Бухгалтерский учет в бюджетных организациях, его особенности и централизация на 2021 и 2021 годы: основы и ведение, счета

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

Gesrey / Depositphotos.com

Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2021 году бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года.

Начинаем применять еще несколько новых федеральных стандартов бухучета

Он устанавливает единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки в бухгалтерском учете обязанностей и обязательств учреждений перед своими работниками и иными получателями выплат, а также к раскрытию этой информации в отчетности.

Все выплаты Стандарт делит на две группы: текущие (например, заработная плата) и отложенные (например, отпускные). Порядок оценки и учета выплаты будут зависеть от ее принадлежности к соответствующей группе: текущие – в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные – в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу на счете 0 401 60 000.

Нужно внести изменения в учетную политику на 2021 год и предусмотреть условия начисления нового вида резервов – по пенсионным и иным аналогичным выплатам. В него включаются суммы государственного пенсионного обеспечения, помимо выплат из Пенсионного фонда, а также суммы, предусмотренные коллективным договором или иным локальным актом учреждения по достижении работником возраста выхода на пенсию или определенного стажа.

Благодаря этому Стандарту кардинально меняется подход к учету объектов НМА. К нематериальным активам со следующего года относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. В частности, права пользования лицензионными программными продуктами с 2021 года больше не осуществляется на забалансовом счете 01 – такие объекты нужно “поднять” на баланс. Для этого в План счетов с 2021 года введены новые аналитические счета к счету 0 111 00 “Права пользования активами”. Более детальным станет и учет НМА, то есть исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для них счет 0 102 00 “Нематериальные активы” также дополнен новыми аналитическими кодами. Кроме того, с 2021 года для отражения прав пользования НМА будут применяются новые подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования – подстатьи 352 и 452;
  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования – подстатьи 353 и 453.

Переход на учет в соответствии со Стандартом “Нематериальные активы” нужно проводить уже сейчас. В ходе годовой инвентаризации все имеющиеся у учреждения компьютерные программные продукты, права пользования и иные НМА необходимо пересмотреть и распределить по новым учетным группам. Кроме того, теперь Инструкция № 157н прямо предписывает аналитический учет НМА вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам, так что в Инвентарной карточке потребуется прописать дополнительную аналитическую информацию. Уточнить ее тоже нужно в ходе инвентаризации

Ключевое новшество этого Стандарта – изменение требований к отражению в отчетности прав на земельные участки. Применяя Стандарт впервые, учреждениям придется переоценить до кадастровой стоимости земельные участки, учтенные на балансе и внесенные в ЕГРН. Кроме того, сейчас при годовой инвентаризации земельных участков и иных НПА нужно уточнить дополнительные данные для аналитического учета таких объектов, поскольку Инструкция № 157н теперь требует обеспечить более широкую аналитику в учете НПА.

Стандарт устанавливает единые правила признания затрат по государственному/ муниципальному долгу публично-правовых образований, по заимствованиям автономных и бюджетных учреждений, а также требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской / финансовой отчетности. Так, затраты по долговым обязательствам АУ/БУ Стандарт делит на две категории: процентные расходы по долгосрочным обязательствам и прочие затраты по долговым обязательствам. Учитываться расходы каждой категории должны обособленно. Прочие затраты изначально признаются в составе расходов будущих периодов на счете 0 401 50 000 и впоследствии включаются в состав капвложений либо относятся к расходам текущего периода.

Совместная деятельность – это операции, осуществляемые, в частности, в рамках договора простого товарищества. Участниками такой деятельности могут быть в том числе государственные и муниципальные учреждения, но только при условии, что договор простого товарищества или договор совместной деятельности не имеет целью предпринимательство.

Регулировать порядок учета объектов, возникающих при ведении совместной деятельности по договору простого товарищества или соглашению о совместно осуществляемых операциях без образования юрлица, а также особенности раскрытия информации об участии в такой деятельности в бухгалтерской/финансовой отчетности, как раз и будет новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов “Совместная деятельность”.

Читайте также:
Счет 83 "Добавочный капитал" в бухгалтерском учете: проводки

Стандарт определяет, как раскрывать в годовой отчетности информацию о лицах – физических и юридических, влияющих на работу учреждения, или, наоборот, на деятельность которых может оказать влияние организация бюджетной сферы. К таким связанным с учреждением сторонам относятся:

  • аффилированные лица. Например, для АУ – это члены его наблюдательного совета;
  • лица, считающиеся по законодательству заинтересованными в сделках, которые заключает учреждение;
  • лица, способные влиять на хозяйственные решения учреждения в силу закона, учредительных документов или соглашений;
  • лица, на решения которых по закону или на основании учредительных документов может влиять учреждение.

Финансовый инструмент – это договор/ соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив (денежные средства, финансовая “дебиторка”, выданные заимствования и др.), а у другой – финансовое обязательство (финансовая “кредиторка”, полученные заимствования) или увеличение чистых активов. Стандарт устанавливает правила учета следующих основных групп финансовых активов:

  • денежные средства;
  • финансовая дебиторская задолженность;
  • финансовые долговые требования;
  • финансовые активы, удерживаемые до погашения: деньги, размещенные на депозитах сроком более трех месяцев и долговые ценные бумаги;
  • финансовые активы для перепродажи: акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги;
  • финансовые активы, предназначенные для получения доходов от участия: акции с соответствующей целью владения, доли участия в уставных капиталах организаций, участие в учреждениях и прочее.

А к финансовым обязательствам Стандарт относит:

  • финансовую кредиторскую задолженность;
  • долговые обязательства.

Масштабные изменения в Инструкциях № 157н, № 162н, № 174н и № 183н

В конце 2020 года серьезные поправки были внесены во все Инструкции, устанавливающие порядок ведения бюджетного и бухгалтерского учета для учреждений всех типов. Это масштабная работа по приведению действующих нормативных актов в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета – как уже применяющихся, так и тех, что начнут работать с 2021 года.

Изменений много. Часть из них внедряем уже в 2020 году, другую часть будем применять со следующего года. Среди нововведений – 2021:

Как было в 2020 году

Как будет в 2021 году

Неисключительные права пользования, в частности, программные продукты

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

  • Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2021 год
  • Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
  • Бюджетные учреждения и налогообложение
  • Итоги

Особенности правового регулирования бухучета в бюджетных организациях на 2021 год

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ применим к бюджетным учреждениям. В нем отражены все основные принципы и правила ведения бухучета в нашей стране.

Специфическим НПА, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, является Единый план счетов (и инструкция к нему), утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Единый план счетов). А единым он является для всех бюджетных структур, которые согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Кроме того, для каждого вида этих организаций есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н действует для бюджетных;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н разработан для казенных организаций.

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Указания), разъясняется порядок применения бюджетных кодов.

Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, содержит формы отчетности и правила их заполнения.

Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетных структур.

Учитывая все вышепоименованные НПА, бухгалтер бюджетного учреждения должен составить учетную политику на год.

Что учесть при оформлении учетной политики на 2021 год, смотрите в образце от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кроме того, существует ряд правовых актов для отдельных отраслей и прочих частных НПА.

Например, в начале 2020-2021 годов вступили в силу приказы Минфина России, которыми внесены изменения в федеральные стандарты бухучета для учреждений бюджетной сферы. Большинство таких изменений носят технический характер. Однако почти в каждый стандарт дополнен поправкой о ведении бухучета согласно требованиям единой учетной политики при централизации учета. Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений – основная цель модернизации учета, разрабатываемая Казначейством в последние годы. Такой подход позволит передать все учетные функции в централизованную бухгалтерию, что позволит сократить затраты учреждения, достичь прозрачности финансово-хозяйственной деятельности и движения финансовых потоков учреждений, снижения расходов на непрофильные процессы, повышения финансовой дисциплины и т.д. Причем передаются полномочия по централизованному ведению учета и формированию отчетности как участников бюджетного процесса, так и бюджетных и автономных учреждений. Но при передаче учреждением указанных полномочий право подписания бухгалтерской отчетности остается за руководителем учреждения. Передача права первой подписи бухгалтерской отчетности от имени учреждения руководителю централизованной бухгалтерии, противоречит законодательству.

Читайте также:
Отсрочка по налогам для малого бизнеса в 2021 году

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Поскольку основные принципы, следовать которым требуется при организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изложены в законе № 402-ФЗ, общем для всех организаций, остановимся подробнее на структуре счетов и составлении проводок.

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для сопоставимости показателей бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. На ее основе разработаны счета бухучета в бюджетных учреждениях.

В Указаниях приведена структура кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). КБК состоит из 20 разрядов, номер счета бухучета — из 26 разрядов. С помощью разрядов 1–17 номера счета бюджетного бухучета кодируется классификационный признак поступлений и выбытий. Они соответствуют разрядам 4–20 КБК. На схеме ниже это показано наглядно.

Отправить по почте

Бухгалтерский учет государственного сектора

Письмо Минфина России

от 16.11.2021 № 02-07-07/92208

Письмо Минфина от 16.11.2021 № 02-07-07/92208 «О проведении Круглого стола «Новации методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности государственных финансов, внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее – Круглый стол)»

Письмо Минфина от 16.11.2021 № 02-07-07/92208 «О проведении Круглого стола «Новации методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности государственных финансов, внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее – Круглый стол)» Отправить по электронной почте

Письмо Минфина от 16.11.2021 № 02-07-07/92208 «О проведении Круглого стола «Новации методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности государственных финансов, внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее – Круглый стол)» Поделиться в социальных сетях

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 16.11.2021

Дата изменения: 16.11.2021

Прикрепленный файл: pdf, 891.57 кБ

В рамках развития системы методологии ведения бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности Министерством финансов Российской Федерации завершена разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на основе международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора.

Начиная с отчетности 2022 года (при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений) применяются федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.09.2020 № 223н, «Метод долевого участия», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 № 254н, «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 № 255н.

С 1 января 2022 года при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Биологические активы», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2020 № 310н.

Кроме того, с 1 января 2023 года при ведении бюджетного учета, а также начиная с отчетности 2023 года применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2021 № 84н.

В целях обеспечения методического сопровождения применения и качественного внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов важным этапом является проведение обсуждений с участием широкого круга специалистов на площадке Круглых столов по вопросам внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов по федеральным округам Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации уведомляет о проведении очередного заседания Круглого стола 8-9 декабря 2021 года в г. Санкт-Петербурге.

На площадке Круглого стола предполагается рассмотреть также основные вопросы изменений в бюджетном законодательстве в части организации внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита, вопросы развития информационных систем обеспечения бюджетных правоотношений и реализации концепции электронного СМАРТ-контроля (контроллинга) и учета государственных финансов для повышения эффективности управленческих решений.

Читайте также:
Что такое фондоемкость, что характеризует показатель фондоемкости и показывает, формула расчета по балансу - как найти показатель

В рамках Круглого стола предусмотрено проведение расширенного заседания Совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов и Рабочей группы по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля с личным участием представителей отдельных субъектов Российской Федерации.

Круглый стол организуется с соблюдением обязательных ограничительных мер, действующих в г. Санкт-Петербурге, в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Учитывая изложенное, проведение Круглого стола планируется в двух форматах:

  • очное участие для представителей Центрального федерального округа, Северо-Западного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации, участвующих в рабочих секциях (по списку);
  • в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) для представителей субъектов Российской Федерации иных федеральных округов.

На основании изложенного, Минфин России просит направить представителей субъектов Российской Федерации для очного участия в секции Круглого стола:

  • «Учет и отчетность государственных финансов» – не более одного представителя финансового органа субъекта Российской Федерации или централизованной бухгалтерии при финансовом органе по списку;
  • «Внутренний финансовый аудит» – не более одного представителя субъекта Российской Федерации по списку;
  • «Внутренний государственный финансовый контроль» – в рамках членства в Рабочей группе по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, образованной в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.05.2017 № 372, по согласованию с заместителем директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации Бычковым Станиславом Сергеевичем в рабочем порядке[1].

Обращаем внимание, что представителям субъектов Российской Федерации, принимающим очное участие, необходимо обеспечить соблюдение ограничительных мер, действующих в г. Санкт-Петербурге на момент проведения Круглого стола (далее – необходимые условия участия).

Прием регистрационных форм[2] не позднее 19 ноября 2021 года на почту sovetsgs@govfinance.ru.

Уточненная программа проведения Круглого стола, а также информация о необходимых условиях участия будет направлена дополнительно.

Приложение: на 7 л., в 1 экз.

Исп.: Кипшидзе Анна Амирановна
Тел.: +7 (495) 983-38-83, доб. 0274

[1] Контакты: Бычков Станислав Сергеевич +7 (495) 983-38-83, доб. 0203; Леонтьева Елена Александровна +7 (495) 983-38-83, доб. 0293

[2] Осуществляется через Союз развития государственных финансов: sovetsgs@govfinance.ru

Приложение № 1
к письму Минфина России
от 16.11.2021 № 02-07-07/92208

Программа Круглого стола
«Новации методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности государственных финансов, внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита»
г. Санкт-Петербург

7 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА

Заезд участников круглого стола.

8 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА

Время

Мероприятие

Регистрация участников Круглого стола.

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ

Время

Мероприятие

Выступающий

А.А. Корабельников, председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга

Концепция электронного СМАРТ-контроля (контроллинга) и учета государственных финансов для обеспечения управленческих решений.

С.В. Романов, директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (далее – Департамент Минфина России)

Актуальные вопросы развития информационных систем обеспечения бюджетных правоотношений

Е.А. Громова, директор Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России

11:30 – 12:00

Кофе-пауза

Новации в сфере методического обеспечения внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

С.С. Бычков, заместитель директора Департамента Минфина России

Итоги реализация программ разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов и основные аспекты развития методологии в 2022-2024 гг.

С.В. Сивец, заместитель директора Департамента Минфина России

Новации порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Н.А. Сафарова, заместитель директора Департамента Минфина России

13:30 – 14:30

Обеденный перерыв

СЕКЦИЯ «УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ»

Актуальные вопросы составления и представления отчетности 2021 года и внутригодовой отчетности 2022 года.

Ю.М. Морозова, начальник отдела Департамента Минфина России

Основные положения СГС «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность» и особенности первого применения стандарта в 2022 году.

Ю.М. Морозова, начальник отдела Департамента Минфина России

16:00 – 16:20

Кофе-пауза

Изменение методологии бухгалтерского учета в целях внедрения СГС «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность».

С.В. Сивец, заместитель директора Департамента Минфина России

17:00 – 17:30

Обсуждение по итогам первого дня секции «Учет и отчетность государственных финансов». Ответы на вопросы.

Участники Круглого стола

СЕКЦИЯ «ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ»

Новации в сфере методического обеспечения внутреннего государственного финансового контроля.

Представитель Департамента Минфина России

СЕКЦИЯ «ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ»

Особенности применения федеральных стандартов по внутреннему финансовому аудиту в 2022 году.

Представитель Департамента Минфина России

9 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА

СЕКЦИЯ «УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ»

Основные положения СГС «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам» и особенности первого применения стандарта в 2022 году.

Читайте также:
Коэффициент финансирования: формула по балансу в 2021 году

Ю.М. Морозова, начальник отдела Департамента Минфина России

Основные положения СГС «Метод долевого участия» и особенности первого применения стандарта в 2022 году.

Ю.М. Морозова, начальник отдела Департамента Минфина России

11:10 – 11:30

Кофе-пауза

Текущие вопросы реализации методологии учета и отчетности государственных финансов.

«Уроки» 2021 года.

С.В. Сивец, заместитель директора Департамента Минфина России

Внедрение электронного документооборота в секторе государственного управления.

С.В. Сивец, заместитель директора Департамента Минфина России

13:00 – 14:00

Обеденный перерыв

Вопросы организации ведения учета в целях усиления контроля за показателями дебиторской и кредиторской задолженности.

Ю.М. Морозова, начальник отдела Департамента Минфина России

Основные положения СГС «Государственная (муниципальная) казна» и особенности первого применения стандарта в 2023 году.

С.В. Сивец, заместитель директора Департамента Минфина России

15:10 – 15:30

Кофе-пауза

Подсекция 1

Основные положения и особенности первого применения СГС «Биологические активы» и особенности первого применения стандарта в 2022 году.

М.Ю Васина, начальник отдела Департамента Минфина России

ЗАСЕДАНИЕ РАСШИРЕННОГО СОВЕТА ПО СТАНДАРТАМ
(с участием представителей методического совета субъектов Российской Федерации)

Изменения в законодательстве Российской Федерации в части развития моделей централизации данных и централизованного ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности, начисления и выплаты заработной платы в организациях бюджетной сферы.

С.В. Сивец, председатель Совета по стандартам

Т.К. Шубина, председатель Совета по развитию методологии учета и отчета государственных финансов и статистики государственных финансов

Итоги работы расширенного совета.

С.В. Сивец, председатель Совета по стандартам

Т.К. Шубина, председатель Совета по развитию методологии учета и отчета государственных финансов и статистики государственных финансов

16:40 – 17:00

Обсуждение по итогам второго дня секции «Учет и отчетность государственных финансов». Ответы на вопросы.

Участники Круглого стола

СЕКЦИЯ «ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ»

Новации в сфере методического обеспечения внутреннего государственного финансового контроля.

Представитель Департамента Минфина России

СЕКЦИЯ «ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ»

Особенности применения федеральных стандартов по внутреннему финансовому аудиту в 2022 году.

Представитель Департамента Минфина России

Приложение № 2
к письму Минфина России
от 16.11.2021 № 02-07-07/92208

Представители субъектов Российской Федерации,
принимающих очное участие в проведении Круглого стола

Секция «Учет и отчетность государственных финансов»

Центральный федеральный округ

Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы

эксперт по учету в организациях бюджетной сферы, координатор образовательных программ в бюджетной сфере в Контур.Школе

7 новых ФСБУ для бюджетных учреждений, изменения в отчетности, инструкциях по учету, а также система казначейского обслуживания и новые платежные реквизиты

1. Семь новых федеральных стандартов по учету

С 2021 года в бюджетной сфере нужно применять семь новых стандартов учета:

В стандарте прописали единые требования к учету нематериальных активов: первоначальная стоимость, оценка, амортизация, обесценение, списание. Также финансисты утвердили правила учета неисключительных прав на НМА.

Стандарт делит непроизведенные активы на группы (земля, ресурсы недр, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы и прочие непроизведенные активы) и устанавливает единые правила учета для НПА.

Стандарт делит все выплаты работникам учреждений на текущие и отложенные и устанавливает обязательное правило создавать резервы по отпускам.

Методические рекомендации по применению стандарта доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/104576.

  • 4. СГС «Затраты по заимствованиям» — Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 182н.

В стандарте закреплен порядок признания затрат по государственному и муниципальному долгу и затрат по заимствованиям учреждений.

Разъяснения о том, как применять стандарт, Минфин опубликовал в Письме от 30.11.2020 № 02-07-07/104382.

Стандарт применяют, когда отражают в учете объекты, которые возникли при совместной деятельности по договору простого товарищества без юрлица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов).

  • 6. СГС «Информация о связанных сторонах» — Приказ Минфина от 30.12.2017 № 277н.

В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2021 года.

Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.

  • Подробнее о том, как меняется учет и отчетность по правилам новых ФСБУ, какие особенности учитывать и как решать сложности, вы узнаете на вебинаре Александра Опальского « ФСБУ‑2021. Обзор изменений. Рекомендации практикам ». Посмотрите отрывок из этого вебинара:
Читайте также:
Статья 160 УК РФ "Присвоение и растрата": отличия и особенности

2. Новые правила учета и счета: изменения в Инструкции № 157н

  • Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н (действует с 17.10.2020)

С 2021 года в бухучете учреждений бюджетной сферы нужно применять новые правила.

  • Например, в план счетов добавили единые аналитические буквенные коды N, R, I и D. Операции с нематериальными активами перевели на баланс и добавили новые счета учета по резервам, ошибкам, забалансовые счета и пр.

Подробнее о новых правилах и счетах читайте в статье:

3. Изменения в Инструкциях по бухучету № 162н, № 174н и № 183н

  • Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 253н (изменения в Инструкции № 174н, действует с 21.12.2020)
  • Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 256н (изменения в Инструкции № 183н, действует с 21.12.2020)
  • Приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (изменения в Инструкции № 162н, действует с 20.12.2020)

Финансисты внесли правки в план счетов, правила учета и добавили новые проводки в инструкции для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Изменения в учет стали следующим шагом после внедрения новых ФСБУ и обновления Инструкции № 157н.

Об изменениях Инструкций № 162н, № 174н и № 183н вы узнаете на вебинаре « Обзор изменений Инструкций по бюджетному учету », лектор Александр Опальский.

4. Новый состав и изменения в бюджетной отчетности за 2020 год

Минфин внес поправки в приказы по отчетности организаций бюджетной сферы № 191н, № 33н и № 15н. Приводим обзор изменений.

Отчетность бюджетных и автономных учреждений

  • Приказы Минфина России от 30.06.2020 № 127н, от 30.11.2020 № 292н — изменения в Инструкции № 33н.

1. Скорректировали порядок заполнения и формы:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
  3. сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
  4. сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  5. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  6. сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  9. сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
  10. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).

2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503760) исключили сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761), о целевых иностранных кредитах (ф. 0503767).

Отчетность казенных учреждений

  • Приказы Минфина России от 02.07.2020 № 131н, от 16.12.2020 № 311н — изменения в Инструкции № 191н.

1. Скорректировали порядок заполнения и следующие формы:

  • баланс главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов, источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • пояснительная записка к балансу (ф. 0503160):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики» — ранее «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета»;
  3. сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  4. сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
  5. сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
  6. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);
  9. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).

2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503160) исключили сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных унитарных предприятий (ф. 0503761), о результатах деятельности (ф. 0503162).

Дополнительная отчетность федеральных казенных учреждений

  • Приказ Минфина России от 16.12.2020 № 313н — изменения в Приказе № 15н.

Финансисты скорректировали заполнение расшифровки дебиторской задолженности по выданным авансам (ф. 0503191).

Читайте также:
Восстановление сумм НДС, ранее принятого к вычету: проводки 2021

Консолидированная отчетность

  • Приказ Минфина России от 29.10.2020 № 250н — изменения в Инструкции № 191н.

В составе системы бюджетов появился новый уровень — бюджеты муниципальных округов. Отчетность этих бюджетов с 2021 года будет входить в состав консолидированной отчетности. Поэтому финансисты внесли правки в следующие формы:

  • консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);
  • отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
  • баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
  • консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
  • консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323).

5. Новые КВР, КВД и КОСГУ с 2021 года

Внесли поправки в Порядок № 209н и добавили новые доходные и расходные коды, а также скорректировали описание действующих КОСГУ. Например, с 2021 года появился новый КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду следует учитывать доходы (возмещение) от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях.

Также более подробно разделили схожие расходы по кодам 226 «Прочие работы, услуги» и 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».

Подробнее о новых кодах и других изменениях читайте в статье « Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь ».

В Порядок № 85н добавили шесть новых кодов видов расходов. В частности, КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». С 2021 года по этому коду нужно отражать расходы на электроэнергию, газ и теплоснабжение. Еще закрепили закрытый перечень расходов, которые нужно оплачивать по КВР 119, 129, 139 и 149.

Чтобы узнать подробнее обо всех нововведениях, регистрируйтесь на вебинар лектора Марии Беляевой « КВР и КОСГУ в 2021 году: изменения и примеры ».

6. Новая форма плана ФХД и расчетов-обоснований с 2021 года

Законодатели утвердили новые формы плана ФХД и обоснований к нему по поступлениям и выплатам для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Учреждения субъектов РФ также вправе использовать эти формы обоснований, если их утвердит и доведет учредитель.

Подробнее о том, как составлять План ФХД и как менять его в течение 2021 года, можно узнать на экспресс-курсе « ПФХД‑2021 по новым правилам ».

7. Единый казначейский счет (ЕКС) и новый порядок казначейского обслуживания

  • Закон от 27.12.2019 № 479-ФЗ (поправки в БК РФ)
  • Приказы Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н, от 01.04.2020 № 15н

Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей. Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.). Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2020 № 15н .

Оператором новой системы будет само Федеральное казначейство. Казначейское обслуживание проводят ТОФК. Старые счета, открытые участникам системы до 2021 года, будут закрыты. Переходный период установлен до 1 января 2023 года.

Также для нового казначейского обслуживания утвердили новые формы документов для денежных операций:

  • заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и др.

8. Поправки в первичной документации учреждений и проект нового приказа, который заменит Приказ № 52н

С 27 сентября 2020 года законодатели внесли ряд поправок в Приказ № 52н.

Изменили не только состав «первички» и регистров учета, но также обновили действующие формы и указания по их заполнению. Однако использовать в работе новые документы и правила должны не все учреждения.

О том, каким учреждениям и как применять документы и правила, читайте в статье « Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н ».

Также в конце декабря на портале проектов нормативных правовых актов появился проект нового приказа, который полностью заменит Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

Читайте также:
Штраф за несвоевременную сдачу отчета СЗВ-ТД в 2021 году

В проекте приказа есть формы первичной документации и регистров, которые были раньше, а также новые формы, например:

  • акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0504434);
  • решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (ф. 0504436);
  • решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0504437);
  • ведомость начисления доходов (ф. 0504837);
  • решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов (ф. 0504441) и др.

9. Новый федеральный МРОТ и порядок расчета прожиточного минимума с января 2021 года

С 1 января 2021 года величина МРОТ составила 12 792 руб.

Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.

Прожиточный минимум также будут считать по-новому: из медианного среднедушевого дохода. На 2021 год эта величина составляет 44,2% от указанного показателя.

10. Новые реквизиты для ЗКР и платежек на уплату налогов и взносов

Из-за новой системы казначейских платежей с 1 января 2021 года изменились реквизиты, которые нужно заполнять в заявках на кассовый расход и платежных поручениях на перечисление налогов, сборов и страховых взносов в ФНС. А именно:

  • в ЗКР в графе 5 теперь заполняют номер казначейского счета, а в графе 8 — номер счета, который с 2021 года входит в состав единого казначейского счета (ЕКС);
  • в платежном поручении: номер счета, который входит в состав ЕКС, указывают в поле 15, а в поле 17 — номер казначейского счета.

Для удобства в письме налоговики привели таблицу реквизитов ТОФК для каждого региона.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ

План счетов бухгалтерского учета в 2021 году

В 2021 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.

  1. Кто обязан применять план счетов
  2. Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП
  3. Структура плана счетов
  4. Принцип работы с планом счетов
  5. Таблица ПСБУ 2021 с расшифровкой

Кто обязан применять план счетов

План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП

Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н . Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2021 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).

Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Бесплатно скачать полнофункциональную демо-версию «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Структура плана счетов

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
Читайте также:
Виды бухгалтерского баланса: классификация и формы

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Бесплатно заполнить и распечатать бухгалтерский баланс по актуальной форме

Принцип работы с планом счетов

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Таблица ПСБУ 2021 с расшифровкой

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Особенности работы централизованной бухгалтерии

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

  1. Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)
  2. Необходимость создания централизованной бухгалтерии
  3. Обязанности централизованной бухгалтерии
  4. Преимущества и недостатки
  5. Как создать централизованную бухгалтерию

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.
Читайте также:
Новогодние подарки в бухучете в 2021 году

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. Составление штатного расписания и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Бюджетный учет в 2021 году

  • С начала 2021 года нужно применять в учете еще 7 федеральных стандартов бухучета. Также появятся изменения в плане счетов и КБК. Рассмотрим изменения.

    Новые ФСБУ для бюджетных организаций 2021

    Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

    С 1 января 2021 в дополнение к указанной инструкции и другим ФСБУ появилось семь новых:

    1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
    2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
    3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
    4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
    5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
    6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
    7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.
    Читайте также:
    Новогодние подарки в бухучете в 2021 году

    Изменения в плане счетов

    В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

    Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

    Новые электронные формы первичных документов

    Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

    Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

    Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

    Изменения в КБК

    В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

    В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

    Система казначейских платежей

    С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

    У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

    Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

    Сдавайте отчетность в контролирующие органы в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: