Бизнес-омбудсмен вступился за управляющую компанию

Бизнес-омбудсмен предложил передать дела предпринимателей суду присяжных

Уголовные дела в сфере предпринимательства могут передаваться для рассмотрения суду присяжных. Такая новелла содержится в разработанном уполномоченным по защите прав бизнесменов Борисом Титовым законопроекте (есть у РБК). Текст документа направлен председателю Верховного суда (ВС) Вячеславу Лебедеву, который ранее уже предлагал передавать судам присяжных дела по ст. 159 (мошенничество). Титов попросил главу ВС учесть его предложения при подготовке законопроекта, связанного с расширением состава преступлений, дела по которым рассматривает суд присяжных.

Под действие инициативы Титова подпадают ставшие фигурантами уголовных дел разной степени тяжести индивидуальные предприниматели, учредители бизнеса, главные бухгалтеры и так далее. Если их дела будут рассматривать суды присяжных, то это обеспечит «максимальную реализацию состязательных начал в ходе судебного разбирательства», говорится в пояснительной записке к законопроекту. В прошлом году количество оправдательных приговоров, вынесенных такими судами, составило 26%, а в целом количество вынесенных в 2019 году оправдательных приговоров составляло менее 1% от общего числа дел.

«Риск усиления уголовно-правового давления на бизнес повышается»

«Сейчас эта идея наиболее своевременна: и мир, и наша страна сейчас на пороге серьезного кризиса, — прокомментировал РБК омбудсмен свою инициативу. — Мы прекрасно понимаем, что чем хуже экономическая ситуация, тем злее коррупционеры, и мы исходим из того, что риск усиления уголовно-правового давления на бизнес сейчас существенно повышается». Поэтому, по мнению Титова, повышается и важность суда присяжных. Присяжные «хотя бы с точки зрения здравого смысла будут оценивать экономические дела: а что это такое — мошенничество, преступление или просто нарушение договорных обязательств», поясняет он.

Об идее передавать дела предпринимателей судам присяжных глава ВС Лебедев заявил в середине февраля. Он также предложил распространить компетенцию присяжных на все дела по особо тяжким статьям УК. Сейчас с участием присяжных могут рассматриваться только дела по отдельным составам особо тяжких преступлений — об убийствах, изнасилованиях, производстве, сбыте и контрабанде наркотиков, преступных сообществах, посягательствах на жизнь госдеятеля, следователя и т.п. Лебедев уточнил, что в число статей, дела по которым смогут передавать присяжным, может попасть и общеуголовная статья о мошенничестве, дела по которой следствие часто не рассматривает как предпринимательские.

Согласно данным Лебедева, в прошлом году с участием присяжных заседателей суды областного уровня рассмотрели 273 дела в отношении 419 лиц, районные суды — 474 дела в отношении 585 лиц; примерно четверти обвиняемых были вынесены оправдательные приговоры. Впоследствии существенная часть приговоров, вынесенных на основании оправдательных вердиктов присяжных, была отменена — 40% в случае областных судов и 15% в случае районных.

В конце января президент Владимир Путин по итогам большой пресс-конференции дал поручение Верховному суду пересмотреть и расширить список составов преступлений, дела по которым выносятся на рассмотрение суда присяжных. Это следует сделать до 1 июня, уточнил глава государства.

«Пока районные суды окончательно не похоронили бизнес»

Верховный суд изучает в установленном порядке все инициативы, направленные в его адрес и «имеющие под собой рациональную разумную природу», а также может учитывать их в своей законодательной работе, сказал РБК начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ Верховного суда Павел Одинцов. Он указал, что у ВС налажено взаимодействие с аппаратом бизнес-омбудсмена.

В законопроект Титова попали «самые распространенные на сегодняшний день экономические составы преступлений», сказал РБК управляющий партнер петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. По его словам, «сегодня следствие подбирается к бизнесу все чаще через налоговые проверки», которые заканчиваются возбуждением уголовных дел не только о мошенничестве или уклонении от уплаты налогов, но также и по иным составам преступлений, таким как незаконная банковская деятельность, незаконное образование юридического лица, легализация денежных средств. Также все чаще в последние годы дела против предпринимателей возбуждали по ст. 210 УК (создание преступного сообщества), которая до 2014 года относилась к компетенции суда присяжных, и они часто выносили оправдательные вердикты, напоминает Добрынин.

«Понимая статистику оправдательных приговоров, вынесенных с участием суда присяжных, а она находится на уровне 26%, с большим нетерпением ждешь расширения компетенции суда присяжных экономическими составами преступлений. Пока районные суды окончательно не похоронили бизнес со своими 0,3% оправдательных приговоров», — подытожил адвокат. По его мнению, учитывая более раннюю инициативу ВС, шансы на принятие таких поправок есть.

Это «правильная инициатива, направленная на обеспечение реальной состязательности рассмотрения уголовных дел в отношении бизнесменов», считает руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Александр Иноядов. Однако, по его мнению, скорее всего, идея имеет перспективу применительно к категории тяжких преступлений — маловероятно, что присяжным отдадут дела средней тяжести.

Бизнес-омбудсмен вступился за управляющую компанию

Неправомочных действий со стороны государственных органов

Нарушения договорных обязательств
со стороны контрагентов

Читайте также:
Москва и Подмосковье договорились о сотрудничестве

Неправомочных действий со стороны государственных органов

Нарушения договорных обязательств
со стороны контрагентов

Руководитель приемной

Утенков Иван Владимирович

Руководитель общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве по вопросам торговли.

Основатель федеральной сети «Цветочный ряд».

Председатель Комиссии по вопросам регулирования цветочной отрасли при Совете ТПП РФ по развитию потребительского рынка.

ФОРМА ОБРАЩЕНИЯ

Юридическая поддержка участников розничной торговли

Сотрудники общественной приемной окажут бесплатную юридическую помощь и защитят ваши права в случае привлечения к административной, уголовной ответственности, банкротства, судебных разбирательствах с сотрудниками и контрагентами компании, а также в случае неправомерных действий со стороны представителей государственной власти.

Бесплатные консультации оказываются юристами и экспертами pro bono (от лат. pro bono publico — ради общественного блага). Данная система позволяет получить бесплатную помощь от профессионалов в области розничной торговли, налогообложения, внутренней и внешнеэкономической торговли, финансового и гражданского права.

Взаимодействие с госорганами

Предпринимательское сообщество и предпринимательское право находится в постоянном процессе совершенствования. Партнерские взаимоотношения между бизнесом и властью позволит снять многие барьеры для развития экономики Российской Федерации.

Общественная приемная обеспечивает формирование позиции предпринимателей и экспертизу законопроектов, принятие которых способно повлиять на развитие торговли в Москве и РФ.

Также сотрудники общественной приемной проверяют законность решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, и других органов, наделенных полномочиями. В случае подтверждения нарушения прав предпринимателя сотрудники общественной приемной добьются признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Общественная приемная защищает права как действующих, так и будущих предпринимателей. Вы можете бесплатно получить юридическое сопровождение (медиацию) стартапа, консультацию по выбору надежных контрагентов и партнеров.

Вы можете обратиться в приемную в случае если вам необходимы инвестиции для вашего бизнеса. Мы обеспечим приток новых финансовых средств на основе фандрайзинга и гарантируем добросовестность всех участников инвест-проекта.

Противодействие незаконной торговле

Одной из стратегических задач общественной приемной является защита отрасли и государства от действий недобросовестных предпринимателей. Продавцам, незаконно сбывающим товары, грозит ответственность сразу по трем кодексам. Так, может быть наложен штраф до 500 000руб., налоговые санкции от 400 000руб., уголовная ответственность до 60-ти месяцев исправительных работ.

Только за 2019 год в Москве были закрыты более 10 000 мест незаконной торговли и выписаны штрафы в размере более 15млн.руб. На самом деле незарегистрированных продавцов во много раз больше.

Сотрудники общественной приемной имеют большой опыт пресечения подобных правонарушений и готовы оперативно отреагировать на любое заявление. Наши эксперты докажут нарушение закона и инициируют применение мер. Совместно с соответствующими органами будут организованы выездные рейды для проверки мест торговли, документов сотрудников и качества продукции и услуг.
Мы можем добиться возмещения убытков и компенсации морального вреда, взыскания неустойки.

Содействие развитию розничной торговли

Общественная приемная консультирует участников розничной торговли по вопросам развития и масштабирования бизнеса, помогает получить финансовую поддержку от государства. В 2021 году предприниматели могут претендовать на субсидии и гранты в размере от 60тыс.руб. до 25млн. Мы поможем вам реализовать свое право на господдержку – оформить бизнес-план, заявку на получение денег, отчет об использовании средств.

При поддержке Общественной приемной организуются отраслевые мероприятия, направленные на повышение качества услуг и торговли.

Вы можете получить консультацию специалистов общественной приемной по вопросам выбора отрасли для торговли, позиционирования, вывода продукции на иностранные рынки, сохранения персонала и получения льгот в условиях пандемии, а также по вопросам цифровизации и автоматизации бизнеса.

Медиация.

Досудебное урегулирование споров участников торговли.
Медиация означает «посредничество» и происходит от английского слова «mediate» (посредничать, осуществлять посредническую деятельность). Медиация является альтернативным внесудебным способом урегулирования спора с участием независимого посредника – медиатора.

Процедура медиации может быть инициирована любой стороной отношений. Нет запрета на применение медиации в случае уже начавшегося судебного разбирательства.

Руководитель общественной приемной рассматривает поступившие инициативы о проведение процедуры медиации, знакомится с обстоятельствами дела и обеспечивает достижение консенсуса между участниками процесса.

Условие о решении споров посредством медиации может быть также зафиксировано сторонами договорных отношений в соответствующем договоре.

Противодействие незаконной торговле

Одной из стратегических задач общественной приемной является защита отрасли и государства от действий недобросовестных предпринимателей. Продавцам, незаконно сбывающим товары, грозит ответственность сразу по трем кодексам. Так, может быть наложен штраф до 500 000руб., налоговые санкции от 400 000руб., уголовная ответственность до 60-ти месяцев исправительных работ. Только за 2019 год в Москве были закрыты более 10 000 мест незаконной торговли и выписаны штрафы в размере более 15млн.руб. На самом деле незарегистрированных продавцов во много раз больше. Сотрудники общественной приемной имеют большой опыт пресечения подобных правонарушений и готовы оперативно отреагировать на любое заявление. Наши эксперты докажут нарушение закона и инициируют применение мер. Совместно с соответствующими органами будут организованы выездные рейды для проверки мест торговли, документов сотрудников и качества продукции и услуг. Мы можем добиться возмещения убытков и компенсации морального вреда, взыскания неустойки.

Читайте также:
Покупка электромобиля может спасти от транспортного налога

Общественная приемная защищает права как действующих, так и будущих предпринимателей. Вы можете бесплатно получить юридическое сопровождение (медиацию) стартапа, консультацию по выбору надежных контрагентов и партнеров. Вы можете обратиться в приемную в случае если вам необходимы инвестиции для вашего бизнеса. Мы обеспечим приток новых финансовых средств на основе фандрайзинга и гарантируем добросовестность всех участников инвест-проекта.

Взаимодействие с госорганами

Предпринимательское сообщество и предпринимательское право находится в постоянном процессе совершенствования. Партнерские взаимоотношения между бизнесом и властью позволит снять многие барьеры для развития экономики Российской Федерации. Общественная приемная обеспечивает формирование позиции предпринимателей и экспертизу законопроектов, принятие которых способно повлиять на развитие торговли в Москве и РФ. Также сотрудники общественной приемной проверяют законность решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, и других органов, наделенных полномочиями. В случае подтверждения нарушения прав предпринимателя сотрудники общественной приемной добьются признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Спасибо за ваше обращение!

Вы успешно отправили обращение, скоро мы его рассмотрим, спасибо.

Свобода сидельцам, родина — беглецам: чем помог и чем не помог предпринимателям Титов

Успехи и провалы бизнес-омбудсмена

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Сегодня исполняется девять лет со дня назначения Бориса Титова на пост бизнес-омбудсмена, через год кончается его второй — и последний — срок. Насколько бизнесу стало легче жить после появления официального защитника, сказать сложно: уголовные дела по экономическим статьям по-прежнему возбуждаются, их фигуранты зачастую получают реальные сроки, а общественники фиксируют огромное количество предпринимателей, находящихся в СИЗО. Тем не менее, говорить о том, что не сделано совсем ничего, нельзя — усилиями Титова реализовано два масштабных проекта по защите бизнеса от уголовного преследования. О том, что удалось и что не удалось сделать уполномоченному по правам предпринимателей — в материале ПАСМИ.

22 июня 2012 года в России была учреждена должность уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей. Указом главы государства на этот пост был назначен Борис Титов. 21 июня 2017 года Владимир Путин продлил его полномочия еще на пять лет.

Согласно федеральному законодательству, одно и то же лицо не может быть назначено на пост бизнес-омбудсмена более чем на два срока подряд. Борис Титов уже заявил, что этот принцип для него является незыблемым, и в 2022 году он покинет кресло уполномоченного. Впрочем, в СМИ недавно появилась информация о досрочной отставке бизнес-омбудсмена — он якобы уйдет нынешним летом для того, чтобы сосредоточиться на выборах в Госдуму в качестве лидера «Партии роста», но сам Титов эти сообщения опроверг.

Кстати, вопрос о назначении Титова уполномоченным по правам предпринимателей был затронут в расследовании Алексея Навального, посвященному секретному объекту под Геленджиком, который прозвали “дворцом Путина”. Там отмечалось, что высокий пост был связан с покупкой Титовым виноградников близ поместья, которые он вернул спустя шесть лет якобы связанным с президентом России лицам. Эту информацию Борис Титов также назвал недостоверной. По его словам, сделка была коммерческой, а “расстрельную должность” бизнес-омбудсмена сложно считать подарком. Вспомним главные успехи и неудачи Бориса Титова на этой расстрельной должности за девять лет.

Усеченная амнистия

Одним из самых серьезных достижений бизнес-омбудсмена можно назвать амнистию предпринимателей 2013 года. Правда, инициатива Бориса Титова в ходе подготовки претерпела серьезные изменения. Изначально планировалось, что под амнистию попадут почти 111 тыс. бизнесменов, осужденных по 53 составам, а приурочить ее хотели к 26 мая, когда в России празднуется День предпринимателя. Но сроки сдвинулись из-за недовольства президента Владимира Путина рядом положений в первоначальной версии документа. О завершении работы над проектом глава государства объявил лишь 21 июня на Петербургском международном экономическом форуме, к тому времени речь в этом проекте шла уже о 5-6 тыс. арестантов и 27 статьях УК.

2 июля 2013 года Госдума приняла соответствующий закон, а 4 июля он вступил в силу. Амнистия касалась впервые осужденных и подследственных по делам о незаконном предпринимательстве, нарушении авторских прав, уклонении от уплаты налогов, мошенничестве в сфере кредитования. Обязательным условием было возмещение убытков потерпевшим. Действовать амнистия должна была в течение полугода. За это время на свободу вышли около 2,5 тыс. человек, сумма возврата имущества и убытков превысила 5,5 млрд рублей.

В 2018 году Борис Титов предложил провести еще одну экономическую амнистию. Главным доводом он назвал то, что предыдущая не затронула самую массовую для предпринимателей статью УК 159 — “Мошенничество”. Еще одна инициатива бизнес-омбудсмена была озвучена в 2019 году — она касалась масштабной уголовной амнистии к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. На свободу должны были выйти осужденные по экономическими статьям предприниматели, а также несовершеннолетние и пожилые арестанты. Но оба эти начинания реализованы не были и даже не рассматривались парламентом.

Читайте также:
ПФР назвала отчетность на будущий год

Судьбы возвращенцев

Между тем, в 2018 стартовал еще один масштабный проект Бориса Титова. Он касался бизнесменов, покинувших Россию, спасаясь от уголовного преследования, но желающих вернуться на родину. В феврале уполномоченный по правам предпринимателей провел в Лондоне закрытую встречу с беглыми бизнесменами, после чего передал российскому президенту список желающих вернуться в Россию из 16 фамилий. Еще один предприниматель публично назван не был — впоследствии им оказался Дмитрий Гранев, сбежавший в США после приговора по делу о взятке, которое, по его словам, было сфабриковано после отказа “подарить” алкогольный бизнес сотрудникам ФСБ..

Первым в Россию вернулся ростовский бизнесмен Андрей Каковкин, обвиняющийся в присвоении 10 млн рублей. Несмотря на гарантии Титова, его задержали прямо в аэропорту, но после вмешательства бизнес-омбудсмена отправили не в СИЗО, а под домашний арест. В августе 2018 уголовное дело против него было закрыто, но месяц спустя расследование возобновили — по требованию прокуратуры Ростовской области. 31 октября 2019 года суд признал Каковкина виновным в мошенничестве и приговорил к трем годам колонии. Борис Титов заявил, что шокирован приговором и обратился в Генпрокуратуру с просьбой о его пересмотре. Апелляционная инстанция заменила реальный срок на условный, а в кассации приговор был отменен — дело направлено на новое рассмотрение.

Между тем, сам “лондонский список” постоянно пополнялся — в ноябре 2018 в него включили еще девять человек, правда, примерно тогда же три беглых предпринимателя лишились защиты Титова. Как пояснила пресс-служба бизнес-омбудсмена, обвинения, предъявленные Евгению Рыжову, Виктору Ламашу и Азамату Кильдигушеву, не относятся к предпринимательскими статьям. Сами же они связали исключение из списка с протестом против назначения генерала МВД Александра Прокопчука президентом Интерпола.

В ноябре 2018 года аппарат Титова отчитался о 50 поступивших обращениях о намерении вернуться в Россию. Шесть предпринимателей это намерение уже осуществили. Кроме вышеуказанного Андрей Каковкина это были Эрнест Ким, Дмитрий Паньков, Сергей Капчук, Алексей Кузнецов и Анатолий Локтионов.

Судьба их сложилась по-разному. Екатеринбургский бизнесмен Сергей Капчук был признан виновным в мошенничестве, приговорен к двум годам условно и амнистирован в связи с годовщиной Победы. В попытках добиться оправдательного приговора он дошел до Верховного суда — весной текущего года дело предпринимателя отправили на новое рассмотрение в кассационную инстанцию.

Также условные сроки получили Эрнест Ким, Леонид Кураев и Алексей Кузнецов. Дела Дмитрия Панькова и Анатолия Локтионова закрыли за отсутствием состава преступления.

Также в 2019 году Следственный комитет прекратил ряд уголовных дел в отношении новых фигурантов “списка Титова”. Среди них — обвиняемый в неуплате налогов краснодарский бизнесмен Александр Ярчук, а также гендиректор и замглавы компании “Трест Коксохиммонтаж” Сергей Фуфаев и Георгий Лофицкий — им, кроме мошениичества, вменяли организацию преступного сообщества. А уголовное преследование тамбовских предпринимателей Михаила Ершова и Валерия Наумова по делам об особо крупном мошенничестве и неуплате налогов, прекратил лично Юрий Чайка, занимавший тогда пост генпрокурора.

Также в 2019 году на родину вернулись еще несколько предпринимателей, среди них — Леонид Кураев, Юлия Макурина и Роман Cтародубец. Последний недавно был приговорен к двум годам условно, о завершении дел двух первых не сообщалось.

Еще два бизнесмена успели воспользоваться гарантиями Титова в 2020 году: это вышеупомянутый Михаил Ершов и сахалинский предприниматель Алексей Латыпов, дело которого был также прекращено за отсутствием состава преступления. Затем начались коронавирусные ограничения, и в июне 2020 Борис Титов официально заявил о приостановке процесса возвращения беглых коммерсантов.

Двойное заблуждение

Последним, кто успел вернуться — уже в разгар пандемии ковида — стал бывший гендиректор лизинговой компании “Трансфин-М” Дмитрий Зотов. К бизнесу он никакого отношения не имел, тем не менее, получил гарантиии Бориса Титова на безарестное возвращение. Правда, 10 июня 2020 года Зотова все таки задержали — прямо в аэропорту — и отправили в СИЗО по делу о хищении у возглавляемой им ранее компании грузовых вагонов на сумму 2,8 млрд рублей.

Но вскоре бизнес-омбудсмену удалось добиться освобождения топ-менеджер. Борис Титов обратился к президенту России Владимиру Путину, тот дал поручение разобраться в ситуации генпрокурору Игорю Краснову. Глава надзора направил в Управление на транспорте МВД России по ЦФО требование об устранении нарушений УПК при расследовании уголовного дела в отношении Зотова. 2 июля Московская межрегиональная транспортная прокуратура потребовала устранить нарушения, на которые указал Краснов, а на следующий день следователь вынес решение об изменении Зотову меры пресечения на подписку о невыезде и незамедлительном освобождении из-под стражи.

Читайте также:
Приморские власти отказались от курортного сбора в санаториях

После освобождения Дмитрия Зотова с заявлением к Титову обратилось нынешнее руководство “Трансфин-М”. Там указывалось, что что бизнес-омбудсмен не знает всех обстоятельств дела, и Зотов вводит его в заблуждение. На это в аппарате бизнес-омбудсмена ответили, что в конфликте сторон будет разбираться суд, тогда как задача уполномоченного — дать бизнесменам возможность доказывать свою невиновность без опасения попасть в СИЗО.

А почти год спустя — 9 июня 2021 — бывший гендиректор был снова задержан. Как выяснилось, еще в феврале он стал подозреваемым по новому уголовному делу об особо крупном мошенничестве. Оно касалось хищения у “Трансфин-М” еще 1,22 млрд рублей — средства были выведены в офшорные компании путем заключения мнимых договоров на приобретение железнодорожных вагонов.

Сразу после задержания за Дмитрия Зотова снова вступился Борис Титов. Он заявил, что и первое, и второе дело — это перевод гражданско-правовых отношений в уголовное русло, а задержание — это способ оказать давление.

Наряду с бизнес-омбудсменом против изменения меры пресечения Зотову выступила прокуратура. В итоге Тверской суд отказался удовлетворять ходатайство следствия о помещении бывшего топ-менеджера под стражу, оставив его под подпиской о невыезде.

Между тем, расследование первого дела против Зотова было завершено еще в конце января — оно слушается в Никулинском суде Москвы. Как рассказал ПАСМИ представитель “Трансфин-М” адвокат Эдуард Исецкий, следствием собраны исчерпывающие доказательства того, что речь идет не о гражданско-правовом споре, а о хищении, так как по сути, бывший гендиректор вывел средства вверенной ему компании через мнимые сделки, а затем использовал эти деньги для приобретения на аффилированную с ним компанию парка вагонов.

Беззащитный бизнес

Между тем, если говорить об итогах девяти лет работы Бориса Титова уполномоченным по правам предпринимателей, можно привести цифры, которые он сам подготовил для доклада Владимиру Путину.

По итогам опроса, проведенного ФСО в марте 2021 года, о том, что российское законодательство не предоставляет достаточных гарантий для защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования, заявили 18% прокуроров, 61% юристов и 78% предпринимателей. При этом 4,8% юристов и 35,3% прокуроров заявили, что заключение под стражу по экономическим преступлениями является оправданным. 58% и 6,6% соответственно считают, что такую меру пресечения по этим статьям избирать нельзя, остальные высказали мнение, что арест возможен в исключительных случаях.

На этом фоне не удивительны данные ОНК Москвы о рекордном количестве предпринимателей, находящихся в столичный СИЗО — бизнесмены составляют 15% от числа всех арестованных.

Два года назад ПАСМИ предложило дать оценку работе Бориса Титова своим читателям, за это время в опросе приняли участие почти 3 тыс. человек.

79% респондентов считают, что Титов не справляется со своими обязанностями на посту бизнес-омбудсмена, противоположного мнения придерживаются 9%. Затруднились ответить 12% опрошенных.

Если у вас есть информация о незаконном силовом давлении на бизнес — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Сделать остановку

Напомним, что, согласно постановлению мэра, которым утверждаются условия концессии на строительство объектов дорожного сервиса, до 31 августа 2022 года должно быть создано 250 “умных” остановок, из которых только на 156 предусмотрен дополнительный сервис – организация питания и торговля предметами первой необходимости (“РГ” писала об этом в N203 от 10.09.2020). По данным департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии, все 250 остановок будут выставлены на торги одним лотом. Предполагается, что концессионер вложит в их создание 368 миллионов рублей. В мэрии утверждают, что само концессионное соглашение никак не связано с демонтажом объектов.

Однако субъекты МСБ полагают, что с приходом концессионера существующие киоски и ларьки снесут, а предприниматели останутся не у дел. Представители Новосибирского отделения Ассоциации малоформатной торговли России заявили, что реализация соглашения приведет к закрытию свыше 600 торговых объектов, и 2 500 человек лишится работы. В региональное отделение “Опоры России” уже поступают сигналы о расторжении договоров аренды с владельцами киосков в одностороннем порядке. По словам руководителя отделения Наталии Кошелевой, предпринимателям говорят, что для размещения остановки необходимо очистить прилегающую к ней территорию.

При этом принятый в связи с пандемией коронавируса федеральный закон N166 дает субъектам МСБ право продлевать договоры аренды земельных участков до трех лет.

В аппарате регионального бизнес-омбудсмена отметили, что вопросы размещения нестационарных торговых объектов в Новосибирске остаются одними из самых актуальных.

– В этом году к нам поступило коллективное обращение от предпринимателей, которые ведут торговлю в местах планируемого размещения “умных” остановок. Реализация проекта предусматривает заключение концессионного соглашения, условия которого могут оставить малый бизнес за рамками этого процесса. Безусловно, ограничения, которые ведут к сокращению числа субъектов предпринимательства и рабочих мест, всегда негативно отражаются на экономике, – подчеркивает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат. – По нашей инициативе проблема неоднократно обсуждалась на разных уровнях, в ходе круглых столов, совещаний и личных встреч. Главная цель – найти механизм, который позволил бы сохранить действующим предпринимателям их бизнес.

Читайте также:
Аналитик объяснил, чего ждать от повышения НДФЛ

Этот вопрос стал основным на недавней встрече мэра Новосибирска Анатолия Локтя с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, который напомнил, что федеральное законодательство позволяет приостановить вступление в силу решений и нормативных актов муниципальных органов. Этот механизм, отметил бизнес-омбудсмен, применялся в ряде городов, в том числе в Москве, Саратове, Калининграде. Пострадавшие предприниматели получили компенсации.

– Решение по “умным” остановкам принято. Но надо соблюдать закон и интересы бизнеса, который уже многие годы работает на этих местах, – заявил Борис Титов, подводя итоги встречи. – Если мэрия и предприниматель не смогут прийти к единому решению по конкретному торговому объекту, то нужно обсуждать компенсационные места.

Представители МСБ настаивают на том, чтобы предприниматели, работающие сейчас на остановках, получили приоритетное право (без торгов) участвовать в проекте создания “умных” остановок либо земельный участок в качестве компенсации. Как пояснил начальник управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Новосибирска Максим Леоненко, концессионным соглашением предусмотрено, что концессионер может сдавать в аренду павильоны при “умных” остановках представителям малого бизнеса. В свою очередь субъекты МСБ смогут обратиться к единому оператору и заключить с ним договор на использование павильонов.

Мэр Анатолий Локоть пообещал, что все вопросы будут решаться вместе с предпринимателями. Вчера эту тему обсудили на заседании общественного совета по защите прав МСБ при прокуратуре города.

– Будем работать с учетом интересов предпринимателей и обязательно в рамках закона. План дальнейших действий сформируем после встречи с бизнесменами, чтобы ничьи права не оказались ущемлены, – заявил глава города.

Николай Мамулат, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области:

– Сегодня большая роль отводится реализации нацпроекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы”. Его основная цель – снижение административной нагрузки на бизнес, расширение имущественной поддержки, а также создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Нужно обеспечивать поддержку малых форматов торговли – павильонов и киосков, особенно сейчас, в период пандемии. Развитая городская инфраструктура без этого невозможна.

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

  • Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки
  • Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке
  • Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?
  • Документы, интересующие трудовую инспекцию
  • Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки

Пожаловаться в ГИТ может как действующий, так и уволенный работник. О том, кто именно подал жалобу, инспектора сообщат только в случае, если работник не выразил желания скрыть свою личность (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника не предполагают возможность ее прекращения в связи с отзывом жалобы. Устранение работодателем нарушений может быть учтено при назначении административного наказания.

При поступлении жалобы ГИТ вправе провести в отношении работодателя внеплановые контрольные мероприятия в форме документарной или выездной проверки. Форма контроля зависит от того, возможно ли объективно оценить действия работодателя только по документам или же необходимо посетить предприятие (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон 294-ФЗ).

ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).

Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется.

Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней. Этот срок не продлевается. Но количество таких проверок в год не ограничено.

Порядок проведения внеплановой проверки госинспекцией по труду разъяснил В. И. Неклюдов – инспектор по труду Нижегородской обл. Ознакомьтесь с мнением чиновника в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке

Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).

Читайте также:
Медведев предлагает придумать поддержку от государства, чтобы восстановить сельхозземли

ГИТ не вправе требовать:

  • нотариально удостоверенные копии документов;
  • документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • документы, которые возможно получить в порядке межведомственного взаимодействия.

После исполнения запроса возможно 2 варианта:

  1. По результатам проверки оформляется акт; в случае выявления нарушений работодателю выдается предписание, и он привлекается к административной ответственности.
  2. Работодателю предлагается представить пояснения и дополнительные документы в связи с выявлением противоречий, неточностей, ошибок в ранее представленных документах.

Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:

  • работодатель проигнорировал предложение дать пояснения;
  • представленные пояснения не устранили выявленные противоречия, ошибки и неточности.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?

Выездным проверкам посвящена ст. 12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения.

С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):

  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспекторы ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ).

Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст. 15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т. д.

Документы, интересующие трудовую инспекцию

Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.

Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.

Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.

Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.

Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

ТК РФ умалчивает о сроках обращения работника в трудовую инспекцию. В ст. 392 кодекса установлены лишь сроки обращения в суд, которые, в сущности, являются сроками исковой давности.

В связи с этим распространена ситуация, когда работник подает жалобу в ГИТ по истечении указанных сроков. Трудовая инспекция по жалобе проверку проводит и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание.

Хотя по сути ГИТ является надзорным органом, а не органом по разрешению трудовых споров, на практике такие предписания успешно обжалуются в суде. Так, суды поясняют, что цель предписаний — защита нарушенных прав сотрудника. Для самостоятельной их защиты установлены сроки исковой давности. Действуя в интересах работника, ГИТ должна также соблюдать эти сроки. Возможность обращаться в инспекцию в течение неопределенного срока позволила бы работникам злоупотреблять своим правом на защиту.

Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.

Жалоба работника в ГИТ может повлечь за собой как запрос документов, так и внезапное появление контролеров на пороге предприятия. Но инспектора ГИТ не только наделены властными полномочиями, но и обязаны следовать установленной в законе процедуре. Работодателям рекомендуется внимательно изучить права и обязанности ГИТ в рамках проверок, а также свои права и обязанности.

Проверки ГИТ в 2021 году: новые правила и сроки

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.

Читайте также:
Льготы россиян в текущем году уже превысили три триллиона рублей

Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.

С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):

  • 1 раз в 2 года – при высоком риске;
  • 1 раз в 3 года – при значительном риске;
  • 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
  • 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.

Плановые проверки в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. Причем если работодатель не отнесен к определенной категории, он считается отнесенным именно к категории низкого риска.

Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения о присвоенных организациям и ИП категориях риска размещаются на официальном сайте Роструда. Например, с перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска на 01.07.2021, можно ознакомиться здесь .

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей госинспекциями труда.

2. По новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.

3. Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году.

4. Внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

5. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ.

6. С 2021 года ГИТ могут проводить и такие контрольные мероприятия, как инспекционный визит и рейдовый осмотр.

7. С 2021 года сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими существенным образом сокращены.

Отметим, что с 2020 года плановые проверки в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не проводятся (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). Таким образом, в ежегодный план проверок включаются только работодатели, отнесенные к среднему и крупному бизнесу.

Исключение составляют представители малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения (в соответствии с КоАП РФ) или к наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Такие субъекты малого бизнеса также включаются в план проверок на общих основаниях.

Внеплановые проверки работодателей

В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.

Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Читайте также:
Патентная система может быть расширена

Новые механизмы контроля за работодателями в 2021 году

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

В то же самое время арсенал инспекторов ГИТ дополнился такими новыми (для проведения проверок в сфере трудовых правоотношений) контрольными мероприятиями, как инспекционный визит и рейдовый осмотр (п. 35 Положения).

Под инспекционным визитом понимается краткосрочная (не более 1 дня) проверка на территории работодателя, в ходе которой инспекторы могут проводить осмотр производств и помещений, опрос работников и администрации, получение письменных объяснений и истребование документов.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя, который обязан обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в принадлежащие ему здания, сооружения и помещения.

Еще одна новая для ГИТ форма контроля – рейдовый осмотр, под которым понимается краткосрочная проверка всех работодателей, расположенных на определенной территории. Например, в пределах района муниципального образования или областного центра. В ходе рейда инспекторы вправе проводить осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, а также назначать экспертизу (п. 42 Положения).

Работодатели обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к своим производственным объектам, указанным в решении о проведении рейда, а также во все помещения, за исключением жилых.

При этом и инспекционный визит, и рейдовый осмотр осуществляются только на внеплановой основе (п. 35 Положения). Эти мероприятия проводятся по согласованию с прокуратурой, но о своем визите инспекторы работодателей уведомлять не обязаны.

Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года

Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.

Нарушения работодателей, которые не прощает трудовая инспекция

С 1 июля 2018 года все плановые проверки ГИТ проходят с применением проверочных листов. Если вы увидели свою компанию в плане проверок на очередной год, то сразу начинайте к ней готовиться. Но большая часть проверок — внеплановые. И для их проведения есть свои специфические основания.

Каждая компания должна знать о том, что существуют плановые и внеплановые проверки. Их главное отличие — в основаниях. Для плановой проверки таким основанием является план, который согласуется с прокуратурой и ежегодно публикуется на сайте ГИТ соответствующего субъекта.

Плановая проверка должна ограничиваться вопросами из проверочных листов. Начинается проверка с распоряжения о проверке, в котором указано, кого к вам направляют, и вы можете сравнить написанное с удостоверением, которое предъявляется уже на месте. В распоряжении также указываются номера проверочных листов.

Более подробно вы можете ознакомиться:

Если вас интересуют проверки не только инспекции по труду, но и МВД, Роспотребнадзора, то лучше смотреть сразу сводный план проверок на сайте Генпрокуратуры.

Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев

О чем вам обязательно нужно знать:

  • После введения риск-ориентированного подхода при проведении проверок всех работодателей, в зависимости от их «поведения», поделили на 5 категорий рисков.

Задача бизнеса — проводить профилактические мероприятия в плане соблюдения законодательства, чтобы не попасть в категорию работодателей с высоким и значительным риском.

  • Частота проверок зависит от того, к какой категории риска относится работодатель.
Читайте также:
Макаров заявил о необходимости пенсионной реформы

Если деятельность компании или ИП отнесли к категории низкого риска, то плановые проверки у них не проводятся.

  • Коэффициент добросовестного поведения работодателя складывается из многих факторов: отраслевая принадлежность, факты нарушений по выплате заработной платы, наличие несчастных случаев на производстве и т.д.

Но работодатель может повлиять на то, к какой категории риска его отнесут — все зависит от того, какого рода нарушения у него выявляются в ходе проверки.

Основания для внеплановых проверок ГИТ

Большая часть проверок — это все же внеплановые проверки. И на их проведение есть разные основания — все они перечислены в ст. 360 ТК РФ.

Как правило, информация, которая служит основанием для внеплановых проверок, поступает не только от работников, чьи права нарушаются. На компанию или ИП могут жаловаться другие инспекционные органы — например, ФНС. Вопросы могут вызвать нулевые значения по спецоценке. ФНС с этой информацией сделать ничего не может, но зато она вправе передать ее ГИТ. В свою очередь Пенсионный фонд обязан сигнализировать ГИТ о нарушениях в передаче сведений о трудовой деятельности.

Конечно, работодателю важно не только узнать о самой внеплановой проверке, но и понять, что послужило основанием для ее проведения.

О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить работодателя заранее. И сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала. Но также есть региональные сайты ГИТ, где в начале месяца публикуется информация о старте проверок. Поэтому полезно периодически мониторить такие ресурсы.

Есть только несколько оснований для проведения внеплановой проверки без уведомления:

Основание № 1. Известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Чем интересен новый регламент Роструда

В 2019 году появился новый административный регламент Роструда от 13.06.2019 № 160, в котором объясняется, что означает вред жизни и здоровью в понимании ГИТ.

Ранее под этим понимали исключительно нарушение правил охраны труда. Но впервые в п. 91 Приказа Роструда РФ от 13.06.2019 № 160 прописано, что это понятие включает:

  • невыплату зарплаты, ее отдельных составных частей;
  • непредставление оплачиваемых отпусков;
  • нарушение режима труда и отдыха;
  • уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
  • необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования;
  • отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
  • непроведение спецоценки условий труда;
  • непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Основание № 2. Зявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

Какие нарушения допускают работодатели

Остановимся на наиболее распространенных нарушениях, которые не останутся без внимания инспекторов.

1. Вы не соблюдаете перечень документов, которые требуются при приеме на работу.

Перечень документов, обязательных для приема на работу, обозначен в ст. 65 ТК РФ. Работодатели часто совершают большую ошибку, когда оформляют на работу человека еще до того, как он предоставляет весь комплект необходимых документов.

В результате возникают два серьезных риска:

  • Вы можете принять сотрудника на работу раньше, чем он уволится на предыдущей работе.
  • Не видя документов, вы принимаете сотрудника на работу, для которой установлены требования к квалификации. Вполне возможно, что на начальном этапе сотрудник предоставляет соответствующую анкету, и в ней вас все устраивает. Позже, заполняя личную карточку Т-2, вы требуете у него необходимые документы, а их нет.

Работать с такими рисками нужно только на предупреждение.

Чтобы не допускать нарушений при приеме на работу, нужно в правилах внутреннего трудового распорядка компании обратить внимание на раздел «Прием на работу». Важно, чтобы в перечне документов, которые вы запрашиваете у соискателя, не оказалось тех, которые не предусмотрены законодательством. Так, например, нельзя просить ИНН работника, свидетельство о рождении ребенка.

2. Вы забываете о том, что работника нужно ознакомить с локальными нормативными актами.

В данном случае речь идет о локальных нормативных актах, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. С ними, согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ, сотрудник должен ознакомиться до подписания трудового договора.

Электронный формат ознакомления пока предусмотрен только для дистанционных работников. С 5 мая 2020 года такой формат также могут применять компании, которые участвуют в пилотном проекте по внедрению электронного кадрового документооборота. Все остальные работодатели должны знакомить сотрудников с документами под роспись.

Читайте также:
Льготы россиян в текущем году уже превысили три триллиона рублей

Реализовать это требование можно разными способами. Наиболее приемлемый — с помощью листов ознакомлений под текстом локального нормативного акта.

Евгения Конюхова, эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, советует в начале листов ознакомлений предусмотреть такую преамбулу: «До подписания трудового договора с ознакомлен. ФИО, дата, подпись».

Возможен и другой вариант ознакомления — когда работник ставит роспись в отдельном листе ознакомлений в журналах ознакомлений.

Некоторые работодатели предпочитают брать заявление от работников, в нем перечисляются все акты, с которыми он ознакомился.

Электронные трудовые книжки, штатное расписание, учет личных дел сотрудников, кадровая отчетность, списочная и среднесписочная численность и другие возможности в одной программе.

3. Вы не прописываете в договоре трудовую функцию.

Инспекторы часто просят, чтобы в трудовом договоре была указана не просто должность, профессия, специальность, но и конкретный вид поручаемой работы.

Есть два варианта, как это можно сделать:

  • Указать название должности и профессии и одним предложением описать, чем человек занимается на работе.
  • Написать, что при выполнении трудовой функции на конкретной должности работник также обязан руководствоваться действующей должностной инструкцией.
4. Вы неправильно прописываете в трудовом договоре оплату труда.

Если в компании безналичный способ выплаты заработной платы, то об этом обязательно нужно упомянуть в трудовом договоре. При этом важно упомянуть о том, что выплаты осуществляются в кредитную организацию, указанную в заявлении работника. А вот привязку к зарплатному проекту в трудовом договоре лучше не делать.

В трудовом договоре важно сделать акцент на то, что деньги переводятся в ту кредитную организацию, которая указана в заявлении работника. Это необходимо для соблюдения ст. 136 ТК РФ, которая запрещает «зарплатное рабство». Ведь с недавних пор компанию могут оштрафовать за то, что она отнимают у работника право выбрать другую кредитную организацию для перевода зарплаты.

5. В документах вы не вносите ясность в вопрос о тарифных ставках, размерах окладов.

Если для работников предусмотрены надбавки, то они прежде всего должны быть хорошо прописаны в локальных нормативных актах, как того требует ст. 135 ТК РФ.

В трудовом договоре достаточно обозначить название этих выплат: премия по итогам работ, доплата за работу в ночное время и т.д.

6. Вы используете один шаблон документов для всех сотрудников, забывая об особенных категориях.

В частности, есть такие категории работников, как водитель, экспедиторы, курьеры, у которых разъездной характер работы. Эту деталь часто забывают указывать в документах.

7. Вы забываете о том, что содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора.

Часто в ст. 65 ТК РФ работодатели игнорируют два важных требования:

  • Содержание приказа должно быть согласовано с условиями трудового договора. Например, случается так, что в трудовом договоре нет структурного подразделения, а в приказ о приеме на работу его включают.
  • С приказом о приеме на работу нужно знакомить в трехдневный срок с даты фактического начала работы, а не с даты подписания трудового договора.
8. Вы не затрагиваете вопрос индексации заработной платы.

Коммерческие организации производят индексацию зарплаты в порядке, установленном локальным нормативным актом, соглашением, коллективным договором.

Однако соглашения, коллективного договора может не быть. При этом должен быть любой локальный нормативный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение по индексации и т.д.). В этом акте вам нужно самостоятельно ответить на ряд вопросов: какова периодичность индексации в вашей компании, какой размер индексации, какая часть заработной платы будет индексироваться.

9. Вы путаетесь в сроках выплаты заработной платы.

Прежде всего вы должны установить сроки выплаты. Конкретная дата выплаты зарплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

10. Вы перечисляете зарплату не в те дни, в которые нужно.

Если у вас безналичный способ выплаты, деньги нужно перечислять строго в те дни, которые указаны как дни выплаты зарплаты. Исключение, согласно ст. 136 ТК РФ, может быть только одно — когда день выплат совпадает с выходным или праздничным нерабочим днем. Тогда выплаты производятся накануне этого дня.

Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: