Движимое имущество могут оставить без налогов

Трудности признания имущества недвижимым: что с налогом на имущество

Налог на имущество в последние годы стал весьма ощутимой статьей расходов организаций, в связи с чем вопросам определения объектов налогообложения по данному налогу уделяется повышенное внимание. При этом с 2020 года изменились отдельные правила исчисления налога на имущество. Контролирующие органы, в частности ФНС, предпринимают попытки донести свое видение порядка расчета налога на имущество организаций до налогоплательщиков. Детали — в нашем материале.

Новые правила налогообложения с 2020 года

Так, прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом сохраняются иные условия, а именно:

  • о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозяйственного ведения;
  • о наличии сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • об установлении законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включении торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона (ст. 378.2 НК РФ).

К видам объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, теперь дополнительно отнесены гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозпостройки, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Напомним, чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.

Кроме того, с налогового периода 2020 года плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять декларацию по налогу в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Уведомление о порядке подачи декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления декларации в течение налогового периода не допускается. Таким образом, вместо нескольких налоговых органов для представления налоговой декларации можно выбрать один. Но указанные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

На сайте ФНС заработала промостраница «Новый порядок налогообложения имущества организаций». Она содержит все актуальные разъяснения по этой теме и поможет налогоплательщикам разобраться в нововведениях, действующих в налоговом периоде — 2020.

Движимое или недвижимое?

Проблема связана с тем, что Налоговый кодекс не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество». С учетом ст. 11 НК РФ в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся помещения и машино-места. Кроме этого, федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.

Также в соответствии со ст. 131 ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.

Не далее как в феврале 2020 года ФНС направила своим сотрудникам, осуществляющим администрирование налогообложения имущества организаций, Письмо от 14.02.2020 № БС-4-21/2584@, в котором дала рекомендации по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов обложения налогом на имущество организации. Эти рекомендации были основаны на Письме Минэкономразвития России от 12.02.2020 № Д23и-4183. Представители ведомств пришли к следующим выводам:

1. Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ и определено как «здание. сооружение. за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)». В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые, хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

2. Что касается соотношения между понятиями «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь», следует отметить отсутствие полного соответствия. Указанные понятия разные по своему объему, ведь недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места, также они применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство оперирует понятиями «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Соответственно, строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности — к объектам недвижимости. Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

Читайте также:
Топливные акцизы будут подняты

3. Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право считает их с большей вероятностью неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка. Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов [1] , использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

4. В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, объекты, подпадающие под регулирование данной нормы, не могут являться объектами капитального строительства.

В итоге был сделан окончательный вывод: если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Какая-то ясность в этих разъяснениях есть, тем более что они направлены в территориальные налоговые органы для использования в работе. Но не прошло и 10 дней, как данное письмо было отозвано (Письмо ФНС России от 25.02.2020 № БС-4-21/3137@). Это говорит только о том, что четкой и однозначной позиции по рассматриваемому вопросу пока не сформировано.

Правоприменительная практика, касающаяся квалификации недвижимого имущества

Представители ФНС считают, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства — наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т. п.

При отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из действующих нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13

Постановление АС МО от 14.07.2016 по делу № А41-19566/2015 (Определением ВС РФ от 11.11.2016 № 305-КГ16-14860 оставлено без изменения)

Трудности признания имущества недвижимым

Налог на имущество организаций в 2020 в последние годы стал весьма ощутимой статьей расходов организаций, в связи с чем вопросам определения объектов налогообложения по данному налогу уделяется повышенное внимание. При этом с 2020 года изменились отдельные правила исчисления налога на имущество. Контролирующие органы, в частности ФНС, предпринимают попытки донести свое видение порядка расчета налога на имущество организаций до налогоплательщиков. Детали – в нашем материале.

Новые правила налогообложения с 2020 года.

С2020 года действуют новые правила налогообложения недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости. Соответствующие изменения были внесены федеральными законами от 25.09.2019 № 325‑ФЗ и от 28.11.2019 № 379‑ФЗ.

Так, прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом сохраняются иные условия, а именно:

  • о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозяйственного ведения;
  • о наличии сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • об установлении законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включении торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона (ст. 378.2 НК РФ).

К видам объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, теперь дополнительно отнесены гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозпостройки, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Напомним, чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.

Кроме того, с налогового периода 2020 года плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять декларацию по налогу в отношении всех таких объект налог на имущество организаций недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Читайте также:
Порог уголовки за неуплату налогов вырастит

Уведомление о порядке подачи декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления декларации в течение налогового периода не допускается. Таким образом, вместо нескольких налоговых органов для представления налоговой декларации можно выбрать один. Но указанные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

К сведению:

На сайте ФНС заработала промостраница «Новый порядок налогообложения имущества организаций». Она содержит все актуальные разъяснения по этой теме и поможет налогоплательщикам разобраться в нововведениях, действующих в налоговом периоде – 2020.

Движимое или недвижимое?

Сегодня объектом обложения налогом на имущество является только недвижимое имущество признание. В связи с вышесказанным актуальным стал вопрос статуса имущества: относится оно к недвижимому или нет? На практике не все так однозначно, да и сами контролирующие органы и ведомства, разрабатывающие нормативные документы, пока не могут прийти к однозначному определению недвижимого имущества.

Проблема связана с тем, что Налоговый кодекс не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество» признание. С учетом ст. 11 НК РФ в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объект налог на имущество организаций, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся помещения и машино-места. Кроме этого, федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.

Также в соответствии со ст. 131 ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.

Не далее как в феврале 2020 года ФНС направила своим сотрудникам, осуществляющим администрирование налогообложения имущества организаций, Письмо от 14.02.2020 № БС-4-21/2584@, в котором дала рекомендации по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов обложения налогом на имущество организации. Эти рекомендации были основаны на Письме Минэкономразвития России от 12.02.2020 № Д23и-4183. Представители ведомств пришли к следующим выводам:

  1. Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ и определено как «здание…, сооружение…, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)». В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из‑за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые, хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).
  2. Что касается соотношения между понятиями «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь», следует отметить отсутствие полного соответствия. Указанные понятия разные по своему объему, ведь недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места, также они применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство оперирует понятиями «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Соответственно, строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности – к объектам недвижимости. Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.
  3. Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право считает их с большей вероятностью неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка. Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов [1] , использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.
  4. В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, объекты, подпадающие под регулирование данной нормы, не могут являться объектами капитального строительства.
Читайте также:
Ближайшие шесть лет налоги останутся неизменными

В итоге был сделан окончательный вывод: если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Какая‑то ясность в этих разъяснениях есть, тем более что они направлены в территориальные налоговые органы для использования в работе. Но не прошло и 10 дней, как данное письмо было отозвано (Письмо ФНС России от 25.02.2020 № БС-4-21/3137@). Это говорит только о том, что четкой и однозначной позиции по рассматриваемому вопросу пока не сформировано.

Правоприменительная практика,

касающаяся квалификации недвижимого имущества.

Письмом ФНС России от 20.04.2020 № БС-4-21/6581@ была направлена информация о правоприменительной практике, касающейся квалификации недвижимого имущества, в том числе в целях исчисления налога на имущество организаций. В документе налоговики обобщили имеющуюся судебную практику по вопросам отнесения конкретного вида имущества к недвижимости для целей исчисления налога на имущество. Выводы, к которым пришли суды, представлены в таблице.

Представители ФНС считают, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН – наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства – наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т. п.

При отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из действующих нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики.

Вывод, сделанный арбитрами

Реквизиты судебного акта

В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Ограждение является объектом благоустройства, устроено из профнастила по бетонному фундаменту на естественном основании. Функциональное назначение ограждения позволяет квалифицировать его в качестве строения вспомогательного использования

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13

Спорное имущество (высокостеллажные конструкции) не является частью производственно-складского комплекса и обоснованно учтено обществом как производственное оборудование с возможностью демонтажа. Спорное оборудование относится к движимому имуществу, а потому не является объектом обложения налогом на имущество организаций

Постановление АС МО от 14.07.2016 по делу № А41-19566/2015 (Определением ВС РФ от 11.11.2016 № 305‑КГ16-14860 оставлено без изменения)

В деле был сделан вывод об отнесении трубопровода технологического к недвижимому имуществу. Спорный объект имущества, в силу отраслевых требований к устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, спроектирован и смонтирован на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает его прочную связь с землей. По своей конструкции спорный объект не предназначен для его последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте. Перемещение спорного объекта без нанесения несоразмерного ущерба его конструктивной целостности и проектному функциональному назначению невозможно

Постановление АС МО от 10.02.2017 по делу № А40-98958/2016

Суд признал правомерной позицию инспекции о доначислении налога на имущество в связи с неправомерным включением в общую сумму остаточной стоимости льготируемого имущества остаточной стоимости палубных кранов. Суды исходили из того, что краны входят в сложный имущественный комплекс, являются неотъемлемой технологической (функциональной) частью недвижимого имущества, то есть входят в комплекс конструк-

Постановление АС СЗО от 27.11.2017 по делу № А42-539/2017

тивно сочлененных предметов, являются неотъемлемой частью недвижимого имущества и являются недвижимым имуществом

Трансформаторная подстанция признана недвижимым имуществом: расположена в конкретном месте, сооружена на монолитном железобетонном фундаменте, соединена подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях), то есть имеет прочную связь с землей

Постановление АС СЗО от 18.05.2018 по делу № А05-1595/2017

Суды установили, что тепловая электростанция представляет собой комплекс объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, возведенных по единому проекту и расположенных на одном земельном участке; основные средства, входящие в состав тепловой электростанции, являются ее составной частью и относятся к сложной вещи. Спорное имущество является единым недвижимым комплексом и, как следствие, является объектом обложения налогом на имущество

Постановление АС ВВО от 04.04.2019 по делу № А29-4430/2018

Суды отметили, что оборудование котельных не может полноценно и самостоятельно функционировать непосредственно вне специализированных зданий (помещений), а использование здания (помещение) котельной невозможно по его прямому функциональному назначению в случае демонтажа газового оборудования (котлов). В связи с вышесказанным спорные объекты (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета), без которых объект капитального строительства (здание или помещение) производственного назначения, не может полноценно функционировать, подлежат налогообложению в составе этого здания (помещения) как объекты недвижимого имущества

Постановление АС ПО от 28.05.2019 по делу № А12-14902/2018

ВС РФ указал, что оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав. Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе если последующие демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания

Читайте также:
Медведев отправил на доработку инициативы по президентским поручениям

Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307‑ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018

Все спорные объекты (выпарные аппараты, кристаллизаторы, элеватор, аппарат диффузионный) соответствуют понятию «сооружения». При этом спорные основные средства предназначены для обслуживания сахарного завода посредством создания условий для его работы. Суд установил, что спорные основные средства не являются недвижимым имуществом

Постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу № А36-12764/17

Суд установил, что спорные объекты (рыбная фабрика, холодильное оборудование, вертикальные плиточные морозильные аппараты, упаковочный комплекс, гидролокатор) не относятся к сооружениям, а являются оборудованием, используемым на судне. У судна и оборудования разное функциональное назначение, разные сроки полезного использования, промысловое судно и спорные объекты относятся к разным группам основных фондов

Постановление Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 по делу № А05-5074/2019

Суд признал, что произведенные налогоплательщиком неотделимые улучшения в арендованное имущество (капитальный ремонт и перепланировка здания) носят капитальный характер, связаны с реконструкцией, модернизацией, достройкой и дооборудованием имущества. Свободное перемещение неотделимых улучшений (капитальных вложений в арендованное имущество), их демонтаж без причинения несоразмерного ущерба арендованному зданию невозможены. Они относятся к недвижимому имуществу в соответствии со ст. 130 ГК РФ

Постановление Второго Арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 № А29-14394/2018

Претензии к налогоплательщику, заключавшиеся в выводе об отнесении имущества к недвижимому в силу закрепления оборудования на фундаменте, а также в его технологической связи с иным оборудованием, притом что отсутствовала непосредственная связь оборудования с обслуживанием здания цеха, в котором данное оборудование было установлено, признаны судом необоснованными

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12.07.2019 № 307‑ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018

[1] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.

Движимое имущество: нюансы налогообложения

Вещи, не относящиеся к недвижимости (включая деньги и ценные бумаги), признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Как вы знаете, госрегистрация (постановка на учет в ГИБДД) необходима для такого движимого имущества, как транспортные средства.

Льгота по налогу на имущество

Движимое имущество, принятое на баланс в качестве основных средств с 1 января 2013 года, освобождается от налога на имущество организаций.

С 2018 года такое освобождение будет возможно только в случае принятия субъектом РФ соответствующего закона (п. 25 ст. 381, ст. 381.1 НК РФ).

Организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Указанные ограничения действуют в случае постановки объектов движимого имущества на баланс в качестве основного средства согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н).

Если принимаемое на баланс в результате реорганизации движимое имущество учитывается не в качестве основных средств, указанное ограничение в части невозможности применения льготы после перевода этого имущества в состав основных средств не действует (письмо ФНС России от 18 апреля 2016 г. № БС-4-11/6740).

Минфин России в письме от 9 февраля 2015 года № 03-05-05-01/5111 разъясняет, что приведение наименования организации в соответствие с Гражданским кодексом нельзя рассматривать в качестве реорганизации. А значит, нет оснований для отказа в применении льготы по налогу на имущество в случае, когда движимое имущество было принято на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 года. Лишается льготы с 1 января 2015 года движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в течение 2013 – 2014 годов, в результате реорганизации.

Льгота по налогу на имущество, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса, может применяться, даже если имущество получено от муниципалитета (письмо Минфина РФ от 6 февраля 2015 года № 03-05-05-01/5030). Обоснование – пункт 5 статьи 105.1 Налогового кодекса. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Объекты основных средств, изготовленные из материалов, приобретенных после 1 января 2013 года у взаимозависимого лица, не облагаются налогом на имущество организаций. Ведь производственные запасы, из которых изготовлено основное средство, не являются объектом налогообложения налогом на имущество на основании статьи 374 Налогового кодекса (письмо ФНС РФ от 13 марта 2015 года № ЗН-4-11/4037).

Перевод товара в состав основных средств

Если движимое имущество было приобретено для перепродажи, но затем его стали использовать в своей деятельности, налоговая проверит, как применялась льгота по налогу на имущество в периоде до перевода в состав основных средств (письмо ФНС России от 5 сентября 2017 года № БС-4-21/17597@).

Если организация приобрела движимое имущество для последующей перепродажи и учитывала его на счете бухгалтерского учета как товары (счет 41«Товары»), то данное имущество не подлежало налогообложению налогом на имущество организаций в связи с тем, что не являлось основным средством.

Если организация не предполагает продажу приобретенного и учтенного в качестве товаров движимого имущества, то данное движимое имущество в бухгалтерском учете должно быть переведено на счет 01 «Основные средства». С момента перевода в состав основных средств оно должно облагаться налогом на имущество организаций.

Читайте также:
Иностранным фирмам придется взять на себя бремя ИП и юрлиц по «налогу на Google»

При этом налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий может быть проверена правомерность отражения имущества на счете 41 в периоде до принятия решения о переводе его в состав основных средств.

Если организация необоснованно учитывала движимое имущество в качестве товара в период до принятия решения об использовании его в деятельности организации, то она должна внести исправления в учет с момента приобретения, и, соответственно, доначислить налог на имущество организаций за этот период.

При условии соблюдения критериев отнесения объекта к объектам основных средств и после формирования его первоначальной стоимости моментом принятия имущества к учету в качестве основных средств является момент, когда закончены вложения и объект доведен до пригодности к использованию (эксплуатации) (п. 4, 7 и 8 ПБУ 6/01).

Это касается движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств до 1 января 2013 года, так как после этой даты начала действовать налоговая льгота.

Обратите внимание на бухучет операции перевода товара в состав основных средств. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) не предусмотрена корреспонденция счетов 01 «Основные средства» и 41 «Товары». Но в преамбуле Инструкции указано, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией.

Добавим, что для проведения операции в бухучете понадобится документальное обоснование, например, приказ руководителя. Тогда на дату данного решения можно будет сделать такие записи:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 41
— имущество учтено в составе внеоборотных активов (фактическая стоимость товара перенесена в состав капитальных вложений);

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
— основное средство введено в эксплуатацию.

Когда еще льгота не действует

Остановимся на некоторых разъяснениях Минфина.

В отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года по договору комиссии, заключенному со взаимозависимым лицом – комиссионером, заказчик вправе применить льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ. Льгота не действует, если третье лицо (поставщик) является взаимозависимым по отношению к комиссионеру и (или) к заказчику (Письмо Минфина России от 3 ноября 2016 г. № 03-05-05-01/64423).

В рамках договора строительного подряда подрядчик самостоятельно приобретает оборудование, требующее монтажа, и производит работы по его монтажу. Затем готовый объект движимого имущества передает заказчику, который является взаимозависимым лицом с подрядчиком. Как указала ФНС России в письме от 8 июля 2016 года № БС-4-11/12245, освобождение от обложения налогом на имущество, установленное пунктом 25 статьи 381 НК РФ, на такое движимое имущество не распространяется.

Как отражать в декларации движимое имущество

Движимое имущество может освобождаться от налога на имущество по двум причинам:

  • не образует объекта налогообложения;
  • освобождается от налога, являясь льготируемым.

В зависимости от этого бухгалтер принимает решение об отражении или не отражении объекта в налоговой декларации по налогу на имущество.

Поясним на примере.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Движимое и недвижимое имущество в бухгалтерском учете

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Имущество движимое и недвижимое
  2. Учет движимого имущества
  3. Учет недвижимого имущества

Хозяйственная деятельность организаций основана на использовании принадлежащего ей имущества, отражаемого в учете. С 1.01.19 движимое имущество организации, согласно поправкам в НК РФ (ст. 374-1), налогом на имущество не облагается, и поскольку данные бухучета — основа для расчета показателей НУ, критерии, определяющие движимое и недвижимое имущество, приобретают особую значимость. Проводки по учету имущества, формируя основные балансовые показатели, также являются одними из наиболее важных в БУ.

Имущество движимое и недвижимое

Минфин еще в 2013 г. в письме №03-05-05-01/5322 от 25.02.13 г. предложил при отнесении имущества к движимому (недвижимому) руководствоваться ГК РФ.

Ст. 130 определяет как недвижимое следующее имущество:

  • земельные участки и недра;
  • здания (сооружения), в том числе незавершенные строительства;
  • помещения жилые и нежилые;
  • гаражи, стоянки, машиноместа, границы которых определены в кадастровом учете.

Вопрос: Могут ли юридические лица заключить между собой договор безвозмездного пользования движимым или недвижимым имуществом?
Посмотреть ответ

Имущество признается недвижимым, поскольку его перемещение без ущерба для последующего использования невозможно. Названные выше объекты чаще всего становятся предметом БУ организаций и фирм.

Кстати говоря! К недвижимым объектам относят суда: морские и воздушные и объекты космической сферы.

ФЗ №218 от 13/07/15 г. предписывает госрегистрацию таких объектов в едином госреестре (ЕГРН).

Вопрос: Как относится объект (оборудование) к движимому или недвижимому имуществу в целях налога на имущество организаций?
Посмотреть ответ

ФНС определяет имущество как недвижимое, если оно зарегистрировано в ЕГРН, либо по документам на объект, из которых ясно, что оно прочно связано с землей, не может быть перемещено без разрушения. Остальное имущество ГК определяет как движимое. Такое имущество не нужно регистрировать в реестре.

Очевидно, в БУ многие объекты движимого и недвижимого имущества из-за разности критериев гражданского и бухгалтерского законодательства окажутся на одних и тех же счетах. Руководству фирмы придется продумать, как отделить имущество, подпадающее под налогообложение, от иного в учете, как построить учетную политику в этой сфере.

Читайте также:
Макаров заявил о необходимости пенсионной реформы

Учет движимого имущества

ВАЖНО! Договор аренды движимого и недвижимого имущества от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Из сказанного выше ясно, что движимое имущество, как его понимает гражданское законодательство, в бухгалтерском учете будет отражаться на разных счетах.

На счете 01 и корреспондирующих с ним может быть отражено следующее движимое имущество, относящееся к основным средствам:

  • машины, оборудование;
  • офисные приспособления;
  • транспорт;
  • инвентарь;
  • скот рабочий и продуктивный;
  • иные виды ОС.

Критерии учета такого движимого имущества определены ПБУ-6:

  • срок использования свыше 12 мес.;
  • последующая перепродажа изначально не планируется;
  • в будущем объект принесет доход фирме;
  • его стоимость от 40 тыс. руб.
  • Дт 08 Кт 60 (76, 10, 70) – приобретен объект движимого имущества (например, автомобиль) и отражены затраты на приобретение.
  • Дт 01 Кт 08 – зафиксирована первоначальная стоимость (ПС) актива.

Указанное движимое имущество амортизируется в БУ (способами: уменьшаемого остатка, линейным, пропорционально объему продукции, по сумме чисел лет срока пол. использования).

В НУ всего два способа амортизации: линейный и нелинейный. Как правило, чтобы максимально сблизить учет и не делать лишних проводок, применяют в обоих случаях линейный метод.

Формула помесячной амортизации: Амортизация = ПС/ срок полез. использования. Проводка начисления: Дт 20 (20, 23, 26, 29, 44 и др. «затратные» счета) Кт 02.

Аналитический учет по счету 01 должен учитывать разделение имущества, находящегося на этом счете, на движимое и недвижимое. На счете 10 в разрезе субсчетов учитывается другой вид активов, отнесенный ГК РФ к движимому имуществу: запасы, материалы (сырьевые запасы, приобретенные п/фабрикаты, комплектующие, тара, запчасти и пр.) – все ТМЦ, которые в БУ невозможно отнести к основным средствам.

Заметим, что в НУ стоимость ОС «начинается» от 100 тыс. руб., в связи с чем в учете образуются временные разницы. Для учета всего разнообразия этой группы движимого имущества широко используются субсчета. Например, тара учитывается на с/счете 4, топливо – 3.

Проводки БУ: Дт 10 Кт 60, 76, 20, 23 и пр. — поступление материалов, в зависимости от источника поступления. Иногда используется промежуточный счет 15 «Заготовление и поступление ТМЦ»: Дт 10 Кт 15. Дт 08 Кт 10 – использованы ТМЦ в строительстве. Дт 20, 26, 28, 91, 44, 94 Кт 10 — переданы в производство, на ОХР, использованы на исправление брака, проданы, списаны как недостача ТМЦ.

Кроме того, в гражданском кодексе движимым имуществом названы денежные средства, учитываемые на активных счетах 50, 51 стандартными проводками. Приход: Дт 50, 51 Кт 60, 62, 66, 67 и пр. – приход (поступление) в кассу (на расчетный счет) из разных источников. На расход кредитуются 50, 51, по дебету указывается, куда ушли средства. Деньги могут также поступать на расчетный счет из кассы и обратно, например: Дт 50 Кт 51.

Ценные бумаги (ст. 130 ГК, п. 2) учитываются в БУ в зависимости от их вида и операций. Стандартно используется счет 58, реже – иные счета БУ.

Проводки БУ (пример):

  • Дт 58 Кт 51 – приобретены ЦБ иной фирмы.
  • Дт 91 Кт 58 – проданы ЦБ.
  • Дт 76 Кт 51 – оплачена облигация.
  • Дт 76 Кт 91 – зафиксирован доход по ней и т.д.

НМА (товарные знаки, ПО, изобретения) также относят к движимому имуществу фирмы, несмотря на то что они не имеют физической формы. Характеристики НМА в остальном повторяют указанные для ОС, например, они должны использоваться более года в организации.

Проводки по ним, как и в предыдущем случае, отличаются разнообразием. Корреспонденции зависят от способа прихода НМА, способа его выбытия.

Проводки БУ (пример):

  • Дт 08 Кт 60, 76, 66 и др. – оплачены поставщикам НМА, уплачены пошлины, проценты по кредитам и пр., в связи с приобретением НМА.
  • Дт 08 Кт 70, 69, 71 и др. – НМА создан в организации.
  • Дт 04 Кт 08 – оприходован НМА.
  • Дт 20, 26 и др. Кт 05 – амортизация НМА.
  • Дт 91 Кт 04 – продан актив, отражена остаточная стоимость.
  • Дт 05 Кт 04 – списана амортизация выбывшего НМА.

Учет недвижимого имущества

Недвижимое имущество входит в состав ОС. Это:

  • здания, сооружения;
  • многолетние насаждения (кустарники и деревья);
  • участки;
  • объекты природопользования;
  • прочие объекты, согласно ГК РФ (ст. 130), являющиеся недвижимостью и требующие госрегистрации.

Проводки синтетического учета аналогичны уже приведенным для ОС. Аналитический учет организовывают таким способом, чтобы различать движимые и недвижимые ОС. Некоторые категории недвижимого имущества не амортизируются: земля, объекты природопользования. Недвижимое имущество обязательно должно быть поставлено на государственный учет (ст. 131 ГК РФ, ФЗ №218 от 13/07/15 г.).

Процедура госрегистрации и постановка на бухгалтерский учет объектов недвижимости не связаны между собой. До завершения регистрации можно отразить недвижимое имущество проводкой Дт 01 Кт 08, открыв по счету 01 отдельный субсчет, например, «ОС с незарегистрированным правом собственности», а затем перевести его на другой субсчет внутренней проводкой по 01.

Правительство готовит доклад о допдоходах в ряде отраслей

Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что правительство при подготовке доклада о дополнительных доходах сырьевых компаний учтет доводы компаний и изучит последствия для инвестклимата. Об этом сообщает РИА «Новости».

«Правительство, в соответствии с поручением президента, подготовит доклад о дополнительных доходах сырьевых компаний, возникших в результате изменения внешней конъюнктуры и валютного курса», — сказал Силуанов.

Он также отметил, что правительство не готовит никаких решений о дополнительном повышении налогов на отдельные сектора экономики.

Читайте также:
Кабмин уточнил, как бюджетные кредиты будут выдаваться регионам с большими долгами

Ранее сообщалось, что Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) прогнозирует массовый уход инвесторов с российского рынка из-за предложения помощника президента Андрея Белоусова об изъятии у металлургов более 500 млрд руб.

Как стало известно, помощник президента Андрей Белоусов в письме главе государству Владимиру Путину предложил увеличить дополнительные доходы бюджета за счет горнодобывающей и химической промышленности.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Девушки, Les Girls 1957г
Гомер и Эдди, Homer and Eddie 1989г
Счастливый конец, The Happy Ending 1969г
Отцепись от звезд, Unhook the Stars 1996г
Некоторые девчонки, Some Girls 1988г

После заявлений замглавы МИД России Сергея Рябкова рубль подешевел по отношению к мировым валютам, а фондовый рынок упал более чем на 2%, следует из данных Мосбиржи.

Так, курс рубля потерял 50 копеек.

Курс доллара расчетами «завтра» показал рост на 74 копейки — до 75,45 рубля. При этом курс евро поднимался на 1 рубль, до 86,50.

Также во время торгов в четверг падение индекса Мосбиржи достигало 2,442%.

Консультации по предложениям Москвы о гарантиях госбезопасности завершились в Женеве 10 января. Российскую делегацию представляли заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков и замглавы Минобороны РФ Александр Фомин, американскую — первый замгоссекретаря США Уэнди Шерман.

По итогам переговоров Рябков заявил, что США и НАТО ни под каким видом не готовы идти навстречу главным требованиям российской стороны по гарантиям безопасности.

В США также раскрыли детали переговоров с Россией по гарантиям госбезопасности.

Екатерина Латыпова назначена на должность старшего вице-президента, руководителя блока «Стратегия и развитие», куратора Офиса agile-трансформации Сбера.

«Екатерина — опытный менеджер, который не боится новых вызовов и зачастую находится в авангарде осознания новых возможностей и рисков, формируя повестку организации, всегда внимательна к обратной связи, привлекает в команду высокопотенциальных сотрудников. Екатерина уже внесла значимый вклад в развитие Сбера и не только. Поздравляю с назначением и желаю ей и всей команде блока успешно справиться со всеми новыми не менее амбициозными задачами», — отметил президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф.

Как сообщает пресс-служба Сбера, Лапытова присоединилась к команде Сбера в 2015 году в должности вице-президента, директора Департамента стратегии и развития. Также с августа 2021 года исполняла обязанности руководителя блока «Стратегия и развитие» и куратора Офиса agile-трансформации и внедрения инструментов изменений, совмещая свой функционал с новыми задачами.

Она принимала активное участие в ключевых трансформациях Сбера — от формирования долгосрочного стратегического видения до внедрения конкретных организационных и управленческих инициатив. За это время было утверждено три стратегии развития Сбера, цифровизованы инструменты их мониторинга. Екатерина стояла у истоков таких новых внедрений, как agile-трансформация, управление через клиентские пути, моделирование численности и др.

Екатерина Латыпова окончила МГУ им. Ломоносова и Бизнес-школу Колумбийского университета (США, Нью-Йорк). Отмечена благодарностями президента Российской Федерации и Почетной грамотой Сбера.

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что ситуация с США и «Северным потоком — 2» продемонстрировала, что у ФРГ отсутствует свобода в своей экономической деятельности. Соответствующее заявление он сделал в интервью Первому каналу в программе «Большая игра».

«Про «Северный поток — 2». Тут уже не свобода выбора союзов, это просто свобода осуществлять обычную коммерческую деятельность на мировых рынках. Вот никакой свободы, оказывается, у Германии, не у кого-нибудь, а у Германии, никакой свободы заниматься своими экономическими интересами, не существует», — сказал министр.

По его мнению, именно в этом двойные стандарты проявляются «очень ярко».

Ранее депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии» Штефан Котре заявил, что попытки США саботировать запуск «Северного потока — 2» нарушают международное право.

До этого в Германии заявили о поддержке этого газопровода.

«Северный поток — 2» предполагал строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии — от порта Усть-Луга в Ленинградской области до Грайфсвальда. Против проекта активно выступают США, продвигающие в Евросоюзе свой сжиженный природный газ, а также Украина.

Россия к 2030 году может выйти на уровень продаж водорода в $40 млрд. Об этом на Гайдаровском форуме заявил спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс.

По словам Чубайса, перед страной в рамках глобального энергоперехода (трансформации мировой энергетики в сторону «зеленых» технологий) открываются серьезные возможности. Одной из них является именно производство водородного топлива.

«У России есть фантастические преимущества. Я считаю, что в 2030 году Россия на мировом рынке способна будет выйти на диапазон продаж от шести до десяти миллионов тонн. Это под 40 млрд долларов, это гигантские цифры», — подчеркнул спецпредставитель президента.

Он отметил, что в вопросах производства, хранения и транспортировки водорода Россия может занять лидирующие позиции в мире и создавать проекты, аналогов которым еще не было.

Чубайс неоднократно подчеркивал важность «зеленого» энергоперехода для России и перспективы в водородной энергетике. В конце декабря он назвал определение целей энергетического перехода важнейшим достижением страны в 2021 году.

Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель заявил, что газопровод «Северный поток — 2» является частным проектом, и, пока он строится в соответствии с европейскими нормами, его нельзя запретить, передает ТАСС.

«Это (проект «Северный поток – 2». — прим. ред.) частные инвестиции, проект, реализованный группой компаний, включая германские и из других стран ЕС. Инфраструктура готова, проходит процесс квалификации в регуляторах: сначала Германии, а затем Евросоюза, которые определят, может или нет эта инфраструктура функционировать внутри системы газовых поставок Европы», — отметил Боррель.

Читайте также:
Уплата фиксированных взносов за 2016 год снизит налог по УСН

Он также заявил, что не рассматривает эту инфраструктуру «как приоритетную для ЕС». Также Еврокомиссия и институты ЕС не могут запретить такие инфраструктуры, которые «строятся в соответствии с правилами».

По словам главы евродипломатии, запуск «Северного потока — 2» будет зависеть только от решения регуляторов, если ситуация вокруг Украины не обострится.

10 января глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что процесс сертификации газопровода «Северный поток — 2» приостановлен из-за его несоответствия требованиям Евросоюза.

До этого президент Украины Владимир Зеленский призвал сенат США проголосовать за санкции против «Северного потока — 2».

Глава «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко сообщил о создании Украиной планов будущих юридических шагов, основная цель которых – помешать запуску «Северного потока – 2». По словам Витренко, правительство Украины предпринимает «максимум усилий», чтобы противостоять запуску газопровода.

«Северный поток — 2» предполагал строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии — от порта Усть-Луга в Ленинградской области до Грайфсвальда. Против проекта выступают США, продвигающие в Евросоюзе свой сжиженный природный газ, и другие страны, в том числе Украина.

Биржевые цены на никель выросли до максимальных за последние десять лет значений. Об этом сообщает Financial Times.

12 января стоимость металла на Лондонской фондовой бирже повышалась до $22,745 тыс. за тонну (рост на 4,4%). За последний месяц никель подорожал в общей сложности на 12%.

Причиной увеличения цены на металл стало сокращение его запасов на фоне роста производства электрокаров — никель используется в производстве батарей для этого вида транспорта. Запасы металла на складах, которые отслеживает Лондонская биржа, упали до минимума за последний 51 день. В частности, в Китае осталось лишь 4,86 тыс. тонн никеля.

«Мы начинаем видеть, как потребители просыпаются и осознают имеющиеся проблемы», — заявил глава трейдера Trafigura Джереми Вейр в своем выступлении на мероприятии Future Minerals Forum в Саудовской Аравии, имея в виду критический уровень запасов никеля.

По данным «Коммерсанта», повышение биржевых цен на руку «Норникелю»: с учетом текущих ценовых показателей EBITDA компании может увеличиться на $950 млн.

В конце прошлого года «АвтоВАЗ» спрогнозировал рост цен на автомобили. Главной причиной подорожания на предприятии называли рост цен на металлы, в том числе на сталь. Тенденция является общемировой.

Минпромторг предложил большому бизнесу самому себе придумать варианты изъятия сверхдоходов

В пятницу в Минпромторге у заместителя министра Виктора Евтухова прошло совещание с горнодобывающими и металлургическими компаниями, посвященное налоговым инициативам помощника президента РФ Андрея Белоусова. Бизнес высказался против идеи дополнительных изъятий в размере 500 млрд рублей. Тем не менее, Минпромторг, получивший поручение разработать предложения по допдоходам, заявил, что оно должно быть исполнено. “Вопрос стоял так: что компаниям нужно, чтобы реализовать эту инициативу?”, – сказал один из собеседников “Интерфакса”. “Все жаловались, но позиция Минпромторга: все понимаем, но нам нужно предложить меры. В итоге все ушли думать”, – добавил другой.

Представителям компаний было предложено подготовить идеи по “справедливым и наименее болезненным” способам изъятия.

Следующее совещание состоится во вторник, 14 августа, уточнил один из собеседников “Интерфакса”. Его может провести министр Денис Мантуров.

Собственники компаний-участников списка А.Белоусова рассчитывают и на личные встречи на самом высшем уровне для обсуждения ситуации, сказал один из собеседников агентства.

Совещание проходило достаточно эмоционально, но последовавшие в 12:30 мск разъяснения пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова несколько сгладили накал, сообщил один из источников. Д.Песков пояснил, что решения по увеличению налоговой нагрузки пока не приняты, президент согласился только с поручением проработать этот вопрос.

Сейчас компании готовят письма с доводами и аргументами против изъятия сверхприбылей, прося воздержаться от этой идеи.

Один из источников, знакомых с подобными обращениями, привел пример аргументов металлургов. По их мнению, усреднение показателей EBITDA металлургов со средневзвешенной рентабельностью по EBITDA нефтегазового сектора (22%) лишит компании мотивации к улучшению деятельности, обернется снижением инвестпрограмм и сокращением средств на модернизацию. Сопоставление структуры доходов и налогов черной металлургии и нефтедобывающих компаний некорректно, считают металлурги. Платежи в бюджет нефтяников значительны, так как они эксплуатируют месторождения, которые являются общенациональным достоянием, при этом роль добавленной стоимости в их бизнесе невелика. В черной металлургии, наоборот, добавленная стоимость формирует основную часть доходов, она обеспечивается ростом производительности труда в результате модернизации производства и использования новых технологий, обеспечивающих снижение издержек.

Также на совещании было объявлено о возможном расширении списка компаний металлургической, горнодобывающей, химической и нефтехимической отраслей, в отношении которых возможны дополнительные налоговые изъятия. Сейчас этот список примерный и включает 14 компаний, среди них НЛМК, “Северсталь”, “Магнитогорский металлургический комбинат”, “Мечел”, “Металлоинвест”, Evraz, “Норильский никель”, “СУЭК”, АК “АЛРОСА”, “Полюс”, “ФосАгро”, “Уралкалий”, “Акрон”, “СИБУР”. Не попали в этот перечень, в том числе, представители медной отрасли (УГМК, РМК), трубные компании, крупные золотодобытчики, кроме “Полюса”, некоторые производители удобрений и находящийся под санкциями США “РусАл”.

Сам А.Белоусов в интервью “Ведомостям” пояснил, что его идея в том, чтобы “создать механизм, позволяющий изымать у сырьевых экспортеров часть дополнительных доходов, которые они получают от ослабления рубля – то есть изменения не зависящих от них макроэкономических факторов – и роста мировых цен на их продукцию”. Он отметил, что у нефтяников сверхдоходы изымаются через формулы экспортной пошлины и НДПИ, привязанные к мировым ценам на нефть, но у металлургов и химиков такой взаимосвязи нет. Механизм нужен не из-за нехватки денег на выполнение майского указа президента, а для выравнивания налоговой нагрузки после принятия решения о налоговом маневре для нефтяной отрасли и повышения НДС, пояснил помощник президента.

Читайте также:
Россиян просят платить налоги раньше

Путин обсудил с правительством коронавирус, индексацию пенсий и газификацию

“Омикрон”: новая волна

У России есть две недели для подготовки к подъему заболеваемости COVID-19 из-за нового штамма, заявил Владимир Путин. Он отметил, что новогодние праздники, очевидно, скажутся на эпидемической ситуации в стране. “Мы видим, что происходит в мире, как я уже сказал вначале, это говорит о том, что у нас есть хотя бы пара недель для того, чтобы подготовиться (к новым вспышкам заболевания. – Прим. “РГ”.). Есть совершенно очевидные вещи, с которыми ничего не поделаешь, – это общение людей, поездки в этот каникулярный период за границу, в том числе и в страны со сложной эпидобстановкой, поэтому нужно быть к этому готовыми”, – сказал он.

Президент подчеркнул, что ситуация очень сложная и тема борьбы с ковидом продолжает оставаться актуальной, причем не только в РФ, но и по всему миру. “Мы видим, что сейчас происходит в Соединенных Штатах Америки – свыше миллиона заболевших, миллион триста уже, по-моему. В некоторых европейских странах примерно то же самое происходит с новым штаммом “омикрон”, – рассказал он. Поэтому к возможному всплеску “омикрона” в России необходима готовность больничной сети и промышленности, а также наращивание тестирования и вакцинирования, поручил Путин. Президент еще раз заявил, что “Спутник V” справляется с коронавирусом эффективнее других мировых вакцин. “Во всяком случае, нейтрализация вируса очевидна”, – сказал он. Путин попросил премьер-министра Михаила Мишустина проработать вопрос прививочной кампании с регионами в самое ближайшее время.

Глава государства также поручил правительству активизировать работу по углубленной диспансеризации граждан, переболевших коронавирусом. Он напомнил, что в прошлом году планировалась диспансеризация 9,5 млн человек, в итоге ее прошли менее 2 млн. “Поэтому нужно не то что вернуться, а заняться этим поактивнее”, – сказал он. Вице-премьер правительства Татьяна Голикова подтвердила, что новый подъем заболеваемости ковидом из-за штамма “омикрон” в России неизбежен. На сегодняшний день в стране выявлено порядка 698 случаев заражения штаммом “омикрон”, большинство из них приходится на Московский регион, сообщила Голикова.

По словам вице-премьера, столица первой столкнется с ростом заболеваемости ковидом из-за нового штамма. “Поэтому мы предполагаем, что при такой контагиозности показатели заболеваемости и выявляемости новой коронавирусной инфекции могут быть кратно превышены”, – сказала она. Новые меры по борьбе с “омикроном”, которые потребуются в случае неблагоприятного развития ситуации с новым штаммом, будут подготовлены правительством РФ до конца недели, сообщила Голикова. “Мы отрабатываем дополнительные мероприятия реагирования, срочного реагирования, в том числе финансового обеспечения того, что, возможно, если неблагоприятный сценарий подтвердится, нам необходимо будет реализовывать”, – сказала она.

Пенсии – выше инфляции

Индексация пенсий стала еще одной темой, которая обсуждалась на совещании. Президент отметил, что этот вопрос социального характера касается миллионов граждан России. “Предлагаю проиндексировать пенсии чуть выше инфляции – сейчас она смотрится как 8,4 процента – на 8,6 процента, с небольшим зазором, потому что окончательных цифр по инфляции пока нет. Прошу правительство в самое ближайшее время провести необходимые процедуры и принять решение”, – сказал он.

Путин подчеркнул, что принятые ранее решения не позволят покрыть людям расходы, которые связаны с повышенной инфляцией прошлого года.

За газификацию ответят губернаторы

Качество жизни миллионов россиян зависит от реализации программы газификации, заявил Владимир Путин. “Я прошу и правительство, и “Единую Россию”, и вообще общественные организации в целом подключиться самым активным образом”, – сказал он.

Уровень газификации в России по итогам 2021 года достиг 72 процентов, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак. Он также напомнил, что распоряжением президента поставлена задача поэтапного завершения газификации к 2030 году. Для достижения этой цели правительство утвердило “дорожную карту” по внедрению социально-ориентированной газификации и газоснабжения субъектов РФ. “Целевым показателем является доведение уровня газификации к 2030 году до 83 процентов”, – добавил Новак. Он также сообщил, что правительство поручило ФАС не допустить рост цен на газовое оборудование. “Нами выявляются случаи роста стоимости газоиспользующего оборудования. Это происходит на фоне увеличения количества заявок в четыре раза, что вызвало рост спроса на оборудование”, – отметил он. Новак подчеркнул, что правительство внимательно следит за ситуацией с ценами в этой сфере.

В свою очередь секретарь генсовета партии “Единая Россия”, первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак обратился к Владимиру Путину с просьбой поддержать предложение о том, чтобы губернаторы возглавили штабы по газификации. “Вчера на федеральном штабе по газификации мы пришли к единому мнению, что региональные штабы по газификации должны возглавить главы субъектов. На сегодняшний день только три главы субъекта возглавляют региональные штабы, просили бы вас поддержать это предложение”, – сказал он, обращаясь к президенту.

Еще одно предложение Турчака, прозвучавшее на совещании, – сделать бесплатным газ для Вечных огней. “Порядок работы Вечных огней четко не определен. В результате это уже несколько раз приводило к случаям, когда за долги или задержки в оплате со стороны местных властей такие огни были потушены. В ручном режиме мы эти вопросы оперативно решали. Однако очевидно, что требуется системное решение. Предлагаем на нормативно-правовом уровне установить нулевой размер платы за газ, поставляемый для обеспечения непрерывного функционирования Вечных огней”, – пояснил он. “Предложения, которые сформулированы, безусловно, будут поддержаны”, – отреагировал Путин.

Законы для граждан и бизнеса

Руководитель аппарата кабмина Дмитрий Григоренко отметил, что в прошлом году глава государства подписал 505 принятых Госдумой федеральных законов, из которых 289 (57 процентов) приняты по инициативе правительства. “Все инициативы правительства РФ по законопроектной деятельности базируются на реальных запросах граждан и бизнеса и на базе той информации, которую мы собирали”, – добавил он. Григоренко напомнил, что среди ключевых принятых законов – повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) чуть более чем на тысячу рублей – с 12 792 рублей до 13 890. Также был принят важный закон, направленный на решение вопросов защиты прав застрахованных лиц в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений из одного государственного пенсионного фонда в другой.

Читайте также:
Минфин рассказал, когда дебиторка становится безнадежной

Владимир Путин в свою очередь заявил, что необходимо отладить работу по применению новых законов таким образом, чтобы они положительно сказались на экономике страны и жизни людей. “Законы нужные и своевременные. Но закон законом, а нужно наладить правоприменительную практику так, чтобы все это работало в жизни и давало ту отдачу, которую мы от этого ожидаем для страны, для экономики, для наших людей”, – сказал он.

Полеты по стране идут без сбоев

Пассажиропоток авиакомпаний РФ в 2021 году составил 112 млн человек, доложил президенту глава Минтранса России Виталий Савельев. Таким образом, относительно 2020 года, когда российские авиакомпании перевезли 69,2 млн человек, прошлогодний пассажиропоток вырос на 62 процента, в сравнении с показателем докоронавирусного 2019 года (128 млн человек) он упал почти на 13 процентов.

Внутренние перевозки, по словам министра, в 2021 году достигли 89 млн пассажиров, что на 59 процентов больше, чем в 2020-м, и на 22 процента – чем в 2019-м. Роста показателя удалось достичь благодаря системе субсидирования перевозок, отметил Савельев. Всего в прошлом году из бюджета было выделено 21,9 млрд руб., 63 процента этой суммы – на поддержку перелетов на Дальний Восток. В 2022 году объем субсидирования авиаперевозок в России составит 27,5 млрд рублей. Это позволит перевезти около 5 млн пассажиров. “В 2022 году для обеспечения доступности авиаперевозок реализуется три программы государственной поддержки: это повышение доступности авиаперевозок граждан, развитие региональных перевозок и субсидирование авиакомпании “Аврора”, – пояснил Савельев. “Надеюсь, все будет работать без сбоев, своевременно”, – отреагировал на доклад Владимир Путин.

ЧП на “Листвяжной” – решить проблемы людей

Владимир Путин потребовал неформально и индивидуально подходить к решению проблем пострадавших и родственников погибших на шахте “Листвяжная” в Кузбассе. Так президент отреагировал на доклад губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева о том, как оказывается поддержка людям после ЧП на “Листвяжной”. “Работа, безусловно, должна быть исключительно индивидуальной, потому что в жизни очень много вопросов, сложностей, мы не думаем о них, когда не сталкиваемся с проблемами подобного рода, а потом оказывается, что решить эти вопросы можно только в тесном контакте с теми людьми, от которых зависит принятие тех или иных решений и которые должны подходить к решению этих вопросов неформально”, – обратил внимание Путин. Он подчеркнул, что в случае если что-то будет нужно от правительства, от президента, необходимо незамедлительно обращаться. “Новый год – это светлый праздник, связанный с надеждами на лучшее будущее, впереди у нас еще и Новый год по старому стилю, но у кого-то праздник, а у кого-то беда и трагедия. Конечно, нужно сделать все, чтобы людей поддержать в этот сложный для них период времени”, – отметил президент.

Сколько денег понадобится на индексацию пенсий выше инфляции

Индексация страховых пенсий в 2022 году была предусмотрена на уровне 5,9%. В бюджете Пенсионного фонда на это предусмотрено 377 млрд рублей, отметили в минфине. С учетом поручения президента проиндексировать пенсии выше инфляции (то есть на 8,6%, при этом инфляцию за 2021 год Росстат оценил в 8,4%, это рекорд с 2015 года) дополнительно в 2022 году потребуется еще 172,7 млрд рублей, добавили в ведомстве. Таким образом, общий объем расходов на индексацию страховой пенсии в нынешнем году составит 549,7 млрд рублей.

С учетом этой индексации средний размер страховой пенсии неработающего пенсионера по старости составит в 2022 году 18 984 рубля, заявил глава минтруда Антон Котяков. По словам председателя Союза пенсионеров России Валерия Рязанского, эти деньги пойдут на ежедневные расходы (на оплату ЖКХ, продукты, лекарства) и быстро вернутся в экономику. “Таким образом, государство выполняет не только социальную, но и экономическую задачу, повышая покупательную способность более 30 млн пенсионеров”, – подчеркнул Рязанский.

Решение по дополнительной индексации страховых пенсий вместе с другими мерами соцподдержки поможет нивелировать влияние роста цен на благосостояние людей, уверены в минэкономразвития.

Как отмечает главный экономист рейтингового агентства “Эксперт РА” Антон Табах, любая выплата или доплата разгоняет инфляцию. “Но в данном случае речь идет о поддержании доходов незащищенных слоев населения, поэтому этот аргумент тут неуместен”, – уточняет эксперт.

По словам директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, поручение об индексации пенсий выше уровня инфляции связано с высокими темпами роста цен. Эксперт отметил, что в прогнозе бюджета закладывался более низкий уровень инфляции, однако по итогам года стало очевидно, что она превысит 8%. “Индексация пенсий позитивно отразится на возможности граждан компенсировать увеличение расходов. У государства есть для этого необходимые финансовые ресурсы”, – отметил Широв.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: