Бюджет федерального уровня набирает на треть больше поступлений

Американский СПГ спешит захватить мир

Gary Cameron/Reuters

На экстремально высоких газовых ценах в 2021 году заработал не только Газпром, но и США. Они существенно нарастили экспорт своего СПГ, который шел в основном в Азию. Однако стать мировым лидером США в этом году не удалось. Американцы уже очень близко подобрались к первым местам и теперь рассчитывают завоевать рынок газа уже в ближайшие годы. Подробности.

  • Курс евро поднялся до 87 рублей впервые после праздников
  • В Германии выступили против втягивания «Северного потока – 2» в военные конфликты
  • Курс рубль потерял 50 копеек после заявлений Рябкова по НАТО и США

Переговоры с США подарили России новую «звезду» дипломатии

пресс-служба МИД РФ/ТАСС,
Rod Lamkey/CNP/Sipa USA/Reuters

Заведомо долгие переговоры Москвы и Вашингтона по дальнейшей судьбе НАТО и другим вопросам глобальной безопасности еще только начались, но уже приковали внимание всего мира к людям, чья работа обычно остается «за кадром». Замглавы МИД РФ Сергей Рябков за считанные часы превратился в «звезду» мировых медиа, став одним из главных лиц внешней политики России. Подробности.

  • Лавров назвал предложение США ввести новые санкции против России нервным срывом
  • Чубайс предложил по-новому определять получателей социальных выплат от государства
  • МИД: Россияне в ходе беспорядков в Казахстане не пострадали

Как Россия победила крупнейшую мусорную свалку Европы

Александр Рюмин/ТАСС

На месте огромной свалки, в прямом смысле отравлявшей жизнь челябинцам, в 2021 году появилась спортивная площадка. Победа над крупнейшим на континенте и при этом бесхозным мусорным полигоном стала зримым символом того, как в этом году работали всероссийские программы «Чистая страна» и «Чистый воздух». Что еще сделано и предстоит сделать для решения застарелой проблемы свалок? Подробности.

  • Умер советский актер Михаил Лобанов
  • Памятник Минину и Пожарскому в Москве демонтировали для реставрации
  • Рябков назвал лучший фильм о США

Китай унижает поляков в пользу Калининграда

Zhejiang Daily/Reuters

Польша стремительно теряет свое участие в транзитном проекте «Новый шелковый путь». Еще совсем недавно Варшава готовилась подсчитывать прибыли от этого важнейшего проекта Китая, однако теперь грузы из КНР переориентировались на Калининград. Почему такое произошло и как сделать так, чтобы Россия выиграла от происходящего еще больше? Подробности.

  • Установленная поляками колючая проволока на границе с Белоруссией убила зубра
  • Прокуратура Казахстана назвала число уголовных дел после беспорядков
  • На Украине заявили о катастрофе в хлебопекарной отрасли из-за цен на газ

Взрыв в Серпуховском монастыре списали на cамоубийство

Максим Григорьев/ТАСС

На территории женского монастыря в Серпухове взорвалась самодельная бомба. Пострадали 12 детей – воспитанники гимназии при монастыре. Взрывчатку принес бывший ученик. СК назвал произошедшее общеопасной попыткой cуицида, однако источники сообщают, что юноша хотел отомстить педагогам и монахиням за личные обиды. Что известно о мотивах устроившего взрыв подростка? Подробности.

  • Переодетые в силовиков грабители отобрали 14 млн рублей у создателя «Кукол»
  • Коллекторов в Краснодарском крае заподозрили в осквернении могил
  • Онищенко призвал к показательным процессам над телефонными террористами
В Казахстане столкнулись картины мира

Игорь Караулов, поэт, публицист
Новая мировая реальность рождается в первые дни 2022 года

Владимир Можегов, публицист
Заменить Джоан Роулинг на Светлану Алексиевич

Алексей Зензинов, сценарист, драматург
  • Украинцев возмутило новогоднее обращение Зеленского
  • По факту нападения на росгвардейцев на незаконной акции в Москве возбуждены новые дела
  • Глава ВЦИОМ назвал россиян «тоскующими индивидуалистами»
Русофоб во власти Казахстана

Украина вернется к талонам на продукты

Кто устроил бунт в Казахстане

Первый российский Ту-160М поднялся в воздух
Первая миротворческая миссия ОДКБ в Казахстане
Новый год в Казахстане начался с массовых беспорядков
Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области
В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии
В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»
  • при СССР
  • в 1990-е
  • в 2000-е
  • в 2010-е
  • сейчас
  • Только на пенсию
  • На пенсию и иные источники дохода
  • Только на иные источники дохода
  • Отлично
  • Средне
  • Хуже среднего
  • Экономика
  • Политика
  • Общество
  • В мире
  • Происшествия
  • Мнения
  • Видео
  • Фото
  • Нацпроект «Культура»
  • Голосования
  • О газете
  • Вакансии
  • Реклама на сайте

Главная тема

неприемлемые требования

Украина

апгрейд соцполитики

Видео

продуктовые чеки

после мятежа

глобальная безопасность

украинское правосудие

высокие цены

последовательная деэскалация

польза из кризиса

кто круче?

на ваш взгляд

Как разбогател бюджет России

В 2021 году произошел резкий рост доходов федерального бюджета на целых пять триллионов рублей. Это уникальный показатель. Вместо дефицита бюджета страна получила приличный профицит. Как получилось, что российский бюджет показал такую доходность в условиях второго года пандемии? Нефть и газ – важные, но не единственные источники доходов казны.

2021 год отличается резким ростом доходов федерального бюджета, хотя в мире продолжает бушевать пандемия. За девять месяцев они выросли примерно на треть и составили 18 трлн рублей, сказал Михаил Мишустин. Профицит бюджета составил около 1,6 трлн рублей. Но изначально в законе о бюджете был расчет на дефицит бюджета в 2,75 трлн рублей.

«Профицит бюджета в размере более двух триллионов рублей наблюдался в России в период 2006-2008 годов и в 2018-2019 годах. Оба этих периода отмечены высокими ценами на энергоресурсы и высокими показателями экспорта сырья за рубеж», – отмечает финансовый эксперт Светлана Самойлова, сооснователь школы независимых финансовых консультантов Finliberty.

Понятно, что рост цен на газ и нефть сыграл важную роль и в текущем скачке от дефицита к профициту. Если в прошлом году средняя цена на нефть марки Urals едва достигала 40 долларов за баррель, то в этом году она составила уже 66,1 доллара за баррель (за девять месяцев), отмечает ведущий эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский. Бюджет в этом году верстался исходя из прогнозной цены нефти Urals в 45,3 доллара за баррель, и никто не ожидал, что в реальности нефть подорожает до 70.

Читайте также:
Россия обзаведется собственными офшорами

Еще большей неожиданностью стали цены на газ, которые не просто выросли, а достигли небывалых в истории высот.

Впрочем, Россия продает газ по ценам, зафиксированным в контрактах по определенной формуле, поэтому газпромовские цены сильно отличаются от тех биржевых 1000-2000 долларов за тысячу кубов, которые в основном фигурируют в новостях. Но и в контрактах стоимость газа пошла вверх. По данным Газпрома, цена газа для дальнего зарубежья выросла в этом году на 87%. Если в прошлом году его газ стоил в среднем 129 долларов за тысячу кубометров, то в 2021 году уже 241 доллар за тысячу кубометров (везде данные по итогам девяти месяцев). В четвертом квартале стоимость газа еще подрастет.

После ценового фактора идет также рост добычи и объемов поставок как нефти, так и газа. По нефти Россия смогла нарастить добычу и, соответственно, экспорт в рамках решений ОПЕК+ по снижению квот. Поставки газа за рубеж тоже растут на фоне роста спроса со стороны Китая и Европы. В этом году Газпром поставил в страны дальнего зарубежья 175,7 млрд кубометров газа против 154,4 млрд кубов в прошлом году (за три квартала).

Третий фактор роста доходов бюджета – это, конечно, изменение обменного курса рубля к доллару: если за три квартала 2020 года средний курс был 70,57 рубля за доллар, то в этом году – 74 рубля.

Слабый рубль вкупе с дорогой нефтью – это просто мечта Минфина, и в этом году она сбылась. Рублевая стоимость нефти достигла исторического рекорда выше 5500 рублей за баррель. Все это давало хорошую прибавку бюджету.

«За весь 2021 год доходы российского бюджета могут вырасти более чем на пять триллионов рублей по сравнению с 2020 годом. Это уникальный абсолютный показатель. Хотя в относительном выражении бывали годы и лучше.

Например, доходы за 2011 год были на 37% выше доходов за 2010 год, а в 2021-м процентный рост будет меньше. Причина та же, что и сейчас: цены на нефть восстановились после кризиса, а рубль остался на более слабом уровне – прекрасная комбинация факторов», – говорит аналитик Exante Владимир Ананьев.

Существенное отличие от 2011 года в том, что энергоносители вносят все меньший вклад в доходы бюджета. «Если до 2015 года они занимали 40-50% доходов, то после их доля снизилась до нынешних 30-40%. Это заметный прогресс в российской экономике, о нефтегазовой игле почти не говорят, хотя работать всегда есть над чем», – отмечает Ананьев.

Следующие данные наглядно опровергает все еще сохраняющийся миф о том, что бюджет России зарабатывает исключительно на нефти и газе.

За десять месяцев 2021 года нефтегазовые доходы выросли на 68,5%, но и ненефтегазовые доходы увеличились на 21,5%, по предварительным данным, отмечает Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

Основной драйвер роста ненефтегазовых доходов – это на треть выросшие поступления НДС как от продажи российских товаров, так и ввозимого импорта. То есть россияне явно стали больше тратить.

Во-первых, восстановилось потребление после «замершего» пандемийного 2020 года вслед за восстановительным ростом экономики (ВВП в этом году может вырасти на 4,2%). Во-вторых, сказывался отложенный спрос, который начал находить выход в этом году. В-третьих, больше тратить в этом году россиян мотивировала растущая инфляция, которая в этом году ожидается выше 6%. Импорт, кстати, тоже подорожал – почти на треть за три квартала этого года. В-четвертых, помогло ослабление рубля.

Другие сборы и налоги тоже подросли. В частности, на треть увеличились поступления ввозных пошлин, на столько же – поступления по налогу на прибыль. Компании за три квартала этого года в 2,8 раза нарастили прибыль за минусом убытка по сравнению с прошлым годом, отмечает Беленькая. Также выросли акцизные сборы на 13,7%.

Причины роста налоговых поступлений от ненефтегазовых компаний все те же. Для понимания: в прошлом году по всем этим пяти налоговым группам был минус. То есть поступления от них в 2020 году упали по сравнению с 2019-м в условиях кризиса, когда упала и экономика, и потребление, и производство, и импорт, а россияне вместо трат предпочитали копить на черный день.

Конечно, доходам бюджета помог рост цен и на другое сырье. «Значительно в этом году выросли цены на продукцию АПК (на 30-35% в среднем), на удобрения (плюс 25%), на металлы (в среднем на 50%), на топливо (дизель, авиационный керосин) и т. д.», – отмечает Самойлова.

Из разовых доходов бюджета Беленькая отмечает 200 млрд рублей как финальный транш по операции покупки правительством контрольного пакета акций Сбербанка у ЦБ и 146 млрд рублей в виде штрафа «Норникеля».

На эту тему

«Новый 2022 год зависит от ситуации на рынках, а рынки – от всеобщего прогресса в борьбе с коронавирусом. Если «омикрон» не повлечет за собой массовых локдаунов по всему миру, а уже появились умеренно оптимистичные данные по этому штамму, то нефть останется на повышенных уровнях и умеренно вырастет. Это было бы хорошо для бюджета. Причин для обвала рынка энергоносителей пока нет», – считает Владимир Ананьев.

Читайте также:
В Псковской области инициирован массовый расчет налогов на имущество

Однако в 2022 году все же более чем вероятна некая коррекция и нормализация цен на газ в Европе ближе к весне. Однако цены в целом не снизятся до уровней предыдущих лет. Скорее всего, нас ждет новая реальность, где цены на сырьевые ресурсы и основные экспортные товары будут выше, чем в прошлых циклах, в том числе за счет инфляции, уже максимальной за двадцать с лишним лет, а также за счет включения экологической составляющей в затраты производств. Текущие геополитические и санкционные риски лишь усиливают вероятность наступления ценовых дисбалансов», – заключает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.

Каким будет бюджет – 2022: цифры, факты, сравнения. Что нового он принесет и за что его критикуют

Федеральный бюджет на 2022 год уже принят Госдумой – это значит, что все его параметры уже утверждены и до начала года точно не изменятся. Мы проанализировали основные параметры главного финансового документа страны – что в нем изменится по сравнению с текущим годом, на что потратят больше денег, а на что меньше, и что в бюджете не появится даже в 2022 году.

Зачем нужен федеральный бюджет

Бюджетная система России включает в себя три уровня бюджетов, каждый из которых формально самостоятельный – это федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и бюджет муниципального образования. Отдельно принимаются бюджеты социальных фондов – Пенсионного, ФСС и Фонда ОМС. Каждый бюджет составляется так, что имеет собственные доходы и определенные обязательства по расходованию денег.

В рамках всей страны принимается федеральный бюджет – он обеспечивает финансирование выполнения задач и функций всего государства. Федеральный бюджет в России формируется за счет федеральный налогов и сборов – в основном, это налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акцизы, налог на прибыль и некоторые другие виды поступлений. И исторически сложилось так, что эти деньги поступают по большей части из нефтедобывающих регионов (ХМАО и ЯНАО) и от столичных субъектов (Москва и Санкт-Петербург) – в сумме они дают до 60% всех доходов федерального бюджета.

За счет федерального бюджета финансируются те расходы, которые в принципе нельзя перенести на уровень региона: армия и оборона, правоохранительные органы, высшее образование и наука, МЧС и другие направления. К тому же, федеральный бюджет «помогает» бюджетам социальных фондов (покрывает половину бюджета ПФР) и бюджетам регионов (через ежегодные дотации).

Поэтому согласование и принятие федерального бюджета открывает путь к принятию бюджетов регионов. При этом федеральный бюджет принимается по строгому графику:

  1. составление проекта бюджета – с 12 марта по 1 октября . При этом процесс подготовки проекта – очень длительный, он включает в себя десятки этапов, по каждому из них назначено ответственное ведомство и есть четкие сроки. Например, до 9 апреля Минэкономразвития должно подготовить основные сценарии функционирования экономики в следующем году и предоставить их в Минфин, который до 20 апреля должен их утвердить. И таких этапов – десятки;
  2. утверждение бюджета – с 1 октября по 24 декабря . Подготовленный проект федерального бюджета вносится в Госдуму, где проходит три чтения. Самый важный период – между первым и вторым чтением, когда в документ могут внести буквально любые поправки. Тогда начинается соревнование партий, правительства и общественников – каждый пытается «продавить» какие-то интересные для себя траты. Тем не менее, интриги в принятии бюджета в России нет – все понимают, что он будет проголосован во всех трех чтениях, одобрен Советом федерации и подписан президентом;
  3. исполнение бюджета – с 1 января по 31 декабря . Здесь все понятно – хоть бюджет составляется на 3 года, фактически исполняется только та часть, которая касается следующего года;
  4. отчет об исполнении бюджета – должен быть составлен до 1 сентября следующего года;
  5. контроль – за отчет должна проголосовать Госдума, и произойти это должно до 1 октября следующего года.

И хоть в процессе принятия бюджета интриги почти не осталось, важно понимать, что именно приняли депутаты и по какой смете будет жить страна весь следующий год.

Каким будет бюджет-2022

Проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов уже подготовлен и принят Госдумой во всех трех чтениях и одобрен Советом Федерации. На данный момент бюджет находится на подписании у президента – после его подписания и официальной публикации закон вступит в законную силу.

Один из первых разделов федерального бюджета – основные показатели экономики на следующий год. И они заложены такие:

Показатели 2022 2023 2024
Доходы 25,02 трлн рублей 25,54 трлн рублей 25,83 трлн рублей
Расходы 23,69 трлн рублей 25,24 трлн рублей 26,35 трлн рублей
Профицит/дефицит +1,32 трлн рублей (1% ВВП) +299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) -522,7 млрд рублей (0,3% ВВП)
Объем ВВП 133,3 трлн рублей (рост на 3%) 141,88 трлн рублей (рост на 3%) 151,51 трлн рублей (рост на 3%)
На реализацию нацпроектов 2,74 трлн рублей 2,88 трлн рублей 2,98 трлн рублей
Уровень инфляции 4% 4% 4%
Объем ФНБ на начало года 13,89 трлн рублей (10,4% ВВП) 16,48 трлн рублей (11,6% ВВП) 20,1 трлн рублей (13,3% ВВП)
Курс доллара 72,1 рубля 72,7 рубля 73,6 рубля
Цена барреля нефти Urals 62,2 доллара 58,4 доллара 55,7 доллара
Читайте также:
Налог по имуществу физлиц придется платить по-новому

То есть, в проекте бюджета учтено, что экономика будет расти каждый год на 3%, при этом инфляция составит по 4% каждый год. Более того, в ближайшие 2 года государство будет собирать больше налогов, чем сможет потратить за год – часть пойдет на погашение долгов (Минфин выпускает ОФЗ, несмотря на то, что в целом проблем с деньгами у России нет), часть – на пополнение Фонда национального благосостояния.

Что касается структуры доходов и динамики расходов, все более важную роль в бюджете будут играть ненефтегазовые доходы (то есть, налоговые, от собственности и т.д.), а расходы будут максимально приближены к доходам:

Важно, чтобы государство могло увязать между собой доходы и расходы бюджета: ведь профицит с точки зрения налогоплательщиков – едва ли не хуже, чем дефицит, потому что государство собирает налоги, которые даже не в состоянии потратить. И особенно неприятно это звучит в контексте повышения НДС с 18% до 20%, которое прошло в 2019 году, а также повышение пенсионного возраста.

Что же касается видов доходов, то они распределятся по видам так:

Поступления 2020 год 2021 год Проект бюджета
2022 год 2023 год 2024 год
Сумма, млрд руб. Удельный вес, %
Налог на прибыль организаций 1 091,4 1 339,1 1 447,4 5,78 1 505,1 1 589,9
Налог на доходы физических лиц 0,0 81,4 186,9 0,75 195,1 203,8
НДС 7 202,2 8 937,9 8 943,9 35,74 9 661,4 10 382,6
Акцизы 1 137,3 87,3 242,0 0,97 314,8 321,1
НДПИ и другие платежи за ресурсы 4 057,5 7 824,3 9 048,7 36,16 9 022,1 8 828,6
Таможенные пошлины 1 935,2 2 908,8 2 682,7 10,72 2 317,1 1 949,6
Доходы от имущества 1 067,3 933,9 1 290,5 5,16 1 327,2 1 353,1
Платежи за пользование природными ресурсами 593,5 642,0 637,0 2,55 664,7 678,9
Прочие поступления 1 634,8 1 027,8 542,6 2,17 532,7 524,2
Всего доходов 18 719,1 23 782,3 25 021,9 100 25 540,2 25 831,8

Как видно, более 70% доходов федерального бюджета будут давать две основные статьи – это НДС (на продажи внутри России и импорт) и сырьевые платежи. К тому же, более 10% доходов будет приходиться на таможенные платежи – это по большей части вывозные пошлины на энергоресурсы.

Власти же планируют усиление роли несырьевых поступлений – как видно, доходы от НДС будут расти, а НДПИ и таможенные пошлины – сокращаться. Правда, пока на сырьевых рынках ситуация такая, что сырьевые доходы все еще могут составлять значительную часть доходов. Но что будет через год или два – никто точно не скажет.

Расходы по программам и не только

Федеральный бюджет расходуется на цели, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ – по сути, на те направления, которые относятся к ведению Российской Федерации (тогда как расходы, связанные с регионами, финансируют сами регионы, и т.д.).

Однако расходы могут быть классифицированы по нескольким правилам – например, по главным распорядителям бюджетных средств (МВД, Минобороны, Минздрав и т.д.), или по государственным программам. Распорядителей в России почти 100, поэтому более нагляднее будет разделить расходы именно по программным целям.

Нагляднее всего эту классификацию представила Счетная палата:

Источник: Счетная палата РФ

Как можно заметить, кардинальных изменений не предвидится – но это укрупненные группы из нескольких программ.

Например, самыми затратными программами в 2022 году будут такие:

  • «Социальная поддержка граждан» – 2,2 триллиона рублей, или 14,24% от всех расходов;
  • «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» – 2,07 триллиона рублей и 13,31% от всех расходов;
  • «Обеспечение обороноспособности страны» – 1,6 триллиона рублей, иди 10,34% от бюджета;
  • «Развитие транспортной системы» – 1,27 триллиона рублей или 8,18% федерального бюджета России;
  • «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» – 1,05 триллиона рублей или 6,75% федерального бюджета.

При этом по отдельным программам бюджет резко сократит расходы. Например, на «Экономическое развитие и инновационная экономика» государство в 2022 году потратит на 82,2% меньше, чем в 2021-м, на «Развитие авиационной промышленности» расходы снизятся на 62,68%, а на «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» – на 48,97%. Пострадает даже «Содействие занятости населения» – программу урежут на 29,11%.

Отдельный момент – дотации из федерального бюджета. В силу объективных обстоятельств бюджет помогает бюджету Пенсионного фонда России – в 2022 году планируется перечислить в него 3,9 триллиона рублей, а в 2023-м – 4 триллиона. Это составит более трети от доходов ПФР – иначе фонду не будет чем платить пенсии.

А еще бюджет поможет дотациями регионами – например, Дагестан получит более 80 миллиардов рублей, Якутия – 56,8 миллиардов, Камчатский край – 44 миллиарда, а Чеченская Республика – 36,8 миллиардов рублей. При этом 10 регионов в 2022 году смогли выйти из категории получателей бюджетных дотаций – всего таких регионов будет уже 23.

За что критикуют проект бюджета

Федеральный бюджет – лишь роспись планируемых доходов и расходов государственной казны на следующий год, однако этот документ показывает, на что правительство готово тратить деньги налогоплательщиков.

Критика бюджета началась еще с его принятия в Госдуме – как и всегда, часть оппозиционных фракций проголосовали против него. Депутаты пояснили это так:

  • в КПРФ считают, что бюджет составлялся по «грязной, вороватой колее, которую протаптывали гайдары и чубайсы» – и пообещали защищать свой проект бюджета;
  • в СРЗП считают, что бюджет не способствует снижению бедности и закредитованности россиян. А еще – что на МРОТ в реальности прожить невозможно;
  • в «Новых людях» посчитали, что бюджет учитывает нереалистичные цифры роста экономики. Но в целом документ поддержали.
Читайте также:
Некоммерческим организациям предлагаются налоговые послабления

Перед вторым чтением законопроекта многие депутаты хотели «пробить» в бюджет какие-то свои поправки. Среди прочего – выделение еще 40 миллиардов рублей на образование, бесплатное питание всех школьников, возвращение прежнего пенсионного возраста и индексация пенсий работающим пенсионерам, увеличение расходов на медицину на 250 миллиардов рублей, бесплатное тестирование на коронавирус за 80 миллиардов рублей, 30 миллиардов на «детей войны», выделение почти 800 миллионов на жилье для детей-сирот.

Естественно, эти идеи, возникшие буквально в сессионном зале перед голосованием, в окончательный документ не вошли – слишком масштабными оказались траты, и это не было предусмотрено авторами законопроекта о бюджете.

Тем не менее, «за бортом» бюджета в очередной раз оказалось несколько важных пунктов:

  • власти снова отложили на год компенсацию вкладов из Сбербанка СССР. Впрочем, на компенсации по действующим правилам нужно более 2 годовых федеральных бюджетов, поэтому принятие этой нормы – полнейшая утопия;
  • снова продлена «заморозка» пенсионных накоплений . Вместо накопительной части 6% зарплаты идет в «общий котел» Пенсионного фонда. Эта сумма дает право на пенсионные баллы, но считается, что при активном инвестировании будущие пенсии растут быстрее;
  • так и не возвращена индексация пенсий работающим пенсионерам – кроме того, что они получают пенсии по «расценкам» года начала работы, за год они добавляют к пенсии не более 3 пенсионных баллов. Возвращение индексации обсуждается уже давно, это не самая дорогая программа, но решение так и не было принято;
  • база для расчета военных пенсий была заморожена еще на год. Военные пенсионеры будут получать пенсии из расчета 74% денежного довольствия – это минимально допустимая величина в 2022 году, если следовать первоначальному плану.

Таким образом, пакет бюджетных законов в этот раз снова не решит ключевых проблем экономики и социальной сферы из-за отсутствия средств на это.

Шальной бюджет – 2022: ракет будет больше, доходы меньше, а пропаганда – гуще

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Бюджет и цены на нефть

После затягивания поясов и засучивания рукавов последние два года пандемии от правительства ожидали более амбициозного плана восстановления экономики. Но вместо бюджета роста получили бюджет нормализации. Для экспертов очевидно – бюджет не будет ключевым источником роста экономики в ближайшие три года. Так, скрываясь за определениями, власть говорит о том, что экономический рост её сейчас не интересует. То, что экономика в стране начала расти, это не заслуга правительства, а результат роста цен на нефть и газ после пандемии. В начале 2020 года цены на нефть резко упали, в середине этого года так же резко поднялись. В результате доля нефтегазовых доходов на 2022 год вырастет на 2,5% – с 35,6% до 38,1%. Проблема в том, что всё происходит очень быстро, считает руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников:

– Никто этого не ожидал. Свалились шальные деньги. Между тем, рост цен на нефть никак не приводит к укреплению рубля. Немножечко цены могли бы снизиться, если бы, как и раньше, рубль укреплялся. Но сейчас за счёт бюджетного правила нет корреляции увеличения цены на нефть и укрепления рубля. Эту зависимость сняли. Рубль не укрепляется, цены не снижаются. Такая идиотская ситуация.

Раньше курс рубля сильно зависел от цены на нефть. Теперь этого нет, но лучше не стало. При такой ситуации резко снижаются возможности импорта, так что сползание с нефтяной иглы откладывается. Но это не единственный отрицательный момент, говорит директор института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв:

– Не знаю, хорошо это или плохо, потому что снижает наши возможности покупки импортного оборудования и так далее. Плюс приводит к росту внутренних цен на ряд позиций – продовольствие, моторное топливо, металл, химическую продукцию. Это большой набор товаров, который зависит от цен мирового рынка. А если курс не укрепляется, то цены растут. Это все видят.

От лишних денег в бюджет никто отказываться не будет, даже если они пахнут нефтью. Но они лишь увеличивают базу для экономики, локомотивом роста стать нефтяные доходы не могут. Но даже они не пойдут в экономику, как и в предыдущие годы, они отправятся в Фонд национального благосостояния. Там уже хранятся почти 15 триллионов рублей. Видимо, для правительства снижение доходов населения 11-й год подряд – не аргумент тратить из кубышки.

С 2003 года в стране идут метания. Россия – энергетическая сверхдержава? Или, может быть, она – Сколково? Сейчас эти рефлексии, похоже, завершились. Андрей Верников напоминает:

– Любая перестройка экономики в мире скорее заканчивается неудачей. Больше всего примеров неудачных. Поэтому зачем власти рисковать? Какой смысл? Эра нефти, по оценке ОПЕК, закончится только в 30-х годах, эра газа закончится в 40-х годах. Почти двадцать лет в запасе. При таком раскладе зачем гнаться за журавлём – высокотехнологичной экономикой – при такой-то синице!

Социальные выплаты и пенсии

В 2022 году правительство сокращает расходы на социальную политику и пенсионное обеспечение. «Социалку» урежут на 6%, пенсии – на 4,5%, расходы на медицину тоже сократят.

С сокращением пенсий все более или менее ясно. В 2021 году количество пенсионеров в стране сократилось на 600 тысяч человек. Поскольку цифры зараженных ковидом растут, число погибших в сутки бьёт все рекорды, а умирают как раз старики, резервы для экономии по этому пункту есть.

Читайте также:
Продажа недвижимости при сроке владения от 5 лет не предполагает НДФЛ

Почему в продолжающуюся пандемию сокращают расходы на медицину, вопрос более сложный. С одной стороны, сокращение происходит на фоне того, что их повышали в 2020-м и 2021-м годах.

– С другой стороны, мы видим, что пандемия продолжается, и сокращение расходов на здравоохранение и соцподдержку насколько являются правильными в этих условиях, трудно сказать. Но надо иметь в виду, что наш бюджет всегда формируется с определённым резервированием. Если ситуация будет оставаться сложной в сфере здравоохранения и социальной политики, есть возможность нарастить расходы в 2022 году, – успокаивает Александр Широв.

С ним согласен финансовый аналитик Михаил Беляев. В бюджете, говорит он, есть пограничные зоны. Прямые затраты на здравоохранение – это не все деньги, которые тратит государство на поддержание здоровья населения. Немалые расходы зарыты в тех статьях, которые относятся к другим разделам экономики.

У Андрея Верникова другое объяснение, которому веришь сразу:

– Приходят сводки о том, что реформа медицины прошла успешно, всё оптимизировали. Телемедицина не требует таких вливаний. Наверное, так докладывается наверх. Никто же не знает, что происходит. Ситуация в пределах Садового кольца, в Казани и Питере понятна. А то, что за пределами этих регионов медицина кончилась, об этом мало кто догадывается. Например, в Ставрополе врачи уже не ходят по домам, но об этом никто не знает.

А вот с пенсиями и прожиточным минимумом полная ясность. При инфляции в 2021 году под 8% индексация базовой пенсии запланирована на 5,9%. МРОТ вырастет на 6,4%, а прожиточный минимум – на 2,5%.

В России насчитывается 40 миллионов получателей пенсии. Треть населения в 2022 году запланировано потеряет доходы. Михаил Беляев называет планы Минфина «недоработкой», хотя имеет в виду совсем другое слово:

– Повышение пенсии ни в коем случае не успевает за инфляцией, особенно за той инфляцией, которая касается товаров повседневного спроса и того спектра, которым пользуются пенсионеры. Для них это удар существенный, и тут Минфин оставляет без внимания опасную зону.

Финансовые власти страны, индексируя пенсии, берут в качестве отправной точки общую инфляцию, а она включает огромный спектр товаров, которые дорожают не так быстро, как, например, продукты. Пенсионеры потребляют из этого списка 30-40 продуктов первой жизненной необходимости, поэтому в этой группе цены повышаются значительно быстрее.

– Во многих странах инфляция считается по нескольким группам товаров. Есть оптовая инфляция, есть инфляция для более широкого звена. Можно было бы ввести понятие социальной инфляции и ориентироваться на неё. Понятно, что такая идея Минфину вряд ли понравится, поэтому у нас индексация пенсий отстаёт от действительного роста цен.

Правительство предпочло не планомерное повышение доходов пенсионеров, а разовые выплаты. Как это происходило, мы наблюдали оба года пандемии. Мало того, что платежи использовались для всякого рода политических задач, будь то новая Конституция или выборы в Госдуму. Инфляцию они тоже не покрывали.

И в этот раз, зная почерк Минфина, говорит Михаил Беляев, особенно роскошными эти выплаты вряд ли будут.

Правда, есть ещё закон. По нему государство обязано индексировать пенсии не ниже инфляции. Поэтому в рамках корректировки бюджетных ассигнований недостающие проценты будут выплачены. Александр Широв считает, что и этого будет недостаточно:

– В этом году инфляция была высокая, у нас были разовые выплаты пенсионерам и семьям с детьми. Будут ли эти разовые выплаты в следующем году или нет – вопрос для реального дохода пенсионеров и семей с детьми. Если эти 10 – 15 тысяч рублей в следующем году не заплатить, то даже с учётом индексации реальные доходы будут ниже, чем в 2021 году. Проблема этих разовых выплат в том, что их нужно или проводить ежегодно, или будет получаться ситуация снижения РРД этих групп населения.

Оборонка и пропаганда

Государство по-прежнему не жалеет денег на оборонку и финансирование государственных СМИ. Сколько точно страна потратит на пушки и танки, неизвестно. Статьи бюджета на это засекречены. Но объявлено, что расходы по разделу «Национальная оборона» превысят расходы по разделу «Национальная экономика» и составят 15% от общих расходов. После кризиса расходы на оборону сокращали три года подряд, сейчас вернулись к докризисным показателям, говорят эксперты. Оказалось, что при таком уровне расходов обновлять военную технику не получается.

Повезло в этом году и государственным СМИ. На RT, работающую на зарубежную аудиторию, потратят на 4,5% больше, чем в нынешнем году. А ВГТРК увеличит свое финансирование на треть, или 33%. Таким образом, суммарный бюджет государственных СМИ в стране составит 90 миллиардов рублей, что, по информации Яндекс Дзен, равно годовому бюджету 4 российских городов-миллионников.

То ли госканалы поиздержались на выборах, то ли нас опять ждут перемены, которые требуют информационного сопровождения, сказать трудно. Но факт остается фактом: на телевизор правительству никаких денег не жалко.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2020 Г. Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

По предварительным оценкам Минфина России, доходы федерального бюджета за 2020 г. составили 18,7 трлн руб. против прогнозировавшихся1 20,6 трлн руб., а расходы – 22,8 трлн руб. против запланированных 19,7 трлн руб. Столь значительные изменения в исполнении государственного бюджета были обусловлены влиянием пандемии и необходимостью осуществления антикризисной поддержки бизнеса и населения. Совокупный объем средств, потребовавшийся для этого, составил 5 трлн руб.

Читайте также:
Имущественный налог сбегает от кадастровой стоимости?

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

FEDERAL BUDGET EXECUTION IN 2020

According to preliminary data released by the Finance Ministry of Russia, the federal budget revenues constituted Rb18.7 trillion against the projected Rb 20.6 trillion for 2020, and expenditure – Rb22.8 trillion against planned Rb19.7 trillion. Such difference in the state budget execution was due to the pandemic and the need to put in place the relief programs for business and the population. Total amount of funds for that purpose stood at Rb 5 trillion.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2020 Г.»

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2020 г.

С. Г. БЕЛЁВ Т. В. ТИЩЕНКО

По предварительным оценкам Минфина России, доходы федерального бюджета за 2020 г. составили 18,7 трлн руб. против прогнозировавшихся’ 20,6 трлн руб., а расходы — 22,8 трлн руб. против запланированных 19,7 трлн руб. Столь значительные изменения в исполнении государственного бюджета были обусловлены влиянием пандемии и необходимостью осуществления антикризисной поддержки бизнеса и населения. Совокупный объем средств, потребовавшийся для этого, составил 5 трлн руб.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги.

Доходы федерального бюджета за 2020 г. в реальном выражении сократились по сравнению с 2019 г. на 11,7% и составили 90,8% от утвержденных прогнозных объемов. Наибольшее сокращение – на 3,5 трлн руб. в реальном выражении – было зафиксировано по нефтегазовым доходам, в том числе по НДПИ – на 2,3 трлн руб. и по вывозным пошлинам – на 1,2 трлн руб. (См. табл. 1.)

По итогам 2020 г. поступления нефтегазовых доходов в бюджет составили 4,9 трлн руб., на 0,3 трлн руб. превысив значение их базового объема2 и позволив практически не задействовать средства Фонда национального благосостояния (средства ФНБ, направленные на финансирование дефицита федерального бюджета в 2020 г., составили 289,8 млрд руб.) для балансировки бюджета. Как результат, по состоянию на 1 января 2021 г. объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте увеличился до 13 545,7 млрд руб. (183,3 млрд долл.) против 7773,1 млрд руб. (125,6 млрд долл.) годом ранее, что произошло по причине зачисления дополнительных нефтегазовых доходов, сформировавшихся по итогам 2019 г., и курсовой переоценки.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета за 2020 г. выросли относительно пре-

дыдущего года на 1,2 трлн руб., или на 9,8% в реальном выражении. Этот рост был обусловлен перечислением прибыли Банка России от продажи пакета ПАО «Сбербанк» (отражен по статье «Прочие доходы»). По остальным налоговым доходам было зафиксировано сокращение поступлений относительно 2019 г: в реальном выражении:

• по налогу на прибыль – на 145,1 млрд руб., или на 12,2%;

• по «внутренним» НДС и акцизам – на 196,1 и 10,7 млрд руб., или на 4,6 и 1,1% соответственно;

• по доходам по «импортному» НДС – на 43,7 млрд руб., или на 1,5%;

• по вывозным пошлинам – на 38,3 млрд руб., или на 5,3%.

Расходы федерального бюджета по итогам 2020 г. по сравнению с предыдущим годом выросли на 3,5 трлн руб., или на 19,4% в реальном выражении, при ускоренном освоении средств. (См. табл. 2.)

Наибольший рост в 2020 г. к предыдущему году в реальном выражении был отмечен по расходам, связанным с поддержкой экономики и социальной сферы в условиях пандемии: увеличение расходов на социальную политику составило 1781,6 млрд руб. (36,5%), нацио-

Белёв Сергей Геннадьевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва), е-mail: belev@iep.ru; Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-mail: tishenko@iep.ru

1 Согласно Пояснительной записке к ФЗ № 380 (от 18 марта 2020 г.).

2 С учетом корректировок по возмещению акциза.

нальную экономику – 494,0 млрд руб. (17,5%), здравоохранение – 559,5 млрд руб. (78,4%), межбюджетные трансферты – 327,6 млрд руб. (32,7%). В целом фактический объем расходов федерального бюджета за 2020 г. превысил плановый годовой объем более чем на 3 трлн руб., что объясняется преимущественно осуществлением финансирования трех антикризисных пакетов и реализацией Общенационального плана восстановления экономики3. По итогам 2020 г. совокупный объем антикризисных мер поддержки населения, банковско-

го и реального секторов экономики, региональных бюджетов составил около 5 трлн руб., или 4,5% ВВП4.

Дефицит федерального бюджета по итогам 2020 г. составил 4113,4 млрд руб. против профицита в 1974,6 млрд руб. за 2019 г. Соответственно, вырос и ненефтегазовый дефицит – с 6273,1 до 9063,6 млрд руб. Что касается покрытия дефицита бюджета, то за 2020 г. на внутреннем рынке было привлечено 5,2 трлн руб. при планируемом объеме размещения в 2,3 трлн руб. На внешнем рынке объем заим-

Основные параметры исполнения федерального бюджета за 2019 и 2020 гг.

2019 г. 2020 г. Изменение

млрд руб. %ВВП млрд руб. %ВВП в ценах 2019 г., млрд руб. в постоянных ценах*, в% п.п. ВВП

Доходы 20188,8 18,3 18 699,3 17,5 -2363,0 -11,7 -0,8

Читайте также:
Вуз за рубежом не повод лишаться пенсии по потере кормильца

Нефтегазовые 8247,7 7,5 4950,2 4,6 -3528,7 -42,8 -2,9

НДПИ 5971,7 5,4 3819,4 3,6 -2330,7 -39,0 -1,8

Вывозные пошлины 2276,0 2,1 1130,8 1,0 -1198,0 -52,6 -1,1

Ненефтегазовые 11 941,1 10,8 13 749,1 12,9 1165,8 9,8 2,1

Налог на прибыль организаций 1185,0 1,1 1090,9 1,0 -145,1 -12,2 -0,1

НДС на товары, реализуемые в РФ 4257,8 3,9 4260,7 4,0 -196,1 -4,6 0,1

НДС на товары, ввозимые в РФ 2837,4 2,5 2930,6 2,7 -43,7 -1,5 0,2

Акцизы на товары, реализуемые в РФ 997,5 0,9 1035,2 1,0 -10,7 -1,1 0,1

Ввозные таможенные пошлины 716,9 0,6 711,8 0,7 -38,3 -5,3 0,1

Прочие доходы 1946,5 1,8 3719,9 3,5 1599,6 82,2 1,7

Расходы 18 214,2 16,5 22 812,7 21,4 3532,9 19,4 4,9

Процентные 730,8 0,7 784,2 0,7 16,8 2,3 0,0

Непроцентные 17483,4 15,8 22 028,5 20,7 3516,1 20,1 4,9

Профицит (+) / Дефицит (-) 1974,6 1,8 -4113,4 -3,9 -5895,9 -5,7

* – По индексу потребительских цен. Источник: Минфин России, Федеральное казначейство.

3 Одобрен Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 г. Общий объем финансирования этого плана оценивается более чем в 3,8 трлн руб., в том числе в 2,6 трлн руб. – в 2021 г.

4 Саммит «Группы двадцати». Выступление Президента Российской Федерации Путина В.В. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/64460

ствований в рублевом эквиваленте составил 180,6 млрд руб., а объем погашения – 381,2 млрд руб. (плановые объемы – 207,2 и 343,1 млрд руб. соответственно).

Привлечение такого беспрецедентно высокого объема внутренних заимствований можно признать вполне успешным, поскольку, во-первых, доходность ОФЗ в октябре-декабре 2020 г. осталась практически на уровне докризисного января 2020 г.; во-вторых, сроки заимствований составляют в среднем около 7 лет, что, в свою очередь, должно позволить российской экономике и доходам бюджета восстановиться к моменту погашения долга; в-третьих, совершение заимствований в рублях освобож-

дает федеральный бюджет от какого-либо валютного риска.

В то же время масштабное наращивание государственного долга в течение одного бюджетного цикла является тревожным сигналом, особенно с учетом вероятности затягивания экономического кризиса и медленного снятия ограничений по СОУЮ-19. Это влечет за собой необходимость привлечения дополнительных заимствований еще и в 2021 г. Кроме того, при текущем уровне цен на нефть (который выше базовой цены в 43,3 долл./барр.) действующее бюджетное правило не позволяет направлять средства ФНБ на финансирование бюджетных расходов. ■

Расходы федерального бюджета в 2019 и 2020 гг.

2019 г. 2020 г. Изменение

млрд руб. %ВВП млрд руб. %ВВП в ценах 2019 г., млрд руб. в постоянных ценах*, в% п.п. ВВП

Расходы – всего 18214,2 16,5 22 812,7 21,4 3532,9 19,4 4,9

Общегосударственные вопросы 1363,5 1,2 1502,4 1,4 68,7 5,0 0,2

Национальная оборона 2997,4 2,7 3167,8 3,0 22,4 0,7 0,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2083,2 1,9 2225,5 2,1 38,3 1,8 0,2

Национальная экономика 2827,1 2,6 3483,8 3,3 494,0 17,5 0,7

Жилищно-коммунальное хозяйство 282,2 0,3 370,0 0,3 70,5 25,0 0,0

Охрана окружающей среды 197,5 0,2 260,6 0,2 50,9 25,8 0,0

Образование 826,5 0,7 956,7 0,9 85,5 10,3 0,2

Культура и кинематография 122,4 0,1 143,9 0,1 14,8 12,1 0,0

Здравоохранен ие 713,0 0,6 1334,5 1,3 559,2 78,4 0,7

Социальная политика 4882,8 4,4 6991,0 6,6 1781,6 36,5 2,2

Физическая культура и спорт 81,4 0,1 75,2 0,1 -9,7 -11,9 0,0

СМИ 103,5 0,1 121,1 0,1 11,9 11,5 0,0

Обслуживание государственного долга 730,8 0,7 784,2 0,7 16,8 2,3 0,0

Межбюджетные трансферты 1003,1 0,9 1395,9 1,3 327,6 32,7 0,4

* – По индексу потребительских цен. Источник: Минфин России (оперативные данные), Федеральное казначейство, расчеты авторов.

Federal Budget Execution in 2020

Sergey G. Belev — Head of Budget Policy Department of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: belev@iep.ru

Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: tishenko@iep.ru

According to preliminary data released by the Finance Ministry of Russia, the federal budget revenues constituted Rb18.7 trillion against the projected Rb 20.6 trillion for 2020, and expenditure — Rb22.8 trillion against planned Rb19.7 trillion. Such difference in the state budget execution was due to the pandemic and the need to put in place the relief programs for business and the population. Total amount of funds for that purpose stood at Rb 5 trillion.

Key words: federal budget, revenue, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditure, taxes.

Силуанов предложил отменить уголовную ответственность за неумышленные налоговые нарушения

Лента новостей

  • 18:32 Фигуристка Валиева обновила свой мировой рекорд на ЧЕ
  • 18:14 Миронов считает, что законопроект о QR-кодах не вернется в Думу
  • 17:43 В Южно-Сахалинске ввели режим ЧС
  • 17:15 Шойгу: все миротворцы покинут Казахстан к 19 января
  • 16:44 Рябков: Путин советовался с военными по ситуации вокруг Донбасса
  • 16:13 Учебники по финансовой грамотности внесены в федеральный перечень
  • 15:43 Лавров назвал планы новых санкций США «нервным срывом»
  • 15:24 Пенсии проиндексируют задним числом с начала года
  • 14:56 Имя Мохамед стало самым распространенным мужским именем в столице Бельгии
  • 14:24 Минобороны Германии: «Мы не должны втягивать «Северный поток — 2» в конфликт на Украине»
  • 13:54 Володин: законопроект о пожизненном заключении для педофилов-рецидивистов следует принять до 1 февраля
  • 13:25 Роспотребнадзор: пельмени в школах подавать можно, но сложно готовить
  • 13:11 Экс-мэр Ярославля Урлашов отозвал ходатайство об УДО
  • 13:00 В Кремле считают неудачными переговоры Россия — США
  • 12:54 Кудрин: России пора готовиться к энергопереходу
  • 12:38 Пожар в кафе в центре Москвы привел к обрушению крыши в административном здании
  • 12:24 «Известия»: Россия может отказаться от использования иностранных космических спутников
  • 11:58 Резкий рост: в РФ за сутки выявлено более 21 тысячи новых случаев коронавируса
  • 11:55 ДДТ собрала на свой новый альбом рекордные 25 млн рублей
  • 11:37 ТАСС: в центр Москвы в многоэтажку вызвали взрывотехников
  • 11:24 МВД предложило высылать иностранцев из РФ за грубые административные правонарушения
  • 10:56 Мишустин поручил до 14 января оценить готовность больниц к созданию резерва коек для больных ковидом
  • 10:52 Миротворцы ОДКБ начали передавать стратегические объекты Казахстана местным военным
  • 10:24 В Алма-Ате впервые после беспорядков для транспорта и прохода людей открыта площадь Республики
  • 09:55 Центр Гамалеи: вакцина для подростков поступит в оборот на следующей неделе
  • 09:52 В Костроме после убийства 5-летней девочки полицейских заподозрили в халатности
  • 09:25 Гололедица, сильный снег и ветер: москвичей предупредили о «желтом уровне» погодной опасности
  • 08:56 Столичные власти введут новые ограничения при высокой загрузке системы здравоохранения
  • 08:24 Глава СКР предложил вернуть контроль за оружием в МВД
  • 07:32 Посетителей массово эвакуируют из торговых центров Красноярска
  • 07:04 На Камчатке проводят проверку из-за смерти студентки после прививки
  • 00:33 Литва разрывает транспортный контракт с «Беларуськалием»
  • вчера, 23:29 Джонсон извинился за праздник в своей резиденции в разгар пандемии
  • вчера, 22:49 В Перми отменили традиционные крещенские купания
  • вчера, 22:24 Организаторы Берлинале подтвердили очный формат фестиваля
  • вчера, 21:53 Полякам рекомендовали не кипятить полный чайник для экономии газа
  • вчера, 21:21 Инфляция в США оказалась самой высокой за 40 лет
  • вчера, 21:13 РБК: опубликован проект санкций США против Путина и госдолга России
  • вчера, 20:49 КХЛ из-за стремительного распространения ковида меняет сетку чемпионата
  • вчера, 20:22 Фигурист Мозалев лидирует после короткой программы на ЧЕ в Таллине
  • вчера, 19:52 Российские военные оценили отношения с НАТО как «критические»
  • вчера, 19:51 В Госдуме назвали условие введения локдауна в России
  • вчера, 19:23 Суд в Киеве разрешил задержать Порошенко
  • вчера, 18:52 Европа израсходовала больше половины своих запасов газа
  • вчера, 18:21 Россия выпустила в небо новейшего «Белого лебедя» Ту-160М
  • вчера, 17:49 Тысячи жителей Софии протестуют против ковид-ограничений
  • вчера, 17:43 Американские сенаторы подготовили пакет санкций против Путина
  • вчера, 17:14 На Украине могут ввести продуктовые карточки
  • вчера, 16:39 Россия и НАТО восстанавливают работу своих миссий в Москве и Брюсселе
  • вчера, 16:13 Гинцбург: на долю «омикрона» в Москве приходится уже 30% заражений
Читайте также:
Детский омбудсмен предлагает освобождать многодетные семьи от имущественного налога

Все новости »

Правительство сейчас готовит меры, которые касаются снижения уголовно-правовых рисков для бизнеса, рассказал министр финансов

За отмену уголовной ответственности для предпринимателей, которые совершили налоговые преступления неумышленно, выступил первый вице-премьер — министр финансов России Антон Силуанов, сообщает РИА Новости.

Правительство, по его словам, сейчас готовит комплекс мер, которые связаны с исполнением «майского» указа президента России, и часть этих мер касается снижения уголовно-правовых рисков для бизнеса. «А это все формирует деловой климат. Если вы боитесь открыть новый бизнес, то как наша экономика сможет увеличить объемы производства, как может увеличиться занятость? Здесь все имеет значение», — заявил он, выступая с лекцией в Финансовом университете при правительстве РФ.

«Когда мы говорим, что за определенные правонарушения сразу предпринимателя брали — и в кутузку, такого не должно быть. Здесь всегда нужно смотреть, что это за правонарушение, умышленно ли предприятие уходило от уплаты налогов или умышленно не показывало свой бизнес. А если предприятие по недоразумению своему допустило те или иные правонарушения, ну какая здесь уголовная ответственность?» — также сказал Силуанов.

«Здесь все-таки нужно применять более гибкие подходы с точки зрения администрирования, работы с предприятием», — добавил он.

Антон Силуанов не исключил возможности подготовки нового Налогового кодекса

djv / Depositphotos.com

В ходе дискуссионной сессии на тему “Налоговая система России: образ будущего. Отвечая на вызовы”, состоявшейся на прошлой неделе в рамках Петербургского международного экономического форума – 2021, Министр финансов РФ высказался по поводу возможного обновления редакции действующего Налогового кодекса. Он отметил, что ФНС России стала настолько технологичной, что это стимулирует к тому, чтобы поменять ряд положений НК РФ, а, возможно, и весь кодекс.

“Если раньше налогоплательщик делал отчеты, а налоговая служба проверяла за ним, то сейчас все наоборот – налоговая служба заполняет налоговую отчетность, формирует данные для уплаты налога, представляет расчет налогоплательщику, а последний проверяет то, что сделала налоговая служба. Этот переворот сознания требует и изменения базовых законодательных основ регулирования, в том числе и НК РФ”, – заметил Антон Силуанов, подчеркнув, что Минфин России готов к тому, чтобы упростить для налогоплательщиков администрирование и, тем самым, мотивировать их работать лучше.

В свою очередь, Министр экономического развития РФ Максим Решетников очертил ряд практических задач, отвечающих современным вызовам. Во-первых, он отметил, что налоговая система не должна препятствовать росту компаний. “На сегодняшний день разрыв между системами налогообложения для МСП и общей главой 25 НК РФ для ряда сфер и направлений ощутим, что дестимулирует компании расти, становиться публичными и привлекать инвестиции”, – сказал министр, указав, что принимаемых в этой части мер пока недостаточно. Во-вторых, налоговая система должна поощрять инвестиции, уверен глава Минэкономразвития России.

Читайте также:
Ставки взносов снижаются, НДС растет: новая инициатива Минфина

Обязан ли налоговый орган доказывать необходимость проведения мероприятий налогового контроля? С правовыми позициями судов по данному вопросу можно ознакомиться в разделе “Налоговый кодекс РФ” Энциклопедии судебной практики в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Что касается налоговой нагрузки, то в условиях выхода из экономического кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции, менять ее Максим Решетников считает нецелесообразным. “Сейчас любое увеличение налоговой нагрузки подточит тот потенциальный экономический рост, об увеличении которого мы все заботимся, а снижение налоговой нагрузки может подточить налоговую базу регионов. Бюджетная ситуация в регионах улучшается, но далека от сбалансированности”, – заключил он, призвав не пытаться налоговыми инструментами решать все возникающие вопросы и проблемы.

Глава Минэкономразвития России отметил, что налоговая система должна меняться вместе с развитием экономики, но любые изменения должны быть предсказуемы и растянуты во времени, чтобы был достаточный переходный период. При этом он не видит острой необходимости в полном обновлении НК РФ, хотя не исключает комплексного пересмотра отдельных проблемных вопросов. “Нам надо в налоговой системе избежать революции. Надо спокойно, эволюционно, заранее обсуждая все вопросы, двигаться шаг за шагом, а всю нашу интеллектуальную мощь и желание что-то поизменять сосредоточить на новых вызовах цифровой экономики”, – подытожил он.

Между тем Руководитель ФНС России Даниил Егоров отметил, что государство уже дошло до той стадии, когда необязательно описывать в законодательстве каждое действие, а достаточно установить базовые принципы, на которые будет ориентироваться государство. И это доказывает действующая система налогообложения профессиональных доходов – несмотря на то что механизм налогообложения самозанятых не имеет четкого и подробного регулирования, он достаточно эффективно работает.

Кроме того, глава налоговой службы связывает донастройку налоговой системы с трансформацией в сервисность – с необходимостью закрепления в НК РФ сервисности при условии обязательной правовой определенности действия новых норм во времени. “Поскольку любая налоговая перестройка требует технологических решений, то необходимы более длительные сроки для подготовки к их реализации”, – считает он. Также Даниил Егоров обратил внимание на важность того, чтобы переходы от одной системы налогообложения к другой были максимально понятны налогоплательщикам.

Свою точку зрения на планируемую донастройку налоговой системы высказали и представители бизнеса. Так, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) Тадзио Шиллинг выделил две ключевые цели налоговой донастройки: стимулирование восстановления экономики и ее дальнейшего укрепления; решение через диалог с бизнесом текущих вопросов и задач.

В целом представители бизнеса понимают, что донастройка неизбежна, но единогласно выступают против увеличения налоговой нагрузки и за совершенствование услуг в области налогообложения, а также поддерживают борьбу с уклонением от уплаты налогов и поиска баланса интересов легального бизнеса. В частности, предприниматели ждут от донастройки:

  • выстраивания диалога с бизнесом и доверительного отношения к действиям властей;
  • предсказуемости налоговой системы;
  • необременительного налогового администрирования.

В числе более конкретных ожиданий бизнес-сообщества – радикальное сокращение отчетности для малого бизнеса (исключение избыточной отчетности на спецрежимах), повышение порогов доходов, подпадающих под спецрежим НПД, и возможное снижение налоговых ставок.

В ходе дискуссии были подняты и вопросы технологического развития налоговой системы, которое, по мнению главы ФНС России, несет в себе невероятные возможности. “Долгое время ФНС России развивала электронный документооборот в сегменте b2g, предполагающем онлайн-взаимодействие налогоплательщиков с бизнесом. Но данные рождаются не при контактах бизнеса и государства, а при работе налогоплательщиков друг с другом. Если не будут решены вопросы в этом сегменте, то это всегда будут тяжелые и неудобные процессы. Мы проанализировали международный опыт и увидели, что каждый раз, когда государство ставит свой интерес впереди, получается дорогая, тяжелая, неудобная технология, вызывающая максимум сопротивления”, – отметил глава ФНС России, добавив, что в конечном итоге предоставление комфортной инфраструктуры станет благом не только для налогоплательщиков, но и для государства. Кроме того, по словам Даниила Егорова, при правильном построении системы не просто не будет необходимости в коммуникации налогоплательщиков с налоговой службой, а издержки на обслуживание российской налоговой системы сократятся кратно – как для бизнеса, так и для государства.

Тадзио Шиллинг тоже видит в технологическом развитии большой потенциал. Он считает, что использование технологических решений помогает регуляторике быть более точечной, легкой и кастомизированной. “Применение цифровых технологий позволяет сохранить то положительное, что было достигнуто созданием режимов, и одновременно бороться с уклонениями и злоупотреблениями”, – уверен эксперт. Крупный и средний бизнес заинтересован во внедрении технологических решений и готов их реализовывать, но хочет, чтобы технологические решения в рамках налогового контроля сводили к минимуму непосредственное взаимодействие налогоплательщика и налогового инспектора. А для этого необходимы соответствующие поправки в НК РФ. Между тем эксперты считают, что полноценный электронный документооборот возможен, если на него переходить системно, а не только по налогам – остальное законодательство должно подтянуться за прогрессивной ФНС России. В целом же задачи налоговой системы должны быть подчинены задачам экономического развития, полагают участники мероприятия.

Подводя итог дискуссии, Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров напомнил, что на поддержку малого бизнеса в прошлом году потратили порядка 2 трлн руб. (10% расходов бюджета). “Если то количество денег, которое тратится на защиту малого бизнеса, вложить в малый бизнес, у меня такое ощущение, что он уже бы стал крупным”, – заметил депутат. Он призвал развивать то, что укрепляет доверие налогоплательщика к государству, и отвергать все, что это доверие разрушает.

Читайте также:
С начала 2018 года запускают курортный сбор

Напомним, курс на донастройку налогового законодательства обозначил Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ в апреле текущего года. Он поручил Правительству РФ представить дополнительные предложения по поддержке малого и среднего предпринимательства, включая меры налогового стимулирования, доступные кредиты, расширение сбыта продукции, в том числе за счет закупок со стороны крупных госкомпаний.

Чиновники просят не наказывать за экономическое преступное сообщество

Нужно исключить даже формальные возможности для злоупотребления правом для давления на бизнес, провести последовательное очищение силовых структур и судебной системы от недобросовестных лиц, призвал президент Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме. Основной темой форума стали силовики, точнее защита от них. 70% бизнесменов считают ведение бизнеса в России небезопасным занятием, отметил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Доверие к государственным институтам он назвал основной проблемой экономического роста. Нужно серьезно заниматься проблемами в работе судебной и правоохранительной систем, заявил первый вице-премьер Антон Силуанов: «Мы вместе с Кудриным подготовили комплекс предложений». Кудрин позже уточнил, что у него уже готов законопроект.
«Ведомости» ознакомились с проектом пояснительной записки к этому проекту поправок в Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный кодексы. Подлинность подтвердили два человека, участвовавших в разработке. Кудрин передал через представителя, что Счетная палата поддержит эти предложения, когда их внесут в парламент. Силуанов сказал «Ведомостям», что не видел законопроекта, но обсуждал с Кудриным меры по декриминализации и готов их поддерживать.

Нет недоимки – нет и дела
Декриминализировать, т. е. убрать из УК и перенести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предложено умышленное повреждение и уничтожение имущества, нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, незаконное предпринимательство, незаконное использование товарного знака, нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней.

В 2018 г. в России, по данным Генпрокуратуры, было выявлено 109 463 преступления экономической направленности (плюс 4,2%). Из них 7630 – налоговые (минус 11,8%).
Проект предлагает вернуть действовавшую до осени 2014 г. практику, когда возбуждение уголовного дела о налоговых преступлениях зависело от решения налогового органа. Отменить практику неожиданно предложил Путин. Теперь следователь по УПК обязан запросить налоговую службу, но решение принимает сам и, более того, может возбудить дело о неуплате налогов до получения ответа налогового органа, если есть повод или данные, указывающие на признаки преступления. Поправки предлагают связать возбуждение дел с решением налогового органа о наличии недоимки.
«По финансовым, налоговым нарушениям у нас раньше была хорошая норма, что налоговая служба должна давать свое заключение. Мне кажется, было бы правильно вернуться к тому, чтобы – нарушил, не нарушил налоговое законодательство – по этим вопросам все-таки чтобы было мнение налоговой службы», – сказал Силуанов.
Смысл в том, чтобы к ответственности не привлекали тех, у кого нет недоимок: нет недоимки – нет дела, объясняет управляющий партнер «Палюлин и партнеры» Антон Палюлин. Это не позволит привлекать к ответственности руководителей хозяйствующих субъектов, наиболее доступных для госорганов, и вынудит разыскивать руководителей и бенефициаров лиц, у которых есть недоимка по НДС, а не их контрагентов, добавил он.
Непреступное сообщество
Определение преступного сообщества предложено изменить: им может быть только объединение для тяжких и особо тяжких насильственных преступлений, преступлений против общественной безопасности, порядка и власти. Это исключит необоснованное вменение ст. 210 УК в случае совершения ненасильственных экономических преступлений, говорится в записке, но сохранит ее для экономических преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом оружия, наркотиков и др.

Действуй поправки, эту статью не вменили бы владельцу группы «Сумма» Зиявудину Магомедову и его брату Магомеду, экс-министру Михаилу Абызову, бывшим руководителям Тольяттинского азотного завода Владимиру и Сергею Махлаям и многим другим.
Проект предлагает согласовать тяжесть преступления и наказания и запретить назначать лишение свободы, если преступление в экономической сфере совершено впервые. УК дает возможность компенсировать ущерб и избежать ответственности. Но иногда бывает выгоднее быть осужденным и приговоренным к штрафу, чем компенсировать ущерб, говорится в записке. Поэтому нужно ввести штрафы за экономические преступления, которые превышали бы сумму компенсации.

Не только Уголовный кодекс
Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложений не видел, он давно выдвинул собственные. Они пересекаются с проектом ЦСР, в частности неприменение статьи о преступном сообществе к экономическим преступлениям. Почти треть обращений предпринимателей в 2018 г. составили обращения, связанные с уголовным преследованием, говорится в его докладе.
Проект заслуживает поддержки, отметила партнер, руководитель уголовно-правовой практики ЕПАМ Виктория Бурковская. Особенно назначение наказания в зависимости от ненасильственного характера преступления. По сути, предлагается реализовать принцип: нет насилия – нет лишения свободы. Идея кратных штрафов в отсутствие независимых экспертных учреждений сомнительна, считает Бурковская, размер ущерба завышается. Очень важно поменять состав судей, говорит гендиректор Центра перспективных управленческих решений Мария Шклярук, бизнес поверит в изменения, если после резкой либерализации законодательства во главе правоохранительных органов появятся люди с четкой программой реформ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: