Голикова рассказала, как власти сэкономят на повышенном возрасте пенсионеров

Как изменится пенсионная реформа после интервенции Путина

В июне правительство представило законопроект о пенсионной реформе, в июле Госдума проголосовала за него в первом чтении, а 29 августа президент Владимир Путин выступил с «предложениями» (они будут оформлены как поправки ко второму чтению осенью), которые «максимально смягчают» реформу.

«Бережнее» к женщинам

Главное изменение, которое предложил Путин, — увеличить пенсионный возраст для женщин на пять, а не на восемь лет, как планировало правительство. Путин объяснил необходимость именно так смягчить пенсионную реформу «особым, бережным» отношением к женщинам в России.

Таким образом, власти возвращаются к более мягкому варианту «65/60», который обсуждался в правительстве до начала июня, как писал РБК. Это значит, что пенсионный возраст для мужчин и для женщин будет повышен одинаково — на пять лет, переход займет десять лет — до 2028 года. Темп увеличения не меняется — на год каждый год. Изначально правительство аргументировало более жесткий по отношению к женщинам вариант «65/63» такими факторами, как «необходимость обеспечения гендерного равенства» и укрепившийся статус женщины в обществе.

Первым поколением женщин, для которых пенсионный возраст составит 60 лет, будут женщины, родившиеся в 1968 году (сейчас им 49 или 50 лет). И соответственно, более молодые женщины тоже будут выходить на пенсию в 60 лет после 2028 года. То есть бенефициарами президентского смягчения являются женщины 1969 года рождения и младше — правительственный законопроект поднимал им пенсионный возраст до 61–63 лет.

Ядерный электорат

Смягчение для женщин планировалось заранее, уверен политолог Алексей Макаркин. Женщины старше 45 лет являются значимой частью президентского электората, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Правительство изначально предложило «сугубо технократичный» вариант, который вызвал шоковую реакцию у женщин, сказал РБК Макаркин. По его словам, возраст выхода на пенсию для них изначально завысили, чтобы впоследствии президент мог изменить параметры реформы и дистанцироваться от правительства.

Из-за того что повышение пенсионного возраста для женщин остановится на 60 годах (вместо 63), экономия бюджетной системы от реформы сократится на 3,6 трлн руб. за шесть лет — с 2029 по 2035 год, сообщила журналистам вице-премьер Татьяна Голикова. Открытым остается вопрос, как это скажется на планах властей увеличивать пенсии темпами выше инфляции после 2028 года. Ранее министр труда Максим Топилин говорил, что вся экономия пенсионных расходов за счет повышения пенсионного возраста пойдет на опережающую индексацию пенсий, но результаты соответствующих расчетов предъявлялись только до 2024 года.

Женские пенсии в стране на 11% ниже мужских — около 12,8 тыс. руб. в среднем против 14,4 тыс. руб. (данные Росстата на 1 января 2018 года). Одним из аргументов в пользу более не актуального сценария «65/63» правительство называло относительно низкие текущие размеры пенсий женщин.

Смягчение границ пенсионного возраста для женщин — «абсолютно разумное решение», сказал РБК проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Женщины в возрасте 60 лет и старше выполняют важную социальную функцию, они ухаживают за внуками и за нетрудоспособными супругами, отметил Сафонов. «Если задирать возраст для женщин до высокого уровня, это сразу будет сказываться на количестве занятых лиц молодого поколения», — говорит он. Логика такова: например, если бабушка может начать сидеть дома с внуками, мама может выйти на работу, а если бабушка вынуждена работать дольше из-за более высокого пенсионного возраста, мама будет сидеть с ребенком.

На полгода раньше

Граждане, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, смогут выйти на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста, пообещал Путин. То есть мужчины, родившиеся в 1959 и 1960 годах, и женщины, родившиеся в 1964 и 1965 годах, смогут выйти на пенсию на полгода раньше. Мужчины 1959–1960 годов рождения смогут выйти на пенсию в 60 с половиной и 61 с половиной лет соответственно, женщины 1964–1965 годов рождения — в 55 с половиной и 56 с половиной лет соответственно.

«Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года», — сказал президент. Это мера по смягчению «шока» для тех, кто готовился к пенсии уже в следующем году или через год, но этим летом узнал, что выход на пенсию задерживается. «Сложнее всего придется тем, кто первым столкнется с повышением пенсионного возраста», — признал Путин.

По мнению Александра Сафонова, подавляющее большинство граждан воспользуются этим правом и выйдут на пенсию на полгода раньше. Как сообщила Голикова, в результате этой инициативы бюджет сэкономит на 490 млрд руб. меньше (в сумме за 2019–2024 годы), чем предполагал правительственный законопроект.

Защита для предпенсионеров

Пенсионную реформу Путин предложил дополнить мерами по защите людей предпенсионного возраста. Само понятие предпенсионного возраста расширяется — сейчас оно затрагивает россиян, которым остается два года до выхода на пенсию (для них доступны программы поддержки занятости), а согласно предложению Путина, будет защищать тех, кому остается пять лет до пенсии.

Впрочем, такая мера будет действовать лишь в течение переходного периода реформы, то есть до 2028 года. Затем предпенсионный возраст снова будет составлять два года до пенсии, следует из слов президента. Правительству Путин поручил утвердить для предпенсионеров специальную программу по повышению квалификации (министр Топилин говорил, что федеральный бюджет будет тратить на нее 5 млрд руб. ежегодно).

Стимулы для компаний, которым придется трудоустраивать и сохранять предпенсионеров на работе, еще предстоит разработать правительству — такое поручение кабинету дал Путин. Ранее в «Единой России», например, предлагали разработать механизмы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, который ориентируется на пожилых работников. Пока же избегать увольнения пожилых россиян, которые еще не вышли на пенсию, планируется путем ужесточения ответственности для работодателей. Для них нужно ввести «административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста», заявил Путин.

Читайте также:
В Кузбассе осудили мошенника, взимавшего «налоги» с соседа

Для тех предпенсионеров, которые решили уволиться с работы сами, планируется повысить пособие по безработице. Сейчас его максимальный размер для всех составляет 4900 руб., а Путин предложил увеличить его для граждан предпенсионного возраста до 11280 руб.

Идея об уголовной ответственности для работодателей обсуждалась в Минтруде — министерство указывало, что это позволит «не допустить увольнений и отказов в приеме на работу по мотивам, не связанным с профессиональными качествами», и добиться «искоренения стереотипов и предвзятого отношения» к гражданам предпенсионного возраста.

Наказанием для работодателей (должностных лиц предприятий) за увольнение сотрудников, достигших предпенсионного возраста, могут стать штрафы до 200 тыс. руб. или зарплата должностного лица за 18 месяцев, заявила журналистам вице-премьер Татьяна Голикова. «Будем базироваться на статье [Уголовного кодекса] за необоснованное увольнение женщины по мотивам беременности или имеющей детей до трех лет. Это штраф до 200 тыс. руб. или зарплата за 18 месяцев», — сказала Голикова. Речь идет о ст. 145 Уголовного кодекса.

Бизнес предостерегает

Бизнес воспринимает идею ужесточения ответственности с опаской. Стимулом не увольнять людей старшего возраста такая мера не станет, предупреждает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Наоборот, работодатель будет с опасением относиться к подобным вариантам и будет, грубо говоря, на дальних подступах убирать людей, с которыми может произойти такой конфликт. Служба по персоналу и юристы будут заточены на то, чтобы заранее подстраховаться и обложить такого человека определенными замечаниями и выговорами», — рассуждает Назаров.

Административная ответственность поможет сохранить сотрудников на работе, но «в Уголовном кодексе и так статей хватает», отмечает президент «Опоры России» Александр Калинин. Если уголовную ответственность введут, «работодатели для подстраховки начнут массово увольнять женщин в 54 года, а мужчин в 59 лет», считает бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Сохранять предпенсионеров на работе помогли бы льготы по пенсионным взносам, говорит Калинин: «Это правильно, потому что человек делает взносы не для себя, а для тех поколений, которые уже отработали» (такова суть солидарной пенсионной системы). Сейчас размер взносов на пенсионное обеспечение составляет 22% от фонда оплаты труда, их уплачивают работодатели из собственных средств.

Положительный эффект может оказать бесплатная диспансеризация, о которой также говорил Путин (ради нее работодатель должен будет давать сотрудникам предпенсионного возраста два оплачиваемых выходных в году), считает Калинин. По его словам, работодатели смогут удостовериться, что у работников нет серьезных заболеваний. Еще одна положительная мера — повышение квалификации, которое профинансирует федеральный бюджет, но заказчиком таких программ должен быть бизнес, их не надо навязывать, подчеркивает Калинин.

Помимо послаблений по страховым взносам помогли бы льготы для компаний, в которых не менее половины сотрудников — пенсионеры, указывает Назаров. По его мнению, для них можно было бы снижать налог на прибыль, как это раньше было в компаниях, где больше половины работающих были инвалидами.

Льготы переходного периода

Путин дополнил реформу обещанием сохранить льготы для граждан, которые выйдут на пенсию позже, чем они рассчитывали: федеральные льготы пенсионеров для них продолжат действовать начиная с 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В первую очередь речь идет о налогах на недвижимость и землю (так называемый налог на шесть соток), которые пенсионеры не платят.

Смягчить пенсионную реформу таким способом предлагала «Единая Россия», само предложение обсудили в правительстве. Но в версии, представленной президентом, появилась оговорка о том, что льготы сохранятся только на переходный период реформы. Получается, что мужчины 1962 года рождения и женщины 1967 года рождения смогут воспользоваться «старыми» льготами: по достижении 60/55 лет смогут, например, не платить налог за квартиру, хотя пенсионный возраст для них уже будет составлять 64 года и 59 лет соответственно. А следующее поколение (мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения) уже будут пользоваться этими льготами только начиная с 65/60 лет.

Еще один блок льгот — региональные, они касаются ЖКХ, покупки лекарств, оплаты капитального ремонта, проезда в общественном транспорте. Путин заявил, что рассчитывает, что власти субъектов также сохранят их в старых пенсионных границах на переходный период.

Другие послабления

Среди других послаблений в правительственный законопроект, которые предложил Путин, — сохранение действующего пенсионного возраста для малочисленных коренных народов Севера, введение с 2019 года давно обещанной надбавки к пенсиям сельских жителей и сокращение трудового стажа, дающего основания для досрочного выхода на пенсию.

Июньский законопроект правительства предполагал, что пенсионный возраст граждан из числа малочисленных народов Севера будет повышен до 60/58 лет (с действующих 55/50 лет). Теперь коренные народы Севера (численность их, по данным переписи 2010 года, составляла около 260 тыс. человек) присоединятся к категориям (работающие с вредными и тяжелыми условиями труда, члены экипажей гражданских самолетов, спасатели, «чернобыльцы», инвалиды и т.д.), которых повышение пенсионного возраста вообще не затронет.

Законопроект правительства также вводит новое основание для досрочного выхода на пенсию — очень длительный трудовой стаж: женщины со стажем не менее 40 лет и мужчины со стажем не менее 45 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общего пенсионного возраста. Однако мало кто смог бы воспользоваться этой возможностью, следовало из заключения комитета Госдумы по труду и социальной политике: по его расчетам, чтобы в переходный период воспользоваться правом выйти на пенсию в 60/55 лет (как сейчас), как мужчины, так и женщины должны осуществлять непрерывную трудовую деятельность с 15 лет (а в дальнейшем с 18 лет). Путин предложил более реалистичные критерии по длительности стажа — 37 лет для женщин, 42 года для мужчин.

Читайте также:
О смене электронного адреса нужно уведомлять налоговую инспекцию

Путин предложил дать право досрочного выхода на пенсию женщинам, родившим трех или четырех детей. Матери троих детей смогут выходить на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста (то есть в 57 лет), четверых детей — соответственно на четыре года раньше (в 56 лет). Женщины, родившие пять или более детей, как и сейчас, смогут выходить на пенсию в 50 лет.

Наконец, президент вспомнил о существующей норме закона, которая должна была вступить в силу еще в 2016 году, но из-за проблем с бюджетом была отложена до 1 января 2020 года, — это 25-процентная надбавка к фиксированной части пенсий сельским жителям, проработавшим в сельском хозяйстве 30 лет и больше. Согласно инициативе Путина, эта надбавка вступит в силу на год раньше, с 1 января 2019-го.

Где возьмут 756 млрд руб.?

Экономия от повышения пенсионного возраста в 2019–2024 годах превысит 3 трлн руб., и все эти средства будут направлены на повышенную индексацию пенсий, говорил Топилин 21 августа на слушаниях в Госдуме. Этот расчет касался правительственных предложений. Дополнительные инициативы президента обойдутся примерно в 756 млрд руб. до 2024 года, следует из заявлений Голиковой, то есть планируемая экономия от повышения пенсионного возраста сократится до 2,2–2,3 трлн руб.

Но правительство сохраняет планы ежегодно в течение шести лет индексировать пенсию на 1 тыс. руб., так что ее средний размер увеличится до 20 тыс. руб. к 2024 году, и этот механизм ежегодной индексации должен быть заложен в законопроект о пенсионной реформе ко второму чтению, сказал Путин. Около 500 млрд руб., необходимых на предложения президента за шесть лет, «будут изысканы в бюджете Пенсионного фонда» — отражены в трансфертах из федерального бюджета в бюджет ПФР, сказал первый вице-премьер Антон Силуанов, не уточнив, на сколько может увеличиться трансферт.

Первой за повышение пенсионного возраста ответит Татьяна Голикова

Связка “Голикова—Силуанов”

Татьяна Голикова и Антон Силуанов — два абсолютных единомышленника Алексея Кудрина, его выдвиженцы. Появление этих фигур в правительство был оценен экспертами как усиление группы влияния господина Кудрина, сменившего свою протеже в Счетной палате РФ.

Не успела Голикова до конца освоиться в новой должности, как начала проводить пенсионную реформу, разработанную Минфином. Интересная деталь: это министерство продолжает возглавлять вышеупомянутый Антон Силуанов, сам себя курирующий в должности вице-премьера.

Минфин предложил повышение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин (до 65 лет) и на 8 лет для женщин (до 63 лет). Еще в феврале прошлого года Силуанов заявил, что нужно реализовать пенсионную реформу с 2019 года. От Голиковой требовалось лишь формально санкционировать инициативу.

Фото: Агентство городских новостей “Москва”

Теперь, с помощью своих протеже, бывший министр финансов Алексей Кудрин может наконец-то воплотить в жизнь свою давнюю мечту.

Одной из своих ошибок, как чиновника глава Счетной палаты называл то, что в правительстве ему не удалось провести пенсионную реформу. По его словам, это «тяжелый и ресурсоемкий вопрос, который нужно решить».

Министр финансов Силуанов, к слову, вообще предлагал увеличить возрастной ценз пенсионерам сразу, без плавного перехода, который, надо отдать должное, все-таки предусмотрел Минтруд.

В этой ситуации Голикова имеет крайне узкий коридор для маневра и вынуждена “плыть по течению”.

Возраст дожития

Все, кто собрался получать пенсионное пособие в следующем году, должны будут подождать еще год. О том, как повышение возрастного ценза для российских пенсионеров будет выглядеть на практике, объяснила Татьяна Голикова.

По ее словам, начиная с 2019 года, возраст выхода на пенсию будет ежегодно увеличиваться на один год. В следующем году новых пенсионеров не появится, мужчины 1959-го и женщины 1964 года рождения выйдут на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет. 1960-й и 1965-й года рождения станут пенсионерами в 2022 году в возрасте 62 года и 57 лет. Мужчины 1961-го и женщины 1966-го года рождения смогут выйти на пенсию в 2024 года в возрасте 63 и 58 лет. И так далее до 2028 года у мужчин и до 2034 года у женщин, когда будут достигнуты целевые возраста в 65 лет и 63 года.

Этот статистический подход к потенциальным пенсионерам сейчас переведем в гуманитарную плоскость. Из-за новой пенсионной реформы 52-летней женщине придется выходить на пенсию на три года позже.

Еще заметнее разницу ощутят собравшиеся на пенсию мужчины. Так, 54-летний мужчина выйти на пенсию сможет только в 2029 году. Получается, что вместо 6 лет этому человеку придется ждать пенсии 11 лет.

Если учесть, что, в среднем, продолжительность жизни российских мужчин, по итогам 2017 года, составила 66,5 лет, то правительство, вероятно, не планирует слишком долго содержать пенсионеров. С таким подходом, насладиться заслуженным отдыхом смогут лишь редкие долгожители.

Надежда умирает последней

Именно Татьяна Голикова в должности вице-премьера отвечает за проведение пенсионной реформы перед правительством и перед гражданами России, о которых предпочитают думать в последнюю очередь.

Есть надежда, что госпожа Голикова, умея хорошо считать и обладая настоящим талантом по запоминанию цифр, сможет подсчитать все в интересах населения, а не в интересах своего бывшего начальника, который, наверное, “спит и видит”, как бы заставить россиян работать дольше и сократить число пенсионеров.

Читайте также:
Портал Госуслуг расширяет сотрудничество с ФНС России

Напомним, начинала свою карьеру Татьяна Голикова в Минфине, где из 17 лет стажа 7 проработала под руководством министра Алексея Кудрина.

Будучи главой Счетной палаты, именно Татьяна Голикова выявляла неэффективность расходования бюджетных средств. В течение 2017 года, под ее руководством аудиторы выявили нарушений на 1,87 трлн рублей, которые эквиваленты 5,8% всех государственных расходов за прошлый год (!). И этих идущих из бюджета неведомо куда денег стало вдвое больше, чем Счетная палат обнаружила в предудщем. Дело в том, что нарушения при использовании бюджета в 2016 году стоили нам 965,8 миллиарда рублей. Если бы эти исчезающие миллиарды были направлены на пенсии, то повышать пенсионный возраст, вероятно, не было бы необходимости.

Почему-то решением уменьшения числа пенсионеров в базе правительство предпочитает заниматься больше, чем работой над неэффективным использованием федеральных средств.

В своей должности руководителя счетной палаты Голикова не знала себе равных. Именно она часто высказывалась о несовершенствах системы социальной поддержки россиян. Например, критиковала размер пособия по безработице и заявляла, что люди не видят смысла регистрироваться в службе занятости, собирать бумаги, чтобы получать пособия, на которые невозможно прожить.

Критиковала Голикова и действующую систему социальных выплат и льгот, считая ее несправедливой и недостаточно адресной. Например, выступая на инвестиционном форуме в Сочи в 2018 году, Голикова рассказала, что в ряде регионов России обнаружились владельцы автомобилей Rolls-Royce, Lamborghini и Bentley с многотысячными льготами по уплате транспортного налога.

Почему бы не заняться сначала решением этих проблем? Если система работает не справедливо, если и так понятно, что реальные доходы очень низкие, а льготы себе “выбивают” те, у кого есть с должности и связи, то зачем загонять население страны в еще более тяжкое положение? Если ошибки есть, то их нужно исправлять. А уже потом заниматься реформами. Будем надеяться, что, на посту вице-премьера, Татьяна Голикова продолжит не только находить ошибки в расходовании бюджетных средств, но и устранять их без нагрузки на население.

Эксперт поддержал мнение Голиковой об экономии и назвал единственную цель пенсионной реформы

Сегодня на пленарном заседании Госдумы РФ заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова заявила, что во время проведения пенсионной реформы власти не ставили перед собой задачи сэкономить бюджетные средства.

Пенсионная реформа не означает экономии бюджетных средств

По словам Татьяны Алексеевны, ни президент РФ Владимир Путин, ни правительство РФ не ставили при проведении пенсионной реформы задачи сэкономить на повышении пенсионного вопроса. Главной задачей данного реформирования является обеспечение роста пенсий на уровень выше официальной инфляции в стране, что необходимо для поддержания приемлемого уровня жизни российских пенсионеров.

В результате, текущий пакет реформирования пенсионной системы в качестве своей конечной цели ставит поддержание и повышение уровня жизни, как действующих, так и будущих пенсионеров, и это чрезвычайно важно в условиях современных трудностей в экономике РФ.

Здесь необходимо отметить, что пенсионный возраст в последней редакции стартующей реформы будет повышен для мужчин, как и для женщин на 5 лет с лагом повышения в полгода за год, в результате чего, эти показатели составят в России 65 и 60 лет, соответственно.

Это технический момент пенсионной реформы, поскольку о повышении пенсионного возраста заговорили в России давно по той причине, что это общемировой процесс, который связан с резким старением населения в государствах Европы.

Россия пытается найти средства для поддержания уровня пенсий

Точно такие же меры проводятся и на всем пространстве СНГ, причем если брать Россию, то у нас просто создалась необходимая ситуация для проведения подобных реформ – в России в ближайшее время ожидается повышение роста средней продолжительности жизни до 72 лет у мужчин и 79 лет для женщин. И именно это является главной предпосылкой для повышения пенсионного возраста.

Заведующий кафедрой менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова Константин Ордов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что необходимо согласиться с подобной оценкой реформирования отечественной пенсионной системы.

«Да, у современных пенсионеров в связи с обещанием повышать страховые выплаты на 1000 рублей в год, пенсии действительно увеличатся, пусть и такая сумма для работающего человека выглядит незначительной», – констатирует Ордов.

При этом, здесь нужно отметить, что из этой 1000 рублей при инфляции в 4-5 процентов порядка 600 рублей будут являться компенсацией за среднее повышение цен, а остальные 400 уйдут на компенсацию потребительского пакета российских пенсионеров.

В России действует распределительная пенсионная система

Просто средняя инфляция, из которой и вычисляются все отечественные базовые макроэкономические показатели, исходит от роста цена на основные потребительские товары в российском народном хозяйстве. В то же время, средняя потребительская корзина наших пенсионеров от этого значительно отличается – там есть лекарства и другие товары, где рост цен, как правило, выше.

«Действующие российские пенсионеры, которые сегодня получают в среднем 12-14 тысяч рублей страховых выплат в месяц, будут, естественно, обрадованы подобной прибавкой, которая имеет существенное значение для их частного бюджета», – заключает Ордов.

В то же время, как замечает эксперт, для будущих пенсионеров ни пенсия в 12 тысяч, ни тысяча рублей ежегодной прибавки не является значимым фактором доверия к стартовавшей пенсионной реформе. И это, кстати говоря, нормально, но, несмотря на это, российскому правительству нужно что-то делать с этим вопросом и принимать здесь соответствующие меры.

Читайте также:
Минтранс вынудили пойти на скидки

«Здесь нужно еще понимать, что отечественная пенсионная система является не накопительной, а распределительной, поэтому все эти повышения связаны с теми расходами, которые понесут все российские работники», – резюмирует Ордов.

Только экономический рост решит проблемы пенсионной системы

Соответственно, чем больше живут в нашей стране пенсионеры, то тем больше средств должны будут платить действующие работники, а это говорит о том, что трансферт государства на пенсионные нужды продолжит увеличиваться.

«Достаточно привести слова Путина, когда президент заметил, что никакой выгоды для федерального бюджета пенсионная реформа не принесет, не говоря уже про его личные корректировки первоначального плана реформирования. Более того, послабления президента приведут к тому, что нам придется сверх плана увеличить финансирование Пенсионного фонда», – констатирует Ордов.

Все это подтверждает тот факт, что риски, которые были у нашей пенсионной системы до текущей реформы, сохраняются, и речь здесь не идет о том, чтобы сэкономить для федерального бюджета какие-то денежные средства.

Просто пока у нас не будет эффективной накопительной пенсионной системы, мы будем продолжать испытывать трудности, а это возможно только в случае повышения качества жизни российских граждан вследствие серьезного экономического роста в нашей стране. Без этого мы не сможем решить те огромные проблемы, которые перед нами каждый год продолжит ставить отечественная пенсионная система.

«В результате, экономии бюджетных средств в рамках пенсионной реформы не произойдет. При этом, общие расходы здесь вырастут, а все заложенные повышения продолжат оставаться ежегодной проблемой для федерального бюджета», – заключает Ордов.

Таким образом, мы в ближайшие годы продолжим выстраивать, как пенсионную систему, так и всю российскую экономику.

Игра в пенсии: кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили

В четверг, 14 июня, пока весь мир ждал матча открытия чемпионата мира по футболу на московском стадионе «Лужники», правительство Дмитрия Медведева объявило о пенсионной реформе: возраст выхода на пенсию мужчин повышается с 60 до 65 лет, женщин — с 55 до 63 лет. Новость мало кого оставила равнодушным и наряду со сводками с футбольных полей постоянно находилась в топе новостей.

«Пенсионный возраст — это идол, образ, а под красками — фанера. Может, есть, но я давно не видел не во сне, а наяву пенсионера», — иронизировал лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров в написанном по случаю стихотворении. По стране прокатилась волна протестов. Такими сплоченными россияне не были давно, свидетельствует июньский опрос «Левада-центра»: против повышения пенсионного возраста выступили 89% граждан.

Сразу после объявления о реформе рейтинги президента, премьер-министра и правительства начали стремительно падать. Тем не менее уже 3 октября Владимир Путин подписал закон о реформе, хоть и в смягченном варианте. Зачем правительство пошло против общественного мнения, и кто был автором этой реформы?

Как решали

Объявление пенсионной реформы в день открытия чемпионата мира многие СМИ, эксперты и чиновники восприняли как попытку провернуть реформу под прикрытием футбола. «Пока мы радовались успехам наших футболистов, — негодовал глава КПРФ Геннадий Зюганов на думских слушаниях по поводу закона, — правительство решило забить гол всей стране».

Дата — всего лишь случайное совпадение, уверяет источник Forbes в кабинете министров, осведомленный о ходе реформы. Заседания правительства проходят каждый четверг. На 7 июня была назначена прямая линия с президентом, которого максимально дистанцировали от пенсионной реформы, поэтому судьбоносное объявление назначили на 14 июня — ближайший четверг после прямой линии. Но решение о реформе было принято значительно раньше.

Еще до выборов президента на многочисленных совещаниях обсуждался пакет реформ, который правительству предстояло реализовать в новом политическом цикле, рассказывает один из федеральных чиновников. В обсуждении повышения пенсионного возраста участвовали Дмитрий Медведев, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, возглавлявший в то время Центр стратегических разработок Алексей Кудрин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, помощник президента Андрей Белоусов. Социальный блок, которым в прежнем правительстве руководила Ольга Голодец, в этом не участвовал.

В ведомствах эту информацию не прокомментировали. С объявлением о реформе решили повременить до выборов и последующей смены правительства. Новый кабинет министров Путин представил 18 мая. Ответственной за социальные вопросы стала бывший председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, поэтому основной груз проблем, связанных с реформой, лег на ее плечи.

Кто был автором

Шум вокруг реформы не утихал все лето. Депутаты в Госдуме спорили до хрипоты, Антон Силуанов дал подробное интервью Владимиру Познеру и пытался объяснить на пальцах зрителям «Первого канала», почему они должны будут выходить на пенсию позже.

Люди искали виновных и строили догадки. Одна из популярных версий: на реформу Путина уговорили Кудрин и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. А в авторы текста законопроекта о пенсионной реформе народная молва записала молодого экономиста Владимира Назарова, который работает в Институте Гайдара и возглавляет финансовый НИИ при Минфине.

Писал документ, конечно, не Назаров, хотя проблемами пенсионной системы он занимается уже 10 лет и прямолинейно поддерживает повышение пенсионного возраста. «Вынужден развеять этот миф, — смеется попавший под удар экономист. — Автор реформы — правительство, оно подготовило законопроект и внесло его в Думу».

«Человека, конкретное лицо, которое отвечало за эту реформу, мы за все лето так и не увидели. Но понятно, что ответственность несут первые лица [страны]», — считает заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» и член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин.

Конкретного лица за реформой не видно, но очевидно одно: впервые о повышении пенсионного возраста объявили в самом жестком из всех обсуждавшихся вариантов — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, и это была идея Минфина, который формально не имел отношения к подготовке законопроекта. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтвердил, что на гораздо более мягком сценарии настаивала Татьяна Голикова — взять паузу и посвятить какое-то время адаптации населения. И тем не менее именно ее блоку пришлось подготовить текст закона в жестком варианте — этим занимались специалисты из Минтруда и Пенсионного фонда.

Читайте также:
Половина россиян работает в тени

Подарок от Путина

Президент глубоко вздыхает и проникновенно смотрит в камеру: «Нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием». В своем обращении к народу по поводу повышения пенсионного возраста Путин поведал о неотвратимости реформы, но пообещал смягчить ее. Срок выхода на пенсию женщин снижен до 60 лет, многодетные матери могут выйти на пенсию досрочно, а те, кого реформа должна коснуться в ближайшие два года, могут выйти на пенсию на полгода позже. Также президент ввел понятие предпенсионного возраста (пять лет до возраста выхода на пенсию), указал на необходимость ввести уголовную и административную ответственность бизнеса за увольнение предпенсионеров, обещал предпенсионерам специальную систему повышения квалификации и два дня бесплатной диспансеризации в год с сохранением зарплаты. По данным компании Mediascope, телетрансляцию, которую показали по федеральным каналам 29 августа, смотрели почти 7 млн человек.

Президент долго хранил молчание и не вмешивался. Вся ответственность за реформу легла на плечи правительства. Впервые о реформе президент высказался лишь через месяц после объявления правительства. На встрече с волонтерами ЧМ в Калининграде Путин уверял, что ни один из вариантов повышения пенсионного возраста ему не нравится и что окончательного решения по этому вопросу еще нет. Но ему все же пришлось поставить точку в этом вопросе. В правительстве, разумеется, ожидали бурной реакции общественности, но рейтинг президента падал просто сокрушительно. Через три дня после объявления реформы уровень одобрения работы Путина, по данным ФОМ, упал до 69% — абсолютный минимум за последние пять лет, но телеобращение ситуацию не спасло: к ноябрю рейтинг одобрения составлял уже 61%.

В том, как Путин отечески успокаивал нацию с экранов телевизоров и предложил смягченный вариант реформы, вновь заподозрили подвох — якобы и это тоже было срежиссировано заранее. В интервью радио «Коммерсантъ FM» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов предполагал, что такой сценарий мог быть продуман в общих чертах как вариант отступления при слишком негативной реакции общества. Но два источника Forbes в правительстве говорят, что как минимум для Минфина, продвигавшего жесткий сценарий, смягчение стало неожиданностью. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтверждает, что Голикова обсуждала с Путиным варианты смягчения. Именно поэтому после обращения Путина она стала официальным представителем президента по этому законопроекту и защищала поправки к нему в Госдуме и в Совете Федерации.

Зачем все это

«Силуанов призвал «срочно повысить» пенсионный возраст» — гласит заголовок статьи в «Российской газете». Статья посвящена выступлению министра финансов на «правительственном часе» в Госдуме задолго до реформы, в сентябре 2015 года. Тогда призыв Силуанова не нашел поддержки, хотя в его обращении уже фигурировало слово «срочно».

В течение многих лет эксперты из РАНХиГС, ВШЭ, ЦСР, Экономической экспертной группы и НИФИ говорили о необходимости повысить пенсионный возраст, делали соответствующие расчеты, писали научные статьи и выступали в СМИ. Главным публичным сторонником реформы был глава ЦСР Алексей Кудрин. Настойчиво из выступления в выступление он повторял, что пенсионный возраст нужно повышать немедленно, «иначе будет поздно». «Предпосылки для повышения пенсионного возраста были и раньше», — соглашается замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Доводы в пользу повышения с тех пор не изменились. В России резко уменьшается соотношение пенсионеров и работников, за которых платятся социальные страховые взносы. Иначе говоря, тех, кто оплачивает пенсии ныне живущим пенсионерам, становится все меньше. Сейчас, по расчетам исследователей ВШЭ, на одного пенсионера приходится 2,3 человека трудоспособного возраста. Учитывая теневую занятость, по расчетам РАНХиГС, на одного пенсионера приходится всего 1,1 работающего, за которого работодатель выплачивает взносы. Через 10 лет этот показатель составит 1,2 благодаря повышению пенсионного возраста, в противном случае он скатился бы к единице к 2030 году, поясняет Юрий Горлин.

От этого соотношения напрямую зависит возможность повышать пенсии. Согласно «майскому указу» президента в ближайшие шесть лет индексация пенсий должна проходить выше уровня инфляции. Чтобы это делать, нужно где-то брать деньги, а источников всего два: бюджетные средства и взносы от работодателей.

«Можно было, конечно, ничего не делать и не повышать пенсионный возраст. Но тогда вариантов оставалось бы немного», — рассуждает Владимир Назаров из НИФИ. Если оставить все как есть, сильно увеличится разница между пенсией и заработной платой. Сейчас неработающие пенсионеры получают порядка 34% средней заработной платы работающего человека, и если не вмешаться, то через пару лет показатель будет около 30–25%. «Уровень меньше 30% общество уже посчитало неприемлемо низким», — объясняет Назаров. Второй вариант — для финансирования пенсий повышать налоги или тарифы страховых взносов. Но такой рост нагрузки на граждан был бы несовместим с желанием ускорить рост российской экономики.

При росте экономики около 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го — 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции или чуть выше можно было бы и без повышения пенсионного возраста, подсчитал Горлин. Но обеспечить устойчивый рост пенсий уже не получится без дополнительных мер, потому что зарплаты будут расти быстрее и пенсии потеряют свою основную функцию — быть страховкой от утраты заработка. Именно поэтому страховые пенсии в ближайшие шесть лет будут повышаться темпами, значительно превышающими прогнозируемый уровень инфляции.

Читайте также:
Налоговая имущественная ставка для организаций будет снижена, но не для всех

По оценкам экспертов, итоговые траты бюджета окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста. По расчетам, которые представляла Татьяна Голикова, деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн рублей, но пенсионное обеспечение потребует затрат в 3,3 трлн рублей за шесть лет.

Что сделали не так

Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.

Вторая особенность — очень высокие, даже агрессивные темпы повышения пенсионного возраста: каждый год возраст выхода на пенсию будет становиться на год выше. В ОЭСР средний рост повышения пенсионного возраста составляет три месяца в год, а в СНГ — по шесть месяцев в год. «Понятно, конечно, что чем быстрее поднимается возраст, тем раньше возникает большая «бухгалтерская» экономия», — рассуждает Юрий Горлин.

Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.

Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.

Армия безработных

Есть один спорный вопрос: сможет ли экономика создать новые рабочие места для предпенсионеров. По оценкам Минэкономразвития, прирост занятых из-за повышения пенсионного возраста составит в 2019 году 137 200 человек, а суммарно к 2024 году — 1,8 млн человек. В министерстве верят, что этот выплеск рабочей силы добавит к росту ВВП 1,3 процентного пункта, то есть по 0,2–0,3 процентного пункта в год. Эксперты НИФИ более оптимистичны и прогнозируют прирост в 0,3–0,5 процентного пункта ВВП ежегодно.

Эти расчеты основаны на том, что не вышедшие на пенсию люди найдут работу. А в этом экономисты и противники реформы, да и сами будущие предпенсионеры не уверены. По мнению депутата Олега Шеина, инициатива правительства выпустит на рынок армию безработных. В мире идет процесс автоматизации производства. В таких условиях повышение пенсионного возраста — это просто выбрасывание на рынок труда абсолютно ненужной рабочей силы.

«Куда пойдут эти люди? — беспокоится Шеин. — Они останутся без средств к существованию, а следствием может оказаться рост безработицы, падение доходов населения и снижение темпов роста экономического развития».

Госдумой одобрены поправки в раздел X “Охрана труда” Трудового кодекса РФ

Отмечается, что обновленная редакция раздела концептуально меняет подходы в области охраны труда. Приоритет отдан профилактике и обеспечению безопасности на рабочем месте. Расширена самостоятельность работодателей, а работники плотнее вовлечены в управление охраной труда. Изменения призваны стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда для сотрудников.

Общая задача поправок – перейти к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны. Риск-ориентированный подход предполагает максимальную персонализацию политики в области охраны труда. После вступления в силу поправок работодатель будет обязан учитывать те риски, которые возникают на конкретном рабочем месте, и обеспечивать условия для охраны труда работника с учетом особенностей работы на конкретном рабочем месте.

В перечень основных понятий добавлен термин “опасность”, и в ТК введена новая статья, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда – предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.

Документ расширяет обязанности работодателя в части профилактических мер, которые предусматривают выявление опасностей и профессиональных рисков на рабочем месте, анализ и оценку условий труда, учет микротравм и расследование причин их появления.

Вводится запрет на работу в опасных условиях труда. Работодатель обязан приостановить работу, если по результатам спецоценки условиям труда на рабочем месте присвоен 4 й класс. При этом в случае выявления такой опасности на рабочих местах за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок. Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере труда.

Принципиально меняется подход в предоставлении средств индивидуальной защиты (СИЗ). Обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника.

Читайте также:
Депутат предлагает альтернативный повышению НДС вариант

У работодателей появятся права:

вести электронный документооборот в области охраны труда;

использовать в целях контроля за безопасностью работ оборудование для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации.

Работодатель вправе предоставить дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов в области охраны труда представителям федеральных органов власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти в сфере труда. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена также деятельность комитетов по охране труда, которые создаются по инициативе работодателя или самих работников. Комитеты организуют совместные действия работодателя и работников, направленные на соблюдение требований по охране труда, предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок.

Закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам – в системе КонсультантПлюс.

Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года

zagandesign / Depositphotos.com

Обеспечение работникам безопасных условий труда является, наряду со своевременной выплатой заработной платы, одной из важнейших обязанностей работодателя. В настоящее время нормативная база, регулирующая отношения в сфере охраны труда, активно корректируется. Так, например, с 1 апреля действуют новый перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, и новый порядок проведения таких медосмотров (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н). С 1 сентября применяется новый профстандарт “Специалист в области охраны труда” (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 г. № 274н). Летом текущего года были утверждены новая форма и порядок подачи декларации соответствия труда государственным нормативным требованиям охраны труда – такие декларации, напомним, подаются работодателями в территориальные инспекции труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а также рабочих мест, условия труда на которых по результатам измерений вредных или опасных производственных факторов признаны оптимальными иди допустимыми. Применяться новые форма и порядок подачи декларации, а также порядок ведения реестра таких деклараций начнут с 1 марта следующего года (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2021 г. № 406н).

С этой же даты – 1 марта 2022 года – вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ), которым корректируется целый ряд положений Трудового кодекса, регулирующих отношения в области охраны труда. Изменения предполагают не только систематизацию и уточнение существующих норм и понятий: подробно, например, расписываются полномочия Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в части государственного управления охраной труда, основные принципы обеспечения безопасности труда, уточняются определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками и т. д., – но и закрепление в ТК РФ новых требований в сфере охраны труда. Рассмотрим наиболее интересные из этих нововведений, опираясь на комментарии, который дал в ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией “Гарант”, заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец.

Обязанности работодателей и работников

Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ. С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения этих требований, соответствующую обязанность, по мнению Ивана Шкловца, нужно прямо прописывать либо в трудовых договорах, либо в локальных нормативных актах, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

Примером несоблюдения требований охраны труда является неприменение работниками выданных им средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны в обязательном порядке использоваться при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда и работ в особых температурных условиях. С 1 марта следующего года такие действия будут являться основанием для отстранения работников от работы без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ дополняется соответствующим абз. 6; в настоящее время отстраняться от работы по причине неиспользования СИЗ могут только лица, занятые на подземных работах, – в соответствии со ст. 330.4 ТК РФ). При этом стоит иметь в виду, что такое отстранение будет возможно, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ. В случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника (ст. 216.1 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). На это следует обратить особое внимание, потому что по общему правилу за период простоя по вине работодателя работникам выплачивается, как правило, не весь заработок, а 2/3 от него (ст. 157 ТК РФ).

Читайте также:
ПФР напоминает о важности СНИЛС

Стоит также отметить, что изменяется и сам порядок обеспечения работников СИЗ. Сейчас работодатели руководствуются типовыми нормами выдачи СИЗ (они утверждены для конкретных отраслей экономики и производств) и смывающих или обезвреживающих средств – сразу следует подчеркнуть, что право использовать эти типовые нормы сохраняется до 31 декабря 2024 года (ч. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ установлен соответствующий переходный период). По новым же правилам работодателям нужно будет самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи таких средств, руководствуясь правилами обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также едиными типовыми нормами выдачи таких средств, которые предстоит утвердить Минтруду России (ст. 221 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).

Узнайте последние изменения в правовом регулировании трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

Таким образом, каждому работодателю нужно будет издать локальный нормативный акт, предусматривающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами. Причем, что также немаловажно, – обязательно с учетом результатов специальной оценки условий труда. “Если возникают такие ситуации, когда спецоценка еще не проведена: создается новая компания или же в компании создаются новые рабочие места, и мы на эти новые рабочие места принимаем работников, мы должны определить, какие условия труда на них возникают. Если раньше работодатели могли спокойно пользоваться различными перечнями должностей работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и обеспечивать их СИЗ до проведения спецоценки, то новая ст. 221 ТК РФ жестко привязывает необходимость обеспечения СИЗ к результатам спецоценки. Это означает, что спецоценку нужно проводить как можно быстрее, и только непосредственно по ее результатам, если выявлены вредные факторы: условия труда относятся к 3 или 4 классу, – работодатель обязан обеспечить таких работников СИЗ”, – пояснил Иван Шкловец.

Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.1 ТК РФ). Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда. Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.

После реализации запланированных мероприятий должна будет проводиться внеплановая спецоценка условий труда на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтвердят снижение класса условий труда, работа сможет возобновиться. Если же снизить класс условий труда работодателю не удалось, он должен будет предложить работникам другую работу, так как эти рабочие места ликвидируются, а соответствующие должности сокращаются, подчеркнул Иван Шкловец. В связи с этим руководитель Роструда советует всем работодателям, у которых есть рабочие места с опасными условиями труда, уже сейчас провести необходимые для снижения класса опасности мероприятия, чтобы спокойно работать после 1 марта 2022 года.

Следует иметь в виду, что под запрет на работу в опасных условиях труда не будут подпадать работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, и еще некоторые виды работ – в соответствии с перечнем, который утвердит Правительство РФ.

Помимо обязанности обеспечивать проведение спецоценки условий труда, у работодателя появится также прямая обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Соответствующее требование не является новым, указание на необходимость реализации таких мероприятий по управлению профессиональными рисками содержится в п. 33-39 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н). Однако на практике, по статистике Роструда, большинство работодателей это требование не исполняют, что регулярно выявляется инспекциями труда. Вероятно, обновленные положения ТК РФ, прямо устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – дающие более детальное представление о том, что такое опасности и профессиональные риски и как они должны выявляться (ст. 209, ст. 218 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ), помогут работодателям наладить соответствующие процессы. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, – Минтруд России должен будет утвердить рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, а также рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению, – представляется крайне важным.

Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). В настоящее время, как отметил Иван Шкловец, организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок. Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России – призвано исправить эту ситуацию.

Читайте также:
Работа за границей не приводит к возникновению НДФЛ

Производственный травматизм и профессиональные заболевания

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.

Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, по мнению Ивана Шкловца, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию. Каким образом должен будет осуществляться такой учет, станет понятно после утверждения Минтрудом России соответствующих рекомендаций.

Новые права работодателей в сфере охраны труда

В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий:

  • порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники;
  • при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.

Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74, ст. 96 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”).

Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.

Если попытаться в целом охарактеризовать планомерно ведущуюся корректировку правил по охране труда, можно констатировать, что она направлена на повышение самостоятельности работодателей (путем введения, например, права на самообследование (подп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 311-ФЗ)), закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.

Поэтому всем работодателям уже сейчас следует внимательно изучить новую редакцию раздела X ТК РФ, с тем чтобы иметь возможность оперативно привести свои системы управления охраной труда в соответствие с новыми требования после утверждения необходимых подзаконных актов и обеспечить себе большую самостоятельность в этой области.

О новых основаниях отстранения от работы

Федеральный закон №311-ФЗ от 02.07.2021

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ внес поправки в Трудовой кодекс, которые актуализировали раздел по охране труда и ввели новое основание для отстранения сотрудника от работы.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 года.

Обо всем по порядку.

Новое основание для отстранения от работы

В Трудовом кодексе прописана отдельная статья 76 «Отстранение от работы», по которой работников не допускают в работе.

К таким основаниям относятся, в частности:

появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

не прошедшего обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

не прошедшего обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое.

С 1 марта 2022 года работодатель обязан будет отстранить от работы работника, не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

Гарантии работникам, направляемым на медосмотр

Сейчас на время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ).

По новой редакции место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником не только на время прохождения обязательных медосмотров, но и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.

Самообследование – что это?

Новая редакция статьи 22 предоставляет работодателю право проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование).

Организация добровольно принимает решение о проведении внутреннего контроля.

Читайте также:
Американские богачи хотят заплатить больше налогов, чтобы насолить Трампу

Раздел Х «Охрана труда» ТК РФ: что изменилось?

Основная часть поправок Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ посвящена разделу об охране труда.

1. Новое понятие «Опасность». Опасность — потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности (ст. 209 ТК РФ).

Введена новая статья 209.1, устанавливающая принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение и профилактика, минимизация повреждений здоровья.

2. Расширили понятие «рабочее место». Это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3. Поменяли название главы 34: вместо «Требования охраны труда» будет «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

Определяется, что такое госуправление охраной труда, какие полномочия в этой сфере принадлежат Правительству РФ, федеральным и региональным органам власти в сфере охраны труда, закрепляется порядок госэкспертизы условий труда.

Обратите внимание: переписали 34, 35 и 36 главы Трудового кодекса. Рассмотрим основные изменения и нововведения.

Работа в опасных условиях запрещена

Новая статья 214.1 обязывает работодателя приостанавливать работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на рабочих местах по результатам СОУТ будут отнесены к опасному классу условий труда.

Работать нельзя до устранения оснований, ставших причиной установления опасного класса.

Кроме того, работодатель обязан незамедлительно и любым доступным способом информировать работника о том, что условия труда на его рабочем месте по результатам СОУТ отнесены к опасному классу (новая ст. 216.2 ТК РФ).

Возобновить работу можно только после того, как работодатель:

выполнит мероприятия, предусмотренные планом;

проведет внеплановую СОУТ;

подтвердит отчетом, что условия труда больше не являются опасными.

Обратите внимание: устранение оснований проводится на основе плана мероприятий, подготовленного работодателем с учетом мнения профсоюза. Копия такого плана мероприятий направляется в контролирующий орган.

Электронный документооборот

В главе 35 Трудового кодекса определены обновленные права работодателей и работников.

Теперь работодатель имеет право (ст. 214.2 ТК РФ):

использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;

вести электронный документооборот в области охраны труда;

предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда уполномоченным госорганам.

Таким образом, контроль становится дистанционным.

Профессиональные риски

Работодателю нужно будет выявлять опасности, оценивать и снижать уровень профессиональных рисков (ст. 218 ТК РФ).

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест.

Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению утвердят.​

Безопасность труда работников

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников:

предупреждением и профилактикой опасностей;

минимизацией урона, угрожающего здоровью персонала.

Поэтому работодателю нужно будет разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Новый учет микроповреждений

Новой редакцией ст. 226 ТК РФ вводится учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.

Микроповреждения (микротравмы) – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

Работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.

Минтруд России разработает Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников.

Единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и др.

Теперь вместо отраслевых норм выдачи СИЗ и смывающих средств, составленных с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, будут единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые единые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ власти разработают, и они будут актуальны для всех отраслей.

Работодатели должны «смотреть» на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза.

Обратите внимание: для старых отраслевых норм установлен переходный период. Они будут действовать до 31 декабря 2024 года.

О труде женщин

Отдельно отметим о работе женщин.

Труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы, сейчас запрещается. А согласно принятому закону будет только ограничиваться.

Напомним, с 1 января 2021 года вступил в силу приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин». В нем сказано, что на определенных работах предполагается только ограничение на его применение.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: