Банки с низким капиталом лишатся права выдачи гарантии налоговой уплаты

Банковские гарантии по уплате налогов

Постановление Правительства РФ №539 от 03.05.2018

Из перечня критериев, в зависимости от которых устанавливаются максимальные суммы одной и всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком в целях обеспечения уплаты налогов, исключен критерий величины собственных средств (капитала) банка. Одновременно предписано учитывать критерий участия банка в системе страхования вкладов физлиц, нахождение под контролем ЦБ РФ или Российской Федерации, а также наличие кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале.
Внесено изменение в пункт 1 Постановления Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 874 «О максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов». Начало действия – 12.05.2018.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться не только залогом имущества, поручительством, блокировкой банковского счета, арестом имущества и др., но и банковской гарантией. Это установлено статьей 74.1 НК РФ.

Посредством банковской гарантии обеспечивается:

  • возврат возмещаемого НДС. Плательщикам НДС предоставляется право в заявительном порядке вернуть сумму НДС, подлежащего возмещению еще до окончания камеральной проверки, если они предоставят гарантию в пользу налогового органа (ст.176.1 НК РФ);
  • уплата акцизов. Производители определенных видов продукции (алкогольной и подакцизной) освобождаются от перечисления авансового платежа при предоставлении соответствующего обеспечения (ст. 204 НК РФ).

Банковская гарантия в пользу налоговых органов должна отвечать ряду обязательных требований:

  • гарантия должна быть безотзывной и без передачи обязанности ее исполнения третьим лицам;
  • сумма гарантии должна обеспечивать основное обязательство и налоговые санкции;
  • срок действия гарантии должен истекать не ранее чем через 6 месяцев со дня окончания срока исполнения субъектом обязанности по уплате налога;
  • банк не вправе отказать налоговому органу в возмещении;
  • гарантия должна предусматривать применение налоговыми органами мер для взыскания с банка сумм, если он не исполняет в установленный срок требования об уплате налогов по гарантии.

К числу особенностей налоговых гарантий относятся банки, которые их предоставляют. Статьей 74.1 НК РФ предписано, что это должны быть финансово устойчивые кредитные учреждения, в зависимости от чего и устанавливаются максимальные суммы одной и всех одновременно действующих гарантий, которые они вправе выдать.

В соответствии с внесенными изменениями размеры этих сумм таковы:

Установленные критерии для банков

Размер одной гарантии от одного банка

Размер всех гарантий от одного банка

Для банков, не участвующих в системе страхования вкладов, не находящихся под контролем ЦБ РФ или России и не имеющих необходимого рейтинга

0,01% собственных средств (капитала) банка

0,1% собственных средств (капитала)

Для банков – участников системы страхования вкладов, не находящихся под контролем ЦБ РФ или России и не имеющих необходимого рейтинга

0,1% собственных средств (капитала)

1% собственных средств (капитала)

Для банков, являющихся участником системы страхования вкладов, имеющих уровень кредитного рейтинга не ниже «BBB-(RU)» по шкале АКРА и (или) «гuВВВ-» по шкале «Эксперт РА»

2% собственных средств (капитала)

10% собственных средств (капитала)

Для банков – участников системы страхования вкладов, находящихся под контролем ЦБ РФ или России и (или) имеющих уровень кредитного рейтинга не ниже «A-(RU)» по шкале АКРА и (или) «ruА-» по шкале «Эксперт РА»

5% собственных средств (капитала)

Читайте также:
Инвесторы в облигации и ПИФы избавятся от НДФЛ

20% собственных средств (капитала)

Банки, которые уполномочены выдавать банковские гарантии для налоговых органов, внесены в специальный реестр Минфина РФ.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Статья 74.1. Банковская гарантия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 74.1, вступающей в силу с 1 октября 2013 г. и применяющейся к банковским гарантиям, выданным после дня вступления в силу названного Федерального закона

Статья 74.1. Банковская гарантия

ГАРАНТ:

1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налога может быть обеспечена банковской гарантией.

2. В силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога, и соответствующих пеней в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по представленному налоговым органом в письменной форме или электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требованию об уплате этой суммы.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 28 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 470-ФЗ

3. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье – перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;

3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 28 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 470-ФЗ

4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Настоящий подпункт не применяется к банкам, в отношении которых реализуются меры по предупреждению банкротства, осуществляемые с участием Центрального банка Российской Федерации или государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 28 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 470-ФЗ

4. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Читайте также:
Для работающих пенсионеров отменят страховые взносы?
Информация об изменениях:

Пункт 4.1 изменен с 29 октября 2019 г. – Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

4.1. Предоставление банковской гарантии также осуществляется государственной корпорацией развития “ВЭБ.РФ” (гарантом) без предъявления к ней требований, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных государственной корпорацией развития “ВЭБ.РФ”, для принятия указанных гарантий налоговыми органами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 74.1 дополнена пунктом 4.2 с 28 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 470-ФЗ

4.2. В течение срока реализации утвержденного Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” плана участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (далее в настоящей статье – план по предупреждению банкротства банка), включенного в перечень на дату утверждения плана по предупреждению банкротства банка, и при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности этого банка банковскими гарантиями этого банка может обеспечиваться исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога вне зависимости от соответствия (несоответствия) банка установленным подпунктами 2 и 3 пункта 3 настоящей статьи требованиям. Сведения о факте и дате утверждения плана по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень, и сведения о факте и дате принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности этого банка в течение срока реализации плана по предупреждению банкротства банка направляются Центральным банком Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации не позднее чем в течение пяти дней со дня принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности этого банка.

В течение срока реализации плана по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень на дату утверждения Советом директоров Центрального банка Российской Федерации плана по предупреждению банкротства банка, этот банк не исключается из перечня при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности этого банка.

В случае, если банк, включенный в перечень на дату утверждения в отношении этого банка плана по предупреждению банкротства банка, исключен из перечня до дня принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности этого банка в течение срока реализации плана по предупреждению банкротства банка, этот банк включается Министерством финансов Российской Федерации в перечень не позднее чем в течение пяти дней со дня получения от Центрального банка Российской Федерации сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 130-ФЗ в пункт 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

1) банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;

2) банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены настоящей статьей;

3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной банковской гарантией, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

Читайте также:
ПФР посчитает эффективность льгот

4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

5) банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

6. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налогоплательщиком, исполнение обязанности которого по уплате налога обеспечено банковской гарантией, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

7. Обязательство по банковской гарантии подлежит исполнению гарантом в течение пяти дней со дня получения им требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

8. Гарант не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (за исключением случая, если такое требование предъявлено гаранту после окончания срока, на который выдана банковская гарантия).

Информация об изменениях:

Пункт 8.1 изменен с 28 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 470-ФЗ

8.1. Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, включенным в перечень, для принятия указанных гарантий налоговыми органами устанавливаются Правительством Российской Федерации в зависимости от величины собственных средств (капитала), значений обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, и иных критериев, в том числе предусмотренных настоящей статьей.

Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных включенным в перечень банком, в отношении которого Советом директоров Центрального банка Российской Федерации утвержден план по предупреждению банкротства банка и принято решение о гарантировании непрерывности его деятельности в течение срока реализации плана по предупреждению банкротства банка, для принятия указанных гарантий налоговыми органами в течение срока реализации плана по предупреждению банкротства банка устанавливаются в соответствии с абзацем первым настоящего пункта на последнюю квартальную отчетную дату, предшествующую дате утверждения Советом директоров Центрального банка Российской Федерации плана по предупреждению банкротства этого банка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 9 статьи 74.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

9. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении банковских гарантий, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

ВС рассказал, что станет с банковской гарантией после краха банка

В одном из недавних дел экономколлегия ВС разъяснила, как разрешать споры, когда обанкротившийся банк требует у принципала доплатить за когда-то полученную банковскую гарантию. Три инстанции отказали «БФГ-Кредиту», который подал к «Технострою» иск на 14,7 млн руб. (дело № А40-75361/2017). С 2014 года компания получала у банка обеспечение, необходимое для господрядов, – она занималась строительством детских садов, школ и других объектов.

Читайте также:
НДС дойдет до двух десятков процентов

Но за гарантии «Технострой» полностью не рассчитался, он остался должен «БФГ-Кредиту». Банк решил отсудить долг уже после того, как лишился лицензии и был объявлен несостоятельным. Но три инстанции ему отказали. Они сочли, что со дня отзыва лицензии «БФГ-Кредит» уже не мог выполнять обязательства по банковским гарантиям, в том числе платить бенефициару. Учреждение не вправе требовать вознаграждения за услуги, если эти услуги запрещены законом, объяснили суды.

С ними не согласилась экономколлегия. Она напомнила, что отзыв лицензии и банкротство не прекращают обязательств банка перед кредиторами. Наоборот, бенефициар может получить исполнение в порядке и размере, которые установлены законом о банкротстве. Конечно, это будет только часть денег и с нарушением срока, но банковская гарантия не утратила свое назначение, говорится в определении.

Конечно, это не то обеспечение, которое может выдать надежный банк, у которого нет проблем с ликвидностью. Качество банковской гарантии очевидно упало. Но и подрядчик успел получить выгоду, потому что получал госконтракты с помощью неоплаченных гарантий. Поэтому Верховный суд предписал оценить, что исполнил по договору банк, а что принципал и насколько это эквивалентно. Для этого, возможно, нужно было привлечь специалистов или назначить экспертизу, которая бы определила экономическую эффективность гарантий на протяжении всего периода их действия, указала экономколлегия. Она направила дело на новое рассмотрение, чтобы первая инстанция определила, какая сумма причитается «БФГ-Кредиту».

«С одной стороны, после банкротства банка качество банковских гарантий упало. С другой стороны, подрядчик тоже успел получить свою выгоду», – экономколлегия.

Верховный суд не пошел формальным путем и не стал отказывать банку, поставив в более выгодное положение принципала, говорит Александр Беляев из КСК групп КСК групп Федеральный рейтинг. группа Частный капитал группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) 17 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 37 место По выручке × . Как считает юрист, плату за комиссию можно будет взыскать с учетом срока, в течение которого она обеспечивала исполнение по госконтракту, пока от нее не отказался госзаказчик.

Верховный суд и правда последователен и логичен, но на практике оценить гарантию будет сложно, полагает Антон Помазан из BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Международные судебные разбирательства группа Фармацевтика и здравоохранение группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Уголовное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 4 место По выручке 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По количеству юристов Профайл компании × . «Полагаю, ее стоимость будет стремиться к нулю и мало кому будет интересно ее взыскивать», – предполагает эксперт. По его словам, позиция ВС пригодится в более редком случае, когда банк без лицензии находится в процедуре принудительной ликвидации в связи с достаточностью имущества, а не в процедуре конкурсного производства. Тогда бенефициару повезет: он сможет получить все деньги, хотя и с отсрочкой.

Читайте также:
Концессионеру на УСН нужно платить НДС

Банкам предложили увеличить налоговые выплаты в бюджеты регионов

Правительство России поддержало инициативу региональных депутатов, предложивших вновь обязать кредитные и некредитные финансовые организации уплачивать налог на недвижимость, которая не используется в основной деятельности. Положительное заключение с требованием небольших доработок получили поправки в Налоговый кодекс, разработанные Самарской губернской думой. Заключение правительства на законопроект есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил собеседник в аппарате правительства.

Банки не платят налог на имущество с недвижимости, полученной по договорам залога или уступки, в результате региональные бюджеты недополучают средства. По мнению самарских депутатов, действующая версия Налогового кодекса дает финансовым организациям необоснованную выгоду в сравнении с компаниями из других секторов экономики.

Дело в том, что один из признаков отнесения имущества к основным средствам и возникновение обязанности платить налог — срок использования недвижимости больше года. А особенности бухучета для финансовых организаций не содержат временных ограничений для объектов имущества, что «позволяет им уходить от налога на имущество организаций», считают авторы законопроекта. Кроме того, банки могут держать недвижимость вне основных средств и сдавать ее в аренду, получая доход без уплаты налога.

Депутаты предлагают обложить налогом недвижимость, которую банки держат на балансовых счетах без назначения или для продажи более года или с которой получают прибыль, например от сдачи в аренду. Правительство эти предложения поддержало, но указало, что одновременно необходимо предусмотреть освобождение финансовых организаций от налога на движимое имущество.

В ЦБ, ФНС и Минфине не ответили на запрос РБК.

С какого имущества банки не платят налоги

Налог на имущество организаций платят с недвижимости, которая учитывается на балансе в качестве основных средств. У банков свой план счетов, и они учитывают некоторое имущество так, что оно выпадает из базы налога на имущество:

  • это недвижимость, временно не используемая в основной деятельности;
  • долгосрочные активы, предназначенные для продажи;
  • средства, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено.

Некредитные финансовые организации могут засчитывать недвижимость как инвестиционное имущество, долгосрочные активы, предназначенные для продажи, или средства, полученные по договорам отступного, залога и т.д.

Такие условия налогообложения действуют для банков с 1 января 2016 года в соответствии с положением Банка России (для некредитных организаций с 2017 года). Возможность не платить налог на имущество банками в определенных ситуациях подтверждал Минфин в 2017 году, в ведомстве тогда особо отмечали, что получают «многочисленные обращения от кредитных организаций по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество».

По оценкам самарских депутатов, область на следующий год после вступления в силу новых правил учета недвижимости получила выпадающие доходы из бюджета. Уже по итогам первого полугодия 2017 года кредитные организации из числа крупнейших налогоплательщиков региона снизили уплату налога на имущество на 75 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Почему это важно для регионов

Для банков недвижимость с точки зрения структуры баланса обычно не является существенной статьей, отмечает аналитик Fitch Антон Лопатин. Она учитывается в составе основных средств, которые в банковской системе составляют 1,3 трлн руб., отдельно учитывается инвестиционная недвижимость (около 200 млрд руб.), что-то еще может быть в составе прочих активов. В целом недвижимость составляет меньше 2% от активов банковской системы, указывает эксперт. Также инвестиции в недвижимость могут быть структурированы через ПИФы, балансовая стоимость которых в системе на 1 июня в районе 400 млрд руб.

Читайте также:
Пониженные тарифы страховых взносов распространяются на СНТ на УСН

Для регионов налог на имущества организаций, наоборот, важен, предельная ставка по нему — 2,2%. Этот налог входит в число доходных источников, которые существенны для регионов, говорит завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимир Климанов, хотя это не НДФЛ и налог на прибыль организаций, которые составляют основную часть доходов регионов, отмечает он.

«Плюсы этого налога для региональных бюджетов — это предсказуемость и устойчивость поступлений, особенно по сравнению с поступлениями по налогу на прибыль, которые чувствительны к финансовой ситуации в организациях», — указывает директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Шураков.

По итогам 2018 года имущественные налоги (на имущество организаций, имущество физлиц, транспортный и земельный налоги) обеспечили 13,7% налоговых и неналоговых доходов (ННД) консолидированных бюджетов российских регионов, приводит он статистику. У отдельных регионов эти налоги обеспечили более четверти ННД: в ЯНАО — 33,6%, в Ненецком АО и Республике Коми — 28,65 и 27,6% соответственно.

Банки, будучи основными кредиторами в экономике, соответственно, являются и основными держателями проблемных активов, говорит Шураков. «Теоретически, обязав банки уплачивать налоги на такое имущество, можно добиться сокращения сроков пребывания непрофильных активов на балансе банков. С другой стороны, это может привести к увеличению расходов банков, снижению эффективности стратегий работы с проблемными активами», — описывает плюсы и минусы предложения эксперт.

«Экономический смысл налога на имущество в том, чтобы субъект использовал имущество рационально. Налог мотивирует компанию не копить мертвый груз запасов, а заставлять имущество приносить прибыль. Однако здесь речь не идет о нерациональном использовании имущества, речь идет об обеспечении финансовых обязательств должников перед банком», — не согласен с предложением региональных депутатов руководитель практики налоговых споров МЭФ PKF Дмитрий Кириллов. Важно отделять имущество, которое временно оказывается в распоряжении банков в ходе банковской деятельности, от самой банковской деятельности, заключает он.

Банки с низким капиталом лишатся права выдачи гарантии налоговой уплаты

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 июля 2017 года N 874

О максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов

(с изменениями на 30 декабря 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 года N 386 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.04.2018, N 0001201804030031);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2018 года N 539 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.05.2018, N 0001201805040037);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 1758 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2018, N 0001201812310066) (вступило в силу с 1 января 2019 года).

В соответствии со статьей 74_1 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

1. Установить максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным пунктом 3 статьи 74_1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям, для принятия банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов:

Читайте также:
Движимое имущество могут оставить без налогов

для указанного банка, не являющегося участником системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О страховании вкладов в банках Российской Федерации” (далее – Федеральный закон о страховании вкладов), не находящегося под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации и не имеющего кредитного рейтинга (кредитных рейтингов), присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале одним (несколькими) кредитным рейтинговым агентством, внесенным Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, чья методология по осуществлению рейтинговой деятельности в отношении присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам подтверждена Центральным банком Российской Федерации на соответствие требованиям, предусмотренным Федеральным законом “О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76_1 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Федеральный закон о рейтинговых агентствах), – в размере 0,01 процента величины собственных средств (капитала) банка и 0,1 процента величины собственных средств (капитала) банка соответственно;

для указанного банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов в соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов, не находящегося под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации и не имеющего кредитного рейтинга (кредитных рейтингов), присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале одним (несколькими) кредитным рейтинговым агентством, внесенным Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, чья методология по осуществлению рейтинговой деятельности в отношении присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам подтверждена Центральным банком Российской Федерации на соответствие требованиям, предусмотренным Федеральным законом о рейтинговых агентствах, – в размере 0,1 процента величины собственных средств (капитала) банка и 1 процента величины собственных средств (капитала) банка соответственно;

для указанного банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов в соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов, не находящегося под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации и имеющего кредитный рейтинг на уровне не ниже “BBB-(RU)”, присвоенный банку по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации акционерным обществом “Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство”, и (или) на уровне не ниже “ruBBB-“, присвоенный банку по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации акционерным обществом “Рейтинговое агентство “Эксперт РА”, – в размере 2 процентов величины собственных средств (капитала) банка и 10 процентов величины собственных средств (капитала) банка соответственно;

для указанного банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов в соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов, и находящегося под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации, и (или) имеющего кредитный рейтинг на уровне не ниже “A-(RU)”, присвоенный банку по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации акционерным обществом “Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство”, и (или) на уровне не ниже “ruA-“, присвоенный банку по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации акционерным обществом “Рейтинговое агентство “Эксперт РА”, – в размере 5 процентов величины собственных средств (капитала) банка и 20 процентов величины собственных средств (капитала) банка соответственно.

2. Суммы банковских гарантий, установленные пунктом 1 настоящего постановления, применяются также в отношении банковских гарантий, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

Читайте также:
«Физиков» не заставят платить больше за имущество

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Банки с низким капиталом лишатся права выдачи гарантии налоговой уплаты

МИФНС № 46

Вы находитесь на официальном сайте Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по городу Москве. Межрайонная ИФНС по г. Москве регистрирующий орган города Москвы МИФНС №46 по городу Москве ведет реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП, и выдает выписки из реестра. Адрес сайта Федеральной налоговой службы России – www.nn46.ru

Вы находитесь на сайте посвященном работе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве. Официальный сайт МИНФС №46 по г. Москве. –>

+7(968)759-22-19

Адрес: г. Москва, Походный проезд, д. 3, стр 2.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Понятие банковской гарантии

Банковская гарантия служит инструментом обеспечения уплаты акциза в бюджет в случае несоблюдения ее получателем условий, необходимых для получения права на освобождение от уплаты акциза.

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Случаи применения банковской гарантии

1. В целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза

Банковская гарантия представляется в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза.

Кроме того, налогоплательщик имеет право представить в налоговый орган:

  • несколько банковских гарантий по объемам этилового спирта, закупаемым в одном налоговом периоде у нескольких поставщиков;
  • несколько банковских гарантий соответственно количеству партий этилового спирта, закупаемого в одном налоговом периоде у одного поставщика;
  • банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза части этилового спирта, закупаемого в одном налоговом периоде у одного поставщика, при одновременной уплате авансового платежа акциза в бюджет по другой части этилового спирта, закупаемого у этого же поставщика.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком, акциза за каждый налоговый период в течение срока действия банковской гарантии, в котором осуществлялась реализация алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции:

2. При осуществлении экспорта подакцизной продукции

Освобождение от уплаты акциза производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону. (ссылка на п.1 ст. 184 НК РФ)

Условие для освобождения от уплаты акциза:

  • представление в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии.

Требования к поручительству или банковской гарантии:

  • предусматривает обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

Сроки действия банковских гарантий

Срок действия поручительства банка (банковской гарантии) ≥ 9 месяцев со дня реализации подакцизных товаров на экспорт (см. п.2 ст.184 НК РФ)

Налогоплательщики — производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции имеют право:

В целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции и уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта.

Срок действия банковской гарантии

представить одну общую банковскую гарантию

≥ 12 месяцев следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка этилового спирта или совершались операции, признаваемые объектом налогообложения

Читайте также:
Московским бизнесменам нужна налоговая льгота на движимое имущество

Требования, предъявляемые к банковской гарантии, установлены п.12 ст.204 НК РФ

Сроки действия банковских гарантий

Срок действия банковской гарантии

Цель выдачи банковской гарантии (в целях освобождения от уплаты)
авансового платежа акциза

акциза при экспорте подакцизных товаров

авансового платежа акциза и акциза при экспорте (одновременно)

Что такое банковская гарантия для налоговых органов?

Выдача банковских гарантий является банковской операцией (ст. 5 Федерального закона от 2.12.90 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 15.11.10 г., с изменениями от 7.02.11 г.) (далее – Закон № 395-1) и выдавать ее согласно ст. 1 данного закона имеет право кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции.

Основные положения о банковской гарантии изложены в ст. 368–379 ГК РФ.

В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное.

В настоящее время наиболее актуальны банковские гарантии, предоставляемые налогоплательщикам в целях ускоренного возмещения НДС. Для таких гарантий установлены специальные требования (п. 6 ст. 176.1 НК РФ):

банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;

банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены настоящей статьей;

срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 8 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;

сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению;

банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

В соответствии с п. 4 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее – Перечень). Перечень ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Банка России, и подлежит размещению на официальном сайте Минфина России в Интернете. Согласно п. 4 ст. 176.1 НК РФ в качестве гаранта может выступать только тот банк, который соответствует установленным требованиям. Так, например, уставный капитал банка должен составлять не менее 500 млн руб., а собственные средства – не менее 1 млрд руб.

Банк России в письме от 1.06.10 г. № 04-15-7/2630, доведенном до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 15.06.10 г. № ШС-37-3/4049@, указал, что, поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, «выданные» филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как банковские гарантии, выданные самими банками.

Читайте также:
«Мир» может стать началом войны

Данная позиция обоснована в письме Банка России следующим образом.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиал не является юридическим лицом, он действует на основании положения, утвержденного создавшим его юридическим лицом. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и работают на основании его доверенности. Данные положения закреплены также и в ст. 22 Закона № 395-1.

Следовательно, филиал банка, включенного в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, размещенный на официальном сайте Минфина России в Интернете в разделе «Налоговая и таможенно-тарифная политика»*, вправе выдавать банковскую гарантию с подписью уполномоченного лица, которому соответствующей доверенностью предоставлено право от имени банка подписывать банковские гарантии.

При этом обязательным условием является наличие в доверенности записи о проставлении подписи уполномоченного лица на банковской гарантии.

Таким образом, доверенность должна содержать:

место и дату ее совершения (без этих сведений доверенность признается ничтожной);

срок, на который выдана доверенность. Если этот срок не будет указан (ст. 186 ГК РФ), она сохраняет силу только в течение года со дня ее совершения. Общий срок доверенности не может превышать трех лет;

наименование юридического лица, от имени которого выдана доверенность, его ИНН, место нахождения, фамилия, имя, отчество руководителя банка или другого лица, уполномоченного подписывать доверенность, и (в указанном случае) основания полномочий и реквизиты документов, подтверждающих такие полномочия;

сведения о представителе – физическом лице (должность, место жительства, паспортные данные);

перечень действий, на совершение которых уполномочен руководитель филиала (в их числе должно быть указано право на выдачу банковских гарантий на указанную в гарантии сумму).

Согласно п.п. 4 п. 6 ст. 176.1 НК РФ сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Банк обязан выдать гарантию на сумму, заявленную налогоплательщиком к возмещению из бюджета в налоговой декларации, даже если налогоплательщик не вправе применить заявительный порядок на всю сумму НДС, указанную им в декларации. Законодательством не предусмотрено предоставление банковской гарантии на часть заявленной к возмещению суммы одним банком и на другую часть – другим банком.

Согласно п.п. 5 п. 6 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (банка) в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия.

Надо иметь в виду, что поскольку гарантия выдается от имени банка как юридического лица (включая случаи, когда гарантия выдана филиалом банка), то исходя из п. 1 ст. 56 ГК РФ в случае недостаточности средств на корреспондентском счете филиала налоговые органы будут вправе реализовать право на бесспорное взыскание денежных средств в отношении любого из счетов, принадлежащих банку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: