Что такое кворум общего собрания в ООО: порядок проведения и принятия решений, количество голосов

Правила проведения общего собрания ООО

Преподаватель-юрист «Что делать Консалт»

Консультация эксперта

Общество с ограниченной ответственностью состоит из участников, которые решают важные вопросы по жизнедеятельности организации. Если в обществе один участник, то он принимает решение самостоятельно. Если несколько, то такие вопросы решаются на общем собрании. О том, какие вопросы относятся к компетенции общего собрания, как его провести и как оформить решение, вы узнаете из статьи нашего эксперта Анастасии Чекмаревой.

Порядок проведения собрания участников ООО регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» . Собрание может быть очередным – по итогам года или внеочередным, например для решения вопроса по заключению крупной сделки.

Компетенция общего собрания участников ООО

К компетенции общего собрания относится рассмотрение и принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности организации. Перечень таких вопросов определён законом ( ст. 33 Закона об ООО ), но может быть дополнен уставом общества.

Все вопросы можно разделить на три категории.

1. Исключительная компетенция – вопросы, которые можно решить только на общем собрании.

  • Внесение изменений в устав или переход на использование типового устава.
  • Изменение фирменного наименования.
  • Изменение адреса.
  • Уменьшение или увеличение размера уставного капитала.
  • Избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора).
  • Утверждение годовых отчётов и годовых бухгалтерских балансов.
  • Распределение чистой прибыли.
  • Реорганизация.
  • Ликвидация.
  • Предоставление и прекращение дополнительных прав и (или) обязанностей участников.
  • Ограничение размера доли, которой может обладать участник.
  • Утверждение денежной оценки имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, или размера денежной компенсации при досрочном прекращении у общества права пользования имуществом, переданным ему в качестве оплаты доли.
  • Запрет или ограничение на возможность участника совершать сделки с долями в уставном капитале.
  • Дача участнику согласия на залог принадлежащей ему доли.
  • Выплата действительной стоимости доли кредитору участника в случае обращения взыскания на долю.
  • Определение возможности выхода из состава участников.
  • Внесение вкладов в имущество общества.
  • Оплата обществом услуг аудитора при проведении им проверки по инициативе одного из участников ООО.
  • Избрание коллегиального органа управления (совета директоров).
  • Дача согласия на заключение крупной сделки размером более 50 % балансовой стоимости активов.

2. Вопросы, которые по закону относятся к компетенции общего собрания ООО, но могут быть переданы по уставу на рассмотрение совета директоров ( п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО ).

  • Определение основных видов деятельности.
  • Принятие решения об участии в объединениях коммерческих организаций.
  • Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним
  • Утверждение (принятие) внутренних документов.
  • Принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
  • Назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение суммы оплаты его услуг.
  • Создание филиалов и открытие представительств.
  • Одобрение сделок с заинтересованностью.
  • Одобрение крупных сделок размером от 25 до 50 % балансовой стоимости активов ООО.

3. Иные вопросы, отнесённые уставом к компетенции общего собрания ООО.

К этой категории можно отнести любые вопросы, закрепив в уставе их решение исключительно на общем собрании участников.

  • Заключение обществом любых сделок.
  • Приём на работу и увольнение сотрудников.
  • Премирование сотрудников.

При отнесении иных вопросов к компетенции высшего органа управления обществом учтите, что для их решения необходимо будет организовать собрание участников.

Ранее мы писали о том, как расширены возможности для дистанционного участия в собраниях юридических лиц.

Виды общих собраний участников общества

Общее собрание может быть очередным или внеочередным.

Очередное собрание проходит по итогам года. Главный вопрос – утверждение годовых результатов деятельности ( ст. 34 , пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона об ООО ). Дополнительно могут быть включены и иные вопросы.

В ст. 34 Закона об ООО установлен срок проведения: не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. Соответственно, оно проводится в период с начала марта по конец апреля, конкретный срок устанавливается обществом. Если общество не провело очередное собрание, то возможно привлечение к административной ответственности. Штраф для юридических лиц от 500 тысяч до 700 тысяч рублей ( ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ ).

Внеочередное собрание проводится для решения конкретного вопроса, который входит в компетенцию общего собрания участников ООО, например заключение крупной сделки или внесение изменений в устав ( ст. 35 Закона об ООО ).

Созвать общее собрание, направив требование, имеют право:

  • исполнительный орган ООО (например, директор);
  • совет директоров;
  • ревизионная комиссия (ревизор) общества;
  • аудитор;
  • участники общества, обладающие в совокупности не менее чем 10 % от общего числа голосов.

После получения требования исполнительный орган ООО его рассматривает в течение пяти дней и выносит решение о проведение либо отказывает.

По закону отказ может быть вынесен, если:

  • не соблюдён порядок предъявления требования;
  • заявленные вопросы не входят в компетенцию общего собрания или не соответствуют закону.
Читайте также:
Можно ли тратить уставной капитал ООО: для чего нужен, где хранится, как можно использовать

В остальных случаях требование должно быть исполнено.

Обратите внимание, исполнительный орган не вправе вносить изменения в заявленные вопросы, но имеет право дополнить повестку дня.

Срок проведения – до 45 дней с момента получения требования.

Если исполнительный орган не созывает собрание или отказывает в проведении, то участники могут самостоятельно его провести. В данном случае предоставляются адреса для созыва. Расходы на проведения могут быть возмещены за счёт средств общества.

Обратите внимание, если участники не уведомили исполнительный орган и провели собрание самостоятельно, то его решение может быть признано недействительным. Это подтверждено судебной практикой (например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.01.2018 № Ф10-5353/2017 по делу № А54-939/2017).

Решение о проведении или непроведении оформляется отдельным документом. Закон не устанавливает требований к содержанию такого решения, но в справочно-правовой системе КонсультантПлюс вы можете найти формы и образцы заполнения (например, Форма: Решение исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью о проведении внеочередного общего собрания участников общества ).

Порядок созыва общего собрания участников общества

Для проведения общего собрания в первую очередь необходимо уведомить участников.

В п. 1 ст. 36 Закона об ООО указан срок направления уведомления – не позднее чем за 30 дней до его проведения, а также отмечено, что данный срок может быть сокращён уставом общества.

В уведомлении необходимо указать следующую информацию:

  • место проведения;
  • время проведения;
  • предполагаемую повестку дня.

Неуведомление или ненадлежащее уведомление участника общества и проведение собрания в его отсутствие являются основаниями для того, чтобы признать решение такого собрания недействительным, как принятое с существенным нарушением. Данная позиция подтверждена судебной практикой (например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.10.2020 № Ф02-4225/2020 по делу № А33-22363/2019).

На практике встречаются ситуации, когда уведомление участнику направлено, но при этом он его не получил и не считается уведомлённым (например, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 № 05АП-545/2015 по делу № А24-3692/2014). Участнику направили уведомление почтовым направлением, но он его не получил в связи с ненадлежащим оказанием услуг организацией почтовой связи. Суд отметил, что гражданин не был уведомлён надлежащим образом.

Обратите внимание, если уведомление было направлено средством почтовой связи, но участник сам не забрал его в почтовом отделении, и оно вернулось отправителю, то считается, что уведомление было совершено надлежащим образом. Такая позиция подтверждается судебной практикой (например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.03.2018 № Ф05-2989/2018 по делу № А40-31518/2017).

Участники могут предложить включить в повестку дня дополнительные вопросы. Если предложенные вопросы соответствуют закону и компетенции общего собрания, то они включаются в повестку в том виде, в котором они были предложены. Оповещения о дополнении повестки направляется в срок, не позднее чем за 10 дней до проведения собрания. Уставом может быть установлен более короткий срок.

Если нарушить порядок уведомления, есть риск того, что участник не будет уведомлён и не придёт на собрание. В данном случае возможны следующие риски:

  • решение не будет принято, в связи с тем что количество голосов пришедших участников не будет хватать для его принятия;
  • участник, не получивший уведомление, будет иметь право оспорить принятые решения ( п. 1 ст. 43 Закона об ООО );
  • общество может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 500 тысяч до 700 тысяч рублей ( ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ ).

Порядок проведения общего собрания участников общества

Порядок проведения устанавливается законом, уставом и внутренними документами общества.

Если общество не установило порядок проведения, то действуют общие правила. В рамках проведения собрания необходимо:

  • зарегистрировать участников и их представителей. Ответственность за регистрацию лежит на лице, созвавшем собрание;
  • открыть собрание. В рамках данной процедуры подтверждается выбор председателя и организуется ведение протокола секретарём;
  • провести голосование по вопросам повестки дня. По каждому вопросу повестки дня принимается отдельное решение. Количество голосов, необходимое для принятия решения, указано в п. 8 ст. 37 Закона об ООО или в уставе общества. Например, для принятия решения об утверждении результатов деятельности нужно простое большинство голосов от общего числа голосов участников общества, если уставом не предусмотрено большее количество голосов ( п. 2 ст. 181.2 ГК РФ , п. 8 ст. 37 Закона об ООО );
  • оформить результат в виде протокола. Образец заполнения можно найти в справочно-правовой системе КонсультантПлюс;
    Форма: Протокол общего собрания ООО (образец заполнения)
  • подтвердить решение и состав присутствующих лиц. По умолчанию данный факт подтверждается нотариально, но в уставе можно закрепить иной способ подтверждения ( пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ ).

Общее собрание участников общества в форме заочного голосования

Решение общего собрания может быть принято без совместного присутствия всех участников – в форме заочного голосования.

Читайте также:
Филиал: что это, юридическое лицо или нет, ответственность, обособленное подразделение головной организации

По общему правилу в заочной форме не могут быть решены вопросы утверждения годовых отчётов и годовых бухгалтерских балансов, соответственно, такая форма невозможна для проведения годового собрания ( абз. 2 п. 1 ст. 38 Закона об ООО ). Но в 2021 году действует исключение: до 31 декабря 2021 года включительно приостановлено действие абз. 2 п. 1 ст. 38 Закона об ООО ( п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.02.2021 № 17-ФЗ ).

Заочная форма возможна только в тех случаях, когда уставом предусмотрен порядок принятия решений общим собранием таким способом ( п. 2 ст. 12 , ст. 38 Закона об ООО ).

Такое голосование может быть проведено путём обмена документами при помощи:

  • телеграфной, телетайпной, телефонной связи;
  • электронной связи;
  • направления документов по почте;
  • иных способов, которые обеспечат аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется внутренним документом общества и должен включать:

  • обязательность сообщения всем участникам общества о предлагаемой повестке дня (её изменении);
  • возможность всех участников общества ознакомиться до начала голосования со всей необходимой информацией и материалами и вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов;
  • срок окончания процедуры голосования.

Обратите внимание, в случае проведения собрания в заочной форме не применяются установленные п. 1, 2 и 3 ст. 36 Закона об ООО сроки уведомления учредителей, предоставления им информации и материалов, внесения участниками общества предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов. В связи с этим рекомендуем установить сроки внутренним документом общества.

По результатам заочного голосования оформляется протокол. Закон не устанавливает требований относительно заверки документа у нотариуса. Подписывают протокол лица, проводившие подсчёт голосов или зафиксировавшие результат такого подсчёта ( п. 3 ст. 181.2 ГК РФ ).

Процедура проведения общего собрания общества с ограниченной ответственностью содержит множество нюансов. В КонсультантПлюс вы можете найти формы документов, образцы заполнения и пошаговые инструкции по всем корпоративным процедурам.

Вопрос

Может ли собрание участников ООО проводиться дистанционно, в виде видеоконференции?

Ответ

Да, может, если такая возможность установлена внутренними документами ООО.

Главное правило: возможность достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать ( п. 1 ст. 181.2 ГК РФ ). Позиция подтверждена судебной практикой (например, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 № 10АП-21942/2020 по делу № А41-35260/2020 ). Суд отметил, что такой способ участия во внеочередном общем собрании участников общества законом не запрещён.

Анастасия Чекмарева, преподаватель-юрист ООО «Что делать Консалт»

Порядок принятия решения собрания

1. В соответствии с п. 1 ст. 181.2 ГК есть два условия для того, чтобы решение собрания считалось принятым:

1) наличие кворума: в собрании должны принимать участие не менее 50% от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Специальным законодательством может быть установлен иной кворум. Например, повторное общее собрание акционеров имеет кворум, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30% голосов. Уставом общества с числом акционеров более 500 тыс. может быть предусмотрен меньший кворум для проведения повторного общего собрания акционеров ( п. 3 ст. 58 Закона об акционерных обществах);

2) за положительное решение проголосовали более 50% участников собрания (так называемое простое большинство). В некоторых случаях для принятия решения требуется квалифицированное большинство голосов. Так, для принятия решения о реконструкции жилого дома требуется 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме ( ч. 1 ст. 46 ЖК). Иногда для принятия решения требуется единогласное голосование. Например, право участника общества с ограниченной ответственностью на выход из общества может быть предусмотрено при внесении соответствующих изменений в его устав по единогласному решению общего собрания участников ( п. 1 ст. 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Решения собраний могут проводиться посредством очного или заочного голосования. При очном голосовании участники совместно присутствуют на собрании и голосуют непосредственно в ходе его проведения. При заочном голосовании участники собрания не собираются вместе. Вместо этого им раздаются бюллетени, которые заполняются и передаются по установленному адресу в течение определенного срока. Допустим и промежуточный вариант очно-заочного (смешанного) голосования, при котором для участника допускается как очное обсуждение вопросов повестки дня и принятие решений, так и передача бюллетеня в установленный срок по указанному адресу. Если иное не установлено специальным законодательством, а также самими участниками голосования, голосование может производиться в любой из этих форм ( п. 105 Постановления Пленума ВС РФ N 25). Впрочем, основной формой проведения собраний следует считать все же очное голосование.

Собрание проводится по заранее утвержденной повестке дня. Под повесткой дня следует понимать «план собрания, содержащий перечень вопросов, которые выносятся на рассмотрение». Специальное законодательство, как правило, содержит указание на необходимость заранее ознакомить участников собрания с повесткой дня (например, п. 3 ст. 13 Закона о банкротстве). Делается это для того, чтобы участник, ознакомившись с повесткой дня собрания, смог заранее оценить, насколько важно для него принять или не принять участие в нем. По каждому вопросу повестки дня голосование производится отдельно, если участники собрания единогласно не оговорили иное ( п. 2 ст. 181.2 ГК).

Читайте также:
Акционерное соглашение: образец заполненный, форма корпоративного договора, порядок осуществления прав

По итогам проведения собрания и подсчета голосов составляется письменный протокол, который подписывают председательствующий на собрании и секретарь собрания. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;

2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

Порядок регистрации НКО и АНО: устав и другие учредительные документы, скачать образцы, сроки

Ст. 13.1 не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, международные фонды.

Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций

(введена Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

1. Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”) с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

2. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее – уполномоченный орган), или его территориальным органом.

3. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” федеральным органом исполнительной власти (далее – регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 4 не распространяется на Госкомпанию “Автодор”.

4. Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

П. 5 не распространяется на Госкомпанию “Автодор”.

5. Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее – заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;

(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица;

9) заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, – для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 121-ФЗ)

5.1. Уполномоченный орган или его территориальный орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)

6. Решение о государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации принимается уполномоченным органом. Указанное решение принимается на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи и заверенных уполномоченным органом иностранной некоммерческой неправительственной организации, а также на основании копий учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной некоммерческой неправительственной организации.

7. Документы иностранных организаций должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и надлежащим образом удостоверены.

Читайте также:
Для чего нужен уставный капитал ООО (Общества с ограниченной ответственностью), на что он влияет и можно ли тратить: определение и как рассчитать

8. Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.

(абзац введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)

9. За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

10. Сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом. Сведения, составляющие указанный реестр, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

(п. 10 введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 121-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 481-ФЗ)

Как осуществляется регистрация НКО

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Что такое НКО
  2. Нюансы функционирования НКО
  3. Разновидности некоммерческих организаций
  4. Как назвать НКО
  5. Кто вправе и не вправе становиться участником НКО
  6. Все о регистрации НКО

Не у всех предпринимателей конечная цель деятельности – извлечение прибыли. Существует и социальное предпринимательство, занимающееся явлениями, не имеющими отношения к купле и продаже. Чтобы такая организация получила статус юридического лица, нужно правильно определить ее организационно-правовую форму, и наиболее приемлемым вариантом будет НКО – некоммерческая организация.

Сегодня деятельность некоммерческих структур достаточно подробно регламентирована государством. Прежде чем зарегистрировать НКО, учредителям следует убедиться, что их цели и задачи не противоречат установленным со стороны державы требованиям.

Определим особенности функционирования НКО и обоснованные законом условия для их существования. После этого можно будет шаг за шагом осуществить путь государственной регистрации этой формы юрлица.

Что такое НКО

НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это значит, что ее первоочередной задачей не является материальный заработок и его распределение между учредителями, хотя закон не запрещает заниматься коммерцией для достижения плановых целей. НКО отличает от коммерческих структур именно их основная цель – достижение того или иного общественного блага.

К задачам НКО могут относиться вопросы:

  • социального характера;
  • благотворительности;
  • культурной сферы;
  • природоохранения;
  • здравоохранения населения;
  • обучения и научной деятельности;
  • спортивной отрасли;
  • духовных потребностей людей;
  • защиты интересов и прав разных категорий населения, в том числе и юридических;
  • посредничества в конфликтах.

К СВЕДЕНИЮ! Государство регламентирует деятельность НКО в Федеральном законе № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Определяющие признаки НКО:

  • прибыль не является целью деятельности юрлица;
  • средства не распределяются между учредителями;
  • сформулированная в Уставе сфера деятельности относится к области социальной защиты, культуры, науки спорта и других общественных благ.

Нюансы функционирования НКО

НКО отличается от коммерческих структур не только своей «неденежной» направленностью, но и подчиненностью – их регистрацией ведает Министерство юстиции, а не налоговые инспекции. И оно гораздо более требовательное и суровое в отношении рассмотрения заявлений и прохождения регистрации.

  1. Некоммерческая организация считается созданной, как только она прошла процедуру государственной регистрации. С этого момента она имеет право функционировать бессрочно, если иного не предполагает ее учредительная документация.
  2. Юридические лица-НКО могут заниматься как одним, так и несколькими видами деятельности из регламентированных, что должно быть отражено в Уставе.
  3. Хотя данный тип юрлица и не относится к коммерции, но на добрые дела также нужны финансы, поэтому у НКО должен быть свой капитал, составляется смета.
  4. Некоторые разновидности деятельности НКО требуют получения лицензии.
  5. На такого рода организации, к сожалению, может осуществляться давление, против возможности которого государство разработало ряд мер предосторожности. Эти меры направлены, прежде всего, на прозрачность денежных потоков НКО, поскольку воспользоваться ими могут и недобросовестные инвесторы.
Читайте также:
Как узнать готовность документов о государственной регистрации в налоговой лично или на сайте ФНС в 2021 году

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если подобную организацию решит создать иностранная структура, государство должно проверить ее на возможную угрозу национальной безопасности и Конституции РФ: так гласят «Закон об иностранных агентах» от 18 июня 2016 года №121-ФЗ и «Закон о реестре нежелательных организаций» от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ.

Разновидности некоммерческих организаций

Минюст Российской Федерации разделяет некоммерческие структуры на 4 основные группы:

  1. Общественные объединения – добровольные консолидации граждан (не менее 3 человек или юрлиц) на основании общих целей, интересов и потребностей.
  2. Политические партии – объединения, ставящие целью принять участие в осуществлении власти в государстве через своих полномочных представителей.
  3. Религиозные организации – то же, что и общественные объединения, но с другими задекларированными целями – проповедование. Воспитание в соответсвующем духе, совместное проведение обрядов. С этой целью создать НКО могут не менее 10 человек, объединенных территориально. Для таких организаций государство предусматривает налоговые льготы.
  4. Другие НКО:
    • фонды – организации, собирающие и распределяющие добровольно переданные средства на определенные цели;
    • кооперативы – это объединения, призванные решать потребности своих членов в товарах и услугах за счет добровольных взносов на паях;
    • АНО – автономные некоммерческие организации (их учредители не имеют права на имущество юрлица и не ответственны по его обязательствам);
    • учреждения – собственник (физлицо, юрлицо, субъект РФ или сама федерация) финансирует организацию и управляет ее имуществом полностью или в какой-то части;
    • товарищества, союзы, ассоциации и другие организационно-правовые формы (ОПФ).

Главная трудность при регистрации НКО состоит как раз в определении сферы деятельности. При выборе ОПФ нужно учесть множество важных моментов относительно:

  • регулирования отношений между участниками и учредителями;
  • взаимной ответственности;
  • собственности имущества НКО;
  • возможности и правил ведения предпринимательской деятельности;
  • необходимости получения лицензии;
  • подчиненности федеральным законам первого порядка (например, частное учебное учреждение своим Уставом не должно противоречить Закону об образовании).

ВАЖНО! На этапе регистрации нужно очень серьезно отнестись к выбору ОПФ, поскольку перерегистрация может обойтись дороже по финансам и времени, нежели регистрация оптимальной формы деятельности НКО.

Как назвать НКО

Закон обязывает именовать НКО с помощью двух компонентов:

  • имени собственного;
  • указания на его ОПФ.

Например: потребительское общество «Гидростроитель», благотворительный фонд «Спасая сердца», религиозная организация «Адвентисты седьмого дня» и др. Некорректная формулировка может сослужить плохую службу при регистрации.

Если в процессе функционирования решено будет переименовать НКО или сменить его ОПФ, нужно будет зарегистрировать эти изменения государственным порядком. Это довольно трудоемкий процесс, предусматривающий внесение изменений во все учредительные документы, уничтожение печати и изготовление новой, уведомление всех контрагентов, банка, органов статистики, социальных фондов.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Формулируя наименование НКО, проверьте, не зарегистрирована ли уже организация с таким названием – это также будет основанием для отказа в регистрации.

Поскольку в названии НКО нужно четко прописывать вид деятельности, исключены совпадения с названиями коммерческих организаций.

После регистрации у НКО будет исключительное право на применение названия.

Кто вправе и не вправе становиться участником НКО

Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО таким категориям юридических или физических лиц:

  • иностранные персоны нон грата;
  • лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
  • объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
  • лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
  • недееспособные граждане.

Все о регистрации НКО

Прежде чем приступить к подготовке к этой процедуре, стоит тщательно изучить все требования государства к формулировкам Устава и перечню необходимой документации. В отличие от регистрации коммерческих организаций, к НКО приковано более пристальное внимание державы в лице Минюста. Любая неточность может стать поводом к отказу в регистрации, а значит, все придется начинать с нуля, при этом даже госпошлина не будет возвращена.

К СВЕДЕНИЮ! Многие учредители предпочитают обратиться в специализированные юридические компании, доверяя им сложную и ответственную процедуру регистрации НКО. Если принято решение заниматься этим самостоятельно, следует тщательно контролировать каждый этап.

Шаг 1. Подготовка уставной документации

Прежде чем регистрировать некоммерческое объединение, его сначала нужно формально создать. Для этого учредители собираются на общем собрании и формулируют и принимают Устав. Это может сделать единственный учредитель самостоятельно. Решение о создании оформляется протоколом собрания. Необходимо соблюдать требования к Уставу, прописанные в законодательстве, которые говорят об обязательном наличии в нем таких данных:

  • полное наименование НКО;
  • характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
  • юридический адрес организации;
  • цель и задачи;
  • особенности управленческой политики;
  • права и обязанности учредителей и членов;
  • данные о представительствах и филиалах (если они есть);
  • правила приема и выхода из объединения;
  • особенности изменения учредительной документации;
  • регулирование вопросов собственности НКО.
Читайте также:
Что такое расчетный счет для юридического лица, предпринимателя и физического лица: пример и расшифровка номера счета

Шаг 2. Составление заявления на регистрацию

Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:

  • личные данные заявителя;
  • его контактные данные;
  • место жительства.

Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.

Шаг 3. Уплата госпошлины за регистрацию

Недавно размеры этой пошлины были изменены Минюстом на основании внесения изменений в федеральное законодательство. Актуальные суммы пошлин следует уточнять в п. 25.3 части второй действующей редакции Налогового кодекса РФ.

Перечислить эти средства можно в любом отделении банка проведением безналичного платежа. Реквизиты следует узнать в Минюсте РФ (на его официальном сайте). Квитанцию о платеже нужно скопировать и при подаче документов предъявить оба экземпляра.

ВАЖНО! Проводить платеж и значиться в квитанции должен исключительно заявитель.

ШАГ 4. Сбор пакета документов

Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:

  • учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах;
  • решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра;
  • паспортные данные учредителей – 2 шт.;
  • данные о территориальной принадлежности организации, подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия);
  • заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.

К СВЕДЕНИЮ! Некоторые формы НКО потребуют дополнительных документов, например, если в названии используется копирайт, нужно предоставить подтверждение правообладания. А иностранный организатор должен будет предъявить еще и выписку из ЕГРЮЛ своего государства о своем юридическом статусе. Потому при подготовке следует еще раз уточнить в регистрирующем органе перечень необходимой документации: никаких документов сверх перечисленных Минюст требовать не вправе.

ШАГ 5. Подача заявления в регистрирующий орган

Этот шаг должен быть сделан не позднее 90 дней после первого шага. То есть даты, стоящей на протоколе решения общего собрания о создании НКО. Просроченные протоколы к регистрации не принимаются.

Пакет документов нужно подать в территориальный орган Министерства юстиции РФ лично или почтовым отправлением с описью вложений. Допустимо доверить это дело юридической фирме, специализирующейся на государственной регистрации.

Шаг 6. Ожидание принятия решения

Сроки рассмотрения заявления Минюстом отличаются от аналогичной регистрации коммерческих объединений. Обычный срок рассмотрения для большинства форм НКО составляет 2 недели. Однако принятие решения о регистрации политических партий составляет 30 дней, а для религиозных организаций может растянуться и на полгода, если потребуется религиоведческая экспертиза.

Шаг 7. Постановка на налоговый учет

Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.

Шаг 8. Получение свидетельства

В течение 3 дней после получения подтверждения от ФНС Министерство юстиции обязано выдать заявителю документ о прохождении госрегистрации, содержащий:

  • наименование НКО;
  • юридический адрес объединения;
  • индивидуальный номер государственной регистрации.

Выдача этой бумаги означает, что с этого момента НКО официально признана существующей.

Возможные причины отказа в регистрации НКО

  1. Поданные документы в какой-то части противоречат Конституции и/или законодательству РФ.
  2. Лицо-заявитель не имеет права быть учредителем НКО в соответствии с ФЗ «О коммерческих организациях».
  3. Организация с таким наименованием уже была зарегистрирована.
  4. Наименование, данное НКО, является оскорбительным для нравственных, национальных, религиозных чувств.
  5. Неполный пакет документов.
  6. Документы, составленные с нарушением законодательных требований.
  7. Недостоверные сведения в предоставленной документации.

Устранив причину, можно подать документы повторно, при этом потребуется еще раз уплатить государственную пошлину либо обжаловать решение об отказе в регистрации в вышестоящем органе или в судебном порядке.

Инструкция: как открыть НКО

Понятие и суть НКО

НКО — это некоммерческая организация. То есть это экономический субъект, который создан не для извлечения прибыли от осуществления основной деятельности (п. 1 ст. 123.1 ГК РФ). Ключевая цель создания некоммерческого предприятия — это выполнение социально значимых задач или иных вопросов. Обычно деятельность НКО осуществляется в таких сферах:

  • образование;
  • культура;
  • медицина;
  • социальное обслуживание;
  • благотворительность;
  • решение конфликтов и споров;
  • юридические консультации и сопровождение граждан;
  • спорт;
  • духовное развитие;
  • и так далее.

Обратите внимание, что НКО вправе получать доходы от отдельных видов деятельности. Но распределить прибыль между участниками нельзя. Средства могут быть направлены на хозяйственные нужды организации.

Виды и формы НКО

Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:

  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • государственные корпорации и компании;
  • ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • нотариальные палаты;
  • ТСЖ;
  • фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • государственные, бюджетные и частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации.
Читайте также:
Смена юридического адреса в 2021 году. Изменение юридического адреса

Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «Об НКО».

Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:

  1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.

В пункте 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017) перечислены все документы для открытия некоммерческой организации.

Кто может учредить НКО

Учредители, то есть создатели экономического субъекта, должны отвечать сразу нескольким обязательным требованиям. В роли создателя могут выступать лишь дееспособные и совершеннолетние граждане. П олномочия по учреждению НКО имеются у юридических лиц, уже зарегистрированных на территории РФ. Право на создание закреплено за публично-правовыми образованиями. Это Российская Федерация, субъекты и муниципалитеты нашей страны.

Число учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Следовательно, при регистрации нового субъекта могут принять участие любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО установлены в зависимости от организационно-правовой формы. Учитывайте следующие нормативы:

  1. При создании общественной организации участников должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. При учреждении союза — закрепляется 2 участника и более (ст. 123.9 ГК РФ).

Создание некоммерческой организации возможно только в трех случаях (ст. 13 закона № 7-ФЗ):

Учреждение нового субъекта

Создание совершенно нового юридического лица

Реорганизация субъекта, имеющего аналогичный вид организационно-правовой формы

На базе действовавшего субъекта с конкретным ОПФ создается новое юридическое лицо. О рганизационно-правовая форма остается неизменной

Реорганизация субъекта, имеющего иную ОПФ

Создание нового юридического лица осуществляется путем преобразования старой НКО с изменением организационно-правовой формы на иную

Этапы создания некоммерческой организации

Порядок учреждения НКО отличается от регистрации коммерческой фирмы или ИП. Отличий много. Требуется соблюсти юридические процедуры, подготовить проекты документов, провести заседания. Но по сути, пошаговая инструкция по открытию некоммерческой организации 2020 состоит всего из четырех этапов.

Этап № 1. Подготовка.

На подготовительном этапе учредителям некоммерческой организации придется выполнить следующие действия:

  1. Согласовать со всеми участниками, создателями и учредителями порядок создания нового экономического субъекта.
  2. Определить порядок функционирования предприятия.
  3. Обозначить место нахождения учреждения и получить официальное заверение, что создаваемая НКО вправе вести деятельность и находиться по этому адресу.
  4. Подготовить проекты документов, обязательных для регистрации экономического субъекта.

Этап № 2. Обсуждения.

Второй этап предполагает организованную встречу участников, создателей и учредителей будущего юридического лица. Собрание или заседание участников проводится с целью решения следующих вопросов:

  • принять коллегиальное решение об учреждении НКО;
  • утвердить уставную и прочую учредительную документацию;
  • закрепить органы управления (дирекцию) компании;
  • утвердить распоряжение о регистрации юрлица;
  • оформить протокол собрания в установленном порядке.

Этап № 3. Регистрация.

На третьем этапе пошаговая инструкция открытия НКО предусматривает регистрацию юридического лица в государственных ведомствах. Для этого необходимо:

  • заполнить заявление по установленному образцу (форма Р11001);
  • уплатить государственную пошлину (ст. 333.33 НК РФ);
  • подать заявление в Министерство юстиции РФ по месту нахождения создаваемого юрлица.

Затем придется дождаться официального решения государственного ведомства.

Этап № 4. Начало деятельности.

Получив документы о регистрации в Минюсте, необходимо встать на учет в Росстате, ФСС и ПФР. Затем следует открыть расчетный счет в банковской организации. При необходимости изготовить печать или штамп. Теперь организация может приступать к осуществлению деятельности.

Какие документы нужны для открытия

Для создания некоммерческого субъекта требуется оформить целый пакет документов. В таблице собрали документы для открытия НКО 2020: формы и правила оформления.

Форма документа и бланк для скачивания

Рекомендации по оформлению

Решение о создании НКО

Решение об образовании юридического лица оформляется протоколом заседания учредителей. Обязательные реквизиты документа:

  1. Обозначьте членов совета, то есть учредителей.
  2. Закрепите повестку дня — основной вопрос, ради решения которого было созвано собрание.
  3. Принятое решение — результат рассмотрения поставленного вопроса.

Унифицированной формы протокола не предусмотрено. Правила принятия решения о создании НКО закреплены в ст. 13 закона № 7-ФЗ.

Это основополагающий регламент юридического лица, в котором закреплены все основные моменты и нормативы деятельности субъекта. Подробно о том, как подготовить устав, читайте в статье «Образец устава некоммерческой организации».

Заявление по форме 11001

Для регистрации юрлица потребуется заполнить унифицированный формуляр Р11001. Бланк и правила заполнения закреплены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Квитанция об оплате госпошлины

Заплатить за регистрацию НКО придется в любом случае. Сумма госпошлины определена в статье 333.33 НК РФ:

  • регистрируем НКО — 4000 рублей;
  • создаем политическую партию или ее региональное отделение — 3500 рублей;
  • общероссийская организация инвалидов — 1400 рублей.
Читайте также:
ОКВЭД на транспортные услуги: экспедирование грузоперевозок, такси, логистика

Заполнить квитанцию можно на официальном сайте ФНС. Оплатить госпошлину можно в любом отделении банка, через платежный терминал или интернет-банк.

Заявление для регистрации в Минюсте

Один из обязательных документов к предоставлению при регистрации — это заявление установленного образца. Обычные компании и фирмы регистрируются через налоговую инспекцию. Некоммерческие организации — через Министерство юстиции РФ.

Бланк заявления един для всех юридических лиц. Формуляр закреплен Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Структура документа довольно сложная. Учитывайте важные требования по оформлению:

  1. Отразите в форме полное наименование юридического лица, регистрируемого в Министерстве юстиции. Этот реквизит должен полностью соответствовать уставу НКО.
  2. Если компанию создают сразу несколько учредителей, то придется оформить сведения по каждому в отдельности.
  3. Заявителем при регистрации должен быть указан конкретный гражданин. Это может быть физическое лицо — учредитель, директор организации, выступившей учредителем, либо иное уполномоченное лицо. Если заявителей несколько, то придется оформить листы отдельно на каждого.
  4. Подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальной конторе. Подпись в готовой форме следует ставить только в присутствии нотариуса.
  5. К заявлению придется приложить полный пакет документов, обозначенных в п. 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017).

А вот период рассмотрения заявления зависит от категории регистрируемого экономического субъекта:

  • 17 дней — в общих случаях;
  • 33 дня — для общественных организаций;
  • 30 дней — для политических партий;
  • 33 дня — для религиозных компаний, либо 6 месяцев и 3 дня — при необходимости проведения госэкспертизы.

Образец заполнения заявления

Если в регистрации отказано

Причин для отказа в регистрации НКО достаточно. Все основания закреплены в п. 1 ст. 23.1 закона № 7-ФЗ. Обозначим основные проблемы:

  1. Предоставлен неполный пакет документов.
  2. Обнаружены существенные ошибки в оформлении документации.
  3. В базе данных уже имеется зарегистрированная организация с аналогичным наименованием, ОПФ.
  4. Предоставлены недостоверные сведения при регистрации.
  5. Учредителями выступают лица, не имеющие полномочий на создание юридических лиц.
  6. Иные основания.

Отказ в регистрации — не повод опускать руки. Если отрицательное решение принято безосновательно, его допустимо оспорить в судебном порядке. При наличии обоснованных причин в отказе рекомендуется устранить ошибки и недочеты и подать документы повторно.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Регистрация АНО в 2021 году

АНО – это автономная некоммерческая организация, главной целью которой является предоставление услуг в сфере здравоохранения, образования, науки и спорта. Основные положения закреплены ы 123.34 Гражданского кодекса РФ.

Особенности автономной некоммерческой организации

  • Существование на добровольных взносах и отсутствия членства
  • При регистрации достаточно наличия одного лица
  • Адресом, по которому будет находится организация, может быть квартира директора или учредителя
  • Возможность получения в аренду муниципальных помещений

Перед тем, как зарегистрировать некоммерческую организацию, необходимо определиться со следующим:

  • Наименования
  • Наличие юр. адреса
  • Состав учредителей
  • Руководство
  • Органы управления
  • Цели
  • Система налогообложения

Порядок регистрации АНО

  • В названии организации должен фигурировать характер будущей деятельности и организационно-правовая форма
  • Необходимо определиться с видом деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД
  • Оплата госпошлины
  • Составление Устава, в котором будет отражена информация об организации в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • Подготовка решения или протокола, в зависимости от того один учредитель или их несколько
  • Заявление на регистрацию АНО по форме P11001
  • Обращение в территориальный отдел Минюста
  • Если регистрация состоялась, через месяц информация об этом отразиться в ЕГРЮЛ
  • Открытие расчетного счета и изготовление печати

Как заполнить заявление по форме P11001

На титульном листе необходимо заполнить два первых раздела:

  1. Укажите полное наименование организации. Можно указать и сокращенное, если оно предусмотрено в учредительном документе.
  2. Укажите адрес руководителя или других лиц, которые выполняют его функции. Обязательно нужно указать индекс и код субъекта РФ.

Далее для информации об учредителях предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. на каждого учредителя заполняется отдельный лист. Нужно выбрать, исходя из того, кем он является:

  • Учредитель является российским лицом – А
  • Учредитель – иностранное лицо – Б
  • Учредитель – физическое лицо -В

Для сведений о руководителях предусмотрены листы Е, Ж и З. Лист выбирается в зависимости от того, кто выполняет полномочия единоличного исполнительного органа. В лист Н вносятся данные о заявителе. Им могут быть все учредители, поэтому данный лист заполняется на каждого.

Документы для создания АНО

Для открытия АНО необходимы следующие документы:

  • Заявление на регистрацию
  • Учредительные документы АНО (3 экземпляра)
  • Информация об учредителях
  • Квитанция об оплате госпошлины
  • Гарантийное письмо собственника имущества, где будет располагаться организация
Читайте также:
Гарантийное письмо на юридический адрес от собственника: скачать образец, форма согласия собственника на регистрацию

Кто может зарегистрировать АНО

Зарегистрировать автономную некоммерческую организацию могут Министерство юстиции РФ и его Управление в субъектах РФ.

Подать документы можно в Минюст можно несколькими способами:

  • Обратиться в Минюст лично
  • С помощью доверенного лица и нотариальной доверенности
  • По почте России
  • Через портал гос. услуг без электронной цифровой подписи
  • По электронной цифровой подписи через гос. услуги
  • После окончания регистрации АНО выдаются:
    • Документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ
    • Устав с отметкой регистрирующего органа
    • Свидетельство о гос. регистрации организации о постановке на учет в налоговом органе

    Срок регистрации АНО в Минюсте занимает 14 дней. Далее документы отправляются в ИНФС, где присваивается ИНН и ОГРН. В течение 5 дней ИФНС вносит ФНО и ЕГРЮЛ и отправляет документы в Минюст. Весь процесс регистрации АНО может занять больше 30 дней.

    Стоимость регистрации АНО

    Стоимость услуг юристов в компании «Бизнес Гарант» по регистрации АНО от 20 000 рублей.

    Правила регистрации некоммерческой организации (НКО)

    Общее собрание утвердило решение об учреждении некоммерческой организации, следующий этап – регистрация НКО.

    Какие законы регламентируют процесс государственной регистрации НКО

    Государственную регистрацию новых некоммерческих организаций регламентируют:

    закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,

    приказ № 455 Минюста РФ «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

    Какие органы регистрируют НКО

    Регистрирует НКО Минюст РФ или его территориальное отделение. Также он может отказать в регистрации. В органы Минюста подается пакет документов в соответствии со ст. 13.1 ФЗ-7 и административным регламентом № 455 о порядке регистрации.

    После регистрации Федеральная налоговая служба ставит НКО на налоговый учет и вносит сведения о ней в единый государственный реестр юридических лиц – ЕГРЮЛ (если вновь созданная НКО не является организацией без образования юрлица).

    Порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ регламентирует №129-ФЗ.

    Список документов для регистрации

    Список документов для государственной регистрации установлен п.5 ст. 13.1 № 7-ФЗ «О НКО»:

    учредительные документы (3 экземпляра);

    решение о создании и утверждении учредительных документов;

    сведения об учредителях;

    сведения о месте нахождения;

    документ об оплате госпошлины;

    документ, подтверждающий согласие правообладателя на использование его имени или символики, наименования иного юрлица как части своего названия;

    документы, подтверждающие статус учредителя – иностранного лица (копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя – иностранного лица);

    для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нужно заявление о включении некоммерческой организации в соответствующий реестр (форма бланка утверждена приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223).

    Собранный пакет документов в течение 3 месяцев после утверждения решения об учреждении НКО направляется в Минюст. Документы на нескольких страницах должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью заявителя на месте прошивки.

    Для регистрации НКО используется такая же форма заявления Р11001, которая подается при государственной регистрации обычных юридических лиц (это прописано в приказе Минюста №68 от 07.05.2012). Форма Р11001 утверждена Приказом Федеральной налоговой службой № ММВ – 7 от 25.01.2012.

    Сведения об учредителях прописываются в приложении к заявлению Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.

    Сведения о месте нахождения НКО указываются в бланке заявления Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.

    Заявление подписывается руководителем или учредителем НКО либо уполномоченным лицом.

    Учредительные документы предоставляются в 3 экземплярах. В большинстве случаев это устав НКО. У некоммерческих ассоциаций и союзов это может быть устав или учредительный договор. У бюджетных, государственных, муниципальных учреждений может быть положение для казенного учреждения.

    Решение об учреждении некоммерческой организации должно содержать информацию о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления и др. Оно подписывается учредителем единолично, либо председателем и секретарем учредительного собрания в форме протокола общего собрания учредителей, либо издается нормативный акт для создания государственного бюджетного или муниципального учреждения.

    За государственную регистрацию НКО взимается госпошлина. Её размер устанавливает Федеральная налоговая служба (ФНС). В 2021 году за регистрацию юридических лиц взимается 4000 рублей, политической партии – 3500 рублей, обществ инвалидов – 1400 рублей.

    Документы иностранной организации должны быть предоставлены на официальном языке своего государства вместе с удостоверенным переводом этого документа на русский язык.

    Список документов, предоставляемых религиозными организациями, общественными объединениями и политическими партиями, установлен пп. 29–32 Регламента предоставления услуги по регистрации.

    При сдаче пакета документов для регистрации НКО в Минюст все перечисленные документы регистрируются. Копия описи документов выдается заявителю.

    Сдача документов для регистрации НКО

    Сформированный пакет документов для регистрации передается заявителем в органы Минюста. Заявителем со стороны НКО может быть:

    выбранный общим собранием учредителей и уполномоченный для этого член организации.

    Пакет документов для регистрации, в зависимости от формы организации, направляется в одно из подразделений Минюста:

    Читайте также:
    Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность для физических лиц в 2021 году

    общероссийские общественные объединения, политические партии, централизованные религиозные организации подают документы в центральные органы Министерства юстиции;

    остальные НКО передают документы в соответствующие территориальные подразделения Минюста.

    Пакет документов можно передать в Минюст 3 способами:

    личное обращение уполномоченного лица;

    отправка ценного письма с описью вложения;

    Принятие Минюстом решения о регистрации НКО и сроки регистрации

    После регистрации поступивших документов Минюст или его территориальный орган обязан их рассмотреть и принять решение:

    приостановить регистрацию некоммерческой организации (не дольше 3 месяцев);

    продлить срок рассмотрения документов;

    оставить заявление без рассмотрения (для религиозных организаций);

    отказать в регистрации.

    Решение Минюста оформляется виде распоряжения.

    Пример приостановления процесса регистрации: ненадлежащее предоставление документов. За время приостановки заявитель должен внести соответствующие правки, тогда регистрация будет возобновлена, иначе – отказ в регистрации.

    Минюст должен принять решение в течение определенного времени (п.22 гл. II Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций») с момента регистрации поступивших документов:

    18 рабочих дней – для всех НКО;

    30 дней – для политических партий;

    33 дня – для религиозной организации (6 месяцев при проведении религиоведческой экспертизы) и общественных объединений.

    Если Минюст принял решение и издал распоряжение о регистрации НКО, то сведения о новом НКО передаются в ФНС или его соответствующие территориальные органы для внесения в единый реестр. Минюст направляет в ФНС сопроводительное письмо и один экземпляр документов, предоставленных заявителем.

    Внесение данных о регистрации в ЕГРЮЛ

    В течение 5 дней после получения пакета документов из Минюста о регистрации новой некоммерческой организации ФНС или его территориальное подразделение вносит данные о ней в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п.3 ст.13.1 ФЗ-7).

    На следующий рабочий день после внесения данных в реестр ФНС или его территориальное подразделение обязано передать информацию об этом в Минюст (или его территориальные структуры). Дополнительно ФНС передает выписку из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет, которые Минюст выдает заявителю (т.е. НКО) при получении свидетельства о регистрации.

    Выдача свидетельства

    После получения сообщения от ФНС о внесении НКО в ЕГРЮЛ Минюст или его территориальные органы завершают регистрацию организации. В течение 3 дней сведения об НКО вносят в ведомственный реестр некоммерческих организаций и готовят для выдачи заявителю свидетельство о регистрации НКО и пакет учредительных документов, заверенных руководителем регистрирующего органа.

    Представителю НКО выдается свидетельство о регистрации, заверенные учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет.

    Общая продолжительность государственной регистрации НКО, с учетов внесения сведений в реестры и с постановкой на налоговый учет, удлиняется на 8 рабочих дней по сравнению со сроком принятия решения Минюстом.

    Причины возможных отказов в регистрации

    Пакет документов, необходимых для регистрации, предоставлен не в тот территориальный регистрирующий орган, к которому относится НКО.

    Документы, необходимые для регистрации, предоставлены не в полном объеме.

    В сданных на регистрацию документах содержатся ошибки.

    Недостоверные сведения в документах, предоставленных для регистрации.

    Устав или учредительные документы НКО нарушают законодательство РФ.

    Учредитель НКО не имеет права быть учредителем в соответствии с требованиями федеральных законов.

    Наименование НКО оскорбляет нравственность, национальность или религиозные чувства граждан.

    НКО с таким наименованием уже зарегистрировано на территории РФ.

    Если некоммерческой организации отказали в регистрации, она может согласиться с этим решением, либо подать жалобу в вышестоящий орган или в суд, либо устранить замечания и подать документы на регистрацию повторно. Законодательно подавать документы на регистрацию повторно не запрещено. Обязательным условием для повторной подачи документов на регистрацию является устранение замечаний, вызвавших отказ.

    И новым, и уже существующим НКО необходимо вести учет. При создании новой организации важно подумать об этом заранее и выбрать программу для автоматизации деятельности НКО. В программе, в которую встроена 1С: Бухгалтерия 8, можно вести бухгалтерский и налоговый учет.

    Если у вас уже есть одна НКО и вы только что зарегистрировали новую, обратите внимание: программа 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации позволяет вести учет одновременно по нескольким организациям с разными режимами налогообложения.

    С помощью автоматизации учета можно быстро и без ошибок заполнить реквизиты контрагентов по ИНН или наименованию, рассчитать суммы налогов и взносов и оплатить их по актуальным реквизитам в федеральную налоговую службу. Также можно вести электронный документооборот, заполнять и сдавать отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Минюст онлайн. При этом есть возможность отслеживания доставки отчетности адресату.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: