Госдума будет ограничивать рост налога на квартиры и дачи

Всем выйти из сумрака: правительство намерено обложить налогами теневые доходы миллионов россиян

Российские власти планируют ввести тотальный контроль над финансами граждан

С окончанием каникул правительство России приступило к реализации плана мероприятий по сокращению теневой занятости населения на 2022-2024 годы. В числе ближайших задач – утверждение целевых показателей для регионов и внесение в Госдуму закона, который заложит правовые основы таких понятий, как «серые зарплаты», «теневая занятость» и т.д. В целом, за три года власти намерены «вывести из сумрака», как минимум, половину тех, кто имеет зарплату или доход, с которых государство не получает налоги – т.е.до 15 млн. человек.

Проект закона по юридическому определению «теневой занятости» должен быть разработан до конца 1-го полугодия 2022 года. В работе над ним задействованы силы МВД, Генпрокуратуры, Минтруда, ФНС, Роструда.

Что касается практических направлений работы по взысканию средств, то правительство планирует опираться на тотальный контроль за системой электронных платежей с постепенным перетеканием в эту сферу большей доли расчётов. Для этого будет многократно усилен мониторинг за переводами и расходами предпринимателей и физлиц.

В идеале, по итогам реализации плана мероприятий, правительство хочет контролировать все поступающие людям доходы и сверять их с тратами. Но для этого потребуются колоссальные вычислительные мощности, разработка сложнейших программ. Принесут ли подобные инвестиции государства отдачу? Не приведет ли внедрение подобных мер просто к росту доли наличных расчетов?

Сейчас в неформальных трудовых отношениях в России состоит около трети (32,5%) экономически активного населения — порядка 25 млн человек. А по мнению бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова – более 30 млн граждан.

Сюда относятся те, кто трудится на основной работе без официального оформления, и по меньше мере 8-10 млн потенциальных самозанятых, работающих на себя, но не легализовавших свой статус.

В числе получателей серых зарплат те, кто сознательно выбрал путь отказа от налогов в пользу бюджета семьи, масса людей низкой квалификации, которым платят на руки, пенсионеры, не желающие терять часть пенсии, нелегальные мигранты и граждане, которые не устраиваются официально, чтобы не потерять пособие по безработице.

В конце сентября в Минфине предупреждали, что при сохраняющемся росте теневой занятости к 2034-му потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год, т.е. десятков триллионов рублей. Поэтому правительством планируется проведение мониторинга теневой занятости и создание реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегального трудоустройства.

Премьер России Мишустин долгое время работал в налоговой, и отлично знает, сколько ежегодно теряет бюджет из-за серых схем оплаты труда.

В реализацию мероприятий по противодействию теневой занятости планируется вовлечь социальных партнёров — работодателей и работников. Но важный момент в том, что на сегодня в легализации доходов не заинтересован никто, кроме власти.

Предприниматели, выплачивающие зарплаты в конвертах, избегают завышенных отчислений в фонды. А сами работники получают доход, не секвестрированный налогами. С учетом проблем целых отраслей бизнеса в период пандемии, и отставанием роста доходов граждан от цен на прилавках – сложно ждать, что какая-то из сторон решит добровольно ущемить себя в интересах бюджета государства.

Если добавить к этому ежегодные манипуляции власти с пенсионными накоплениями, и само повышение возраста выхода на заслуженный отдых, то становится понятно: большинство граждан не готово полностью положиться на государство в вопросе обеспечения безбедной старости. И предпочитает, при возможности, самостоятельно готовиться к пенсии. Поэтому минимизация отчислений со стороны работодателей в фонды тоже напрягает людей не так сильно.

Зато следует помнить, как реагируют россияне на действия правительства, ставящие под угрозу их доходы. Об этом можно судить по реакции людей на принятый в 2016 году Закон об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам. Он привёл к тому, что уже к 2018 году численность работающих пенсионеров сократилась на 5 млн 376 тыс. человек. И это означало, что большая часть из них просто перешла на ненормальные трудовые отношения с работодателем.

Читайте также:
Имущественный налог при разделе здания

На сегодня у государства была единственная успешная попытка по выведению нелегальных работников из тени. Эксперимент с самозанятыми: к середине 2020 года их уже было зарегистрировано более 1 млн, а на сегодня – более 3,2 млн. Для людей оказалось проще заплатить в удобной форме небольшую сумму с дохода, чем бегать от налоговой. Получится ли у правительства предложить нечто не менее удобное? Или ставка будет сделана на тотальный контроль?

Скажем, вице-премьер Татьяна Голикова отмечала, что цифровизация госуправления и администрирования доходов приведет к 2024 году к троекратному сокращению теневого рынка. Прогноз крайне оптимистичный.

При этом не надо забывать: у системы тотального контроля за доходами и расходами есть один деликатный момент. Вместе с теми, кто скрывает серые зарплаты, будут высвечены и иные доходы, намного более грязные. Скажем, откаты и взятки. Явные несоответствия между доходами и расходами госслужащих, полицейских, прокуроров и депутатов окажутся налицо.

К тому же, часть нелегальных доходов давно вложена чиновниками и депутатами в бизнес, в котором, в большинстве случаев, зарплаты установлены на минимальном уровне.

Получается, что формируя систему контроля, люди, работающие во власти, будут сами пилить под собой сук. Поэтому им будет надо принять решение, как вывести себя из-под удара. Скажем, начать «химичить» с программами, или саботировать их внедрение, заявляя о полной практической неэффективности.

Те, кто распоряжаются крупными нелегальными доходами, найдут возможность вывести их из под учета и налогообложения.

Вообще, российской власти свойственно принуждать бизнес быть социально ответственным, а не создавать для этого стимулирующие условия. Скажем, в конце прошлого года в Госдуму поступила инициатива – внести изменения в ст. 48 Трудового Кодекса РФ, и сделать обязательным присоединение к трехстороннему соглашению власти, профсоюзов и работодателей всех типов бизнеса, включая малый. И если кто-то не сумеет грамотно мотивировать отказ, то «региональное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения».

При этом бюджетники, имеющие возможность получать только белую зарплату, чаще всех высказывают недовольство ее уровнем. И справедливо: в настоящее время, скажем, 39 процентов российских учителей получают до 25 тысяч рублей в месяц.

В Госдуме придумали, как ограничить рост налога на квартиры и дачи

Местные власти не смогут накручивать кадастровую оценку ради прибыли в бюджеты.

Местные власти не смогут накручивать кадастровую оценку ради прибыли в бюджеты.

Размер налога на имущество в скором временем прекратит ежегодно «прибавлять в весе». Это коснётся всех граждан, которые платят взносы, рассчитанные по кадастровой стоимости жилья или участка. Законопроект, изменяющий механизм определения налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости, был внесён в Госдуму 15 мая.

«Разработанные меры — реальная поддержка наших граждан и восстановление справедливости», — убеждён соавтор инициативы, председатель Госдумы Вячеслав Володин. Во время пленарного заседания палаты спикер пояснил, что данная мера является результатом работы законодателей по реализации одного из пунктов мартовского Послания Президента России Федеральному Собранию.

Почему растёт кадастровая стоимость

До 2015 года налог на имущество для физических лиц вычислялся на основе инвентаризационной стоимости недвижимости. Но три года назад был введён новый порядок: расчёт стал базироваться на кадастровой цене жилья и участков. В результате налоговое бремя для граждан ощутимо усилилось.

Читайте также:
Tax free в тестовом режиме начала работать в Сочи

«Новую схему вводили исходя из справедливости: кто богаче, тот и должен больше платить, — такая была логика. Но, как говорят, лес рубят — щепки летят. Возникли перегибы, которые мы сейчас и исправляем», — объяснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров.

Учитывая, что многие граждане могли быть не готовы к резкому повышению налогов, власти ввели временный понижающий коэффициент. Он применялся в случаях, если размер нового налога был больше старой суммы, рассчитываемой по инвентаризационной стоимости. Этот коэффициент увеличивается каждый год на 20 процентов — с 0,2 до 1.

Сегодня в парламенте признают: после введения нового порядка расчёта налога на имущество кадастровые оценки резко пошли вверх. К этому привела политика местных властей, которые таким образом пытались получить больше средств в свои бюджеты, пояснил Евгений Фёдоров. «Местные органы власти накрутили кадастровую стоимость, и в результате люди, малоимущие в том числе, за свое жильё переплачивают в несколько раз больше. Это несправедливо и вообще неправильно. И теперь мы разрабатываем меры защиты людей», — отметил он.

Полный переход на «кадастровый» налог должен произойти в 2020 году, а до этого момента каждый регион самостоятельно принимает решение о введении нового порядка расчётов. Сегодня в России остаётся 21 субъект, жители которых платят налог на имущество по старому механизму. Остальные перешли на «кадастровый» расчёт в разное время: коэффициент 0,2 сейчас применяется в 15 регионах РФ, коэффициент 0,4 — в 21, коэффициент 0,6 — в 28.

Как Госдума обуздает налоги

Депутаты предлагают отменить дальнейший рост коэффициента, зафиксировав его максимальный показатель на уровне 0,6. «Таким образом, те оставшиеся 40 процентов, на которые должен был вырасти налог, мы отменяем», — отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя инициативу.

После того как коэффициент в регионе достигнет предела 0,6, формула расчёта налога будет меняться таким образом, чтобы каждый следующий год платёж не увеличивался больше чем на 10 процентов. Как пояснил глава палаты, этот ограничитель введён для того, чтобы региональные власти не могли накрутить налоги с помощью повышения налоговой ставки или кадастровой стоимости.

Перерасчёты в пользу граждан

Но и это ещё не всё: перерасчёт уже уплаченных налогов будет производиться только в сторону их уменьшения. Кроме того, в ситуациях, когда человек через суд оспорит необоснованно завышенную кадастровую стоимость, перерасчёт будет вестись не с даты подачи заявления об оспаривании (как это происходит сейчас), а с даты начала применения ошибочной стоимости.

Ещё одну несправедливость депутаты выявили в порядке определения налоговой базы в случаях изменения площади недвижимости, её назначения и прочих характеристик. В настоящее время в текущем налоговом году такие изменения не учитываются при расчёте взноса — законопроект исправляет этот недостаток.

Льготы для всех

Ещё несколько пунктов законопроекта должны навести порядок в вопросах распределения льгот. Во-первых, планируется выделить в самостоятельную льготную категорию детей-инвалидов.

Во-вторых, налоговыми вычетами смогут пользоваться не только собственники жилых помещений, но и владельцы частей жилых домов и квартир.

Также льготы и пониженные ставки будут распространены на владельцев гаражей и машино-мест вне зависимости от их статуса. Напомним, сейчас льготами не могут пользоваться собственники гаражей и парковочных мест, расположенных в торговых и офисных центрах.

Всем «льготным» пунктам законопроекта придаётся обратная сила: для детей-инвалидов она стартует с 2015 года, для собственников частей домов и квартир, а также гаражей и машино-мест — с 2017 года.

Налоги соотнесут с жилплощадью

Почему владельцам нескольких квартир придется платить больше

В Госдуме предложили повысить налог на недвижимость для владельцев нескольких квартир. С такой идеей выступил первый зампред комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов. Те, у кого суммарно площадь квартир в собственности превышает 100 кв. м. на человека должны платить повышенный налог, заявил депутат в разговоре с “Ъ FM”.

Читайте также:
Челябинцам снизят транспортный налог

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

«На семью из трех человек это больше 300 квадратов. Это, конечно, или квартира люксового сегмента, или очень большой загородный дом. Такую недвижимость могут позволить себе только очень состоятельные люди. Цель этих предложений снизить социальную напряженность, которая возникает из огромного разрыва дохода, в то время когда одни граждане у нас живут в бараках, другие во дворцах, и это несправедливо»,— отметил Щапов.

Почему во всем мире увеличивается стоимость недвижимости

В России в среднем на каждого человека приходится около 27 кв. м., это значительно больше, чем, например, в Китае или Японии, отмечает гендиректор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. Он поддерживает идею ввести повышенный налог для обладателей нескольких квартир и считает, что в результате снизится арендная ставка жилья.

«У нас в Москве на 1 тыс. семей уже существует 1,3 тыс. квартир. Я не вижу, чтобы наши сограждане свои квартиры запускали в деловой оборот. Они эту недвижимость не сдают, а сидят на ней как собака на сене: купят себе вторую квартиру — это для внуков. Скорее для хранения мебели будут использовать, но в аренду не сдадут. Недвижимость должна работать и приносить доход. Представьте себе, если бы на каждую тысячу московских семей было бы плюс 300 сдающихся квартир, у нас аренда была бы очень дешевая в Москве. Станет дешевле снимать квартиру, это значит, город будет более удобным для развития бизнеса. Активные граждане поедут сюда со всей страны, а, может, и из других стран. Я бы предложил не усиливать борьбу за собираемость налогов, а сначала замотивировать сдать в аренду.

Появление такого дополнительного налога будет лишним бременем. Наши сограждане перестанут хранить квартиру у себя за пазухой, они начнут их сдавать в аренду.

Во Франции, например, в курортных районах налог радикально отличается. Если это ваша резиденция, вы там проживаете, тогда вы платите налог в размере, условно, 0,2% от стоимости. А если вы не проживаете там, то налог может быть 7%. Был случай, один наш депутат поссорился с соседом. Так этот сосед не поленился, пошел к нотариусу, установил нотариально зарегистрированную видеокамеру, 183 дня снимал видео, принес им, показал, что больше полугода никого нет. Это значит, что дом не является постоянной резиденцией. Депутату выставили налог в размере 7%, это с €5 млн €35 тыс., он почему-то подумал, что можно расслабиться, еще обсудим, пусть судится со мной. А ему выставили штрафные санкции в десятикратном размере — €10,5 млн. Так товарищ лишился своего дома. Серьезное повышение налогов — кратное, не на 10-20%, а в два-три раза. Мне кажется, это сегодня не будет ударом, но пополнит бюджет».

Депутат Михаил Щапов подчеркивает, что размер повышенной ставки налога необходимо обсуждать. Для этого нужно провести дополнительные расчеты. Предложение еще не оформлено в качестве законопроекта.

Какие возможности остаются у граждан по льготной ипотеке

Однако инвестиционный директор компании «Тринфико» Артем Цогоев уверен, что власти не поддержат инициативу: «Не секрет, что у нас в Госдуме достаточно много состоятельных людей. Мне кажется, что инициатива господина Щапова не будет пользоваться успехом, в том числе и у богатых депутатов, потому что он предлагает их самих обложить налогом. Депутаты, в принципе, достаточно состоятельные люди и квартиру общей площадью 100 кв. м. они себе могут позволить. При этом они наверняка не захотят платить повышенный налог на имущество. Даже если допустить, что это возможно, очень расплывчатые у него предложения. Сейчас налог на имущество на квартиры 0,1%.

Читайте также:
Минтруда установил нормы для главбухов

Для того, чтобы были какие-то последствия, налоговая ставка должна вырасти в пять или шесть раз.

Достаточно непродуманная позиция, потому что у нас есть много людей в центре, которые живут в больших квартирах. Может быть, они комнату выкупали всю жизнь от коммуналки и, наконец, стали обладателями 100-метровых квартир, при этом они не состоятельные люди. Депутат о них, по-моему, не подумал».

Министр финансов Антон Силуанов заявил на Петербургском международном экономическом форуме, что несмотря на обещания правительства не менять ключевые налоговые ставки до 2024 года, власти могут пойти на такие меры.

«Жизнь оказалась богаче, отдельные вопросы налогообложения требуют корректикровки», отметил глава Минфина.

События года

Страхование

Финансы

Энергетика

Бизнес

Здравоохранение

Недвижимость

Нефть и газ

Образование

Промышленность

Технологии

Дом платежом красен

В наступившем году к 63 регионам страны, где налог на имущество – квартиру, дом, дачу, гараж и другие капитальные постройки – рассчитывается исходя не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости объекта (она ближе к рыночной), добавились еще семь. Это Пермский край, Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области. Там к налогообложению впервые будут привлечены объекты, права граждан на которые зарегистрированы в упрощенном порядке без проведения технической инвентаризации и определения инвентаризационной стоимости. Речь идет о садовых, дачных домах, гаражах, хозяйственных постройках площадью более 50 квадратных метров, уточняла в своем сообщении Федеральная налоговая служба. Также впервые будут обложены налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости жилые постройки, введенные в эксплуатацию с 2013 года. (По ним не определялась инвентаризационная стоимость, но есть кадастровая оценка). При этом будет применен коэффициент 0,2 к первому налоговому периоду расчета.

В 14 регионах, где расчет налога исходя из кадастровой стоимости будет применяться второй год подряд, коэффициент к налоговому периоду составит 0,4. В 21 регионе, где кадастровая стоимость используется для начисления налога третий год подряд, такой коэффициент будет равен 0,6.

Что касается субъектов, где базой для начисления налога до сих пор служит инвентаризационная стоимость объектов капитального строительства, там для расчета налога эта стоимость будет индексирована на коэффициент-дефлятор 1,481.
Поэтапный переход на расчет налога не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости недвижимости начался в России в 2015 году.

Предполагалось, что налоговая нагрузка будет расти постепенно, увеличиваясь каждый год на 20 процентов (тот самый коэффициент к налоговую периоду).

Однако даже в такой конструкции реформа привела к резкому увеличению платежей собственников. Поэтому были приняты поправки, подразумевающие 10-процентное ограничение роста налога по сравнению с его суммой за предыдущий период. Это правило действует для регионов, где налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости третий и последующие годы, поясняли в ФНС.

В 2018 году для 18,8 миллиона налогоплательщиков в 28 регионах налоговики уже рассчитали платежи с коэффициентом 10-процентного ограничения роста. В 2019-м такой порядок расчета будет применен уже в 49 регионах.

Кстати, теперь документы для расчета имущественных налогов можно подавать не только в саму налоговую, но и в многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг.

С 1 января изменился и порядок применения кадастровой стоимости для налогообложения недвижимости. Если налогоплательщик сумел доказать, что она неправильная, при расчете налога измененная кадастровая стоимость будет использоваться не с того года, в котором было подано заявление о несогласии с результатами оценки, а с момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Читайте также:
Швейцарские налоги переходят на криптовалюту

Еще одна новая норма касается порядка перерасчета налога на имущество и земельного налога, которые платят граждане. Вступившие в силу 1 января поправки в Налоговый кодекс РФ устанавливают два ограничения.

Во-первых, перерасчет налогов может производиться не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления.

Во-вторых, он вообще не допускается, если приведет к росту платежа. Простой пример: человек владеет загородным домом или земельным участком и в 2018 году полностью заплатил за них налог согласно налоговому уведомлению. Начиная с 2019 года перерасчет налога, например, из-за обнаруженной в расчетах кадастровой стоимости дома или участка ошибки, нельзя будет произвести, если это приведет к росту платежа.

Что касается льгот, то с 1 января их получили граждане предпенсионного возраста: женщины 55 лет и мужчины 60 лет. Новые нормы были приняты для обеспечения дополнительных социальных гарантий в связи с изменениями в пенсионной системе.

По новым правилам эта категория налогоплательщиков освобождается от уплаты налога на имущество за один объект недвижимости определенного вида. Таким объектом может быть жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машино-место, хозяйственная постройка площадью не более 50 квадратных метров. Из каждой категории можно выбрать по одному объекту и не платить налог за него. Действует только одно условие: объект не должен использоваться для предпринимательской деятельности.

На людей, достигших предпенсионного возраста, также распространяется налоговый вычет на 6 соток. При расчете земельного налога его сумма уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку независимо от категории земли. Если участок 6 соток и меньше, платить налог вообще не нужно. Если он больше, налог рассчитывается на оставшуюся площадь.

Человек, имеющий два или больше участков, может выбрать тот, в отношении которого будет действовать вычет, и направить уведомление об этом в любую инспекцию. По умолчанию вычет будет применен автоматически для одного участка с наибольшей суммой налога.

Дума продлила «амнистию капитала»

Сегодня в третьем чтении принят пакет поправок в законодательство (законопроекты № 377595-7 и № 377597-7 и №377596-7), которыми предлагается реализовать инициативу Владимира Путина по продлению срока «амнистии капитала». Стоит отметить, что законопроекты были внесены на рассмотрение депутатов всего 10 дней назад, 30 января.

Ранее «АГ» напоминала, что амнистия проводилась в период с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. В рамках программы добровольного декларирования физическим лицам предоставлялась возможность добровольно задекларировать свое имущество, активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), а также зарубежные счета и контролируемые иностранные компании.

Принятые законы устанавливают второй этап добровольного декларирования в срок с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г., при этом в полном объеме сохранив гарантии для декларантов, в том числе об освобождении от уголовной ответственности за предусмотренные ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ преступления, совершенные до января 2018 г. Также предполагается предоставить возможность таким лицам в ходе второго этапа декларирования указать счета в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 г., но также указать счета в зарубежных банках, закрытые на дату представления декларации. При этом для тех, кто представил декларации в ходе первого этапа, предусматривается возможность подать их повторно. Корреспондирующие поправки вносятся и в Налоговый Кодекс РФ.

Читайте также:
Трансферты межбюджетного типа будут переориентированы по президентскому указу

К третьему чтению законопроект о внесении изменений в Закон о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов банках был немного скорректирован. В окончательной редакции декларации и документы и (или) сведения, прилагаемые к декларациям, могут предоставляться в любой налоговый орган, а не только по месту жительства декларантов. В остальном изменения, внесенные в документы, носят технический характер.

Ранее старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов, отмечал, что конечная цель поправок – убедить сограждан предоставлять сведения о наличии имущества и имущественных прав за пределами РФ и в дальнейшем возвращать данное имущество в страну. «На мой взгляд, идея какой-либо поддержки у сограждан не получила и вряд ли получит, поскольку в данном случае государство использует негодные механизмы. В первую очередь следовало бы сконцентрироваться на изменении экономической ситуации в стране, обеспечении справедливой судебной системы, повышении гарантий прав человека, что, безусловно, повлечет за собой желание россиян вести бизнес именно у себя на родине», – указывал эксперт.

Говоря о предусмотренных пакетом законопроектов поправках в УК РФ, адвокат КА «Московская городская коллегия адвокатов» Павел Гейко отмечал, что формулировка «Лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 года либо до 1 января 2018 года деяний, содержащих признаки составов…» является тавтологией, а это говорит о ненадлежащей проработке депутатами соответствующего вопроса.

Эксперт посчитал, что так как надлежащая проработка причин неэффективности ранее принятого закона не была проведена, законопроект, предусматривающий введение так называемого второго этапа добровольного декларирования, по существу никаких новых механизмов, которые бы могли привести к целям амнистии капиталов, не предусматривает. Павел Гейко заключил, что перспектива достижения каких-либо новых значительных результатов выглядит туманно.

Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов указывал, что в перечне статей «экономической амнистии» так и не появились наиболее распространенные экономические составы в уголовно-правовой практике, а именно ст. 159 и ст. 174 УК РФ. Это обстоятельство, по мнению эксперта, может явиться серьезным препятствием для ее широкого применения.

Также он считает неправильным, что законодатель в очередной раз «засоряет» уголовно-процессуальное законодательство временными нормами, которые в скором времени станут фактически «мертвыми». «Мне видится более правильным принятие Государственной Думой по уже отработанной схеме отдельного постановления об объявлении такой “экономической амнистии” и о порядке ее применения», – заключил Игорь Бушманов.

Амнистию капиталов продлили до 2020 года. Но на новых условиях

Россия хочет, чтобы больше людей платили налоги, рассказывали о своем имуществе и сделках. За это она готова простить нарушения тем, кто раньше этого не делал, хотя по закону было положено сообщить, отчитаться или что-то заплатить. Чтобы такие люди не боялись прийти и честно рассказать об имуществе и счетах, которые раньше скрывали, придумали амнистию капиталов. С 1 июня идет третий этап такой амнистии. Он продлится до 29 февраля 2020 года.

В это время можно подать в налоговую специальную декларацию, а в ней рассказать о заграничных счетах и имуществе. Тогда не будет штрафов и ответственности за молчание и просрочки.

Главное об амнистии капиталов

Вот что нужно знать о добровольном декларировании активов:

  1. Третий этап амнистии капиталов пройдет с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года.
  2. В это время можно рассказать об активах и признаться в нарушениях валютного законодательства, которые совершили до 1 января 2019 года.
  3. Тогда за них не накажут: не будет штрафов и уголовной ответственности.
  4. Рассказывать нужно в специальной декларации.
  5. Если признаетесь в участии в иностранных организациях, их положено перерегистрировать в российских офшорах.
  6. Если были нарушения по сообщениям о заграничных банковских счетах, все деньги придется заранее вернуть в Россию.
  7. Если налоговая сама найдет нарушения до того, как получит декларацию, за них все-таки накажут. Возможность узнать у налоговой есть, а штрафы очень большие.
Читайте также:
Инфраструктуру Колымы можно улучшить, освободив туркомпаний от налогов

Что такое амнистия капиталов?

Амнистия капиталов — это понятие из обихода, а не из законов. Так называют процедуру добровольного декларирования счетов и имущества за границей, чтобы не было штрафов и уголовной ответственности. По закону все это и так положено декларировать, то есть сообщать налоговой о том, что есть счет в берлинском банке или участок под Парижем. Если вовремя не сообщить, а налоговая сама найдет активы, наступает ответственность — как минимум штраф.

Но государство готово не штрафовать и не наказывать тех, кто сам честно признается, что не сообщил об иностранных счетах и имуществе. Для этого нужно подать специальную декларацию, и Россия простит нарушение: не будет штрафа за непредставление декларации и уголовной ответственности за неуплату таможенных платежей и налогов.

Амнистию капиталов проводили уже два раза — и теперь снова решили продлить.

Периоды амнистии капиталов

Первый этап с 01.07.2015 по 30.06.2016
Второй этап с 01.03.2018 по 28.02.2019
Третий этап с 01.06.2019 по 29.02.2020

Кого это касается?

Это касается тех резидентов РФ, у кого есть счета в иностранных банках или имущество на территории других государств. При этом о таких счетах и имуществе не знает российская налоговая, хотя по закону ей нужно было рассказать.

Если у вас есть домик на Кипре, участок во французской деревеньке, доля в сингапурской компании или счет в швейцарском банке, но вы до сих пор не рассказали об этом налоговой, снова появился шанс во всем признаться и избежать штрафа. Налоги на задекларированное имущество тоже не начислят.

Какие нарушения попадут в третий этап амнистии?

Сейчас можно подать декларацию с признанием в нарушениях, которые случились до 1 января 2019 года. Под амнистию попадут счета, которые закрыли на момент подачи декларации.

Что можно задекларировать в рамках третьего этапа амнистии капиталов?

Вот список активов, о которых можно сообщить налоговой без риска получить штраф:

  1. Имущество — недвижимость, земельные участки, транспорт, ценные бумаги, доли в иностранных компаниях.
  2. Контролируемые иностранные компании.
  3. Счета и вклады за пределами России, о которых нужно сообщать по закону о валютном контроле.

В амнистии можно участвовать повторно

На третьем этапе специальную декларацию могут подать даже те, кто уже подавал ее раньше. Например, в ходе второго этапа резидент уже рассказал о счете в иностранном банке, который открыл до 2018 года. А в 2018 году тот же резидент открыл еще несколько счетов, но тоже не рассказал о них налоговой — не знал, забыл или не хотел. Теперь можно подать еще одну декларацию и снова избежать штрафа.

Уточненную декларацию подать нельзя.

Какие гарантии дадут участникам амнистии капиталов

Если подать специальную декларацию, пока действует амнистия, то можно избежать таких санкций:

  1. Уголовной ответственности за неуплату таможенных платежей и налогов в крупных размерах по ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ. Там же про репатриацию денег и имущества — то есть про возврат их в Россию.
  2. Налоговой ответственности за непредставление деклараций, уведомлений и неуплату обязательных платежей по ст. 119, 122, 129.5 и 92.6 НК РФ. Но налоги с имущества и прибыли иностранной организации придется заплатить.
  3. Штрафов за нарушение валютного законодательства по ст. 14.1 и 15.25 КоАП РФ — за просрочку сообщений об открытии и закрытии счетов в иностранных банках.
Читайте также:
ОКВЭД указывается по старой схеме для подтверждения вида деятельности

Например, россиянину с 2019 года принадлежит доля в российской компании. А та, в свою очередь, владеет несколькими иностранными компаниями, которые зарегистрированы на Кипре или Мальте. По закону этот россиянин должен сообщить в российскую налоговую, что он участник иностранных организаций. Но уведомление россиянин не подал и теперь беспокоится, что его оштрафуют: если налоговая узнает, в бюджет придется заплатить сотни тысяч рублей. И это не налоги, а штраф за то, что вовремя не подал уведомление.

Если вовремя опомниться и подать специальную декларацию в рамках амнистии капиталов, сотни тысяч рублей можно потратить не на штраф, а на что-то полезное.

Так же с резидентами, которые открыли счета в иностранных банках — например для сайта «Таобао» — но забыли сообщить об этом в налоговую в течение месяца. За такое могут оштрафовать на 5000 рублей. Амнистия поможет избежать лишних расходов.

Источники приобретения активов раскрывать не нужно.

На каких условиях можно избежать ответственности

Чтобы не было наказаний за скрытые счета, имущество и акции, нужно подать специальную декларацию. О том, как это сделать на практике, мы рассказывали в ходе второго этапа амнистии капиталов. Сейчас форма немного изменилась, но в целом принцип тот же. Есть и другие условия. Вот полный список требований, которые нужно соблюсти, чтобы не платить штрафы за признание:

  1. Заполнена специальная декларация. Это можно сделать через сайт nalog.ru. Декларация так и называется — специальная. Это не 3-НДФЛ и не произвольная форма.
  2. Нарушение связано именно с тем, что указано в декларации. По другим счетам могут и оштрафовать.
  3. На дату подачи декларации не возбуждено уголовное дело или административное производство, а налоговая не начала выездную проверку по этим нарушениям. Иначе будет поздно.
  4. Нарушение случилось до 1 января 2019 года.
  5. Соблюдается условие о репатриации. Об этом ниже.

Даже если из-за нарушения недоплачено много налогов или бюджет мог бы получить огромные суммы, ответственности все равно не будет. Возмещать ущерб государству не придется.

На третьем этапе придется вернуть в Россию имущество и деньги

На втором этапе амнистии капиталов от ответственности освобождали без условия о репатриации активов. То есть не было требования обязательно вернуть их в Россию из-за границы: рассказали — и на том спасибо.

Теперь такие требования появились. Вот новые условия амнистии капиталов:

  1. Если декларируется участие в иностранных компаниях или какие-то действия с ними, нужно перерегистрировать эти компании в российских офшорах — на Русском острове в Приморском крае или Октябрьском острове в Калининградской области.
  2. Если в декларации указано что-то связанное со счетами и вкладами, то штрафа не будет, только если все деньги с этих счетов перевести в российский банк. Причем деньги надо перевести до того, как налоговая увидит декларацию.

Данные о перерегистрации и переводе денег теперь придется указывать в декларации — налоговая это проверит.

А вдруг налоговая начнет проверку и все равно оштрафует после признания? Или всем расскажет?

Это запрещено законом. Факт подачи декларации и то, что в ней написано, не может быть доказательством по уголовному или административному делу.

Все сведения из декларации становятся налоговой тайной. О них не должен узнать никто, кроме налоговой. Эта информация не появится в открытых реестрах и сервисах. По крайней мере, не должна появиться. Но это реальный способ избежать штрафов за нарушения, о которых вы могли даже не знать.

Читайте также:
О смене электронного адреса нужно уведомлять налоговую инспекцию

Подарок Путина. На кого рассчитана третья волна амнистии капитала

В России стартовала третья волна амнистии капиталов, воспользоваться которой можно будет до 29 февраля 2020 года. Ее условия немного жестче, чем были в прошедших двух этапах, и, судя по внесенным корректировкам, если первые две волны амнистии были в большей степени направлены только на легализацию активов, то третья волна похожа на попытку привлечь капитал в страну. При принятии закона шли горячие дискуссии о целесообразности третьей волны амнистии, но основными аргументами в пользу его принятия была именно возможность привлечь капитал в страну, а также действующая экономическая блокада в виде антироссийских санкций. Да и к тому же третья волна была личной инициативой президента России.

Принятый в третьем чтении закон требует возврата капитала в Россию. При этом стоит отметить, что первоначальный вариант амнистии, объявленный еще в 2015 году, также требовал репатриации имущества, находящегося в странах, не обменивающихся информацией с Россией. Впоследствии требование о репатриации было отменено, по всей видимости, ввиду отсутствия для этого особых причин. Мировая экономика становится все прозрачнее, и необходимости в возврате активов для отслеживания доходов российских налоговых резидентов не было. Новые правила прямо требуют перевода активов, включая денежные средства, в Россию. При этом пока непонятно, будет ли каким-то образом отслеживаться дальнейшая судьба возвращенных средств.

Причины ужесточения

Стоит отметить, что на сегодняшний день сложились благоприятные условия для того, чтобы ужесточить требования к третьей волне амнистии. Также в рамках пакета мер по третьей волне амнистии появились дополнительные изменения в налоговом законодательстве. В частности, для тех лиц, кто не был налоговым резидентом России в 2018 году, но станет им в 2019 году, предусмотрено освобождение от НДФЛ в 2019 году прибыли контролируемых иностранных компаний. Сложно предположить, для кого именно созданы эти послабления, но это выглядит как дополнительный стимул вернуть на родину не только активы, но и особо крупных налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам в прошлом решили ее покинуть.

Чем вызвано ужесточение требований?

Во-первых, это активно заработавшие так называемые правила-стандарты автоматического обмена информацией между налоговыми стран-участников (CRS). С 2018 года Россия присоединилась к системе автоматического обмена данными, к которой подключены более 100 стран. Сильным стимулом для участия в прошедших амнистиях была корректировка Кодекса об административных правонарушениях в части нарушений валютного законодательства, которые были внесены еще пять лет назад. Информация, получаемая от банков в рамках CRS, теперь грозит большинству владельцев личных счетов новыми штрафами за простые и самые распространенные операции, которые были на самом деле запрещены действующим в России валютным законодательством. Размер этих штрафов как минимум сравним с конфискацией почти всего имущества на этих счетах, а в большинстве случаев даже превышает их стоимость. Риск раскрытия подобной информации приводил в ужас всех без исключения, кто узнавал о такой перспективе.

Во-вторых, это постоянно растущая угроза новых антироссийских санкций, область применения которых становится все шире. Все чаще можно слышать из уст иностранных банкиров, что для европейских банков и юристов российские клиенты с их активами становятся токсичными, и они с большой неохотой принимают такие активы или просто отказываются проводить некоторые операции. Конечно, как правило, это связано со спецификой или неумением российских предпринимателей работать с иностранными банками, так как сложившаяся годами практика взаимоотношений с российскими банками сильно отличается от того, как хотят работать европейские финансисты. Не все российские предприниматели привыкли так подробно объяснять, каким образом они приобрели свои активы, потому что российские банки об этом их практически никогда не спрашивали. Относительно новыми в западной практике являются растущие обязательства по отчетности об операциях и работе клиентов у юристов и других консультантов в рамках тех же правил CRS. Еще один тренд — начинает исполняться многосторонняя конвенция по имплементации связанных с налоговыми соглашениями мер для предотвращения размытия налоговой базы (MLI BEPS). Для многих может стать сюрпризом, когда консультанты, которые многие годы помогали регистрировать и сопровождать офшорные компании, начнут задавать каверзные вопросы в отношении источника происхождения средств даже по тем компаниям, которые они сами ведут с момента их регистрации.

Читайте также:
Покупка онлайн-касс может обойтись дешевле

В-третьих, все больше стран предъявляют требования по реальному экономическому присутствию. Такие требования в конце 2018 года — начале 2019 года появились и в наиболее популярных офшорных юрисдикциях. Обязательства открывать офисы и нанимать сотрудников делают содержание компании в офшоре не просто дороже, но и гораздо сложнее. В рамках новой волны амнистии у декларантов появляется возможность перевести компании в специальные административные районы России, где действуют особые условия по налогам и конфиденциальности информации в отношении бенефициаров бизнеса.

В-четвертых, пусть не очень продолжительный, но пока положительный опыт первых двух амнистий может придать уверенности тем, кто не успел или не осмелился воспользоваться возможностью выйти из тени. Вероятность наступления неизбежного — раскрытия информации — становится для многих более опасным событием, чем добровольное и своевременное декларирование.

Для примера можно вспомнить, что в рамках первой волны амнистии, по словам представителей ФНС, было подано порядка 7200 деклараций. При этом не было упоминаний о размере задекларированного имущества. По итогам второй волны декларирования средств в зарубежных банках было объявлено, что стоимость деклараций превысила €10 млрд.

Еще один шанс легализовать бизнес

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что независимо от особенностей амнистии 3.0 ее старт — хорошая новость для всех российских предпринимателей, которым есть что декларировать. В условиях новой глобальной экономической прозрачности эта программа как нельзя кстати подходит для бизнеса.

Однако стоит отметить, что сама по себе амнистия по-настоящему хорошо работает только в самой России. Для большинства иностранных банков и других контрагентов с высоким уровнем требований к клиентам российская амнистия капиталов не закрывает самых важных для них вопросов о прозрачности источников происхождения средств. Не стоит ожидать, что, пройдя через амнистию в России, можно разом «переодеться» в прозрачного и понятного для современного Запада предпринимателя — потребуется также корректно объяснить природу своего бизнеса. А если денежные средства были получены незаконным путем, то ни российское, ни зарубежное законодательство в рамках амнистии капитала от ответственности не освобождает.

Остается надеяться, что проводимая несколько лет амнистия капиталов в России приведет не только к одномоментному обелению части российских предпринимателей, но и сформирует доверие к российской власти. Очевидно, что новая экономическая прозрачность приведет к увеличению налоговых поступлений, но оправдает ли правительство ожидания налогоплательщиков в части эффективности их использования, бизнес поймет только в будущем. Это было бы хорошим результатом проведенных программ, и бизнесменам, которые не участвовали в амнистии по причине отсутствия такой необходимости, было бы тоже приятно получить от этого положительный результат — хотя бы в виде благоприятного экономического климата.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: