Что включают в себя общехозяйственные расходы: распределение по видам деятельности

Состав, функции и учет общехозяйственных расходов преприятия

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Что относят к ОХР
  2. Распределение и списание ОХР
  3. Учет ОХР

Общехозяйственные расходы (ОХР) – затраты, не связанные непосредственно с производством продукции или другой основной деятельностью. Однако они необходимы для нормального функционирования любой организации. Это косвенные расходы, которые могут распределяться между производствами, видами продукции и списываются с учетом выбранного организацией способа. Состав ОХР, порядок учета, методика их распределения и списания, как правило, определяются видом деятельности хозяйствующего субъекта.

Общехозяйственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Что относят к ОХР

Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пр. 94н Минфина) к ОХР правомерно отнести:

  • оплату труда АУП центрального офиса с отчислениями в Фонды;
  • амортизацию ОС, НМА, используемых в управленческом процессе;
  • арендные платежи, если здания непроизводственного назначения используются по договору аренды;
  • расходы на содержание непроизводственных зданий, в том числе выплаты коммунальным службам;
  • расходы на охрану труда;
  • оплату командировок АУП;
  • расходы представительского характера;
  • канцелярские, банковские, расходы, на услуги аудиторов и пр.

Исчерпывающего списка ОХР нормативные акты на сегодняшний день не содержат. Главным признаком, позволяющим отнести затраты к этой категории, является тот факт, что они не связаны непосредственно с производством товаров, работ или оказанием услуг.

На заметку! При решении вопроса, считать расходы общепроизводственными или общехозяйственными, например, если у организации имеется филиал, целесообразно, кроме отношения его затрат непосредственно к процессу производства, оценить такой фактор, как участие ответственных лиц филиала в производстве продукции (управлении организацией в целом). В определенных случаях играет роль территориальная удаленность подразделения (филиала) от центрального офиса компании.

Распределение и списание ОХР

Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.

Базой распределения могут стать:

  • оплата труда работников производства;
  • прямые производственные затраты;
  • выручка от продажи продукции;
  • объем выработанной продукции и пр.

Организация самостоятельно принимает решение о выборе базы распределения ОХР и закрепляет ее в учетной политике. Одним из наиболее распространенных является распределение по заработной плате рабочих, занятых в производстве.

Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции

Распределению ОХР = ОХР периода/производственный ФОТ по периоду, где «период», как правило, — это «год», но могут быть взяты и предыдущий квартал, и полугодие.

Распределение ОХР по видам продукции А, В, С:

ОХР (А) = К * ФОТ (А),
ОХР (Б) = К * ФОТ (Б),
ОХР (С) = К * ФОТ (С).

Расчет: Пусть условно имеется субъект малого бизнеса, чьи непроизводственные затраты минимизированы, по сравнению с производственными. Сумма ОХР за период составила 200000 рублей. ФОТ производства за период – 600000 рублей, по продукции А — 300000, Б — 200000, С — 100000 рублей. Получаем:

  • К распред. ОХР = 200000 / 600000 = 0,3333.
  • ОХР (А) = 0,3333 * 300000 = 100000.
  • ОХР (Б) = 0,3333 * 200000 = 66667.
  • ОХР (С) = 0,3333 * 100000 = 33333.

Зная объем выпущенной продукции по видам, можно путем деления общей суммы затрат по видам на количество единиц соответствующей продукции исчислить ОХР в с/сти единицы изделия.

Аналогично ведется расчет и по другим, выбранным организацией, базам распределения.

Списывают ОХР тремя способами:

  1. С использованием счета 20 «Основное производство», переносом накопленных затрат в дебет этого счета с кредита 26 «ОХР», как об этом говорилось выше: на один вид продукции полной суммой, либо используя распределение по видам продукции.
  2. С использованием счета 90, субсчет «С/сть продаж». Затраты таким образом списывают организации и фирмы, оказывающие различные услуги (бухгалтерское сопровождение, консалтинг и т.п.), ведущие непроизводственную деятельность.
  3. С использованием т.н. метода директ-костинг. Суть его заключается в разделении затрат: на счете 20 собираются все производственные расходные статьи, которые затем подлежат списанию на продукцию, а на счет 90 полной суммой списываются ОХР (см. ПБУ10/99, абз. 2 п. 9).

Вопрос: Может ли РСО при ежемесячном списании общехозяйственных расходов на счета учета затрат на производство распределять их по объектам калькулирования (видам оказываемых услуг) с применением установленных коэффициентов, а не пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги? Что должно быть прописано в учетной политике для целей бухгалтерского учета?
Посмотреть ответ

Учет ОХР

Бухучет

Общехозяйственные расходы учитываются на активном счете 26. По окончании периода они переносятся на счет 20 (23) либо на счет 90. Фирмы, чья деятельность носит непроизводственный характер, могут и основные расходы собирать на счете 26, а затем переносить их на счет 90 (кроме предприятий торговли).

  1. Дт 26 Кт 76, 70, 71, 68, 69, 60, 23, 29, 10, 05, 02 и пр.- отражение непроизводственных затрат. Счета 23 и 29 применяются, если в организации есть вспомогательные и обслуживающие производства, которые оказывали услуги непроизводственного характера для АУП.
  2. Дт 20, 23 Кт 26 – списание ОХР на основное и вспомогательное производство (если последнее имеется в организации).
  3. Проводка Дт 20 Кт 26 делается по видам продукции на основании произведенных расчетов или полной суммой, если вид продукции у фирмы один. Распределение ОХР между основным и вспомогательным производствами можно произвести пропорционально их производственным затратам за период.
  4. При использовании счета 90 формируют проводку: Дт 90 Кт 26 по соответствующим субсчетам (2-если фирма оказывает услуги на сторону, 8-если используется директ-костинг).

Аналитика по счету 26 организуется в разрезе статей затрат и подразделений:

  1. Расходы на управление (командировки АУП, представительские расходы, оплата труда с отчислениями АУП и т.д.).
  2. Хозяйственные затраты (оплата труда и отчисления общехозяйственных рабочих и персонала, охрана труда, амортизационные отчисления и т.д.).
  3. Прочие ОХР (коммунальные платежи, канцелярия, почтовые расходы и т.п.).

Приведенный вариант учета — лишь один из возможных.

Налоговый учет

Затраты в НУ, касающиеся производства и реализации, подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318-1 НК РФ). При этом перечень внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) отнести к ним ОХР не позволяет. Порядок отнесения к тем или иным расходам организация может выбрать самостоятельно и закрепить его в учетной политике (ст. 319 -1 НК РФ). Следовательно, ОХР могут для целей НУ учитываться как прямые и как косвенные. Основное отличие в том, что косвенные расходы есть возможность учесть для целей НУ в текущем периоде, в то время как прямые исчисляются с учетом сальдо по незавершенному производству.

Несмотря на относительную свободу в вопросе разделения затрат по категориям, фискальные органы напоминают, что отнесение тех или иных затрат к косвенным законно лишь в случае, если отсутствует реальная возможность учесть их как прямые (письмо ФНС №КЕ-4-3/2952 от 24.02.2011 г. и ряд аналогичных документов).

Фирмы, оказывающие услуги, могут полностью учитывать свои затраты в текущем налоговом периоде.

Можно ли принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам, если в налоговом периоде отсутствует реализация по основному виду деятельности?

Энциклопедия решений. Общехозяйственные расходы (для бюджетной сферы)

Общехозяйственные расходы госучреждения

ГАРАНТ:

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях

По дебету счета 0 109 80 000 “Общехозяйственные расходы” учитываются затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом (процессом оказания услуг, выполнения работ).

По истечении отчетного периода (месяца) такие расходы в порядке, установленном учетной политикой госучреждения (с учетом рекомендаций уполномоченных органов):

– распределяются на себестоимость продукции (услуг, работ) (списываются в дебет счета 0 109 60 000) (абз. 2 п. 41 Инструкции N 162н, п. 62 Инструкции N 174н, п. 62 Инструкции N 183н);

– относятся на финансовый результат (списываются в дебет счетов 0 401 10 000, 0 401 20 000) (п.п. 62,66, абз. 5 п. 153 Инструкции N 174н, п.п. 62, 66, 181 Инструкции N 183н).

К общехозяйственным расходам, в частности, могут быть отнесены:

– административно-управленческие расходы (в том числе стоимость использованных в соответствующих целях материальных запасов, веденных в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3 000 рублей);

– расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

– расходы на амортизацию и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

– арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

– расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и тому подобных услуг;

– иные аналогичные по назначению управленческие расходы.

Распределение общехозяйственных расходов осуществляется в госучреждениях в два этапа.

На первом этапе в учреждениях, осуществляющих несколько видов деятельности, производится распределение общехозяйственных расходов между этими видами деятельности.

На втором этапе общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость конкретных видов готовой продукции (работ, услуг).

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не содержат каких-либо специальных требований по поводу выбора способов распределения общехозяйственных расходов. Следовательно, такой способ должен быть определен в учетной политике госучреждения с учетом требований учредителя (главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств). При этом распределение общехозяйственных и накладных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) желательно осуществлять одним и тем же способом.

Распределение может производиться пропорционально:

– прямым затратам по оплате труда;

– иным прямым затратам;

– иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Внимание

Накладные расходы, непосредственно связанные с производством (выполнением, оказанием) нескольких видов готовой продукции (работ, услуг), распределяются на себестоимость каждого вида продукции (работ, услуг) способом, определенным в учетной политике. В отдельных случаях соответствующие виды продукции (работ, услуг) могут производиться в рамках нескольких видов деятельности. В таких ситуациях необходимо производить распределение накладных расходов между видами деятельности тем же способом, что и общехозяйственные расходы.

Распределение расходов между видами деятельности госучреждения в целях бухгалтерского учета и оплаты соответствующих денежных обязательств, как правило, осуществляется еще на этапе планирования.

Так, например, плановые суммы общехозяйственных расходов бюджетных (автономных) учреждений могут распределяться между видами деятельности пропорционально объемам планируемых доходов (из общей суммы таких доходов необходимо исключать суммы субсидий на иные цели и субсидий на цели осуществления капитальных вложений). Соответственно, при изменении доходных показателей Плана финансово-хозяйственной деятельности, необходимо корректировать и расчет распределения расходов.

Кроме того, на практике существует и иной вариант распределения общехозяйственных расходов – учредителем могут определяться перечни конкретных видов расходов, подлежащих оплате за счет определенных видов деятельности.

С учетом планового распределения между видами деятельности (предельных размеров расходов по каждому виду деятельности) общехозяйственные расходы бюджетных (автономных) учреждений осуществляются в течение всего финансового года и списываются в дебет счетов 4 109 80 000 или 2 109 80 000. А затем в рамках конкретного вида деятельности производится распределение расходов на себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ –> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок ” Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль ” – это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на август 2021 года.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ – Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”

Инструкция N 157н – Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н – Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н – Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н – Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н – Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н – Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н – Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н – Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н – Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н “Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению”

Инструкция N 33н – Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н – Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК – коды бюджетной классификации

КОСГУ – Классификация операций сектора государственного управления

КФО – код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД – План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС – главный распорядитель бюджетных средств

ПБС – получатель бюджетных средств

Орган-учредитель – орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ “Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко” Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год – главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год – заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы “1С” в организациях бюджетной сферы

Сотрудники направления “Бюджетная сфера” компании “Гарант”:

В. Пименов, руководитель объединенной редакции “Бюджетная сфера” и Департамента бюджетной методологии компании “Гарант”, эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Объединенная редакция “Бюджетная сфера”:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Департамент бюджетной методологии:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Н. Старовойтова, консультант-эксперт

Э. Чевардина, консультант-эксперт

Направление “Бюджетная сфера” компании “Гарант” – центр компетенций (экспертизы) по вопросам бюджетной методологии

Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.

Какие задачи решает Центр:

1. Разработка единых методологических подходов к применению бюджетного законодательства.

2. Взаимодействие с органами госуправления и крупнейшими учреждениями.

3. Предоставление устных и письменных консультаций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности в секторе госуправления, бюджетному законодательству, финансовому контролю и аудиту, правовому положению государственных (муниципальных) учреждений.

4. Подготовка новостных и аналитических материалов (энциклопедий, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов), интернет-рассылок, статей, репортажей и интервью как в текстовом, так и в видеоформате для всех продуктов компании “Гарант”, включая систему ГАРАНТ и портал ГАРАНТ.РУ.

5. Анализ бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации учетных процессов.

6. Оказание поддержки при проверках финансово-хозяйственной деятельности.

7. Организация и проведение региональных семинаров и круглых столов.

8. Разработка проектов локальных актов, включая учетную политику.

9. Разработка программ повышения квалификации.

10. Осуществление исследований по изучению тенденций, технологий и лучших практик внедрения новых положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне (“Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений”; “Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита”, “Модели налогового учета в учреждениях высшего образования”, “Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета”, “Сравнительные характеристики систем оплаты труда медицинских учреждений в различных регионах” и др.).

В Центре работают специалисты:

1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы, имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.

2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.

3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.

Распределение общехозяйственных расходов при совмещении спецрежима в виде ЕНВД и ОСНО

Автор: Малышева О. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Со следующего года спецрежим, при котором налогоплательщики уплачивали ЕНВД, отменяется.

В соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ с 01.01.2021 положения гл. 26.3 НК РФ не применяются, так как продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД считается нецелесообразным (см. Письмо Минфина России от 18.11.2019 № 03-11-11/88856). Дело в том, что «вмененка» не учитывает масштабы экономической деятельности и применяется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. С развитием цифровых технологий совершенствуется применение онлайн-касс, у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, в то время как плательщики ЕНВД по-прежнему исчисляют налог с физических показателей, что приводит к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.

То есть у организаций есть еще год для применения этого спецрежима. Для тех налогоплательщиков, которые одновременно применяют ОСНО и спецрежим в виде ЕНВД, по-прежнему актуален вопрос учета расходов (назовем их общехозяйственными), которые относятся к обоим видам деятельности – например, коммунальные, транспортные, управленческие.

Как посчитать расходы для целей исчисления налога на прибыль, если их невозможно разделить на расходы, относящиеся к виду деятельности, переведенному на «вмененку», и виду деятельности на ОСНО?

При совмещении режимов налогообложения организация обязана вести раздельный учет

Плательщики налога на прибыль, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, должны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Обязанность ведения раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций при совмещении ОСНО и спецрежима в виде ЕНВД прописана для хозяйствующих субъектов и в п. 7 ст. 346.26 НК РФ.

Несмотря на то, что в гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ отсутствуют положения, согласно которым организацию могут привлечь к ответственности за неведение раздельного учета, игнорирование этой обязанности может привести к неправильному исчислению облагаемой базы, а соответственно, и суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет. А это чревато штрафными санкциями по ст. 122 НК РФ.

Учетная политика

Налоговый кодекс не устанавливает порядка ведения налогового учета в случае совместного применения ОСНО и спецрежима в виде ЕНВД.

В общих чертах раздельный учет обрисован в п. 9 ст. 274 НК РФ, из которого следует, что при исчислении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы и расходы, относящиеся к деятельности, подлежащей обложению ЕНВД.

При этом расходы организации, осуществляющей несколько видов деятельности и совмещающей ОСНО и «вмененку», в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

К сведению: организация вправе разработать и применять в хозяйственной деятельности собственный порядок ведения раздельного учета с учетом принципов, изложенных в п. 9 ст. 274 НК РФ.

Самостоятельно разработанный порядок ведения раздельного учета закрепляется в учетной политике либо другом внутреннем документе, утвержденном приказом по организации, или нескольких документах, которые в совокупности будут содержать правила, касающиеся порядка ведения организацией раздельного учета.

В приказе об учетной политике необходимо отразить следующие основные моменты:

определить способ (принцип) разделения показателей по видам предпринимательской деятельности;

перечислить документы (основания), на которые организация будет ссылаться при ведении раздельного учета. Здесь же необходимо указать требования, которые должны предъявляться к этим документам;

предусмотреть правила распределения показателей, которые одновременно применяются в нескольких видах деятельности (для тех случаев, когда показатели нельзя отнести к тому или иному виду деятельности).

Организация раздельного учета

В отличие от налога на прибыль, для целей исчисления ЕНВД размер полученного дохода значения не имеет, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 346.29 НК РФ объектом обложения единым налогом признается вмененный доход налогоплательщика. Под вмененным подразумевается потенциально возможный доход плательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для исчисления величины единого налога по установленной ставке (ст. 346.27 НК РФ). А вот фактически полученный доход от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, для исчисления налога на прибыль имеет определяющее значение.

В связи с этим для разделения доходов организации необходимо предусмотреть в рабочем плане счетов специальные субсчета к счетам учета выручки, например:

субсчет 90-1-1 «Выручка от деятельности, облагаемой налогами в соответствии с ОСНО»;

субсчет 90-1-2 «Выручка от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД».

Таким образом, при исчислении налога на прибыль исключить «вмененную» выручку не составит особого труда.

Что касается расходов, если они могут быть прямо отнесены к тому или иному виду деятельности, их следует распределять непосредственно по этим видам деятельности. В таком случае к затратам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, будут относиться затраты, которые связаны с видом деятельности, который облагается этим налогом в общем порядке.

В случае невозможности разделения расходов (относятся к обоим видам деятельности) они определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Значит, по расходам организации следует также открыть соответствующие субсчета. Например, к счету 44 «Расходы на продажу»:

субсчет 44-1 «Расходы на продажу в деятельности, облагаемой налогами в соответствии с ОСНО»;

субсчет 44-2 «Расходы на продажу в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД»;

Методику распределения показателей по субсчетам целесообразно отдельно прописать в учетной политике.

О видах доходов, которые участвуют в расчете пропорции

В целях определения суммарного объема всех доходов организации для расчета расходов по пропорциональному принципу следует брать доходы без учета НДС и акцизов. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 18.02.2008 № 03-11-04/3/75. Чиновники сослались на п. 1 ст. 248 НК РФ, в котором указано, что к доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от реализации и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю.

К сведению: величина расходов, относящихся к деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, исчисляется пропорционально доле доходов от этого вида деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности, который включает в себя доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, за исключением сумм налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Аналогичный подход можно найти в арбитражной практике. Так, в Постановлении ФАС ВВО от 20.06.2012 по делу № А11-4682/2011 отмечено: поскольку в формировании налоговой базы при исчислении налога на прибыль участвуют как доходы от реализации товаров (работ, услуг), так и внереализационные доходы (к которым относятся проценты, полученные от выдачи займов), при определении пропорции на основании п. 9 ст. 274 НК РФ обоснованным является включение в состав общего дохода организации по всем видам деятельности внереализационных доходов.

О порядке распределения общехозяйственных расходов

Исходя из положений абз. 3 и 4 п. 9 ст. 274 НК РФ плательщики налога на прибыль, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении базы по налогам, исчисляемым по разным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных налоговых режимов.

При этом четкой методики распределения таких общехозяйственных расходов ни гл. 25, ни гл. 26.3 НК РФ не содержат. Минфин в своих письмах предлагает два варианта.

Вариант первый: для распределения расходов доходы по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, следует определять нарастающим итогом с начала года, то есть так же, как и при расчете базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 7 ст. 274 НК РФ.

Вариант второй: общие расходы нужно распределять ежемесячно исходя из показателей выручки (дохода) и расходов за месяц.

Налогоплательщику следует выбрать один из предлагаемых вариантов и отразить свой выбор в учетной политике для целей налогообложения.

Вариант первый: доходы для распределения расходов рассчитываются нарастающим итогом

Вот какие разъяснения по этому варианту даны Минфином в Письме от 02.07.2013 № 03-11-06/3/25138.

Налогоплательщиками, применяющими ОСНО, при определении объекта налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав учитываются в соответствии со ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы – в соответствии со ст. 250 НК РФ. Не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

Организации по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату ЕНВД, не освобождены от ведения бухгалтерского учета.

При совмещении различных режимов налогообложения организациям, являющимся плательщиками ЕНВД, рекомендуется определять доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату указанного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений ст. 249, 250 и 251 НК РФ.

В связи с тем, что при формировании базы по налогу на прибыль доходы определяются нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ), доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату ЕНВД в порядке, указанном выше, также целесообразно определять нарастающим итогом с начала года.

Организация совмещает ОСНО (оптовая торговля) и спецрежим в виде ЕНВД (розничная торговля) с начала года. Общехозяйственные расходы, которые нельзя отнести к конкретному виду деятельности, подлежащие распределению, составляют 100 000 руб. ежемесячно.

В учетной политике организации указано, что для распределения расходов доходы по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, следует определять нарастающим итогом с начала года.

По итогам полугодия организация получила доходы в следующих размерах:

Общехозяйственные расходы в стоимости объекта строительства

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Вячеслав Горностаев рассказывают о бухгалтерском и налоговом учете общехозяйственных расходов при формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства в разные периоды деятельности организации, совмещающей функции инвестора, заказчика и застройщика.

Организация при строительстве нескольких объектов, которые после окончания строительства будут сданы в аренду, совмещает функции инвестора, заказчика и застройщика. Учитываются ли общехозяйственные расходы (в частности, заработная плата управленческого персонала (директор, бухгалтер), управленческие расходы (услуги связи, аренда офиса)) при формировании первоначальной стоимости объекта строительства в периоде, когда организацией ведется только строительство объектов и не осуществляются другие виды деятельности, и в периоде, когда строительство одних объектов продолжается, а другие уже построены и сдаются в аренду?

Инвестиционная деятельность в РФ регулируется Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ (далее – Закон N 39-ФЗ) и Законом РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (в части, не противоречащей Закону N 39-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона N 39-ФЗ капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются в том числе инвесторы и заказчики (ст. 4 Закона N 39-ФЗ).

Закон N 39-ФЗ не содержит понятия “застройщик”. Понятие данного субъекта инвестиционной деятельности дано в п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

Пунктом 6 ст. 4 Закона N 39-ФЗ предусмотрено, что субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

В рассматриваемом случае организация совмещает функции инвестора, заказчика и застройщика.

Формирование первоначальной стоимости объекта строительства

При формировании первоначальной стоимости возводимого объекта организации следует руководствоваться:

  • ПБУ 6/01 “Учет основных средств” (далее – ПБУ 6/01);
  • Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160 (далее – Положение N 160) (применяется в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету – смотрите письмо Минфина РФ от 15.11.2002 N 16-00-14/445);
  • Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее – Методика).

Согласно п. 2.1 Положения N 160 учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и другим), входящим в него. Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете “Капитальные вложения” (п. 2.3 Положения N 160).

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 “Вложения во внеоборотные активы” в дебет счета 01 “Основные средства” (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При одновременном выполнении условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01 “Учет основных средств” (далее – ПБУ 6/01), актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

Согласно п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. На основании п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные расходы и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Таким образом, в составе капитальных вложений, впоследствии формирующих стоимость объектов основных средств, должны отражаться затраты, имеющие непосредственную связь с возведением конкретного основного средства, которые могут быть до начала строительства определены, исчислены и учтены при составлении сметной документации.

Бухгалтерский учет общехозяйственных расходов в периоде, когда ведется только строительство объектов

Действующим законодательством установлен открытый перечень расходов, подлежащих включению в стоимость объекта капитального строительства. Однако критерием включения расходов, в том числе и общехозяйственных расходов, в стоимость актива является непосредственная связь с приобретением, сооружением и изготовлением такого актива. В противном случае такие расходы относятся в состав текущих расходов организации.

Так, в соответствии с главой 10 Рекомендуемого перечня основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (Приложение N 8 Методики), в указанный расчет стоимости строительства включаются средства на содержание заказчика-застройщика. В п. 1.4 Положения N 160, применяемого во взаимосвязи с ПБУ 6/01, прямо предусмотрено, что расходы по содержанию застройщиков производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов.

В рассматриваемой ситуации в отдельных отчетных периодах организация осуществляет исключительно строительную деятельность. Финансирование строительства, включая содержание дирекции и иные расходы общехозяйственного назначения, осуществляется за счет собственных (и возможно заемных) средств и поэтому правомерно констатировать, что общехозяйственные расходы организация вправе включить в инвентарную стоимость вводимого в эксплуатацию объекта.

То есть в ситуации, когда организация при строительстве объектов не осуществляет другие виды деятельности, общехозяйственные расходы могут быть включены в первоначальную стоимость объекта, если они непосредственно связаны со строительством.

Как указано в п. 5.1.1 Положения N 160, инвентарная стоимость зданий и сооружений складывается из затрат на строительные работы и приходящихся на них прочих капитальных затрат. Прочие капитальные затраты включаются в инвентарную стоимость объектов по прямому назначению. В случае, если они относятся к нескольким объектам, их стоимость распределяется пропорционально договорной стоимости вводимых в действие объектов.

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация строит объекты для собственного использования (договорная стоимость отсутствует), по нашему мнению, расходы между ними могут быть распределены пропорционально сметной стоимости строительства.

При этом перечень затрат, формирующих стоимость объекта, должен быть закреплен в учетной политике общества.

Следует обратить внимание, что специалисты Минфина России также указывают, что заказчик-застройщик, осуществляющий реализацию инвестиционного проекта по капитальному строительству производственного объекта, в бухгалтерском учете общехозяйственные расходы, если указанные расходы непосредственно связаны с предстоящим строительством конкретного производственного объекта и предусмотрены в сводных сметных расчетах производственного объекта, вправе предусматривать в составе прочих капитальных затрат, формирующих первоначальная стоимость возводимого объекта (письмо Минфина России от 17.02.2004 N 16-00-14/36).

Если в рассматриваемой ситуации сметная документация не предусматривала порядок включения общехозяйственных расходов в состав капитальных затрат, то считаем, что порядок учета указанных расходов в первоначальной стоимости возводимого объекта организация может закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет общехозяйственных расходов в периоде, когда ведется строительство объектов и осуществляется деятельность по сдаче в аренду

Если предприятие, являющееся заказчиком-застройщиком, занимается также другими видами деятельности, то полагаем, что в этом случае расходы на содержание администрации, учитываемые на счете 26 “Общехозяйственные расходы”, должны распределяться между другой деятельностью и строительством объектов.

Учитывая, что нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрен порядок распределения общехозяйственных расходов для целей включения их в первоначальную стоимость строящихся для собственных нужд объектов основных средств, по нашему мнению, при распределении в бухгалтерском учете указанных общехозяйственных расходов организация может применять любой экономически обоснованный метод распределения, предусмотрев его в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В частности, общехозяйственные расходы могут распределяться пропорционально прямым затратам или другому выбранному в учетной политике методу.

При их дальнейшем распределении между отдельными объектами строительства, как было указано выше, за базу распределения может приниматься сметная стоимость строительства.

Налоговый учет общехозяйственных расходов

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Глава 25 НК РФ не уточняет порядок учета общехозяйственных расходов для организаций, занимающихся строительством. В НК РФ нет также упоминания о возможности или необходимости капитализации таких расходов. Одновременно пунктом 5 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества без указания, косвенные это расходы или прямые.

Минфин России в письме от 02.03.2006 N 03-03-04/1/178 указал, что общехозяйственные и другие аналогичные расходы не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с их приобретением, сооружением или изготовлением. Следовательно, если организация ведет строительство для собственных нужд, то расходы на содержание дирекции строящегося объекта могут учитываться при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств. В данном случае порядок признания расходов аналогичен порядку признания общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете.

В то же время существует позиция, согласно которой высказывается мнение, что если налоговое законодательство определяет какие-либо затраты как самостоятельный вид расходов, то такие затраты признаются расходами отчетного (налогового) периода и в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются. Если придерживаться указанной позиции, то общехозяйственные расходы должны относиться к косвенным расходам и признаваться в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (п. 1 ст. 272 НК РФ, п.п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Поэтому организация имеет право самостоятельно выбрать порядок учета общехозяйственных расходов, понесенных в период строительства здания, утвердив его в учетной политике для целей исчисления налога на прибыль.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Распределение накладных и общехозяйственных расходов между разными видами готовой продукции в учете бюджетного и автономного учреждения

Распределение накладных и общехозяйственных расходов

  • пропорционально прямым затратам (например по оплате труда; стоимости израсходованного сырья и материалов; другим прямым затратам);
  • пропорционально объему выручки от реализации продукции;
  • пропорционально другому показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Конкретный способ распределения накладных расходов между отдельными видами готовой продукции выбирается учреждением самостоятельно и утверждается в качестве элемента учетной политики.

Инструкция не содержит рекомендуемых способов распределения общехозяйственных расходов учреждения между отдельными видами готовой продукции. Согласно этому документу учреждение устанавливает способ такого распределения в учетной политике . Поэтому общехозяйственные и накладные расходы проще всего распределять одинаковым методом. Часть общехозяйственных расходов может не распределяться, а отражаться в составе расходов учреждения текущего финансового года по дебету аналитического счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года». При этом перечня нераспределяемых расходов инструкция не содержит. Поэтому, по нашему мнению, учреждение должно его определить самостоятельно, закрепив в качестве элемента учетной политики.

Учреждение занимается производством трех видов готовой продукции. Стоимость сырья и материалов, использованных в процессе производства, составила 1 200 000 руб., в том числе:

  • на изделие № 1 — 500 000 руб.;
  • на изделие № 2 — 400 000 руб.;
  • на изделие № 3 — 300 000 руб.

Заработная плата производственных рабочих составила — 590 000 руб., в том числе:

  • занятых в производстве изделия № 1 — 206 500 руб.;
  • занятых в производстве изделия № 2 — 247 800 руб.;
  • занятых в производстве изделия № 3 — 135 700 руб.

Общая сумма накладных расходов, связанных с выпуском готовой продукции, составила 340 000 руб. Сумма общехозяйственных расходов равна 90 000 руб. Вся сумма общехозяйственных расходов подлежит распределению.

Для упрощения данные в примере округлены до целых рублей.

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально стоимости сырья и материалов, израсходованных в производстве конкретных видов готовой продукции.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

500 000 : 1 200 000 × 340 000 = 141 667 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

400 000 : 1 200 000 × 340 000 = 113 333 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

300 000 : 1 200 000 × 340 000 = 85 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

500 000 : 1 200 000 × 90 000 = 37 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

400 000 : 1 200 000 × 90 000 = 30 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

300 000 : 1 200 000 × 90 000 = 22 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

141 667 + 37 500 = 179 167 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

113 333 + 30 000 = 143 333 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

85 000 + 22 500 = 107 500 руб.

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально заработной плате рабочих, занятых в производстве конкретных видов готовой продукции.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

206 500 : 590 000 × 340 000 = 119 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

247 800 : 590 000 × 340 000 = 142 800 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

135 700 : 590 000 × 340 000 = 78 200 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

206 500 : 590 000 × 90 000 = 31 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

247 800 : 590 000 × 90 000 = 37 800 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

135 700 : 590 000 × 90 000 = 20 700 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

119 000 + 31 500 = 150 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

142 800 + 37 800 = 180 600 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

78 200 + 20 700 = 98 900 руб.

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке от продажи конкретных видов готовой продукции. При этом выручка от продажи готовой продукции составила 3 800 000 руб., в том числе:

изделия № 1 — 1 330 000 руб.;

изделия № 2 — 1 710 000 руб.;

изделия № 3 — 760 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

1 330 000 : 3 800 000 × 340 000 = 119 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

1 710 000 : 3 800 000 × 340 000 = 153 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

760 000 : 3 800 000 × 340 000 = 68 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

1 330 000 : 3 800 000 × 90 000 = 31 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

1 710 000 : 3 800 000 × 90 000 = 40 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

760 000 : 3 800 000 × 90 000 = 18 000 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

119 000 + 31 500 = 150 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

153 000 + 40 500 = 193 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

68 000 + 18 000 = 86 000 руб.

СРОЧНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС ПО НДС

Только в эту пятницу (14 января) большой мастер-класс по НДС от Эльвиры Митюковой «Декларация за 4 квартал и работа в 2022 году». Цена для подписчиков «Клерк.Премиум» – 8 990₽, без подписки – 12 990₽. Посмотрите программу тут

Управленческий учет: как распределить расходы по направлениям деятельности, чтобы правильно оценить их прибыльность

Чтобы корректно оценить эффективность каждого вида деятельности компании, нужно правильно посчитать доходы и расходы в разрезе этих направлений. Больше всего сложностей обычно возникает при делении затрат организации, особенно косвенных. В зависимости от учетной политики одни и те же бизнес-единицы могут быть прибыльными или убыточными в итоговой отчетности, на основе которой принимаются управленческие решения. При этом детализация учета, призванная повысить точность данных, делает его ведение трудоемким – как следствие появляются ошибки, а из-за ошибок отчетные документы готовятся долго и часто содержат неверную информацию. Поэтому важно выбрать оптимальный подход к распределению издержек.

Делим расходы на прямые и косвенные

Прямыми считаются затраты, связанные только с одним конкретным видом деятельности. Они обычно возникают в процессе производства или реализации конкретного вида продукции или услуг и исчезнут, если закрыть направление. К косвенным затратам, соответственно, относятся все остальные. Определять также удобно по следующим принципам:

    На основе экономического смысла

Например, вне зависимости от правил бухучета к прямым расходам стоит отнести бонусную часть заработной платы сотрудников (процент от продаж), расходы на маркетинг этого вида деятельности, расходы на эксплуатацию и содержание транспорта, который развозит продукцию только этого направления, лизинговые платежи по оборудованию, которое используется только для этого вида активности, оплату сертификации продукции этого направления и проценты по кредитам и займам, взятым специально для конкретного подразделения.

И по этому же принципу должны учитываться доходы. То есть, например, средства, полученные от реализации имущества отдела или сдачи его в аренду, и выручку от колебаний курсов валют, полученную в процессе покупки и продажи продукции конкретного вида, нужно отнести к выручке соответствующей бизнес-единицы.

    На основе производственного процесса и структуры компании

Если какие-то помещения используются только одним подразделением, то все расходы, связанные с этим помещением, включая налоги, относятся к прямым расходам этого вида деятельности. Также если какие-то сотрудники, даже из головного офиса, работают только с одним направлением бизнеса, то оплата их труда и затраты на все используемое ими имущество следует считать прямыми издержками этого направления.

Можно ли вообще не распределять косвенные расходы?

Обычно полное распределение затрат по видам деловой активности требуется не только для оценки финансовых результатов последних. Например, ценообразование на предприятии может осуществляться затратными методами. Тогда для установления цен на товары или услуги нужна себестоимость, а чтобы вычислить себестоимость, нужно учесть не только прямые, но и косвенные затраты.

Но если ни для каких других целей управленческого учета нет необходимости разносить все доходы и расходы по направлениям, тогда и для оценки фин. результатов самих направлений ими допустимо пренебречь и считать окупаемость на основе только прямых расходов. В этом случае важно анализировать прибыльность предприятия в целом и динамику изменения величины косвенных расходов постатейно.

Как выбрать базу распределения косвенных затрат?

Если косвенные издержки существенно меньше прямых, имеет смысл использовать единую базу для их распределения, поскольку детализация этих расходов все равно не нужна для принятия управленческих решений. Наиболее распространены следующие варианты баз:

  1. Переменные или прямые затраты: считается, что чем больше их величина, тем большего остальных ресурсов фирмы тратится на бизнес-активность. Подходит для компаний, у которых переменных расходов значительно больше, чем постоянных.
  2. Объемы продукции: считается, что на производство и/или распространение всех видов продукции уходит одинаковое количество ресурсов. Подходит, например, для производств, выпускающих продукцию одной категории одинакового уровня сложности.
  3. Выручка от реализации: считается, что чем дороже товары или услуги, тем больше ресурсов уходит на их создание и/или продажу. Можно использовать практически в любых компаниях за исключением вариантов, когда демократичные товары, например, намного больше премиальных по размеру. В таком случае они занимают больше места на складах и в транспорте и обходятся бизнесу наоборот дороже.
  4. Зарплата сотрудников: считается, что чем дороже сотрудники подразделения, тем больше остальных ресурсов организации тратится на работу этого подразделения. Подходит для предприятий, в которых основные затраты – это оплата труда персонала.
  5. Равномерное распределение: считается, что на все виды деловой активности нужно одинаковое количество ресурсов бизнеса. Подходит для компаний, направления работы которых сопоставимы по трудоемкости процессов и другим параметрам.

При этом, выбирая базу, стоит смотреть не только на возможность ее применения для вашего типа бизнеса, но и на то, помогает ли она действительно справедливо разделить расходы и отразить реальное положение дел в отчетности. Например, на первый взгляд кажется, что для консалтинговых и других компаний с большим фондом оплаты труда всегда стоит выбирать базу распределения, связанную с персоналом. То есть ориентироваться на зарплаты или количество сотрудников направления. Но на практике, в силу разной трудоемкости деятельности, на управление подразделением меньшего размера может уходить столько же времени административного персонала и высшего руководства, сколько уходит на менеджмент большего подразделения. Например, проектные работы могут быть более ресурсоемкими для менеджмента компании, чем ведение постоянных клиентов. Или обучающие мероприятия могут требовать больше времени и внимания, чем работа с клиентами, хотя event-отдел по численности и ФОТ меньше.

Если доля косвенных издержек большая, нужны индивидуальные базы. Уровень детализации стоит выбирать в зависимости от величины косвенных расходов. Чтобы избежать излишнего усложнения учета, нередко стоит остановиться на варианте индивидуального разнесения только тех затрат, базы которых наиболее очевидны, а остальные распределять по единой базе. Например, расходы на аренду офисов, складов, их страхование и соответствующие коммунальные платежи легко разделить на основе площадей, которые заняты разными видами бизнеса. Или расходы на транспорт и оборудование можно посчитать по времени пользования разными подразделениями, по количеству заказов от каждого, по объему использованных ресурсов.

Нужно ли отдельно оценивать прибыльность после вычета только прямых расходов?

Когда в управленческом учете предприятия косвенные издержки разносят по видам деловой активности или филиалам, менеджмент нередко считает правильным оценивать прибыльность бизнес-единиц по итогу, после распределения всех затрат. Но фин.результаты, посчитанные на основе итоговой величины расходов, показывают окупаемость направлений только с учетом затрат на их жизнеобеспечение. А на практике эти затраты могут состоять в основном из постоянных расходов, доля переменных бывает невелика. В этом случае закрытие тех подразделений, которые убыточны по конечной оценке, приведет к падению, а не росту совокупной прибыли компании. Возьмем пример сети магазинов.

Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)

  • Описание и использование счета 26
  • Основные составляющие общехозяйственных расходов
  • Учет общехозяйственных расходов на основании примера
  • Списание и распределение общехозяйственных расходов
  • Итоги

Описание и использование счета 26

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» служит для сбора сведений о затратах на нужды управления, не связанные непосредственно с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Агенты, брокеры, дилеры, экспедиторы, то есть не связанные с производством организации, используют счет 26 как основной при ведении своей деятельности, обобщая на нем информацию обо всех своих расходах и списывая их на счет учета продаж.

Торговые фирмы не используют в своей деятельности счет 26 и все расходы без исключения относят непосредственно на счет 44 «Расходы на продажу».

Об основных составляющих затрат, учитываемых на счете 44 «Расходы на продажу», читайте в статье «Бухгалтерские проводки на коммерческие расходы».

Аналитический учет по счету 26 ведется непосредственно по статьям расходов, местам их возникновения.

Основные составляющие общехозяйственных расходов

К основным общехозяйственным расходам относят следующие:

  1. Оплата труда аппарата управления, дирекции, бухгалтерии, канцелярии (включая премии, отпускные, пособия за счет работодателя).
  2. Суммы страховых платежей во внебюджетные фонды, относящиеся к оплате труда работников административно-хозяйственного аппарата организации.

Информацию о бухгалтерских проводках при начислении и уплате страховых взносов вы можете найти в материале «Начислены страховые взносы (бухгалтерская проводка)».

  1. Начисленная амортизация по основным средствам и нематериальным активам, которые приобретены для обслуживания административно-хозяйственного персонала.
  2. Расходы на ремонт основных средств, не связанных с производством.
  3. Расходы на аренду помещений, используемых для аппарата управления и прочего непроизводственного назначения.
  4. Расходы на информационные, консультационные услуги.
  5. Расходы на материалы, используемые для управленческих нужд.
  6. Представительские расходы.
  7. Расходы на переподготовку кадров.
  8. Расходы на оплату услуг охранных организаций.
  9. Расходы на набор персонала.
  10. Расходы на подписку на периодические издания.
  11. Расходы на программное обеспечение.
  12. Расходы на телефонные переговоры и услуги интернета.
  13. Командировочные расходы.

Как учесть управленческие расходы при подсчете налогооблагаемой прибыли, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Со всеми нюансами документального оформления командировочных расходов вы можете ознакомиться в статье «Порядок учета командировочных расходов в 2020-2021 годах».

Учет общехозяйственных расходов на основании примера

Синтетический учет общехозяйственных расходов в течение месяца ведется в корреспонденции со счетами:

Начислена амортизация оборудования, которое используется для административно-хозяйственных нужд

Начислена амортизация по нематериальным активам, используемым в административно-хозяйственной сфере

Израсходованы сырье, материалы, хозяйственный инвентарь, используемые в административно-хозяйственной сфере

На административно-хозяйственные цели отпущены полуфабрикаты собственного производства

Часть готовой продукции направлена на собственные административно-хозяйственные нужды

Отражены расходы на услуги поставщиков и подрядчиков на основании актов для общехозяйственных нужд предприятия

Начислена оплата труда общехозяйственному персоналу

Отнесены на затраты суммы страховых платежей во внебюджетные фонды, относящиеся к оплате труда общехозяйственного персонала

В соответствии с авансовым отчетом подотчетного лица списаны представительские расходы

На общехозяйственные затраты списана доля расходов будущих периодов

За месяц архитектурно-проектное бюро произвело следующие расходы.

Заработная плата сотрудников, выполняющих проектные работы, составила 500 000 руб.

Заработная плата администрации — директора организации и бухгалтера — составила 120 000 руб.

Сумма страховых платежей в фонды, относящиеся к оплате труда администрации, составила 36 240 руб.

Амортизация оборудования для геологоразведочных работ составила 25 000 руб., амортизация ноутбука и многофункционального устройства, которые использует в своей работе бухгалтер, составила 5 000 руб.

Стоимость расходных материалов для многофункционального устройства, приобретенных для администрации, составила 6 000 руб.

В течение месяца на счете 26 формируются следующие проводки:

  • Дт 26 Кт 70 — 120 000 руб. — начислена оплата труда директору и бухгалтеру.
  • Дт 26 Кт 69 — 36 240 руб. — отнесены на затраты суммы взносов в фонды по оплате труда директора и бухгалтера.
  • Дт 26 Кт 02 — 5 000 руб. — начислена амортизация ноутбука и многофункционального устройства.
  • Дт 26 Кт 10 — 6 000 руб. — на нужды администрации использованы расходные материалы для многофункционального устройства.

Списание и распределение общехозяйственных расходов

Счет 26 не имеет сальдо, поэтому всё, что на нем накопилось, в конце месяца должно быть списано на другие счета.

Выбор варианта списания расходов зависит от способа формирования себестоимости продукции:

  1. Полной производственной себестоимости.
  2. Сокращенной себестоимости (метод под названием директ-костинг).

Какой именно способ формирования себестоимости выберет бухгалтер, должно быть указано в учетной политике, иначе организация обязана формировать полную производственную себестоимость продукции.

При выборе бухгалтером способа учета по полной производственной себестоимости общехозяйственные расходы списываются в дебет счета 20 «Основное производство».

Если организация применяет для регистрации подсобных затрат счет 23 «Вспомогательное производство» или если на балансе организации есть обслуживающиеся хозяйства (общежития, детские сады, санатории и пр.) и используется счет 29 «Обслуживающее производство», то в дебет счета 29 также могут списываться общехозяйственные расходы.

Расходы могут списываться в дебет этих счетов, только если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону.

Проводки, формирующие отражение таких операций в бухгалтерском учете, будут выглядеть так:

Дт 20 (23, 29) Кт 26

Как отразить в учете производственной организации распределение общехозяйственных расходов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Выбор порядка распределения общехозяйственных расходов между указанными выше счетами остается за бухгалтером: общехозяйственные расходы могут распределяться между производствами пропорционально заработной плате, сумме прямых затрат либо выручке. Какой именно вариант выберет бухгалтер, должно быть указано в учетной политике.

Строительная фирма имеет на балансе автопарк, автотранспорт которого используется для доставки стройматериалов на объекты фирмы и для оказания услуг сторонним организациям.

Бухгалтер фирмы предусмотрел в учетной политике, что расходы, аккумулированные на счете 26, распределяются пропорционально сумме прямых затрат на содержание основного и вспомогательного производств.

Издержки фирмы, связанные с оказанием строительно-монтажных услуг клиентам, составили 1 800 000 руб.

Расходы строительной фирмы на автопарк составили 200 000 руб.

2 000 000 руб. (1 800 000 + 200 000) — это общая сумма расходов.

Сумма общехозяйственных затрат эквивалентна 500 000 руб.

Расчет коэффициента распределения будет выглядеть так: 500 000 / 2 000 000 = 0,25.

Бухгалтеру необходимо оформить следующие проводки:

  • Дт 20 Кт 26 — 450 000 (1 800 000 × 0,25) — на себестоимость строительно-монтажных работ отнесена расчетная доля общехозяйственных расходов.
  • Дт 23 Кт 26 — 50 000 (200 000 × 0,25) — на себестоимость оказания сторонним организациям автотранспортных услуг отнесена доля расходов со счета 26.

При выборе бухгалтером способа учета продукции по сокращенной себестоимости содержимое счета 26 списывается непосредственно на счет 90-2 «Себестоимость продаж». При этом формируется проводка:

Подробнее о бухгалтерском учете по счету 90 вы можете узнать, ознакомившись с материалом «Счет 90 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Итоги

Счет 26 в бухгалтерском учете служит для отражения информации, которая связана с общехозяйственными расходами. Все применяемые способы отражения таких расходов следует предусмотреть в учетной политике.

Читайте также:
Как взять онлайн-кассу в аренду в 2021 году. Аренда кассового аппарата для ИП
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: