Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в 2021 году: объекты и цели, услуги и товары, знаки соответствия, процедура отмены

Что ждет сертификацию продукции в 2021 г.

Что ждет сертификацию продукции в 2021 г.

С 1 января 2021 г. вступают в силу сразу несколько нормативно-правовых актов, которыми вносятся значительные изменения в сфере подтверждения соответствия продукции. Часть положений документов начнут действовать позднее в 2021 г.

Рассмотрим по порядку основные нововведения, которые ожидаются в следующем году.

Ужесточение требований к органам по сертификации и испытательным лабораториям

Важные изменения вносят в деятельность аккредитованных лиц в области оценки соответствия продукции два приказа Минэкономразвития № 704 от 24 октября 2020 г. и № 707 от 26 октября 2020 г.

Документами четко прописаны требования к лицам, которые могут принимать участие в работах по подтверждению оценки соответствия продукции. Сформирован перечень сведений и скан-копий документов, которые органы по сертификации и испытательные лаборатории должны предоставлять Росаккредитации через электронный сервис. Среди нововведений обязательные данные о помещениях, о праве собственности/других законных основаниях, предусматривающих право владения и пользования с приложением скан-копий документов, подтверждающих такой факт.

Что касается новых критериев аккредитации, то помимо положений, утвержденных приказом Минэкономразвития № 707 от 26 октября 2020 г., важная роль отводится стандартам, которые, по сути, являются неотъемлемой частью этих критериев:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг».

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

ГОСТ Р 58972-2020 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия».

ГОСТ Р 54293-2020 «Анализ состояния производства при подтверждении соответствия».

ГОСТ Р 58984-2020 «Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации».

ГОСТ Р 56541-2015 «Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза».

ГОСТ Р 58973-2020 «Правила к оформлению протоколов испытаний».

Например, ГОСТ Р 54293-2020 также вводится в действие с 1 января 2021 г. Подробнее о том, чего ждать от новых требований к порядку проведения анализа состояния производства при сертификации, мы уже писали ранее.

Как нововведения отразятся на деятельности аккредитованных лиц, мы рассматривали в наших следующих публикациях:

Единый реестр сертификатов соответствия и всех доказательных материалов

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1856 от 18 ноября 2020 г. утвержден новый порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов. В первую очередь, нововведения касаются перехода на электронный документооборот: все материалы направляются в электронный сервис ФГИС Росаккредитация в виде скан-копий.

Заявителям нужно быть внимательнее на каждом этапе формирования комплекта электронных документов, начиная с самой заявки на проведение сертификации, так как скан-копия такого заявления вместе с доказательственными материалами обязательно прилагается в электронный сервис и, соответственно, учитываются ее изначальные параметры.

Также более прозрачной система станет в части проведения испытаний сертифицируемой продукции: без протокола испытаний, скан-копия которого вносится в электронный сервис, будет невозможно оформить сертификат.

Указанные выше положения закрепляют ответственность самих заявителей за предоставленные в реестр данные и исключают возможность выдачи сертификата без реальных исследований образцов продукции.

Начиная с 1 августа 2021 г., в сервис ФГИС Росаккредитация будут направляться все сведения, касающиеся инспекционного контроля над сертифицируемой продукцией. Речь идет о загрузке данных по плановому и внеплановому инспекционному контролю с указанием дат, переноса и причины изменения даты, и самих скан-копий результатов с датой и номером акта проверки.

С нового года изменится и периодичность планового инспекционного контроля. Согласно ГОСТ Р 58984-2020, период такой проверки закрепляется положениями технических регламентов или системами сертификации. В случае отсутствия требований инспекционный контроль назначается органом по сертификации не реже одного раза в год.

Также с 1 августа 2021 г., выдача сертификата станет невозможной, если заявитель-производитель не зарегистрирован в установленном порядке на территории Российской Федерации в специальном реестре уведомлений (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 584 от 16 июля 2009 г.).

Узнать информацию более детально, можно перейдя по ссылке.

Самостоятельная регистрация деклараций о соответствии заявителями

Начиная с нового года, регистрация деклараций о соответствии продукции, за исключением отдельных групп продукции, будет осуществляться самими заявителями через электронный сервис ФГИС Росаккредитация, что закреплено положениями приказа Минэкономразвития № 478 от 31 июля 2020 г.

Документом установлено формирование «электронного дела по декларации». Это означает, что регистрация декларации будет осуществляться в электронном виде путем внесения в специальный сервис не только сведений о декларации и ее сопутствующих документов, но и их скан-копий, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Читайте также:
Программа "Меркурий" для розничной торговли: что это такое, как работать, как добавить торговую точку, для чего нужна система

Нельзя не отметить, ввода с 1 января 2021 г. требования по обязательному указанию в заявлении о регистрации декларации уникального номера предприятия (УНП/GLN Global Location Number) и международного кода GTIN (Global Trade Item Number), в случаях, когда продукция производится за пределами стран-участниц ЕАЭС.

С 1 августа 2021 г. вступит в силу требование, когда в регистрации декларации будет отказано из-за отсутствия сведений о заявителе-производителе, зарегистрированном в установленном порядке на территории Российской Федерации, в специальном реестре уведомлений, аналогично требованиям при сертификации продукции.

Обновленные формы сертификатов и деклараций о соответствии российским регламентам

Приказами Минэкономразвития № 3725 и № 3726 от 28 октября 2020 г. приняты новые формы сертификатов и деклараций на продукцию, которая должна отвечать требованиям национальных технических регламентов.

С нового года сертификатам и декларациям на товары, попадающие под нормы российских регламентов, будут присваиваться регистрационные номера по-новому:

RU С или Д-ХХ.YYYY.А или В. с 00001 до 99999/ZZ

Нововведения заключаются в добавлении двух кодов: «RU» в начале номера, обозначающего код Российской Федерации по Общероссийскому классификатору стран мира, и «ZZ» в конце номера, который обозначает две последние цифры года, в котором выдан сертификат или зарегистрирована декларация. То есть в следующем году все разрешительные документы будут заканчиваться на «21».

В нашей новости мы подробно рассмотрели, как изменятся действующие бланки российских документов и какие новые требования ожидают заявителей с 1 января 2021 г.

Важно! Обращаем внимание на то, что нововведения помогут сделать процедуры сертификации и декларирования продукции прозрачнее, но также потребуют большей внимательности и ответственности со стороны заявителей.

Какие товары подлежат обязательной маркировке с 2021 года

  • На кого возложена обязанность по маркировке товаров
  • Список товаров, подлежащих обязательной маркировке
  • Что относится к одежде, подлежащей маркировке
  • Переходные периоды для некоторых видов товаров
  • Итоги

На кого возложена обязанность по маркировке товаров

Во-первых, разберемся, кого закон обязал заниматься маркировкой товаров с 2021 года. Это должны делать все участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В п. 19 ст. 2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указано, что к таким участникам приравниваются все хозсубьекты, которые взаимодействуют с товаром:

  • производители продукции;
  • импортеры продукции;
  • поставщики продукции;
  • торговые предприятия, продающие товар конечному потребителю.

Об организационно-правовой форме ничего не сказано, поэтому эта обязанность относится как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.

О продаже маркированных и немаркированных товаров одновременно мы писали здесь.

Как совмещать УСН и ПСН, можно прочитать в статье.

Кто не должен заниматься товарной маркировкой в 2021 году:

  • Конечный покупатель, когда он является организацией или ИП: если товар куплен для личных или хозяйственных нужд предпринимателя или предприятия, то маркировать товар уже не следует.
  • Посредники при продаже товаров.
  • Те, кто оказывает услуги по перевозке, доставке, упаковке и пр.

За счет процедуры маркировки будет отслеживаться весь путь товара от производителя до конечного потребителя.

Остановимся на перечне товаров, подлежащих маркировке с 2021 года.

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке

Не все товары входят в перечень товаров, подлежащих маркировке. Да и сроки, когда маркировка станет непременным атрибутом производства и продаж, варьируются в зависимости от вида товара. Ниже приведем перечень товаров с обязательной маркировкой в 2021 году:

Далее в таблице приведем данные о том, какие товары подлежат обязательной маркировке в течение 2021 года.

Также следует иметь в виду, что для некоторых видов товаров есть свои законы о маркировке товаров с 2021 года — это различные распоряжения и постановления Правительства РФ.

Например, в список товаров для маркировки в 2021 году также входят:

  • лекарственные препараты;
  • одежда из меха.

Наравне с обязательной маркировкой товаров проводятся экспериментальные маркировки. Какие товары подлежат маркировке в виде эксперимента, посмотрите в таблице:

Отметим, что список для ИП маркировки товаров с 2021 года не отличается от аналогичного списка для организаций. То есть в части маркировки товаров никаких поблажек для ИП нет.

Что относится к одежде, подлежащей маркировке

Много вопросов вызывает обязательная маркировка одежды с 2021 года. Рассмотрим подробнее, что относится к одежде, подлежащей маркировке.

Как видим, маркировка одежды с 2021 года обязательна не вообще для всей одежды, а лишь для некоторой ее части. То же самое относится к обязательной маркировке детской одежды: ей подлежит не вся детская одежда, а лишь перечисленная в таблице.

При определении, входит ли одежда в перечень товаров для маркировки с 2021 года, необходимо руководствоваться технической документацией к товару, а не ее внешним видом. Производителям следует внимательно и максимально точно выбрать код ТН ВЭД и соотнести его с кодами, указанными в распоряжении об обязательной маркировке.

Читайте также:
Реестр лицензий на образовательную деятельность: как проверить и где

Порядок маркировки товаров подробно описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и узнайте алгоритм маркировки.

Переходные периоды для некоторых видов товаров

Для того чтобы товары, подлежащие маркировке, правильно оформить, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и нанести на товары специальные коды. Кроме того, розничные продавцы обязаны указывать в чеке код товара в любом случае. До 20 апреля было послабление в этой части при продаже товаров через курьера или по почте.

Даже после введения обязательной маркировки были установлены переходные периоды, в течение которых допускалось маркировать остатки товаров и еще торговать непромаркированными изделиями. Для каждого вида продукции свой срок, установленный постановлениями Правительства РФ.

Какие именно товары входят в список с переходным периодом и каков этот переходный период, смотрите в таблице:

Итоги

Список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, утвержден Правительством РФ. Переход на обязательную маркировку происходит постепенно, в течение продолжительного времени, с разными сроками маркировки разной продукции и с установленным плавным переходным периодом.

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в 2021 году: объекты и цели, услуги и товары, знаки соответствия, процедура отмены

в пункте 9 цифры “470,” исключить;

пункт 11 после слова “пункты” дополнить цифрами “470,”.

3. Установить, что:

сертификаты соответствия и декларации о соответствии в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 “Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии”, выданные (принятые) до дня вступления в силу настоящего постановления, считаются действительными до окончания срока, установленного в них в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не позднее 1 сентября 2025 г.;

со дня вступления в силу настоящего постановления не допускается выдача сертификатов соответствия или принятие деклараций о соответствии продукции, указанной в абзаце втором настоящего пункта;

до 1 сентября 2025 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территории Российской Федерации продукции, указанной в абзаце втором настоящего пункта, соответствующей обязательным требованиям национальных стандартов, соответствие которой подтверждено действительными сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, выданными (принятыми) по результатам обязательного подтверждения соответствия такой продукции;

до 1 сентября 2023 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территории Российской Федерации продукции без документов об обязательном подтверждении соответствия продукции и без маркировки знаком обращения на рынке в отношении продукции, которая не подлежала обязательному подтверждению соответствия до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии организовать:

в 2-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления размещение на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, в том числе в форме открытых данных, единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденных настоящим постановлением (далее – единые перечни продукции), а также перечня национальных стандартов, ссылки на которые содержатся в единых перечнях продукции;

ревизию и в необходимых случаях пересмотр и (или) актуализацию национальных стандартов с даты включения таких стандартов в единые перечни продукции не реже чем один раз в 5 лет;

информирование Правительства Российской Федерации не менее чем за один год о планируемых изменениях национального стандарта либо о планируемой отмене национального стандарта, который включен в единые перечни продукции.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации организовать внесение изменений в единые перечни продукции в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными пунктом 6 настоящего постановления, включая изменения в случае отмены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии национальных стандартов, устанавливающих обязательные требования к продукции, включенной в единые перечни продукции, и (или) правила и методы исследований (испытаний) и измерений такой продукции при проведении процедур обязательного подтверждения соответствия.

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации утвердить до 1 сентября 2023 г. методические рекомендации по разработке предложений по уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Читайте также:
Продажа ГСМ без лицензии в 2021 году. Нужна ли лицензия для торговли ГСМ

7. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г., за исключением:

пунктов 2, 4, 5 и 6 настоящего постановления, которые вступают в силу со дня его официального опубликования;

пунктов 5.2-5.4, 5.6-5.8, разделов 6 и 7, пунктов 15.2, 15.21, 15.26, 15.32-15.36, 16.2-16.7, 16.12, 17.3, 17.5, 17.14, 21.1, 21.2 и разделов 22-26 единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и подпунктов 1.1.1-1.1.3, пунктов 1.2, 1.4, 7.1, 10.6 и 10.7 и разделов 65 и 66 единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, которые вступают в силу с 1 сентября 2023 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 декабря 2021 года N 2425

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации

Идентификация продукции по коду ТН ВЭД ЕАЭС

Документы по стандартизации, устанавливающие требования к продукции

Документы по стандартизации, устанавливающие методы исследований (испытаний) и измерений

Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц

межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 “Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения”, введенный в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июля 2013 г. N 400-ст “О введении в действие межгосударственного стандарта”, в части требований, установленных в подпунктах 4.2.1-4.2.2 пункта 4.2 раздела 4 указанного стандарта

Нефтепродукты светлые. Альтернативные виды топлива

Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы

национальный стандарт ГОСТ Р 52201-2004 “Топливо моторное этанольное для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы”, утвержденный и введенный в действие с 1 июля 2004 г. постановлением Госстандарта Российской Федерации от 15 января 2004 г. N 13-ст “Об утверждении и введении в действие национального стандарта Российской Федерации”, в части требований, установленных в пункте 4.1 раздела 4 указанного стандарта

национальный стандарт ГОСТ 28828-90 “Бензины. Метод определения свинца”, утвержденный и введенный в действие с 1 января 1992 г. постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 28 декабря 1990 г. N 3449

межгосударственный стандарт ГОСТ EN 13132-2012 “Нефтепродукты жидкие. Бензин Неэтилированный. Определение органически кислородосодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок”, введенный в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 19 июня 2013 г. N 172-ст “О введении в действие межгосударственного стандарта”

национальный стандарт ГОСТ EN 13016-1-2008 “Нефтепродукты жидкие. Часть 1. Определение давления насыщенных паров, содержащих воздух (ASVP)”, утвержденный и введенный в действие с 1 января 2009 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 августа 2008 г. N 191-ст “Об утверждении национального стандарта”

межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 8754-2013 “Нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии введенный в действие в качестве национального стандарта с 1 января 2019 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2018 г. N 895-ст “О введении в действие межгосударственного стандарта”

межгосударственный стандарт ГOCT EN 12177-2013 “Нефтепродукты жидкие. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом”, введенный в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 720-ст “О введении в действие межгосударственного стандарта”

национальный стандарт ГОСТ 2177-99 “Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава”, утвержденный и введенный в действие непосредственно в качестве национального стандарта с 1 января 2001 г. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 21 сентября 1999 г. N 300-ст “О введении межгосударственного стандарта”

национальный стандарт ГОСТ 19121-73 “Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе”, утвержденный и введенный в действие с 1 июля 1974 г. постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10 марта 1973 г. N 2121 “Об утверждении государственного стандарта ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе”

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 N 130

СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

от 12 ноября 2021 г. N 130

ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОЮЗА ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ

НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В соответствии с пунктом 8 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), пунктом 2 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и пунктом 33 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:

Читайте также:
Проверка накладных в ЕГАИС: как подтвердить срок ТТН, условия, статус накладной, информацию из документооборота

1. Утвердить прилагаемый Порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза.

2. Установить, что перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза или сведений о таких документах, утвержденные до вступления в силу настоящего Решения, действуют в целях, определенных Порядком, утвержденным настоящим Решением, для перечней продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования.

3. Признать утратившим силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 294 “О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза”.

4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 60 календарных дней с даты его официального опубликования.

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

Евразийской экономической комиссии

от 12 ноября 2021 г. N 130

ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОЮЗА ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ

НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 8 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), пунктом 2 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс) и определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – Союз) продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Союза, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования (далее – ввозимая (ввезенная) продукция), а также случаи и порядок подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении такой продукции.

2. Соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции подтверждается в следующих случаях:

а) ввозимая (ввезенная) продукция включена в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии;

б) ввозимая (ввезенная) продукция включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526, и в отношении этой продукции в соответствии с законодательством государств – членов Союза (далее – государства-члены) установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия.

3. Соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, в отношении которой техническими регламентами Союза предусмотрено проведение оценки соответствия в форме государственной регистрации или ветеринарно-санитарной экспертизы, подтверждается в соответствии с решениями Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 и от 18 июня 2010 г. N 317.

4. Документами, подтверждающими соблюдение мер технического регулирования, являются:

а) для ввозимой (ввезенной) продукции, указанной в подпункте “а” пункта 2 настоящего Порядка, – документ об оценке соответствия, предусмотренный техническим регламентом (техническими регламентами) Союза (сертификат соответствия требованиям технических регламентов Союза, декларация о соответствии требованиям технических регламентов Союза, свидетельство о классификации маломерного судна, свидетельство о регистрации (государственной регистрации), одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) или иной документ, предусмотренный техническим регламентом Союза);

б) для ввозимой (ввезенной) продукции, указанной в подпункте “б” пункта 2 настоящего Порядка, – документ об оценке соответствия, предусмотренный законодательством государства-члена, на территории которого продукция, подлежащая обязательной оценке соответствия, помещается под таможенные процедуры, либо сертификат соответствия или декларация о соответствии, оформленные по единой форме, на продукцию, подлежащую обязательной оценке соответствия, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 620.

5. Соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, за исключением продукции, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, подтверждается при помещении этой продукции под следующие таможенные процедуры:

Читайте также:
Где и как получить лицензию на алкоголь для продажи, при изготовлении: порядок получения и продления, образец доверенности и заявления, другие документы

а) выпуск для внутреннего потребления, за исключением случая помещения под эту таможенную процедуру продукции, в отношении которой соблюдение мер технического регулирования было подтверждено при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с подпунктом “б” настоящего пункта, если на момент регистрации таможенным органом декларации на товары документ, подтверждающий соблюдение мер технического регулирования при ввозе такой продукции, является действующим, либо случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 246 Таможенного кодекса;

б) свободная таможенная зона (только на территориях свободных (специальных, особых) экономических зон, указанных в пункте 1 статьи 455 Таможенного кодекса). Особенности подтверждения соблюдения мер технического регулирования могут быть определены решением Совета Евразийской экономической комиссии;

в) отказ в пользу государства;

г) специальная таможенная процедура (если соблюдение мер технического регулирования является условием помещения отдельной категории товаров под специальную таможенную процедуру).

6. Подтверждение соблюдения мер технического регулирования в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка не требуется в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, если такая продукция является:

а) образцами (пробами) продукции, которые ввозятся (ввезены) для проведения исследований (испытаний) и измерений, при условии наличия у декларанта договора с органом по оценке соответствия (органом по сертификации продукции или испытательной лабораторией (центром)), предусмотренным соответствующим техническим регламентом Союза, или письма такого органа по оценке соответствия (органа по сертификации продукции или испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество ввезенных образцов (проб) продукции;

б) образцами (пробами) продукции, которые ввозятся (ввезены) для проведения межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений), поверки или калибровки средств измерений, сличения эталонов, при условии наличия у декларанта договора о проведении межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений), поверки или калибровки средств измерений, сличения эталонов, подтверждающего необходимое для этих целей количество ввезенных образцов (проб) продукции;

в) образцами (образцами-эталонами, экземплярами) продукции, которые ввозятся (ввезены) в количестве, весе или объеме, предусмотренном сделкой (при условии наличия у декларанта документа, подтверждающего совершение сделки, а в случае отсутствия сделки – при наличии у декларанта документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения такими образцами), и будут использованы в целях проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, за исключением исследований (испытаний) и измерений, предусмотренных подпунктами “а”, “б” и “г” настоящего пункта;

г) образцами (экземплярами) продукции, которые ввозятся (ввезены) в количестве, весе или объеме, предусмотренном сделкой (при условии наличия у декларанта документа, подтверждающего совершение сделки, а в случае отсутствия сделки – при наличии у декларанта документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения такими образцами (экземплярами)), и будут использованы для представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов, за исключением целей, предусмотренных подпунктами “а” – “в” настоящего пункта;

д) запасными частями, которые ввозятся (ввезены) уполномоченным иностранным изготовителем готовой продукции лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее ввезенной либо ввозимой указанным лицом на таможенную территорию Союза готовой продукции, а также изготовителем государства-члена либо уполномоченным им лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее произведенной и выпущенной в обращение готовой продукции, в отношении которой подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенный орган документов об оценке соответствия готовой продукции (в том числе с истекшим сроком действия), требующей обслуживания и (или) ремонта, и (или) сведений о таких документах.

Запасными частями следует считать отдельные детали, предназначенные для замены (ремонта) находящихся (находившихся) в эксплуатации (изношенных, неисправных, отказавших) таких же частей в целях поддержания или восстановления работоспособного состояния изделия без цели их распространения на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности;

е) комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами для производства (изготовления) продукции на таможенной территории Союза, которые ввозятся (ввезены) изготовителем такой продукции либо уполномоченным им лицом для производства (изготовления) продукции исключительно для целей декларанта (если иное не установлено техническим регламентом Союза) при условии наличия у декларанта документа, подтверждающего совершение сделки, а в случае отсутствия сделки – при наличии у декларанта документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения такими комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами;

ж) товарами, которые ввозятся (ввезены) в адрес расположенных на таможенной территории Союза дипломатических представительств и консульских учреждений (в понимании подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Таможенного кодекса), представительств государств при международных организациях, международных организаций или их представительств, пользующихся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной и международными договорами между государствами-членами, иных организаций или их представительств (в понимании подпункта 3 пункта 3 статьи 2 Таможенного кодекса) при условии представления ими в таможенный орган мотивированного обращения о потреблении (использовании) этих товаров исключительно такими представительствами, учреждениями, организациями;

Читайте также:
Уведомление Роспотребнадзора о начале деятельности: скачать бланк заявления

з) гуманитарной и технической помощью, которая ввозится (ввезена) в установленном законодательством государства-члена порядке, если это предусмотрено законодательством этого государства-члена;

и) товарами, необходимыми для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что подтверждается представлением в таможенный орган письменного подтверждения государственного органа государства-члена, уполномоченного в сфере чрезвычайных ситуаций, о том, что ввозимые товары предназначены для указанных целей;

к) продукцией, бывшей в употреблении (эксплуатации) (если иное не установлено техническим регламентом Союза);

л) отдельным экземпляром штучной продукции (далее – единичный экземпляр) либо совокупностью элементов экземпляра штучной продукции, обладающих совместимостью и имеющих одно назначение, для изготовления из них единичного экземпляра (далее – комплект деталей), которые ввозятся (ввезены) в соответствии со сделкой (в случае ввоза комплекта деталей – в количестве, предусмотренном сделкой) (при условии наличия у декларанта документа, подтверждающего совершение сделки, а в случае отсутствия сделки – при наличии у декларанта документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения таким единичным экземпляром (комплектом деталей)) и будут использованы для нужд, исключающих их распространение на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (если иное не установлено техническим регламентом Союза). Использованием единичного экземпляра (комплекта деталей) для нужд, исключающих его распространение на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности, следует считать применение (использование) единичного экземпляра (комплекта деталей) декларантом исключительно для собственных нужд, без цели его реализации, распространения, передачи или отчуждения иными способами, а также распространения в ходе коммерческой деятельности на таможенной территории Союза на безвозмездной или возмездной основе.

7. Подтверждением использования ввозимой (ввезенной) продукции для нужд и целей, указанных в подпунктах “а” – “л” пункта 6 настоящего Порядка, является уведомление декларанта, которое представляется в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, или документа на бумажном носителе по форме согласно приложению, заверенного подписью и печатью декларанта.

8. Документы, подтверждающие соответствие ввозимой (ввезенной) продукции требованиям технических регламентов Союза или обязательным требованиям, установленным законодательством государств-членов, и (или) сведения о них, а также документы на продукцию, указанную в подпунктах “а” – “д” и “л” пункта 6 настоящего Порядка, и (или) сведения о таких документах представляются в таможенный орган в соответствии с Таможенным кодексом.

В целях обеспечения возможности представления в таможенный орган в случаях, определенных Таможенным кодексом, документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, они должны находиться у декларанта ввозимой (ввезенной) продукции на момент подачи декларации на товары (заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары).

9. Документы об оценке соответствия, представляемые в таможенный орган для подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, должны быть действительны на дату регистрации декларации на товары (заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары), а при предварительном таможенном декларировании – на дату регистрации таможенным органом таможенного документа, которым изменяются (дополняются) сведения, заявленные в таможенной декларации, либо на дату регистрации таможенным органом уведомления об отсутствии необходимости внесения изменений (дополнений) в декларацию на товары.

10. Использование документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, для подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции допускается, если декларантом такой продукции является:

а) лицо, указанное в таких документах в качестве заявителя при оценке соответствия этой продукции обязательным требованиям;

б) лицо (лица), указанное (указанные) в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси);

в) лицо, уполномоченное заявителем при оценке соответствия или изготовителем на использование таких документов для подтверждения соблюдения мер технического регулирования, – для продукции серийного производства. Право использования таких документов подтверждается посредством предоставления указанному лицу их копий, заверенных печатью заявителя при оценке соответствия или изготовителя.

Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры

ФТС разместила информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением в Российской Федерации, с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС

I. Вводная часть

Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС, подготовлена Росстандартом и ФТС России во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 “Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии” (с изменениями, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 17.03.2010 № 148, от 17.03.2010 № 149, от 26.07.2010 № 548, от 20.10.2010 № 848, от 13.11.2010 № 906, от 21.03.2012 № 213, от 04.05.2012 № 435, от 18.06.2012 № 596, от 04.03.2013 № 182,
от 04.10.2013 № 870, от 11.11.2013 № 1009, от 21.07.2014 № 677, от 31.07.2014 № 737, от 02.10.2014 № 1009, от 20.10.2014 № 1079, от 02.04.2015 № 309,
от 03.09.2015 № 930, от 04.03.2016 № 168, от 14.05.2016 № 413, от 26.09.2016 № 964).

Читайте также:
Судебная защита прав потребителей: способы, претензия, споры, орган, куда обратиться, исковое заявление

II. Единый список продукции, подлежащей обязательной сертификации,

при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением в Российской Федерации

Наименование

Код продукции
в соответствии
с ТН ВЭД ЕАЭС

Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц

0251 Нефтепродукты светлые. Альтернативные виды топлива

Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы

0255 Углеводороды твердые (нефтяные и сланцевые)

Парафины нефтяные твердые (кроме марок Т-1, Т-2, Т-3, С)

0271 Газ горючий природный и поставляемый в магистральные газопроводы, газ искусственный, конденсат газовый, гелий

Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания

0921 Рельсы железнодорожные широкой колеи

Рельсы железнодорожные широкой колеи

Рельсы железнодорожные остряковые

Рельсы железнодорожные контррельсовые

0941 Бандажи и кольца

Бандажи для подвижного состава железных дорог

0943 Колеса цельнокатаные

Колеса цельнокатаные для подвижного состава железных дорог и специального подвижного состава

Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи

Подкладки раздельного скрепления железнодорожного пути

Клеммы раздельного и нераздельного рельсового скрепления железнодорожного пути

1250 Канаты стальные

Канаты стальные закрытые подъемные

Канаты закрытые несущие

1290 Изделия стальные крепежные железнодорожные и прочие

Упругие пружинные элементы путевые (двухвитковые шайбы, тарельчатые пружины, клеммы)

Клеммы пружинные прутковые для крепления рельсов

Клеммы пружинные ЖБР-65 нераздельного скрепления

1296 Болты клеммные с гайками

Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути

Болты для рельсовых стыков

Гайки для болтов рельсовых стыков

1297 Болты закладные с гайками

Болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути

2248 Трубы и детали трубопроводов из термопластов

Трубы полиэтиленовые напорные и для газопроводов

Емкости, армированные стеклопластиком, для сжатых и сжиженных газов

2514 Изделия из латексов и клеев

– из натурального латекса

– из синтетических материалов

2524 Радиаторы отопления и конвекторы отопительные

Радиаторы центрального отопления и их секции чугунные

Радиаторы центрального отопления и их секции стальные

из 7322 19 000 0

Радиаторы центрального отопления и их секции биметаллические

из 7322 19 000 0

из 7616 99 100 4

Радиаторы центрального отопления и их секции алюминиевые

из 7616 99 100 4

из 7616 99 900 8

Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов

Конвекторы отопительные чугунные

из 7322 90 000 9

Конвекторы отопительные стальные

из 7322 90 000 9

Конвекторы отопительные из прочих металлов

из 7616 99 100 8

из 7616 99 900 8

2554 Рукава оплеточные

Рукава резиновые высокого давления с металлическими оплетками неармированные

2561 Ленты конвейерные (транспортерные)

Ленты конвейерные резинотканевые для горно-шахтного оборудования

3140 Оборудование горно-шахтное

Нормальное рудничное электрооборудование

3180 Оборудование и подвижной состав железных дорог

(впервые выпускаемые в обращение или прошедшие процедуру продления (назначения нового) срока службы)

Обязательная сертификация товаров и услуг – задачи и цели

Получение сертификата или иной разрешительной качественной документации в обязательном порядке на отдельные виды продукции является сегодня неотъемлемой частью технического урегулирования потребительского рынка России, которая регламентируется и устанавливается действующим законодательством, а также отдельными положениями и постановлениями контролирующих органов. Поскольку обязательные требования данных нормативных документов относятся к охране и здоровью людей, а также окружающей среды, то, главным аспектом и принципом обязательной сертификации являются экологичность и уровень безопасности товаров для потребителей.

Обязательная сертификация продукции – система сертификации, предусматривающая подтверждение безопасности продукции

Обязательная сертификация продукции – разработанная и действующая система сертификации, предусматривающая подтверждение безопасности продукции обязательным требованиям законодательства в сфере технического регулирования. Проведение и организация обязательных сертификационных работ возлагаются на отдельные федеральные органы, относящиеся к исполнительной власти и специально уполномоченные в области сертификации. Также в отношении отдельных видов товаров, в случаях, предусмотренных законодательными нормами РФ, подобные работы проводиться иными органами исполнительной власти.

Читайте также:
Гриф конфиденциальности: проставление штампа секретности и коммерческой тайны, содержание грифа и доступ к документам

Отличительной особенностью сертификации обязательного порядка от сертификации на добровольной основе является обязательность её прохождения для изготовителя, продавца или поставщика продукции. При этом если обязательная сертификация устанавливается на законодательном уровне и отсутствие сертификата на данный товар является нарушением, то добровольную сертификацию изготовитель вправе проходить по собственному желанию.

Обязательная сертификация выполняется перед непосредственной поставкой продукции конечному потребителю, что позволяет обеспечить проверку реализуемых изделий на соответствие актуальным государственным стандартам, техническим регламентам, нормам безопасности, санитарным и строительным правилам или иным нормативным актам.

Обязательная система подтверждения и соответствия качества может осуществляться как в отношении товаров и продукции, производимых на территории РФ, так и импортируемых с зарубежа.

Цели, объекты и формы обязательной сертификации

Обязательная сертификация продукции (услуг), реализуемой на территории России, защищает интересы потребителей при помощи установления ограничений на поставки опасных товаров, которые способны нанести вред окружающей среде или здоровью человека. Главная задача данной сферы технического урегулирования заключается в проведении тотальных проверок продукции, внесённой в реестр обязательной сертификации с помощью исследования образцов в специальных лабораториях, прошедших соответствующую аккредитацию. На основе экспертных заключений поставщик или производитель получает сертификат, свидетельствующий о безопасности и качестве проверенного объекта сертификации.

К объектам обязательной сертификации относят продукцию, услуги и процессы, включая:

  • товары и услуги народного потребления;
  • продукция и оборудование производственно-технического назначения;
  • строительная продукция, услуги или работа;
  • технологические процессы;
  • системы качества.

Общий список (номенклатура) объектов обязательной сертификации устанавливается Федеральным агентством технического регулирования, который периодически (примерно 1 раз в год) пересматривается, корректируется и пополняется новой продукцией. Стандартно обязательной сертификации подлежат товары для детей, косметические товары, медицинская техника и лекарства, продовольственные товары, стройматериалы, трикотажные и меховые изделия, текстиль, обувь, товары для развлечения, спортивные товары, инструмент, садовая техника, товары для развлечения, легковые авто, бытовая химия и другие товарные категории, связанные с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан.

Необходимость проведения процедуры обязательной сертификации обусловлена рядом основных целей:

  • контроль и повышение уровня качества и безопасности продукции, поставляемой на потребительский рынок страны;
  • подтверждение показателей качества и свойств продукции, заявленных изготовителем;
  • защита потребителей от недобросовестности производителя (изготовителя, исполнителя, продавца);
  • содействие потребителям в компетентности выбора ими товаров;
  • создание оптимальных условий для предпринимателей на внутреннем и международном товарном рынке.

Помимо этого обусловленная законодательством обязательность процедуры сертификации или декларирования даёт инициаторам её проведения дополнительные преимущества:

  • легализация обращения продукции;
  • увеличение доверия к производимой продукции со стороны потребителей;
  • маркетинговое продвижение товара.

На сегодня существует два основных варианта подтверждения соответствия: декларирование и сертификация, на основании проведения которых выдаются сертификаты или декларации соответствия, имеющие равноценную юридическую силу.

Законодательными нормами предусмотрены разные формы обязательной сертификации, подтверждающие соответствие процесса или товара требованиям действующих нормативов:

  • сертификация, проводимая независимым органом по сертификации, а также при оформлении грузов на таможне;
  • декларирование соответствия, суть которого заключается в полной ответственности продавца за качество предоставляемой продукции;
  • выдача качественных свидетельств, единых для всех стран ТС;
  • контроль согласно системы ГОСТ Р;
  • заключение пожарной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение.

Каждая из данных систем сертификации отличается определёнными нюансами, которые определяются нормативными актами РФ.

Участники и процедура обязательной сертификации

В процедуре осуществления обязательной сертификации товаров и услуг участвуют заявитель, производитель, сертификационный орган и испытательная лаборатория (центр), непосредственно подтверждающая соответствие сертифицируемой продукции и сопровождающая её на каждом этапе.

В качестве участников обязательной системы сертификации могут быть:

  • центральный орган сертификационной системы (при необходимости);
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • сертификационный орган (центр);
  • испытательная лаборатория.

К системе сертификации обязательного характера могут также относиться организации, обслуживающие систему (научно-методические учреждения, центры подготовки экспертов в сфере сертификации и др.)

Процедура обязательной сертификации применяется к продукции, которая каким-либо образом может влиять на здоровье или безопасность людей, а также принести вред окружающей среде. Данная процедура предполагает применение различных схем оформления сертификатов, наиболее распространёнными среди которых является оформление и последующее получение сертификата на контракт, партию продукции или её серийный выпуск.

Обязательная сертификация осуществляется на основе типовой последовательности процедур:

  1. Подача заявки – производитель или продавец продукции подаёт заявление установленного образца в региональный сертификационный центр, к которому прикладывает:
    • контракты или договора на поставку товара;
    • копии своей регистрационной, учредительной и уставной документации;
    • технические описания продукции;
    • экспертные заключения с результатами исследований образцов продукции;
  2. Оценка соответствия – включает в себя отбор образцов и проведения их испытаний.
  3. Анализ полученных практических результатов проведённых испытаний.
  4. Решение по сертификации – принятие сертификационным органом решения о необходимости выдачи сертификата или отказе в нём.
  5. Занесение полученного документа в единый реестр.
  6. Инспекционный контроль (при необходимости).
Читайте также:
Отдел по защите прав потребителей: чем занимается и где находится, как обратиться в общество и направить обращение

Продукция, в отношении которой проводилась обязательная сертификация, маркируется соответствующим знаком соответствия, состоящим из комбинации букв «РСТ». Данный знак размещается на упаковке, товаре или его сопроводительной документации.

За нарушение или явное не соблюдение требований обязательной сертификации российским законодательством предусмотрена уголовная (лишение свободы) и административная (наложение штрафов) ответственность. Обращение продукции, проводимое с нарушениями установленных норм обязательной сертификации, предусматривает изъятие и наложение запретов на её производство.

Импортеру

Раздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов

Информация об обязательной с 2021 года маркировке товаров

Уже на протяжении нескольких лет в России проходят тестовые проекты, связанные с маркировкой разного рода продукции. По результатам обкатки системы для большого количества групп стала обязательной регистрация. Так на завершающем этапе с 2020 года в эту категорию попали лекарственные препараты и обувь. Это означает, что их больше нельзя выставлять на продажу если отсутствует DataMatrix-код на этикетке.

Экспериментальными группами ведется работа в таких сегментах, как курительные смеси, кресла-каталки, молочная продукция.

Перечень товаров, подлежащих обязательному маркированию в 2021 году

К этой категории относятся:

  • одежда, при изготовлении которой использовалась кожа;
  • трикотажные блузоны машинной или ручной вязки, блузы, блузки для детей и женщин;
  • верхняя одежда: ветровки, куртки, плащи, накидки, полупальто, пальто, вне зависимости от того, мужские они ил женский, взрослые или детские;
  • все типы полотенец, столовое (салфетки, скатерти) и пастельное белье.

Все товары, относящиеся к перечисленным в списке категориям, могут продаваться исключительно при наличии маркировок с 1 января 2021 года. Для реализации остатков, не проданных до начала года, был установлен срок – 1 февраля.

Срок маркировки шин и покрышек, которые были ввезены в РФ после 1 октября 2020 года, истек 15 декабря 2020 года. Если продукция поступила в продажу до 1 ноября 2020 года, то до начала марта 2021 года она должна была быть внесена в систему, и на нее должны быть нанесены DataMatrix-коды.

Для всей продукции, поступившей в торговые точки до 1 октября 2020 года, срок реализации установлен до конца сентября текущего года. Таким образом магазинам и складам предоставляется возможность реализовать остатки.

Что же касается новых товаров, произведенных и запущенных в оборот с осени 2020 года, то на них уже должны присутствовать коды, с обязательным внесением в систему.

Начиная с сентября текущего года наличие маркировки — обязательное условие для продажи парфюмерии. В случае выявления попыток продавать товар без регистрации в системе, нарушители будут обвинены в противозаконной деятельности и им придется платить штраф.

Внедрение новшеств запланировано осуществить в 3 этапа, два из которых уже осуществлены:

  1. 2021 год, конец января – молочные продукты и сливки, со сроком хранения не менее 28 суток со дня выпуска.
  2. 2021 год, начало июля – напитки, содержащие молочный жир, творог, сыр, сыворотка, масло, для изготовления которого используются натуральные сливки, которые нельзя хранить больше двадцати восьми дней.
  3. 2021 год, начало октября – ферментированные продукты, кефир, йогурты, пахта.

Регистрация молочной продукции, которая произведена на крестьянских хозяйствах, отложена до начала октября 2022 года.

Проекты, проводимые в статусе эксперимента, или имеющие его на сегодняшний день

Был запущен целый ряд экспериментальных проектов, список которых выглядит следующим образом:

  • Вода в упаковке – с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года. Участие приняло порядка семисот компаний, продукция которых вышла под 134 тысячами кодов.
  • Кресла-коляски – с начала сентября 2019 года по 1 июня 2021 года.
  • Курительные смеси и табак, используемый в устройствах для нагревания. Начался эксперимент 1 октября 2020 года, а завершиться должен 31 августа 2021 года. До осени текущего года данные по этой группе товаров вводятся в систему прослеживаемости на добровольной основе.

Основные нюансы, связанные с регистрацией товаров в ГИС МТ

Товары заносятся в единую государственную информационную систему следующими лицами:

  • Производителями (при условии нахождения промышленных объектов в России).
  • Импортерами (когда продукция ввозится из-за государственной границы РФ).
  • Комиссионерами (в случае получения товара от физических лиц, с которыми заключен договор о комиссионных выплатах).
  • Розничными магазинами, оптовыми компаниями, если речь идет об остатках.

Алгоритм работы с маркировкой:

  • На сайте «Честный знак» компании следует завести учетную запись. При этом обязательно наличие электронной подписи.
  • Информация о партии товара передается оператору, который вносит ее в базу.
  • На товары заказываются коды DataMatrix. Возможно поштучное формирование на каждую отдельную единицу или как универсальные передаточные документы на всю партию.
  • Продукция маркируется. При этом коды могут наноситься непосредственно на товар или его упаковку. Кроме того, есть вариант наклеивания этикеток или крепления бирок.
  • Ставятся и настраиваются двухмерные сканеры, позволяющие считывать код. Используются они либо в кассовой зоне, либо на приемке.
  • Обновляется ПО на онлайн-кассах, что способствует корректному распознаванию 2D-кодов и передаче данных в систему посредством оператора фискальных данных.
  • Отлаживается процесс приемки, продажи, а также возврата товаров с маркировкой. Сотрудники проходят курс обучения.
Читайте также:
Официальный сайт реестра товарных знаков Роспатента ФИПС: особенности включения в реестр и регистрации

Данные, без которых товар не будет введен в оборот:

  • Информация о фирме, ИНН участника оборота.
  • Номер технического регламента и код товара.
  • Страна производитель.
  • К какой категории относится изделие и как оно называется на этикетке.
  • Код ТН ВЭД ЕАЭС.
  • Отличительные черты конкретных групп (размер, цвет, сырье, половое предназначение).
  • Товарный знак.

Расходы на подключение маркировки

В постановлении РФ № 577 прописано сколько может стоить один маркировочный код: 50 копеек, если не учитывается НДС и 60 с его учетом. Это что касается заказа и выдачи.

Еще одна статья расходов – печать. Нанести маркировку на остатки (например, для одежды) можно одним из двух вариантов:

  • на стороне заказывается партия этикетов;
  • приобретается собственный принтер этикеток.

Необходимое оборудование и цены на него:

  • Сканеры двухкамерные — от 4 до 10 тысяч рублей.
  • Онлайн кассы. При условии достаточности компактных смарт-терминалов – от 15 до 30 тысяч. Если имеется насущная необходимость в полноценной POS-системе, то от 35 до 70 тысяч.
  • При наличии складов и больших магазинов, актуально приобретение терминала сбора данных. Стоимость может колебаться от 20 до 100 тысяч.
  • При минимальных нагрузках принтер, который позволяет печатать этикетки обойдется в 6-9 тысяч рублей. При среднем уровне расход увеличится в промежутке от 11 до 18 тысяч. И свыше 40 тысяч обойдется модель профессионального принтера.

Программное обеспечение и настройка системы

При необходимости внедрить минимальную автоматизацию «с нуля», придется потратиться на подходящую кассовую программу и систему учета товара (от 3300 руб.). Стоимость находится в прямой зависимости от функционала.

В случае необходимости можно привлечь специалистов для настройки ПО и инженеров для отладки техники (от 2000 руб./час)

Сопутствующие расходы

Их всего 3:

  • Получение ЭЦП, если отсутствовала подпись (3-4 тысячи рублей).
  • Если регистрироваться в системе Честный знак через Авторизованный сервисный центр, то это обойдется в одну или две тысячи рублей, а если самостоятельно – бесплатно.
  • Договор с ОФД – от 4 до 7 тысяч, в зависимости от того, сколько действует фискальный накопитель.

Штрафные санкции

Санкции за нарушение правил маркировки действует в РФ с 2019 года. В статье 15.12 КАП каждый желающий может ознакомиться с их подробным описанием и размерами.

При отсутствии маркировки применяются следующие штрафы:

  • для граждан – от 2 до 4 тысяч рублей;
  • должностные лица (директор, бухгалтер) – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • ИП или компании – от 50 до 300 тысяч рублей.

Маркировка имеется, но с ошибками:

  • индивидуальные предприниматели – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • юридические лица – от 50 до 100 тысяч рублей.

Единое для всех этих пунктов то, что продукция в любом случае конфискуется.

Выводы

На протяжении 2021 года вменяется в обязанность производителям, магазинам и поставщикам регистрация покрышек и шин, туалетной воды и духов, молока и молочной продукции, товаров легкой промышленности и одежды.

Краткое изложение схемы работы:

  • товар вводится в единую систему прослеживания;
  • получаются уникальные электронные коды на продукцию;
  • DataMatrix наносится на ярлык, упаковку, этикетку, изделие.
  • продажа осуществляется через онлайн-кассу.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что дешевле обойдется заблаговременная закупка всего оборудования и проведение полной маркировки. Это лучше сделать до наступления финальных сроков, за которыми последуют штрафные санкции.

«АйТи-Консалтинг» – официальный партнер системы «Честный знак». Менеджеры подберут оптимальный вариант для вашей организации без лишних трат с максимальной выгодой. Подключение системы возможно в течение всего 1 дня, в зависимости от сложности и отрасли бизнеса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: