно

Кроме того, члены комитета считают, что сертификаты должны выдаваться и тем гражданам, кто официально не переболел, но имеет достаточный уровень антител. Комитет также подчеркивает необходимость «повсеместного информирования граждан о принимаемых мерах, в особенности разъяснения о процедуре получения сертификатов потребуются проживающему в сельских и отдаленных районах России населению».

Рассмотрение обоих законопроектов в первом чтении ожидается 16 декабря.

Отдых под налогом

Почему отдыхающих и отельеров раздражает новый курортный сбор

Стартовавший год назад эксперимент по внедрению в регионах курортного сбора идет не так гладко, как надеялись власти. Несмотря на скромную величину сбора, необходимость даже немного доплатить за пребывание на курортах вызывает у отдыхающих раздражение, становится причиной конфликтов и в некоторых случаях приводит к сокращению турпотока. В итоге региональным властям приходится идти на уступки: сокращать размер курортного сбора или вовсе отказываться от его введения.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Эпицентр на Кавказе

В 2018 году за счет введения курортного сбора российские регионы заработали 313,1 млн руб., превысив ожидания на 16,2%, следует из данных, представленных “Ъ” в Министерстве по делам Северного Кавказа. До этого чиновники Минкавказа направляли в правительство свой отчет о ходе эксперимента, и он был сочтен успешным. Как пояснили “Ъ” в пресс-службе министерства, «главная задача текущего этапа решена — механизм запущен». Но далеко не во всех регионах эксперимент идет гладко и может рассчитывать на дальнейшее развитие.

Именно Минкавказа выдвинуло идею курортного сбора. Впервые о ней стало известно в ноябре 2015 года, когда министерство подготовило законопроект о проведении эксперимента только на территории Ставропольского края. Сбор планировалось установить в размере до 150 руб. в сутки с человека, и власти подсчитывали, что краевой бюджет до 2021 года сможет дополнительно получить 2–6 млрд руб. Но проект вышел на федеральный уровень: в августе 2016 года идею поддержал Владимир Путин, поручивший правительству разработать законопроект о введении сбора в размере до 150 руб. сразу в четырех регионах: Ставропольском, Краснодарском, Алтайском краях и Крыму. Президент тогда указывал, что полученные в рамках эксперимента деньги должны пойти на ремонт санаторных объектов объемом около 35 млрд руб.

На окончательное утверждение закона о курортном сборе потребовался еще год. Согласно документу, размер выплаты регионы устанавливают самостоятельно: в 2018 году он мог быть до 50 руб. за человека в сутки, а в дальнейшем вырасти до 100 руб. Местные власти могут и определять льготные категории граждан. Как правило, от сбора освобождаются дети, пенсионеры, студенты и местные жители. Оператором сбора средств выступают отельеры, они должны получить деньги с отдыхающих и передать их в региональный Фонд развития курортной инфраструктуры. Сбор не включается в стоимость размещения: гости платят его отдельно, при въезде в отель или выезде из него. Именно этот момент сейчас вызывает максимальное недовольство бизнеса.

Бунт отельеров

Гендиректор санаторно-курортного комплекса «Знание» в Сочи Дмитрий Богданов утверждает, что с большими сложностями при начислении курортного сбора сталкиваются все крупные отели (свыше 200 номеров). Во всех случаях средства размещения должны оформлять приходно-кассовый чек, а расчеты происходят за наличные. «Безналичные расчеты предполагают плату на эквайринг, понимания того, кто должен ее вносить (в случае сбора.— “Ъ” ), у рынка до сих пор нет, терять на комиссии свою прибыль гостиницы не готовы»,— объясняет господин Богданов. По его расчетам, оформление каждого гостя занимает в среднем четыре минуты, семьи с детьми — восемь. «Если мы возьмем среднее время шесть минут и 120 человек, которые могут заселиться в день, получим 7,5 часа»,— рассуждает отельер.

Большие временные потери заставляют крупные объекты размещения нанимать дополнительный персонал. Расходы на оплату труда двух человек, которые будут заниматься оформлением курортного сбора, по подсчетам господина Богданова, составляют 100 тыс. руб. в месяц или 1,2 млн руб. в год. По словам эксперта, в Краснодарском крае небольшой размер курортного сбора не вызывает сильного раздражения у туристов. «Средний размер выплаты на семью у нас составляет 220 руб., люди возмущаются, но платят,— рассказывает он.— Но в Кавминводах, где размер взноса составляет 50 руб. в день, скандалы случаются достаточно часто». Господин Богданов указывает, что туристы сейчас достаточно чувствительны к цене и разнице: при покупке тура существенной для них оказывается разница даже в 100 руб.

Донести свою позицию до властей бизнес пытается через «Опору России», которая выступает с активной критикой курортного сбора. В своем майском обращении в Минфин организация посчитала преждевременным обнародованное в апреле министерством предложение по внесению в Налоговый кодекс (НК) в качестве одного из неналоговых платежей гостиничного сбора, который, по сути, с 2022 года может заменить собой курортный сбор. В «Опоре России» настаивают: такая практика снижает конкурентоспособность отелей перед апартаментами, которые в частном порядке сдаются физлицам. В пресс-службе Минфина пояснили “Ъ”, что включение в НК гостиничного сбора призвано, напротив, не допустить скрытого роста нагрузки на предпринимателей. При этом субъекты РФ сами решают, вводить или нет дополнительные платежи.

Читайте также:
Госдума рассказала о годовой инфляции в стране

Недовольство туристов

Возмущение туристов, о котором говорят отельеры, уже сдерживает планы по расширению практики курортного сбора. Яркий пример — Алтайский край, где дополнительные платежи установлены для путешественников, посещающих Белокуриху. В 2018 году сбор был установлен на уровне 30 руб. в сутки, в этом году вырос до 50 руб. и вызвал резкое недовольство отдыхающих.

Как пояснил “Ъ” председатель совета депутатов Белокурихи Сергей Криворученко, если за восемь месяцев 2018 года было зафиксировано 82 отказа от оплаты сбора, то только за январь этого года уже 120. «Полагаю, это связано со снижением реальных доходов населения,— отмечает депутат.— И даже если человек отказывается платить курортный сбор, мы не можем его не пускать в Белокуриху». Тем более что, подчеркивает господин Криворученко, наблюдается ускорение темпов снижения продаж туров в регион. Если по итогам 2017 года, утверждает он, число реализованных путевок снизилось на 4%, то в 2018 году — уже на 8,3%: «Для Белокурихи это ощутимые цифры».

Руководитель практики жилищного права и социальных правоотношений НЮС «Амулекс» Дмитрий Томко объясняет, что, отказываясь от уплаты курортного сбора, совершеннолетний турист несет гражданскую ответственность за невыполнение обязательств. Взыскать сбор, по словам юриста, в теории можно через мировой суд, но «это достаточно трудоемкий процесс».

Председатель комитета госсовета Крыма Алексей Черняк — о том, почему на полуострове не спешат с введением сбора

Из закона, добавляет господин Томко, четко не ясно, кто именно должен заниматься взысканием сбора: непосредственно отель или региональный Фонд развития курортной инфраструктуры. Господин Томко рассуждает, что в перспективе каждому фонду придется либо держать у себя значительный штат юристов, либо при накоплении достаточного пула просроченной задолженности передавать взыскание подрядчику. Юрист считает возможным, что в дальнейшем сбор перейдет в зону ответственности налоговиков.

Недовольство путешественников вынуждает местные власти идти на попятную. Сергей Криворученко рассказывает, что выдвинутое местными депутатами предложение о снижении размера курортного сбора в Белокурихе до 30 руб. за человека в сутки уже одобрено на уровне муниципальных властей. «До 1 июля инициатива будет направлена в адрес правительства Алтайского края»,— добавил он.

Политик считает, что с введением курортного сбора Белокуриха оказалась в неравных условиях с другими региональными курортами, которые не взимают с туристов дополнительных средств. Сергей Криворученко пояснил, что депутаты Белокурихи на ближайшей сессии поднимут вопрос об освобождении от уплаты курортного сбора жителей Алтайского края. «Краснодарский край еще в 2018 году применил эту норму, мы будем действовать по аналогии»,— пояснил он. Еще радикальнее в отношении курортного сбора оказались власти Крыма. Регион последовательно сдвигал дату его внедрения. В последний раз, в апреле текущего года, срок перенесли на май 2021 года (см. подробнее блицинтервью).

Курс на Баден-Баден

Чиновники соседнего с Крымом Краснодарского края настроены оптимистичнее и в этом году поставили цель, напротив, увеличить объем поступлений от курортного сбора со 109 млн до 150 млн руб. в год. Лидером 2018 года по объему курортного сбора стал Ставропольский край, где собрали 185,5 млн руб. Больше всего средств принес Кисловодск — 70,4 млн руб., Ессентуки, Пятигорск и Железноводск сдали в общую копилку соответственно 51,4 млн, 33,2 млн и 30,5 млн руб.

Как пояснили “Ъ” в краевом минтуризме, курортный сбор никак не повлиял на загрузку местных санаториев и гостиниц. По оценкам региональных властей, турпоток на курорты Кавказских Минеральных Вод в 2018 году составил 1,09 млн человек, это на 8% превышает уровень 2017 года. Но в Минтуризме признают, что большинство отдыхающих приезжают не в частный сектор, а на лечение в санатории и спа-отели.

Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин — о том, почему экономика курортного сбора пока на стороне туристов

Глава города Ессентуки Александр Некристов заявил “Ъ”, что сам сбор не вызвал особого негатива у гостей курорта. «Это полезный и важный инструмент, с помощью которого мы решим многие проблемы, связанные с курортной инфраструктурой, он поможет сделать большой шаг вперед и, соответственно, быть конкурентными на фоне таких зарубежных курортов, как Карловы Вары и Баден-Баден»,— обещает чиновник.

Но далеко не все местные эксперты разделяют его позицию. «Наши курорты — федеральные, а значит, должны быть федеральные обязательства, и забота об инфраструктуре должна лежать на бюджете страны»,— рассуждает гендиректор ООО «Курортное управление» (объединяет здравницы профсоюзов в Кавминводах) Николай Мурашко. Негативным итогом эксперимента по внедрению курортного сбора он называет заметное стремление отдыхающих сократить срок своего пребывания на курортах.

Единственным регионом, который сейчас самостоятельно стремится к введению дополнительного туристического сбора, стал Санкт-Петербург. В начале апреля текущего года врио губернатора города Александр Беглов во время встречи с Владимиром Путиным заявил о планах региональных властей ввести такой сбор в размере 100 руб. в день для иностранных туристов. Исходя из расчета чиновника, в прошлом году город посетили 3,9 млн зарубежных путешественников, а в этом году ожидается более 4 млн, на которых Санкт-Петербург мог бы заработать около 1 млрд руб. Эти деньги, по мнению господина Беглова, нужны городу на реконструкцию и ремонт исторического центра города. Владимир Путин инициативу поддержал.

Читайте также:
«Личный кабинет» дошел до полмиллиона ИП

Александра Мерцалова; Оксана Павлова, Новосибирск; Елена Рыжкова, Краснодар; Александра Ларинцева, Пятигорск

Почему отдыхающих и отельеров раздражает новый курортный сбор

Стартовавший год назад эксперимент по внедрению в регионах курортного сбора идет не так гладко, как надеялись власти. Несмотря на скромную величину сбора, необходимость даже немного доплатить за пребывание на курортах вызывает у отдыхающих раздражение, становится причиной конфликтов и в некоторых случаях приводит к сокращению турпотока. В итоге региональным властям приходится идти на уступки: сокращать размер курортного сбора или вовсе отказываться от его введения.

Эпицентр на Кавказе

В 2018 году за счет введения курортного сбора российские регионы заработали 313,1 млн руб., превысив ожидания на 16,2%, следует из данных, представленных “Ъ” в Министерстве по делам Северного Кавказа. До этого чиновники Минкавказа направляли в правительство свой отчет о ходе эксперимента, и он был сочтен успешным. Как пояснили “Ъ” в пресс-службе министерства, «главная задача текущего этапа решена — механизм запущен». Но далеко не во всех регионах эксперимент идет гладко и может рассчитывать на дальнейшее развитие.

Именно Минкавказа выдвинуло идею курортного сбора. Впервые о ней стало известно в ноябре 2015 года, когда министерство подготовило законопроект о проведении эксперимента только на территории Ставропольского края. Сбор планировалось установить в размере до 150 руб. в сутки с человека, и власти подсчитывали, что краевой бюджет до 2021 года сможет дополнительно получить 2-6 млрд руб. Но проект вышел на федеральный уровень: в августе 2016 года идею поддержал Владимир Путин, поручивший правительству разработать законопроект о введении сбора в размере до 150 руб. сразу в четырех регионах: Ставропольском, Краснодарском, Алтайском краях и Крыму. Президент тогда указывал, что полученные в рамках эксперимента деньги должны пойти на ремонт санаторных объектов объемом около 35 млрд руб.

На окончательное утверждение закона о курортном сборе потребовался еще год. Согласно документу, размер выплаты регионы устанавливают самостоятельно: в 2018 году он мог быть до 50 руб. за человека в сутки, а в дальнейшем вырасти до 100 руб. Местные власти могут и определять льготные категории граждан. Как правило, от сбора освобождаются дети, пенсионеры, студенты и местные жители. Оператором сбора средств выступают отельеры, они должны получить деньги с отдыхающих и передать их в региональный Фонд развития курортной инфраструктуры. Сбор не включается в стоимость размещения: гости платят его отдельно, при въезде в отель или выезде из него. Именно этот момент сейчас вызывает максимальное недовольство бизнеса.

Бунт отельеров

Гендиректор санаторно-курортного комплекса «Знание» в Сочи Дмитрий Богданов утверждает, что с большими сложностями при начислении курортного сбора сталкиваются все крупные отели (свыше 200 номеров). Во всех случаях средства размещения должны оформлять приходно-кассовый чек, а расчеты происходят за наличные. «Безналичные расчеты предполагают плату на эквайринг, понимания того, кто должен ее вносить (в случае сбора.— “Ъ”), у рынка до сих пор нет, терять на комиссии свою прибыль гостиницы не готовы»,— объясняет господин Богданов. По его расчетам, оформление каждого гостя занимает в среднем четыре минуты, семьи с детьми — восемь. «Если мы возьмем среднее время шесть минут и 120 человек, которые могут заселиться в день, получим 7,5 часа»,— рассуждает отельер.

Большие временные потери заставляют крупные объекты размещения нанимать дополнительный персонал. Расходы на оплату труда двух человек, которые будут заниматься оформлением курортного сбора, по подсчетам господина Богданова, составляют 100 тыс. руб. в месяц или 1,2 млн руб. в год. По словам эксперта, в Краснодарском крае небольшой размер курортного сбора не вызывает сильного раздражения у туристов. «Средний размер выплаты на семью у нас составляет 220 руб., люди возмущаются, но платят,— рассказывает он.— Но в Кавминводах, где размер взноса составляет 50 руб. в день, скандалы случаются достаточно часто». Господин Богданов указывает, что туристы сейчас достаточно чувствительны к цене и разнице: при покупке тура существенной для них оказывается разница даже в 100 руб.

Донести свою позицию до властей бизнес пытается через «Опору России», которая выступает с активной критикой курортного сбора. В своем майском обращении в Минфин организация посчитала преждевременным обнародованное в апреле министерством предложение по внесению в Налоговый кодекс (НК) в качестве одного из неналоговых платежей гостиничного сбора, который, по сути, с 2022 года может заменить собой курортный сбор. В «Опоре России» настаивают: такая практика снижает конкурентоспособность отелей перед апартаментами, которые в частном порядке сдаются физлицам. В пресс-службе Минфина пояснили “Ъ”, что включение в НК гостиничного сбора призвано, напротив, не допустить скрытого роста нагрузки на предпринимателей. При этом субъекты РФ сами решают, вводить или нет дополнительные платежи.

Недовольство туристов

Возмущение туристов, о котором говорят отельеры, уже сдерживает планы по расширению практики курортного сбора. Яркий пример — Алтайский край, где дополнительные платежи установлены для путешественников, посещающих Белокуриху. В 2018 году сбор был установлен на уровне 30 руб. в сутки, в этом году вырос до 50 руб. и вызвал резкое недовольство отдыхающих.

Читайте также:
AliExpress могут заблокировать за налоговую неуплату

Как пояснил “Ъ” председатель совета депутатов Белокурихи Сергей Криворученко, если за восемь месяцев 2018 года было зафиксировано 82 отказа от оплаты сбора, то только за январь этого года уже 120. «Полагаю, это связано со снижением реальных доходов населения,— отмечает депутат.— И даже если человек отказывается платить курортный сбор, мы не можем его не пускать в Белокуриху». Тем более что, подчеркивает господин Криворученко, наблюдается ускорение темпов снижения продаж туров в регион. Если по итогам 2017 года, утверждает он, число реализованных путевок снизилось на 4%, то в 2018 году — уже на 8,3%: «Для Белокурихи это ощутимые цифры».

Руководитель практики жилищного права и социальных правоотношений НЮС «Амулекс» Дмитрий Томко объясняет, что, отказываясь от уплаты курортного сбора, совершеннолетний турист несет гражданскую ответственность за невыполнение обязательств. Взыскать сбор, по словам юриста, в теории можно через мировой суд, но «это достаточно трудоемкий процесс».

Из закона, добавляет господин Томко, четко не ясно, кто именно должен заниматься взысканием сбора: непосредственно отель или региональный Фонд развития курортной инфраструктуры. Господин Томко рассуждает, что в перспективе каждому фонду придется либо держать у себя значительный штат юристов, либо при накоплении достаточного пула просроченной задолженности передавать взыскание подрядчику. Юрист считает возможным, что в дальнейшем сбор перейдет в зону ответственности налоговиков.

Недовольство путешественников вынуждает местные власти идти на попятную. Сергей Криворученко рассказывает, что выдвинутое местными депутатами предложение о снижении размера курортного сбора в Белокурихе до 30 руб. за человека в сутки уже одобрено на уровне муниципальных властей. «До 1 июля инициатива будет направлена в адрес правительства Алтайского края»,— добавил он.

Политик считает, что с введением курортного сбора Белокуриха оказалась в неравных условиях с другими региональными курортами, которые не взимают с туристов дополнительных средств. Сергей Криворученко пояснил, что депутаты Белокурихи на ближайшей сессии поднимут вопрос об освобождении от уплаты курортного сбора жителей Алтайского края. «Краснодарский край еще в 2018 году применил эту норму, мы будем действовать по аналогии»,— пояснил он. Еще радикальнее в отношении курортного сбора оказались власти Крыма. Регион последовательно сдвигал дату его внедрения. В последний раз, в апреле текущего года, срок перенесли на май 2021 года.

Курс на Баден-Баден

Чиновники соседнего с Крымом Краснодарского края настроены оптимистичнее и в этом году поставили цель, напротив, увеличить объем поступлений от курортного сбора со 109 млн до 150 млн руб. в год. Лидером 2018 года по объему курортного сбора стал Ставропольский край, где собрали 185,5 млн руб. Больше всего средств принес Кисловодск — 70,4 млн руб., Ессентуки, Пятигорск и Железноводск сдали в общую копилку соответственно 51,4 млн, 33,2 млн и 30,5 млн руб.

Как пояснили “Ъ” в краевом минтуризме, курортный сбор никак не повлиял на загрузку местных санаториев и гостиниц. По оценкам региональных властей, турпоток на курорты Кавказских Минеральных Вод в 2018 году составил 1,09 млн человек, это на 8% превышает уровень 2017 года. Но в Минтуризме признают, что большинство отдыхающих приезжают не в частный сектор, а на лечение в санатории и спа-отели.

Глава города Ессентуки Александр Некристов заявил “Ъ”, что сам сбор не вызвал особого негатива у гостей курорта. «Это полезный и важный инструмент, с помощью которого мы решим многие проблемы, связанные с курортной инфраструктурой, он поможет сделать большой шаг вперед и, соответственно, быть конкурентными на фоне таких зарубежных курортов, как Карловы Вары и Баден-Баден»,— обещает чиновник.

Но далеко не все местные эксперты разделяют его позицию. «Наши курорты — федеральные, а значит, должны быть федеральные обязательства, и забота об инфраструктуре должна лежать на бюджете страны»,— рассуждает гендиректор ООО «Курортное управление» (объединяет здравницы профсоюзов в Кавминводах) Николай Мурашко. Негативным итогом эксперимента по внедрению курортного сбора он называет заметное стремление отдыхающих сократить срок своего пребывания на курортах.

Единственным регионом, который сейчас самостоятельно стремится к введению дополнительного туристического сбора, стал Санкт-Петербург. В начале апреля текущего года врио губернатора города Александр Беглов во время встречи с Владимиром Путиным заявил о планах региональных властей ввести такой сбор в размере 100 руб. в день для иностранных туристов. Исходя из расчета чиновника, в прошлом году город посетили 3,9 млн зарубежных путешественников, а в этом году ожидается более 4 млн, на которых Санкт-Петербург мог бы заработать около 1 млрд руб. Эти деньги, по мнению господина Беглова, нужны городу на реконструкцию и ремонт исторического центра города. Владимир Путин инициативу поддержал.

На курортном фронте грядут перемены

Получили в ведение, превратили в собственность

Чтобы чётче и объективнее воспринимать события сегодняшнего дня, необходимо сделать небольшой экскурс в историю. В качестве точки отсчёта следует выбрать 10 марта 1960 года. Именно тогда председатель Совета Министров СССР Никита Хрущёв подписал Постановление № 335 «О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха». Разумеется, сделано это было из благих побуждений «в целях дальнейшего улучшения организации отдыха и санаторно-курортного обслуживания трудящихся и повышения роли профсоюзов в этом важном деле».

Читайте также:
«Формула-1» принесла «Лукойлу» 30 процентов налогов переплаты

Так вот, в соответствии с указанным постановлением все действующие на хозрасчёте санатории (кроме туберкулёзных), а также дома отдыха, курортные лечебницы, поликлиники и пансионаты с 1 мая 1960 года передавались в ведение республиканских советов профсоюзов. А те объекты, которые располагались на территории РСФСР, – в ведение ВЦСПС. Ни о какой собственности профсоюзов на общенародные здравницы речь тогда вообще не шла. Санатории и пансионаты как были в госсобственности, так и продолжали пребывать в таком статусе ещё целых три десятилетия.

В начале 90-х годов прошлого века пришло осознание того, что прежней страны у нас больше не будет. Поэтому многие посчитали за правило хорошего тона оформление прав собственности на те объекты, к которым волей случая они оказались максимально приближёнными.

Не остались в стороне и профсоюзы. В 1990 году ВЦСПС объявил, что все санатории, дома отдыха, гостиницы и прочие курортные объекты, которые он получил в управление от Совета Министров РСФСР для организации отдыха и оздоровления трудящихся, теперь принадлежат ему на праве собственности. А для пущей важности в июле 1992 года между Всеобщей конфедерацией профсоюзов (ВКП) и ФНПР был заключён договор «О закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом».

На том профсоюзные лидеры посчитали, что процесс перехода прав собственности на санаторно-курортные объекты благополучно завершился.

Государство и профсоюзы поделили курортную собственность

Прошло ещё 10 лет, прежде чем государство решило повнимательнее посмотреть на проблему законности нахождения многочисленных санаториев и пансионатов в собственности ФНПР. После длительных споров и согласований на свет появилось Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2002 года «О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных учреждений, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод». Свою подпись под документом поставил тогдашний руководитель федерального правительства Михаил Касьянов, поручивший Минимуществу России «подписать с Федерацией независимых профсоюзов России соответствующее соглашение о разграничении прав собственности, согласно пункту 1 настоящего постановления».

В результате проделанной работы к собственности Российской Федерации отошло 38 объектов. Отдельно было перечислено 16 объектов, являющихся памятниками исторического и культурного наследия федерального значения, которые также относились к собственности РФ.

За ФНПР было закреплено право собственности на 59 санаторно-курортных объектов. При этом в профсоюзный список странным образом попали такие объекты, как детский сад «Калинка», кафе «Цветник», мебельная фабрика курорта, торговый центр «Славянка» и некоторые другие. Но на такие мелочи уже никто не обращал внимание. Процесс разграничения прав собственности на санаторно-курортную недвижимость был успешно завершён 11 марта 2002 года, когда между Правительством Российской Федерации (в лице Минимущества РФ) и ФНПР было заключено Соглашение № 01-160.

Примечательно, что в соответствии со статьёй 2 данного Соглашения стороны взяли на себя обязательство использовать санаторно-курортные объекты исключительно по их целевому назначению. Точно такая же норма содержалась в Федеральном законе от 23 февраля 1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ, запрещающая перепрофилирование санаторно-курортных организаций. Иными словами, санатории могли поменять собственника. Но вот превращать их в жилые дома, торговые центры и увеселительные заведения закон строго-настрого запрещал.

«Где ты раньше был, дорогой Совфед?»

Прошло ещё почти 18 лет, и тут вдруг совершенно неожиданно в руководстве Совета Федерации решили, что профсоюзы не совсем правильно исполняют взятые на себя обязательства по использованию санаториев и объектов курортной инфраструктуры. То есть на протяжении полутора десятилетий никаких претензий к ФНПР не было, а тут – взяли и появились.

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что после развала СССР ФНПР досталось 678 санаторно-курортных объектов, стоимость которых (в ценах 1992 года) составляла примерно 2,9 млрд рублей. Больше всего Валентину Ивановну возмутил тот факт, что профсоюзы практически сразу же стали распродавать свою курортную собственность. Причём делали это по ценам ниже рыночных. Вывод, к которому пришла руководитель Совета Федерации, оригинальностью не отличался. Она предложила «послушать на комитете» профсоюзных лидеров и выяснить, «сколько из этих активов было продано и куда подевались деньги».

Реакцию ФНПР долго ждать не пришлось. Их ответ сводился к простой формуле: «Федерация независимых профсоюзов России открыто и легально с 1992 года владеет, пользуется и распоряжается профсоюзным имуществом – то есть является законным собственником имущества, которое было передано ФНПР Всеобщей конфедерацией профсоюзов после распада СССР. Российская Федерация никакого имущества в собственность профсоюзам не передавала».

Но на этом профсоюзные лидеры решили не останавливаться, порекомендовав Совфеду провести ни много ни мало «анализ ваучерной приватизации, залоговых аукционов, перманентного принятия Правительством Российской Федерации решений о приватизации оставшихся государственных активов, в том числе недр, установлению их бенефициаров, а также расходования полученных в результате этих процессов финансовых средств».

Берите ношу по себе…

Этот интересный и содержательный заочный спор мог бы продолжаться довольно долго, если бы в процесс не вмешались сотрудники Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел России. 1 ноября 2019 года в штаб-квартиру ФНПР в Москве явились следователи Главного управления МВД по СКФО и затребовали у сотрудников аппарата документацию за последние 15 лет. А уже 18 ноября было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество».

Читайте также:
«Личный кабинет» дошел до полмиллиона ИП

Проведённая проверка установила, что в результате действий руководителей ФНПР и Федерации профсоюзов Ставропольского края были незаконно реализованы объекты недвижимого имущества санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод, принадлежащие ФНПР и ФПСК, на сумму 948 168 745 рублей. По версии следователей, объекты реализовывались по заниженной цене, в результате чего «неустановленные лица» нанесли материальный ущерб неопределённому кругу лиц из числа членов ФНПР и ФПСК на общую сумму 302 836 837 рублей.

Прошёл ещё один месяц, и 17 декабря 2019 года Арбитражный суд Ставропольского края принял к производству дело о ликвидации юридического лица – ООО «Курортное управление (холдинг)», генеральный директор которого депутат краевой Думы Николай Мурашко. Исковое заявление с таким требованием поступило в суд от Межрайонной инспекции № 11 ФНС по Ставропольскому краю.

Теперь оба этих судебных процесса продвигаются параллельно, порождая некую интригу и обрастая всевозможными слухами и домыслами. Но вот что доподлинно известно, так это то, что, как утверждают авторитетные юристы, доказать вину по части 4 статьи 159 УК РФ будет чрезвычайно трудно. На практике подобные дела могут рассматриваться годами. Ключевой особенностью данной статьи является сам факт возможности избежать наказания. Закон позволяет воспользоваться такой возможностью гражданам, которые вернут имущество, приобретённое в результате обманных махинаций.

Околокурортные странности и страсти

Но и здесь не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Вполне может возникнуть такая ситуация, когда вернуть ООО «Курортное управление (Холдинг)» реализованную собственность, а уж тем более получить добросовестным приобретателям уплаченные за них денежные средства окажется задачей трудноразрешимой.

Что такие опасения небеспочвенны, можно понять, обратившись к конкретным примерам.

В тот же день, когда суд приступил к рассмотрению заявления налоговиков о ликвидации ООО «Курортное управление (Холдинг)», т. е. 17 декабря 2019 года, в ставропольский арбитраж поступило три заявления от трёх коммерческих структур, подконтрольных известному бизнесмену Роману Абрамову.

В заявлениях было указано, что в октябре 2015 года ООО «Платная поликлиника» за 39 197 000 руб. приобрело у «Холдинга» здание «Нижних радоновых ванн» в Пятигорске. Одновременно с этим в собственность ЗАО «Лира» на основании договора купли-продажи перешли «Пятигорская грязелечебница» (стоимость – 260 293 000 руб.) и объект, расположенный в Пятигорске по адресу: ул. К. Маркса 4, ул. Красноармейская, 7 (стоимость – 49 944 000 руб.).

Ещё одна структура – ООО «КМВЭнергосбыт» – за 46 988 000 руб. обзавелась объектом, расположенным в пятигорском «Цветнике» по пр. Кирова, 21. Заявители просили суд принять предварительные обеспечительные меры, позволяющие в случае вынесения пятигорским судом решения о признании недействительными ранее заключённых договоров купли-продажи, гарантировать возврат денежных средств.

Суду потребовались всего лишь сутки на изучение материалов дела и вынесение решения. Поразительно, но все судьи пришли к единому выводу о том, что «заявитель не привёл доводов и доказательств реальной угрозы неисполнения судебного акта в случае непринятия таких мер и возможности причинения ему значительного ущерба в рамках заявленного прокурором иска», и вынесли три решения (написанные, как под копирку) об отказе в удовлетворении исковых требований.

Интересно, а знали ли уважаемые судьи о том, что сумма возврата составляет более 396 миллионов рублей, что сопоставимо с выручкой ООО «Курортное управление (Холдинг)» за 2018 год и в четыре раза превышает его годовую прибыль? Если, да, то как тогда можно заявлять об отсутствии реальной угрозы неисполнения решения суда?

На определённые размышления настраивают также высказывания о правильности-неправильности перехода прав собственности на различные курортные объекты. В своё время в бывших корпусах профсоюзных здравниц появились такие замечательные санатории, как «Плаза» (г. Кисловодск), «Русь» (г. Ессентуки), «Пятигорский нарзан». Никаких вопросов при этом не возникало. В то же время в корпусах ессентукского «Санатория имени И.П. Павлова» разместились структуры Росалкогольрегулирования и налоговой службы, а в одном из корпусов пятигорского «Санатория им. М. Ю. Лермонтова» – выездная сессия краевого суда на КМВ. При желании этот список можно продолжить. Вопрос только в том, что федеральный закон запрещал перепрофилирование санаториев.

Но не только для государственных структур было сделано исключение. Вот, например, расположенное в первой охранной зоне курорта Ессентуки здание бывшего «Санатория имени Клары Цеткин» вначале перешло в собственность некоего частного инвестора, пообещавшего сделать из него санаторий экстракласса. Правда, потом инвестор передумал и решил превратить корпус санатория в элитное жильё. Причём помог ему в этом Ессентукский городской суд, который именем Российской Федерации постановил не обращать внимание на ограничения, установленные 26-м федеральным законом и встал на защиту творчески мыслящего инвестора.

Таких примеров тоже можно привести достаточное количество.

Вот и получается, что не всё так однозначно в вопросе с санаторно-курортной собственностью Кавказских Минеральных Вод. И только лишь претензиями к ФНПР и его дочерним структурам он не ограничивается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: