Что проверяет ФАС при внеплановой проверке в 2022 году. Как проводится внеплановая проверка ФАС по жалобе по 44-ФЗ

Внеплановая проверка ФАС

Внеплановые проверки Федеральной Антимонопольной Службы проводятся с целью соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства. Они достаточно распространены и часто заканчиваются штрафными санкциями, при этом их периодичность ничем не ограничена. Узнайте все о внеплановых проверках ФАС: кому они грозят, как проводятся и что рекомендуется делать в случае визита проверяющих.

Причины внеплановой проверки ФАС

Проверки ФАС регламентированы ст. 25 федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Административным регламентом, утв. приказом ФАС от 25.05.2012 № 340, а также Приказом ФАС № 75/14 от 11.02.2014 г.

ФАС имеет право проверять все государственные органы и компании, исполнительные органы власти, ИП, коммерческие фирмы, в том числе ООО, АО, их обособленные подразделения. При этом положения федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», касающиеся порядка проведения проверок ФАС, могут не применяться в части, регламентируемой положениями антимонопольного законодательства (п.4 ст.1 закона № 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся по предварительно утвержденному на год графику. Внеплановые — в любое время, после поступления жалобы или иного сообщения о нарушении антимонопольных правовых норм от следующих лиц:

компаний, граждан, СМИ;

уполномоченных при президенте России и в регионах по защите предпринимательских прав.

Проверки ФАС могут быть назначены в случае поступления обращения или невыполнения предписания после рассмотрения жалобы при проведении госзакупок по закону № 44-ФЗ. При таких жалобах инспекторы будут проверять деятельность компании в пределах 3-х последних лет (Методические рекомендации ФАС по проведению проверок № АЦ/8325 от 25.05.2007).

Что считается нарушением и может быть основанием для подачи жалобы в ФАС:

Недобросовестная конкуренция при заключении контрактов.

Монопольно завышенные или наоборот, заниженные цены на товары и услуги.

Заведомо неправильное формирование цены.

Распространение дискриминирующих ложных данных о конкурирующих компаниях.

Раскрытие чужой коммерческой тайны и т. п.

Также ФАС вправе отреагировать на сигнал о рекламе с недостоверными данными, являющейся фальшивой и не соответствующей требованиям федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006. Поводом к проверке также является истечение срока, отведенного на исполнение ранее выданного предписания об исправлении выявленных нарушений.

Внеплановая проверка ФАС по жалобе: как проводится

Перед проведением внеплановой проверки управление федерального или регионального антимонопольного органа издает соответствующий приказ (п.6, 7 ст. 25.1 закона № 135-ФЗ). Проверяемого извещают об этом не менее чем за 24 часа до начала контрольных мероприятий. Способы уведомления могут быть абсолютно любыми: курьером, по телефону, обычным или электронным письмом. Полностью внезапной (без предупреждения) является проверка соблюдения запрета в отношении картелей и ограничивающих конкуренцию госорганов по ст.11, 16 закона о конкуренции № 135-ФЗ.

Внеплановые проверки УФАС проводятся как минимум двумя инспекторами. Если проверяет Центральный аппарат ФАС, в составе проверочной комиссии должно числиться минимум три сотрудника.

Процедура может осуществляться как на территории проверяемого субъекта (выездная проверка), так и без выезда к нему с запросом необходимой документации (документарная проверка). К проверке также могут быть привлечены сотрудники правоохранительных органов и эксперты соответствующей сферы деятельности.

При запросе документов проверяющему необходимо будет предоставить их в течение трех рабочих дней. Как правило, все эти моменты будут прописаны в приказе о проведении проверочных мероприятий. Если по документам обнаружатся нарушения антимонопольного законодательства, будет назначена выездная проверка по адресу проверяющего.

В случае непосредственного визита инспекторов в компанию или если проверяющие найдут подтверждение жалобам в представленной документации, производится осмотр территории, забор образцов товара, продукции, назначаются необходимые экспертизы.

Процедура проверки длится не более 1 месяца и может проводиться в документарной форме или с выездом на территорию компании. Отсчет ведется с момента составления приказа о начале проверочных мероприятий и до направления проверяемому акта о результатах проверки. Срок проверки может быть продлен не более чем на 2 месяца в отдельных исключительных случаях: например, для проведения необходимых лабораторных экспертиз, перевода документов, оформленных на иностранном языке и др.

После окончании ревизионных мероприятий сотрудники ФАС оформляют акт о проверке в 2 экземплярах, один из которых выдается представителю проверяемой организации под роспись. При обнаруженных нарушениях составляется предписание об устранении нарушений в определенный срок. Если будут найдены достаточно грубые или повторные нарушения, инспекторы могут привлечь компанию к административной ответственности. После получения на руки окончательного заключения о результатах проверки компания может представить свое ответное возражение в пределах 15 дней.

Права инспекторов ФАС

Инспекторы при внеплановой проверке ФАС имеют полное право:

проходить на территорию компании, в офис, посещать склады и цеха: исключение составляет только жилье проверяемого (ст.25.2 закона № 135-ФЗ);

осматривать, фотографировать и снимать на видео документы, территорию и расположенные на ней объекты проверяемого субъекта с участием понятых и составления акта осмотра (ст.25.3 закона № 135-ФЗ);

получать на руки бумажную документацию компании (заверенные копии) и другую необходимую информацию, копировать ее, в том числе электронную переписку и документы (ст. 25.4 закона № 135-ФЗ);

изымать документы по акту приема-передачи

Изучению подлежит также информация, считающаяся коммерческой тайной.

Рекомендации при внеплановой выездной проверке

При визите инспекторов ФАС или получении уведомлений о документальной ревизии, проверяемым желательно соблюдать несколько простых правил:

Читайте также:
Образец акта расхождения при приемке товара в 2021 году

Обязательно проверить удостоверяющие документы сотрудников: соответствуют ли они данным в приказе, распоряжении о проверке. Также необходимо убедиться, что инспекторов как минимум двое. При обнаружении даже незначительных несоответствий в этих документах вы имеете право не пропустить явившихся сотрудников на свою территорию.

Оповестить руководителя, управляющий персонал и (если возможно) пригласить юриста для сопровождения проверяющих. Проверяемый вправе присутствовать при проведении проверки и получать от должностных лиц ФАС информацию по ее предмету.

Не препятствовать инспекторам в их действиях, предъявлять только то, о чем они просят, не предоставляя лишней информации.

При изъятии документов вначале рекомендуется снять с них копии, т. к. государственные органы нередко теряют предоставленные им документы, и составить акт приема-передачи.

Необходимо требовать составления подробного протокола совершаемых инспекторами действий, внимательно проверять составленные протоколы и акты, а также заявлять о своем согласии/несогласии с ними. Запись процесса проверки и следование приведенным рекомендациям поможет в будущем, если результаты проверки будет необходимо оспаривать в суде.

Как ФАС проверяет закупки по 44-ФЗ

    On 28.02.2018 0 Comments 44-ФЗ, ЕИС, Контроль закупок, Статьи, ФАС

Федеральная антимонопольная служба — контролирующий орган в сфере закупок. Ее задача заключается в том, чтобы пресекать нарушения закона о защите конкуренции, а если таковые допущены — требовать от нарушителей их устранения. Ведь именно обеспечение равных условий доступа к исполнению государственных контрактов для всех заинтересованных лиц является одним из основополагающих принципов системы закупок.

Основными инструментами, применяемыми ФАС для осуществления своих функций, являются проверки. Рассмотрим, какие они бывают, а также их специфику.

Виды проверок ФАС по 44-ФЗ

Антимонопольные органы осуществляют проверки двух типов:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Плановые. Максимально возможная частота — 1 раз в 3 года. План проверок составляется заранее и публикуется на сайте системы госзакупок.
  2. Внеплановые. Основанием служит любой сигнал — жалоба участника, информация в СМИ, обращение органов охраны правопорядка и так далее. Не имеют определенной законом частоты проведения.

По статистике, внеплановые проверки являются более эффективными, то есть в большинстве случаев в их ходе выявляются нарушения, выносятся предписания и налагаются штрафы.

Правовая основа

Проводя проверки в сфере госзакупок, антимонопольные органы руководствуются такими документами:

  • законом 44-ФЗ;
  • приказом ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14;
  • методическими рекомендациями из письма ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325.

Предметом проверки может стать все, что связано с закупками и нарушением законодательства о защите конкуренции.

Плановые проверки

Итак, плановые проверки ФАС, как следует из их названия, проводятся на основании заранее утвержденного плана. Его составляют на полгода, утверждают приказом и размещают в ЕИС. Изменения в план вносятся и публикуются в том же порядке.

Перед конкретной процедурой проверки выпускается отдельный приказ о ее проведении. В таком документе непременно должны быть следующие данные:

  • наименование органа, который будет проводить проверку;
  • наименование проверяемого субъекта;
  • имена и должности специалистов ФАС (не менее 2-х человек), которые вошли в проверочную комиссию;
  • что и за какой период будет проверяться;
  • сроки проверки (даты начала и окончания).

Важно! Проверка органами ФАС должна длиться не более 30 дней. Продлить этот срок можно на основании отдельного приказа, но лишь в исключительных случаях.

Не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала проверки, проверяемая организация должна быть уведомлена об этом. Информация должна быть доведена до субъекта вовремя — это обязан обеспечить антимонопольный орган.

Вместе с уведомлением о проверке в организацию направляется перечень документов, которые нужно будет предоставить инспекторам, а также условий, необходимых для их работы. В частности, проверяющим может понадобиться место, оргтехника, телефон.

Сам процесс проверки делится на два этапа:

  1. Рассмотрение документов и информации.
  2. Проведение заседания инспекции, по итогам которого выносится решение. В нем содержатся выводы о наличии либо отсутствии правонарушений.

Помимо решения, проверяющие могут выдать:

  • протокол об административном нарушении (последует административное дело и привлечение к ответственности);
  • предписание об устранении выявленных нарушений.

Кроме того, орган ФАС по результатам проверки может обратиться с иском в суд, дабы признать отдельные процедуры закупки недействительными.

Внеплановые проверки

Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.

Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.

Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет.

Видеозапись внеплановой проверки ФАС:

Рекомендации по поведению

Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.

Читайте также:
Оценка нематериальных активов: увеличение стоимости, переоценка, требования ФСО-11

В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации, которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.

Важно помнить, что осуществлять проверку имеют право только те лица (минимум двое), которые указаны в уведомлении. Поэтому в обязательном порядке следует проверить документы представителей антимонопольного органа. Если явились лица, не указанные в уведомлении, вы имеете полное право не пустить их на территорию организации и не предоставлять им документы.

Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим — отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.

Внимание! Инспекторы имеют право забрать для изучения оригиналы документов. Все изъятия должны оформляться актами приема-передачи.

Кстати, рекомендуем снять копии со всех документов, которые передаются проверяющим. В особенности тех, которые будут изъяты и отправлены в ФАС. Не секрет, что в государственных органах бумаги легко теряются.

Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста — он поможет защитить интересы проверяемого лица. Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки. Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.

О проверках ФАС по картельным сговорам:

Как контролируют заказчиков ФАС России, региональные и муниципальные органы

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс. Если нужного документа в комплекте нет – закажите его. Это бесплатно! (сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

Полномочия распределены между контрольными органами следующим образом.

Если вы осуществляете закупки для федеральных нужд, то плановые и внеплановые проверки в отношении вас может проводить только ФАС России, в том числе ее территориальные управления (п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Если вы заказчик субъекта РФ, то плановые проверки в отношении вас проводит уполномоченный на контроль в сфере закупок орган соответствующего субъекта. Внеплановые проверки могут проводиться как контрольным органом субъекта РФ, так и ФАС России, в том числе ее территориальными органами (п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Если вы закупаете продукцию для муниципальных нужд, то плановые проверки в отношении вас проводит муниципальный контрольный орган или орган субъекта РФ, если ему переданы такие полномочия (ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). С внеплановой проверкой к вам может прийти контрольный орган любого уровня — от ФАС России до муниципального (п. 3 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание: порядок осуществления контроля этими органами, в частности предмет, форму, сроки и периодичность проведения проверок, определяют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее — Правила N 1576).

В ходе контроля могут проверить все ваши действия в процессе закупочной деятельности за определенный период или конкретной процедуры определения поставщика. При этом не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с качественным и квалификационным критериями (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Что конкретно будет оценивать контрольный орган, зависит от вида проверки.

В ходе плановой проверки контрольный орган, как правило, оценивает всю закупочную деятельность за последние три года до даты начала проведения проверки (п. 45 Правил N 1576). Ее можно проводить не чаще, чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого из субъектов — заказчика, его контрактной службы (управляющего), постоянной закупочной комиссии и ее членов, уполномоченного органа (учреждения), оператора ЭП. В отношении специализированной организации и созданной для конкретной закупки комиссии можно провести только одну плановую проверку в отношении конкретной закупки (ч. 13, 14 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Правил N 1576). Сводный план разрабатывается на один год, размещается в реестре жалоб и проверок и (или) в ЕИС (п. 48 Правил N 1576).

Порядок проведения ФАС России и ее территориальными органами плановых проверок в рамках Закона N 44-ФЗ также определен Правилами N 1576.

В соответствии с п. п. 51, 52 Правил N 1576, если в отношении вас пришло время провести плановую проверку, контрольный орган должен уведомить вас об этом не позднее чем за пять рабочих дней до ее проведения. В уведомлении будет указан предмет проверки и проверяемый период, сроки ее проведения, основания, а также перечень документов и сведений, которые вам понадобится представить. Если контрольный орган планирует провести выездную проверку, он может также попросить вас предоставить помещение для работы контролеров и необходимое для этого оборудование.

Учтите, что плановые проверки в рамках Закона N 275-ФЗ проводят ФАС России и ее территориальные органы на основании Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 15.03.2016 N 240/16.

Читайте также:
Показатели эффективности использования основных средств: основы анализы, рентабельность и коэффициенты оборачиваемости

Внеплановые проверки контрольный орган может инициировать по разным основаниям (ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 19 Правил N 1576).

Внеплановая проверка по жалобе участника закупки — самый распространенный и оперативный вид контроля. Жалобу контрольный орган рассматривает в течение пяти рабочих дней со дня поступления (ч. 3 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Контрольный орган может приостановить спорную закупку до рассмотрения жалобы по существу. Это значит, что вы не сможете заключить контракт до тех пор, пока ваши действия не будут признаны правомерными или пока вы не устраните нарушения.

Рассматривает жалобу специально созданная комиссия, на заседание которой вы будете приглашены. Если вы получили уведомление о внеплановой проверке, подготовьтесь к заседанию комиссии — соберите все запрашиваемые документы и подготовьте отзыв на жалобу с обоснованием своей позиции. Также ознакомьтесь с порядком рассмотрения жалоб, поскольку его нарушение может быть основанием для обжалования решения контрольного органа. Например, для ФАС России такой порядок утвержден Приказом от 19.11.2014 N 727/14.

Учтите: чтобы очно принять участие в заседании комиссии, нужно подать заявление для оформления пропуска. Оно подается на сайте ведомства по адресу https://fas.gov.ru/spheres/5 не позднее 16:00 (по местному времени для ФАС России, ее территориального органа) рабочего дня, предшествующего дню заседания (Письмо ФАС России от 29.05.2020 N МЕ/45732/20).

Принять участие в заседаниях ФАС России, ее территориального органа можно и дистанционно. Такой способ является приоритетным. Участие обеспечивается посредством интернет-видеоконференции на веб-странице портала видеоконференций либо с помощью приложения для мобильных телефонов. Инструкция для дистанционного участия размещена на сайте ФАС России https://fas.gov.ru/spheres/5 (Письмо от 03.04.2020 N ИА/27895/20).

Обратите внимание: если жалоба в отношении конкретной закупки поступила от физического лица, не соответствующего требованиям к ее участникам (например, у него отсутствует нужная лицензия), контрольный орган рассмотрит ее в порядке, установленном для обращений граждан. В таком случае процедура закупки не будет приостановлена (ч. 15.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Внеплановую проверку сведений о нарушениях контрольный орган проводит:

  • при получении заявления физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц;
  • обнаружении самой ФАС признаков нарушения;
  • сообщении СМИ.

Эта проверка может длиться дольше, чем рассмотрение жалобы, но не влечет приостановления процедуры закупки. Поэтому на сроках проведения закупки она, скорее всего, не скажется.

Контрольный орган может провести такую проверку и в том случае, если жалоба в отношении закупки, впоследствии отозванная заявителем, содержала информацию о нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок (Письмо ФАС России от 19.10.2018 N ИА/84476/18).

Еще одним основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения ранее выданного предписания. Помните, что неисполнение предписания также может повлечь наложение административного штрафа (ч. 25 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ).

Результатом проверки (как плановой, так и внеплановой), в ходе которой выявлено нарушение, может стать (ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 12 Правил N 1576):

  • рассмотрение дела об административном правонарушении и наложение штрафа;
  • предписание об устранении нарушений (в том числе об аннулировании закупки). Учтите, что независимо от вида проверки, если контракт по результатам проведенной с нарушением закона закупки еще не заключен, вы не сможете заключить его, пока не исполните предписание (ч. 23 ст. 99 Закона N 44-ФЗ);
  • обращение контрольного органа в суд с заявлением о признании закупки и заключенного по ее результатам контракта недействительными.

Утверждены правила осуществления проверок по 44-ФЗ

В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 1 октября 2020г. №1576 утвердило правила осуществления контроля и внесло корректировки в правила ведения реестра жалоб и плановых, внеплановых проверок.

Проверка может быть плановой или внеплановой и осуществляться в документарной форме (т.е. проверка запрошенных документов без непосредственного присутствия) или выездной (когда представители комиссии контрольного органа непосредственно присутствуют по месту нахождения проверяемого лица).

Внеплановая проверка

Проводится в случае:

  1. получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Федерального закона №44-ФЗ, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
  2. получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
    а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
    б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
    в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
  3. истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ предписания;
  4. получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Читайте также:
Как снять деньги с расчетного счета ИП и ООО: как обналичить денежные средства, как вывести прибыль

При проведении внеплановой проверки в документарной форме в случае, если контрольным органом будет сделан вывод о недостаточности представленной информации, контрольным органом может быть принято решение о внеплановой выездной проверке.

Контрольный орган уведомляет субъектов контроля в течение 15 рабочих дней со дня поступления вышеуказанной информации о проведении проверки.

Установлен максимальный срок проведения внеплановой проверки – 10 рабочих дней со дня принятия решения, а в случае осуществления проверки в отношении субъектов контроля, осуществляющих закупки, сведения о которых составляют государственную тайну максимальный срок такой проверки – 20 рабочих дней.

В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения проверки на основании приказа руководителя или его заместителя может быть продлен 1 раз не более чем на 10 рабочих дней.

При этом уведомление о продлении срока проверки до 1 июля 2021 г. направляется лицам, в отношении которых проводится проверка, а после 1 июля такое уведомление не направляется, достаточно размещения такого уведомления на сайте ЕИС.

В результате внеплановой проверки при выявлении нарушений выдается предписание об устранении нарушений, при этом, если контракт уже заключен или выявленные нарушения не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание не выдается.

Плановая проверка

Плановой проверке подлежат закупки за последние 3 года до даты начала ее проведения, при этом такой срок может изменен по решению контрольного органа.

Максимальный срок проведения составляет 20 рабочих дней.

В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения проверки на основании приказа руководителя или его заместителя может быть продлен 1 раз не более чем на 20 рабочих дней.

При этом уведомление о продлении срока проверки до 1 июля 2021 г. направляется лицам, в отношении которых проводится проверка, а после 1 июля такое уведомление не направляется, достаточно размещения такого уведомления на сайте ЕИС.

По результатам плановой проверки составляется акт.

Плановая проверка осуществляется в соответствии с планом проведения плановых проверок, составляемых в IV квартале текущего года.

С целью объективности проведения плановых проверок субъектов контроля поделят на категории риска. Чем выше категория, тем чаще будут проходить проверки, но не чаще чем раз в 6 месяцев.

Особенности проведения проверки

При проведении выездной плановой или внеплановой проверки в случае воспрепятствования доступа в помещения и на территории, которые занимают субъекты контроля, для получения документов и информации, необходимых контрольному органу, руководитель контрольного органа обязан обратиться в правоохранительные органы для обеспечения комиссии доступа к необходимой информации и документам.

Уведомление о проведении плановых (внеплановых) проверок, документы, составленные по результатам проверок, направляются по средством почты, факса или электронной почты по адресу, указанному в реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в Электронном бюджете или в ЕИС, или по любому адресу, имеющемуся у контрольного органа.

В случае выявления несоответствия информации и документов, размещенных в ЕИС и полученных от заказчика по запросу, приоритет для контрольного органа имеют информация и документы, размещенные в ЕИС.

Права должностных лиц контрольного органа, уполномоченных на проведение проверки:

  • Запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимых для проведения проверки;
  • беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных (специализированных) площадок для получения документов и информации, необходимых для проверки, по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя или его заместителя контрольного органа о проведении проверки;
  • обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере закупок, рассматривать такие дела и принимать меры по их предотвращению;
  • выдавать предписания.

А в случае выявления признаков факта совершения преступления должностные лица контрольного органа обязаны передать такую информацию в правоохранительные органы.

Обязанности лиц, в отношении которых проводится проверка:

  • представлять в контрольный орган, уполномоченным на осуществления контроля должностным лицам контрольного органа: документацию о закупке, заявки, протоколы, аудио-,видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации;
  • представлять по требованию контрольного органа необходимые ему документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о закупках;
  • исполнять в установленные сроки предписания;
  • обеспечить должностным лицам беспрепятственный доступ в помещения и на территорию;
  • обеспечить явку представителей.

Опубликовано постановление Правительства №1576 8 октября 2020г. и вступает в силу со дня опубликования.

Кто и как проверяет заказчиков по 223-ФЗ

Проверки ФАС

ФАС проверяет заказчиков по жалобам. Провести внеплановую проверку контролеры могут только по антимонопольному законодательству. Результаты проверок оформляют решением. Если найдут нарушение, выдадут предписание.

Кто вправе подать жалобу в ФАС

Федеральная антимонопольная служба проверяет заказчиков по жалобам участников, корпорации МСП и органов власти регионов.

Участник вправе обжаловать действия заказчика, который:

  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в положение, сведения о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков;
  • предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в документации о конкурентной закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС сведения о годовом объеме закупки у субъектов МСП или опубликовал недостоверные сведения.
Читайте также:
Что такое УИН в платежном поручении: какой уникальный идентификатор начисления указывать на 2021 и 2021 года, где взять, как расшифровывается, образец

Когда срок подачи заявок завершился, обжаловать закупку могут только участники, которые подали заявки.

Корпорация МСП, органы исполнительной власти регионов и созданные ими организации вправе подать жалобу только на заказчика, в отношении которого проводят оценку и мониторинг и который нарушил права субъектов МСП.

Как ФАС рассматривает жалобу

Если ФАС примет жалобу, то приостановит закупку и направит заказчику уведомление, в котором укажет:

  • краткое содержание жалобы;
  • сайт, на котором контролеры опубликовали жалобу, – сайт ФАС, ЕИС, ЭТП;
  • место и время рассмотрения жалобы.

Уведомление ФАС направит по почте или факсу либо на email, который указали в извещении.

В течение одного рабочего дня с даты, когда получили уведомление, предупредите о жалобе участников, которые подали заявки. Сообщите им место и время, когда комиссия антимонопольного органа рассмотрит жалобу. Когда проводите бумажную закупку, предупредите тех участников, которые указали контрактные данные на конверте с заявкой. Вскрывать конверт до начала рассмотрения заявок нельзя. При электронной закупке оператор ЭТП заблокирует закупку и предупредит участников.

Вы вправе направить в ФАС письменное возражение на жалобу. Сделать это необходимо не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы. В возражении напишите:

  1. название, место нахождения, почтовый адрес, телефон организации;
  2. название, место нахождения для юридического лица, фамилию, имя, отчество, место жительства для физического лица заявителя, его почтовый адрес, email, телефон, факс. Информацию возьмите из жалобы;
  3. сведения о закупке, сайт, на котором разместили информацию, – ЕИС, а также ЭТП при электронной закупке;
  4. возражения – опишите, с какими доводами заявителя не согласны, и почему;
  5. перечень документов, которые направляете вместе с возражением.

Возражения направьте по почте, факсу, на email или другим способом. Например, передайте с нарочным.

Передайте в ФАС извещение, документацию, заявки участников, протоколы, аудио- и видеозаписи, другие документы по требованию антимонопольной службы. Чтобы защитить свою позицию, пришлите на заседание представителя. Однако ФАС рассмотрит жалобу и без вашего представителя.

Комиссия ФАС рассматривает жалобы на действия заказчика в течение семи рабочих дней с даты, когда получит обращение. Чтобы получить дополнительную информацию, контролеры вправе один раз продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на семь рабочих дней.

Порядок, в котором подают и рассматривают жалобу, описан в частях 4–7, 10–16 и 18 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Внимание: не заключайте договор, пока ФАС не рассмотрит жалобу. Если заключите сделку, суд признает договор ничтожным. Вывод следует из части 19 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: суд признал договор недействительным

Когда контролеры выдадут предписание

Если комиссия ФАС решит, что заказчик нарушил закон, выдаст предписание согласно части 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Предписание необходимо исполнить или обжаловать. Подробнее читайте в рекомендации Как исполнить предписание ФАС при закупке по 223-ФЗ.

Копии решения и предписания ФАС направит заказчику в течение трех рабочих дней с даты, когда примет. Кроме того, разместит документы на сайте ФАС или в ЕИС (ч. 22 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Внимание: антимонопольная служба вправе рассматривать жалобу только по доводам, которые изложил заявитель. К примеру, если участник жалуется на документацию, ФАС не вправе в рамках Закона № 223-ФЗ выносить предписание об ошибках в протоколе. Вывод следует из части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Однако специалисты ФАС все равно выносят предписания за нарушения, которые заявители не указывают в жалобе. Свою позицию ФАС объяснила антимонопольным законодательством: согласно части 17 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (письмо, разъяснение ФАС от 23.01.2018 № ИА/3655/18).

Верховный суд разъяснил, что ФАС не имеет права выносить решение по доводам, которые заявитель не указал в жалобе. Однако антимонопольный орган может проводить внеплановые проверки соблюдения заказчиками антимонопольного законодательства согласно статье 25.1 Закона № 135-ФЗ.

Заказчик ограничит конкуренцию и нарушит антимонопольное законодательство в следующих случаях:

  1. координирует деятельность участников, заключает соглашения с участниками, если такие соглашения ограничивают или могут ограничить конкуренцию;
  2. создает участнику закупки преимущества;
  3. нарушает порядок выбора победителя закупки;
  4. позволяет сотрудникам участвовать в закупке (конфликт интересов).

Случаи перечислены в части 1 статьи 17 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы вынести предписание по доводам, которых нет в жалобе, комиссия ФАС должна рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства согласно главе 9 Закона № 135-ФЗ. Проводить внеплановые проверки на основании статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ нельзя (п. 17 и 18 Обзора Верховного суда от 16.05.2018).

Таким образом, ФАС вправе выдать предписание и по доводам, которые заявитель в жалобе не указывал. Однако, если мотивирует решение статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, сможете обжаловать решение антимонопольного органа в суде.

Читайте также:
Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: уровни государственной системы, законодательная база

ример: заказчик обжаловал предписание ФАС в суде

Антимонопольная служба рассматривает жалобы на действия заказчика в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Правила обжалования перечислены в частях 10–12 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Прокурорский надзор

Прокуратура проверяет заказчиков по Закону № 223-ФЗ в рамках прокурорского надзора за соблюдением законодательства. Прокуроры проводят проверки на основании информации о нарушении законодательства – жалобам, сообщениям в СМИ.

Решение о проверке принимает прокурор или его заместитель. В решении сотрудники прокуратуры укажут цели, основания и предмет проверки. Прокуратура предупредит о начале проверки не позднее даты ее начала. Поэтому о проверке заказчик может узнать, когда придут сотрудники прокуратуры.

Максимальный срок проверки – 30 календарных дней. Прокурор или заместитель вправе продлить срок еще на 30 календарных дней. Если надзорный орган проверяет ваши филиалы или подразделения в разных регионах, срок проверки установит отдельно для каждого филиала или подразделения.

В ходе проверки прокурор вправе:

  • входить на территорию и в помещения заказчика;
  • получать доступ к документам и материалам;
  • требовать от руководителя и сотрудников заказчика документы, материалы, их копии;
  • требовать выделить специалистов, чтобы получить ответы на возникшие вопросы;
  • вызывать сотрудников заказчика для объяснений.

Прокурор, который приходит с проверкой к заказчику, обязан показать служебное удостоверение.

Допустим, в ходе проверки прокурор найдет нарушения, которые не упоминались в жалобе. В этом случае предмет проверки расширят или назначат новую проверку. Например, проверяли закупочную документацию и нашли нарушения в бухгалтерии.

Прокуратура вправе приостановить проверку в трех случаях:

  1. нужно провести сложные или длительные исследования, экспертизы;
  2. заказчик мешает проверке;
  3. заказчик не передает сотрудникам прокуратуры документы или сведения для проверки.

Приостанавливать проверку прокуратура может сколько угодно раз, но общий срок приостановления не должен превышать шесть месяцев. Еще на шесть месяцев проверку может приостановить генеральный прокурор или его заместитель. Прокуратура предупредит, что продлила, приостановила или возобновила проверку. На это у надзорного ведомства два рабочих дня с даты, когда приняло соответствующее решение.

Порядок проверки описан в статье 21 и пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1.

Если в ходе проверки сотрудники прокуратуры не найдут нарушений, то в течение 10 календарных дней с даты окончания проверки составят акт. Копию документа направят заказчику (п. 14 ст. 21 Федерального закона № 2202-1).

Протест на правовой акт, который противоречит закону, рассмотрите в течение 10 календарных дней. Срок отсчитывайте с даты, когда получили документ. Прокурор может сократить сроки, но только в исключительных обстоятельствах – когда нужно срочно устранить нарушения. О результатах рассмотрения протеста сообщите в прокуратуру незамедлительно в письменной форме. Такие правила описаны в статье 23 Закона № 2202-1.

Понятие «незамедлительно» в законодательстве не раскрыто. Однако из статьи 314 ГК следует вывод, что направить ответ нужно в тот же день, когда рассмотрели протест.

Заказчик не обязан соглашаться с протестом и выполнять требования прокуратуры. Если не согласны, отклоните протест и сообщите в прокуратуру. О такой возможности высказался, например, Арбитражный суд Хабаровского края в решении от 19.07.2017 № А73-7351/2017. Однако ответить прокурору заказчик обязан. Если не ответите, руководителю грозит штраф или дисквалификация по статье 17.7 КоАП.

Пример: заказчик не сообщил о результатах рассмотрения протеста

Представление об устранении нарушения закона рассмотрите безотлагательно, то есть в тот же день, когда получите. В течение месяца с даты, когда прокуратура внесла представление, необходимо устранить нарушения и сообщить о результатах в прокуратуру в письменной форме. Порядок описан в статье 24 Закона № 2202-1.

Внимание: если не исполните представление, должностное лицо оштрафуют на сумму от 2000 до 3000 руб., организация заплатит штраф от 50 000 до 100 000 руб. Вместо штрафа должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от шести месяцев до года, а деятельность организации приостановить до 90 суток. Решение о наказании принимает суд согласно статьям 17.7, 23.1 КоАП.

Пример: заказчика оштрафовали за неисполнение представления

Допустим, не согласны с представлением. Тогда обжалуйте представление в суде общей юрисдикции или в арбитраже. Вывод сделал Верховный суд в обзоре от 25.11.2015 № 3(2015).

Постановление о возбуждении административного дела прокурор принимает, если установит признаки административного правонарушения. Материалы проверки передаст в ФАС. Антимонопольный орган рассмотрит постановление и решит, возбуждать административное дело или нет. Об этом сказано в статье 25 Закона № 2202-1.

Пример: заказчика оштрафовали после прокурорской проверки

Предостережение о недопустимости нарушения закона – самый благополучный для заказчика исход проверки. Письменное предостережение прокурор направит, если заказчик еще не нарушил закон, но у прокурора есть информация о возможных противоправных действиях.

Если не исполните предостережение и нарушите закон, отвечать будете именно за нарушение, а не за то, что проигнорировали предостережение прокурора (ст. 25.1 Закона № 2202-1, определение Верховного суда от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2).

Допустим, сотрудники прокуратуры придут с проверкой. В частности, изучат проект правового акта, которым планируете внести изменения в положение о закупке. Прокурор установит, что проект не отвечает требованиям Закона № 223-ФЗ. В этом случае закон вы еще не нарушили, поэтому прокурор направит предостережение. Исполнять предостережение или нет – решайте сами. Однако если утвердите положение с нарушением закона, то прокурор может опротестовать документы, а ФАС – оштрафовать за нарушение при закупках.

Читайте также:
Правила ведения кассовых операций в организации в 2021 году

Ведомственный контроль

Под ведомственный контроль по Закону № 223-ФЗ попадают автономные и бюджетные учреждения, а также унитарные предприятия при закупках по Закону № 223-ФЗ. Для других заказчиков ведомственный контроль не предусмотрен (ст. 6.1 Закона № 223-ФЗ, письмо Минфина от 26.02.2018 № 24-06-08/12020).

Подведомственных заказчиков проверяют:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы государственной власти регионов;
  • муниципальные органы.

Региональные власти для контрольных мероприятий могут назначить уполномоченные органы.

Правила ведомственного контроля для федеральных органов власти установило Правительство в постановлении от 08.11.2018 № 1335. В регионах это компетенция высшего исполнительного органа власти субъекта, в муниципалитетах – местной администрации. Об этом сказано в статье 6.1 Закона № 223-ФЗ.

На основании Правил № 1335 федеральные органы власти утверждают собственные регламенты проверки. Об этом сказано в пункте 3 Правил № 1335. Например, такие регламенты утвердили:

Что проверяет ФАС при внеплановой проверке в 2022 году. Как проводится внеплановая проверка ФАС по жалобе по 44-ФЗ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 октября 2020 года N 1576

1. Утвердить прилагаемые:

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением:

абзаца третьего пункта 1 настоящего постановления, который вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 октября 2020 года N 1576

Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют:

а) порядок организации, предмет, форму, сроки и периодичность проведения плановых (внеплановых) проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг (далее – закупки) и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, проводимых органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее соответственно – Федеральный закон о контрактной системе, контрольные органы, субъекты контроля), на предмет соответствия действий (бездействия) субъектов контроля требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство о контрактной системе), а также порядок оформления результатов таких проверок;

б) критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории риска;

в) порядок и сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов;

г) перечень должностных лиц контрольных органов, уполномоченных на проведение проверок, а также их права, обязанности и ответственность;

д) порядок действий контрольных органов и их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний таких органов, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

е) порядок использования единой информационной системы в сфере закупок (далее – единая информационная система), а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

2. В случае если в ходе рассмотрения обращения о нарушении законодательства о контрактной системе в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, контрольный орган выявляет признаки нарушения законодательства о контрактной системе и принимает решение о проведении внеплановой проверки, рассмотрение такого обращения осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

3. Настоящие Правила применяются в отношении плановых (внеплановых) проверок, которые были начаты после вступления в силу настоящих Правил.

II. Формы проведения плановых (внеплановых) проверок, сроки и периодичность их проведения

4. Контрольные органы осуществляют контроль в сфере закупок путем проведения плановых (внеплановых) проверок.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном настоящими Правилами.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном настоящими Правилами.

По результатам проведения внеплановой проверки принимается решение о наличии нарушений законодательства о контрактной системе либо о неподтверждении таких нарушений в действиях (бездействии) субъектов контроля (далее – решение по результатам проведения внеплановой проверки).

По результатам проведения плановой проверки принимается акт о результатах проведения плановой проверки.

По результатам плановой (внеплановой) проверки может выдаваться обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – предписание).

Для проведения плановой (внеплановой) проверки контрольный орган создает комиссию (инспекцию) по проведению плановой (внеплановой) проверки, которая действует от имени такого органа и состоит из должностных лиц такого контрольного органа, определенных из перечня должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, согласно приложению.

Состав комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного органа или уполномоченным им заместителем. Комиссию (инспекцию) по проведению плановой (внеплановой) проверки возглавляет руководитель такой комиссии (инспекции).

Изменение состава комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного органа или уполномоченным им заместителем.

Читайте также:
Образец расчета неустойки при подаче искового заявления в 2021 году

Для проведения плановых (внеплановых) проверок могут быть созданы постоянно действующие комиссии (инспекции) по проведению плановых (внеплановых) проверок.

Проведение плановых и внеплановых проверок может быть возложено на одну комиссию (инспекцию) по проведению плановых (внеплановых) проверок.

В случае если при проведении внеплановой проверки в форме документарной проверки комиссией (инспекцией) по проведению внеплановой проверки установлено, что принять решение по результатам проведения внеплановой проверки невозможно в связи с неразмещением в единой информационной системе информации и документов, подлежащих размещению в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, и отсутствием ответа на запрос информации, предусмотренный пунктом 14 настоящих Правил, а также в иных случаях, определенных руководителем контрольного органа или уполномоченным им заместителем, решение о проведении внеплановой выездной проверки принимается руководителем контрольного органа или уполномоченным им заместителем.

5. Срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней, а в случае если внеплановая проверка проводится в отношении субъектов контроля при осуществлении ими закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, такой срок составляет не более 20 рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеплановой проверки, предусмотренного пунктом 27 настоящих Правил.

В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки может быть продлен на основании приказа (распоряжения) руководителя контрольного органа или уполномоченного им заместителя не более чем на 10 рабочих дней.

Контрольный орган в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о продлении срока проведения внеплановой проверки размещает в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 21 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений (далее – реестр проверок) и (или) единой информационной системе информацию о продлении срока проведения внеплановой проверки.

Уведомление о продлении срока проведения внеплановой проверки субъекта контроля и лица, направившего информацию о признаках нарушения законодательства о контрактной системе, предусмотренную подпунктом “а” пункта 19 настоящих Правил (далее – заявитель), до 1 июля 2021 г. направляется указанным лицам в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о продлении срока проведения внеплановой проверки в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящих Правил, после 1 июля 2021 г. направление указанного уведомления не требуется.

Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен не более одного раза и общий срок проведения проверки не может составлять более 20 рабочих дней, а в случае если внеплановая проверка проводится в отношении субъектов контроля при осуществлении ими закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, такой срок не может составлять более 30 рабочих дней.

6. Срок проведения плановой проверки составляет не более 20 рабочих дней со дня начала ее проведения.

Срок проведения плановой проверки может быть продлен на основании приказа (распоряжения) руководителя контрольного органа или уполномоченного им заместителя не более чем на 20 рабочих дней.

Контрольный орган в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о продлении срока проведения плановой проверки размещает в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 21 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, в реестре проверок и (или) единой информационной системе информацию о продлении срока проведения плановой проверки.

Уведомление о продлении срока проведения плановой проверки субъекта контроля до 1 июля 2021 г. направляется такому субъекту в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о продлении срока проведения плановой проверки в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящих Правил, после 1 июля 2021 г. направление указанного уведомления не требуется.

Срок проведения плановой проверки может быть продлен не более одного раза и общий срок проведения проверки не может составлять более 40 рабочих дней.

В случае если при проведении выездной плановой (выездной внеплановой) проверки заказчиками, специализированными организациями, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок не выполняются требования подпункта “г” пункта 17 настоящих Правил, комиссией (инспекцией) по проведению плановой (внеплановой) проверки составляется акт, в котором фиксируются события по воспрепятствованию доступа в помещения и на территории, которые занимают такие субъекты контроля, для получения информации и документов о закупках. В случае если указанные субъекты контроля отказываются подписать указанный акт, в нем делается соответствующая запись об этом.

Такой акт составляется в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня воспрепятствования доступа в помещения и на территории, которые занимают указанные субъекты контроля, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу. Соответствующий акт передается руководителю контрольного органа в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня его составления комиссией (инспекцией) по проведению плановой (внеплановой) проверки.

На основании указанного акта руководитель контрольного органа в течение одного рабочего дня со дня представления ему этого акта обращается в правоохранительные органы для обеспечения комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки доступа в помещения и на территории, которые занимают указанные субъекты контроля, для получения соответствующих информации и документов.

В случае если при проведении плановой (внеплановой) проверки субъектами контроля не выполняются требования подпунктов “а” и “б” пункта 17 настоящих Правил, комиссия (инспекция) по проведению плановой (внеплановой) проверки вправе составить акт, в котором фиксируются события по непредставлению информации и документов о закупках. В случае если указанные субъекты контроля отказываются подписать указанный акт, в нем делается соответствующая запись об этом.

Читайте также:
Нормирование оборотных средств: основные нормативы, какой элемент не нормируется, методы и формула

Такой акт составляется в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня непредставления информации и документов о закупках, необходимых контрольному органу. Соответствующий акт передается руководителю контрольного органа в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня его составления комиссией (инспекцией) по проведению плановой (внеплановой) проверки.

На основании указанного акта руководитель контрольного органа в течение одного рабочего дня со дня представления ему этого акта обращается в правоохранительные органы для обеспечения получения комиссией (инспекцией) по проведению плановой (внеплановой) проверки соответствующих информации и документов.

В таком случае срок проведения плановой (внеплановой) проверки не приостанавливается и комиссия (инспекция) по проведению плановой (внеплановой) проверки принимает решение о наличии нарушений законодательства о контрактной системе либо о неподтверждении таких нарушений в действиях (бездействии) субъектов контроля на основе информации и документов, находящихся в распоряжении комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, которые в том числе размещены в единой информационной системе.

7. Плановая проверка проводится контрольным органом с учетом соблюдения условий, установленных частями 13 и 14 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе.

8. Уведомление о проведении плановых (внеплановых) проверок и направление документов, составленных по результатам таких проверок, осуществляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления соответствующей информации посредством электронной почты она направляется заказчику, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, специализированной организации по адресу электронной почты, указанному в реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, который ведется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами “Электронный бюджет”, или в единой информационной системе, или на официальном сайте государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, или по иному адресу электронной почты субъекта контроля. Оператору электронной площадки уведомление о проведении плановых (внеплановых) проверок направляется по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, заявителю – по адресу электронной почты, содержащемуся в информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе, предусмотренной пунктом 19 настоящих Правил.

Уведомление о проведении плановых (внеплановых) проверок и направление документов, составленных по результатам таких проверок, при осуществлении закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

9. В случае если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых (внеплановых) проверок приняты связанные с одной и той же закупкой акт о результатах проведения плановой проверки и (или) решение по результатам проведения внеплановой проверки и (или) выдано предписание в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняются акт о результатах проведения плановой проверки и (или) решение по результатам проведения внеплановой проверки, принятые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и (или) предписание, выданное этим федеральным органом исполнительной власти.

В случае если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых (внеплановых) проверок приняты связанные с одной и той же закупкой акт о результатах проведения плановой проверки и (или) решение по результатам проведения внеплановой проверки и (или) выдано предписание в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняются акт о результатах проведения плановой проверки и (или) решение по результатам проведения внеплановой проверки, принятые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и (или) предписание, выданное этим федеральным органом исполнительной власти.

В случае если контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа и территориальным органом контрольного органа в сфере государственного оборонного заказа по результатам плановых (внеплановых) проверок приняты связанные с одной и той же закупкой акт о результатах проведения плановой проверки и (или) решение по результатам проведения внеплановой проверки и (или) выдано предписание в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняются акт о результатах проведения плановой проверки и (или) решение по результатам проведения внеплановой проверки, принятые контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, и (или) предписание, выданное этим контрольным органом.

10. В случае если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых (внеплановых) проверок приняты связанные с одной и той же закупкой акт о результатах проведения плановой проверки и (или) решение по результатам проведения внеплановой проверки и (или) выдано предписание в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняются акт о результатах проведения плановой проверки и (или) решения, принятые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) предписание, выданное этим органом исполнительной власти.

Читайте также:
Списание материалов в производство: документальное оформление, методы и проводки, способы и правила списания

11. Материалы по итогам проведения плановых (внеплановых) проверок хранятся контрольным органом не менее чем 3 года, за исключением случаев, если требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне предусмотрены иные сроки для хранения материалов проведения плановой (внеплановой) проверки.

Когда и как ФАС проверит заказчиков в 2021 году

Проверка ФАС — это способ регулярного контроля закупочного процесса заказчиков. План таких мероприятий на 2021 год утвердили 31 декабря, но уже в январе его изменили.

Скачать приказ ФАС №1316/20 от 31.12.2020 об утверждении сводных планов проверок Федеральной антимонопольной службы на 2021 год
Скачать приказ ФАС №27/21 от 22.01.2021 об изменении перечня проверяемых заказчиков в 2021 году
Скачать план проверок ФАС 44-ФЗ в 2021 году
Скачать постановление правительства №1576 от 01.10.2020 из КонсультантПлюс

Субъекты и объекты проверки

Универсальный порядок проведения проверки ФАС утвержден постановлением №1576 от 01.10.2020 и применяется с 8 октября 2020 года, за исключением отдельных положений. По новым правилам плановая проверка проводится антимонопольным органом конкретного региона, то есть управлением Федеральной антимонопольной службы субъекта РФ.

Проверки проводятся в отношении:

  • организаций, которые выступают в роли заказчиков;
  • контрактных служб, управляющих и закупочных комиссий организаций (и их членов);
  • уполномоченных органов (учреждений) и специализированных организаций;
  • торговых площадок (в т. ч. специализированных), Единые агрегаторы торговли (ЕАТ «Березка») в постановлении не указаны.

В п. 1 постановления правительства №1576 указано, какие услуги, товары проверяет ФАС: все заказы организаций, попавших в выборку, кроме того, она проводит проверку соответствия действий (бездействия) субъектов контроля требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.

Как проверяют

Контрольные мероприятия проводят в следующих формах:

  1. Внеплановые и плановые проверки УФАС по закупкам, основанием для проведения которых служит информация о нарушении из различных источников (от жалобы до публикаций в СМИ). Это указано в п. 19 постановления правительства №1576.
  2. Документарные и выездные проверки антимонопольной службы.

При необходимости комиссия проводит заседание, на которое приглашают заявителя, ответчика и иные лица.

Для проведения контроля создают комиссию из сотрудников ведомства. Должности лиц, которые вправе входить в комиссию, указаны в постановлении правительства №1576. К ним относятся разные группы персонала — от специалистов до руководителей.

Комиссию создают для каждой проверки отдельно или формируют постоянно действующий состав, который при необходимости меняют. В постановлении №1576 закреплено, как оформляются результаты проверок ФАС: актами, постановлениями и решениями уполномоченного органа.

Инструкция по проведению проверочных мероприятий после 08.10.2020:

  1. Регистрируют информацию о нарушении.
  2. Определяют подведомственность.
  3. Направляют уведомление заявителю и субъекту контроля.
  4. Проводят проверку, продлевают ее сроки (при необходимости).
  5. Оформляют результаты.

Срок направления уведомлений о проведении проверок:

  • внеплановой — в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о нарушении, это указано в п. 27 раздела V «Регламент внеплановой проверки ФАС 44-ФЗ» в постановлении правительства №1576;
  • плановой — за 5 рабочих дней до контрольного мероприятия.

Также постановление №1576 от 01.10.2020 устанавливает предельные сроки для проверочных мероприятий:

  1. Внеплановой — не более 10 рабочих дней. Если проверяемые сведения секретны — не более 20 рабочих дней. При необходимости срок внеплановой проверки ФАС продлевают однократно не более чем на 10 рабочих дней, при условии, что общий период мероприятия не превышает границы 20-дневного срока (или 30-дневного, если закупка связана с секретностью).
  2. Плановой — не более 20 рабочих дней. При необходимости могут увеличить однократно не более чем на 20 рабочих дней, так, чтобы период не выходил за границы 40-дневного срока. Проверяют закупки за последние 3 года. План таких проверок составляют на год.

Как оформляют результаты проверки

Результаты проведения контрольного мероприятия комиссия оформляет в виде:

  1. Решения и предписания при внеплановом мероприятии. Срок подготовки документа — 3 рабочих дня.
  2. Акта и предписания при плановом. Готовый акт проверки ФАС формируется в течение 10 рабочих дней.

Нарушения повлекут за собой последствия:

  • привлечение к ответственности по КоАП;
  • передача дела в суд и аннулирование тендера.

Также возможна передача сведений в другие инстанции (например, прокуратуру) при обнаружении признаков преступления.

Эксперты КонсультантПлюс анализируют практику нарушений заказчиков по месяцам. Рекомендуем ознакомиться, чтобы не совершать аналогичных ошибок.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .

Когда придет УФАС в 2021 году

Собрали в таблицу всех проверяемых заказчиков в 2021 году по приказу №1316 от 31.12.2020 с изменениями от 22.01.2021. Классификация по алфавиту управлений Антимонопольной службы.

461000, Оренбургская обл., Бузулукский р-н, п. Колтубановский, ул. Почтовая, 3

Директор Латыпов А.А.

460035, Оренбургская область, г. Оренбург, пл. 1 Мая, 3

Начальник Гаврилов С.А.

Опыт работы в сфере госзаказа более 10 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Университет при МА ЕВРАЗЭС), дипломированный эксперт по госзакупкам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: