Горюче-смазочным материалам могут снизить акцизы

Акциз на мазут и право на вычет не ранее 01.04.2020

Письмо Министерства финансов РФ №03-13-08/94841 от 06.12.2019

С 1 апреля 2020 года НК РФ причисляет все темные нефтепродукты, в том числе мазут, к средним дистиллятам и признает их подакцизным товаром. Поэтому с этой даты потребители мазута смогут получить двойной налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и подтвердят его целевое использование в качестве топлива – котельного или бункерного.

Что относят к средним дистиллятам

Средние дистилляты – это некоторые виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов. В частности, к ним относят печное и судовое топливо. Они являются подакцизными товарами (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Средние дистилляты – это смеси углеводородов в жидком состоянии, одновременно соответствующие двум показателям:

плотность 750 – 930 кг/куб. м при температуре 20°C;

температура конца перегонки 215 – 360°C (это температура, при которой перегоняется не менее 90 процентов смеси при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба).

Такие характеристики средних дистиллятов приведены в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ и действуют до 01.04.2020.

При проверке налоговая инспекция может потребовать подтверждение того, что топливо относится к средним дистиллятам. Документы, которые надо предоставить в этом случае, НК РФ не установлены. Главное, чтобы из них было видно, что топливо, с которым совершены операции, имеет физико-химические характеристики, соответствующие средним дистиллятам.

Как платит акциз получатель

Российская организация, которая получила (приобрела) cредние дистилляты, обязана начислить акциз, если:

у нее есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

она приобрела средние дистилляты в собственность по договору с российской организацией (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Приобретение средних дистиллятов в собственность можно подтвердить договором купли-продажи, товарной накладной, другими документами.

Начислить акциз надо на дату получения средних дистиллятов (абз. 8 ст. 195 НК РФ).

Сумму акциза рассчитывают по формуле (п. 11 ст.187, п. 1 ст.194 НК РФ):

Объем полученных средних дистиллятов (в тоннах)

Действующая ставка акциза за 1 тонну средних дистиллятов

Вычет акциза

Сумма акциза, который начислен при получении средних дистиллятов, в стоимость этих подакцизных товаров не включается (подп. 6 п. 4 ст. 199 НК РФ). Данную сумму акциза можно принять к вычету с коэффициентом 2 или 1.

Вычет с коэффициентом 2 возможен, если средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки) объектов, по которым получено свидетельство. Это водные суда, установки и сооружения, указанные в пункте 1 статьи 179.5 НК РФ.

Начислить акциз при получении средних дистиллятов нужно, если у покупателя есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Этот акциз можно принять к вычету с коэффициентом 2, если выполнены требования пункта 22 статьи 200 НК РФ. Главное требование – средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки), в частности, объектов, которые:

используются для судоходства или торгового мореплавания;

ходят под Государственным флагом РФ;

принадлежат организации на праве собственности или праве владения, пользования или распоряжения.

Вычет возможен, если есть документы, перечисленные в пункте 22 статьи 201 НК РФ.

Вычет с коэффициентом 1 применяют, если полученные средние дистилляты использованы не для бункеровки объектов, а для других целей. Например, при перепродаже.

Документы на вычет

Чтобы получить вычет, нужно приложить к декларации по акцизу за период, в котором он заявлен, подтверждающие документы.

Читайте также:
ТПП устроило предложение по налогам для самозанятых

Для вычета с коэффициентом 1 нужно иметь:

копию свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

копию договора поставки (купли-продажи) топлива, которое относится к cредним дистиллятам, с российской организацией – поставщиком.

Эти документы понадобятся и для вычета с коэффициентом 2. Но кроме них для двойного вычета нужно подтверждение того, что средние дистилляты использованы для бункеровки объектов, перечисленных в статье 179.5 НК РФ.

Поправки в определение средних дистиллятов

Федеральным законом от 30.07.2019 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) с этой даты введены поправки в НК РФ, согласно которым с 01.04.2020 года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20°C и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной или вторичной переработки нефти, значения показателя плотности которых не превышают 1.015 кг/куб. м.

К средним дистиллятам будут относиться все темные нефтепродукты, часть из которых пока не признается подакцизными товарами или выделена в самостоятельную категорию, в том числе мазут.

Напомним, до 01.04.2020 верхняя граница плотности в определении понятия средние дистилляты составляет 930 кг/куб. м, а это меньше характерной плотности мазута.

Понятие «темное судовое топливо» и, соответственно, связанные с ним объект налогообложения и вычет, исключаются.

Поправки в порядок вычета

Закон № 255-ФЗ в целях сдерживания налоговой нагрузки на тепло- и электроснабжающие организации предусматривает для покупателей, использующих средние дистилляты в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии, вычеты с коэффициентом 2.

Потребители мазута также смогут получить налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и докажут его целевое использование в качестве котельного или бункерного топлива. Чтобы поставить к вычету начисленный продавцом акциз, они должны будут второй раз начислить акциз, после чего смогут получить вычет в двойном размере. В итоге стоимость топлива будет возвращена к исходному значению до начисления акциза продавцом.

Напомним, что сейчас коэффициент 2 применяется только при использовании для бункеровки судов.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Письмо Минфина России от 07.04.2021 № 03-13-08/25714

Документ полезен? m n

Об акцизах при смешении дизельного топлива и авиационного керосина и дальнейшей реализации полученного топлива.

В связи с письмом по вопросу отнесения к производству смешения дизельного топлива и авиационного керосина Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации лицами произведенных ими подакцизных товаров. В связи с этим налогоплательщиками акцизов являются производители подакцизных товаров.

Согласно пункту 3 статьи 182 Кодекса в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 Кодекса установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала).

Государственный стандарт ГОСТ 26098-84 “Нефтепродукты. Термины и определения” также определяет производство нефтепродуктов как их изготовление, в том числе способом смешения двух или более марок нефтепродуктов.

Если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 Кодекса. При смешении объемы компонентов со ставкой акциза ниже, чем ставка акциза на изготовленный конечный продукт, приобретают его физико-химические, потребительские свойства и увеличивают в своей части произведенный объем. Аналогичный процесс происходит с объемами компонентов из числа неподакцизных товаров, на которые ставки акциза отсутствуют.

Читайте также:
За 6-месячного ребенка можно получать пособие

В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Кодекса суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

Основанием для применения установленных пунктом 2 статьи 200 Кодекса налоговых вычетов суммы акциза, уплаченной в цене приобретения подакцизного сырья, использованного для производства других подакцизных товаров, являются предъявленные (выставленные) производителем подакцизного сырья покупателю документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 201 Кодекса, с выделенной в них отдельной строкой суммой акциза.

В то же время согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 183 Кодекса освобождены от налогообложения акцизом, в частности, следующие операции, совершаемые с авиационным керосином:

– реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

– передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;

– передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

– передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.

Таким образом, при приобретении авиационного керосина, используемого в целях смешения с дизельным топливом в местах их хранения и реализации, сумма акциза в цене данного товара отсутствует.

В указанной ситуации при сравнении ставки акциза по такому топливу, установленной статьей 193 Кодекса, в части объемов авиационного керосина, использованного для его изготовления, приобретаемого по цене без акциза и, соответственно, в отсутствие ставки такого акциза, возникает указанное в пункте 3 статьи 182 Кодекса превышение.

Таким образом, такое смешение ингредиентов полученного топлива признается производством подакцизных товаров, при реализации которого в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный авиационный керосин, возникает объект налогообложения акцизом, а организация, смешавшая товары, признается налогоплательщиком.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Что такое акциз

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Акцизы в налоговой системе РФ
  2. Подакцизные и неподакцизные товары
  3. Облагаемые и необлагаемые операции
  4. Акциз в цене товара
  5. Преимущества и недостатки акцизной системы

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Читайте также:
Топилин рассказал, как теневые работники пополнили ПФР-овский бюджет

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.
Читайте также:
Ряд организаций ДФО остались с нулевым налогом

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.
Читайте также:
Росстату больше не нужна бухотчетность

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

ФНС России от 19.05.2021 N СД-4-3/6889 “Об акцизах” (вместе с Минфина России от 14.05.2021 N 03-13-12/37108)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 19 мая 2021 г. N СД-4-3/6889

Федеральная налоговая служба по вопросу неприменения в отдельных налоговых периодах налогового вычета акциза налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 14.05.2021 N 03-13-12/37108 по данному вопросу.

При этом ФНС России поручает:

– осуществлять проведение соответствующих мероприятий налогового контроля с учетом позиции, изложенной в указанном письме Минфина России;

– проводить мониторинг обжалования налогоплательщиками доначислений по данному основанию;

– информировать заинтересованные Управления ЦА ФНС России о выявлении в результате мероприятий налогового контроля нарушения, изложенного в прилагаемом письме, вынесении соответствующих ненормативно-правовых актов налоговых органов, а также о фактах и результатах досудебного и судебного обжалования таких актов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 мая 2021 г. N 03-13-12/37108

В связи с письмом по вопросу не применения в отдельных налоговых периодах 2020 года налогового вычета акциза налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья (далее – свидетельство), Минфин России сообщает.

В соответствии с подпунктом 13.1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) нефтяное сырье относится к подакцизным товарам.

Согласно подпункту 34 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признается направление нефтяного сырья, принадлежащего на праве собственности организации, имеющей свидетельство, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации, либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья.

Пунктом 8 статьи 193 Кодекса установлен порядок расчета ставки акциза на нефтяное сырье, согласно которому ставка акциза рассчитывается по формуле с учетом удельного коэффициента, характеризующего корзину продуктов переработки нефтяного сырья (СПЮ).

Удельный коэффициент СПЮ определяется исходя из количества нефтяного сырья (VНС), направленного на переработку за налоговый период, и количества нефтепродуктов (по видам – VПБ, VСВ, VКС, VТ), произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку, и реализованных (переданных) в налоговом периоде. В тоже время в случаях, когда по итогам налогового периода соотношение количества нефтепродуктов к объему нефтяного сырья оказалось менее 0,75 и (или) налогоплательщиком не обеспечен необходимый минимальный объем реализации на биржевых торгах произведенных автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, ставка акциза на нефтяное сырье для такого налогового периода принимается равной 0.

Читайте также:
Медведев допустил повышение НДФЛ

На основании пункта 1 статьи 200 Кодекса (в редакции, действовавшей до 31.12.2020) налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 27 статьи 200 Кодекса вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство, в периоде действия свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с данным пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 Кодекса.

Если иное не указано в данной норме, величина КДЕМП определяется налогоплательщиком самостоятельно в следующем порядке:

КДЕМП = ДАБ x VАБ x КАБ_КОМП + ДДТ x VДТ x КДТ_КОМП + ДДВ_АБ x VДВ_АБ + ДДВ_ДТ x VДВ_ДТ.

Показатели ДАБ, ДДТ характеризуют разницу между ценой экспортной альтернативы на моторное топливо и условной оптовой ценой реализации его на внутреннем рынке, значение которой непосредственно установлено в пункте 27 статьи 200 Кодекса. Указанная разница может принимать как положительное, так и отрицательное значение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 202 Кодекса сумма акциза, подлежащая уплате, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 Кодекса, сумма акциза, определяемая в соответствии со статьей 194 Кодекса.

При превышении средних цен экспортной альтернативы на нефтепродукты, определяемых указанным пунктом, над установленными условными средними оптовыми ценами реализации на внутреннем рынке за 1 тонну автомобильного бензина и за 1 тонну дизельного топлива, КДЕМП принимает положительное значение и в условиях растущих цен на нефть на мировых рынках компенсирует нефтеперерабатывающим компаниям данную разницу. Но в случае обратной ситуации – когда величина условных средних оптовых цен реализации моторного топлива на внутреннем рынке превышает цены экспортной альтернативы – КДЕМП принимает отрицательное значение и может приводить к образованию суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту N 493989-7, которым предусматривалось введение акциза на нефтяное сырье, его механизм построен на установлении налогового вычета для организаций, получивших свидетельство, с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, уровня цены на нефть на мировых рынках, а также уровня средних оптовых цен реализации указанных нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

При этом в период с 1 января 2019 года при существенно изменившихся макроэкономических условиях из-за соотношения курса рубля и падающих (растущих) цен на нефть Правительством Российской Федерации принимались решения о донастройке механизма демпфера для удержания розничных цен на топливо в пределах инфляции и поддержания экономики нефтепереработки.

Так, Федеральным законом от 30 июля 2019 г. N 255-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” с 01.07.2019 были снижено значение условной средней оптовой цены реализации на внутреннем рынке автомобильного бензина с 56 тыс. рублей до 51 тыс. рублей за тонну, дизельного топлива и с 50 тыс. рублей до 46 тыс. рублей за тонну, увеличено значение компенсационного коэффициента с 0,6 до 0,75 в отношении автомобильного бензина и до 0,7 в отношении дизельного топлива в 2019 году, с 0,5 до 0,68 в отношении автомобильного бензина и до 0,65 в отношении дизельного топлива – начиная с 2020 года.

Читайте также:
Минфин стремится к смягчению бюджетного правила

В настоящее время в рамках донастройки механизма демпфирующей составляющей акциза на нефтяное сырье предлагается снижение с 1 мая 2021 года условного значения средней оптовой цены реализации на территории Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 на 4 тысячи рублей. Кроме того, с 5 до 3 процентов предлагается снизить уровень ежегодной индексации условных значений средних оптовых цен реализации на территории Российской Федерации: по дизельному топливу – с 1 января 2022 года; с 1 января 2023 года – по автомобильному бензину.

Исходя из экономического и правового содержания акциза на нефтяное сырье налоговый вычет, применяемый к его исчисленной сумме, установленный пунктом 27 статьи 200 Кодекса, используется одновременно как инструмент поддержки нефтеперерабатывающей отрасли, инструмент влияния на динамику розничных цен моторных топлив, их объемов на российском рынке и инструмент решения фискальных задач государства.

Таким образом, особый порядок налогообложения акцизом, применяемый на основе свидетельства, предусматривает целостную систему мер, в рамках которой получаемым экономическим стимулам при одних обстоятельствах должны корреспондировать обязанности по уплате акциза в полном объеме в других обстоятельствах.

Поскольку вышеизложенное следует учитывать при оценке правового регулирования акциза на нефтяное сырье, то налоговый вычет, включая показатель КДЕМП, является обязательным элементом расчета суммы действительных налоговых обязательств организаций, имеющих свидетельство, и не может применяться или не применяться по выбору налогоплательщика.

Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами главы 22 “Акцизы” Кодекса у налогоплательщика за конкретный налоговый период могут возникнуть обязательства по уплате в бюджет сумм акциза в отношении нефтяного сырья.

В этой связи Минфин России поручает ФНС России:

– осуществлять проведение соответствующих мероприятий налогового контроля с учетом вышеизложенной позиции;

– проводить мониторинг судебного обжалования налогоплательщиками доначислений по данному основанию, информировать Минфин России о результатах такого обжалования.

Правила оформления больничных с 1 января 2022 года

Больничные переведены в электронный формат. С 1 января 2022 года по факту выдачи электронных больничных ФСС в онлайн-режиме будет оповещать работодателей об открытии работникам листков нетрудоспособности и об изменении статуса документа: открыт, продлен, закрыт, аннулирован.

С 1 января 2022 года работник не обязан представлять в бухгалтерию компании свой больничный. Информацию об открытии электронного больничного (ЭЛН) и его статусе бухгалтерия получает от ФСС.

Правила получения ФСС сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством утверждены постановлением Правительство от 21.11.21 №2010

Порядок формирования электронных больничных и порядок взаимодействия работодателя и ФСС утверждены Минздравом России в приказе от 23.11.21 № 1089н.

Прежний порядок, когда бухгалтер должен получить заявление от работника и подать документы в фонд сохраняется только для оформления пособия по уходу за ребенком.

Несмотря на полную цифровизацию и расчет пособий ФСС, бухгалтерии нужно быть «на чеку» – если поступит запрос от фонда, нужно предоставить необходимые сведения о работнике в течение 3 дней.

Новый порядок оформления электронных листков нетрудоспособности

С 2022 года введен беззаявительный порядок оплаты больничных фондом социального страхования.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Фонд самостоятельно назначает выплату четырех типов пособий:

  • пособие по временной нетрудоспособности,
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Обратите внимание, пособия по уходу за ребенком в этом списке нет.

Читайте также:
ТПП рассмотрела новый налоговый маневр по формуле «21/20»

Как строится электронное взаимодействие с ФСС

Сведения об открытии, продлении, закрытии, аннулировании электронного больничного собираются и хранятся в системе «Соцстрах».

Сведения об открытии, продлении, закрытии, аннулировании электронного больничного работника ФСС будет направлять в организацию по системе ЭДО.

Большинство сведений о работниках в фонде уже есть. Кроме того, ФСС может получить данные по межведомственной системе обмена информацией от ПФР, ФНС, ЗАГСа и других госучреждений.

В свою очередь работодатель должен размещать в системе «Соцстрах» сведения, необходимые для расчета пособия по каждому больничному и подписывать их усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП):.

  • страховой стаж;
  • суммы выплат и вознаграждений, которые включались в базу для начисления страховых взносов; если в расчетном периоде работник работал в другой организации, то с разбивкой по годам расчетного периода;
  • районный коэффициент;
  • размер сохраняемой заработной платы за период простоя;
  • период отсутствия работника на работе в связи с временной нетрудоспособностью;
  • количество дней больничного, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком, периодах освобождения от работы с сохранением зарплаты, если взносы на нее не начислялись.

На предоставление сведений у работодателя есть всего три дня!Если в бухгалтерии каких-либо документов нет, их нужно получить у работника.

Большинство сведений о работниках в фонде уже есть. Кроме того, ФСС может получить данные по межведомственной системе обмена информацией от ПФР, ФНС, ЗАГСа и других госучреждений.

Далее ФСС сам рассчитает сумму пособия и выплатит работнику на его банковскую карту.

Информация о назначении и выплате пособия будет размещаться в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО) и направляться гражданам в личный кабинет на портале госуслуг.

Больше деталей по теме:

В каких случаях выдается больничный лист на бумаге в 2022 году

Больничный на бумаге врачи выдают:

  • гражданам, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • гражданам, находящимся под государственной защитой.

Когда больничный не выдают

Больничный по уходу за больным членом семьи не выдается, если период болезни работник находится в отпуске:

  • очередном оплачиваемом;
  • по беременности и родам;
  • по уходу за ребенком до трех лет;
  • за свой счет.

Какие документы нужны работнику для оформления больничного

Для оформления электронного больничного врачам нужно предоставить всего два документа:

  1. Паспорт (документ, удостоверяющий личность).
  2. СНИЛС.

Правила выдачи больничного листа по уходу за ребенком

Больничный по уходу за больным ребенком выдается на весь период лечения ребенка в амбулаторно или в стационаре, если:

  • Ребенку менее 15 лет.
  • Ребенок-инвалид.
  • Ребенок в возрасте до 18 лет ВИЧ-инфицирован.
  • Ребенок возрасте до 18 лет имеет поствакцинальные осложнения, злокачественные новообразования.

В остальных случаях ухода за больным членом семьи при лечении в амбулаторно больничный выдадут не более чем на 7 календарных дней по каждому случаю заболевания.

Коды для причины нетрудоспособности

С 1 сентября 2022 года будут изменены коды и появятся дополнительные.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Выбор читателей

Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году

Правила оформления больничных с 1 января 2022 года

Кто обязан размещать вакансии и отчитываться на сайте «Работа в России» с 2022 года

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

Читайте также:
Антон Силуанов объяснил, что будет с ценами на бензин

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Внесение медиками исправлений в больничный лист – не повод для отказа в выплате пособия

IrinaPups / Depositphotos.com

Проверяющие из ФСС России обязали учреждение возместить Фонду расходы, понесенные им на выплату пособия по временной нетрудоспособности сотрудникам учреждения. Учреждение находится в регионе, участвующем в пилотном проекте ФСС России, поэтому пособия были выплачены работникам учреждения напрямую из бюджета ФСС России. Однако вскоре проверяющие пришли к заключению, что больничные листы, представленные учреждением для расчета пособий, оформлены с нарушениями. В частности, претензии вызвали внесенные медорганизацией исправления в строке “Дата выдачи”, в таблице “Освобождение от работы”, в строке “Приступить к работе”. Аргументировал свою позицию Фонд положениями Порядка выдачи листков нетрудоспособности, согласно которым при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него должен быть оформлен дубликат.

Однако суд не согласился с таким подходом ревизоров и поддержал работодателя (постановление АС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2019 г. по делу № А45-8781/2019). Судьи напомнили, что в силу Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая факта временной нетрудоспособности. Спорный больничный лист был выдан медицинской организацией при наличии страхового случая и содержит все необходимые реквизиты. Некорректное оформление листка нетрудоспособности не было вызвано действиями страхователя, а выявленные недостатки в оформлении листков нетрудоспособности не являются его ошибкой и не влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию. Указанные нарушения являются ошибками медицинских учреждений и ответственность за их совершение не может быть возложена на страхователя.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. № 624н “Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности”

Читайте также:

Так, больничный лист был выдан на срок свыше 15 дней без решения врачебной комиссии.

Список пополнился бланками, утраченными по 31 октября.

ФСС России отметил, что продолжать листок нетрудоспособности нельзя.

В ней, в частности, разъясняются особенности расчета размера пособия и сроков его выплаты.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ГУ – ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Версия для слабовидящих

  • Главная
  • Новости
  • О нас
  • Услуги
  • Закупки
  • Обращение в Фонд
  • Контакты
Читайте также:
ТПП устроило предложение по налогам для самозанятых

С 1 января 2022 года листки нетрудоспособности оформляются только в электронном виде .

Ознакомиться с особенностями выплаты пособий можно ЗДЕСЬ.

Наш телеграмм!

В помощь

  • Телефоны “ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ”
  • Прямые выплаты
  • Возмещение пособия страхователям
  • Отчетность
  • Уплата страховых взносов
  • Регистрация и снятие с учета
  • Финансирование предупредительных мер в 2021 году
  • Страхование профрисков
  • Обеспечение инвалидов
  • Возмещение средств в период до 01.07.2019)
  • Листок нетрудоспособности
  • Бланки документов
  • Обращения граждан
  • Положение о конкурсе «Лучший страхователь года»
  • Добровольное социальное страхование
  • Для ЛПУ
  • Очередь на санаторно-курортное лечение

Полезно

  • Главная
  • Новости

Типовые ошибки, допускаемые при оформлении листков нетрудоспособности!

Уважаемые страхователи, застрахованные граждане и работники медицинских учреждений!

Ивановское отделение Фонда социального страхования РФ представляет вашему вниманию перечень типовых ошибок, допускаемых при оформление листка нетрудоспособности в бумажном и электронном видах медицинскими учреждениями и страхователями.

Типовые ошибки, допускаемые медицинскими учреждениями при оформлении листков нетрудоспособности:

1. Ошибки в паспортных данных:
– строки «ФИО» заполняются не в соответствии с документом, удостоверяющим личность;

– ошибки в строке «Дата рождения»;
– отметка «V» в ячейках «м» и «ж» не всегда соответствует полу, застрахованного.
2. Ошибки при заведении в листок нетрудоспособности данных по уходу за больным членом семьи:
– некорректное заполнение строки «возраст (лет/мес) при уходе за больным ребенком;
– ошибки в «ФИО» члена семьи, за которым осуществляется уход;
– ошибки в указании родственной связи;
– ошибки в указании кода причины нетрудоспособности (вместо 13- ребенок инвалид, выставляется код 09).
3. Ошибочное заполнение строк «первичный» вместо «продолжение».
4. Некорректное заполнение строк «Основное», «По-совместительству».
5. При оформлении листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи дата выдачи листка не соответствует дате начала осуществления ухода за больным членом семьи по таблице «Освобождение от работы» (по Приказу № 624н от 29.06.2011 дата выдачи листка нетрудоспособности и начало осуществления ухода должны быть только день в день).
6. Отсутствие подписи Пред ВК в установленные действующим законодательством сроки (нетрудоспособность свыше 15 календарных дней, при выдаче дубликата и т.д.).
7. Выдача листка нетрудоспособности фельдшером свыше 10 календарных дней.
8. Выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам терапевтом.
9. Несовпадение даты выдачи листка нетрудоспособности и периода освобождения от работы (выдача листка в середине периода нетрудоспособности).
10. Продление дубликата листка нетрудоспособности.
11. Ошибки при оформлении направления в бюро медико-социальной экспертизы (чаще всего продление листка нетрудоспособности при определении группы инвалидности).
12. Неправильное указание должности лечащего врача в таблице «Освобождение от работы» (главный врач, зав. отделением) или указание специальности врача не в соответствии с номенклатурой должностей медицинских работников (гинеколог, вместо акушер-гинеколог; терапевт общий, вместо врач общей практики и т.д.).

Типовые ошибки, допускаемые страхователями при оформлении листков нетрудоспособности:

1. Отсутствие условий исчисления пособий (при инвалидности застрахованного, при наступлении страхового случая после увольнения и т.д.);
2. Неверное указание периода оплаты за счет средств ФСС;
3. Неверное произведение замены лет расчетного периода;
4. Неверное указание расчетного периода;
5. Неверное указание стажа (изменение страхового стажа в разных листках нетрудоспособности при одном страховом случае).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: