ФНС может отменять выгодные решения УФНС

ВС РФ подтвердил право ФНС отменять решения нижестоящих органов по собственной инициативе

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) признала за Федеральной налоговой службой (ФНС России) право отменять решения нижестоящих налоговых органов самостоятельно, в отсутствие жалобы налогоплательщика. 25 октября 2017года ВС РФ принял резонансный судебный акт по спору между ФНС России и ювелирным заводом «Аквамарин».

Предмет спора

Предметом спора стало решение ФНС России, которым в инициативном порядке (только лишь на основании пункта 3 статьи 31 НК РФ) было отменено решение Управления ФНС России по субъекту РФ, принятое по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика.

В рассмотренном деле территориальная налоговая инспекция, проведя камеральную налоговую проверку представленной заводом декларации по НДС, отказала ему в возмещении более 26 млн. руб., а также доначислила налог на сумму более 10 млн. руб. Однако, посчитав недоказанным получение заводом необоснованной налоговой выгоды, Управление удовлетворило апелляционную жалобу завода и решения инспекции отменило.

Однако на этом история не закончилась. Спустя более чем один год после апелляционного обжалования в дело вмешалась ФНС России и с учетом новой информации, полученной от правоохранительных органов, отменила решение Управления, оставив в силе первоначальные решения.

Данные события побудили налогоплательщика обратиться в суд с требованием о признании незаконным решения ФНС России. Суды трёх инстанций единогласно в удовлетворении требований налогоплательщика отказали; дело дошло до ВС РФ, который также встал на сторону ФНС России.

Чем же руководствовались ФНС России и суды, принимая такое решение? ФНС России опиралась на общую норму пункта 3 статьи 31 НК РФ, которой закреплено право вышестоящих налоговых органов отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Налогоплательщик же указывал на то, что указанное право не может реализовываться произвольно. В частности, компания опиралась на то, что действующее налоговое законодательство не регулирует процедуру отмены решений налоговых органов без жалобы налогоплательщика.

Выводы судов

Суды, включая ВС РФ, нарушения прав налогоплательщика в таком подходе не усмотрели. Ссылаясь на нормы НК РФ и позиции Конституционного суда РФ, ВС РФ указал на законность права ФНС России, действующей в интересах государства, по собственной инициативе выявлять и исправлять ошибки в решениях нижестоящих органов.

Как указал ВС РФ, это «согласуется со статьей 57 Конституции РФ, из содержания которой усматривается, что определение размера налоговой обязанности не является предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых органов, налоги должны уплачиваться в законно установленном размере».

При этом ВС РФ подчеркнул, что в результате действий ФНС России налогоплательщику не были доначислены новые суммы налогов. Кроме того, у налогоплательщика сохранилось право защищать свои интересы в суде в случае несогласия с решением ФНС России, что и было реализовано в настоящем деле.

Отдельно следует обратить внимание на вопрос о сроках принятия подобных решений. ВС РФ указал, что, конечно же, такой срок должен быть ограничен, что является необходимой гарантией прав налогоплательщика при проведении налогового контроля. Проанализировав нормы НК РФ, ВС РФ пришёл к выводу, что полномочия по контролю вышестоящего налогового органа за нижестоящими ограничены сроком, предусмотренным для проведения мероприятий налогового контроля, а именно тремя годами, исчисляемыми с момента окончания контролируемого налогового периода.

Важно отметить, что точкой отсчёта признано именно окончание контролируемого периода, а не дата принятия отменяемого решения нижестоящего налогового органа. Так, применительно к рассмотренному делу контролируемым налоговым периодом являлся четвертый квартал 2013 года; следовательно, контроль со стороны вышестоящего налогового органа мог быть осуществлен не позднее 31.12.2016.

Значение спора для налогоплательщиков

Несмотря на то, что положительная для налоговых органов практика по данному вопросу не нова, есть основания полагать, что данная актуализированная ВС РФ правовая позиция получит широкое применение в деятельности налоговых органов. Так, в рассмотренном судебном акте ВС РФ не только рассмотрел конкретный спор, но и сформулировал общие выводы, которые могут быть восприняты налоговыми органами как «руководство к действию».

При этом отрицательный для налогоплательщиков потенциал признанного законным подхода раскрывается, в первую очередь, не в подтверждении права ФНС России отменять решения нижестоящих налоговых органов без жалоб налогоплательщиков (такая практика вряд ли приобретет значительные объемы). Основная опасность заключается в фактическом утверждении порядка отмены решений нижестоящих налоговых органов по результатам контроля за их деятельностью.

Такой порядок может привести в будущем к вменению со стороны ФНС России в обязанности управлений по субъектам РФ оценки законности решений территориальных инспекций на систематической основе.

Поэтому теперь даже удовлетворительные результаты налоговой проверки или их обжалования не позволяют налогоплательщику «спать спокойно» пока не истекут три года с окончания проверенного периода, так как в любой момент в дело может вмешаться вышестоящий налоговый орган и изменить положение вещей.

Читайте также:
Россиян снова оставят без накоплений по пенсиям

Изложенные выводы ВС РФ в очередной раз явно свидетельствуют о набирающей в последнее время силу тенденции расширения полномочий налоговых органов по контролю за налогоплательщиками.

Какую бомбу замедленного действия подложил ВС под бизнес?

В Костромской области есть ООО «Аквамарин».

МИ ФНС провела камеральную проверку этой компании за 4 квартал 2013 года (следите за датами!). 30 июля 2014 года налоговая решила:

  • доначислить НДС (10 794 949 рублей);
  • отказать в возмещении НДС (на 26 622 904 рубля).

В сумме вместе со штрафом и пеней вышло 40 050 490 рублей. Пока что ничего особенного, всё банально.

Далее происходит невероятное…

УФНС по Костромской области отменила это решение (которое от 30 июля 2014 года). Основание отмены — недоказанность согласованности действия «Аквамарина» и его контрагентов, направленных на получение незаконной налоговой выгоды.

Отмена произошла 7-го ноября 2014 года.

Но дальше всё встало на свои места: вышестоящая ФНС отменила решение УФНС от 7 ноября. То есть ФНС РФ оставила в силе решение «первой» ФНС — от 30 июля 2014 года. То самое решение, где компании отказывают в возмещении НДС и доначисляют этот налог.

ФНС РФ приняла решение об отмене 23 декабря 2015 года. Сделала новогодний подарочек «Аквамарину». У компании появились претензии.

В чём суть претензий компании?

Вышло так, что 7-го ноября 2014 года налоговый орган отменил решение нижестоящего налогового органа, и компания спокойно работала дальше. И вдруг, внезапно, без всякого предупреждения ФНС РФ «отменяет отмену» решения, не запросив у бизнеса никаких объяснений, не запросив ничего. Вот такой совершенно внезапный «удар под дых».

Причём между двумя решениями — благоприятным для компании решением от 7-го ноября 2014 и скверным для бизнеса решением от 23 декабря 2015 — прошло, как вы можете видеть, больше года.

Компания обратилась в суд с требованием признать недействительным решение ФНС РФ от 23 декабря 2015 года. Все суды, в том числе ВС РФ, отказали.

Вышестоящие налоговые органы могут отменять решения нижестоящих в течение 3-х лет

Суды решили всё просто: пункт 3 статьи 31 НК РФ и статья 9 закона «О налоговых органах» позволяют вышестоящим налоговым отменять решения нижестоящих налоговых. Вышестоящие органы контролируют нижестоящие.

Если же налогоплательщика такая отмена не устраивает, то пусть он идёт в суд.

Но что получается по срокам? Никаких сроков в пункте 3 статьи 31 НК РФ нет. Насколько давние решения нижестоящих ФНС может отменить вышестоящий орган?

В течение 3-х лет, решил Верховный суд.

При этом судебный орган действовал по аналогии. Суд решил, что «пусть будет 3 года», потому что:

  • статья 89 НК РФ ограничивает «глубину» выездной проверки тремя годами;
  • статья 23 НК РФ обязывает налогоплательщика 4 года хранить документы бухгалтерского и налогового учёта.

В определении суд даже сослался на часть 2 статьи 164 закона «О таможенном регулировании», где сказано, что «таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем».

Выводы

Это определение ВС РФ не перевернёт судебную практику по налогам. Не то дело. Но всё же ВС РФ дал право вышестоящим налоговым органам в течение 3-х лет без всякого уведомления отменять решения нижестоящих налоговых органов. И это никак не решение в пользу бизнеса.

Но будем сохранять оптимизм.

На этом всё, уважаемые читатели. Мы продолжаем рассказывать о самых важных и интересных новостях из мира налогов. Поэтому не забывайте подписываться на нашу рассылку!

– Адвокат адвокатской палаты г. Москвы, Реестровый номер 77/9869; Руководитель адвокатской коллегии “Налоговые адвокаты”;

  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Отдал документы? Суши сухари. Или законные способы не предоставить документы компании на запрос из правоохранительных органов

Инспекция веерно рассылает директорам вызовы на комиссии. От этого никто не застрахован. Что делать, если вам пришёл такой вызов?

Уголовная ответственность директора компании по налоговым преступлениям: основания, полный алгоритм действий СК РФ и налоговой

Теперь инспекция сможет обнулять декларации ваших контрагентов совершенно законно

Как в ФНС настоящие директора «превращаются» в номиналов и другие хитрости налоговой во время допросов

Какой процент НДС безопасно заявлять к вычету?

Напишите нам письмо

Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Читайте также:
Депутаты предлагают больше льгот по имущественному налогу

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Также вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.

Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.

Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).

Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.

Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.

Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.

Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.

Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.

Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.

Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Новые полномочия ИФНС с 2022 года

На сайте Минфина опубликованы «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов».

В числе прочих моментов на основании документа предлагается предоставить ФНС право предварительно арестовывать счета, взыскивать налоги с дебиторов неплательщиков и блокировать специальные счета.

Предварительный арест имущества и счетов

Одним из основных нововведений является тот факт, что с нового года расширятся правомочия налоговиков. В НК вводится институт предварительных обеспечительных мер. На данный момент такие меры (арест имущества и блокировка счета) назначаются после вынесения решения о доначислении налоговой задолженности по результатам проведенной проверки (п. 10 ст. 101 НК).

С момента начала налоговой проверки до вынесения по ее результатам соответствующего решения может пройти довольно много времени. В этот период налогоплательщики успевают скрыть имущество или снять деньги с банковских счетов. Когда ИФНС получит законную возможность применять обеспечительные меры, ей уже, как правило, нечего арестовывать или блокировать. Для исключения такой возможности злоупотреблений со стороны налогоплательщиков Минфин планирует закрепить в Налоговом кодексе право ИФНС принимать предварительные обеспечительные меры.

Такими мерами предлагается установить денежный либо имущественный залог в счет неуплаченной налоговой задолженности. В таком случае налоговики смогут частично арестовывать имущество налогоплательщиков-должников и блокировать их расчетные счета не по результатам выездной проверки, а с момента принятия решения о ее проведении. При этом такое решение будет ограничиваться определенной суммой, которая рассчитывается как разница между общей суммой налогов исходя из средней налоговой нагрузки по отрасли и общей суммой налогов, которые налогоплательщик заплатил сам за проверяемый период.

1С:Налоговый мониторинг

Оперативное согласование с налоговым органом позиций по налогообложению планируемых и совершенных операций

  • Поддержка обновления с 1С:Бухгалтерия 8 КОРП;
  • Взаимодействие с налоговым органом;
  • 100% налоговых показаний с НДС и без;
  • Импорт документов из внешних учетных систем.

Взыскание налоговой задолженности с дебиторов налогоплательщика

Планируется, что обеспечительные меры будут заключаться не только в аресте счета и имущества, но и в закреплении за ИФНС права на взыскание задолженности налогоплательщика с его дебиторов. Иными словами, с компаний и ИП, у которых перед налогоплательщиком есть финансовая задолженность.

При установлении факта наличия долга компании или ИП перед налогоплательщиком ИФНС будет вправе вынести решение взыскать с них его налоговую задолженность. Долги будут взыскиваться с денежных средств и драгметаллов на банковских счетах. Это решение будет вынесено при условии подтверждения дебиторской задолженности и самим налогоплательщиком, и его дебиторами.

Предположительно решение о взыскании налоговой задолженности с дебиторов будет исполняться добровольно через перечисление средств на указанный в решении налоговиков счет задолжавшего налогоплательщика. При несогласии будет следовать принудительное взыскание долгов судебными приставами.

Блокировка спецсчетов

Дополнительное нововведение связано с предоставлением инспекторам ИФНС права приостанавливать операции налогоплательщиков-должников по спецсчетам и списывать с них денежные средства в счет задолженности по налогам. В данном случае под специальными подразумеваются счета, открываемые:

  • компаниями — участниками госзакупок;
  • компаниями — исполнителями гособоронзаказа;
  • для приема оплаты ЖКХ услуг;
  • эскроу-счета для приема денежных средств от участников долевого строительства.

На данный момент права ИФНС в части блокировки этих спецсчетов в НК не указаны. Поэтому инспекторы не могут приостанавливать операции по спецсчетам и списывать с них финансы для погашения налоговой задолженности. Данный пробел в законодательстве будет устранен на основании готовящихся поправок в НК.

Читайте также:
В Приамурье предложили возмещение инвесторам трат на дорожный ремонт налоговыми льготами

Прочие изменения

Кроме указанных изменений планируется ввод прочих поправок, в частности смягчение действующего порядка приостановки операций по расчетным счетам налогоплательщиков-должников.

В частности, ведомство предлагает исключить из Налогового кодекса ограничение по открытию организациями новых расчетных счетов, если имеется решение о приостановке операций по уже открытым счетам. В таком случае на вновь открываемые расчетные счета также будет распространяться обеспечительная мера в форме приостановки операций по ним.

Также у налоговиков будет право частично отменять наложенные обеспечительные меры в ситуации частичного исполнения налогоплательщиком решения ИФНС. Например, когда организация погасит часть налоговой недоимки, инспекторы смогут разблокировать ее счета либо снять арест с имущества или его части. На данный момент пока не сказано, каким образом это будет реализовано в законодательстве — для этого Минфин готовит соответствующие поправки в НК.

Сервисы, помогающие в работе, вы можете приобрести здесь.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ (АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ) ПО НАЛОГОВЫМ ПРОВЕРКАМ

Бюджетное учреждение наравне с другими налогоплательщиками в силу ст. 137 НК РФ наделено правом на обжалование актов ИФНС ненормативного характера , действий или бездействия должностных лиц налоговой инспекции, если такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц установлен гл. 19 НК РФ.

Недавним Законом N 6-ФЗ внесен ряд поправок в нормы указанной главы, которые изменили порядок рассмотрения апелляционных жалоб, поданных после дня вступления в силу названного Закона, то есть после 17.03.2021. О том, какие конкретно изменения произошли, мы расскажем в данном материале.

Вводная информация

Акты налоговых органов (ИФНС) ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе (УФНС) или суде в порядке, предусмотренном НК РФ и процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101901). Словом, в случае несогласия налогоплательщика с решением, принятым инспекцией по результатам налоговой проверки, он вправе обжаловать такое решение в установленном порядке (Письма Минфина России от 08.04.2020 N 03-03-06/1/29950, от 01.04.2020 N 03-03-07/25644).

Налоговое законодательство различает два вида жалоб – обычная и апелляционная.

Жалобой (то есть обычной жалобой) согласно п. 1 ст. 138 НК РФ признается обращение лица (в данном случае – бюджетного учреждения) в инспекцию с целью обжалования вступивших в силу актов ненормативного характера налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Наиболее типичные претензии по поводу нарушения прав лица, рассматриваемые в жалобах:

– неправомерное выставление требования об уплате налогов;

– вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

– отказ в возврате налога или в предоставлении налоговых вычетов.

Апелляционная жалоба – это обращение лица в ИФНС, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенного по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению данного лица, обжалуемое решение нарушает его права. При этом свое несогласие с выводами, сделанными налоговиками по результатам проверки, учреждение может выразить в различных формах и на разных этапах. На первом этапе это письменные возражения на акт налоговой проверки. Процедура их подачи описана в ст. 100 НК РФ. Следующий этап – подача апелляционной жалобы.

В данном материале мы заострим внимание на порядке рассмотрения именно апелляционной жалобы . Это важно, поскольку досудебный порядок обжалования решений по налоговым проверкам обязателен в силу п. 2 ст. 138 НК РФ. В этом пункте прямо сказано, что такие акты могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в УФНС. (В случае подачи заявления сразу в арбитражный суд, без предыдущего досудебного обжалования, это заявление будет возвращено учреждению без рассмотрения.) Однако не оставим без внимания и правила рассмотрения обычной жалобы.

Порядок и срок подачи апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба в УФНС на решение по проверке подается в налоговый орган, вынесший это решение (по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение). Поскольку решение по проверке, согласно п. 9 ст. 101 НК РФ, вступает в силу через месяц со дня вручения его проверяемому лицу, апелляционная жалоба может быть подана в течение указанного месяца. После получения жалобы от учреждения ИФНС в течение 3 дней должна направить жалобу вместе с материалами по проверке в УФНС (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Читайте также:
Бизнес-омбудсмен предложил послабления для малого бизнеса

К сведению. Апелляционная жалоба может быть подана несколькими способами (ст. 139.2 НК РФ):

– подана непосредственно в налоговый орган;

– направлена по почте;

– передана в электронной форме по каналам ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Формат и Порядок подачи апелляционной жалобы в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@.

Добавим: при апелляционном обжаловании решение ИФНС по проверке вступает в силу со дня принятия УФНС решения по апелляционной жалобе. То есть подача такой жалобы откладывает вступление в силу спорного решения инспекции.

Порядок и срок подачи обычной жалобы

В случае пропуска месячного срока подачи апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ) у учреждения остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения ИФНС. В этом случае несогласие с решением по проверке выражается посредством подачи обычной жалобы.

Названная жалоба может быть подана учреждением в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения (то есть от даты, которая указана на самом решении). И такая жалоба подается сразу в УФНС. Это следует из п. 2 ст. 139 НК РФ. Причем в случае пропуска указанного срока налогоплательщик вправе ходатайствовать перед УФНС о восстановлении пропущенного срока. Ходатайство будет удовлетворено, если причины пропуска этого срока признают уважительными. То есть решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает УФНС (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба в силу ст. 139.2 НК РФ может быть подана в УФНС теми же способами, что и апелляционная жалоба.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по ней может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу (то есть в УФНС) (п. 7 ст. 138 НК РФ). Но нужно учесть, что отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает налогоплательщика права на повторное обращение с такой жалобой по тем же основаниям и, как уточнено Законом N 6-ФЗ, в том же порядке.

И последнее в данном разделе. Обычная жалоба не откладывает вступление в силу решения ИФНС по проверке. Поэтому в период рассмотрения УФНС жалобы с налогоплательщика все равно будут взыскиваться начисленные по проверке налоги, пени и штрафы (ст. 101.2, 101.3, п. 5 ст. 138 НК РФ). Приостановить исполнение решения ИФНС можно только при предоставлении банковской гарантии (п. 5 ст. 74.1, п. 5 ст. 138 НК РФ).

Содержание жалобы (апелляционной жалобы)

Содержание обеих жалоб, по сути, формируется идентично. Обе жалобы должны содержать элементы, поименованные в п. 2 ст. 139.2 НК РФ. Это:

1) наименование УФНС (обычно в тексте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение);

2) данные о подателе жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи – телефон, электронная почта);

3) наименование инспекции, которая приняла обжалуемое решение;

4) основания, по которым учреждение считает, что его права нарушены;

5) требования учреждения, подающего жалобу, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

6) обстоятельства, на которых основаны доводы учреждения, и их доказательства (например, разъяснения официальных органов, примеры судебных актов);

7) суммы оспариваемых требований (в разрезе налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);

8) расчеты оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафов, которые, по мнению учреждения, инспекторы рассчитали неверно;

9) опись (перечень) прилагаемых документов.

Жалобу (апелляционную жалобу) должны подписать учреждение или его представитель, действующий на основании доверенности (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). В последнем случае к жалобе необходимо приложить доверенность представителя (см. Решение ФНС России от 13.12.2018 N СА-3-9/9449@).

Основания для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения

Основания, по которым УФНС оставит жалобу (апелляционную жалобу) налогоплательщика полностью или частично без рассмотрения, указаны в п. 1 ст. 139.3 НК РФ. Причем с 17.03.2021 этот перечень благодаря Закону N 6-ФЗ пополнился тремя новыми позициями – пп. 6, 7 и 8.

Таким образом, начиная с указанной даты основаниями для оставления жалобы (любой) без рассмотрения являются следующие обстоятельства:

1. Жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ, или в ней не указаны акты, действия ИФНС, нарушившие права налогоплательщика.

2. Пропущен срок на подачу жалобы и не приложено ходатайство о восстановлении срока либо УФНС отказало в восстановлении срока.

В случае пропуска срока на апелляционное обжалование УФНС все равно рассмотрит жалобу, но уже как обычную, а не апелляционную. Ходатайство о восстановлении срока в таком случае прикладывать не нужно (пп. 2 п. 1, п. 4 ст. 139.3 НК РФ).

К сведению. Налоговый кодекс не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых УФНС может восстановить пропущенный срок на подачу жалобы, в связи с чем оценка уважительности обстоятельств, послуживших основанием для пропуска срока, производится с учетом всех обстоятельств дела. Этот момент отмечен в Постановлении АС СЗО от 14.05.2020 N Ф07-4671/2020 по делу N А56-50698/2019.

Читайте также:
Перечень налогоплательщиков, у которых есть право на заявительный порядок возмещения НДС, расширен

3. До принятия решения по жалобе налогоплательщик отозвал ее (полностью или в части).

Отзыв жалобы (любой) лишает лицо, подавшее ее, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

4. Ранее была подана жалоба по тем же основаниям, за исключением случая, если после ее рассмотрения разрешен спор о том же предмете и по тем же основаниям в порядке, предусмотренном гл. 20.3 НК РФ (это исключение добавлено Законом N 6-ФЗ, но оно не актуально для бюджетных учреждений).

5. До принятия решения ИФНС уже устранила нарушения, на которые пожаловался налогоплательщик. В этом случае УФНС принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение 5 дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

6. До принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом.

7. Жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем, либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание (то есть доверенность).

Обратите внимание! На право УФНС оставить жалобу без рассмотрения, если она не подписана лицом, подавшим ее, или представителем такого лица, суды указывали и раньше (см., например, Постановления АС МО от 05.02.2018 N Ф05-874/2018 по делу N А40-174278/2017, АС УО от 21.05.2019 N Ф09-2476/19 по делу N А60-47393/2018). А теперь данная позиция арбитров узаконена.

8. До принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ по решению ИФНС или ликвидирована, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.

Обратите внимание! Решение оставить жалобу без рассмотрения (полностью или в части) УФНС должно принять в течение 5 рабочих дней со дня (п. 2 ст. 139.3 НК РФ в редакции Закона N 6-ФЗ):

– получения заявления об отзыве жалобы (полностью или в части);

– получения информации от ИФНС об устранении нарушений;

– получения информации о наличии обстоятельств, указанных в пп. 6 и 8 п. 1 ст. 139.3 НК РФ.

Данное решение направляется налогоплательщику в течение 3 рабочих дней со дня принятия (абз. 4 п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) определен положениями ст. 140 НК РФ. Перечислим основные моменты.

В каких случаях учреждение может участвовать в рассмотрении жалобы?

По общему правилу жалоба рассматривается УФНС без участия налогоплательщика. Его участие возможно лишь в отдельных случаях и на основании решения налогового органа (сам налогоплательщик не вправе требовать разрешения на участие в рассмотрении жалобы).

Учреждение может быть приглашено на рассмотрение жалобы, если имеются (п. 2 ст. 140 НК РФ):

– противоречия в материалах, которые передала ИФНС;

– противоречия между теми документами, которые поданы налогоплательщиком, и теми, которые получены от ИФНС;

– существенные нарушения со стороны ИФНС при процедуре вынесения решения по проверке.

К сведению. С 17.03.2021 согласно новым положениям п. 2 ст. 140 НК РФ рассмотрение жалобы возможно с использованием видео-конференц-связи в порядке, утверждаемом ФНС. Кроме того, рассмотрение жалобы учреждения может быть приостановлено по решению УФНС:

– до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;

– в случае невозможности рассмотрения жалобы до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве.

О приостановлении рассмотрения жалобы УФНС должно сообщить учреждению в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

В течение какого срока УФНС рассматривает жалобу?

Срок рассмотрения жалобы составляет месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).

В случае представления учреждением, подавшим жалобу, дополнительных документов названный срок исчисляется с момента получения УФНС указанных документов. Это уточнение в п. 6 внесено Законом N 6-ФЗ.

Какие решения принимаются по результатам рассмотрения жалобы?

По итогам рассмотрения жалобы УФНС вправе (п. 5 ст. 140 НК РФ):

– оставить решение ИФНС без изменений, а жалобу без удовлетворения;

– отменить решение ИФНС полностью или в части;

– отменить решение ИФНС полностью и принять по делу новое решение.

Когда решение по жалобе должно быть вручено учреждению?

Решение по жалобе подлежит вручению (направлению) учреждению в течение 3 дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Может ли учреждение обжаловать решение УФНС по жалобе?

Если да, то как и в какие сроки?

В случае несогласия с решением УФНС по жалобе учреждение может обратиться с заявлением в арбитражный суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Подать заявление в суд нужно в течение 3 месяцев со дня принятия решения УФНС (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Читайте также:
Приморские власти отказались от курортного сбора в санаториях

В настоящее время обжаловать в УФНС учреждение может только не вступившее в законную силу решение по налоговой проверке. Поэтому при подаче апелляционной жалобы важно соблюсти установленный НК РФ срок. Восстановить пропущенный срок могут, но только при подаче обычной жалобы и, конечно, при наличии уважительных причин.

С 17 марта 2021 года у УФНС появилось больше оснований для оставления без рассмотрения апелляционной жалобы (по этим же основаниям может быть отказано в рассмотрении обычной жалобы). Также УФНС теперь вправе приостановить рассмотрение жалобы (любой), но лишь в случаях, которые поименованы в п. 2 ст. 140 НК РФ (в редакции Закона N 6-ФЗ).

Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе и касающийся конкретного налогоплательщика (например, акт проверки, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов).

Федеральный закон от 17.02.2021 N 6-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации”.

Добавим: свое несогласие с выводами налоговиков учреждение может выразить еще в ходе рассмотрения материалов и результатов налоговой проверки. На этом этапе оно вправе выразить руководителю инспекции (или его заместителю), рассматривающему результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте проверки. Также возможно представление обосновывающих документов. Причем учреждение вправе настаивать на указании этих доводов и представленных дополнительных документов в протоколе, который должен вестись при рассмотрении материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (ст. 61 АПК РФ, ст. 53 ГПК РФ, п. 3 ст. 29 НК РФ).

Горюче-смазочным материалам могут снизить акцизы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 августа 2020 г. № 03-13-08/70101 Об отнесении к производству смешения подакцизных товаров и дальнейшей реализации полученного товара

В связи с письмом по вопросу отнесения к производству смешения подакцизных товаров и дальнейшей реализации полученного товара Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации лицами произведенных ими подакцизных товаров. В связи с этим налогоплательщиками акцизов являются производители подакцизных товаров.

Согласно пункту 3 статьи 182 Кодекса в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 Кодекса установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала).

Государственный стандарт ГОСТ 26098-84 “Нефтепродукты. Термины и определения” также определяет производство нефтепродуктов как их изготовление, в том числе способом смешения двух или более марок нефтепродуктов.

Если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 Кодекса. А именно, в результате смешения объемы компонентов из числа подакцизных товаров со ставкой акциза на ту же единицу измерения ниже, чем ставка акциза на изготовленный таким способом подакцизный товар, приобретают его физико-химические, потребительские свойства и, соответственно, формируют его произведенный объем. Аналогичный процесс происходит с объемами компонентов из числа неподакцизных товаров, на которые ставки акциза отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Кодекса суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

Основанием для применения установленных пунктом 2 статьи 200 Кодекса налоговых вычетов суммы акциза, уплаченной в цене приобретения подакцизного сырья, использованного для производства других подакцизных товаров, являются предъявленные (выставленные) производителем подакцизного сырья покупателю документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 201 Кодекса, с выделенной в них отдельной строкой суммой акциза.

В тоже время согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 183 Кодекса освобождены от налогообложения акцизом, в частности, следующие операции, совершаемые с авиационным керосином:

– реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

– передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам,

Читайте также:
Минфин вплотную займется зарплатными налогами

– передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

– передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.

Таким образом, при приобретении авиационного керосина, используемого в целях смешения с дизельным топливом в местах их хранения и реализации, сумма акциза в цене данного товара отсутствует.

Как следует из вашего запроса, топливо, изготовленное в результате смешения вышеназванных компонентов, в полном объеме обладает потребительскими свойствами подакцизного товара.

В указанной ситуации при сравнении ставки акциза по такому топливу, установленной статьей 193 Кодекса, в части объемов авиационного керосина, использованного для его изготовления, приобретаемого по цене без акциза и, соответственно, в отсутствии ставки такого акциза, возникает указанное в пункте 3 статьи 182 Кодекса превышение.

Таким образом, такое смешение ингредиентов полученного топлива признается производством подакцизных товаров, при реализации которого в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный авиационный керосин, возникает объект налогообложения акцизом, а организация, смешавшая товары, признается налогоплательщиком.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента Д.В. Волков

Обзор документа

При приобретении авиационного керосина, используемого в целях смешения с дизельным топливом в местах их хранения и реализации, сумма акциза в цене данного товара отсутствует.

Если топливо, изготовленное в результате смешения вышеназванных компонентов, в полном объеме обладает потребительскими свойствами подакцизного товара, то необходимо иметь в виду следующее. Такое смешение ингредиентов полученного топлива признается производством подакцизных товаров, при реализации которого в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный авиационный керосин, возникает объект налогообложения акцизом, а организация, смешавшая товары, признается налогоплательщиком.

ВС защитил интересы бюджета в споре об акцизах за смеси

Акциз — косвенный налог, который платят производители товаров. В п. 3 ст. 182 НК сказано: подакцизное производство — любое смешение товаров в местах их хранения и реализации, при котором получается подакцизный товар с более высокой ставкой, чем у товаров, используемых в качестве сырья. Эта норма направлена на то, чтобы не облагать акцизом смеси, которые не являются новыми товарами, объясняет Галина Акчурина, партнер KPMG KPMG Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × в России и СНГ.

У Минфина были разные подходы к толкованию фразы «ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья». Начиная с 2009 года он указывал в своих письмах, что смесь — это подакцизный товар, если ставка на нее выше ставок на каждый подакцизный компонент. В 2020-м министерство начало применять другой подход. Норма НК при этом оставалась неизменной.

По словам Акчуриной, налоговые органы уже доначисляют предпринимателям акциз и за то время, когда новой позиции Минфина еще не было. И Верховный суд занял ту же точку зрения, что может говорить об изменении вектора судебной практики по этому вопросу.

Просто разъяснения, а не новые правила

В мае 2021-го три письма Минфина за предыдущий год оспорило ангарское ООО «Байкалнефтецентр» (дело № АКПИ21-416). Свою заинтересованность компания объяснила тем, что на основании этих разъяснений ее могут признать производителем нефтепродуктов и привлечь к налоговой ответственности за неуплату акциза. Возможно, «Байкалнефтецентр» (БНЦ) и не пошел бы в Верховный суд, если бы в апреле 2021-го не получил письмо из ИФНС. Та сослалась на новую позицию Минфина и попросила отчитаться о производстве нефтепродуктов на предприятии.

Иск «Байкалнефтецентра» строился на старом подходе Минфина. Акциз за смесь нужно платить, только если ставка на нее выше, чем на каждый из компонентов, настаивало общество. Финансовое ведомство утверждало, что его новые разъяснения соответствуют Налоговому кодексу и не обладают нормативными свойствами. Генпрокуратура и Минюст тоже выступили против удовлетворения иска. Судья ВС Вячеслав Кириллов согласился с госорганами. Письма не меняют Налоговый кодекс и соответствуют ему, сказано в решении.

Читайте также:
Минфин заявил об отсутствии планов на экологические налоги

В итоге Кириллов отказался признать письма недействующими в том числе потому, что не увидел в них нормативных признаков. Это просто разъяснения, которые не создают новые правила, считает судья.

«10 лет были одни разъяснения, а теперь другие»

21 октября дело рассмотрела апелляционная коллегия ВС во главе с Галиной Манохиной. «Байкалнефтецентр» представляли юрист Александр Никифоров и директор Сергей Пушкарев. От Минфина пришел Алексей Шиляев, а от ФНС — Михаил Денисаев и Александр Водовозов.

У директора БНЦ нет юридического образования, но позицию компании раскрывал именно он, второй представитель выступать не стал. Пушкарев подчеркнул, что, согласно п. 3 ст. 182 НК, смешение — подакцизное производство только в том случае, если получается новый товар, ставка на который превышает ставки на все товары-ингредиенты, а не один из них, как решила первая инстанция. БНЦ работает 10 лет, были налоговые проверки, и никогда не стоял вопрос об исчислении акцизов на смесь дизеля и керосина, рассказал директор.

— 10 лет Минфин разъяснял, что при смешении дизельного топлива с керосином новый товар не получается. В нашем случае керосин — это присадка. Если мы смешиваем дизельное топливо с керосином, ставка акциза на смесь не становится больше. Объем увеличивается, но новый объект налогообложения не появляется, — объяснял Пушкарев.

Он обратил внимание апелляции на то, что первая инстанция не стала оценивать изменение позиции Минфина.

— Норма не менялась, 10 лет были одни разъяснения, а теперь другие! — возмутился директор. — Если норму можно понимать двояко, то толковать ее нужно в пользу налогоплательщика.

Керосин превращается в дизельное топливо

Представитель Минфина Шиляев объяснил: когда истец добавляет в дизельное топливо керосин, объем увеличивается. Получается, что компания продает топливо, за часть которого акциз никто не платил:

— Как объяснял истец, на севере нужно добавлять в дизельное топливо керосин. Так оно не сгущается при низких температурах, его легче передавать по трубопроводам, и в то же время облегчается воспламенение в двигателе внутреннего сгорания. Поэтому в любом случае новый продукт в результате смешения приобретает новые физико-химические свойства.

— Физико-химические свойства меняются только в том, что снижается температура замерзания, — парировал директор «БНЦ».

Следующими выступили представители ФНС. У акциза много объектов налогообложения, но основной — реализация произведенного подакцизного товара, это около 90% доходов государства от этого налога, рассказал Водовозов.

— В основном дизельное топливо производят на заводах. За 100 тонн дизельного топлива производитель платит 918 000 руб. акциза. Что делает наш налогоплательщик: приобретает 60 тонн дизельного топлива, 550 000 руб. акциза на которое заложены в цене, и 40 тонн авиационного керосина, который акцизом не облагается. Дальше он смешивает два этих продукта и получает 100 тонн того же дизельного топлива с теми же самыми физико-химическими характеристиками. Но свое производство не облагает налогом, и общая сумма акциза получается 550 000 руб., а не 918 000 руб., — пояснил логику государства Водовозов.

ФНС не нужно двойное налогообложение, настаивал Водовозов. Она хочет, чтобы производитель смеси заплатил только за ту часть, которую сделал сам.

Кроме того ГОСТ 26098–84 на нефтепродукты прямо говорит, что смешение — это производство, заметил Водовозов. Новый подход Минфина защищает интересы не только государства, но и добросовестных производителей, утверждал представитель ФНС. Кто-то продает чистое дизельное топливо и платит акциз за весь объем, а кто-то добавляет в него керосин и снижает налоговую нагрузку, пояснил он.

«Прискорбно, что наши компании обанкротятся»

Когда председательствующий разрешила директору БНЦ вставить реплику, тот еще раз отметил: за все время рассмотрения дела никто так и не ответил, почему позиция министерства вдруг изменилась.

— В п. 3 ст. 183 Налогового кодекса нет ни слова об увеличении объема смеси. Ее можно обложить акцизом, только если это новый товар, но в нашем случае нового товара нет, — подчеркнул Пушкарев.

Если практика пойдет по пути Минфина, многие предприятия обанкротятся, считает директор БНЦ:

— 42% арктического дизельного топлива (с примесью керосина. — Прим. ред.) используется при северном завозе (ежегодных государственных мероприятиях по обеспечению северных регионов России жизненно важными товарами перед зимним сезоном. — Прим. ред.). Если таким образом толковать норму, обанкротятся все, кто работает таким образом, и северный завоз встанет.

— Прискорбно, что наши компании обанкротятся, если основная их маржа формируется только за счет незаконно неуплаченного акциза, — отметил Водовозов.

— Это не незаконно неуплаченный акциз, это 10 лет другого толкования Минфина! — возразил директор БНЦ.

Судьи в итоге не стали удовлетворять жалобу, то есть поддержали толкование Минфина. Причины станут известны, когда акт опубликуют в полном объеме.

Читайте также:
Работа с налоговыми документами накладывает ряд обязанностей

Транспортный налог и акцизы

Владельцы транспортных средств часто заявляют о двойном налогообложении своих авто. Кроме транспортного налога, который они ежегодно уплачивают в региональный бюджет, автовладельцы сталкиваются с двумя акцизами. Первый заложен в цену самого авто, а второй — включен в цену бензина и дизельного топлива, так как все это подакцизные товары.

Акциз на топливо

Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Бензин — это не единственный подакцизный товар, но именно он интересует всех автовладельцев. Акциз на бензин появился еще в 1994 году. Рассчитывался он по октановому числу, чем оно выше, тем выше ставка.

С 2011 года октановое число было заменено на класс экологической безопасности. Ставки закреплены в ст. 193 НК РФ. Бензин, не соответствующий классу 5, с 1 января 2021 года облагается акцизом по ставке 13 624 рубля за 1 тонну. При этом ставка ежегодно растет, уже установлены значения на 2022 и 2023 года — 14 169 рублей за 1 тонну и 14 736 рублей за 1 тонну соответственно.

Бензин класса 5 более экологичен, поэтому ставка ниже. На 2021 год на 1 тонну бензина приходится 13 262 рубля акциза. Ставка на Евро-5 также вырастет в 2022 и 2023 года — 13 793 рублей за 1 тонну и 14 345 рублей за 1 тонну соответственно.

Ставка акциза на дизельное топливо существенно ниже. 9 188 рублей за тонну — в 2021 году, 9 556 рублей за тонну — в 2022 году, и 9 938 рублей за 1 тонну — в 2023 году.

Зная ставку акциза за 1 тонну бензина, можно посчитать размер акциза в 1 литре топлива. Действующий акциз на Евро-5 — 13 262 рубля за 1 тонну, следовательно, 13,26 рубля за 1 кг топлива.

Однако 1 кг не равен 1 литру бензина, так как плотность бензина меньше плотности воды. Для расчетов принимаем плотность бензина 750 кг/м3. Следовательно, 1 кг бензина соответствует 1,33 литрам.

Ставка акциза в литре бензина составляет 9,97 рублей. При цене бензина примерно в 45 рублей доля акциза в его стоимости составляет 22 %. При этом акциз — это не единственный налог в бензине. В цену включены также НДС и налог на добычу полезных ископаемых.

Ежегодный рост акцизов сказывается и на постоянном росте цен на топливо.

Акциз на автомобили

Акциз на автомобиль — это второй сбор, с которым сталкиваются автовладельцы. При этом акциз включен в стоимость как отечественного транспорта, так и иномарок, ввезенных из-за границы.

Ставка акциза зависит от мощности автомобиля, измеряемой в киловаттах или лошадиных силах. Закреплена она в ст. 193 НК РФ. Чем мощнее автомобиль, тем больше сумма акциза. Налоговый кодекс выделяет следующие группы авто по их мощности:

  • до 67,6 кВт (90 л.с.) — ставка с 2021 года 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) — ставка в 2021 году 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 53 рубля, а в 2023 — 55 рублей;
  • свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) — ставка в 2021 году 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 511 рублей, в 2023 — 531 рубль;
  • свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) — ставка в 2021 году 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 836 рублей, в 2023 — 869 рублей;
  • свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) — ставка в 2021 году 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 425 рублей, в 2023 — 1 482 рубля;
  • свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 475 рублей, в 2023 — 1 534 рубля;
  • свыше 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 464 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 523 рубля, в 2023 — 1 584 рубля.

Разберем расчет суммы акциза на примере двух автомобилей. Например, Иванов И.И. решил купить в Германии BMW X5. У автомобиля 249 лошадиных сил. Следовательно, при прохождении таможни Иванов заплатит по 804 рубля за каждую «лошадь», всего — 200 196 рублей.

Или Иванов купит за границей TOYOTA Corolla, у которой 122 лошадиные силы. На таможне он отдаст гораздо меньше — 51 рубль за каждую «лошадку», то есть 6 222 рубля.

Транспортный налог

Акцизы в стоимости бензина и топлива — это еще не все. Каждый автовладелец ежегодно платит транспортный налог в региональный бюджет. Ставка налога закреплена в ст. 361 НК РФ.

Читайте также:
Медведев подтвердил планы на МРОТ

Порядок расчета очень похож на расчет акциза на автомобиль, так как сумма налога напрямую зависит от мощности двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Кроме того, на сумму налога влияет класс машины. В Налоговом Кодексе выделены следующие группы:

  • легковые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей за 1 л.с.;
  • свыше 250 л.с. — 15 рублей за 1 л.с;
  • грузовые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 4 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 6,5 рублей за 1 л.с.;
  • от 250 л.с. — 8,5 рублей за 1 л.с.

Кроме того налогом облагаются мотоциклы, мотороллеры, яхты, снегоходы, гидроциклы и так далее.
Теперь вернемся к нашему примеру. Допустим Иванов владел автомобилем на протяжении 12 месяцев, следовательно, сумма налога за BMW X5 составит:

7,5 руб. * 249 л.с. * 12 мес. = 22 410 рублей в год.

А за TOYOTA сумма будет в несколько раз меньше:

3,5 руб. * 122 л.с. * 12 мес. = 5 124 рубля в год.

Важно! Транспортный налог идет в региональный бюджет. Ставки в регионах могут отличаться друг от друга. Кроме того, иногда применяется повышающий коэффициент, если машина новая и стоит больше 3 млн рублей.

Двойное налогообложение

Получается, владельцы автомобиля несут налоговую нагрузку в виде акциза в цене бензина и самой машины и ежегодно платят налог. И все эти расходы связаны с владением одним объектом — автомобилем.

В Госдуму ежегодно приходят предложения об отмене транспортного налога, так как в целом плата за пользование автомобилем уже лежит в цене бензина в виде акциза. Такое решение поможет избежать двойного налогообложения.

Кроме того, отказ от транспортного налога поможет поддержать тех автовладельцев, которые редко пользуются своим автомобилем. Ведь сейчас налог уплачивают все владельцы, даже если автомобиль фактически не используют.

Но никаких существенных изменений в части акциз и налога пока не произошло, и автовладельцы платят и акциз и сам налог. Комментарий по поводу двойного налогообложения автовладельцев даже давала ФНС в своем Письме № БС-2-21/279@ от 07.03.2017 года.

По факту объектом налогообложения акцизом признаются операции по продаже подакцизных товаров, в том числе бензина. Плательщики — производители нефтепродуктов и получатели, имеющие специальное свидетельство.

Объект налогообложения транспортным налогом — транспортное средство, в том числе автомобили, воздушные и водные суда.

С точки зрения НК РФ объекты налогообложения абсолютно разные. В одном случае это действия по реализации, а в другом — транспортные средства. Поэтому говорить о двойном налогообложении закон не позволяет.

Замена транспортного налога акцизом

Идея об отмене транспортного налога и замене его более высоким акцизом не нова. Подобную идею пытались воплотить в 2016 году, однако, акциз вырос, а налог не отменили. Есть три основные стоп-фактора для отмены налога.

Транспортный налог — региональный налог

За счет этого налога пополняется не федеральный, а региональный бюджет. Да, это не самая доходная его часть, но все же это деньги. Экономическое развитие части регионов России оставляет желать лучшего, а лишение их части доходов еще более усугубит ситуацию.

Рост цен на бензин

Просто отменить транспортный налог нельзя. Такое действие — это добровольное лишение регионального бюджета дохода, и, как следствие, сокращение финансирования части программ связанных с дорогами и транспортом. Поэтому отмененный налог нужно чем-то заменить.

Компенсация будет происходить за счет увеличения ставки акциза на топливо. Но в таком случае существенно вырастет цена на бензин. К тому же нельзя гарантировать, что такое решение положительно скажется на автовладельцах. Вероятно, нагрузка на тех, кто интенсивно использует авто в деятельности, возрастет.

Рост инфляции

Топливо нужно не только для того, чтобы заправлять личный автомобиль. Бензин и другие виды топлива плотно связаны со всеми производственными цепочками. Доставка сырья, перемещение товаров, доставка работников и так далее — везде задействовано топливо.

Рост цен на бензин приведет к скачку цен практически на все конечные продукты, начиная от продуктов питания, заканчивая предметами роскоши. Эксперты оценивают повышение цен при таком развитии событий на уровне 20-30 %.

Вероятно, ждать отмены транспортного налога в 2021 году не стоит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: