Должностная инструкция социального работника и его обязанности по профстандарту

Должностная инструкция социального работника

Понять, какие функции будет выполнять социальный работник, ему поможет должностная инструкция. В государственных учреждениях этот документ является обязательным, и сотрудник должен быть с ним ознакомлен под роспись. О функциях должностной инструкции социального работника и принципах ее составления расскажем в публикации.

Образец должностной инструкции социального работника

1. Общие положения

  1. На должность социального работника в учреждении принимают лицо с начальным профобразованием без опыта работы либо со средним полным и опытом работы в данной сфере не менее 3 лет.
  2. Работник не должен иметь судимость, а также обязан проходить медицинские осмотры в установленном законодательством порядке.
  3. Сотрудника принимает на должность и освобождает с нее ____________________ соответствующими приказами.
  4. Работник, принятый на данную должность, подчиняется непосредственно ____________.
  5. Соцработник при выполнении своих трудовых задач руководствуется:
    • актуальным законодательством РФ в области здоровья и соцобслуживания населения;
    • Уставом учреждения;
    • данным документом.
  6. Соцработник должен иметь такие знания:
    • нормативной документации по организации социально-бытового обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому;
    • основ соцполитики, права и госустройства, актуального трудового и семейного законодательства;
    • принципов ведения домашнего хозяйства;
    • санитарных норм по уходу за инвалидами и пожилыми людьми;
    • основ психологии лиц старшего возраста;
    • правил оказания первой доврачебной помощи;
    • правил и требований охраны труда;
    • норм противопожарной защиты.
  7. Сотрудник, принятый на данную должность, должен также обладать высокими моральными качествами, тактичностью, исполнительностью, чувством ответственности.
  8. При отсутствии данного сотрудника на рабочем месте (из-за отпуска или болезни) его трудовые задачи берет на себя другой работник, назначенный руководством. Он приобретает права соцработника и несет аналогичную ответственность.

2. Должностные обязанности

Соцработник выполняет следующие должностные функции:

  1. Выявляет нетрудоспособных одиноких граждан, которые проживают на закрепленной территории, нуждающихся в социальной помощи, испытывающих трудности, и оказывает им вовремя помощь.
  2. Осуществляет соцмедобслуживание нетрудоспособных пожилых граждан и инвалидов, проживающих на закрепленной за ним территории, как указано в графике посещений или при необходимости.
  3. Приносит на дом продукты питания, товары первой необходимости, горячие обеды.
  4. Помогает в приготовлении пищи одиноким пожилым людям и инвалидам.
  5. Кормит своих ослабленных подопечных.
  6. Поддерживает соответствующие гигиеническим требованиям условия проживания: смена белья, помощь в помывке, вынос мусора, уборка.
  7. Оказывает санитарно-гигиеническую помощь своим подопечным.
  8. Помогает получить необходимую медицинскую помощь пожилым людям и инвалидам на закрепленной территории, сопровождает нуждающихся к врачу.
  9. Помогает получить путевки для санаторно-курортного лечения, протезы и другие средства реабилитации.
  10. Помогает протапливать печь при необходимости, доставлять воду, содействовать в получении топлива для жителей частных домов.
  11. Помогает проводить ремонт в жилых помещениях нуждающимся в этом инвалидам и пожилым гражданам, убирать урожай, обрабатывать приусадебные участки.
  12. Оказывает моральную поддержку, помогает в обеспечении своих подопечных книгами, журналами и т.д.
  13. Сдает вещи в прачечные, химчистки, оплачивает коммунальные услуги для своих подопечных.

3. Права

Соцработник имеет право:

  1. Представлять интересы получателей социальных услуг (его подопечных граждан) в различных учреждениях по поручению руководства.
  2. Требовать от получателей соцуслуг данные и документы, нужные для работы по соцобслуживанию, согласно актуальному законодательству.
  3. Предлагать руководству методы по улучшению работы своего подразделения в области соцобслуживания.
  4. Знакомиться с бумагами, определяющими его права и обязанности по занимаемой позиции в учреждении, а также на организационно-технические условия, требуемые для выполнения своих трудовых задач.
  5. Повышать свою квалификацию и проходить обучение.
  6. Иметь доступ к материалам своего личного дела, оценкам своей работы и иной документации до внесения ее в личное дело.
  7. На гарантии, установленные трудовым законодательством РФ.

4. Ответственность

Сотрудник, принятый на должность соцработника, несет такую ответственность:

  1. За некачественное выполнение или невыполнение своих функций, прописанных в настоящем документе, — в рамках положений актуального трудового законодательства РФ.
  2. За нанесение материального урона — в рамках положений актуального гражданского и трудового законодательства РФ.
  3. За правонарушения, которые были совершены в процессе работы, — в рамках положений актуального административного, гражданского и уголовного законодательства РФ.

Общая информация

Служба соцзащиты населения относится к государственным учреждениям, поэтому должностная инструкция должна использоваться обязательно, при этом нельзя допускать переименования должности. Для разработки инструкции необходимо использовать профстандарт «Социальный работник», который был утвержден приказом Минтруда от 18 ноября 2013 г. №677н.

Важно! Существует также должность специалиста по социальной работе. Она отличается от должности социального работника. Первый работает со всеми группами населения, а второй — только с одинокими пожилыми людьми и инвалидами. Специалист по социальной работе стоит выше в структуре учреждения, для выполнения его должностных обязанностей необходима более высокая квалификация. Не нужно путать эти должности.

Читайте также:
Мошенничество: ст. 159 УК РФ за особо крупный размер

Документ составляют по структуре, сложившейся за годы практики его использования. Бумага должна содержать основные разделы и дополнительные, которые работодатель может включать в текст по своему желанию или такой необходимости. К основным относят: «Общие положения», «Должностные обязанности», «Права работника», «Ответственность». Второстепенные разделы — это такие, как: «Условия работы», «Оценка работы», «Взаимосвязи в организации».

Базовые разделы должностной инструкции

Рассмотрим, что необходимо указывать в основных разделах документа.

Общие положения

В этом разделе отмечают, какие требования предъявляются к социальному работнику: образование, стаж, какими знаниями и навыками он должен обладать. Также указывают, какими нормами будет руководствоваться сотрудник при выполнении своей работы.

Соцработник должен обладать определенными чертами характера: коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, честностью, отзывчивостью, ведь он работает с пожилыми людьми и инвалидами, имеет дело с их деньгами. Также сотрудник должен обладать крепким здоровьем и физической выносливостью. Это тоже можно отметить в данном разделе.

Должностные обязанности

Здесь перечисляют должностные функции социального работника. Их надо указать в полном объеме и как можно конкретнее. У работника не должно остаться вопросов о своих обязанностях после прочтения должностной инструкции.

Указанные обязанности не должны противоречить знаниям и навыкам, обозначенным в первом разделе документа.

Права

Для выполнения своих задач работник наделен определенным набором прав. Для указанной должности это будут стандартные права на получение необходимой документации и информации, на вынесение предложений руководству по улучшению работы отдела, на гарантии от государства, на помощь руководства и других работников в выполнении своей работы. Также у соцработника есть особые права, например, привлекать медицинских специалистов для оказания помощи инвалидам и престарелым гражданам, живущим на прикрепленной к нему территории.

Ответственность

Здесь указывают виды ответственности, которые могут быть применены к работникам. Для соцработника этот пункт будет содержать лишь типы проступков и виды ответственности за них. Каждое конкретное преступление будет разбираться индивидуально, поэтому не имеет смысла перечислять здесь все возможные проступки работников.

Как оформить документ

Окончательно оформленная должностная инструкция должна выглядеть следующим образом:

  1. Наименование учреждения, в которое принимают социального работника, и его реквизиты.
  2. Гриф «Утверждаю» для руководителя учреждения. Он должен поставить здесь свою подпись для утверждения документа.
  3. Наименование документа.
  4. Текст должностной инструкции с пронумерованными положениями. Разделы должны быть также пронумерованы.
  5. Подписи непосредственного руководителя работника и самого работника. Кроме того, если в учреждении так положено, то расписываются также те сотрудники, которые принимали участие в разработке и утверждении документа: юристы, кадровые работники.

Для социальных работников разных разрядов документы не будут сильно отличаться. Изменяются лишь квалификационные требования. Если работнику повышают разряд, то он подписывает новую инструкцию.

Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.

Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».
  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”. Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.

Профессиональный стандарт социального работника

Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).

В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.

Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:

– среднее профессиональное образование – программы подготовки рабочих и служащих (профессиональное обучение)

– среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;

Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.

Читайте также:
Образец приказа о стажировке вновь принятого работника

Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:

  • отсутствие профильного образования у работников

До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.

  • разобщенные требования к образованию и опыту работы при трудоустройстве

Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.

  • сложности у работодателей в проведении аттестации сотрудников

Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.

Функции и обязанности социального работника

Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:

Социально-бытовые и социально-медицинские услуги

Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.

Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов). Еще одна функция – содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.

Специфика деятельности социального работника

Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.

Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.

Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.

Аттестация социальных работников

Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи .

Какое обучение необходимо для работы

Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.

Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник». Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом. Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.

Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.

Должностная инструкция социального работника

I. Общие положения

1. На должность социального работника назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

среднее общее образование и профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих

среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте.

2. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

3. Дополнительные требования:

— прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи;

— отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

Читайте также:
Профстандарт лаборанта химического анализа: нормативные документ, ЕТКС, особенности для физика, химика, фельдшера

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Назначение на должность социального работника, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

5. Социальный работник должен знать:

5.1. Порядок предоставления социальных услуг

5.2. Виды социальных услуг

5.3. Требования к безопасности труда социального работника

5.4. Элементарные правила приготовления пищи

5.5. Организация и принципы ведения домашнего хозяйства

5.6. Правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях

5.7. Основы личной гигиены

5.8. Особенности взаимодействия с пожилыми людьми и инвалидами

5.9. Основы этики в социальной работе

5.10. Правила оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

5.11. Правила измерения температуры тела, артериального давления, проведения антропометрических измерений (рост, вес)

5.12. Правила оказания первой помощи до оказания медицинской помощи

5.13. Основы организации здорового образа жизни, профилактики факторов риска заболеваний

5.14. Основы возрастной и специальной психологии

5.15. Правила общего ухода за получателями социальных услуг, за гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами

5.16. Методики обучения навыкам самообслуживания граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов

5.17. Основы организации процесса эффективного взаимодействия

5.18. Требования к оформлению документов на получение социальных услуг

5.19. Основные направления деятельности службы занятости населения

5.20. Базовые знания об основных технических средствах реабилитации для лиц с ограничениями жизнедеятельности различного происхождения

5.21. Основные социально-реабилитационные мероприятия в сфере социального обслуживания, необходимые для повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов

6. Социальный работник подчиняется непосредственно ________________________.

7. На время отсутствия социального работника (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

В обязанности социального работника входит:

1. Предоставление социально-бытовых услуг получателям социальных услуг:

— Покупка и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, средств ухода, книг, газет, журналов за счет средств получателя социальных услуг

— Помощь в приготовлении и приеме пищи (кормление)

— Оплата социальных услуг, жилищно-коммунальных услуг и услуг связи за счет средств получателя социальных услуг

— Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка за счет средств получателя социальных услуг

— Покупка топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения) за счет средств получателя социальных услуг

— Организация помощи в проведении ремонта жилых помещений

— Уборка жилых помещений

— Предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять уход за собой

— Отправка почтовой корреспонденции за счет средств получателя социальных услуг

— Обеспечение кратковременного присмотра за детьми

— Предоставление социальных услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации

2. Предоставление социально-медицинских услуг получателям социальных услуг:

— Выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, проведение антропометрических измерений, контроль приема лекарственных препаратов)

— Содействие в оказании получателю социальных услуг медицинской помощи (сопровождение в медицинские организации по направлению, взаимодействие с лечащим врачом, доставка анализов по направлению)

— Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи

— Оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий

— Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни

— Предоставление социально-медицинских услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации

3. Предоставление социально-психологических услуг получателям социальных услуг:

— Проведение бесед, направленных на формирование у получателей социальных услуг позитивного эмоциального состояния, поддержания активного образа жизни

— Содействие в получении психологической помощи (организация консультации у психолога по просьбе получателя социальных услуг)

— Предоставление социально-психологических услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации

4. Предоставление социально-педагогических услуг получателям социальных услуг:

— Обучение членов семьи получателя социальных услуг практическим навыкам общего ухода за получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами

— Организация помощи в обучении навыкам самообслуживания получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности

— Помощь родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания и общения, направленным на развитие личности

— Содействие в организации досуговой деятельности в рамках индивидуальной программы предоставления социальных услуг

Читайте также:
Должностная инструкция технического специалиста: образец, обязанности инженера

— Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) получателей социальных услуг

— Предоставление социально-педагогических услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации

5. Предоставление социально-правовых услуг получателям социальных услуг:

— Информирование получателей социальных услуг об оказываемых организацией социального обслуживания социальных услугах, в том числе предоставляемых на платной основе

— Помощь в оформлении документов для получения получателями социальных услуг: пенсии, пособий, компенсаций, социальных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации

— Помощь в подготовке документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, а также в подаче документов, в том числе с помощью, информационных технологий и информационно-телекоммуникационной сети Интернет

— Содействие в обеспечении безопасности получателей социальных услуг, вызов полиции, разъяснение получателям социальных услуг основных правил обеспечения безопасности жизнедеятельности

— Помощь в подготовке и подаче обращений, заявлений и жалоб, в том числе с помощью электронных средств связи, на действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления в случае нарушения законных прав получателей социальных услуг

— Оказание помощи в получении юридических услуг

— Предоставление социально-правовых услуг определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации

6. Предоставление социально-трудовых услуг получателям социальных услуг:

— Информирование получателей социальных услуг о возможностях, которые могут быть им представлены организациями социального обслуживания и (или) службой занятости населения, по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам

— Посредничество при обращении в службу занятости или организацию социального обслуживания по вопросам использования трудовых возможностей получателя социальных услуг и обучению его доступным профессиональным навыкам

— Посредничество при обращении в службу занятости или организацию социального обслуживания по вопросам использования трудовых возможностей получателя социальных услуг и обучению его доступным профессиональным навыкам

— Предоставление социально-трудовых услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации

7. Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

— Оказание содействия инвалидам (детям-инвалидам) в использовании средств ухода и технических средств реабилитации, в том числе повышающих их коммуникативные возможности

— Содействие в проведении социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания

— Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, определенные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации

8. Предоставление срочных социальных услуг получателям социальных услуг:

— Обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов питания получателей социальных услуг, нуждающихся в срочной социальной помощи

— Обеспечение предметами первой необходимости получателей социальных услуг, нуждающихся в срочной социальной помощи

— Предоставление срочных социальных услуг, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации

III. Права

Социальный работник имеет право:

1. Представлять интересы получателей социальных услуг (его подопечных граждан) в различных учреждениях.

2. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

3. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

6. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

7. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями

IV. Ответственность

Социальный работник несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Социальный работник» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020г. №354н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Обязанности социального работника

Должностные обязанности социального работника заключаются в работе с незащищенными слоями населения:

  • оказание помощи в быту;
  • морально-психологическая и правовая поддержка.

Соцработник и его обязанности

Третий раздел сборника профессиональных стандартов содержит описание того, кто такой социальный работник и чем он занимается в различных учреждениях, перечень должностей и профессий.

Читайте также:
Увольнение за несоответствие занимаемой должности: как уволить и можно ли, статья, порядок

Специалисты данного профиля востребованы в государстве и заняты в центрах поддержки и обслуживания населения, в обществах инвалидов и их предприятиях, в реабилитационных учреждениях. Приведенный перечень профессий с социальной специализацией поможет понять, кто такие соцработники и чем занимаются:

  • психолог, юрист;
  • геронтолог и валеолог (специалисты по работе с пожилыми людьми и здоровому образу жизни);
  • специалист по работе с инвалидами, пенсионерами, неблагополучными семьями, беженцами, мигрантами;
  • работник на селе в воинской среде, в силовых структурах;
  • организатор работы в экстремальных ситуациях.

Важно. Полный перечень платных и бесплатных услуг соцработника, условия предоставления, размер оплаты фиксируются в договоре о предоставлении услуг. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов, утверждаемых региональными органами исполнительной власти.

Один из 15 утвержденных, стандарт 03.002 — его название «Социальный работник». Цель этого вида деятельности и сферы занятости работников по ОКВЭД следующие.

Данная штатная позиция — нижняя ступень в профессионально-квалификационной линейке этой категории сотрудников. В ЕКСД аналога нет. При подготовке ДИ рекомендуется использовать профстандарт 03.002 — он детально описывает, что делает социальный работник, подготовлен и утвержден в 2020 году и соответствует современным требованиям.

Важно. Работодатели самостоятельно определяют название должностей в штатном расписании и перечень обязанностей, которые они делегируют. Использовать профстандарты они не обязаны. Правило не распространяется на ситуации, отдельно оговоренные в ФЗ РФ и отраслевых НПА (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в обязанности классного руководителя. Используйте эти инструкции бесплатно.

Трудовые функции сотрудника

ДИ на основе профессионального стандарта имеет обычные разделы. В соответствии с методикой описания функционала, принятого в стандартах, обязанности социального работника по уходу за престарелыми на дому или за людьми с ВОЗ описываются через трудовые действия. Последние конкретизируют обобщенные и укрупненные трудовые функции.

В рассматриваемом случае деятельность социального работника заключается в выполнении одной обобщенной функции (в таблице слева), которая детализируется через 8 трудовых (перечисление справа).

Требования к образованию, обучению и опыту практической работы, необходимые для выполнения обязанностей соцработника по уходу за пенсионерами и людьми с ВОЗ, на этом профессиональном уровне минимальны.

В ДИ для описания обязанностей выделено две части раздела.

Права и ответственность

Для выполнения своих трудовых функций сотрудник социальной службы наделяется правами и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Разделы являются важной частью должностной инструкции социального работника 2021 г. и имеют следующее содержание.

Сотрудник имеет право:

4.1. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.

4.2. Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.3. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

Сотрудник несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей ДИ, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений в ДИ осуществляется в следующих случаях:

  • при изменении прав и обязанностей;
  • при возложении на работника наряду с его основными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);
  • при реорганизации юридического лица;
  • при изменении штатного расписания (сокращении штатов, введении новой штатной единицы);
  • при изменении наименования организации (или внесении иных изменений в учредительные документы) или структурного подразделения и т.д.

6.2. Внесение изменений и дополнений в действующую ДИ производится в том же порядке, в котором принимается документ.

6.3. ДИ вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее на новую.

Инструкция

Специалист по социальной работе

Образец инструкции специалиста по социальной работе

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Специалист по социальной работе

1. Общие положения

1.1. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.

1.2. Специалист по социальной работе должен знать:

1) нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;

2) национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

3) основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

4) цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;

Читайте также:
Надбавка за разъездной характер работы: оплата и налогообложение, особенности для водителей

5) типы и характеристики граждан – получателей социальных услуг;

6) типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);

7) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

8) социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;

9) виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;

10) теорию и технологию социальной работы и условия их применения;

11) основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;

12) методы диагностики трудной жизненной ситуации;

13) особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;

14) основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;

15) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

16) требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;

17) российский и зарубежный опыт практической социальной работы;

18) основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;

19) основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

20) основные типы проблем, возникающих у граждан – получателей социальных услуг;

21) основные формы и виды социального обслуживания;

22) способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;

23) инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;

24) состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;

25) регламенты ведения документации;

26) систему социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;

27) цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;

28) цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан – получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;

29) регламент межведомственного взаимодействия;

30) сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);

31) методы и технологию самоактуализации граждан – получателей социальных услуг;

32) основы валеологии, социальной медицины;

33) экономические основы социальной работы;

34) правовые основы социальной работы;

35) психологические и социально-педагогические основы социальной работы;

36) психологию личности;

37) возрастную психологию;

38) функции и технологию деятельности службы занятости населения;

39) особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;

40) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

41) Правила внутреннего трудового распорядка;

42) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

43) ……… (другие требования к необходимым знаниям)

1.3. Специалист по социальной работе должен уметь:

1) проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;

2) осуществлять социальное консультирование;

3) анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;

4) фиксировать полученную от гражданина информацию;

5) хранить и обрабатывать персональные данные;

6) обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;

7) вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;

8) устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;

9) обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;

10) обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

11) проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;

12) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;

13) работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;

14) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

15) прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;

16) конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;

17) обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;

18) применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;

19) взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;

20) учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;

Читайте также:
Материально ответственное лицо: перечень должностей, кто это может быть, обязанности, образец приказа о назначении

21) соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;

22) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

23) выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);

24) оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное), или оказание мер социальной поддержки;

25) выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

26) направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;

27) использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;

28) выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;

29) обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;

30) обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);

31) обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

32) обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;

33) мотивировать граждан – получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;

34) реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

35) составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

36) организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;

37) использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;

38) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

39) быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;

40) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Специалист по социальной работе в своей деятельности

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.5. Специалист по социальной работе подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения:

1) выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения;

3) организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию первичного приема граждан;

2) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки;

3) выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;

4) осуществляет сбор и обработку дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки;

5) проводит диагностику трудной жизненной ситуации гражданина, устанавливает ее причины и характер;

6) выявляет и оценивает индивидуальную потребность гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки;

7) консультирует граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки;

8) консультирует граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки;

9) ведет учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки;

10) выявляет обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения;

Читайте также:
Пособия на детей в 2021 году: кому положены и какие виды бывают

11) ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели;

2) согласовывает с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки;

3) выявляет потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией;

4) осуществляет разработку и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

5) планирует действия по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину;

6) определяет необходимый объем услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

7) устанавливает сроки и периодичность предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

8) обеспечивает комплексное взаимодействие с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки;

2) организовывает оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки;

3) обеспечивает посредничество между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем;

4) осуществляет организацию межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;

5) консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки;

6) выявляет и оценивает личностные ресурсы граждан – получателей социальных услуг и ресурсы их социального окружения;

7) содействует активизации потенциала и собственных возможностей граждан – получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи;

8) содействует мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения;

9) организовывает работу по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества;

10) организовывает профилактическую работу по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе

соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и

доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности

специалиста по социальной работе.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по социальной работе имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по социальной работе привлекается к ответственности:

– за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;

– за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

– за причинение ущерба организации – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта “Специалист по социальной работе”, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

Читайте также:
Заполненный дневник по производственной практике: готовый пример, образец

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Обязанности и должностная инструкция социального работника

Должностные обязанности социального работника:

  • закупка продовольственных и промышленных товаров;
  • приготовление еды;
  • уборка помещений;
  • получение и отправка корреспонденции;
  • оказание психологической помощи.

При выполнении функций сотрудник руководствуется инструкцией, утвержденной работодателем.

  • Как заполнить декларацию госслужащих за 2021 год
  • Как составить заявление на материальную помощь к отпуску
  • Пособие по безработице в 2022 году: размер и порядок оформления выплаты
  • Убыток в декларации по налогу на прибыль
  • Каким будет прожиточный минимум в 2022 году

Что это за специалист и что он делает

Для начала дадим определение: соцработник — это сотрудник приюта, дома престарелых, колонии, центра соцобслуживания населения, комитета соцзащиты, службы психологической помощи, который:

  • отслеживает и выявляет круг нуждающихся в помощи лиц;
  • старается улучшить материально-бытовые условия их жизни;
  • пытается обеспечить социально-правовую защиту.

Помимо бесед и консультаций, работники учреждений социальной сферы регулярно выезжают на места нахождения своих подопечных, наблюдают за их жизнью и бытовыми условиями. Их работа с пожилыми людьми предусматривает не только покупку продуктов питания, медикаментов и товаров повседневного спроса, но и оформление различных льгот, помощь в организации ремонта помещений, оплату различных услуг.

В работе специалист руководствуется ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», иными нормативными актами, должностной инструкцией. Но подробнее разобраться, кто это и чем занимается социальный работник, поможет профессиональный стандарт, утвержденный Минтрудом.

Профессиональный стандарт для работника

Для этой должности профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда от 18.06.2020 № 354н. В него включено сразу 8 трудовых функций, где подробно перечислено, что делает социальный работник, каким требованиям он соответствует, какими навыками, знаниями и умениями обладает.

Согласно профстандарту, для замещения должности гражданину необходимо удовлетворять одновременно четырем условиям:

  • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
  • наличие среднего профессионального образования либо среднего общего образования при условии прохождения стажировки на рабочем месте;
  • прохождение курсов по оказанию первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимости за преступления против личности и половой неприкосновенности.

Если перечислять, чем занимается специалист по социальной работе с учетом профессионального стандарта, то его обязанности отличаются в зависимости от трудовой функции. Возьмем для примера предоставление социально-бытовых услуг, где прописаны, в том числе, обязанности социального работника по уходу за престарелыми на дому в 2021 г. К ним относятся:

  • покупка и доставка продовольствия и товаров первой необходимости, лекарств, печатных изданий, топлива, воды;
  • приготовление пищи и кормление пожилого человека, помощь в гигиенических процедурах, если человек не в состоянии самостоятельно за собой ухаживать;
  • уборка жилого помещения;
  • сдача вещей в химчистку, ремонтное ателье или прачечную (оплачивает ремонт или стирку владелец вещей);
  • оплата услуг ЖКХ и связи;
  • отправка корреспонденции.

Еще один пример, какие обязанности у соцработника, но уже при оказании социально-трудовых услуг. Для осуществления такой трудовой функции специалисту необходимо:

  • информировать и консультировать граждан о том, как использовать имеющиеся трудовые возможности, какие есть возможности обучиться новым профессиональным навыкам;
  • помогать при обращении в службу занятости или организацию социального обслуживания, в том числе оказать содействие в подготовке пакета документов;
  • рассматривать все возможности для оказания социально-трудовых услуг, предусмотренных региональным законодательством.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что относится к выплатам социального характера работникам организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

Должностная инструкция

Должностная инструкция и перечисленные в ней функции специалиста по социальной работе определяется на основании требований указанного профстандарта. Состоит документ из следующих разделов:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Сотрудники, которых касается этот документ, знакомятся с его содержанием под подпись.

Предлагаем для ознакомления пример должностной инструкции соцработника, разработанной в соответствии с требованиями ТК РФ , актуального профессионального стандарта и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

ГПОУ ЯО Ростовский педагогический колледж

Директор ГПОУ ЯО

Должностная инструкция социального педагога

  1. Общие положения

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

На должность социального педагога принимается лицо, имеющее среднее или высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

Читайте также:
Приказ об увольнении совместителя: образец, составление заявления об отказе от совместительства, уведомление о расторжении договора

Социальный педагог принимается и освобождается от должности директором учреждения.

Социальный педагог должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
  • Общую и социальную педагогику;
  • Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
  • Основы валеологии и социальной гигиены;
  • Социально педагогические и диагностические методики;
  • Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  1. Основные направления деятельности
  • Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях учреждения и по месту жительства (в социуме) категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляемое как предупреждение возникновения проблем; обучение сопровождаемых методам решения проблемной ситуации, а так же экстренная помощь в кризисной ситуации;
  • Реализация мер социальной помощи и защиты обучающихся и контроль за ними;
  • Осуществление комплекса мероприятий по социализации личности из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательном учреждении и по месту жительства с целью оптимального развития и благополучия.
  1. Должностные обязанности

Социальный педагог осуществляет следующий комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в образовательном учреждении и по месту жительства обучающихся категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; с ограниченными физическими возможностями; противоправным и девиантным поведением, а так же попавшим в экстремальные и трудные жизненные ситуации:

  • Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни;
  • Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
  • Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы со студентами, способы решения личных и социальны проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные;
  • Обеспечивает контроль за материальным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготавливает докладные о зачислении на полное государственное обеспечение обучающихся данной категории и осуществлении выплат, определенных законодательством Российской Федерации;
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья студентов во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
  • Проводит индивидуальные и групповые консультации по вопросам социальной защиты;
  • Контролирует адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Контролирует адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к условиям обучения в учреждении;
  • Выступает посредником между обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и учреждением, организацией, семьей, средой специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
  • Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности студентов;
  • Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лица их заменяющих) обучающихся;
  • Планирует работу на учебный год с утверждением плана работы заместителя директора по воспитательной работе в течение 5 дней с начала планируемого периода;
  • Предоставляет отчет о проделанной работе за учебный год до 30 июня каждого года;
  1. Права

Социальный педагог имеет права:

  • Участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
  • Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;
  • Представлять на рассмотрение директора учреждения предложения по вопросам своей деятельности;
  • Получать от руководства и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
  • Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;
  • На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
  • Повышать профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

V. Ответственность

Социальный педагог несет ответственность:

  • За неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией – в соответствии с действующих трудовым законодательством;
  • За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности – в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
  • За причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.

С инструкцией ознакомлена ______________ (_______________)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: