Чиновники хотят разобраться с налоговой нагрузкой на добывающие отрасли

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

  • Представление о налоговой нагрузке
  • Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика
  • Главные критерии при ОСНО
  • Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль
  • Что определяет величину нагрузки по прибыли
  • Формула налоговой нагрузки по НДС
  • Что определяет величину нагрузки по НДС

Представление о налоговой нагрузке

Налоговая нагрузка (или налоговое бремя) — достаточно широкое понятие и рассматривается в двух аспектах:

  • Как абсолютная величина: конкретная сумма налоговых платежей, подлежащих уплате. Такой показатель может представлять интерес для непосредственных плательщиков этих налогов.
  • Как относительная величина: доля (процентное содержание) налогов, подлежащих уплате, в какой-то определенной базе. Этот показатель возможно применить существенно более широко: для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов.

Базой расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей, с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей, оценивая степень влияния их на доходность и рентабельность рассматриваемого объекта за определенный период. Например, с:

  • Выручкой (с НДС или без НДС).
  • Доходами от реализации, внереализационными или их общей суммой (по данным бухгалтерского или налогового учета).
  • Налоговой базой для расчета конкретного налога.
  • Прибылью (бухгалтерской или налоговой), затратами (себестоимостью, коммерческими или управленческими расходами).
  • Планируемыми суммами выручки, доходов, расходов, налоговой базы или прибыли.

Показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый в процентах, служит одним из критериев как для анализа сформировавшихся за период фактических показателей, так и для составления прогнозов на самых различных уровнях: от конкретного налогоплательщика до страны в целом.

Доля налогов может определяться не только по отношению к их общей сумме, но и применительно к отдельным налогам, и рассчитываться как за один налоговый (или отчетный) период, так и за несколько периодов. В случае расчета за несколько периодов данные, участвующие в расчете, суммируются.

Если налоги к уплате отсутствуют, то общая (совокупная) налоговая нагрузка будет равна нулю. Это же справедливо и при расчете нагрузки по отдельным налогам.

О том, как рассчитывают совокупную налоговую нагрузку, читайте в статье «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

Если вам нужно посчитать налоговую нарузку по УСН, поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика

Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:

  • Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
  • Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).

Обратите внимание! В настоящее время письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 не действует. Оно было отменено письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. В то же время приводимый в нем принцип расчета налоговой нагрузки контролеры могут использовать и сейчас. Поэтому мы все же расскажем о нем детально далее.

Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.

Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:

  • Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
  • Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
  • Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
  • Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
  • Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.

Главные критерии при ОСНО

Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им была посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/12722@.

При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:

  • Убытки, отраженные в декларации.
  • Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.

По НДС рассматривают в совокупности два показателя:

  • Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
  • Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.
Читайте также:
Из офшоров Минфином выведено шесть тысяч компаний

По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО.

Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, согласно формулировке, содержавшейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:

ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),

ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;

Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;

Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.

Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС были приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.

Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.

Что определяет величину нагрузки по прибыли

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:

  • Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
  • Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
  • Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.

Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:

  • Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
  • Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
  • Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.

В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.

Формула налоговой нагрузки по НДС

Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС, рекомендовавшийся ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки.

Первый способ, когда расчет делают применительно к налоговой базе по внутреннему рынку:

ННндс = 100 × Нндс / НБрф,

ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;

НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ).

Второй способ, при котором налоговую базу определяют как сумму налоговых баз по внутреннему рынку и по реализации за пределы РФ:

ННндс = 100 × Нндс / (НБрф + НБэксп),

ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;

НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ);

НБэксп – налоговая база, рассчитанная как сумма всех строк 020 раздела 4 декларации (экспорт).

Налоговую базу по разделу 3 (рынок РФ) декларации по НДС, исходя из содержания действующей ее формы, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, нужно определять как результат сложения строк 010–070 графы 3, т.е. как сумму баз по:

  • продаже товаров (работ, услуг) по всем применяемым ставкам;
  • продаже предприятия как комплекса;
  • СМР;
  • авансам полученным.

Налогоплательщик, исходя из собственных целей, может выбрать для расчета аналогичного показателя по этому налогу иную базу. Например, взятую из бухгалтерских учетных данных выручку от реализации с включением в нее НДС.

Что определяет величину нагрузки по НДС

Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:

  • Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
  • Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.
Читайте также:
Песков прокомментировал идею Белоусова о допдоходах отраслей

Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.

На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:

  • Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
  • Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
  • Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.

На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:

  • Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
  • Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.

О существующих методиках распределения вычетов читайте в материале «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте?».

Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:

  • Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
  • Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
  • Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
  • Наличием СМР, приводящих к росту базы.
  • Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.

Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.

Рассчитать налоговую нагрузку можно с помощью калькулятора на сайте ФНС, о котором мы рассказывали здесь.

Налоговая нагрузка: что это такое и как ее контролировать

Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

Что такое налоговая нагрузка

Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

Какие значения безопасны

Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

Читайте также:
Налоговики откажутся от блокировки счетов обычных граждан

Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

  • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
  • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

Как рассчитать коэффициенты

Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

Пример

Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

Для ООО на ОСН

Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

Для ИП на ОСН

Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.

Нагрузка по НДФЛ

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Нагрузка по НДС

Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

Налоговая нагрузка с точки зрения банков

Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.

Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.

Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.

Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.

Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.

Читайте также:
Отсутствие подписи на чеке чревато штрафом

Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.

Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования

Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.

Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.

Переход на другую систему налогообложения

Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.

Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год

Оптимизация зарплатных налогов

Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.

Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.

Не создавайте налоговые схемы

Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.

Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.

Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать
  • Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке компании. Ее рассчитывают и контролируют в разных целях.
  • Чтобы не вызвать подозрений у налоговой инспекции, считайте общий коэффициент и сравнивайте его с таблицей безопасных значений. Еще полезно рассчитывать нагрузку по формулам в зависимости от системы налогообложения — эту методику применяют в ФНС, вычисляя претендентов на углубленный анализ и потенциальных подозреваемых в уходе от налогов.
  • Чтобы банк не заподозрил компанию в отмывании денег, важно, чтобы налоги занимали не меньше 0,9 % от дебетового оборота.
  • Выяснив, что налоговая нагрузка слишком большая, пересмотрите финансовую политику.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Налоговая нагрузка: что вызывает внимание

В нашей статье мы расскажем, что такое налоговая нагрузка, как заплатить налоги, чтобы не привлечь внимания налоговой инспекции, показатели налоговой нагрузки. Все организации стремятся к увеличению своей прибыли, но в то же время хотят снизить расходы на уплату налогов. В этом вопросе очень важно отслеживать организацию в своей отрасли на фоне других предприятий. Почему? сейчас объясним.

01. Налоговая нагрузка: что это и для чего

Налоговая нагрузка своими словами – это налоговое бремя, т.е. сумма налогов и взносов в государственную казну, которую платит предприятие. Её уровень контролирует налоговая служба. Стоит компании начать платить налогов меньше, может последовать для начала вызов на беседу в налоговую инспекцию. Мы считаем, важным следить за установленными критериями и руководствоваться ими. Говоря о налоговой нагрузке, подразумевают соотношение между суммой уплаченных налогов и выручкой.

Пример. За год у организации следующие показатели. Выручка – 30 млн. руб. Абсолютная налоговая нагрузка (сумма всех налогов без пошлин) – 4 млн руб. Относительная налоговая нагрузка – 13% (4 млн/30 млн). Таким образом, компания платит 13% от своей выручки в бюджет.

Что регулирует

  • Концепция системы планирования проверок;
  • О работе комиссий налоговых органов (Отменено 07.07.2020);
  • Как считать налоговую нагрузку;
  • Официальный калькулятор налоговой нагрузки от ФНС.

Как ИФНС проверяет налоговую нагрузку

Налоговики делают расчет налоговой нагрузки по отраслям. После чего осуществляется анализ предприятий. Анализ включает в себя следующие этапы:

  • расчет налоговой нагрузки налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения;
  • определение аналогичных налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков СВ), состоящих на учете в налоговом органе;
  • расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации исследовать среднеотраслевые значения налоговой нагрузки);
  • определение аналогичного налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) с максимальной налоговой нагрузкой;
  • анализ отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) от максимального значения.

В случае установления низкого уровня налоговой нагрузки проводится анализ финансовых потоков налогоплательщика, истребуются пояснения. Пример письма ИФНС с требованием представить пояснения по налоговой нагрузке.

Читайте также:
Систему налогообложения по патентам могут поменять

Далее налогоплательщик вызывается на налоговую комиссию (письмо вызов), понуждается к уплате налогов (протокол). В случае игнорирования ИФНС проводит выездную налоговую проверку и доначисляет налоги.

02. Как рассчитывается налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Базой налоговой нагрузки могут являться:

  • Выручка (с НДС или без);
  • Доходы;
  • Вновь созданная стоимость;
  • Источник уплаты налога, прибыль или затраты;
  • Планируемая прибыль или ожидаемый доход.

Налоговая нагрузка рассчитываетсяя на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

Чтобы понять, есть ли вероятность посещения инспекторами налоговой службы вашей организации, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку.

2.1 Расчет совокупной налоговой нагрузки

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. При совокупном расчете в расчет включаются и страховые взносы, уплачиваемые в налоговую, кроме расчетов за предыдущие периоды. Исключаются из расчета:

  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев, т.к. они не уплачиваются в ФНС;
  • таможенные пошлины;
  • НДС на ввозимые в РФ товары.

2.2 Расчет налоговая нагрузка по конкретным налогам

Помимо совокупной налоговой нагрузки, можно рассчитать налоговую нагрузку и по каждому налогу в отдельности.
Например, налог на прибыль

2.3 Расчет налоговой нагрузки по разным системам налогообложения

Формулы расчета по отдельным налогам и видам налогообложения приведены в письме от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@.

Безопасные показатели налоговой нагрузки периодически публикуются. К примеру, по некоторым отраслям за 2017 год они составляют:

Налоговая нагрузка
Отрасль 2017 год 2016 год
Производство пищевых продуктов 28,2% 19,7%
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 45,4% 36,5%
Оптовая и розничная торговля 3,8% 2,8%
Строительство 10,2%, 10,9%.

Среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков:

2.4 Пример расчета налоговой нагрузки

ООО «Плюс» на ОСН, занимается оптовой торговлей. Показатели деятельности организации и исчисленные к уплате налоги в 2016 году, по данным представленным в налоговых декларациях и расчетах, следующие:

  • Выручка 45 млн. руб.;
  • НДС 500 тыс. руб.;
  • Налог на прибыль 800 тыс. руб;
  • Земельный налог 100 тыс.руб;
  • НДФЛ с выплат сотрудникам 101 тыс. руб.;
  • Страховые взносы 234 тыс. руб.

В данном случае в расчет налоговой нагрузки организации не будет включаться сумма страховых взносов – 234 тыс.руб., т.к. страховые взносы включаются при расчетах начиная с 2018 года. Начисления по УСН, НДФЛ, земельному налогу в расчет включаются.

Совокупная налоговая нагрузка 2016г. = (500 тыс. руб. + 800 тыс. руб. + 100 тыс. руб. + 101 тыс. руб) / 45 млн. руб. * 100% = 3,33 %

Для сферы оптовой торговли в 2016 году среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 2,8 % (см. таблицу показателей). У ООО «Плюс» совокупная нагрузка больше, чем в среднем по отрасли, т.е. скорей всего ближайших выездных проверок не будет. Но обратите внимание, что данный показатель в 2017 году = 3,8 %.

Налоговая нагрузка является необходимым элементом при определении уровня затрат организации перед бюджетом. Расчет данного параметра должно стать обязательной процедурой для каждой организации, это поможет избежать пристального внимания налоговиков. Если у вас сложилась предельно низкая нагрузка, предоставьте подробные пояснения инспекторам ФНС. Ведь не всегда низкий уровень налоговой нагрузки говорит об «уходе» организации от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют ошибки, то причиной может быть, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.

Обратитесь к нам за комплексным бухгалтерским обслуживанием , мы сообщим Вам о возможном риске, если он возникнет.

Фирммейкер, ноябрь 2019 (обновляется ежегодно)
Анастасия Чижова (Конатова)
При использовании материала ссылка обязательна

ИФНС требует пояснить низкие налоги

а) не отвечать вообще; б) ответить частично, сослаться на карантин; в) полный ответ с документами. Как быть?

Налоги дело добычное

В правительстве спорят об увеличении нагрузки на ненефтегазовые компании

Как выяснил “Ъ”, идея Минфина о повышении налогов для угольных, золотодобывающих компаний и производителей удобрений активно обсуждается в правительстве и уже вызвала возражения у Минпромторга, Минэкономики и Минэнерго. Они опасаются сокращения инвестпрограмм компаний. По данным “Ъ”, свои возражения направили и основные отраслевые игроки. В самом Минфине уверяют, что не готовят на этот счет какие-либо законопроекты, но не отрицают существование «рабочей переписки». Источники “Ъ” видят в этой инициативе попытку найти дополнительные источники покрытия социальных обязательств или же заставить компании этих отраслей больше инвестировать.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

В правительстве ведется рабочее обсуждение инициативы Минфина о повышении налоговой нагрузки на добывающие отрасли, кроме нефти и газа. Как рассказали “Ъ” несколько источников, 29 января вице-премьер Юрий Борисов поручил ведомствам проработать идею Минфина, которую “Ъ” описывал 11 февраля.

Напомним, министерство предлагает установить к ставкам НДПИ при добыче угля дополнительное слагаемое, учитывающее экспортные цены, что позволило бы получить в бюджет 40 млрд руб. в год. Кроме того, Минфин предложил изменить расчет НДПИ для алмазов, а для производителей золота и удобрений предлагается создание специального налогового режима (СНР) по аналогии с налогом на дополнительный доход для нефти и газа. В этом случае налогом облагается не объем добытой продукции, а финансовый результат — разница между выручкой от продажи сырья и понесенными расходами, в том числе капитальными.

Читайте также:
«Налог на огород» оказался липой

Источник “Ъ” в одной из крупных компаний связал инициативу Минфина с идеями Андрея Белоусова об изъятии сверхдоходов, которые в 2018 году превратились в «список Белоусова».

«Предложения, поддерживаемые Минфином, направлены в министерства. Минпромторг, Минэкономики, Минэнерго готовят на эту тему отрицательные позиции»,— сообщил он и подтвердили другие собеседники “Ъ”. По сведениям “Ъ”, замечания министерств заключаются в том, что рост налогов приведет к сокращению инвестиционных программ добывающих компаний. В министерствах не ответили на запрос “Ъ”.

Как правительство ищет возможность увеличить доходы бюджета за счет добывающих компаний

По данным “Ъ”, дополнительное налогообложение добывающих отраслей лоббирует глава Минфина Антон Силуанов, которому необходимо обеспечить выполнение всех социальных обязательств. Отметим, что, хотя Андрей Белоусов в новом правительстве стал первым вице-премьером, Минфин подчиняется напрямую премьеру Михаилу Мишустину.

В то же время курирующий в Минфине налоги заместитель министра Алексей Сазанов заявил 18 февраля «Интерфаксу», что Минфин не готовит никакого законопроекта по поводу повышения налогов, хотя и признал существование «рабочей переписки».

«В подобных изменениях есть смысл только в том случае, если есть допрасходы, пока их нет, поэтому Минфин ничего не разрабатывает»,— заявил он.

Между тем на прошлой неделе «Ведомости» сообщали об обсуждении в правительстве идеи резкого снижения ставки страховых взносов, что потребует источников для компенсации выпадающих доходов. То, что подобная дискуссия существует, подтверждают и собеседники “Ъ”, не берясь прогнозировать ее исход.

При этом, как в свое время и «список Белоусова», инициатива Минфина может быть направлена не столько на то, чтобы получить дополнительные доходы в бюджет, сколько на стимулирование инвестиционной активности компаний. Предлагаемый СНР фактически ставит компании перед выбором — вложить деньги в какие-нибудь проекты или отдать их государству в виде налогов. Рост инвестиций был заявлен в качестве ключевого приоритета в январском послании Владимира Путина Федеральному собранию.

НДС и НДПИ дадут бюджету-2020 две трети доходов

Уровень налогообложения многих твердых полезных ископаемых гораздо ниже нефти, комментирует главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Поэтому намерение Минфина при поиске дополнительных источников доходов бюджета обратить внимание на другие сырьевые отрасли выглядит логичным. Однако, по словам эксперта, следует учитывать, что основной доход в этих отраслях обеспечивает считаное число предприятий за счет уникальной ресурсной базы, а остальные находятся под угрозой банкротства. «Поэтому при обсуждении проектов повышения НДПИ по меньшей мере требуется предварительный анализ, как это повлияет на предприятия отрасли. Но и тут не следует воспроизводить налог на дополнительный доход при добыче углеводородов, который имеет значительные отличия от классического ресурсного рентного налога»,— добавил господин Ежов. По его мнению, необходимо отказаться от минимального налога, дать возможность вычитать все расходы, связанные с добычей, включая затраты на финансирование. В этом случае введение НДД на твердые полезные ископаемые не приведет к новым банкротствам.

IT-гигантам готовят налог

Его можно взимать по прогрессивной шкале, считает сенатор Алексей Пушков

Глобальные зарубежные интернет-компании зарабатывают на российских пользователях миллиарды долларов в год. Однако эта прибыль пока никак не облагается налогами в нашем государстве. О том, как можно решить эту проблему, «Парламентской газете» рассказал глава комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.

– Алексей Константинович, в течение года вы поднимали тему налогообложения зарубежных интернет-компаний в России. Каким вы видите решение этого вопроса в ближайшей перспективе?

– Действительно, тема, на наш взгляд, очень актуальная. Например, Google и Facebook за счёт своей деятельности в России получают ежегодно более миллиарда долларов прибыли каждая, и эти доходы в России не облагаются налогами. С нашей точки зрения, это неправильно.

Здесь два пути решения. Первый — ждать заключения международной конвенции, по которой налоги с IT-гигантов будут взимать вне зависимости от того, в какой стране они работают. О принятии такого документа международное сообщество хочет договориться в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Второй вариант — начать разработку национального законодательства по данному направлению.

И сейчас нам нужно принять принципиальное решение, какой путь выбрать.

– Какой вариант, на ваш взгляд, предпочтительнее?

– Наша комиссия считает, что следует заняться разработкой национальных законов, не дожидаясь подписания международной конвенции. Для этого надо, чтобы Минфин и Федеральная налоговая служба начали готовить соответствующие изменения в Налоговый кодекс, и мы готовы к такой работе активно подключиться. Что касается конвенции, то Россия, участвующая в её разработке, может присоединиться к ней, когда она будет заключена и если она будет отвечать интересам нашей страны. Но пока её нет, как нет и гарантий, что она будет принята ОЭСР в 2022 или даже 2023 году. Не говоря о том, что после принятия такой конвенции она может вступить в силу не сразу, а ещё через какое-то время.

Читайте также:
Трунин рассказал об отсутствии консенсуса по будущим реформам налоговой сферы

– Как решают вопрос налогообложения интернет-компаний в других странах?

– Он решён в ряде стран — это Австралия, Великобритания, Турция, Франция. Там с 2020 года действуют собственные налоговые системы в отношении IT-компаний. При этом во Франции, например, сразу пояснили: если для интернет-компаний установят единую систему налогообложения в рамках ЕС или международной конвенции, то страна к ней присоединится. А пока такого международного налогового режима не существует, они будут придерживаться норм уже принятого национального законодательства.

Замечу, что в указанных странах действуют два типа налогообложения IT-компаний. Во Франции, Турции и Великобритании работает плоская шкала налогов, то есть фиксированный процент налога на те виды интернет-услуг, которые она оказывает. А в Австралии действует прогрессивная шкала налогов: если доходы компании больше установленной властями суммы, то налоги взимают в размере 30 процентов от прибыли, если меньше — 25 процентов.

Читайте также:

– Какой из этих двух вариантов мог бы лучше всего подойти России?

– На мой взгляд, прогрессивная шкала больше подходит для нашей страны, поскольку позволяет учитывать разницу в доходах интернет-гигантов. Но хочу подчеркнуть, что данная сфера обладает большой спецификой и требует тщательного обсуждения со специалистами.

Поэтому на данном этапе нам прежде всего надо решить — будем мы разрабатывать национальное законодательство по налогообложению IT-платформ или нет. И задача нашей комиссии привлечь внимание к этой проблеме. Тем более что решение вопросов взимания налогов должно логически стать следующим шагом после того, как с 1 января вступит в силу закон об обязанности интернет-компаний регистрироваться в России.

IT-гигантов подводят под налог

Какие варианты регулирования иностранных цифровых компаний рассматривает Россия

В правительстве обсуждают новый способ получения налоговых сборов с иностранных цифровых компаний. И он может вынудить IT-гигантов соблюдать и все остальные требования российских властей. Всего вариантов сейчас рассматривается несколько, подтвердили “Ъ FM” в Минцифры. Первый, как пишет Forbes, взимать с зарубежных маркетплейсов и соцсетей 3% с выручки в России. И второй — единая система налогообложения, которую разрабатывает Организация экономического сотрудничества и развития. Тогда ставка может быть выше. Кроме того, как отмечают собеседники “Ъ FM”, это может открыть дополнительные возможности контроля за соцсетями. Подробности — у Владислава Викторова.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Почти все страны много лет думают над тем, как обязать IT-гигантов платить больше налогов. Например, недавно страны G7 утвердили минимальный налог на прибыль для крупных корпораций — от 15%. В России обсуждается схема 3% с выручки, которую компании получают от российских пользователей. Для маркетплейсов вроде Amazon это, очевидно, продажи, для соцсетей — того же Facebook или Twitter — доходы от рекламы или монетизации обезличенных данных пользователей. Похожая система действует и в Великобритании, но там ставка 2%. И основатель и CEO консалтинговой компании vvCube Вадим Ткаченко, считает, что это оптимальный вариант для России: «Сейчас у России есть потенциальная возможность заявить свои желания и возможности по реализации этого налога, а дальше уже будут переговоры, как все это между собой “поженить” во всех странах, потому что само администрирование и порядок его уплаты — эти нюансы еще не решены. Там пока сказали, вот 3% — не с дохода, а с выручки. Конечно, если с выручки, то тогда легче считать».

Почему российские власти усиливают давление на интернет

Что касается единого подхода, то такой вариант тоже рассматривается. Как сообщил Forbes представитель зампреда правительства Дмитрия Чернышенко, альтернативный вариант — присоединение к глобальной системе налогообложения, которую прорабатывает Организация экономического сотрудничества и развития. Ее эксперты тоже представили два пути: либо IT-компании будут платить по разным правилам в разных странах, по сути это те же самые 3% в России. Либо минимальная ставка налога будет единой для всех государств-участников соглашения. И сотрудничество с международным сообществом — неожиданный, но важный шаг для России, отмечает управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко: «Для России лучше всего, чтобы были одинаковые правила для присоединения к более глобальной системе, в которую сейчас собирается войти множество государств. Это некая интеграция в международное сообщество.

Скорее всего, IT-гиганты не будут бежать впереди паровоза и станут очень внимательно прислушиваться к сигналам.

Пока эти сигналы достаточно противоречивые».

И такой общий подход здесь может сыграть не на руку IT-компаниям. Если они примут глобальные налоговые правила, придется соблюдать и законы отдельных стран. Так что российским властям будет проще требовать, например, удаления контента или хранения персональных данных, отмечает партнер компании «Томашевская и партнеры» Роман Янковский: «Это такая общемировая тенденция. Вопрос в том, как заставить IT-компании это регулирование соблюдать.

К чему может привести противостояние с мировыми лидерами интернета

Единственный вариант — требовать от них присутствия в стране, применять блокировки банковских счетов, вплоть до санкций к сотрудникам, что уже не Россия придумала. Нельзя будет сказать: “Я законопослушная компания, и, конечно, буду платить налоги во Франции, в Нидерландах, но вот нюансы российского законодательства о выборах я соблюдать не будут, потому что зачем нужно блокировать там какие-то сообщения, “закон Яровой”».

Читайте также:
«Шесть соток» примут до конца года

Но всегда есть выбор и компании могут отказаться от работы в России. Впрочем, тогда, например Facebook может не досчитаться как минимум 5 млрд руб. рекламных доходов, а Google — 60 млрд руб. Насколько это существенно, очевидно компании будут решать в ближайшее время.

Темные данные: как IT-гиганты в США добились налоговых льгот на $800 млн

Член городского совета Колумбуса Эммануэль Реми внимательно слушал, как юрист на экране его компьютера объясняет, почему компания, которую он представляет, заслуживает больших налоговых льгот. В ходе мартовского онлайн-заседания совета юрист сообщил, что компания намеревается построить дата-центр на участке площадью 200 га к югу от столицы Огайо. После окончания строительства там будут работать 20 человек. Взамен компания хотела получить налоговую скидку на $54 млн. «Это как новое производство», — сказал чиновникам юрист Скотт Зианс. В частности, Зианс отметил выгоды для местных жителей от создания рабочих мест после того, как центр будет построен.

Зианс представлял не Amazon, Microsoft или Facebook, а зарегистрированную в Делавере компанию-«однодневку» Magellan Enterprises LLC. По словам Зианса, материнская компания Magellan, название которой не раскрывается, давно «сотрудничала» с муниципалитетами и хотела получить налоговые льготы в обмен на рабочие места, которые создаст дата-центр. «Вы будете гордиться связью с этой фирмой и ее материнской компанией», — сказал он.

Члены совета проголосовали за предложение Зианса, однако никто из них, по словам Реми, не знал, о какой материнской компании идет речь. Не знали и местные жители, соседи и другие заинтересованные лица. Только мэрия и городские чиновники, которые вели переговоры и подписывали соглашения о конфиденциальности, были проинформированы о том, как называется материнская компания. Представители муниципалитета отказались раскрыть эти сведения даже спустя пять месяцев после того, как налоговые льготы были предоставлены, однако Forbes удалось установить, что речь идет о Google, благодаря двум источникам, знакомым с ситуацией. «Мы настроены оптимистично и верим, что уже на этой неделе сможем поделиться новостями о развитии инфраструктуры, которые касаются штата Огайо», — сообщил Forbes представитель Google.

Колумбус — один из десятков округов по всей Америке, которые спешат предложить огромные налоговые льготы крупным IT-корпорациям в обмен на строительство дата-центров, пока спрос на облачные данные растет и почти сравнялся со спросом на сырьевые товары. Некоторые штаты, в том числе Вирджиния, 10 лет назад приняли специальные законы, чтобы привлечь создателей дата-центров почти нулевыми налогами на имущество, что позволило получить миллиарды долларов инвестиций от ведущих IT-компаний и построить более 70 дата-центров в одном только округе Лаудон, штат Вирджиния. С тех пор еще более 20 штатов приняли подобные законы — за последний год так поступили, например, Пенсильвания и Коннектикут — именно для стимулирования строительства дата-центров.

Стремясь обогнать друг друга, штаты начали регулярно соглашаться на требования крупнейших IT-корпорация мира скрывать их названия до тех пор, пока налоговые льготы не будут предоставлены. Согласно документам, предоставленным Forbes, в 2018 году в рамках соглашения с небольшой коалицией округов недалеко от Атланты Facebook договорился о пакете налоговых скидок на $71 млн в обмен на проект, который должен был создать 100 постоянных рабочих мест. Только после того, как льготы были предоставлены, Facebook объявил о своем участии публично.

«Речь идет о Facebook, Microsoft, Apple, Google, Amazon: все это очень, очень прибыльные корпорации, — говорит Кася Таржинска, аналитик Good Jobs First, некоммерческой консалтинговой фирмы, которая отслеживает субсидии на строительство дата-центров. — Они не хотят привлекать внимание, потому что сразу возникает вопрос, почему муниципалитеты дают миллионы и миллионы долларов очень богатым компаниям».

Дата-центры занимают больше места, чем ангары коммерческих авиалиний, их площади сопоставимы с несколькими футбольными полями. Там размещены сотни рядов компьютеров, которые обрабатывают всевозможную информацию: от фотографий в Instagram до правительственных баз данных. Дата-центры стали жизненно важной частью инфраструктуры для компаний вроде Google и Amazon, которые зарабатывают на том, что размещают компьютерные сети других компаний. Они потребляют внушительные объемы энергии и воды в тех местностях, где они расположены. В отличие от производственных площадок там обычно заняты на полный день не более нескольких десятков человек, которые обслуживают серверы.

Forbes USA составил список из тридцати дата-центров, расположенных в США и принадлежащих крупным IT-фирмам, которые скрывались за кодовыми названиями или анонимными компаниями-«однодневками» до тех пор, пока местные власти не предоставляли им налоговые льготы. О некоторых проектах доступны лишь обрывочные сведения (потому что муниципалитеты и выборные служащие не всегда охотно делятся информацией о пакетах льгот, которые они одобряют), однако Forbes провел десятки интервью и изучил документы и новостные сводки, чтобы собрать полные данные о предоставленных налоговых льготах, трудоустройстве и стоимости по 15 проектам, запущенным с 2015 года. Из их общей стоимости $9,9 млрд нужно вычесть примерно $811 млн налоговых льгот.

В переговорах с этими анонимными компаниями-«однодневками» местные власти соглашаются на высокую цену. Налоговые льготы предоставляют на различные сроки, однако анализ, проведенный Forbes, показал, что в среднем города и округа уступают $1 млн возможных налоговых поступлений за каждое постоянное рабочее место в дата-центре. Можно примерно сопоставить эти данные с результатами исследования 2020 года, проведенного Колумбийским и Принстонским университетами: оно показало, что муниципалитеты в среднем уступают $12 000 в год за одно рабочее место, когда выделяют налоговые льготы всем отраслям. Например, автопроизводители обычно получают около $100 000 в форме налоговых скидок за одно рабочее место на протяжении стандартного 10-летнего пакета льгот. В проекте Magellan от Google налоговые льготы, предоставленные Колумбусом, составляют примерно $2,7 млн за одно рабочее место на протяжении 15 лет.

Читайте также:
Фальшивый больничный грозит уголовщиной

Некоторые проекты обходятся еще дороже. В 2018 году, используя подставную компанию Stadion LLC, Facebook договорился о налоговой скидке в размере $150 млн за дата-центр в Игл-Маунтин, штат Юта, который должен был создать до 50 рабочих мест. Иными словами, стоимость одного рабочего места равнялась не менее чем $3 млн. Это была первая из нескольких фаз проекта, который мог позволить получить до $750 млн налоговых льгот. В 2017 году Apple получила налоговые льготы в размере $208 млн за проект в Уоки, штат Айова, который должен был создать 50 рабочих мест на полный день (или $4 млн за каждое рабочее место).

Компании часто приводят возможные угрозы безопасности и необходимость защищать коммерческую тайну как причину прятать проекты по строительству дата-центров за «однодневками» и псевдонимами. Иногда они говорят, что вынуждены сохранять проекты анонимными, чтобы устроить аукцион между городскими советами. А чтобы получить крупные налоговые льготы, они часто обещают, что проект будет состоять из множества фаз, привлечет инвестиции, создаст больше рабочих мест, а в некоторых случаях будет связан с масштабными вложениями капитала — вроде солнечных ферм или грантов на развитие муниципалитетов. Кроме того, они подчеркивают, что на строительстве центров будут заняты сотни работников, что приведет к росту поступлений от налога на доход в первой фазе проекта (но эти поступления прекратятся, как только строители уедут).

Apple, Amazon и Microsoft отказались предоставить комментарии для этой статьи. В ответ на вопросы Forbes представитель Facebook сообщил в электронном письме, что «конфиденциальность — стандартная практика, когда компании работают над крупными инвестициями в инфраструктуру, такими как дата-центры. Мы тесно сотрудничаем с властями штатами и муниципалитетами и стремимся заключать соглашения, которые были бы взаимовыгодными и позволили бы создать в регионе больше рабочих мест и привлечь инвестиции».

Из-за секретности местные жители, которых беспокоит влияние дата-центров, могут высказать свои возражения только после того, как решение по поводу проекта (и налоговых льгот) уже было принято. Только когда Facebook (под псевдонимом) уже получил налоговые скидки для дата-центра в Лос-Лунас, штат Нью-Мехико, местные инициативные группы и политики начали выражать сомнения в том, насколько обоснованно строительство посреди пустыни предприятия, которое потребляет много воды. Теперь местные власти задают вопросы по поводу объемов энергии, которые Facebook, предположительно, будет потреблять, поскольку падение выручки может вызвать рост цен на электричество для местных жителей.

Угроза протестов, которые могли бы помешать реализации проектов, стала заметнее с тех пор, как реакция местных жителей вынудила Amazon отказаться от планов по созданию второй штаб-квартиры в Нью-Йорке, где компания добилась налоговых льгот в размере почти $3 млрд. «Это такое шумное меньшинство, которое может всем усложнить жизнь и спрашивает: «Эй, а почему мы даем столько денег этим огромным корпорациям, которые и так зарабатывают базиллион долларов в год?» — говорит Пэт Гарофало, директор по вопросам региональной и муниципальной политики в организации American Economic Liberties Project, которая собирает данные о налоговых льготах. По его словам, это особенно серьезная проблема для проектов по строительству дата-центров. «Жители все чаще говорят: «Слушайте, нам тут эти штуки не нужны, потому что рабочих мест мало, а вред для экологии большой».

Amazon, который, согласно данным Synergy Research Group, занимает в США больше дата-центров, чем любая другая крупная IT-компания, раньше предпринимал все меры для того, чтобы скрыть, что эти предприятия принадлежат ему: в частности, на одной из площадок в Вирджинии сотрудники были вынуждены носить бейджи с названием выдуманной компании, как говорилось во внутреннем документе, опубликованном на Wikileaks в 2018 году.

Amazon все еще пытается сохранять анонимность при строительстве распределительных центров для своего подразделения онлайн-торговли, однако теперь компания заключает сделки на строительство дата-центров через хорошо известные дочерние компании, такие как Vadata или Amazon Data Services. В других случаях облачная корпорация заключала договоры аренды с Corporate Office Properties Trust, инвестиционным трастом в области недвижимости, которые строит дата-центры. Обычно Amazon ведет переговоры в таких штатах, как Вирджиния или Орегон, которые неохотно раскрывают полную стоимость пакетов налоговых льгот.

Колумбус и близлежащие города стали одним из популярных мест для строительства дата-центров. У Google, Facebook и Amazon есть обширные предприятия в Нью-Олбани неподалеку. Ожидалось, что на площадке Magellan Enterprises работы начнутся уже в июне, но проект все еще окутан тайной. Пока городские чиновники и департамент развития вели переговоры с представителями Google, они завуалированно называли будущий центр «Проект Кипр». «Чтобы привлечь инвестиции и создать новые рабочие места в нашем городе, Колумбус придерживается принятой во всем мире отраслевой практики, которая заключается в том, чтобы вести с компаниями переговоры о развитии региона, используя кодовые названия проектов», — сообщил в электронном письме представитель мэра Колумбуса Эндрю Гинтера.

Читайте также:
Фальшивый больничный грозит уголовщиной

Аудитор округа Франклин, где расположен город Колумбус, Майкл Стинциано, говорит, что не согласен с этой практикой. «Я не понимаю, чем вызвана секретность вокруг дата-центров. Правда, не понимаю, — говорит Стинциано, чья организация оценивает, выполняют ли компании должным образом обязательства, в обмен на которые им предоставляли налоговые льготы. — Общество, как и аудиторы, предпочитает прозрачность».

Зианс, юрист, представлявший компанию-«однодневку» Magellan, принадлежащую Google, возглавляет одну из крупнейших в стране практик по получению налоговых льгот в юридической фирме Vorys, Sater, Seymour and Pease, расположенной в Колумбусе, и называет в числе своих недавних достижений «представление интересов расположенной на Западном побережье компании из Fortune 50 по вопросам получения налоговых льгот в 13 штатах». Он отлично умеет защищать анонимность компаний: в прошлом году он стал одним из соавторов статьи в отраслевом журнале для специалистов по подбору участков, в которой утверждалось, что «крайне важно, чтобы стороны продолжали тщательно скрывать название заявителя», используя подставные компании, «по крайней мере до тех пор, пока льготы не будут предоставлены». Такой подход, по мнению авторов, позволяет вести переговоры с несколькими муниципалитетами одновременно. Зианс отказался дать комментарии.

Только один член городского совета Колумбуса, Шайла Фавор, голосовала против проекта. В электронном письме она сообщила, что не подписывала соглашение о конфиденциальности и не была проинформирована о том, какая компания стоит за проектом. Однако электронные письма, полученные Forbes из открытых источников, показывают, что некоторые члены совета выражали сомнения по поводу несоразмерных налоговых льгот, даже если позднее они голосовали за. «20 рабочих мест за $54 млн (. ) налоговых льгот. Я не понимаю, — написала один из членов совета Элизабет Браун в электронном письме незадолго до голосования по проекту 22 марта. — Я считала, что департамент скептически настроен по поводу скидок для этих дата-центров. Они создают мало рабочих мест. Какая от них выгода городу?».

Другой член совета, Роб Доранс, направил Реми электронное письмо, в котором говорилось, что он «немного обеспокоен тем, что потенциальная субсидия значительно перевешивает дополнительные поступления от налога на доход, которые получит муниципалитет». Позднее, когда избиратель попросил Доранса объяснить, почему сделка состоялась, член совета написал в электронном письме, что он голосовал за льготы, потому что сотни рабочих мест в строительстве компенсируют часть потерянных налогов. Доранс не ответил на дополнительные вопросы, присланные Forbes.

«В моем случае меня окончательно убедил тот факт, что проект позволит создать 300-500 рабочих мест с рыночными зарплатами в сфере строительства, а муниципалитет и другие организации будут еще много лет получать дополнительные доход после окончания льготного периода», — сообщила Браун в электронном письме к Forbes.

Некоторые местные жители выступают против проекта, потому что дата-центр, как предполагается, будет построен на сельскохозяйственном участке, внесенном в Национальный реестр исторических мест. Когда в октябре прошлого года целевое назначение участка было изменено, Комиссия Дальнего Юга — консультативный орган, который представляет интересы района, где планируется реализовать проект, — проголосовала против изменения, поскольку жители были обеспокоены тем, что это может повлиять на стоимость недвижимости.

Другие жители говорят, что не знали о том, что таинственная компания заключила с местным школьным округом города Гамильтон соглашение о том, что она выплатит за период действия налоговых льгот до $9 млн — меньше, чем местные школы получили бы без льгот. В округе Франклин примерно 75% поступлений от налога на имущество направляют на финансирование школ. Джон Лют живет неподалеку от предполагаемого места строительства, а его ребенок учится в школе. По его словам, он не знал, что школа заключила сделку с компанией. «Все это делается тайно, — говорит Лют, — чтобы никто не смог и не успел провести какие-либо исследования и изучить возможные последствия».

Городские чиновники сообщили Forbes, что строительство дата-центра было более привлекательным способом использовать свободный участок, чем строительство фабрики или распределительного центра, потому что оно будет генерировать меньшие транспортные потоки. Реми говорит, что не видит значительных рисков для города, поскольку налоговые льготы привязаны к результатам деятельности. Иными словами, если проект не приведет к созданию обещанного числа рабочих мест или не будет завершен, компания не получит $54 млн налоговых льгот. «В конечном счете все сводится к тому, выполнит ли организация свои обязательства, — говорит он. — И нет буквально никаких сомнений в том, что это произойдет». Реми также отмахнулся от предположения, что процесс предоставления налоговых льгот был непрозрачным, потому что для обсуждения проекта проводились открытые встречи.

Но даже несмотря на эти встречи, Реми (или широкая публика) так и не узнал заранее, что рядом с ним обоснуется Google.

Перевод Натальи Балабанцевой

Кто из миллиардеров хочет платить больше налогов

Кто из миллиардеров хочет платить больше налогов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: