Что такое промежуточная аттестация: формы и виды, особенности в школе

Формы промежуточной аттестации обучающихся
статья на тему

В данной статье освещены основные вопросы по промежуточной аттестации обучающихся в конце учебного года.

Скачать:

Вложение Размер
formy_promezhut._att._obuchayushchihsya.doc 21 КБ

Предварительный просмотр:

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Решение вопроса о форме промежуточной аттестации обучающихся зависит от системных инноваций в сфере образования. Изменения связаны со строением национальной системы оценки качества образования, значением Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и т. д

Рассмотрим тему форм промежуточной аттестации обучающихся в ОО, анализируя такие нормативные документы, как:

– Федеральный закон № 273-ФЗ;

– «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;

– федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (по уровням), утв. в 2009–2012 гг. (далее – ФГОС).

Под определением термина аттестации понимают:

– оценивание чьих-нибудь знаний с выставлением какой-нибудь отметки (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова);

– установление факта и степени усвоения учащимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательного стандарта (завершается эта процедура оцениванием);

– установление уровня компетенций учеников по отношению к объему и содержанию учебных дисциплин, представленных и утвержденных в учебных планах, программах по учебным предметам и т. п.

В контексте Федерального закона № 273-ФЗ промежуточная аттестация обучающихся (ПАО) – это степень освоения ими обучающего материала по пройденным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы общего образования (по уровням) за определенный период (промежуток): год, полугодие, четверть, семестр, триместр и (или) курса, дисциплины (модуля), темы. Образовательные достижения учащихся проверяются обязательно только по предметам из списка учебного плана класса/группы, где происходит обучение.

ПАО в ОО обязательно должны пройти:

  • учащиеся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования всех форм обучения;
  • учащиеся, осваивающие образовательные программы ОО по индивидуальным учебным планам, в т. ч. занимающиеся ускоренным или иным* обучением с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика.

По заявлению родителей в ОО могут проходить промежуточную аттестацию лица, изучающие основные общеобразовательные программы в виде:

  • семейного образования (экстерны) – обучающиеся на ступени начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • самообразования (экстерны) – обучающиеся на ступени среднего общего образования.

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Формы промежуточной аттестации в школе для обучающихся определяются ОО самостоятельно с учетом ее специфики, т. е. уровня или направленности реализации образовательных программ, а также с учетом разновидности контроля (оценивание образовательных достижений обучающихся), определенных основной образовательной программой соответствующего уровня общего образования (должна быть корреляция с разделом «Система оценки»). Могут быть следующими:

  • контрольная работа (комплексная, итоговая, письменная и др.);
  • письменные и устные экзамены; тестирование (в т. ч. онлайн-тестирование); защита индивидуального/группового проекта;
  • диктант с грамматическим заданием;
  • сочинение;
  • презентация учебного проекта или учебного исследования;
  • результаты физического воспитания в соответствии с нормативами физического развития;
  • иные формы, определяемые основными образовательными программами ОО и (или) индивидуальными учебными планами или по выбору ОО.
  • Кроме того, в качестве результатов ПАО могут учитываться результаты участия:
  • в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах (призовые места муниципального, регионального, всероссийского уровней);
  • творческих конкурсах, фестивалях;
  • городских образовательных и социальных проектах;
  • разработке и презентации проектных работ в системе региональных и всероссийских конкурсов и фестивалей в соответствии с содержанием образовательных областей.

При определении форм промежуточной аттестации обучающихся необходимо учитывать их возрастные и иные особенности.

Система промежуточной аттестации в школе

Одной из форм контроля в школе является промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация – любой вид аттестации кроме итоговой, проводимой в выпускных классах 2-ой и 3-ей ступени. В нашей школе сложилась многоуровневая система промежуточной аттестации учащихся:

1 уровень – само- и взаимоконтроль, осуществляемый на всех учебных занятиях,

2 уровень- система контроля учителя,

3 уровень- экспертный контроль, организуемый ШМО,

4 уровень- административный контроль, организуемый администрацией школы.

Само – и взаимоконтроль позволяет учащимся произвести самооценку уровня знаний, проводится во всех классах, по всем предметам. Материал для само – и взаимоконтроля обычно готовится учителем.

Целью контроля учителя является выявление уровня знаний, понимания, применения, обобщения и ценностной оценки изученного материала. Контроль учителем осуществляется через проведение самостоятельных, практических, лабораторных, контрольных работ, которые могут проводиться в различных формах. Результаты учительского контроля обсуждаются на следующем уроке по данному предмету.

Целью экспертного контроля является выявление уровня знаний базового компонента, углубленного у учащихся и выявить ее динамику. Экспертный контроль проводится в различных формах. Предметы, выносящиеся на контроль, определяются руководителями ШМО, по согласованию с заместителем директора по УВР. Ежегодно в сентябре проводятся контрольные работы на повторение по математике и русскому языку.

Целью административного контроля является выявление уровня знаний базового и повышенного компонента и динамику уровня обученности у учащихся, систему работы учителя по предмету.

В начале учебного года составляются графики проведения контрольных работ в классах повышенного уровня, профильных, а также графики проведения контрольных работ на повторение по русскому языку и математике.

Формы и периодичность промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация разделяется на текущую и годовую. Текущая аттестация включает в себя поурочное, потемное, и почетвертное (полугодовое) оценивание, и годовую по результатам тестирования, экзаменов, контрольных работ за учебный год и т. д.

Промежуточная аттестация без испытаний:

а /в 1 классах проводится безотметочное оценивание знаний обучающихся и дается качественная оценка уровня освоения образовательных программ в соответствии с Положением о безотметочном обучении.

б / промежуточная аттестация во 2-4 классах проводится по четвертям на основании текущих отметок и результатов всех видов работ обучающихся за определенный период.

в /промежуточная аттестация в 5-9 классах проводится по четвертям на основании текущих отметок и результатов всех видов работ обучающихся за определенный период.

г /промежуточная аттестация в 10-11 классах проводится по полугодиям на основании текущих отметок и результатов всех видов работ обучающихся за определенный период

По решению педагогического совета в 5-8,10 классах промежуточная аттестация может быть с проведением испытаний. Виды испытаний могут быть следующие:

1 / письменная работы

3 / защита реферата, проекта

5 / устная аттестация по билетам

Письменная работа может быть в виде контрольной работы, диктанта, изложения, сочинения.

Тест задания, дающие возможность быстро выявить и оценить уровень знаний, умений, навыков обучающихся

Защита реферата (проекта) предполагает предварительный выбор учащимся интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя – предметника, глубокое изучение избранной проблемы, изложение выводов по теме реферата (проекта). Не позднее, чем за неделю до испытания реферат представляется учащимся на рецензию учителю-предметнику или научному руководителю. Аттестационная комиссия в день проведения испытания знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку учащемуся после защиты реферата (проекта).

Собеседование как одна из форм промежуточной аттестации, предполагает, что обучающийся по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по всем темам учебной программы (вопросы заранее подготовлены и объявлены учащимся ). Собеседование целесообразно проводить с обучающимися, проявившими интерес в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями.

Устная аттестация по билетам предполагает ответы на вопросы, сформулированные в билетах, выполнение предложенных практических заданий (решение задач, разбор предложений, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта и т. д.)

В 11 классах перед ЕГЭ проводятся итоговое сочинение по литературе и контрольная работа по математике в качестве своеобразного допуска к ЕГЭ.

В 9 классах – предэкзаменационные контрольные работы по русскому языку и математике ( по сборникам для 9кл и в форме тестов для проведения экзаменов по новой форме).

Организация промежуточной аттестации

При проведении промежуточной аттестации без испытания перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по итогам учебного года.

Педагогический совет (апрель) принимает решение о проведении промежуточной аттестации с испытанием и устанавливает:

а / категорию обучающихся, которая будет проходить промежуточную аттестацию с испытаниями (классы);

в / вид испытания (предлагает учитель – предметник, утверждает ШМО);

г / сроки проведения промежуточной аттестации с испытанием;

д / состав аттестационной комиссии и конфликтной комиссии;

Аттестационные материалы для проведения промежуточной аттестации с

испытанием составляются учителем в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, требований учебной программы, профильности класса, рекомендаций Министерства образования РФ.

Экспертизу материалов проводит ШМО (апрель).

Атгестационные материалы, прошедшие экспертизу, сдаются заместителю директора по УВР (до I мая) и утверждаются директором школы.

Аттестация осуществляется по особому расписанию, утвержденному директором школы. График проведения контрольных работ утверждается в начале мая месяца.

Классные руководители доводят до сведения обучающихся и родителей предметы, форму и сроки, график промежуточной аттестации с испытаниями

Вопросы к устной аттестации по билетам сообщаются обучающимся не позднее, чем за месяц до начала промежуточной аттестации.

Для проведения промежуточной аттестации с испытаниями создается

аттестационная комиссия в составе:

-председателя комиссии, которым может быть директор школы, его заместитель по УВР или любой учитель по рекомендации директора. Ответственность за организацию и проведение промежуточной аттестации возлагается на:

– председателя аттестационной комиссии,

-ассистента, преподающего предмет той же образовательной области

Промежуточная аттестация с испытаниями в виде письменных работ и

тестирования проходит в мае, протоколы не оформляются, учитель-предметник сдает отчет председателю комиссии по форме (не позднее 2 дней со дня проведения работы).

Обучающийся, получивший на промежуточной аттестации с испытаниями

неудовлетворительную оценку, должен выполнить работу повторно в индивидуальном порядке.

В случае несогласия с выставленной оценкой по промежуточной аттестации, ученик имеет право обратиться в письменной форме в конфликтную комиссию в трехдневный срок со дня объявления оценок.

По окончании промежуточной аттестации отчеты сдаются в архив и хранятся 1 год. Аттестационные материалы хранятся в учебной части 1 год (согласно номенклатуре дел)

От промежуточной аттестации с испытаниями освобождаются по решению Педагогического совета следующие обучающиеся:

а отличники учебы;

б ударники, имеющие «5» по предмету промежуточной аттестации с испытанием;

в призеры муниципальных и республиканских олимпиад по предмету промежуточной аттестации с испытанием,

г участники и призеры школьной научно-практической конференции (Положение о НОУ);

д обучающиеся на дому;

е, успешно обучавшиеся, но заболевшие в период аттестации (на основании

Годовые отметки выставляются за 3 дня до окончания учебного года во 2-11 классах, четвертные (полугодовые) – за 2 дня до начала каникул.

Любой обучающийся 5-8, 10 классов может в конце года по своему выбору сдать экзамен по определенному предмету с целью повышения итоговой отметки.

Классные руководители итоги аттестации, годовые отметки по предметам и решение Педагогического совета о переводе обучающихся обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей), а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов, годовых письменных работ – в письменном виде под подпись родителей с указанием даты их ознакомления. Сообщение хранится в учебной части школы.

Перевод и награждение обучающихся

При проведении промежуточной аттестации без испытания перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по итогам учебного года.

Перевод обучающихся, успешно прошедших промежуточную аттестацию, осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, настоящим Положением. Решение о переводе каждого обучающегося принимается на Педагогическом совете и утверждается приказом директора. Решение доводится до сведения родителей (законных представителей) в трехдневный срок.

Учащиеся 1-х классов, не освоившие в полном объеме содержание учебных программ за учебный год, на основании заключения комиссии ПМПК остаются на повторный год.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию и имеющие одну «2», переводятся в следующий класс «условно». «Условный» перевод предполагает, что в течение следующего учебного года обучающийся должен исправить «2», учитель-предметник в классном журнале и в личном деле рядом с «2» должен поставить другую оценку, заверить ее печатью и подписью директора.

Обучающийся, не прошедший промежуточную аттестацию и имеющий академическую задолженность по двум и более предметам в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом школы по усмотрению родителей (законных представителей) оставляется на повторное обучение.

Условный перевод и повторное обучение в классах 3 ступени Законом РФ «Об образовании» не предусмотрены.

Обучающиеся 9 и 11 классов успешно прошедшие промежуточную аттестацию допускаются до итоговой аттестации по решению педсовета,

Обучающиеся 2-8, 10 классов, имеющие по всем предметам годовые и итоговые отметки «5», награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении». Решение о награждении обучающихся принимается педагогическим советом школы и утверждается приказом директора. Похвальный лист вручается награжденным обучающимся по окончании учебного года. В личном деле обучающегося делается запись о вручении похвального листа.

Результаты промежуточной аттестации позволяют судить о качестве преподавания, результаты промежуточной аттестации свидетельствуют о соответствии требованиям государственных образовательных стандартов.

5.2 ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Объект контроля

Средство контроля или инструментарий

Периодичность контроля

I. Качество общеобразовательной подготовки выпускников:

Контрольные работы, проверка техники чтения.

Каждая учебная четверть

– Итоговая государственная аттестация;

– результаты распределения по каналам получения среднего (полного) общего образования;

– результаты участия обучающихся школы в различных предметных олимпиад.

– Итоговая государственная аттестация;

– результаты поступления в учреждения высшего и среднего профессионального образования;

– результаты участия обучающихся школы в различных предметных олимпиадах.

II. Сформированность ведущих общеучебных умений и навыков (ОУУН) и УУД

– Отдельные субтесты Ш ТУР;

– срезовые контрольные работы по предметам;

– схема анализа О УУН;

III. Диагностика обученности

– Отчеты учителей по форме;

1 раз в четверть, в полугодие, за год

IV. Диагностика воспитанности

V. Степень социализации (социальный статус ученика в школе)

Данные социометрии, выводы школьного психолога.

VI. «Встроенность» в систему социально-экономических отношений

– данные о завершении послешкольного образования.

VII. Состояние здоровья

– Данные углубленного медицинского осмотра;

Что такое промежуточная аттестация в школе?

Итоговая промежуточная аттестация направлена на оценку усвоения школьниками полного объема содержания определенного предмета за прошедший учебный год. Поговорим о ней подробнее.

О целях промежуточной аттестации

Проводят такие испытания для ребят, которые переходят из одного класса в другой, не являются выпускниками начальной, основной, средней ступени обучения.

Говоря о том, что такое промежуточная аттестация, нужно выделить ее основные цели:

  • определение реального уровня теоретических навыков и знаний обучающихся по предметам, входящим в обязательный компонент учебного плана, проверка практических умений школьников;
  • оценка соответствия выявленного уровня требованиям, выдвигаемым новыми образовательными федеральными стандартами в 2-8, 10 классах;
  • контроль выполнения календарно-тематического планирования по проверяемым дисциплинам, выполнения учебных программ.

О задачах проведения промежуточной аттестации

При проведении контрольных работ выявляют:

  • успешность выполнения школьниками учебного плана для рассмотрения вопроса о продолжении обучения данной дисциплине в следующем классе;
  • уровень подготовки к итоговой аттестации по материалу, изученному в учебном году.

О нормативно-правовой базе организации промежуточной аттестации школьников

Итоговая промежуточная аттестация проводится с учетом ряда документов. Это ст. 58 закона «Об образовании в РФ». А также Положения о периодичности, формах, порядке проведения текущего контроля обучающихся ОУ.

Формы проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация по математике во 2-4 классах возможна в следующих формах:

  • комплексная контрольная работа;
  • тестовая работа межпредметного характера.

На ступени основного образования (5-8 классы) допускаются:

  • промежуточная аттестация по русскому языку в тестовой форме;
  • сжатое изложение;
  • тестирование в форме ОГЭ по математике, английскому языку, географии, истории, биологии, физике, химии.

На старшей ступени обучения (10 класс) предполагается проверка знаний по географии, истории, физике, математике, химии, обществознанию, иностранному языку в форме ЕГЭ.

Отвечая на вопрос о том, что такое промежуточная аттестация, отметим, что существуют определенные правила подготовки материала для ее проведения. Предполагается использование программного материала, изученного за текущий учебный год. Сначала педагог самостоятельно составляет к промежуточной аттестации контрольные материалы, затем они утверждаются на заседании научно-методического объединения школы (города, района).

Для того чтобы в полной мере осознать, что такое промежуточная аттестация, какова ее значимость, отметим, что оценивание работ осуществляется по обычной пятибалльной системе. Те оценки, которые получат школьники в ходе тестовых либо контрольных работ, оформляются в виде протокола, вписываются в электронный журнал. Именно по отметкам, полученным в ходе аттестации, педагог выставляет итоговые за учебный год. Утверждают отметки на заседании педагогического совета школы, и именно здесь принимают решение о переводе в следующий класс или повторном обучении.

Кого освобождают от прохождения промежуточной аттестации?

Согласно установленному в каждой школе «Положению о промежуточной аттестации», от нее освобождают:

  • по состоянию здоровья на основании заключения врача;
  • ребят, которые осваивали общеобразовательные основные учебные программы в условиях домашнего обучения, и имеют по всем предметам положительные годовые оценки;
  • победителей и призеров олимпиад регионального и федерального уровня.

Заключение

Рассматривая ответ на вопрос о том, что такое промежуточная аттестация, отметим, что есть несколько форматов ее осуществления. Самым распространённым считается привлечение к проверке других педагогов, назначенных по приказу директора школы. Учитель-предметник может не принимать непосредственного участия в проверке аттестационных работ, при этом создается специальная комиссия независимых экспертов из других образовательных учреждений.

Сроки проведения промежуточных аттестационных работ обязательно согласуются с учителями, завучами, директором образовательного учреждения, заранее объявляются ученикам, их родителям. В основном такие проверочные работы проводят в период с 18 по 31 мая в рамках обычных уроков (без прекращения образовательного процесса).

Промежуточная аттестация по физике, химии, географии допускает применение определенных материалов и приборов: непрограммируемого калькулятора, периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, географического атласа. По результатам проведенных промежуточных работ учитель, родители, администрация школы получают полную информацию о качестве обучения и имеющихся пробелах в знаниях ребят.

Формы промежуточной аттестации

Контрольная работа — это зачет или нет? С этим вопросом периодически приходится разбираться.

Я руководствуюсь в первую очередь Законом об образовании и основными приказами.

Вот что говорит Закон:

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

1.Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

При этом учебный план разрабатывается образовательной организацией и никто не может вмешиваться в этот процесс. Здесь уже нужно смотреть комплекс статей:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Т.е. УП — часть образовательной программы

Статья 12. Образовательные программы

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Т.е. у меня выстраивается цепочка: формы ПА определяются учебным планом — учебный план — часть образовательной программы, которую вышестоящие органы менять не могут — образовательная программа разрабатывается организацией самостоятельно. Таким образом , формы ПА образовательная организация определяет самостоятельно

Приказ 464 для нас тоже обязателен к применению. Обращаюсь к нему:

30. Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно

Я снова вижу, что формы ПА образовательная организация выбирает сама. Никаких противоречий с законом. Контрольные работы в приказе 464 не упоминаются. Ни в одном приказе нет утверждения, что контрольная работа — это форма зачета. Если вы не закрепите это своим локальным актом, то такой нормы на федеральном уровне нет. Попробуйте запросить у информио, каким приказом определено, что контрольная работа — это форма проведения зачета.

Предположим, я в локальном акте по ПА напишу:

В ОО применяются следующие формы ПА: экзамен и зачет.

Экзамен может проводится в формах: экзамен по дисциплине, экзамен по МДК, экзамен по модулю, демонстрационный экзамен. Зачет может проводиться в форме: дифференцированный или не дифференцированный, а также в форме к.р., тестирования, устного опроса, письменной работы, решения практической задачи.

В такой формулировке я к.р. приравняла к зачету. Но ведь можно и другую формулировку использовать, например:

В ОО применяются следующие формы ПА:

  • экзамен (в т.ч. экзамен по дисциплине, экзамен по МДК, экзамен по модулю, демонстрационный экзамен);
  • зачет (в т.ч. дифференцированный и недифференцированный;
  • контрольная работа;
  • рубежный контроль;
  • семестровый контроль;
  • оценка курсовой работы, проекта;
  • защита индивидуального проекта в форме общественной презентации.

В тако формулировке зачет и к.р. — разные формы ПА. И эти формулировки зависят от образовательной организации.

Тем не менее обратите внимание: я — не министерство. Мои ответы — это мой личный субъективный взгляд на нормативку, мой анализ законодательной базы. Сослаться на него вы не сможете в случае конфликта. Вы можете перенять логику, аргументы, если вам близка моя позиция. Если хотите официальное подтверждение, обращайтесь в Рособрнадзор и Минпросвещения.

Что такое промежуточная аттестация: формы и виды, особенности в школе

Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования (школах, гимназиях, лицеях) регламентируется Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”.

статья 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

В соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” освоение общеобразовательной программы общего образования, в том числе отдельной части или всего объема образовательной программы:

сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся,

проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательным учреждением.

Академическая задолженность по промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования (школах, гимназиях, лицеях)

Академической задолженностью по промежуточной аттестации признаются:

неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам общеобразовательной программы общего образования или

непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

При наличии академической задолженности по промежуточной аттестации:

дети, обучающиеся в образовательных учреждениях и имеющие академическую задолженность по промежуточной аттестации,

обязаны ликвидировать эту академическую задолженность;

образовательные организации, родители несовершеннолетнего обучающегося ребенка, обеспечивающие получение обучающимся ребенком общего образования в форме семейного образования,

обязаны создать условия обучающемуся ребенку для ликвидации академической задолженности по промежуточной аттестации и

обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации;

обучающиеся дети, имеющие академическую задолженность, вправе:

пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету не более 2-х раз

в сроки, определяемые образовательным учреждением, в пределах одного года с момента образования академической задолженности;

в указанный период не включается время болезни обучающегося;

для проведения промежуточной аттестации при наличии академической задолженности во второй раз образовательным учреждением создается комиссия.

Особенности промежуточной аттестация обучающихся в образовательных учреждениях общего образования (школах, гимназиях, лицеях):

не допускается взимание платы с обучающихся детей за прохождение промежуточной аттестации в образовательных учреждениях общего образования;

обучающиеся дети, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс (школы, гимназии, лицея) условно;

обучающиеся дети в образовательных учреждениях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей:

оставляются на повторное обучение,

переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо

на обучение по индивидуальному учебному плану;

обучающиеся дети в образовательных учреждениях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности:

продолжают получать образование в образовательном учреждении;

обучающиеся дети в образовательных учреждениях по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности:

отчисляются из этого образовательного учреждения как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Прохождение промежуточной аттестации обучающихся выпускных классов

Главная > Консультации > Омбудсмен > Прохождение промежуточной аттестации обучающихся выпускных классов

Вопрос промежуточной аттестации обучающихся становится особо актуальным в выпускных классах, а также для тех обучающихся, которые проходят промежуточную аттестацию в форме семейного образования и в форме самообразования в выпускных классах. Наиболее часто встречающиеся вопросы связаны с формой и порядком прохождения промежуточной аттестации, последствиями не сдачи промежуточной аттестации, необходимостью такой аттестации для обучающихся на семейном обучении и самообразовании. Итоговая аттестация обучающихся является завершением определенного этапа обучения для подавляющего большинства учеников. Тревоги и опасения родителей нередко связаны именно с экзаменами в 9 и 11 классах. Предшествует итоговой аттестации выпускников промежуточная аттестация и допуск к экзамену. Бывают случаи, когда дети не получают допуск вследствие того, что не могут сдать промежуточную аттестацию и имеют ряд академических задолженностей. Существуют нормативные акты, которыми следует руководствоваться при решении спорных вопросов, связанных с промежуточной аттестацией обучающихся выпускных классов, это:

  1. Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
  2. Приказ Министерства образования и науки от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Что является промежуточной аттестацией обучающихся?

Освоение образовательной программы в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ст. 58 Закона).

Если обучающийся не сдаст промежуточную аттестацию и результаты будут неудовлетворительными по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы при отсутствии уважительных причин, то возникает академическая задолженность.

Если у ученика возникла такая задолженность, то он имеет право пройти промежуточную аттестацию не более 2 раз в сроки, которые определила школа. Если ученик не сдал промежуточную аттестацию, то во второй раз создается специальная комиссия, которая решает вопрос сдачи промежуточной аттестации. Плата за прохождение промежуточной аттестации не допускается.

Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программы основного общего и среднего общего образования в школе, определяет уровень освоения программы и возможность допуска до государственной итоговой аттестации. В связи с этим промежуточная аттестация выпускников школ имеет особое значение. Промежуточная аттестация выпускников 9-х и 11-х классов проводится в сроки, которые предшествуют проведению государственной итоговой аттестации (далее — ГИА). Если обучающийся проходит ГИА досрочно, то и промежуточная аттестация проводится в более ранние сроки.

Требования к итогам промежуточной аттестации следующие: итоги промежуточной аттестации в 9-х и 11-х классах выражаются в отметках, другой формат не предусмотрен.

Родители, дети которых обучаются в форме семейного образования должны создать все условия для ликвидации академической задолженности. Если обучающийся проходил обучение в семье, в форме семейного обучения, самообразования, получил удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные на промежуточной аттестации. Такую промежуточную аттестацию для экстернов проводит образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана.

Допуск к ГИА в выпускных классах

К ГИА в 9 классе допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных).

К ГИА в 11 классе допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

К ГИА по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X — XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения (Приказ Министерства образования и науки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Приказ Министерства образования и науки от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»).

Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования, основного общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.

Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение).

Промежуточная аттестация. Особенности прохождения

Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (ст. 58 Закона). Установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ст.30 Закона).

Законодательство об образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения промежуточной аттестации, поэтому такая аттестация может сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр).

Порядок проведения промежуточной аттестации предусматривается локальным нормативным актом образовательной организации.

Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса.

Возможны различные варианты промежуточной аттестации и сроки её проведения, но они в любом случае должны быть отражены в учебном плане образовательной организации.

Формами промежуточной аттестации являются:

а) письменная проверка — письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;

б) устная проверка — устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;

в) комбинированная проверка — сочетание письменных и устных форм проверок.

Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.

Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.

При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).

Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).

Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.

Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета образовательной организации.

Промежуточная аттестация обучающихся в форме семейного образования

Промежуточная аттестация обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, проводится в соответствии в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, и порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

По заявлению обучающегося, получающего образование в форме семейного образования образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.

Лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления обучающегося, получающего образование в форме семейного образования в образовательную организацию.

Актуальные вопросы
  • Возможно ли оставить на второй год обучающегося 11-го класса, имеющего академические задолженности?

Закон дает право школе оставлять обучающегося по программе среднего общего образования по усмотрению родителей/законных представителей, если учащийся не ликвидировал в установленные сроки свою академическую задолженность.

  • Учащийся 9 класса не прошел промежуточную аттестацию и не допущен до ГИА, как ему обучаться дальше?

Учащийся не может быть допущен до ГИА, следовательно, он будет считаться не освоившим образовательную программу основного общего образования и не может быть переведен на следующий уровень обучения условно. Для такого обучающегося Закон предусматривает повторное обучение, обучение по адаптированной основной образовательной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК, обучение по индивидуальному плану.

Прохождение промежуточной аттестации обучающихся выпускных классов

Наиболее часто встречающиеся вопросы связаны с формой и порядком прохождения промежуточной аттестации, последствиями не сдачи промежуточной аттестации, необходимостью такой аттестации для обучающихся на семейном обучении и самообразовании. Итоговая аттестация обучающихся является завершением определенного этапа обучения для подавляющего большинства учеников. Тревоги и опасения родителей нередко связаны именно с экзаменами в 9 и 11 классах. Предшествует итоговой аттестации выпускников промежуточная аттестация и допуск к экзамену. Бывают случаи, когда дети не получают допуск вследствие того, что не могут сдать промежуточную аттестацию и имеют ряд академических задолженностей. Существуют нормативные акты, которыми следует руководствоваться при решении спорных вопросов, связанных с промежуточной аттестацией обучающихся выпускных классов, это:

  1. Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
  2. Приказ Министерства образования и науки от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Что является промежуточной аттестацией обучающихся?

Освоение образовательной программы в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ст. 58 Закона).

Если обучающийся не сдаст промежуточную аттестацию и результаты будут неудовлетворительными по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы при отсутствии уважительных причин, то возникает академическая задолженность.

Если у ученика возникла такая задолженность, то он имеет право пройти промежуточную аттестацию не более 2 раз в сроки, которые определила школа. Если ученик не сдал промежуточную аттестацию, то во второй раз создается специальная комиссия, которая решает вопрос сдачи промежуточной аттестации. Плата за прохождение промежуточной аттестации не допускается.

Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программы основного общего и среднего общего образования в школе, определяет уровень освоения программы и возможность допуска до государственной итоговой аттестации. В связи с этим промежуточная аттестация выпускников школ имеет особое значение. Промежуточная аттестация выпускников 9-х и 11-х классов проводится в сроки, которые предшествуют проведению государственной итоговой аттестации (далее — ГИА). Если обучающийся проходит ГИА досрочно, то и промежуточная аттестация проводится в более ранние сроки.

Требования к итогам промежуточной аттестации следующие: итоги промежуточной аттестации в 9-х и 11-х классах выражаются в отметках, другой формат не предусмотрен.

Родители, дети которых обучаются в форме семейного образования должны создать все условия для ликвидации академической задолженности. Если обучающийся проходил обучение в семье, в форме семейного обучения, самообразования, получил удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные на промежуточной аттестации. Такую промежуточную аттестацию для экстернов проводит образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана.

Допуск к ГИА в выпускных классах

К ГИА в 9 классе допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных).

К ГИА в 11 классе допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

К ГИА по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X — XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения (Приказ Министерства образования и науки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Приказ Министерства образования и науки от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»).

Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования, основного общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.

Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение).

Промежуточная аттестация. Особенности прохождения

Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (ст. 58 Закона). Установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ст.30 Закона).

Законодательство об образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения промежуточной аттестации, поэтому такая аттестация может сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр).

Порядок проведения промежуточной аттестации предусматривается локальным нормативным актом образовательной организации.

Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса.

Возможны различные варианты промежуточной аттестации и сроки её проведения, но они в любом случае должны быть отражены в учебном плане образовательной организации.

Формами промежуточной аттестации являются:

а) письменная проверка — письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;

б) устная проверка — устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;

в) комбинированная проверка — сочетание письменных и устных форм проверок.

Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.

Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.

При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).

Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).

Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.

Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета образовательной организации.

Промежуточная аттестация обучающихся в форме семейного образования

Промежуточная аттестация обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, проводится в соответствии в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, и порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

По заявлению обучающегося, получающего образование в форме семейного образования образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.

Лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления обучающегося, получающего образование в форме семейного образования в образовательную организацию.

Актуальные вопросы
  • Возможно ли оставить на второй год обучающегося 11-го класса, имеющего академические задолженности?

Закон дает право школе оставлять обучающегося по программе среднего общего образования по усмотрению родителей/законных представителей, если учащийся не ликвидировал в установленные сроки свою академическую задолженность.

  • Учащийся 9 класса не прошел промежуточную аттестацию и не допущен до ГИА, как ему обучаться дальше?

Учащийся не может быть допущен до ГИА, следовательно, он будет считаться не освоившим образовательную программу основного общего образования и не может быть переведен на следующий уровень обучения условно. Для такого обучающегося Закон предусматривает повторное обучение, обучение по адаптированной основной образовательной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК, обучение по индивидуальному плану.

Читайте также:
Зарплата крановщика в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России: сколько получает крановщик башенного крана, работа высотника и машиниста автокрана, сколько в среднем зарабатывает крановщик
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: