Чем сертификат соответствия отличается от декларации соответствия и что у них общего?

Запреты и ограничения: сертификат соответствия или декларация?

В ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру является соблюдение запретов и ограничений. В частности, статьей 7 приведенного правового акта определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

При этом соблюдение мер нетарифного регулирования и мер технического регулирования подтверждается в порядке, определенном Евразийской экономической комиссией или законодательством государств – членов ЕАЭС (т. е. ТК ЕАЭС введены отсылочные нормы к решениям Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актам государств-членов ЕАЭС), а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, – в порядке, установленном в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.

Государствами-членами ЕАЭС при введении мер нетарифного регулирования могут быть определены таможенные процедуры, под которые не допускается помещение соответствующих товаров.

В свою очередь освобождение от обязанности по соблюдению запретов и ограничений заложено в ТК ЕАЭС исключительно для случаев помещения под таможенную процедуру таможенного транзита международных почтовых отправлений, если они перевозятся:

  1. от места прибытия до места совершения таможенных операций с товарами, пересылаемыми в международных почтовых отправлениях;
  2. от места прибытия до места убытия.

Согласно положениям статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора). Экспортный контроль проводится в соответствии с национальным законодательством стран-участниц ЕАЭС.

Расширение практики межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и снятие с участников ВЭД обязанности по предоставлению одних и тех же документов в разные органы также нашло отражение в ТК ЕАЭС.

Так, в статье 80 ТК ЕАЭС содержится право участников ВЭД не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документов и сведений, если сведения о таких документах могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия. При декларировании достаточно указать сведения об этих документах в таможенной декларации.

Как и прежде, наличие документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений, является одним из условий выпуска товаров (статья 118 ТК ЕАЭС). Исключения, когда соблюдение запретов и ограничений может быть подтверждено после выпуска товаров устанавливаются Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов. В таком случае товары считаются условно выпущенными. Порядок подтверждения соблюдения запретов и ограничений после выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, устанавливается законодательством государств-членов (статья 126 ТК ЕАЭС).

В Проекте Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принятом 26 июля 2018 года Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении, заложена аналогичная действующему законодательству норма о представлении документов после выпуска товаров (статья 107 Закона). Так, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее 45 календарных дней после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.

Чаще всего в нашей практической деятельности мы сталкиваемся с вопросами, связанными с выдачей сертификатов соответствия и оформлением деклараций соответствия. Когда оформляется сертификат, а когда декларация? В чём разница между этими двумя документами? И, конечно, можно ли использовать сертификат соответствия, выданный другому лицу. Давайте разбираться.

Итак, и сертификат соответствия, и декларация о соответствии – документы, подтверждающие соответствие продукции установленным (обычно ГОСТом или техническим регламентом) требованиям по безопасности (а по ряду продукции – и по функциональным свойствам и качеству). Первоначально выдавались в рамках системы сертификации ГОСТ Р и других систем. В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», на различные виды продукции вводятся Технические регламенты (ТР). С их введением обязательная сертификация и декларирование соответствия этих видов продукции исключается из существующих систем и проводится по требованиям, правилам и схемам, установленным принятыми техническими регламентами.

Сертификат соответствия – это основная форма подтверждения соответствия продукции, декларация о соответствии в настоящее время оформляется на более узкий перечень продукции. Перечни продукции, на которую оформляются сертификаты соответствия и декларации о соответствии утверждены Постановлением Правительства России от 1 декабря 2009 г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Если в данном перечне продукция отсутствует, она может попадать под действие одного или нескольких технических регламентов Таможенного союза.

Читайте также:
Что такое франшиза простыми словами: определение роялти и паушального взноса, работа условной и безусловной франшизы, подводные камни, плюсы и минусы

В системе технических регламентов ЕАЭС форма оценки определяется регламентом, которому продукт должен соответствовать. При этом существует несколько принципов используемых регламентом для регулирования этого вопроса:

  1. Прописано, на какую категорию продукции нужен сертификат, а на какую декларация.
  2. Приведен перечень видов продукции, которая подлежит сертификации, а на остальное, все, что в него не входит, оформляется декларация.
  3. Регламент вообще не предлагает выбор между сертификатом или декларацией соответствия, предписывая использовать декларирование, а в качестве формы усиленного надзора может применяться государственная регистрация.
  4. Регламент не прописывает процедуру оценки формы соответствия, а ссылается в этой части на другой регламент.

В этой связи в вопросе определения формы оценки соответствия далеко не последнее значение играет описание продукции, и её грамотная идентификация. Например, обычное кресло можно идентифицировать как предмет для бытового применения и в этом случае на него оформляется декларация, а можно заявить, что это мебель для школьных и дошкольных учреждений, тогда нужен сертификат.

Как известно, подтверждение соответствия является достаточно затратной в финансовом плане процедурой. Поэтому, зачастую импортеров волнует вопрос, связанный с возможностью предъявления при декларировании товара, подлежащего обязательной сертификации, документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, полученных иным лицом, не являющимся производителем импортируемого товара. Ответ на данный вопрос содержится в статье 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которой для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия. То есть согласно приведенной норме предъявить таможенному органу сертификат соответствия на продукцию имеет право лишь лицо, получившее данный документ. В свою очередь, существующая в некоторых таможенных органах практика предъявления сертификата на основании доверенности, полученной от заявителя, по нашему мнению, является не правомерной, так как в силу Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (в нашем случае лица, получившего сертификат соответствия), что не приемлемо при таможенном декларировании.

Немного другим образом обстоит дело с сертификатом соответствия, полученным производителем товара. Позиция, связанная с возможностью использования данного документа иными лицами содержится в письме ГТК России от 4 мая 2001 г. № 07-21/17494, согласно которому действие сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск) распространяется на весь объем продукции, произведенный определенным изготовителем в течение срока, указанного в сертификате, независимо от тех контрактов, при исполнении которых осуществляется поставка сертифицированного товара, или участников торговых договоров.

К сожалению, формат данной статьи не позволяет вместить большее количество информации, касающейся поднятой темы. Но, в качестве практического совета хотелось бы порекомендовать всегда проверять документы, подтверждающие обязательную сертификацию товаров, на сайте Федеральной службы по аккредитации. Это позволит сэкономить вам не только время и финансы, но и избежать длительных разбирательств с таможенными органами.

Декларация соответствия требованиям закупки

Из нашей статьи вы узнаете:

Декларирование по 44-ФЗ

Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ предъявляют ряд единых требований к участникам закупок. Участники обязаны подтвердить, что соответствуют этим требованиям. Для этого оформляется декларация соответствия участника требованиям закупки.

Все сведения, которые включаются в этот документ, должны соответствовать действительности. Заказчик может их проверить и, в случае обнаружения несоответствия, отстранить организацию или ИП от участия в конкурсе.

Согласно положениям 44-ФЗ декларация бывает 2-х видов:

  • о соответствии единым требованиям участников закупки;
  • о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).

Первый вид декларации подтверждает, что участник соответствует требованиям, указанным в п.3-11 ч.1 ст.31 закона 44-ФЗ.

Вторая декларация подаётся в том случае, если заказчик проводит закупку среди СМП и СОНКО. Об этом говорится в ст.51, 54.4, 66, 73, 83.1 44-ФЗ. При этом следует учесть, что бизнес относится к СМП при выполнении следующих условий:

  • соответствует требованиям по численности и обороту;
  • есть в реестре СМП.

Из этого следует, что в качестве декларации о принадлежности к СМП можно предоставлять выписку из этого реестра. Заказчик не вправе отстранить от конкурса участника, подавшего такую декларацию.

Изменения в декларации соответствия

Последние изменения в процедуре предоставления декларации соответствия появились в 2018 году. С 1 июля 2018 года в перечне требований к участникам в ч.1 ст.31 44-ФЗ появился пункт 11. Согласно нововведению, участник не должен иметь ограничения для участия в закупках, которые установлены законодательством РФ.

Читайте также:
Приказ Минфина России от 04.06. 2021 и 2021 N 126н с комментариями и разъяснениями

Также с 1 июля 2018 года не нужно составлять отдельную декларацию для участия в электронных торгах. Подтверждение соответствия единым требованиям происходит автоматически на электронной торговой площадке в момент подачи заявки.

В каких случаях понадобится новая форма декларации соответствия

В зависимости от того, в каком виде проводятся торги, участник должен подтвердить соответствие разным пунктам закона. При участии в «бумажном» открытом конкурсе это пункты 3-9 ст.31 44-ФЗ (п.п. «г» п.1 ч.2 ст.51). Для участия в открытом конкурсе на ЭТП, помимо этого, нужно соответствовать 11-му пункту. Но это соответствие подтверждается автоматически на ЭТП.

Другими словами, при бумажной форме открытого конкурса готовить декларацию и подавать её следует в составе заявки, а для электронных торгов готовить такой документ не нужно — достаточно поставить «галочку» на ЭТП. Такие же правила действуют для электронного аукциона.

При участии в запросе котировок в электронной форме также необходимо продекларировать соответствие участника п.1 ч.1 ст.31. В этом случае применяется новый образец декларации.

Участвуя в запросе предложений, следует обратить внимание, что 44-ФЗ требует полного соответствия участника положениям ст.31, т.е. и 11-му пункту тоже. Поэтому заполнить декларацию нужно по новому образцу.

Подписать декларацию соответствия для участия в электронных торгах поможет электронная подпись «Астрал-ЭТ». Сертификат действует на большинстве торговых площадок, а также подходит для работы с госпорталами и для сдачи отчётности.

Как оформить декларацию в бумажном виде

Декларация соответствия требованиям закона 44-ФЗ оформляется в произвольной форме, главное — подтвердить соответствие всем необходимым пунктам:

  • непроведение ликвидации;
  • неприостановление деятельности;
  • отсутствие долгов по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет;
  • отсутствие судимости у руководителей организации и главного бухгалтера по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ;
  • в течение последних двух лет организация не привлекалась к ответственности по статье 19.28 КоАП;
  • владение участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если заказчик приобретает на них права (п.8 ч.1 ст.31 44-ФЗ);
  • между участником и организатором торгов отсутствует конфликт интересов;
  • участник – не офшорная компания
  • нет ограничений для участия в госзакупках.

Внимательно ознакомьтесь с информацией о закупке — заказчик может включить в неё требование об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Отдельно его декларировать не нужно. Это условие можно добавить непосредственно в декларацию соответствия единым требованиям к участникам закупки.

Образец декларации соответствия

Как подтвердить соответствие требованиям о закупках по 223-ФЗ

Процедура заполнения декларации мало отличается от декларации по 44-ФЗ. Разница только в том, что требования к участникам закупок по 223-ФЗ устанавливает сам заказчик и закрепляет их в Положении о проведении закупок. У разных заказчиков они могут отличаться, поэтому важно внимательно читать документацию.

Специальной формы для подтверждения соответствия нет. Заполнение декларации по 223-ФЗ по образцу формы подтверждения по 44-ФЗ не рекомендуется. В декларации не должно быть никаких ссылок на 44-ФЗ, иначе ФАС посчитает, что документ не соответствует требованиям 223-ФЗ.

Декларация соответствия требованиям 223-фз

Участвуйте в закупках с помощью комплекса услуг «Астрал.Тендер». Наши специалисты проведут обучение, познакомят с тонкостями всех видов торгов, а при необходимости будут сопровождать участника на каждом этапе и помогут оформить все документы.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “О защите конкуренции” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

8 июля 2006 года

14 июля 2006 года

Судебная практика и законодательство — 135-ФЗ О защите конкуренции

5.4. В соответствии с планами и поручениями Федеральной антимонопольной службы, а также в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации проводит анализы конкурентной среды, направленные на выявление административных барьеров и иных препятствий для входа новых участников на стратегически важные и приоритетные товарные рынки Приморского края в целях выявления и пресечения нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению. Вместе с тем требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства. В любом случае при наличии жалобы, в том числе поданной в соответствии с Законом о защите конкуренции, на проведение закупки объективность и обоснованность установления остаточного срока годности определяется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе с учетом обстоятельств и условий определенной закупки.

Читайте также:
Протокол согласования разногласий: что это такое, как составить и подписать протокол, образец составления

В таком случае, действия органа государственной власти (органа местного самоуправления), выразившиеся в предоставлении субсидии бюджетному учреждению на оказание (выполнение) услуг (работ), относящихся к государственным (муниципальным) нуждам, без осуществления конкурсных процедур, могут быть квалифицированы как нарушение Закона о защите конкуренции.

В целях настоящих разъяснений обращаем внимание на то, что понятия “оказание поддержки” и “предоставление преференций” по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции) не тождественны. Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Соответствующие изменения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции) были подготовлены в рамках правительственного плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию градостроительной деятельности в целях избавления отрасли от административных барьеров.

– Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”;

– п. 7 Положения “О Федеральной налоговой службе”, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;

Настоящие разъяснения определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции) с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Таким образом, в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем пятьдесят процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции (см. Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 305-КГ16-7957 по делу N А40-108228/2015).

– Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”;

– п. 7 Положения “О Федеральной налоговой службе”, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;

Признаки и последствия ограничения свободной конкуренции в России

Современная рыночная экономика России развивается в условиях совершенной конкуренции. При такой системе существует ряд сложностей, ограничивающих прибыль предприятий. Крупные компании стремятся ограничить борьбу, чтобы обеспечить себе высокий уровень дохода. Войти на рынок фирмам-новичкам проблематично. Но существует нормативная база, поддерживающая развитие конкуренции в стране.

Суть и признаки ограничения свободной конкуренции

Таким образом, ограничение конкуренции – это комплекс мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции, с целью извлечения дополнительной прибыли, захвата новых сегментов рынка.

В роли субъектов, оказывающих воздействие на рыночные отношения, могут выступать:

  • ИП;
  • коммерческие (некоммерческие) организации различных форм собственности;
  • органы исполнительной власти (федерального, регионального, местного уровней).

Согласно ФЗ №135 «О защите конкуренции», и ФЗ №401, ограничение имеет следующие признаки:

  1. Сокращение числа участников экономических отношений, не являющихся представителями одной группы.
  2. Манипуляция ценами, не связанная с объективными причинами (рост цен на сырье, введение новых налогов) для изменения условий товарооборота.
  3. Наличие антиконкурентного соглашения, относительно общих правил экономических отношений и распределения факторов производства.
  4. Отказ независимых друг от друга участников рыночных отношений от самостоятельных действий.
  5. Воздействие органов власти на участников товарно-денежных отношений, в противоречие нормативно-правовым (локальным) актам.
  6. Иные факторы, оказывающие влияние на развитие рыночных отношений.

Для достижения корыстных целей могут использоваться непредсказуемые способы, препятствующие развитию рынка.

Признаки незаконного ограничения конкуренции:

Виды ограничения конкуренции

Воздействие на нарушение равновесия может осуществляться в различных видах:

  • неправомерное использование преимущественной позиции;
  • сговор в отношении других субъектов;
  • противоправные манипуляции органов власти.
Читайте также:
Спецификация к договору оказания услуг: образец, что это такое

Злоупотребление доминирующей позицией

Злоупотребление преимущественным правом может проявляться в различных вариантах:

  1. Установление завышенной (заниженной) цены.
  2. Изъятие продукта для искусственного роста цен.
  3. Необоснованное сокращение производства продукта с высоким спросом.
  4. Работа с контрагентом на условиях, ущемляющих его выгоду и возможности.
  5. Разброс цен на один продукт.
  6. Формирование дискриминационных условий для конкурентов.
  7. Создание барьеров для входа на рынок новых покупателей.
  8. Нарушение ценообразования, соответствующего законодательству.

Доминирующее положение может занимать одна фирма или группа компаний.

Сговор участников рынка

Согласованность действий подразумевает не заключение договора, а устный (письменный) сговор для соблюдения своих интересов и выгоды.

Соглашение может касаться различных аспектов:

  • цен на продукцию;
  • объемов закупок и продаж;
  • сфер влияния;
  • условий продаж и сбыта товара;
  • проведения торгов (государственный заказ).

Фирмы, участвующие в сговоре, образуют картель. Данная структура является самой опасной формой нарушения антимонопольного регулирования.

Акты и действия органов власти

Законодательство запрещает органам власти осуществлять действия или принимать нормативно-правовые акты, ограничивающие конкуренцию:

  • вводить ограничения создания новых хозяйствующих субъектов;
  • устанавливать запреты на ввоз и производство определенных товаров;
  • препятствовать деятельности участников рынка;
  • устанавливать ограничения обращения товаров в РФ;
  • расставлять приоритеты в поставке товаров или заключении договоров;
  • ограничивать количество поставщиков для отдельных продуктов.

Проявление ограничения свободной конкуренции ведет к образованию монополий.

Совершенная конкуренция и ее суть.

Примеры ограничений

При рассмотрении примеров, препятствующих развитию конкуренции, со стороны властей и отдельных участников рыночных отношений, можно выделить основные:

  • необоснованный отказ принятия заявления для участия в тендере;
  • отказ в заключении контракта с победителем торгов;
  • нарушение правил и периода публикации информации о проведении тендера;
  • принятие решения о занижении цен на определенный товар, с целью устранения конкурента;
  • демпинг, с целью расширения своей доли на рынке.

Образование монополий как результат ограничения конкуренции

Отсутствие конкуренции на рынке свидетельствует о формировании естественных или искусственных монополий.

Искусственная монополия – объединения предприятий, с целью получения коммерческой выгоды (сговор в формировании цен, создание барьеров конкурентам, применение рекламы и т.д.). Данная структура создается целенаправленно для удаления конкуренции, формируется под конкретные предприятия.

Законодательное регулирование

Закон контролирует исключение дискриминации пользования ресурсам, Приказ ФАС РФ No108
регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды. Для правовой защиты участников рынка создано антимонопольное законодательство.

В России деятельность субъектов рынка регулируется перечнем нормативно-правовых актов:

Конституцией (ст.8) гарантирует свободу и защиту предпринимательства
ГК РФ (ст.1222) обозначает право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции
УК РФ (статья 178) предусматривает уголовную ответственность за действия нарушающие рыночное равновесие
КоАП РФ (ст.14.9) координирует правомерность властей
ФЗ №135 описывает основополагающие моменты взаимодействия участников рынка
ФЗ № 44 направлен на урегулирование госзакупок
ФЗ №147 регулирует экономические отношения при существовании естественных монополий
Закон №2395-1 Контролирует исключение дискриминации пользования ресурсами
Приказ ФАС РФ №108 регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность, как участников рыночных отношений, так и органов власти.

Ответственность за нарушения

ФЗ №135 предусматривает ответственность субъектов за противоправные манипуляции на рынке:

  • органов власти (всех уровней);
  • государственных и внебюджетных фондов;
  • коммерческих и некоммерческих организаций;
  • ИП.

В результате выявления факта несоответствия может быть назначена соответствующая мера ответственности:

· дисквалификация на 3 года;

· принудительные работы с невозможностью назначаться ряд должностей и заниматься обозначенными видами деятельности)

Лица, права и интересы которых нарушены, могут урегулировать вопрос в судебном порядке.

Судебная практика

В качестве примеров судебных дел можно привести:

  • Тенденции снижения штрафов.

  • Неточное определение границ рынка.

В результате апелляционной жалобы ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» был снижен размер штрафа (назначенный за злоупотребление доминирования), с основанием: «Антимонопольный орган неверно отметил область границ рынка, на котором выявлены нарушения, в результате чего, штраф был назначен необоснованно».

Основные виды конкуренции:

  • Тяжелое материально-финансовое положение ответчика

В результате судебного процесса, был назначен штраф организации, за участие в сговоре (картели) при проведении торгов. Но Арбитражный суд Северокавказского округа признал правомерным снижение штрафа в 47 раз из-за неблагоприятного финансового положения нарушителя и несопоставимости вынесенных санкций с характером правонарушения. Первоначально назначенная сумма штрафа приведет к банкротству компании, и соответственно к невыполнению обязательств перед третьими лицами.

Развитие рыночных отношений в стране сопровождается действием свободной конкуренции. Намеренное ограничение данной формы экономических отношений, создает невыгодные условия обращения товаров на рынке как для потребителей, так и для конкурирующих фирм.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ ― это координация участников, ставящих под угрозу честную борьбу за победу. Рассмотрим, какие меры и в каких случаях принимаются. Какими положениями может быть ограничена конкуренция и как можно обжаловать неправомерные действия в ФАС.

Читайте также:
База нотификаций ФСБ Таможенного союза: определение реестра

Согласно ч. 1 ст. 1 № 223-ФЗ, следует создавать условия добросовестного соперничества. В п. 2 ч. 1 ст. 3 указано, что необходимо исключить дискриминацию и необоснованные действия по отношению к участвующим лицам. Поэтому ограничение конкуренции на практике может быть необходимо для повышения эффективности закупочной деятельности. Подобные действия запрещены, только если они необоснованны.

Что говорит федеральный закон 223-ФЗ

Закупка с дискриминацией, созданием неравных условий это:

  • сговор ― согласованные действия заказчика, одного или нескольких поставщиков;
  • участник получает содействие (консультативную помощь, слив информации) от заказчика или его сотрудников;
  • нарушение правил определения победителя в пользу одного из поставщиков.

Перечисленные случаи происходят крайне редко. Чаще участники сталкиваются с созданием организатором условий, дающих преимущество одному или нескольким поставщикам. При этом трактоваться это действие может по-разному.

К обоснованным ограничениям относят действия, повышающие эффективность закупочной деятельности. Например, если заказчик указывает в требованиях наличие у поставщика опыта определенных работ. Это дискриминирует недавно созданные организации и те, которые только начали развивать новую для себя сферу деятельности.

В подобных ситуациях антимонопольный орган признает ограничение законного соперничества обоснованным. Исключение: в регионе функционирует несколько компаний, подходящих под указанные условия. Если изначально установлено, что участвовать и претендовать на победу может только одна компания, требования будут необоснованными.

Безусловно, допустимыми ограничивающими условиями считаются требования наличия лицензии, техрегламента на продукцию и иные запросы, продиктованные законодательством. Если вы сомневаетесь в обоснованности выдвинутых условий, обратитесь в ФАС.

Применение ограничения конкуренции по 223-ФЗ к 44-ФЗ

Частью 2 статьи 3 федерального закона «О закупках» заказчику разрешено устанавливать любые, включая неконкурентные, способы. На практике подобные требования встречаются довольно часто. Суды в большинстве предпочитают вставать на сторону заказчиков, не беря в расчет принцип недопущения ограничения свободного соперничества. К обязательному для исполнения можно отнести только соблюдение порядка.

В последние годы наблюдается политика ужесточения требований к закупкам аналогично правилам, установленным законом № 44-ФЗ. В качестве примера можно привести ч. 3 ст. 3 № 223-ФЗ, которая в 2017 году была обновлена законом № 505-ФЗ. Ею было определено понятие закупка конкурентная и неконкурентная.

В 3-й статье перечислены условия, которые необходимо выполнять при проведении конкурентных торгов. Одним из них является обеспечение равноправия для участников. Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать, что при создании требований к поставщикам допускается ограничение. Но создавать неравные условия для претендентов на дальнейших этапах нельзя.

Свободно ориентироваться в закупках, подбирать наиболее выгодные предложения поможет сервис «Астрал.Тендер». У компании-разработчика также можно приобрести ЭЦП для торгов с сертификатом для работы на ЭТП по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

При каких ситуациях конкуренция будет ограничена

  • К недобросовестным ограничениям конкуренции по 223-ФЗ относятся запросы заказчика, которые невозможно исполнить. Пример из судебной практики: срок приема заявок в течение дня после извещения о процедуре.
  • Отсутствие четких критериев к потенциальному поставщику. В результате участник может быть неправомерно ущемлен, поскольку заказчик будет выбирать без формальной процедуры отбора.
  • Требование поставки продуктов конкретной марки без объяснения причин такой необходимости.
  • Запрос на плательщиков НДС, что ущемляет права применяющих упрощенный налоговый режим.
  • Включение в одном лоте несвязанных между собой работ и услуг, а также связанных, но осуществляемых на удаленных друг от друга территориях.

Если были обнаружены нарушения, необходимо незамедлительно подать жалобу.

Основные правила опротестования требований в ФАС

Статьей 18.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для участников предусмотрена ускоренная процедура обжалования ограничений. Она занимает всего 7 рабочих дней, за исключением случаев, когда требуется получить дополнительные сведения. Это сделано для того, чтобы закупка была отменена до заключения договора.

Если контракт подписан, расторгнуть его можно только в суде. Для этого антимонопольная служба выносит постановление. Если судебный процесс будет начат, то займет несколько месяцев.

Как показывает практика, жалобы на требования заказчика, при которых конкуренция будет ущемлена, приносят результат. К примеру, согласно вынесенным ранее решениям ФАС считает дискриминирующими следующие запросы:

  • отсутствие долгов по налогам, подтвержденное справкой из ФНС (решение ФАС РФ № 223ФЗ-326/16);
  • участник должен иметь в штате компании не менее 200 работников (№ 223ФЗ-306/16);
  • отсутствие в прошлом претензий, судебных решений из-за невыполнения условий контракта (№ 223ФЗ-164/16);
  • письменное обязательство банковской гарантии только из перечисленных заказчиком банков (№ 223ФЗ-173/16).

При проведении торгов, запросе котировок, предложений запрещено ограничение, при котором свободная конкуренция будет исключена.

Заключение

Дискриминирующие требования и ограничения в закупках можно встретить достаточно часто. При наличии явных нарушений и во всех неясных ситуациях стоит обратиться с жалобой в территориальный отдел ФАС РФ. Также стоит изучать такие требования, даже если они необоснованны и в последующих заявках не будут указаны. Так можно выявить истинные запросы заказчиков, узнать одни критерии оценки поставщиков.

Читайте также:
Договор безвозмездного пользования земельным участком в 2021 и 2021 годах: скачать образец, особенности регистрации

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

  • Бюджетное законодательство
  • Международные акты
  • ООС ЕИС ЭлБюджет
  • Письма разъяснения ФАС МЭР МинФин ФК
  • Постановление правительства РФ
  • Приказы МинПромТорг
  • Приказы МинФин и ФК
  • Приказы МЭР
  • Приказы ТПП
  • Приказы ФАС
  • Распоряжения Правительства РФ
  • Федеральные законы
  • Иные документы

Антикризисное предложение до 18 января

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: правовые основы и ответственность

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что считается ограничением конкуренции по 44-ФЗ
  • Ответственность за ограничение конкуренции по 44-ФЗ
  • Уловки для ограничения конкуренции и решения судов по ним

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ считается серьезным нарушением, за которое предусмотрена различная ответственность, вплоть до уголовной. Законодательством перечислены ситуации, которые могут считаться ограничением, поэтому задача заказчика и поставщика не допустить их возникновения.

Помимо прямого нарушения указанных предписаний, существуют и другие способы ограничить доступ к контракту. Однако при выявлении таких ситуаций суды выносят обвинительные решения. В нашей статье мы дадим обзор судебной практики и приведем примеры ограничения конкуренции.

Что считается ограничением конкуренции по 44-ФЗ

Контрактная система предполагает свободную конкуренцию, которая гарантируется нормами законов 44-ФЗ и 135-ФЗ. Субъекты, нарушающие эти положения, привлекаются к ответственности на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.

В законе 44-ФЗ статья 8 посвящается принципам, на которых обеспечивается конкуренция. Одним из главных положений контрактной системы является предоставление заинтересованным экономическим субъектам возможности на равных условиях стать поставщиками товаров, работ или услуг для бюджетных учреждений разного уровня.

В основу конкурентных отношений между участниками конкурсных процедур положены принципы добросовестности, когда потенциальные поставщики могут предложить товар или услугу с наилучшими параметрами по цене, качеству и прочим. Благодаря этому заказчик имеет возможность осуществить закупку на наиболее выгодных условиях. Вопрос ограничения конкуренции по 44-ФЗ без особой детализации прописан в статье 8.

Свободная конкуренция как элемент рыночной экономики обеспечивает повышение качества товаров и услуг, а также является фактором, сдерживающим стихийный рост цен. В сфере государственных закупок соперничество участников тендеров позволяет заказчикам существенно экономить бюджетные средства.

Соответственно, ограничение конкуренции по 44-ФЗ рассматривается как негативный фактор, который проявляется, прежде всего, в намеренном сговоре заказчика и участников торгов (так называемые антиконкурентные и картельные соглашения). Сюда же можно отнести любые вмешательства в ход отборочной процедуры. То есть признаки ограничения конкуренции по 44-ФЗ усматриваются во всех действиях участников тендеров, когда их договоренности прямым образом влияют на результаты торгов.

Говорить об ограничении конкуренции по 44-ФЗ можно и в том случае, когда в условиях закупки присутствуют требования, неправомерно ограничивающие количество потенциальных поставщиков, влияющие на их возможность свободно принимать решения, а также при увеличении цены сделки.

44-ФЗ диктует принцип бюджетной экономии, на основании которого требует от всех участников закупки – заказчиков, специализированных организаций, закупочных комиссий, операторов электронных площадок – не устанавливать условий, способных ограничить количество потенциальных исполнителей.

С точки зрения рыночной экономики под конкуренцией понимается состязательная деятельность экономических субъектов в пределах конкретного рынка товаров или услуг (работ).

В законе 135-ФЗ от 2006 года в п. 17 ст. 4. перечислены признаки ограничения конкуренции (в рамках деятельности по 44-ФЗ они также применимы):

  • Отказ участника тендера действовать самостоятельно.
  • Согласованные действия нескольких экономических субъектов, участвующих в конкурсной процедуре.
  • Влияние на ход тендера.
  • Незаконное предоставление доступа к конфиденциальным сведениям.
  • Сговор нескольких потенциальных поставщиков, предоставляющий преимущества одному участнику.
  • Нарушения в процедуре определения победителя.
  • Отклонение поступивших на конкурс заявок по основаниям, не предусмотренным законом.
  • Предъявление заказчиком требований, исполнение которых невозможно.
  • Наличие в конкурсной документации информации, под условия которой попадает только один конкретный поставщик.
  • Наличие в конкурсной документации неправомерных требований, которые ограничивают возможность участия в тендере.
  • Участие в закупке субъектов, не имеющих на это право: должностных лиц заказчика, контрактного управляющего, а также иных лиц, которые имеют конфликт интересов с заказчиком.
  • Объединение в одном лоте товаров и услуг, не имеющих технической связи.

Если при проведении закупки были выявлены факты, свидетельствующие об ограничении конкуренции, то на основании положений 44-ФЗ сделка может быть признана недействительной и контракт расторгнут.

Законом предусмотрено, что взаимоотношения сторон в сфере государственных заказов должны строиться на принципах равноправия, обоснованности и объективности. Соответственно, любое ограничение конкуренции является нарушением этих положений.

Читайте также:
Порядок расторжения договора: основания и причины прекращения в одностороннем порядке, правила и способы аннулирования лицензионного и публичного договора в судебном порядке по ГК РФ

Ответственность за ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Заказчики, неправомерно ограничивающие принципы свободной конкуренции при проведении тендеров, могут быть привлечены к ответственности на основании ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом штраф за ограничение конкуренции по 44-ФЗ в размере до 50 тыс. руб. выписывается должностному лицу, допустившему нарушение. Если нарушение фиксируется повторно, то виновному грозит дисквалификация до трех лет.

Ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях применяется в том случае, если действия участников квалифицируются как соглашение с целью ограничения конкуренции. Если экономические субъекты, участвующие в конкурсной процедуре, прибегают к картельному сговору, то штраф для них будет составлять до 50 % от начальной цены торгов или минимально 100 000 руб.

Если действия состоящих в сговоре экономических субъектов приводят к ущербу более 10 млн руб., то для виновных наступает ответственность на основании ст. 178 Уголовного кодекса РФ:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 1 года;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

Уголовное наказание может быть увеличено, если возникает ущерб в особо крупном размере – свыше 30 млн руб. Тогда виновного могут заключить под стражу на срок до шести лет и дополнительно вменить ему штраф в размере 1 млн руб.

При нарушении прав участников тендера они могут подавать жалобы в ФАС в сроки, зависящие от сути вопроса. Так, при наличии претензий к содержанию закупочной документации обращение может быть направлено, пока принимаются заявки. Если участник усмотрел нарушения в регламенте самой процедуры выбора исполнителя (в частности, необоснованное отклонение заявки), пожаловаться в ФАС он может до момента заключения контракта. Если этот срок пропущен, то в дальнейшем придется обращаться в суд.

Жалобу можно направлять на бумажном носителе или в электронном виде. Она подписывается должностным лицом компании-участника и содержит следующую информацию:

  • адрес и реквизиты заказчика;
  • информация о субъекте, направившем жалобу, – наименование или Ф.И.О., контакты, адрес;
  • сведения о закупке;
  • содержание претензий;
  • перечень документов, обосновывающих правомерность претензий и подтверждающих наличие нарушений при проведении госзакупки.

Все указанные в списке бумаги должны быть направлены вместе с жалобой. ФАС на протяжении 2 дней выносит решение принять или отклонить обращение. В последнем случае заявитель уведомляется об отказе. Основаниями для этого может быть анонимность обращения, истечение срока давности или нарушение норм закона при составлении жалобы. ФАС рассматривает обращение в течение 5 дней самостоятельно, а затем к делу привлекаются стороны спора. В результате контрольный орган принимает решение. Если в действиях заказчика было усмотрено ограничение конкуренции по 44-ФЗ, ФАС выдает соответствующее предписание.

Уловки для ограничения конкуренции и решения судов по ним

Заказчики с целью ограничения конкуренции предпринимают следующие действия:

  1. При описании объекта закупки указывают конкретные критерии или же предъявляют особые требования к потенциальным поставщикам, что существенно снижает круг возможных исполнителей.
  2. При проведении конкурсных процедур информация подается и истолковывается предвзято.

Далее подробно разберем каждый из указанных пунктов.

Ограничение конкуренции путем ужесточения требований к объекту закупки или участникам

Что именно следует понимать под ужесточением требований? Во-первых, заказчик может излишне подробно описывать объект закупки, указывая его характеристики таким образом, чтобы возможность поставки имела какая-то определенная компания.

Во-вторых, к исполнителям необоснованно могут предъявляться требования относительно опыта работы в сфере государственных заказов, в том числе наличие успешно проведенных ранее сделок именно с устроителем торгов.

В-третьих, объект закупки может состоять из несвязанных между собой по функциональным и техническим характеристикам товаров и услуг (работ), а также в случае закупки типового товара в большом объеме торги проводятся одним лотом.

Далее приводятся конкретные примеры из судебной практики, когда ограничение конкуренции по 44-ФЗ и 223-ФЗ было признано незаконным.

В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) в п. 10 указывается, что наличие в описании объекта закупки требований по поставке товара конкретной марки или с точно указанными характеристиками не позволяет ряду экономических субъектов принять участие в торгах, а следовательно, ограничивает конкуренцию.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) в п. 3 приводится пример, когда объектом закупки являлись проектно-сметные и строительно-монтажные работы. По этому делу арбитражным судом было вынесено решение, где указывалось на необоснованность объединения в одном лоте работ, не имеющих функциональной и технологической связи.

Читайте также:
Бухгалтерский учет агентских договоров: пошаговая инструкция, проводки, учет вознаграждения у принципала и агента

Суд отметил, что данные виды работ относятся к разным сферам деятельности, соответственно, в каждой из них имеются свои специализированные компании, способные стать исполнителями по этому заказу.

В судебной практике также встречаются примеры, когда заказчики в извещении о закупке требуют, чтобы потенциальный исполнитель непременно уже ранее поставлял товары или услуги этой организации.

В частности, такой случай описан в Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017. В данном документе приводится решение суда округа, в котором признано незаконным требование заказчика о наличии у подрядчика опыта в строительстве и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования при исполнении государственных заказов.

Также отмечено, что указанное условие является ограничением конкуренции и нарушает ст. 8 закона № 44-ФЗ, так как препятствует свободному доступу участников к торгам, создавая им с самого начала неравные условия, предоставляя заранее преимущество только тем компаниям, которые уже выполняли государственные заказы в данной сфере.

Следовательно, неоправданное ужесточение условий для объекта закупки – это осознанный шаг заказчиков, которым они стремятся сократить круг потенциальных участников тендера. А это, в свою очередь, нарушает главные принципы реализации закупок для государственных учреждений, такие как равноправие участников и добросовестность отношений.

В данном случае не имеет значения, какими именно мотивами руководствуется заказчик, прибегая к подобному ограничению конкуренции. Возможно, он действует так не из желания получить дополнительную прибыль (хотя и такая цель не редкость), а только лишь для обеспечения поставки наиболее качественного товара в кратчайшие сроки. Как бы то ни было, ограничение конкуренции по 44-ФЗ не допускается вне зависимости от конкретных желаний заказчика.

Ограничение конкуренции при предвзятом истолковании и подаче информации в ходе проведения конкурсной процедуры

Даже если в конкурсной документации отсутствуют жесткие требования к объекту закупки и участникам, у заказчика остается простор для маневра при проведении самого тендера. В практике имеются случаи, когда покупатель манипулирует информацией, таким образом отсеивая возможных поставщиков. Чаще всего организатор конкурса просто не раскрывает все сведения о предмете закупки.

Подобные манипуляции проявляются в том, что изначально в закупочной документации не отражаются все необходимые параметры объекта. В большей степени это касается закупочных процедур в отношении предметов со сложным техническим устройством либо работ, требующих сложных технологий.

Конечно, у потенциального поставщика есть право запросить у заказчика дополнительную информацию относительно объекта закупки, но большинство компаний этого не делает. Таким образом формируется небольшой круг организаций, которым заранее известно, на каких условиях будет проводиться закупка, каким требованиям должен отвечать объект. То есть они владеют информацией, которая отсутствует в конкурсной документации.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) в п. 5 даны разъяснения, на основании которых государственные учреждения, размещающие заказы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, обязаны опубликовать для общего доступа на официальном сайте в Интернете всю проектно-сметную документацию по этим объектам.

В этом же Обзоре в качестве примера приводятся материалы суда по делу о признании неправомерными действий заказчика, выражающихся в том, что он не разместил в открытом доступе проектно-сметную документацию. В решении указано, что если у участника тендера возникает необходимость получить дополнительную информацию относительно объекта закупки, то он имеет право письменно запросить у заказчика нужные сведения на основании ч. 7 ст. 50 закона № 44-ФЗ.

В дальнейшем по этому делу была направлена апелляция в арбитражный суд, который отменил предыдущее решение. Основанием для этого послужил тот факт, что потенциальный исполнитель, не имея необходимой документации относительно объекта закупки, не может в достаточном объеме составить представление о потребностях заказчика, соотнести их с собственными возможностями и техническими параметрами своего товара. Следовательно, участник тендера не в состоянии надлежащим образом составить заявку и стать исполнителем контракта.

Недобросовестная конкуренция: что это и чем грозит

Что такое недобросовестная конкуренция

Когда предприниматели работают в одной сфере, между ними возникает конкуренция.

ИП Иванов делает шоколад ручной работы. ИП Петров тоже делает шоколад ручной работы. Каждый хочет, чтобы люди покупали конфеты только у него. Друг для друга предприниматели конкуренты.

✅ Конкуренция — это честная борьба предпринимателей за клиентов. Когда Иванов делает шоколад вкуснее и дешевле, чем у Петрова — это нормальная конкуренция. Так можно — ч. 7 ст. 4 Закона о конкуренции.

Читайте также:
Что такое инвестиции и инвестирование простыми словами: понятие инвестиций, виды, как они работают, рейтинг 2021 года

❌ Недобросовестная конкуренция — это когда предприниматель обманывает клиентов, распускает слухи про конкурентов, паразитирует на чужой известности или как-то ещё нарушает закон, чтобы заработать больше денег. Одним словом, когда Иванов привлекает покупателей не за счёт улучшения своего шоколада. И тем самым вредит Петрову и всем конкурентам из кондитерской отрасли в целом. Так бороться за клиентов нельзя — ч. 7 ст. 4 Закона о конкуренции, п. 30 Постановления Пленума ВС № 2.

В законе описаны семь нечестных способов конкуренции — о каждом будет ниже. Их пресечёт антимонопольная служба, если конкурент напишет жалобу. Но под недобросовестную конкуренцию попадёт и любое другое несправедливое действие предпринимателя, если оно ущемляет конкурента.

Что будет за недобросовестную конкуренцию

Жалобы на нечестных конкурентов рассматривает антимонопольная служба — ФАС. Их подразделения работают в каждом регионе. Узнать контакты в своём городе можно на официальном сайте ФАС.

Антимонопольщики проверяют жалобу. К предполагаемому нечестному конкуренты приходят с проверкой. Смотрят документы, спрашивают объяснения. Если жалоба подтверждается, выдают предупреждение или предписание. Мол, остановитесь, иначе оштрафуем.

Если не исполнить предупреждение, оштрафуют по ст. 14.33 КоАП РФ. ИП на сумму от 12 000 до 20 000 ₽, юрлиц — от 100 000 до 500 000 ₽.

За неисполнение предписания оштрафуют по ч. 2.5 ст. 19.5 КоАП РФ. Для ИП сумма от 10 000 до 20 000 ₽, для юрлиц — от 100 000 до 300 000 ₽.

Но для нарушителя дело не заканчивается разборками в ФАС и штрафами государству. Предприниматели, которым он навредил, пойдут в суд и взыщут упущенную прибыль — себе. Ведь у них уже есть доказательства нечестности конкурента — письма, предписания и решения ФАС.

Точно запрещено: примеры недобросовестной конкуренции

Вот семь способов нечестной конкуренции из закона. Подробно про них говорила антимонопольная служба в Письме № ИА/74666/15.

Дискредитировать конкурента — ст. 14.1 Закона о конкуренции

Дискредитация — это враньё и передёргивание фактов о конкуренте.

Нельзя писать в интернете и говорить клиентам, что товар конкурента некачественный, цена завышена, а сервис низкий, если этому нет доказательств. Такая антиреклама подрывает доверие клиентов. У конкурента портится репутация.

А вот если говорить, что конкурент нечист, и давать пруфы, это не дискредитация. Например, ссылаться на группу обманутых клиентов из интернета.

Компания занималась обслуживанием пожарной сигнализации «Стрелец-Мониторинг» в школах и больницах. Но некоторые из них обслуживались у конкурентов. Таким школам и больницам компания разослала письма, что их подрядчики работают не по техрегламенту. И пульт централизованного наблюдения для «Стрелец-Мониторинг» есть только у них. Поэтому договор надо заключить с ними, иначе МЧС оштрафует. Письма выглядели как уведомления от госорганов. Школы и больницы пугались штрафов и меняли подрядчика.

Один из подрядчиков написал жалобу в ФАС. Там разобрались, что пульт для «Стрелец-Мониторинг» вовсе не нужен. Подрядчику нужна только лицензия от МЧС. А она у конкурента была. Письмо в стиле уведомления — наглая дичь. ФАС заставила отозвать письма — дело № А38-559/2019.

Врать про свой товар — ст. 14.2 Закона о конкуренции

Нельзя рассказывать в рекламе и писать на этикетках о свойствах товара, технологии изготовления, низких ценах и месте производства, когда это не так. У клиентов создаётся ложное впечатление о качестве, а при покупке получается обман.

Компания продавала чай под брендом «Краснодарский». У них было свидетельство на право продажи чая с плантаций Краснодарского края — НМПТ. Краснодарский чай особенный, бренд известен.

Но выяснилось, что доля краснодарского листа в чае 1-5 % на упаковку. Остальной купаж — это смесь листов из Индии, Китая и Танзании. Чай не может именоваться «Краснодарский». Такая хитрость подрывает доверие покупателей к известному месту происхождения товара. И реальные продавцы чая из Краснодара теряют покупателей. ФАС выдала предписание убрать с упаковок название «Краснодарский» — дело № А40-106745/2018.

Называть себя «лучшими», «первыми», «единственными» — ст. 14.3 Закона о конкуренции

В рекламе и названиях нельзя говорить о своём превосходстве без доказательств. Получается, что остальные товары и предприниматели из этой сферы хуже, не лучшие и не первые. Это отпугивает от них клиентов. А слово «единственный» означает, что купить товар или услугу можно только у этого предпринимателя.

МГУ получил предупреждение от антимонопольщиков за плакат на здании «МГУ — лучший вуз страны. Физфак — лучший факультет МГУ». В университете есть платные отделения. Значит, там заинтересованы в притоке абитуриентов. Доказательств, что МГУ лучше других вузов, не нашлось — дело № А40-223476/17.

«Почте России» выдали предписание за рекламу по телевизору со словами «Меняемся, чтобы быть ближе. Одна страна, одна почта». Одна из курьерских компаний пожаловалась в ФАС. От ролика создаётся впечатление, что только почта может возить посылки по России. Но в Реестре лицензий в области связи значатся 31 234 курьерские службы с лицензией. У людей есть выбор, через кого отправлять письма, а ролик их обманывает — дело № А40-178709/20.

Оформить товарный знак, чтобы насолить конкурентам — ст. 14.4 Закона о конкуренции

Товарный знак оформляют, чтобы продвигать свой продукт под брендом и формировать у клиентов ассоциацию качественного продукта вот с этой вот маркой. А оформить товарный знак, чтобы убрать конкурентов и стрясти с них компенсацию за контрафакт — нечестно.

Читайте также:
Условия поставки CIP (СИП): обязанности продавца и покупателя, цена

Если ФАС установит, что бренд оформили, чтобы навредить, конкуренты отменят силу товарного знака в Роспатенте.

Компания оформила в Роспатенте бренд «Европейское печенье». И сразу разослала претензии другим кондитерам, которые тоже делали печенье с названием «Европейское». Кондитеры пожаловались в ФАС. Они 10 лет продавали печенье «Европейское», и благодаря им бренд стал узнаваем. А компания просто захватила известное название, чтобы нажиться. Компании выдали предписание — дело № СИП-975/2020.

Продвигать свой товар с использованием известного бренда — ст. 14.5 Закона о конкуренции

Легально работать под брендом можно только по франшизе. Без франшизы нельзя вешать вывески с известным названием, настраивать контекстную рекламу по конкурентам и продавать контрафакт.

За паразитирование на товарном знаке конкурент взыщет компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽. Это плюсом к проблемам с ФАС.

Компания разработала мобильное приложение для поиска автосервисов и зарегистрировала товарный знак «Ремонтиста». Конкурент настроил в поисковиках рекламу своего агрегатора автосервисов с ключевым словом «Ремонтиста». Люди искали «Ремонтисту», а попадали на другой сайт. ФАС установила недобросовестную конкуренцию. А владельцы товарного знака отсудили у конкурента миллион рублей — дело № А40-145511/2018.

Копировать чужой бренд — ст. 14.6 Закона о конкуренции

Нельзя копировать и имитировать чужой дизайн, этикетки и названия. Клиенты думают, что берут оригинал, а это подделка. За контрафакт конкурент отсудит компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽, а антимонопольщики оштрафуют.

ФАС оштрафовала завод на 100 000 ₽. Завод пользовался чужой идеей нейминга напитка из диких ягод. У конкурента было «АЙСИ Чай» и «АЙСИ Ягода», а завод выпустил «ICE Чай» и «ICE Ягода» — дело № А04-2425/2017.

Использовать коммерческую тайну конкурента — ст. 14.7 Закона о конкуренции

Коммерческая тайна — это база телефонов клиентов, секреты производства, сценарии мероприятий, рецепты еды и другая информация, которая помогает зарабатывать. Информация становится тайной, если у конкурента оформлены нужные бумаги. А конкурентов и сотрудников предупредили под подпись, что информация не для разглашения.

В один образовательный центр из другого перешли несколько работников. С собой унесли телефоны 407 клиентов. У первого центра действовал режим коммерческой тайны. Они пожаловались в ФАС, и там запретили второму центру использовать эту базу телефонов — дело № А72-18468/2019.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Любая другая нечестная борьба за клиентов — ст. 14.8 Закона о конкуренции

Других способов недобросовестной конкуренции много, всё зависит от фантазии. Мы нашли вот такой кейс.

Индивидуальный предприниматель возил людей на автобусе по междугороднему маршруту «Смоленск — Рудня» и обратно. Пассажиров садил не на автостанции, а рядом. Время отправления поставил чуть раньше, чем у остальных перевозчиков. Билеты продавал по цене ниже муниципального тарифа.

У предпринимателя не было лицензии на перевозку и договора с департаментом транспорта. Поэтому бизнес он маскировал под заказные перевозки. Хотя путь автобуса полностью совпадал с маршрутом регулярных перевозок предпринимателей с лицензией и договором. Лицензированные перевозчики пожаловались в ФАС. Предпринимателя заставили прекратить перевозку — дело № А62-11148/2019.

Статья актуальна на 14.05.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: