ФНС разъяснила как назначается штраф за несколько «уточненок»

ФНС разъяснила как назначается штраф за несколько «уточненок»

Нашли хитрые схемы с уточненками по НДС: новую сдать уже невозможно

С декларациями по НДС творится что-то странное. Какие-то нехорошие люди сдают неправильные уточненки, да еще так хитро, что сдать еще одну уточненку уже не представляется возможным. Кто эти люди и зачем им это надо?

Счетная плата полагает, что эту схему придумали ушлые налогоплательщики. Сами налогоплательщики подозревают налоговиков.

АСК НДС-2

Такая идентификация уклонения от налогообложения и адресный контроль повлияли на рост поступлений налога в бюджет. В целом, с момента ввода АСК НДС-2 собираемость НДС в среднем росла более чем на 13% в год и составила в 2018 году 3 761 млрд рублей, сообщает Счетная палата.

При этом цифровая система контроля по НДС породила новые механизмы злоупотребления правом. Счетная палата в результате проведенной проверки выявила несколько слабых мест в системе администрирования НДС.

Мнение СП про 999

Появилась новая схема — так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков. К примеру, один из таких граждан представил в налоговые органы 1 713 актуальных деклараций по НДС за 1 055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 — уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.

Мало штрафов. Надо больше

«Предлагаем Правительству рассмотреть этот вопрос», — отметил Сергей Штогрин.

По словам заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Даниила Егорова, ФНС собирается это исправить: «Мы отработаем ситуацию, создадим сквозной анализ. Нам корректно указали, что сама по себе невозможность проведения уточненных деклараций не позволяет качественно их отрабатывать».

Вместе с тем, по словам Егорова, приоритетом в работе с НДС, безусловно, является налоговый разрыв как наиболее понятная и очевидная схема по минимизации налоговых обязательств. «Это когда через технические компании от выгодоприобретателя занижаются налоговые обязательства. Если в начале реформы разрыв составлял 9% от налоговых вычетов по НДС в целом по стране, то сегодня — 0,86%», — отметил Даниил Егоров.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма в Правительство и в ФНС, представления Счетной палаты —руководителю УФНС России по г. Москве и начальникам ИФНС России № 1 и № 7 по г. Москве.

Версия налогоплательщиков

Однако по версии бухгалтеров налогоплательщики, от имени которых сдают такие декларации — вовсе не мошенники, а как раз жертвы.

Дело в том, что некто каким-то образом сдает за компанию уточненную декларацию с № 999, убирая оттуда все вычеты, а иногда и реализацию, что ведет к проблемам у покупателей. Кто и как сдает отчет и сдает ли — доподлинно не известно, но данные из этой «левой» декларации таинственным образом отражаются в КРСБ.

После этого у налогоплательщика напрочь отсутствует возможность сдать еще одну уточненку, чтобы вернуть все на место, потому что 999 — это последний возможный номер уточнения. В итоге обескураженные налогоплательщики вынуждены платить в бюджет НДС на основании невесть откуда появившейся декларации в базе ФНС. А в случае полного обнуления декларации заплатить в бюджет требуют уже разгневанных контрагентов пострадавшего юрлица, потому что заявленные ими вычеты уже не отражаются в обнуленной книге продаж поставщика.

Звонит, значит, мне вчера покупатель и говорит, что я за 3 квартал 18-го сдала уточненку по НДС. НУЛЕВУЮ! На них, мол, налоговая «наезжает». А я-то никаких уточненок не сдавала, чесслово! Потом звонит другой. потом третий. Запросила чере 1С-отчетность реестр всех сданных деклараций за период и, вот вам и здрасьте, оказывается была такая в фервале этого года за номером аж 990. Звоню оператору — не было там ничего. стало быть в самой налоговой родилась она штоле?

У нас была аналогичная ситуация. Налоговая сдала уточненку за нас)) мол, мы дали доверенность на сотрудника. Запросили официально доверенность, официально копию сданной декларации. В запросе сразу ссылались на статью «покушение на мошенничество». Налоговая сразу попросила сдать уточненку со всеми цифрами. Был трэш. Причем фирма реальная, все операции подтверждены, шесть сотрудников в штате, директор-абсолютно адекватный. На понравилось, что сумма вычетов более 99 процентов.

У нашего поставщика так было, долго разбирались, тоже была корректировка 99, он ее не сдавал.Как выяснилось, это дело рук самой налоговой, так они обнуляют декларацию, если в книге покупок много ,,красных,, конрагентов, тем самым ,,провоцируют,, явку директора на ковер по разрывам.

Нашли хитрые схемы с уточненками по НДС: новую сдать уже невозможно

С декларациями по НДС творится что-то странное. Какие-то нехорошие люди сдают неправильные уточненки, да еще так хитро, что сдать еще одну уточненку уже не представляется возможным. Кто эти люди и зачем им это надо?

Счетная плата полагает, что эту схему придумали ушлые налогоплательщики. Сами налогоплательщики подозревают налоговиков.

АСК НДС-2

Такая идентификация уклонения от налогообложения и адресный контроль повлияли на рост поступлений налога в бюджет. В целом, с момента ввода АСК НДС-2 собираемость НДС в среднем росла более чем на 13% в год и составила в 2018 году 3 761 млрд рублей, сообщает Счетная палата.

Читайте также:
Игорный бизнес ждет повышение налогов в десять раз

При этом цифровая система контроля по НДС породила новые механизмы злоупотребления правом. Счетная палата в результате проведенной проверки выявила несколько слабых мест в системе администрирования НДС.

Мнение СП про 999

Появилась новая схема — так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков. К примеру, один из таких граждан представил в налоговые органы 1 713 актуальных деклараций по НДС за 1 055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 — уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.

Мало штрафов. Надо больше

«Предлагаем Правительству рассмотреть этот вопрос», — отметил Сергей Штогрин.

По словам заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Даниила Егорова, ФНС собирается это исправить: «Мы отработаем ситуацию, создадим сквозной анализ. Нам корректно указали, что сама по себе невозможность проведения уточненных деклараций не позволяет качественно их отрабатывать».

Вместе с тем, по словам Егорова, приоритетом в работе с НДС, безусловно, является налоговый разрыв как наиболее понятная и очевидная схема по минимизации налоговых обязательств. «Это когда через технические компании от выгодоприобретателя занижаются налоговые обязательства. Если в начале реформы разрыв составлял 9% от налоговых вычетов по НДС в целом по стране, то сегодня — 0,86%», — отметил Даниил Егоров.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма в Правительство и в ФНС, представления Счетной палаты —руководителю УФНС России по г. Москве и начальникам ИФНС России № 1 и № 7 по г. Москве.

Версия налогоплательщиков

Однако по версии бухгалтеров налогоплательщики, от имени которых сдают такие декларации — вовсе не мошенники, а как раз жертвы.

Дело в том, что некто каким-то образом сдает за компанию уточненную декларацию с № 999, убирая оттуда все вычеты, а иногда и реализацию, что ведет к проблемам у покупателей. Кто и как сдает отчет и сдает ли — доподлинно не известно, но данные из этой «левой» декларации таинственным образом отражаются в КРСБ.

После этого у налогоплательщика напрочь отсутствует возможность сдать еще одну уточненку, чтобы вернуть все на место, потому что 999 — это последний возможный номер уточнения. В итоге обескураженные налогоплательщики вынуждены платить в бюджет НДС на основании невесть откуда появившейся декларации в базе ФНС. А в случае полного обнуления декларации заплатить в бюджет требуют уже разгневанных контрагентов пострадавшего юрлица, потому что заявленные ими вычеты уже не отражаются в обнуленной книге продаж поставщика.

Звонит, значит, мне вчера покупатель и говорит, что я за 3 квартал 18-го сдала уточненку по НДС. НУЛЕВУЮ! На них, мол, налоговая «наезжает». А я-то никаких уточненок не сдавала, чесслово! Потом звонит другой. потом третий. Запросила чере 1С-отчетность реестр всех сданных деклараций за период и, вот вам и здрасьте, оказывается была такая в фервале этого года за номером аж 990. Звоню оператору — не было там ничего. стало быть в самой налоговой родилась она штоле?

У нас была аналогичная ситуация. Налоговая сдала уточненку за нас)) мол, мы дали доверенность на сотрудника. Запросили официально доверенность, официально копию сданной декларации. В запросе сразу ссылались на статью «покушение на мошенничество». Налоговая сразу попросила сдать уточненку со всеми цифрами. Был трэш. Причем фирма реальная, все операции подтверждены, шесть сотрудников в штате, директор-абсолютно адекватный. На понравилось, что сумма вычетов более 99 процентов.

У нашего поставщика так было, долго разбирались, тоже была корректировка 99, он ее не сдавал.Как выяснилось, это дело рук самой налоговой, так они обнуляют декларацию, если в книге покупок много ,,красных,, конрагентов, тем самым ,,провоцируют,, явку директора на ковер по разрывам.

Штраф за недоимку при подаче нескольких «уточненок»

ФНС России уточнила свою позицию по вопросу об освобождении от штрафа в случае погашения недоимки при подаче нескольких уточненных деклараций после истечения срока подачи первичной декларации и срока уплаты налога.

Необходимость подать уточненную декларацию и погасить недоимку возникает у налогоплательщика, если после истечения срока подачи первичной декларации и срока уплаты налога он самостоятельно обнаружил, что в первичной декларации:

не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения;

занижена сумма налога к уплате.

В таком случае, чтобы избежать штрафа, достаточно уплатить недостающую сумму налога и пени до подачи в налоговую инспекцию уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). Если же внести платежи после представления уточненной декларации, то избежать штрафа не получится (письма Минфина России от 05.12.2016 № 03-02-08/71886, от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498).

В связи с этим возникает вопрос: как избежать штрафа в случае представлении нескольких уточненных деклараций за один налоговый период?

Ранее ФНС России сообщала: в случае представления нескольких уточненных деклараций инспекции должны рассчитывать штраф на основании последней «уточненки» без учета предыдущих деклараций. Однако теперь налоговая служба считает иначе.

По ее мнению, платить налог следует по каждой уточненной декларации. В противном случае имеет место задолженность перед бюджетом, и нет оснований для освобождения от ответственности за налоговое правонарушение.

Читайте также:
Подмосковные выездные налоговые проверки стали эффективные в два раза

Заметьте: само по себе представление уточненной декларации с суммой налога к доплате не свидетельствует о наличии правонарушения (занижении налоговой базы). Инспекция обязана доказать наличие состава правонарушения, даже если налог и пени не уплачены до подачи уточненной декларации. Для этого ей следует учесть сведения о наличии переплаты (письмо Минфина России от 04.02.2013 № 03-02-07/1/2279).

Информация Федеральной налоговой службы

Неуплата налога до представления уточненной декларации является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, даже если недостающая сумма уплачена позднее, до представления следующей уточненной декларации. К такому выводу пришла ФНС России, рассмотрев жалобу налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

После подачи налоговой декларации по НДС за второй квартал 2015 года налогоплательщик подал три подряд уточненные декларации за этот же налоговый период. При представлении второй уточненной декларации он не уплатил сумму налога и пени. В этой связи налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности за неуплату налога.

Недостающая сумма налога уплачена налогоплательщиком до представления третьей уточненной налоговой декларации. По мнению налогоплательщика, при представлении нескольких уточненных деклараций за один налоговый период расчет штрафа должен производиться на основании последней уточненной декларации.

Вместе с тем, ФНС России установлено, что вторая уточненная налоговая декларация была представлена уже после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога. Согласно нормам Кодекса налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если он до предоставления уточненной налоговой декларации уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Но указанные условия не были соблюдены.

Таким образом, учитывая, что неуплата суммы налога привела к возникновению задолженности перед бюджетом, налогоплательщик обоснованно привлечен к ответственности.

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чем молчать

Зачем вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.

Читайте также:
Экспертам не понравилась идея следить за майнерами

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;
  • по страховым взносам.

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС

Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и НК РФ. Так, в определенных случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечет никаких санкций.

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 НК РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию. Поэтому ими могут признаваться, например, болезнь или служебная командировка. В любом случае о наличии уважительных причин следует заблаговременно сообщить в ИФНС.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Читайте также:
ОКВЭД указывается по старой схеме для подтверждения вида деятельности

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации/ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечет административные штрафы.

В НК РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать по ст. 128 НК РФ. Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний обойдется дороже в 3000 рублей. Столько же будет «стоить» дача заведомо ложных показаний. При этом нужно помнить, что штраф могут наложить именно на свидетеля, допрашиваемого в ходе дела о налоговом правонарушении. Если никакого дела нет, то и штраф накладывать не за что.

Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Налоговые органы как раз и относятся к органам, осуществляющим государственный надзор (ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах…»). Причем уведомление о вызове для дачи пояснений является тем самым законным требованием. Следовательно, неявка на основании уведомления налоговиков для дачи пояснений грозит штрафом в соответствии с вышеуказанной статьей. Размер административного штрафа для граждан составляет от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей.

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку. Также обращаем ваше внимание на то, что сотрудничество с налоговиками в ряде случаев действительно позволяет избежать проверок и доначисления налогов.

Уточненная декларация — 2021: помощница или мина замедленного действия?

В период относительного затишья между годовыми и квартальными отчетами самое время освежить свои знания по представлению уточненных деклараций. Думаете, бесполезная трата времени? Про уточненки вам известно абсолютно все, и говорить тут не о чем? А давайте проверим!

В статье вы найдете полезную информацию про уточненные декларации, сможете за пару минут сделать «срез» своих знаний, а также получите важную подсказку, с помощью которой работа с уточненками станет легче для вас и безопаснее для компании.

Когда уточненка поможет, а когда навредит

Уточненная декларация — инструмент, позволяющий налогоплательщикам исправлять ошибки, уточнять налоговые обязательства, а в определенных случаях — снижать санкции.

Эффективность работы этого инструмента всецело зависит от самого налогоплательщика — его знаний налогового законодательства, практических навыков и умения извлекать нужные подсказки из судебной практики. В результате уточненка может стать как помощницей, так и миной замедленного действия, способной серьезно навредить.

Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:

Компания затянула с подачей уточненной декларации, зная о неверном исчислении земельного налога, и ей назначили штраф 471 956 руб. за недоплаченный налог по п. 1 ст. 122 НК РФ. Судьи признали начисление штрафа законным и обоснованным — у налогоплательщика имелось достаточно времени для внесения исправлений и подачи уточненки (Определение ВС РФ от 15.02.2021 N 309-ЭС20-23882).

Почти полмиллиона рублей смогла бы сэкономить поданная вовремя уточненная декларация!

В определенных случаях уточненка обладает негативной энергетикой:

  • может спровоцировать выездную проверку корректируемого периода (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
  • «облегчить» денежные запасы компании, став поводом для возврата в бюджет НДС, возмещенного в заявительном порядке, с уплатой процентов в увеличенном размере (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).
  • послужить поводом для прихода в компанию налоговиков с повторной проверкой, если в уточненной декларации отражена уменьшенная сумма налога или увеличены убытки (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Про эти негативные последствия представления уточненок известно давно. Почему мы вновь заговорили о них сейчас? За ответом загляните в следующий раздел.

Что вам известно об уточненной декларации?

Как бы отлично мы не владели той или иной информацией, со временем она устаревает. Особенно когда использовать ее приходится нечасто.

Предлагаем ответить на несколько вопросов и сразу сверить ваши ответы с законодательной нормативкой и судебной практикой.

Вопрос 1. Оштрафуют ли по ст. 119 НК РФ компанию, опоздавшую с подачей первичной декларации, но представившей уточненку до окончания камеральной проверки исходной декларации?

Вопрос 2. Обязана ли компания подавать уточненную декларацию по НДС, если выставила покупателю счет-фактуру с завышенным налогом в предыдущем квартале?

Читайте также:
Имущественный налог сбегает от кадастровой стоимости?

Вопрос 3. Вправе ли налоговый орган отказать в приеме уточненки, если она представлена за период, истекший 5 и более лет назад?

Вопрос 4. Компания представила уточненную декларацию во время выездной проверки. До подачи уточненки был доплачен налог и соответствующие пени. Освободит ли это от штрафа за неполную уплату налога по п. 1 ст. 122 НК РФ?

А теперь сверим ответы:

На вопрос 1: Да, штрафа по ст. 119 НК РФ компании не избежать. Штраф рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет — по данным уточненки или по результатам ее камеральной проверки Количество дней непредставления декларации рассчитывается со дня, следующего за днем окончания срока ее подачи, до момента представления исходной декларации (Письмо ФНС от 01.04.2009 N ШС-22-7/240@).

На вопрос 2: Не обязана, но имеет право это сделать. Компании-продавцу необходимо выставить исправленный счет-фактуру и отразить верные записи в доплисте к книге продаж за предыдущий квартал. Подача уточненки в такой ситуации — это ее право, а не обязанность (ст. 81 НК РФ, Постановление ФАС московского округа от 26.05.2014 N Ф05-4530/14 по делу А41-25836/2012).

На вопрос 3: Нет, отказать не могут. У налоговиков нет оснований для отказа в принятии уточненок, сдаваемых налогоплательщиком за любой период его деятельности, в т. ч. ранее, чем за 3 года (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.08.2014 N Ф04-8233/14 по делу N А03-18880/2013). При этом вернуть излишне уплаченный налог после истечения 3-летнего срока затруднительно или вообще невозможно (ст. 78 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 25.02.2021 N 03-02-06/12973).

На вопрос 4: Нет, не освободит. НК РФ не запрещает подавать уточненку во время выездной проверки, но не избавляет налогоплательщика, даже если до момента подачи уточненной декларации им уплачены налог и соответствующие пени. Но размер штрафа может быть уменьшен (п. 4 ст. 81 НК РФ, Постановление АС Уральского округа от 08.08.2017 N Ф09-4261/17, АС Северо-Кавказского округа от 20.11.2017 N Ф08-9005/2017).

Не расстраивайтесь, если затруднились с ответом на отдельные вопросы или ответили с ошибками. Информационные пробелы легко устранить — воспользуйтесь нашим предложением.

Как стать крутым специалистом по уточненкам?

Хотите превратить уточненные декларации
в эффективный инструмент, помогающий экономить,
способствующий нормальной работе компании,
избавляющий от ненужных расходов?

ПРОГРАММА СЕМИНАРА
  1. Случаи, когда актуально представление уточненной декларации. Когда ее подача будет обязательна, а когда добровольна? Альтернативные варианты исправления допущенных ошибок.
  2. Последствия представления уточненной декларации в зависимости от момента ее подачи (до окончания срока представления отчетности за период, по окончании срока, после наступления срока уплаты налога, в ходе выездной проверки и т. д.).
  3. Особенности камерального контроля уточненных деклараций.
  4. Особенности истребования пояснений и документов у налогоплательщика и его контрагентов.
  5. Как избежать штрафа при подаче уточненной декларации и каким будет размер штрафа, если его все же наложат?
  6. Другие важные вопросы (особенности подачи уточненной декларации после изменения бланка декларации, после смены налогового органа и т. д.).

Посетите наш семинар — и отдача не заставит себя ждать.
Всего один звонок — и место на семинаре будет забронировано.
Обогащайте и актуализируйте свои знания
на семинарах компании БухЭксперт8 —
это всегда интересно, полезно и выгодно.

По всем вопросам пишите нашим онлайн-консультантам на сайте

Прямой эфир пройдет 27 апреля начало в 11:00 мск.
Запись будет доступна через 36 часов после окончания эфира!
Ждем вас и вашу компанию!

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. [27.04.2021 запись] Уточненная декларация: основания и последствия ее представленияПрограмма семинара Случаи, когда актуально представление уточненной декларации. Когда ее.
  2. Уточненная декларация по налогу на прибыльУ вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.
  3. Регионы действия прямых выплат и особенности взаимодействия с ФССУ вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.
  4. Действия при ошибках в документах и расхождениях по товаруУ вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.

Карточка публикации

Разделы: Законодательство (ЗУП), Зарплата (ЗУП), Кадры (ЗУП), Настройки (ЗУП)
Рубрика: Горячие темы и новости 1С Бухгалтерии / Законодательство / ПРОМО: Законодательство / Самое важное Бухгалтерия
Объекты / Виды начислений:
Последнее изменение: 26.04.2021

ID задана и содержит ID поста $termini = get_the_terms( $post->ID, ‘post_tag’ ); // так как функция вернула массив, то логично будет прокрутить его через foreach() foreach( $termini as $termin )< echo '' . $termin->name . ”; > /* * Также вы можете использовать: * $termin->ID – понятное дело, ID элемента * $termin->slug – ярлык элемента * $termin->term_group – значение term group * $termin->term_taxonomy_id – ID самой таксономии * $termin->taxonomy – название таксономии * $termin->description – описание элемента * $termin->parent – ID родительского элемента * $termin->count – количество содержащихся в нем постов */ –>

Читайте также:
Импортозамещение в ОЭЗ может привести к льготам

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Все комментарии (1)

Спасибо Вам большое за Ваш колоссальный труд! Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи, все очень подробно рассказано. Благодаря Вам и Вашей работе намного проще разбираться во многих вопросах!

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме “Задать вопрос” возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку “Задать вопрос”, я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Отчетность за 2021 в 1С

Календарь бухгалтера на I квартал 2022 года по сдаче отчетности

Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

Учет ОС по-новому: ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 25/2018

Уникальный семинар!! Очень нужный и полезный. сразу ставлю в избранное: особенно ценно структурированность и четкость подачи материала»»

“Уточненный” итог выездной налоговой проверки (Титаева Н.)

Дата размещения статьи: 15.10.2016

Подача уточненной декларации в то время, как налоговики уже назначили выездную налоговую проверку, от штрафа за занижение налоговой базы, если таковое имело место быть, конечно, уже не спасет. Однако в подобных ситуациях подача “уточненки” и добровольное погашение налоговой недоимки может быть признано смягчающим обстоятельством. Тем самым размер штрафных санкций может быть уменьшен не менее чем в два раза. Однако не менее важным является и вопрос, будут ли учтены данные “уточненки”, если таковая была подана уже после составления акта по проверке, но до вынесения решения по ней.

Положения п. 1 ст. 81 Налогового кодекса (далее – Кодекс) обязывают налогоплательщика представить в инспекцию “уточненку” только в том случае, если в ее первоначальном варианте он обнаружит факт неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибок, которые привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Ошибки, которые привели к переплате налога, налогоплательщик вправе (но не обязан) отражать в “уточненках”. При этом Кодекс не предусматривает права или обязанности налогоплательщика представить уточненную декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом (см., напр., Письмо ФНС от 21 ноября 2012 г. N АС-4-2/19576).
Порядок работы налогового органа с “уточненками” прежде всего зависит от того, когда именно она представлена. Идеальный вариант – подать “уточненку” еще до назначения выездной налоговой проверки, предварительно погасив перед бюджетом налоговый долг и набежавшие пени. В этом случае налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности на основании п. 4 ст. 81 Кодекса. Ну а какой смысл подавать “уточненку”, если решение по проверке хотя еще и не вынесено, но акт по выездной проверке уже составлен, и нарушения, выявленные налоговым органом, в нем зафиксированы? Как минимум подать “уточненку” следует с тем, чтобы можно было хотя бы попытаться уменьшить размер штрафа за совершенное налоговое правонарушение. К примеру, Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 27 августа 2015 г. N Ф10-2516/2015 отказался освободить компанию от ответственности, поскольку “уточненка” была представлена уже в ходе выездной проверки (после составления акта, но до вынесения итогового решения по проверке), но. штрафные санкции в итоге были уменьшены в пять раз. Налоговый орган и судьи пришли к выводу, что подача “уточненки” и уплата налоговой задолженности до окончания проверки является обстоятельством, смягчающим ответственность налогоплательщика. В рассматриваемом деле УФНС “смягчило” штраф в два раза, а суд первой инстанции – в пять.

“Уточненный” контроль

Вопрос о том, как налоговики должны “работать” с уточненной декларацией, которую налогоплательщик представил в инспекцию после вручения ему акта о проверке, рассмотрел еще Президиум ВАС в Постановлении от 16 марта 2010 г. N 8163/09. “Высшие” судьи констатировали, что Кодекс не содержит запрета на подачу “уточненок” за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода. Отсутствует запрет на подачу “уточненки” и после принятия решения по результатам указанной проверки. Соответственно, данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку. В том случае, если “уточненка” подана после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган вправе:
1) с учетом объема и характера уточняемых сведений провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 Кодекса;
2) вынести решение без учета данных “уточненки”, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
Иными словами, в подобных ситуациях данные “уточненки” могут быть учтены при вынесении решения по проверке только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально (см. Письмо ФНС от 21 ноября 2012 г. N АС-4-2/19576@).

Очевидное и вероятное

В любом случае, подавая “уточненку” после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней, налогоплательщик, как минимум, рассчитывает на то, что хуже ему не будет. Однако, как следует из Определения Верховного Суда от 13 сентября 2016 г. по делу N 310-КГ16-5041, ситуация может развиваться и совершенно по иному сценарию.
В рассматриваемом деле на уточненных декларациях “погорел” индивидуальный предприниматель. После окончания проверки, но до вынесения инспекцией решения по ее результатам коммерсант представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации: по ЕСН – за 2009 г., и по НДФЛ – за 2009 – 2011 гг., письменные возражения на акт проверки с просьбой учесть данные уточненных деклараций при вынесении решения. И налоговики их учли. Да только ИП не понравилось, как они это сделали – итогом стало. доначисление налогов. Инспекторы посчитали, что ИП занизил базу по НДФЛ, поскольку в состав профессиональных вычетов включил расходы, которые были ранее учтены при исчислении названных налогов за предыдущий налоговый период (2008 г.). И тут ИП решил оспорить данное решение, ссылаясь на то, что налоговики необоснованно учли при принятии решения данные “уточненок”, которые были поданы после составления акта налоговой проверки.
Суды первой и апелляционной инстанций не обнаружили в действиях инспекции каких-либо нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки, однако суд кассационной инстанции встал на сторону ИП. Судьи согласились с тем, что при вынесении решения по проверке инспекторы не вправе были учитывать данные, содержащиеся в представленных ИП “уточненках”, – необходимо было провести самостоятельные проверки “уточненок”. По мнению арбитров, под видом дополнительных мероприятий налогового контроля были фактически проведены сокращенные “камералки” уточненных деклараций и приложенных к ним документов, а также выявлены иные нарушения, не указанные в акте выездной проверки, но отраженные в решении инспекции, а это уже является существенным нарушением процедуры принятия решения.

Читайте также:
Должники-банкроты останутся в ЕГРЮЛ

Вам же лучше

Однако индивидуальный предприниматель, как говорится, рано радовался. и недолго. Верховный Суд в Определении от 13 сентября 2016 г. по делу N 310-КГ16-5041 никаких существенных нарушений в процедуре рассмотрения материалов проверки не обнаружил.
По мнению судей, уточненная декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения инспекцией решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки. И у инспекции есть полное право с учетом объема и характера уточняемых сведений провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 Кодекса. При этом документы, представленные ИП в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, проанализированы инспекцией с учетом сведений, отраженных в “уточненках”. А объем и характер представленных документов в ходе мероприятий дополнительного контроля, возражения и уточненные декларации позволили налоговому органу установить фактические налоговые обязательства предпринимателя, уменьшив подлежащие доначислению в соответствии с актом суммы налогов. В результате решение судов первой и апелляционной инстанций было оставлено в силе, а решение кассационной инстанции отменено.
Интерес представляет и еще один довод налогового органа. Инспекция утверждала, что проверка уточненных деклараций в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. улучшила положение налогоплательщика. “Улучшение” состоит в том, что тем самым налоговики исключили параллельные процедуры выездной и камеральной проверки в отношении одного и того же налога и за тот же налоговый период. Выходит, что индивидуальный предприниматель должен был им еще и “спасибо” сказать.
Указанное Определение Верховного Суда лишний раз доказывает, что перед подачей “уточненки” после составления акта выездной проверки до вынесения решения по ней стоит семь раз отмерить. Есть вероятность, что подобного рода инициатива будет наказана.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Какие льготы положены предпенсионерам

С 1 января 2019 года федеральным законодательством* определена новая льготная категория граждан – лица предпенсионного возраста. Для них установлен ряд льгот и мер социальной поддержки федерального и регионального уровня. К федеральным отнесены льготы: по уплате имущественного и земельного налогов, льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, а также гарантии трудовой занятости.

Налоговые льготы. Право на налоговые льготы появляется у граждан в соответствии с условиями, необходимыми для назначения пенсии по законодательству РФ, действовавшему на 31 декабря 2018 года, то есть для женщин – по достижении возраста 55 лет, для мужчин – по достижении возраста 60 лет. Речь идет о льготах по налогу на землю и налогу на имущество**. Для северян, которые выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно стали 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Пятилетний льготный срок актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка спецстажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., дающим право досрочного выхода на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и соответственно права на льготы в таких случаях возникает за пять лет до появления указанных оснований для назначения пенсии. Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Границы наступления предпенсионного возраста установлены для женщин-водителей, начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Читайте также:
Выплата имущественных налогов для россиян станет проще

Несмотря на то, что у некоторых людей пенсионный возраст не поменялся, предпенсионные льготы за пять лет до выхода на пенсию им все равно предоставляются. Это многодетные мамы с пятью детьми, которые могут рассчитывать на льготы, начиная с 45 лет, то есть за пять лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет).

Относительно диспансеризации к предпенсионерам отнесены*** работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста (с учетом переходных положений, см. таблицы). Они имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы и среднего заработка для прохождения диспансеризации.

Относительно занятости лицами предпенсионного возраста**** являются граждане в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (с учетом переходных положений, см. таблицы). Для данных граждан предусмотрена более высокая максимальная величина пособия по безработице и более длительный срок его выплаты.

Таблицы, приводимые ниже, поясняют, как определить граждан предпенсионного возраста для предоставления льгот относительно занятости и диспансеризации.

Меры социальной поддержки предпенсионерам устанавливаются не только на федеральном, но и и на региональном уровне, т.е. региональным законодательством*****. Так, в Москве с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин появляется право на получение социальной карты москвича, дающей возможность бесплатного проезда в общественном транспорте, вступают в силу льготы, установленные для ветеранов труда. В Московской области – это бесплатный проезд для определенных категорий граждан и некоторые другие льготы. В ссылках, данных под статьей, в законах Москвы и Московской области отражены региональные льготы.

* Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»;

** Федеральный закон от 30.10.2018 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

***Ст. 185.1 «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации» Трудового кодекса РФ;

**** ст. 5 Закона РФ 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ»;

С какого возраста положены льготы для предпенсионеров

В редакцию “РГ — Нед­еля” обратилась Наталья Кувшинникова, которая не смогла получить налоговые льг­оты, положенные, как она предполагала, предпенсионерам.

Но присланный воло­годским МФЦ ответ об­ескуражил Наталью: в нем написано, что статус предпенсионера женщина сможет по­лучить только в 2023 году, хотя она родилась в 1968 году, а значит, вроде бы имеет право на предпенсионные льготы. Ведь они, читала женщи­на в прессе, начинают действовать за пя­ть лет до выхода на пенсию, а в этом го­ду женщины выходят на пенсию в 55,5 года. Минус 5 лет — и как раз получается возр­аст Натальи.

На раз, два, три рас­считайся

Из разъяснений Пенси­онного фонда России выяснились следующие нюансы предпенсион­ного статуса. Льготы для предпенсионеров можно условно раз­делить на три вида: новые федеральные (те, которые появились с выходом в октябре прошлого года зак­она об установлении новых границ пенсио­нного возраста), фед­е­ральные налоговые и региональные. И у каждого вида льгот разный возраст получе­ния. А значит, один и тот же человек может получить весь набор предпенсионных льгот в разное время.

Новые федеральные ль­готы для предпенсионеров

На федеральные предп­енсионные льготы, установленные законом от 3 октября 2018 года, право возникает за 5 лет до нового пенси­онного возраста. То есть в этом году с учетом переходного периода предпенсио­нный возраст наступа­ет с 51 года для же­нщин и 56 лет для му­жчин. Льготами начинают пользоваться женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пенсионный возраст для женщин на уровне 60 лет и мужчин на уровне 65 лет законодательно будет ус­тановлен только с 2023 года. Поэтому по федеральн­ым льготам отсчитыва­ть 5 лет следует от нынешнего пенсионного возраста.

Федеральные льготы — это право на два оплачиваемых выходных для диспансеризации, получение по­собия по безработице в повышенном размере (11 280 рублей в месяц — на уровне пр­ожиточного минимума­), перео­бучение и повышение квалификации по нап­равлению службы заня­тости. Введена ответственность работодателей за увол­ьнение работников пр­едпенсионного возра­ста или отказ в прие­ме их на работу по причине возраста. Эт­ими льготами Наталья уже может воспользоваться.

Федеральные налоговые льготы

Налоговые льго­ты положены людям более старшего возрас­та — тем, кто достиг прежнего возраста выхода на пенсию, то есть 55 лет для же­нщин и 60 лет для му­жчин. Эти гра­ждане могут не плат­ить земельный налог с 6 соток земли. Также они освобождаются от уплаты имуществен­ного налога на дома, капитальные здания и сооружения, гаражи площадью 50 кв. метров. Если участок больше 6 соток или здание больше 50 ме­тров, за оставшую­ся часть налог начислят.

Как уточнили в ПФР, в случае с Натальей Кувшинниковой име­лись в виду именно налоговые льготы, поэ­тому из МФЦ ей пришел вполне законный ответ, что ими она сможет воспо­льзоваться при дост­ижении 55 лет, то ес­ть в 2023 году.

Читайте также:
Увеличенный НДС будут учитывать в ЖКХ-тарифах?

Федерация

Региональные льготы

С региональными ль­готниками ситуация сложнее. В регионах возрастная планка для предпенсионных ль­гот установлена на уровне 55 (для женщин ) и 60 (для мужчин) лет. Но есть целые регионы-льготники, где пенсионный возраст всегда наступал на пять лет раньше, чем в остальных субъектах. Это северные территории. Соотве­тственно, и предпен­сионерами там станов­ятся раньше. Наприм­ер, на Камчатке. Раньше там жители выходили на пен­сию в 50 (женщины) и 55 лет (мужчины), а сейчас в 50,5 и 55,5 года соответственно. А предпенсионерами они могут быть за пять лет до это­го возраста, начиная с 50 и 55 лет — в зависимости от конкретной льготы.

Среди региональных льгот — проезд на го­родском и железнодорожном транспорте, скидка на оплату капр­емонта и других жили­щно-коммунальных ус­луг, освобождение от уплаты курортного сбора при поездке на отдых и др.

Например, в Хабаро­вском крае всем женщ­инам, достигшим 55 лет, и мужчинам ст­арше 60 лет (даже работающим) положе­на ежемесячная дене­жная выплата на проезд в общественном транспорте — 720 рубл­ей. Среди других мер поддержки — беспла­тное изготовление зу­бных протезов, а для жителей села — час­тичная компенсация оплаты услуг ЖКХ.

На Камчатке пенсио­неры имеют право на субсидии по оплате ЖКХ (если размер пенсии меньше регионал­ьного уровня). Они также освобождаются от оплаты налогов на движимое и недвижим­ое имущество (один объект), имеют право на бесплатный прое­зд в общественном тр­анспорте, получают льготы на проезд к месту отдыха и обрат­но. В сентябре 2018 года депутаты регион­ального Заксобрания одобрили законопроект, по которому пре­дпенсионеры имеют пр­аво на те же региональные льготы, что и пенсионеры. Предпе­нсионерами на Камчат­ке признаны женщины с 50 лет и мужчины с 55 лет.

Пенсионеры и предп­енсионеры пользуются одинаковыми льгота­ми и в Пермском крае. Там предпенсионер­ами считаются женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет.

Региональные льготы: частичная компен­сация оплаты жилищн­о-коммунальных услуг (до 50 процентов), льготный проезд в общественном транспо­рте (в Перми) по 12 рублей вместо общепринятых 20 рублей.

В Самарской области пенсионеры и предп­енсионеры получают ветеранские выплаты, компенсации за жилье и коммунал­ьные услуги, за взнос на вывоз мусора (50 процентов), за проезд в об­щественном транспорте (270 руб­лей в месяц). И тем и другим полага­ются льготы по тран­спортному налогу, по зубопротезированию, а также беспла­тная юридическая по­мощь в государственном юридическом бюро.

Подготовили Конста­нтин БАХАРЕВ, Юлия ГАРДНЕР, Наталья САВАНКОВА, Анна ШЕПЕЛЕВА

ОФИЦИАЛЬНО

Как узнать свой статус

Убедиться в присво­ении статуса предпен­сионера можно неско­лькими способами: через личный кабинет на сайте ПФР, заказав необход­имую справку в разде­ле “Пенсии” (нужна подтвер­жденная учетная зап­ись на портале госус­луг), при личном визите в любое территориал­ьное отделение ПФР или в МФЦ “Мои докумен­ты”.

n nttt nttt ntt nt”,”content”:”tt

Предпенсионные льготы: кто может получить

Предпенсионные льготы введены законодателями для того, чтобы облегчить переход на новую пенсионную систему. За предпенсионерами сохраняются все преференции пенсионеров, и даже появляются дополнительные преимущества. Обозначенный возраст начинается за 5 лет до официального выхода на пенсию. Подтверждать статус дополнительно и документально не требуется. Бробанк выяснил, какие предпенсионные льготы положены россиянам, а также где и как подать заявку на их получение.

Какой возраст считается предпенсионным

Пенсионный Фонд уведомляет о присвоении статуса предпенсионера некоторые учреждения. Остальные организации могут самостоятельно запросить данные. Лицо ППВ в случае необходимости может по собственной инициативе заказать справку, подтверждающую наступление законодательно обозначенного возраста.

Лица предпенсионного возраста — это россияне, у которых осталось 5 лет до выхода на пенсию. ЛППВ делятся на 2 категории:

  • граждане, которые становятся пенсионерами по старости;
  • россияне, которые выходят на досрочную пенсию по законодательно прописанным основаниям.

Чтобы высчитать дату, с которой лицо будет считаться предпенсионером, нужно уточнить точный срок выхода на пенсию. От этой даты отнять 5 лет. Полученный результат и есть период, с которого начинается предпенсионный возраст. Из-за пенсионной реформы установили переходный период, поэтому со временем и ППВ будет меняться.

Год Предпенсионный возраст для женщин Предпенсионный возраст для мужчин
2019 51 56
2023 55 60

Подтверждать статус ЛППВ для получения льгот не требуется. Подавать заявление и получать официальный документ не надо. При обращении в организации за льготами сотрудники сами запрашивают информацию о статусе.

Для самостоятельного запроса справки о предпенсионном возрасте на сайте ПФР:

  1. Откройте вкладку «Пенсии».
  2. Выберите пункт меню по заказу справки по причислению к предпенсионерам.
  3. Следуйте дальнейшим указаниям сервиса.

Документ поступает на адрес электронной почты или напрямую в то учреждение, где его нужно предъявить.

Какие льготы дают предпенсионерам

Чтобы смягчить действие пенсионной реформы, Правительство установило для лиц предпенсионного возраста определенные послабления и гарантии. Для ЛППВ предусмотрены несколько льгот по налогам, трудовых гарантий и дополнительных преференций.

Налоговые льготы

ЛППВ вправе использовать вычет на территорию до 600 кв.м. От кадастровой стоимости участка земли отнимают 6 соток. На эту разницу предоставляется сумма налогового вычета. При этом если площадь земли равна 600 кв.м. или даже меньше, то налог вообще не уплачивают. Если в собственности гражданина ППВ 2 участка земли и более, то можно самостоятельно выбрать, с какой территории производить налоговый вычет. По умолчанию вычет производят с участка с наибольшей кадастровой стоимостью.

Читайте также:
Имущественный налог сбегает от кадастровой стоимости?

Предпенсионеры также освобождаются от выплаты налогов на недвижимость, если она не коммерческая. Послабление можно получить на такие виды имущества:

  1. Жилой дом, квартира или комната.
  2. Гараж.
  3. Мастерская или творческая студия.
  4. Сооружения хозяйственного назначения.

Оформить льготы на две постройки одного вида, например, на 2 гаража, не получится, придется выбирать. Но если у гражданина в собственности по одному из видов недвижимости, то льготы будут предоставлены на все здания.

Пенсионный Фонд РФ обязуется самостоятельно уведомлять ФНС о наступлении статуса ЛППВ. После этого налоги таким гражданам не начисляют. Но иногда возникают ошибки, и предпенсионеру все же приходит уведомление о необходимости уплаты налога. В таком случае обратитесь в налоговый орган. Возьмите с собой паспорт и документы, которые подтверждают право собственности на имущество. Подать документы, чтобы не выплачивать налог, можно и через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФСН. Это сэкономит время и силы.

Гарантии для безработных предпенсионеров

Для безработных граждан РФ, которые относятся к категории ЛППВ, предусмотрены следующие социальные преимущества:

  • увеличенную сумму пособия по безработице, по сравнению с другими лицами в статусе безработного;
  • повышенные сроки выплаты пособия.

Пособия по безработице для предпенсионеров выплачивают по такой схеме:

  1. Денежное пособие в минимальном размере выплачивают в течение одного года. Пособия, которые исчисляются с учетом среднемесячного заработка, выплачивают так: 75 % от зарплаты — 3 месяца, 60 % — 4 месяца и 45 % — оставшиеся 5 месяцев.
  2. Увеличенный период выплаты пособия получают мужчины со страховым стажем сверх 25 лет и женщины со стажем 20 лет. За 1 год переработки прибавляют по 14 дней выплаты денежной помощи лицу, оставшемуся без работы.

В службу занятости желательно приходить сразу со справкой о достижении предпенсионного возраста.

Трудовые гарантии

ЛППВ получают 2 дополнительных дня к отпуску ежегодно на прохождение мед. диспансеризации. Эта льгота начала действовать с начала 2019 года. При этом за гражданином сохраняется и рабочее место, и заработная плата за этот период. Работники выбирают самостоятельно эти дополнительные дни, но при этом сроки обязательно согласовывают с руководством.

В Уголовный Кодекс РФ внесены поправки, которые предотвращают случаи, когда работодатель увольняет сотрудника по причине достижения предпенсионного возраста. Или случаи, когда соискателя ППВ не принимают на работу, опираясь из этих же мотивы. За доказанный факт дискриминации по возрастному признаку работодатель понесет наказание в виде штрафа размером 200 тыс. рублей или обязательные работы до 360 часов.

Для ЛППВ разработали программу повышения профессиональных навыков, чтобы до выхода на заслуженный отдых оставаться востребованным специалистом. Рассчитывать на такое образование вправе как работающие, так и безработные предпенсионеры. Обучение происходит с отрывом от производства на базе учреждений занятости населения. Во время обучения ЛППВ выплачивают минимальную заработную плату, которая принята в регионе с увеличением на районный коэффициент.

Льготы на рассмотрении

В очереди на утверждение законодателей несколько инициатив законопроектов, которые еще не приняты в окончательном чтении, но у них высокие шансы:

  1. Алименты. Мужчины, рожденные от 1958 года и женщины от 1963 года, имеют право требовать алиментные выплаты от супруга и детей. При этом не важно, начисляют ли ЛППВ денежную помощь от государства или нет.
  2. Доля в наследственном имуществе. Предпенсионеры претендуют на долю имущества своих родственников в случае их гибели, даже если они не указаны в завещании.
  3. Выдача начисленных выплат. ЛППВ получают также деньги, которые не указаны в наследственном имуществе. На такие выплаты вправе рассчитывать только предпенсионеры и другие нетрудоспособные лица, которые проживали с погибшим родственником.

Законопроекты еще рассматривают в Думе и Парламенте.

Дополнительные преференции

Предпенсионеры могут относиться не только к категории лиц предпенсионного возраста, но и к категории ветеранов труда. Таким гражданам устанавливают дополнительные льготы:

  1. Ежемесячные денежные выплаты.
  2. Послабления и льготы по оплате услуг ЖКХ.
  3. Бесплатное мед. обследование.
  4. Дополнительные 2 недели неоплачиваемого отпуска.
  5. Бесплатные лекарства.
  6. Бесплатное протезирование зубов.
  7. Транспортные субсидии.

В некоторых регионах ветеранам труда устанавливают дополнительные преференции. Перечень всех льгот можно уточнить в местном отделе социальной защиты.

Как и где получить льготы

Узнать, какие гарантии и преимущества предоставляют в определенном регионе, можно:

  1. В отделе соцзащиты.
  2. Территориальном ПФР.
  3. В офисе много-функционального центра.
  4. По телефону горячей линии административного центра региона.

Федеральные преференции ЛППВ получают в соответствующих учреждениях. То есть для получения налоговых льгот следует обратиться в налоговую службу. Если речь идет о наследстве или алиментах посетить нотариуса. Региональные субсидии или компенсации получают в отделе соцзащиты, в МФЦ или через портал Госуслуг. Как узнать свои пенсионные накопления на текущий момент, читайте в статье Бробанка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: