Дальневосточным инвесторам будут предложены особые льготы

Министерство экономического развития
Российской Федерации

Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон

Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:

  1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
  2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
  • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
  • указанное имущество находится на территории зоны;
  • имущество фактически используется на территории зоны.
  1. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
  2. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:

Вид налога

Ставка налога с учетом льгот

Сроки действия льгот

Основания

Технико-внедренческие ОЭЗ

(ОЭЗ «Томск», ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Иннополис»)

16

Тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших
с органами управления особыми экономическими зонами соглашения
об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим
в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне

Общий объем взносов – 34%

Наименование

2011 год

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

ч. 4, 5 ст. 8,
п. 5 ч. 1, ч. 3

ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ
от 24.07.2009 г.

п. 5 ч. 4, ч. 7 ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ
от 15.12.2001 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации

8,0 %

8,0 %

13,0 %

20,0 %

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,0 %

2,0 %

2,9 %

2,9 %

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2,0 %

4,0 %

5,1 %

5,1 %

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2,0 %

0,0 %

0,0 %

0,0 %

Всего

14 %

14 %

21%

28 %

2

Налог на прибыль организаций

2.1

В части, зачисляемой
в федеральный бюджет действующая
ставка- 2 %

Для резидентов ОЭЗ ставка налога составляет 0 %

с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года

п.1.2 ст.284 НК РФ

2.2

В части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
ставка- 18%

Для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

п.1 ст. 284 НК РФ

10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ

Закон Томской области
от 13.03.2006
№ 30-ОЗ

до 1 января 2016 года

Закон г. Москвы
от 05.07.2006
№ 31

5 лет с момента регистрации в качестве
резидента ОЭЗ

Закон Московской области
от 24.11.2004
№ 151/2004-ОЗ

На весь период существования ОЭЗ

Закон Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
№ 81-11

Законодательство субъекта РФ не сформировано

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (49 лет).

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

п. 2 ст. 262 НК РФ

3.

Налог на имущество организаций

(налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество:

  • учитывается на балансе резидента ОЭЗ
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • используется на территории ОЭЗ
    в рамках соглашения о создании ОЭЗ
  • расположено на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества
на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 17 ст. 381 НК РФ

Управляющие компании ОЭЗ освобождаются
от уплаты налога на имущество, при условии того, что:

  • недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается
    на балансе в качестве объектов основных средств
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено
    на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества
на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 23 ст. 381 НК РФ

4.

Транспортный налог

Льгота устанавливается Законом субъекта РФ,
на территории которого создана ОЭЗ

Устанавливается Законом субъекта РФ

ст. 356 НК РФ

10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ

Закон Томской обл. от 04.10.2002
№ 77-ОЗ

Освобождение от уплаты транспортного налога

5 лет с момента регистрации ТС

Закон г. Москвы
от 09.07.2008 № 33

Освобождение от уплаты транспортного налога

(кроме автомобилей легковых, водных
и воздушных транспортных средств)

5 лет с момента регистрации ТС

Читайте также:
Немного о кассовом чеке, выдаваемом курьерской службой

Закон Московской области
от 24.11.2004
№ 151/2004-ОЗ

5 лет с момента регистрации ТС

Закон Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
№ 81-11

Законодательство субъекта РФ не сформировано

5.

Земельный налог

(действующая ставка
1,5 %)

Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога

(в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 9 ст. 395 НК РФ

Промышленно-производственные ОЭЗ

(ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Титановая долина», ОЭЗ «Моглино»)

1.

Налог на прибыль организаций

(в части, зачисляемой
в федеральный бюджет действующая ставка –

2 %; в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
ставка- 18%)

Для резидентов ОЭЗ ставка налога в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, может быть понижена, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

Свободный порт Владивосток

На Дальнем Востоке режим СПВ распространяется на 22 муниципальных образования в 5-ти регионах

Что такое СПВ?

Свободный порт Владивосток (СПВ) — это территория, которая пользуется особыми режимами таможенного налогового и административного регулирования.

  • Внутри СПВ действуют налоговые льготы и административные преференции для его резидентов
  • Резидент самостоятельно подключает необходимую ему инфраструктуру

Наблюдательный совет СПВ

Наблюдательный совет – коллегиальный орган управления свободным портом Владивосток, осуществляет мониторинг экономических процессов на территории свободного порта, рассматривает и принимает меры для недопущения, устранения избыточного или необоснованного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность резидентов свободного порта, координирует деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам развития и функционирования свободного порта

Резиденты СПВ получают

Налоговые льготы

В каждом регионе введены свои налоговые льготы.

Административные преференции

Режим «одного окна», возможность применения процедуры СТЗ и другие меры господдержки.

Особые режимы таможенного налогового и административного регулирования

Налоговые льготы

В каждом регионе введены свои налоговые льготы.

Льгота по региональной части налога устанавливается субъектом РФ

Льгота устанавливается муниципальным образованием

Льгота устанавливается субъектом РФ

Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС снижены с 30% до 7,6%

Административные преференции

Все резиденты ТОР получают преференции для реализации своих проектов

Привлечение иностранной рабочей силы без учета квот

Режим «одного окна» для инвестора

Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ)

Право управляющей компании на защиту резидента в суде

Стать резидентом СПВ

  1. Регистрация юридического лица или ИП на территории муниципалитета СПВ (ч.1. ст.10. гл.3, 212-ФЗ).
  2. Юридическое лицо или ИП намеревается осуществлять новые виды деятельности (п.1. Постановления Правительства РФ №1123).
  3. Минимальный объем капитальных вложений должен составлять не менее 0.5 млн рублей за 3 года с момента получения статуса резидента.
  4. Отсутствие у юридического лица или ИП недоимки и задолженности по налогам и сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджеты РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов за последний отчетный период (пп.7 п.7 ст. 11 №212-ФЗ).
  5. Компания не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
  6. Виды предпринимательской деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты свободного порта Владивосток, определяются решением наблюдательного совета свободного порта Владивосток.

Запрещенные виды деятельности

  • Добыча нефти и природного газа.
  • Производство подакцизных товаров, за исключением производства автомобилей легковых, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива.
  • Деятельность административная и сопутствующих дополнительные услуги (за исключением: аренды и лизинга сельскохозяйственных машин и оборудования; строительных машин и оборудования для гражданского строительства, транспортных средств; воздушных транспортных средств; водных транспортных средств; железнодорожных транспортных средств; двигателей, турбин и станков; прочих машин и оборудования, и материальных средств; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма).
  • Деятельность стоянок для транспортных средств.

Виды деятельности, на которые не предоставляются меры государственной поддержки

  • Финансовая и страховая деятельность.
  • Деятельность по организации и проведению азартных игр.
  • Торговля оптовая и розничная, за исключением реализации товаров, произведённых резидентом свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток, в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток.

Основные документы

  • Заявка (можно заполнить на сайте)
  • Бизнес-план (можно заполнить на сайте)
  • Учредительные документы (можно заполнить на сайте)
  • Свидетельство о государственной регистрации / лист записи ЕГРЮЛ
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

Дополнительные документы

  • Финансовая модель инвестиционного проекта (обоснование приведенных в бизнес-плане показателей)
  • Бухгалтерская отчетность за предыдущие три года и расшифровка выручки по видам деятельности (для действующих предприятий)
  • Копии правоустанавливающих документов на землю (при наличии)

Ошибки резидентов

Адвокатам и юристам объяснили, как защищать права резидентов территорий опережающего развития

14 мая состоялся вебинар «Практические особенности преференциальных режимов на Дальнем Востоке», организованный комиссиями по международному сотрудничеству Федерального союза адвокатов России (ФСАР) и Союза молодых адвокатов России (СМАР), а также Приморским отделением ФСАР в сотрудничестве с Арбитражным центром при РСПП.

Читайте также:
Крымчанам не придется платить НДФЛ за прощенные кредиты

Открыл вебинар руководитель Комиссии по международному сотрудничеству ФСАР Рашит Зиганшин, который представил экспертов, подготовивших доклады, а также обозначил основные вопросы по теме вебинара.

По его словам, на сегодняшний день в Дальневосточном федеральном округе сформировано конкурентоспособное инвестиционное пространство, включающее в себя 18 территорий опережающего развития (ТОР) с особым преференциальным режимом, созданным специально для инвесторов. На этих территориях инвесторы могут получить налоговые льготы, проходить административные процедуры в упрощенном порядке, пользоваться другими преференциями, благодаря чему в настоящее время экономический рост Дальнего Востока в среднем в два раза выше, чем в других российских регионах. В то же время, подчеркнул руководитель Комиссии по международному сотрудничеству ФСАР, чтобы разобраться во всех этих нововведениях, необходимы особые знания. «И хотя юристу нет нужды становиться техническим специалистом, разбираться в той области технологий, в рамках которой требуется защищать права работодателя или клиента, обязательно нужно», – заключил он.

Затем Рашит Зиганшин передал слово магистру права в области транснационального бизнеса, кандидату юридических наук, руководителю Дальневосточного отделения Арбитражного центра при РСПП Наталье Присекиной. Она, используя для наглядности презентацию, рассказала участникам вебинара о преимуществах резидента свободного порта Владивосток и ТОР «Дальний Восток». Лектор объяснила, в чем заключается основная разница между этими двумя территориями опережающего развития.

Как следовало из доклада Натальи Присекиной, в 2015 г. был создан Свободный порт Владивосток (СПВ), который включал только территорию Приморского края. На сегодня он охватывает 22 муниципальных образования на Дальнем Востоке. Если СПВ – свободная экономическая зона, которая позволяет резидентам заниматься практически любым бизнесом, то ТОРы имеют строгую индустриальную специализацию. В зависимости от специализации бизнес из России и зарубежных стран выбирает конкретную ТОР для реализации своего проекта.

Еще одно ключевое отличие ТОРов от СПВ, по словам докладчика, заключается в том, что ТОРы предоставляют резидентам основную инфраструктуру и коммуникации. В свою очередь альтернативным преимуществом СПВ является то, что резиденты этой зоны вправе получить земельный участок без аукциона, уточнила Наталья Присекина. Она отметила, что данная особенность породила правовую коллизию, что привело к многочисленным судебным спорам, и на сегодняшний день Правительство ДВФО обсуждает вопрос о снятии данной преференции.

Кроме того, для резидентов ТОРов и СПВ различается изначальный объем капитальных затрат: проекты СПВ обязуются вложить 5 млн рублей в течение трех лет, а участники ТОРов должны преодолеть барьер в 500 тыс. рублей минимальных инвестиций. Остальные льготы примерно одинаковые. Так резиденты освобождаются от налогов на прибыль и на имущество в течение первых пяти лет, а также от налога на землю (в СПВ – на первые три года, а в ТОРах на первые пять лет).

Вопросов к лектору было так много, что модератору вебинара – руководителю Комиссии по международному сотрудничеству СМАР Екатерине Химикус – приходилось довольно часто напоминать о времени, отведенному для каждого из выступающих.

В ответ на ряд поступивших от участников вебинара вопросов юрист ООО «Пепеляев групп» Екатерина Самусенко сообщила, что с целью развития свободных экономических режимов Дальнего Востока был создан целый ряд организаций. Среди них – корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ) – «управляющая компания особых экономических зон Дальнего Востока» со 100%-ным государственным участием, которая отвечает за операционную деятельность ТОРов и СПВ, также оформляет статус резидента, отвечает за прием и обработку заявок, следит за исполнением обязательств со стороны резидентов и представляет их интересы в суде в случае административных споров. Екатерина Самусенко отметила, что большое количество государственных ведомств, имеющих отношение к развитию свободных экономических режимов на Дальнем Востоке, вызывает путаницу у инвесторов и состояние фрустрации у чиновников на местах, что приводит к многочисленным спорам, в том числе и судебным.

Тема судебной практики по делам с участием резидентов СПВ и ТОР получила развитие в выступлении руководителя Приморского регионального отделения ФСАР Ирины Ночвиной. Она проанализировала судебные акты арбитражных судов и судов общей юрисдикции по делам с участием резидентов СПВ и ТОР за период с 2015 г. по первые месяцы 2020 г. Докладчик отметила, что указанные судебные акты можно условно разделить на несколько групп, что связано, прежде всего, с нормативно-правовым регулированием преференциальных режимов.

Одну группу составляют дела по искам АО «Корпорация развития Дальнего Востока» к резидентам о расторжении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития либо СПВ. Основанием чаще всего указывается неосуществление резидентами инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением. Кроме того, в качестве основания для иска указывается существенное нарушение ответчиками условий данных соглашений, например, в части непредставления документов в срок, предусмотренный соглашением (чаще всего это результаты инженерных изысканий и проектная документация). Суд, как правило, признает данные нарушения существенными и в соответствии ч. 2 ст. 450 ГК РФ удовлетворяет заявленные требования.

Читайте также:
С начала 2018 года запускают курортный сбор

Также встречаются споры по искам АО «Корпорация развития Дальнего Востока» к бывшим резидентам, с которыми расторгнуты соглашения о взыскании убытков, возникших в связи с расторжением соглашения, а также штрафов за нарушение различных пунктов соглашений. Такие иски, как правило, удовлетворяются, пояснила Ирина Ночвина.

Завершился вебинар докладом адвоката, медиатора, руководителя Комиссии по международному сотрудничеству СМАР, руководителя «Центра эффективного разрешения споров, медиации и третейского разбирательства» Екатерины Химикус. Она информировала о применении примирительных процедур в условиях создания и развития особых экономических зон. По ее наблюдению возникновение недопонимания между резидентами и органами исполнительной власти начинается с того, что многие проекты не могут начать операционную деятельность из-за проблем согласования старта работ с муниципальными властями уже после получения статуса резидента.

Так, например, резидентам СПВ, которым полагается земельный участок без аукциона, зачастую долго передают права на него. В свою очередь резиденты ТОР, которые рассчитывают на подведенную инфраструктуру, сталкиваются с тем, что на их участке отсутствуют некоторые коммуникации. В сложившихся обстоятельствах резиденты довольно часто обращаются к «управляющей компании», которая выступает регулятивным посредником. «При этом применение медиационных технологий приводит к эффективному результату, ведь медиация должна предлагать удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры. Ведь процесс медиации основан на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения, а сама процедура не носит характера тяжбы», – пояснила докладчик.

Заканчивая свое выступление, Екатерина Химикус поблагодарила всех участников мероприятия за внимание и выразила огромную признательность спикерам.

Льготы для участников специальных инвестиционных контрактов

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

С 2020 года участники специальных инвестиционных контрактов приобретают статус самостоятельной категории налогоплательщиков, которым в особом порядке прописаны правила льготирования инвестиционной деятельности. Одновременно изменена содержательная часть системы налогового поощрения. Например, снят ряд ограничений, что делает этот способ инвестирования более выгодным и доступным. Грядущие изменения дают весомый повод заострить внимание на особенностях налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов.

Что такое специальный инвестиционный контракт?

Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ)[1].

Участниками специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) выступают, с одной стороны, инвестор, с другой – совместно Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Инвестор обязуется, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, в предусмотренный СПИК срок реализовать инвестиционный проект по внедрению (разработке и внедрению) технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Освоение серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии[2] должно осуществляться на территории РФ, и (или) на континентальном шельфе РФ, и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Вторая сторона контракта – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование – обязуется в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, СПИК – это сделка, в результате которой инвестор приобретает налоговые преференции и другие меры государственной поддержки в обмен на обязательство произвести конкурентоспособную промышленную продукцию. СПИК заключается по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Лицо приобретает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в реестр, указанный в п. 7.3 ч. 1 ст. 6 Закона № 488-ФЗ[3].

Статус участника СПИК дает право претендовать на льготы в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. С учетом установленной НК РФ классификации налогов льготы по налогу на прибыль принимаются на федеральном и региональном уровнях, в отношении иных налогов – на уровне субъекта РФ и муниципального образования соответственно.

Для использования льгот в качестве участника СПИК нельзя быть:

участником консолидированной группы налогоплательщиков;

резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;

участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток;

налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы.

В случае прекращения действия СПИК инвестор утрачивает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня прекращения действия контракта, при расторжении СПИК – со дня включения сведений о его расторжении в реестр.

В случае расторжения СПИК в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых обязательств налоги, не уплаченные в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежат доначислению и уплате в бюджет. В частности, в силу п. 4 ст. 284.9 НК РФ исчисление налога на прибыль производится без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором СПИК был расторгнут, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период.

Читайте также:
Продавцов пива обяжут пользоваться ККТ

Новации законодательства о СПИК.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) путем добавления в НК РФ ст. 25.16 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов» и 284.9 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта» введено раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

Кроме структурных изменений, названным законом внесен ряд принципиальных новшеств. В частности, исчезло ранее действовавшее временное ограничение (до 2025 года) в применении льгот. Теперь ч. 2 ст. 18.2 Закона № 488-ФЗ для заключения СПИК установлен срок до 31.12.2030. Также сняты требования к размеру инвестиций. Дополнительно к этому у участников СПИК появилась возможность (при условии ведения раздельного учета) воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении той части прибыли, которая получена в рамках СПИК. Ранее пониженные ставки налога действовали лишь при условии, что доля доходов от реализации продукции по СПИК составляла не менее 90 % всех доходов.

Из неприятных изменений – сокращение потенциального размера господдержки со 100 до 50 %, что снижает привлекательность статуса участника СПИК по сравнению с участниками региональных инвестиционных проектов и прочими налогоплательщиками, которые воспользовались инвестиционным налоговым вычетом.

Льготы по налогу на прибыль.

Для организаций – участников СПИК ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0 % (п. 1.14 ст. 284 НК РФ). Ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть снижена до 0 % (п. 3 ст. 284.9 НК РФ)[4]. Пониженная (вплоть до нуля) налоговая ставка действует начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика – участника СПИК. При этом размер льготы по налогу на прибыль имеет лимит в виде величины, равной 50 % объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК[5].

Участник СПИК имеет право применять пониженные ставки по налогу на прибыль:

ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 % всех доходов;

к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности[6].

При этом выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен СПИК.

Ускоренный порядок начисления амортизации.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 259.3 НК РФ разрешено применение специального коэффициента, но не выше 2 к норме амортизации в отношении основных средств, включенных в первую – седьмую амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК. Правила отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями СПИК утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2017 № 484.

Льготы по&nbs

Региональным законодательством в отношении участников СПИК могут предусматриваться льготы по налогу на имущество. Например, в Пермском крае обнулена ставка налога на имущество организаций на срок действия СПИК начиная с налогового периода, в течение которого заключен СПИК. При выбытии объектов основных средств в течение трех лет со дня применения по отношению к ним налоговой ставки 0 % налог подлежит уплате в общеустановленном порядке (см. Закон Пермского края от 08.10.2015 № 549-ПК).

Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так, в Тюменской области на 2020 год продлено действие ставки налога на имущество в размере 0 % в отношении имущества, созданного или модернизированного в рамках реализации СПИК (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 05.11.2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов отдельным категориям налогоплательщиков»).

Льготы по земельному налогу.

Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.

Читайте также:
Добровольцам не придется платить подоходный налог

Стабильность налоговых условий для инвестора.

На срок действия СПИК ст. 18.4 Закона № 488-ФЗ и п. 4.1 ст. 5 НК РФ гарантируется стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, под чем подразумевается следующее. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, предусмотренных для налогоплательщиков – участников СПИК, и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты утраты налогоплательщиком статуса участника СПИК;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, если указанные даты наступают ранее даты утраты статуса налогоплательщика – участника СПИК.

Вышеобозначенные гарантии распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов и применяются при условии соответствующей оговорки в СПИК.

Как полагает Минфин (Письмо от 10.08.2017 № 03-03-05/51254), исходя из смысла ст. 5 НК РФ и ее задачи – обеспечить стабильность налоговых условий исполнения СПИК на весь срок его реализации – вопрос о неприменении норм, ухудшающих положение налогоплательщиков – участников СПИК, необходимо решать для каждого такого контракта в отдельности, с учетом даты его заключения. В частности, норма о неприменении отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах, установленная п. 4.1 ст. 5 НК РФ, действует для каждого СПИК в отношении актов, принятых после его заключения и ухудшающих положение соответствующего участника по сравнению с состоянием на дату вступления в силу такого контракта с этим налогоплательщиком.

В результате обособления участников СПИК в специальную категорию налогоплательщиков правовые нормы по поощрению их деятельности стали компактнее, проще и понятнее. Само по себе совмещение в Налоговом кодексе льгот как налогового, так и инвестиционного характера создает затруднения в толковании норм. Особенно страдали участники СПИК, регулирование деятельности которых производилось главным образом путем ссылок и оговорок. С 2020 года данная методологическая уязвимость в НК РФ устранена, что на фоне отмены ограничения по сумме проекта и сроков льготирования позволит увеличить число лиц, заинтересованных в получении статуса участника СПИК

[1] До 13.08.2019 регулирование СПИК осуществлялось в соответствии со ст. 16 Закона № 488-ФЗ. Нормы данной статьи продолжают распространяться на СПИК, действующие на 13.08.2019.

[2] Перечень современных технологий утверждается Правительством РФ.

[3] Участниками СПИК признаются также лица, которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр в порядке, установленном п. 2 ст. 25.16 НК РФ.

[4] Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации до 01.01.2019, действуют до налогового периода, в котором действие контракта прекращено либо он расторгнут (п. 6 ст. 3 Закона № 269-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.08.2019 № 03-03-05/59410).

[5] Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов, образующихся в связи с применением мер стимулирования, устанавливается методикой, указанной в п. 8 ч. 2 ст. 18.3 Закона № 488-ФЗ.

[6] Право на использование льгот к базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК, распространяется на участников, заключивших контракт с 02.09.2019 (даты вступления в силу Закона № 269-ФЗ), а также с 01.01.2017 до 02.09.2019, если он в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль.

Информация о вычете

В последнее время все большую популярность в России приобретает страхование жизни, а особенно его накопительные виды, когда выплаты происходят не только в случае смерти, но и по достижении определенного возраста или при других событиях.

С 1 января 2015 года для стимулирования страхования жизни в Налоговом законодательстве появилась дополнительная льгота – налоговый вычет по внесенным страховым взносам.

Согласно законодательству РФ (ст.219 НК РФ) при оплате страховых взносов по договору добровольного страхования жизни, заключенному на срок не менее пяти лет, Вы можете получить налоговый вычет и вернуть себе часть затраченных денег на страхование жизни – до 13% от понесенных расходов на страхование жизни.

Читайте также:
С садоводов не будут брать пошлину за добычу воды

В каких случаях можно получить налоговый вычет на страхование жизни?

Воспользоваться социальным налоговым вычетом на страхование жизни и вернуть себе часть расходов можно при следующих условиях:

1. Договор добровольного страхования жизни заключен со страховой организацией на срок не менее пяти лет.

Пример: В 2020 году Дорогина С.В. заключила договор на страхование жизни сроком на 1 год. В связи с тем, что договор был заключен на срок менее 5 лет, социальным вычетом по расходам на уплату страховых взносов Дорогина С.В. воспользоваться не сможет.

Пример: Платонов Г.А. заключил в 2020 году договор на страхование жизни сроком на 7 лет. По страховым взносам, которые Платонов Г.А. уплачивает ежегодно, он сможет получить налоговый вычет.

2. Договор заключен на страхование собственной жизни или следующих родственников:

  • супруга (в том числе вдовы, вдовца),
  • родителей (в том числе усыновителей),
  • детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)).

Обратите внимание: в отличие от вычета на лечение/обучение, ограничений по возрасту детей нет, то есть вычет можно получить даже по расходам на страхование жизни своих совершеннолетних детей.

3. Вы официально работаете и платите налог на доходы. По своей сути налоговый вычет – это часть дохода, которая не облагается налогом. Поэтому Вы не можете вернуть себе больше денег, чем перечислили в бюджет подоходного налога. Это около 13% от официальной зарплаты. Если Вы официально не работаете и не платите налог на доходы, то вычетом Вы воспользоваться не сможете.

Размер налогового вычета на страхование жизни

Размер налогового вычета на страхование жизни рассчитывается за календарный год и определяется следующими факторами:

1. Вы можете вернуть до 13% от расходов по страховым взносам, но не более 15 600 рублей. Это связано с ограничением на максимальную сумму вычета в 120 000 рублей (120 000 руб. * 13% = 15 600 рублей).

Пример: В 2020 году Савельев О.А. заключил со страховой компанией договор по страхованию жизни на 5 лет. В 2020 году сумма страховых взносов составила 75 000 рублей. За 2020 год Савельев О.А. заработал 400 000 рублей и уплатил подоходного налога 52 000 рублей. Таким образом, за 2020 год он сможет вернуть 9 750 рублей (75 000 * 13%).

При этом ограничение в 15 600 рублей относится не только к вычету на страхование жизни, а ко всем социальным вычетам. Сумма всех социальных вычетов (обучение, лечение, медикаменты, пенсионные взносы) не должна превышать 120 тыс. рублей, то есть вернуть Вы можете максимум 15 600 рублей по всем вычетам. Иными словами, максимальный предел в 120 000 рублей ограничивает общую совокупную сумму всех видов социальных вычетов.

Пример: В 2020 году Белкина А.А. заключила со страховой компанией договор по страхованию жизни сроком на 5 лет. В 2020 году она уплатила страховых взносов на сумму 45 000 рублей. Также в 2020 году Белкина А.А. оплатила собственное обучение в размере 100 000 рублей. За 2020 год Белкина А.А. заработала 600 000 рублей и уплатила подоходного налога 78 000 рублей. Так как в совокупности по всем видам социальных вычетов максимальное ограничение составляет 120 000 рублей, то к вычету Белкина А.А. сможет заявить только 120 000 рублей. Таким образом, за 2020 год она сможет вернуть 15 600 рублей (120 000 * 13%).

2. Вы не можете вернуть себе больше денег, чем перечислили в бюджет подоходного налога (около 13% от официальной зарплаты).

Пример: В 2020 году Зайцева О.А. заключила со страховой компанией договор по страхованию жизни на 5 лет. В 2020 году сумма страховых взносов составила 60 000 рублей. В 2020 году Зайцева О.А. работала один месяц (в связи с выходом в декретный отпуск), и ее зарплата составила 40 000 рублей, с которых было удержано 5 200 рублей подоходного налога. Таким образом, за 2020 год Зайцева О.А сможет вернуть только 5 200 рублей (40 000 *13%) несмотря на то, что страховых взносов было уплачено на сумму 60 000 рублей. Остаток налогового вычета не может быть перенесен на последующие годы и сгорит.

3. Получение вычета возможно только по взносам на страхование жизни. При заключении комбинированного договора, включающего помимо добровольного страхования жизни и страхование от несчастных случаев и болезней, социальный налоговый вычет в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ может быть предоставлен по такому договору только в сумме страховых взносов, относящейся к добровольному страхованию жизни. Подробнее ниже.

Если договор заключен не только на страхование жизни

Часто договор заключается не только на страхование жизни, но и от несчастных случаев и болезней (комбинированный договор). В этом случае, согласно мнению МинФина РФ, по таким договорам вычетом можно воспользоваться только по взносам на страхование жизни, связанных с дожитием гражданина до определенного возраста или срока, либо наступлением иных событий в жизни граждан, а также с их смертью.

Читайте также:
Россия и Япония избавятся от двойного налогообложения

Социальный налоговый вычет к взносам по договору страхования от несчастных случаев и болезней не применяется (Письма Минфина России от 30.03.2017 № 03-04-05/19179, от 11.07.2016 N 03-04-07/40502).

Если у Вас заключен подобный комбинированный договор, то для определения суммы взносов, которая была направлена именно на страхование жизни (и может быть включена в налоговый вычет), Вам необходимо взять в страховой организации справку, в которой взносы будут разделены по видам.

Пример: Павлов С.М. заключил комбинированный договор, включающий добровольное страхование жизни, а также страхование от несчастных случаев и болезней. Для получения вычета Павлов С.М. взял в страховой справку, где страховые взносы были разбиты: 20 000 руб. – на страхование жизни, 10 000 руб. – на страхование от несчастных случаев и болезней. Таким образом, Павлов С.М. сможет получить налоговый вычет в размере 20 000 руб., то есть вернуть 2 600 руб. (20 000 * 13%).

Если договор заключен до 1 января 2015 года

Закон о возможности получения вычета на страхование жизни вступил в законную силу с 1 января 2015 года. Соответственно, логичным оставался вопрос: можно ли получить налоговый вычет в случае, если договор со страховой организацией был заключен до 1 января 2015 года?

Согласно мнению ФНС России, налогоплательщик имеет право на получение вычета по страхованию жизни и по договорам, заключенным до 1 января 2015 года. При этом договор должен быть заключен на срок не менее 5 лет, а также вычет применяется только к взносам, уплаченным, начиная с 2015 года (Письмо ФНС России от 06.07.2015 N БС-3-11/2606@, Письмо Минфина России от 17.06.2015 N 03-04-05/34970).

Пример: В 2014 году Светлова Т.В. заключила договор на страхование жизни сроком на 7 лет, ежегодно оплачивая страховые взносы. В связи с тем, что договор был заключен на срок более 5 лет, Светлова Т.В. сможет получить налоговый вычет по расходам на уплату страховых взносов, понесенных с 1 января 2015 года. Также она сможет продолжить пользоваться вычетом в последующие годы.

Можно ли получить вычет по страхованию при кредитовании?

При оформлении ипотеки одним из условий банка-кредитора часто является заключение договора смешанного страхования, включающего страхование жизни, здоровья, имущественных интересов на время погашения ипотеки. Согласно пп.4 п.1 ст.219 НК РФ при уплате взносов по договору страхования жизни (если он заключается на срок 5 лет и более) можно получить налоговый вычет. В связи с этим возник вопрос: можно ли получать вычет в подобном случае? Некоторые налогоплательщики даже уже успели получить вычет по расходам на страхование жизни по таким договорам.

Однако Министерство Финансов РФ в своем письме от 17.08.2016 N 03-04-05/48235 прояснило, что при заключении такого вида договоров вычетом воспользоваться нельзя, так как выгодоприобретателем является банк, а не лица, уплатившие взносы на страхование.

Пример: В 2020 году Новиковым А.В. для приобретения квартиры был оформлен ипотечный кредитный договор, а также по требованию банка-кредитора заключен договор смешанного страхования, включающего страхование жизни, здоровья, имущественных интересов и титульное страхование. В связи с тем, что в соответствии с условиями договора страхования выгодоприобретателем в части суммы страховой выплаты является банк, получить налоговый вычет по расходам на страхование жизни Новиков А.В. не сможет.

Документы, необходимые для оформления налогового вычета на страхование жизни

Налоговым кодексом РФ не закреплен перечень указанных документов. Однако их можно выделить на основании имеющихся разъяснений контролирующих органов:

  • декларация 3-НДФЛ;
  • договор добровольного страхования жизни;
  • платежные документы, подтверждающие оплату страховых взносов;
  • документы, подтверждающие уплаченный подоходный налог (справка 2-НДФЛ).

Ознакомиться с полным списком документов Вы можете здесь: Документы для налогового вычета на страхование жизни

Когда и за какой период можно получить налоговый вычет?

Вы можете вернуть деньги за страхование жизни только за те годы, когда Вы непосредственно производили оплату страховых взносов. Отметим, что право на вычет в сумме страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни предоставлено налогоплательщикам с 1 января 2015 года (пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ).

При этом подать декларацию и вернуть деньги можно лишь в году, следующим за годом оплаты. Например, если Вы оплатили страховые взносы в 2020 году, то вернуть деньги сможете в 2021 году.

ОСАГО: отражаем в учете суммы страховой премии и страхового возмещения

Автор: Гудова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Эксплуатация автомобилей невозможна без обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) их владельцев. В данной консультации рассмотрим, какие новшества следует учитывать при заключении договора ОСАГО, а также выясним, как отразить операции по выплате страховой премии и поступлению страхового возмещения в бухгалтерском учете.

Взаимоотношения участников в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности регулируются следующими нормативными актами:

Читайте также:
Минтранс вынудили пойти на скидки

Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ);

Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила № 431-П).

Поскольку служебный транспорт находится у учреждений культуры на праве оперативного управления, согласно ст. 1 Закона № 40-ФЗ они признаются владельцами транспортных средств, следовательно, обязаны застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Причем страхование должно быть осуществлено до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 1, 2 ст. 4 Закона № 40-ФЗ).

К сведению: неисполнение учреждением обязанности по страхованию своей гражданской ответственности влечет наложение административного штрафа в размере 800 руб. (п. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).

Согласно п. 1 ст. 15 Закона № 40-ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств (страхователями) путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Для заключения такого договора страхователь-учреждение представляет страховщику следующие документы (п. 3 ст. 15 Закона № 40-ФЗ):

1) заявление о заключении договора обязательного страхования;

2) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

3) регистрационный документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортного средства (свидетельство о государственной регистрации транспортного средства или свидетельство о регистрации машины), либо паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники при заключении договора обязательного страхования до государственной регистрации транспортного средства;

4) водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), временное удостоверение на право управления самоходными машинами либо копию одного из указанных документов в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

5) документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства), либо документ, подтверждающий право владения транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении арендованного транспортного средства).

Обратите внимание: с 22.08.2021 для заключения договора ОСАГО не нужно представлять диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Эта поправка внесена Федеральным законом от 02.07.2021 № 343-ФЗ в п. 3 ст. 15 Закона № 40-ФЗ.

Договор обязательного страхования составляется на один год, за исключением отдельных случаев, для которых Законом № 40-ФЗ предусмотрены иные сроки действия такого договора (п. 1 ст. 10 Закона № 40-ФЗ).

Учреждение культуры в целях заключения договора ОСАГО вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. При этом страховщик не вправе отказать ему в заключении такого договора. В случае необоснованного отказа страховых организаций от заключения договоров ОСАГО или заключения договоров при условии приобретения дополнительных услуг учреждение вправе обратиться в суд. В соответствии со ст. 15.34.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 286-ФЗ, действующей с 22.08.2021) необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, в частности договора обязательного страхования, либо навязывание страхователю дополнительных услуг, не обусловленных, например, требованиями Закона № 40-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

на работников (должностных лиц) такой страховой организации в размере от 20 000 до 50 000 руб.;

на саму страховую организацию (юридическое лицо) – от 100 000 до 300 000 руб.

Заключение договора обязательного страхования подтверждается предоставлением страховщиком страхователю страхового полиса обязательного страхования с присвоенным уникальным номером, оформленного по выбору страхователя на бумажном носителе или в виде электронного документа (п. 7 ст. 15 Закона № 40-ФЗ).

Страховая премия

В качестве платы за услуги страхования выступает страховая премия. Она рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами. Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Банка России от 28.07.2020 № 5515-У.

Размер страховой премии прописывается в договоре ОСАГО.

К сведению: Владелец транспортного средства вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. При этом страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от владельца транспортного средства (п. 2.1 Правил № 431-П).

Страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается владельцем транспортного средства страховщику при заключении договора ОСАГО единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке (п. 2.2 Правил № 431-П).

Читайте также:
Транспортному налогу придумали замену

Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет изменения страховой премии, уплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если согласно договору страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действовавшим на момент ее уплаты страховым тарифам (п. 3 ст. 8 Закона № 40-ФЗ, п. 2.1 Правил № 431-П).

Датой уплаты страховой премии считается день поступления денежных средств в кассу страховщика или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.

К сведению: При заключении договора ОСАГО учреждения культуры могут установить авансовые платежи в размере 100 % от суммы договора (п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и ч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 10.2.7 Порядка № 209н расходы на уплату страховой премии по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в том числе по договорам страхования гражданской ответственности, следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 227 «Страхование» КОСГУ.

Расходы на уплату страховой премии нельзя отнести к одному отчетному периоду (месяцу), поскольку договор ОСАГО действует в течение года.

В соответствии с п. 302 Инструкции № 157н суммы расходов, начисленные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, в том числе суммы расходов, связанные со страхованием гражданской ответственности, следует отражать на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету данного счета как расходы будущих периодов, а затем подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Порядок включения расходов будущих периодов (суммы страховой премии) в течение срока действия договора ОСАГО в состав текущих расходов устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Например, такие расходы могут признаваться равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Бюджетное учреждение культуры за счет средств субсидии на выполнение госзадания оплатило договор ОСАГО, заключенный на год в отношении служебного автомобиля. Сумма страховой премии составила 12 000 руб. Согласно учетной политике начисленная сумма страховой премии учитывается на момент заключения договора в составе расходов будущих периодов, а затем ежемесячно в течение срока действия договора включается в текущие расходы в размере 1/12 величины страховой премии.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Как получить налоговый вычет за страхование жизни

Добровольное страхование жизни – очень популярная услуга за последние несколько лет. Поскольку на сегодняшний день существует возможность оформить накопительную страховку, которая позволит близким страхователя получить выплаты после его смерти, личное страхование начинает интересовать все больше людей. К сожалению, ещё не всем известно, что личное страхование позволяет получить часть денег по страховке обратно.

  1. Когда можно получить налоговый вычет на страхование жизни
  2. Выбор страховой компании
  3. Как заключать договор
  4. Стоимость страховки
  5. Где получить вычет
    1. Вычет через ИФНС
    2. Вычет через работодателя

Когда можно получить налоговый вычет на страхование жизни

Вычет – это возврат НДФЛ, 13% от вашего дохода, его обычно платит за вас наниматель. Говоря простым языком, вычетом на ДСЖ будет возврат части подоходного налога. Вычет доступен только тем, кто платит подоходный налог.

Налоговая льгота в виде вычета на ДСЖ предоставляется лишь один раз в год, при подаче налоговой декларации. Получить льготу за текущий год можно при подаче налоговой декларации в период с 1 января до 30 апреля. Обратите внимание, что возврат НДФЛ возможен только по тем взносам, которые оплачиваются с 1 января 2015 и позднее.

Пример: По договору ваш страховой полис был оформлен на срок с 2014 по 2020 год, значит вам положена ежегодная налоговая льгота, начиная с 2015 года.

У вас в запасе есть три года с момента прекращения действия страхового полиса, чтобы потребовать льготу с государства.

Читайте также:
Шохин рассказал, что принесло бизнесу повышение НДС

Налоговый вычет по ДСЖ вам положен лишь в случае заключения договора сроком от пяти лет и дольше. Данный полис должен быть самостоятельным видом страхования, то есть он не может идти «в комплекте» с договором займа или, например, ипотечного кредита. Вернуть получится лишь часть расходов, понесенных на содержание страхового полиса, а именно – 13% от внесённой суммы по страховке за год.

Получить вычет большего объёма, чем заплачено налогов ­– нельзя. Налоговые вычеты касаются лишь тех доходов, которые облагаются НДФЛ. Общая сумма выплат ограничена 120 000 российских рублей. При этом договор на оказание страховых услуг можно заключать не только на себя, но также на супругов, родителей или детей.

Иными словами, для того, чтобы получить государственную льготу за ДСЖ, нужно соответствовать одновременно четырем критериям:

  1. Вы официально трудоустроены и отчисляете 13% своего дохода в государственный бюджет (платите НДФЛ).
  2. Страховой договор оформлен на 5 лет и более.
  3. Страховка оформлена в пользу вас либо ваших ближайших родственников (супруг, дети, родители).
  4. Страховка покрывает именно страхование жизни и не связана со страхованием по кредиту (ипотека, потребительский кредит и прочее).

Обратите внимание, что возврат вычета возможен лишь по взносам, покрывающим страховку. Это означает, что комбинированная страховка позволит вам получить вычет только с суммы, затраченной на непосредственное страхование жизни. Если вы – обладатель именно такого полиса, то для получения налогового вычета вам придется взять в СК справку с указанием назначения каждого взноса.

Выбор страховой компании

Страховое соглашение вы можете заключить с любой СК, которая вас устраивает. У организации обязательно должна быть лицензия на оказание страховых услуг.

Как заключать договор

Покупая страховку, вы должны убедиться, что в вашем договоре присутствуют существенные условия ДСЖ:

  • сведения о страхователе;
  • информация о характере страховых случаев;
  • срок соглашения;
  • размер суммы страховки.

Оформить ДСЖ вы можете в любое удобное для вас время – даже в середине года. Главным условием для получения соответствующего вычета остается длительность договора на срок не менее пяти лет.

Для оформления страховки вы должны обратиться в удобную для вас СК, где вам предоставят перечень необходимых документов. Когда вы соберёте все бумаги, агент оформит с вами страховой полис. Обратите внимание, что при страховании третьего лица (супруга или родителя) потребуется согласие и подпись этого человека.

Стоимость страховки

Стоимость страховки может быть любой – все зависит от ваших финансовых возможностей. На сумму налогового вычета размер страховки влияет пропорционально, но в пределах максимальной суммы, которой ограничивается общая сумма социальных выплат.

Пример: Ваш полис стоит 50 000 рублей, а государство может возместить вам 13% от этой суммы. Значит, после подачи декларации вы получите 6 500 рублей. Если ваш полис стоит 185 000 рублей (больше ста двадцати тысяч), то вы получите 24 050 рублей, то есть 13% от максимальной суммы социальных выплат.

Где получить вычет

Получить свою законную льготу вы можете двумя способами:

  1. Подать налоговую декларацию в инспекцию по месту своего жительства.
  2. Оформить заявление у работодателя, если он оплачивает НДФЛ за вас.

Если вы официально трудоустроены в компании или у ИП, вам достаточно будет лишь написать заявление установленного образца у себя на работе, а остальное бухгалтерия сделает за вас. Если же вы работаете на себя и исправно оплачиваете НДФЛ, то вам придётся самостоятельно оформить и подать налоговую декларацию в инспекцию.

Вычет через ИФНС

Для того чтобы получить свой вычет в ИФНС, проще всего зайти на официальный сайт Федеральной Налоговой Службы nalog.ru и пройти в раздел «Меня интересует». Там нужно выбрать графу «Получение налогового вычета» и подробно изучить информацию, касающуюся налоговых льгот. В личном кабинете на сайте вы сможете легко заполнить электронную декларацию (либо помочь своему родственнику с заполнением) и предоставить пакет документов в налоговую в электронном виде.

Если электронный вариант вам не подходит, придется лично отнести в налоговую весь пакет документов:

  • налоговая декларация 3-НДФЛ;
  • справка 2-НДФЛ с места работы;
  • копия договора со страховщиком;
  • документы, подтверждающие внесение платы за страховку;
  • документы, подтверждающие родство с третьим лицом (при страховании супруги, ребенка, родителей).

Вычет через работодателя

Для того чтобы получить налоговый вычет за страхование жизни с помощью своего работодателя, вы должны написать заявление, приложить копию полиса и, при страховании третьего лица, документы, подтверждающие ваше родство. Форму конкретного заявления нужно уточнять у своего непосредственного работодателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: