Форма ДСВ-3 по допвзносам на накопительную пенсию сдается до 20 апреля

Форма ДСВ 3: что это и куда сдавать

Работодатели обязаны перечислять за своих наемных работников многочисленные взносы. К ним относятся перечисления в ПФ и другие фонды.

Иногда граждане принимают решение увеличить свою будущую пенсию путем увеличения накопительной пенсии, причем средства могут перечисляться за счет работника или владельца компании. При выплате данных средств руководители фирм обязаны ежеквартально составлять особый отчет по унифицированной форме ДСВ-3.

Бесплатно по России

ДСВ 3 — что это такое

По текущему законодательству каждый гражданин может самостоятельно увеличивать свою будущую пенсию, для чего перечисляются дополнительные взносы на накопительную часть. Процедура может выполняться самостоятельно или через работодателя.

Если на основании трудового договора руководитель компании перечисляет средства, то он дополнительно составляет отчет ДСВ-3 НСО, который сдается в отделение ПФ по месту работы. Взносы перечисляются только при добровольном решении сотрудника. Для этого работник первоначально составляет заявление, передающееся работодателю.

Сроки сдачи

Отчет по форме ДСВ-3 сдается руководителями компаний ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала. В документе указывается, какая сумма была перечислена за всех наемных специалистов на накопительную пенсию.

Кто сдает форму отчетности и куда

Отчет по форме ДСВ-3 составляется только работодателями, которые платят за своих наемных специалистов добровольные взносы в разные НПФ или государственный фонд. Процедура выполняется на основании заявления, составленного работниками. Деньги берутся из официальной зарплаты сотрудников.

При составлении реестров ДСВ-3 учитываются правила:

  • документ формируется в бумажном виде, если численность работников не превышает 25 человек;
  • если в штате трудится больше 25 человек, то разрешается составлять отчет в электронной форме.

Если используется бумажный вариант, то все листы прошиваются и нумеруются.

Правила формирования

Составить реестр по форме ДСВ-3 довольно просто, причем обычно процессом занимается бухгалтер или секретарь.

Документ содержит следующие сведения:

  • номер регистрации организации в ПФ;
  • ИНН и КПП компании;
  • название предприятия;
  • реквизиты платежного поручения, на основании которого перечислялись взносы за сотрудников;
  • табличная часть содержит ФИО застрахованных лиц, номера их СНИЛС и размер уплаченных взносов, а также указывается период, за который перечислялись средства.

Правильно сформированный реестр первоначально заверяется в банковском учреждении, через которое перечислялись средства. Только после этого отчет передается представителям ПФ. Процедура выполняется ежеквартально в установленные сроки. Допускается вместо направления документов непосредственно работникам ПФ воспользоваться услугами сотрудников МФЦ.

Если среднесписочная численность работников превышает 25 человек, то не разрешается пользоваться бумажной формой отчета. Придется применять исключительно электронную документацию, которая перед отправкой подписывается с помощью усиленной ЭЦП.

Если сдается отчетность на бумажном носителе, а также имеется больше одного листа, то учитываются правила:

  • все листы пронумеровываются;
  • создается брошюра;
  • листы прошиваются с помощью специальной нити;
  • концы нити выводятся только с тыльной стороны документа, а также крепкой связываются и заклеиваются небольшим бумажным листом;
  • на листе указывается информация о том, что в реестре прошито и скреплено печатью точное количество листов;
  • эта надпись заверяется подписью руководителя организации, а также главного бухгалтера компании;
  • в конце на ней ставится печать предприятия.

Процедурой составления данного документа занимается бухгалтер компании. В него вносятся сведения из других первичных бумаг. Можно заполнять просто на компьютере или пользоваться специальными бухгалтерскими программами, упрощающими процесс.

Если у ИП отсутствуют наемный бухгалтер, то он может пользоваться разовыми услугами. Можно самостоятельно разобраться с правилами составления формы, так как образцы находятся в свободном доступе на просторах интернета.

Требуется ли сдавать нулевые справки

В законодательстве отсутствует понятие «нулевой» формы ДСВ-3, поэтому если у работодателя отсутствуют сотрудники, которые принимают добровольное решение увеличить свою будущую пенсию, то он не сдает такой отчет в ПФ.

Начинается сдача отчетности с первого числа месяца, следующего за тем, когда работник передает заявление на перечисление средств в какой-либо фонд.

Как только гражданин увольняется или вовсе отказывается от добровольных взносов, передавая руководителю предприятия соответствующее заявление, то со следующего месяца прекращается не только перечисление средств, но и сдача отчетности. При этом не нужно предупреждать о таких изменениях специалистов Пенсионного фонда.

Обязательно ли выдавать справки работникам при увольнении

ДСВ-3 содержит информацию обо всех застрахованных лицах в компании, а также приводится размер перечисленных взносов. Так как средства перечисляются руководителем организации, то ему приходится отчитываться не только перед ПФ, но и перед непосредственными застрахованными лицами.

При увольнении директор обязан передавать сотруднику большой пакет документов, к которым относится и выписка из ДСВ-3. Она выдается исключительно специалистам, за которых работодатель уплачивал страховые взносы на накопительную пенсию. Основные правила передачи данного документа приводятся в положениях ФЗ №56.

Выписка содержит сведения обо всех перечисленных средствах за весь период работы в компании. Руководитель фирмы должен выдавать данную документацию работнику в последний день трудоустройства. Для этого нельзя требовать от специалиста какое-либо заявление. Если работодатель не выдал гражданину положенные документы, то он может привлекаться к дисциплинарной или административной ответственности.

Читайте также:
Законопроект о курортном сборе прошел во второе чтение

Заключение

Отчет ДСВ-3 составляется всеми работодателями, которые за своих работников перечисляют в ПФ или негосударственные фонды добровольные платежи на накопительную пенсию. Он сдается ежеквартально, а также содержит сведения не только о застрахованных лицах, но и о количестве перечисленных средств. Выписка из этого отчета формируется при увольнении человека, за которого уплачивались деньги.

Когда и как можно получить накопительную часть пенсии единовременно?

При каких условиях можно получить накопительную пенсию? Чем отличаются единовременная, срочная и пожизненная выплаты? Куда обратиться за назначением накопительной пенсии и какие документы предоставить? Об этом – в статье.

Как формируется накопительная пенсия

Около двадцати лет назад пенсию разделили на две части – страховую и накопительную. Если раньше отчисления с зарплат шли на ежемесячные выплаты пенсионерам, то после 2002 года часть средств стала накапливаться на личных пенсионных счетах работающих граждан. С каждой зарплаты наш работодатель отчисляет 16% на страховую часть пенсии (именно из этих денег делают выплаты нынешним пенсионерам) и 6% – на накопительную. Взносы на накопительную пенсию остаются на индивидуальном пенсионном счете. Ее выплатят «в старости» вместе со страховой пенсией, которую будут оплачивать работающие граждане.

Накопительная пенсия появилась не так давно, в 2002 году. А в 2014 был объявлен мораторий на ее пополнение за счет взносов работодателя: сейчас они идут на выплату страховой пенсии. Мораторий будет действовать до 2021 года включительно.

Чтобы проверить, сколько вам уже удалось накопить, можно запросить на портале «Госуслуги» информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета (услуга называется «Получение сведений о состоянии индивидуального лицевого счета»).

Условия получения накопительной пенсии

Пенсионные накопления можно получить, если соблюдены два главных условия:

  1. Наличие собственно накоплений на счете.
  2. Достижение прежнего пенсионного возраста: для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет. Повышение пенсионного возраста не повлияло на правила получения накопительной пенсии.

Если эти условия соблюдены, накопления будут выплачены. А вот в каком виде – единовременно, в течение нескольких лет или пожизненно – зависит от дополнительных условий. Срочная или пожизненная выплаты назначаются, когда:

  1. Достигнута минимальная продолжительность стажа: в 2020 году – 11 лет, в 2021 году – 12 лет
  2. Накоплено необходимое количество пенсионных коэффициентов (ранее – пенсионных баллов): в 2020 году – 18,6, в 2021 году – 21. Количество коэффициентов зависит от уровня зарплаты. К примеру, при ежемесячной зарплате в 10 тыс. рублей за год начисляется всего 1 коэффициент.
  3. Расчетный размер ежемесячной выплаты из средств пенсионных накоплений составляет не менее 5% от всей пенсии (об этом подробнее ниже).

При невыполнении какого-то из этих условий выплата будет единовременной – всей накопленной суммой сразу.

Способы выплаты накопительной пенсии

Есть три способа получения накопительной пенсии:

1. Можно получать пенсию пожизненно. Чтобы рассчитать сумму положенных ежемесячных выплат, необходимо разделить все накопленные средства на 264 месяца (то есть 22 года – установленный Правительством срок дожития в 2021 году). Причем если обратиться за назначением пенсии не в 60 лет, а позже, то размер ежемесячной выплаты будет выше. Пример: если мужчине в 2018 году исполнилось 60 лет, но за назначением накопительной пенсии он обратился только в 2021 году, по достижению 63 лет, то общая сумма накоплений будет поделена на 228, а не на 264. Ведь из-за более позднего обращения за накопительной пенсией ожидаемый период ее выплаты теперь составляет 19 лет, а не 22.

2. Если размер накопительной части не превышает 5% от всей пенсии, вы получите всю сумму сразу и в полном объеме.

3. Накопления можно получить в срочном режиме. А именно, получатель пенсии имеет право установить свой срок (не менее десяти лет), в течение которого ему будут выплачены все его сбережения. В этом случае платеж будет несколько больше, чем при выборе пожизненного варианта.

Однако право на получение такой – срочной – выплаты есть не у всех. Она формируется только за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть будущей пенсии гражданина, в том числе:

– добровольных взносов, которые гражданин сам перечислил в рамках Программы государственного софинансирования пенсий;

– средств софинансирования его взносов со стороны государства (по правилам упомянутой Программы государство удваивает взнос гражданина в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год);

Читайте также:
Севастополь наращивает налоги

– дополнительных взносов работодателей. Это средства, которые работодатель уплачивал на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования сверх взносов в рамках обязательного пенсионного страхования;

– дохода от инвестирования всех названных выше средств;

– средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и дохода от их инвестирования.

Чтобы получить накопительную пенсию, необходимо обратиться с заявлением к вашему страховщику – в Пенсионный фонд России (ПФР) или негосударственный пенсионный фонд. И в заявлении указать вариант получения денег – срочный или пожизненный.

В случае если вам положена единовременная выплата накоплений, она будет произведена вашим страховщиком (отказаться в пользу двух других схем в данном случае нельзя).

Куда обратиться и какие документы предоставить

Заявление на получение накопительной пенсии можно подать:

  • лично или через представителя в отделении ПФР или НПФ (в зависимости от того, где хранятся ваши деньги);
  • через МФЦ;
  • по почте;
  • через работодателя;
  • в электронном виде – на «Госуслугах» или в личном кабинете на сайте ПФР.

Если ваши накопления находятся в ПФР (а значит за их инвестирование отвечает либо государственная корпорация ВЭБ.РФ, которая управляет пенсионными накоплениями в том числе «молчунов» по договору с Пенсионным фондом России, либо частная управляющая компания), вам понадобятся вот эти документы. В зависимости от выбранного способа получения накопительной пенсии потребуется написать заявление о назначении единовременной, срочной или пожизненной выплаты.

Пенсия умершего

Отдельно стоит рассмотреть случай, когда накопительную пенсию получают правопреемники. Если умершему была установлена пожизненная выплата накопительной пенсии, его родственникам деньги не полагаются. Во всех остальных случаях (при установлении единовременной выплаты сбережений или срочной пенсии, а также до выхода на пенсию) правопреемники имеют право на получение накопленных средств.

Накопления наследуются так же, как и имущество. Если при жизни человек не успел определить в своем заявлении (адресованном пенсионному фонду) правопреемников пенсии, то деньги достанутся родственникам первой линии – то есть детям (в том числе усыновленным), супругу и родителям. Если же таких родственников нет, значит, на пенсию могут претендовать представители второй линии – братья, сестры, бабушки, дедушки и внуки.

Для того чтобы получить деньги с индивидуального пенсионного счета умершего родственника, правопреемники должны обратиться в фонд, где формировались накопления. Потребуются документы, которые подтверждают смерть владельца накоплений, а также родство с ним. Подать документы в фонд по закону необходимо не позднее шести месяцев со дня смерти гражданина, который формировал накопления. Правопреемники, пропустившие указанный срок, могут восстановить его в судебном порядке.

Инструкция: заполняем отчет ДСВ-3 за 4 квартал 2021 года

Отчёт ДСВ-3 в ПФР — это форма, в которой отражается величина перечисленных работодателем дополнительных страховых взносов. Ее необходимо направлять в Пенсионный фонд каждый квартал.

Для чего нужен отчет по форме ДСВ-3

Каждый застрахованный гражданин вправе самостоятельно увеличить размер своих пенсионных отчислений путем зачисления дополнительных взносов. Правильная расшифровка ДСВ — дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии, их уплачивает работодатель. Базой для этих выплат служат (ст. 7, 8 56-ФЗ от 30.04.2008):

  • собственные средства сотрудника;
  • средства страхователя, когда возможность таких отчислений указана в коллективном или трудовом соглашении или приказе (ч. 1 ст. 8 закона 56-ФЗ).

Чтобы отразить величину уплачиваемых дополнительных страховых платежей, специалистами Пенсионного фонда разработаны унифицированный бланк и инструкция по его заполнению. Простыми словами, реестр ДСВ-3 — это отчет о перечисленных допвзносах, и сдается он в ПФР.

Чтобы правильно рассчитать и оплатить дополнительные страховые взносы на пенсию, бесплатно используйте инструкцию от экспертов КонсультантПлюс.

Когда сдавать ДСВ-3

Это ежеквартальный отчет по дополнительным страховым взносам: форму ДСВ-3 ежемесячно подавать не требуется. Бланк предоставляется в территориальное отделение ПФР в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (ч. 6 ст. 9 Федерального закона 56-ФЗ).

Все сроки сдачи отчетности ДСВ-3 в 2022 году и по итогам отчетного периода:

  • 20.01.2022 — за октябрь, ноябрь и декабрь 2021 г.;
  • 20.04.2022 — за январь, февраль и март 2022 г.;
  • 20.07.2022 — за апрель, май и июнь 2022 г.;
  • 20.10.2022 — за июль, август и сентябрь 2022 г.;
  • 20.01.2023 — за октябрь, ноябрь и декабрь 2022 г.

Срок уплаты дополнительных страховых платежей — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, то есть тот же, что и для уплаты основных страховых платежей.

Кто и куда сдает ДСВ-3

В 56-ФЗ указано, кто сдает форму ДСВ-3, — отчет по дополнительным страховым взносам обязан подавать каждый работодатель, уплачивающий допвзносы. Причем вне зависимости от того, за счет каких средств производилось перечисление.

В законе прописано, куда сдавать ДСВ-3 в 2022 году, — ее необходимо предоставить в территориальный ПФР, но страхователь имеет возможность отчитаться через МФЦ (ч. 7 ст. 9 56-ФЗ). Отчетный бланк формируется по каждому платежному документу-поручению. Отчет подается в разрезе данных по взносам, которые уплачивают работодатели за счет собственных средств и за счет платежей работников (заполняются две отдельные формы). Когда сотрудник увольняется, страхователь выдает ему экземпляр справки об уплаченных дополнительных страховых взносах.

Читайте также:
ПФР расстанется с безнадежными недоимками

Если в штате страхователя 25 человек и больше, то отправляйте отчетность в электронном виде после подписания усиленной квалифицированной электронной подписью. Если работодатель предоставляет отчет на бумажном носителе, то он обязан оформить подаваемый пакет документов надлежащим образом: все страницы прошивают, нумеруют и закрепляют бумажным листом с подписью руководителя (главного бухгалтера) и печатью организации (если она используется в учреждении).

Какова ответственность за нарушения

В случае несвоевременного предоставления отчета в ПФР страхователю грозит штраф в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо (ст. 17 27-ФЗ от 01.04.1996). Статья 17 налагает на работодателя ответственность и при нарушении порядка предоставления отчетности в электронной форме. Нарушителю придется заплатить 1000 рублей за каждый выявленный случай. Пенсионный фонд обязан хранить полученные отчеты: срок хранения ДСВ-3 в ведомстве — не менее 6 лет при сдаче на бумаге и не менее 75 лет — при отправке в электронном виде после подписания ЭЦП (ч. 4 ст. 8 27-ФЗ от 01.04.1996).

Какой бланк использовать

Формальный вид отчета о застрахованных лицах, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя, закреплен Постановлением правления ПФР № 482п от 09.06.2016.

Как заполнить ДСВ-3

Пенсионный фонд разработал и утвердил порядок (ПП ПФР № 482п от 09.06.2016), по которому и заполняется ДСВ-3.

Чтобы корректно заполнить и сдать отчет по дополнительным страховым взносам, ответственному специалисту надлежит придерживаться следующей инструкции:

  1. В первую очередь заполняются сведения об организации в полном соответствии с уставными документами. В шапку реестра вносятся краткое наименование, ИНН и КПП учреждения и регистрационный номер в Пенсионном фонде.
  2. Далее заполняется табличная часть, которая состоит из пяти колонок. В первой колонке указывается номер реестровой записи по порядку, во второй — Ф.И.О. каждого застрахованного лица, в третьей — СНИЛС работников, в четвертой и пятой — величины перечисленных ДСВ на накопительную пенсию за счет работника и работодателя (в случае таких перечислений).
  3. В порядке ПФР указано, что такое выписка из ДСВ-3, — это документ, который предоставляет работодатель уволенному работнику. Его не подают в ПФР, а формируют только на одного человека и указывают в нем суммы дополнительных взносов, перечисленных по этому сотруднику за весь период его работы.

Для оплаты допвзносов используйте коды бюджетной классификации:

  • КБК по дополнительным взносам за счет работника — 392 1 02 02041 06 1100 160;
  • КБК по дополнительным взносам за счет организации — 392 1 02 02041 06 1200 160.

В обязательном порядке необходимо указать номер и дату платежного поручения, дату исполнения платежного документа и период, за который дополнительные взносы были уплачены. В соответствии с ч. 5 ст. 9 56-ФЗ, каждый предоставляемый реестр заверяется банком, который проводил указанные платежи. Подготовьте отдельный отчет ДСВ-3 на каждое платежное поручение на оплату допвзносов в отчетном периоде.

Если делаете выписку ДВС-3 при увольнении, то укажите все допвзносы, которые перечислили в ПФР за увольняемого сотрудника. Учитывается весь период его работы. Это обязательный документ, его выдают в последний рабочий день служащего вместе с трудовой книжкой. За нарушение этого правила грозит дисциплинарное или административное наказание.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

ДСВ-3: кто и когда сдает, как сформировать в 1С?

Некоторые работодатели обязаны передавать в ПФР отчет по форме ДСВ-3. В нем отражается информация по физлицам, в пользу которых организация перечислила дополнительные страхвзносы.

Кто перечисляет взносы и подает ДСВ-3?

Работодатели должны уплачивать страхвзносы на ОПС за своих сотрудников. Кроме того, они имеют право перечислять в пользу этих лиц и допвзносы для формирования накопительной пенсии.

По таким перечислениям компании и ИП отчитываются по форме ДСВ-3, которая утверждена Постановлением Правительства от 09.06.2016 г. № 482п. Бланк документа имеет название – “Реестр застрахованных лиц, на которых перечислены дополнительные взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя”.

Источником формирования взносов на накопительную пенсию являются собственные средства работника, которые могут направляться в ПФР как им самим, так и работодателем по заявлению сотрудника (форма заявления ДСВ-1). Кроме того, работодатель вправе направлять дополнительные страховые взносы и за счет собственных средств.

Читайте также:
Сбербанк займется электронными трудовыми книжками

Таким образом, отчет ДСВ-3 должны представлять те работодатели, которые:

  • уплачивают дополнительные страхвзносы исключительно за счет средств своих работников;
  • уплачивают средства как за счет сотрудников, так и за свой счет.

Нужно обратить внимание, что реестр ДСВ-3 формируется на каждое платежное поручение по перечислению дополнительных страхвзносов. При этом реестры заполняются отдельно на платежи из средств сотрудников и на платежи из средств работодателя.

Сроки и порядок сдачи ДСВ-3

Периодичность сдачи отчета по форме ДСВ-3 – по итогам каждого квартала не позже 20-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом. В 2020 г. сроки сдачи отчета следующие:

  • до 20.04.20 г. – за 1 кв. 2020 г.;
  • до 20.07.20 г. – за 2 кв. 2020 г.;
  • до 20.10.20 г. – за 3 кв. 2020 г.;
  • до 20.01.21 г. – за 4 кв. 2020 г.

Отчет представляется в электронном виде, если среднесписочная численность сотрудников в компании не более 25 человек. Если численность меньше указанного количества, то ДСВ-3 можно подавать на бумажном носителе.

Как заполнить ДСВ-3 в программе 1С?

При заполнении реестра ДСВ-3 нужно указать следующую информацию:

  • реквизиты работодателя – регистрационный номер ПФР, ИНН, КПП, краткое название;
  • номер и дату платежного поручения;
  • дату исполнения платежного поручения;
  • период уплаты дополнительных страхвзносов;
  • перечень застрахованных физлиц – ФИО, СНИЛС, сумму перечисленных средств за счет сотрудника, сумму перечисленных средств за счет работодателя;
  • общую сумму перечисленных средств;
  • подписи главбуха и руководителя;
  • дату формирования реестра.

Для формирования отчета ДСВ-3 в программе 1С:ЗУП следует использовать одноименный документ. Необходимо зайти в раздел, содержащий отчетные формы и справки и выбрать подраздел для оформления операций по добровольному пенсионному страхованию. После нажатия на кнопку “Создать” появится форма, в которой нужно заполнить следующие поля:

  • наименование организации (если их несколько – выбрать ту, по которой формируется отчет);
  • дату составления реестра (по умолчанию настройками установлена текущая дата);
  • месяц, в котором произведено удержание и перечисление дополнительных страхвзносов;
  • номер пачки программа присваивает автоматически (при необходимости его можно скорректировать);
  • номер и дату платежного поручения, которым допвзносы перечислены;
  • дату исполнения платежного поручения;
  • табличную часть по сотрудникам рекомендуется заполнить ручным подбором. Если использовать автоматическое заполнение, то может возникнуть ошибка, потому что в реестре появятся сведения только по тем сотрудникам, заявления которых внесены в 1С и отражены в карточке работников. Реестр можно заполнить и по документу о начислении зарплаты и взносов, на основании которого осуществляется непосредственное удержание добровольных взносов из зарплаты застрахованного лица;
  • СНИЛС по каждому сотруднику (при необходимости перепроверить их корректность, чтобы перечисленные взносы были правильно разнесены по лицевым счетам застрахованных лиц);
  • сумму перечисленных допвзносов, удержанную из зарплаты сотрудника (данные формируются на основании регистров по удержаниям из зарплаты работников). Если компания перечисляет допвзносы за счет собственных средств, информацию нужно внести вручную.

После внесения и проверки всей информации документ нужно записать и провести.

В программе 1С: ЗУП имеется встроенная проверка, на основании которой можно проверить корректность заполнения отчета ДСВ-3.

После проверки отчета его можно распечатать, подписать и передать в ПФР на бумажном носителе. Кроме того, его можно выгрузить в электронном формате или же отправить сразу в ПФР через 1С:Отчетность без предварительной выгрузки.

После того как отчет будет принят в ПФР, напротив соответствующего документа нужно установить флажок, что исключит возможность внесения в него каких-либо правок или корректировок. Если же это нужно сделать, то достаточно просто снять флажок напротив документа – функция редактирования будет снова доступна для пользователя.

Остались вопросы или нужна помощь в сдаче отчётности? Закажите консультацию наших специалистов!

ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса – территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?

В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:

«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.

Читайте также:
НДС дойдет до двух десятков процентов

Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.

Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.

Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.

Читайте также:
Обмен жилья из-за сноса дома приводит к имущественному вычету

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.

    Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.

    Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.

    Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России

    Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

    применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;

    нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;

    пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;

    пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;

    пониженная ставка по налогу на имущество организаций;

    освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;

    режим свободной таможенной зоны;

    пониженные ставки на страховые взносы;

    передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

    ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.

    Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:

    Минэкономразвития не возражает против новых ТОР

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Приказ Министерства экономического развития РФ от 19 декабря 2016 г. № 817 “Об утверждении порядка согласования проведения внеплановых проверок органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Российской Федерации, за исключением территории Дальневосточного федерального округа” (не вступил в силу)

    В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 26) и пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2867; 2009, № 19, ст. 2344; 2010, № а, ст. 960; № 19, ст. 2324; № 21, ст. 2602; № 41, ст. 5240; № 45, ст. 5860; № 52, ст. 7104; 2011, № 12, ст. 1640; № 17, ст. 2411; № 36, ст. 5149; № 43, ст. 6079; 2012, № 13, ст. 1531; № 27, ст. 3766; № 52, ст. 7491; № 53 , ст. 7943; 2013, № 5, ст. 391; № 14, ст. 1705; № 35, ст. 4514; 2014, № 21, ст. 2712; № 40, ст. 5426; № 44, ст. 6072; 2015, № 41, ст. 5671; № 46, ст. 6377, 6388; 2016, № 17, ст. 2410; № 31, ст. 5013; 2017, № 1, ст. 175; № 5, ст. 800), приказываю:

    Утвердить прилагаемый Порядок согласования проведения внеплановых проверок органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Российской Федерации, за исключением территории Дальневосточного федерального округа.

    Министр М.С. Орешкин

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2017 г.
    Регистрационный № 46037

    Приложение
    к приказу Минэкономразвития России
    от 19.12.2016 г. № 817

    Порядок
    согласования проведения внеплановых проверок органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Российской Федерации, за исключением территории Дальневосточного федерального округа

    1. Настоящий Порядок определяет процедуру согласования с Минэкономразвития России внеплановых проверок, проводимых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее соответственно – внеплановые проверки, органы контроля) в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Российской Федерации, за исключением территории Дальневосточного федерального округа (далее – резидент).

    2. Настоящий Порядок не применяется при проведении внеплановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.

    3. Внеплановые проверки резидентов проводятся органами контроля в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 18, ст. 2140; № 29, ст. 3601; № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6441; 2010, № 17, ст. 1988; № 18, ст. 2142; № 31, ст. 4160, 4193, 4196; № 32, ст. 4298; 2011, № 1, ст. 20; № 17, ст. 2310; № 23, ст. 3263; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728; 2012, № 19, ст. 2281; № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4320, ст. 4322; № 47, ст. 6402; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4041; № 44, ст. 5633; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6338; № 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, № 11, ст. 1092, 1098; № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4220, 4235, 4243, 4256; № 42, ст. 5615; № 48, ст. 6659; 2015, № 1, ст. 53, 64, 72, 85; № 14, ст. 2022; № 18, ст. 2614; № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4339, 4362, 4372, 4389; № 45, ст. 6209; № 48, ст. 6707; 2016, № 11, ст. 1495; № 18, ст. 2503; № 27, ст. 4160, 4164, 4187, 4210, 4287; № 50, ст. 6975) и статьей 24 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 26).

    4. В целях согласования проведения внеплановой проверки орган контроля в день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о проведении внеплановой проверки резидента представляет или направляет в Минэкономразвития России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, копию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о проведении внеплановой проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения с сопроводительным письмом за подписью руководителя, заместителя руководителя органа контроля.

    5. По результатам рассмотрения поступивших от органа контроля документов, предусмотренных в пункте 4 настоящего Порядка, не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченным должностным лицом Минэкономразвития России принимается решение о согласовании проведения внеплановой проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

    6. Решение Минэкономразвития России о согласовании проведения внеплановой проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган контроля.

    Второй экземпляр решения хранится в Минэкономразвития России.

    7. Сведения об уполномоченном должностном лице Минэкономразвития России, которое вправе принимать решение о согласовании проведения внеплановой проверки или об отказе в согласовании ее проведения, публикуются на официальном сайте Минэкономразвития России.

    8. Основаниями для отказа в согласовании внеплановой проверки в отношении резидентов являются:

    а) отсутствие документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;

    б) отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки;

    в) наличие в действиях должностных лиц органа контроля признаков избыточного или необоснованного вмешательства в деятельность резидента;

    г) осуществление проведения внеплановой проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

    д) несоответствие предмета внеплановой проверки полномочиям органа контроля;

    е) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного и того же резидента несколькими органами контроля.

    9. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки являются причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением Минэкономразвития России о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, в течение двадцати четырех часов.

    В этом случае уполномоченное должностное лицо Минэкономразвития России принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

    В случае отсутствия оснований для проведения внеплановой проверки Минэкономразвития России направляет руководителю контрольного органа мотивированное предложение о необходимости завершения проведения внеплановой проверки. Одновременно копия указанного предложения направляется в Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Обзор документа

    Внеплановые проверки резидентов ТОР, созданной на территории России, кроме территории Дальневосточного федерального округа, согласуются с Минэкономразвития России. Речь идет о проверках, проводимых уполномоченными органами контроля.

    Определена процедура согласования. Она не распространяется на проверки в ходе федерального госконтроля за обеспечением защиты гостайны.

    Для согласования проверки орган контроля в день подписания распоряжения или приказа о ее проведении предоставляет или направляет в Министерство копию распоряжения или приказа и документы со сведениями, послужившими основанием для проверки. Документы можно направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Решение о согласовании или об отказе нем принимает уполномоченное должностное лицо не позднее чем в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления документов. Перечислены основания для отказа в согласовании.

    В России запретили Tor и VPN. Что теперь делать

    На свободу интернета в России очередной раз наступают, и на этот раз ситуация довольно серьезная. Принят закон против всех анонимайзеров, VPN-сервисов, браузеров Tor и Opera. Теперь, если они не будут перекрывать доступ ко всем сайтам по требованию Роскомнадзора, в России их заблокируют. Также запрещенные ресурсы отныне нельзя показывать в выдаче поисковых систем. Закон приняли в Госдуме почти единогласно, и уже на следующий день его подписал президент. Говорят, на такой срочности настоял лично директор ФСБ.

    Новый запрет касается нас напрямую. Мы занимаемся доставкой в Россию покупок из американских интернет-магазинов. И многие из них пользователей с российскими IP к себе просто не пускают. Это особенно характерно для сайтов брендов – Lacoste, Nordstrom, Tommy Hilfiger, American Eagle. Покупки из России им погоду не делают, зато риск, с их точки зрения, большой. Еще с 2012 года Россия впереди всех других стран по темпам роста числа мошеннических операций с банковскими картами. Карты их копируют или похищают, а потом расплачиваются ими где-нибудь подальше, чтобы отследить было сложнее всего. Другая причина – забота о своих бутиках и филиалах. Если пользователь увидит, что в США брендовая вещь стоит $175 (10 500) рублей, а в РФ – 23 500 рублей, кто в своем уме купит в бутике? Хитрые люди дошли до того, что меряют вещь в магазине, смотрят, что им нужно, а потом идут домой и покупают её же в Америке в два раза дешевле. Продавцы от такой стратегии не в восторге.

    В итоге часть сайтов полностью блокирует россиянам любой доступ (Kohl’s, Target). Другие поступают более хитро: заметив российский IP-адрес, они проводят переадресацию на отечественный или интернациональный магазин, с совершенно другим ассортиментом и ценами (AE, J.Crew). Получить доступ к самой выгодной американской секции можно только через VPN или анонимайзер. Ими мы и рекомендуем пользоваться при покупках. До недавнего времени это было совершенно легально. Но новый закон уже приняли, Путин его подписал, и теперь есть вопросы.

    В чем суть

    Сотрудники ФСБ и МВД станут следить за VPN, анонимайзерами и браузерами, через которые россияне получают доступ к запрещенным сайтам. Интернет-провайдеры будут обязаны собирать информацию о руководстве VPN- и прокси-сервисов, вычислять их владельцев, определять адрес офиса и местонахождение серверов. Если какой-то сервис для обхода блокировок не перекроет все сайты из списка Роскомнадзора на своей стороне в течение 30 дней, его могут запретить. Это значит, что доступ к его серверам перекроют, а сайт – заблокируют. Или даже внесут в реестр запрещенных сайтов (сейчас там их уже около 80 тысяч, и от добавления пары сотен сайтов ничего не изменится).

    Вероятность того, что все VPN-сервисы послушно предоставят ФСБ всю информацию о себе и станут перекрывать каждый новый сайт, который впал в немилость к Роскомнадзору, практически равна нулю. Но это значит только то, что сами эти сайты попадут под блокировки со стороны интернет-провайдеров. Так что если вы хотели установить себе пару VPN-сервисов, но еще этого не сделали, сейчас самое время. Почти все нормы нового закона вступают в силу с 1 ноября 2017 года. Некоторые для провайдеров уже начали действовать с момента публикации. Времени мешкать нет.

    Китайский опыт

    В деле блокировок Россия следует по пути Поднебесной, с ее «Великой китайской интернет-стеной». Оттуда перенимаются технологии того, как всё это должно работать. На сегодняшний день в Китае запрещены все иностранные СМИ, выходящие на китайском языке, и все зарубежные социальные медиа, включая Twitter, Facebook и YouTube. Около двух миллионов китайцев занимаются только тем, что мониторят и блокируют «неправильные» высказывания людей в интернете. Это, например, больше, чем российских учителей и врачей, вместе взятых.

    Процесс блокировки сайтов и VPN-сервисов работает как конвейер. Новые ресурсы каждый день запрещаются тысячами. Внутри страны существует огромный рынок полулегальных VPN (и для ПК, и для мобильных девайсов) – примерно на 50 млн активных пользователей, то есть около 10% интернет-населения. Все они привыкли регулярно мигрировать с сервиса на сервис, как только у них в правительстве запретят что-то новое.

    В России большие надежды возлагаются на браузер Tor. Так вот, в Китае он не работает – ни напрямую, ни через bridge. Заблокирован у большинства провайдеров. Тех обязывают устанавливать специальное DPI-оборудование (Deep Packet Inspection), отслеживающее пакеты передаваемых данных. Оно способно отличить зашифрованный трафик от Tor или VPN от обычного HTTPS-сигнала. Так что новые способы обхода блокировок надолго не задерживаются.

    Смогут ли все перекрыть

    В России – скорее всего, нет. Закупка и внедрение DPI-оборудование стоят огромных денег, которые вряд ли в ближайшие месяцы найдутся у правительства или у интернет-провайдеров. Значит, остается, индивидуальная блокировка сервиса за сервисом, если он не выполняет условия Роскомнадзора. Некоторые поставщики VPN, конечно, будут исполнять волю властей и ограничивать доступ для российских клиентов. Но большинство из них – зарубежные фирмы с клиентами из всех точек мира, которые плевать хотели на российское законодательство. Свои данные для провайдеров они не откроют, и блокировать восемьдесят тысяч сайтов не будут.

    Для нас, Pochtoy.com, такой путь развития событий на самом деле еще хуже. Запрещенные в России сайты мы не посещаем. Но VPN-сервисы нужны нам и нашим клиентам для свободных покупок. Если они не будут слушаться – их одними из первых ждет очередь на блокировку. Подключаться к ним станет проблематично, а скачивать новые программы/приложения и дополнения к браузеру – практически невозможно.

    Также Роскомнадзор отныне может начать блокировать сторонние сайты, размещающие информацию об обходе запретов. Так что, по всей видимости, отныне рекомендовать клиентам подключаться к иностранным сайтам через VPN (или, тем более, Tor) – опасное занятие. Можно попасть в цепочку случайных слепых блокировок. Следите за руками: сначала Роскомнадзор блокирует какой-то неугодный ему ресурс. Потом блокирует ссылки на VPN или анонимайзер, если через него открывается доступ к этому ресурсу. А потом блокирует наш сайт, потому что на нём стоят ссылки к такому VPN-сервису. С них не убудет, а китайский прецедент на виду.

    Есть ли легальный выход

    VPN сама по себе – не только легальная, но и абсолютно полезная технология. Ей пользуются и частные добропорядочные пользователи, и большие компании. Она позволяет защитить информацию от киберпреступников. Изменение IP-адреса – не цель, а побочный эффект шифрования трафика, происходящий из-за того, что данные обрабатываются через сервер поставщика услуги. Понимая то, что VPN нужен для кибербезопасности, в новом законе есть особый пункт про использование такой технологии в корпоративных целях.

    Частным пользователям, добравшимся до сервисов обхода блокировок, но никому об этом не трубящим, также никаких последствий быть не должно. Запрета на использование (пока что) нет. Даже в Китае за включение анонимайзеров и VPN не сажают. Максимум – отключают мобильную связь на телефоне. Единственный нашумевший случай – когда несколько тысяч физлиц посадили за то, что они смотрели через VPN порнографию. Но здесь проблема была именно в конечном ресурсе, а не в самом сервисе. Просмотр порно в любых формах (хоть интернет, хоть DVD) в Китае является страшным преступлением, за него можно угодить в тюрьму до конца жизни. И после публичной острастки, показав всю свою серьезность и еще раз доказав, что «В СССР секса нет», китайские блюстители порядка успокоились. Больше подобных дел не было.

    Физлица, пользующиеся запрещенными сервисами для доступа к сторонним сайтам, а не к заблокированному контенту, не наказываются даже в Китае. К тому же, есть другие способы обхода блокировок, фактически ничего не нарушающие. Самый простой – использование сразу двух VPN. Заходите на один, который не запрещен в России, и через него переходите на тот, через который доступен необходимый вам сайт. В таком случае первый VPN-сервис не будет знать, куда вы в итоге хотите отправиться, и не cможет ничего вам запретить. А второй вообще не знает, что вы являетесь пользователем из России, и не вправе ничего вам блокировать. Даже если оба сервиса решат в точности исполнять букву российского закона, на нужный сайт вы зайдете.

    Для себя мы решили три вещи. Во-первых, сделать больший акцент на услуге “Полное сопровождение”. С ее помощью наши клиенты могут заказать себе товар с любого американского сайта, даже если он блокирует IP-адрес или не принимает банковские карты из России. Фокус тут в том, что наши операторы сами находятся в США. Оттуда им проще контролировать покупку и доставку, решать вопросы, если они возникают. А причуды Роскомнадзора, запрет Tor, анонимайзеров и VPN на их способность покупать гаджеты и брендовые вещи почти никак не влияет. Услуга стоит от $10 до 5% от суммы покупки, а экономит десятки тысяч рублей, так что в её востребованности мы не сомневаемся.

    Во-вторых, убрать рекомендации конкретных сервисов по обходу блокировок, особенно со ссылками. Может быть, малодушно, но нам не хочется стать показательным примером для других, как случилось в Китае с любителями порно. В-третьих, новый закон значит для нас больший акцент на крупных магазинах, которые к клиентам из России относится лояльно. К счастью, таких еще много, от 6PM и H&M до Amazon и eBay, и все основные популярные товары там есть. На них в любом случае приходится основная часть нашего бизнеса. А дальше в любом случае пойдет полное перекрытие покупок из-за рубежа, чтобы как-то поддержать российские магазины, проигрывающие конкуренцию по ценам (об этом мы уже писали в блоге). Остается жить одним днем, следя за ситуацией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: