ФАС заинтересовалась введением НДС на иностранные покупки

НДС при импорте товаров в 2021-2022 годах

НДС при импорте товаров имеет ряд особенностей, отличающих его от иных видов этого налога. Как учесть НДС при импорте и какие документы подтверждают правомерность вычета «входного импортного» НДС, в том числе из стран, входящих в Евразийский экономический союз, вы узнаете из нашей рубрики «НДС при импорте».

  • Все материалы
  • Новости
  • Статьи

Что такое импортный НДС

НДС при импорте представляет собой входной налог, который образуется в результате осуществления покупки товара, работы или услуги у иностранного поставщика (импортера).

Условно можно сказать, что НДС возникает:

  • при ввозе товаров;
  • импорте услуг и работ.

О том, что понимается под импортом услуг и как отразить импортные операции в учете, читайте в нашем материале «НДС при импорте услуг: как правильно платить налог?».

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

С начала 2015 года начал действовать новый союз государств, сменивший действовавший ранее Таможенный союз, в состав которого вошли (согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, далее — Договор):

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Киргизия;
  • Республика Армения.

Нюансы импортного НДС рассмотрены в отдельных материалах.

Как быть, если ввезенный из стран ЕАЭС товар похищен, читайте в статье «Ввезенный из Белоруссии товар похищен. Что делать с НДС?».

Импортируя товары с территории стран ЕАЭС, необходимо подать декларацию по косвенным налогам в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором импортированные товары были приняты на учет. С декабря 2017 года применяется новая форма декларации по косвенным налогам. Скачать ее можно здесь.

Обратите внимание, что декларацию по косвенным налогам можно подать в бумажном виде. Подробнее об этом – в материале «Правила НК РФ об электронной подаче декларации по НДС не действуют при декларировании «ввозного» налога».

Одновременно с декларацией необходимо представить документы, предусмотренные п. 20 приложения 18 к договору о ЕАЭС.

Подробнее с перечнем указанных документов вы можете ознакомиться в этой статье.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является одним из документов, подтверждающих импорт товаров из стран ЕАЭС. Для принятия к вычету ввозного НДС при импорте из стран ЕАЭС необходима отметка налогового органа на этом заявлении.

С позицией Минфина РФ о сроке, в течение которого НДС может быть принят к вычету, читайте в материале «Вычет по ”евразийскому” НДС можно получить в течение 3 лет».

Ввоз товаров не всегда сопровождается уплатой налога. НДС не уплачивается, когда ввозится товар, не облагаемый НДС. Подробнее о таких ситуациях читайте в материале «Ввезли из ЕАЭС необлагаемый товар – ”евразийский” НДС не уплачивается».

Вычет НДС при импорте из стран, не входящих в ЕАЭС

С учетом положений ст. 171 НК РФ НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, принимается к вычету плательщиками НДС. Но для того, чтобы принять указанный налог к вычету, необходимо иметь документальное подтверждение произведенных импортных операций. Документальное подтверждение ввозного НДС при импорте из стран ЕАЭС и стран, не входящих в этот союз, различаются. При импорте из стран, не входящих в Евразийский союз, такими подтверждающими бумагами могут быть:

  • Таможенная декларация.

При этом очень важно обратить внимание на порядок проставления печатей на таможенной декларации.

  • Документ об оплате самого налога.

Вторым важным условием для принятия НДС к вычету является соответствие товара определенным критериям: для каких целей он куплен, будет он участвовать в облагаемой или необлагаемой деятельности, будет ли он перепродаваться или нет и пр.

Кроме того, осуществляя ввоз товара через посредника, следует знать о некоторых нюансах для того, чтобы входной НДС все-таки получилось зачесть.

Подробнее об этих важных моментах читайте в материалах:

Покупка программы у иностранной компании с 01 января 2021: как быть с НДС?

Российская организация с целью реализации покупателю приобрело программное обеспечение (ПО), не включенное в реестр российских программ, у иностранного контрагента (Нидерланды, Австрия). Лицензию на программное обеспечение российская организация получила по электронной почте, а покупатель организации самостоятельно скачал ПО с сайта производителя с помощью сети Интернет.

Является ли российская организация налоговым агентом по НДС при перечислении денежных средств за ПО иностранному контрагенту, который не является налоговым резидентом РФ? Необходимо ли в актах и договорах на передачу ПО покупателю указывать стоимость с учетом НДС 20%?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

С 01.01.2021 освобождение от НДС при реализации ПО, не включенного в специальный Реестр, или прав на него не применяется. То есть независимо от вида договора, на основании которого российская организация приобретает права на ПО у иностранного правообладателя либо реализует далее права на территории РФ, такая операция подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

Российская организация в рассматриваемой ситуации не признается налоговым агентом по НДС. Однако мы не можем утверждать, что налоговые органы буду иметь аналогичную позицию.

Учитывая неопределенность ситуации, а также тот факт, что дальнейший порядок исчисления и уплаты НДС зависит от квалификации услуги, российской организации следует обратиться за разъяснениями в уполномоченные органы.

Обоснование вывода:

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над соответствующими нормами НК РФ.

Между РФ и Нидерландами действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 декабря 1996 г.) (далее – Соглашение), между Правительством Австрийской Республики – Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 13 апреля 2000 г. (далее – Конвенция).

Ни Соглашение, ни Конвенция не регламентируют порядок взимания косвенных налогов. Поэтому для определения налоговых последствий по НДС для российской организации в данном случае следует руководствоваться нормами гл. 21 НК РФ.

Читайте также:
Когда задолженность переходит в разряд безнадежной?

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения НДС применяется только в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”. По разъяснениям Минфина России, эта льгота применяется и к операциям, осуществляемым на основании сублицензионных договоров (письма Минфина России от 30.12.2020 N 03-07-14/115984, от 23.05.2019 N 03-07-14/37324, от 28.02.2019 N 03-07-08/13229).

Реестр создан в соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, ведется на сайте https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/.

Таким образом, с 01.01.2021 реализация на территории России программного обеспечения, не включенного в Реестр, или передача прав на использование такого ПО облагается в общем порядке по ставке 20% (смотрите письма Минфина России от 09.09.2020 N 03-07-14/79116, от 01.09.2020 N 03-07-08/76516, от 20.01.2021 N 03-07-08/2643, от 20.01.2021 N 03-07-08/2642). Поэтому в актах и договорах на передачу программного обеспечения российскому покупателю следует указывать стоимость с учетом НДС 20%.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Налогоплательщиками НДС признаются в том числе иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ).

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в ст. 148 НК РФ.

Так, согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации таких услуг определяется по месту деятельности покупателя (заказчика), в частности, при:

– передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;
– оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;
– оказании услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.

В частности, к электронным услугам согласно абзацу 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

На наш взгляд, применяемый в анализируемой ситуации способ предоставления прав на программы для ЭВМ является одним из способов оказания услуг через информационно-телекоммуникационные сети.

Так, в письме Минфина России от 26.03.2019 N 03-07-08/20234 дан ответ на следующий вопрос налогоплательщика: Относится ли к электронным услугам, предусмотренным ст. 174.2 НК РФ, предоставление права использования программ для ЭВМ, которые однократно загружаются конечным пользователем с официального интернет-сайта правообладателя программ для ЭВМ и в последующем воспроизводятся исключительно на компьютере конечного пользователя без необходимости задействовать сеть Интернет? Финансовое ведомство сообщило, что на основании абзаца 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ к таким услугам (то есть услугам в электронной форме) относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: НДС при оказании услуг иностранной компанией (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.).

Отметим также, что Минфин России не дает однозначного ответа на вопрос, является перечень электронных услуг закрытым или открытым (письмо Минфина России от 23.10.2019 N 03-07-08/81540). Но вот перечень услуг, которые не относятся к услугам, оказываемым в электронной форме для целей применения п. 1 ст. 174.2 НК РФ, является открытым, поэтому переквалификация не исключена.

Вместе с тем акцентируем внимание, что выраженная точка зрения является нашим экспертным мнением. Учитывая неопределенность в определении, во избежание рисков полагаем возможным обратиться с вопросом о правомерности признания таких услуг электронными в Министерство цифрового развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 “О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации”), а также в Минфин России или налоговый орган за персональным письменным ответом на основании подп. 2 п. 1 ст. 21, пп. 1 и 2 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (обратиться в налоговый орган за разъяснениями можно на сайте: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/). Но есть, конечно, вероятность получения формального ответа (письмо Минфина России от 08.09.2020 N 03-07-08/78526).

Дальнейший порядок уплаты НДС напрямую зависит от того, относятся ли данные услуги к услугам в электронной форме.

Так, если допустить, что в отношении рассматриваемых услуг, оказываемых иностранной компанией, применяется ст. 174.2 НК РФ, то тогда в силу п. 3 ст. 174.2 НК РФ иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, по общему правилу самостоятельно производят исчисление и уплату НДС. Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

С 01.01.2019 иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, самостоятельно производят исчисление и уплату НДС, если такая обязанность не возложена ст. 174.2 НК РФ на налогового агента (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Налоговыми агентами в таких случаях признаются: иностранные организации-посредники, указанные в п. 3 ст. 174.2 НК РФ, а также российские посредники, указанные в п. 10 ст. 174.2 НК РФ (организации, ИП или обособленные подразделения иностранных организаций на территории РФ, реализующие такие услуги на основании посреднических договоров с иностранной организацией).

Читайте также:
С ИП, которые не уплатили взнос «за себя», снимут три шкуры

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранная организация – посредник, признаваемая налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ, подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Оказывая услуги в электронной форме, иностранная организация самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в российский бюджет (смотрите письма Минфина России от 19.11.2020 N 03-07-08/100885, от 16.09.2020 N 03-07-08/81371, от 13.07.2020 N 03-07-14/60592, п. 3 письма ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ и п. 3 письма ФНС России от 17.12.2020 N СД-17-3/321@, постановление Девятого ААС от 03.11.2020 N 09АП-54649/20).

При этом российская организация – заказчик не признается налоговым агентом по НДС и не должна выполнять соответствующие функции, в том числе в связи с тем, что иностранная организация – исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе и не собирается исполнять обязанность по уплате НДС в РФ (смотрите также письма Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744, от 29.03.2019 N 03-07-08/23438, от 24.10.2018 N 03-07-08/76139).

Таким образом, российская организация, приобретающая услуги в электронной форме, не признается налоговым агентом: не удерживает и не уплачивает НДС за нерезидента вне зависимости от применяемого режима налогообложения и наличия или отсутствия факта постановки на учет иностранной организации (и/или иностранной организации – посредника) в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (пп. 1-2 и 5 ст. 161 и ст. 174.2 НК РФ). Об отсутствии такой обязанности неоднократно давались официальные разъяснения (смотрите, например, письма Минфина России от 01.04.2019 N 03-07-08/23446, от 07.12.2018 N 03-07-08/88888, от 06.11.2018 N 03-07-08/79626, письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@, от 29.05.2019 N СД-4-3/10374@). Пункт 9 ст. 174.2 НК РФ, ранее предусматривавший такую обязанность, утратил силу с 2019 года.

В случае, если иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация (письмо Минфина России от 06.11.2018 N 03-07-08/79626, письмо ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@). Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет привлечение к ответственности, установленной ст. 116, 119, 122 НК РФ. Также налоговый орган получит основания для взыскания с иностранной организации причитающихся к уплате сумм НДС (недоимки) и пени (ст. 46, 47, 75 НК РФ).

В связи с тем, что иностранная организация – исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе, российская организация не сможет применить вычет НДС как покупатель, ведь в этом случае не будут выполняться требования п. 2.1 ст. 171 НК РФ.

Поскольку российская организация – покупатель не признается налоговым агентом по НДС (п. 1 ст. 24, ст. 161, 174.2 НК РФ), формально у нее отсутствуют и основания для вычета НДС, добровольно перечисленного в бюджетную систему РФ; такой возможности нормы ст. 171 НК РФ, равно как и иные нормы главы 21 НК РФ, не предусматривают. В письме Минфина России от 24.10.2018 N 03-07-08/76139 также разъяснялось, что в случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.

Вместе с тем в письме ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ представлена следующая позиция: в случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по НДС, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)) (смотрите также письмо Минфина России от 23.05.2019 N 03-07-08/37326).

Налоговое ведомство фактически разрешило покупателям услуг в электронной форме самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет за иностранные организации, а также принимать уплаченную сумму НДС к вычету. Конкретный механизм реализации такой возможности при этом не раскрыт. С учетом контекста приведенного письма представляется, что в таком случае покупатели могут действовать по стандартной схеме выполнения функций налогового агента на основании пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ и применения налогового вычета, предусмотренного п. 3 ст. 171 НК РФ.

Следует учитывать, что при принятии решения о руководстве предложенным ФНС России порядком покупатели принимают на себя определенные риски, обусловленные реализацией не предусмотренного законом механизма, в частности, связанные с применением налогового вычета (Вопрос: Возможно ли заказчику принять к вычету НДС, перечисленный в бюджет за иностранную организацию – продавца услуг в электронной форме? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)). Например, в письме Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744 на вопрос налогоплательщика о применении разъяснений из письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ сообщено, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрено.

По вопросу указания налоговой ставки НДС рекомендуем ознакомиться с материалом: Вопрос: Какую ставку НДС указывать в акте иностранного поставщика электронных услуг, если цена договора указана без НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Освобождение от НДС передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование;

Читайте также:
Титов дал оценку налоговому проекту для самозанятых

– Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании;

– Вопрос: Организация (российское ООО) планирует покупать лицензии на право использования программного обеспечения (далее – ПО) у иностранной организации (страна инкорпорации – Австрия) и перепродавать их российским клиентам на основании агентского договора. Коды доступа на ПО получаются дистанционно, авторизация происходит дистанционно. Само ПО ввозится на территорию РФ в оборудовании (уже в нем инсталлировано).

Предоставление программного обеспечения российским клиентам будет осуществляться в рамках сублицензионного договора. Каковы риски по НДС и налогу на прибыль (удержание из источника в РФ) в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)

– Вопрос: Порядок применения подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ с 01.01.2021 организацией, реализующей российским покупателям программное обеспечение (на основании сублицензионного договора), права на которое принадлежит иностранной компании (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);

– Вопрос: Налогообложение НДС и налогом на прибыль операции по приобретению у иностранной компании (резидент США) лицензии на программный продукт сроком на один год, предоставляемой посредством сети Интернет (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.);

– Вопрос: Уплата НДС в качестве налогового агента российской организацией на УСН в случае приобретения неисключительных прав на иностранное программное обеспечение и дальнейшей реализации этих прав в дальнее зарубежье с 2021 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

НДС при покупке услуг у иностранной организации

НДС с услуг иностранной компании на территории РФ — косвенный налог по ставке 20%. Срок перечисления в бюджет для российской организации — одновременно с оплатой услуг контрагента из другого государства.

Когда НДС платит российская компания

Российское юридическое лицо является налоговым агентом по НДС при оказании услуг иностранной компанией, когда соблюдаются два условия:

  • местом реализации является российская территория;
  • компания из другой страны не зарегистрирована в ФНС РФ.

Обязанность налогового агента по НДС, если иностранная компания оказывает услуги российской компании, возникает независимо от применяемой юридическим лицом системы налогообложения — ОСН, УСН или ЕНВД.

Индивидуальные предприниматели, применяющие любую из систем налогообложения, в т. ч. патентную систему, приобретающие услуги у контрагента из другой страны, принимают на себя обязанность налогового агента по НДС и сдают налоговую декларацию в установленном порядке.

Что касается обязанности по уплате НДС для иностранных организаций, то такая обязанность возникает, если:

  • зарубежному контрагенту присвоен российский ИНН;
  • компания имеет представительства или филиалы в России.

Налоговый агент сдает отчетность в электронной форме ежеквартально. Сроки подачи декларации — не позднее 25 дня после окончания отчетного квартала.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно заполнять платежку для расчетов с иностранной организацией. Используйте эти образцы бесплатно.

Место реализации

Под местом реализации понимается территория государства, где работы фактически завершены. Таким местом признается российская территория, если оказание услуг завершено на территории РФ. Исключение — сдача в аренду движимого и недвижимого имущества, агентские, бухгалтерские, консультационные и некоторые другие услуги, перечисленные в п. 1 ст. 148 НК РФ, для которых местом реализации является местонахождение покупателя или имущества.

Плательщиком НДС по консультационным услугам иностранной компании является иностранный контрагент (письмо Минфина от 15.03.2019 № 03-07-08/17231).

В этом же документе содержится информация о порядке уплаты НДС с электронных услуг иностранной компании в РФ: в этом случае обязанность исчисления и уплаты лежит на поставщике.

Российская компания выполняет функции налогового агента по НДС с транспортных услуг иностранной компании при условии, что пункты отправления и назначения груза расположены на территории Российской Федерации (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты НДС

Налог по ставке 20% удерживается из суммы, причитающейся к уплате зарубежному партнеру, и перечисляется в бюджет той же датой, когда происходит оплата по контракту.

Пример. Перевозчик из Германии занимается грузоперевозками товаров по российской территории. В соответствии со ст. 161 и ст. 148 Налогового кодекса, иностранная фирма не является плательщиком НДС, если не имеет филиалов и представительств в России, и услуги оказаны на территории РФ. В нашем примере оба эти условия выполнены.

В сентябре 2020 года стоимость доставки составила 1500 евро, что по курсу ЦБ на день оплаты (15 сентября) составляет 126 495 руб.

Налог на добавленную стоимость в сумме 21 082,50 руб. оплачен платежным поручением от 15.09.2020. Поставщику перечислено за минусом налога 105 412,50 руб. (1250 евро).

Следующий вопрос: как рассчитать НДС, если российская организация оказывает услуги иностранной организации на территории РФ. В этом случае следует обратиться к ст. 149 НК, содержащей перечень товаров, работ и услуг, освобожденных от налогообложения, и сопоставить условия.

Условие Налогообложение
Подпадает под перечень ст. 149 Нет
Не подпадает под перечень ст. 149, местом реализации является территория РФ Да
Местом реализации не является территория России Нет

Как учесть исчисленный налог

Налоговый агент отражает исчисленный налог бухгалтерскими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит
Начисление налога 76 68
Отражение НДС по услугам 19 76
Уплата 68 51
Отражение в книге покупок (принятие к вычету) 68 19

При экспорте (оказании услуг иностранной организации на УСН) проводки в учете экспортера выглядят так:

Содержание операции Дебет Кредит
Поступление оплаты от контрагента 51 90 «Выручка»
Начисление налога в связи с применением УСН (по итогам года) 99 68

Обязанность по исчислению налога отсутствует, т. к.:

  • организации, применяющие УСН, освобождены от уплаты НДС;
  • местом реализации не является территория Российской Федерации.

Как отчитаться по налогу

Декларация по НДС предоставляется в налоговые органы ежеквартально, форма утверждена приложением № 1 к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (в ред. приказа ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@).

Налоговые агенты заполняют раздел 2 декларации. На каждого иностранного контрагента заполняется отдельная страница.

Ответственность за неуплату

Если агент не отразил данные об операции по импорту в декларации, но отправил отчет вовремя, то санкции за неподачу декларации не применяются. Камеральная проверка выявляет операции, подлежащие налогообложению, о чем в адрес агента направляется требование, в котором содержится предписание предоставить уточненную декларацию либо пояснения.

После подачи уточненного расчета налоговый орган взыскивает недоимку, пени и штраф в размере 20% от суммы неудержанного налога (ст. 123 НК РФ).

Иностранный партнер и НДС: проблемы с вычетом

Разная трактовка положений НК РФ может просто лишить компанию, имеющую дело с иностранными партнерами, полагающегося ей вычета НДС. Такая ситуация рассматривалась недавно в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020 по делу № А43-16455/2019. Так как лучше учиться на чужих ошибках, оно будет очень полезно тем налогоплательщикам, которые приобретают работы или услуги у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете в России.

Завязка

Общество 22.04.2015 представило первичную декларацию по НДС за I квартал 2015 года с указанием суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, в размере 1 564 592 руб.

Спустя три года (27.03.2018) общество подало уточненную декларацию по НДС за I квартал 2015 года с суммой налога к возмещению в размере 9 419 843 руб. Но налоговый орган отказал в получении дополнительной суммы налогового вычета.

Аргументы налоговиков

В ходе камеральной проверки налоговики установили, что в состав заявленных обществом вычетов входили суммы НДС, уплаченные им в период до I квартала 2015 года.

В силу п. 3 ст. 171 и п. 2 ст. 172 НК РФ суммы уплаченного в качестве налогового агента НДС по сделкам, совершенным с иностранным контрагентом, подлежат принятию к вычету в том же периоде, в котором уплачен налог. Следовательно, в проверяемую уточненную декларацию за I квартал 2015 года обоснованно были включены вычеты только по операциям, совершенным в соответствующий период. Все иные вычеты, включенные в декларацию по более ранним операциям, подлежали отражению в периодах, соответствующих уплате налога.

Иными словами, общество пропустило трехгодичный срок для возмещения «входного» НДС, указанный в п. 2 ст. 173 НК РФ.

Аргументы общества

По итогам годовой инвентаризации за 2017 год общество выявило не заявленные ранее к вычету суммы НДС, внесенные им в бюджет в качестве налогового агента при оплате IT-услуг, приобретенных в 2013 — 2015 годах у иностранных контрагентов, не состоящих на налоговом учете в РФ.

Все эти услуги были приняты обществом к учету с оформлением необходимых первичных документов. Так как в перечисленных договорах в составе цены сумма НДС предусмотрена не была, общество самостоятельно определяло налоговую базу для его исчисления, увеличивая стоимость приобретаемых услуг на сумму налога на день принятия услуги к учету.

НДС, уплаченный обществом в качестве налогового агента по приобретенным у иностранных контрагентов услугам, был отражен в налоговых декларациях, счетах-фактурах и фактически перечислен в бюджет. А вот непосредственно сами услуг иностранных партнеров были оплачены только в I квартале 2015 года.

В связи с обнаруженными обстоятельствами общество 27.03.2018 подало уточненную налоговую декларацию.

Позиция суда первой инстанции

По общему правилу в соответствии с п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками-иностранцами, не состоящими в РФ на налоговом учете, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров, работ, услуг с учетом налога. Налоговая база определяется налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации на территории РФ.

Налоговыми агентами признаются компании и ИП, приобретающие на территории РФ товары, работы, услуги у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговом органе на территории РФ. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.

Момент определения налоговой базы в рассматриваемой ситуации устанавливается по правилам пп. 1 и 15 п. 1 ст. 167 НК РФ: им является день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав.

В пункте 4 ст. 173 НК РФ приведен порядок исчисления суммы налога, подлежащего уплате налоговыми агентами. При реализации товаров, работ, услуг, указанных в ст. 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме, как правило, налоговыми агентами, названными в ст. 161 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. 2, 3, 6, 6.1 и 6.2 ст. 161 НК РФ, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ. Право на такие вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, которые являются плательщиками НДС.

В статье 172 НК РФ сказано, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, осуществляются на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих уплату налога, удержанного налоговыми агентами. Следовательно, для принятия налоговым агентом к вычету сумм НДС, уплаченных им при приобретении товаров, работ, услуг у иностранного контрагента, требуется соблюдение следующих условий:

  • налоговый агент является плательщиком НДС;
  • товары, работы, услуги приобретены для деятельности, облагаемой НДС;
  • налог уплачен агентом в бюджет, и это подтверждено платежным документом;
  • в наличии имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура, который налоговый агент оформляет сам себе от имени продавца;
  • товары, работы, услуги приняты к учету.

Таким образом, у налогоплательщика не было оснований для включения в состав вычетов за I квартал 2015 года сумм налога, исчисленных и уплаченных им по операциям, совершенным в период 2013 — 2014 годов. Вычеты подлежали отражению налоговым агентом в том периоде, в котором у него возникли основания для их применения.

Включение налогоплательщиком спорных вычетов в налоговую декларацию за более поздний период было направлено на искусственное восстановление трехгодичного срока для вычета по НДС, при наличии у него всех необходимых сведений и оснований для своевременного и правильного учета налоговых обязательств.

Еще аргументы общества

Налогоплательщика такое решение суда не устроило, что вполне предсказуемо.

Общество указало, что оно, являясь в рассматриваемых правоотношениях налоговым агентом, правомерно заявило вычет по оказанным иностранным лицом услугам только после их оплаты. Все условия для принятия «агентского» НДС к вычету были выполнены обществом только в I квартале 2015 года — после оплаты услуг.

До оплаты услуг, принятых к учету, права на вычет у налогоплательщика нет. В силу п. 4 ст. 174 НК РФ действующее в момент подачи уточненной налоговой декларации правовое регулирование устанавливало, что возникновение у налогового агента права на применение вычета обусловлено соблюдением совокупности двух условий, одно из которых — фактическая оплата услуг иностранного налогоплательщика или погашение задолженности перед ним по иным основаниям.

Следовательно, налоговый период для налогового агента должен исчисляться с момента удержания НДС с налогоплательщика, то есть с момента оплаты услуг иностранного партнера. Применение налоговым агентом вычета без уплаты НДС невозможно.

Позиция апелляции

Действительно, на основании п. 4 ст. 174 НК РФ НДС уплачивается налоговым агентом одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на российском налоговом учете и оказывающему указанные услуги.

В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров, работ, услуг, используемых для операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ такие вычеты осуществляются на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату НДС в бюджет.

Таким образом, налог можно зачесть в том же периоде, в котором он был перечислен в бюджет. Налоговый агент имеет право отра­зить в одной налоговой декларации начисление и вычет НДС по доходам иностранного юридического лица.

В силу п. 1.1. ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, указанные в п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ. Уплата налога в бюджет при отсутствии правовых оснований рассматривается как переплата.

В подпункте 5 п. 1 ст. 21 НК РФ сказано, что налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. При этом каких-либо ограничений в применении данного права для налоговых агентов НК РФ не предусматривает. Возврат переплаты налоговому агенту должен осуществляться по правилам ст. 78 НК РФ.

Общество не отрицало, что НДС в бюджет по рассмотренным операциям был перечислен им при отсутствии правовых оснований; возможностью его возврата или зачета оно не воспользовалось.

А вот применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика и носит исключительно заявительный характер. Это право может быть реализовано при соблюдении требований, приведенных в гл. 21 НК РФ, и не предусматривает каких-либо исключений для налогового агента.

Общество самостоятельно внесло в бюджет НДС до наступления срока выполнения указанной обязанности за счет собственных средств, а не одновременно с выплатой денежных средств иностранному контрагенту. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что право на вычет НДС в соответствии с установленным порядком у общества возникло только после оплаты услуг, оказанных иностранным партнером.

В силу ст. 171 и 172 НК РФ для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам, налогоплательщику необходимо документально подтвердить факты приобретения активов, их принятия на учет и использования в операциях, подлежащих обложению НДС. Вычеты налога по операциям на внутреннем рынке осуществляются независимо от фактической уплаты сумм НДС поставщикам. Налоговое законодательство не связывает право на налоговый вычет с моментом исполнения гражданско-правовых отношений по оплате услуг контрагенту.

Таким образом, у общества право на вычет НДС возникло до 2015 года, поэтому оно могло заявить налог к вычету в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло право на вычет. Но этот срок истек.

Хуже не придумаешь.

Но как такое вообще могло получиться? Общество перечислило НДС в бюджет, не оплатив услуги самой иностранной организации? Видимо, да. Однако это еще не все.

Как правильно рассчитать?

Верно ли был рассчитан налог? Тут нужно ответить на вопрос: исчислять или начислять?

Дело в том, что ранее, если стоимость договора была указана одной суммой, без выделения в ней НДС, существовал спор, как в этом случае определить налоговую базу.

Многие специалисты предлагали исчислять сумму НДС из стоимости договора. Логика простая. Налоговый агент обязан перечислять налог, удержанный из средств, причитающихся продавцу товаров, работ или услуг. В договоре указана сумма, подлежащая перечислению. Это и есть тот доход, из которого налоговый агент должен взять средства, необходимые для уплаты НДС. Поэтому при расчете налога следует использовать расчетную ставку.

Правда, при таком варианте конфликт с иностранным поставщиком неизбежен, потому что он будет требовать перечисления всей суммы, указанной в договоре.

Другая точка зрения основана на п. 1 ст. 168 НК РФ. Там сказано, что при реализации товаров, работ или услуг налогоплательщик дополнительно к цене их реализации обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога (см., например, письма Минфина России от 08.09.2011 № 03-07-08/276, от 02.06.2016 № 03-07-08/31808 и от 13.04.2016 № 03-07-08/21231). Самое главное, что ее придерживается Президиум ВАС в Постановлении от 03.04.2012 № 15483/11.

И еще: в общем случае, если налоговый агент не удержал сумму налога, он взыскивается непосредственно с налогоплательщика. И если налоговый агент мог удержать налог, но не сделал этого, то к нему применяются нормы ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ. Однако в случае с иностранным получателем дохода это не работает.

Как сказано в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, указанное выше разделение обязанностей налогоплательщика и налогового агента не препятствует возможности взыскания с налогового агента налога, не удержанного им при выплате денежных средств иностранному лицу из-за того, что оно не состоит на налоговом учете в России. Поэтому при неудержании налога с иностранного лица налоговому агенту придется произвести уплату НДС за свой счет (см., например, письма ФНС России от 10.08.2016 № СД-4-3/14590@ и от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

А теперь обратимся к Письму Минфина России от 07.12.2018 № 03-07-08/88932. На основании п. 4 ст. 174 НК РФ НДС уплачивается налоговым агентом одновременно с денежными средствами, выплачиваемыми или перечисляемыми иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговой инспекции и оказывающему такие услуги. При этом с учетом положений п. 3 ст. 153 НК РФ в случае приобретения работ или услуг за иностранную валюту на указанную дату выплаты или перечисления денежных средств иностранному лицу налоговая база по НДС пересчитывается в рубли.

Таким образом, уплачивать НДС до момента выплаты или перечисления денежных средств иностранному лицу за приобретаемые работы или услуги налоговому агенту не следует.

И если общество действительно расплачивалось с иностранной фирмой валютой, то как же оно рассчитало сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет? По сути, ее нужно было рассчитать в тот момент, когда общество перечисляло средства иностранному партнеру, руководствуясь установленным на этот момент курсом валют.

Двойная оплата

Хорошо, предположим, что продавец согласился получить плату за свои работы и услуги российскими рублями. Тогда проблемы с определением точной суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, нет. Зато есть другая!

Рассмотрим Письмо Минфина России от 08.05.2019 № 03-07-08/33501. Компания перечислила вознаграждение иностранному поставщику и уплатила НДС в бюджет. Однако денежные средства партнером получены не были и вернулись на счет компании. Нужно ли снова уплачивать НДС при повторном перечислении денежных средств? Имеются ли основания для возврата первой суммы из бюджета?

Чиновники снова сослались на п. 4 ст. 174 НК РФ: банк, обслуживающий налогового агента, у которого возникает обязанность по уплате НДС в бюджет, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу иностранного поставщика, если этот агент не представил в банк еще и поручение на уплату НДС с открытого в этом же банке счета.

В общем, тут дан прямой намек на то, что при повторном перечислении средств НДС придется платить заново.

Тогда нужно будет составить новый счет-фактуру и внести его в книгу продаж, а предыдущий — аннулировать в порядке, установленном п. 11 Правил ведения книги продаж. Возможно, придется подать «уточненку» (см. также Письмо ФНС России от 13.12.2012 № ЕД-4-3/21262).

Но это еще не все. Что делать с предыдущим платежом? Если руководствоваться мнением суда из Постановления по делу № А43-16455/2019, то нужно поступить следующим образом: поскольку иностранный поставщик никакого дохода, из которого нужно было бы удержать налог, не получил (ведь деньги до него не дошли), перечисленный при этом в бюджет НДС до момента фактического перечисления денег поставщику следует признать излишне уплаченным. Вычету он не подлежит, но может быть зачтен или возвращен российской компании на основании ст. 78 НК РФ.

Выводы

Начислять и уплачивать в бюджет НДС со стоимости работ или услуг зарубежных поставщиков, не состоящих в России на налоговом учете, нужно исключительно в тот момент, когда российская компания — налоговый агент оплачивает эти услуги.

Перечисление НДС в бюджет до момента оплаты самой покупки приводит к многочисленным проблемам, а позже оплаты самой покупки — противоречит действующему законодательству.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Оплата страховых взносов ведется по старым правилам

НК РФ Статья 431. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Готовые решения. Вопросы применения ст. 431 НК РФ

1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

2. Действовал до 31 декабря 2020 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

6. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

7. Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8 – 9. Действовали до 31 декабря 2020 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Плательщики, у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает 10 человек, а также вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период составляет 10 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в электронной форме в соответствии с требованиями настоящего пункта.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье – обособленные подразделения), если иное не предусмотрено пунктом 14 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по страховым взносам по таким обособленным подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения.

15. В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, обязаны соответственно до составления промежуточного ликвидационного баланса либо до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

16. Действовал до 31 декабря 2020 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Страховые взносы в 2020 и 2021 году

Автор статьи — Аналитик-эксперт Контур.Бухгалтерии

Содержание статьи
  • Кто платит страховые взносы
  • Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами
  • Предельная база для начисления страховых взносов
  • Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году
  • Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021году

Кто платит страховые взносы

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Любой работодатель каждый месяц платит различные страховые взносы с выплат своим сотрудникам. Если они работают по трудовому договору, то это взносы:

  • в Пенсионный фонд России (в ПФР);
  • в Фонд медицинского страхования (в ФФОМС);
  • на социальное страхование от болезней и травм или по материнству (в ФСС).
  • на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (тоже в ФСС).

Также взносы платятся с выплат тем сотрудникам, которые оформлены в компании по гражданско-правовым договорам:

  • в ПФР;
  • в ФФОМС;
  • на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если это прописано в договоре.

Мы поговорим о взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское страхование и страхование от болезней и травм или по материнству. Они регламентируются главой 34 НК РФ. О страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний читайте в ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами

Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудникам исходя из трудовых отношений и согласно гражданско-правовым договорам по выполнению работ, оказанию услуг и авторским заказам.

Выплаты, с которых взносы не уплачиваются, перечислены в ст. 422 НК РФ:

  1. Государственные и социальные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Призы, доплаты к пенсии бывших сотрудников и стипендии по ученическим договорам;
  4. Полевое довольствие;
  5. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  7. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному страхованию;
  8. Оплата обучения сотрудников, связанная с профессиональной необходимостью;
  9. Другие компенсации и выплаты.

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко начислять и учитывать взносы, формировать платежные поручения.

Предельная база для начисления страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Взносы в ПФР и ФСС ограничены предельными базами для начисления взносов, которые ежегодно индексируются исходя из роста средней зарплаты:

Предельная база для взносов в ПФР в 2020 году — 1 292 000 рублей.

Предельная база для взносов в ПФР в 2021 году — 1 465 000 рублей.

Предельная база рассчитывается исходя из дохода работника нарастающим итогом. Как только его доход за год достигнет предельной базы — в дальнейшем взносы нужно платить по новым правилам. При выплате взносов по основному тарифу при превышении этой базы взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%. Если организация на льготном тарифе, то при превышении взносы не платятся.

Предельная база для взносов в ФСС в 2020 году — 912 000 рублей.

Предельная база для взносов в ФСС в 2021 году — 966 000 рублей.

Если база превышена, то взносы платить не нужно.

Для взносов на ОМС и травматизм предельная база не устанавливается, поэтому весь доход, полученный работником, облагается взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Рассмотрим основные тарифы страховых взносов за работников в 2020 и 2021 году. Они остаются неизменными:

  1. На обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. На обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. На случай временной нетрудоспособности и материнства — 2,9 %;
  4. На травматизм — от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска, присвоенного основному осуществляемому виду деятельности.

В таблице указаны специальные пониженные тарифы взносов для некоторых категорий плательщиков, установленные в 2020 и 2021 году.

В 2021 году большинство работодателей на УСН будут платить взносы по общему тарифу в 30 %, так как переходный период подошел к концу. До 2024 года льготной ставкой в 20 % смогут пользоваться благотворительные и некоммерческие организации на УСН.

С 2020 года на основные тарифы перешли еще несколько категорий страхователей:

  • хозяйственные общества и партнерства, которые применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их участникам или учредителям — бюджетным или автономным научным учреждениями либо образовательным учреждениям высшего образования;
  • организации и предприниматели, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность и платят сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
  • организации и ИП, заключившие соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, которые платят сотрудникам, ведущим эту деятельность в особых экономических зонах.

С 2020 года эти категории платят взносы по общему тарифу — 30%, а при превышении предельной базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование не отменяют уплату, а снижают процент взносов в ПФ до 10%.

Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы перечисляются в ИФНС за каждый месяц до 15-го числа последующего месяца. Если последний день уплаты — выходной или праздничный, то уплатить взносы можно в ближайший рабочий день. Со взносами на травматизм порядок аналогичный, но уплачивать их надо по-прежнему в ФСС.

Предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в другие сроки. Взносы за прошедший год нужно уплатить до его окончания или в ближайший следующий рабочий день. За 2019 год деньги перечисляйте в налоговую до 31 декабря, а если ваш доход превысил 300 000 рублей, то сумму доплаты переведите в ИФНС до 1 июля 2020 года.

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Наталья Потапкина

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Как заполнять платежки по страховым взносам в 2021 – 2022 годах

  • Статус плательщика в платежке на страховые взносы
  • Получатель в платежках по страховым взносам
  • ОКТМО в платежках по страховым взносам
  • Введены ли новые КБК по страховым взносам в 2020-2021 годах?
  • Инструкция по оформлению платежных документов на перечисление страховых взносов
  • Наглядный пример заполнения платежного поручения на уплату страховых взносов в ИФНС (образец платежки)
  • Заполняем платежное поручение по страховым взносам в режиме онлайн на сайте ФНС
  • Итоги

Статус плательщика в платежке на страховые взносы

В начале 2017 года при заполнении платежного поручения на перечисление страховых взносов предметом многочисленных споров и разногласий между плательщиками и ФНС стал номер статуса.

Некоторые плательщики продолжили было придерживаться привычного статуса «08», который расшифровывается как «плательщик, осуществляющий уплату страховых взносов в бюджетную систему РФ» (приложение № 5 приказа Минфина от 12.11.2013 № 107н «Правила указания информации в реквизитах о переводе денежных средств…»).

В то же время ФНС в поступлениях по взносам за работников поначалу хотела видеть статус «14», о чем и писала в письме от 26.01.2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П.

Однако банки не пропускали платежки с указанными статусами. И в конце концов все сошлись на статусе «01», означающем «налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо». То есть в 2021 году в платежках по взносам компаниям нужно ставить именно его.

См. об этом:

С информацией об исправлении ошибок, допущенных в статусе плательщика, ознакомьтесь в нашей мини-статье «КБК и статус плательщика в платежке — ошибка не критична».

ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры при уплате страховых взносов в ФНС с 01.01.2017 до 30.09.2021 указывают статусы «09», «10», «11», «12» соответственно, а с 01.10.2021 — статус «13», который для обычных «физиков».

Получатель в платежках по страховым взносам

В части, где должны быть проставлены сведения о получателе (его название и банковские реквизиты), в платежках на страховые взносы нужно вписывать реквизиты ИФНС по местонахождению организации (местожительству ИП). Узнать реквизиты, актуальные на дату совершения платежей по взносам, можно через онлайн-сервис ФНС «Адрес и платежные реквизиты вашей инспекции». Самостоятельно найти его довольно просто.

Для этого заходим на главную страницу сайта ФНС: nalog.ru. Справа увидим кнопку «Сервисы». Нажимаем ее и попадаем на страницу с перечнем онлайн-услуг ФНС. Чтобы не искать нужный нам сервис в этом списке, в строке «Поиск по разделу» вводим словосочетание «платежные реквизиты», нажимаем кнопку «Найти», и под поисковой строкой появляется название нашего сервиса.

Далее ставим галочку на нужный вид налогоплательщика (юрлицо или ИП) и либо вводим адрес своей организации (ИП), либо выбираем 4-значный номер своей ИФНС (если он уже известен).

Нажимаем на кнопку «Далее», и в ответ появляется окно с достоверными на текущую дату платежными реквизитами выбранной нами ИФНС, которые можно смело заносить в формируемые платежки по взносам.

ОКТМО в платежках по страховым взносам

Если местонахождение организации (местожительство ИП) не менялось, то ОКТМО в платежках на взносы останется прежним. Перенос места поступления взносов из ПФР в ФНС не влияет на ОКТМО, поскольку этот код присваивается по местонахождению организации (месту жительства ИП). Узнать его или проверить правильность применяемого кода вам поможет наш специальный сервис. Здесь достаточно ввести ИНН, если вы ИП или организация, либо адрес. Система быстро обработает запрос и выдаст нужный код.

Хотите узнать интересную историю о том, как два друга-предпринимателя искали ОКТМО? Тогда добро пожаловать на прочтение нашей приключенческой статьи «ОКТМО в платежном поручении (нюансы)».

Введены ли новые КБК по страховым взносам в 2020-2021 годах?

Перечни КБК утверждает Минфин. На 2021 и на 2022 год эти перечни установлены разными приказами. Но несмотря на это коды в 2021 и 2022 годах нужно использовать одинаковые:

Вид страхвзноса

182 1 02 02010 06 1010 160

182 1 02 02090 07 1010 160

182 1 02 02101 08 1013 160

393 1 02 02050 07 1000 160

на ОПС в фиксированном размере для ИП
(в т.ч. и 1% взносы)

182 1 02 02140 06 1110 160

на ОМС в фиксированном размере для ИП

182 1 02 02103 08 1013 160

Допвзносы на ОПС (для работников, трудящихся во вредных условиях), если

– тариф не зависит от спецоценки

182 1 02 02131 06 1010 160

– тариф зависит от спецоценки

182 1 02 02131 06 1020 160

Допвзносы на ОПС (для работников, трудящихся в тяжелых условиях), если

– тариф не зависит от спецоценки

182 1 02 02132 06 1010 160

– тариф зависит от спецоценки

182 1 02 02132 06 1020 160

Инструкция по оформлению платежных документов на перечисление страховых взносов

Итак, мы ознакомились с правилами внесения платежных реквизитов в документы на оплату взносов. Переходим к разъяснениям о том, как заполнить платежное поручение по страховым взносам быстро и без ошибок.

Какие ошибки налоговики чаще всего находят в платежках по взносам, см. здесь.

Чтобы вам были более понятны наши дальнейшие разъяснения, предлагаем изучить подготовленный пример заполнения платежки по страховым взносам с заранее пронумерованными частями.

Начнем с шапки нашей платежки.

Ячейки, пронумерованные цифрами «1» и «2», предназначены для отметок банков, плательщикам взносов их заполнять не надо.

В ячейке «3» ставим номер платежки, присваиваемый плательщиком взносов.

В ячейке «4» вписываем дату формирования платежки. Дата должна быть представлена строго по шаблону: ДД.ММ.ГГ, где ДД — день, ММ — месяц, ГГ — год.

В ячейке «5» проставляем способ оплаты:

  • «Электронно» — когда оплата будет проведена электронным способом, например, через клиент-банк;
  • «Срочно» — когда платеж нужно провести в срочном порядке;
  • «Почтой» — при проведении платежа почтовым способом.

В иных случаях эту ячейку оставляем пустой (например, в случае, когда платежка оплачивается при личном посещении банка).

В ячейке «6» указываем статус «01».

В ячейках «7» и «8» прописываем сумму платежа прописью и цифрами соответственно.

В части, пронумерованной цифрой «9», вносим следующие сведения о плательщике взносов:

  • ИНН (10 цифр для организаций и 12 для ИП);
  • КПП (если плательщиком является ИП, то ячейку с КПП оставляем незаполненной);
  • название организации (ИП);
  • номер счета, с которого планируется осуществить платеж по страховым взносам;
  • название банка, в котором зарегистрирован счет плательщика, БИК банка и его корреспондентский счет.

Переходим к части, обозначенной номером «10». Здесь мы вводим сведения о получателе: налоговом органе, в который должен быть перечислен взнос. В частности:

  • название банка, в котором числится счет ФНС;
  • БИК банка;
  • ячейку по корреспондентскому счету не заполняем;
  • название налогового органа и номер его счета в банке.

Обратите внимание! С 01.05.2021 при уплате налогов и взносов обязательно нужно заполнить поле № 15 “Номер счета банка получателя средств”. С января по апрель 2021 года – переходный период. Это означает, что до 01.05.2021 платежки можно заполнять как по старым правилам, так и по новым. Подробности см. здесь.

Скачать таблицу счетов можно в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

В части «11» нашей платежки заполняем следующие ячейки:

  • «Вид операции». Вписываем «01», что означает вид формируемого нами документа: «Платежное поручение».
  • «Очередность платежа». Ставим «5» (п. 2 ст. 855 ГК РФ).
  • «Код» (или уникальный идентификатор платежа). Проставляем «0».

В остальных полях ничего не указываем.

Заполняем часть под номером «12»:

  • КБК.
  • ОКТМО.
  • Основание платежа. Здесь ставим нужное нам буквосочетание:
    • С 01.10.2021 это:
    • ТП — текущие платежи;
    • ЗД — погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, как добровольное, так и принудительное;
    • До 30.09.2021:
    • ТП — текущие платежи;
    • ЗД — платежи за прошедшие расчетные периоды (используется при доплате по уточненным расчетам);
    • АП — платеж по акту налоговой проверки;
    • ТР — платеж по требованию ФНС.
  • Период платежа. Указываем период, за который платится взнос в одном из форматов:
    • МС.01.20ХХ — используется при ежемесячных платежах по взносам;
    • КВ.01.20ХХ — используется при доплате взносов по уточненным расчетам;
    • ГД.00.20ХХ — применяется при доплате взносов по уточненным расчетам и по решениям налоговых проверок.
  • Номер документа. Указываем «0». Если платеж осуществляется принудительно, ставим номер документа – основания платежа. Важный нюанс заполнения этого поля с 01.10.2021 — при принудительном погашении задолженности в нем проставляются ранее использовавшиеся в поле 106 коды вида документа – основания, в т. ч.:
  • «ТР0000000000000» — номер требования ИФНС об уплате налога, сбора, страховых взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение или об отказе в привлечении к ответственности.
  • Дата документа. Также указываем «0». Но если платежка оформляется по результатам сдачи уточненного расчета или доначислений по проверкам, то указываем дату сдачи уточненного расчета (или дату принятия решения по проверке).

Последнюю ячейку не заполняем.

В ячейке «13» вписываем назначение платежа, т. е. указываем, взнос по какому виду страхования и за какой период мы собираемся оплачивать.

В итоговой ячейке «14» ставятся электронные или собственноручные подписи лиц, которые вправе подписывать платежки. Если платежка передается в банк на бумажном носителе, то на месте букв «М. П.» нужно поставить печать организации (ИП). Если платеж отправляется в электронном виде, то печать не нужна. Также она не ставится в случае, если организация (ИП) отказалась от нее в добровольном порядке, руководствуясь положениями закона «Об отмене обязательности печати…» от 06.04.2015 № 82-ФЗ (для ООО и АО), п. 3 ст. 23 ГК РФ и постановления ФАС от 12.09.2008 № Ф03-А51/08-2/3390 (для ИП).

На этом заполнение платежки можно считать законченным.

Следует учитывать, что при уплате в ИФНС в 2021-2022 годах взносов по одному и тому же виду страхованию, но за разные периоды сведения в реквизитах будут различаться. Какие именно — смотрите в двух нижеприведенных примерах платежек.

Наглядный пример заполнения платежного поручения на уплату страховых взносов в ИФНС (образец платежки)

ООО «Смайлик» находится в Хорошевском муниципальном образовании г. Москвы и обслуживается в ИФНС № 14 по г. Москве. По итогам своей деятельности за сентябрь 2021 года фирма начислила к уплате взносы на ОПС на общую сумму 76 530 рублей.

Заполненный по вышеприведенным данным пример платежки по уплате страховых взносов за сентябрь 2021 года представлен ниже.

Проверьте, правильно ли вы заполнили платежное поручение на уплату взносов с помощью разъяснений от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Заполняем платежное поручение по страховым взносам в режиме онлайн на сайте ФНС

Не хочется тратить время на изучение правил по заполнению платежек на взносы и поиск бланка платежки? Тогда предлагаем воспользоваться онлайн-услугой ФНС «Заполнить платежное поручение». О том, как при помощи этой услуги заполнить платежку на взносы, вам покажут картинки-инструкции, представленные ниже.

Итоги

В платежках на уплату страховых взносов с 2021 года нужно указывать номер счета банка получателя средств. Особое внимание следует обратить на 3 реквизита: КБК, сведения о получателе и номер статуса плательщика. Остальные реквизиты платежного документа по взносам остались прежними.

Если у вас остались вопросы, заходите в нашу группу в ВК. Мы как раз обсуждаем проблемы заполнения статуса платежного поручения и делимся опытом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: