Для физиков ограничат рост налога на имущество

Какие налоговые изменения в сфере недвижимости ждут россиян в 2022 году

Подходит к концу 2021 год, на пороге — 2022-й со своими планами и сюрпризами. Нововедения ждут и собственников недвижимости. Например, семьи с детьми смогут не платить налог с продажи жилья.

Какие еще изменения ждут россиян в новом году, «РБК-Недвижимость» рассказывает вместе с экспертами Федеральной налоговой службы (ФНС) и юристами.

Продавцов недорогой недвижимости освободят от налога

  • Основание — Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

С 1 января 2022 года меняется порядок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества. С этого момента в декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недорогой недвижимости или иного имущества (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения.

Данные доходы можно не отражать, если налогоплательщик в отношении недвижимого имущества (имущества) имеет право на имущественные налоговые вычеты в следующих размерах:

  • 1 млн руб. за налоговый период (календарный год) — для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
  • 250 тыс. руб. — для иного недвижимого имущества (например, гараж).

«Стоимость проданного объекта недвижимого имущества (имущества) или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не должна превышать предельный размер вычета. Если доходы от продажи имущества превышают размер вычетов, обязанность по предоставлению в инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ сохраняется», — пояснили в пресс-службе ФНС.

Бычкова Ирина, ведущий юрист налоговой практики Amulex.ru:

— С января 2022 года физические лица, продавшие недорогую недвижимость, которая находилась у них в собственности менее трех или пяти лет, освобождаются от обязательного декларирования полученного дохода и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если имущественный вычет полностью перекрывает полученный доход. То есть если доход от проданной недвижимости не превышает 1 млн руб. и для иного имущества (гаражи, автомобили и иные) — 250 тыс. руб., то декларация не подается. Это касается как одного проданного объекта, так и нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету. Если же доход от продажи превысит указанные лимиты, то обязанность декларировать доход остается, как и прежде.

Налоговый вычет по упрощенке

  • Основание — Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ

С 2022 года получить имущественный вычет станет проще. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ. Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

По итогам года в отношении всех лиц, у которых имеется неиспользованный остаток имущественного вычета, налоговая автоматически проведет проверку всех условий и при наличии возможности получения вычета сформирует в личном кабинете предзаполненное заявление для подписания. «Данный порядок будет применяться с 2022 года и распространяться на вычеты, частично полученные в 2021 году (право на получение которых возникло с 2020 года)», — пояснили в ФНС.

Любовь Филимонова, руководитель бухгалтерской компании «Фаворит»:

— По новым правилам, суммы вычетов инспекторы определят по сведениям, которые получают от налоговых агентов, банков и онлайн-касс. Вычет дадут, если в ФНС есть данные о доходах физлица и перечисленных суммах НДФЛ. Заявление на новом бланке с реквизитами банковского счета граждане смогут сформировать и отправить в ИФНС через личный кабинет на сайте nalog.ru. Поступающие заявления инспекторы будут проверять только один месяц вместо трех, а на выплату отводится 15 дней вместо прежних 30. Однако если налоговики заподозрят нарушения, срок камералки продлят до трех месяцев.

Сам вычет может переноситься на следующий год, поскольку не у всех доходы позволяют получить сумму разово. Например, если взять оклад 40 тыс. руб. в месяц, то в год доход составляет 480 тыс. руб., где вычет составит 13%, или 62,4 тыс. руб. С учетом того, что сумма вычета предоставляется с суммы в размере 2 (или 3) млн руб., вычет дополнительно можно будет подать в следующем году, пока весь лимит не исчерпается. Если доход у физлица высокий, то он может получить вычет единоразово.

Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже жилья

  • Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ

С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий, пояснили в ФНС:

  • возраст детей до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка по очной форме). Возраст детей определяется на дату перехода от налогоплательщика к покупателю права собственности на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
  • в год продажи объекта или до 30 апреля года, следующего за годом продажи, следует купить новое жилье или большее по площади, или с более высокой кадастровой стоимостью;
  • кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости не должна превышать 50 млн руб.;
  • у членов семьи физлица — получателя дохода не должно быть в собственности иного объекта недвижимости, площадь которого больше 50% от той, что в новом жилье.
Читайте также:
Госдума получила проект об освобождении многодетных от имущественного налога

«Нововведение распространяется и на те случаи, когда доходы от продажи объекта имущества получает несовершеннолетний ребенок из такой семьи», — добавили в ведомстве.

Кадастровая стоимость вырастет

С 2022 года будут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки (ГКО), вступившие в силу с 2021 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для расчета налога за налоговый период 2021 года во всех регионах станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога будут использоваться понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,2 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
  • 0,4 (в 2021 году был 0,2) — для десяти регионов (Республика Алтай, Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 (в 2021 году был 0.4) — для четырех регионов (республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для 77 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения), исходя из кадастровой стоимости, применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения.

Кирилл Кулаков, первый замгендиректора Центра независимой экспертизы собственности (ЦНЭС), президент СРО «Региональная ассоциация оценщиков», д. э. н.:

— В ряде субъектов, включая Москву, в 2021 году была проведена очередная государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости. Ее результаты будут применены для расчета налога на имущество и земельного налога физических лиц в 2022 году. Так, например, в Москве новая кадастровая стоимость квартир в среднем выросла на 21% относительно предыдущей оценки 2018 года. Кадастровая стоимость жилья служит налоговой базой по имущественному налогу. Соответственно, налоговое бремя может вырасти пропорционально увеличению кадастровой стоимости. Однако, согласно законодательству, сама сумма налога за год не может увеличиться более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Поэтому годовой прирост будет не выше этого значения.

В течение 2022 года также произойдет окончательный переход к новому алгоритму оспаривания кадастровой стоимости — с обязательной досудебной стадией рассмотрения заявления налогоплательщика и приложенного к нему отчета независимого оценщика в ГБУ по кадастровой оценке. В случае отрицательного решения налогоплательщик будет вправе оспорить его в судебном порядке, одновременно заявив исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Повышенный налог для нарушителей

В 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной налоговой ставки — до 1,5% в случае выдачи органами госземнадзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

  • в связи с неиспользованием для сельхозпроизводства земельного участка, «принадлежащего физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельхозиспользования в населенных пунктах» (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ);
  • в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельного участка, «принадлежащего физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности».
Читайте также:
Американские богачи хотят заплатить больше налогов, чтобы насолить Трампу

«В такой ситуации исчисление налога будет производиться по налоговой ставке, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ (для «прочих земель»), начиная со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо со дня обнаружения таких нарушений и до первого числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений», — рассказали в ФНС. Норма направлена на обеспечение использования земель по целевому назначению, добавили там.

Имущественные налоги — 2022: отмена деклараций и другие послабления

Изменения затронули все три имущественных налога: транспортный, земельный и на имущество организаций. Поправки оформлены Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ, большинство из них вступит в силу с января 2022 года.

Что и когда меняется — кратко в таблице

Изменения в имущественные налоги утверждены Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ. Часть из них уже вступила в силу, а часть начнет действовать только в 2023 году. Для удобства мы свели все поправки в таблицу.

Подробнее об изменениях в каждом налоге можно прочитать в соответствующих разделах ниже.

Налог на имущество организаций

1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:

  • налог — не позднее 1 марта следующего года;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Поскольку эти изменения вступят в силу уже в январе, им будет подчиняться, в том числе и уплата налога за 2021 год. А значит, заплатить его организации должны будут не позднее 1 марта 2022 года.

2. Декларации. Полностью отменять декларации пока не стали, но уже с отчета за 2022 год организации смогут не включать в них сведения о недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости.

Отдельно отметили, что если у компании есть только объекты, облагаемые по кадастровой стоимости, декларацию она не сдает. Исключений для движимых основных средств, сведения о которых включаются в раздел 4, не установлено. Это означает, в частности, что организации на УСН будут полностью освобождены от деклараций (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

3. Порядок расчета налога. В связи с отменой деклараций налогоплательщик сам рассчитывает сумму налога по кадастровой недвижимости и перечисляет ее в бюджет. Инспекторы направляют организациям сообщения об исчисленной сумме налога и, если данные расходятся, предлагают представить пояснения и документы либо погасить недоимку.

4. Льготы. Еще одно следствие отмены декларирования «кадастровых» объектов — новый порядок заявления о льготах. Правила аналогичны тем, что уже действуют по земельному и транспортному налогам: в ИФНС нужно подать заявление о предоставлении льготы. Если этого не сделать, льгота все равно будет, но только если сведения о ней поступили в ИФНС из других источников. При этом прямо предусмотрена обязанность ее предоставления «задним числом» — начиная с периода, когда у налогоплательщика возникло право на льготу.

Есть еще два решения для нестандартных ситуаций:

  • Если право на льготу возникает или пропадает не с 1 января, а в течение года, рассчитывать налог нужно с применением коэффициента, определяемого исходя из количества полных месяцев действия льготы. При этом месяцы возникновения и прекращения права на льготу при расчете всегда принимаются за полные.
  • Если «кадастровая» недвижимость принадлежит нескольким лицам, налог надо считать пропорционально доле каждого собственника.

Напомним, что эти правила — также как и заявительный порядок льготирования — начнут применяться с 1 января 2022 года.

Читайте также:
G20 готовит IT-гигантам «подарок»

5. Уничтожение имущества. В НК РФ закрепят, что налог можно не платить с первого числа месяца, в котором произошла гибель объекта. Только надо уведомить об этом ИФНС — заявление можно будет подать в любую инспекцию по выбору налогоплательщика, а форма, формат и порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@. Послабление вводится с 2022 года.

Транспортный налог

1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.

2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.

3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.

В отношении автомобилей подобного правила в НК РФ по-прежнему нет. При этом с отменой налоговой декларации отпали основания для расчета налога исходя из доли владения, как это было предусмотрено п. 5.17 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу. Получается, что введением этой поправки, законодатель подтвердил: по автомобилям каждый из сособственников должен платить налог в полном размере.

4. Расчет налога при появлении или прекращении права на льготу в течение года. Правила аналогичны тем, которые действуют для налога на имущество: сумма определяется с учетом коэффициента исходя из количества месяцев действия льготы. Месяц появления или прекращения льготы всегда берется за полный. Изменения начнут действовать с января 2022 года.

5. Налог с изъятого транспорта. В НК РФ официально закрепили возможность не платить налог по изъятому транспорту. Обязанность по уплате прекращается с первого числа месяца, в котором изъяли ТС, при условии уведомления налоговой. Это новшество начнет применяться в 2022 году.

Земельный налог

1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.

2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.

А.Е. Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Что будет с налогом на имущество после перехода на новое ФСБУ 6/2020?

Если вы читали новое ФСБУ 6/2020, то уже поняли, что в нем очень много новых понятий и требований, которые могут оказать влияние на налог на имущество. Речь идет о налоге, который рассчитывается по среднегодовой стоимости. Увеличится он или уменьшится? Попробуем разобраться.

Переход на новое ФСБУ 6/2020

ФСБУ 6/2020 станет обязательным с 2022 года. Оно утверждено приказом Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н.

Скажем сразу, что для перехода на новый стандарт подготовительная работа потребуется всем. Ведь перспективный метод перехода на новые правила учета не предусмотрен, придется это делать ретроспективно. Единственное, что может несколько облегчить работу, это применить упрощенный порядок. Пункты 48 и 49 ФСБУ 6/2020 позволяют не пересчитывать сравнительные показатели за предшествующие периоды, а скорректировать балансовую стоимость основных средств на начало периода единовременно.

Читайте также:
ИП-упрощенцы остались без учета расходов при уплате взносов

Из положительного можно отметить то, что переход на новый федеральный стандарт даст возможность сблизить налоговый и бухгалтерский учет основных средств в части стоимостного лимита (п. 5 ФСБУ 6/2020 и п. 1 ст. 256 НК).

Отдельные новшества будут влиять на исчисление налога на имущество с налоговой базой в виде среднегодовой стоимости.

Налог на имущество по среднегодовой стоимости

Налог на имущество компании обязаны платить за недвижимость, в том числе учтенную в составе основных средств по правилам бухучета (п. 1 ст. 374 НК). В этом случае налоговая база по налогу равна среднегодовой стоимости имущества (п. 1 ст. 375 НК).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Алгоритм расчета среднегодовой стоимости основного средства представлен в абзаце 2 пункта 4 статьи 376 НК РФ. В формуле используется понятие остаточной стоимости.

Таким образом, не зная остаточной стоимости объекта, налог не рассчитать.

При расчете налога на имущество под остаточной стоимостью (пока) считается разница между первоначальной стоимостью объекта и начисленной амортизацией.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Однако в ФСБУ 6/2020 «Основные средства» понятия «остаточная стоимость» нет. Есть только определение балансовой стоимости.

Балансовой стоимостью имущества по ФСБУ 6/2020 является разность между первоначальной стоимостью и суммами накопленной амортизации и обесценения (п. 25 ФСБУ 6/2020). Кроме того, капвложения в течение периода использования ОС увеличивают его первоначальную стоимость.

В письме от 22 декабря 2020 г. № 03-05-05-01/112530 Минфин сформулировал такое правило определения налоговой базы по имуществу в связи с применением ФСБУ 6/2020.

Для расчета налогооблагаемой базы по налогу на имущество нужно от цены приобретения актива отнять амортизацию и обесценение и прибавить стоимость вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств.

Амортизационные отчисления сократятся

Пунктом 30 ФСБУ 6/2020 дано понятие «ликвидационная стоимость».

Ликвидационная стоимость – это сумма, которую фирма может получить после полной амортизации и списания объекта. Например, в виде стоимости металлолома, стройматериалов и т. п.

То есть к концу срока амортизации балансовая стоимость должна быть не нулевой, а равной ликвидационной стоимости.

Это говорит о том, что амортизационные отчисления уменьшатся, а база по налогу на имущество увеличится.

Правда, есть случаи, когда ликвидационная стоимость может быть равна нулю. Они установлены в пункте 31 ФСБУ 6/2020:

  • когда в конце срока полезного использования объекта поступления от его выбытия не ожидаются;
  • когда ожидаемая к поступлению сумма не является существенной;
  • ожидаемую к поступлению сумму определить невозможно.

Ликвидационную стоимость (наряду со сроком полезного использования и способом амортизации) каждого объекта ОС компания должна определять при его постановке на учет и каждый год пересматривать.

Амортизация инвестиционной недвижимости запрещена

ФСБУ 6/2020 ввел новое понятие – инвестиционная недвижимость. На практике это может быть недвижимость, которая сдается в аренду. Амортизация инвестиционной недвижимости запрещена.

Запрет на амортизацию инвестиционной недвижимости ведет к увеличению налога на имущество.

Вместе с тем по новым правилам можно учитывать объекты основных средств по переоцененной стоимости.

Такое решение в отношении инвестиционной недвижимости неизбежно приведет к увеличению не только налога на имущество, но и налога на прибыль. Разберемся, почему.

Переоценка инвестиционной недвижимости проводится на каждую отчетную дату. Объект дооценивается по справедливой стоимости. Итог включается в финансовый результат, но при налогообложении прибыли не учитывается. Вот и рост налога на прибыль.

Больше налогооблагаемых объектов

Еще одной причиной увеличения налога на имущество является появление нового вида облагаемых объектов.

Согласно пункту 10 ФСБУ 6/2020 существенные по величине затраты компании на ремонт, технический осмотр, техническое обслуживание основных средств частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего этот срок, являются самостоятельными инвентарными объектами. Их тоже придется признавать в бухучете и облагать налогом на имущество по среднегодовой стоимости.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Выбор читателей

Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году

Правила оформления больничных с 1 января 2022 года

Кто обязан размещать вакансии и отчитываться на сайте «Работа в России» с 2022 года

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

Читайте также:
Отпуск за «вредную» работу округляется в пользу сотрудника

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Изменения в налогообложении имущества физлиц с 2021 года

Налоговые уведомления, направленные в 2021 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2020 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:

1) по транспортному налогу

– при расчете налога применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2020 год, размещенный на сайте Минпромторга России: https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!perechen_legkovyh_avtomobiley_sredney_stoimostyu_ot_3_millionov_ru. (в новый Перечень дополнительно включены такие марки и модели автомобилей, как Mazda CX-9, Honda Pilot, Chrysler Pacifica, Jeep Wrangler, Jeep Grand Cherokee, Subaru Outback 2.5i-S ES Premium ES и WRX STI Premium Sport);

– применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

2) по земельному налогу

– применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

– применены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу с 2020 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

3) по налогу на имущество физических лиц

– для расчета налога за налоговый период 2020 года во всех регионах (кроме г. Севастополь) применена кадастровая стоимость объектов недвижимости, при этом для исчисления налога использованы понижающие коэффициенты:

0.2 – для 10 регионов (Республики Алтай, Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;

0.4 (в 2020 году был 0.2) – для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия – Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;

0.6 (в 2019 году был 0.4) – для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;

10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для 70 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

0.6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости – применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

– применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (городов федерального значения) по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

– применены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу с 2020 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Почему в 2021 году изменились налоги на имущество

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.

Читайте также:
Страховые взносы будут взыскивать по налоговым правилам

Транспортный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

2) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2020 года;

3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Земельный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

2) изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Налог на имущество физлиц. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) рост коэффициента к налоговому периоду. В частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 9 регионов (Республики Алтай, Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области). В 4 регионах (Республики Дагестан и Северная Осетия – Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2020 г. – 0,2). В 7 регионах третьего года применения кадастровой стоимости (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край) коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2020 г. – 0,4);

2) изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3) изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения). С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

По информации Межрайонной ИФНС России №7 по Калужской области

Размещено 28 октября 2021 в 10:57
Количество показов: 678

Контроль или прессинг? К чему приведет проект Минфина о неналоговых платежах

2 апреля Минфин опубликовал доработанную версию законопроекта, посвященного расширению перечня федеральных налоговых сборов: теперь в него будут включены несколько неналоговых платежей. Ведомство предложило включить в Налоговый кодекс пять сборов — экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налог на операторов сети связи общего пользования и гостиничный сбор.

Сейчас Минфин вместе с отраслевыми ведомствами обсуждает также возможность включить в НК РФ и другие виды платежей — государственные пошлины за предоставление сведений из различных госреестров. По оценкам Минфина, в случае одобрения парламентом перевод неналоговых платежей под регулирование НК РФ осуществится не ранее 2021 года. Таким образом, налогоплательщики и налоговые органы должны получить достаточно времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Зачем это нужно и почему бизнес выступает против?

Зачем кодифицировать неналоговые платежи

Правительство ведет работу по кодификации и систематизации неналоговых платежей с 2016 года — специальное поручение отдал президент, причем по инициативе бизнес-сообщества. За это время власти проделали огромную работу и составили перечень всех действующих неналоговых платежей — оказалось, что их более 70. Вкратце основные факторы, указывающие на необходимость кодифицировать неналоговые платежи, сводятся к следующему:

— необходимость контроля и управления недоступными ранее платежами (например, местные платежи, выписки из госреестров);

— внедрение мер административной, гражданской и уголовной ответственности для того, чтобы стимулировать внесение платежей уклонистами;

Читайте также:
Глава РСПП оценил амнистию капиталов

— внедрение более прозрачного налогового контроля единым проверяющим по единым стандартам (выездные и камеральные налоговые проверки, опрос свидетелей, выемка документов и т. п.).

В чем позиции бизнеса и властей расходятся

Бизнес долгое время выступает против текущей концепции законопроекта. Самые крупные бизнес-объединения — в том числе «Деловая Россия», «Опора России», РСПП, ТПП РФ — даже отправляли президенту письмо с просьбой пересмотреть некоторые положения. В частности, предлагалось не включать данные взносы в НК РФ, а структурировать их в рамках отдельного федерального закона. Владимир Путин попросил министра финансов и первого вице-премьера Антона Силуанова «не спешить» с включением платежей в НК РФ.

Бизнес-объединения отмечали неготовность бизнеса к включению дополнительных платежей в Налоговый кодекс. В частности, это касается экологических платежей. Бизнес считает принятие закона преждевременным, а сам законопроект — не до конца доработанным. В частности, опасения предпринимателей связаны с неопределенностью регулирования нового экологического налога. Из-за внедрения НДТ (наилучших доступных технологий) перевод этого сбора в НК РФ может спровоцировать сложности и неопределенность с установлением платежной базы, а это, в свою очередь, повлечет налоговые риски.

Бизнесмены также опасаются, что введение новых налогов (которые по сути лишь заменяют действующие в России сборы) увеличат фискальную и административную нагрузку на бизнес. Тем не менее разработчик законопроекта уверяет, что текущие ставки платежей не изменятся и, следовательно, налоговая нагрузка не возрастет. Минфин неоднократно подчеркивал, что предлагаемые новации не означают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения объемов налоговой нагрузки. Все пять новых налогов, которые предлагаются в новой редакции, лишь упорядочивают уже действующие в России платежи.

Нужно заметить, что после обсуждения с бизнесом проект был смягчен. В частности, бизнес смог отстоять введение в разрабатываемом пакете десятилетнего моратория на уголовную ответственность неплательщиков. Кроме того, в законопроекте предусматривается пониженный штраф за неуплату или неполную уплату новых сборов: вместо 20% от неуплаченной суммы, как это было обычно, штраф составит 10% от неуплаченной суммы. Также в новой редакции законопроекта удалось вернуть норму о самостоятельной утилизации отходов взамен уплаты утилизационного сбора (экосбора). Из предыдущей версии проекта данную норму исключили, что вызывало неудовольствие предпринимателей, желавших самостоятельно утилизировать отходы на вновь созданной инфраструктуре.

Ожидаемые последствия

С одной стороны, перевод указанных сборов под регулирование Налогового кодекса выглядит логичным: эти платежи обладают всеми признаками налогов. А угроза применения санкций, предусмотренных в НК РФ — в частности, бесспорное взыскание, штрафы, пени и в экстремальном случае уголовная ответственность, — быстрее заставит недобросовестных предпринимателей исполнить обязанность по уплате сборов. Однако, с другой стороны, проведение дополнительных проверок налоговыми органами может стать весьма болезненным для добросовестных предпринимателей и потребовать дополнительных усилий с их стороны.

В целом бизнес-сообществу следует ожидать усиления контрольной работы со стороны налоговых органов, особенно в первые годы после введения новых налогов. Налогоплательщик должен быть готов к пристальному изучению расходных документов налоговым органами и даже к проверкам добросовестности своих подрядчиков. Можно также ожидать появления «серых» зон и неурегулированных вопросов, а также спорной позиции регулятора, к чему тоже нужно быть готовым налогоплательщику.

Следует также отметить, что законодатель оставляет в НК РФ штраф в размере 40% в случае совершения правонарушения умышленно. Эта норма допускает неоднозначное толкование и может привести к злоупотреблениям со стороны проверяющих органов при начислении санкций.

Если власти и бизнес придут к компромиссу по спорным вопросам, инициативу правительства по систематизации и закреплению единого перечня всех неналоговых платежей стоит поддержать. Этот процесс призван выстроить и упорядочить всю систему обложения неналоговыми платежами. Одновременно с этим будет ограничено бесконтрольное введение различных сборов, в том числе на местном и региональном уровне. После тщательной проработки и обсуждения законопроекта с бизнес-сообществом мы ожидаем появления стройной унифицированной структуры неналоговых платежей, которая облегчит работу бизнеса со сборами, взаимодействие с контролирующими органами, а также администрирование сборов.

Однако нельзя забывать, что такой проект может стать эффективным только в том случае, если будут учтены конструктивные предложения бизнеса.

Неналоговые платежи: как не утонуть в море отчислений

По данным министерства финансов РФ, в 2016-ом году неналоговая нагрузка на экономику страны составила 0,74% ВВП. А это сотни миллиардов рублей. По разным оценкам, в России действуют от 70 до 87 видов неналоговых платежей. Для сравнения – в начале 2000-х их насчитывалось около 50-ти. Причем единого реестра неналоговых платежей в стране пока нет. В этих условиях предприятия вынуждены постоянно отслеживать нормативную базу, чтобы не остаться в должниках и не понести за это наказание, а также искать способы минимизации многочисленных неналоговых платежей. Как разобраться в таком нескончаемом списке обязательств и когда ждать Кодекс неналоговых платежей?

Читайте также:
Пенсионерам предложили вариант безбедной старости

Неналоговые платежи – участь бизнеса любого масштаба: от гигантов до микропредприятий. Размер таких платежей может составлять от 3% до 25% от оборота компаний. В масштабах России неналоговые доходы в 2016 году оценены в сумму около 600 млрд. руб. Однако оценка эта все же приблизительная. Точно посчитать весь поток неналоговых платежей затруднительно: на данный момент по этому вопросу нет «единоначалья» – множество структур устанавливают виды неналоговых платежей и ставки по ним.

Основные характеристики неналоговых платежей

Налоговые и неналоговые платежи – гарант финансовой устойчивости государства. Однако если правила игры по налогам прописаны в Налоговом кодексе РФ, с неналоговыми платежами ситуация сложнее, они не регулируются налоговым законодательством. Эти платежи устанавливаются нормативными актами, делаются в адрес множества структур, в том числе государственных органов власти различных уровней.

Получателями неналоговых платежей могут выступать федеральный, региональные и местные бюджеты, целевые фонды, коммерческие и некоммерческие организации. Во многом неналоговые доходы подлежат управлению региональными и местными властями.

По оценке министерства экономического развития РФ, неналоговых платежей сейчас в России насчитывается 87. Все неналоговые платежи можно разделить на несколько видов:

  • Платежи за использование госимущества;
  • Платежи за пользование природными ресурсами;
  • Платежи за услуги госструктур;
  • Платежи за услуги коммерческими и некоммерческими организациями;
  • Платежи штрафного (санкционного) характера;
  • Прочие платежи.

Также платежи делятся на универсальные и специальные. Универсальные платежи предназначены для всех организаций, специальные зависят от рода деятельности организации.

Вот лишь несколько примеров таких платежей: за противопожарную безопасность, за вред экологии, платежи за специальную оценку условий труда, за мероприятия по охране труда, за обязательные медицинские осмотры, обязательные сборы (парафискалитеты), платежи СЭС, патентные и лицензионные платежи, платежи за сертификацию, утилизацию и т.п.

Лебедь, рак и щука: 3 «подвоха» неналоговых платежей

Все новые и новые виды платежей появляются без всякой системы, устанавливаются множеством структур, имеют различные порядки взимания, закрепляются большим количеством нормативных правовых актов различной юридической силы.

  1. Неструктурированность.

У организации есть возможность отказаться от ряда платежей. Ее зона прямой ответственности – только обязательные неналоговые платежи. Например, компания имеет право отказаться от услуги, предоставляемой государством. Аргументом для отказа может быть, к примеру, высокая цена. Однако единого реестра обязательных платежей пока нет.

  1. Контроль со стороны государства.

Оплата неналоговых платежей контролируется государством и, так же, как и оплата налогов, может быть проверена.

Неупорядоченность неналоговых платежей взята под контроль

Тема неурегулированности и избыточности неналоговых платежей – одна из горячих в предпринимательском сообществе. Представители бизнес-объединений постоянно поднимают ее на встречах «в верхах» с законодателями и руководителями государства. В частности, как сообщают СМИ, «Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей в феврале 2017 года направили премьер-министру Д.А. Медведеву список из 25-ти предложений по повышению темпов экономического роста, в который входил и пункт о регулировании неналоговых платежей. И, кажется, предпринимательское сообщество услышано. Государство взялось наводить порядок в этом вопросе и вышло на длинную дорогу создания нового кодекса – неналоговых платежей.

Премьер-министр Дмитрий Медведев издал поручение, которое вводит мораторий на появление новых неналоговых платежей. В рамках данного поручения премьера федеральным государственным структурам нужно воздержаться от принятия и внесения в правительство любых нормативных актов, влекущих за собой новые неналоговые платежи.

Данный запрет должен действовать как минимум до принятия закона, который наведет порядок в этом вопросе, то есть даст определение неналоговым платежам, структурирует и пропишет правила их принятия, расчета и уплаты. Министерства финансов и экономического развития совместно разбираются в сложившейся ситуации с неналоговыми платежами.

Есть ли план по систематизации неналоговых платежей?

Читайте также:
Американские богачи хотят заплатить больше налогов, чтобы насолить Трампу

9 августа 2017 года первым заместителем председателя правительства РФ И.И. Шуваловым был утвержден план мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, а также по закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, повышению эффективности их администрирования.

Данный план включает в себя:

  • Мораторий на новые неналоговые платежи;
  • Проведение инвентаризации существующих неналоговых платежей;
  • Разработка проекта федерального закона о неналоговых платежах;
  • Создание реестра обязательных неналоговых платежей, установление порядка его ведения.

Согласно утвержденному плану действий, уже разработан проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». К неналоговым платежам он относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов.

В документе предлагается закрепить правила изменения существующих и появления новых неналоговых платежей. Например, введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия актов, устанавливающих обязательные платежи, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования этих актов. Предложено установить предельный размер обязательных платежей, сделать возможным зачет переплаты в счет будущих платежей или возврат платежей.

Правом устанавливать неналоговые платежи, согласно данному законопроекту, наделены федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Будущий реестр неналоговых платежей, соответственно, должен состоять их трех списков – федеральных, региональных и местных платежей. Согласно законопроекту, платежи, которые не попадут в реестр, можно будет не платить.

В законопроекте указано и на контролирующие функции структур, ответственных за сбор обязательных платежей. Например, эти структуры имеют право потребовать документы от плательщика, вызывать его для объяснений и т. д. Однако, как утверждают юристы, процедура реализации этих прав (сроки, ответственность и т.п.) в законопроекте пока не урегулирована.

Данный законопроект должен стать основой для «Кодекса неналоговых платежей». Реалистичная перспектива его появления – 2019-2020 годы.

Чтобы не запутаться в потоке отчетности и платежей, воспользуйтесь современными электронными сервисами. Один из лидеров рынка электронной отчетности в России – сервис СБИС. С ним вы будете в курсе всех законодательных изменений и нововведений, станете обладателями полного набора форм отчетности, будете контролировать свою задолженность перед бюджетом, сможете получить консультации в любое время дня и ночи по интересующим вас вопросам. Неотъемлемой частью современных электронных коммуникаций является электронная подпись. Не забывайте об этом!

Систематизируйте свои платежи и не платите лишнего! Подробнее об этом вам готовы рассказать наши специалисты

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Новые неналоговые платежи

К 1 марта финансовое ведомство закончило инвентаризацию квазиналогов. Детальный доклад о проделанной работе уже направлен в Правительство РФ.

НК РФ будет дополнен шестью новыми неналоговыми сборами: «плата за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утилизационный, экологический и курортный (туристический) сборы».

В своем сообщении ведомство настаивает на скорейшем внесении в Правительство Российской Федерации соответствующего законопроекта.

По данным газеты «Ведомости» шесть озвученных выше платежей, которые ведомство планирует перенести в Налоговый кодекс пополнили бюджет страны в прошлом году на 316,6 млрд рублей. Самый существенный «вклад» принадлежит утилизационному сбору .

Природа госпошлин

Однако озвученными шестью сборами пополнение Налогового кодекса не ограничится.

Минфин насчитал еще 61 сбор. Все они были разделены ведомством на шесть групп по определенным категориям.

В отдельный список были вынесены платежи, схожие по своей природе с госпошлинами: «Речь идет, в частности, о плате, взимаемой за сведения из различных государственных реестров и регистров». Минфин России насчитал порядка 200 реестров. За некоторые операции компании уже платят, другие операции предоставляются бесплатно, а третья группа услуг предоставляется за деньги, но вне рамок налогового законодательства. Зачастую, уточняют в ведомстве, эти средства не попадают в бюджет.

Перед тем как неналоговые платежи будут перенесены в НК РФ, ведомство предлагает предварительно оценить экономическую обоснованность ставок, особенно в части предоставления информации в электронном виде.

Кроме этого, в НК РФ по предложению ведомства могут быть внесены патентные пошлины и ряд платежей – оплата обязательной государственной экспертизы документации. «Практика, при которой за оказание государственных услуг взимается плата, не включенная в Налоговый кодекс РФ, не должна существовать», – констатирует Минфин России.

Читайте также:
Страховые взносы будут взыскивать по налоговым правилам

Необходимые и обязательные

Минфин России выделяет еще несколько групп сборов. В одну из них ведомство определило платежи, которые взимаются за получение «необходимых и обязательных услуг, предшествующих предоставлению государственных и муниципальных услуг».

Финансисты называют регулирование этой сферы непрозрачным и предлагают конкретизировать законодательные нормы, а в будущем закрепить право устанавливать такие сборы за Правительством Российской Федерации и на законодательном уровне. Таким образом, можно добиться прозрачности регулирования для всех заинтересованных сторон и единообразия взимания таких сборов на всей территории страны.

Другая выделенная группа платежей связана с компенсацией вреда. Определять будущее этих сборов министерство предлагает на уровне отраслевых ведомств.

Подводя итоги промежуточной работы по инвентаризации неналоговых платежей, Минфин России отмечает, что на текущий момент создан фундамент для работы по регулированию этого вопроса. Финансисты обращают внимание, что одна из задач по дальнейшей работе с квазиналогами – решение вопроса сохранения всех действующих сборов.

Реакция бизнесай

Стоит отметить, что представители бизнес-сообщества, опрощенные «Коммерсантом» недовольны предложением Минфина.

РСПП, ТПП и «Опора России» сообщили о том, что готовят обращение к президенту РФ Владимиру Путину, в котором попросят главу государства не дополнять НК РФ новыми сборами. Предложения финансового ведомства, по мнению бизнес-объединений, фактически создают новые налоги, увеличиваются риски коммерсантов и лишают компании части преференций по отдельным видам неналоговых платежей. «Знаю точно, что будет подниматься (на встрече с президентом РФ во время проведения съезда РСПП) тема перевода неналоговых платежей в налоги. Мы просили о другом – чтобы их урегулировать отдельным законом, но точно не переводить в налоги, так как часть из них увеличивает фискальную и административную нагрузку на бизнес. Все бизнес-объединения против этого», – цитируют «Известиям» слова президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Калинина.

Экологический сбор

Особой критике подверглось предложение Минфина в части включения в НК РФ экологического сбора . В частности, глава РСПП Александр Шохин констатировал, что многие замечания коммерсантов не были услышаны ведомством, в том числе просьбы не включать в Налоговый кодекс экологический и курортный сборы. «Мы считаем, что цель экологических в этих трех версиях платежей состоит в том, чтобы улучшить экологию, окружающую среду. И поэтому, чем больше компании инвестируют, тем меньше у них должно быть обязательств по уплате этих платежей, вплоть до обнуления» – цитирует слова Александра Шохина информационное агентство RNS.

Реакция главы государства не заставила себя долго ждать. В ходе пленарного заседания съезда Российского союза промышленников и предпринимателей Владимир

Путин обращаясь к главе Минфина Антону Силуанову предложил не спешить с переводом эколгического сбора в Налоговый кодекс: «Мы с вами много говорили о том, что бизнесу на самом деле все равно, по каким каналам он платит, важно, что платит. И вот эти неналоговые платежи, они становятся неподъемными. Нам нужно создать общую картину, иметь общую картину фискальной нагрузки».

Белые пятна

Мораторий на уголовные дела, это не все чего опасается бизнес. У налоговых инспекторов есть и другие инструменты добавиться от компаний перечислений денег в бюджет: блокировка счетов, начисление штафов и пени. Будет ли предусмотрен механизм защиты компаний от таких действий ревизоров в случае добавления в НК РФ новых сборов? Ведь ни для кого не секрет, что приостановка работы с банком может нанести предприятию если не фатальный урон, то весьма существенный. И это еще один не маловажный вопрос, по мнению, экспертов, который нужно решать уже сейчас.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: